Жизнь и творчество евгения замятина. Биография евгения замятина

Биография Евгения Ивановича Замятина насыщена и полна интересных фактов. Сколько бы государство «не ломало» писателя, его дух не сломился, поэт продолжал заниматься любимым делом и яро отстаивал свои позиции.

Евгений Замятин появился на свет 20 января (1 февраля) 1884 года в Тамбовской губернии, в городе Лебедяне. Отец работал священником и преподавал Слово Божие, а мать была пианисткой. В 4 года мальчик уже читал Гоголя и серьезную литературу вместо букваря.

В 1893 году родители отправили ребенка в Лебедянскую гимназию, где будущий поэт проучился до 1896-го. Потом семья переехала в Воронеж, и юноша закончил Воронежскую гимназию с золотой медалью в 1902 году. В школьное время Замятин отлично справлялся с гуманитарными науками, но математика ему не давалась.


В 1902 году юноша поступил в Политехнический институт Санкт-Петербурга, на факультет кораблестроения, где математические дисциплины изучались в первую очередь. В 1905-м Евгений Иванович вступил во фракцию большевиков РСДРП и вместе со студентами участвовал в революционной жизни. За это будущего писателя арестовали, но вскоре отпустили благодаря стараниям мамы.

Летом 1905 года Замятин возвращался из Египта и стал свидетелем восстания на броненосце «Потёмкин». За это парня снова арестовали и выслали в Лебедянь. Позже он нелегально вернулся в Петербург и в 1908 году закончил университет. Молодой Евгений получил образование морского инженера. Следующие 2 года он работал преподавателем на факультете кораблестроения.

Книги

Замятин стал увлекаться написанием произведений в 1908 году, и тогда вышел его первый рассказ «Один», опубликованный в журнале «Образование». Параллельно он работал над еще одним рассказом – "Девушка". В 1911-м органы власти нашли поэта и за нелегальное проживание сослали его в Лахту. Там он написал первую повесть «Уездное», в которой раскрыл проблемы мира русской провинции. Критики и писатели заметили работу Замятина и положительно оценили ее.


Во времена Первой мировой войны, в 1914 году, поэт сочинил повесть «На куличках», где в ярких красках рассказал об ужасе быта военного отряда на Дальнем Востоке. За это власти привлекают его к суду и ссылают в Кемь. Через 2 года Замятина выпускают и отправляют в командировку в Англию. Там он работает по специальности главным проектировщиком российских ледоколов и руководит строительством. Параллельно написал книгу «Островитяне».

Евгений Замятин вернулся в Россию в сентябре 1917-го и через 4 года создал организацию молодых писателей «Серапионовы братья». После Октябрьской революции напечатали повесть «На куличках», которая в начале войны была запрещена.


В 1920 году поэт написал роман «Мы». Произведение не соответствовало советской цензуре, и его не опубликовали. Без согласия автора книга была напечатана в Америке на английском, чешском и французском языках. Роман-антиутопия повествует о жестком тоталитарном контроле над личностью. За рубежом произведение Замятина вызывало большой интерес, а в СССР критиковалось.

Советские власти писателя критиковали и травили, и в 1929 году Евгений Иванович написал письмо , в котором просит разрешение на выезд из страны. После согласия в 1932 году поэт переезжает в Париж, где становится автором французских газет. Основными темами были состояние современной русской прозы и искусство авангарда. Несмотря на популярность во Франции, в Советском Союзе его произведения не публиковались.


В 1934 году поэта снова приняли в Союз писателей СССР. Участники Союза продвигали коммунизм и боролись за мир и дружбу народов. В 1935-м Замятин принимал участие в антифашистском Конгрессе писателей и являлся членом советской делегации.

В библиографии советского писателя были 36 рассказов, особенно публике запомнилась «Пещера», написанная в 1920 году. Произведение создано в стиле Замятина и повествует о жуткой атмосфере каменного века. Евгений Иванович вдохновлялся обычными жизненными ситуациями и на их основании писал рассказы.


