Афины – столица Греции. Античный город афины и акрополя - реконструкция

Спарта и Афины – два города-государства ставшие колыбелью западной цивилизации. У них было несколько общих черт, и на протяжении всей истории они воевали друг с другом за господство и власть.

Древняя Греция не была единой страной, вместо этого существовали независимые города-государства – “полисы”. У этих государств было собственное правительство и армия. Спарта и Афины были одними из самых могущественных полисов древней Греции. Также они были друг для друга крупнейшими соперниками. У обоих были проблемы с пропитанием населения, поскольку их земля была бесплодной. Таким образом, они завоевывали соседние государства, у которых было достаточно продовольствия, и взамен завоеванная земля получала защиту от вторгавшихся в дальнейшем армий противника.

Несмотря на то, что Спарта и Афины были географически близки друг к другу, их идеологии, общество, формы управления и базовый образ жизни сильно различались. Афины были одними из ведущих городов древней Греции в первом тысячелетии, принося культурные и философские достижения, что закладывали основы новой западной цивилизации. С другой стороны, милитаристская Спарта, сформированная после миграции Дориана с севера, и известная своей военной силой, стала главным врагом Персидской империи и возможным завоевателем Афин. Если милитаристская и мачистская культура Спарты полностью зависела от войн, то Афины стали истоком для некоторых из самых выдающихся достижений философии, искусства и науки в истории человечества.

Краткие сравнения между Спартой и Афинами

Происхождение

Основной причиной различия между двумя культурами было происхождение, так как спартанцы были потомками дорийских захватчиков, а афиняне имели ионийское происхождение.

Форма правления

В Древней Греции существовали две формы правления: демократия и олигархия. В Спарте правили два короля и совет из 28 старейшин. Кроме того, группа из 5 членов, известных как эфры, отвечала за воспитание детей и повседневную жизнь граждан. Эта форма олигархического правительства была избрана спартанскими гражданами, которым было более тридцати лет. Афины же формировали демократию в Древней Греции. Это был совет из 500 членов, которые были избраны гражданами. Совет собирался, голосовал и принимал законы. Афинское демократическое правительство избиралось и управлялось мужским населением высшего класса.

Культура и вера

Культура двух полисов сильно различалась. Спарта стала военным оплотом, подчеркнув только расширение своей власти, в то время как афиняне выросли в области инфраструктуры и культуры. Спартанская вера полная лояльности к государству была единственной причиной их существования. У афинян и спартанцев были разные идеологии и цели. Афины всегда стремились завоевать как можно больше земель, в то время как спартанцы всегда удерживали свои земли, если они не были атакованы. Однако в Афинах и Спарте существовали некоторые вещи, которые имели поразительные сходства, такие как поклонение греческим богам и богиням, а также отвага и храбрость на поле битвы.

Образ жизни

Образ жизни Спарты был противоположен образу жизни Афин. В то время как афиняне потратили значительное время на изучение литературы, искусства и музыки, спартанцы тренировались, чтобы стать отличными солдатами. Спартанцы были блестящими на войне, и их воины считались одними из лучших в мире. Строгая тренировка, начинавшаяся с раннего детства, закаляла спартанских солдат так, что они никогда не покидали битву в кровавых конфликтах, которые постоянно возникали между маленькими полисами древней Греции. Граждане Афин и Спарты имели разные моральные ценности и были уникальны по-своему. И мужчины, и женщины пользовались различными привилегиями, как в Спарте так и в Афинах.

Спарта : Считается, что в Спарте старейшины проверяли новорожденного ребенка на уродства, и если ребенок считался слишком слабым, чтобы стать сильным солдатом, его бросали в ущелье. В остальном обучение было строгим. В возрасте 7 лет ребенок отбирался у матери и передавался под контроль армии. Там их обучали и тренировали, а после зачисляли в регулярную армию в возрасте 20 лет. Даже после женитьбы спартанский солдат оставался в армейском бараке.

В возрасте 30 лет спартанец получал право голосовать и разрешение оставаться дома. Спартанские женщины были независимыми и пользовались свободой в полной мере, чего не было в других полисах Греции. Им также разрешалось тренироваться и изучать военное дело.

