Старушки бабушки в русской литературе. Образ русской бабушки и ассоциации детства

Харитонов Николай Николаевич

Руководитель проекта:

Львова Наталья Анатольевна

Учреждение:

МБОУ "Средняя школа №8" г.Выкса

В процессе исследовательской работы по литературе "Образ бабушки в рассказах В.П. Астафьева как олицетворение качеств народного характера" учеником 6 класса была поставлена цель изучить и описать способы создания образа бабушки в рассказах В.П. Астафьева.


В исследовательской работе по литературе "Образ бабушки в рассказах В.П. Астафьева как олицетворение качеств народного характера" автор рассматривает определение слова "бабушка" и роль бабушек в воспитании известных писателей.

В предложенном проекте по литературе "Образ бабушки в рассказах В.П. Астафьева как олицетворение качеств народного характера" автором предложен перечень способов создания образа бабушки в художественных произведениях, а также результаты анализа образа бабушки в сказках и рассказах В.П. Астафьева.

Введение
1. Понятие слова «».
2. Роль бабушек в воспитании известных писателей.
3. Способы создания образа бабушки в художественных произведениях.
4. Книга В.П. Астафьева «Последний поклон ».
5. Материалы исследования.
5.1 Образ бабушки в произведениях В.П. Астафьева.
5.2 Образ бабушки в сказках.
5.3 Анкетирование.
6. Результаты исследования
Выводы
Заключение
Литература

Введение

Бабушка! Бабушка!
Виноватый перед тобою я пытаюсь воскресить
тебя в памяти, рассказать о тебе людям.
В.П. Астафьев


Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для В. П. Астафьева этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу «Последний поклон », является её стержнем.

Всё в этом образе трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда на вознаграждение на том свете за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Виктор Петрович создает образ бабушки, который является олицетворением лучших качеств русского народного характера.

Cегодня как-то не принято делать героями литературных произведений бабушек. Мы все чаще наблюдаем в современной литературе разные мифологические образы, которые не способны пробудить в детях добрые чувства. Важно понять, почему образ бабушки, созданный в произведениях В.П. Астафьева, навсегда останется тем примером, который способен каждому из нас преподнести «уроки доброты ».

Поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни.

Цель работы: изучить и описать способы создания образа бабушки в рассказах В. П. Астафьева

Задачи:

  • Описать способы создания образа персонажа художественного произведения.
  • Перечитать рассказы В. П. Астафьева “Зорькина песня”, “Монах в новых штанах”, “Деревья растут для всех”, “Конь с розовой гривой”.
  • Провести анализ образа бабушки в рассказах.
  • Проанализировать создание образа бабушки в русских народных сказках.
  • Доказать, что в образе бабушек собраны лучшие качества народного характера.
  • Изучить роль бабушек в формировании личности поэтов и писателей.
  • Провести опрос среди учащихся по теме.


Предмет исследования: способы создания образа персонажа, применяемые В.П. Астафьевым.

Объект исследования: образ бабушки Катерины Петровны в рассказах В.П. Астафьев.

Гипотеза : роль бабушек в становлении многих русских поэтов и писателей очень велика, значит и произведения, где действующим лицом является бабушка, положительно влияют на воспитание детей.

Методы исследования :

  • работа с первоисточниками;
  • сравнение и анализ;
  • описательный метод;
  • исследование;
  • анкетирование.

Актуальность исследования : обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Назначение работы - пособие для учителей и обучающихся,

Новизна работы: систематизация материала о роли бабушек в жизни великих писателей

Практическая значимость: работа может служить пособием для учащихся и преподавателей литературы, МХК, при проведении внеклассных мероприятий, а также использована библиотекой школы.

1. Понятие «бабушка»


«старая женщина » или «мать отца или матери по отношению к их ребенку » 1. Оказывается, в разных странах слово «» не только произносится по-разному, но и занимает различную социальную позицию по отношению к внукам.

Например, американские бабушки не живут под одной крышей с внуками, у них своя жизнь. Они приходят в гости, делают подарки.

Во Франции бабушек никто не считает бабушками, они очень активные, любят нарядно одеваться, устраивать встречи и вечера с друзьями. В Испании бабушки вообще не сидят с детьми. Никогда! Женщина все свободное время уделяет себе.

Поэтому с маленькими испанцами занимаются в основном частные няни. И только в России трудно себе представить семью без бабушки. Русская бабушка принимает активное участие в жизни своих детей и внуков.

Да, слово « » есть во всех языках, но только в русском оно наполнено особым смыслом. Ведь бабушки – это ощущение счастливого детства!

2. Роль бабушки в воспитании известных писателей

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять родителей в жизни ребенка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова. Елизавета Столыпина родилась в богатой и известной дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина – человека хозяйственного и состоятельного. Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль - матери и жены.

Потеряв рано дочь, она стала заботиться о маленьком внуке – Мише, будущем поэте Михаиле Лермонтове. Елизавета Алексеевна очень переживала за внука. Она не раз возила его на Кавказ, нанимала лучших учителей. Во взрослой его жизни, пользуясь своим влиятельным положением, старалась избавить от наказания. Узнав в 1841 году о смерти Михаила, женщина окончательно слабеет здоровьем, перестает видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году умирает.

Еще один известный писатель Максим Горький (Алеша Пешков) в своей биографической повести рассказывает о бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Она была единственным человеком, который осветил нелегкий жизненный путь писателя. Горький вобрал в себя всю поэтичность и народность характера, который стал основой его автобиографической трилогии.

В жизни Александра Сергеевича Пушкина было две бабушки, которые занимались его воспитанием. Бабушка по материнской линии - Мария Алексеевна Ганнибал. Она окружила материнским вниманием своего любимого внука и была его первой наставницей в овладении русским языком. Юный Пушкин заслушивался ее рассказами об арапе Петра Великого.

