Виды теней в рисунке. Учимся видеть свет и тень

Чтобы правильно нарисовать любую объемную фигуру, ее надо проанализировать. То есть, обратить внимание из каких геометрических форм она состоит. Обычно любая сложная форма разбивается мысленно на несколько простых — шар, цилиндр, конус параллепипед, куб.

На цилиндрической поверхности тени располагаются в зависимости от яркости и удаленности источника освещения. Рассмотрим пример рассеянного освещения спереди и слева на цилиндре.

Там, где свет падает на предмет почти прямо, образуется светлое место (на цилиндре это светлая полоса вдоль всей длины). Этот участок называют светом . Вокруг него свет падает по косой, как бы скользит по поверхности — здесь образуется полутень (или полутон). После этого участка есть место, куда солнечные лучи не проникают, там мы видим темную полосу — тень . Следом за ней опять идет немного освещаемый участок — полутень или еще его называют рефлексом . Он образуется в результате отсвета от предметов или плоскостей, находящихся рядом.

Штрихи всегда необходимо наносить по форме предмета. Горизонтально или вертикально. В некоторых случаях можно совместить различную штриховку, чтобы подчеркнуть или усилить тени.

Теперь попробуем нарисовать шар. Я уже рассказывала, как с помощью вспомогательных линий построить окружность. Когда окружность построена, лишние линии надо стереть (постарайтесь вспомогательные линии наносить как можно легче и тоньше).

Градации свето-тени на шаре располагаются так же, как и на цилиндрической поверхности, только по форме шара. Также есть сильно освещенное место — свет , плавно переходящее в полутень , а затем в тень . За тенью обычно всегда следует еще одна полутень — рефлекс . Если поверхность шара не матовая, на месте света можно увидеть ярко-белое пятнышко — блик .

Размещение света и тени на предмете зависит от того с какой стороны и под каким углом находится источник света. Если источник очень яркий, тени становятся более насыщенными и резкими, если свет рассеянный, то переходы более плавные и мягкие.

Если теперь мы посмотрим на кувшин, то увидим, что он состоит из цилиндра, шара и усеченного конуса (сверху вниз). Теперь, понимая, как надо расположить тени, остается только начать наносить штрихи по форме кувшина.

Чтобы правильно нарисовать любую объемную фигуру, ее надо проанализировать. То есть, обратить внимание из каких геометрических форм она состоит. Обычно любая сложная форма разбивается мысленно на несколько простых - шар, цилиндр, конус параллепипед, куб.

На цилиндрической поверхности тени располагаются в зависимости от яркости и удаленности источника освещения. Рассмотрим пример рассеянного освещения спереди и слева на цилиндре.

Там, где свет падает на предмет почти прямо, образуется светлое место (на цилиндре это светлая полоса вдоль всей длины). Этот участок называют светом. Вокруг него свет падает по косой, как бы скользит по поверхности - здесь образуется полутень (или полутон). После этого участка есть место, куда солнечные лучи не проникают, там мы видим темную полосу - тень. Следом за ней опять идет немного освещаемый участок - полутень или еще его называют рефлексом. Он образуется в результате отсвета от предметов или плоскостей, находящихся рядом.

Штрихи всегда необходимо наносить по форме предмета. Горизонтально или вертикально. В некоторых случаях можно совместить различную штриховку, чтобы подчеркнуть или усилить тени.


Теперь попробуем нарисовать шар. Я уже рассказывала, как с помощью вспомогательных линий построить окружность. Когда окружность построена, лишние линии надо стереть (постарайтесь вспомогательные линии наносить как можно легче и тоньше).


Градации свето-тени на шаре располагаются так же, как и на цилиндрической поверхности, только по форме шара. Также есть сильно освещенное место - свет, плавно переходящее в полутень, а затем в тень. За тенью обычно всегда следует еще одна полутень - рефлекс. Если поверхность шара не матовая, на месте света можно увидеть ярко-белое пятнышко - блик.


Размещение света и тени на предмете зависит от того с какой стороны и под каким углом находится источник света. Если источник очень яркий, тени становятся более насыщенными и резкими, если свет рассеянный, то переходы более плавные и мягкие.


