Как подобрать репертуар соответствующий вокальным возможностям. Подбор репертуара к концерту для начинающих вокалистов

Современные педагоги в музыкальных школах часто сталкиваются с тем, что подросток не хочет петь ту или иную песню или романс, и все попытки переубедить его приводят к осложнениям и конфликтам. Зачастую подросток отказывается не только исполнять романс, который ему не нравится, но и может вообще перестать ходить в музыкальную школу. Чтобы правильно разобраться в этом вопросе, нужно учитывать все возрастные особенности подростков. О них вы и узнаете в этой статье.

Возрастные особенности подростка

Для этого возраста характерна не только повышенная ранимость, но и желание произвести впечатление. Ему хочется показаться ярким, эффектным и красивым, чтобы его оценили и одобрили и, чем меньше любви он получает в своём окружении, тем острее это чувство. Также он становится чувствителен к насмешкам, поэтому для него важно, чтобы романс, который он будет петь со сцены, выгодно подчёркивал его сильные стороны, как вокалиста, и как человека. Поэтому для того чтобы правильно подобрать ему репертуар, нужно учитывать такие возрастные особенности подростка, как:

  1. Стремление к эффектности. Исполняя романс, подросток хочет чувствовать себя не просто исполнителем, а звездой. Для этого его репертуар должен быть интересным, передающим чувства, знакомые самому подростку и соответствующие его восприятию.
  2. Страх, что его осудят или над ним посмеются. Он тоже характерен для подросткового возраста, поэтому, если в вокальном произведении есть места, которые ему непонятны и вызывают смущение, он просто может отказаться от его исполнения и решить, что «классический вокал ему не нужен, так как там неинтересные произведения». И тут нужно тоже быть внимательным при подборе репертуара.
  3. Наличие новых интересов. В подростковом возрасте юноша или девушка может решить, что классика никому не нужна и лучше он будет заниматься эстрадным вокалом или вообще выбрать танцы. Удержать интерес можно только ярким и понятным ему репертуаром, содержание которого поможет подростку раскрыться. Немалый эффект произведут и красивые аранжировки, которые позволят подростку почувствовать себя на сцене не хуже популярной звезды.
  4. Выбирая произведения о любви, нужно учитывать возрастные особенности подростка, точнее, его восприятие. Тут многое зависит от конкретного характера и темперамента. Есть юноши и девушки, которые воспринимают лёгкие произведения, без сильного драматизма. А некоторые, наоборот, уже в раннем возрасте могут прекрасно передать характер героини Кармен. Так что преподавателю по вокалу стоит обратить внимание на представления о любви конкретного подростка, чтобы подобрать ему репертуар, который будет понятен ему и поможет раскрыться.
  5. Яркое проявление характера. Именно тогда, когда подросток начинает упрямиться, проявлять характер и показывать себя, видно, какой у него темперамент и восприятие окружающего мира. Обычно в это время начинает проявляться уже сформированный характер со своими особенностями. Кто-то становиться ярким и кокетливым, чертёнком в юбке, а кто-то превращается в мечтательную гламурную девушку, нежную и легкоранимую. Исходя из этих особенностей и стоит подбирать произведения. Не стоит из скромницы делать Кармен и наоборот. Лучше, чтобы в произведении проявлялись черты характера подростка, тогда ему будет легко его исполнять.

Как влияет восприятие подростка на выбор репертуара

Выбирая романс, стоит проанализировать его содержание и подумать, впишется ли он в восприятие подростка. Есть романсы, которые хорошо звучат в исполнении зрелого мужчины. В них есть слова о глубокой драматичной любви, о годах, которые пролетели незаметно. Их давать подростку не стоит, так как он не сможет передать его настроение, эмоции и характер. Зато песни и романсы о первой любви, влюблённости, нежности или, напротив, предательстве, подросток сможет передать, если они соответствуют его восприятию. Также романс должен эффектно показывать и самого подростка. Например, романс «Я вас любил» будет красиво звучать в исполнении подростка, который легко относиться к неудачам и не склонен драматизировать ситуацию. У ранимого и замкнутого подростка этот романс будет навевать тоску как на него самого, так и на слушателей. Поэтому при выборе репертуара стоит учитывать восприятие подростка и его сформированный характер.

