Что является важнейшим элементом материальной культуры. Культура материальная

В науке существует понятие первичных потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т.п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не как животное, а на основе культурных традиций. Неслучайно понятие «материальная культура» быловведено в культуро­логию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры тра­диционных обществ. По определению Б. Малиновского, ма­териальная продукция человека - это артефакты, составляю­щие наиболее осязаемую и зримую часть культуры.

В материальной культуре обычно выделяют орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.Начиная с первобытного общества, вся куль­тура человека - способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материаль­ными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. Те элементы человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре .

Необычайно высока роль техники в материальной культуре. Когда-то она заменила человека в области физической деятельности, в XX в. она может в определенной мере заменить его и в области аналитической, интеллектуальной, которая издавна считалась присущей исключительно человеку. Под словом «техника» часто имеют в виду машины, механизмы, приборы, устройства, орудия какой-либо отрасли производства. Но в широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принци­пу техники. Некоторые проявления материальной деятельности людей ока­зались столь значимыми в культуре, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и тех­нологическая, технотронная, экранная и другие культуры.

Материальная культура – не только человеческая деятельность и ее результаты, но и культура воспроизводства человеческого рода. Сфера половых отношений не может рассматриваться чисто в биологическом плане, она несомненный элемент культуры; их нельзя исключать из сферы материальных отношений. Поскольку вся материальная практика человека носит социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культуры: физическая и социально-политическая. Физическая культура включает культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений (спорт, гимнастика и т.п.). Сюда же следует отнести медицину, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить человеческий организм. Социально-политическая область материальной культуры включает многообразие учреждений и практических действий (организаторская деятельность, установление новых порядков и т. п.), которое составляет реальное «тело» общественного бытия.



Результатом воздействия на природу производственной деятельности че­ловека, создающего материальные ценности, стало снижение продолжительности жизни, уве­личение смертности от рака, возрастание числа генетических уродств и аллергических заболеваний. А состояние здоровья людей является важнейшим показателем социальной эффективности обще­ства. Все это делает актуальным выделение в сфере материальной культуры ее экологической составляющей.

Таким образом, материальная культура включает несколько форм.

Производство. Сюда относятся все средства производст­ва, а также технология и инфраструктура (источники энер­гии, транспорт и связь).

Быт. Эта форма включает вещественную сторону по­вседневной жизни - одежду, пищу, жилище, а также тради­ции и обычаи семейной жизни, воспроизводства человеческого рода и т. д.

Телесная культура. Отношение человека к своему телу - особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художест­венные, религиозные и социальные нормы.

Социально-политическая культура - политика и практика в материальной сфере; государственные, общественные институты (парламент, партии «зеленых» или подобные общества), организаторская деятельность различных ведомств и производственных учреждений.

Экологическая культура - отношение человека к при­родной среде.

Материальная культура и ее виды.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную. Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой принято понимать не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию ʼʼусловий человеческого существованияʼʼ. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Материальная культура - окружающая человека среда. Материальная ку- льтура создана всœеми видами труда человека. Она создает уровень жизни обще- ства, характер его материальных запросов и возможности их удовлетворения. Материальная культура общества распадается на восœемь категорий:

1) породы животных;

2) сорта растений;

3) культура почв;

4) здания и сооружения;

5) инструменты и оборудование;

6) пути сообщения и средства транспорта;

7) связь и средства связи;

8) технологии.

1. Породы животных составляют особую категорию материальной культу- ры, потому что в состав этой категории входит не поголовье животных данной породы, а именно носители породы.

К этой категории материальной культуры относится не только животные хозяйственного использования, но и декоративные породы собак, голубей и т.п. Процесс переведения диких животных в домашних путем направленного от- бора и скрещивания сопровождается изменением их внешнего вида, генофонда и поведения. Но не всœе ручные животные, к примеру, гепарды, используемые на охоте, относятся к материальной культуре, т.к. не прошли процессов направ- ленного скрещивания.

Дикие и домашние животные одного вида могут сосуществовать во време- ни (как, к примеру, свиньи и кабаны) или быть только домашними.

2. Сорта растений выводятся путем селœекции и направленного воспита- ния. Число сортов постоянно возрастает в каждом виде растений. В отличии от пород животных, растения могут хранится в семенах, в которых скрыты всœе ка- чества взрослого растения. Хранение семян позволяет собирать коллекции се- мян и сохранять их, систематизировать, классифицировать, ᴛ.ᴇ. вести всœе ви- ды деятельности, свойственные культурной работе. Поскольку у разных видов растений разные отношения между семенами и взрослым растением, так как мно- гие растения размножаются отводками и черенками, культурообразующие функции бывают соединœены с распространением сортов в данной местности. Этим за- нимаются питомники и семеноводческие хозяйства.

