Написал николай носов. Независимый горбушка — В

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, — пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, — мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась «взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать». Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка «Приключения Незнайки»

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.

Родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

Николай Николаевич Носов (10 ноября 1908 – 26 июля 1976) – наиболее крупный и известный советский писатель, создавший множество произведений для взрослых и детей. В 1952 году стал Лауреатом Сталинской премии третьей степени.

Детство

Николай Николаевич Носов родился 10 ноября в Киеве в многодетной семье. Его мать была безработной, а отец – эстрадным артистом, иногда подрабатывавшим рабочим на железной дороге. В далекие и тяжелые времена семья перебивалась как могла, стараясь прокормить трёх братьев и сестру. Однако денег едва хватало на пропитание, поэтому Носов впоследствии редко упоминал о своём детстве, называя его «темным и страшным временем невзгод».

С самого детства юный Николай очень любил концерты и спектакли, где играл его отец. Родители уже начинали думать о том, что в семье подрастает еще один театрал, однако дальше просмотров пьес дело так и не зашло. Зато, увидев и услышав на одном из концертов, как играют на разных музыкальных инструментах, Николай загорелся желанием пойти в музыкальную школу. Но мечта была неосуществимой из-за финансовых трудностей, поэтому, как бы компенсируя разочарование ребенка, отец дарит Носову-младшему скрипку. Радости мальчика не было предела… но ненадолго. Уже через несколько месяцев он понимает, что обучиться играть на скрипке – это отнюдь не так быстро, как может показаться, и бросает занятия, забывая о музыкальном инструменте раз и навсегда.

Когда Носову было 5 лет, он, как и вся его семья, серьезно заболел тифом. Для того времени это было естественным стечением обстоятельств, от которого ежемесячно гибли люди. Но, пережив страшную болезнь, Носов выжил и выздоровел, пусть даже и намного позже остальных.

В тот момент, как вспоминал впоследствии писатель, он впервые увидел, как плачет его мать:

«Только тогда я понял, что людям свойственно плакать не только от горя и несчастий, но и от большого, казавшего несбыточным, счастья».

Юность

Поскольку обычных средних школ на тот момент в его родном городе еще не было организовано, мальчик обучался в гимназии, которая в 1917 году была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, Николай был вынужден пойти работать, чтобы поддерживать свою семью. Но поскольку образования у него еще не было, а гимназия не являлась профильным заведением, ему отказывали во многих должностях и предлагали лишь подработку чернорабочим на заводах. Поняв, что это максимум, на что он может рассчитывать на данный момент, Носов устраивается сначала на угольный, затем на кирпичный заводы, где подрабатывает практически круглосуточно, при этом зарабатывая жалкие копейки.

На тот момент Носов увлекается химией и даже пытается поступить на один из факультетов Политехнического института города Ирпена, но его не берут по той же причине – образование в гимназии не соответствует профилю высшего учебного заведения. Тем не менее, отказываться от своей мечты юноша не желает, поэтому вместе со своим другом открывает небольшую химическую лабораторию, которая надолго становится его вторым домом.

«Помню, после окончания гимназии я очень сильно захотел посвятить себя науки. Многочисленные исследования, научные прорывы, люди в белых халатах – всё это казалось мне таким романтичным, несбыточным и захватывающим…».

Как и в случае с игрой на скрипке, в возрасте 19-ти лет Николай Носов бросает занятия химией и всерьез увлекается фотографией. Для того чтобы заниматься любимым делом, он поступает в Киевский художественный институт, а через полгода переводится в Московский институт кинематографии. Именно с этого момента Носов понимает, что всю жизнь гонялся за тем, что исходно нельзя было считать его родным делом. Он начинает работать режиссером и мультипликатором, каждый день открывая для себя все прелести этой творческой и невероятно интересной специальности.

Писательская карьера

После Второй мировой войны Носов открывает в себе писательский талант и начинает сочинять небольшие веселые рассказы для детей. Он старается не только сочинить нечто новое и интересное, но и создать произведение, которое максимально точно и четко опишет детскую психологию. К слову, он и сам старается изучить все детали этой сложной науки, чтобы иметь представление о том, как думают дети и что именно им хочется видеть в рассказах.

