Что такое цирк в древнем риме. Большой цирк – античный ипподром в Риме

Адрес: Италия, Рим
Длина: 600 м
Ширина: около 150 м
Координаты: 41°53"10.9"N 12°29"07.2"E

Для большинства жителей современных мегаполисов слово «цирк» подразумевает под собой массу представлений: на арене показывают свое мастерство акробаты, клоуны веселят публику, а дрессированные хищники вызывают восторг талантом их укротителя.

В Древнем Риме Большой цирк был предназначен для несколько иных целей. Его было бы правильнее назвать огромным ипподромом, на котором проводились скачки. Развалины Большого цирка, название которого на латинском языке звучало, как Circus Maximus - достопримечательность столицы Италии , которая вызывает огромный интерес среди туристов, приехавших посмотреть на «вечный город», на его памятники истории и архитектуры.

Большой цирк с высоты птичьего полёта

Большой цирк в Риме располагается в живописной долине между двумя из семи холмов, на которых построен город, Палатином и Авентином. На этом огромном ипподроме могли состязаться за право называться лучшими сразу двенадцать колесниц. Сама долина отличается огромными размерами: ее длина составляет 600 метров, а ширина, практически, 150 метров. Благодаря такой огромной площади и удобному месторасположению, древние римляне, которые любили зрелища ничуть не меньше вкусной еды, решили построить здесь гигантский, даже по современным меркам, цирк.

История создания Большого цирка в Риме

Естественно, документов и свидетельств, найденных в результате археологических раскопок, которые могли бы пролить свет на точную дату постройки Большого цирка, увы, слишком мало. Поэтому мнения историков и археологов на сей счет немного расходятся. По официальной версии первые скачки на роскошных колесницах в долине были проведены во время правления царя Тарквиния Приска. Он находился у власти еще в 500 году до нашей эры. Приблизительно до 330 года до нашей эры колесницы мчались по открытому пространству долины, а зрители, собравшиеся посмотреть на это зрелище, стояли на возвышенностях. Никаких построек в те времена между Авентином и Палатином тогда не было.

Вид Большого цирка с северо-запада

Лишь в 330 году до н.э. в долине был построен, так называемый, старт для колесниц. Именно с этой точки лошади, везущие колесницу, и начинали свой забег. Долина давала возможность проводить скачки лишь по прямой линии. Человек, сидевший в колеснице, доезжал от «старта» до конца долины, затем разворачивал лошадей и, стараясь обогнать соперников, мчался назад.

Существуют предположения, что в 330 году до нашей эры состязания на территории Большого цирка в Риме проводились исключительно после окончания жатвы . Такое мнение может говорить о том, что скачки были своеобразным праздником после сбора урожая, а на месте их проведения крестьяне обрабатывали почву. В последнее время археологам удалось в долине найти остатки временных построек, которые служили ложей для особо знатных гостей, пришедших посмотреть на состязания колесниц.

Вид Большого цирка с юго-востока

Первые статуи и ворота, клети, где содержались животные, появились в Большом цирке только после окончания последней пунической войны - приблизительно в 146 году до нашей эры. Удивительно, но именно в те времена были заложены первые правила и схема проведения скачек, которые сохранились и до наших дней. Связано это было с тем, что посредине долины был прорыт канализационный тоннель, высота которого составляла более 4,5 метров, а ширина - 2,5 метра. Конечно же, в долине образовался холм, сравнивать который древние римляне не захотели. Привычная схема скачек «вперед-назад» уже не могла существовать, и колесницам пришлось ездить по кругу. Огромное строение Circus Maximus стал самым первым в мире кольцевым ипподромом.