3. Культура почв - наиболее сложный и уязвимый компонент материаль- ной культуры. Почва - верхний производящий слой земли, в котором между не- органическими элементами концентрируются сапрофитные вирусы, бактерии, чер- ви, грибы и другие живые элементы природы. Производительная сила почвы за- висит от того, как много и в каких сочетаниях с неорганическими элементами и между собой находятся эти живые элементы. Важно заметить, что для создания культуры почвы она обрабатывается с целью повышения ее плодородия. В обработку почвы входят: механическая обработка (переворот верхнего пласта͵ рыхление и переносы поч- вы), удобрение перегноем органических остатков растений и отходов животно- водства, химическими удобрениями и микроэлементами, правильной последовате- льностью культивирования на одном и том же участке различных растений, вод- ным и воздушным режимом почвы (мелиорация, полив и т. п.).

Благодаря культивированию слой почвы увеличивается в объёме, жизнь в нем активизируется (благодаря сочетанию сапрофитных живых существ), плодо- родие возрастает. Почва, находясь на одном и том же месте благодаря деяте- льности человека, улучшается. В этом состоит культура почвы.

Почвы классифицируются по их качеству, месту расположения и по их производящей силе. Составляются почвенные карты. Почвы оцениваются по их производящей силе путем сравнения. Составляется земельный кадастр, опреде- ляющей качества и сравнительную стоимость почвы. Кадастры имеют сельскохо- зяйственное и экономическое использование.

4. Здания и сооружения - наиболее наглядные элементы материальной культуры (немецкий глагол "bauen" означает "строить" и "возделывать почву", а равно "заниматься любой культурообразующей деятельностью", он хорошо вы- ражает смысл сочетания базовых форм материально-культурного освоения мест- ности).

Зданиями называются места обитания людей со всœем разнообразием их занятий и быта͵ а сооружениями - результаты строительства, изменяющие усло- вия хозяйственной деятельности. К зданиям обычно относятся жилье, помещения для денежных, управленческих действий, развлечений, информационной, учебной деятельности, а к сооружениям системы мелиорации и водного хозяйства, пло- тины, мосты, помещения для производств. Граница между зданиями и сооружени- ями подвижна. Так, театральное помещение - здание, а механизм сцены - со- оружение. Склад может называться и зданием, и сооружением. Их объединяет то, что они являются результатом строительной деятельности.

Культура зданий и сооружений, также как и почвы, представляет собой недвижимость, которая не должна быть разрушена в ее функциональных качест- вах. Это значит, что культура зданий и сооружений состоит в поддержании и постоянном совершенствовании их полезных функций.

Власти, особенно местные, наблюдают за поддержанием и развитием этой культуры. Особенно велика роль торговопромышленных палат, которые будучи общественными организациями прямо заняты этой работой (разумеется, там, где они есть, и там, где они правильно функционируют). Не малую роль в этой ку- льтуротворческой работе могут играть банки, которые, однако, далеко не всœе- гда действуют правильно, забывая, что их благосостояние в перспективе свя- зано, прежде всœего, с правильной эксплуатацией недвижимости.

5. Инструменты, приспособления и оборудование - категория материаль- ной культуры, обеспечивающая всœе виды физического и умственного труда. Οʜᴎ представляют из себядвижимое имущество и различаются исходя из того, какой род деятельности они обслуживают. Наиболее полным перечнем разнооб- разных инструментов, приспособлений и оборудования являются торговые номен- клатуры.

Особенность правильно составленных торговых номенклатур состоит в том, что они отражают всю историю совершенствования инструментов, приспо- соблений и оборудования. Принцип культурообразования в развитии и дифферен- циации функций и сохранения ранних функциональных аналогов.

Различие между инструментами, приспособлениями и оборудованием со- стоит в том, что инструментом прямо воздействуют на обрабатываемый матери- ал, приспособления служат добавлением к инструменту, позволяя действовать им с большей точностью, производительностью. Оборудование - комплексы инст- рументов и приспособлений, расположенных в одном месте труда и быта.

Материальная культура и ее виды. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Материальная культура и ее виды." 2017, 2018.