Дебютный рассказ Николая под названием «Затейники» выходит в 1938 году. Затем через месяц публикуются и другие произведения автора, такие как «Огурцы», «Живая шляпа», «Фантазёры», «Огородники». Абсолютно все они становятся невероятно популярными, а журнал «Мурзилка», публикующий их, увеличивает число своих читателей почти втрое. Позже все рассказы, выпущенные в тот период, входят в первый сборник писателя «Тук-тук-тук».

В 1947 году публикуется второй сборник под названием «Весёлые рассказы». На тот момент Николая Носова уже знают и любят не только в его родном городе, но и по всей стране, а миллионы детей засыпают каждый вечер именно под его интересные рассказы. Наиболее известным и популярным произведением того периода становится «Витя Малеев в школе и дома» (1951), за которое писателю вручают Сталинскую премию третьей степени.

В 1953 году выходят рассказы, которые сегодня известны на весь мир. Это цикл произведений «Винтик, Шпунтик и пылесос» и «Приключения Незнайки и его друзей». Казалось бы, обычные рассказы с элементами фантастики становятся одними из наиболее удавшихся произведений писателя, его визитной карточкой, ведь они обладают еще и развивающим смыслом, рассказывая маленьким читателям в игровой форме об азах экономики и даже предпринимательской деятельности.

Личная жизнь

Николай Носов дважды женился. Первой его женой стала журналистка по имени Елена. В браке родился удивительно смышленый мальчик Пётр, но счастливая семья пробыла таковой не долго – когда ребенку исполнилось 15, Елена умерла после неудачно перенесенной операции.

Второй раз Носов женится на аккомпаниаторе Татьяне, но детей от этого брака у него нет. Жена во всём поддерживает мужа, и в благодарность он посвящает цикл рассказов о Незнайке ей.

Николай Николаевич Носов; СССР, Киев; 10.11.1908 – 26.07.1976

Николай Носов известный советский писатель. Его произведения о Незнайке стали образцом детской литературы в нашей стране на многие годы. На книгах Н. Носова «Незнайка» выросло не одно поколение в нашей стране и сейчас рассказы Николая Носова выбирают множество родителей по всей стране. Ведь простые и добрые сказки советской эпохи являются отличной альтернативой современным детским книгам. Возможно, именно поэтому Николай Носов до сих пор входит , а его книги занимают высокие места среди самых читаемых книг.

Биография Николая Носова

Николай Носов родился в пригороде Киева в городе Ирпень. Он был вторым ребенком в семье из четырех детей. С детства он любил посещать концерты и спектакли, в которых играл его отец. Он был профессиональным актером. Все пророчили ему будущее артиста, но тяжелая ситуация в стране и условия жизни внесли свои коррективы. Так вся семья Николая Носова переболела тифом, и только по счастливой случайности некто не умер. Тогда маленький Николай впервые понял, что слезы могут быть не только от горя, но и от радости. Это понимание пришло вместе со слезами матери, которая много времени провела над кроватью будущего писателя.

Еще в гимназии Николай Носов увлекался фотографией, театром, электротехникой и многими другими вещами. Но уже с четырнадцати лет он работал торговцем, косарем и землекопом, чтоб помочь своей семье. А после окончания школы уже в 16 лет пошел работать разнорабочим на бетонный завод. В это время он с друзьями увлекся химией. Пробовал поступить в Киевский политехнический институт, но так как у него было не оконченное среднее образование не смог. Поэтому дабы обучение не мешало работе, Николай Носов поступил в вечернюю профшколу.

В 1927 году неожиданно для родителей будущий писатель Николай Носов изменяет свои планы, и поступает в Киевский художественный институт. Через два года он переводится в Московский институт кинематографии. Оканчивает его в 1932 году, и почти 20 лет работает режиссером и постановщиком научных, учебных и мультипликационных фильмов.