Если теперь мы посмотрим на кувшин, то увидим, что он состоит из цилиндра, шара и усеченного конуса (сверху вниз). Теперь, понимая, как надо расположить тени, остается только начать наносить штрихи по форме кувшина.

В любой художественной школе или на художественных курсах первым делом учат рисовать скучные примитивы: шар, куб, конус и цилиндр. Когда я был маленький и ходил в художку, подобные занятия меня утомляли своей нудностью. Прямые линии, точные пропорции и бесконечное штрихованние рисунка карандашами разной мягкостью. В этом деле не было ни какой игры фантазии и буйства красок. Тогда я еще не понимал, что это один из первых и важных шагов к тому, чтобы чувствовать объем и научиться его правильно изображать.

Практически одновременно с примитивами рисуются натюрморты — их рисование помогает чувствовать фигуры с непростыми формами и дает возможность овладеть опытом использования красок, карандашей или мелков. Лично я никогда от натюрмортов не тащился, по мне это не на много веселее, чем рисовать примитивы. А уж от чужих работ в стиле натюрморт мне вообще спать хочется. Впрочем бывают исключения в виде необычной техники исполнения:)

Пример натюрморта в необычной технике исполнения. Автор: Смертина Наталия

Но реальность как правило такова, что научиться рисовать хочется здесь и сейчас, не тратя на это долгие годы — насколько это реально зависит от каждого индивидуально. Некоторые смотрят на чужие работы. Они им нравятся, и они хотят научиться так же рисовать. Но когда пробуют и первые результаты их не устраивают, они тут же бросают это дело со словами: «У меня никогда так же не получится...». Тут важно понять, что с первого раза мало у кого получается. Важно помнить, все дело в желании и стремлении;) Пока мы учились кататься на велосипеде, мы не раз с него падали и ставили себе синяки. Когда учились управлять машиной, мы не раз глохли на светофорах и перед пешеходными переходами. А в итоге, кто учился и хотел научится, тот научился и сейчас наслаждается результатами. С рисованием все тоже самое.

В наш век технологий научится рисовать, как и научиться многому другому — намного проще, чем это было раньше. По крайней мере я так считаю. Компьютеры упрощают процесс создания картинки и дают возможность использовать различные эффекты и инструменты в своих работах. А Интернет помогает подглядывать за вещами, которые вы не можете продумать детально в своем воображении, но предполагаете как они должны выглядеть и как они называются;) К тому же, сидя дома перед монитором, можно зарядиться энтузиазмом, насмотревшись на работы профессиональных художников. И в исключительных случаях даже увидеть процесс их создания.

Объем

Если вы чувствуете, что у вас проблемы с чувством объема, то я советую начать все же с примитивов. Скорее всего это будет скучно, но унывать не стоит - это прочная основа для будущего.

Объекты становятся объемными, когда появляется источник света. Чтобы любой объект получился объемным, необходимо разместить источник света на сцене и постоянно помнить о его место положении, рисуя детали. Всегда должен присутствовать как минимум один основной источник света, который влияет на все элементы рисунка. Но могут быть и дополнительные источники, например: свеча, факел, фары от машины или вспышка от взрыва.

Пример картинки с одним источником света.

Пример картинки с двумя источниками света.

Как видно, на картинке те части объектов, что ближе к источнику света, имеют более светлые цвета, а что дальше от света — имеют более темные оттенки.

Если вы не можете представить правильно — где находится свет и где должны быть затенения, то рекомендую порисовать с натуры — это не сложно. Берем любой не прозрачный предмет, который имеет простую форму. Ставим его на стол или табурет и рядом устанавливаем настольную лампу. А потом, посматривая на этот объект, пытаемся изобразить его на бумаге или сразу на компьютере. Цель данной тренировки не столько в том, чтобы изобразить предмет так как он выглядит в реальной жизни, сколько разобраться с пониманием того, где находится свет и как предмет затеняется.

Тени

Зная, где находится источник света, построить тень на предмете не сложно, если он простой формы.

Пример построения тени.

Двигая источник света, мы можем легко посчитать куда должна падать тень от объекта.