Как создать имидж подростка-вокалиста

Основной секрет, как создать имидж подростка-вокалиста, состоит в том, чтобы выгодно преподнести его особенности публике. Обыграть красиво можно всё что угодно. Подросток отличается вспыльчивостью и нетерпеливым характером? Ему стоит подобрать репертуар, где он может красиво преподнести свою необузданность. Он отличается замкнутостью? Лирические романсы, носящие не слишком эмоциональный характер – то, что вам нужно. Подросток отличается весёлым нравом? Подвижные романсы или, напротив, драматичные произведения будут звучать у него легко и красиво. После этого стоит продумать его образ, костюм и послание, которое он должен будет передать зрителям во время исполнения. Составить целостный образ вам помогут уроки актёрского мастерства. Вот из таких мелочей и складывается имидж подростка-вокалиста.

Как подобрать репертуар подростку

  1. Обязательно давайте в записи романс или песню прослушать будущему исполнителю. Хотя композиторы и не писали произведения для этого возраста, романсы и песни для юношей и девушек должны быть в арсенале любого преподавателя.
  2. Посмотрите и проанализируйте текст. Подумайте, чем он может быть интересен подростку. Интересный репертуар для подростка всегда проще исполнять, чем петь то, что не нравиться.
  3. Каким он показывает подростка? Такой ли он на самом деле? Девушкам не стоит петь мужские романсы и наоборот. Не нужно, чтобы они смотрелись смешно со сцены.
  4. Романсы и песни для девушек и юношей не должны быть трагичными. Интересный репертуар для подростков должен быть позитивным и по возможности оптимистичный.

Примеры

«Осенние листья» Макроусова;

«Вернись в Сорренто»

Каччини «Аве Мария»

Подбор репертуара для начинающего певца - сложная, но очень важная задача, которая стоит перед педагогом. От того, насколько методически грамотно и творчески целесообразно она будет осуществлена, во многом зависит успех индивидуальных занятий, динамика выявления и раскрытая развития творческого потенциала ученика, его становление в певческом умении.

Основным вокально-педагогическим репертуаром для начинающего певца могут служить - вокализы, старинные арии (ариозо, ариетты и т.д.), несложные романсы, народные песни и произведения композиторов-песенников (песни из кинофильмов, музыкально-театральных постановок и т.д.).

Работа над репертуаром должна помочь выявить:

  • - творческую индивидуальность студента,
  • - раскрыть своеобразие его неповторимого «Я»,
  • - воспитать эстетический вкус и сформировать чувство художественной меры при исполнении,
  • - сформировать основы вокально-технического мастерства у начинающего певца.

Классические вокализы Ф. Абта, Н. Ваккаи, Г. Зейдлера, Дж. Конконе, В. Лютгена могут оказать существенное подспорье на первом этапе обучения певца. В ходе их исполнения основное внимание может быть направленно на звукообразование и звуковедение, формирование основных технических элементов, без которых дальнейшая работа над произведением невозможна - развитие певческого дыхания, опоры звука, чувства резонирования, пения, кантилены или беглости и т.д. При работе над вокализами большое значение играет момент контроля над мышечным напряжением и чистотой интонирования.

Вокализы являются хорошим переходным материалом от упражнений к художественным произведениям с текстом для всех учеников. Они написаны с определенной педагогической задачей, которую надо решить в каждом отдельном случае (спеть определенный интервал, форшлаг, группетто, синкопу и т.д.). Педагог, выбирая вокализ для своего ученика, должен проанализировать его с точки зрения имеющихся в нем трудностей, и в первую очередь обратить внимание на темп, в котором его необходимо спеть, ритмические трудности и проследить мелодическую линию.

Исполнение вокализов, поможет молодому певцу, наконец, легче понять и проанализировать музыкальную фразу и музыкальную форму, являющимися основой при исполнении любого произведения.

Художественные произведения, разумно подобранные, являются основным средством воспитания певца. Однако, такие исполнительские жанры, как ария, романс, народная песня, имеющие свои специфические особенности, по-разному способствуют формированию певца в процессе его обучения. Рассмотрим их несколько подробнее для составления более полной характеристики.

Ария -- это наиболее сложная сольная вокальная форма. Как правило, она входит в состав крупного вокально-симфонического произведения и представляет собой законченный сольный эпизод, который может исполняться совершенно самостоятельно. Реже встречаются арии, написанные композиторами специально, в виде музыкальной пьесы для какого-нибудь инструмента, либо голоса певца. Ария требует от певца особенно внимательного знакомства с тем произведением, в которое она входит.