Еще одним значимым фантастическим рассказом стал «Дракон», который написан в 1918 году. Он прославился огромным количеством метафор, и читателю не сразу понятен смысл. Кажется, что рассказ предназначен для детей, но прочитав его несколько раз, читатель открывает совершенно другое значение. В произведении описан суровый период 1918 года, когда в России началась Гражданская война.

На протяжении 10 лет, с 1928 по 1937 годы, Евгений Замятин трудился над историческим повествованием «Скифы», но оно так и не было закончено. Последний роман «Бич Божий» стал значимым трудом писателя. В нем рассказывается о времени заката Римской империи, а самим Бичом Божьим стал вождь гуннов Аттилу.


Евгений Замятин, Виктор Ключарев и Людмила Замятина в ресторане гостиницы «Европейская»

Находясь в Париже, Замятин заметил, что кинематограф развивается, и попробовал себя в роли сценариста. Так вместе с Жаком Компанезом поэт написал сценарий для фильма «На дне». В мае 1935 года Евгений Иванович обращался на студию «Метро-Голдвин-Майер» и предоставил им четыре готовых сценария: «Плененный царь», «Большая любовь Гойи», «Бич Божий» и «Пиковая дама». Американцы не согласились на сотрудничество с писателем, и он пытался начать работу в других кинокомпаниях.

Личная жизнь

Личная жизнь российского поэта достаточно непримечательная.


Будучи студентом, Замятин встретил свою будущую жену Людмилу Николаевну Усову. Семейная пара почти не виделась из-за постоянных ссылок и переездов, и детей у них не было.

Смерть

Евгений Иванович Замятин скончался в 53 года, 10 марта 1937-го. Смерть пришла неожиданно, а ее причиной стала неизвестная тяжелая болезнь, которая мучила мужчину.


Писателя похоронили на парижском кладбище в Тье. В 1965 году умерла его жена Людмила. Ее похоронили рядом с мужем, а могилу сделали общей.

  • Евгений Замятин в молодости заложил свою золотую медаль в ломбард за 25 рублей.
  • Писатель спроектировал знаменитый ледокол «Невский», который получил новое название «Ленин» после Октябрьской революции.
  • Романы «1984» и «451 градус по Фаренгейту» были написаны под влиянием Замятина.
  • Творчество писателя началось не от желания, а от скуки во время пребывания в первой ссылке.

  • Евгений Иванович написал фантастический роман «Мы» в 1920 году, но в России его начали печатать только в 1988-м.
  • «Мы» стал первым в мире романом-антиутопией.
  • Замятин писал исключительно в стиле неореализма, и ученые не могли разобраться в смысле его произведений. Они были полны фольклорно-мифологической поэтикой, которую понимал только писатель. Это результат художественного сознания, которое сформировалось еще у его предков.

Библиография

  • 1908 – «Один»
  • 1911 – «Девушка»
  • 1912 – «Уездное»
  • 1913 – «На куличках»
  • 1917 – «Островитяне»
  • 1914-1917 – сборник рассказов «Сказки»
  • 1917-1920 – сборник рассказов «Большим детям сказки»
  • 1918 – «Дракон»
  • 1920 – «Пещера»
  • 1920 – «Мы»
  • 1935 – «Бич Божий»

Евгений Иванович Замятин родился 20 января (1 февраля) 1884 г., в Лебедяни, в семье православного священника. Матерью будущего писателя была пианистка.

Сперва Евгений учился в местных гимназических классах. Когда ему исполнилось двенадцать лет, родители отправили его на дальнейшее обучение в Воронеж. В 1902 г. Замятин окончил гимназию, получив золотую медаль.

Несмотря на то, что он был гуманитарием по призванию, после окончания гимназии Замятин поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт, на факультет кораблестроения.

Изучая биографию Евгения Ивановича Замятина, следует знать, что летом 1905 г. он стал свидетелем восстания на броненосце “Князь Потемкин Таврический”.

Спустя год Замятина арестовали за “подпольную революционную деятельность” и выслали в Лебедянь. Но Евгений Иванович недолго оставался в ссылке. Спустя несколько месяцев он вернулся в Петербург и закончил институт.

