Сравнительная характеристика Тихона и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»). Сравнительная характеристика тихона и бориса Что общего в судьбе тихона и бориса

Пьеса «Гроза» является одним из самых известных произведений Островского. Образы, показанные в этой драме, очень яркие и порой противоположные. Но, показывая противоположность героев, автор подчас отражает их схожесть и читатель зачастую узнает свои черты в Катерине, Варваре или Борисе.

В пьесе присутствует два мужских образа, являющихся «подневольными» в темном царстве. Тихон и Борис – два абсолютно противоположных персонажа, однако их связывает Катерина. Читатель может наблюдать любовный треугольник. Тихон – муж главной героини, а Борис – только мимолетное увлечение. Давайте рассмотрим этих персонажей отдельно, чтобы лучше понять их сходства и различия. Также мы сможем понять и мотивы Катерины: что она чувствует к обоим героям и почему героиня изменила мужу?

Тихон – муж героини с самого раннего детства находится под влиянием своей тираничной матери, он очень сильно от нее зависит. Кабаниха настолько сильно подчинила сына своей воле, что может влиять на него даже после того, как Тихон уже создал свою собственную семью. Противиться матери он не может и иногда срывает зло на Катерине, хоть она ни в чем и не виновата. Все это приводит Тихона к пьянству. На самом деле он любит и жалеет жену, но защитить ее не может, потому что сам очень слабовольный человек и не может сказать Кабанихе чтобы она оставила его и его жену в покое. Найти в себе силы сказать матери все, что у него на сердце, он решается только после смерти жены. Катерина мужа не любит, только жалеет, наверное, именно поэтому она ищет настоящей любви, которая соответствует ее юным мечтам.

Борис Григорьевич оказывается в Калинове не по своему желанию. Он получил хорошее образование, но вынужден приехать в Калинов ради большого наследства, подчиняясь воле своего дяди. Ему не нравится город и его порядки. Он с радостью бросил бы все и уехал куда-нибудь, чтобы не зависеть от Дикого и наследства, которое тот ему оставит. Он остается в Калинове и подчиняется местным порядкам ради своей сестры.

Почему Катерина из всех мужчин полюбила именно Бориса? Наверное, потому что он был новым лицом в Калинове и в ее видении представал мужчиной, совершенно не похожим на ее мужа. Сначала Борис очень ласков с девушкой, но поняв, что Катерина любит его, он раскрывается и показывает свою жестокую и эгоистичную натуру. Прекрасным принцем Борис не является и защитить юную девушку от гнета «темного царства» не смог, также как и муж, а может быть, и не хотел. Он отказывается брать ее с собой, когда уезжает, тем самым фактически обрекая ее на смерть.

Читатель видит, что Тихон и Борис во многом схожи. Даже если они и способны на проявление чувств любви и нежности, никто из них не смог противостоять местным порядкам, системе Домостроя, они не способны совершить решительный, пусть даже и отчаянный поступок ради другого человека. Все их действия и бездействия приводят к гибели Катерины – и в темном царстве не остается света.

Вариант 2

В своем произведении «Гроза» А.Н.Островский показал трагедию маленького городка, страдающего от деспотизма власть имущих. Трагедия, которая произошла с Катериной, не изменила ее жизнь, но стала первым шагом к переменам в обществе. Тихон и Борис - главные герои, два мужчины, живущие в патриархальном обществе. Оба страдают от патриархального уклада, оба любят Катерину, но ни Бори ни Тихон не смогли спасти ей жизнь.

Тихон вырос под жестким давлением, в постоянном унижении и ущемлении собственных интересов. Отец-самодур, который держит под жестким контролем всех, до кого может дотянуться и мать, среди чужих людей выступающая благодетельницей, а дома не уступающая отцу, очень сильно влияют на сына. Она переубедила Тихона в том, что у него нет своего ума, и он должен жить за чужим. То есть материным. Молодой, женатый мужчина боится пойти против воли родителей, оправдывается перед матерью даже если не чувствует вины. Тихон очень хочет вырваться на свободу, он бредит ею и не обращает внимания на проблемы Катерины. Можно утверждать что Тихон любит свою жену, он простил бы ей измену, но открыто против матери пойти не может. Это марионетка, которая время от времени пытается вырваться на свободу, но его тут же ставят на место.

