Человекообразная обезьяна. Образ жизни и среда обитания человекообразной обезьяны

Наличием четырехкамерного сердца;2)прямохождением;3)наличием сводчатой стопы; 4)наличием ногтей; 5)S-образным позвоночником; 6)заменой молочных зубов на постоянные.

а) 1,4,6; б) 3,4,6;

в) 2,3,5; г) 2,5,6;

6.Укажите отряды класса Земноводные–

Отряд Чешуйчатые; 2)отряд Хвостатые; 3)отряд Хищные; 4)отряд Бесхвостые; 5)отряд Черепахи; 6)отряд Безногие.

а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4; г) 2, 3, 5;

Укажите растения отдела Мохообразных-

Кукушкин лен; 2)щитовник мужской; 3)асплениум; 4)сфагнум; 5)венерин волос; 6)маршанция.

а) 1, 3, 5; б) 1, 5, 6;

в) 1, 4, 6; г) 2, 3, 4;

8.Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам–

Развитие семян у голосеменных растений;2)развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания; 3)образование сочной мякоти у плода бешеного огурца; 4)выделение душистым табаком пахучих веществ; 5)двойное оплодотворение у цветковых растений; 6)появление у растений механических тканей.

а) 1, 3, 4; б) 1, 5, 6;

в) 2, 3, 4; г) 2, 4, 5;

9. Укажите виды наследственной изменчивости–

Мутационная; 2)модификационная; 3)комбинативная; 4)цитоплазматическая; 5)групповая;6)определенная.

а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 4;

в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5;

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят -

Остаток третьего века у человека; 2)отпечатки растений на пластах каменного угля; 3)окаменевшие остатки папоротников; 4)рождение людей с густым волосяным покровом на теле; 5)копчик в скелете человека; 6)филогенетический ряд лошади.

а) 1,4,6; б) 1,3,4;

в) 2,4,5; г)2,3,6;

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1 .Материалом для эволюции служит естественный отбор.

2. Совокупность растений одного вида, искусственно созданная человеком, называется порода.



3. При аутосомно – доминантном типе наследования признак встречается как у мужчин, так и у женщин.

4. Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий внешней среды, называется комбинативная изменчивость.

5 .Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов.

6 .При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три направительных тельца.

7. Полость внутри бластулы называется бластомер.

8. В сперматогенезе в фазе роста число хромосом и молекул ДНК равно 2п4с.

9. Кодовой единицей генетического кода является нуклеотид.

10. Цикл Кребса происходит на мембране митохондрий.

11. В растительной клетке присутствуют полуавтономные органоиды: вакуоли и пластиды.

12. Центромера – это участок молекулы ДНК эукариот.

13. Число митохондрий в клетке зависит от ее функциональной активности.

14 .В клетках простейших отсутствует клеточная стенка.

15. Наиболее распространенными моносахаридами являются сахароза и лактоза.

16. По типу питания взрослая беззубка является биофильтратором.

18. У рыб отсутствует способность к аккомодации.

19. Большая часть клеток камбия откладывается в сторону древесины.

20. Если цветы собраны на боковых осях, то такие соцветия называют сложные.

Часть 4.Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25.

Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому он относится

Признаки растения Отдел

А. В жизненном цикле доминирует гаметофит 1. Мохообразные

Б. В жизненном цикле доминирует спорофит 2.Голосеменные

В. Размножение спорами

Г. Наличие хорошо развитой корневой системы

Д. Формирование пыльцевых зерен.

Установите соответствие между примером и фактором среды.

Примеры Факторы среды

А. Химический состав воды 1.абиотические факторы Б. Разнообразие планктона 2.биотические факторы

В. Влажность, температура почвы

Г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д. Засоленность почвы.

Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

Особенности процессов Процессы

А. Завершается образованием углеводов 1. биосинтез белкаБ. Исходные вещества - аминокислоты2. фотосинтез

В. В основе лежат реакции матричного синтеза

Г. Исходные вещества – углекислый газ и вода

Д. АТФ синтезируется в ходе процесса.

