Жан жак руссо вклад в право. Руссо: биография жизнь идеи философия: жан жак руссо

Жан - Жак Руссо ( фр . Jean-Jacques Rousseau)

    1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

    2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

    3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

    4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

    5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

    младенчество - от рождения до 2 лет;

    детство - от 2 до 12 лет;

    отрочество - от 12 до 15 лет;

    юношество - от 15 до вступления в брак.

В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Основные педагогические идеи:

- Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

- Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

- Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

- Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

- Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

- Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

- Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

« Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в « Эмиле » , но сердце твое живет в Элоизе » , - так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

Карамзин.

Основные работы:

1750 - « Рассуждения о науках и искусствах » (трактат).

1761 - « Новая Элоиза»(роман).

1762 - « Эмиль, или О воспитании » (роман-трактат).

1772 - « Исповедь » .

Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

В первое сочинение Руссо - "Рассуждение о науках и искусствах"(1750) говорится "...с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!"

В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».

Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя : Природа, Люди и Предметы . Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

«Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

Человека в "естественном состоянии". Естественный человек в его понимании - это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, - прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

КНИГА 1

(Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию .)

«Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием».

«Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

КНИГА 2

(Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

«Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно – сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

«Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

КНИГА 3

(Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

«К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен, умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника»

КНИГА 4

(Период до 25 лет. «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания.) три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

КНИГА 5

(Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи.)

«Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины»

«естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».

Философско-просветительские идеи Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг.) - виднейший представитель философии Просвещения, оригинальный мыслитель, педагог и искусствовед, в трудах которого художественно представлены культ личности, культ природы, чувственности и чувство социальной несправедливости. Через эти основные, идеи его учение приобретает удивительную целостность. Невоздержанный, неуравновешенный, дошедший до морального индифферентизма, Руссо проповедует идеальную мораль и идеальные правила воспитания.

Согласно Руссо, все люди от природы равны. В естественных условиях они различались лишь тем, что обладали различными признаками. У них не было частной собственности. Однако создание орудий труда усугубило различие между людьми, что соответствовало все большему отдалению их от первобытного состояния и возникновению неравенства. Это неравенство окончательно устанавливается вслед за возникновением частной собственности на землю.

Развитие своей мысли Руссо осуществляет в работе «Об общественном договоре», где теория государства Т. Гоббса дополнена важной идеей: государство обязано обеспечивать равноправие и свободу граждан. Возникшее на основе договора, такое государство должно иметь идеальную конституцию, уничтожить угнетение, эксплуатацию и зло и восстановить мораль «естественного человека».

Образ воспитания нравственного человека предложен Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании». В ней утверждается, что в существующем обществе формы воспитания несовершенны. Все хорошо, что создано руками Творца, но все портится в руках человека. Поэтому воспитание ребенка должно быть изолировано от общественной среды, его надо воспитывать на лоне природы. Ребенок, воспитанный вне порочной и развратной цивилизации, не будет знать о морали существующего общества. Особое внимание следует обращать на его естественные чувства, а к принципам истинной морали он придет самостоятельно. Целью воспитания является формирование честного, откровенного, доброго человека, свободного от пороков.

В романе «Новая Элоиза» Руссо больше внимания уделяет эмоциям героев, волнениям чувств, проявлению добродетели, лирической меланхолии. Обостренное внимание к своему «я» и душевным конфликтам является характерной чертой героев его романа. В истории литературы Руссо признан противником классицизма и представителем сентиментализма.

Известно отрицательное отношение Руссо к религии. Он атеист. Религиозное воспитание, по его мнению, необходимый момент для создания нового человека, но религия откровения принципиально отвергается им. В справедливом идеальном обществе должна существовать «идеальная религия», соответствующая природе и естественным чувствам человека. Такая религия требует от человека доброты, искренности чувств и борется с пороками, порожденными развитием цивилизации. Руссо возвеличивает человека: «Прекрасное и величественное зрелище являет собою человек, выходящий, если так можно выразиться, из небытия собственными усилиями, светом разума рассеивающий мрак, которым окутала его природа, возвышающийся над самим собою, устремляющийся духом в небеса, с быстротою солнечного луча пробегающий мыслью огромные пространства вселенной и, что еще величественнее и труднее, - углубляющийся в самого себя, чтобы изучить человека и познать его природу, его обязанности и назначение». Идеи Руссо вдохновляли не одно поколение мыслителей. Известно их особое влияние на И. Канта и Л.Н. Толстого.

