Постановка сказки о глупом мышонке. Театрализованная игра по мотивам сказки С

Фролова Татьяна Владимировна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 6"
Населённый пункт: город Назарово, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "АРТ - терапия, как средство сохранения психологического здоровья детей".
Дата публикации: 05.02.2018
Раздел: дошкольное образование

Мастер - класс для педагогов ДОО «Арт-терапия как

средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников

мастер – класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт

– терапевтических технологий.

Задачи:

1. Научить педагогов способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих

характерных особенностей и предпочтений;

2. Научить развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки

поведения, мыслительную и речевую активность, мелкую моторику;

3. Способствовать проявлению детского творчества с нетрадиционным

материалом;

4. Формировать адекватную самооценку.

Основная часть:

Так что же такое педагогическая арт-терапия? В буквальном переводе это

понятие означает терапия искусством.

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие

способности самовыражения и самопознания.

Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку арт-терапия дает

выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять

собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это

метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием

своего внутреннего мира.

Согласно восточной мудрости, "картина может выразить то, что не выразит и

тысяча слов". По мнению В. С. Мухиной и других исследователей, рисунок для

детей является не искусством, а речью.

У каждой линии и у каждого цвета есть свой характер, свое настроение. С их

помощью ребенок передает все, что у него внутри. Все это указывает на то, что

педагогическая арт-терапия тесно связана с развитием эмоциональной сферы

ребенка, и является одной из разновидностей ее улучшения.

Рисуя, ребенок попадает в сказку, наполненной радостью, взаимопонимания,

А теперь давайте поговорим о видах арт-терапии:

Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с

использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на

психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в

психотерапевтических целях. Цель изотерапии - повышать эмоционально-

положительный фон, создавать благоприятные условия для успешного развития

Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок,

метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует

потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически

выражать те или иные жизненные сценарии. Сказки для сказкотерапии

коррекционные и многие другие. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка -

основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей,

которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со

взрослыми.

Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию

при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и

пассивным. При активной музыкотерапии ребёнок получает возможность

поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи

прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый

психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние

конфликты и достичь внутренней гармонии.

Игротерапия - вид психотерапии, в которой используется терапевтическое

воздействие игры, чтобы помочь ребенку преодолеть психологические и

социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.

Педагогическая арт-терапия - это волшебная страна. Там ребенок научится быть

самим собой, станет понимать чувства других, и использовать эмоции в качестве

средства общения. Помогут нам справиться с трудностями волшебство, юмор и

справедливое отношение к добру и злу, живущих в сказках, завораживающие и

удивительные звуки музыки, а также богатство образов и красок произведений

великих художников и самих малышей. К душе каждого ребенка важно найти

особый ключик. Наполняя внутренний мир малыша яркими впечатлениями,

помогая ему овладевать разнообразием техники и приемами рисования, радуюсь

каждой новой удаче вместе с ним. Все дети очень любят рисовать. В своих

маленьких шедеврах они передают свое отношение к окружающему миру и

дают возможность выплеснуться своему "Я".

Практическая часть:

1.Упражнение «Приветствие» (игровая терапия)

Ход упражнения: Вы знаете, как здороваются иностранцы? Иностранцы

здороваются вот так: европейцы при встрече друг друга пожимают руки,

эфиопы – прикасаются щеками, африканцы трутся носами. Предлагаю вам

участникам мастер – класс поздороваться с соседом слева по - европейски, с

соседом справа как эфиопы, Молодцы!

2. Упражнение «Лотерея» (игровая терапия)

Цель: развитие мышления, моторных навыков, воображения.

Инструкция: Перед участниками появляется волшебный сундучок, в нём

Каждый участник достаёт записку с заданием, зачитывает и выполняет.

Отгадать загадку,

Рассказать стишок,

Сказать комплимент соседу справа,

Произнести скороговорку «Мама мыла Милу мылом»,

Спеть куплет из любой песни,

Пройти по залу, как модель.

3. Мандалы для раскрашивания (изотерапия).

Мандалы – буддийские символы, совершенные круги, не требующие доработок.

Рисуются по разным случаям. Используется только всего 4 цвета: красный,

желтый, зеленый и синий. Раскрашивать нужно только цветными карандашами.

Раскрашиваются те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке,

закрашивая полностью или частично.

4. Сказкотерапия.

а) «Сочиняем сказку».

Вопрос на который вы должны ответить сказкой «Почему кактус колючий».

б) Рассказывание сказки «Снегурочка» сказка должна закончиться хорошо.

в) Рисование иллюстраций в «Книгу страхов».