Певец-исполнитель арии должен уметь создать образ героя, сохраняя при этом все детали, штрихи и выдерживая определенную драматическую ситуацию произведения. Эти требования распространяются и на другие сольные жанры оперной литературы, выполняющие функции арии, как, например, ариетта, ариозо, каватина (часто встречаются и другие названия сольных оперно-ариозных жанров, как, например, рондо, соло, куплеты, романс, монолог, песня, письмо, грёзы, слёзы, легенда и т. д.).

Ария в большей степени, чем другие вокальные жанры, способствует овладению вокально-исполнительской стороной бучения, а также и вокально-техническими приемами пения.

В начале обучения певца, как правило, следует по возможности избегать включения в его учебный репертуар вокально-педагогического ариозного материала, за исключением тех произведений этого жанра, которые не являются трудными. Большинство же произведений ариозного характера сложны для исполнения и требуют определенной вокально-исполнительской зрелости. Во всяком случае, в вокально-педагогической литературе почти невозможно найти необходимый для начального периода обучения певца ариозный материал для басов, баритонов, контральто и меццо-сопрано. И только такой учебно-педагогический репертуар имеется в очень ограниченном количестве для сопрано и меньше для тенора.

Романс -- это наиболее развитая вокально-песенная форма. В развитии и формировании певца романс играет большую роль, он способствует, главным образом, художественно-выразительной стороне обучения, прививая певцу специфические приемы камерного тиля исполнения.

Романс следует рассматривать как синтез трех видов искусств: поэзии, пения и инструментальной музыки, органически слитых между собой. Романс требует от певца достаточной музыкально-художественной и вокально-технической подготовки. Особенно это касается романсов Чайковского, Рахманинова и Римского-Корсакова, которые очень трудны в "вокально-техническом отношении, так как содержат сложные интонационно-мелодические обороты и тонкие штрихи художественно-выразительного пения, требующие высокого мастерства от исполнителя. Поэтому педагогу не следует в начале обучения певца включать в репертуар непосильные и сложные произведения этого жанра. В этот период обучения наиболее целесообразно применять романсы Варламова, Титова, Гурилева, Даргомыжского, Алябьева, Булахова, Дюбюка. Главное, чтобы их тесситура, вокально-ритмический рисунок, динамический диапазон не вызывали трудности у начинающего певца.

Песня представляет собой наиболее демократический, распространенный и массовый жанр вокальной литературы. Она, так же как романс и ария, способствует развитию у певца музыкально-исполнительских навыков. Но песня требует более простых, доступных для многих исполнителей средств выразительности, при сохранении всех ее художественных ценностей. Благодаря этому песня является очень полезным жанром вокально-педагогического репертуара, особенно в начале обучения певца.

Существует множество песен -- классических, старинных, современных -- героического, драматического и лирического характера, которые представляют собой великолепный педагогический материал для воспитания начинающего певца и развития его голоса.

Среди репертуара данного жанра целесообразными можно считать такие произведения, как Будашкин «Песня Настеньки» (из кинофильма «Аленький цветочек») или Дунаевский «На луга-поляны».

Особенно полезным художественным материалом для обучения певца является - народная песня . Она содержит в себе неоценимые богатства содержания, чувств, настроений и образов. Ее ценность заключается в том, что во-первых, она несет в себе характерные особенности музыкальной культуры того народа, к которому она принадлежит, и, таким образом, заставляет исполнителя проникаться этими особенностями. А во-вторых, являясь в большинстве своем несложным, доступным для многих исполнителей произведением, народная песня построена на естественных мелодических интонациях и оборотах музыки, что в вокально-педагогической практике способствует правильному развитию голоса певца.

Народные песни имеют большое значение в процессе воспитания певца-музыканта, так как имеют высокоидейное, мудрое содержание, разнообразие и разнохарактерность мелодических построений, основанных на национальных особенностях народного творчества.

Таким образом, все жанры вокально-педагогической литературы, имеющие свои специфические особенности, служат одной общей цели -- цели воспитания и обучения певца.

Задача подбора репертуара в музыкальных училищах и вузах в известной мере облегчается наличием разработанных программ по сольному пению, включающих репертуарные списки. Эти списки составлены для всех типов голосов по курсам. Очень важно, чтобы ученики не пели завышенный репертуар, как это бывает часто на практике. Это приводит к тому, что молодые, неокрепшие голоса теряют свежесть тембра, появляется сипота и качка в голосе. Если произведение завышенной трудности, ученик, как правило, стараясь его исполнить, начинает форсировать звук, что совершенно недопустимо.

