Как починить кварцевые часы в домашних условиях. Ремонт часов своими руками. Пособие для начинающего мастера

Недавно я рассказывал, . Теперь хотелось бы поговорить о настенных.

Сейчас наверное нельзя найти дом, в котором бы не было часов китайского или индийского производства. Настенные часы - это такой элемент домашнего уюта, который практически не изменяет свой внешний вид. Единственное, что в них изнашивается - механизм.

И часто бывает, что по прошествии нескольких лет эксплуатации внешний вид в идеальном состоянии, а часики или перестают работать, или спешат-отстают, или, что характерно для механизмов с плавным ходом, начинают буквально "съедать" батарейки.

Выкинуть такие часы жалко, особенно если у них была высокая покупная цена или они дороги как память. Самое разумное решение - произвести ремонт настенных часов своими руками и заменить механизм.

В приведенном примере мы будем заменять механизм путем перестановки с других (новых, но варварски разбитых) часов.

Кстати, на любой часовой точке вы сможете приобрести такие часы буквально за копейки. При этом преимущество заключается в том, что если не подойдут по диаметру стрелки от "родных" часов, вы спокойно установите стрелки от разбитых.

Откручиваем болтики крепежной планки, удерживающей стекло.

Время – весьма важный ресурс в современном мире. Жизнь без часов сегодня просто невозможна. И очень неприятно, если вдруг остановились механические часы. Понятно, что это не критично, так как узнать время можно в Интернете, по телевизору, по радио, в мобильном телефоне, в компьютере, из других часов, но все же именно «неприятно».

Можно ли что-нибудь предпринять в этой ситуации? Можно ли починить механические часы? Можно ли восстановить поломанный механизм и устранить причину неисправности? Попытаемся найти ответы на эти вопросы в следующей статье сайта.

Какие бывают часы: виды часов

Классификация и деление часовых механизмов или программ выполнятся по 3-м категориям:

Кварцевые часы (которые с батарейкой);
- механические часы (чистая механика);
- электронные часы (чистая электроника на аккумуляторе, сетевом питании, батарейке).

В случае если ваши часы вышли из строя, необходимо правильно определить их тип, вид. От того, какого рода часы у вас поломались, будет зависеть возможность их последующего самостоятельного ремонта. В некоторых случаях такой ремонт вообще оказывается невозможным и нецелесообразным.

Вид часов предопределяет работы по дальнейшему тестированию и ремонту.

Часы остановились: что делать

1. Энергия

Самая частая проблема выхода из строя часового механизма – это отсутствие движущей силы, энергии. То есть, когда на часы перестает поступать энергия (электрическая, кинетическая, поступательная, солнечная и т.д. в зависимости от вида часов).

Например, в механических часах может заканчиваться завод. В электронных и кварцевых часах – садится батарейка или аккумулятор. В часах на солнечных батареях – поток фотонов, преобразуемых в электроны.

2. Внешняя пыль и грязь

Механизм часов может запросто остановиться, если его работе мешает внешний фактор – пыль, грязь, влага, мелкие насекомые, ржавчина, окисления, песок и тому подобное. В принципе, если у вас есть желание, то часы можно вскрыть и заглянуть внутрь.

Даже невооруженным глазом будет заметно, если часы засорились изнутри, в них скопилась влага или чужеродные предметы. Для восстановления работоспособности таких часов их можно почистить. Правда, столь простые меры не могут решить более серьезных проблем. А потому, лучше доверить ремонт специалисту.

В мастерской для полноценной чистки применяются специальные мелки щеточки, а также компрессор, которым механизм продувают от пыли и грязи обычным воздухом, подаваемым под давлением.

3. Поломка механизма

Речь идет о выходе из строя, вызванном падением или физическим ударом. Так, если ваши часы остановились после удара или падения, то можно предположить повреждение внутренних механизмов.

