Какие народы являются славянскими. Какие славянские народы самые «чистые»

27 февраля 1831 года, ровно 185 лет назад, в семье крупных помещиков родился сын — Николай Николаевич Ге, которому суждено будет стать выдающимся русским художником..

Происхождение

Трудно обойти стороной такую необычную фамилию, носители которой прославились, кстати, не только в живописи, но и на театральном поприще, как, например, младший брат Николая Ге — Иван. Происхождение фамилии объясняется довольно тривиально: ещё дедушка Николая Ге, носивший фамилию Gay, эмигрировал в Россию из Франции в конце XVIII века. Предки Ге, благодаря своему высокому происхождению, практически сразу же получили звание потомственных дворян Российской Империи.

Трудное детство

Николай Ге родился в Воронеже в 1831, во время, когда в центральных губерниях Российской Империи свирепствовала холера. Тяжелая болезнь не обошла стороной и дом потомственных дворян: мать Николая Ге скончалась, когда мальчику было всего три месяца. С того момента и до самого поступления Ге в Первую киевскую гимназию, то есть на протяжении десяти лет, воспитанием Николая занималась нянька из крепостных, выбранная отцом будущего художника.

Задатки художника

Способности молодого Николая к рисования проявились уже во время его обучения в Киеве, однако отец уже принял решение за своего сына: после окончания гимназии Николай поступил физико-математический факультет Киевского университета.

Императорская Академия художеств

Природная тяга к искусству буквально вынудила Николая переехать к брату в столицу, в Петербург, где он, правда, и дальше был вынужден учиться на математическом факультете, но уже Петербургского университета. Жизнь в Петербурге подарила Николаю возможность чуть ли не каждый день ходить в Эрмитаж и изучать лучшие образцы живописи тех лет. После двух лет таких походов Николай не выдержал — бросил университет и поступил в Императорскую Академию художеств.

Награда за смелость

В Академии художеств Николай Ге стал одним из самых прилежных учеников: день за днем он рисовал, пытаясь скопировать стили разных художников, в особенности Карла Брюллова. Через семь лет старания Ге были оценены по достоинству: в 1857 году Николай получил за работу «Саул у Аэндорсокй волшебницы» Большую золотую медаль, которая давала право отправиться за границу за счёт Академии. Николай не преминул воспользоваться этим шансом и в скором времени уже колесил по Германии, Франции и Италии. Таких путешественников от Академии называли тогда «пенсионерами», потому что в течение шести лет, пока художники или скульпторы совершенствовали своё ремесло, Академия выплачивала им пенсион, или пособие.

«Саул у Аэндорсокй волшебницы», 1856 год

«Торжество материализма и нигилизма»

Именно такой характеристики среди российских критиков удостоилась картина, над которой Ге долгое время работал во Флоренции. С «Тайной вечерей» произошла очень странная ситуация: цензура официально запретила воспроизводить эту картину в копиях (из-за неубедительности образа Христа), но сам оригинал был приобретен Александром II в личную коллекцию. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора, минуя звание академика.

«Тайная вечеря», 1863 год

Сельская жизнь

Коренной перелом в жизненной философии Николая Ге произошёл в 1875 году: тогда художник вдруг решил, что искусство не может служить средством жизни, но этим средством может быть только сельский труд. В течение четырех лет художник практически не работал над картинами, пользуясь кистью только из-за крайней нужды и рисуя портреты местных богачей из Черниговской губернии. В 1880 году Ге решил-таки написать ещё кое-что: в своей картине «Милосердие» художник нарушил все существующие тогда каноны изображения Христа (он изобразил Иисуса в образе нищего), за что, собственно, и получил негативные отзывы экспертов.

«Что есть истина?», 1890 год

До недавних пор никто не знал о дальнейшей судьбе картины, однако специалисты Третьяковской галереи с помощью рентгенограммы обнаружили под одной из наиболее известных картин Ге — «Что есть истина?» — как раз неудавшуюся работу «Милосердие».

Мастер портрета, религиозных и исторических полотен, один из художников-передвижников.

Портрет Николая Николаевича Ге работы художника Николая Ярошенко

Художник Николай Николаевич Ге родился в феврале 1831 года в городе Воронеже, в семье помещика Николай Ге, предки которого эмигрировали в Россию из Франции в конце восемнадцатого века.