Афины : В отличие от Спарты, афинский образ жизни был более свободен, в котором мужчины имели доступ к хорошему образованию и могли заниматься любым видом искусств или наук. Однако женщины имели ограниченные права и не считались полноправными членами общества. Только мужчинам было присвоено звание «гражданин». В отличие от Спарты, мужчины не были вынуждены вступать в армию, они могли делать все, что хотели.

Экономика

В то время как спартанцы полагались на сельское хозяйство для поддержания своей экономики, Афины стали главной торговой силой Средиземноморья к 5 веку до н.э. и, следовательно, были значительно богаче. Спартанцы были простыми воинами, и все время проводили обучение. Они полагались исключительно на илотов (рабов), которые управляли своей фермой и снабжали их продовольственными товарами.

Военная сила

На фронте знаменитые спартанцы имели большое преимущество на суше, в то время как Афины отличались своей мощью в море. Спарта была окружена горами. В случае нападения они использовали эти горы для своей защиты и полностью полагались на свою армию. В Афинах не было очень сильной сухопутной армии, их основная мощь концентрировалась во флоте. Афины использовали стены для защиты от других городов-государств. Такой вид обороны не наблюдался в Спарте.

В то время как два великих государства Древней Греции имели ряд различий, они также были похожи в определенных направлениях. Образование было обязательным для мужчин. Хотя в Спарте оно было ограничено военной подготовкой, в Афинах мальчиков обучали по целому ряду предметов. У государств были сильные солдаты, и обоим нужны были рабы или илоты для облегчения их жизни или работы на фермах. Независимо от различий и сходств, Афины и Спарта были двумя сильнейшими сверхдержавами Древней Греции.

Афины – город, названный в честь Афины Паллады, богини мудрости и справедливой войны. Географическое расположение: Центральная Греция, полуостров Аттика. Современные Афины – это культурно-экономический административный центр Греции, в котором проживают более 750000 жителей (2003).

Еще в древности Афины были крупнейшим городом-государством в Аттике, наследие которого имеет огромное значения в современном мире. Древние Афины – родина демократии, различных направлений философии и искусства театра. По сообщениям историков, первые записи датируются 1600-1200 гг. до. н.э. (микенская эпоха). Археологические исследования Афин начались в 30-х годах 19 века и имели непостоянный характер, и лишь в 70-80 гг. раскопки приняли систематический подход. В ходе исследований было обнаружено множество исторических ценностей.

Достопримечательности Афин

Акрополь и Парфенон

Главные достопримечательности Афин – Акрополь и Парфенон, которые находятся на 156-метровом скалистом холме. В античные времена эти места использовались под строительство храмов, посвященных великим греческим богам, а также подтверждали статус Афин как красивейшего города, центра культуры и искусства. Сегодня Акрополь и Парфенон – это место обязательного посещения миллионов туристов, которые прибывают в Афины.

Театр Диониса

На орхестре Театра Диониса были даны премьеры произведений Аристофана, Софокла, Эсхила и Еврипида. Найти это античное здание совсем не сложно: театр располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя.

Храм Зевса

Храм Зевса Олимпийского (Олимпион) находится в самом центре Афин. В Древней Греции это был самый большой храм. Благодаря своему расположению, Олимпион прекрасно видно с Акрополя.
Время работы: Вт – Вскр: 8:30 – 15:00. Пн: выходной

Национальный Археологический музей

Национальный Археологический музей, собраший в своих стенах огромную коллекцию экспонатов, находится в центре Афин. Экспозиция настолько обширна, что на осмотр придется потратить несколько часов. Для удобства посетителей залы в музее расположены в хронологическом порядке: от Микенского периода и Кикладской культуры, охватывающих древний период, и до наших дней.
Время работы:
Лето: Пн: 12.30 – 19.00; Вт – Пт: 8.00 – 19.00; Сб, Вскр: 8.30 – 15.00
Зима: Пн: 10.30- 17.00; Вт – Пт: 8.00 – 19.00; Сб, Вскр: 8.30 – 15.00

Одним из самых увлекательных мест при посещении Афин является Храм Посейдона на мысе Сунион, который в древние времена был ориентиром для мореплавателей. Мыс Сунион известен красивыми закатами, окрашивающими небо в удивительные ярко-красные цвета. Добраться до этого места можно, арендовав автомобиль, или на междугороднем автобусе Афины-Сунион. И не забудьте загадать желание на закате у подножия храма, говорят, что оно обязательно исполнится.