Для А.С. Пушкина она была самым близким человеком. От нее будущий великий поэт слышал семейные предания, которые впоследствии нашли отражение в его творчестве: незаконченном романе «Арап Петра Великого », «Планах повести о стрельце », в поэме «Езерский », в «Моей родословной ».

Еще одна бабушка - Яковлева Арина Родионовна – няня А.С. Пушкина. Именно от нее услышал поэт впервые и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях, и именно ей посвящал он свои стихотворения. Еще одним примером является В.П. Астафьев, его воспитанием также занималась бабушка.

Как часто подростки недооценивают бабушек, считают, что их взгляды устарели и не соответствуют современному ритму жизни. В XXI веке бабушка уже не является примером для молодежи. У современных молодых людей совсем другие авторитеты, другие герои, часто отрицательные.

И поэтому мое исследование достаточно актуально в наши дни. Перед собой я поставил следующую цель: изучить и описать способы создания образа бабушки в рассказах из сборника “Последний поклон” В.П. Астафьева.

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

(2 вариант)

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету!..») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.

ОБРАЗ БАБУШКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Стефанова Л. М., учитель русского языка и литературы УКП «РДБ» Гв(с)ОУ «РЦО», г. Сыктывкар А. С. Пушкин и его бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна Яковлева Мария Алексеевна Ганнибал «Она - то, без сомнения, была первою воспитательницею будущего поэта…» А. А. Дельвиг О своей бабушке А. С. Пушкин упоминает в «Начале биографии», еѐ образ находит отражение в стихотворениях «Сон», «Моя родословная». Арина Родионовна Яковлева «От отрочества до самой могилы этот блистательный прославленный поэт не стыдился всенародно, в чудных стихах, исповедывать нежную привязанность не к матери, а к няне… Так вот кто первая вдохновительница, первая муза великого художника!» И. С. Аксаков Арина Родионовна стала прототипом няни Татьяны Лариной – Филипьевны (роман в стихах «Евгений Онегин»), Орины Егоровны - няни Владимира Дубровского (повесть «Дубровский»), няни в трагедии «Борис Годунов». Арине Родионовне А. С. Пушкин посвятил стихотворение «Няне», еѐ образ мы встречаем в стихотворениях «Сон», «Зимний вечер» и др. М. Ю. Лермонтов и его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева Елизавета Алексеевна Арсеньева «Старушка Арсеньева боготворила внука своего, он остался ей в утешение и подпорою на старость; она жила им одним и для исполнения его прихотей; не нахвалится, бывало, им, не налюбуется на него … » Е. А. Сушкова Назовите произведения, к которым сделаны эти иллюстрации, и авторов этих произведений. Горький в повести большое внимание уделяет бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Не случайно вначале писатель хотел назвать свою повесть «Бабушка». «До неѐ как будто спал я, спрятанный в темноте, но появилась она, разбудила, вывела на свет, связала всѐ вокруг меня в непрерывную нить, сплела в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь самым близким сердцу моему, самым дорогим человеком». М. Горький Максим Горький «Детство» В. П. Астафьев «Последний поклон» Через всю книгу проходит образ бабушки Катерины Петровны Потолицыной. Ей в первую очередь благодарно кланяется писатель. «Бабушка была для меня отцом и матерью – всем, что есть на свете дорогого для меня! Нет у меня таких слов, которые бы смогли передать всю мою любовь к бабушке…» В. П. Астафьев Какую роль сыграли бабушки в жизни своих внуков? Сделайте выводы, закончив высказывания: Детство – важная пора для каждого человека. Это пора становления … Мария Алексеевна Ганнибал, Арина Родионовна Яковлева, Елизавета Алексеевна Арсеньева, Акулина Ивановна Каширина, Катерина Петровна Потолицына – замечательные бабушки, которые … В своих воспоминаниях, произведениях А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев … Поэты и писатели с благодарностью вспоминают своих бабушек. И, может быть, если бы не замечательные бабушки, то не было бы таких гениев в русской литературе, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, М. Горький, В. П. Астафьев. Использованные изображения: http://img692.imageshack.us/img692/8979/memyary.gif - перо, чернильница (слайд 1) http://im6 - tub - ru.yandex.net/i?id=296777999 - 44 - 72&n=21 – А. С. Пушкин в детстве (слайд 2) http://www.odin - fakt.ru/upload/KUL/20090522_Bednyi_Sashka/SCN01351_300.jpg - памятник бабушке Пушкина (слайды 2, 3) http://www.pk08.ru/images/4f3b64e2a32da.jpg - Арина Родионовна (слайды 2, 4) http://900igr.net/datai/literatura/Urok - po - Lermontovu/0004 - 003 - M.JU. - Lermontov - rebjonkom.jpg - М. Ю. Лермонтов в детстве (слайд 5) http://900igr.net/datai/literatura/Lermontov - Mtsyri/0008 - 011 - V - poeme - govoritsja - o - vzaimootnoshenijakh - monakhov - i - malchika.jpg - Е. А. Арсеньева (слайды 5, 6) http://900igr.net/datai/literatura/Povest - Detstvo/0007 - 006 - Dni - nezdorovja.jpg - иллюстрация к повести «Детство» (слайд 7) http://900igr.net/datai/literatura/Povest - Detstvo/0004 - 003 - Kakoj - vidit - Aljosha - babushku.jpg - иллюстрация к повести «Детство» (слайд 8) http://www.permvelikaya.ru/wp - content/uploads/2009/05/588.jpg - портрет А. С. Пушкина (слайд 11) http://rusportrait.ru/gal2/s6 - 19.jpg - портрет М. Ю. Лермонтова (слайд 11) http://im6 - tub - ru.yandex.net/i?id=494596110 - 18 - 72&n=21 – портрет М. Горького (слайд 11) http://server.audiopedia.su:8888/staroeradio/images/pics/001529s.jpg - В. П. Астафьев (слайд 11)

  1. Введение 2
  2. Глава 1. Бабушка глазами внуков. 3
  3. Глава 2. Бабушка и внуки. 6
  4. Глава 3. Бабушка и я. 9
  5. Заключение 10
  6. Список используемой литературы. 11

Введение.