Борис воспитывался в более свободных условиях. Но жизненные обстоятельства заставили его терпеть самодурство дяди. Внешне Борис отличается от Тихона разговорами, образованием. Он смело рискует своей репутацией, эмоциональный, тоже любит Катерину. Но вместе с тем Борис ничего не делает для спасения любимой. Более того, добившись любви Катерины, Борис начинает жестоко к ней относится. Отличительная черта характера Бориса – эгоизм. Он прекрасно осознавал последствия своего поступка, но даже не собирался переживать за то, как Катерине придется жить дальше. Молодой человек тоже не интересуется внутренним миром Катерины, не хочет ее выслушать и чем-то помочь. Можно утверждать, что Борис перекладывает ответственность за произошедшее на плечи Катерины, а сам уезжает. Имея образование, возможности изменить свою жизнь, молодой человек легко плывет по течению, называя себя жертвой. Можно с уверенностью утверждать, что со временем он станет таким же приверженцем Домостроя, как и его дядя.

Нельзя с уверенностью утверждать, кто больше виноват в смерти Катерины – Тихон или Борис. Первый не боролся за свое счастье, потакал материным капризам. Даже зная, что она сильно не права. Второй выражал протест только на словах, и ничего не сделал, чтобы изменить ситуацию к лучшему или предотвратить трагедию. Оба любили Катерину, оба видели, как она страдает, но побоялись пойти против общественного уклада, пожертвовать своим комфортом ради любимого человека. Таким образом, можно утверждать, что Тихон и Борис различаются только внешне.

Несколько интересных сочинений

  • Любовь и женщины в жизни Печорина в романе Герой нашего времени (отношение Печорина к женщинам)

    Григорий Печорин – главный герой романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Для полного раскрытия образа «лишнего человека» в произведение вводятся любовные линии.

  • Сочинение Семья Кабановых в пьесе Гроза Островского

    В одном из провинциальных городков живет купеческая патриархальная семья. Купчиху Марфу Игнатьевну Кабанову прозвали Кабанихой, таким неприятным прозвищем. Она имела очень нелегкий характер

  • Твір Без дружби життя

    Дружба – це невід’ємна частина життя. Бо людина є істотою суспільною. Але є люди, які відчувають себе одинаками. Вони живуть самі по собі. Можливо – це їхня риса характеру. Але чи можливо всім жити в однині?

  • Сочинение по пословице Будь не скор на обещания, а скор на исполнение

    Как все же много мудрости заложено в наших пословицах и поговорках. Ведь они так незаметно нас учат жизни, спасают от неповторимых ошибок.

  • Чем доброта отличается от милосердия? Итоговое сочинение

    Многие люди путают понятия доброты и милосердия, полагая, что это синонимы. Эти понятия действительно схожи, но не заменимы друг другом. В чем же их различие?

Комедия "Гроза" - это одно из самых известных произведений русского драматурга А. Н. Островского. Идею, персонажей произведения можно исследовать вечно. Образы персонажей "Грозы" весьма примечательны.

Проблематика пьесы "Гроза"

Всех персонажей можно разделить на 2 группы: представителей старшего и младшего поколений. Старшее представляет Кабаниха и Дикой. Они представители патриархального мира, где правят эгоизм и нищета. Другие персонажи страдают от тиранства Кабанихи и Дикого. Это прежде всего Варвара, Катерина, Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей показывает, что все герои смирились со своей участью, и только Катерина не способна пойти против совести и своих желаний.

Все произведение "Гроза" посвящено истории главной героини Катерины. Она является одной из участниц Катерине приходится выбирать между двумя мужчинами, и эти мужчины - Борис и Тихон. данных персонажей поможет подробно разобраться в поведении героев пьесы.

Судьба Бориса

Прежде чем разбирать характер Бориса, необходимо ознакомиться с его историей.