Педагогу полезно использовать в работе хрестоматии вокально-педагогического репертуара. Такие работы, проверенные временем на практике, существуют. Например, хрестоматии, составленные Е.Милькович, С.Фуки и К.Фортунатовой, Г.Аденом; «Детский альбом» П.Чайковского, «Альбом для юношества» Шумана; сборники для начинающих под редакцией М.Агина («Репертуар начинающего певца», «Вокальная музыка старых мастеров» в трех томах).

Очень непросто обстоит дело с исполнением музыки современных композиторов. Они, к сожалению, не понимая того, что слух начинающего певца, да и студента вуза, не подготовлен к новым гармоническим оборотам, к сложному языку новой музыки. Обижаться на то, что их произведения мало исполняются, это не выход из положения. Надо хорошенько продумывать тесситуру нового произведения, его ритмические особенности, а не писать, например, произведение, где внизу диапазон для баритона, а наверху тенора и т.д. Произведения, написанные без учета особенностей певческого голоса, могут принести несомненный вред, или в лучшем случае будут долго лежать «на полке».

Еще раз хотелось бы напомнить, что составляющие индивидуальный план студента произведения должны быть как с вокально-технической так и с художественно-исполнительской точек зрения ему доступны. Вместе с тем исполняемый студентом репертуар должен способствовать профессиональному становлению и творческому росту студента, обеспечивать раскрытие его творческой индивидуальности в процессе становлении певческого умения. Производя художественно-дидактический анализ произведений, необходимо оценить:

  • - диапазон сочинения;
  • - драматургию и образ музыкального интонирования, художественный смысл творческих задач;
  • - преимущественный уровень музыкальной тесситуры;
  • - степень драматической насыщенности музыкально интонируемого образа
  • - возможность реализации студентом музыкально интонируемой драматургии сочинения;
  • - взаимодействие музыкального и поэтического текстов;
  • - особенности ансамбля инструментальной и вокальной партий

В середине позапрошлого века, на заре отечественного консерваторского образования А.Г.Рубинштейном публиковались списки произведений, рекомендуемых для прохождения в классах сольного пения, которые служили ориентиром для избрания педагогического репертуара. Обеспечивая вокально-техническое оснащение студента, эти произведения способствовали выявлению и раскрытию его вокальной фактуры и исполнительского дарования в процессе становления певческого умения. К, сожалению, сегодня начинающий певец иногда может исполнить арию Снегурочки, Кармен, Ленского или даже Германа.

В последние годы появилось много прекрасных сочинений В. Бояшова («Краса-девица», «Жар-птица», шествие царя из сюиты «Конец-горбунок»), Б. Кравченко («Динь-бом»), В. Купревича («Путешествие в Мосальск», «Тульский самовар»), В. Пикуля («Аленкино озеро», «У калинова моста», «Слепой гусляр»), Г. Фрида («Мелодия», «Чешская полька»), Ю. Шишакова (цикл обработок русских народных песен Красноярского края). Написаны они современным музыкальным языком, интересны с точки зрения гармонии, в них слышится пульс сегодняшнего дня. Полному используются в них и народные мелодии. В большинстве случаев они служат исходным материалом для создания пьес, имеющих ярко выраженный национальный колорит.

Большую группу пьес в репертуаре народного оркестра образуют переложения и инструментовки пьес композиторов-классиков Чайковского, Римского-Корсакова, Кюи, Мусоргского, Лядова, Рахманинова, а также Шостаковича, Прокофьева, Кабалевского, Хачатуряна, Свиридова и других. Классика - это проверенная временем, лучшая школа воспитания участников самодеятельности и слушателей. В выборе таких пьес дирижеру нужно особенно внимательно изучить характер и качество инструментовки. Случается, к сожалению, что после небрежной или неудовлетворительной инструментовки пьесы теряют свои художественные достоинства, музыка с трудом узнается на слух. Поэтому уровень инструментовки, ее соответствие стилю и характеру первоисточника, сохранение особенностей его языка и голосоведения, ритмических особенностей в оркестровом изложении-первейшее условие при выборе этих пьес.

