Сочинение на тему: Печорин, княжна Мери и Грушницкий, любовный треугольник в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени

В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.

История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.


Княжна Мэри и Григорий Печорин встретились в Пятигорске. Печорин приезжает после военного задания, а княжна с матерью лечатся там на водах. Они оба вращаются в высшем обществе. Печорин не спешит знакомиться с Мэри и намеренно дразнит ее, подогревая к себе интерес, и ждет, когда общение с Грушницким ей надоест.

Они знакомятся на балу, когда Григорий приглашает княжну на танец.

Печорин решает “волочится за ней ради забавы”. Он знает, как влюбить ее в себя: “…но я вас отгадал, милая княжна, берегитесь! ”. Главный герой добивается любви княжны по своей системе, которую знает наизусть:

“Все эти дни я ни разу не отступал от своей системы. Княжне начинает нравиться мой разговор”.

“Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть – вот что скучно!”.

Почему же Печорин хочет влюбить в себя Мэри, если она ему не нравится? Есть три причины:

1) Ему нравится мучить Мэри

“ …она проведет ночь без сна и будет плакать. Эта мысль мне доставляет необъятное наслаждение”.

2) Он хочет насолить Грушницкому, который по уши влюблен в княжну

3) Таким образом, он хочет отвлечь внимание публики от его отношений с замужней Верой.

На фразе Мэри: ”Я вас ненавижу…” заканчивается история взаимоотношений Мэри и Печорина.

Почему Мэри ненавидит Печорина?

1) Он лишил ее большей части поклонников, развлекая их анекдотами.

2) Он перекупил ковер, который понравился Мэри, и провел коня с этим ковром перед ее окнами.

3) Выпрыгнул из-за кустов одетый как черкес, чем очень ее напугал, и успокоил ее, тем что он не более опасен, чем ее кавалер (Грушницкий).

4) Он влюбил ее в себя и покинул.

Обновлено: 2019-03-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Урок по 2 главе «Княжна Мери» из «Журнала Печорина».

Тема: Мери и Печорин. История отношений.

Вступительное слово учителя.

Повесть «Княжна Мери» воспринимается как главная повесть в романе.

Как вы думаете, почему?

(здесь максимально раскрывается характер Печорина)

В отношениях с какими героями мы можем отследить характер Печорина?

Введение в тему.

Проследим, как развиваются отношения между Княжной Мери и Печориным

Где впервые встречаются эти персонажи?

(Печорин и княжна Мери впервые встречаются в Пятигорске, куда Печорин приезжает после военного задания. Княжна Мери с матерью лечатся на водах в Пятигорске).

Кто рассказывает Печорину о Княжне Мери? (Грушницкий)

Что интересует Печорина во внешности Мери? (ее зубы)

Какое отношение показывает этот интерес? (Печорин относится к женщине, как к лошади)

В какой главе мы уже успели заметить подобное отношение? (В главе «Бэла», когда Печорин обменял лошадь на девушку.)

Зачем Печорин начинает интересоваться Мери? (чувство зависти и азарт заставляют его увлечься княжной)

Как воспринимает Печорин взаимоотношения Грушницкого и Мери, подтвердите словами из текста. (Для Печорина их взаимоотношения игра, он не воспринимает их всерьез)

«Завязка есть! — закричал я в восхищении, — об развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтоб мне не было скучно.»

Работа с текстом

Как Печорин собирается завоевать Мери? (найдите подтверждение в тексте)

«Если хотите, я вас представлю...

— Помилуйте! — сказал я, всплеснув руками, — разве героев представляют? Они не иначе знакомятся, как спасая от верной смерти свою любезную...»

(Печорин собирается сделаться героем для Мери, он спасет ее при первом удобном случае)

Как меняется отношение Мери к Печорину?

Ненависть

«ее взгляд, упадая на меня, выражал досаду, стараясь выразить равнодушие...»

«Княжна меня решительно ненавидит»

«Вчера я ее встретил в магазине Челахова; она торговала чудесный персидский ковер. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться: этот ковер так украсил бы ее кабинет!.. Я дал сорок рублей лишних и перекупил его; за это я был вознагражден взглядом, где блистало самое восхитительное бешенство»

Раздражительность

«она говорит, что у тебя наглый взгляд, что ты, верно, о себе самого высокого мнения.»

«Кто этот господин, у которого такой неприятный тяжелый взгляд? он был с вами, тогда...»

«Я тотчас подошел к княжне, приглашая ее вальсировать, пользуясь свободой здешних обычаев, позволяющих танцевать с незнакомыми дамами.

«Она едва могла принудить себя не улыбнуться и скрыть свое торжество»

«Я видел, что она готова упасть в обморок от страху и негодования.

Я подошел к пьяному господину, взял его довольно крепко за руку и, посмотрев ему пристально в глаза, попросил удалиться, — потому, прибавил я, что княжна давно уж обещалась танцевать мазурку со мною.