Через три месяца после рождения Николая Николаевича от холеры умерла его мать и заботы о воспитании ребёнка легли на плечи няньки из крепостных. До 10 лет будущий художник жил в деревне, а в 1841 году поступил в Первую киевскую гимназию, где педагоги сразу отметили выдающиеся способности гимназиста к рисунку и прочили ему будущее большого художника.

Однако после окончания гимназии, по настоянию отца, Николай Ге поступил в Киевский университет на физико-математический факультет. Вскоре Николай Николаевич перебрался в Санкт-Петербург, к старшему брату, под предлогом продолжения обучения в Петербургском университете. Ге исправно посещал лекции в университете, а в свободное время изучал живопись на уроках рисования в Эрмитаже.

В 1850 году Николай Николаевич оставил университет и поступил в Академию художеств. Через семь лет, в 1857 году Николай Ге окончил академию с Большой золотой медалью и с огромным удовольствием использовал право на заграничную «командировку» за государственный счёт. Впоследствии художник говорил, что он «задыхался в царской России».

Ге посетил практически все страны Центральной Европы, а в Риме познакомился с русским художником А. Ивановым, чьё творчество просто поразило Николая Николаевича, и оказало очень глубокое воздействие на всю последующую творческую судьбу живописца.

Молодой художник, в большей мере, увлекался портретной живописью, после этого знакомства начал писать эскизы на библейские и исторические темы.

В 1860 году художник покидает Рим и обосновывается во Флоренции. Именно во Флоренции он начинает писать «Тайную вечерю». Эту картину он в 1863 году Николай Ге представит на осенней выставке в Петербургской академии. Полотно просто поразило публику, а официальная пресса назвала её «торжеством материализма и нигилизма». Цензура запретила воспроизводить картину в копиях. Впрочем, «Тайную вечерю» для своей личной коллекции приобрел российский император. А художнику, за эту картину, было присвоено звание профессора и, минуя звание академика, он был избран Действительным членом Императорской Академии художеств.

Тайная вечеря

Николай Ге недолго жил в Петербурге и вскоре, в начале 1864 года, вернулся во Флоренцию, где начал с удвоенной энергией писать эскизы на евангелистические сюжеты. Во Флоренции был написан и портрет А. Герцена, который уже был объявлен государственным преступником. Писать портрет политического эмигранта для профессора и члена Императорской академии – это было делом опасным. Можно было легко лишить и званий, и, что было немаловажным, положенным для этих званий должностным окладам.

В 1867 году художник выставляет на очередной выставке в Петербургской академии свою картину «Вестники Воскресенья», но эту картину для выставки не принимают. Друзья художника выставляют эту работу Николая Ге в Художественном клубе, но картина у публики успеха не имеет. Такая же судьба постигла и картину «Христос в Гефсимаском саду».

Вестники воскресенья

Христос в Гефсиманском саду

В 1869 году Николай Николаевич Ге возвращается в Петербург и начинает активно работать с «Товариществом передвижных художественных выставок». Для первой передвижной выставки художник написал полотно «Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» - картина была очень тепло принята публикой и вскоре была приобретена Павлом Третьяковым для галереи.

Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе

Шесть лет, с 1869 по 1875 годы, художник работает в Петербурге, пишет портреты «известных русских интеллигентов», создаёт несколько полотен на исторические темы. Однако, его картины не имеют успеха.

Материальные проблемы заставляют Николая Ге покинуть Петербург и поселиться в небольшом хуторе Черниговской губернии. Художник решил оставить живопись и заняться вопросами морали и религии.

Однако, тяжёлое материальное положение заставило его писать «заказные» портреты для местных состоятельных граждан, которые были готовы платить за труд знаменитого столичного художника. Ге пишет ряд работ на религиозную тему, но эти работы не принимают и критика, и общество. Картины не принимаю в России, не имеют они успеха и за рубежами империи, куда их вывозят друзья Николая Николаевича.

Скончался Николай Николаевич Ге на своём хуторе в июне 1894 года.

Картины художника Николая Николаевича Ге

Совесть. Иуда

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила

Христос и Пилат. В чём истина?