Расцвет и упадок Большого цирка

Гай Юлий Цезарь, который прославился не только своими победами на полях кровопролитных битв, но и талантом политика, по-настоящему любил Рим и свято верил в то, что он действительно станет «вечным городом», впрочем, как и вся Римская империя. Именно поэтому во время его правления строительство различных зданий и арен, руины которых сохранились и до настоящего времени, велось поистине бешеными темпами и, конечно же, с особым размахом. Не остался без его пристального внимания и Circus Maximus, который по его приказу был расстроен до невероятных размеров. Если сравнивать современные цирки и стадионы, к примеру, легендарный Уэмбли , то их площади просто меркнут перед площадью Большого цирка в Риме.

Невероятно, но кроме постоянных лож для знати за скачками могли сидя наблюдать 250 тысяч плебсов, ровно столько же (!) было и стоячих мест. Отсюда можно сделать вывод, зрелища привлекали полмиллиона жителей Древнего Рима. Три огромные башни, ворота, через которые покидали цирк победители на своих колесницах, и узкая площадка посередине арены были возведены в рекордно короткие сроки. Эту возвышенность было решено украсить потрясающими обелисками, которые были специально доставлены в Рим из Египта . К слову, эти обелиски чудом сохранились и продолжают удивлять современных туристов. Правда, уже не на территории Большого цирка: одну из них перенесли на Пьяцца дель Пополо, а вторую водрузили почти у входа в Латеранский дворец.

Свою лепту в строительство Большого цирка внес не только Гай Юлий Цезарь . Во времена правления Августа на нижних ярусах были построены каменные места, на них могли располагаться только те римляне, которые могли позволить приобрести себе специальные, изготовленные из бронзы, билеты. Верхние ярусы были выполнены из крепких пород древесины. Клавдий не остановился на достигнутом и решил выполнить некоторые меты из дорогого мрамора, которые были отделаны золотом. Правитель Нерон, прославившийся как злобный тиран, уничтоживший «вечный город», решил, что Цезарь слишком мало отвел места для всадников, и задумал увеличить число колесниц, участвующих в забегах. Для этого он попросту засыпал канал, который был вырыт задолго до его рождения.

Вид Палатин с Большого цирка

64 год нашей эры стал для Рима катастрофой. Пожар, уничтоживший практически весь город, не обошел стороной и Большой цирк: все верхние ярусы, которые были построены из дерева и в которых находились различные лавки и трактиры, были полностью сожжены. Несмотря на разруху, в эпоху властвования Марка Ульпия Нерва Траяна, уже в 81 году были построены роскошные ворота и воссозданы верхние деревянные ложи. Однако архитекторы того времени допустили массу ошибок в своих расчетах, и современным археологам удалось выяснить, что многочисленные обвалы унесли тысячи жизней римлян.

Последнее массовый конный забег состоялся в 549 году. После этого Большой цирк Рима начал приходить в упадок . Ярусы обрушивались, состязания всадников на колесницах более не стали интересовать римлян. В Средние века Рим постоянно расстраивался: строители недолго думали, где брать материал для постройки новых жилых домов. Они попросту разбирали Большой цирк и другие сооружения, возведенные еще во времена расцвета Великой Римской Империи.

Общий вид арены Большого цирка

С местом, где сейчас турист может увидеть немногочисленные развалины Большого цирка, связана одна очень интересная легенда. Справедливости ради стоит отметить, что она не подтверждена никакими научными фактами. Некоторые древние римляне в своих письменах говорят о том, что в Риме было сложно встретить хотя бы одну женщину: все население города состояло практически из мужчин. Римляне пошли на хитрость: точнее, небезызвестный Ромул. Он организовал грандиозный праздник между двумя холмами и пригласил на него семейства из близлежащих городов. В разгар представления, римские мужчины с оружием в руках бросились на приглашенных, и похитили всех девушек и женщин. Эта легенда даже носит свое название: «похищение сабиянок». Вслед за этим разразилась война, но эта история уже не имеет никакого отношения к долине, расположенной между Палатином и Авентином. Это, скорее всего, просто легенда, о ней можно узнать из рассказов, передававшихся из поколения в поколение. Также во Флоренции сейчас можно увидеть статую, датирующуюся 1583 годом, и названную скульптором - похищение сабиянок.