Жан-Жак Руссо относится к тем философам, которые еще долго будут вызывать дискуссии. Принадлежит ли он к плеяде мыслителей или, наоборот, к ее самым непримиримым критикам? Готовил он почву для Французской революции или же делал все, чтобы она не произошла? Множество биографов сломали копья, споря о том, кто такой был Жан-Жак Руссо. Основные идеи этого философа, принадлежавшего одновременно к школам натурализма и сенсуализма, мы рассмотрим в этой статье. Ведь именно этот человек понял, что прогресс несет за собой несчастье, а деспотизм порождает бесправие большинства. В ситуации, когда основная масса людей жила практически за чертой нищеты, он лелеял идеи о всеобщем равенстве.

Взгляды Жан-Жака Руссо: что лежит в их основе

Главным мотивом идей философа является требование вывести общества из того состояния, в котором оно находится теперь. То есть из ситуации всеобщей испорченности. Его коллеги-просветители утверждали, что это возможно, стоит только правильно воспитать князей и правителей. А также учредить республику, где все получат равные материальные блага и политические права. Руссо же полагал, что главный принцип правильного общества лежит в верном моральном мышлении. Философ говорил о том, что «всякий человек добродетелен», когда его «частная воля во всем соответствует общей воле». Мораль для него была главным мерилом всего. Поэтому он считал, что без добродетели никакой настоящей свободы не существует. Но его жизнь была словно опровержением всей его философии.

Биография. Юность и начало карьеры

Жан-Жак Руссо, основные идеи которого мы анализируем, родился в городе Женеве и по своим религиозным убеждениям в детстве был кальвинистом. Мать его умерла во время родов, а отец бежал из города, поскольку стал жертвой уголовного преследования. С раннего возраста он был отдан в ученичество, но ни нотариус, ни гравер, в подчинении которых находился будущий философ, не любили его. Дело в том, что он предпочитал запоем читать книги, а не работать. Его часто наказывали, и он решился бежать. Он пришел в соседнюю область - Савойю, которая была католической. Там, не без участия госпожи де Варан - своей первой покровительницы, он стал католиком. Так начались мытарства юного мыслителя. Он работает лакеем в аристократической семье, но не приживается там и уходит обратно, к госпоже де Варан. С ее помощью он идет учиться в семинарию, бросает ее, два года скитается по Франции, часто ночуя под открытым небом, и вновь возвращается к своей прежней любви. Даже присутствие еще одного воздыхателя «мамаши» не смущает его. В течение нескольких лет Жан-Жак Руссо, биография которого в юности была столь отличной от его последующих взглядов, то уходит, то возвращается к госпоже де Варан и живет с нею в Париже, в Шамбери и в других местах.

Зрелость

Оставаться долгое время в качестве протеже стареющей дамы Руссо в конце концов счел невозможным. Он пытался зарабатывать, но неудачно. Не сумел он ни обучать детей, ни работать секретарем посла. Со всеми работодателями у него возникали проблемы. Мизантропия постепенно проникает в характер этого человека. С людьми он не сходится. Природа - вот что начинает очаровывать такого любителя уединения, как Жан-Жак Руссо. Биография философа внезапно делает резкий поворот - он женится на горничной, служащей в одной из гостиниц. Это была грубая, которую он совершенно не любил, но она его кормила. Всех своих детей он отдал в приют, утверждая впоследствии, что денег на содержание семьи у него не было. Он продолжал подрабатывать на различных временных должностях, и вот, будучи секретарем, вошел в общество Энциклопедистов, которые собирались на дому. Одним из его первых друзей был Последний часто подвергался преследованиям за Однажды, когда Жан-Жак шел навестить Дидро в заключении, он прочел в газете конкурсное объявление о премии за лучшую работу на тему, полезны ли для общества науки и искусства. Молодой человек написал эссе, обличающее культуру и цивилизацию. Как ни странно, первое место получил именно он, Жан-Жак Руссо. Основные идеи его философии были высказаны в этом тексте. Так началась его биография как мыслителя.

Слава

С тех пор Руссо прожил блестящие десять лет. Он писал музыку и оперетты, которые ставили на королевской сцене. Он был моден в высшем обществе. А поскольку основной его идеей было отвержение современной ему культуры, он отказался от принципов богатой и обеспеченной жизни, стал одеваться просто (и даже грубо) и начал вульгарно и оскорбительно общаться со своими приятелями-аристократами. Зарабатывал он на жизнь, переписывая ноты. Хотя светские дамы осыпали его подарками, все презенты доставались его жадной жене. Вскоре философ написал еще один труд, ставший популярным. Политические идеи Жан-Жака Руссо проявились впервые в этой работе. Рассуждая о том, как произошло неравенство, мыслитель счел, что все, что стоит в основе жизни современного общества - государство, законы, разделение труда, - все это привело к моральному падению. Одна из ценительниц Руссо, госпожа д’Эпине, построила для него в своих владениях специальный «Эрмитаж» среди леса, где философ мог предаваться раздумьям в одиночестве. Однако после неудачного романа с молодой замужней аристократкой, приведшего к скандалу в среде Эницклопедистов, Руссо порывает с сотоварищами.