В жизни каждого из нас есть человек, который больше всех заботиться о нас, старается

порадовать, дать мудрый совет, плотнее накормить и побаловать. Этот человек – бабушка.

Зачастую люди недооценивают бабушек, считая, что их взгляды устарели и не соответствуют современности и ритму жизни. На самом деле, роль бабушки очень велика, так как именно бабушка способна воспитать духовно развитого человека, передать ему свой жизненный опыт и свою мудрость.

Мы считаем, что наша тема актуальна, потому что в современном обществе бабушка уже не является примером для молодёжи. У молодых людей 21 века авторитетами являются абсолютно противоположенные герои, часто даже отрицательные. А правильно ли это? Актуальность исследования обусловлена тем, что сложный период преобразований в нашей стране, происходящее переосмысление старых ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности. Особое значение приобретают отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе. Проблема духовных ценностей, актуальная сегодня для всего российского общества, приобретает особую остроту в молодежной среде, поскольку наиболее восприимчиво к негативным воздействиям, вызванным кризисом духовных ценностей российского общества, оказалось подрастающее поколение.

Сегодня актуальным является вопрос разработки новых технологий образования, воспитания и развития личности учащегося, отвечающего современным социальным, экономическим, нравственным и образовательным технологиям. Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встают вопросы правильного воспитания личности ребёнка.

Проблема исследования может быть сформулирована следующим образом: определить, какова роль бабушек в процессе воспитания личности ребёнка.

Объект исследования – процесс влияния бабушек на формирование личности ребёнка.

Цель нашего исследования – определить, какова роль бабушки в развитии и формировании личности, проследив это на примере художественных произведений и беседы с одноклассниками.

В связи с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:

Изучить произведения художественной литературы, посвященные бабушке.

Провести опрос для выявления роли бабушки в жизни человека.

Объяснить, что роль бабушки в жизни человека очень велика.

Предмет исследования – произведения про бабушек, интервью с одноклассниками.

Гипотеза нашего исследования состоит в том, чтобы доказать, что роль бабушки в формировании личности подрастающего поколения очень велика.

Методологическую основу исследования составили: произведения русской и зарубежной литературы (М.Горький «Детство», Г.Х.Андерсен «Бабушка», Н.А.Некрасов «Русские женщины», С.Капутикян «Моя бабушка»), а также научно-популярной книга« Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» педиатра Е.О.Комаровского.

Научная новизна исследования заключается в определении роли бабушки в процессе воспитания личности путем анализа произведений художественной литературы и полученных интервью.

Результаты проведенного исследования могут быть использованы в разработке практических рекомендаций учителей, воспитателей, социальных педагогов при подготовке к родительским собраниям.

Цели и задачи обусловили выбор следующих методов исследования : анализ научно-популярной литературы, художественных произведений, опрос, анкетирование, индивидуальные беседы (интервью), статистические методы обработки исследований и проверки гипотезы.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка литературы. Список использованной литературы содержит 7 источников.

Глава 1. Бабушка глазами внуков.

Попав, в какую-то социальную среду, человек начинает обращать внимание на поведение окружающих, оценку его поступков. Он стремиться понять и предугадать, как будет реагировать внешний мир на те или иные его действия. Здесь огромное значение начинает играть социокультурный опыт, который усваивается человеком, прежде всего, благодаря семье. Именно здесь от одного поколения к другому происходит передача созданной и накопленной культуры.

«Отрицать огромную роль бабушек в деле воспитания подрастающего поколения просто бессмысленно. В нашей стране это бессмысленно вдвойне, поскольку подавляющее большинство молодых семей вообще не в состоянии без помощи бабушек обеспечить ребенку нормальные уход и воспитание.

С учетом перечисленных выше пунктов становится очевидным следующий факт: само понятие "бабушка" вполне может рассматриваться не в качестве конкретного человека, а в качестве очень значимого социального феномена, требующего отдельного изучения», - пишет известный педиатр Е.О.Комаровский в своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников». В течение многих лет автору приходиться контактировать с бабушками самым тесным образом. Его выводы однозначны: без учета этого явления почти невозможно организовать нормальные уход и воспитание детей.

Как известно, современная семья отличается от традиционной: с конца XIX в. историческое развитие русской семьи во всех областях шло по пути уменьшения количества детей в семье, снижения количества родственников, с которыми постоянно поддерживались тесные отношения. Доля традиционных многопоколенных семей в современном российском обществе неуклонно сокращается. Во многом изменилась также роль женщины в семье и обществе. Сейчас большинство матерей по различным причинам перестали заниматься исключительно воспитанием детей и домашним хозяйством. Они чаще работают, стремятся реализовать себя в профессиональной деятельности. Современные прародители (бабушки) преимущественно ведут активную социальную жизнь (продолжают работать до пенсии и после, не все готовы посвятить себя воспитанию внуков).
Все эти изменения отражаются на развитии ребенка, прежде всего в сфере нравственности, о чем, в частности, свидетельствует рост детской жестокости и подростковой преступности.

В связи с этим назрела необходимость в исследовании значимости в современном обществе духовно-нравственной функции как сохранения и передачи семейных традиций, опыта, информации о семейных корнях, истории, семейных ценностей и установок, и степени, в которой она относится к функциям бабушки в семье.

Исследования семьи и ее роли в развитии ребенка, как правило, ограничиваются исследованием детско-родительских отношений и в большей степени влиянием матери на развитие ребенка. Однако в последнее время начали появляться исследования, посвященные роли прародителей (бабушек) в семье, но они в основном ограничиваются влиянием бабушек на эмоциональную сферу внуков-дошкольников, для чего часто используются проективные методы («Рисунок семьи» и др.). Значение бабушек на развитие ребенка в более старшем возрасте изучено, с нашей точки зрения, недостаточно.