Время и жители Рима беспощадно обошлись с Большим Цирком (Circo Massimo): от самого большого стадиона древнего мира остались лишь руины и огромная прямоугольная площадка. А ведь когда-то здесь проводились чрезвычайно зрелищные мероприятия, на которые сходились посмотреть десятки тысяч римлян.

Сегодня Большой Цирк - это огромное зеленое поле, которое горожане используют для пробежек, пикников, а римские власти - для концертов и общественных праздников. Изредка на нем проводят концерты и устраивают представления. Однако если вооружиться историческими данными об этом месте и подключить фантазию, взору предстанет совсем другая картина: многотысячная толпа вместе с сидящим в отдельной ложе императором неистово ревёт, колесницы на сумасшедших скоростях мчатся по овалу арены, наездники что есть сил гонят лошадей к финишу, стараясь при этом не погибнуть в этой безумной гонке. Гонки на колесницах, которые здесь проводились во времена Древнего Рима, были смертельно опасным видом спорта: тех наездников, кто вываливался во время заезда из колесницы, переезжали несущиеся сзади соперники. Очень правдоподобно эти состязания показаны в х/ф «Бен-Гур» 1959 года.

Режиссеру этого фильма для съемок сцены с колесницами (которая, кстати, до появления компьютерной графики считалась самой зрелищной в истории Голливуда) потребовалось участие 15 000 статистов. В реальности же зрителей на трибунах было намного больше: на протяжении своей тысячелетней истории вместительность арены менялась, но она никогда не была меньше 50 000 человек. К концу своего существования, Большой Цирк вмещал, по разным оценкам, от 150 000 до 250 000 зрителей. Для сравнения: Колизей рассчитан на 50 000 человек, а наиболее вместительный из футбольных стадионов Европы - на 100 000.

История Большого Цирка

Большой Цирк никогда не был цирком в нынешнем понимании этого слова: с самого начала он был площадкой для проведения спортивных состязаний, чаще всего - для скачек и гонок на колесницах. Ровная площадка между Авентином и Палантином идеально подходила для организации соревнований. По легенде, первым мероприятием, проведенным на этом месте, были спортивные игры, устроенные Ромулом: основатель Рима пригласил на них жителей соседних регионов, с тем, чтобы в самый разгар состязания отбить у гостей их жен. Целью похищения было исправление демографического кризиса - женщин в городе было гораздо меньше мужчин.

Регулярные игры стали проходить в Большом Цирке примерно с V века до н.э. Первоначально вокруг арены были установлены только деревянные скамьи для знати, остальная публика просто сидела на склонах холмов. Каждый следующий правитель Рима старался благоустроить арену, поэтому на ней стали появляться все более удобные сидячие места, трибуны разрастались. К началу нашей эры для императора в цирке была построена комфортабельная ложа под навесом, а для простолюдинов - многоярусные деревянные постройки. Строили их обычно как попало, не заботясь о надежности конструкции - доподлинно известно, что во время одного из обрушений трибун погибло 1100 зрителей.

Скачки проводились на арене Большого Цирка до 550 года нашей эры. За десять столетий его существования центральная площадка и пространство вокруг нее много раз менялись: вначале это было вытянутое поле, один край которого был прямоугольным, другой - округлым. Всадники стартовали у одного края площадки, мчались во весь опор к противоположному, округлому, разворачивались там и возвращались к точке старта. Затем трассу превратили в кольцо, колесницы ездили по ней против часовой стрелки, по кругу. На месте для старта построили триумфальную арку, а во внутренней части овальной трассы устроили возвышенность, на которой располагались статуи и по три столба по краям - меты - вокруг них разворачивались колесницы.


Для чего был нужен Большой Цирк в Риме

К моменту, когда Большой Цирк обрел свой окончательный вид, он представлял собой стадион шириной 120-150 м, длиной - 600-650 м. Во время гонок на старт выходило одновременно до 12 колесниц. Практически каждый заезд сопровождался серьезными травмами или смертью наездников: колесницы часто сталкивались друг с другом на большой скорости и переворачивались. Однако публике такое зрелище было по душе, поэтому гонки устраивали регулярно. Проходили на арене цирка и другие состязания: легкоатлетические игры, например, а иногда - гладиаторские бои. Но главным предназначением арены были всё же гонки на колесницах.