Но это все теория. В работе художники не строят направляющих и не высчитывают тени таким образом, если конечно не требуется сверх точности в работе, ведь на это нужна масса времени. Обычно такого плана задачи художники рисуют на глаз. Уверяю, если повозится 2-3 вечера с направляющими и рисовать по ним тени, то через это время вы будете еще не идеально, но уже примерно представлять куда должна падать тень:) В целом, если правильность теней принципиальна, то можно рисовать их на глаз, а потом быстро проверять при помощи направляющих, начертив 2-3 линии.

В играх правильные тени не используются, если игровой мир состоит как мозаика из различных кусочков (3D в расчет не берем, там тени рассчитываются компьютером динамически). Их очень сложно рисовать и программировать, поэтому чаще используют под персонажами или другими объектами полу-прозрачные кружочки или другие интересные приемы. Чаще всего статичные объекты в играх не отбрасывают тени сами на себя и на другие объекты.

Объем сложных объектов

Если научится рисовать простые примитивы объемными с «закрытыми глазами», то сложные предметы рисовать уже не будет так страшно. Ведь вся хитрость в том, что предметы любой сложности состоят из простейших примитивов, и чтобы сложный предмет изобразить объемным, достаточно только представлять отдельные его детали в виде обычных примитивов и дело пойдет как надо:)

Признаюсь, в данном примере с затенениями есть серьезные проблемы, но общая мысль я думаю понятна:)

Со временем я выяснил несколько важных моментов, которых стоит придерживаться, чтобы получать хорошие результаты:

  1. Те предметы, что светлее — визуально выглядят ближе к зрителю, нежели те, которые имеют более темные оттенки. Например, если мы рисуем домики или деревья в изометрии, то крыши домиков и макушки деревьев должны быть светлее, чем стены домов или нижние ветви деревьев. Если для крыши домика или для листвы деревьев использовать одинаковые цвета для верхних и нижних частей, то дома и деревья будут казаться плоскими, а не такими объемными, как мы бы хотели их видеть.
  2. Важные игровые объекты стоит делать ярче или как-то выделять на фоне остальных объектов. Чаще всего используется дополнительная обводка контура или более насыщенные цвета. При этом объекты заднего плана не должны использовать контрастную обводку и цвета должны быть более приглушенными.
  3. Не используйте в качестве цвета холста белый цвет — это очень контрастный фон. Рисуя предметы на таком фоне можно прогадать с цветами. И когда объекты будут готовы, помещая их в игровой мир вы можете обнаружить, что они не соответствуют цветовой гамме, или выглядят не так удачно, как хотелось бы. Используйте в качестве фона нейтральный цвет общей цветовой гаммы игрового мира.
  4. Рекомендую регулярно просматривать работы хороших художников, рисующих в том стиле, в котором бы вы хотели научиться рисовать. Обращайте внимания на различные детали и пробуйте вглядываться в рисунки, разглядывая отдельные элементы. И представляйте как их можно изобразить — это поможет развить зрительное мышление. Так же не стесняйтесь повторять некоторые элементы со своими идеями — это полезно для тренировки руки и фантазии. В любом случае, если вы не будете стараться сделать себя клоном определенного художника и будете рисовать все равно чуть-чуть по своему, то у вас получится свой уникальный стиль.
  5. У меня самого пока не всегда получается идеально подбирать цвета и полутона. На это порой уходит очень много времени. Когда я в течении долгого времени не могу ничего решить с цветом и уже начинаю тупить, я смотрю на цвета в чужих работах и порой мне это очень помогает решить проблему. В итоге цвета не являются «стыренными», как некоторые могут подумать, потому что они все равно сразу или чуть позже корректируются под общую цветовую гамму. Для этих целей я постепенно собираю коллекцию скриншотов понравившейся мне графики из разных игр и арты:)
  6. Чем чаще вы рисуете, тем больше опыта получаете. А чем больше опыта, тем картинки получаются лучше. В общем рисуйте как можно чаще;)
  7. Часто бывает так, что вроде все хорошо нарисовано и всем нравится, а вам категорически не нравится — не переживайте, такое бывает:) Попробуйте нарисовать еще раз, но немного иначе. Или вовсе отложить картинку на 1-2 дня, а потом попробуйте снова.

