Владимир григорьевич шухов. Вложения для шухов владимир григорьевич

Тема: Творчество Ивана Петровича Шухова

1. Жизненный и творческий путь Ивана Шухова.

2. История романа И.Шухова «Горькая линия».

3. История романа И.Шухова «Ненависть».

Жизненный и творческий путь Ивана Шухова

Имя Ивана Петровича Шухова хорошо было известно советскому читателю. В настоящее время, не только читатель, но и специалист-филолог практически не знают его произведений «Горькая линия», «Ненависть», «Родина». Эти романы писателя, почти не читаемые современным поколением, являются фундаментом современной литературы Казахстана.

Иван Петрович Шухов родился 6 августа 1906 года в станице Пресновской, что расположена на Горькой Линии, Петропавловского уезда Акмолинской губернии (ныне Пресновский район Северо-Казахстанской области) в семье гуртоправа Петра Семеновича и Ульяны Ивановны Шуховых. С 1914 г. по 1917 г. И. Шухов учится в Пресновской начальной школе I отдела Сибирского казачьего войска. С 1918 г. по 1924 г. Шухов учится в Петропавловском педагогическом техникуме. В это время публикуются первые стихотворения в газете «Юный степняк». С 1925 г. по 1927 г. Шухов – студент Омского рабфака. В «Журнале крестьянской молодежи», «Крестьянском журнале» (Москва) печатаются его первые рассказы («За Альховской», «Ломь», «Перекрестки дорог»). В 1927 году молодой Шухов поступает в Высший литературно-художественный институт им. В.Я. Брюсова, который не закончил, поскольку в этом же году этот институт был закрыт. Участвует в московском журнале «Студенческая молодежь». С 1928 года сотрудничает в газете «Рабочий путь» (Омск), работает в газетах «Красная Башкирия» (Уфа) и «Волжская коммуна» (Самара). Приезжает в Новосибирск, где в газете «Советская Сибирь» публикует свои стихи и очерки. Этот год отмечен встречей и началом дружбы с Павлом Васильевым. В 1928-1929 гг. И.Шухов работает разъездным корреспондентом «Уральской областной крестьянской газеты» (Свердловск), сотрудничает с П.П.Бажовым. В этих годах в журнале «Рост» публикуется «Песня о джуте, красной звезде и большом джигите». В 1930 году Шухов переезжает в Москву, работает в редакции «Сельскохозяйственный рабочий». В 1931 году в московском издательстве «Федерация» выходит его первый роман «Горькая линия». В 1932 году в журнале «Земля советская» печатаются новеллы: «Выбор прицела», «Последняя песня Котур-Тага», «Черный круг». В этом же году в Москве выходит роман «Ненависть». В 1933 году в библиотеке «Огонька» (Москва, № 29) выходит сборник новелл «На казахстанском ветру». В журнале «Рост» (№ 21) напечатали главы из романа «Поединок» («Родина»), в журнале «Молодая гвардия» выходит пьеса «Последний поединок». В этом же году Шухов встречается с А.М. Горьким. В 1934 году Шухов становится членом СП СССР. В 1935 году журнал «Октябрь» публикует роман «Родина». 1936 год отмечен выходом на экраны кинофильм «Вражьи тропы» (по роману «Ненависть»). В этот же год роман «Родина» публикуется в Алма-Ате. В письме, адресованном Есениной А.А., Иван Петрович писал: «Работаю нервно, нервно. Виною этому, безусловно, проклятый 36-й год, причинивший мне столько катастроф и потрясений…». В 36-м году умирает сын Сережа, жена Белла уезжает жить в Москву, поскольку не может вынести сельской жизни (все это сопровождается постоянными ссорами с ней, за которыми последовал развод) и умирает Горький. Девятого мая 37 года в «Комсомольской правде» выходит статья, подписанная инициалами «В.В.», «Личная жизнь писателя Шухова». Статья, написанная «в духе компромата 1937 года – развязно, в устрашающе грозном, разоблачительном тоне, … обвиняла Шухова в «распутной жизни» и во множестве грехов». В этот же день она обсуждалась на заседании правления Союза писателей и была признана «правильной». Это была первая опала Шухова. В 1938 году в альманахе «Литературный Казахстан» была опубликована пьеса «Беглый огонь» (по мотивам романа «Ненависть»). В 1940 году публикуются «Поэмы о взращенном зерне» и роман «Действующая армия». С 1941 по 1943 гг. - Шухов – редактор пресновской районной газеты «Ударник». В это время он совершает поездки к воинам-землякам на Северо-Западный фронт. В газете «Ударник» публикуются его письма с фронта – «Дыхание Родины», «Боевые подруги», статьи: «Боевые будни», «Казаки – люди русские». В 1944 году Шухов совершает вторую поездку на фронт. В 1945 году работает над переводом романа С. Муканова «Ботагоз». В 1946 году журнал «Сибирские огни» публикует главы из романа «Метель». В 1948 году газета «Казахстанская правда» помещает рассказы И.П. Шухова «Жаркая жатва», «Запечатленный труд». В это время Шухов работает над переводом рассказа М.Ауэзова «Охотник с орлом», книги М.Габдуллина «Мои фронтовые друзья» и очерка Г.Мустафина «Джезказган». В 1949 году выходит в свет переработанный и дополненный роман «Горькая линия» (2 редакция). В 1950 году публикуется книга очерков «Облик дня». В 1952 в Казлитиздате (Алма-Ата) выходит книга И.П.Шухова «Избранное» с предисловием С.Муканова. В 1955 году журнал «Октябрь» публикует очерк «На целинных землях». В 1957 году в Москве выходит сборник очерков «Золотое дно» и переработанный роман «Ненависть». В 1958 году в Алма-Ате издается книга «Степные будни». В 1959 г. Шухов в составе группы советских писателей выезжает в США. Шухов – депутат Верховного Совета КазССР. В 1961 году выходит книга «Дни и ночи Америки». В 1963 в свет выходит «Избранное» в 4-х томах. В этом же году Шухов становится главным редактором литературно-художественного и общественно-политического журнала Союза писателей Казахстана «Простор». В 1970 году «Простор» печатает повесть «Колокол» (из автобиографического цикла «Пресновские страницы»). В 1972 г. в «Просторе» публикуется повесть «Трава в чистом поле». В 1975 г. выходит книга «Пресновские страницы». В 1977 г. Шухову присуждают Государственную премию КазССР имени Абая за книгу «Пресновские страницы». 30 апреля 1977 г. Иван Петрович Шухов скончался: он умер через три года после изгнания из «Простора». Поводом для второй опалы стал знаменитый ныне «роман Фредерика Форсайта «День шакала». Первый номер журнала велели конфисковать. Но Шухов упрямо выпустил и второй номер… На нем печатанье Форсайта закончилось …, и участь Шухова была решена». Важно отметить, что благодаря Шухову со страниц «Простора» впервые вышли к читателю классические ныне стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, неизвестные в то время произведения А.Платонова и Б.Пастернака. «Простор» вернул из забвения П.Васильева и А.Сорокина.

Каныш Имантаевич Сатпаев отмечал: «Удивительно талантливый писатель наш Иван Петрович. Колоритный язык, неповторимые красочные мазки и какая любовь к человеку, к его труду, к родной природе. Я с удовольствием читаю его целинные очерки, с нетерпением жду появления в газетах новых. Надо обладать истинно народным дарованием, чтобы так писать. Понимаете: я не только слышу запах степной полыни, я вижу приишимскую степь, улыбаюсь, как близкому знакомому, русому парню – комбайнеру, ощущаю на своих ладонях тепло и вес обмолоченного им зерна».

2. История романа И.Шухова «Горькая линия»

Выросшему в казачьей среде Шухову не были чужды проблемы казачества. Разделяя с казаками их радости и несчастья, победы и поражения, Шухов шаг за шагом проходит с ними путь истории, очерчивая гранью советской идеологизации жизнь казачьей общины предреволюционного периода от революционного, которым завершается роман «Горькая линия».

Роман «Горькая линия» выдержал несколько изданий. Авторы пособия «И. Шухов. Указатель литературы» указывают следующую последовательность выхода из печати романа «Горькая линия»: Москва: Федерация, 1931 г.; 2 издание, Москва: Федерация, 1932 г.; 3 издание, Москва: Советский писатель, 1934 г.; 4 издание, Алма-Ата: Казгослитиздат, 1940 г.; перераб. и доп. издание, Алма-Ата: Казгослитиздат, 1949 г.; Москва: Художественная литература, 1969 г.