Отдыхая в Греции, многочисленные туристы стремятся в Афины, чтобы насладиться широким спектром экскурсионных программ. Экскурсию можно заказать непосредственно у туроператора или найти частного гида. Одни из самых привлекательных экскурсий – это посещение Акрополя и старого города, обзорная экскурсия по Афинам, экскурсия в Арголиду из Афин, ночные Афины. Огромное количество экскурсий не оставят равнодушными даже самого привередливого туриста – каждый найдет для себя самое интересное и познавательное.

Отели Афин

Как любой другой мегаполис Афины имеет огромное количество отелей самых разных ценовых категорий. Можно найти как совсем бюджетный вариант для проживания, так и подобрать для отдыха в Афинах шикарный пятизвездочный отель, расположенный прямо на берегу моря. Причем, согласно исследованиям портала Hotels.com, признаны самыми доступными в Европе. Средняя стоимость проживания составляет не более 2500 рублей за сутки с человека.

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах XIX века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса. Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (IV век до н. э).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Древние Афины (рус.) История древнего мира

    Афины и Спарта. Афинская демократия

    Видеоурок по истории "В городе богини Афины"

    Сократ - античный мыслитель, первый афинский философ

    А.Ю. Можайский. Лекция "Афины в VII-VI вв. до н.э. - установление демократии"

    Субтитры

Становление Афинского государства

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 году до н. э. , разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (лат. civitas foederata ), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 году до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царём Митридатом VI Евпатором . В 86 году до н. э. войско Луция Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 году до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в её состав. В III веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

  • Холм Акрополис.
  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал своё имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага; здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз , ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили её стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

РАННИЕ АФИНЫ

В афинский полис, один из самых крупных в Греции, входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. Расположенная на полуострове, напоминающем по форме рог и глубоко вдающемся в море, на севере Аттика граничила с Беотией, на западе – с областями на перешейке Истм. С востока и юга ее земли омывались водами Эгейского моря. На территории Аттики, кроме ее «столицы» – известного еще с микенской эпохи города Афины, находилось еще несколько небольших городков (Элевсин, Марафон, Браврон и др.), а также множество демов – сельских поселений. Впрочем, афинский полис не всегда был таким большим. Он сложился постепенно, путем синойкизма. Сами афиняне приписывали образование полиса легендарному царю и герою Тесею, жившему, согласно мифам, еще до Троянской войны. Однако в действительности этот процесс занял несколько веков, начавшись в гомеровский период, а завершившись уже в начале архаической эпохи. Когда в начале VII в. до н. э. в состав полиса вошел находившийся на границе с Мегарами Элевсин, важный религиозный центр с прославленным святилищем богини Деметры, объединение областей Аттики вокруг Афин завершилось.

Афинский синойкизм, в отличие от аналогичных процессов в других греческих полисах, не сопровождался переселением всех жителей полиса в главный город. В архаическую эпоху еще более половины граждан Афин жило в сельской местности.

Рельеф Аттики был достаточно разнообразен: невысокие горные хребты (Гиметт, Парнет, Пентеликон) чередовались с каменистыми равнинами. Естественные ресурсы Аттики нельзя назвать ни слишком обильными, ни слишком скудными. Почвы были мало пригодны для выращивания зерновых культур, поэтому афиняне всегда ощущали недостаток в хлебе и были вынуждены импортировать зерно. В то же время для культивирования оливковых деревьев условия были весьма благоприятные. Оливы (маслины) были одним из главных богатств Афин. Не случайно оливковое дерево почиталось как священный символ покровительницы афинского государства – богини Афины. По греческим меркам, Аттика была богата полезными ископаемыми. На юге области, в Лаврии, имелись крупные месторождения серебра. Эти рудники, когда они стали интенсивно разрабатываться, в классическую эпоху превратились в один из главных факторов экономического процветания Афин. В Аттике добывались также мрамор и высококачественная глина, пригодная для производства керамики.