Военные годы

Даты1914-1916 стали знаковыми в судьбе Замятина. Во время Первой Мировой войны Евгений Иванович занял антивоенную интернационалистическую позицию. За это он был объявлен властями пацифистом, что на фоне патриотический настроений было достаточно серьезным обвинением.

Замятина привлекли к суду и отправили в ссылку в Кемь. Там он пробыл до 1916 г. После этого Замятина командировали в Англию для строительства ледоколов. Находясь в Англии, Замятин разрабатывал проект ледокола “Св.Александр Невский”. После революции 1917 г., ледокол получил имя Ленина .

За месяц до Октябрьской революции, Евгений Иванович возвратился на Родину.

Годы Гражданской войны

По своим убеждениям Замятин оставался убежденным социалистом. Одновременно он выступал с беспощадной критикой большевиков. Он полагал, что методы террора недопустимы, и насилие не может быть искоренено еще большим насилием.

В марте 1919 г. левыми эсерами были спровоцированы волнения на петроградских заводах. Замятин был арестован. Одновременно арестовали его единомышленников – К. С. Петрова-Водкина, Р. В. Иванова-Разумника, А. М. Ремизова, А. А. Блока .

Творческий путь

Замятин был тесно связан с “Серапионовыми братьями”. Первые повести стал писать еще во время обучения в институте. Первым значимым произведением писателя является повесть “Островитяне”, написанная и изданная в 1917 г. По мнению некоторых критиков, это произведение является предтечей знаменитого романа “Мы”.

“Островитяне” – во многом гротескное произведение, описывающее жизнь и быт англичан. Писатель хорошо знал англичан и умышленно изобразил их не очень правдоподобно. Исследователи творческого наследия Замятина полагают, что в этой повести собраны все штампы об Англии, которые “дожили” и до наших дней.

В 1920 г. Замятин написал роман “Мы”, который вызвал огромный интерес за рубежом. Роман перевели и издали в Соединенных Штатах. В СССР это произведение не издавалось, но нещадно критиковалось.

Творчество писателя было достаточно плодотворным. Позже им были написаны такие пьесы, как “Блоха”, “Атилла”, “Общество Почетных Звонарей”.

Смерть

Другие варианты биографии

  • В 1929 г. Замятин вышел из Союза писателей. После этого его перестали публиковать на территории СССР. Замятин написал письмо Сталину , в котором кратко изложил причины, побудившие его эмигрировать, и попросил соответствующего разрешения. Прошение было удовлетворено.
  • В юношестве он заложил в ломбард свою золотую медаль, а выкупить не смог. Сумма заклада была по тем временам достаточно большой – 25 рублей.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Евгений Иванович Замятин – русский писатель, литературный критик и публицист. Писатель родился 1 февраля 1884 года в городе Лебедянь. Отец писателя был священником, а мать – пианисткой. Начальное образование Евгений получал в гимназии родного города, а затем в Воронеже. Блестяще окончив гимназию, в 1902 году он подал документы на кораблестроительный факультет Петербургского политехникума.

Вскоре стал участвовать в студенческой революционной жизни и записался в социл-демократы. В эти же годы он познакомился со своей будущей супругой – Людмилой Николаевной Усовой. В 1905 году он был арестован за большевистские агитации. На следующий год Замятина освободили и разрешили продолжить образование. Получив специальность морского инженера в 1908 году, он остался работать и далее на кафедре, а также занялся литературной деятельностью. Так, в журнале «Образование» появился его первый рассказ «Один».

В 1911 году был выслан из Петербурга и стал проживать в Лахте, где написал свою первую повесть «Уездное». Во время командировки 1916 года в Англию, Замятин написал «Ловец человеков» и «Островитяне».­ После окончания революции ему удалось напечатать повесть «На куличках». Вернувшись на родину, он организовал группу, состоящую из молодых писателей, в которую входили Федин, Зощенко, Тихонов, Каверин.

­Советская критика отрицательно относилась к работам Замятина. Особенно это отразилось на романе-антиутопии «Мы». Это произведение в дальнейшем повлияло на работы многих западных писателей, в том числе на Рэя Бредбери, Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли. В России антиутопия «Мы» появилась в печати лишь в 1988 году. Большая часть последующих произведений Замятина также не была допущена в печать при жизни писателя. Последние годы писатель провел в Париже и много работал над сценариями. Умер Евгений Замятин 10 марта 1937 года в пригороде Парижа.