Полезные ссылки по теме

Как бы я не хотел рассказать про все секреты рисования, но за раз этого никак не сделать. К тому же эта тема сама по себе очень интересная и объемная, и не сложно догадаться, что по рисованию существует немало уроков и профильных блогов, ссылками на которые я с радостью делюсь:

  • www.drawmanga.ru - Очень интересный сайт на тему «Как рисовать Мангу»
  • www.risovat.ru - Блог «Уроки рисования или как научиться рисовать»
  • www.artlesson.ru - Сайт с уроками по использованию различных графических редакторов.
  • draw.demiart.ru - Подборка уроков по рисованию.
Чтобы видеть комментарии, включите JavaScript в настройках браузера.

Если мы имеем в виду объемное затенение предметов, то самый простой способ определять цвет полутеней - это брать более темный оттенок от существующего цвета. А для более светлых наоборот - тащить ползунок к более светлому. Так нарисованы фигурки на картинках в примере. Но как мне кажется такой результат не всегда получается интересным. Тут можно экспериментировать и при подборе пробовать уводить полутени к более холодным цветам, а более светлые части к теплым, при условии что источник света излучает теплый свет. Впрочем я писал что у меня у самого с подбором цветов проблемы и бороться с ними получается только поглядывая на чужие картинки:)

Кстати у Lerika в блоге есть интересная запись на тему создания цветовой палитры, рекомендую ознакомится: Color Swatches

К сожалению подборкой поделится не могу. Формат блога не тот, да и подборка содержит не только скрины игр, но и авторские картинки которые мне нравятся и которые я не имею права распространять. А отделять арты от скринов нет времени.

Самостоятельно такую подборку может собрать каждый, достаточно время от времени поглядывать игры или просто посещать ресурсы где ведутся их обзоры и если картинка нравится, то утягивать ее к себе. Я лично кроме игр слежу за обновлениями различных художников и так же их картинки утягиваю в свою коллекцию:)

Может и не в тему но хотелось-бы узнать что делать тому кто всю жизнь и в школе и дома и в университете постоянно рисовал одно и тоже ? (тоесть понравился какой-нить герой ты его запомнил и стал рисовать, а потом изучил и не только его но и всех существ из этой-же серии)..
--
Как отучиться/изличиться от этого? (Ведь в игоге сам понимаю что все эти "прикольные" существа и герои всего-лишь результат творчества их авторов)
--
А теперь посмотрев что всё сводиться в одну точку я реально хочу знать и уметь рисовать, людей, животных, растения, технику, транспорт (те же машины, самолёты, вертолёты, ракеты)) сторить(чертить) собственные ланшафты, здания, рисовать объекты внутри них. Уметь рисовать ВСЁ что захочу или придумаю(а не только что-то одно).
--
Подскажите пожалуйста как мне научиться и изличиться(забыть то что годами рисовал) и начать получать новые знания об тех или иных интересующих меня объектах или существах?
--
Для начала я хочу хорошо уметь рисовать человека - как мне этому научиться?(Поделитесь опытом плс) T_T

@Crash, чтобы разучится рисовать то, что вы все время рисовали и научится рисовать все то, что нас окружает, нужно использовать всего лишь один проверенный и самый надежный способ - это рисовать все то, что вы хотите научится рисовать регулярно! :) Просто брать и рисовать, вначале возможно будет не получатся, но и ходить вы ведь научились не сразу;)

В вашем случае может случится «ступор фантазии» (как я это называю), тем более это очень вероятно когда вы столько времени рисовали одни и теже образы. Чтобы это побороть, нужно покопаться в образах того, что вам нравится еще на улице или в Интернете и возможно в первые попытки просто повторить (срисовать), а потом на основе этого начать рисовать свое, а потом другое и так рисовать, рисовать и рисовать:) И все получится!

Ну и мой вам совет, не стесняйтесь повторять чужие техники или приемы, конечно в открытую в коммерческих работах такой подход использовать не стоит, дабы не повредить свою «карму», но в целях обучения лишним не будет. А в итоге у вас все равно выработается свой стиль и свои приемы. Главное не ждите от себя, что все должно получатся с первого раза - так не бывает!