Жители Аттики принадлежали к ионийской субэтнической группе греческого этноса. На ранних этапах истории государства, когда полис находился еще в стадии формирования, гражданское население разделялось по родо-племенному принципу. Важнейшими и наиболее крупными единицами являлись четыре филы (т. е. племени); каждый афинский гражданин входил в какою-либо из фил. Фила делилась на фратрии – объединения культового характера. Фратрию, в свою очередь, составляли роды. Однако членами родов являлись не все жители Аттики, а только аристократы; принадлежность к какому-нибудь роду являлась, таким образом, подтверждением знатного происхождения лица.

Афинский Акрополь. Фотография

В то же время постепенно начинается территориальное деление полиса: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия – на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и эти небольшие округа являлись наименьшими территориальными единицами. Каждая навкрария обязана была на свои средства содержать военный корабль, являвшийся частью афинского флота.

Столица полиса – Афины – располагалась в центральной части Аттики, в нескольких километрах от побережья Саронического залива, в долине небольшой, летом пересыхавшей речки Кефис. Главный афинский холм – Акрополь – был религиозным центром полиса и его цитаделью. На нем размещались храмы, дома правителей, а также городские оборонительные укрепления, так как в эпоху архаики Афины не были окружены стеной. На некоторых из соседних с Акрополем холмах (Ареопаг, Пникс и др.) также находились общественные сооружения и святилища. Неподалеку от подножия Акрополя находилась Агора – главная городская площадь, один из центров политической жизни.

Афины существовали уже во ІІ тысячелетии до н. э., в микенскую эпоху. Возрастанию роли Афин способствовало то обстоятельство, что дорийцы, сокрушившие микенскую цивилизацию, практически обошли Аттику стороной. А потому состав населения области, по сути, не изменился, появились только ахейские беженцы, которые спасались в Аттике от дорийцев. Здесь не было пришлых завоевателей,как в Спарте, и не было людей зависимых, подобных илотам. Относительная бесконфликтность (континуитет) афинской истории между II и I тысячелетиями до н. э., несомненно, сыграла свою роль в дальнейшем, ный для Греции эпохи «темных в меньшей степени. Период X– VIII вв. до н. э. был для Афин даже временем относительного процветания, особенно в экономическом отношении. В частности, аттическая расписная керамика геометрического стиля была, пожалуй, лучшей в Греции. Однако к VII в. до н. э. развитие этого полиса замедляется, и Афины становятся одним из рядовых, хотя и крупных государств греческого мира.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя (V в. до н. э.)

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла аристократия – евпатриды (т. е. сыновья благородных отцов). По удельному весу знати в составе населения афинский полис едва ли не превосходил все остальные греческие государства. Одной из причин этого был приток в Аттику на рубеже ІІ-І тысячелетий до н. э. бежавших от дорийцев аристократов из Пелопоннеса. Этих беженцев радушно принимали в Афинах; один из знатных родов, пришедших в Аттику из Пилоса, основал даже последнюю афинскую царскую династию Медонтидов.

На протяжении всей архаической эпохи аристократы прочно держали в своих руках все рычаги власти в Афинах. Они постепенно добились сокращения полномочий басилеев, а потом и ликвидации их правления. Срок пребывания царя у власти был ограничен десятью годами, а позднее снижен до годичного. Должность царя из наследственной превратилась в выборную и стала доступной представителям не только династии Медонтидов, но и других знатных родов. Чтобы ограничить власть правителя, для управления полисом были введены различные государственные должности.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. В него входили архонты, у которых истек срок их пребывания у власти; они оставались членами ареопага пожизненно. Именно ареопаг, пользовавшийся большим авторитетом, имел право назначить гражданина на должность архонта. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Народное собрание в Афинах вплоть до VI в. до н. э. не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии и, кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII в. до н. э. широкое распространение получила долговая кабала; на крестьянских земельных участках появились горосы (закладные камни), знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

Таким образом, в социально-экономической и политической эволюции афинского полиса на протяжении первых двух столетий эпохи архаики проявлялись тенденции, характерные для греческого мира в целом. При этом темпы развития Афин можно определить как средние – более быстрые, чем, скажем, в полисах Беотии и Фессалии, но более медленные, чем в таких развитых государствах, как Коринф, Мегары, Халкида. В частности, афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо такой большой, по греческим меркам, полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII в. до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону черноморских проливов и основали на малоазийском побережье колонию Сигей.

