Написать составить рассказ о вовке преступник. Конспект урока по литературному чтению Надежда Тэффи «Преступник» план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Знакома ли вам писательница?(портрет) Что слышали об этом авторе? Дома найдите информацию о Н. Тэффи.

Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Откройте учебник с. 58 и прочитайте первый абзац. Почему автор так назвала свое произведение? Что она нам хотела сказать этим вступлением? Что значит «страсти» ?(Сл. Раб.) О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части с. 58-61)

Значение, каких слов нужно найти в словаре.(обозначенные *)

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Надобности - необходимость, потребность, дело.

Порядочный (человек ) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика -сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Преступный - содержащий в себе преступление

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее наказанию.

Сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? (5 лет) Найдите подтверждение в тексте.

Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

Какой же предмет возбуждал страсть Вовки? (карандаш)

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? (Он трижды повторяет слово «красота»)

Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.(чтение с.61-63)

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало )

Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63

Работа в парах

Предлагаю вам обсудить это задание в парах.

Результаты работы пар выборочно озвучиваются)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

Что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

Мама Вовки никого вам не напоминает?

Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

Чем закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши?

Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем. (Чтение с.64-67). О какой истории рассказал нам автор-рассказчик в этой части? Что привлекло ребят в ящике для рукоделия? Найдите восклицательное предложение во втором абзаце.

Кто слышит восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать? В чем же причина того что Вовка украл наперсток? Зачем ему он? Какие строчки доказывают, что наперсток вызывает у Вовки восхищение? Какую басню читала Буба в гостях у старухи? (Стрекоза и муравей). Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Найдите самые смешные строчки? Почему нам смешно, когда мы читаем? Дайте характеристику Вовки.

Рассказ Н. Тэффи

ПРЕСТУПНИК

Из сборника издательства «Детская литература» «Рассказы о детях» (серия «Как хорошо уметь читать!»)

Да, да. Где волны морские - там бури, где люди - там страсти.

Под старость, конечно, страсти стихают - от усталости, от привычки подавлять их. Но в молодости бороться с ними трудно.

Вовка думать этого не мог, но чувствовал определённо и ясно. Бороться было трудно. Особенно потому, что предмет, возбуждающий его страсть, вертелся под самым его носом по нескольку часов в день. Иногда даже снился ночью.

Предмет этот был большой красный карандаш. Внутри он был чёрный, как самый обыкновенный, но снаружи блестящий, круглый, красный и ужасно большой.

Красоты нечеловеческой!

Такой карандаш годится не только для писания, а и для многих других надобностей. Можно его просто катать по полу, можно им стучать по столу, как барабанной палочкой.

Да и вообще - быть владельцем такой роскошной, такой огромной красной штуки уже само по себе упоительно.

Классная комната скучная, серенькая: чёрная доска, седоватая учительница в тёмном платьишке, замурзанные ребята с грязными лапками - всё блёклое, унылое, и среди них - он, яркий, блестящий, сверкающий, единственная радость мира. Кра-со-та!

Можно держать себя в руках день, два, три, но не вечно же. Больше выдержать было уже трудно. Как человек по натуре вполне порядочный, Вовка испробовал сначала легальный путь. Нахмурил те места, где у взрослых бывают брови, и спросил деловито у хозяина карандаша:

Это разве твой карандаш?

Конечно, мой, - ответил хозяин и на всякий случай засунул карандаш себе за пазуху.

У меня был такой же, - вдохновился Вовка. - Это ты, верно, мой взял.

Но дело не выгорело.

На другой день он переменил тактику:

Дай мне порисовать твоим карандашом.

Не прошло и это.

После другого выбора уже не было.

Путь к обладанию желанным предметом оставался один. И путь этот был преступный. Вовка отлично понимал, что совершил преступление, иначе на вопрос матери: «Что это за карандаш?» - не хмурил бы те места, где у взрослых бывают брови, и не отвечал бы басом:

Это нам в школе дали.