добавлю от себя немного жестокий прием - как трезво взглянуть на свою картинку сразу - в художке мы подходили с листом к зеркалу - глаз замыливается когда долго сидишь над рисунком, а отзеркаленное изображение тот же покажет все косяки, аналог на компе - либо повернуть картинку вверх ногами, либо просто отразить по горизонтали, хотя надо себя морально подготовить к тому что может придется оч много чего переделывать

Спасибо вам большое!

Я очень люблю рисовать. Мне нравится сам процесс. Он завораживает, незаметно летит время. Но вот с объемами и светом я никак не могу подружиться. Все мои рисунки по-детски плоские. Все пытаюсь "обойти" правила, тень и блики расставляю чуть ли не наугад.

Вы меня очень вдохновили, обязательно попробую рисовать простые предметы с настольной лампой. Спасибо-спасибо-спасибо!

Выберите то, что вам особенно понравилось и за работу.


Ясное понимание того, как размещается светотень на шаре, поможет вам рисовать достоверные объекты!


Выделите на этом лице пять элементов светотени. Без них лицо не выглядело бы таким округлым. Обратите внимание на полоску отраженного света под щеками и на подбородке.

Сравните светотень на лице со светотенью на шаре. Лицо и голова имеют округлую форму, поэтому здесь применимы те же принципы наложения теней.

Запомните! Тени порождаются светом. Тени меняются в зависимости от того, откуда падает свет.




Мы рассмотрим позже, как нанести светотени на лицо, так как сначала надо освоить некоторые приемы в рисовании деталей лица: носа, рта, глаз и бровей.

2. Нос.
Прежде, чем начинать рисовать целую картину, поупражняйтесь отдельно с рисованием отдельных элементов лица. Рисунки для упражнений лучше всего отыскивать в журналах. Каждый рисунок отличается от другого, но изучите их повнимательнее. Рассмотрите разные повороты головы, замечая как меняется при этом вид и освещение носа, рта и т.д.

Попрактикуйтесь в рисовании носов, используя сетку.




Давайте на этом примере подробно изучим нанесение светотеней на нос. Начертите 25-миллиметровую сетку (4 ячейки). Выполните линейный рисунок. убедитесь в его точности.




Темным тоном №1 заштрихуйте ноздри и падающую тень слева. Наложите тени №2 на указанные здесь участки. С помощью растушевки создайте полутени №3. Тени №2 при этом смягчаются.



Нам нужно сделать кожу немного темнее, поэтому нанесите тени еще раз.

Снова растушуйте тоновые переходы. Не забудьте прищуриться. Если вы видите небольшие светлые участки, подштрихуйте их. Если видите маленькие темные участки, осветлите их при помощи острого края резинки (если край тупой, сделайте срез; обрезок тоже можно использовать в этом качестве).

3. Рот.

Закрытый рот рисовать легче, чем открытый. Для последнего я рекомендую сетку помельче - много мелких деталей. Каждый зуб должен быть надлежащего размера, формы и на своем месте.

Когда рисуете рот, придерживайтесь следующих правил:
1. Верхняя губа обычно темнее нижней.
2. Нижняя губа содержит блики.
3. Вокруг рта имеются легкие тени.
4. Никогда не обводите готовый рот контуром.
5. Линия, разделяющая губы, очень неровная. В некоторых местах она утолщается, а в других очень тонкая. Уголки рта по форме напоминают кавычку или слезу. Их очень важно изобразить - рот выглядит уходящим внутрь, а не плоско лежащим на поверхности лица.
6. Мужские губы иногда бывают очень светлыми. Их форма определяется тогда не очертаниями, а тенями сверху и снизу.

Мы будем сейчас рисовать закрытый рот. Я рекомендую потренироваться с фотографиями из журналов.