Проблемы

Философ находит приют у герцога Люксембургского, где живет еще четыре года и пишет множество произведений. Одно из них навлекает на него гнев Церкви, и он бежит от судебного приговора парижского парламента. Укрываясь в родной Швейцарии, он видит, что ему здесь тоже не рады - правительство бернского кантона изгоняет философа. Новое убежище предоставляет ему прусский король - еще три года Руссо проводит в селении Мотье. Однако затем склочный характер заставляет его рассориться со всеми окрестными жителями. Пытаясь начать новую жизнь, он приезжает в Женеву и вновь принимает кальвинизм, но и с представителями этой конфессии не может мирно ужиться, и начинает с ними ссориться. Апогеем этих проблем стал конфликт с другим «властителем дум» той эпохи - Вольтером, который тоже жил возле Женевы, в поместье Ферне. Насмешливый соперник с помощью памфлетов выживает Жан-Жака из Мотье, и Руссо вынужден бежать в Англию. Он принимает приглашение другого философа, Юма. Но и с ним не получается ужиться, и через некоторое время новый друг объявляет Руссо сумасшедшим.

Скитания и смерть

Философ возвращается в Париж, вновь скитается, находя убежище то у одного приятеля, то у другого. Вольтер начинает публиковать памфлеты о том, какую ужасную жизнь прожил человек по имени Руссо Жан-Жак. Философия и поступки этого «лицемера» совершенно не совпадают между собой, замечает оппонент. В ответ Руссо пишет знаменитую «Исповедь», пытаясь оправдать свое прошлое и настоящее. Но его ментальная болезнь прогрессирует. Его здоровье стремительно ухудшается, и вскоре, по одной из версий, во время концерта, устроенного в его честь, философ внезапно умирает. Его могила на острове Ив стала местом паломничества для фанатов мыслителя, которые считали, что Руссо пал жертвой общественного остракизма.

Руссо Жан-Жак. Философия эскапизма

Как уже говорилось, первыми трудами мыслителя, были конкурсные «Рассуждения» об искусстве, науках и происхождении неравенства. Впоследствии он написал такие работы, как «Общественный договор», «Эмиль, или Воспитание чувств» и «Новая Элоиза». Некоторые из его произведений написаны в форме эссе, а некоторые как романы. Именно последними наиболее прославился Жан-Жак Руссо. Основные идеи об обличении цивилизации и культуры, от которых следует бежать, высказанные им еще в юности, находят свое естественное продолжение. Главным в человеке, как полагал философ, является вовсе не разум, а чувства. Основными инстинктами морального существа следует признать Совесть и Гений. В отличие от разума, они не ошибаются, хотя часто и не осознаны. Эпоха Возрождения, которой все восхищаются, привела к настоящему упадку общества, потому что науки, искусства и развитие промышленности, начавшееся именно в то время, привели к отчуждению людей друг от друга и возникновению искусственных потребностей. А задача настоящего философа - вновь сделать человека единым и, соответственно, счастливым.

Исторические взгляды

Но не только Ренессанс и его достижения обличал Жан-Жак Руссо. Теория об общественном договоре является одним из его основных философских выводов. Критикуя современные ему политические идеи, он противоречит популярному в то время Гоббсу. В первобытную эпоху, считает Руссо, не было никакой «войны всех против всех», а был самый настоящий «золотой век». Современное же падшее общество начинается с появления частной собственности - как только некто застолбил участок и заявил: «Это - мое», - исчезла детская невинность человечества. Конечно, повернуть науку вспять невозможно, но можно замедлить прогресс как таковой. Для этого следует заключить общественный договор и создать республику равноправных мелких собственников. Все вопросы там будут решаться не путем разделения властей, а на референдумах.

Каким должен быть человек

Много писал Жан-Жак Руссо о воспитании. Человек, прежде всего, должен быть естественным существом, ведь все его основные обусловлены природой. Поскольку чувства, как мы уже выяснили, - это главное в людях, то и развивать следует именно их. Лишние рассуждения только утомляют, а вовсе не возвеличивают. Настоящее достоинство человека исходит из сердца, а не из разума. Люди стараются не слышать голос совести, а ведь это - зов самой Природы. В своей погоне за цивилизацией человек забыл об этом и оглох. Поэтому ему следует вернуться к своему идеалу, представленному образом «благородного дикаря», отдающегося непосредственности чувств, а не сломанного ненужными требованиями искусственного этикета.