А Б В Г Д

Матрица ответов 11 класс

Часть 1.

б б а б г в а а в б
а г в г г в г б б б
в а г б г в г а г г
б а в а б

Часть 2.

д г б б в д в б б г

Часть 3.

- - + - + + - + - -
- - + + - + - + + +

Часть 4.

А Б В Г Д
А Б В Г Д
А Б В Г Д
А Б В Г Д
А Б В Г Д

Максимальное количество баллов –100

Человекообразные обезьяны (антропоморфиды, или гоминоиды) относятся к надсемейству узконосых приматов. К ним, в частности, относятся два семейства: гоминиды и гиббоновые. Строение тела узконосых приматов аналогично человеческому. Это сходство человека и человекообразных обезьян является основным, позволяющим относить их к одному таксону.

Эволюция

Впервые человекообразные обезьяны появились в конце олигоцена в Старом Свете. Это было примерно тридцать миллионов лет назад. Среди предков этих приматов наиболее известны примитивные гиббонообразные особи - проплиопитеки, из тропиков Египта. Именно от них далее возникли дриопитеки, гиббоны и плиопитеки. В миоцене случилось резкое увеличение количества и разнообразия видов существовавших тогда человекообразных обезьян. В ту эпоху отмечалось активное расселение дриопитеков и прочих гоминоидов по территории Европы и Азии. Среди азиатских особей были предшественники орангутанов. В соответствии с данными молекулярной биологии человек и человекообразные обезьяны разделились на два ствола порядка 8-6 миллионов лет назад.

Находки ископаемых

Древнейшими известными человекообразными считаются руквапитеки, камойяпитеки, моротопитеки, лимнопитеки, угандапитеки и рамапитеки. Некоторые ученые придерживаются мнения о том, что современные человекообразные обезьяны - это потомки парапитека. Но эта точка зрения имеет недостаточно обоснований вследствие немногочисленности останков последнего. В качестве реликтового гоминоида имеется в виду мифическое существо - снежный человек.

Описание приматов

Человекообразные обезьяны имеют более крупное, чем у мартышкообразных особей, тело. Узконосые приматы не имеют хвоста, седалищных мозолей (есть маленькие у гиббонов только), защечных мешков. Характерной особенностью гоминоидов является способ их передвижения. Вместо перемещения на всех конечностях по веткам они двигаются под ветками преимущественно на руках. Данный способ передвижения именуется брахиацией. Приспособление к его использованию спровоцировало некоторые анатомические изменения: более гибкие и длинные руки, уплощенная грудная клетка по передне-заднему направлению. Все человекообразные обезьяны способны вставать на задние конечности, освободив при этом передние. Для всех видов гоминоидов характерна развитая мимика, способность мыслить и анализировать.

Отличие человека от человекообразных обезьян

Узконосые приматы имеют значительно больше волос, которые покрывают практически все тело, за исключением небольших участков. Несмотря на сходство человека и человекообразных обезьян по строению у людей развиты не так сильно и имеют значительно меньшую длину. При этом ноги у узконосых приматов менее развиты, слабее и короче. Человекообразные обезьяны легко передвигаются по деревьям. Часто особи раскачиваются на ветвях. Во время ходьбы, как правило, используются все конечности. Некоторые особи предпочитают способ перемещения "хождение на кулаках". В этом случае масса тела переносится на пальцы, которые собраны в кулак. Различия человека и человекообразных обезьян проявляются также и в уровне интеллекта. Несмотря на то что узконосые особи считаются одними из самых умных приматов, их умственные задатки не так развиты, как у людей. Однако практически все обладают способностью к обучению.

