Роман А. Н

1. Как эволюционировала "петровская" тема в творчестве А. Толстого?

В первых рассказах о петровском времени: "Наваждение", "День Петра", "Марта Рабе" - А. Толстой (частично под влиянием трактовки Петра как антихриста Д. Мережковским) создал отрицательный образ царя-ирода, фанатичного и жестокого правителя, силой насаждающего свои реформы. Главным его противником был народ. В романе личность Петра представлена противоречивой, но исторически правой.

2. Почему А. Толстой обратился к петровской эпохе?

А. Толстой в 1930-е годы увидел в современной ему действительности много общего с эпохой Петра. 1930-е годы - это время укрепления авторитарной власти, время репрессий, реформ, осуществлявшихся путем насилия над личностью. Для оправдания такой политики необходимо было найти исторические аналогии. Время петровских преобразований соответствовало политическим требованиям сталинской эпохи.

3. В чем особенность романа А. Толстого "Петр Первый"?

Роман (бессмертное произведение) А. Толстого "Петр Первый" - это исторический роман, в котором документальные факты оживлены воображением писателя, дополнены вымыслом. Здесь действуют и реальные исторические личности, и вымышленные писателем. Вместе с тем А. Толстой сохраняет правдивость деталей быта, одежды, обычаев.

4. Какие средства использует А. Толстой для воссоздания колорита петровской эпохи?

Для передачи колорита эпохи А. Толстой исторически и этнографически точно воспроизводит предметные реалии: архитектуру, одежду, еду, хозяйство. Речь персонажей основана на современном языке, если употребляются архаизмы и историзмы, то они тут же разъясняются. Приводятся архаизированные стилизованные письменные документы, которые должны подтвердить историческую достоверность.

5. В чем состоял пафос деятельности Петра (по роману А. Толстого "Петр Первый")?

Деятельность Петра направлена на реформирование России, чтобы превратить ее из отсталой страны в передовую европейскую. Реформы Петра связаны не только с разрушением старого, но в большей степени с созиданием нового. Идея созидательного труда руководит всеми поступками царя. Царь-труженик - это новая трактовка образа царя в историческом романе.

6. Как отражены отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый"?

Отношения народа и власти в романе А. Толстого "Петр Первый" лишены идилличности. Народ выступает как косная сила, сопротивляющаяся новому, бунтующая, бегущая в леса и раскольничьи скиты. Власть жестоко усмиряет народ, использует его в своих целях. Петр приближает к себе талантливых людей из народа, позволяет им выбиться в знать. Формируется семья "птенцов гнезда Петрова" - его единомышленников и сподвижников. Но противостояние народа и власти - более обычное и постоянное явление. Это противостояние снимается только на время войн, когда патриотизм охватывает все слои населения.

7. В чем состоит противоречивость личности Петра (роман А. Толстого "Петр Первый")?

А. Толстой создал образ Петра Первого как личности выдающейся, но противоречивой не менее чем его эпоха. Это труженик, созидатель, но вместе с тем жестокий самодержец, страшный в гневе. Реформы он осуществляет, не заботясь о положении народа: давит народ непомерными податями, сгоняет на строительство заводов, города, бросает в рудники. Он подвержен многим порокам - пьянству, чрезмерной страсти, разгулу. В то же время он может быть отзывчивым на добро, справедливым, нетерпимым к злу, воровству, лжи. А. Толстой следует словам А. Пушкина, считавшего, что "разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами" огромна.