Просветительство и воспитание

Взгляды философа полны противоречий. Обрушиваясь на культуру и науки, Руссо, тем не менее, всегда пользовался их плодами и в воспитании человека признавал их необходимость и несомненные заслуги. Он полагал, как и многие его современники, что если правители будут слушать философов, то и общество станет совершеннее. Но это не единственное противоречие, которое было свойственно такому мыслителю, как Жан-Жак Руссо. Педагогические идеи философа возлагают надежды на просвещение, которое он так критиковал. Именно оно может сделать возможным воспитание достойных граждан, а без этого и правители, и подчиненные, будут всего лишь рабами и лжецами. Но при этом нужно помнить, что детство человека - это его воспоминание о потерянном рае золотого века, и стараться как можно больше брать от природы.

Добродетель - основа всего

Хотя жизнь философа не соответствовала его взглядам, мораль играет немаловажную роль в его произведениях. Эмоции и сочувствие, с точки зрения мыслителя, являются главной базой добродетели, а последняя лежит в основе человека и общества. Так считал Руссо Жан-Жак. о морали, природе и религии очень похожи. И добродетель, и вера должны быть подчинены природе, говорил он. Только тогда общество будет идеальным, когда между внутренним миром человека, его нравственными, эмоциональными и рациональными составляющими будет достигнута гармония с интересами всех членов социума. Поэтому индивиды должны преодолевать свое моральное отчуждение друг от друга и не уподобляться политикам, которые «больше походят не бешеных волков... чем на христиан... желающих вернуть своих оппонентов на путь истины».

Влияние Руссо на свое и последующие столетия было несомненным. Его идеи о противопоставлении эгоизма и добродетели, справедливости и коварства лживых законов, жадности собственников и невинности бедных, а также мечты о возвращении к природе были подхвачены романтиками, борцами за лучшее общественное устройство и социальные права, искателями солидарности и братства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Доклад по философии

на тему «Основные идеи социальной философии Ж. Ж. Руссо»

Выполнила:

Студентка 104 группы ФЭФ

Цаплина Екатерина

Жан-Жак Руссом (фр. Jean-Jacques Rousseau; 28 июня 1712, Женева -- 2 июля 1778, Эрменонвиль, близ Парижа) -- французский философ, писатель, мыслитель. Изучил прямую форму правления народа государством -- прямую демократию, которая используется и по сей день, например в Швейцарии. Также музыковед, композитор и ботаник.

Биография

Жан-Жак Руссо - французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор - родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее - гравера.

В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице.

В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро.

В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.

В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.

Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.

В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.

Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы - «Сельский колдун».

Философия Ж. Ж. Руссо.

Жан Жак Руссо был сторонником филосовской теории Диезма.

Деизм - направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.

Жан Жак Руссо (1712 -- 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии.

В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. критический неравенство философский деизм

* видел в Боге мировую волю и мировой разум;

* считал, что материя несотворима и объективно существует всегда;

* считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души;

* был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений);

* выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии -- "гражданскую религию", "культ великого существа (Бога)", "культ мировой воли" и т. д.;

* был сторонником эмпирического (опытного) познания;

* считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность;

* подвергал резкой критике феодально-сословные отношения и деспотический политический режим; Восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства.

* в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения);

* власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами -- непосредственно через собрания, сходы,

* в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества -- на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией И понимающих ведущие науки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Причины появления социального неравенства, его характеристика и способы преодоления – одна из тем философии Ж.-Ж. Руссо. Определение понятия "естественное состояние человека". Переход от "естественного состояния" к "гражданскому". Критерии неравенства.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2013

    Краткая биография Жан Жака Руссо - французского писателя и философа, одного из крупнейших мыслителей XVIII века. Исследование гражданского состояния общества, обобщение его важнейших черт и элементов. Анализ концепции государственной власти Руссо.

    курсовая работа , добавлен 14.06.2014

    Значение понятия "народ" (peuple) для политической концепции Ж. Руссо, ее отличие от политических взглядов Гоббса и Монтескье. Идея работы Руссо "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми". Его конструкция народного суверенитета.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2017

    Краткий очерк жизненного пути Жан-Жака Руссо, этапы и обстоятельства становления его личностного и творческого начала. Критика философом культуры, науки и искусства, его педагогические и этические убеждения. Критика писателем частной собственности.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2011

    Особенности философии Нового времени, ее направления и представители. Т. Гоббс глазами исследователей его социологического наследия. Характеристика взглядов Ж.-Ж. Руссо. Идея общего блага в социальной философской традиции эпохи Гоббса и Ж.-Ж. Руссо.

    реферат , добавлен 10.02.2013

    Развитие философской мысли во Франции в XVIII веке под эгидой просвещения. Идейные оппоненты просветителей. Особенности философии эпохи Просвещения. Основные идеи Д. Дидро. Произведения и теория Вольтера. Идеология Жана-Жака Руссо и Шарля Луи Монтескье.