««Горькая линия» много раз перерабатывалась Шуховым. Некоторые редакции резко отличаются одна от другой не только в деталях, но даже и в решительных поворотах сюжета». Исследователь А. Устинов говорил о композиционном единстве романов «Горькая линия», «Ненависть» и «Родина». «Есть основания, - пишет он, - что все крупные произведения Шухова – это ответвления одного большого замысла. В архиве писателя сохранилась тетрадка, на обложке которой дата – 1929 год и ряд названий: «Поединок», «Родина», «Ненависть», «Метель», «Горькая линия». В тетради - наброски сюжетных линий, в которых легко узнать ситуации известных нам романов. Нет здесь только названия романа «Действующая армия». Как это часто бывает, цельный вначале замысел большого романа при дальнейшем обдумывании, детализации раздробился на несколько самостоятельных частей – замыслов, которые могли бы составить программу всей писательской жизни. Собственно говоря, Шухов их вынашивал – и работал над ними – все тридцатые годы».

Предметом изображения в романе Ивана Шухова «Горькая линия» служит жизнь и быт сибирского казачьего войска, созданного по инициативе царского правительства с целью закрепления своей власти на обширных и богатых землях, усиления своего влияния в казахской степи, установления колонизации. Несомненно, что реалистическое изображение казахстанского казачества является в большей степени истиной, нежели романтические легенды. Читая первые страницы романа 31 года, читатель открывает для себя новый мир и погружается в иную сферу уникальных взаимоотношений, основанных на отношениях членов обособленного в силу своего исторического происхождения сословия. Раскатистой песней всадника автор романа показывает отношение казахского народа, кочевников к этому привилегированному, как считали сами казаки, сословию:

Где у белого света край,

Где степным дорогам конец,

Мне не скажет об этом орел,

Не ответит на это мудрец.

Поднимись, казах, на курган,

Посмотри, джетак, на восход,

Видишь, крепость, как зверь, легла,

Машет саблей сердитый урус.

Наиболее полно раскрывается сущность казачества через изображение семьи Бушуевых. Семья Бушуевых – квинтэссенция быта и социального статуса казачества. Семья Бушуевых является в большей степени зеркальным отражением нравов и быта казачества, чем какая-либо другая. В первой редакции романа «Горькая линия» состав семьи Бушуевых был следующий: Зосим Никоныч, глава семейства, Лукерья, его жена, старший сын Яков, его жена Олена, Федор, его супруга Фанька, младший сын Ленка. В ней одной сопряжены и жестокость, беспричинная злоба, беспочвенная ненависть, и искреннее сочувствие, сострадание, глубокое понимание чужой боли и душевной дисгармонии. Холодная скука и тягостное молчание - вот точные эпитеты, являющиеся сквозными в романе и передающие обстановку в доме, где живут родные по крови люди, но совершенно чуждые по духу. Неслучайно Шухов дает своим героям «говорящую» фамилию - Бушуевы, ведь в их душах кипят разные стихии: в одних - стихия зла, в других - стихия добра.

В первой редакции «Горькой линии» наиболее напряженные острые сцены обличают зверское и хищническое начало в казаках. Здесь четко проявляется, что любящий свой край, казачество, Горькую Линию, Иван Шухов относится к казакам строго, беспристрастно, с осуждением. Он не идеализирует казаков, наоборот, разоблачает их животную суть. Он вводит эпизоды, которые вызывают у читателя ненависть не к богатым, а к казакам.

Если в первой редакции романа национальный конфликт в степи был основным, то во второй редакции лейтмотивом всего произведения становится четкая социальная дифференциация. Социальное звучание сюжета, появившееся во второй редакции, подчеркивает историческое и художественное значение первой редакции. В окончательной редакции романа «Горькая линия» автор романтизирует идею дружбы между народами степи. Думается, что искусственность трактовки интернациональной дружбы, хотя это и не исторично, преследует благородную цель: во что бы то ни стало объединить в одну семью многочисленные нации страны, тем самым, искоренить шовинизм как явление, носящее массовый характер.

Даже вынесенное в заглавие словосочетание «Горькая линия» в большей степени характеризует события, не революционные, а исторические и бытовые, в основе которых личное неприятие к другим народам, действия героев, находящихся под властью нелепого тщеславия, высокомерия, гордыни, их взаимоотношения, порой заканчивающиеся бессмысленной дракой или смертью, и определяет атмосферу происходящего. Символична в этом ракурсе песнь всадника:

Легко бежит моя собака.

Запылилась ее белая нога.

Пусть не видит нас русский вор;

Он украл даже имя мое.

В степь собака моя бежит.

Вору русскому нас не догнать.

Гнев, как песня моя, летит.

Степь, как старый орел, молчит».

Во второй редакции «Горькой линии» Шухов существенно изменяет композицию произведения: кроме двух глав, появляется пролог, в котором дается завязка конфликта, носящего социальный характер, получивший развязку в конце произведения – осознанный приход станичников во главе с Федором Бушуевым к революции (имеется в виду бунт казаков, их объединение против атамана Муганцева и богатых ермаковцев, захват власти на Горькой Линии). В пролог Шухов намеренно в начале вводит драматическую ситуацию – самоубийство казака Седельникова, а только после раскрывает с помощью приведенного полилога казаков причины его смерти – долги, нерадостное будущее, предстоящее батрачество.

Начиная со второй редакции состав семьи Бушуевых претерпевает значительные изменения. Герои первой редакции (Зосим Никоныч, Лукерья, Федор, Ефания Марковна (Фанька, жена Федора), Лёнка, Яков, Олена) во второйи последующих редакциях либо поменяли имена, либо навсегда исчезли из художественного материала. Например, Зосим Никоныч в редакции 1949 года стал Егором Павловичем. Лёнка - младший брат Якова и Федора в романе 1931 г. - в издании 1940 г. меняет свой облик и имя. Впоследствии многие черты молодого Ленки будут переданы Федору. Начиная с редакции 1949 года, в романе действует героиня Настя, последыш в семье Бушуевых. Ефания Марковна (Фанька) в редакцию 1949 года не включена. Однако Шухов, лишая Федора жены, «дарит» ему невесту Дашу Немирову, вероятно, с целью «омолодить» героя.

3. История романа И.Шухова «Ненависть»

По воспоминаниям самого писателя, работа над «Ненавистью» заняла 8 месяцев. Главы, в которых изображались собрание в юрте, на хуторе, соревнование на уборке, и финал романа переделывались до 18 раз. Шухов признавался, что существует 18 рукописных вариантов этих глав. Роман «Ненависть» был впервые опубликован в 1931 году в журнале «Октябрь».

В основу сюжета романа «Ненависть» легли наблюдения писателя над жизнью одного из колхозов Казахстана, куда он неоднократно выезжал в качестве газетного работника, где проводил организационную работу по укреплению коллектива. «Таким образом из моего практического участия в повседневной работе этого коллектива возникла «Ненависть». Непосредственным же толчком к написанию романа послужило убийство баями тракториста – казаха Чаглинского зерносовхоза. Убийцы сдернули тракториста с беседки арканом, а трактор прошел степью двенадцать километров и встал около одной из построек совхозной экономии. Тут сядешь писать!» - так объясняет свое стремление к написанию романа «Ненависть» И.П. Шухов. Трагический случай, подтолкнувший писателя к созданию романа, неожиданно становится его финальной сценой.

Мотив «ненависти», заданный названием и реализуемый сюжетно-композиционным строем произведения, выражает замысел автора. Во всех редакциях мотив «ненависти» поддерживается характером пейзажа. Например, пейзажная зарисовка в начале романа (издание 1974 года), изображение борьбы орлов, таинственность встречи двух всадников (все это отсутствует в редакции 1931 года) задают с большим акцентом данный мотив. Заостренное авторское внимание на образе ненависти, царящей в степи, снижает объективность изображения и подчеркивает его искусственность и схематизм.

Как и в «Горькой линии», писатель меняет систему образов. В редакции 1931 г. система образов в романе бинарна: в ее основе конфликт между представителями старых воззрений и нового миропонимания. В издании 1974 года система образов намного сложнее, хотя и разрушает художественное единство произведения. Нужно отметить, что сюжетные линии, огромный состав героев «перекочевал» из романа «Поединок», задуманного Шуховым в 1931 г., в роман «Ненависть». Можно сказать, что Шухов уничтожает уже два произведения, которые по своей идейно-художественной концепции, предметно-тематическому и сюжетно-композиционному уровню были самодостаточными и оригинальными. Редакция «Ненависти» 1957 года – типичный случай контаминации текстов двух романов – «Ненависти» 1948 г. и «Родины» 1936 г.