Поэтому мы взяли интервью у учащихся 9И класса, в котором задали следующие вопросы:

Как же влияет бабушка на воспитание внуков?

В каких сферах жизни человека бабушки играет наибольшую роль?

От чего зависит основное содержание общения старшего и младшего поколений (от уровня образования самой бабушки, этнического окружения, в которой она жила или от того, жила ли бабушка в семье)?

Было проведено 10 интервью, из них было отобрано 8 в соответствии с задачами исследования.

Обобщая полученные данные, можно выделить несколько психологических механизмов, посредством которых старшее поколение влияет на молодых людей. К основным педагогическим приёмам, которые используются в процессе воспитания бабушами, можно отнести следующие:

  1. Приём подкрепления. Поведение, которое считается правильным, поощряется, а за нарушением установленных правил неизбежно следует наказание. Это позволяет сформироваться внутренней потребности в соблюдении системы норм. Вот что рассказывает ученица, чья бабушка живет в деревне: "Бабушка пыталась разговаривать с нами на чувашском, или прикидывалась, что она ничего не понимает. Вот на русском она иногда вообще просто не хотела отвечать, "пельместеп" - «не знаю» или "онланмаром" – «не поняла», т. е. ей надо было на чувашском что-нибудь сказать. Ну мы конечно сопротивлялись, ну, за конфетку делали". Другая девочка сказала: «Бабуля никогда не забывает поблагодарить, если что-то сделаю по её просьбе, то обязательно услышу слова благодарности или часто получаю сладкий приз».
  2. Приём идентификации: ребенок подражает бабушке. "Всё, что я от неё получил - это просто личным примером, просто смотрю на её линию поведения и какие-то свои выводы делаю".
  3. Приём совета или оценки: по мере взросления ребёнок или подросток сталкивается с необходимостью решать всё более и более широкий круг задач, обсуждая их решения, бабушка формирует самосознание молодого человека и его коммуникативные качества. Часто учащиеся говорили, что бабушка выносит свои оценки всегда и всему: пришедшим в гости друзьям, моим увлечениям. Общение подобного свойства далеко не всегда положительно: "…у нас параллельный телефон, она (бабушка) всегда слушала мои разговоры. Когда, я приходила к ней ругаться: "Бабушка, что такое?" - Она говорила мне следующее: "Ну я же бабушка, я должна быть в курсе всех дел! Ну как можно от меня что-то скрывать?" В общем, меня это бесит. Она до сих пор это делает, но сейчас я уже научилась с ней общаться…"
  4. Среди особых педагогических приёмов воспитания внучек можно выделить приём сравнения: "Бабушка меня всегда приводила в пример своим внукам, другим моим братьям" или " Знакомство с родственниками, с соседями, обязательно заводились разговоры про детей этих бабушек, как они живут, как у них строится семья, мы всё это слушали, как люди живут, какой семьёй у этих, какой семьёй у тех. Причём бабушка потом говорила: "Вот видите, какая семья, вот у неё, там, у такой-то бабушки, у неё дочка с мужем живёт хорошо, никто не ругается". Мы при этом присутствовали, слушали, и мама наша слушала и часто вздыхала".
  5. Приём проектирования: "У нас были такие вечера, когда родителей не было, и бабушка готовила ужин и чистит картошку, например, а сама начинает мне рассказывать: "Вот, ты вырастишь, у тебя будет много друзей, и в твои дни рождения мы будем доставать красивую посуду, хрусталь, мы будем вот так сервировать стол…" И я очень любила, когда она это всё рассказывала: "придут гости, мы будем готовить".

Восприимчивость к тем или иным приёмам воспитания, эффективность их применения, главным образом, зависит от эмоционального тона семейных взаимоотношений. Ведь в основе любого общения в той или иной степени лежит доверие к собеседнику.

Безграничная, неистощимая любовь бабушек позволяет не только увеличить их влияние на внуков, но и привить ответственность за старшее поколение. "…Она говорит: внучек приезжай там, картошку помочь посадить… и я поеду... она меня любит, я её люблю - надо помочь".

Однако, содержание дошкольного образования различается в зависимости от тех навыков, которыми владеет бабушка. Например, бабушка с высшим образованием в области иностранных языков - с 4-х лет обучала английскому свою внучку.

Интересно, что обучение чувашскому языку также происходило, в первую очередь, в дошкольный период. "Бабушке главное, чтобы я на чувашском говорила" - данный факт так или иначе отметили все внуки, чьи бабушки живут в деревнях нашей Республики.

По словам молодых людей, бабушки принимали весьма активное участие в процессе их дошкольного воспитания. "Ещё до того, как я пошла в школу, я уже умела читать, писать, то есть меня к этому приучили... Мама работала, в основном бабушка занималась моим воспитанием… ещё до того как я в школу пошла, со мной игры всякие развивающие были, кубики все эти конструкторы, книжки много читали. Я помню мне доставали стопку книжек, клали их передо мной, я их перебирала, сначала картинки листала, потом я чего-то читать начинала сама".

Решение области внешкольного образования ребёнка в большинстве случаев принималось родителями. - "… Моим образованием в первую очередь занималась матушка, а бабушка, как бы, не особо допускалась…" или "…это было совместное семейное решение".

Основное значение роли бабушки в процессе внешкольного воспитания состоит в том, чтобы воплотить семейную инициативу в жизнь. Вот пример из интервью: "…я, сначала, учился в музыкальной школе, и не хотел заниматься, как положено, 2 часа в день по музыке, и бабушка со мной занималась…"

Бабушки продолжают оставаться любящими и заботливыми нянями и тогда, когда внуки учатся в школе и даже, когда становятся студентами. Они водят внуков в школу, следят за их питанием, за их одеждой и т.д. "Бабушка меня кормила завтраком, перед тем как я шёл в школу. А помимо того, так как мы с мамой склонны поспать, она меня будила, перед тем как мне нужно было уходить в школу". "Бабушке самое главное было, чтобы меня накормили, напоили, причём по полной программе, чтоб было первое второе, и третье… чтоб укутывали меня сильно, чтоб не простудилась! Бабушка меня усиленно лечила, мазала меня этими скипидарными ужасными мазями. Я их до сих пор помню!"