Среда обитания

Человекообразные обезьяны населяют тропические леса Азии и Африки. Для всех существующих видов приматов характерно свое место обитания и образ жизни. Шимпанзе, например, карликовые в том числе, живут на земле и на деревьях. Эти представители приматов распространены в лесах Африки практически всех типов и в открытых саваннах. Однако некоторые виды (бонобо, например) встречаются только во влажных тропиках бассейна Конго. Подвиды гориллы: восточная и западная равнинная - больше распространены во влажных африканских лесах, а представители горного вида предпочитают лес с умеренным климатом. Эти приматы нечасто залезают на деревья в виду своей массивности и проводят на земле практически все время. Гориллы живут группами, причем количество членов изменяется постоянно. Орангутаны, наоборот, одиночки, как правило. Они населяют болотистые и влажные леса, прекрасно лазают по деревьям, с ветки на ветку перебираются несколько медленно, но достаточно ловко. Их руки очень длинные - доходят до самых лодыжек.

Речь

С давних времен люди стремились установить контакт с животными. Многие ученые занимались вопросами обучения человекообразных обезьян речи. Однако работа не дала ожидаемых результатов. Приматы могут издавать только отдельные звуки, мало похожие на слова, а словарный запас в целом весьма ограничен, особенно в сравнении с говорящими попугаями. Дело в том, что в ротовой полости отсутствуют у узконосых приматов определенные звукообразующие элементы в органах, соответствующих человеческим. Именно это объясняет неспособность особей развивать навыки произношения модулированных звуков. Выражение своих эмоций осуществляется обезьянами по-разному. Так, например, призыв обратить внимание на них - звуком "эээ", страстное желание проявляется пыхтением, угроза либо испуг - пронзительным, резким криком. Одна особь узнает настроение другой, смотрит на выражение эмоций, перенимая те или иные проявления. Для передачи какой-либо информации в качестве основных механизмов выступают мимика, жесты, осанка. Учитывая это, исследователи попытались начать разговаривать с обезьянами при помощи который используют глухонемые люди. Молодые обезьяны достаточно быстро обучаются знакам. Через достаточно короткий период люди получили возможность беседовать с животными.

Восприятие прекрасного

Исследователи не без удовольствия отметили, что обезьяны очень любят рисовать. При этом приматы будут действовать достаточно аккуратно. Если дать обезьяне бумагу, кисть и краски, то в процессе изображения чего-либо, она будет стараться не заходить за край листа. Кроме того, животные достаточно искусно разделяют плоскость бумаги на несколько частей. Многие ученые считают картины приматов поразительно динамичными, ритмичными, исполненными гармонии как по колориту, так и по форме. Не один раз удавалось показать работы животных на художественных выставках. Исследователи поведения приматов отмечают, что обезьяны обладают эстетическим чувством, хоть и проявляется оно в зачаточной форме. Например, наблюдая за жившими на воле животными, они увидели, как особи сидели во время заката на лесной опушке и зачарованно наблюдали

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

Человек и человекообразная обезьяна схожи по строению скелета и внутренних органов. У тех и других имеются 12-13 пар рёбер, 5-6 крестцовых позвонков. Число клыков и челюст-ных зубов также одинаковое. И человек, и обезьяна передви-гаются на задних конечностях. Строение уха, глаз, кожи человека близко к строению этих органов у человекообразных обезьян. Свойственные человеку четыре группы крови встречаются у горилл, шимпанзе, орангутангов.

Выявлено также сходство по внешнему виду хромосом. При окрашивании хромосом человека и обезьян специальным методом на них проявляется тонкая поперечная полосатость, строго специфич-ная для каждой хромосомы. У человекообразных обезьян имеется 48 хромосом. Вследствие соединения двух пар хромосом у человека, его кариотип состоит из 46 хромосом.

Объем головного мозга человека составляет около 1400-1650 см3, а человекообразной обезьяны — 600 см3 (рис. 78). Поверхность коры больших полушарий головного мозга человека равна в среднем 1250 см3. У человекообразных обезьян она меньше примерно в три раза. Ввиду небольшого объёма головного мозга, меньшей, чем у человека, поверхности коры больших полушарий, а также недостаточного развития лобных и височных отделов человекообразные обезьяны не обладают способностью к обобщению и абстрактному мышлению. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Картинки (фото, рисунки)

  • Признаки сходства и отличия человека и человекообразных таблица

  • Признаки отличия человека от человеко

  • Абстракции различной степени сложности (человек, человекообразные обезьяны).