Борис - не Калинова. Он попадает туда по воле родителей. Борису должно было достаться наследство, которым до поры до времени заведует Дикой. За хорошее поведение и послушание Дикой обязан отдать наследство Борису, однако читатели понимают, что из-за алчности Дикого этого никогда не произойдет. Поэтому Борису приходится оставаться в Калинове и жить там по правилам, установленным Диким и Кабанихой.

Судьба Тихона

Среди всех персонажей выделяет двух героев, двух мужчин - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика этих героев может сказать о многом.

Тихон зависит от Кабанихи - своей матери. Ему приходится во всем ей подчиняться. Кабаниха же не стесняется влезать и в личную жизнь своего сына, диктуя, как ему следует обращаться с женой. Свою невестку Катерину Кабаниха буквально сживает со света. К Катерине Кабаниха постоянно придирается.

Однажды Тихон вынужден уехать в другой город на несколько дней. Читатель ясно видит, как он рад появившейся возможности побыть одному и проявить свою самостоятельность.

Общее между Борисом и Тихоном

Итак, мы имеем двух персонажей - это Борис и Тихон. Сравнительная характеристика данных героев невозможна без анализа их образа жизни. Итак, оба персонажа живут с тиранами, оба героя вынуждены подчиняться чужой воле. Обоим героям не хватает самостоятельности. Оба героя любят Катерину.

В конце пьесы оба очень страдают после смерти Катерины. Тихон остается один, со своей матерью, а Борису Дикой приказывает уехать из Калинова. Разумеется, наследства ему после случая с Катериной точно не видать.

Борис и Тихон: различия

Различий между Борисом и Тихоном больше, нежели общего. Итак, Борис и Тихон - сравнительная характеристика. Таблица, приложенная ниже, поможет систематизировать знания об этих героях.

Борис Тихон
Отношение к Катерине Борис готов на все. Он рискует своей репутацией, репутацией Катерины - замужней женщины. Его любовь пылкая, открытая и эмоциональная. Тихон любит Катерину, но читатель порой ставит это под сомнение: если он ее любит, почему не защищает от нападок Кабанихи? Почему не чувствует ее страданий?
Отношения с другими персонажами пьесы Борис действует под прикрытием Варвары. Ночной Калинов - это время, когда вся молодежь выходит на улицу с песнями и романтическими настроениями. К Тихону относятся хорошо, но о его отношениях с другими персонажами сказано мало. Единственное, что примечательно - это его отношения с матерью. Он ее в какой-то степени любит и старается уважать, но с другой стороны он чувствует ее неправоту.

Таковы Борис и Тихон. Сравнительная характеристика персонажей, приведеная выше в таблице, достаточно краткая и емкая. Стоит заметить, что преимущественно читатели симпатизируют Борису, нежели Тихону.

Основная мысль пьесы "Гроза"

Характеристика Бориса и Тихона говорит о том, что два мужчины любили Катерину. Однако ни один, ни другой не смогли ее спасти. Катерина бросилась с обрыва в реку, ее никто не остановил. Именно Борис и Тихон, сравнительная характеристика которых была приведена выше, должны были ее спасти, должны были взбунтоваться против власти калиновских самодуров. Однако им это не удалось, и бездыханное тело Катерины вынесли из реки.

Калинов - это городок, который живет по своим правилам. Добролюбов назвал Катерину "лучом света в темном царстве", и это действительно так. Катерина не смогла изменить свою судьбу, но, возможно, она целого города. Ее смерть - это первая катастрофа, которая нарушила патриархальный уклад семьи. Кабаниха и Дикой чувствуют, что молодежь выходит из их власти, а значит, грядут перемены.

Таким образом, А. Островский смог показать не просто семейную трагедию. Перед нами трагедия целого города, гибнущего в деспотизме Дикого и Кабанихи. Калинов - это не вымышленный город, но таких "Калиновых" очень много на территории всей России.

Два мужских образа помогают нам понять характер Катерины. Смирный, безответный Тихон, муж Катерины, любящий ее, но не умеющий защитить, и Борис, племянник Дикого, приехавший в из Москвы.

Борис поневоле приехал в Калинов:» Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам заплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. Борису неуютно в городе, он не может привыкнуть к местным порядкам:» Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.