Если бабушка живёт в семье, её влияние на внуков многократно усиливается. Когда пожилая женщина живёт со взрослыми детьми и внуками, то 3/4 стариков считают себя вправе диктовать свою волю семейному окружению. Главенствующая роль бабушки в семье, подтвердили все внуки, которые живут вместе.

Огромно влияние модели поведения бабушки в собственной семье на тот стиль семейного поведения, который сформируется у внуков. Вот как об этом рассказывает одна из школьниц: "Одна моя бабушка научила, что я должна быть совсем другой, чем моя мама. То есть то, как она себя ведёт в своей семье, то какая она мать, какая она жена - вот такой бы эта бабушка не хотела меня видеть. Моя другая бабушка… смотря на неё, я настраиваюсь на такую волну: я девушка, которая выйдет счастливо замуж, за любимого человека, которая проживёт счастливо, сколько им отведено и родит в счастье детей, это будет не без проблем жизнь, но это будет классно". Это, как ни странно, подтверждается рассказом одного из внуков: "…в их семье складывается впечатление, что, дедушка у неё кругом виноват, вот дед косорукий, дед туда, дед сюда… у меня бабушка, очень авторитарная и страсть к авторитарному стилю она во мне привила. Т.е. я считаю, что семья должна быть авторитарной, и если глава семьи сказал, что будет так, значит, так оно и будет, и с ним спорить - это дело пустое…"

Другая составляющая роли бабушки - сохранять или не сохранять целостность родительской семьи внуков. "Бабушка ради детей вот, разговоры когда были, разводиться, всё, она говорит: "Нет, как же они будут без отца". Это вот во многом маму остановило".

Бабушки стремятся приобщить внуков к своему пониманию религии. Вера в Бога, соблюдение определённых обрядов (постов и т.д.) способствует сохранению и поддержанию границ своего этно-культурного поля. Происходит передача некоторых символов веры: "…расти, дитятко, но о Боге не забывай. Крест я начал носить только из-за них". Этнокультурные традиции семьи находят своё отражение через передачу определённых кулинарных рецептов и даже хозяйственных обязанностей.

Также, по словам учащихся, их бабушки не принимали активного участия в формировании их дружеского окружения, что очень выгодно отличает их от родителей, которые всегда выбирают, с кем можно дружить, а с кем нельзя.

Итак, подведем итоги. Основными сферами взаимодействия бабушек и внуков, в которых бабушка оказывает наиболее сильное влияние, являются сферы семьи и образования внуков. Период наиболее активной вовлеченности бабушек в этот процесс - стадия дошкольного и начального школьного образования. Значение бабушки возрастает, когда бабушка проживает в семье. Роль бабушки состоит в

1)передаче своих собственных навыков;

2)реализации решений родителей в процессе развития личности внука, его творческих талантов и способностей, его трудолюбия;

3) заботе о самих внуках и целостности их семей;

4)передача моделей семейного поведения на собственном примере;

5)поддержание единства своей социокультурной среды и передаче собственных религиозных воззрений.

Глава 2. Бабушка и внуки.

Далее мы решили изучить художественные произведения и документальные факты, в которых бабушка оказывает влияние на воспитание внуков. Это прежде всего повесть М.Горького «Детство», рассказ Г.Х.Андерсена «Бабушка», документальные сведения из жизни реальной бабушки М.Ю.Лермонтова и жизни бабушки автора работы Гуляевой Александры.

Моя бабушка всегда говорит, что маленькие дети не умеют врать. А мне думается, что и старики, как и малые дети, правдивы в своей старости. Моя бабушка родилась в маленьком местечке в Нижнем Новгороде, в большой и бедной семье.

Бабушка Алеши Пешкова Акулина Ивановна из повести М. Горького «Детство» тоже жила в Нижнем Новгороде. Алеше было четыре года, когда умер его отец. После похорон отца Алеши его мать и бабушка, которая приехала к ним в Астрахань, решили вернуться в Нижний Новгород, где жил дед Алеши. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка - Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу.

Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.." Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она - темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом".

Читая это произведение, мы отметили, что и внешне эти бабушки очень похожи. Так в повести написано:

«Говорила она как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы такие же ласковые, яркие, сочные. Когда она улыбалась ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивали невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые, крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коде щек, все лицо казалось молодым и светлым. Вся она - темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. Она сутула, почти горбата, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, - она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь.

До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала все вокруг меня в непрерывную нить, сплела все в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, - это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни». (Она очень часто рассказывала мне сказки. Сказки она сказывала тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимая меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно).

Я бы свою бабушку описала так: Она невысокого роста, колоритной, яркой внешности. У нее очень ясные голубые глаза, и почти белые седые волосы. Нос у нее очень аккуратный, хотя и не маленький. Бабушке очень идет улыбка, когда она улыбается, ее лицо становится, таким милым, почти детским. Она обладает той мудростью, которая свойственна русскому народу.

Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом- узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.
Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался.

Моя бабушка на своём веку вынесла много горя и лишений. Бабушку и еще пятерых детей воспитывала одна мама, отец бросил их сразу же после войны. (Бабушка родилась 15 июля 1948 года, в 3 года вместе с семьей она переехала в Чебоксары). Её детство и юность проходили в послевоенный период. С шестнадцати лет она пошла работать. Она рано вышла замуж, родила двоих детей. (Была и до сих - любима мужем). На долю моей бабушки выпало множество испытаний, но она всегда, как гибкое дерево после бури, находила в себе силы выпрямиться и нести свою ношу далее по жизни.