Необходимость тщательного отбора инструментовок вызвана и тем, что эти произведения хорошо известны широкой слушательской аудитории. С ними слушатели знакомы в самой разной трактовке, в исполнении разных коллективов и музыкантов. Например, пьесы Чайковского из цикла «Времена года» и «Детского альбома», номера из опер и балетов (танец маленьких; лебедей из балета «Лебединое озеро», вальс из оперы «Евгений Онегин»), Хачатуряна (танец с саблями из балета «Гаянэ», танец эфиопских мальчиков из балета «Спартак»), Рахманинова («Итальянская полька»), Шостаковича (романс из музыки к кинофильму «Овод») и многие другие записаны в исполнении различных ансамблей, симфонических и народных оркестров, солистов-инструменталистов - балалаечников, домристов, скрипачей, пианистов, виолончелистов и т. д. Естественно, что каждое новое их исполнение вызывает не только повышенный интерес у слушателей, но и строгую взыскательность, «придирчивость». Выносить такие пьесы на суд слушателей можно поэтому лишь тогда, когда они не только технически хорошо отработаны, но и свидетельствуют об оригинальной творческой трактовке.
Огромный интерес в репертуаре самодеятельных оркестров вызывают у его участников и слушателей пьесы, написанные местными композиторами или самими руководителями. Такие пьесы, как правило, не имеют широкой известности, но всегда слушаются: внимательно и с интересом. Материалом для сочинения служит местный фольклор - частушки, наигрыши, народные песни, бытующие в том или другом районе. Руководителям самодеятельных: оркестров не нужно ждать, когда прозвучит интересное произведение со сцены или по радио и телевидению в исполнении профессионального оркестра, когда появится его партитура в продаже. Лучшие самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций, предпринятых в своей области» Расширяется круг людей, которые участвуют не только в исполнении, но и в самом процессе создания музыкальных произведений - хоровых или оркестровых.

В таких произведениях при прослушивании оцениваются прежде всего новизна, оригинальность замысла, музыкального тематизма; и его разработки, сохранение и обогащение местных народных исполнительских традиций. Подобные сочинения особо отмечаются? на различных конкурсах, смотрах, фестивалях, где высоко оценивается творческая самобытность коллектива, его постоянные поиски нового.
Как мы уже отметили выше, одной из примет, определяющих художественную ценность выступления коллектива, является характер трактовки исполняемого им репертуара.
Как трактовать музыкальное произведение, с тем чтобы не исказить авторского замысла, не изменить акцентов? Это проблема! сложная и многоплановая. Дирижер не должен допускать какого-либо искажения нотного текста - изменения темпа, ритма, динамики, агогики и т. п., указанных в авторской партитуре. В последнее время, к сожалению, примеры подобного искажения особенно часто встречаются в творчестве вокально-инструментальных ансамблей. В пьесах Баха, Моцарта, Бетховена, Шопена и других мастеров искажаются ритм, темп, гармония, видоизменяется мелодия. Некоторые руководители народных оркестров, пытаясь «осовременить» звучание народных инструментов, убыстряют темпы широко известных пьес и т. д. Все перечисленные недопустимые вольности не имеют ничего общего с подлинными творческими поисками коллектива и его руководителя. В то же время в трактовке пьесы многое предоставляется художественному вкусу, мастерству, артистизму и вдохновению руководителя.
Что касается игры с солистами-инструменталистами - баянистами, домристами, балалаечниками, то репертуар в этой области пополняется довольно медленно. Играются в основном проверенные временем концерты для домры с оркестром русских народных инструментов Н. Будашкина, Ю. Зарицкого, В. Золотарева, Б. Кравченко, Ф. Рубцова, В. Смирнова, Ю. Шишакова, концерты для баяна с народным оркестром Н. Мяскова, Н. Чайкина, Ю. Шишакова, концертная пьеса для баяна с оркестром С. Коняева, концерты для балалайки с оркестром русских народных инструментов Ю. Блинова, П. Гайдамака, Е. Кичанова, Е. Сироткина, Ф. Смехнова, Т. Шутенко и других авторов. С певцом хорошо исполнять русские народные песни, старинные романсы, советские песни, которые всегда с интересом слушаются в сопровождении народного оркестра.