  • Слет человека и обезьяны сравнить

  • Сравнение человека и человекообразных обезьян и шимпанзе бонобо таблица

Тесты

151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве

151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ

У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве

151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности

Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл

У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение

151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
А) обеспечивается центральной нервной системой
Б) является врождённой
В) возникает осознанно
Г) содержит информацию только о текущих событиях

Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда

151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти

151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностьюк обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению

У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей

У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности

Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

Дмитрий Поздняков БИОЛОГИЯ оглавление
ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к ЕГЭ быстро
«БИОРОБОТ» — это онлайн-тестирование

Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов.

Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно, что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний.

Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта).

Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях.

Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше.

Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.


Утверждения о превосходстве человека в прямых сравнительных исследованиях искажены несоответствиями экспериментальных условий.

Слева направо: источник, предполагаемое психическое состояние (р), противоречия (Y = да, N = нет): среда, подготовка к тесту, протоколы выборки, процедуры тестирования, возраст испытуемых при тестировании.

Психические состояния, сверху вниз: визуальное внимание приводит к сбору знаний, оценка внутреннего умственного сосредоточения, понимание коммуникативных намерений, понимание ложных убеждений, понимание внимания как психического состояния, совместная интенциональность, понимание коммуникативных намерений, общая концептуальная основа.

David Leavens, Kim Bard & William Hopkins, Animal Cognition, 2017.

Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем.

Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам.

Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом?

В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше.

Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи, который мог понимать на слух около трех тысяч слов.

Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна.

Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев.

Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Мы уже писали о статусе человека в мире приматов, а также об успехах приматов в изучении языка, и описывали сравнительное исследование, в котором обезьяны справляются с задачей на ложные представления. Различия между человеком и обезьяной найдены и на уровне мозга: у людей пластичность мозга оказалась выше.

По мнению большинства антропологов, главным стимулом для развития умственных способностей у приматов являются сложные общественные отношения.

Анна Зинина
N+1

Основные статьи: Доказательства происхождения человека от животных, Эволюция человека, Этапы эволюции человека, Биологические особенности человека

Сходства человека и чело-векообразных обезьян

Человек и человекообразная обезьяна схожи по строению скелета и внутренних органов.

У тех и других имеются 12-13 пар рёбер, 5-6 крестцовых позвонков.

Число клыков и челюст-ных зубов также одинаковое. И человек, и обезьяна передви-гаются на задних конечностях. Строение уха, глаз, кожи человека близко к строению этих органов у человекообразных обезьян. Свойственные человеку четыре группы крови встречаются у горилл, шимпанзе, орангутангов.

Выявлено также сходство по внешнему виду хромосом.

При окрашивании хромосом человека и обезьян специальным методом на них проявляется тонкая поперечная полосатость, строго специфич-ная для каждой хромосомы. У человекообразных обезьян имеется 48 хромосом. Вследствие соединения двух пар хромосом у человека, его кариотип состоит из 46 хромосом.

Человекообразные обезьяны, как и человек, выражают чувства радости, тревоги, обиды, гнева.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Объем головного мозга человека составляет около 1400-1650 см3, а человекообразной обезьяны — 600 см3 (рис. 78). Поверхность коры больших полушарий головного мозга человека равна в среднем 1250 см3. У человекообразных обезьян она меньше примерно в три раза. Ввиду небольшого объёма головного мозга, меньшей, чем у человека, поверхности коры больших полушарий, а также недостаточного развития лобных и височных отделов человекообразные обезьяны не обладают способностью к обобщению и абстрактному мышлению.

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Если каждый вид человекообразных обезьян по некоторым признакам приближается к человеку, то по другим признакам — от него отдаляется. Например, горилла похожа на человека общей пропорциональностью тела, строением кисти руки, шимпанзе — строением костей черепа, размерами конечностей, орангутанг — наличием 12 пар рёбер, гиббон — плоской грудной клеткой, но все они резко отличаются от человека по другим признакам.