— Ну, нечего делать!.. в другой раз! — сказал он, засмеявшись, и удалился к своим пристыженным товарищам, которые тотчас увели его в другую комнату.

Я был вознагражден глубоким, чудесным взглядом.»

Теперь Печорин для Мери благородный герой романа, цель Печорин достигнута.

«личико ее расцвело; она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свободен; ее замечания иногда глубоки... Я дал ей почувствовать очень запутанной фразой, что она мне давно нравится. Она наклонила головку и слегка покраснела.»

Влюбленность

«Все эти дни я ни разу не отступил от своей системы. Княжне начинает нравиться мой разговор; я рассказал ей некоторые из странных случаев моей жизни, и она начинает видеть во мне человека необыкновенного».

Чтобы окончательно завоевать женское сердце, Печорин раскрывает тайны своего испорченного характера. Так он вызывает чувство жалости и сострадания у княжны.

Составим таблицу по эпизоду от 3-го июня. Мери и Печорин оказываются на узкой тропинке, ведущей к горе Машук.

«Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали — и они родились. Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, — другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, — меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать;»

Отрицательные черты характера.

Природные качества

Следствие - появление отрицательных качеств

Обвинили в лукавстве

Скрытность

Чувствовал добро и зло

Отсутствие ласки, оскорбления

Злопамятность

Чувствовал себя выше других

Ставили ниже

Завистливость

Готов был любить весь мир

Никто не понял

Ненависть

Говорил правду

Не верили

Лживость

Сострадание

«В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание — чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, — а это великий признак!»

Как меняется отношение Печорина к Мери?

(Сперва он увлечен, азартен, для него стремление завоевать сердце Мери - это игра)

Как вы понимаете фразу: «Она недовольна собой: она себя обвиняет в холодности... о, это первое, главное торжество! Завтра она захочет вознаградить меня. Я все это уж знаю наизусть — вот что скучно!»

Подведение итогов

Печорин ловко и хитро идет к своей цели, он уверен в себе, и пока он стремиться завоевать сердце княжны Мери, его азарт наполняет жизнь смыслом. Но как только он добивается любви молодой княжны, ему вновь становиться скучно.

Домашнее задание: проанализировать монолог Печорина

«Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому? Бедняжка, он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему, когда он в отчаянии будет спрашивать, чему он должен верить: «Мой друг, со мною было то же самое, и ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно и, надеюсь, сумею умереть без крика и слез!»

А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше неспособен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха — не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиною страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, — не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе нашел бы бесконечные источники любви»

Ответить на вопросы:

Зачем Печорин добивается любви княжны Мери?

Что поддерживает душевные силы Печорина?

Каково первое удовольствие Печорина?

Отчего Печорин счастлив?

Многие писатели используют прием противопоставления в своих произведениях для того, чтобы наиболее полно раскрыть характеры главных персонажей.

Особенности образа Грушницкого

Григорий Печорин - главное действующее лицо романа «Герой нашего времени». М. Ю. Лермонтов вводит Грушницкого, чтобы использовать литературный прием противопоставления. Знакомство персонажей происходит на водном курорте, в городе Пятигорске. Они не испытывают особых дружеских чувств, но это не мешает им проводит вместе довольно много времени.

Грушницкий неустанно играет роль романтического героя. Он старается завязывать любовные отношения, пытаясь возвысить мнимые чувства. Наигранность его поведения граничит с карикатурностью.

В действительности же Грушницкий никогда не был по-настоящему счастлив, чувства истинной радости и любви ему тоже совсем не знакомы, именно в этом причина его попыток изобразить их. Даже то, как он изображает обиду, разочарование или глубокое страдание выглядит насквозь лживым и смешным.

Развитие отношений Печорина, Грушницкого и княжны Мэри

В отличие от приятеля, Печорин на самом деле испытывал истинное разочарование в своей жизни. Он пресыщен приключениями и победами на любовном фронте. Григорий отлично понимает, что характер Грушницкого лжив, а его действия глупы и нелепы. Он видит в своем приятеле и фальшь, и внутреннюю пустоту. Эти черты характера Грушницкого раздражают Печорина.

Несмотря на это, два персонажа много общаются, спектр тем для разговоров очень широк, они вместе проводят свободное время. В одно и то же время они увлекаются княжной Мэри. Грушницкому понравилась молодая красавица, а Печорин решил скоротать время и завоевать сердце юной кокетки. Грушницкий полностью уходит в романтические отношения с девушкой, а потом бессильно смотрит на то, как Григорий Александрович с завидной настойчивостью и непосредственностью переманивают ветреную княжну. Кроме того, главный герой получает удовольствие от неудачи приятеля, он пытался проверить его на прочность.

Флирт с княжной Мэри - это очередная игра Печорина, приз в которой - наслаждение прекрасной и юной душой девушки. Он с легкостью завладел вниманием княжны, проявив таинственность и остроумие. Грушницкий на фоне главного героя - лишь пустышка с витиеватыми, но совершенно пустыми словами. Поэтому то, как быстро девушка увлеклась личностью Григория Александровича, абсолютно не удивляет. Более того, она первой говорит о своих чувствах.