Однако в репертуаре народных оркестров иногда появляются песни современных авторов, которые не представляют большой художественной ценности и играются в угоду определенной части слушателей или по требованию руководства клубов и самих участников. К тому же многие из современных песен «не звучат» в народном оркестре, их фактура «не ложится» на русские народные инструменты. В результате теряется оригинальность песен, „даже если они и представляют интерес при исполнении в эстрадном оркестре. Поэтому при подборе современных песен нужно учитывать не только их художественно-эстетическую ценность, но Б возможность исполнения в народном оркестре.
Подытоживая сказанное о подборе репертуара, следует подчеркнуть, что в этой работе необходимо учитывать следующее:
- идейную и художественно-эстетическую направленность и щенность пьесы;
- возможность ее художественного и технического исполнения в данном оркестре;
- интересна ли пьеса для участников и самого руководителя. Каждая пьеса должна способствовать:
- совершенствованию технического мастерства и художественного вкуса у участников; закреплению и развитию навыков ансамблевой игры;
- коммунистическому воспитанию участников; развитию их эстетических вкусов, пониманию музыки; обогащению духовного мира и нравственной культуры;
- развитию интереса у оркестрантов к народной инструментальной музыке, к занятиям в коллективе;
- расширению концертной практики, обеспечению участия оркестра в общественно-политической и культурно-массовой работе.

Подготовка к выступлению помимо собственно постоянной и регулярной тренировки голосового аппарата состоит в грамотном подборе репертуара, соответствующего вокальному уровню певца. На начальном этапе как правило выбирается несложный в исполнении репертуар – народные песни, романсы среднего регистра, не требующие большого напряжения связок, чтобы певец мог задуматься не о том КАК ему петь, а о том, ЧТО ему петь, то есть мыслил образами произведения, а не отвлекался на техническую сторону вопроса. Певец растет как музыкант-исполнитель и как вокалист прежде всего на правильно подобранном репертуаре.

Произведение, выбранное для ученика, всегда должно соответствовать уровню его музыкального развития, вокальной и исполнительской подготовке. Художественно педагогический материал требует особого внимания к постепенности и последовательности повышения трудностей произведений. Это относится в равной мере как к трудностям музыкальным, так и к трудностям вокальным и исполнительским. Особенно губительным для голоса ученика является непосильный в вокально-техническом отношении репертуар. Нерационально-подобранные произведения могут задержать вокальный рост ученика и даже принести прямой вред.

Применение же удобного для голоса репертуара способствует согласованию работы звукообразующих элементов, в том числе не подчиняющихся сознанию. Особенно полезны на первом этапе обучения народные песни. Они обладают многими достоинствами и в первую очередь удобны для голоса.

Народная песня – основа в музыке и в пении. Фольклор ценили крупнейшие музыканты. Передаваясь устно из поколения в поколение, народные мелодии как бы фильтруются голосами и концентрируют в себе элементы удобства для пения. В них отсеивается то, что противоречит массовой природе голосов и превышает их средние возможности. Народные песни разнообразны по характеру, построены, как правило, на небольшом диапазоне, что очень удобно для начинающих исполнителей. Тесситура их – весьма умеренна. Доходчивость слов, куплетная форма строения, легкость запоминания музыкальной фактуры позволяют ученику легко сочетать вокально-техническую и исполнительскую стороны исполнения произведения. Они одновременно просты и чрезвычайно выразительны.

Стиль исполнения русских песен требует простоты, естественности, задушевности, хорошего донесения текста. Куплетная форма заставляет начинающего певца находить в каждом куплете свой нюанс, который разнообразит исполнение.



Великая российская оперная певица Максакова Мария Петровна находила «свою интонацию, протяжную, порой задорную, но всегда облагороженную женственной мягкостью... Простую куплетную песню о милом, который приносит гостинец Максакова передавала как рассказ женщины о своей жизни, о ее личных чувствах, окрашивая все это тонким, чуждым какого-либо нажима юмором. Певица так раскрашивала интонационно каждый куплет, с таким неповторимым выражением произносила «Эх!», что каждый раз оно звучало по-разному, в зависимости от оттенков повествования, но всегда с отношением героини к своему возлюбленному.»

Лемешев о русской песне говорит так: «Русская песня полна лирической глубины и поэтичности. Народ шлифовал ее веками, и поэтому в ее мелодических и поэтических образах не оставалось ничего случайного, поверхностного, дешевого. В красоте ее мелодий откристаллизовались чистые, высокие человеческие чувства, и она требует от певца такой же чистоты, масштабности и искренности исполнения.»

Романсы таких авторов доглинковского периода, как Булахов, Варламов и др., так и более поздних, включающих в себя и советский период, на стихи известных поэтов в исполнительском смысле требуют весьма внимательного отношения к словесному тексту, хорошо развитого чувства стиля. Они просты, напевны, имеют в большинстве своем куплетную форму, что делает их сходными с русскими народными песнями, но при этом имеют более развитую музыкальную сторону. Написаны в удобной тесситуре, не захватывают большого диапазона звуков, легко доступны по своему музыкальному языку и по требованиям, которые они предъявляют к вокалу начинающих певцов. Они просты, их надо исполнять задушевно, не выходя за рамки естественности, непосредственности.