По сложившейся традиции, каждый император Древнего Рима во время своего правления старался построить на память о себе что-то грандиозное. Большой Цирк тоже был площадкой для реализации амбициозных замыслов. Сильнее всех отличился Август: он велел облицевать камнем периметр арены, построить капитальные трибуны, а пространство внутри гоночной трассы превратить в пьедестал для установки на нем статуй внушительных размеров. Больше всего публику поразил 85-метровый египетский обелиск, который Август распорядился установить в центре поля.

Императоры Нерон, Траян и Константин тоже украшали стадион, но всё, ими построенное, раз за разом гибло в пожарах. Когда в VI веке проведение соревнований прекратилось, горожане стали растаскивать постройки Большого Цирка на строительные материалы, так что до наших дней сохранились лишь руины их фундаментов. Больше всего повезло обелиску из Египта: пусть и в неполном его размере, подарок Августа Риму сегодня можно увидеть на площади Пьяцца дель Пополо.

Как добраться до Большого Цирка

Это легко: рядом расположена станция метро, названная в его честь - Circo Massimo. Визит в Большой Цирк можно совместить с посещением известной достопримечательности - Уст Истины, а в 15 минутах ходьбы от него находятся Колизей, Римский Форум и Капитолий.

Колизей не был самым большим February 6th, 2017

Когда мы с вами слышим или видим в кинофильмах о развлечениях в Риме, на ум тут же приходит Колизей и гладиаторские бои. Величественный образ огромного сооружения не раз эксплуатировался в кино. Однако самым популярным местом была не эта арена.

Представьте себе, если Колизей вмещал в себя 50 тысяч человек, то на трибунах этого сооружения хватало места 250 тысячам зрителей. Весь город стекался посмотреть на зрелищные гонки колесниц. Ни в каком другом месте невозможно было развлечь больше народа, чем тут.

Давайте узнаем что это за место было в Риме...

Фото 2.

Циркус Максимус или Большой цирк — один из самых огромных и вместительных ипподромов (600 на 150 м), построенных в Древнем Риме.
Цирк располагался между холмами Авентин и Палатин, его поле было настолько великим и необъятным, что впервые за историю Италии на арене одновременно соревновались 12 колесниц.

По данным историков, инициатором его создания был Тарквиний Приск - царь, правивший Древним Римом в 6 веке до нашей эры. Он избрал для строительства долину Мурция, теперь лучше известную, как ложбина между холмами Палатин и Авентин. Эта местность тесно связана с рядом легенд. Одна из них рассказывает о похищении сабинянок, другая посвящена эпизодам из жизни Геракла

Фото 3.

Изначально цирк не включал в себя иных построек, лишь на время соревнований, проводившихся после жатвы, здесь устанавливалась сцена и временные места. В остальное же время года цирк служил местом для сельскохозяйственных работ.

Позже на ипподроме были установлены святилища богов: алтарь Конса, святилище триады Сея, Сегетея, Тутилина, сохранившиеся даже после возведения основных построек цирка.

Фото 4.

С 329 года было положено начало возведение основных построек: старта, статуй, ворот, мет, аппарата с яйцами для счета, также был проведен канал и увеличена площадь цирка.

Менялись времена, менялись правила соревнований. Колесницы, изначально ездившие исключительно по прямой, стали соревноваться и по кольцу, в связи с проведением здесь канализации. В последствии, этот казалось бы «бытовой» эксперимент превратился в традицию.

После прихода к власти Юлия Цезаря цирк все более расширялся, вмещая до полумиллиона стоящих и сидящих зрителей. Циркус Максимус переживал свои лучшие времена, изо дня в день становясь все более благоустроенным: здесь были установлены специальные ворота для выезда победителей, построены три башни, стойла, обелиски.