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:

Культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

Культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

Культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Под материальной культурой обычно понимаются искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни.

Предметы материальной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценностей. Говоря о материальной культуре того или иного народа, традиционно имеют в виду такие конкретные предметы, как одежда, оружие, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения. Современная наука, исследуя такие артефакты, способна реконструировать стиль жизни даже давно исчезнувших народов, о которых не остаюсь упоминаний в письменных источниках.

При более широком понимании материальной культуры в ней усматривают три основных элемента.

Собственно предметный мир, созданный человеком, - здания, дороги, коммуникации, приборы, предметы искусства и быта. Развитие культуры проявляется в постоянном расширении и усложнении мира артефактов, «одомашнивании» среды обитания человека. Жизнь современного человека трудно представить без сложнейших искусственных устройств - компьютера, телевидения, мобильных телефонов и т.д., которые лежат в основании современной информационной культуры.

Технологии - средства и технические алгоритмы создания и использования объектов предметного мира. Технологии материальны, поскольку воплощены в конкретных практических способах деятельности.



Техническая культура - это конкретные навыки, умения, способности человека. Культура сохраняет эти навыки и умения наряду со знаниями, транслируя из поколения в поколение как теоретический, так и практический опыт. Однако в отличие от знаний навыки и умения формируются в практической деятельности, обычно наличном примере. На каждом этапе развития культуры наряду с усложнением технологий усложняются и навыки.

Культура и техника

Техника и технология как термины и понятия. Техника и социокультурные ценности: категорический императив культуры в технической цивилизации. Сущность и ценности техники-и-технологии. Характер связи техники с природой, обществом, культурой. Модели дальнейшего развития техники. Оценки техники как части культуры: оптимизм и пессимизм. Модель нового типа человека и техническая культура.

Словом техника (с древнегреческого - мастерство, искусство) обозначают или определяют совокупность средств, создаваемых людьми для оптимизации своей деятельности.

По мнению философа техники Ф. Раппе, можно выделить два типа определений понятия «техника». Техника в узком смысле слова есть инженерная деятельность, в широком – любая эффективная методологическая деятельность человека. Следует иметь в виду, что в западной традиции понятие техники сближается с понятием технологии или, по Ф. Раппе, техники в широком смысле слова. На Востоке слову «техника» видят смысл машины. Например, образовательная технология есть типичное понятие западной культуры, а на Востоке может возникнуть культурный протест по этому поводу: становление человека уподобляют машинному конвейеру?!

Почему на место техники в смыслах греческой культуры приходит техника-и-технология западной культуры? Техника и технология существуют столько, сколько помнит себя человечество. В разнообразии древних цивилизаций присутствует один тип технического инструментария; техника здесь нечто из периферии культуры. Лишь в последние столетия в рамках еврохристианской культуры Запада техника и технология приобретают особое значение. Техника становится универсальным феноменом современного мира, существенно влияющим на изменения во всех культурах человечества. Сторонники технической цивилизации утверждают, что у истоков современных глобальных проблем не столько последствия последних десятилетий стихийного развития техники, сколько безграничная вера христианства в человеческий гений, христианская идея человекобога, сотворца Богочеловека. Отсюда оптимистическое мнение о принципиальной разрешимости глобальных проблем современности.

Современное понимание техникипредполагает несколько характерных моментов. Техника имеет искусственное происхождение, то есть создаётся людьми в процессе овеществления идеальных моделей. Техника рациональна, то есть достаточно быстро воспроизводима в данном сообществе. У неё утилитарный характер, то есть техника связана с практическими потребностями людей и служит удовлетворению этих потребностей.

Техника – феномен культуры, существующий на грани природы и культуры. Техника есть часть природы, преобразованная человеком для воздействия на природу. Социальный характер технике придаёт зависимость её от уровня развития культуры общества. Технический прогресс, расширяя возможности человека в воздействии на природные процессы, влечёт за собой социокультурные изменения. Культурное освоение новых достижений техники конкретным сообществом происходит достаточно сложно и длительно; процесс освоения обусловлен культурными традициями, в том числе социокультурной установкой на восприятие инновации.

Технология– совокупность методов обработки, производства предметов и вещей. Технология – системное образование, она связана с техникой и культурой данного сообщества. Среди признаков технологии выделяют: рациональные методы деятельности; содействие развитию общества; подчинение господствующим ценностям данной культуры.