Будьте осторожны с часами

В часах любого типа сейчас стоят настолько тонкие и мелкие механизмы, что незначительное сотрясение способно нарушить их естественную работу и взаимодействие. Внутренние детали, кроме того, могут вырабатываться с течением времени (особенно, если они из пластмасс), стираться. В механических устройствах также вырабатывается смазка (масло против трения), которую тоже не помешает проверить и заменить 1 раз в 4 года.

Если на предыдущем шаге вы не смогли отремонтировать , самостоятельно, то за ремонт по данному виду неисправностей лучше даже браться. Дело в том, что вы по неосторожности и невнимательности:

Можете нанести часам еще больший урон и вред;
- можете растерять мелкие и малозаметные детальки;
- можете зацепить соседние механизмы;
- можете занести внутрь часов влагу, пыль и грязь.

Что мешает обратиться в ремонтную часовую мастерскую, где за каких-нибудь 5-10 минут специалист опытным взглядом оценит проблему? Причем, за такую консультацию вы или заплатите сущие копейки или ничего не заплатите вообще (зависит от условий работы часовщика)!

Но после похода к мастеру вы уже точно узнаете причину поломки часов и поймете – стоит ли ремонтировать их или купить новые, а также сколько будет стоить ремонт! Так зачем усложнять свою жизнь и, возможно, своими непрофессиональными действиями наносить еще больше вреда часовым механизмам?

Чтобы часы не остановились

Данный раздел будет содержать элементарные правила предосторожности, которые продлят жизнь ваших часов. Ниже приведены простейшие советы, как защитить часы от поломки и выхода из строя.

1. Проявлять аккуратность при работе с часами.
2. Если это наручные часы, то поменьше размахивать руками, следить за целостностью ремня или цепочки. А во время физического тяжелого труда часы лучше снять.
3. Избегать ударов часами о другие предметы.
4. Защитить часы от влаги даже в том случае, если они водонепроницаемы.
5. Побеспокоиться о своевременном заводе, смене батарейки, зарядке, смазке (для механики).
6. Удалить часы из пыльных условий (например, на время домашнего ремонта).
7. Избегать прямого попадания солнечных лучей на часы (в кварцевых и электронных часах может «потечь» батарея или аккумулятор).
8. Позаботиться о качестве своих часов. Если вы покупаете дешевую подделку, то не удивляйтесь, что она часто и много будет ломаться.
9. Для электронных часов вы можете выставить синхронизацию с мировым временем (если это позволяют опции и возможности устройства).