Перевозка мрамора в Карраре

Портрет поэта Н.А. Некрасова

Распятие

Портрет Л.Н. Толстого

Портрет жены художника А.П. Ге

Мост в Вико

Лейла и Хаджи Абрек

Автопортрет

Портрет Николая Ге, внука художника

Портрет Н.И. Костомарова

Портрет писательницы и общественной деятельницы Е.О. Лихачевой

Портрет неизвестной в голубой блузе

Портрет М.П. Габаевой

Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский

Портрет Софьи Андреевны Толстой с дочерью Александрой

Царь Борис и царица Марфа

Морской залив в Ливорно

(1831-1894)

Николай Николаевич Ге, знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университета. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, миную звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В 1867 Николай Николаевич заканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду». В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной. В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и уехал на Украину, где купил небольшой хутор. Он на время отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты - «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие». В то же время он пишет портреты своих современников, а также автопортрет. Ге делает иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. Судьба его последних работ сложилась весьма драматично: картину "Милосердие" (1880) он уничтожил; работа "Выход с тайной вечери" (1889) была подвержена критике церковной цензурой; картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа; первый вариант "Распятия" (1892) он уничтожил, а еще один вариант "Распятия" в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире и т.д. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.

А. С. Пушкин в селе Михайловском.

Николай Николаевич Ге — знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, искусный пейзажист.



Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Раннее детство Николая прошло в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончании гимназии поступил на физико-математический факультет сначала Киевского, потом Петербургского университета. В 1850 Николай Ге бросил университет и поступил в Академию Художеств, где занимался под руководством П. Басина. В академии Ге пробыл семь лет. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 получил малую золотую медаль.


Ахиллес, оплакивающй Патрокла. 1855.


С этого холста до зрителя доносится не только отзвук библейской драмы - за год до этого скончался Николай I, а мифическому деспоту Саулу (именно ему был уподоблен русский царь в герценовской «Полярной звезде») пророк на полотне предрекает скорую гибель. Грозной тени пророка Самуила Ге придал в картине черты горячо любимого критика Белинского. Ге показал, что он не только прирожденный колорист, но и мастер, способный пережить плоды фантазии собственным сердцем. За полотно художник был удостоен большой золотой медали, что дало ему право шестилетнего пребывания за границей в качестве пенсионера Академии художеств. В Париже на него сильное впечатление произвели Салон 1857 года и посмертная выставка Поля Делароша. В Риме он познакомился с Александром Ивановым.

Портрет жены художника А.П. Ге. 1858.

Николай Ге на время бросает работы на исторические темы и пишет с натуры, совершает поездку в Неаполь, где пишет множество этюдов. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию. В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Картина произвела фурор, близкий тому, какой в свое время произвел Брюллов холстом «Последний день Помпеи».



Весь Петербург устремился на выставку в Академию художеств. Поразившая всех новизна подхода к мифическому событию заключалась в его коренном переосмыслении. Гё отнимал у евангельского сюжета его церковный смысл, а у образов апостолов - каноническую духовность. Христос оказывался у художника человеком и только человеком, более того, кощунственно приобрел портретное сходство с издателем «Колокола» Герценом. А в негодующем апостоле Петре узнавался сам автор необычной «религиозной» картины. Но еще более неожиданным был образ Иуды. Мастер сделал все, чтобы это действующее лицо оказалось «титаническим» (выражение самого Гё). Позднее, раскрывая свой замысел, Гё говорил, что на «Тайной вечере» происходит «разрыв между одним учеником и любимым учителем, тот разрыв, который совершается среди нас из рода в род, из века в век». Картина Ге произвела на публику сильное впечатление. За «Тайную вечерю» Ге получил звание профессора, минуя звание академика.


Тайная вечеря. 1866.

В начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и другие), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Герцен с готовностью согласился позировать и, как вспоминал Ге, приходил на сеансы с «немецкой точностью». Герцен заметил в письме, что Ге исполняет его портрет по-рембрандтовски, и эта брошенная вскользь фраза имеет глубокое содержание. Художник намеренно выбрал поясной тип портрета, сосредоточил внимание только на лице, исключив даже изображение рук, создал портрет биографию выдающейся личности, находящейся на переломе жизни. Он прозрел прекрасное прошлое ставшего борцом аристократа и безрадостное настоящее эмигранта, оторванного от корней и все менее понимаемого родиной.