Изучите расположение этого рта в клеточках сетки. Обратите внимание, что он несколько повернут вправо.
Видите, как последняя вертикальная линия сетки проходит через середину верхней губы? Ваша память будет склонять вас к тому, что эта середина должна находиться в центре рисунка, а не справа.
Всегда рисуйте то, что видите перед собой, а не то, что вам подсказывает память! Вот почему так важно использовать сетку. Она позволяет рисовать формы именно там, где им следует быть.




Наложите темный тон №1 на линию между губами и в левом уголке, где губы расходятся. Наложите темно-серый тон №2 на верхнюю губу и под нижней губой. Наложите полутень №3 на нижнюю губу, оставив место для блика. Сделайте левую часть нижней губы более темной, приближенной к №2.



С помощью "острого" ластика выявите блики: сделайте легкий мазок ластиком - получите блик. Слева:
1 - отраженный свет;
2 - блики.

4. Глаза, ресницы и брови.

Весь рисунок может быть просто фоном для одного глаза, поэтому рисованию глаза стоит уделить особое внимание.




Брови могут быть любой формы и густоты. Сначала просто нанесите форму. Начинайте прорисовывать волоски. Следите по оригиналу, в каком направлении они растут, и двигайте карандаш соответствующим образом. Продолжайте рисовать волоски, пока они не начнут сливаться, и затем воспользуйтесь растушевкой.




Еще дорисуйте волоски, придавая им желаемую черноту.
Чтобы немного смягчить тон, быстрыми и легкими движениями "снимите"
Никогда не закрашивайте брови жирными карандашными линиями.




Эти линии годятся. Они изогнуты, становятся тоньше к концу, в большей степени походя на настоящие волоски.
Так лучше, но линии все равно выглядят резкими и слишком прямыми.
Ресницы тоже не следует рисовать жесткими линиями. Эти линии слишком жесткие и прямые. Кроме того, ресницы не растут поодиночке.


Ресницы растут примерно такими группами. Проследите в каком направлении они изгибаются. Никогда не рисуйте контур глаза с такими нижними ресницами. Вот как должны рисоваться нижние ресницы. Они растут из нижнего края толщи нижнего века, и они короче верхних ресниц. Видите, что одни из них длиннее других? Нижние ресницы тоже растут кустиками.




Перерисуйте этот глаз на разграфленую бумагу. Зрачок и радужная оболочка по природе своей - идеальные окружности. Недооценка этого является причиной неправдоподобности многих изображений людей. Сотрите сетку. От руки тонкой линией наметьте окружности в глазу. Затем уточните эти окружности при помощи кругового шаблона. Если вы рисуете два глаза, оба нужно рисовать при помощи одного и того же шаблона.
Начинайте прорисовывать карандашом бровь и зачерните зрачок.




Нанесите немного темного тона (№1) вокруг внешнего края радужной оболочки и вокруг зрачка. Растушуйте бровь.

Растушуйте радужную оболочку до полутени №3.

Несколько осветлите радужную оболочку ластиком, чтобы она выглядела блестящей, и увеличьте блик.




Закрасьте ресницы тонами №1 и №2 (над радужной оболочкой тон несколько светлее). Наложите немного темного тона над глазом. Слегка растушуйте белок глаза для придания ему объема.Чуть-чуть осветлите бровь (как бы прорисовывая волоски). В данном случае ресницы почти не показаны - лишь те, что уходят в стороны.

6. Накладываем тени на лицо.

Некоторые думают, что если волосы рисуются в последнюю очередь, то это финал. Да, это действительно последний штрих, но он далеко не самый быстрый.



Нанесите карандашом быстрые штрихи по направлениям, указанным стрелочками. Продолжайте наносить линии, пока они не начнут сливаться. Там, где на поверхности волос карандашных штрихов нет, можно увидеть начало формирования "полосы света". Наносите линии равномерно, не допускайте каракулей.




Растушуйте все. Двигайте растушевкой в тех же направлениях, что и карандашом. Никогда не растушевывайте поперек штрихов. Еще немного затените некоторые участки. Карандаш двигается все в тех же направлениях. "Острой" резинкой быстрыми движениями нанесите светлые штрихи в волосах (см.рис.).Если что-то не сразу получается, вы всегда можете возвращаться назад и подправлять свой рисунок - карандашом добавляя тон, а ластиком его удаляя.