Картинки (фото, рисунки)

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Какой признак для человека и человекообразных обезьян является общим?

  • Сходства и различия морфологические человека и обезьян

  • Что отличает человека от человекообразных обезьян

  • Поразительное сходство человека и обезьяны фото

  • Чем человек отличается от человекообразных обезьян

Человек и обезьяна. Сходство и различия

Различия строения и поведения человека и животных

Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.

У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.

Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян — 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.

Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим. Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности — способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества.

Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.

Сходства человека и человекообразных обезьян

Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

Обезьяны нежно ласкают детенышей.

Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.

У обезьян хорошо развита память.

Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.

Обезьяны имеют конкретное мышление.

Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.

На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов - как у человека.

У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).

У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.

Биохимические доказательства близости человека и обезьян :

степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки — 66 %;

Цитологические доказательства близости человека и обезьян:

у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов — 44;

в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.

Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия — следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", которое было написано в 1876-1878 гг.

Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке.

В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории.

Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.

Северный олень, популяция
Доказательство животного происхождения человека
Особенности поведения приматов
Охрана и привлечение хищных птиц
Хищные птицы
Человекообразные обезьяны
Интеграция, организация стада
Семейство тушканчиковых
Характеристика грызунов

Уникальные свойства человека подтверждают историю Бытия – они были даны ему как часть способности к «обладанию землею и владычества над животными» , творчеству и изменению мира (Бытие 1:28 ). Они отражают ту пропасть, которая разделяет нас с обезьянами.

На сегодняшний день наука открыла множество отличий между нами и обезьянами, которые невозможно объяснить незначительными внутренними изменениями, редкими мутациями или выживанием сильнейших.

Физические отличия

1. Хвосты – куда они делись? Не существует какого-либо промежуточного состояния «между хвостами».

2. Многие приматы и большинство млекопитающих самостоятельно вырабатывают витамин С. 1 Мы как «сильнейшие», очевидно, потеряли эту способность «где-то на пути к выживанию».

3. Наши новорожденные отличаются от детенышей животных . Наши младенцы беспомощны и больше зависят от родителей. Они не могут ни стоять, ни бегать, в то время как новорожденные обезьяны умеют висеть и передвигаться с места на место. Разве это прогресс?

4. Людям необходимо продолжительное детство. Шимпанзе и гориллы взрослеют к 11–12 годам. Этот факт противоречит эволюции, так как, следуя логике, выживание сильнейших должно требовать более короткого периода детства.

5. У нас различные структуры строения скелета. Человек в целом структурирован совсем по-иному. Туловище у нас короче, а у обезьян длиннее нижних конечностей.

6. У обезьян длинные руки и короткие ноги , у нас, наоборот, – короткие руки и длинные ноги.

7. Человек имеет особую S-образную форму позвоночника с отчетливыми шейным и поясничным изгибами, у обезьян нет выгнутости позвоночника. Человек имеет самое большое общее число позвонков.

8. Человек имеет 12 пар ребер, а шимпанзе - 13 пар.

9. У человека реберная клетка более глубокая и имеет форму бочонка , а у шимпанзе — форму конуса. Кроме того, поперечное сечение ребер шимпанзе показывает, что они более круглые, чем ребра человека.

10. Ступни обезьян похожи на их руки - у них большой палец ноги подвижен, направлен в сторону и противопоставлен остальным пальцам, напоминая большой палец руки. У человека же большой палец стопы направлен вперед и не противопоставлен остальным.

11. Человеческие ступни уникальны – они способствуют двуногому хождению и не могут сравниться с внешним видом и функцией стопы обезьяны..

12. У обезьян в стопе нет свода! При ходьбе наша стопа благодаря своду амортизирует все нагрузки, сотрясения и удары.

13. Строение человеческой почки уникально.

14. У человека нет сплошного волосяного покрова.

15. У людей есть толстая жировая прослойка, которой нет у обезьян. Благодаря этому наша кожа больше напоминает кожу дельфина.

16. Кожа человека жестко прикреплена к мышечному каркасу, что свойственно только морским млекопитающим.