Итак, «Ненависть» 1931 года – тот период, когда писатель находится на пике первой волны творческого подъема, в двадцать пять лет он получает признание. Впереди у писателя страшные и трагические годы. В библиографическом словаре «Русские писатели 20 века» И.В. Кондаков следующим образом характеризует положение Шухова в 1937 году: «Опала Горького и его смерть, смена руководства СП не облегчили положения Шухова. Его писательская слава быстро закатилась, на смену ей пришло настороженное и подозрительное отношение к «выскочке». … Годом позже руководство отделом культпросветработы ЦК ВКП(б) – А. Ангаров и Е. Тамаркин в докладной записке Сталину и др. секретарям ЦК от 3 мая 1937 констатировали, что «такая талантливая молодежь, как … Шухов («Ненависть»), вместо движения вперед покатились в своем творчестве назад (Лит. фронт: История полит. Цензуры. 1932-1946 гг. Сб. документов / Сост. Д.Л. Бабиченко. - М., 1994. - С.25). 9 мая 1937 на заседании секретариата СП его генеральный секретарь В. Ставский заявил, что Шухов «прикрывает антисоветскую деятельность» поэта П. Васильева, на что последовала реплика В. Гроссмана: «В следственные органы надо» (цит. по кн.: Перхин В.В. Рус. лит. критика 1930-х годов: Критика и общественное сознание эпохи. - СПб., 1997. - С.53). Тучи над молодым писателем сгущались, а заступников у него самого не оказалось». Шухов, испытав на себе все тяготы гонений и, соответственно, примерив на себя роль врага, издает «Ненависть» 1948 года. То есть Шухов перерабатывает роман «Ненависть» в тяжелой психологической атмосфере. Восхищение исследователей (а иногда и корректное обличение недостатков) 1931 – 1935 гг. сменилось ненавистными и бестактными выпадами в духе 1937 года по отношению как к самому автору, так и к его литературным критикам. Именно с 1937 года критика произведений Шухова носит «базарный» характер. К примеру, статья Л. Федорова «На полях критических статей» построена на эмоциональной дискуссии автора с работой В. Новинского. Так Федоров пишет: «В статье «Писатель и действительность» В. Новинский занялся конкретной критикой – стал разбирать творчество И. Шухова. В то время, когда он занимался этим анализом, еще не были известны факты систематического избиения и принуждения к абортам Шуховым его жены. Конечно, эти факты обрисовывают позорный моральный облик этого писателя. Однако, и не зная этих фактов, человек с художественным критическим чутьем не стал бы впадать в неистовый восторг по поводу творчества Шухова. Где, например, нашел В. Новинский у Шухова «приемы мягкого, лирического волнующего письма, любовного изображения жизни, настроений, чувств советского народа»?». «О романе Шухова «Родина» наша критика уже писала, - продолжает Л. Федоров. - Роман плохой, фальшивый. В. Новинский расточает этому роману, как и «Ненависти» того же автора, тяжеловесные комплименты, перемежая их столь же тяжеловесными упреками. «В «Родине» люди расставлены естественнее, - пишет критик (В. Новинский), - их столкновения протекают жизненно-правдиво. Их страстные переживания, конечно, личные, как и всякие переживания, но они в то же время отражают исторические процессы, их поступки индивидуальны, но из них складывается общий результат, определяющий волю каждого человека». Вдумайтесь в существо этих похвал. Ведь так впору писать разве только о Бальзаке. А все это Новинский говорит об убого-схематическом романе, где действуют мелодраматические злодеи – кулак Бобров, Кармацкая, мелодраматический герой Азаров, сермяжный богатырь Елизар Дыбин и сусальный мальчуган Тузик ». Вероятно, такого рода статьи послужили одной из причин «уничтожить» «Родину», соединив ее с «Ненавистью».

Таким образом, нравственный пафос ранних редакций романов Ивана Петровича Шухова резко противопоставляется господствующей морали поздних редакций. Первые редакции «Горькой линии» и «Ненависти» свидетельствуют о независимости художника от эстетики полуправды. Тема реальной угрозы разрушения индивидуальности в хаосе социального бытия является основной в новой идейно-художественной интерпретации ранних редакций романов. Прагматичное конъюнктурное истолкование художественной правды в поздних редакциях романов вызвано стремлением писателя сохранить свое литературное достояние, хоть и в измененном виде.

Литература:

1. Кирьянов С. Иван Шухов // Красная новь. – 1933. - № 4. - С. 198-209.

2. Резников Б. Заметки на полях одного романа // Литературный критик. – 1936. - № 12. - С. 117-128.

3. Новинский В. Писатель и действительность // Октябрь. – 1936. – Кн. 10. - С. 197-208.

4. Федоров Л. На полях критических статей // Литературный критик. – 1937. - № 8. - С. 162-163.

5. Синеруков А.Е. Разоблачение классовых врагов в романе И.П. Шухова «Ненависть» // Вопросы советской и зарубежной литературы: Научные труды Новосиб. гос. пед. института. – Новосибирск, 1970. – Вып. 63. - С. 43-53.

6. Ровенский Н. Талант и провинциальность. Литературные портреты. – Алма-Ата: Жазушы, 1966. – 215 с.

7. Караваева А. «Журналу «Сибирские огни»» // Сибирские огни. – 1946. - № 4. - С. 116-120.

8. Русские писатели 20 века: Библиографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А. Николаев. – М., 2000. – 808 с.

9. Синеруков А.Е. Работа И.П. Шухова над романом «Ненависть» // Вопросы литературы: Научные труды Новосиб. гос. пед. института. – Новосибирск, 1971. – Вып. 36.- С. 173–187.

10. Курова К. Иван Шухов. – Алма-Ата: Жазушы, 1981. – 304 с.

11. Устинов А. Возвращение к себе // Простор. - 1986. - № 8. - С. 105-110.

12. Устинов А. Писатель горьковской школы. К 70-летию И.П. Шухова // Простор. - 1976. - № 8. - С. 118-122.

13. Устинов А. Иван Шухов // Вст. ст. к кн.: И.Шухов. Избранное: в 2-х т. - Алма-Ата, 1978. - Т. 1. – С. 7-15.

В ладимира Шухова современники называли «человеком-фабрикой» и «русским Леонардо». Он развивал нефтяную индустрию и строительство, теплотехнику и судостроение, военное и реставрационное дело. По его чертежам прокладывали нефтепроводы и конструировали речные танкеры, возводили башни и строили заводы.

«Человек жизни» Владимир Шухов

Владимир Шухов родился в 1853 году в уездном городе Грайвороне Курской губернии. Его мать происходила из старинного дворянского рода, отец работал юристом, ревизором министерства финансов. Семья была небогатой и жила на жалованье главы семейства. По службе отца часто переводили: сначала в Курск, затем в Санкт-Петербург .

В 11 лет Владимир Шухов поступил в Пятую петербургскую гимназию. Уже тогда мальчик проявил способность к точным наукам, особенно к математике. В четвертом классе он создал собственное доказательство теоремы Пифагора - логичное и краткое.

В 1871 году Шухов с отличием закончил гимназию. Он поступил в Московское императорское техническое училище (сегодня - МГТУ имени Баумана). Среди его преподавателей были знаменитый математик Алексей Летников, ученый в области механики железнодорожного транспорта Дмитрий Лебедев, основоположник современной гидро- и аэродинамики Николай Жуковский. Они требовали от студентов безукоризненного знания физики и химии, математики и архитектуры. Владимир Шухов был усердным учеником: читал дополнительную литературу, с увлечением работал в мастерских училища. В 1874 году он создал свое первое изобретение, ценное практически. Это была паровая форсунка для сжигания жидкого топлива. Эта небольшая деталь сделала процесс более безопасным, удобным и экономичным.

Владимир Григорьевич Шухов - гимназист. Фотография: arran.ru

Владимир Григорьевич Шухов - студент Московского Императорского технического училища в Москве. 1875. Фотография: arran.ru

Владимир Григорьевич Шухов - инженер. 1877. Фотография: arran.ru

В 1876 году Шухов окончил училище с золотой медалью. Николай Жуковский предложил ему вместе преподавать и заниматься наукой, а известный математик Пафнутий Чебышев пригласил работать в Петербургский университет. Однако Шухова не привлекали теоретические исследования, он мечтал заниматься изобретательством. «Я человек жизни» , - говорил он, поэтому и решил стать инженером-практиком.

В этом же году Владимир Шухов, как лучший выпускник императорского училища, отправился на год в США в составе научной делегации. В Америке было чему поучиться: здесь стремительно внедрялись новейшие технические идеи, а на инженерные разработки тратились огромные деньги разных благотворительных фондов.