По словам Сергея Лемешева «Красивое пение предполагает естественность, задушевность выражения чувства. Певец должен ощущать, будто поет все его существо. Но не форсировать звук, не стараться показать его бóльшим, чем он отпущен тебе природой.»



Лемешев писал, что в своей работе над образом того или иного произведения, а Станиславский много работал с певцами своей оперной студии над романсами «Станиславский исходил из принципа внутреннего оправдания той или иной мизансцены, а не зрительного эффекта. Он понимал, что правильное самочувствие певца, его верная психологическая настройка, всегда выведет его на верный путь к сценическому образу, поможет ему выразительно спеть важные и вокально трудные куски партии.» . Таким образом, мы приходим к выводу, что при подборе репертуара для начинающего певца необходимо учитывать его темперамент и индивидуальность не только голосового аппарата и степень его развития, но и психологические аспекты его характера. Например, человеку медлительному, флегматику по своей натуре, будет трудно в начале своего обучения верно исполнить задорную, шутовскую песню, требующую залихватской удали в своем исполнении. Такому ученику для исполнения на концерте лучше выбрать произведение спокойное, лирическое, размеренное по форме и содержанию.

При выборе произведений для концерта лучше заранее продумать их последовательность в концертной программе. Сначала ставится более легкое в вокальном плане произведение, для врабатываемости, а затем, более трудное в голосовом и исполнительском плане.

Подготовка выбранного музыкального произведения

«Занятия над музыкальным произведением рекомендуется вести в двух планах: с одной стороны, работая над художественным исполнением произведения, а с другой – работая над ним чисто технически, то есть как бы переконструировав данное произведение в вокализ.»

Исходя из темы нашего исследования мы бы хотели акцентировать внимание на музыкально-художественной стороне подготовки произведений и опускаем чисто техническую сторону постановки голоса. Мы хотим сделать акцент на работе над художественно-исполнительскими средствами выражения произведения. К этим средствам относятся:

Четкая дикция и правильная артикуляция, а как итог – донесение разборчивого вокального слова до зрителя;

Интонация и фразировка произведения.

Работа над дикцией

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким, чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Хорошее певческое слово, т.е. умение естественно произносить словесный текст произведения, сочетая это с хорошей вокальностью всех гласных – непременное условие профессионального пения, а для большинства певцов – следствие большой работы. Хорошее донесение слова, его верная эмоциональная окраска, естественность необходимы для профессионального певца.

Для того, чтобы текст вокальной фразы в произведении был естественен, хорошо расслышан публикой, каждый певец должен знать те закономерности, которые определяют основные качества хорошей вокальной речи.

Вокальная речь должна быть: разборчива, т.е. обладать хорошей дикционной четкостью; естественна, в той мере, в какой это позволяет вокальность; выразительна, т.е. содержать в себе элементы, составляющие выразительность речи; вокальна, т.е. построена на равных вокальных гласных.

Профессиональное пение требует ясного донесения слова. Чрезвычайно неприятное впечатление создается при неясном произнесении слов. Как бы ни был талантлив и музыкален исполнитель, каким бы чудесным по красоте голосом он ни обладал, – его пение не будет производить должного впечатления, если оно не будет дикционно четким. Если слушатель напрягает слух для того, чтобы понять смысл слов, о чем поет певец, то он уже не в полной мере воспринимает и красоту голоса и экспрессию, а сосредоточивается на том, чтобы уловить слово. Невозможность понять слово раздражает слушателя, и впечатление от исполнителя резко снижается. Неясная дикция – большой недостаток певца, техническая недоработанность воспитания голоса, которая всегда может быть ликвидирована.

«Вокальная дикция, так же как и искусство пения заключает в себе два элемента: творческий и технический. Элементом творческим является художественное распределение смысловой содержательности (веса) слова в зависимости от художественных задач, на него возложенных, от идеи и смысла исполняемого произведения. Техническим элементом дикции является умение чисто, полноценно петь гласные и четко произносить согласные. Поток гласных не должен нарушаться вклинивающимися в него согласными. Все гласные в пении должны звучать чисто, ясно, и их «вокальное ядро» не должно претерпевать заметных изменений при их смене.»