[email protected] , ответ добавлен 21.04.2018 в 21:42

Исторический роман “Петр Первый” - одно из лучших творений Алексея Николаевича Толстого. В этом романе писатель смог создать яркую и правдивую галерею образов, живших и творивших историю в одну из самых судьбоносных эпох. Время Петра I привлекало писателя давно, а в годы революции он “скорее инстинктом художника, чем сознательно... искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности”. Писатель приподнял завесу времени и открыл драматизм борьбы народа за свою свободу. Здесь начальные истоки глубокого историзма Толстого - в теме России и народа.
В первых опытах писателя- “День Петра”, “На дыбе” - он трактует образ царя как одинокую трагическую личность, сгибающуюся под непосильным бременем, а общий колорит повестей отличается преимущественно мрачными красками. Большое значение для роста художника имело изучение им трудов историков, следственных актов XVII века, “Слово и дело государево”, документов “Раскольничьих дел XVIII века” и особенно фольклора. Это открыло перед ним неисчерпаемые сокровища русской народной речи. Толстой говорил, что до той поры язык оставался для него “загадкой и непонятной стихией”, что работал он ощупью, приходил в отчаяние, не мог идти вперед. “И вдруг моя утлая лодчонка выплыла из непроницаемого тумана на сияющую гладь... Я увидел, почувствовал, осязал: русский язык... В судебных (пыточных) актах- язык дела, там не гнушались “подлой” речью, там рассказывала, стонала, лгала, вопила от боли и страха народная Русь. Язык чистый, простой, точный, образный, гибкий, будто нарочно созданный для великого искусства”.
Приступив к роману в тридцатые годы, Толстой увидел подлинный смысл петровской эпохи и творческую силу той жизни, “когда с особенной яркостью раскрывался русский характер”. Более двадцати пяти лет занимала Толстого эпоха Петра. И только обширные своды исторического романа оказались способными вместить плоды многолетних трудов и дум художника. Грандиозны по широте, по размаху события его романа. От детских лет и юности Петра до начала его преобразовательной деятельности, до первых военных походов, побед русских над шведами и основания Петербурга - такова хронологическая канва первых двух книг, написанных в 1930-1934 годах. Третья книга осталась незавершенной и обрывается на эпизоде взятия Нарвы. Весь роман писатель предполагал довести до Полтавской битвы или Прутского похода.
В водовороте борьбы нового со старым, в муках рождения великого государства раскрывается петровская эпоха. Действие романа совершается и в царских хоромах, и в раскольничьем скиту

Роман А. Н.Толстого " Петр Первый "А. М.Горький назвал " первым в нашей литературе настоящим историческим романом ", " книгой - надолго ". Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского

народа за свою независимость, роман А. Н.Толстого " Петр Первый" всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством. Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. " Петр Первый "- это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А. С.Серафимовича, книга о русском характере.

Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л. Толстой, Блок и др.

Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ " День Петра " был написан в1917 году, последние главы его исторического романа " Петр Первый " - в 1945. Не сразу сумел А. Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпох, показать характер петровских преобразований. " На Петра я нацеливался давно, еще сначала февральской революции, - писал А. Н.Толстой.- Я видел все пятнана его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане ". Об этом свидетельствуют и его рассказ " День Петра ", и трагедия " На дыбе " (1928). Характерно, что к Петровской эпохе А. Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы намучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси - воспринималась им как нечто напоминавшее 1917год.

В рассказе " День Петра " Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. " Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? " Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А. Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе " Надыбе " дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой " живота не жалел "; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих " птенцов ": Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр ив своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии" На дыбе " (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его

преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме " Медный всадник ". Одним из лучших произведений советской литературы на историческую тему стал"превосходный", по словам А. М.Горького, роман А. Н.Толстого"Петр Первый".

Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, "когда трещит и рушится старый мир",с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.

ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА "ПЕТРПЕРВЫЙ"

1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось "становление личности в эпохе". Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала "Смена": "Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа".

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.

3. Одной из важнейших задач было для Толстого "выявление двигающих сил эпохи" - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа. Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯИ СЮЖЕТ РОМАНА

"Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I." Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.

Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночью из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу. Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ниту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. " И все пошло по старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов...

кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье" (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - "...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось" Это понимает и сам народ: "Что Василий Голицын, что Борис - одна от них радость". Толстой показывает, что народ играет решающую роль ив тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских ит. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. "Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, "ненавидели быстроту и жестокость но вовводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: "Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся..." Сопротивлялся и народ - "мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже". Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.

Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: "Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей". Вторая книга, по словам самого Толстого "более монументальна, более психологична", она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения "неохотно" пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал "нарвская конфузия", лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх. Большое место от ведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бровкиных и др.) Толстой показывает как новое врывается в быт, рушит старые устои. Прогрессивный характер петровских преобразований подчеркивается Толстым в изображении общего оживления страны, в появлении вокруг Петра новых людей идущих в ногу со временем и понимающих нужды Росии. Среди них и выходцы из народной среды: Меньшиков, семья Бровкиных, Федосей Скляев, Воробьев. "Птенцы гнезда Петрова", люди энергичные, воспитанные Петром, противопоставлены старому московскому боярству - Буйносову, Лыкову и другим, изображенным Толстым с иронией. Боярство внешне смирилось, но продолжал он ненавидеть Петра и его нововведения. Во второй книге с еще большей силой звучит мотив социального протеста народа. Раздражение звучит и в разговоре мужиков в кабаке на Варварке, ив поведении мужиков, в их недобрых взглядах, в выкриках, в открытой ненависти крестьян к помещикам и боярам. Толстой показывает глухо бурлящий в народе протест, который должен был вылиться в восстание на Дону под предводительством Булавина. Чтоб жить " по воле, а не по указу государеву", люди бегут в леса. Движение раскольников, хотя и реакционное по своей сути, является одной из форм протеста против усилившегося гнета в период правления Петра. В устье Невы заложен город-крепость. Желанное море теперь отсюда - подать рукой, началось преобразование армии для решительной победы над шведами и возвращения исконно русских земель - Юрьева и Нарвы. Третья книга романа посвящена борьбе за Юрьев и Нарву. " Третья книга - писал сам Толстой,- самая главная часть романа о Петре, она относится к наиболее интересному периоду жизни Петра. В ней будет показана законодательная деятельность Петра, его новаторство в области изменений уклада русской жизни, поездки царя за границу, его окружение, общество времени. В третьей части будут даны картины не только русской жизни, но и Запада того времени - Франции, Польши, Голландии. Все основные задачи, которые я ставил, приступая к роману, будут осуществлены в этой части." Третья книга, как и вторая, начинается с описания Москвы. Прошло не так много времени, но перед нами другая, обновленная Москва. Во второй книге показана неторопливая, во многом косная жизнь в столице, и, хотя обитатели ее чувствуют, что назревают большие события, что жить становится все тревожнее, тем не менее жизнь города течет пока по прежнему. В третьей книге Москва предстает иной: крутые перемены произошли в ее жизни. Новое ворвалось в жизнь, изменило привычное ее течение. Нет больше челяди у боярских дворов, " ворота закрыты наглухо, на широком дворе - тихо, людишки взяты на войну, боярские сыновья или зятья в полках унтер-офицерами либо усланы за море, недоросли отданы в школы." Чувствуется, что жизнь уходит в новую столицу - Петербург. Третья книга - это книга о бл