Фото 5.

Особого внимания в этом списке удостоены древнейшие обелиски, опередившие по рождению сам цирк. Первый из них был вывезен из Египта и сейчас находится на Пьяцца дель Пополо, второй — на площади Латеранского дворца.

Строители не ограничивались лишь функциональными постройками, возведя на территории цирка скульптурный комплекс с дельфинами, бассейнами и шарами, посвященный Нептуну — мифологическому богу морей и потоков.

Фото 6.

После окончания строительства Большой Цирк в Риме занял огромную территорию. Древнеримская знать получила возможность лицезреть соревнования, в которых одновременно принимали участие более 10 колесниц. Изначально все конструктивные элементы цирка были деревянными. По этой причине здесь не раз вспыхивали пожары. После очередного разрушения, ипподром римский восстанавливал Юлий Цезарь. Он подошёл к решению задачи со свойственным ему размахом. Результаты его работы можно видеть и в наши дни.

Фото 7.

Состязания на ипподроме происходили 50 раз в год на протяжении многих столетий. Помимо конных соревнований здесь организовывались масштабные представления, битвы с дикими животными. Последнее мероприятие, состоявшееся на арене ипподрома, датируется 549 годом. В последующие годы средневековья, каменные сооружения ипподрома частично разобрали, использовав этот материал для других нужд.

Циркус Максимус в Риме стал местом зарождения многих традиций. Например, если соревнования колесниц изначально проходили только по прямой линии, то канализационный туннель, проведённый под ареной и деформировавший её, привёл к вынужденному изменению прямолинейного «маршрута», сделав его кольцевым.

Фото 8.

На всём протяжении своего активного существования, ипподром Древнего Рима беспрестанно совершенствовался. Самые значительные преобразования он пережил в период, близкий к 46 году до нашей эры. В том числе была значительно увеличена площадь арены - её длина достигла 600 метров. Все трибуны стали каменными и смогли вмещать около 300 тысяч зрителей.

В свои лучшие времена Circus Maximus в Риме представлял собой удлинённое сооружение, центральную и основную часть которого занимала арена. С одной её стороны были установлены 3 башни с воротами для въезда участников состязаний. Здесь же располагались стойла для лошадей. На противоположной стороне находились другие ворота, предназначенные для торжественного выезда победителей.

По середине арены проходила узкая платформа, которую украшали обелиски, привезённые из Египта. В настоящее время, чтобы их увидеть, нужно посетить площадь Народа и площадь Латеранского дворца. На платформе помимо обелисков размещался ряд скульптурных композиций. Сооружение включало в себя бассейны и святилища богов.

После прекращения проведения в Большом Цирке игр здесь начался печальный период разрушений. Каменные сооружения цирка привлекали застройщиков со всего Рима, разбиравших их для строительства новых зданий.

Фото 9.

Места для зрителей подразделялись на несколько рангов - ближайшие к арене предназначались для знати, а на внешних трибунах размещались различные лавки. К сожалению, Большой Цирк в Риме, описание которого могло бы занять не одну страницу, превратился в руины. Но даже они потрясают своей грандиозностью и величием.

Ближайшие окрестности ипподрома - место работы археологов, ведь основная часть сооружения уже успела покрыться толстым слоем земли. Ежегодно на раскопках находят всё новые артефакты, приоткрывающие странички многовековой истории легендарного сооружения.

Арена Циркуса Максимуса по-прежнему остаётся крупнейшей в Италии и старейшей в мире. Сегодня это место паломничества тысяч туристов, которые получают уникальную возможность прикоснуться к истокам цивилизации. И в наши дни величайший ипподром Древнего Рима всё также собирает множество зрителей. Но приходят они сюда не для того, чтобы оценить возможности скакунов, а чтобы увидеть выступления мировых звёзд и принять участие в интереснейших массовых мероприятиях.

Фото 10.