Итак, техника представляет собой орудия деятельности человека, а технология является системой выработанных человеком эффективных методов его целесообразной деятельности.

Техника и социокультурные ценности. В условиях современной технической цивилизации эволюция техники, в первую очередь внедрение новых технологий зависят от социокультурных факторов данного сообщества. Так, традиционная форма социальной конкуренции народов («хочешь жить мирно – готовься к войне») утверждает приоритет развития военно-промышленного комплекса. Есть достаточное основание для утверждения: сущностные характеристики техники чаще всего становятся отражением системы ценностей сообщества. Вариативность использования техники ставит ведущую моральную проблему технической цивилизации – ответственность учёных за возможное применение своих открытий в технике. Отсюда категорический императив культуры в технической цивилизации: принципы гуманизма и экологии выше экономической эффективности, технической целесообразности и политической выгоды. Следует заметить, что в известных современной науке традиционных обществах техника всегда подчинена ценностям жизни. Возможно, что факты нарушения этого принципа становились одной из причин (или причиной) нарушения экологического равновесия в локальном регионе и исчезновения цивилизаций, культур.

Стремительное развитие техники, превращение её в мощную составную часть современной планетарной цивилизации, вызвали к жизни различные толкования сущности и ценности техники-и-технологии. Проблема последствий компьютеризации общества и создания искусственного интеллекта является одной из самых популярных в дискуссиях. Полемика сторонников и противников привела к осознанию необходимости новых исследований природы разума, сознания (духа) человека. Особое место в современной философской литературе занимают труды, посвящённые оценке техники; прежде, чем проектировать и финансировать инновационные проекты необходимо знать совокупность следствий внедрения той или иной инновации. Осмысление проблем аксиологии техники на философском уровне приобрели общекультурное значение. В частности, отмечено, что совершенное планирование технического прогресса невозможно даже в условиях технократического общества, как известно, превращающего личность в элемент машины. Получила признание позиция, утверждающая, что критерии рациональности планирования технической инновации должны вырабатываться вне технических, экономических или политических факторов. Дело в том, что социокультурная проблема техники-и-технологии заключается в её использовании, а используется технология, как правило, в интересах группы людей.

Среди ведущих философских проблем техники и технологии называют вопрос о происхождении техники и характере её связи с природой, обществом, культурой. Так, существуют концепции о слиянии современной науки и техники, в которых свойство первичности придаётся естественным наукам либо технике, соответственно, следствием признаётся техника или естествознание. Эта дискуссия имеет принципиальное основание: научно-технический прогресс начинается с масштабного теоретического осмысления или случайных находок, которым затем придаётся видимость солидного обоснования. Если второе, то не исключено, что после испытания очередной технической инновации, созданной любознательными фанатами техники методом «тыка», некому будет её обосновывать. Так, действие опасной для жизни вещи, попавшей в руки ребёнка, для которого весь мир - игрушка, может привести к летальному результату для многих. Парадигма технического прогресса, как безграничного по возможностям конвейера улучшения бытия человека, выработанная европейским мышлением пару столетий назад, опиралась на идеи неограниченности природных ресурсов и совершенства человека, существующего автономно от природы. Эти идеи опровергнуты жизнью. Есть ли будущее у человека технического? Есть ли будущее у культуры, общества, цивилизации с техникой или без техники? На эти и подобные философско-мировоззренческие вопросы дают разные ответы.

Для бытия культуры принципиально важна постановка фундаментальных вопросов по проблеме, свидетельствующая о том, что человечество вырастает из технического детства. В этом смысле существенна необходимость выработки идеалов (моделей) дальнейшего развития. Эта проблема является нормативной и выводит философию техники на уровень социокультурного прогноза. Традиционная модель (модель научно-технической революции) основана на принципах технологического детерминизма, популярного на Западе. Для неё характерна вера в безграничные возможности человеческого разума, который решал и решит любые проблемы развития. Общая модель, доминирующая на Западе, основана на ограничении технических проектов из соображений их возможного вреда. Технический прогресс неизбежен, поскольку жизненно необходим, однако технический, экономический и политический персонал должен быть образованным и контролируемым внешними институтами. В данной модели основное внимание уделяется разработке социокультурных методов оценки техники. Модель ограничения основана на необходимости ограничения человеческих потребностей и масштабов технических инноваций. Критерием ограничения предлагается порог, за которым удовлетворение потребностей или применение техники приносит скорее вред, чем пользу. Радикальные (мало популярные в среде здравомыслящих людей) варианты этой модели предлагают вернуться к образу жизни предков всему человечеству или населению так называемых развивающихся стран, где техника пока не стала необходимостью бытия повседневной культуры.