В 636 г. до н. э. в Афинах впервые была предпринята попытка установить тиранию. Власть попытался захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона, и его мятеж был относительно легко подавлен властями полиса; при этом, правда, не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Неудача заговорщиков показала, что Афины еще не готовы принять тиранический режим. Однако мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

Пресечь междоусобные распри был призван первый греческий свод письменных законов, созданный в 621 г. до н. э. законодателем Драконтом. Важнейшее место в этом своде занимали законы об убийствах. Их соблюдение должно было если не ликвидировать окончательно кровную месть, то, во всяком случае, поставить наказание под контроль государства. Отныне родственники убитого обязаны были передавать дело о наказании на рассмотрение суда ареопага, а не расправляться с убийцей самовольно.

Итак, к рубежу VI-VI вв. до н. э. в жизни афинского полиса наметились два важнейших процесса: постоянная борьба аристократических родов и растущее закабаление демоса. Оба этих процесса серьезно подрывали стабильность государства. Чтобы поправить ситуацию, были проведены реформы, которые, правда, не помогли полностью изменить положение. Но они резко ускорили развитие Афин, превратив этот полис в один из самых значительных в Элладе, что со временем позволило ему стать политическим, экономическим и культурным центром греческого мира.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Древние Афины АкропольОлива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

13.6. Раздробленная статуя Афины Никита Хониат, рассказывая о пленении Царь-Града в 1204 году, сообщает следующую интересную подробность. Ещё до взятия города, когда он был окружён врагами, «пьянейшие из городских пьяниц БРОСИЛИСЬ НА СТАТУЮ АФИНЫ, стоявшую на колонне среди

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

АФИНЫ Именно в эту эпоху вторжений, завоеваний и восстаний началось восхождение Афин к пику своего могущества. Когда же оно стало доминирующим государством своего региона, таким, каким оно знакомо нам по многим страницам мировой истории, его литература и изящные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Степные Афины Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, железо в качестве полезного металла было открыто около 1500 года до н. э. в Азии в регионе между Кавказом и тем, что сейчас называют Малой Азией. К 1300 году до н. э. добыча и обработка руды стали важным занятием у хеттов, живших на

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Афины 1 В дополнение к более крупным по объему книгам общефилософской, общекультурной и общеисторической тематики, которые перечислены ниже в «Рекомендациях для дальнейшего чтения», особый интерес представляют Life Magazine; The Athenian Agora; Athens and Environs.2 Напомню вам, что первый

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э. в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.К 1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавших в теперешней Анатолии. Тогда

автора Ллевеллин Смит Майкл

«Старые Афины» Афиняне любят вспоминать о «старых Афинах». Существует целая категория ностальгических песен: «Встреча в Афинах», «Афины и снова Афины», исполняемых замечательной Софией Вембо, «Афины в ночи», «Афинское танго», «Прекрасные Афины» и знаменитые «Афины» -

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Афины военные Во время хаоса первых двух десятилетий XX века Афины оставались все тем же городом с населением, выросшим с 217 820 человек в 1910 году до 292 991 человека в 1921-м. Премьер-министр Венизелос провел радикальную финансовую реформу, преобразовал силовые структуры,

Из книги Социология невежества автора Штайнзальц Адин

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Почему Афины? Борьбу греков против персов возглавили два самых сильных греческих государства – Спарта и Афины. Причем спартанцы и от войны пострадали меньше, и считались главными победителями: именно их пехота сокрушила персов в решающей битве при Платеях (479 г.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 26. Древние Афины Природные условия АттикиАттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

Афины По утверждению Страбона, Аристотель был величайшим собирателем книг на все времена и «научил египетских царей, как организовать библиотеку». Мы видим, что он это сделал очень опосредованно, поскольку первую Александрину организовал ученик его последователя

Древние Афины считались главным городом в Аттике (Средняя Греция). Городские поселения располагались в нескольких километрах от моря. Группировались они вокруг высокого холма с возвышающейся над ним цитаделью. Называлась она Акрополем. Местность эта была чрезвычайно живописной, а Акрополь украшали великолепные здания.