5. Музыкотерапия.

Упражнение «Рисунки на спине».

Все встают по кругу, в затылок друг другу, на расстоянии чуть меньше

вытянутой руки. «Сейчас, − говорит психолог, − я расскажу вам сказку, которую

мы «нарисуем» друг у друга на спине. Приготовим «лист бумаги», «разгладим»

его (гладят ладошками спину впереди стоящего игрока). Итак, жил-

был медвежонок (рисуют пальцем фигурку). Он очень любил гулять по лесу.

Однажды он пошёл на прогулку (изображают пальцами идущие ножки).

Сначала он шёл медленно. Дорожка была ровная, а потом кривая, с резкими

поворотами (всё это изображается на спине). Светило яркое солнце (пальцем

рисуют солнце на спине партнёра). Солнечные лучики нежно ласкали спинку

медвежонка (ладошками гладят спину игрока). Вдруг появились тучи (рисуются

тучи). Начался дождь (показывают, как падают капли дождя). Затем пошёл град

(игроки стучат кулачками по спине). Дождь успокоился. Появились большие

лужи (рисуются лужи). Любимым занятием медвежонка было смотреть в лужи и

улыбаться своему отражению (пальцем рисуют веселые рожицы).

6. Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина».

Педагогам, предлагается написать на спикере одним словом оценку мастер –

класса и поместить на рисунки чемодана, корзины и мясорубки.

Чемодан – мастер – класс был им полезен и важен, они берут материал в свой

педагогический багаж.

Мясорубка – мастер – класс полезен и важен, но нужно его осмыслить,

«переварить».

Корзина – мастер – класс педагогам не интересен, не представляет для них

важность и в их практике не пригодиться.

Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арт-терапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Практически все круговые изо

бражения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, не выраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера.