Создатель нефтяной индустрии

Через год Владимир Шухов вернулся в Петербург, где устроился в чертежное бюро управления Варшавско-Венской железной дороги. Начались серые будни. Однако вскоре жизнь молодого инженера круто изменилась. Его разыскал успешный предприниматель Александр Бари, с которым Шухов познакомился еще в Америке. Бари заключил выгодный контракт с товариществом братьев Нобель, владельцами Бакинских нефтепромыслов, и предложил Шухову возглавить отделение его фирмы в Баку. Молодой инженер согласился.

Когда Шухов приехал на Бакинское месторождение, он увидел неорганизованность, многочисленные пожары и нефтяную слякоть. Нефть добывали ведрами и перевозили в бочках. Единственным полезным продуктом из нее тогда считался керосин - он шел на осветительные нужды. А бензин и мазут, получаемые при производстве керосина, считались промышленными отходами. Бензин испарялся, а мазут сливали в котлованы, которые загрязняли окружающую природу.

Двадцатипятилетний инженер стал внедрять на производстве свои новшества. Он устанавливал на оборудование паровые форсунки, цилиндрические резервуары, спроектировал первый трубопровод для перекачки нефти.

Нефтяная станция Товарищества «В.И. Рагозин и Ко» в Константинове на Волге. Построена по проекту В.Г. Шухова строительной конторой инженера А.В. Бари. 1881. Фотография: arran.ru

Резервуары Товарищества пароходства «Лебедь» в Царицыне на Волге. Построены по проекту В.Г. Шухова строительной конторой инженера А.В. Бари. 1882. Фотография: arran.ru

Начало трассы нефтепровода длиною около 3-х километров в городе Батуми от резервуарной станции Я. Нашауера. Построен по проекту В.Г. Шухова. 1886. Фотография: arran.ru

Но главное - Владимир Шухов открыл процесса крекинга, который позволял разделять нефть на фракции. Теперь при ее перегонке можно было получать не только керосин, но и моторные масла, солярку, мазут, бензин. Первую в мире промышленную установку непрерывного термического крекинга нефти Владимир Шухов сконструировал и запатентовал вместе со своим помощником Сергеем Гавриловым в 1891 году. Более широко его изобретение стали использовать немного позже, когда появилось большое количество автомобилей, работающих на бензине.

В конторе Бари Владимир Шухов проработал почти полвека. Здесь у него была свобода действий, так необходимая любому изобретателю.

«Человек-фабрика»

В начале 1890-х годов в жизни Владимира Шухова начался период наивысшего расцвета, который впоследствии один из его сотрудников назвал «сплошным триумфом ума и остроумия». Инженер стал больше уделять времени области металлических конструкций. Этот интерес у Шухова появился, когда он работал над конструкцией перекрытий Верхних торговых рядов (сегодня - ГУМ) на Красной площади в Москве . Для крыши здания он создал уникальные светопрозрачные перекрытия - арочные ферменные конструкции. Вес железных частей стропил составлял более 800 тонн, но, как писал композитор Александр Размадзе, «видом своим сетка перекрытий представлял собой нечто столь легкое и тонкое, что выглядело снизу паутиной с врезанными в нее стеклами» .

В 1896 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде Владимир Шухов представил несколько своих изобретений в области металлических конструкций: уже известную арочную ферму и новые сетчатые покрытия. Также на выставке появилась водонапорная башня-гиперболоид, изобретенная инженером. Для ее создания Шухов взял два металлических кольца и соединил их равновеликими стропами, а затем повернул кольца относительно друг друга. Абсолютно прямые стропы образовали кривую фигуру - однополостной гиперболоид. Придуманная Шуховым конструкция была изящной и прочной, при этом простой и дешевой в сборке: для ее постройки требовались лишь металлические кольца оснований, прямые рейки и крепежные детали.

Здание строительного и инженерного отделов с сетчатым покрытием системы инженера Владимира Шухова. Фотография: arran.ru

Водонапорная башня построена по проекту инженера В.Г. Шухова для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. Фотография: arran.ru

Мост через реку Енисей в Красноярске. Построен по проекту В.Г. Шухова. Руководитель строительства инженер-строитель Кнорре Евгений Карлович. 1899. Фотография: arran.ru

После Нижегородской выставки Владимиру Шухову стали поступать многочисленные заказы. Инженер спроектировал и построил сотни водонапорных башен, соорудил несколько железнодорожных мостов с пролетами, составил новый проект водоснабжения Москвы. Он изобрел новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытий Музея изящных искусств (ГМИИ имени Пушкина), Московского главного почтамта, Бахметьевского гаража , залов и дебаркадер Киевского вокзала в Москве.

После государственного переворота 1917 года Шухов отверг многочисленные приглашения из-за границы. Он писал в дневнике: «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны» . Фирму и завод Бари национализировали, Шухова выселили из особняка. Для инженера и его семьи наступили сложные времена.

«Отец [Владимир Шухов] жил при советской власти несладко. Он был противник одновластия и не мирился с ним в сталинскую эпоху, которую предвидел задолго до ее начала. С Лениным близко знаком не был, но любви к нему не имел. Мне он не раз говорил: «Пойми, все, что мы делаем, никому и ни для чего не нужно. Нашими действиями управляют невежественные люди с красными книжками, преследующие непонятные цели». Несколько раз отец был на волоске от уничтожения».

Сергей Шухов

В 1920 году в тюрьму попал младший сын Шухова. Чтобы освободить его, инженер передал Советскому государству все свои патенты стоимостью 50 миллионов золотом. Сына отпустили, однако он был настолько измучен и истощен, что так и не пришел в себя и умер. В том же году умерла мать инженера, следом - жена.

Шаболовская телевизионная башня. Построена по проекту Владимира Шухова. 1920–1922. Фотография: places.moscow

Однако Владимир Шухов продолжал упорно трудиться, за что современники прозвали его «человеком-фабрикой». Изобретатель спроектировал башню для радиостанции на Шаболовке в Москве: она состояла из шести сетчатых гиперболоидных стальных секций высотой 160 метров. 19 марта 1922 года с нее начали транслировать первые радиопередачи. Архитектурный шедевр эпохи авангарда не просто выполняет свои функции - Шуховская башня включена в Список памятников культуры с охранным статусом, рекомендована на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Гиперболоидные башни такой конструкции строят и сегодня во многих странах мира.

Все крупные советские стройки первых пятилеток были связаны с именем Владимира Шухова. Инженер участвовал в реализации плана электрификации страны: он создал башенную конструкцию линии электропередачи через реку Оку. Спроектировал мартеновские цеха Выксунского, Петровского, Таганрогского заводов, завода «Азовсталь», запустил завод «Советский крекинг» в Баку.

В 1929 году Владимир Шухов получил Ленинскую премию за изобретение крекинг-процесса нефти, в 1932-м - звезду Героя труда и стал членом-корреспондентом Академии наук, а затем и почетным академиком. До конца дней он продолжал работать.

Владимир Шухов умер в 1939 году. Похоронили его на Новодевичьем кладбище.

В.Г. Шухов. Гениальный русский инженер-изобретатель.

1. Примерка "пифагоровых штанов". Предки Шухова и по материнской и по отцовской линии были так или иначе связаны с военным делом. Мать, Вера Капитоновна, - дочь подпоручика русской армии Поджидаева, пращур отца получил личный дворянский титул за участие в Полтавской битве. Военная среда - это требовательность, стремление к порядку, способность справляться с жизненными трудностями.Наряду с этим в семье поощрялось желание учиться, узнавать что-то новое. Отец свободно владел несколькими языками, прекрасно знал историю, интересовался искусством, его близким другом был знаменитый хирург Н.И. Пирогов. Но, тем не менее ничто, не предвещало рождения в семье гениального инженера.

Вера Капитоновна Шухова.

Правда, мать была удивительным человеком, она обладала особой обостренной интуицией, граничащей с ясновидением. А отец - успешный юрист - четким логическим мышлением.

Григорий Петрович Шухов.

Именно умение логически мыслить и особая математическая интуиция привели юного Шухова к первому успеху. Будучи учеником 4 класса Пятой Петербургской гимназии, он нашел новое доказательство теоремы Пифагора. Преподаватель взглянул на портрет великого ученого и пожал плечами:"Правильно, но... нескромно!"

"Пифагоровы штаны"

2.Теория или практика?

Владимир Шухов. Юность.