Сначала она вырастила своих детей, а сейчас воспитывает нас - своих внуков!

Казалось бы, жизненные невзгоды и бури должны были испортить бабушкин характер, превратив её в человека недоброжелательного и ожесточённого.

Но моя бабушка, женщина хоть и малообразованная, обладает цепким житейским умом и добрым, отзывчивым сердцем. В ней напрочь отсутствует злоба и зависть.

У бабушки неугомонным характером. Она любит петь, обожает кинематограф, умеет слушать других людей, интересно рассказывать всевозможные сказки и небылицы, сочиняет частушки.

Акулина Ивановна из повести М.Горького тоже была замечательным человеком, непохожим на других и это особенно было заметно тогда, когда бабушка танцевала.

«Бабушка не плясала, словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее,- и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от нее – так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!».

А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она спасала то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей.

Но бабушка не растерялась, а строгим крепким голосом отдавала команды. В то время дедушка тихонько выл. Затем бабушка вспомнила, что в мастерской оставлен медный купорос, который мог взорваться в любую минуту. Она отважно бросилась в огонь и вынесла бутыль с этой жидкостью. Смогла утихомирить Акулина Ивановна и испуганного коня Шарапа. Как не вспомнить строчки из поэмы Некрасова «Русские женщины»:

Есть женщины в русских селеньях

С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. …

И действительно, пожар был потушен, бабушка - получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других.

М. Горький прошел школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И спасибо судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.

Бабушка-это важный человек в жизни каждого. Особенно это становится актуальным тогда, когда бабушке приходится заменять какого-то важного человека в жизни ребёнка. Вспомним Елизавету Алексеевну Арсеньеву, бабушку Михаила Юрьевича Лермонтова.

Елизавета Столыпина родилась в богатой и весьма известной на Руси дворянской семье. Она была старшей дочерью Алексея Емельяновича Столыпина – человека хозяйственного и состоятельного. Вместе с женой Марией они вырастили и поставили на ноги одиннадцать детей, среди которых впоследствии были известные предводители дворянства, великие военачальники и даже сенаторы. Елизавета, унаследовавшая у родителей все самые лучшие черты, выросла женщиной разумной и деловой, с бескомпромиссным и твердым характером. Но судьбой ей была уготована традиционная женская роль - матери и жены.

Лиза не была красавицей, но богатое приданое, хорошая репутация и знатный род сыграли свою роль. В 22 года она выходит замуж за обаятельного и весьма состоятельного жениха Михаила Васильевича Арсеньева.

Несмотря на то, что сразу после свадьбы Арсеньев приобретает для счастливой и спокойной семейной жизни имение Тарханы в Пензенской губернии, взаимоотношения супругов не ладятся. Рождение дочери Марии серьёзно подрывает здоровье Елизаветы, а это вносит ещё больший разлад в отношения супругов. Она решает всю оставшуюся жизнь посвятить своей дочери Марии. Елизавета Алексеевна настолько самозабвенно ее опекала, что когда в 17 летнем возрасте Маша решает выйти замуж за небогатого, но обаятельного Юрия Петровича Лермонтова, мать благословляет этот брак, несмотря на неприязнь к будущему зятю.

15 октября 1814 года на свет появляется будущий великий поэт Михаил Лермонтов. Несмотря на рождение сына, отношения в семье становятся все более напряженными, а постоянное противостояние матери и мужа истощают силы Марии Михайловны. В возрасте 22 лет она умирает от чахотки.

Используя своё материальное положение и пылая лютой ненавистью к зятю, Елизавета Алексеевна забирает маленького Мишу на свое попечение. Дабы дать внуку должное образование Елизавета Алексеевна переезжает с ним в Москву.

В 1837 году дерзкая поэзия Лермонтова с критикой имперских порядков вызывает недовольство властей. Только благодаря связям бабушки, Михаил не попадает на каторгу, а отделывается отправкой в офицерском звании на службу на Кавказ. Все его время пребывания там, Елизавета Алексеевна обивала властные пороги с мольбами о помиловании внука. Именно за этим занятием в 1841 году и застала ее весть о смерти Михаила. Это событие окончательно подорвало ее здоровье, она перестала видеть смысл и цель дальнейшей жизни и в 1845 году скончалась.

Моя бабушка – не менее замечательный человек.
и т.д.................

Принято считать, что творчество Виктора Астафьева автобиографично. Основание для этого, безусловно, есть. Любое произведение, в сущности, немыслимо вне обстоятельств и событий жизни его автора, даже если оно посвящено исторической теме. Но было бы более чем странно считать образ Багрова внука или Вити Потылицына точной копией одного характера – самого писателя, их создавшего. И повести, где действуют эти герои, отличаются одна от другой, и сами герои, воплощающие не одинаковые авторские цели, разные и если похожи чем – либо, то разве что своей лиричностью.

Герои Астафьева в подавляющем большинстве его современники. Их духовный рост, их переживания и потрясения, естественно, соответствовали жизненному опыту их создателя, но никогда этим опытом не ограничивались, не исчерпывали его, так как входили в литературу эти герои на разных этапах нашей истории и в разные периоды жизни писателя

Манеры русской литературы – писать характеры и обстоятельства жизни, а не вымучивать в литературных салонах из ничего, из многажды отражённого света эпатажные, «постмодернистские» сюжеты.

Обращение к творчеству В. П. Астафьева обусловлено неординарностью личности самого писателя, а также возросшим интересом в последнее время к его произведениям, которые учат нас мудрости, взаимопониманию и всепрощению.