В 1867 году Николай Ге закончил свою картину «Вестники Воскресения», и Николай Ге посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Друзья художника выставляют его картину в художественном клубе, но она успеха не имеет. Та же участь постигла и новое его произведение, «Христос в Гефсиманском саду».

В Гефсиманском саду. 1869.

В 1870 году Николай Ге возвращается в Петербург. Неудача с его последними картинами на религиозные темы заставила Ге оставить на время подобные сюжеты, и он вновь обратился к истории, на этот раз русской, ему родной и близкой. На первой выставке передвижников в 1871 году Ге выставил картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе».


Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871.



По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и под влиянием этого увлечения задумал эту картину». Психологизм, противостояние двух мировоззрений - делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. В ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, - говорил художник. - Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» Ге добился главного: смертный приговор готов подписать не чуждый сомнениям венценосный палач, а раненый в самое сердце отец, все взвесивший политик, но еще колеблющейся человек. Таких многомерных характеров не знала еще русская историческая живопись.


Портрет А.Г. Слюсаревой. (Гапка с волами). 1875.

На портрете - Агафья Игнатьевна Слюсарева, впоследствии жена Н. Н. Ге, сына художника


Портрет А.А. Потехина. 1876

Портрет драматурга А. А. Потехина - последний холст петербургского цикла. Автор «мужицких» драм, человек, много переживший, знавший русскую деревню не понаслышке,- таков Потехин на полотне. В нем как будто до предела натянуты некие внутренние струны, тяжелая узловатая рука со вздувшимися венами намертво перехвачена другой, судорожно сведены брови - это самый напряженный, полный трагического надрыва образ Ге 1870-х годов. Спокойная обстоятельность живописной манеры здесь исчерпала себя, еще шаг, и она взорвется.

Поздние картины Николая Ге

В 1875 Николай Ге навсегда покидает Петербург и переселяется на Украину, где купил небольшой хутор. В 1884 году Ге написал портрет Л. Н. Толстого, с которым он познакомился в Москве в 1882 .

Затем последовал новый ряд картин Ге на религиозные сюжеты — «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие» в нескольких вариантах.


«Что есть истина?». Христос и Пилат. 1890.

Ге в первые написал картину-притчу. В ней все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном - «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Снова его полотно возбудило яростные споры. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», - писал обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев Александру III . Картина Ге "Что есть истина?" вскоре была запрещена. Толстому картина понравилась и он уговорил Третьякова приобрести ее, но картина еще долго находилась в запасниках.



В это время Ге пишет портреты Лихачёвой, Костычева, Н. И. Петрункевича, автопортрет. Делает рисунки к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст Л. Н. Толстого.


Автопортрет. 1893.


Дорога в лесу.


Мост в Вико

Портрет Н.И.Костомарова. 1870.

Общепризнанным мастером портрета, а также создания полотен на исторические и евангельские сюжеты стал выдающийся российский живописец Николай Николаевич Ге. Художник необычайного дарования, он занял прочное место в истории отечественного искусства как представитель нового тогда реалистического направления.

Детство и юность

Николай Николаевич Ге, художник, портрет которого представлен в начале статьи, родился 27 февраля 1831 года на хуторе Ивановском Черниговской губернии, в помещичьей семье. Непривычной для русского слуха фамилией он обязан своему деду, иммигрировавшему из Франции в конце XVIII века. В оригинале она пишется - Gay. Рождение ребёнка совпало со страшной эпидемией холеры, свирепствовавшей во многих российских губерниях и унесшей жизнь его матери, когда Николай только появился на свет. С этого времени все заботы о нём были возложены на одну из крепостных женщин отца.

Согласно традициям той эпохи, своё начальное образование мальчик получил дома, а позже был привезён в Киев, где поступил в гимназию. Есть свидетельства того, что уже в тот период преподаватели отмечали у него незаурядный талант к рисованию, однако у отца были на его счёт иные планы. По окончании гимназии он настоятельно рекомендует сыну поступать в Киевский университет на математический факультет.

Из университета в Академию художеств

Противиться воле отца Николай не решился, но местом своей учёбы избрал не Киевский, а Санкт-Петербургский университет, где и был зачислен на математический факультет. Однако не об этом мечтал Николай Ге. Художник, а не математик жил в его душе и всё ясней заявлял о себе. Всё свободное от занятий время он проводил в Эрмитаже, копируя полотна признанных мастеров.