Циркус Максимус расположен в Риме, в районе улицы del Circo Massimo. Чтобы доехать до него на общественном транспорте, можно воспользоваться:
автобусами следующих номеров: 60, 81, 75, 160 и 175.

Сюда также ходит трамвай номер 3.

Но удобней всего будет сесть в поезд метрополитена линии В и доехать до станция Circo Massimo, а затем немного пройтись, следуя рекомендациям дорожных указателей.

Фото 11.

Фото 12.

Фото 14.

Фото 16.


источники

является самым большим ипподромом в древнем городе. Найти его можно между холмами в Риме Авентин и Палатин, которые, в свою очередь, расположены на левом берегу . Иными словами, Большой цирк в Риме расположен практически в центре современного города.

Название

Больший цирк в Риме, или Circo Massimo стал называться так от латинского названия, которое звучит как Circus Maximus. Слово Circus в одном из своих значений переводится как ристалище, то есть место для проведения конных соревнований. Прежде в долине, расположенной между холмами проводились скачки. По мнению историков, данное событие могло обозначать собой сезонное празднование, организуемое в честь Нептуна Конного.

Проведение первых таких соревнований датировано 500 г. н. э., во времена правления в Риме царя Тарквиния Приска. В этом действии колесницы запрягались квадригами, то есть, четверкой лошадей, они по прямой мчались со старта. Далее, достигнув края долины, они совершали разворот, после чего во всю прыть мчались в обратном направлении, стремясь первыми достигнуть финиша.

Постепенно, во II в. до н.э., правила подлежали изменениям, что обусловлено было строительством в Риме водопровода, начатом ориентировочно в 146 г. до н.э. Он был проложен вдоль дна долины с предварительной раскопкой тоннеля, достигавшего в высоту 4,5 метра, и в ширину составлявшего 2,5 метра. Через все ристалище протянулся холм. Разравнивать его не стали, потому лошади в соревнованиях были пущены по кругу. Из-за этого в полной мере было оправдано второе значение, которое имеет латинское слово Circus – это круг. В дальнейшем уже от него производным стало слово цирк. И действительно, цирк оказался «массимо», потому как он был большим, по размерам растянувшимся на всю долину. Если говорить о цифрах, то ширина его составила 150 м, в то время как в длину он составил свыше 600.

Если рассматривать исторические описания Большого цирка в Риме по различным периодам времени, то можно заметить, что они отличаются. Сначала желающие посмотреть на проводимые конные соревнования зрители находили себе место непосредственно на холме. Позднее на нем были организованы первые постройки. Это были скамейки, устанавливаемые для богатых и уважаемых граждан Рима. Также был установлен деревянный старт и стойла, предназначенные для коней.

Самый расцвет Большого цирка пришелся на времена правления первых императоров Рима. Тогда Большой цирк в Риме был одним из наиболее внушительных сооружений в городе. В I в. до н.э. Цезарь внес определенные изменения в его особенности. Так, под его указом была проведена перестройка. При ней арена, которой располагал Большой цирк в Риме, была расширена и удлинена. Вокруг нее был вырыт канал. С этого времени новые размеры Большого цирка позволили вмещать здесь сразу 12 квадриг. В ширину арена составляла 118 м, тогда как в длину ее размеры составили 621 м.

В окружении стадиона была возведена ограда, возведены были и деревянные трибуны, предназначенные для патрициев, а также ярусы, ориентированные на публику «попроще». В общей сложности в Большом цирке насчитывалось 150 000 мест, причем в следующие несколько веков их количество было увеличено и вовсе вдвое. Помимо этого, практически такое же количество зрителей наблюдали за исходом состязаний на арене Большого цирка стоя.

Со стороны одного из концов арены Большого цирка были обустроены три башни. Из них центральная была оснащена воротами, обеспечивающими возможность въезда внутрь. К остальным двум башням пристроились карцеры для лошадей, то есть специальные стойла. Проходя через ворота, возведенные с противоположной стороны, Большой цирк в Риме покидали победители соревнований.