Глава 1. Бабушка – художественно-убедительный тип русской жизни

В повествованиях русских писателей о детстве книга В. П. Астафьева «Последний поклон» занимает достойное место. Органично впитывая в себя достижения русской прозы от Аксакова до Шмелёва, она являет собой в то же время особый, неповторимый поэтический мир. В «Последнем поклоне» уловимы и толстовская диалектика души, и «чистота нравственного чувства» и горьковский «жестокий» реализм, и тонкий лиризм Бунина, и шмелёвская одухотворенность предметов и деталей быта. Но сюжетно-композиционное строение книги, широта и глубина охвата жизненного материала свидетельствуют об оригинальном художественном явлении.

В возвращении к детству, в прикосновении к детской душе, отзывчивой, доверчивой и открытой миру, воспринимающей его как что-то необыкновенное, сказочное, видит Астафьев лучшую и, пожалуй, единственную возможность вочеловечиться.

Самым обаятельным, самым значительным, убеждающим и покоряющим образом, который проходит через всю повесть «Последний поклон» является, конечно же, образ бабушки Екатерины Петровны. На редкость многогранен он в обрисовке В. Астафьева, объёмен и пластичен.

Екатерина Петровна, как однажды открыл её внук, «очень уважаемый на селе человек». Шумливая, бранчливая, по-своему неповторимая деревенская общественница, Екатерина Петровна, крутая, когда надо, суровая и решительная, но неизменно полная доброты и неистощимого оптимизма

В рассказе «Конь с розовой гривой», обманом опозорив бабушку (случай с земляникой), Витька ждет справедливого наказания. И действительно, Екатерина Петровна, оправдывая прозвище «генерал», отчаянно распекает Витьку. Посрамленный и обиженный внук чувствует раскаяние.

Но какой поражающий неожиданностью явилась для него чудесная сказочная картина: «По скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами, и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».

Обещанный за землянику бабушкой пряник с мечтой, о котором Витька по понятным причинам уже распрощался. Если перевести поведение бабушки (пряник всё-таки дарит) на язык «неофициальной педагогики», как делает это А. Ланщиков, то бабушка наказывает внука добротой. Действительно, Витька извлекает урок «высокой этики». И дело не только в понимании, что нельзя обманывать предавать близких, а в осознании необходимости прощать. А прощает бабушка Витю как по природной доброте своей и жалости, так и из способности чуткого и тонкого понимания сиротской души ребенка. Потому-то: «Сколько лет прошло! Сколько событий минуло. Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»

С целью лучше узнать осведомлённость обучающихся нашей школы по вопросу ассоциаций, связанных со словом «бабушка», мы провели опрос. В результате чего был создан обобщённый портрет. Итак, бабушка - доброта, забота, старость, аккуратность, мудрость, знание лекарственных трав, морщинки, в платке, пирожки, ласковая, справедливая, в очках, молитва, седина, добрые морщинистые натруженные руки, сказки, колыбельная, варежки, валенки, шерстяные носки.

Соотнесём ассоциации с конкретным образом героини (внешний портрет, внутренние качества, авторское отношение).

Бабушка Астафьева Екатерина Петровна соединяет в себе многие эти качества, предстаёт в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» хранительницей народной мудрости. Вспомним, как она лечила мальчика, как парила его в бане (ассоциация «забота»). Бабушка знала много средств от разных болезней (ассоциация «мудрость»). «Дома бабушка дала мне ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть, и мочёной брусники»

Заметим, что бабушка, возвратившись из города, всё-таки подарила мальчику заветного коня с розовой гривой (ассоциация «мудрость»). Вспомним, как она размещала гостей (ассоциация «забота»), бабушка с большим старанием «вязала калачи, резала орешки» (ассоциация «пирожки»).

Виктору Петровичу всё дорого в бабушке, именно поэтому он так усердно, так тщательно, по крупицам «возводит» её образ.

В. Астафьев может в одном небольшом эпизоде сосредоточить вдруг всю простую и величавую красоту «большого сердца» Екатерины Петровны - в эпизоде, органично перекликающемся с главой - вступлением, где открыто, сказано о назначении искусства и о святости великого чувства к родине. Здесь - в главе «Бабушкин праздник» - о том же, но пропущенном через бабушкину душу:

«Песня про реченьку протяжная, величественная. Бабушка всё увереннее выводит её, удобней делает для подхвата. И в песне она заботится о том, чтобы детям было хорошо, чтоб всё пришлось им впору и песня будила бы неизгладимую память о родном доме, о гнезде, из которого они вылетели, но лучше которого нет и не будет.

Мастерство писателя в выявлении скрытых пружин действий и поступков многочисленных героев рассказа обнаруживается во всех внутренних завершенных его эпизодах, но полнее всего, быть может, там, где речь идет о песнях, которые исполнялись на празднике.

Воспринимаемые песни мальчиком настолько физически ощутимы, что не может нам не передаваться, а сам поэтический лад его говорит и об эмоциональности мальчика, и об истинном месте песенного искусства в крестьянской среде:

«У меня почему-то сразу начинало коробить спину, и по всему телу россыпью колючек пробежал холод от возникшей вокруг меня восторженности. Чем ближе подводила бабушка запев к общеголосью, чем напряженней становился её голос и бледней лицо, тем гуще вонзались в меня иглы, казалось, кровь густела и останавливалась в жилах».

Мы так же приметили одну особенность: автор очень мило описывает бабушкины горшки с цветами. Екатерина Петровна любит красоту, цветы приносят ей радость: «Цветки обрызгивали окна, луковица сворачивала тёмные граммофончики, роняла на окно сохлые лепестки ждала своего часа, чтобы порадовать людей».