Объединяет обоих героев подневольность, зависимость: Тихона — от родной матери, Бориса — от Дикого. Тихон с малолетства находится во власти деспотичной матери, во всем с ней соглашается, не смеет перечить. Она настолько подавила его волю, что, даже женившись на Катерине, Тихон продолжает жить по материнской указке:

Кабанова: Если ты хочешь мать послушать, так ты как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов: Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Н. А. , рассматривая образ Тихона, подмечает, что он» сам по себе любил жену и готов бы для нее все сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем нет сильного чувства….

Тихон не знает, как угодить матери («…только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем), и даже срывается на ни в чем не повинную Катерину («Вот видишь ты, вот всегда мне за тебя достается от маменьки! Вот жизнь-то моя какая!). И прав был Кулигин, когда говорил о том, что за запертыми воротами в семьях» разврату темного да пьянства! Тихон пьет от безысходности, пытаясь этим скрасить жизнь. Он ждет поездки, чтобы хоть на время вырваться из-под материнской тирании. Варвара хорошо понимает истинные желания брата:

Варвара: С маменькой сидят, запершись. Точит она его теперь, как ржа железо.

Катерина: За что же?

Варвара: Ни за что, так, уму-разуму учит. Две недели в дороге будет, заглазное дело! Сама посуди! У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано.

Катерина: И на воле-то он словно связанный.

Варвара: Да, как же, связанный! Он как выедет, так запьет. Он теперь слушает, а сам думает, как бы вырваться-то поскорей.

Тихон не может, да это просто-напросто и не приходит ему в голову, противоречить матери, не может защитить от нападок Катерину, хотя и жалеет ее. В сцене прощания мы видим, как Тихон мучается, понимая, что обижает жену, давая наказы под нажимом матери:

Кабанова: Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя.

Кабанов: Да она, чай, сама знает.

Кабанова: Разговаривай еще! Ну, ну, приказывай! Чтоб я слышала, что ты ей приказываешь! А потом приедешь, спросишь, так ли все исполнила.

Кабанов: Слушайся маменьки, Катя!

Кабанова: Скажи, чтоб не грубила свекрови.

Кабанов: Не груби!

Кабанова: Чтоб почитала свекровь, как родную мать!

Кабанов: Почитай, Катя, маменьку, как родную мать!

Кабанова: Чтоб сложа ручки не сидела, как барыня!

Кабанов: Работай что-нибудь без меня! И т. д.

Тихон предпочитает» непротивление, по-своему приспосабливаясь к домашней тирании. Он утешает Катерину, пытаясь загладить свою вину:» Все к сердцу-то принимать, так в чахотку скоро попадешь. Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай…

Борис тоже находится в зависимом положении, ведь главным условием для получения наследства является проявление почтительности к дяде, Дикому. Он сознается, что бросил бы» все да уехал. А то сестру жаль.

Борис — новое лицо в городе, но также прогибается под действием» жестоких нравовКалинова. Чем же он заслужил любовь Катерины? Возможно, Катерина обращает внимание на Бориса потому, что он приезжий, не из местных; или, как писал Н. Добролюбов,» к Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он с виду и по речам не похож на остальных…; к нему ее влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.

Катерина утверждает, что любит своего мужа, подменяя понятие» любовьна жалость. Как утверждает Варвара,» коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать!

Я считаю, что и Бориса любить тоже не за что. Он знал, что эта запретная, греховная связь может иметь очень тяжелые последствия и для него, и особенно для Катерины. И Кудряш предупреждает:» Только вы смотрите, себе хлопот не наделайте, да и ее в беду невведите! Положим, хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта. Но Борис даже не пытается противиться своему чувству или образумить Катерину. Но не это самое страшное. Поражает поведение Бориса после того, как Катерина призналась в измене свекрови и мужу. Борис тоже не в состоянии защитить Катерину. А ведь она предлагает выход из этой ситуации — просит забрать ее в Сибирь, готова ехать с любимым хоть на край света. Но Борис малодушно отвечает:» Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду: дядя посылает, уж и лошади готовы…. Борис не готов на открытый бунт, а именно так расценили бы калиновцы поступок, на который герой так и не решился. Получается, что наследство ему все же дороже. Он готов только поплакать вместе с Катериной над своей и ее несчастными долями. И ведь он понимает, что оставляет любимую женщину погибать («Только одного и надо у бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтобы ей не мучиться долго!). Нельзя не согласиться с точкой зрения Н. А. Добролюбова, что» Борис — не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье… Он представляет одно из обстоятельств, делающих необходимым фатальный конец…пьесы.