Древние Афины на карте Греции

От тиранов к демократии

Город-государство начал набирать силу в конце IX века до н. э. Вначале Афинами правили цари, а затем им на смену пришли тираны. Тиранос с греческого переводится как властитель . Поэтому никакой плохой смысл в это слово не вкладывался.

Однако со временем городские правители начали притеснять и грабить население. Вот тогда под словом "тиран" уже начали понимать жестокого властителя или деспота. В этом негативном значении оно дошло до наших дней.

Поначалу тиранов терпели, так как они пользовались поддержкой у богатых и знатных афинян и у ареопага. Ареопагом называли высший совет, в состав которого входило 9 судей или архонтов .

Афинский Акропль

В VII веке до н. э. архонт Драконт провёл в жизнь целую серию жесточайших законов. По ним за малейшую провинность людей казнили. Украл кисть винограда или луковицу - смерть. Афиняне говорили, что Драконт писал свои законы кровью и называли их драконовскими.

Имущественное неравенство закончилось борьбой между аристократами и простолюдинами в VI веке до н. э. В городе начались волнения и вооружённые стычки. Чтобы прекратить кровопролитие, решили избрать архонтом умного человека, чтобы он, наконец-то, навёл порядок.

Таким человеком оказался Солон . Он имел прекрасную репутацию и в 594 году до н. э. начал проводить реформы. Именно по его инициативе были отменены законы Драконта и долговое рабство. Ввели законы о свободе завещания и наследовании имущества. Ремесленникам и торговцам стали предоставлять льготы.

Всех граждан Аттики, в зависимости от материального достатка, поделили на 4 сословных группы. Каждой из них предписали свои обязанности и права. Но в данном вопросе Солон выступил защитником аристократии. Он предоставил право занимать государственные должности лишь богатым гражданам.

Реформатор не покусился и на власть тиранов. Те продолжали чинить произвол и всё более восстанавливали против себя простой люд. В 514 году до н. э. тирана Гиппарха убили заговорщики Гармодием и Аристогитоном. Эти два древних грека вошли в историю как первые тираноубийцы.

В 509 году до н. э. в Древних Афинах вспыхнуло народное восстание. В результате этого царская власть была уничтожена, и восторжествовало демократическое правление. Все афинские граждане, независимо от материального достатка, получили равные политические права, а важнейшие государственные вопросы стали решать общим голосованием.

Но возникшая на землях Древней Греции республика осталась аристократической. Знатные афиняне стали объединяться в группировки и манипулировать голосами людей на народных собраниях. Аристократы подкупали и привлекали на свою сторону народных вождей, которых называли демагогами .

Расцвет Древних Афин

В V веке до н. э. греческие города-государства одержали победу над Персией. Это способствовало не только всеобщему расцвету, но и победе демократии. В Аргосе, Фокиде, Фивах правящие аристократические группировки были свергнуты. Жители этих городов стали практиковать демократические свободы по примеру Афин.

Но наибольшего расцвета достигли именно Древние Афины. Принадлежащий им порт Пирей стал основным центром торговли в Восточном Средиземноморье. Афиняне также встали во главе морского союза, который включил в себя 200 полисов (городов). У союза была своя казна, а заведовали ею афиняне. Всё это укрепило город и подняло его авторитет.

Что же касается внутриполитической жизни, то она характеризовалась борьбой 2-х партий - аристократической и демократической. В 462 году до н. э. власть ареопага была существенно ограничена. Народные собрания начали играть всё более существенную политическую роль. Созывались они по 4 раза в месяц. На них принимались законы, объявлялись войны, заключался мир, распределялись государственные средства.

Перикл с женой Аспасией

В этот период выделился такой исторический деятель как Перикл . Он стал признанным афинским вождём, а в 443 году до н. э. его избрали стратегом (военачальником). Этот человек 15 лет находился у власти. Именно при нём в народном собрании стали практиковать тайное голосование.

На всех скульптурах Перикл изображён в шлеме. Существует предположение, что его голова имела какой-то физический дефект. Но, несмотря на это, стратег имел разностороннее образование. Он стремился сделать Древние Афины центром просвещения всей Эллады.

Женой этого человека была Аспасия из Милета. Она отличалась красотой и умом, а в своей общественной деятельности добивалась равноправия женщин. Жители города сравнивали Перикла с Зевсом, а его жену с Герой - женой громовержца. Однако брак этой пары не был признан официальным, так как Аспасия не являлась афинянкой. Правда, два сына от этого брака получили афинское гражданство.

При Перикле город процветал и был самым благополучным и сильным среди всех городов Древней Греции. В 429 году до н. э. стратег скончался. После этого начался постепенный закат могущественного города-государства.

Закат Древних Афин

В 431 году до н. э. началась война между Спартой и Афинами. Продолжалась она 30 лет, велась чрезвычайно жестоко. В этой войне принимали участие и другие греческие города. В историю она вошла как по названию союза, который возглавила Спарта.

Спартанцы несколько раз вторгались в земли Аттики и осаждали Афины. В ответ на это афиняне с моря нападали на пелопоннесские города. Был также организован морской поход на Сицилию. В нём принял участие флот из 134 триер (военных кораблей). Но эта крупномасштабная экспедиция успеха афинянам не принесла.

Потерпев ряд серьёзных поражений, Афинский морской союз распался. В самом городе произошёл переворот. В результате этого к власти пришёл вначале аристократический совет четырёхсот , а затем власть захватила более малочисленная группировка тридцати тиранов . Что касается народного собрания, то его полномочия были значительно сокращены.

Пелопоннесская война велась и на суше, и на море

В 404 году до н. э. афиняне капитулировали перед спартанцами. Им запретили иметь военный флот, а каменные стены порта Пирея были разрушены. Но долгая война ослабила не только Аттику, но и другие греческие полисы.

А в это время на севере появился новый могучий противник. Это была Македония, которая начала претендовать на гегемонию во всей Греции. Наибольшей мощи она достигла в середине IV века до н. э. при Филиппе II . Он создал хорошо вооружённую армию и начал покорять один греческий полис за другим.

Однако афинские земли продолжали оставаться культурным и торговым центром Эллады. Но жители города понимали, что македонцы скоро доберутся и до них. Об этом прямо говорил афинский оратор Демосфен. Его обличительные речи назвали филиппиками, а сам Филипп II объявил Демосфена своим личным врагом.

Политическая ситуация накалялась, и Древним Афинам ничего не оставалось делать, как создавать военный союз. В него вошли Фивы, Мегар и Коринфа. В 338 году до н. э. произошла битва возле беотийского города Херонея между войсками военного союза и армией Филиппа II. В этом сражении союзники были разбиты.

Победитель продиктовал побеждённым городам условия мира. Так как Филипп II был человеком умным, то формально он объявил покорённые полисы независимыми, но обязал их поддерживать его в военных кампаниях. Помимо этого он расставил в Аттике военные гарнизоны.

В большинстве покорённых городов к власти пришла аристократия, заискивающая перед Македонией. На этом закончилась классическая эпоха, и начался эллинистический период Древней Греции .

Во время эллинизма ситуация в Афинах постоянно менялась. Город то добивался независимости, то опять попадал под власть македонской армии. В 146 году до н. э. город оказался под властью Римской Республики на положении союзника. Но свобода была чисто формальная.

В 88 году до н. э. афиняне поддержали антиримское движения, которое возглавил понтийский царь Митридат VI. Но в 86 году до н. э. возле городских стен оказалось римское войско под началом Луция Корнелия Суллы. Римляне захватили когда-то великий город штурмом. Однако Сулла проявил милосердие из уважения к историческому прошлому Древних Афин: фиктивная свобода афинянам была сохранена.

В последней четверти I века до н. э. город вошёл в состав новой римской провинции. Но лишь в III веке н. э. значимость когда-то могущественных Афин полностью сошла на нет, и полис пришёл в полнейший упадок.