Русская литература Серебряного века

Евгений Иванович Замятин

Биография

ЗАМЯТИН, ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ (1884−1937), русский писатель. Родился 20 января (1 февраля) 1884 в г. Лебедянь Тамбовской губ. (ныне Липецкая обл.) в семье небогатого дворянина. Кроме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были связаны многие русские писатели - Толстой, Тургенев, Бунин, Лесков, Сергеев-Ценский, - большое влияние оказало на Замятина домашнее воспитание. «Рос под роялем: мать - хорошая музыкантша, - писал он в Автобиографии. - Гоголя в четыре - уже читал. Детство - почти без товарищей: товарищи - книги». Впечатления лебедянской жизни воплотились впоследствии в повестях Уездное (1912) и Алатырь (1914).

В 1886 Замятин поступил в Воронежскую гимназию. Окончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Летняя практика давала будущему писателю возможность путешествовать. Замятин побывал в Севастополе, Нижнем Новгороде, Одессе, на Камских заводах, плавал на пароходе в Константинополь, Смирну, Бейрут, Порт-Саид, Яффу, Александрию, Иерусалим. В 1905, находясь в Одессе, стал свидетелем восстания на броненосце «Потемкин», о чем впоследствии написал в рассказе Три дня (1913). Вернувшись в Петербург, принимал участие в революционной деятельности большевиков, за что был арестован и провел несколько месяцев в одиночной камере. Это время Замятин использовал для того чтобы изучать английский язык и писать стихи. Затем был выслан в Лебедянь, но нелегально вернулся в Петербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.

Литературный дебют Замятина относится к 1908. Настоящий успех ему принесла публикация в петербургском журнале «Заветы» (главный редактор - критик Р. Иванов-Разумник) повести Уездное. В Уездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой явился звероподобный и безжалостный обыватель Анфим Барыба. Замятин уподобил его «старой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабе». Повесть получила высокую оценку современников - в том числе писателей А. Ремизова и М.Пришвина. А. М. Горький спустя семь лет написал о Замятине: «Он хочет писать как европеец, изящно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше Уездного». Критики находили в повести мотивы, схожие с Мелким бесом Ф.Сологуба. В. Полонский писал о безжалостной правдивости Замятина и вместе с тем отмечал: «Симпатия к человеку грязному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницах».

Замятин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. Стилистика его произведений отчасти соотносится с «орнаментальной прозой» А. Ремизова, однако Замятин довел эту манеру до гротескного сюрреализма.

За антивоенную по духу повесть На куличках (1913), героями которой являются не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вся «загнанная на кулички Русь», Замятин был привлечен к суду, а номер журнала «Заветы», в котором была опубликована повесть, был конфискован. Критик А. Воронский считал, что повесть На куличках - это политическая художественная сатира, которая «делает понятным многое из того, что случилось потом, после 1914 года». Будучи высококвалифицированным морским инженером, Замятин продолжал служебные поездки по России. Впечатления от путешествия в 1915 в Кемь и на Соловки отразились в цикле произведений о русском Севере - в частности, в повести Север.

В 1916 Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», после Октябрьской революции названного «Лениным». Английские впечатления легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей Островитяне (1917) и Ловец человеков (1921). Уважение к людям, обеспечившим высокий уровень развития цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. Повесть Островитяне посвящена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого является в этом произведении викарий Дьюли.

В 1917 Замятин вернулся в Петроград. Вскоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. Оказал влияние на литературную группу «Серапионовы братья», с которой был творчески близок. Преподавал в Политехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в Педагогическом институте им. Герцена и курс техники художественной прозы в студии Дома искусств, работал в редколлегии «Всемирной литературы», в правлении Всероссийского союза писателей, в издательствах Гржебина и «Алконост», редактировал несколько литературных журналов. При этом скептически относился ко «всяческим всемирным затеям», возникавшим на фоне разрушения цивилизованной жизни. Поездки по Тамбовской, Вологодской, Псковской губерниям также не способствовали историческому оптимизму. В рассказах Мамай (1920) и Пещера (1921) Замятин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развития человечества.