А вот Тихон, напротив, оказался человечнее, выше и сильнее Бориса! Несмотря на то, что Катерина изменила и опозорила его, он оказался способен на сочувствие к ней и к своему сопернику:» Мечется тоже; плачет. Накинулись мы давеча на него с дядей, уж ругали, ругали — молчит. Точно дикий какой сделался. Со мной, говорит, что хотите делайте, только ее не мучьте! И он к ней тоже жалость имеет.

Любовь Тихона к Катерине в полной мере проявляется после ее смерти:

«Маменька, пустите, смерть моя! Я ее вытащу, а то так и сам… Что мне без нее! И вот в этот-то момент Тихон оказался способен сказать матери правду, обвинив ее в смерти жены:» Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы…

Эти-то слова и говорят о том, что настали новые времена, где не место деспотии, самодурству, притеснениям.

Островский, Сочинение

Борис и Тихон – одни из центральных героев драмы А. Островского«Гроза»....

Борис так же, как и Тихон связан с «тёмным царством».Он – племянник Дикого, молодой человек приехал к своему дяде, чтобы получить наследство, оставшееся от бабушки. Борис вынужден подчиняться всем капризам своего родственника, как и Тихон.

В отличие от Кабанова, племянник Дикого хорошо образован. До того, как приехать в Калинов, герой жил в Москве, порядки губернского города ему чужды: «Обычаев я здешних не знаю», точно так же, как и Катерине. Молодую женщину объединяло с Борисом то, что изначально герои жили в других условиях. «Такая ли я была! ...точно птичка на воле» - говорит однажды Катерина Варваре о прошлой жизни. Это сходство главной героини и Бориса, а также невыносимая жизнь в доме Кабановых, привели к зарождению чувству молодой женщины к племяннику Дикого. Борис тоже любит Катерину, но тем не менее, когда раскрывается их связь, он «мечется» и «плачет». Герой - трусливый человек, он не находит в себе силы, чтобы взять с собой любимую женщину в Сибирь. «Нельзя мне, Катя…» - говорит о ней. Таким образом, Бориса и Тихона, с одной стороны, объединяет любовь к Катерине. С другой стороны, то, что оба молодых человека оказались под гнётом «тёмного царства», которому не смогли противостоять.Главное различие двух героев – Тихон не знает жизни без деспотизма матери, её самодурства, в отличие от Бориса, который сознательно подчиняет себя Дикому, надеясь получить хоть ничтожную долю наследства.

Обновлено: 2017-09-06

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

    Премьера «Грозы» состоялась 2 декабря 1859 г. в Александринском театре в Петербурге. Присутствовавший на спектакле А.А.Григорьев вспоминал: «Вот что скажет народ!.. думал я, выходя из ложи в коридор после третьего действия «Грозы», закончившегося взрывом...

    Имя Александра Николаевича Островского - одно из славнейших в истории русской литературы и русского театра. В. 1812 году великий русский писатель А.И. Гончаров, приветствуя Островского в день тридцатипятилетия его литературной деятельности, сказал: "Вы...

    Играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза - непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны - символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы...

    Пьесы А. Островского насыщены разнообразной символикой. Прежде всего это символы, связанные с миром природы: лес, гроза, река, птица, полет. Очень важную роль играют в пьесах и имена героев, чаше всего имена античного происхождения: древнегреческие и...

    "В "Грозе" есть что-то освежающее и ободряющее.Это "что-то" и есть по-нашему, фон пьесы, указанный нами и обнаружи вающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже...

    Каждый человек - это единственный и неповторимый мир, со своими поступками, характером, привычками, честью, моралью, чувством собственного достоинства. Именно проблему чести и собственного достоинства поднимает Островский в своей пьесе «Гроза». Для...