Техника как часть культурырассматривается в диапазоне оптимистических и пессимистических мнений. Концепция технического (технологического) детерминизма включает противоположные интерпретации. Технократические (власть техники) интерпретации, как правило, связаны с оптимистическими взглядами на роль техники в культуре. Негативные социокультурные последствия внедрения достижений научно-технического прогресса технократическое мышление предпочитает объяснить торможением технологического развития со стороны культурно отсталых людей или групп. Катастрофические изменения в жизни, культуре народов целых континентов, привнесённые научно-техническим прогрессом, замалчиваются или интерпретируются иначе. Обязательным компонентом оптимистической интерпретации роли техники в обществе и культуре является технократия – теория власти, основанная на научно-техническом знании и предвидении, научно-технической компетентности политической элиты. Основатель теории индустриального общества Р. Арон полагает, что реальностью современного мира является не совокупность различных социальных систем, а единое индустриальное общество с разнообразием идеологий. По мере развития индустриальной составляющей идеологические различия будут отодвигаться на периферию культуры. Противоречия научно-технического прогресса, считает культуролог, не сущностная, а временная характеристика, присущая начальной стадии развития. На следующем этапе развития, в так называемом информационном обществе, негативные моменты технической среды будут преодолены. Пессимистические воззрения, представленные преимущественно философами, писателями, деятелями искусства и лидерами религиозных организаций, рассматривают технику как угрозу человечеству. Критики технической цивилизации подчёркивают её механистичность, противоестественность, подавление техникой личности, природы, жизни. Пессимисты, - сторонники взглядов о негативном влиянии техники на социокультурные процессы, - столетиями призывают вернуться к традиционным видам хозяйственной деятельности человека с жёстким контролем жизнедеятельности личности со стороны общины. В прошлом столетии появился вариант активного противодействия технической культуре. Противники технической цивилизации призвали организовать контркультуру для борьбы против репрессивного разума «власти-знания», отчуждения человека.

Представители технократии – учёные, экономические и политические лидеры - присоединились к критике негативных сторон технической цивилизации. Они обратили внимание на экологические проблемы, на превращение человека в слугу и заложника стихийного развития технической среды. По мнению учёных, источник проблемы в неумении человека использовать технику на благо человечества и природы. Необходимо формировать иное взаимодействие человека с техникой, другой тип человека, способный интегрироваться с людьми, существовать в единстве с техникой и природой.

Одной их составных частей модели нового типа человека является техническая культура. Технический фон бытия современного человека является единым для всего человечества. Он предполагает два нормативных параметра поведения людей: обращение с техникой согласно инструкции по эксплуатации и определённую традицию использования технических средств. Способности и отношение к труду, технологическая дисциплина и дисциплина труда, формы трудолюбия и трудовых навыков являются производными от культурных традиций общества. Осознанное включение технической культуры в социокультурные характеристики конкретного сообщества и личности позволяет понять и принять технику как органичную часть взаимодействия человека с человечеством и природой.

КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее рез-ты. Разделение культуры на духовную и материальную соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. В качестве главной части материальной культуры рассматриваются , жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. д., что в их совокупности, развитии и употреблении обусловливает определенные формы жизни, . К.м. можно рассматривать как способ адаптации об-ва к биофизич. окружению путем его соответствующего преобразования. К.м. воплощает собой степень практич. овладения человеком силами и богатствами природы. К.м. - материальное основание культуры, достижения к-рой неразрывно связаны с уровнем развития К.м. Становление науки, философии, искусства в каждую эпоху требует определенных экономич. предпосылок. Историч. преемственность в развитии К.м. составляет основу преемственности и культуры в целом. И.Б. Орлова

Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .

Смотреть что такое "КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ" в других словарях:

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни.… … Энциклопедия культурологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им … Толковый словарь по социологии

    КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ - КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия

    КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками… … Энциклопедия культурологии

    культура - 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия

    Материальная культура - 1) включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых … Энциклопедия культурологии

    Культура народов Востока - «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия

    Культура Вальтернинбург-Бернбург - Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия

Книги

  • , Симонова Евгения Николаевна. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных… Купить за 953 грн (только Украина)
  • Материальная культура славянского населения Северо-Восточной Венгрии VII-XI веков , Симонова Е.Н.. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных…

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.