Наблюдения над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии Мы (1920, опубл. на рус. яз. в 1952 в США). Роман был задуман как пародия на утопию, написанную идеологами Пролеткульта А. Богдановым и А.Гастевым. Главной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе «уничтожения в человеке души и чувства любви». Действие романа Мы происходит в Едином Государстве, изолированном от мира и возглавляемом Благодетелем. Главный герой - инженер Д-503, создатель сооружения, предназначенного для господства человека над космосом. Существование в Едином Государстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводится к регулярному удовлетворению физиологической потребности. Попытка Д-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. Повествовательная манера, в которой написан роман, заметно отличается от стилистики предыдущих произведений Замятина: язык здесь предельно прост, метафоры носят рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами. Роман Мы стал первым в череде европейских романов-антиутопий - Прекрасный новый мир О. Хаксли, Скотский хутор и 1984 Дж. Оруэлла, 451 градус по Фаренгейту Р. Брэдбери и др. Замятин отправил рукопись Мы в берлинский филиал издательства Гржебина. В 1924 текст был переведен на английский язык и опубликован в Нью-Йорке. Несмотря на отсутствие публикаций в СССР, роман подвергся идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. Д. Фурманов увидел в Мы «злой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено». Другие критики посчитали, что Замятин готов встать на путь обывателя, брюзжащего на революцию. В 1929 были сняты с репертуара МХАТа пьеса Замятина Блоха (1925, инсценировка Левши Лескова), запрещена постановка его трагедии Атилла (1928). Не была поставлена и пьеса о преследовании еретиков Огни святого Доминика (1923). В 1931, понимая бесперспективность своего дальнейшего существования в СССР, Замятин обратился к Сталину с письмом, в котором просил разрешения на отъезд за границу, мотивируя свою просьбу тем, что для него «как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать». Решение об эмиграции нелегко далось Замятину. Любовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ Русь (1923), - одно из лучших тому свидетельств. Благодаря ходатайству М. Горького в 1932 Замятин смог выехать во Францию. Умер Замятин в Париже 10 марта 1937. PS Наиболее полной работой о творчестве Замятина является до сих пор единственная научная биография, которую опубликовал в 1968 г. в Лос-Анджелесе известный американский исследователь Алекс Майкл Шейн.

Родился русский писатель и литературный деятель Замятин Евгений Иванович в семействе небогатого дворянина двадцатого января 1884-го года в г. Лебедянь Тамбовской губернии. Уже в 1886-ом Замятин вступает в политехнический институт Санкт-Петербурга на кораблестроительный факультет. Принимал в Петербурге непосредственное участие в большевистских революционных движениях, где на несколько месяцев был арестован. Затем писателя выслали в Лебедянь, откуда он нелегально возвратился обратно в Петербург.

Литературным дебютом писателя является 1908-ой год. Настоящий успех приносит Замятину повесть «Уездное», опубликованная в журнале, именуемом «Заветы». Данное произведение получило довольно высокую оценку современников.

За антивоенную в плане духа повесть «На куличках» писателя привлекли к суду. Являясь морским высококвалифицированным инженером, Замятин осуществлял по России служебные поездки. Его откомандировали в 1916-ом году в Англию специально для строительства российских ледоколов. Английские впечатления послужили основой многочисленным очеркам, повестям.

В 1917-ом Замятин снова возвратился в Петроград, ставши самой знаменитой фигурой в литературной российской жизни. Писатель вёл активную преподавательскую деятельность, активно участвовал в различных издательствах.

В 1931-ом году писатель, понимая бесперспективность дальнейшего своего существования в СССР в роли писателя, обращается к Сталину с разрешением на отъезд за границу. Уже в 1932-ом году поэт выезжает во Францию. Замятин Евгений Иванович умер в Париже десятого марта 1937-го года.