Итог был вполне предсказуем - в 1850 году Николай покидает университет и становится студентом Здесь он попадает в класс превосходного педагога, и весьма известного в те годы петербургского художника П. Басина. В стенах академии он провёл шесть лет, постигая секреты мастерства и пытаясь подражать живописцам, чьи работы произвели на него особенно сильное впечатление.

Его главным кумиром тех лет был Карл Брюллов, и, по мнению многих искусствоведов, художник Николай Ге явно находился под влиянием его творчества. Получив в 1857 году за успешное написание дипломной работы право на поездку в Европу за счёт академии, он покидает Россию. За время своего путешествия он посещает Швейцарию, Германию, Францию и Италию.

Успех и признание

В Риме происходит встреча с другим его кумиром тех лет - А. Ивановым, работавшим над эскизами на библейские сюжеты, которыми искренне восхищался Николай Ге. За границей, как и ранее, он уделяет много времени написанию портретов. Одним из наиболее удачных его произведений того периода является созданный в 1858 году портретный этюд жены. Но основной его темой остаются библейские и классические сюжеты.

В 1861 году, вернувшись из-за границы, Николай Ге показывает на очередной выставке в Академии художеств свою новую картину «Тайная вечеря», которая явилась своего рода сенсацией. Несмотря на восторженный приём публики, цензура отнеслась к ней крайне враждебно, обвинив автора в пропаганде материализма и нигилизма. Было даже запрещено делать с неё копии.

Всё изменилось, когда полотно для своего собрания купил лично император Александр II, что сразу сделало художника всенародно известным. В свою очередь, Академия художеств, признавая высокие достоинства полотна и выражая солидарность с мнением государя, поспешила поощрить Николая Ге. Художник был удостоен профессорского звания.

Снова в Италии

Окрылённый успехом и уже официально признанный, художник Ге Николай Николаевич в 1864 возвращается в Италию, где создаёт много эскизов на сюжеты из Нового Завета. Одним из наиболее ярких событий того итальянского периода становится его встреча с Герценом и работа над его портретом.

Нельзя не признать всю рискованность этой затеи, ведь Герцен официально числился государственным преступником, скрывающимся за границей от правосудия, и создание его портрета могло быть расценено как политический жест. Однако именно это полотно, выполненное в рекордно короткий срок - всего за пять сеансов, - признано лучшим из написанных им портретов. К великому огорчению Николая Николаевича, его картина «Вестники Воскресения», завершённая и отосланная на родину, не имела успеха у публики. В 1869 году художник возвращается в Россию.

Последний петербургский период

Оказавшись в самой гуще столичной жизни, Ге вступает в союз будущих художников-передвижников и активно участвует в подготовке их первой выставки, открывшейся в 1871 году. На ней он показывает публике свой наиболее известный в наши дни шедевр «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина, получившая заслуженное признание у посетителей выставки, ещё в мастерской художника была куплена П. Третьяковым - известнейшим российским коллекционером и меценатом.

За последующие четыре года, проведённые в создаёт галерею портретов наиболее ярких представителей российской интеллигенции. Среди них И. Тургенев, Н. Некрасов и ряд других. В этот же период увидел свет созданный им скульптурный портрет В. Белинского.

Отъезд на Украину

В 1875 году Николай Николаевич навсегда покидает Санкт-Петербург и, переселившись на Украину, приобретает дом в Черниговской губернии. Причиной его отъезда исследователи считают творческую неудовлетворённость и материальные проблемы, обострившиеся к тому времени. Оказавшись вдали от столичного шума, Ге почти полностью прекращает занятия живописью и всецело посвящает себя вопросам религии и морали. Только крайняя нужда заставляет его браться за кисть и писать на заказ портреты местных богачей.

Творческий подъём в конце жизни художника

В 1882 году Ге едет в Москву. Это стало началом нового творческого подъёма, ознаменовавшегося созданием таких полотен, как «Выход с тайной вечери», «Иуда», «Что есть истина» и других работ на евангельские темы. Одной из последних его картин стол автопортрет художника, написанный им за год до смерти. Художник Ге, биография которого неразрывно связана с его творчеством, скончался 13 июня 1894 года. По мнению исследователей, главной его заслугой можно назвать создание реалистического направления в картинах на евангельские сюжеты. Этим русский художник Ге внёс вклад в мировую живопись.