А вот и готовый портрет.


§7 Свет и тень

Объемная форма предметов передается на рисунке не только построенными с учетом перспективных сокращений поверхностями, но и с помощью светотени.

Свет и тень (светотень) – очень важное средство изображения предметов действительности, их объема и положения в пространстве.

Светотенью так же, как и перспективой, художники пользуются очень давно. С помощью этого средства они научились передавать в рисунке и живописи форму, объем, фактуру предметов так убедительно, что они, казалось, оживали в произведениях. Свет помогает передать и окружающую среду.

Художники до настоящего времени используют правила передачи светотени, открытые в средние века, но работают над их совершенствованием и развитием.

Художники Э. де Витте («Внутренний вид церкви»), А. Гримшоу («Вечер над Темзой»), Латур («Св. Иосиф-плотник»), Э. Дега («Репетиция балета») передали в своих картинах свет от разных источников освещения, обратите на это внимание (ил. 149-152).

Вы можете увидеть естественное освещение (природное) солнца и луны и искусственное освещение (созданное человеком) от свечи, лампы, прожектора и др.

149. Э. ДЕ ВИТТЕ. Внутренний вид церкви. Фрагмент

Особый подход к освещению в театре, не случайно там работают художники по свету. Они создают поразительные световые эффекты, удивительный волшебный мир – «живопись» и «графику» светом.

150. А. ГРИМШОУ. Вечер над Темзой

151. ЛАТУР. Св. Иосиф-плотник

152. Э. ДЕГА. Репетиция балета. Фрагмент

153. К. МОНЕ. Руанский собор в разное время суток

Соборы у Моне – не конкретные архитектурные сооружения, а образы того, что свершается в определенный момент утром, днем и вечером.

Свет искусственных источников мы можем изменить по нашему желанию, а естественное освещение изменяется само, например солнце то светит ярко, то скрывается за облаками. Когда облака рассеивают солнечный свет, контраст между светом и тенью смягчается, освещенность на свету и в тенях выравнивается. Такое спокойное освещение называют свето- тональным. Оно дает возможность передать в рисунке большее количество полутонов.

Существует множество различных состояний солнечного освещения, которые могут сильно изменить один и тот же пейзаж и даже повлиять на ваше настроение. Пейзаж выглядит радостным при ярком солнце и грустным в серый день. Ранним утром, когда солнце находится невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой. В полдень контрасты света и тени усиливаются, ясно выявляя детали. В лучах закатного солнца природа может выглядеть загадочной и романтичной, то есть эмоциональное впечатление от пейзажа во многом зависит от освещения.

154. Пейзаж при различном состоянии солнечного освещения

155. РЕМБРАНДТ. Портрет старушки

Восприятие цвета также во многом зависит от освещения. Если с помощью линейной перспективы мы передаем пространство в рисунке, то в живописи не обойтись без учета изменений цветовых и тональных отношений натуры по мере их удаления от зрителя или источника освещения. Темные предметы на расстоянии приобретают холодные оттенки, обычно голубоватые, а светлые – теплые. Об этом вы можете прочитать во 2-й части учебника «Основы живописи».

Искусством использования света в живописи владел, как никто другой, великий Рембрандт. Он зажег своей кистью свет, согревающий любого, на кого он падает. Картины Рембрандта всегда озарены внутренним светом. Простые добрые люди, изображенные на них, как бы сами его излучают. Величие художника – в его человечности. Свет в его полотнах помогает прикоснуться к душе человека.

В его картинах свет, высвечивая из темноты лица портретируемых, обладает какой-то колдовской силой.

Характер освещенности зависит и от высоты солнца над горизонтом. Если оно находится высоко над головой, почти в зените, то предметы отбрасывают короткие тени. Форма и фактура выявляются слабо.

При снижении солнца тени от предметов увеличиваются, фактура проявляется лучше, подчеркивается рельефность формы.

156. Схема построения теней от солнца

Знание этих закономерностей построения света и тени может вам помочь при решении творческих задач в изображении пейзажа или тематической композиции.