    презентация , добавлен 03.04.2014

    Антиклерикальные идеи и деизм просветителей. Материалистически-иррелигиозные воззрения на природу, предпосылки и история их развития, выдающиеся представители и их вклад. Поиск идеала человеческого существования. Эгалитаризм воззрений Руссо, их развитие.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2015

    Культурная струя, источником которой было чувство, Жан-Жак Руссо как самый оригинальный и влиятельный представитель и проводник этого направления. Жизнь и деятельность выдающегося французского философа. Влияние госпожи де Варан, обращение в католичество.

    реферат , добавлен 11.03.2012

    Анализ особенностей теории общественного договора - идеалистического учения о возникновении государства и права, в результате сознательно заключенного между людьми договора. Интерпретация этой теории такими философами как Дж. Локк, Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Ознакомление с историческими предпосылками возникновения и периодизацией эпохи Просвещения. Изучение основных идей европейского Просвещения. Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.Ж. Руссо как представители периода, их вклад в мировую философскую науку.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПЕДАГОГИКА»

На тему «Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо»

Студента 2(5 лет) курса,

группа заочной формы обучения

Соломатиной Светланы Анатольевны

Старший преподаватель: Бубунец Светлана Олеговна

Коломна 2016

Заключение

Биография и жизненный путь Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778) - французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем, музыковед, композитор и ботаник. Родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Жан-Жак был любимым ребёнком в семье. Так как его мать умерла при родах, а отец вынужден был его покинуть, женившись во второй раз, Жан-Жака, оставили под опекой дяди по линии матери. Детские годы он провел в протестантском пансионе Ламберсье, потом был отдан в учение к нотариусу, а в возрасте 13 лет -- к гравёру. В это время он много читал, даже во время работы, за что подвергался суровому обращению.

В 16 лет он решился покинуть Женеву. Далее его обучение продолжилось в Турине в монастырь, где обучали прозелитов. Не получив систематического образования, он с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, имел много профессий. Он работал лекарем в аристократическом доме, домашним наставником в семье Мабли, домашним секретарем у графа Монтегю, французского посланника в Венеции.

Уже сложившимся человеком, тридцати лет, Руссо приехал в Париж, где познакомился с новой буржуазной интеллигенцией того времени, с ее лучшими представителями-публицистами и философами.

Женившись на служанке парижской гостиницы, он вынужден был содержать её родителей и всю их родню. У него было пятеро детей, которые все были отданы на содержание в воспитательный дом. Руссо оправдывал свой поступок тем, что не имел средств их прокормить, что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он предпочитает лучше сделать из них крестьян, чем искателей приключений, каким был он сам.

Получив место секретаря у откупщика Франкёля, Руссо стал домашним человеком в кружке, к которому принадлежали известная мадам д"Эпине, её друг Гримм и Дидро. Руссо часто гостил у них, ставил комедии, очаровывал их своими наивными, хотя и разукрашенными фантазией рассказами из своей жизни.

В 1749 году Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?». По совету Дидро Руссо взялся написать работу на эту тему. В этом произведении он решительно выступил против социального неравенства, против аристократов и бездельников, против культуры и науки феодального общества. Мысль, отраженная в работе Руссо, заключает в себе всю суть его мировоззрения: «просвещение вредно и сама культура -- ложь и преступление». За эту работу Руссо получил премию Дижонской академии.

Для Руссо наступило десятилетие самой плодотворной деятельности и непрерывного торжества. Два года спустя его оперетта «Деревенский колдун» была поставлена на придворной сцене.

В 1755 году появляется вторая работа Руссо - «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», в которой имеются элементы диалектики. Затем последовал «Общественный договор» (1762). Руссо доказывал в своих работах, что неравенство росло вместе с цивилизацией. В «Общественном договоре», развивая договорную теорию Локка, он противопоставил цивилизованному (т. е. феодальному) обществу как идеал некое общество в якобы «естественном состоянии», когда люди были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранения своей трудовой собственности.

Руссо нашёл своё призвание: он стал, как удачно было сказано, «Иеремией» современного ему культурного общества. Но его слава была недолгой. С появлением произведения «Эмиль, или О воспитании» Руссо преследуют, и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Одним из средств существования Руссо в это время было переписка нот. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

Педагогические идеи и взгляд Руссо на воспитание детей

В своих трудах Руссо выражал интересы общества «третьего сословия» французского общества (крестьян, ремесленников, фабрикантов, городской бедноты, купцов и банкиров). Руссо развивал идею естественной свободы и равенства людей, которая основывается на собственном труде каждого. Он считал, что к реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении «Эмиль, или о воспитании». Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка, где естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Жан-Жак считал, что такое воспитание должно происходить на лоне природы и в тесном контакте с ней.

Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Для него основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка.

Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека. Он отрицает авторитаризм в воспитании. Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом «естественных последствий» от неправильных поступков.

Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он выделил четыре возрастных периода:

Возраст младенца (0-2 г.), который охватывает период до овладения ребенком языка; руссо воспитание педагогический эмиль

Детство или «сон разума» (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

Отрочество (12-15 г.) - период умственного развития (формирование интеллекта) и трудового воспитания;

Юность (15-18 г.) - период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании - учить любить людей.

Главная задача первого периода - нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должен как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

В период «сна разума» главная задача - развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Руссо рекомендует не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ему никаких моральных установок.

Третий период - это получение образования, развития самостоятельного мышления. В этот период происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием. Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать и сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т.д.). Он считает, что предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

В период юношества, по мнению Руссо, полноценное нравственное воспитание происходит только в обществе, где юношам и девушкам нужно научиться любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи:

Воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений;

Воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.;

Воспитание доброй воли путем совершения добрых дел.

Руссо считал большим заблуждением педагогов стремление искоренить инстинктивные склонности ребенка, что существующая система воспитания портит совершенную природу ребенка. Основным принципом в педагогике для него является, что ребенок - это не взрослый, и взрослым не следует обращаться с ним по-взрослому. Ведь человек по натуре добр, а общество портит и развращает его. «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным», -- утверждал Руссо.

Руссо был против специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. В учебных заведениях своего времени, особенно иезуитских, Руссо видел лишь средоточие нравственного падения и интеллектуальной деградации.

Немало важную роль в нравственном воспитании Руссо отводил женщине. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, и ей не нужно широкое научное образование. «Но пусть только матери соблаговоляют кормить своих детей, нравы преобразуются сами собою, природные чувства проснутся во всех сердцах, государство снова станет заселяться; этот первый шаг - этот один шаг вновь все соединит. Прелесть домашней жизни - лучшее противоядие дурным нравам. Возня детей, которую считают докучливой, становится приятной; она делает отца и мать более необходимыми и дорогими друг другу; она крепче связывает между ними супружескую связь. Когда семья оживлена и одушевлена, домашние заботы составляют самое дорогое занятие жены и самое сладкое развлечение мужа. Таким образом, исправление одного этого недостатка скоро даст в результате всеобщую реформу, и природа скоро вступит снова в свои права. Пусть только женщины снова станут матерями - и мужчины скоро станут опять отцами и мужьями», - писал Руссо.

По утверждению Руссо, существуют три источника воспитания: природа, вещи, люди. Познавая предметы, манипулируя с ними, ребенок самостоятельно изобретает и строит свои первые инструменты. Таким образом он лучше усвоит не только их назначение, но и какой-либо механический и физический принцип.

Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков. Он недооценивал систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Ведь те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и несистематические, ненаучные.

Однако, не смотря на это, педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной.

Я согласна с Руссо в одном, что ребенок нуждается в собственном познании мира больше, чем в специальных знаниях. Знать - не значит верить в то, что говорит учитель, это значит - видеть самому и рассуждать.

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании», как выражение взглядов Руссо на воспитание детей

Роман-трактат «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Жан-Жака Руссо, в котором наиболее ярко отражены его взгляды на воспитание. По мнению Руссо, разумное воспитание - это способ общественного переустройства. В своем произведении автор осуждает педагогов, обучающих детей наукам, требующим памяти и развитой логики, а именно - геральдики, географии, хронологии, языков и т.д., - которые не имеют связи с опытом ребенка и ему непонятны.

«Эмиль» последовал за «Новой Элиозой», на страницах которой Руссо высказал суть тех положений педагогики, которые он развил в «Эмиле». Роман вызвал значительный для того времени отклик у читателей, ее положения стали предметом страстных споров, вошли в моду и оказали влияние на нравы.

В романе действуют два персонажа -- Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей.

Воспитателем ребенка Руссо делает молодого человека, так как, по его мнению, именно он должен стать для ребенка наставником и другом, которого он имеет с рождения. В первой книге рассказывается то, что автор берется за воспитание Эмиля - это идеальный ребенок, также как и автор - идеальный наставник. Эмиль - сирота, поэтому все права и обязанности выполняет наставник. Такую исходную точку дает Руссо для того, чтобы показать действие своей педагогической системы. Эмиль должен почитать своих родителей, но слушаться - одного наставника. Жан-Жак пишет о том, что он не взялся бы за воспитание слабого ребенка, потому что слабое тело расслабляет душу. Истинными врачами он считает: воздержанность и труд, так как труд обостряет аппетит, а воздержанность мешает злоупотреблять им. Он рекомендует: для того чтобы ребенок был здоров, необходимо также частое мытье с постоянным и медленным понижением температуры, а чтобы он хорошо развивался, ребенка нельзя пеленать туго, у него должна быть свобода движений.

Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Особенности каждого возрастного периода, выделенных Руссо, раскрываются в первых четырех частях произведения на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля.

Эмиль воспитывается так, что не чувствует гнета воспитателя. Воспитанник делает то, что ему захочется. Его обучение состоит в том, что он больше спрашивает, чем отвечает, его воспитатель больше отвечает, чем спрашивает. Но спрашивает Эмиль то, что хочет услышать от него воспитатель. Руссо считал, что воспитанник может считать себя господином, а на деле господин -- воспитатель. «Нет подчинения столь совершенного, как то, которое сохраняет наружный вид свободы», -- утверждал Руссо

На примере взросления Эмиля Жан-Жак Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Ноги, руки, глаза являются первыми учителями Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, а образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Эмиль берет уроки у природы, а не у людей.

На примере того, как Эмиль научился читать, можно увидеть отношение Руссо к самообразованию детей. Мальчик получает записки с приглашением на обед, прогулку и т.п. Ему нужно найти кого-то, кто бы их прочел, но такого человека не всегда найдешь в нужное время или он занят. Наконец, ему читают записку, но уже поздно, момент прошел. «Ах, если бы я сам умел читать!», - думает Эмиль. Ребенок напрягает силы, пытаясь прочесть следующие записки, кое-что у него получается с помощью взрослых, а затем дело идет быстро и легко, то же -- с письмом. Интерес к учению делает его желанным и естественным занятием.

Живя в деревне, Эмиль получает из своих наблюдений понятия о полевых работах. А так как в детстве ребенку свойственно желание создавать, действовать и подражать, у Эмиля появляется желание заняться огородничеством; он вместе с воспитателем высеивает бобы, поливает, ухаживает за всходами. Но однажды, увидев, что все всходы взрыты, он сильно расстроился. А огородник, раньше посеявший на этом месте семена дынь, наставляет его: «Никто не трогает огорода своего соседа, каждый уважает труд другого, чтобы и его собственный был обеспечен». Так идея собственности осваивается мальчиком из личного опыта, а не из отвлеченных наставлений и рассуждений.

«Наказание никогда не следует налагать на детей как наказание, оно должно всегда являться естественным последствием их дурного поступка», -- указывал Руссо.

Руссо выступает за то, чтобы на детей не давили рассказами, наставлениями о скорби, бедах, потому что в этом возрасте детский ум к этому менее всего чувствителен, и никто не знает, да и не может знать, сколько бед выпадает на его долю во взрослом состоянии. Во второй главе автор рассказывает о том, что нет нужды запрещать дурной поступок, нужно помешать его совершению. Также Руссо призывает не быть щедрыми на отказы, но и менять их нельзя. «Самый верный способ сделать ребенка несчастным - это приучить его не встречать ни в чем отказа; так желание его постоянно будет возрастать вследствие легкости удовлетворения их, но рано или поздно придется прибегнуть к отказу, а эти непривычные отказы принесут ему больше мучений, чем самое лишение того, чего он желает».

Описывая отрочество Эмиля, Руссо определяет задачу воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в нем интерес, дать ему методы изучения. Он не полностью удовлетворяет любопытство Эмиля, когда тот обращается к наставнику с вопросами, и тогда у Эмиля возникает желание самому дополнительно узнавать новое.

Будучи юношей, Эмиль трудиться вместе со своим воспитателем, учится столярному делу, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской и в кузнице. Он трудолюбив, воздержен и терпелив.

Эмиля научили избегать зла и делать добро. Особенно развиты были в нем симпатия к бедным и угнетенным, желание помочь им. Эмиль постепенно и естественно приходит к познанию Божественного начала, к мысли о творце мира.

Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля - Софии. Рассказывая о ней, Руссо выражает свое мнение относительно основной функции женщины. По его мнению, женщина специально создана для того, чтобы нравиться мужчине и быть ему подчиненной. София имеет добрые задатки от рождения, сердце ее чувствительно, ум у нее хотя и неглубокий, но проницательный, характер уживчивый. Она не красавица, но возле нее мужчины забывают красивых женщин, любит наряды и знает в них толк. У Софии есть природные таланты: она научилась петь, умеет играть на клавикордах, танцевать, может сшить себе платье, знакома с кухней, умеет хорошо вести счета. София религиозна, но в ней мало догматов и обрядов; она молчалива и почтительна, т.е. обладает всеми качествами, чтобы понравиться Эмилю.