Вот какое мнение В. Курбатова по отношению к образу Екатерины Петровны: «Главная героиня «Поклона» - Витькина бабушка Екатерина

Петровна именно поэтому и станет нашей общей русской бабушкой, что соберет в себе, в редкой живой полноте всё, что ещё осталось в родной земле крепкого, наследного, исконно родного, что мы про себя каким-то внесловным чутьём узнаём как своё, будто всем нам светившее и заранее и навсегда данное. Ничего он в ней не приукрасит, оставит и грозу характера, и ворчливость, и непременное желание всё первой указать и всем в деревне распорядиться (одно слово – Генерал). И бьётся, мучается она за внуков,

10 срывается в гнев и слёзы, а начнёт рассказывать о жизни, и вот, оказывается, нет в ней для бабушки никаких невзгод»

За этическими зарисовками, столько простодушно обворожительными, проступает глубокая философия. Вещный мир (дивный пряник или новые штаны из «трико»), как и поэтические картины природы не самоценны для автора. Они выступают как некие посредники тёплого человеческого общения, духовного контакта людей, приобщения ребёнка к истинным ценностям бытия. И, одухотворяясь в этом процессе, вещь приобретает уже некий нравственный смысл, надолго откладываясь в памяти.

Глава 2. Народные речения как художественно-выразительные средства, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»

Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества.

Н. Карамзин

Известно, что порой художественные произведения дают больше материала, факторов для раздумий, для понимания исторического периода, чем иные научные исследования. «Последний поклон» принадлежит именно к таким книгам. Это своеобразная энциклопедия сибирской деревни тридцатых годов нынешнего столетия. Охвачен практически весь круг проблем, с которыми приходилось сталкивать сибирскому крестьянину в те годы.

Есть в нашей душе светлый лик, который всегда притягивает, всегда бесконечно дорог. Для писателя этим светом была бабушка. Её он считает своим главным воспитателем. Образ Екатерины Петровны проходит через всю книгу, является её стержнем. Всё в этой женщине трогательно: редкое трудолюбие, кроткий нрав, беспредельная доброта, высокая справедливость, слёзы умиления и надежда за вознаграждение на том свете, за земные муки. А главное – неистребимая деятельная любовь к сироте – внуку. Почти всё в книге – родная Овсянка, её люди, земля отцов и дедов писателя. Многое из увиденного и услышанного от земляков он зримо, узнаваемо перенёс в «Последний поклон» .

Может быть, не стоило бы так подробно останавливаться на значении народных изречений, не будь они так органично связаны с общим образом бабушки в рассказах В. П. Астафьева.

Этическая завершённость, полнота рассказов «держится» на красоте характера бабушки – это бесспорно, но ещё и на обаянии самого рассказчика, который всюду присутствует, участвует в событиях или остро их переживает. Покоряет памятливость рассказчика и зоркость к деталям.

Через десять лет после появления рассказа «Бабушкин праздник», в печати автор к нему вернулся – нет, не переписал, а отредактировал, достигнув тем самым большой выразительности. Существенным образом ничего не менялось, но что-то убиралось или добавлялось, и картина становилась иной по освещению, по темпу, по слитности со всем остальным, ранее найденным.

Герои рассказа чаще, чем ранее заговорили присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсили свою речь причудливыми словесными фигурами.

Требовательный художник не напрасно вернулся к тексту десятилетней давности: неприметная на первый взгляд правка обогатила рассказ, сделала его совершенней по форме и глубже.

Речь бабушки выразительна во всех рассказах. Например, присказки « на лес глянет – лес повянет», «пуп узелком, ноги кругляшком, дух хлебный – пахарь будет, пахарь!», «муж да жена – одна сатана» («Бабушкин праздник»). Искаженные общеупотребительные, диалектные слова, своеобразные народные обороты, приметы, присловия: «рематизм» (ревматизм), «хорошеньче» (лучше), «тутока» (здесь, тут), «анделы»

(ангелы), «не студися» (не застудись), «мольчи» (молчи), «робёнок» (ребёнок), «баушка» (бабушка); «эк его крюком скрючило», «мох сырость засасывает», «уголёк обмёрзнуть стёклам не даёт» («Фотография, на которой меня нет»); «ероплан» (аэроплан), «хочь» (хочешь), «штабы» (чтобы), «культурнай» (культурный), «тепереча» (теперь) («Конь с розовой гривой»).

Съездив на фестиваль «Астафьевская весна – 2008, 2009, 2010», мы опросили работников библиотеки - музея В. П. Астафьева в Овсянке, жителей самого села о роли народных речений как художественно-выразительных средств, составляющие образ бабушки в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Все они едины в своих мнениях о том, что образ бабушки – ведущий образ в рассказах «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой». Побывав в доме-музее бабушки Екатерины Петровны и побеседовав с двоюродной сестрой писателя Краснобровкиной Г. Н. , мы будто почувствовали присутствие хозяйки дома с её наказами, заветами, так захотелось увидеть своих бабушек с их прибаутками, поучениями, на которые мы иногда обижаемся без всякого повода. Жалко, что моей бабушки уже нет, но, читая рассказы В. П. Астафьева, я представляю её глаза, смешинки в уголках рта при чтении сказок мне перед сном.

Заключение

Изучив материал по творчеству В. П. Астафьева, следует отметить, что:

В произведениях писателя «Бабушкин праздник», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой» образ бабушки является одним из ведущих образов;

Своеобразный язык бабушки, наполненный присказками, присловиями, поговорками, афоризмами или украсившими речь причудливыми словесными фигурами раскрывает нам, читателям, красоту и своеобразный язык Сибири.

Виктор Петрович Астафьев представлял бабушку в своих произведениях как одну из главных героев своих рассказов. Кажется и сама память, так баловавшая его, такая цепкая и вместительная, пробудилась именно после смерти матери, когда он уже звался в Овсянке «Витька Катеринин».

Образ бабушки, красной линией прошедший через прозу В. П. Астафьева, никого не оставляет равнодушным, и в мыслях читающих возникает милый образ бабушки именно их детства. Таким образом, рассказы писателя имеют практическую направленность, пробуждая в сердце каждого читателя чувства глубокого уважения и преклонения к самой главной женщине – бабушке, способной простить любые прегрешения, пожурить за непослушание и тут же приласкать и обогреть ласковым словом.