Если при заводе часы потрескивают, причиной может быть поломка или износ заводного колеса. В обоих случаях колесо следует заменить. Заводное колесо может быть перекошено; чтобы исправить этот недостаток, достаточно затянуть винты. Перекос или изогнутость заводного вала приводят к тому же результату. Вал следует заменить. Наконец, в ось заводного колеса могла попасть грязь. В этом случае деталь надо промыть.
- Если туго переводятся стрелки, то причина, скорее всего,- заводской дефект переводного колеса, которое следует заменить.
- Если механизм не переключается с перевода стрелок на завод, надо проверить, не прижат ли заводной рычаг переводным (в этом случае отогните рычаг) или не ослабла ли пружина заводного рычага (пружину придется заменить).
- Если механизм завода выключается самопроизвольно, это значит, что фиксирующая часть пружины переводного рычага вышла из паза. Отогните пружину вниз.
- Если заводной вал вращается рывками из-за того, что погнут, следует выпрямить или заменить его.
- Если пружина не держится в заведенном состоянии, это значит, что сломана пружина собачки, которую надо заменить, или отвернулся винт собачки (тогда достаточно затянуть его).
- Если пружина туго заводится, следует смазать заводное колесо.
- Если часы не заводятся, значит, заводная пружина вышла из зацепления с крючком на валу барабана или лопнула в пределах первого внутреннего витка.
- Если при заводе часов пружина сперва идет с трудом, а затем срывается, значит, она лопнула в пределах 2-3 первых витков.
- Если минутная стрелка касается в одной точке стекла или циферблата, значит, погнута ось центрального колеса.
- Если механизм часов работает, но стрелки не вращаются, что обычно возникает из-за частого перевода стрелок, то необходимо заменить фрикционный узел (минутник с ведущим колесом).
- Если при переводе стрелок слышится треск, так как зубья вексельного колеса сломаны или погнуты, следует его выпрямить или заменить.
- Если при заводе пружины стрелки быстро вращаются, следовательно, сломалось одно из колес в основной колесной системе. Осмотрите ее и замените сломанное колесо.
- Если колеса вращаются тяжело, цепляясь друг за друга, надо проверить зазоры между ними и посмотреть, не попала ли в систему пыль.
- Если сломана заводная пружина, из-за чего при заводе она прокручивается до бесконечности, замените пружину.
- Если часы спешат и при этом слышится дополнительный стук, это значит, что заводная пружина слишком сильная и ее следует заменить.
- Если полностью заведенные часы останавливаются раньше времени, причина в том, что пружина проскальзывает в барабане из-за слишком большого количества масла. Промойте барабан в бензине, а пружину протрите папиросной бумагой. Кроме того, может быть стерта головка пружины, которую в этом случае надо заменить.
- Если часы идут вяло, следует проверить, хорошо ли смазана пружина и не смята ли она.
- Если часы заводятся с трудом, то, скорее всего, от отсутствия масла в точке соприкосновения пружины и барабана. Смажьте пружину.
- При ходе часов слышен звон спирали: она периодически задевает близко расположенные детали.
- Календарь срабатывает неправильно по следующим причинам: диск календаря заклинивает на платине из-за того, что он погнут, диск лучше заменить; с трудом вращается из-за попавшей стружки или пыли (ее надо счистить), не затянуты винты крепления диска (закрепить), слишком много или слишком мало масла на штифтах толкателя и фиксатора.
- Если часовое колесо зажато циферблатом, его необходимо прогнуть.
- Если циферблат качается из-за плохого закрепления в платине или из-за сломанной ножки циферблата, надо завинтить до упора циферблатные винты. Если это не поможет, замените циферблат.

Если циферблат сместился от центрального положения, отогните ножки циферблата и установите его по центру.
- Если стрелки соприкасаются друг с другом, установите их правильно.
- Если механизм качается в корпусе, затяните винты крепления.
- Если заводной ключ не фиксируется для завода пружины или перевода стрелок, следует проверить, не сломана ли пружина переводного рычага (фиксатора) или сам рычаг. В этом случае его придется заменить. Если рычаг цел, нужно затянуть до упора его винты.
Если часы останавливаются без видимых причин, проверьте следующие узлы:
-сцепление минутника с ведущим колесом. Оно может быть слишком слабым, в таком случае следует снять минутник с обода колеса, прижать колесо пинцетом и отверткой отогнуть фрикционные лепестки к центру. Если желаемый результат не достигнут, то лучше заменить весь узел;
- может быть сломан или погнут зуб часового колеса, тогда надо заменить часовое колесо.
Пыль и грязь, попавшие в колесную систему, также могут быть причиной остановки. Необходимо промыть механизм, а также проверить, не попал ли в механизм какой-нибудь сломанный винт.
Если часы останавливаются из-за того, что колеса покрыты коррозией, то ее можно попробовать снять; если колеса разъедены сильно, то лучше заменить их.
Часы могут останавливаться из-за того, что погнуты или срезаны зубья барабана, в этом случае надо заменить и барабан и заводную пружину. Кроме того, в барабане могут скапливаться грязь или стружка, поэтому его надо промыть в бензине, а пружину протереть бумагой.
Недостаточный зазор между деталями анкерного хода (например, анкерной вилкой и штифтами) может провоцировать вялый или меняющийся ход часов или даже их остановку.
Дефекты регулятора хода могут привести к тому, что часы будут спешить за один час на несколько минут. Например, за колонку или штифты регулятора может захлестнуться спираль. В таком случае витки спирали надо снять с колонки или штифтов, установить спираль на место и исправить ее, если она деформирована.