Первые рассказы Николая Носова читать появилась возможность в 1938 году. Рассказывая сказки своему сыну, он понял, что это у него получается и некоторые из них решил записать. Они были изданы в журнале «Мурзилка», а затем были объединены в сборник «Тук – тук – тук». Но этот сборник вышел уже после окончания войны, а за ним последовал еще один – «Ступеньки».

В 1953 году появляется первый рассказ Н Носова «Незнайка». Постепенно этот литературный герой становится очень популярен, и приносит Носову такую же славу детского писателя, как и его . Кстати, последнюю книгу цикла о Незнайке – «Незнайка на луне», многие экономисты называют лучшим произведением для детей по политэкономии. Кроме того у Николая Носова читать можно повести «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», которые также приобрели широкую популярность. Свои рассказы Николай Носов писал до самой смерти, которая произошла в 1976 году по естественным причинам.

Книги Николая Носова на сайте Топ книг

В рейтинги нашего сайта попал цикл книг Н Носова «Незнайка». Кроме достаточно высокого места в рейтинге , книга попала в . И учитывая, что интерес к книгам о Незнайке, повестям о Коли Синицыне и Вите Малееве с годами не уменьшается этот автор еще не раз попадет в рейтинг нашего сайта. А рассказы Николая Носова еще не раз будут представлены среди лучшей детской литературы.

Николай Носов список книг

  1. Тайна на дне колодца
  2. Мы и дети
  3. Повесть о моём друге Игоре
  4. Небольшая литературная энциклопедия
  5. Бабушка Дина
  6. Кванта смеха
  7. Витя Малеев в школе и дома
  8. Весёлая семейка
  9. Дневник Коли Синицына

Жизненный путь Носова.

Все взрослые и дети знают произведения с детства такого известного и замечательного писателя, как Николая Николаевича Носова. Даже в школе изучаются его многие произведения, а каждый ребенок еще с младенчества знакомится с его Незнайкой. Но вот жизненный, да и творческий путь его складывался довольно сложно.
Родился Николай Носов двадцать третьего 1908 года в Киеве. Его отец был актером эстрады. Еще в раннем детстве мальчик Коля поражал всех не только своей подвижностью, но и совершенно разнообразными увлечениями: шахматы, театр, музыка. Он даже пробовал самостоятельно сочинять стихи. Больше всего маленькому Коле нравилось бывать на эстрадных выступлениях, где его отец преображался и становился совсем другим человеком.
Несмотря на то, что материальное состояние семьи не было благоприятным, скрипку мальчику все-таки купили, но усердия Коли хватило лишь на несколько занятий, и дальше она была уже просто заброшена. А вот в школе он смог учиться лишь только до 7 класса, а дальше нужно было идти работать, чтобы семья не умерла от голода. Поэтому все дальнейшее образование Коли происходило самостоятельно. Работая простым рабочим на одном из заводов своего города, он очень скоро изучил программу десятилетнего образования и был образован не меньше других.
Но в это же время появляется еще оно увлечение у Носова – химия. Вместе с такими же друзьями, увлеченными химией, они создают свой кружок химического направления. Носов думает, что это его призвание на всю жизнь. Но оказывается, что никакого химического образования он получить не может, так как он отучился в школе всего лишь 7 лет.
Но все же у него появляется возможность поступить в художественный институт Киева, где учится несколько лет, начиная с 1927 года, а затем переводится на тот же факультет, но уже в Москве. Ему дается закончить успешно свое высшее образование. Это полученное отличное образование дало Николаю Носову и новую возможность: стать режиссером. Его работа теперь связана с «Союзкино».
Он женится, в семье появляется ребенок, которому он начинает рассказывать придуманные им же рассказы. Это занятие настолько увлекает Николая, что очень скоро его первый рассказ, написанный для сына, печатается в «Мурзилке». Потом еще один и еще.
Но в его творчестве были не только рассказы для детей, но и сатира, и даже автобиографические произведения. Его веселый Незнайка знаком всему миру, а многие его произведения переведены на самые разные языки.
Умер Николай Николаевич Носов в 1976 году, июле двадцать шестого числа. За всю свою жизнь он своим творчеством сделал много добрых дел, был награжден, имел звание и запомнился всем как добрый и отзывчивый человек.