17. Люди – единственные наземные существа, способные сознательно задерживать дыхание. Эта, на первый взгляд, «незначительная деталь» очень важна.

18. Только человек имеет белки глаз. У всех обезьян глаза совершенно темные.

19. Контур глаза у человека необычным образом вытянут в горизонтальном направлении, что увеличивает поле зрения.

20. Человек имеет отчетливо выраженный подбородок, а обезьяны – нет.

21. У большинства животных, в том числе и шимпанзе, большой рот. У нас небольшой рот, с помощью которого мы можем лучше артикулировать.

22. Широкие и вывернутые губы – характерный признак человека; высшие обезьяны имеют очень тонкие губы.

23. В отличие от высших обезьян, человек имеет выступающий нос с хорошо развитым удлиненным кончиком.

24. Только у людей могут расти длинные волосы на голове.

25. Среди приматов только у людей встречаются голубые глаза и кудрявые волосы.

26. Мы обладаем уникальным речевым аппаратом , обеспечивающим тончайшую артикуляцию и членораздельную речь.

27. У человека гортань занимает гораздо более низкое положение по отношению ко рту, чем у обезьян. За счет этого у нас глотка и рот образуют общую «трубку», которая выполняет важную роль речевого резонатора. Особенности строения и функции органов звуковоспроизведения человека и обезьяныhttp://andrej102.narod.ru/tab_morf.htm

28. Человек обладает особенным языком – более толстым, высоким и подвижным, нежели у обезьян. И у нас есть множественное крепление мышц к подъязычной кости.

29. У людей меньше связанных друг с другом челюстных мышц, чем у обезьян, – у нас нет костных структур для их крепления (очень важно для способности говорить).

30. Человек – единственный примат, лицо которого не покрыто шерстью.

31. Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг.

32. Череп человека имеет вертикально расположенное лицо с выступающими вперед носовыми костями, а вот череп обезьян имеет покатое лицо с плоскими носовыми костями.

33. Различное строение зубов. У людей челюсть меньше и зубная дуга параболическая, передний отдел имеет округлую форму. У обезьян U-образная зубная дуга. Клыки у человека короче, тогда как все человекообразные обезьяны имеют выступающие клыки.

34. Люди могут осуществлять точный двигательный контроль, которого нет у обезьян, и выполнять тонкие физические операции благодаря уникальному соединению нервов с мышцами .

35. У человека больше двигательных нейронов, управляющих мышечными движениями, чем у шимпанзе.

36. Кисть человека абсолютно уникальна. Ее по праву можно назвать чудом дизайна.Сочленение в кисти человека намного сложнее и искуснее, чем у приматов.

37. Большой палец нашей руки хорошо развит, сильно противопоставлен остальным и очень подвижен. У обезьян же крюкообразные кисти с коротким и слабым большим пальцем. Ни один элемент культуры не появился бы без нашего уникального большого пальца!

38. Кисть человека способна на два уникальных сжатия, которые не под силу обезьянам , – точное (например, удерживание бейсбольного мячика) и силовое (захват перекладины рукой). Шимпанзе не может произвести сильное сжатие, в то время как применение силы – главная составляющая силового обхвата.

39. У человека пальцы прямые, более короткие и подвижные, чем у шимпанзе.

40 Только человеку присуще истинное прямохождение . Особенная человеческая подходка требует сложного объединения многих скелетных и мышечных особенностей наших бедер, ног и ступней.

41 . Люди способны удерживать вес своего тела на ногах во время ходьбы, потому что наши бедра сходятся к коленям, образуя с большой берцовой костью уникальный несущий угол в 9 градусов (другими словами, у нас «вывернутые колени»).

42. Особенное расположение нашего голеностопного сустава позволяет большой берцовой кости совершать во время ходьбы прямые движения относительно стопы.

43. Бедренная кость человека имеет специальную кромку для прикрепления мышц (Linea aspera), которая отсутствует у человекообразных обезьян.5

44. У человека положение таза относительно продольной оси туловища уникально, к тому же само строение таза существенно отличается от таза обезьян – все это необходимо для прямохождения. У нас относительная ширина крыльев подвздошных костей таза (ширина/длина x 100) намного больше (125,5), чем у шимпанзе (66,0). Основываясь лишь на одной этой особенности, можно утверждать, что человек кардинально отличается от обезьяны.

45. У людей уникальные колени – они могут фиксироваться при полном разгибании, делая устойчивой коленную чашечку, и расположены ближе к средней сагиттальной плоскости, находясь под центром тяжести нашего тела.

46. Бедренная кость человека длиннее бедра шимпанзе и обычно имеет возвышенную шероховатую линию, которая удерживает шероховатую линию бедренной кости под рукояткой.

47. У человека есть истинная паховая связка , которой нет у человекообразных обезьян.

48. Голова человека размещена сверху позвоночного хребта , тогда как у человекообразных обезьян она «подвешена» вперед, а не наверх.

49. Человек имеет большой сводчатый череп , более высокий и округленный. Черепная коробка обезьян упрощена.

50. По своей сложности мозг человека намного превосходит мозг обезьян . Он примерно в 2,5 раза больше мозга высших обезьян по объему и в 3–4 раза – по массе.

51. Период беременности у людей самый длительный среди приматов. Для кого-то это может быть еще одним фактом, противоречащим теории эволюции.

52. Человеческий слух отличается от слуха шимпанзе и большинства других обезьян. Слух людей характеризуется относительно высокой чувствительностью восприятия – от двух до четырех килогерц, а уши шимпанзе настроены на звуки, достигающие максимального значения либо на частоте один килогерц, или восемь килогерц.

53. Избирательная способность отдельных клеток, расположенных в слуховой зоне коры головного мозга человека: «Отдельный слуховой нейрон человека..(способен) .. различать едва уловимые различия частот, до одной десятой части октавы – и это по сравнению с чувствительностью кошки примерно в одну октаву и половиной полной октавы у обезьяны». Такой уровень распознавания не нужен для простого различения речи, но необходим для того, чтобы слушать музыку и оценивать всю ее красоту .

54. Человеческая сексуальность отличается от сексуальности всех остальных видов животных . Это длительное партнерство, совместное воспитание детей, закрытый для публики секс, неразличимая овуляция, более сильная чувственность у женщин и секс ради удовольствия.

55 Половые отношения у человека не имеют сезонного ограничения .

56. Известно, что только люди проходят через период менопаузы (за исключением черного дельфина).

57. Человек – единственный примат, у которого грудь видна даже в периоды, когда он не кормит ею потомство.

58. Обезьяны всегда могут распознать, когда у самки происходит овуляция. Мы, обычно, на это не способны. Контакт «лицом к лицу» в мире млекопитающих встречается очень редко.

59. У человека есть девственная плева , которой нет ни у одной человекообразной обезьяны. У обезьян пенис содержит особую желобовую кость (хрящ), которой нет у человека.

60. Поскольку геном человека включает около 3 млрд нуклиотидов, даже минимальное различие в 5% представляет собой 150млн различных нуклиотидов , что приблизительно соответствует 15 млн слов или 50 огромным книгам с информацией. Отличия представляют, по меньшей мере, 50 млн отдельных событий мутаций, что для эволюции невозможно достигнуть даже при эволюционной временной шкале в 250 тыс. поколений – Это просто нереальная фантастика! Эволюционная вера не соответствует действительности и противоречит всему, что науке известно о мутациях и генетике.

61. Y-хромосома человека отличается от Y-хромосомы шимпанзе настолько же сильно, как и от хромосом курицы.

62. У шимпанзе и горилл 48 хромосом, тогда как у нас их всего 46.

63. В хромосомах человека есть такие гены, которые полностью отсутствуют у шимпанзе. Это факт отражает разницу, существующую между иммунными системами человека и шимпанзе.

64. В 2003 году ученые подсчитали отличие в 13,3% между участками, отвечающими за иммунные системы.

65. 17,4% отличия в экспрессии генов в коре головного мозга было выявлено в ходе еще одного исследования.

66. Было обнаружено, что геном шимпанзе по размеру на 12% больше генома человека. Это различие не бралось во внимание при сравнении ДНК.

67. человеческий ген FOXP2 (играющий важную роль в способности говорить) и обезьяний не только отличаются внешне, но ивыполняют разные функции . Ген FOXP2 у шимпанзе вовсе не является речевым, а выполняет совсем иные функции, оказывая различные эффекты на работу одних и тех же генов.

68. Участок ДНК у человека, определяющий форму руки, сильно отличается от ДНК шимпанзе. Наука продолжает открывать их важную роль.

69. На конце каждой хромосомы расположена нить повторяющейся последовательности ДНК, которая называется теломер. У шимпанзе и других приматов насчитывается около 23 т.п.н. (1 т.п.н. равно 1000 пар оснований нуклеиновой кислоты) повторяющихся элементов. Люди уникальны среди всех приматов, их теломеры намного короче: длиной всего 10 т.п.н.

70. Гены и маркерные гены в 4й, 9й и 12й хромосомах человека и шимпанзе находятся не в одинаковом порядке.

71. У шимпанзе и человека гены копируются и воспроизводятся различными путями. Этот момент часто умалчивается в эволюционной пропаганде при обсуждении генетического сходства между обезьяной и человеком. Это свидетельство является огромной поддержкой воспроизведения «по роду своему» (Бытие 1:24–25 ).

72. Люди – единственные создания, способные плакать, выражая сильные эмоциональные переживания . Только человек роняет слезы в печали.

73. Мы единственные, кто способен смеяться, реагируя на шутку или выражая эмоции. «Улыбка» шимпанзе сугубо ритуальная, функциональная и не имеет отношения к чувствам. Демонстрируя зубы, они дают понять сородичам, что в их действиях не заложено никакой агрессии. «Смех» обезьян звучит совершенно иначе и больше напоминает звуки, издаваемые запыхавшейся собакой, или приступ астмы у человека. Даже физический аспект смеха отличается: люди смеются только на выдохе, в то время как обезьяны смеются как на выдохе, так и вдохе.

74. У обезьян взрослые самцы никогда не обеспечивают пищей других , у человека – это главная обязанность мужчин.

75. Мы – единственные существа, заливающиеся румянцем из-за относительно несущественных событий.

76. Человек возводит дома и добывает огонь. Низшие обезьяны не заботятся о жилище вообще, высшие обезьяны строят только временные гнезда.

77. Среди приматов никто не умеет так плавать, как человек. Мы – единственные, у кого при погружении в воду и передвижении в ней автоматически замедляется сердцебиение, а не увеличивается, как у сухопутных животных.

78. Социальная жизнь людей выражается в образовании государства – это исключительно человеческий феномен. Основное (но не единственное) отличие человеческого общества от отношений господства и подчинения, образуемых приматами, состоит в осознании людьми их смыслового значения.

79. Обезьяны имеют довольно маленькую территорию, а человек – большую.

80. У наших новорожденных детей слабо выражены инстинкты; большинство своих навыков они приобретают в процессе обучения. Человек, в отличие от обезьян, обретает свою особенную форму существования «на свободе» , в открытом соотношении с живыми существами и прежде всего с людьми, тогда как животное рождается с уже сложившейся формой своего существования.

81. «Относительный слух» – исключительно человеческая способность . Люди обладают уникальной способностью распознавать высоту звука, основываясь на соотношении звуков между собой. Эта способность называется «относительной высотой звука» . Некоторые животные, например птицы, могут с легкостью распознавать ряд повторяемых звуков, но если ноты сместить немного вниз или вверх (т. Е. изменить тональность), мелодия становится совершенно неузнаваемой для птиц. Только люди могут угадывать мелодию, тональность которой была изменена даже на полтона вверх или вниз. Относительный слух человека – это еще одно подтверждение уникальности человека.

82. Люди носят одежду . Человек – единственное существо, которое без одежды выглядит неуместно. Все животные выглядят в одежде смешно!