Примеры использования мифов в балете. Стекло в пуантах и "балеруны"

Вне всяких сомнений, балет – главный вид искусства, представляющий нашу страну на международном уровне. И вместе с тем живущий по своим законам мир балета скрыт от глаз посторонних. Благодаря этому и появляется множество связанных с ним легенд.

Наша редакция собрала самые распространенные стереотипы и попросила Игоря Цвирко, премьера Венгерского оперного театра и бывшего ведущего солиста Большого театра, прокомментировать их. О сбитых в кровь ногах, осколках стекла в пуантах и клакерах – в материале портала Москва 24.

"Женщина, занимающаяся балетом, – балерина, а мужчина – балерун"

Нет, конечно. Слова "балерун" вообще не существует. Мужчина, занимающийся балетом, – это либо артист балета, либо танцовщик, либо (как больше всего нравится мне) – актер. Но мой сын придумал новое название – "балерин". Он говорит, раз мама – балерина, папа должен быть балерин. Меня веселит это слово, и потом, как мне сказали, на испанском языке "балерин" и значит как раз артист балета.

"Артисты балета и балерины вынуждены пожизненно сидеть на диете, питаясь водой и салатом"

Это в корне неверно, и если вы спросите балерин, то они в принципе едят все – в рационе у них есть и мясо, и шоколад, и пирожные. В Большом театре есть своя пекарня и пирожковый цех, где делают очень вкусные пирожки с вишней, с яблоком и корицей – их многие тоже очень любят. После премьер мы можем позволить себе и шампанское, и бокал вина, так что никаких ограничений нет, потому что физическая нагрузка все компенсирует. В общем и целом, каждый следит за своим внутренним состоянием сам.

"Настоящий мужик в балет не пойдет, там работают одни гомосексуалисты"

Это на самом деле очень стереотипное мышление. В нашей профессии действительно очень много людей нетрадиционной ориентации, но в большей степени это характерно, наверное, все-таки для западных коллективов. В российских же коллективах это не приветствуется. Я бы сказал, что танцоры в наших труппах – это мужчины, которые занимаются искусством под названием балет. Не знаю, что думают другие, но я горжусь тем, что являюсь представителем традиционной ориентации в этом виде искусства.

"Артисты балета уходят на пенсию в 40 лет, а балерины предпочитают не рожать, ведь это может разрушить их карьеру"

Насчет того, что балерины предпочитают не рожать, – у каждого в жизни происходит по-разному. Кто-то рано находит своего принца, человека, с которым хочет провести остаток времени, которое нам отведено на этой планете. Поэтому есть балерины, которые рожают в 18 лет, а есть и те, которые рожают в 36 или даже в 47 лет, так что здесь нет каких-то правил. Яркий пример – Диана Вишнева. Она сначала сделала потрясающую карьеру, а не так давно родила сына Рудольфа. В любом случае, никакая карьера и никакой балет не могут сравниться с тем ощущением, когда у тебя появляется ребенок.

Что касается пенсии, то если тело позволяет, до 40 еще можно протянуть. Такие артисты, как Светлана Захарова, Роберто Болле, Ульяна Лопаткина, – это люди уникальных возможностей и данных, поэтому, возможно, им чуть легче сохранять себя в должной для балета форме, чтобы продолжать танцевать на рубеже этого возраста. Зачастую срок балетного артиста – это 18 лет для кордебалета и 15 лет для солиста. По истечении 15 лет стажа ты можешь получить пенсионное удостоверение, но при этом продолжаешь работать, пока ты нужен театру и руководителю.

"Мир балета настолько закрытый, что балерины и артисты балета предпочитают создавать семьи исключительно в своей среде"

Это, скорее, связано не с тем, что люди закрытые, а с тем, что мы не обладаем достаточным количеством свободного времени, чтобы посещать какие-то места. Наша работа интенсивная и занимает все время, а когда у тебя всего один выходной в неделю, ты предпочитаешь лежать дома.

Иногда человек со стороны, который живет обычной жизнью, не понимает, ради чего мы жертвуем своим временем, эмоциями, не понимает нашей веры в то, что мы делаем, так что порой люди из балета сталкиваются с определенными сложностями. Поэтому, если случается так, что люди находят близких по духу в нашей сфере, зачастую это очень сильный и крепкий брак.

"У артистов балета не бывает выходных и отпусков. Чтобы не потерять форму, они должны заниматься каждый день"

Выходные у нас есть, в труппах это один день. В Большом – понедельник, в Театре Станиславского – вторник. В труппах западного образца – либо так же один, либо два дня выходных. Оплачиваемый отпуск – 56 дней, но зачастую в этот период организуются гастроли, так что получается дополнительная работа.

Даже когда у нас отпуск, люди могут недельку поваляться, но потом начинают уже разминаться, так что зачастую артисты и в отпуске что-то делают – тянут шпагат, качают пресс, кто-то бегает по утрам... В любом случае, занимаются физическими нагрузками, потому что когда ты на протяжении 11 месяцев работаешь, то не можешь уже взять и лежать баклажаном на лежаке – иначе с началом сезона будет тяжело.

"Мир балета жесток. Чтобы устранить конкурентов и конкуренток, в ход идут самые жестокие способы, вплоть до подсыпанного в пуанты битого стекла"

Мир балета действительно жесток, но при этом имеет и свои приятные моменты. Конечно, не каждый может справиться с той, скорее даже психологической, нежели физической, нагрузкой. Но чтобы доходило до того, что люди сыпали стекло или портили костюмы... Я слышал о подобном, но сам не сталкивался, лично на своем опыте мне тяжело сказать. Я человек добрый, и у меня никогда не было в мыслях сделать что-то плохое для артистов. Наоборот, если только поддержать, потому что каждый, кто готовит спектакль или танцует, прекрасно понимает, что человек готовится, настраивается и вкладывает душу в свое дело.

Скорее подобные вещи можно увидеть в кино для усиления драматического эффекта и чувства конкуренции. Но в целом, можно сравнить со спортом: если спортсмен готовится к Олимпиаде на протяжении четырех лет, а дальше участвует в ней, для артиста "подготовка к Олимпиаде" заканчивается с окончанием училища, а сама она длится до того момента, пока ты не покидаешь балет.

"Впрочем, в балете не обязательно и битое стекло, ведь все, кто занимаются этим искусством, сбивают ноги в кровь"

Мужчины – нет, а балерины – да, потому что они танцуют в пуантах. Кстати, это еще одно распространенное заблуждение: все думают, что мужчины танцуют в пуантах, но это не так. В пуантах мы танцуем, только если того требует роль, как в балете Алексея Ратманского "Светлый ручей". Балерины действительно стирают пальцы в кровь: такое случается, так как из-за постоянного интенсивного трения возникают мозоли, которые потом лопаются – в общем, все, как это бывает у обычных людей. Просто у балерин это случается чаще.

"В каждом музыкальном театре есть люди, лично знакомые всем артистам: именно они особенно рьяно кричат "браво" после каждого спектакля и получают за это бесплатные билеты. Артисты уважают и боятся их, так как от этих людей может зависеть не только их успех, но и полный провал"

Такие люди действительно существуют, называют их "клакеры". Это люди, которые гораздо громче, чем обычные посетители, хлопают и кричат "браво". Зачастую они перегибают палку и делают это слишком нарочито, так, что это начинает раздражать не только зрителей, но и самих артистов. Но я бы не сказал, что артисты их боятся: я считаю, что в любом случае, на что ты натанцевал, то тебе и нахлопают.

Лиза Минаева

Моя дочка занимается балетом в школе искусств. Занимается с удовольствием и даже весьма самозабвенно.

А посему в нашей домашней библиотеке потихонечку собралась целая коллекция интересных книг о балете. ;)

Сейчас я вам о них расскажу немного подробнее.

Книга о Марусе ("Маруся и её любимые занятия") из нашей любимой .

Эти коротенькие тематические истории с участием девочки Маруси (буквально обо всем на свете, от прогулки в лесу до пребывания в больнице) предназначены для дошкольников и младших школьников. В оригинале девочку зовут Мартина. Очаровательные рисунки, раз увидев, спутать ни с чем другим просто невозможно.

Конкретно в этой книге есть немного технических балетных подробностей (позиции, прыжки).

Есть небольшой простенький сюжет о том, как проходят занятия. А самое главное, великолепные (просто даже какие-то "эталонно-идеальные") рисунки покажут юным читателям, что балет - это очень красиво!

Книга эта, на мой взгляд, идеальна для того, чтобы увлечь совсем маленького ребенка танцами вообще и балетом в частности. Однако, каких-то обширных энциклопедических и теоретических сведений в книге нет.


Лабиринт
Озон
My-shop

Книга "Что такое балет?" из серии "Почемучкины книжки ".

Мягкая обложка, клееный переплет, недорогая цена и весьма неплохое содержание при таких исходных составляющих. Есть в книге рассказ об истории балета. Оказывается, великолепный король Людовик XIV получил свое прозвище "Король-Солнце" потому, что сыграл в одной из постановок роль Солнца.

Есть рассказ о балетном гардеробе,

балетных позициях рук и ног, а также разнообразных пируэтах.

Есть здесь рассказы о балетных тренировках, особенной "выворотности" ног. А также о самых знаменитых балетах

и артистах балета.

Книга эта, на мой взгляд, хороша в качестве источника самых основных (базовых) сведений о балете. Просто, скромно и довольно содержательно. Однако, для тех, кто серьезно увлекается балетом, это далеко не идеальная книга. Поэтому продолжаем наш обзор. ;)


Лабиринт
Озон
My-shop

Книга "Балет" - детская энциклопедия из серии "Хочу все знать " (я уже рассказывала про книги этой серии).

Изюминка книги - в прилагающемся к ней диске (диск работает только на компьютере и не работает в музыкальном центре). Хотя все записанные на нём мелодии можно легко и просто найти в интернете, все же, как говорится, пустячок - а приятно. :)

Мы узнаем интересные и даже весьма забавные сведения из истории балета (балет придумали в Италии, а самые первые танцоры балета изображали на королевском пиру поданные блюда).

Прочитаем о балетной выворотности и о том, какие калечащие приспособления для её развития использовались в давние времена.

Узнаем душещипательные подробности о пуантах (оказывается, при большом желании их можно сварить и съесть!),

познакомимся с сюжетами самых известных балетов,

узнаем о балетных рекордах,

и о некоторых звездах балета (книга переводная, поэтому ни Майи Плисецкой, ни Галины Улановой вы здесь не найдете).

Еще одна изюминка книги - список книг на балетную тему. В этом списке есть книги о балетных постановках, знаменитых танцовщиках и еще много всего интересного.


Лабиринт
Озон
My-shop

"История одной девочки" расскажет читателям о детстве и юности известной балерины Галины Улановой.

Великолепная книга, написанная автором по устным рассказам и воспоминаниям самой Галины Сергеевны. Здесь есть всё: детские воспоминания о городовых и обыске, дачном лете и играх в индейцев, первом походе в театр, революции, голоде и разрухе. Ведь дети видят мир слегка иначе, чем взрослые. А значит, наблюдая за детьми и прислушиваясь к их разговорам и рассказам, можно узнать и понять о своем мире, времени и окружении очень много неожиданного (и не всегда приятного).

И как же хорошо, когда рядом с ребенком есть внимательные родители, способные в мелочах заметить искру таланта.

А потом в жизни маленькой девочки случилась театральная школа-интернат, в которой было теплее и сытнее, чем дома, несмотря на всего лишь маленький кусочек хлеба и кружку кипятка на завтрак. Тяжелые были времена. А еще рядом не было мамы... Но Галя справилась.

В книге очень много внимания уделено описанию того, что труд балерины - это, все-таки, очень тяжелый труд. Изящество и лёгкость - это для окружающих, для самой балерины - боль и упорный ежедневный труд.

Но тот, кто настроен работать и танцевать, сможет преодолеть всё. И вот состоялся первый настоящий спектакль в жизни юной балерины. Пусть роль совсем маленькая, но зато спектакль самый настоящий.

Вслед за этим выступлением будут и другие. Много, очень много. После балетной школы Галина Уланова сразу начала получать ведущие роли в балетных спектаклях театра.

Она творила, наполняя каждый созданный ею образ настоящими, глубокими чувствами. В этом, пожалуй, и состоит гениальность великой актрисы и балерины.

Книга просто великолепна! В ней столько силы, нежности и правды жизни. На мой взгляд, просто обязательна к прочтению. И не только тем, кто увлекается балетом!


Лабиринт
Озон
My-shop

Мини-энциклопедия о балете для детей от издательства BHV вышла в серии "Познавательные истории". Об одной книге из этой замечательной серии ("Секрет из холодильника ") я уже рассказывала.

Яркая обложка, шикарный форзац, который можно не только рассматривать, но и читать.

Театр - это настоящий храм искусства. Ориентироваться в этом храме и отличать партер от бельэтажа просто необходимо.

О балетной (оркестровой) музыке в этой энциклопедии рассказан самый минимум (и даже меньше). Ну да ничего, на тему музыки есть немало других замечательных изданий.

Зато здесь есть рассказы о декорациях, балетных костюмах, хореографах и репетициях.

Изюминка книги, на мой взгляд, в этих вот старых балетных фотографиях. Получается такое своеобразное путешествие в прошлое русского балета.

В книге довольно подробно рассказано о балетных школах (чем занимаются их ученики, как проходят репетиции, как называются те или иные балетные па и позиции). На черно-белых фотографиях этого раздела мы можем увидеть урок, который ведет Агриппина Ваганова (её именем названа Академия Русского балета в Санкт-Петербурге).

Еще одна фотокарточка из 1943 года. Блокадный набор Ленинградского хореографического училища.

Упражнения на пуантах - мечта всех начинающих маленьких балерин. Очень красивая и очень сложная обувь. Да и заниматься в ней непросто.

Помимо классического танца (собственно балета), в хореографических школах обучают детей историко-бытовым, а также народным танцам.

В серьезных балетных школах с самого первого года обучения начинается сценическая практика. Юные таланты принимают участие в серьезных спектаклях, танцуя детские роли. Их немало, например, в "Щелкунчике" и "Спящей красавице".

Рассказы о каждом из самых известных балетов занимают в энциклопедии 1-2 разворота. Упоминаются композитор, либретист, хореограф, указывается дата премьеры,

а также приводится краткий сюжет балета. И, конечно, несколько восхитительных старых фотографий из балетных постановок начала и середины 20 века.

Книга очень красивая и совершенно несложная по содержанию. Рекомендуется юным любителям балета и их родителям.


Лабиринт
Озон
My-shop

Книга о балете издательства МИФ открывает новую серию "Твои правила" о самых зрелищных и популярных видах спорта, искусства и активного досуга.

На форзаце книги - сюжет "Лебединого озера" в виде комикса.

На нахзаце - "Щелкунчик" в аналогичном виде. :) В принципе, забавно. Хотя, конечно, комиксов в последнее время вокруг стало чересчур много...

В самом начале книги читателя необходимо заинтриговать, то есть упомянуть о некоторых интересных моментах. Например, о балетах с привидениями и лошадиных балетных танцах.

Балет - загадочное искусство, окутанное весьма устойчивыми мифами (например о том, что балерины, эти воздушные и невесомые создания, мало едят). С развенчания некоторых из них и начинается повествование.

Более цивилизованную и красивую форму эти танцы приобрели в средневековой Европе. Появились балы, придворные балеты, танцевальные академии.

Кстати, лошадиный балет появился примерно в это же время и был довольно широко распространен во Франции.

Русский балет был привезен из-за границы. Сначала любители этого изящного танца приглашали зарубежных артистов на гастроли, а потом стали обучать своих, русских, юношей и девушек балетному искусству.

Балетный костюм за долгие годы претерпел весьма существенные изменения: от пышных и громоздких нарядов, в которых было тяжело даже двигаться, до лёгких, изящных и почти невесомых, удобных и современных костюмов.

В балете может танцевать солист (один), а может кордебалет (много). Есть и промежуточные варианты (дуэт и ансамбль).

Хотите узнать о балетных репетициях, а также об основных позициях рук и ног и танцевальных па? Энциклопедия подробно и наглядно объяснит вам всё это.

Оказывается, в танце тоже есть место рекордам. Например, Уэйн Слип за две минуты подпрыгнул в гран жете (практически сесть в воздухе на шпагат) 158 раз! Это получается меньше секунды на один прыжок.

Балетные костюмы - верх изящества и совершенства. Но, помимо всего прочего, они должны быть еще и удобными для исполнения сложных движений.

Балетные пачки бывают самой разной формы. В каждой такой юбочке 10 и больше слоёв ткани.

Помимо артистов балета, над каждым зрелищным спектаклем в театре работает огромное количество народа (либретист, сценарист, художник-постановщик, художник по костюмам, гримеры, костюмеры и многие другие). Многие из них навсегда останутся в тени для обычных зрителей. Однако, это нисколько не умаляет их заслуг перед красивейшим искусством балета.

Побывать за кулисами в театре удается далеко не каждому зрителю. Поэтому очень интересно изучить устройство театра хотя бы чисто теоретически, по картинкам. Узнать, чем арьерсцена отличается от авансцены и где именно держат декорации во время спектакля.

В завершение книги небольшая викторина для внимательных читателей. Сможете ли вы ответить на все вопросы с этой странички? Если нет - значит самое время окунуться ещё раз в увлекательные страницы этой довольно оригинальной балетной энциклопедии.

«Лет 10 назад произошла забавная история. Мне неожиданно позвонил секретарь господина Ходжи Ханаока, известного японского постановщика балета, танцора, и сказал, что Ходжи хочет снять у меня фэшн-историю. В назначенное время, в назначенный час останавливается такси, оттуда выходит красивый японский мужчина, достает невиданной красоты огромные чемоданы Louis Vuitton. Рядом с ним ─ очень красивая, высокая модель – русская девушка с белыми волосами. Я спрашиваю: «Что вы от меня ожидаете?». Он говорит: «Я хочу, чтобы ты снял нас в танце». Естественно, ничего не получалось. Модель не умела танцевать вообще. Я наблюдал минут десять, как оба страдают перед камерой. После предложил оставить танец и изменил концепцию. Получились совершенно неожиданные, интересные фотографии. Через месяц мне присылают японский журнал, где опубликована съемка. Уже в телефонном разговоре я интересуюсь у господина Ханаока: «Объясните, мне просто забавно, почему я?». Он отвечает: «Вы сделали то, что я очень хотел – неожиданно, удивительно. Понимаете, у нас в Японии есть люди, которые профессионально снимают балет. Все ракурсы предсказуемы и понятны. У всех получается одинаково прекрасно и скучно». К чему я рассказываю эту историю? К тому, что я не фотограф балета, я фэшн-фотограф, снимающий людей, звезд кино, театра, спорта. Но когда ты фэшн-фотограф, то ты должен придумать что-то необычное, может быть, странное, но точно не обыденное и скучное. А уж если в твой объектив попадает артист балета, ты получаешь самый лучший инструмент для творчества».

Автор цикла Олег Зотов – фэшн и селебрити фотограф, амбассадор Nikon в России (его работы можно увидеть на страницах и обложках журналов, в том числе ELLE Spain и Vogue Italia).

Ирина Перрен и Марат Шемиунов, премьеры Михайловского театра.

«Когда перед камерой ─ модель или актриса, фотограф работает с человеком, который умеет управлять своими эмоциями. Когда перед камерой ─ танцор балета, фотограф работает с человеком, имеющим совершенное тело. Тело, обладающее сумасшедшей культурой движений, отточенной годами тренировок у станка. Любое движение, поза ─ это уже красиво. Неловкому, неуместному, некрасивому нет места. Там все выверено. Но иногда это мешает. Иногда танцора нужно «выбить» из этого идеального состояния».

Элиза Каррильо Кабрера, прима-балерина Государственного берлинского балета, посол культуры Мексики в мире, член Международного танцевального совета ЮНЕСКО. Афиша балета “Infinita Frida”, посвященного творчеству великой мексиканской художницы Фриды Кало.

Алена Ковалева, прима-балерина Большого театра, заслуженная артистка России.

Юрий Смекалов, солист Мариинского театра, режиссер, режиссер-постановщик, хореограф.

«Танцоров балета отличает сумасшедшая работоспособность. Например, мне нужно, чтобы модель в кадре прыгнула. Естественно, попросив модель три раза прыгнуть, я спрошу: «Как ты? У тебя не кружится ли голова? Хорошо ли ты себя чувствуешь?» Танцоры балета, наоборот, у тебя спросят: «Сколько нужно прыжков? 200-300 ─ достаточно?».

Ирина Голуб, ведущая солистка Мариинского театра.

«Когда Кимин Ким обнажился по пояс и стал в шпагат, качки в спортивном зале ушли в сторону. И больше не появлялись»

Кимин Ким, премьер Мариинского театра.

«Премьера Мариинского театра Кимин Кима я снимал в спортивном зале. Было очень забавно. Несколько культуристов сразу стали выпячивать свои мышцы, подошли ко мне, надеясь, что они попадут в кадр. И тут в зал заходит стройный, одетый во все черное человек. Когда Кимин обнажился по пояс, качки напряглись. Идеальное тело. Когда стал в шпагат, качки ушли в сторону. И больше не появлялись. Кимин ─ настоящая реинкарнация Брюса Ли. Я сказал ему об этом. И узнал, что у Кимина ─ черный пояс по тхеквондо. Он в свое время долго думал: балет или тхеквондо. Балет, конечно, приобрел совершенно необычного человека».

Мария Абашова, солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

«На этой фотографии Диана идет в курточке по улице Розенштейна. «Красный треугольник» в Санкт-Петербурге.По большому счету, красиво Диану Вишнёву на сцене может снять любой. А вот посмотрите как стильно выглядит она в заброшенном пространстве. На второй фотографии Диана в Юсуповском Дворце».

Диана Вишнева, прима-балерина Мариинского театра, Principal dancer American Ballet Theatre, CONTEXT festival founder, Народная артистка России, Лауреат Государственной премии России.

Мария Абашова, солистка балета Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

«Балерины не едят пирожных» ─ это миф, полная ерунда. Все сгорает во время репетиций»

Ирма Ниорадзе, грузинская и российская балерина, Народная артистка России.

«Однажды я неделю работал в Мариинском театре. Был поражен. У танцоров примерно такой режим: в девять утра они приходят на разминку. В десять утра ─ основная репетиция, потом начинаются «классы». Потом небольшое время отдыха. Потом еще занятия. Вечером ─ спектакль. Мы шли обедать, и это был двенадцатый час ночи. В течение дня они успевали съесть несколько пирожных. «Балерины не едят пирожных» ─ это миф, полная ерунда. Все сгорает во время репетиций».

Оксана Скорик, прима-балерина Мариинского театра.

В преддверии премьеры постановки Complexions Stardust под музыку Дэвида Боуи мы решили написать о самых распространенных клише, которые мешают полюбить классический танец. Ведь постановка, которая будет представлена в Украине уже 25 ноября, – абсолютно необычное явление в «классическом балетном мире».

Будем честны, балет – искусство специфическое. В то время как ученые покоряют природу технологиями, танцовщики бросают ей вызов собственными телами. Ежедневно борясь с гравитацией и внешними несовершенствами, они выворачивают суставы, вытягивают и укрепляют мышцы, становятся, наконец, на пуанты. Всячески подражают стихии, чтобы в итоге взять ее под контроль.

Радикальность мотивов и методов сделала балет чем-то вроде закрытого клуба: не так много в мире фанатиков, готовых всю жизнь бороться со своей природой, и тех, кто готов их усилия оценить. В итоге балет плотно оброс мифами, которые больше похожи на оправдания: почему одним дано грациозно взлетать ввысь, а другим – только смотреть себе (и им) под ноги.

Артисты балета не едят

В народе до сих пор цитируют Майю Плисецкую и ее знаменитое «не жрать». А журналисты все еще спрашивают балерин не о работе, а о диетах – в ожидании шокирующих своей низкокалорийностью подробностей. На самом деле, артисты редко отказывают себе в еде. А порой позволяют даже больше, чем «обычные люди». Подумайте сами: утренний класс, несколько репетиций, иногда спортзал и вечерний спектакль. На одном салате далеко не уедешь. Плитка шоколада в течение дня – вообще норма для артиста, когда нет перерыва на обед, и нужно быстро подзарядиться энергией.

Балерины не заводят детей

Если балерины и не заводят детей, то не потому что боятся выйти из формы, а потому что не хотят делать перерыв в карьере в расцвете сил. Хотя многим удается совмещать: сегодня танцовщицы выходят на сцену до последнего и ходят на классы даже на 9-м месяце беременности. А спустя несколько недель после родов возвращаются к работе. Современный тренировочный процесс развит и разнообразен, так что балерины подбирают оптимальные нагрузки, чтобы не терять форму и быстро восстанавливаться. Но даже 2 столетия назад танцовщицы не боялись материнства. Например, у солистки Датского королевского балета Марии Вернинг было 7 детей.

Чтобы быть танцовщиком, нужно заниматься с раннего детства

Официально хореографические училища и академии принимают детей с 10 лет, поскольку в этом возрасте скелет ребенка уже достаточно сформирован, а связки еще не потеряли эластичность. Но есть немало случаев, когда успехов в балете добиваются те, кто начал позже. Например, одна из самых известных танцовщиц, прима American Ballet Theatre Мисти Коупленд, попала в балетный класс в 13 лет. А танцовщик и хореограф, основатель труппы Complexions Дуайт Роден встал к станку только в 17. Так что данные и упорство решают в балете если не все, то очень многое.

Артисты балета необразованны

Общеобразовательным предметам в балетных школах действительно уделяют меньше внимания, чем в обычных. Но ведь и искусство в средних школах почти не преподают. К тому же исследования давно показали: из-за того что танец активно задействует сенсорные и моторную системы, танцовщики гораздо способнее к изучению нового, у них хорошо развита память, они сохраняют ясность ума даже в глубокой старости. У артистов также очень развита эмпатия, а значит, они легче понимают других людей.

Танцовщики рано уходят на пенсию

Артист может выйти на пенсию, прослужив в театре 20 лет. То есть средний пенсионный возраст танцовщика – 36−37 лет. Но многие задерживаются на сцене и дольше – до 40 так точно. Например, знаменитой этуали Алессандре Ферри 54, и она до сих пор в строю. Майя Плисецкая выходила на сцену и в 70. Все зависит от здоровья танцовщика и масштаба его личности. Михаил Барышников, например, тоже недавно исполнил премьеру – соло Fiver, которое для него поставил хореограф Джастин Пек.

К тому же, попрощавшись со сценой, танцовщики не прекращают работать. Многие остаются в театре как педагоги-репетиторы, кто-то идет преподавать детям, кто-то становится хореографом. Бывшего артиста могут назначить художественным руководителем труппы. Некоторые осваивают кардинально новые профессии: все-таки 37−40 лет в современном мире – не приговор.

Балет – это 3 акта и Чайковский

Этот миф особенно распространен на постсоветском пространстве, где сильна классическая традиция. И чаще касается не балета, а потенциального зрителя, который предпочитает держаться от театра подальше, потому что там царят наивные истории про принцев и принцесс на 3 часа, пыльная бутафория и громогласный оркестр.

На самом деле, классических спектаклей, которые попадают под это описание, осталось около 10, и не все они в постоянном репертуаре театров. XX и XXI век подарили балету новую пластику и новые формы. Увидеть балерину в пачке теперь скорее редкость, а на пуанты иногда становятся даже мужчины. На сцену могут выйти босиком, на каблуках или в кроссовках, танцевать – совсем без музыки или под рок, как во многих постановках Complexions. Декорациям все чаще предпочитают пустую сцену и активно осваивают 3D-мэппинг. Западные театры, особенно в США, специально строят репертуар так, чтобы в течение сезона каждый человек мог открыть для себя балет, который ему понравится. И потому чередуют классические спектакли, которые постоянно обновляются, с современными. Продумывают даже благотворительные программы для малообеспеченных семей, привлекая в театр как можно больше новых зрителей.