Эмиль вступает в пору любви и счастья. И когда он готов обвенчаться с любимой, воспитатель отправляет его на два года за границу, чтобы познакомиться с жизнью других народов. Только после возвращения из путешествия юноша получает согласие на брак. Воспитатель предлагает ему поселиться в сельской местности, так как, по его мнению, только там возможно естественное существование людей с неизвращенным сердцем, там они с женой смогут совершить много благодеяний для поселян. Так заканчивается роман, в котором автор, изобличая пороки современного общества, показал тот путь, который способен преобразить жизнь целых государств, -- это воспитание нового Человека.

Заключение

Руссо определил совершенно новую систему воспитания, так как он никогда и ни в чем не был подражателем. Он всегда оставался оригинальным в поэзии, философии, музыке, в самом восприятии мира и мышлении. Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина. Пытаясь выявить внутренние закономерности развития ребенка, Руссо при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства, хотя и выделил четыре, по его мнению, этапа становления личности ребенка.

Он утверждал, что в первоначальном, или «естественном состоянии», люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, и как следствие - к порче нравов. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной и станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание.

Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

«Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в «Элоизе», -- так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель Николай Михайлович Карамзин.

Используемая литература и источники

1. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2 / Под ред. Г.Н. Джибладзе; Сост. А.Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1981. 336 с. (Пед. б-ка).

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Руссо,_Жан-Жак.

3. электронная онлайн библиотека http://banauka.ru/4439.html - История педагогики: курс лекций «Педагогические идеи Жан-Жака Руссо».

4. http://studopedia.ru/3_163122_pedagogicheskie-vzglyadi-russo.html - статья «Педагогические взгляды Руссо».

5. http://rudocs.exdat.com/docs/index-176624.html - образовательный материал «Вклад в педагогику и оценка деятельности».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Руссо как самый знаменитый писатель Франции в XVIII в. Методы школьного обучения в XIX в. по А. Дистервегу. Педагогический путь Руссо. Роман-трактат "Эмиль, или О воспитании" как основное педагогическое сочинение Руссо. Природа как источник воспитания.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Изучение жизненного пути Ж.-Ж. Руссо, его теории естественного воспитания. Описания возрастной периодизации развития детей, особых форм воспитания и обучения. Анализ взглядов автора на психическую природу ребенка в произведении "Эмиль или о Воспитании".

    реферат , добавлен 18.05.2011

    Особенности педагогических взглядов и теории свободного воспитания Жан-Жака Руссо, которая заключается в том, что в развитии личности ребенка нужно следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы. Педагогическая концепция Л.Н. Толстого.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2010

    Сущность идеи свободного воспитания, ее основные положения и история развития, вклад ее великих представителей - Ж.Ж. Руссо, Толстого. Положение во Франции в середине XVIII, его влияние на развитие педагогической теории Руссо, отличия от идей Толстого.

    контрольная работа , добавлен 27.03.2010

    Психологические взгляды и руководящие идеи педагогической системы Ж.-Ж. Руссо. Обстановка воспитания Эмиля. Периоды воспитания или периоды саморазвития человеческой личности. Первые заботы о ребенке: питание, закаливание ребенка и развитие речи.

    реферат , добавлен 13.08.2009

    Сущность и становление идеи свободного воспитания в сравнительной педагогике, ее связь с историческими событиями социума. Факторы, определяющие ее развитие. Анализ теорий основных ее представителей: Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля, С.Т. Шацкого.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2010

    Основы педагогической системы святителя Иоанна Златоуста, его философско-педагогические взгляды. Идеи развития личности в трудах Коменского, Монтеня. Теория соответствия воспитания индивидуальным задаткам и возрастным особенностям ребенка по Руссо.

    реферат , добавлен 12.12.2016

    Александр Нил (Нейлл) - "последний классик" свободного воспитания. Мыслители Древней Греции о воспитании. Гуманистические идеалы Возрождения, основные идеи новой педагогики. Эпоха Просвещения, всесилие воспитания. Ж.-Ж. Руссо, "естественная природа".

    реферат , добавлен 05.01.2009

    Сущность понятия "воспитание". Воспитание как естественный путь развития ребенка в теории, выдвинутой Ж.-Ж. Руссо. Демократические преобразования в обществе и возникновение гуманистической модели образования. Формирование нравственной самостоятельности.

    статья , добавлен 14.06.2013

    Влияние на Песталоцци произведения Руссо "Эмиль, или О воспитании". Негатив в практике индустриальных школ. Социально-педагогическая утопия устремлений Песталоцци. "Учреждения для бедных" в Нейгофе, детский приют в Станце, школы для бедных детей в Клинди.