Замятин Евгений Иванович
Родился: 20 января (1 февраля) 1884
Умер: 10 марта 1937

Биография

Евгений Иванович Замятин (20 января 1884, Лебедянь, Тамбовская губерния - 10 марта 1937, Париж, Франция) - русский писатель, критик и публицист.

Отец - православный священник, мать - пианистка.

С 1893 по 1896 годы Замятин посещал Лебедянскую гимназию, а потом учился в Воронежской гимназии. В 1902 году, окончив гимназию с золотой медалью, записался на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института:
«В гимназии я получал пятерки с плюсами за сочинения и не всегда легко ладил с математикой. Должно быть, именно поэтому (из упрямства) я выбрал самое что ни на есть математическое: кораблестроительный факультет Петербургского Политехникума.»

Четыре года спустя Замятин становится социал-демократом (большевиком) и принимает участие в жизни революционной студенческой молодежи. Тогда же он встречает свою будущую жену - Людмилу Николаевну Усову (1883-1965). Летом 1905 года при возвращении из поездки в Египет через Одессу был свидетелем восстания на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». В 1906 году Замятина арестовали и выслали назад в Лебедянь. В том же году он нелегально возвращается в Петербург и заканчивает институт.

В 1908 году Замятин выходит из партии и пишет свой первый рассказ - «Один». Два года спустя начинающий автор преподаёт на кораблестроительном факультете, работает инженером и одновременно заканчивает рассказ «Девушка». В 1911 году Замятина высылают за нелегальное проживание из Петербурга. Евгений Иванович принуждён жить в Лахте, где он пишет свою первую повесть «Уездное». Это произведение привлекает внимание знатоков литературы и других писателей, в том числе Горького. «На куличках» - следующая повесть Замятина - также получает хорошие оценки критиков.

Во время Первой мировой войны Замятин выступал с антивоенных интернационалистических позиций, за повесть «На куличках» в 1914 году был привлечён к суду и сослан в Кемь. В марте 1916 года, отбыв ссылку, Евгений Замятин был командирован в Англию для участия в строительстве российских ледоколов на верфях Ньюкасла, Глазго и Сандерленда; побывал в Лондоне. Он был одним из главных проектировщиков ледокола «Святой Александр Невский», получившего после Октябрьской революции имя «Ленин». Во время командировки создаёт повесть «Островитяне» (1917) - тонкую сатиру на английский быт.

В сентябре 1917 года Замятин вернулся в Россию. В 1921 году организовал группу молодых писателей «Серапионовы братья». Её членами были Михаил Зощенко, Константин Федин, Всеволод Иванов, Вениамин Каверин, Николай Тихонов и др. После революции печатается запрещённая ранее повесть «На куличках».

Во время Гражданской войны в России, оставаясь убеждённым социалистом, Замятин критиковал политику большевистского правительства. В частности, в марте 1919 года он вместе со многими известными деятелями искусства (А. А. Блок, А. М. Ремизов, Р. В. Иванов-Разумник, К. С. Петров-Водкин) был арестован во время спровоцированных левыми эсерами рабочих волнений на заводах Петрограда. Вопрос о его высылке дважды обсуждался на Политбюро.

В начале 1920-х годов Замятин создаёт роман «Мы». Советская цензура увидела в нём прикрытую издёвку над коммунистическим строем и запретила публикацию. Без согласия автора роман был издан на английском языке в Нью-Йорке в 1924 году, а затем на чешском (1927) и французском (1929) языках, после чего произведения Замятина перестали печатать в СССР. На волне жёсткой критики Замятин в 1929 году заявляет о выходе из Союза писателей, а в июне 1931 года пишет письмо И. В. Сталину с просьбой разрешить ему выезд за границу. Он получает положительный ответ (по ходатайству Горького) и в ноябре 1931 года уезжает - сначала в Ригу, затем в Берлин, откуда в феврале 1932 года перебирается в Париж.

Замятин пишет статьи для французских газет, основная тема - состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Он продолжает работать над рассказами и киносценариями, в частности, в соавторстве с Жаком Компанезом пишет сценарий для фильма Жана Ренуара «На дне» (экранизации одноимённой пьесы Горького). В 1934 году - будучи эмигрантом, что беспрецедентно - был вновь принят в Союз писателей (по собственной просьбе, с одобрения Сталина), а в 1935 году участвовал в антифашистском Конгрессе писателей в защиту культуры как член советской делегации.