«Персидский пастух пристально вглядывается в ночное небо и видит закручивающийся спиральный рисунок звезд. Американский ребенок выбирает карандаш и радостно раскрашивает лист бумаги, снова и снова двигая по кругу руку и кисть. Скандинавский жрец Бога Солнца становится на мокрый песок и рисует круг вокруг своих ног. Индийский паломник благоговейно обходит вокруг памятника, отмечающий просветление Будды. Тибетский монах берет кисть в руку для того, чтобы начать утреннюю медитацию: рисование традиционного кругового рисунка. Немецкая монахиня переживает видение Бога как светящегося колеса. Что общего у этих абсолютно разных людей? Все они подтверждают неотразимое для человека очарование круга» (Сьюзан Финчер). Один из самых интересных, и что важно, эффективных методов арттерапии – это работа с мандалой. В переводе с санскрита слово «мандала» означает «круг», а само изображение символизирует стремление к божественной гармонии. Изображения магических кругов (солнца, колеса, лотоса, а также кругов с вписанными в них треугольниками и квадратами) распространены не только в Тибете или Индии Например, многие американские индейцы рисуют мандалы, чтобы обрести утерянное душевное равновесие, поправить здоровье заболевшего члена племени. Мандала Навахо Ацтекский камень солнца Аркаим с высоты птичьего полета В христианской культуре также можно встретить множество мандал: это и элементы оформления готических храмов (розетки Окно-роза на центральном фасаде церкви Александра Невского в Петергофе, построенной в нео-готическом стиле Некоторые изобразительные приемы (например, на многих иконах Иисус изображается в окружении четырех евангелистов). «Спас в Силах» Андрея Рублева. Хильдегард из Бингена «Древо жизни» Божье око славяне плели тоже, как оберег для младенца и вешали над кроваткой или на любом месте, куда в первую очередь падает взгляд входящего в комнату человека. Считалось, что яркий красочный оберег притягивал внимание, и недоброе намерение или злые мысли, которые возможно нес в себе гость, оберег брал не себя, уберегая самого слабого в семье – младенца от негативного влияния. Очень многие орнаменты, которыми украшают пасхальные крашанки, представляют собой ни что иное, как мандалу – с теми же целями защиты от злых сил (оберег) и приближения к божественной гармонии. И то, что эти символы распространены в таких далеких друг от друга культурах, верный признак: коллективное бессознательное подсказывает людям, как обрести душевный покой. Славянское Ярило (птица Феникс) Занимаем «круговую оборону» Практически все круговые изображения, сложные или самые элементарные, не только приятны глазу, но и весьма полезны для психики. Дело в том, что когда мы рассматриваем симметричную мандалу (будь то тибетская мандала или нарисованная вами же ромашка), наше сознание расслабляется, а подсознание, наоборот, начинает активно работать и «приводить в порядок» все, что «засело» в нем и не давало покоя – какие-то опасения, невыраженные эмоции, новые впечатления. Все это как бы расставляется по своим местам, и в душе воцаряется мир и спокойствие. А освободившаяся от ненужного психика готова воспринимать новую информацию извне, и кроме того – лучше слышать свои внутренние ощущения. Христианская мандала Но ведь можно не только созерцать, но и творить! И это еще полезнее для нашего самочувствия и настроения. Допустим, вас что-то беспокоит (будь то вполне конкретная «злюка» или смутное волнение). Нарисовать мандалу - это первый шаг к тому, чтобы избавиться от неприятного переживания – вы отстранились от него, ведь теперь оно «живет» и на бумаге. К тому же, нарисовав мандалу, вы как бы «заключаете» эту эмоцию в круг, из которого ей будет не так-то легко «выбраться». А затем, трансформируя рисунок, ваше личное и коллективное подсознание подскажут выход из ситуации, помогут расслабиться и прийти в себя. Создавать мандалу можно не обязательно только тогда, когда вы эмоционально «взъерошены». Если у вас прекрасное настроение, вы чувстувуете душевный подъем и желание творить – рисуйте! И эти мандалы в будущем станут для вас проводником в хорошее настроение, помогут настроиться на позитивный лад. И обязательно зарисовывайте мандалы, которые могут появляться в ваших снах, что часто происходит, когда вы начинаете практиковать рисование. Эти рисунки могут многое рассказать о вашем сиюминутном состоянии и особенностях характера. Выберите время, когда вас никто не потревожит. Предупредите близких, чтобы не беспокоили вас в течение некоторого времени (полчаса-час). Приготовьте заранее несколько листов бумаги, лучше формата А3, краски, карандаши – все, что может понадобиться для рисования. Негромко включите музыку, которая позволит вам максимально расслабиться – это могут быть легкие инструментальные композиции, звуки природы, медитативная музыка. Лучше, чтобы она не вызывала у вас каких-то определенных ассоциаций. Сядьте с кресло или на пол так, чтобы ноги уверенно касались пола, спина и шея не напрягались, а руки свободно положите на колени, подлокотники или опустите вдоль тела. Обратите внимание на свое дыхание. Старайтесь дышать глубоко и медленно, в спокойном ритме. Представляйте, как воздух свободно проходит по вашему телу, вместе с выдохом унося напряжение. Если в голове появляются мысли, плавно возвращайте внимание к своему дыханию. Затем представьте, как перед вами появляется круг. Он может быть любым. Рассмотрите – какой у него контур, его цвет, толщина. Понаблюдайте, что происходит внутри него. Ваша картинка статична или она движется, куда-то перемещается? Изменяется ли что-то? Есть ли что-то за пределами этого круга? Когда вы достаточно рассмотрите ваш круг, можно снова сосредоточиться на дыхании и через несколько вдохов-выдохов плавно открывать глаза. Вспомните тот образ, который вы увидели во время медитации. Выберите цвет, которым вы хотите нарисовать границу вашего круга. Возьмите кисть или карандаш в руку и, держа ее над листом бумаги, начните в воздухе описывать круги. Когда ваша рука начнет двигаться свободно, плавно опускайте ее на бумагу и начертите круг. Теперь вы можете рисовать такую мандалу, какую хотите. Когда почувствуете, что рисунок готов, встаньте и посмотрите на него сверху вниз, прислушайтесь к своим ощущениям. Нравится ли вам нарисованная мандала? Главный критерий – не художественная ценность рисунка, а ваши собственные ощущения. Если вам некомфортно, представьте, что можно изменить в рисунке? Сделайте это. Лучше изменять уже нарисованную мандалу, но если почувствуете желание, можете нарисовать еще одну или несколько новых. Вы можете закончить рисование тогда, когда сами захотите. Подумайте, что бы вам хотелось сделать с вашими мандалами? Возможно, вам будет по душе идея развесить их на стенах или наоборот, спрятать подальше от любопытных глаз. А может, вы захотите чуть позже вернуться к рисункам и дополнить их чем-то новым? В любом случае, главный признак того, что вы все сделали правильно – это ваше состояние. Вы расслабились, чувствуете спокойствие и удовлетворение? Значит, волшебная мандала поделилась и с вами своей чудесной силой! 1. 2. 3. http://www.babychick.com.ua/index.php?c=page&m=stati&id=21 file://localhost/G:/арт-терапия/Для%20чего%20нужна%20мандал.html file://localhost/G:/арттерапия/Мандалатерапия%20_%20Центр%20поддержки%20и%20развити я%20«Перспективы».mht