157. Фронтальное освещение

158. Боковое освещение

159. Контражурное освещение

Важно учитывать в творческой работе и положение источника света. Рассмотрите изображения на ил. 157-159 и обратите внимание на выразительные возможности фронтального, бокового и контражурного освещений.

Фронтальное освещение – это когда источник света освещает объект прямо, так как находится перед ним. Такое освещение слабо выявляет детали.

Боковое освещение (слева или справа) хорошо выявляет форму, объем, фактуру объектов.

Контражурное освещение возникает, если источник света находится за объектом. Это очень эффектное и выразительное освещение, особенно когда на картине изображены деревья, вода или снег (ил. 160, 161). Однако предметы в этих условиях выглядят силуэтно и теряют свой объем.

160. Деревья в контражурном освещении

161. Работа учащегося

162. И. ХРУЦКИЙ. Плоды и свеча

163. Схема построения теней от свечи

В картине может быть один или несколько источников освещения. Например, на полотне «Плоды и свеча» (ил. 162) художник И. Хруцкий мастерски передал свет из окна и от зажженной свечи, которая находится за предметами.

Тени от предметов, освещенных свечой, падают в разные стороны, направляясь от свечи, а длина теней определяется лучами, идущими от огня свечи (ил. 163).

Рисунок падающей тени зависит от формы предмета и наклона поверхности, на которую она ложится. Направление ее зависит от места расположения источника света. Легко догадаться, что если свет падает слева, то тень будет справа от предмета. Около него тень темнее, а дальше она ослабевает.

Если приходится рисовать у окна или около лампы, обратите внимание, что освещение предметов вблизи будет значительно сильнее, чем вдали. С ослаблением света контраст между светом и тенью смягчается. Помните об этом при рисовании ближних и дальних предметов в натюрморте. Такое явление носит название световой перспективы.

Контрастное освещение, в основе которого лежит четкое разграничение света и тени, называется светотеневым.

Светотень на кувшине. Основные понятия

Освещенность предметов зависит от угла, под которым лучи света падают на объект. Если они освещают поверхность под прямым углом, то образуется самое светлое место на предмете, условно мы называем его свет. Где лучи лишь скользят, образуется полутень. В тех местах, куда свет не проникает,- тень. На блестящих поверхностях отражается источник света и образуется самое яркое место – блик. А в тенях виден отсвет от освещенных плоскостей, находящихся рядом – рефлекс.

Тень на самом предмете называется собственная, а тень, которую он отбрасывает – падающая.

Давайте рассмотрим изображение кувшина и разберем, как на нем располагается светотень.

Источник света в этом случае у нас находится слева. Кувшин окрашен одним цветом. Темнее всего тень, немного светлее рефлекс, еще светлее полутон и особенно свет. Самое светлое место – блик.

164. Кувшин Светотень легко передать в тоновом рисунке, но невозможно в линейном.

165. Рисунок кувшина: а – линейный, б – тоновой Выявление объема предметов с помощью освещения

Из книги Мадрид и Толедо автора Грицак Елена

Свет мира В свое время представление о Толедо формировал его образ на полотнах великого испанского живописца Доменико Теотокопули Грека, известного миру под псевдонимом Эль Греко. Старая столица послужила фоном для многих его картин; особенно хороши фантастические

Из книги Свет и освещение автора Килпатрик Дэвид

Дневной свет Положение Солнца меняется в зависимости от времени года и суток. Его яркость также меняется, но в незначительной степени, и это представляет интерес скорее для астрофизиков, чем для фотографов. Когда солнце стоит высоко в небе, что бывает в течение шести

Из книги Краски времени автора Липатов Виктор Сергеевич

Искусственный свет Все наши трудности начинаются именно тогда, когда мы отвлекаемся от солнечного света, а характеристики времени года, суток, погодные условия перестают иметь значение. Искусственные источники света бесконечно разнообразны - с отражателями и

Из книги Статьи из газеты «Россия» автора Быков Дмитрий Львович

Лунный свет Чтобы добиться на фотоснимке эффекта лунного освещения, применяют голубые светофильтры в сочетании с недодержкой. Это соответствует нашему зрительному восприятию лунного света, который мы считаем голубым и темным. На цветном фотоснимке, полученном при