Замятин скучает по родине до своей смерти. Писатель скончался 10 марта 1937 года в Париже. Похоронен на Парижском кладбище в Тье (дивизион 21, линия 5, могила 36).

Творчество

Основная статья: Мы (роман)
В начале романа один из многих нумеров (так называют людей), инженер Д-503, с восторгом описывает основанную на математике организацию жизни в городе-государстве под властью всемогущего «Благодетеля». Он и не задумывается о том, что можно жить по-другому: без «Зелёной Стены», квартир со стеклянными стенами, «Государственной Газеты», «Бюро Хранителей» и «Благодетеля». Но после встречи с I-330 он входит в группу революционеров, стремящихся к продолжению революции и уничтожению существующего в городе строя.

По-видимому, на Замятина повлиял опыт, приобретённый во время пребывания в Англии в 1916-1917 годах. Последующие антиутопии английских писателей Джорджа Оруэлла («1984», опубл. в 1949) и О. Хаксли («О дивный новый мир», 1932) во многом аналогичны роману «Мы». Роман «Мы» повлиял также на Р. Д. Бредбери («451° по Фаренгейту», 1953).

На русском языке «Мы» вышел в 1952 году в США, в Издательстве им. Чехова (Нью-Йорк), в России - лишь в 1988 году.

В 1926 году БДТ в Ленинграде была поставлена пьеса «Блоха» по мотивам произведения Н. Лескова «Левша»; в МХАТе-2 также поставлены пьесы Замятина.

Последующие произведения Замятина, в том числе несколько пьес, не были допущены советской властью к отечественной публике.

Замятин - блестящий стилист, оказавший сильное влияние на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной прозы» А. Ремизова, доведя её до сатирического, часто гротескного сюрреализма, который называл неореализмом. В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
- Вольфганг Казак

Романы

«Мы» (1920)
«Бич Божий» (незавершённый роман) (1935)

Повести

«Уездное» (1912)
«На куличках» (1913)
«Алатырь» (1914)
«Островитяне» (1917)
«Север» (1918)
«Ловец человеков» (1921)
Сборники рассказов|
«Сказки» (1914 - 1917)
«Бог»
«Петр Петрович»
«Дьячок»
«Ангел Дормидон»
«Электричество»
«Картинки»
«Дрянь-мальчишка»
«Херувимы»
«Большим детям сказки» (1917 - 1920)
«Иваны»
«Хряпало»
«Арапы»
«Халдей»
«Церковь божия»
«Бяка и Кака»
«Четверг»
«Огненное А»
«Первая сказка про Фиту»
«Вторая сказка про Фиту»
«Третья сказка про Фиту»
«Последняя сказка про Фиту»

Рассказы

«Один» (1908)
«Девушка» (1911)
«Три дня» (1913)
«Чрево» (1913)
«Студенческий сынок» (1914)
«Правда истинная» (1914)
«Кряжи» (1915)
«Африка» (1916)
«О святом грехе Зеницы-девы» (1916)
«Картинки» (1916)
«Мученица науки» (1916)
«Письменно» (1916)
«Глаза» (1917)
«Дракон»(1918)
«Мамай» (1920)
«Пещера» (1920)
«О блаженном старце Памве Нересте…» (1920)
«Я боюсь» (1921)
Арапы (1922)
Русь (1923)
Рассказ о самом главном (1923)
Видение (1924)
Буриме (1924)
О чуде, происшедшем в Пепельную Среду… (1924)
Краткая история литературы от основания и до сего дня (1924)
Общество Почетных Звонарей (1925)
Десятиминутная драма (1925)
Икс (1926)
Слово предоставляется товарищу Чурыгину (1927)
Ёла (1928)
Наводнение (1929, экранизирован дважды - «Зверь, выходящий из моря» и «Наводнение»)
Мученики науки (1929)
Эпитафии 1929 года (1929)
Часы (1934, экранизирован)
Лев (1935)
Встреча (1935)