Дикция – т.е. разборчивость слов, зависит как и в речи, от четкости и интенсивности произнесения согласных. За быстротой и четкостью произношения согласных нужно следить тщательно с первых же уроков, когда даются произведения с текстом, обращая особое внимание на согласные, которые стоят в конце слов. Весьма частая ошибка неопытных певцов – это съедание согласных в конце слова, заключающего фразу. Если согласный звук стоит в конце фразы, то вместе с окончанием звука певец ослабляет и артикуляцию согласного, в результате чего он произносится вяло и не доходит до слушателя. Необходимо сразу приучать певца активно и четко произносить согласные, стоящие в конце слов.

Лемешев о дикции: «Начну с элементарного – с дикции. Как часто еще певцы, особенно оперные, страдают нечеткой, слабой дикцией. Нередко встречаются артисты с голосами выразительными по окраске звука, хорошо передающими настроение. Но что они поют, остается известным только им и суфлеру... Иногда можно оправдаться тем, что, дескать, оркестр заглушает; но некоторые так умудряются произносить слова, что их не понять, даже когда оркестр молчит... Дело в том, что от природы не все одинаково наделены способностью ясно и четко произносить слова. И над дикцией надо специально работать.»

К.С.Станиславский воспринимал искусство речи, как искусство не менее сложное, чем искусство пения. Он часто говорил: «Хорошо сказанное слово - уже пение, а хорошо спетая фраза – уже речь».

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его технические возможности. В приложении приводятся несколько упражнений на отработку качества вокальной дикции по книге Е.М. Пекерской «Вокальный букварь» .

Репертуар праздника – это определенная заранее подготовленная музыкальная программа, состоящая из предпочтений заказчика и может включать в себя ХИТы как отечественных исполнителей, так и зарубежных.

Вас, уважаемый читатель, приветствует московская и мы, как никто другой, знаем: как же важен правильно подобранный репертуар любого мероприятия. Потому как именно от него зависит настроение всех присутствующих, наличие взаимоотдачи со зрителем, а значит и исключительного положительного впечатления! Здесь мы расскажем, как выбрать репертуар праздника и на что стоит обратить особое внимание. 🙂

Основополагающие моменты при выборе репертуара праздника

Мы уже выяснили, что правильная музыкальная подборка различных произведений очень важна на любом торжестве. В сочетании с профессиональными музыкантами и качественным вокалом приглашенная кавер-группа станет изюминкой и принесет мероприятию стопроцентный успех.
По какому принципу компетентная музыкальная группа поможет подобрать репертуар праздника на вкус и пожелания заказчика:

  • формат праздника – это может быть день рождение, свадьбы, корпоратив и для каждого из этих торжеств отличается своим репертуаром;
  • наличие тематики мероприятия может категорично сменить музыкальное направление – это может быть репертуар Дикого Запада, мотивы 60-70-х годов, вечеринка для заядлых рокеров и т.д.;
  • основная возрастная категория – если это, например, день рождение бабушки, вряд ли она будет танцевать под Егора Крида или Green Day;
  • на кого рассчитан репертуар праздника – это может быть исключительно подобранные композиции заказчиком, только его любимые песни или же, в зависимости от мероприятия профессиональная кавер-группа может составить свой плей-лист исходя из опыта.

Мало тех, кто не слушает музыку в принципе. В транспорте, дома, на работе. Когда плохо на душе или наоборот весело, мы ловим мелодии, которые помогают достичь желаемого морального состояния, выплеснуть энергию и т.д. А знаете ли Вы самые интересные факты о музыке? Например:

  • сердце стучит в такт той мелодии, которую слушает человек в определенный момент;
  • максимальная продолжительность органного концерта составляла 639 лет;
  • любимые музыкальные мотивы активируют часть мозга, отвечающая за удовольствие;
  • если слушать музыку на протяжении тренировки, это прибавит выносливости;
  • если включить спокойные мотивы около коровы, она даст больше молока;
  • никто из участников The Beatles не знал нот.

Слушайте музыку и наслаждайтесь?!

На любой праздник с Elim’s Band

Elim’s Band уже много лет сопровождает различные мероприятия в Москве и других городах Российской Федерации. У нас есть все для того, чтобы праздники различных форматов и тематик проходили на уровне:

  • профессиональная аппаратура;
  • качественный мужской и женский вокал;
  • более 250-ти песен в репертуаре.

Для нас главное – Ваше настроение! Многие говорят о нас как о настоящей концертной программе, а не просто о музыкальном сопровождении. Ознакомьтесь с нашим