Нескромностью можно было посчитать и отказ от заманчивых предложения остаться в Московском Императорском Техническом училище (МИТУ, в будущем МВТУ им. Баумана) после его окончания для подготовки к профессорскому званию. В училище Владимир поступил по совету отца в 1871 году. МИТУ - лучший технический вуз России. Учиться безумно тяжело: сумасшедшая программа, сочетающая фундаментальную физико-математическую подготовку с овладением прикладными ремеслами, необходимыми инженеру-практику, жесточайшие требования к студентам, строгая учебная дисциплина. Студент Шухов не только легко справляется с учебной программой, у него находятся силы и время изобретать. Студентом первого специального класса Владимир Григорьевич сделал свое первое практически ценное изобретение: разработал собственную конструкцию паровой форсунки для сжигания жидкого топлива и изготовил ее опытную модель в мастерских училища. Это изобретение было высоко оценено Д.И.Менделеевым, который даже поместил изображение форсунки Шухова на обложку книги "Основы фабрично-заводской промышленности"(1897). Принципы этой конструктивной системы используются до сих пор .

Шухов на хорошем счету у преподавателей училища, среди которых Н.Е. Жуковский, А.В.Летников, Д.Н.Лебедев. Именно Н.Е. Жуковский делает молодому инженеру-механику лестное предложение о совместной научной и педагогической деятельности в училище после получения диплома. Кстати, дипломный проект Шухову готовить не пришлось.Звание инженера ему было присуждено "по совокупности" учебных заслуг. А знаменитый русский математик П. Л. Чебышев, почетный член педагогического совета МИТУ, приглашает Шухова на работу в Петербургский университет, на кафедру математики. Шухов снова отказывается. Не из гордыни. Выбирая между теорией и практикой, он предпочел "жизнь", а жизнью для него была именно практика.

Тем более, что время было прекрасное - "золотой век" техники. Бурно развивалась промышленность, ставя перед инженерами все новые и новые задачи и проблемы. Необходимо было работать на стыке технических "жанров", а это требовало энциклопедических знаний, нестандартного, порой парадоксального мышления и "звериной" технической интуиции. Инженеры были товаром штучным, Шухов - по дарованию, образованию, работоспособности - уникальным.


Московское Императорское Техническое Училище.

3. Шухов - Бари. Кто на ком зарабатывает?

Это сразу понял его будущий работодатель - Александр Вениаминович Бари, американский предприниматель с русскими корнями. И буквально "вцепился" в него. Они встретились в Америке, куда Шухов приехал на годичную стажировку после ИМТУ. А на следующий год Бари был уже в России, где открыл свою контору, предложив Шухову место главного инженера. И Шухов, отвергавший более престижную работу, согласился. Причем деньги ему были положены не очень большие. Фирма процветала, ее годичный оборот достиг 6 миллионов рублей в год. Сумма баснословная по тем временам. Процветание конторы практически никак не сказывалось на гонорарах Шухова.

Владимир Григорьевич Шухов.

Александр Вениаминович Бари.

"Моя личная жизнь и жизнь и судьба конторы были одно целое... Говорят А. В. Бари эксплуатировал меня. Это правильно. Юридически я всё время оставался наёмным служащим конторы. Мой труд оплачивался скромно по сравнению с доходами, которые получала контора от моего труда. Но и я эксплуатировал его, заставляя его выполнять мои даже самые смелые предложения! Мне предоставлялся выбор заказов, расходование средств в оговорённом размере, подбор сотрудников и найм рабочих. Кроме того, А.В. Бари был не только ловкий предприниматель, но и неплохой инженер, умевший оценить новизну технической идеи. Кто из предпринимателей того времени взялся бы за сооружение в шесть месяцев павильонов Нижегородской выставки, если они, даже построенные, вызывали сомнения в надёжности? Приходилось терпеть несправедливости в оплате труда ради возможности инженерного творчества.

Мое основное условие работы в конторе: выиграть по контракту выгодный заказ, причем за счет более низкой. чем у конкурентов, стоимости и более коротких сроков исполнения и при этом обеспечить конторе прибыль не ниже, чем у других контор. Выбор темы конкурса - за мной"

Бари платил Шухову за идеи, за знания,за прибыль в конечном счете. Шухов, не требуя больших денег, своим талантом оплачивал собственное счастье - возможность заниматься интересными для него проектами.

4. Соперник Чехова.

Деньги никогда не были для Владимира Григорьевича чем-то особо важным. Ни тогда, когда он был "вольным, холостым казаком", ни тогда, когда в 1893 году в возрасте 40 лет женился на 19-летней Анне Николаевне Мединцевой и "оброс" многочисленным семейством. Его жена происходила из древнего, но обедневшего рода Ахматовых, доводясь, кстати, дальней родственницей Анне Андреевне Ахматовой. Несмотря на молодость и разницу в возрасте с мужем, Анна Николаевна оказалась очень мудрой женщиной и сумела создать хорошую семью и прекрасный дом.

Столовая в доме В.Г. Шухова в Скатерном переулке. 1900. За столом мать Владимира Григорьевича Вера Капитоновна и жена Анна Николаевна.

Вера и Сергей Шуховы в доме на Смоленском бульваре. 1912.

Но была в жизни Владимира Григорьевича и другая романтическая история. Его первая любовь - Ольга Леонардовна Книппер, будущая жена А.П.Чехова. Юная Ольга дружила с его сестрами. Их роман продолжался два года и оставил глубокий след в их душах. "Я вступала на сцену с твердой убежденностью, что ничто и никогда меня не оторвет от нее, тем более, что в личной жизни моей прошла трагедия разочарования первого юного чувства..." - писала Ольга Леонардовна в воспоминаниях .

О.Л. Книппер.

Ольга Леонардовна Книппер (в центре), сестры В.Г.Шухова Ольга (слева) и Александра, Константин Леонардович Книппер на даче в Вишняках. 1885.

5. От благодарных нефтянников. В 90-е годы 19 века Шухов по состоянию здоровья был вынужден переменить климат и, по "наводке" А.В.Бари отправился на юг в Баку. Баку был тогда нефтяной столицей России. Хотя "нефтянка" только-только вставала на ноги. Ценными компонентом нефти считался идущий на осветительные нужды керосин. Бензин продавался в аптеках в качестве пятновыводителя. Не пользовались спросом и смазочные масла из нефти. Возникало множество проблем. Не понятно куда девать огромное количество "отходника" - мазута. Где хранить нефть, как транспортировать? Не возить же на осликах и верблюдах в бурдюках, разливая по пути к месту назначения ровно половину. Общее впечатление от процесса нефтедобычи со свойственной ему образностью выразил М. Горький: "Нефтяные промыслы остались в моей памяти гениально сделанной картиной мрачного ада. Эта картина подавляла все знакомые мне фантастические выдумки устрашенного разума..."

Вот такое положение дел застал прибывший в Баку для поправки здоровья Шухов. Не терпящий творческого простоя Владимир Григорьевич взялся за дело. И за короткое время "нефтянка" была полностью "экипирована".

Преобразования касались всей цепочки: добыча,хранение, транспортировка, переработка.

При добыче нефти Шухов предложил использовать сжатый воздух, остроумно назвав свое изобретение эрлифт - воздушный подъемник. Проблему хранения решил путем построения больших клепанных резервуаров, максимально дешевых и экономичных. Транспортировка держалась на трех китах: танкеры для перевозки по Каспийскому морю, огромные клепанные речные баржи и нефтепроводы. Нефтеналивные суда строились по шуховским чертежам. Для нефтепроводов Шухов разработал и внедрил в практику основы нефтяной гидравлики. "Формула Шухова", обосновывающая наиболее рациональныцй способ прокачки нефти по нефтепроводу используется и сейчас.

Наконец, запущена в производство первая паровая форсунка для сжигания нефти и нефтяных отходов и запатентован крекинг- процесс - способ получения бензина и керасина из нефтяных остатков путем расщепления крупных молекул на более мелкие при высокой температуре и под давлением. Патент Шухов получил в 1891 году. Но все гениальность изобретения крекинг-процесса благодарное человечество смогло оценить позже, лет через 25 , когда появилось огромное количество ненасытных автомобилей, требовавших бензина, бензина, бензина...

Старинныйклёпаныйнефтяной резервуар Шухована жезнодорожной стации города Владимира

6. "Гиперболоид инженера Шухова" - кривое из прямого или в авангарде авангарда. Шухов часто "работал на перспективу", обгоняя свое время.Хотя, он никогда ничего не изобретал просто так, "от нечего делать". Он называл себя "человеком жизни". Жизнь была его главной музой. Она ставила перед ним вопросы, она помогала находить ответы. Он часто учился у природы.«Что красиво смотрится, то - прочно. Человеческий взгляд привык к пропорциям природы, а в природе выживает то, что прочно и целесообразно» Простая корзина из ивовых прутьев, перевернутая вверх дном, подсказала Шухову идею создания ажурных конструкций, а фундаментальной математическое образование дало "позволило" узнать в ней гиперболоид вращения. Так родились знаменитые стальные сетчатые оболочки Шухова и гиперболоидные башни, в которых кривые поверхности образуются прямыми элементами.