Роман А.Н.Толстого “Петр Первый” Роман А.Н.Толстого Петр Первый А.М.Горький назвал первым в нашей литературе настоящим историческим романом, книгой - надолго. Отразивший одну из интереснейших эпох в развитии России - эпоху коренной ломки патриархальной России и борьбы русского народа за свою независимость, роман А.Н.Толстого Петр Первый всегда будет привлекать читателей своим патриотизмом, необыкновенной свежестью и высоким художественным мастерством. Этот роман знакомит читателя с жизнью России конца XVII - начала XVII века, рисует борьбу новой молодой России, стремящейся к прогрессу, с Россией старой, патриархальной, цепляющейся за старину, утверждает неодолимость нового. Петр Первый - это огромное историческое полотно, широчайшая картина нравов, но прежде всего - это, по словам А.С.Серафимовича, книга о русском характере.Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней тема Петра не сходит со страниц художественной литературы. К ней обращались Пушкин, Некрасов, Л.Толстой, Блок и др.Свыше двадцати лет волновала тема Петра и Алексея Толстого: рассказ День Петра был написан в1917 году, последние главы его исторического романа Петр Первый - в 1945. Не сразу сумел А.Н.Толстой глубоко, правдиво и всесторонне нарисовать Петровскую эпох, показать характер петровских преобразований. На Петра я нацеливался давно, еще сначала февральской революции, - писал А.Н.Толстой.- Я видел все пятнана его камзоле,- но все же Петр торчал загадкой в историческом тумане. Об этом свидетельствуют и его рассказ День Петра, и трагедия На дыбе (1928). Характерно, что к Петровской эпохе А.Н.Толстой обратился в 1917 году; в далеком прошлом пытался он найти ответы намучившие его вопросы о судьбах родины и народа. Почему именно к этой эпохе обратился писатель? Петровская эпоха - время преобразовательных реформ, коренной ломки патриархальной Руси- воспринималась им как нечто напоминавшее 1917год.В рассказе День Петра Толстой стремился показать Петра Первого своевольным помещиком, который хочет изменить жизнь родной страны. Да, полно,- пишет он, хотел ли добра России царь Петр? Что была Россия ему, царю, хозяину, загоревшемуся досадой и ревностью: как это его двор и скот, батраки и все хозяйство хуже, глупее соседского? Отрицательное отношение к Петру и его преобразовательской деятельности связано было, как полагают исследователи, с неприятием и непониманием А.Н.Толстым в 1917 году Октябрьской революции. В пьесе Надыбе дана более широкая характеристика времени Петра и его окружения. Эпоха дается по-прежнему в мрачных тонах. Через ряд эпизодов проходит мотив трагического одиночества Петра. Он одинок в своей огромной стране, ради которой живота не жалел; народ против преобразователя. Одинок Петр и в среде своих птенцов: Меньшиков, Шафиров, Шаховской- все лгуны и воры. Одинок Петр ив своей семье - ему изменяет Екатерина. Несмотря на то, что в трагедии На дыбе (на дыбу поднята Петром вся Русь) Петр нарисован уже большим государственным деятелем, он по-прежнему оставался для Толстого загадкой - отсюда и утверждение писателем бесперспективности его преобразовательской деятельности и изображение краха всех его многолетних трудов. Стихия побеждает Петра, а не наоборот, как у Пушкина в поэме Медный всадник. Одним из лучших произведений советской литературы&n
bsp; на историческую тему сталпревосходный, по словам А.М.Горького, роман А.Н.ТолстогоПетр Первый.Начало работы над этим романом совпадает с событиями, важными в жизни нашей страны. 1929 год - год исторического перелома. Именно в это время Толстой снова обращается к изображению Петровской эпохи. Он ощущает перекличку далекого Петровского, когда трещит и рушится старый мир,с нашим временем, чувствует определенное созвучие между этими двумя эпохами.ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ПЕТРПЕРВЫЙ 1. Прежде всего писателю нужно было определить, что будет для него основным в романе, и с этих позиций отбирать соответствующий материал в трудах историков, исторических документах, мемуарах. Этим основным для Толстого, по его словам, явилось становление личности в эпохе. Об этом он говорил и в беседе с коллективом редакции журнала Смена: Становление личности в исторической эпохе - вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа.

2. Иначе решается Толстым и вопрос о петровских преобразованиях. Весь ход повествования, вся система художественных образов должны были подчеркнуть прогрессивное значение преобразовательских мероприятий, их историческую закономерность и необходимость.3. Одной из важнейших задач было для Толстого выявление двигающих сил эпохи - разрешение проблемы народа, его исторической роли во всех преобразованиях страны, наконец, изображение сложных взаимоотношений Петра и народа. Таковы основные задачи, к разрешению которых Толстой смог подойти лишь в конце 20-х годов. Идейный замысел романа нашел соответствующее выражение в композиции произведения, во всех ее компонентах.