А потом, чтобы переменить разговор, не стал бы скакать на одной ноге по всей комнате и при этом ещё орать во всё горло.

Играть карандашом он залезал под диван. Там было спокойнее для преступного наслаждения. Он катал карандаш по полу и тихонечко пел бессловесную песню, не очень музыкальную и всегда вызывавшую громкий окрик:

Кто там воет под диваном? Если это волк залез, так надо его капканом словить.

Он никогда не писал этим карандашом. Карандаш был ему нужен как красота, а не как польза. Приятно было смотреть на него, вертеть в руках, катать по полу, поглаживать. Но главное - любоваться на его чудесный ярко-красный цвет.

Когда старшая сестра, большая шестилетняя Буба, дотронулась до этого удивительного предмета, Вовка завизжал, как от боли:

Ты не имеешь права, это моё!

Я только посмотреть хотела.

Не имеешь права смотреть, это моё!

Дело с карандашом, пожалуй, так бы и затихло, но такой же карандаш, даже лучше, потому что длиннее и новее, оказался ещё у одного мальчика.

Тут уже раздумывать было нечего. Коготок увяз - и всей птичке конец.

Под диваном стали кататься два карандаша.

С моим Вовкой беда, - испуганно рассказывала Вовкина мать своей приятельнице. - Вера, милая, по-моему, он в школе у мальчишек карандаши таскает.

И не признаётся. Как быть? Надо что-то предпринять, а то, если пойдёт дальше, ведь из него определённый вор выйдет. Что делать?

Подожди, я попробую, - решила Вера. - У меня он не отвертится. Завтра же приду и поговорю.

Только, ради бога, не очень строго! Он ведь маленький.

Маленький, но психология уже заправского вора.

Катает свои карандаши под диваном. Тут нужно действовать серьёзно и скоро.

На другой день, весёлая и оживлённая, пришла Вера к приятельнице. Принесла детям конфет.

Ах, Зиночка, - рассказывала она между прочим, - какой я сегодня видела роскошный карандаш!

Совсем красный. Такого нигде ни у кого нет. Ты ведь никогда не видала красного карандаша? Таких ведь больше нет. Мне говорили, что на всю Европу сфабриковали только один.

Пятилетнее сердце не выдержало.

А у меня есть два. Два! - закричал Вовка. - Вот, смотрите.

Вера посмотрела, полюбовалась и сказала тоном доброго малого:

Мальчишки ещё не заметили, что ты их стащил.

Вовка растерялся, раскрыл рот.

Ну, так я тебе советую: завтра же положи их на место. Прямо каждому в его стол. Понял? А то, наверное, их родители заявили полиции. Нельзя так долго держать у себя чужие вещи.

Это ужасно!.. - вздохнула Буба. - Он, наверное, не отдаст.

Ну что ты говоришь! - возмутилась Вера. - Вовка да не отдаст! Он же умный, он понимает, что с полицией шутки плохи.

Вовка молчал и громко сопел. Положение было трудное. Расстаться с карандашами было совершенно невыносимо. Бывают разлуки, которые нельзя вынести. Искалечить свою молодую жизнь! Можно подумать, что так они ему легко достались, эти карандаши. Других таких не наживёшь. А Буба говорит - «не отдаст». Значит, надо назло отдать. Лучше, пожалуй, быть дураком, да с карандашами.

Вовка карандашей не отдал.

А вскоре разыгралась и другая история, на ту же тему.

Повели детей в гости к почтенной старухе. Пока мать со старухой беседовала, дети рассматривали карточки в альбоме, потом, как в этом возрасте полагается, начали разглядывать всё, что было в комнате. Потрогали вазочку с цветами, перевернули пепельницу. Пепел посыпался на ковер. Струсили, покосились на старуху. Та не заметила. Потом добрались до рабочего ящика. Тут уж пошло раздолье. Чего только не напрятала старуха в свой ящик!

И тесёмки, и катушки, и ленточки, и крючочки, и перламутровые пуговки, нанизанные на шнурочек, и два напёрстка. Был ещё и третий напёрсток, ужасно странный - без донышка и яркого, неповторимо яркого красного цвета. Пришлось примерить его на все пальцы. Очень был интересный напёрсток, такого нигде не найдёшь. Какая старуха хитрая - завела у себя этакую прелесть! Прямо не оторваться.

Мать подозвала Бубу прочесть старухе стихи про стрекозу, которой зима катила в глаза. А Вовка всё ещё любовался напёрстком.

На другой день уроков не было, и он с утра залез под диван и катал что-то.

Что он там катает? - спросила мать у Бубы.

Буба молчала и смотрела очень испуганно.

Вовка, ты что там катаешь? - спросила мать.

Старый волчок, - подумав, отвечал Вовка.

А Буба всё молчала и даже прижала руки к груди.

Чего ты, девочка моя? - спросила мать.

Буба вздохнула дрожащим вздохом и упёрлась лбом в плечо матери.

На другой день, когда дети были в школе, мать отодвинула диван. Увидела что-то красненькое, засунутое за галун, у диванной ножки. Вытащила, посмотрела. Сразу узнала старухин напёрсток, который та надевала на указательный палец левой руки, чтобы не колола иголка.

Вовка украл! Как быть?

Пошла советоваться с Верой.

Не знаю, что придумать. Он слишком мал, чтобы можно было напирать на моральную сторону. Припугнуть, что ли, да не знаю - как.

Подожди, - сказала Вера. - Я придумаю. Я вечером зайду!

Вечером раздался звонок, да не простой, а три раза подряд.

Вошла Вера, страшно взволнованная.

Что с тобой?

Ужасно неприятная история, - отвечала Вера. - Представьте себе, что к нашей старухе залезли воры и утащили её красный напёрсток. Она очень испугалась. Потому что воры теперь знают дорогу в её дом и, наверное, ещё раз залезут. Так вот она дала знать в полицию, и там обещали сегодня же найти вора.

Четыре круглых голубых глаза смотрели в ужасе.

А как же они смогут найти? - прижимая руки к груди, спросила Буба.

Полиция-то? - удивилась Вера наивному вопросу. - Так она выпустит ищеек. Ищейки побегут по следу и живо найдут.

А-а-а они по лестнице могут? - заикаясь, спросил Вовка.

Ну конечно. Они же дрессированные.

«Ищейки» было ужасное слово. Конечно, это просто собаки, но какие-то узкие, мягкие, морды острые, длинные, извиваются и всюду пролезут.

А-а-а как же они…

Их привели к старухе, они всё обнюхали и сразу побежали по следу.

Уже бегут! - задохнулась Буба. - Господи! Надо признаваться! Надо признаваться!

Конечно, если вор признается раньше, чем ищейки его найдут, и вернёт напёрсток, то дело пойдёт к прекращению. А иначе - ужас.

Что иначе? - прошептал Вовка.

Разве ты не знаешь? - удивилась Вера. - Ищейки отгрызают вору все пальцы, один за другим. Так и слышно: хруп-хруп!

Только кончики? - дрожа от отчаяния и надежды, спросил Вовка.

Какое там! Станут они церемониться! Все пальцы. Целиком.

А-а-а они уже бегут? - побелевшими губами спросил Вовка. И с последней надеждой: - А кто же им откроет дверь?

Полицейские. Полицейские бегут за ними. Они и откроют.

Надо признаваться! - закричала Буба, обняла Вовку и с визгом заплакала: - Мамочка, мамочка!

Вовка от ужаса затопал ногами:

Мамочка, я ужасный вор! Я прельстился красненьким!

Мать дёрнула Веру за платье.

Ну что ты наделала! - шепнула она с укором. - Нельзя же так. Всему мера.

Мамочка! Беги к телефону! Скажи, что вор возвращает… Ради бога! Ищейки бегут.

Собак и полицию уговорили по телефону. Полиция согласилась сразу, но собак пришлось долго уговаривать. Оказывается, что они донюхались и до карандашей и страшно озверели. Пришлось им пообещать целую жизнь безупречной честности.

Когда всё наконец успокоилось, Вовка подошёл к матери, вздохнул облегчённо, но ещё дрожащим вздохом и сказал:

Ну, теперь можно наконец переменить мне штанишки. Теперь нам уже ничто не угрожает.

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. - Это чужая собственность. Ты должна сначала найти владельца, а потом уж можешь поднять, чтоб вернуть ему.

Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь.

Человек шагал по честному пути толстыми ногами в связанных мамой гетрах, сурово сдвинув над круглым носом те места, где у взрослых растут брови. И от него пахло тёплым молоком и манной кашей.

Тема урока : Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить, опираясь на высказывания и поступки героя, представлять черты характера героя. Учить обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях;

Планируемые результаты : личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;

- работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания

Коммуникативные:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре, участвовать в диалоге на уроке;

чет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, листы самоконтроля, учебник.

Ход урока

    Оргмомент

Придумано кем-то,

Просто и мудро,

Здороваться утром:

«Доброе утро!»

«Доброе утро солнцу и птицам»!

«Доброе утро улыбчивым лицам»!

Посмотрите друг не друга, улыбнитесь, повернитесь к гостям поприветствуйте их улыбкой и с хорошим настроением начнем урок.

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора зажжете в конце урока.

1). Насколько активно вы планируете разбирать текст?

Справитесь ли с заданиями, предложенными на уроке?

2). Все ли получится при работе в паре?

3). Все ли будет понято в конце урока на подведении итогов.

    Подготовка к восприятию. Постановка целей урока.

- Вспомните название темы, которую мы изучаем.

Найдите название следующего произведения и фамилию автора.

Какие цели поставим на урок?

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Настя Мартынова нашла материал об этом авторе.

Надежда Александровна Теффи - русская писательница и поэтесса. Её называли первой русской юмористкой начала XX века, «королевой русского юмора», однако она никогда не была сторонницей чистого юмора, всегда соединяла его с грустью и остроумными наблюдениями над окружающей жизнью.

Надежда Александровна Теффи, (настоящая фамилия Лохвицкая) родилась в Санкт-Петербурге в семье адвоката.

В 1892 году начала литературную карьеру. Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала «Сатирикон»..

Надежда Александровна Тэффи работала в е, Одессе,Турции , . Некоторое время жила в Германии.

Умерла 6 октября 1952 года в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Ребята, вы наверное, поняли, что Теффи –это не настоящая фамилия, а..

-Верно, это ПСЕВДОНИМ

Существует несколько вариантов происхождения псевдонима Тэффи.

Одна версия изложена самой писательницей в рассказе «Псевдоним». Она не хотела подписывать свои тексты мужским именем, как это часто делали современные ей писательницы. Она говорила, что лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака - дураки всегда счастливые». Ей «вспомнился один дурак, действительно отменный и вдобавок такой, которому везло. Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву, писательница «решила подписать пьеску свою „Тэффи“».

III .Работа по теме урока

1. Словарная работа.

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно посмотреть значение слов?

Возьмите Толковый словарь, найдите объяснение значения следующих слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) -честный, заслуживающий уважения. Не способный совершить подлость

Легальный -не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удасться

Тактика -сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека.

2. Чтение учителем первого абзаца.

Что значит «страсти»?

3. Чтение 1 части до стр.61.по цепочке по заданию учителя.

О каких же страстях может идти речь?

Прочитаем первую часть и узнаем, кто же преступник?

Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей старшей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте.

Как вы понимаете выражение «возбуждал страсть»?

Какой же предмет возбуждал страсть Вовки?

4. Перечитайте первую часть про себя и найдите описание карандаша.

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг? (Он трижды повторяет слово «красота»)

Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг. С какой интонацией нужно прочитать эти слова?

- - Найдите в тексте описание карандаша.

Подтвердите, что карандаш вызывает восторг у мальчика.

Какой литературный прием использовал автор, чтобы усилить впечатление от красоты карандаша? (прием контраста, который противопоставляет классную комнату и карандаш)

Сразу ли Вовка встал на путь преступления?

Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что он попробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш.

О чем говорит тот факт, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Перечитайте фрагмент, выделенный рамочкой. Какую пословицу использует автор? Что он хотел нам сказать?

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

Встанем, глубоко вздохнем- (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV .Продолжение работы по теме урока.

1.Чтение второй части рассказа

Прочитаем следующую часть рассказа и узнаем, как дальше будут разворачиваться события.

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста героя?

Подтвердите словами из текста. (пятилетнее сердце не выдержало )

2.Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на стр.63 (слайд)

3. Работа в парах

Предлагаю вам обсудить это задание в парах. (результаты работы пар выборочно озвучивают)

А) Во-первых, если мама сама вернет карандаш, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.

Б) Во-вторых, мама боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаши, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.

Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка сам осознал, что брать чужое нельзя)

Ребята, мама Вовки никого вам не напоминает?

Сработал ли план, придуманный маминой приятельницей Верой?

Чем закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши?

Как он рассуждал? Подтвердите словами из текста.

Как вы думаете, продолжил Вовка брать чужие вещи?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

А сейчас подведем итог нашей работы на сегодняшнем уроке.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Возьмите сфетофорчики и закрасьте огоньки нужным цветом.

Совпали ваши прогнозы с результатом?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все цели достигнуты?

А теперь, кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя.

Расскажите, что вам дал сегодняшний урок.

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным, правильно отвечал на вопросы по тексту?

VI . Домашнее задание:

2. По выбору:

а). Нарисовать, каким вы себе представляете Вовку.

б). Составить синквейн о Вовке.

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»

Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.

Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»

Цель деятельности педагога : с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).

Задачи:

Развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;

Способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.

Планируемые результаты :

личностные УУД:

Проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений;

Работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Самостоятельно ставить перед собой цели,

Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.

Коммуникативные УУД:

Развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;

читывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.

Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики, конверт с письмом.

Ход урока

    Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.

Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.

(зачитываю)

Прозвенел у вас звонок, начинается урок.

На урок пойдете, в страну рассказа попадете.

Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.

Надо вам, друзья, трудиться…

Вам нельзя лениться!

Сегодня у нас гости.

Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!

Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.

Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.

    Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.

Цель : формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.

- Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)

Определите тему урока. Слайд 1

Поставьте цели .

Цель:

1.знакомство с творчеством автора;

2. чтение и анализ произведения;

3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2

Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.

Работаем по теме урока.

Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?

По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.

Посмотрите презентацию.

Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова .

Предоставим слово старосте класса.

Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.

III .Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.

Цель: р азвивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;

формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.

Работаем с произведением .

Обратите внимание на название. Что заметили ? (*)

1. Словарная работа. Слайд 3

Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.

Где можно узнать значение слов?

Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.

Преступник -человек, который совершил преступление, нарушил закон.

Преступление - опасное действие, нарушающее закон и подлежащее

наказанию.

Преступный - содержащий в себе преступление

Надобности - необходимость, потребность, дело

Порядочный (человек ) - честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость

Легальный – не нарушающий закона

Пазуха -место между грудью и прилегающей одеждой

Выгореть - то же, что и удастся

Тактика - сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели

Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. (Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)

Познакомимся с содержанием рассказа.

2 . Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.

Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.

3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)

Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,

- Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?

Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)

Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.

Такой? (показать карандаш).

IV .Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.

Цель : организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.

Исследуем текст. Поработаем в группах.

Работа в группах.

1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)

Найдите в тексте сравнения.

2группа . Вспомните, что такое контраст ? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.

3группа . Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?

4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).

У меня возник вопрос:

Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.

Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события . Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?

Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.

Работа консультантов . Кому нужна помощь?

Сверьте свои мысли с образцом..

Прочитайте. Слайд 4

1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.

2.Карандаш - единственная радость мира.

3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.

4. На другой день он переменил тактику.

5. Маленький, а отвечает басом.

-Есть что дополнить?

Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?

Это серьёзное произведение или смешное?

Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.

Вы хорошо потрудились. Отдохнём. (проводит ученица)

Ф И З М И Н У Т К А

Потрудились – отдохнем!

В руки карандаш возьмём.

Будем дружно рисовать

И друг другу помогать.

Глубоко вздохнем (три раза)

Три наклона – раз, два, три.

Прямо встать –

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!

IV .Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.

Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?

Вы осуждаете поступок Вовки?

Работа в парах. Слайд 5

Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.

Выскажите свою точку зрения.

Бывают в жизни похожие ситуации?

- Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?

- Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события ?

Прочитайте строки: Слайд 6

Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.

- Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.

- Не смей трогать! - прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…

Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?

VI . Домашнее задание:

Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.

2. По выбору:

а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;

б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.

V .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель : осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?

Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?

Все ли цели достигнуты?

Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?

Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.

Какое у вас настроение после урока?

Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.

Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).

На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.

Уроки 6 9, 7 0. Н. Тэффи «Преступник»

Цель: учить представлять черты характера героя, учить обна­руживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования.

Ход урока 1

I. Организационный момент

III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока

Вспомните название темы, которую мы изучаем.

Какие секреты смешного мы разгадали?

Откройте содержание учебника и найдите фамилию авто­ра и название следующего произведения. (Надежда Тэффи «Преступ н ик».)

Знакома ли вам писательница? (Учитель выставляет портрет Н. Тэффи.)

Материал для учителя Надежда Александровна Тэффи (настоящая фамилия Н.А. Бучин- ская) - поэтесса и беллетристка. Окончила петербургскую гимназию. Печататься начала с 1901 г. В 1910 г. в издательстве «Шиповник» вышли первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник юмористических рассказов. Кроме стихов и рассказов, Тэффи написала и перевела ряд пьес.

Найдите в словаре значение слова «преступник».

Как вы думаете, о чем и о ком пойдет речь в произведении?

Какие цели мы ставим перед собой?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебпику

(Учитель читает первый абзац на с. 58.)

Что значит «страсти»?

О каких же страстях может идти речь? Прочитаем и узнаем. (Чтение первой части на с. 58-61.)

Значение каких слов нужно найти в толковом словаре?

Кто рассказал нам эту историю?

Кто же «преступник»?

Догадайтесь, сколько лет Вовке, если он ходит в школу, но младше своей сестры Бубы? Найдите подтверждение в тексте. (Старшей сестре 6лет, значит, Вовке 5лет.)

Как вы понимаете выражение «возбуждает страсть»?

Какой предмет возбуждал страсть Вовки?

Перечитайте первую часть и найдите в тексте описание ка­рандаша.

Какие слова подтверждают, что карандаш вызывает восторг у мальчика? (Он трижды повторяет слово «красота».)

Найдите подтверждение в тексте. Обратите внимание на знак, который показывает восторг, радость мальчика. С какой интонацией надо прочитать эти слова?

Найдите и зачитайте нужные строчки. (Карандаш - «яркий, блестящий, сверкающий», классная комната - «скучная, се­ренькая, все блеклое и унылое».)

Сразу ли Вовка встал на путь «преступления»? Найдите и прочитайте отрывок, из которого видно, что Вовка по­пробовал разные пути, чтобы заполучить карандаш. (Он пытался выдать за свой; пробовал попросить карандаш.)

О чем говорит тот фа кг, что Вовка залезал под диван, чтобы поиграть с карандашом?

Перечитайте фрагмент текста, выделенный рамочкой. Най­дите пословицу. Что нам хотел сказать автор?

Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у од­ноклассников берет без проса карандаши?

V.Физкультминутка

VI.Продолжение работы по теме урока

(Чтение второй части рассказа на с. 61-63.)

Что вы узнали о герое? В этой части есть подтверждение возраста Вовки? («Пятилетнее сердце не выдержало».)

(Чтение диалога Миши и Анишит Йокоповны на с. 63.)

Вы понимаете, что имеет в виду Волшебница? Можете про­должить ее мысль? (Во-первых, если мама сама вернет ка­рандаши, то все поймут, кто их взял, и Вовка будет опозорен перед товарищами.)

А во-вторых? Прочитайте продолжение высказывания Ани­шит Йокоповны.

Чего же больше всего боится мама? (Она боится, что Вовка привыкнет брать чужое; если просто отобрать карандаш, то он может прийти к выводу, что карандаши брать нельзя, а другое можно.)

Как вы думаете, что же было важно для мамы? (Чтобы Вовка осознал, что брать чужое нельзя.)

Сработал ли план маминой подруги?

Чем же закончилась эта часть?

Почему Вовка не отдал карандаши? Как он рассуждал? Под­твердите словами из текста.

2. Составить рассказ о Вовке.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

(Проверка домашнего задания.)

III. Работа по теме урока

Как вы думаете, продолжил ли Вовка брать чужие вещи?

Прочитаем и узнаем.

Что привлекло ребят в ящике для рукоделия?

Найдите восклицательное предложение во втором абзаце. («Чего только там не напрятала старуха в свой ящик!»)

Слышите восторженные нотки? Кому из героев они могут принадлежать?

Можно ли сказать, что Вовка обладает чувством прекрас­ного?

В чем же причина того, что Вовка украл наперсток? Зачем ему он?

Анишит Йокоповна считает, что Вовка снова стал жертвой собственного чувства прекрасного. Вы согласны с ее мнением?

Найдите фрагмент, где впервые говорится о красном на­перстке. Какие строчки подтверждают, что наперсток вы­зывает у Вовки восхищение?

Теперь вы понимаете высказывание Волшебницы?

Кстати, какую басню читала Буба в гостях у старухи? (И. Крылов «Стрекоза и Муравей».)

Вы верите в рассказ Веры о том, что старуха обнаружила пропажу наперстка и заявила в полицию?

А можете доказать, обращаясь к тексту, что Вера это выдумала?

А Буба с Вовкой верят? Подтвердите это строчками из текста.

Почему же в первый раз Верина выдумка не сработала, а во второй раз сработала? Найдите и перечитайте оба фрагмента. (Примерный ответ. В первый раз Вера пыта­лась не столько припугнуть Вовку, сколько объяснить, что «нельзя так долго держать у себя чужие вещи», а во второй раз выдумка сработала потому, что Вовка испугался ищеек; Вера сумела создать ситуацию, в которой Вовке пришлось признаться немедленно, пока еще не поздно.)

А сестра Буба - настоящий друг Вовки? Докажите словами из текста.


Перечитайте отрывок, обведенный рамочкой. Найдите са­мые смешные строчки.

Почему смешно, когда мы читаем? (Примерный ответ. Смешно то, что полиция сразу согласилась, а собак при­шлось уговаривать отдельно. Смешно то, что до каранда­шей «донюхались» ищейки и страшно озверели. Смешно то, что Вовке пришлось пообещать «целую жизнь безупречной честности» вымышленным собакам.)

Дайте характеристику Вовки. (Любил красивое, упрямый, наивный, доверчивый.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Чтение последней части рассказа на с. 68-69.)

Что вы можете добавить к характеристике Вовки?

Как Вовка реагирует на желание Бубы взять потерянную кем-то булавку?

Почему эта реакция кажется смешной?

VI.Рефлексия

Вам понравилось произведение?

Какой бы совет вы дали его герою?

VII. Подведение итогов урока

Вспомните, как называется рассказ.

Надежда Тэффи дала ему такое название всерьез или в на­звании содержится добрая усмешка автора? (В шутку, так как автор смотрит на маленького Вовку и на его проступки с доброй усмешкой, а не с осуждением.)

Домашнее задание

Тетрадь для самостоятельной работы: № 12 (с. 22).