Сохранившиеся отголоски прошлого

По центру вдоль арены Большого цирка проходила узенькая платформа, ее украшали древнеегипетские обелиски. Оба обелиска в таком украшении уцелели и по сей день. Увидеть их сегодня можно на Народной , или на Piazza del Popolo, а также на площади Рима, расположенной напротив Латеранского дворца, это Palazzo del Laterano.


Платформа по обеим сторонам завершалась метами, которые представляли собой закругления, оснащенные столбами и устроенные в форме конусов. Одна из мет служила местом для начала бега колесниц, завершение бега приходилось на противоположный конец арены Большого цирка, после преодоления семи кругов. Круги нужно было считать, для чего использовалась пара специальных подставок, установленных на платформе, каждая из них рассчитана на 7 шаров. Спустя некоторое время возле них были обустроены компактные фонтаны, имеющие вид дельфинов. У них было свое значение, ведь дельфины служили морскими конями для Нептуна – покровителя ристалищ.

Большой Цирк привлекал жителей Рима в течение следующих 500 лет после правления Цезаря. Создавалось впечатление, что закат славы его не коснется еще на протяжении долгого времени. Надежды на лучшее подкреплялись и тем, что правящие императоры зачастую вносили определенные перемены, украшая, тем самым, Большой цирк в Риме.

В 31 г. до н.э. случился пожар, после которого правящий император Рима Август поспособствовал восстановлению Большого цирка, придав ему такую форму, в которой он известен сейчас. В качестве основы для нее служили каменные трибуны, это ступени, рассчитанные на привилегированных зрителей. Ими были, например, всадники и сенаторы. Деревянными остались верхние ярусы, с наружной стороны были обустроены аркады, в которых размещались трактиры и магазинчики. После Августа Большой Цирк в Риме все также продолжали украшать. Так, во время правления Клавдия карцеры стали мраморными, меты – и вовсе золотыми. Правление Нерона в Риме было отмечено расширением арены, при котором канал был закопан.

Скачки были проведены в последний раз в Риме в 549 г. Тогда правящим императором был Тотил. Это же время стало точкой отсчета, которую для Большого цирка в Риме можно обозначить как эпоху разрушения.

Использованный в древних постройках камень жители Рима разобрали, используя его для дальнейшего строительства новых зданий. Остатки Большого цирка постепенно стали заноситься грунтом. При раскопках, проводимых археологами в XIX в. перед строительством на месте Большого цирка газового завода, были найдены нижние ряды. Их глубина «ушла» вниз на 6 метров.

Что касается современного положения, в котором оказался Большой Цирк в Риме, то сейчас там, где он прежде находился, расположена большая овальная поляна. Руины, оставшиеся от былого Большого цирка в виде каменных трибун, мраморных карцеров и частей дорожек, не оставляют равнодушными никого, потрясая собственными размерами.

Сейчас здесь также расположена весьма важная зона отдыха в Риме. Нередко она используется для парадов военной техники и для проведения концертов и других торжественных мероприятий. День Рождения Рима, кстати, также традиционно празднуется на территории Большого цирка. В 2014 году, кстати, здесь прошел концерт Rolling Stones. Легендарная группа выступила именно в Риме как в единственном месте на территории Италии. Стоит ли говорить, что к проведению этого события сюда собралось свыше 65 тысяч поклонников группы.

Большой цирк в Риме: как добраться

До Большого цирка можно добраться за пять минут, следуя пешком от Колизея и Римского Форума. Непосредственно к Большому цирку также ведет лестница Кака, следующая от холма Палатин в Риме. Считается, что как раз здесь в свое время Как, трехглавый пастух, сын Медузы и Гефеста, известный еще и тем, что он изрыгал пламя, припрятал украденных у Геракла лучших из коров Гериона. Сам Геракл на момент кражи мирно спал на берегу Тибра. Здесь же он вступил в бой с Каком, вернув впоследствии украденное у него.