Дуэль как развязка любовного сюжета

Самолюбие товарища Печорина терпит сокрушительный удар. Составление коварного заговора против Григория Александровича проявляет его трусость, подлость и низость, не слишком заметные ранее. Юнкер Грушницкий вызывает главного героя на дуэль и пытается оставить его защищать свою честь с незаряженным пистолетом.

Печорину становится известно об этом плане, он дает возможность своему бывшему приятелю принести извинения, но безрезультатно. Злость, ненависть и желание опозорить главного героя заполнили все существо Грушницкого. Самолюбие и раздутая до невероятных размеров обида оказываются важнее всего.

Печорин получает лишь небольшую ссадину на дуэли, а Грушницкий расстается с жизнью. Это становится финальным аккордом отношений Мэри и Григория. Но дуэль не становится причиной разрыва, просто игра, затеянная Печориным, закончилась, пусть и не так, как он рассчитывал. Главный герой не любил Мэри, она стала жертвой его небольшого увлечения.

Сюжет повести «Княжны Мэри», основанный на любовном треугольнике, глубоко раскрывает личность Печорина, его внутренний мир. Поэтому образы юнкера Грушницкого и княжны Мэри крайне важны, так как они оттеняют и проявляют значимые черты характера Григория Александровича Печорина.

В романе «герой нашего времени» Лермонтов поставил своей задачей всесторонне и многогранно раскрыть личность современника, показать портрет «героя времени», «составленный из всего нашего поколения, в полном их развитии, как сказал автор в предисловии к роману. Все сюжетные линии сведены к центральному образу: Печорин и Грушницкий, Печорин и Вернер, Печорин и Вулич, Печорин и Максим Максимыч, Печорин и горцы, Печорин и контрабандисты, Печорин и «водяное общество». При этом особую линию представляют любовные сюжеты, присутствующие почти в каждой из частей романа. Ведь одна из главных особенностей современника, по мнению Лермонтова, это «преждевременная старость души», при которой «…царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». Таков и Печорин: он не способен любить беззаветно и преданно, эгоизм губит самые лучшие и добрые его чувства. Именно это проявляется в его взаимоотношениях со всеми героинями романа – Бэлой, Верой и, конечно же, княжной Мери.

История о том, как Печорин добивается расположения и любви этой девушки, составляет сюжетную основу части «Княжна Мери». Именно здесь с глубоким психологизмом Лермонтов показывает тайные мотивы поступков Печорина, который стремится всегда и во всем властвовать, сохраняя собственную свободу. Людей он делает игрушками в своих руках, заставляя играть по своим правилам. А в результате – разбитые сердца, страдания и гибель тех, кто встретился на его пути. Он и правда подобен «палачу в пятом акте трагедии». Именно такова его роль в судьбе Мери. Девушка, принадлежащая, как и Печорин, высшему свету, княжна Мери впитала в себя с детства многое из морали и нравов ее окружения. Она красива, горда, неприступна, но в то же время любит поклонение и внимание к себе. Порой, она кажется избалованной и капризной, а потому разработанный Печорин план ее «соблазнения» поначалу не вызывает у читателя сильного осуждения.

Но мы замечаем и другие качества Мери, прячущиеся за внешностью светской красавицы. Она внимательна к Грушницкому, которого считает бедным, страдающим молодым человеком. Она не выносит показного бахвальства и пошлости офицеров, составляющих «водяное общество». Княжна Мери проявляет сильный характер, когда Печорин начинает осуществлять свой «план» завоевания ее сердца. Но вот беда – Печорин признается, что не любит «женщин с характером». Он делает все, чтобы сломать их, покорить себе. И, к сожалению, Мери пала его жертвой, как и другие. Виновна ли она в этом? Для того чтобы понять это, надо посмотреть, на чем «играет» Печорин, завоевывая ее расположение. Ключевая сцена – это беседа Печорина с Мери на прогулке у провала. «Приняв глубоко тронутый вид», герой «исповедуется» перед неопытной девушкой. Он рассказывает ей о том, как все с детства видели в нем пороки, и в результате он стал «нравственным калекой». Конечно, частица правды есть в этих словах. Но главная задача Печорина – вызвать сочувствие девушки. И действительно, ее добрая душа тронута этим рассказам, а в результате – она полюбила Печорина за его «страдания». И чувство это оказалось глубоко и серьезно, без грани кокетства и самолюбования. А Печорин – он достиг своей цели: «…Ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» - цинично замечает герой. Последняя сцена объяснения Печорина и Мери вызывает острое сочувствие к несчастной девушке. Даже самому Печорину «стало жаль ее». Но приговор беспощаден, карты раскрыты: герой объявляет, что лишь смеялся над ней. И княжне остается только страдать и ненавидеть его, а читателю – размышлять о том, каким жестоким может быть человек, поглощенный эгоизмом и жаждой достичь своих целей, невзирая ни на что.