"Дебют" сетчатых оболочек, как составляющих зданий, прошел на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 годавНижнем Новгороде. Это было совершенно необыкновенное мероприятие, которое курировал император Николай Второй. Там было на что посмотреть. Достаточно сказать, что на этой выставке, вернее рядом с ней выставлялась, например, знаменитая "Принцесса Греза" Врубеля. И тем не менее, наибольшей популярностью пользовались павильоны Шухова. Огромные лоскуты железной паутины "бестелесно" висевшие над головой потрясали воображение. Поразительней всего было, то, что эта паутина еще как бы "драпировалась" причудливыми складками.

Строительство овального павильона с сетчатым стальным висячим покрытием дляВсероссийской выставки 1896 годавНижнем Новгороде, фотографияА. О. Карелина,1895

В. Г. Шухов построил восемь павильонов с первыми в мире перекрытиями в виде сетчатыхоболочек, первое в мире перекрытие в виде стальной мембраны (Ротонда Шухова) и первую в мире гиперболоидную башнюудивительной красоты (была куплена после выставки меценатомЮ. С. Нечаевым-Мальцовыми перенесена в его имение Полибино (Липецкая область), сохранилась до настоящего времени.

Ротонда Шухова на Нижегородской выставке. 1896 .

Первая в мирегиперболоидная башня Шухова,Нижний Новгород, фотографияА. О. Карелина,1896

Это было настоящим прорывом, причем не только в инженерном деле, но и в архитектуре. Именно архитектурные идеи Шухова были подхвачены такими знаменитыми архитекторами как А. Гауди, Ла Корбюзье и О. Нимейер. Они использовали в своем творчестве гиперболоидные конструкции. А представители гораздо более позднего хай-тека, Бакминстер ФуллериНорман Фостер, — окончательно внедрилисетчатые оболочкив современную практику строительства, и вXXI векеоболочки стали одним из главных средств формообразованияавангардныхзданий ...

Кстати, сейчасШуховская башняпризнана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства. А Международная научная конференция «Heritage at Risk. Сохранение архитектуры XX века и Всемирное наследие», прошедшая в апреле 2006 года в Москве с участием более 160 специалистов из 30 стран мира в своей декларации назвала Шуховскую башню в числе семи архитектурных шедевроврусского авангарда, рекомендованных на Включение в списокВсемирного наследияЮНЕСКО.

Радиобашня на Шаболовке.

Изобрёл Шухов и арочные конструкции покрытий с тросовыми затяжками. До нашего времени сохранились: стеклянные сводыпокрытий В. Г. Шухова над крупнейшими московскими магазинами: Верхними торговыми рядами(ГУМ) иФирсановским (Петровским) пассажем.

Металло-стеклянные перекрытия ГУМ конструкции Шухова,Москва


Перекрытия ГУМа.

Гостинница "Метрополь"

Гостинница "Метрополь". Интерьер.

И еще В. Г. Шухов придумал новые конструкции пространственных плоских ферм и использовал их при проектировании покрытийМузея изящных искусств (ГМИИ им. Пушкина), Московского главного почтамта,Бахметьевского гаражаи других многочисленных построек. В1912—1917 гг. В. Г. Шуховым спроектировал перекрытия залов идебаркадерКиевского вокзала(бывшего Брянского) в Москве и руководил его возведением (ширина пролета — 48 м, высота — 30 м, длина — 230 м).

ГМИИ им. Пушкина.

Московский почтамт.

7. Дайте мне точку опору и я... поставлю на место башню Улугбека. В 1417-1420 годах в Самарканде было построено замечательно красивое медресе знаменитого восточного астронома и математика Улугбека. Его окаймляли два минарета. Шло время и минареты "загуляли". Особенно северо - восточный. Он отклонился от вертикали более чем на 1,5 м. Самаркандцы с тревогой посматривали на него, справедливо опасаясь, что в один прекрасный день минарет обрушится им на головы. В 1918 году его закрепили троссами. Ветер завыл в тросах-струнах "чертовой гитары", как теперь назвали минарет самаркандцы. Это действовало им на нервы. И неизвестно, чем бы все закончилось, если бы в 1932 году на помощь измотанным самаркандцам не пришел Владимир Григорьевич Шухов. Он решил вернуть минарет в исходное положение. Ему в это время было 79 лет, и это был если не самый сложный его проект, то во всяком случае один из самых эффектных.


В.Г. Шухов выпрямляет минарет Улугбека. Дружеский шарж Сухова.

Он не только был автором проекта, но и руководил работами. Хотя многие не верили в успех предприятия. Соотечественники сомневались молча, убежденные предыдущими работами инженера в непогрешимости лозунга: "Шухов сказал, Шухов сделал". Иностранцы позволяли себе смелость высказать крамольные мысли вслух: "Это слишком дерзко. Это противоречит законам всемирного тяготения. Минарет обрушится, как только его начнут поднимать".


Медресе Улугбека. Самарканд.

Через 3 дня минарет уже стоял строго вертикально. Владимир Шухов решил поставленную задачу. С помощью домкратов и лебедок, как всегда не задействовав ни одного лишнего человека.

Минарет медресе Улугбека. Фрагмент.

8. Жизнь, в качестве премии за работу.

Сам Шухов, кстати, не сомневался в успехе предприятия ни на секунду. Он привык все просчитывать " с точностью до миллиметра". "Риск при выполнении заказа исключался. Разрушение конструкции - это не только убытки конторы, но и потеря моего инженерного авторитета, потеря возможности самостоятельного творчества, а значит, конец творческой жизни." Иногда вопрос стоял еще острее. На кону стояла не только творческая, но и физическая жизнь. Так было при строительстве самого известного детища Шухова - радиобашни на Шаболовке. В 1919 году Шухов разрабатывает проект. Красавица - башня должна вознестись на высоту 350м, затмив французскую соперницу - башню Эйфеля (305 м), при этом весить она будет почти в три раза меньше. Но в стране разруха, голод, гражданская война, металла не хватает. Высоту ограничивают 160 метрами (6 пролетов вместо 9). Секции - пролеты должны собираться на земле и с помощью лебедок поочередно подниматься на верх. Шухов производит расчеты. Как вспоминают сослуживцы, это дело он обычно не доверял никому. Оперировал при этом с приближёнными круглыми цифрами, но позже непременно вносил поправку делавшую итог чётким и безошибочным. Как всегда. Но на этот раз происходит непредвиденное. Обрушивается четвертая секция. повреждая при при падении три нижние. На месте событий появляются представители ВЧК. Их приговор стремителен, категоричен и неправеден - расстрел. За вредительство. Храбрецов занять место Шухова не находится. Ему предлагают продолжить работу. Расстрел откладывается. Сотрудники в ужасе. "Как можно работать, когда каждая ошибка грозит смертельной опасностью?" "Без ошибок", - отвечает Шухов и как всегда с головой уходит в работу. Кстати, как позже установит комиссия более компетентная, чем ВЧК, ошибок и не было, была "усталость" некачественного металла. Все закончится очередным успехом.

Но гениальный инженер и дальше, даже несмотря на правительственные награды, будет ходить "по лезвию ножа", под статьями: его сыновья участвовали в Белом движении, по линии морского ведомства Шухов в 1917 году сотрудничал с А. Колчаком. Да, и несомненный талант - чем не повод для преследований. К счастью, Владимиру Григорьевичу некогда было размышлять об этом, он слишком много работал. «Мы должны работать независимо от политики. Башни, котлы, стропила нужны, и мы будем нужны».

"С огромным волнением я вспоминаю свою жизнь, проведённую около В.Г. Шухова. Каждый день, час, любая минута были полны счастья, энтузиазма открытий. Я не успевал укладывать в свою голову всё увиденное и услышанное. А он, этот мыслитель, всем щедро дарил, щедро сыпал, как из рога изобилия, всё новое и новое, одно интересней и гениальней другого", - вспоминал А.П. Баланкин, проработавший в конторе более 40лет и бывший основным производителем работ на строительстве Шаболовской башни.

Радиобашня на Шаболовке.

9. В одном строю с Леонардо. Шухов, действительно, засыпал сослуживцев ворохом новых идей в совершенно различных областях человеческой деятельности, напоминая мощью своего таланта и размахом великого Леонардо да Винчи, " главного инженера" эпохи Возрождения. Он, безусловно, был "ренессансным" человеком. По одаренности, широте знаний и интересов. Трудно перечислить его изобретения, список будет огромным. Не менее сложно перечислить его "нерабочие" увлечения. Литература, искусство, музыка. Шухов обожал театр. Кстати, для Московского Художественного театра им была сконструирована первая в мире вращающаяся сцена.