КОМПОЗИЦИЯИ СЮЖЕТ РОМАНА Исторический роман не может писаться в виде хроники, в виде истории... Нужна прежде всего, как и во всяком художественном полотне, - композиция, архитектоника произведения. Что это такое - композиция? Это прежде всего установление центра, центра зрения художника... В моем романе центром является фигура Петра I. Итак, в центре повествования Толстого - Петр, формирование его личности. Однако роман не стал пусть и мастерски написанной биографией Петра. Почему? Толстому важно было показать не только Петра как большого исторического деятеля, но и эпоху, которая способствовала формированию этого деятеля. Становление личности Петра и изображение эпохи в ее историческом движении определило композиционные особенности романа. Толстой не ограничивается изображением жизни и деятельности своего героя, он создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Все классы и группы русского общества представлены в романе: крестьяне, солдаты, стрельцы, ремесленники, дворяне, бояре. Россия показана в бурном потоке исторических событий, в столкновении общественных сил. Поражает широкий охват событий Петровской эпохи, разнообразие созданных персонажей.Действие переносится из бедной крестьянской избы Ивашки Бровкина на шумные площади старой Москвы; из светлицы властной, хищной царевны Софьи - на Красное крыльцо в Кремле, где маленький Петр становится очевидцем жестокой расправы стрельцов с Матвеевым; из покоев Натальи Кириловны в Преображенском дворце - в Немецкую слободу, оттуда в выжженные южным солнцем степи, по которым медленно двигается войско Голицина; из Троицко-Сергиевской лавры, куда ночь
ю из Преображенского дворца бежал Петр, - в Архангельск, под Азов, за границу. Первые главы романа рисуют ожесточенную борьбу за власть между двумя боярскими группами - Милославскими и Нарышкиными, представляющими старую, боярскую, допетровскую Русь. Ниту, ни другую группу не интересовали ни интересы государства, ни судьба народа. Толстой подчеркивает это почти однотипными замечаниями, оценивающими правление одних и других. И все пошло по старому. Ничего не случилось. Над Москвой, над городами, над сотнями уездов... кислые столетние сумерки - нищета, холопство, безделье (после победы Милославских); но вот победили Нарышкины - ...стали думать и править по прежнему обычаю. Перемен особенных не случилось Это понимает и сам народ: Что Василий Голицын,что Борис - одна от них радость. Толстой показывает, что народ играет решающую роль ив тех событиях, которые разыгрываются в Кремле. Только при поддержке народа Нарышкиным удается сломить Милославских ит. д. Недовольство народа своим положением проявляется в ряде массовых сцен. Примерно с четвертой главы первой книги Толстой показывает, как все более обостряются отношения между возмужавшим Петром и Софьей, что приводит в дальнейшем к падению былой правительницы. Петр станоновится самодержавным правителем и со свойственной ему решительностью, преодолевая сопротивление боярства, начинает борьбу с византийской Русью. Упиралась вся Россия,- пишет Толстой. Страшились перемен, ненавидели быстроту и жестокость но вовводимого не только боярство, но и поместное дворянство, и духовенство, и стрельцы: Стал не мир, а кабак, все ломают, всех тревожат... Не живут - торопятся... В бездну катимся... Сопротивлялся и народ - мало было прежней тяготы - волокли на новую непонятную работу - на судостроительные верфи в Воронеже. Бегство в леса дремучие, на Дон - ответ народа на все тяготы жизни в период правления Петра.Первая книга кончается жестоким подавлением Петром стрелецкого мятежа. Ее финал лучше прочесть вслух: Всю зиму были пытки и казни... Ужасом была охвачена вся страна. Старое забилось по темным углам. Кончалась византийская Русь. В мартовском ветре чудились за балтийскими побережьями призраки торговых кораблей. Вторая книга, по словам самого Толстого более монументальна, более психологична, она рассказывает о том как сдвинулась с места Русь - начинается с изображения неохотно пробуждающейся Москвы, кончается картиной строящегося Петербурга. Монументальность романа проявляется не в изображении больших событий крупным планом, а в изображении строительства новой России. Борьба старого и нового становится определяющей в развитии действия романа. Толстой показывает в каких сложных условиях возникает молодая Россия, какие трудности пришлось преодолевать Петру на пути преобразования Руси. Во второй книге по сравнению с первой изображено меньше исторических событий, действие концентрируется вокруг подготовки к Северной войне, ее начал нарвская конфузия, лихорадочная деятельность по укреплению обороны, строительство заводов, первые успехи в войне со шведами - взятие Нотебурга, выход к устью Невы и основание города-крепости, которую решено было назвать Питербурх. Большое место от ведено в этой книге психологическим характеристикам. Каждый из эпизодов частной и общественной жизни помогает ярче представить ту или иную сторону эпохи Петра, его преобразований (например, описание жизни семей Буйносовых и Бров

Тема Петра в творчестве А. Толстого. Петровская эпоха вол­новала писателя более тридцати лет. «На Петра Первого я наце­ливался давно… – говорил Толстой. – Я видел все пятна на его камзоле, – но Петр все же торчал загадкой в историческом ту­мане».