Итак, возвращаясь к современным условиям в решении, как увидеть Большой цирк в Риме, отметим, что можно для этого воспользоваться метрополитеном. Здесь нужна линия В, на которой потребуется доехать до одноименной станции Circo Massimo.

Если есть желание воспользоваться другими видами городского транспорта Риме из определенной точки отправления, то автобусы 75, 60 81, 175 и 160, а также трамвай под номером 3 довезут к Большому цирку без особых сложностей для вас.

Чтобы свободно перемещаться по Риму на любом виде общественного транспорта, не забудьте приобрести заранее дисконтную карту Рома Пасс. Сделать это можно онлайн по ссылке .

По мнению историков, события, актуальные для известной легенды о сабинянках, прижившиеся в качестве излюбленного сюжета в мировой культуре, произошли именно в Риме, в долине Большого цирка.

Времена Ромула характеризуются тем, что Рим, во всем его тогдашнем размере, помещался на холме Палатин, однако он был настолько силен, что способен был подчинить всех вокруг себе. Между тем, в городе отсутствовали женщины, а потому даже такое место рисковало уйти в небытие из-за неспособности продолжать род. Воины обратились за помощью в этом вопросе к своим соседям, однако их ожидал отказ. Ромул не сдался, а поступил хитрее. Он организовал празднество, пригласив соседей отпраздновать его у самого подножия Палатина, в большой долине.

Празднеством стал день Нептуна, как нам известно, в данном случае речь идет о боге лошадей. На него, в числе других прибывших гостей, пожаловали и сабиняне, причем не в одиночку, а с женами и с детьми. В самом разгаре празднования римские юноши начали похищать сабинянок.

Большой цирк - античный ипподром в Риме для проведения гонок на колесницах и других массовых мероприятий. Расположенный в долине между Авентинским и Палатинским холмами, он был первым и самым большим стадионом античного Рима. Длина стадиона достигает 621 м, а ширина - 118 м. Некогда он мог вместить в себя до 150 тысяч зрителей. Сегодня территория Большого цирка является публичным парком.

В эпоху античного Рима на стадионе проводились «луди» - публичные игры, посвященные различным религиозным датам. Часто инициаторами их проведения становились состоятельные римляне или само государство. Сами зрелища могли быть как однодневными, так и длиться более продолжительный период времени, сопровождаясь религиозными церемониями, скачками, гонками на колесницах, гладиаторскими боями и т.д. Одно из так называемых «венатио» (вид развлечения, сочетающий в себе охоту и умерщвление животных), проводившееся на стадионе в 169 году до н.э., включало в себя участие 63 леопардов и 40 медведей и слонов. В дни, свободные от зрелищ, стадион использовался жокеями и возницами для тренировок, а также мог служить удобным загоном для скота, продаваемого на близлежащем рынке. По мере того, как христианство распространялось по империи, «луди» становились все менее популярными - последнее из известных состоялось в Большом цирке в 523 году н.э., а последние гонки на колесницах имели место в 549 году.

Постепенно, в 6-7 веках, стадион был заброшен и пришел в упадок (и даже частично разобран на строительные материалы). Нижние уровни, подверженные затоплению во время наводнений, оказались погребены под слоем ила и сегодня расположены на 6 м ниже поверхности земли. Только в 12 веке для осушения почвы здесь был сооружен водосток, а к 16 столетию территория Большого цирка была превращена в огород для выращивания овощей на продажу. Интересно, что, несмотря на все эти перипетии, многие из архитектурных элементов стадиона уцелели. Так, в 1587 году по приказу Папы Римского Сикста V два античных обелиска были перенесены, и один из них установили на площади Пьяцца дель Пополо. В середине 19 века в ходе строительных работ были извлечены на свет нижние ряды сидений и внешний портик, и с тех пор раскопки в Большом цирке периодически извлекают отдельные части античного строения. Сегодня Большой цирк функционирует как публичный парк в самом центре города и часто используется для проведения концертов и развлекательных мероприятий.