Большой страстью Владимира Григорьевича всегда оставалась фотография. "Я по профессии инженер, а в душе фотограф". Он оставил огромную коллекцию талантливейших, уникальных снимков и негативов. История семьи, история Москвы, история страны.

И, конечно, спорт. Шухов был заядлым спортсменом. Зимой - коньки и лыжи, летом - велосипед. Причем, велосипедным спортом Владимир Григорьевич занимался, можно сказать на профессиональном уровне - участвовал в гонках. Рассказывают, что однажды забредший в Манеж посмотреть соревнования А.В.Бари вдруг с ужасом узнал в рыжем победителе своего главного инженера.


Автопортрет на трапеции у дома на Смоленском бульваре. 1910.

Спорт помогал поддерживать прекрасную физическую форму, необходимую для жизни и работы. Шухов жил, чтобы работать, и работал, чтобы жить.

10. Уход. Когда-то много лет назад матери Владимира Григорьевича, Вере Капитоновне, приснился страшный сон - объятый пламенем сын в семейном склепе. Она отмахнулась от ужасного видения. К сожалению, сон оказался пророческим. Шухов работал в своем кабинете. От опрокинутой свечи на нем загорелась одежда. Ожоги покрывали треть тела. 5 дней врачи боролись за его жизнь. Но помочь ему не удалось. 2 февраля 1939 года Владимир Григорьевич Шухов скончался.

Он оставил потомкам открытые законы, выведенные формулы, совершенные механизмы, прекрасные строения, мосты, котлы, фотографии... и веру в безграничные возможности человеческого разума.

Использованы материалы: башня на шаболовке

Владимир Шухов первым в мире создал гиперболоидные конструкции – сетчатые металлические структуры, в основе которых лежит незамкнутая поверхность, образуемая вращением гиперболы вокруг ее оси. К прочим заслугам инженера относится проект первых российских нефтепроводов и нефтеперерабатывающего завода, аппарат для непрерывной дробной перегонки нефти, трубчатый паровой котел и множество других изобретений. 1. Первая в мире конструкция-гиперболоид в Полибино. Впервые мир познакомился с творением Владимира Шухова летом 1896 года на Всероссийской промышленной и художественной выставке – крупнейшей в дореволюционной России, которая проходила в Нижнем Новгороде. Для этого мероприятия архитектор построил целых восемь павильонов с сетчатыми перекрытиями и гиперболоидную башню, ставшую его визитной карточкой. Изящную водонапорную конструкцию венчал бак с водой, вмещавший шесть с половиной тысяч ведер. К баку вела спиральная лестница, по которой любой желающий мог подняться на смотровую площадку. Что и говорить - необычная ажурная стальная башня стала «гвоздем» программы и моментально привлекла внимание не только горожан, но и мецената и стекольного короля Юрия Нечаева-Мальцева. Успешный предприниматель приобрел ее по окончании выставки и отвез к себе в имение в Полибино, что в Липецкой области. Там 25-метровая конструкция стоит и по сей день. 2. ГУМ. На нижегородской выставке Владимир Шухов представил новаторский подход в использовании сетчатых конструкций для перекрытий и крыш зданий. Он был применен в Главном универсальном магазине (бывшие Верхние торговые ряды), построенном напротив Кремля. Стеклянная крыша ГУМа – дело рук великого мастера. В ее основе – стальной каркас, изготовленный из металлических стержней. На его строительство ушло более 800 000 кг металла. Но, несмотря на столь внушительные цифры, полукруглая ажурная крыша кажется легкой и утонченной. 3. ГМИИ имени А.С. Пушкина. Это, пожалуй, самое известное здание, в строительстве которого принимал участие Владимир Шухов. Перед ним стояло ответственное задание – создать прочные перекрытия кровли, через которые может поступать солнечный свет. Сто лет назад, когда музей открыл свои двери, в его проекте не было предусмотрено электрическое освещение экспозиции, поэтому залы должны были освещаться естественным образом. На удачу Шухова, одним из спонсоров строительства стал Юрий Нечаев-Мальцев, который ранее приобрел первую работу архитектора. Так что отличные рекомендации были у Шухова «в кармане». Созданную им трёхъярусную металло-стеклянную крышу называют памятником инженерному гению. 4. Киевский вокзал в Москве. Строительство дебаркадера бывшего Брянского вокзала велось несколько лет, с 1914 по 1918 год, в условиях дефицита металла и рабочей силы. Когда работа была завершена, застекленное пространство над платформами длиной 230 метра стало крупнейшим в Европе. Эффектный козырек Киевского вокзала представлял собой металло-стеклянное перекрытие, которое опиралось на стальные арки. Находясь на перроне, сложно поверить, что над тобой возвышается конструкция, которая весит около 1300 тонн! 5. Башня на Шаболовке. Всеми признанный шедевр Шухова был возведен в 1919-1922 годах. Первоначальный проект предполагал, что башня возвысится на 350 метров и станет «конкуренткой» Эйфелевой башни (324 м). Несмотря на то что на реализацию задуманного требовалось втрое меньше металла, чем на французскую соперницу, ее пришлось уменьшить до 160 м (с учетом траверз и флагштока). Виной тому была гражданская война и, как следствие, отсутствие нужного количества стали. Когда амбициозный проект был завершен, башня заработала по назначению – в 1922 году началась трансляция радиопередач, а в 1938 году состоялась первая телетрансляция. Воздушная невесомая конструкция вдохновила писателя Алексея Толстого на написание фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина», ставшего бестселлером того времени. 6. Шуховская башня на Оке. В 1929 году, спустя 33 года после своего громкого дебюта в Нижнем Новгороде, Владимир Шухов вернулся в принесший ему признание город. На низком берегу Оки между Богородском и Дзержинском по его проекту были установлены единственные в мире многосекционные гиперболоидные башни-опоры ЛЭП. Из трех пар конструкций, которые поддерживали провода, до наших дней сохранилась только одна. Творения Шухова оценили во всем мире еще при жизни инженера, но и сегодня его идеи активно заимствуются известными архитекторами. Образцы гиперболоидных башен встречаются в Японии, Италии, Бразилии, Великобритании. Его наработками пользуются Кен Шаттлворт (Aspire Tower) и Норман Фостер (перекрытие двора Британского музея, небоскрёб Сент-Мэри Экс 30). Но самым известным примером использования патента Шухова считается 610-метровая телебашня в китайском городе Гуанчжоу – самая высокая в мире сетчатая гиперболоидная конструкция. Ее возвели к Азиатским играм 2010 года для трансляции этого важного спортивного события.

Шухов, Владимир Григорьевич

Инженер-механик. Род. в 1854 г. Окончил курс в Императорском московском техническом училище (1876). Ш. изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных паровых котлов. Ему же принадлежит составление формул расчета железных клепаных резервуаров. Напечатал: "Трубопроводы и применение их к нефтяной промышленности" (1895); "Насосы прямого действия - теоретические и практические данные для расчета их" (1897); "Стропила. Изыскание рациональных типов прямолинейных стропильных ферм и теория арочных ферм" (1897).

{Брокгауз}

Шухов, Владимир Григорьевич

Сов. инженер и ученый, почетный акад. (с 1929, чл.-корр. с 1927). Герой труда (1928). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1928). Чл. ВЦИК (1927). Род. в г. Грайвороне (ныне Белгородской обл.). По окончании в 1876 Моск. высшего технич. училища Ш. был оставлен там для подготовки к проф. званию и командирован в США. Однако, вернувшись из-за границы, Ш. предпочел инженерную деятельность педагогической. С 1878 он работал гл. инженером технич. строительной конторы А. В. Бари в Петербурге, а с 1880 - в Москве. Вскоре по состоянию здоровья Ш. вынужден был переехать в Баку, где он служил в той же фирме. Затем вновь вернулся в Москву. После Великой Окт. социалистич. революции Ш. работал в строительной конторе з-да "Парострой" и на самом з-де (Москва). Осн. труды Ш. посвящены технике нефтяной пром-сти, теплотехнике и строительному делу. Он нашел ряд принципиально новых решений задач добычи, переработки, хранения и транспортировки нефти. Ш. предложил осуществлять подъем нефти т. н. эрлифтом, с помощью инерционного насоса с гибкой связью, с помощью шнуровых или ленточных насосов. Труды по переработке нефти Ш. начал с усовершенствования кубовой батареи. В 1888 Ш. получил привилегию (№ 13200) на установку для непрерывной дробной перегонки нефти (построена в Баку в 1889). В 1890 (совм. с Ф. Инчиком) Ш. получил привилегию (№ 9783) на гидравлич. дефлегматор (разделитель), значительно улучшивший работу установки для непрерывной дробной перегонки нефти. В 1891 (совм. с С. Гавриловым) запатентовал пром. установку для перегонки нефти с разложением на отдельные фракции под действием высоких температур и давлений (привилегия № 12926). Эта установка впервые предусматривала осуществление т. н. крекинга в жидкой фазе, получившего впоследствии широкое распространение.

Для хранения нефти Ш. были созданы стальные нефтяные резервуары минимального веса при заданном объеме. Задача о наивыгоднейших размерах резервуара, решенная Ш., широко применяется в различных отраслях пром-сти. По системе Ш. построены десятки тысяч резервуаров.

Проблема транспортировки нефти разрешалась Ш. созданием нефтепроводов и нефтеналивных судов. Он рассчитал и построил первый в России нефтепровод (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку), первый в мире мазутопровод с подогревом перекачиваемого мазута отработанным паром паровых насосов. В труде "Нефтепроводы" (1884) дал основы гидравлики нефти, теорию и расчет наивыгоднейшего диаметра нефтепровода, впервые нашел зависимость расхода от вязкости перекачиваемой жидкости. Для перевозки нефти водным путем Ш. спроектировал нефтеналивные суда длиной до 172 м и грузоподъемностью до 12 000 т , используя разработанную им при расчете днищ резервуаров и трубопроводов теорию работы балок, лежащих на упругом основании.

Ш. впервые в мире осуществил пром. факельное сжигание жидкого топлива посредством изобретенной им распыливающей форсунки (1880), позволившей эффективно сжигать и мазут, считавшийся ранее отходом произ-ва. Одновременно им была разработана конструкция топки с подогревом поступающего к факелу воздуха.

В области теплотехники Ш. созданы конструкции широко распространенных в России водотрубных паровых котлов - т. н. котлов Ш. Заявки Ш. на его водотрубные котлы относятся к 1890, патенты выданы только в 1896 (№ 15434 - на горизонтальный и № 15435 - на вертикальный котлы). Котлы отличались низкой стоимостью, малой металлоемкостью, транспортабельностью (отдельные секции собирались на болтах), надежностью и удобством в эксплуатации. В своей заявке 1890 Ш. впервые предложил топочные экраны, широко распространенные в совр. котельной технике.

В области строительной техники им разработаны конструкции легких экономичных перекрытий различных типов: висячие сетчатые покрытия, перекрывающие площади в несколько тысяч квадратных метров (демонстрировались впервые в 1896 на Нижегородской выставке); легкие металлич. арочные покрытия (перекрытие дебаркадера Киевского вокзала в Москве); сетчатые своды и своды двоякой кривизны с пролетами до 40 м (Выксунский чугуноплавильный з-д, мостовой корпус з-да "Парострой" в Москве) и др. В 1896 Ш. получил привилегию на конструкцию башни в виде однополостного гиперболоида вращения, сочетающую прочность с легкостью и простотой сооружения (башня Ш.). По конструкции Ш. сооружено множество башен, опор под резервуары, маяков, мачт, антенн. Большое технико-экономич. значение в 1921-24 в связи с резким дефицитом металла в стране имели работы Ш. по созданию легких деревянных покрытий, деревянных несущих конструкций и деревянных трубопроводов.

Под руководством Ш. было запроектировано и построено ок. 500 мостов, среди к-рых ряд крупных (через Оку, Волгу, Енисей). Им выполнены многочисленные инженерные работы самого разнообразного характера, среди к-рых постройка ряда зерновых элеваторов, доменных печей, 38-метрового батопорта (плавучие ворота сухого дока), дымовых труб, цементных бункеров, судовых причалов, металлич. конструкций здания Главного почтамта в Москве, вращающейся сцены МХАТа, подъем наклонившегося минарета медресе Улугбека в Самарканде, сооружения для водоснабжения в шести городах и многое др. Награжден премией имени В. И. Ленина.

Лит.: Лазарев П. и Крылов А., Записка об ученых трудах В. Г. Шухова, "Известия Акад. наук СССР, 7 серия. Отделение физико-математич. наук", 1928, № 8-10; Лейбензон Л. С., Владимир Григорьевич Шухов, в кн.: Люди русской науки, т. 2, М.-Л., 1948; его же, К 80-летнему юбилею академика В. Г. Шухова, "Вестник инженеров и техников", 1933, № 10; Конфедератов И. Я., Владимир Григорьевич Шухов, М.-Л., 1950; Лопатто А. Э., Почетный академик Владимир Григорьевич Шухов - выдающийся русский инженер, М., 1951 (им. список печатных работ и патентов Ш.); Пархоменко В. Е., Владимир Григорьевич Шухов (К 100-летию со дня рождения), М.-Л., 1953.

Шухов, Владимир Григорьевич

(28.VIII.1853-2.II.1939)

Сов. технолог и конструктор, почетный акад. АН СССР (с 1929). Р. в Грайвороне (ныне Белгородской обл.). Окончил Московское техн. училище (1876). Работал гл. обр. инженером ряда строительных фирм, после 1918 на з-де "Парострой" в Москве.

Осн. работы относятся к технике нефтяной пром-сти, теплотехнике и строительному делу. Произвел (1878) расчеты первого в России нефтепровода и руководил его постройкой. Создал (1888-1889) конструкции аппаратов дробной дистилляции нефтей. Получил (1891) патент на создание установки пиролитического разложения углеводородов нефти, что явилось началом развития работ в обл. крекинга нефтей. Тогда же впервые ввел в технологию нефтепереработки давление. Впервые осуществил пром. факельное сжигание жидкого топлива с помощью изобретенной им форсунки. Ввел в практику большие клепаные резервуары для хранения нефтепродуктов. Участвовал в проектировании и строительстве многих уникальных сооружений - башен, перекрытий, мостов.

Герой Труда (1932).

Премия им. В. И. Ленина (1929).

Шухов, Владимир Григорьевич

(26. 08. 1853, Грайворон - 02. 02. 1939, Москва)

Окончил Моск. техн. уч-ще в 1876. С 1880 работал в техн. конторе инж. А. В. Бари. Автор конструкций многих моск. построек, в том числе Верхних торговых рядов (Красная пл., 3), Брянского (Киевского) вокзала (пл. Киевского Вокзала), Музея изящных искусств (ул. Волхонка, 12). При его участии построено свыше 40 сооружений. Вершиной творчества является радиобашня на Шаболовке (1922), инженерная конструкция которой воспринимается как совершенная арх. форма. Оказал большое влияние на творчество мастеров арх. авангарда. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Ист.: Арнаутов Л. И., Карпов А. К. Повесть о великом инженере. - М., 1978.

Шу хов, Владимир Григорьевич

Род. 1853, ум. 1939. Инженер, ученый, специалист по технике нефтяной промышленности, "русский Эдисон". Создатель первого российского нефтепровода (1879), паровой форсунки для сжигания нефти (1880), автор до сих пор не устаревшей "формулы Шухова" для расчета движения нефти по трубам, крекинг-процесса, водотрубных "котлов Шухова". В Москве на Шаболовке по проекту Ш. возведена гиперболическая железная башня для радиотелеграфной передачи. Автор множества научных исследований. Выпускник инженерно-механического отделения Московского высшего технического училища (МВТУ) (1876). В 1876-77 гг. изучал в США американскую технику в главных промышленных центрах. С 1880 г. - инженер технической строительной конторы А. В. Барии (впоследствии Стальмост) в Москве. В 1880-е гг. работал в Баку.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Шухов, Владимир Григорьевич" в других словарях:

    Советский инженер и учёный, почётный академик (1929; член корреспондент 1928), Герой Труда (1932). Член ВЦИК (1927). По окончании МВТУ (1876) был командирован в США. В… … Большая советская энциклопедия

    Шухов (Владимир Григорьевич) инженер механик. Родился в 1854 г. Окончил курс в Императорском московском техническом училище (1876). Шухов изобрел особый тип форсунок и свою систему водотрубных паровых котлов. Ему же принадлежит составление формул … Биографический словарь

    - (1853 1939) российский инженер, изобретатель, ученый, почетный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы,… … Большой Энциклопедический словарь

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шухов. Владимир Григорьевич Шухов … Википедия

    - (1853 1939), инженер, изобретатель, почётный член АН СССР (1929), Герой Труда (1932). Создал десятки конструкций, отличавшихся смелостью решения, новизной, практичностью: форсунку для сжигания мазута, эрлифт, нефтепроводы, нефтехранилища,… … Энциклопедический словарь

    Владимир Григорьевич Шухов Дата рождения: 28 августа 1853 Дата смерти: 2 февраля 1939 Гражданство … Википедия