Стремление разгадать эту тайну было вызвано не только ин­тересом к историческому прошлому России. Не случайно Тол­стой впервые обратился к теме Петра в период Февральской революции, а над романом работал с 1929 по 1945 гг., т.е. до конца своей жизни. События революции и первых пятилеток, усиление централизованной власти, война активизировали раз­мышления об уроках истории, о роли личности и народа, вели к художественному исследованию «трагических и творческих эпох» в жизни России. Углубление в петровскую эпоху помога­ло писателю осмысливать современную ему действительность, которая была в его представлении созвучной крутым реформам Петра по своему размаху, противоречиям, потерям. Сам А. Тол­стой не раз говорил о тесной связи работы над петровской те­мой и раздумий о современности: «Должно быть, скорее ин­стинктом художника, чем сознательно, я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности».

Взгляд писателя на роль Петра в истории России менялся. В рассказе «День Петра» (1917) А. Толстой, следуя традиции сим­волистов Д. Мережковского и А. Белого, изображавших Петра царем-антихристом, утверждал бесплодность петровских преоб­разований, невозможность путем резкого перелома изменить ход исторических событий. Это видно на примере одного из от­рывков: «Лихое, невеселое житье было в Питербурхе. Вздувша­яся река била в бревенчатые набережные; снег и косой дождь наплюхивал целые озера на площадях и улицах… На черном по­жарище выгоревшего в прошлый четверг гостиного двора… тор­чали четыре виселицы… В грязи, в желтом тумане… возникали каждый день все новые амбары, длинные бараки, гошпитали, частные дома переселяемых бояр…

Строился царский город на краю земли, в болотах, у самой неметчины. Кому он был нужен, для какой муки еще новой надо было обливаться потом и кровью и гибнуть тысячами, – народ не знал».

Сравните приведенное описание строительства Петербурга в рассказе и романе «Петр Первый» (конец кн. 2- со слов «кровавыми усилиями проход из Ладоги в открытое море был открыт»; кн. 3, гл. 2, подгл. 4 – со слов «желанное, возлюблен­ное здесь было место»). Сделайте вывод об авторской позиции и средствах ее выражения в приведенных отрывках (обратите осо­бое внимание на эпитеты).

В пьесе «На дыбе» (1928), Петр, по собственному призна­нию автора, еще «сильно попахивал Мережковским». Автор подчеркивал трагическое одиночество Петра, передавал мысль об обреченности его дела. Подумайте, как оценивает Толстой итоги деятельности царя в романе «Петр Первый». Одинок ли Петр в этом произведении? Докажите свою точку зрения.

Начиная со второй половины 20-х годов искусство все чаще обращалось к образам сильных личностей, царей, укреплявших государство, прежде всего Ивана Грозного и Петра. Известно, что этот интерес поощрялся, более того, усиленно направлял­ся Сталиным, заботившимся о привлекательности образа вож­дя, самой идеи государственной власти. Отдал дань образу Ива­на Грозного и А. Толстой, создав драматическую дилогию об этом царе.

«Социальный заказ» на образ сильной личности, усиление государственной власти воздействовали на сознание художника. Были в творчестве А. Толстого и прямые компромиссы с влас­тью (например, повесть «Хлеб» (1937), где преувеличена роль Сталина). Но вряд ли справедливо, как это делает исследователь Е. Добренко, видеть в романе А. Толстого «Петр Первый» сле­пое следование официальной доктрине и воспринимать произ­ведение как некую декорацию, где за «историческим антура­жем» скрывается расстановка сил в сталинском окружении.

Выше мы уже говорили о том, что интерес А. Толстого к личности Петра появился отнюдь не в 20-х – 30-х годах, что ху­дожественная концепция петровской эпохи складывалась в твор­честве писателя на протяжении многих лет. «Петр Первый» – это не простая иллюстрация к конкретным политическим явле­ниям, а художественное произведение, которое внесло весомый вклад в развитие исторической прозы и до сих пор не утратило своего эстетического обаяния. В то же время в романе отчетливо проявилось изменение представлений автора об истории, опре­деленное им как «вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистки».