Рецензия на роман Ф. М

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время - 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” - социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “...кто крепок и силен умом и духом, тот... и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, - это правда Сони Мармелад овой, ее жизненная позиция.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “...кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это - Лужин и Свидригайлов.

Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из Шести посвящена преступлению, остальные пять - наказанию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй - ее читает Соня, третий - в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

«Преступление и наказание» стал для меня настоящим психологическим испытанием во время его прочтения. Настолько красочно, реалистично и ярко описаны эмоции и чувства главного героя я не видела ни в одном произведении. Наверное, именно этим оно меня и привлекло. Достоевский действительно предстал перед нами всеми как великолепный психолог, непревзойденный маг, который чутко и безошибочно понимает все человеческие колебания и помыслы.

Мне кажется, восприятие романа полностью зависит от самого человека, от его моральности и внутренней чистоты. Кто-то жалеет бывшего студента Раскольникова, кто-то считает его хладнокровным убийцей, кто-то безразличен к нему. В этом и заключается главная суть романа — каждый меряет его своими мерками. Писатель заставляет не просто пройти путь от безобидной зависти до неистовых мучений совести и покаяния, наблюдая за главным героем, а самому окунуться в этот мир и поразмыслить: «А как поступил бы я?»

Я считаю, что одной из главных причин прочитать произведение гениального автора, является именно тот ответ, к которому приходит личность. Для себя я ответила — даже в тяжелой материальной ситуации я не смогла бы лишить человека жизни. Может быть, я слишком трусливая или слишком правильная — решать не мне. Но я бы не смогла.

Многие считают, что Достоевский очень долго и нудно описывает всё эмоциональное состояние героя, его мучения. Я считаю, что это необходимо для полного образа всего романа. Именно эти описания задают то психологическое состояние, которое захлестывает тебя целиком. Это интересно, интересно наблюдать за переменой настроения, чувств и жизни студента и окружающих его людей.

Моя оценка — потрясающе. Для тех, кто любит покопаться в психологии людей, найти для себя что-то новое, рекомендую. В этом произведении есть все: психология, драма, немного жестокости.

К тому же, я считаю большой ошибкой то, что с этим романом знакомят еще в школе. В таком возрасте ребенок не в состоянии осознать весь глубокий смысл, который скрывается за «скучными» описаниями. Из-за этого в дальнейшем складывается плохое впечатление и нежелание перечитывать книгу. Все-таки произведение рассчитано на более взрослых читателей, способных постичь спрятанное умозаключение.

Ф. М. Достоевский — великий писатель, классик русской литературы, и я искренне восхищаюсь, как тонко он понимает душу и мысли каждого своего героя.

Рецензия написана в рамках конкурса “ ”.

Великанов Николай

Размышления ученика 10 класса о том, что " нет и не может быть права на убийство, на преступление! Абстрактное счастье неких грядущих поколений таким образом обрести нельзя! Вот чему учит нас гениальный роман Фёдора Михайловича Достоевского и не менее гениальный фильм Льва Кулиджанова. Картина заставляет задуматься, оставляет глубокий след."

Скачать:

Предварительный просмотр:

Рецензия на кинофильм Л. Кулиджанова «Преступление и наказание» по роману Ф.М.Достоевского.

Выполнил Великанов Николай 10 А класс.

В 1968 году режиссёр Лев Кулиджанов обратился к роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Кулиджанов создал фильм о студенте Раскольникове, совершившем «идейное» преступление на основе философии вседозволенности, и наказанного страшными «паче каторги» муками совести.

Кулиджанов выбрал чёрно-белое изображение, что сделало фильм более мрачным, подчеркнуло ужас и безысходность ситуации. Кроме того, режиссёру удалось стилизовать его под старину. Иногда при просмотре картины кажется, что ты рассматриваешь старинные гравюры. Петербургские набережные, старинные дома, ограды, интерьеры, в которых живут герои фильма, лишенные цвета, придают картине ещё больший трагизм. И лишь в конце, когда кадр светлеет до белизны, зритель понимает, что это тот самый свет, который обретает душа в момент покаяния, когда душе становится легче.

Режиссёр точно и тщательно выбрал актёрский состав. Георгий Тараторкин, исполнивший роль Родиона Раскольникова, красив, нескладен, худ, резок в движениях и интонациях. Его появление на экране пронзает своей искренностью и трагизмом. Видно, что актёр отдаётся роли. Татьяна Бедова (Сонечка Мармеладова) поражает своей детской незащищенностью, невероятной любовью к близким, бесконечными душевными переживаниями и вместе с тем силой, желанием сопереживать, помогать. Лицо её с тонкими чертами трагично, вызывает иногда жалость и сочувствие, а иногда даже восхищение. Иннокентий Смоктуновский, сыгравший в фильме Порфирия Петровича, удивляет попаданием в роль. Безликая стёртость, бесцветные бровки, плешь, окружённая жиденькими волосиками, ровный бесцветный, под стать облику, голос. Он плавно движется, мягко ступает, обволакивает, окутывает. «Да что же Вы, батюшка, так побледнели?...Дело следователя это, так сказать, свободное художество….Да Вы, Родион Романыч, и убили-с….» Мороз по коже! Великолепны и другие роли в фильме: трагичная и пронзительная Майя Булгакова (Катерина Мармеладова), Виктория Фёдорова (Авдотья Раскольникова) красива, благородна, искренне любит родных. Ефим Копелян сыграл Свидригайлова. Отвратительный персонаж удался гениальному актёру, но…мне кажется, на его месте должен был быть менее заметный и менее красивый артист. Словом, актёрский состав прекрасен. Иногда, следя за чудесной игрой, даже забываешь о сюжете.

Одна из первых сцен фильма – сцена убийства старухи процентщицы. Она поражает своей обыденностью, все натуралистические подробности режиссёр оставляет за кадром, повергает в шок. Затем, когда появляется Лизавета, зритель видит лишь испуганный детский взгляд человека, не верящего в происходящее. Раскольников совершил двойное преступление. Через весь фильм проходит страшный сон Раскольникова, где он задыхаясь бежит от настигающей погони, и перемахнув через перила моста, бросается как в ад, в тёмную невскую воду. Фильм упорно подчёркивает: Раскольников убивает сам себя.

Ещё одна удача режиссера – дуэт Смоктуновского и Тараторкина, он, прежде всего, в визуальных образах. Так Раскольников – весь в сочетании чёрного и белого, света и тени. Он длинен, нескладен, составлен из резких линий и острых углов. Порфирий округл, гладок и скользок, сер, плавен даже во время перепадов настроения. Актерами с удивительной точностью передано глубинное родство, внутреннее единство мучителя и жертвы, их тяга друг к другу.

Сцена, когда Родион Романович приходит, чтобы раскрыть свою страшную тайну той, которую «давно выбрал» - одна из лучших в фильме. Раскольников бросает слова признания резко, холодно, почти злобно. Соня с детским ужасом, наивным непониманием слушает странные идеи "подпольного" философа. Но вот слабый, срывающийся голосок ее обретает силу: "Это человек-то вошь!.. Убивать? Убивать-то право имеете?.. Молчите! Не смейте, богохульник, ничего, ничего-то вы не понимаете!". Именно Соня, её любовь заставляют Раскольникова сознаться в содеянном и даже покаяться…

Нет и не может быть права на убийство, на преступление! Абстрактное счастье неких грядущих поколений таким образом обрести нельзя! Вот чему учит нас гениальный роман Фёдора Михайловича Достоевского и не менее гениальный фильм Льва Кулиджанова. Картина заставляет задуматься, оставляет глубокий след.

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” - одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизации книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора.

В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время - 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека окружающему его миру. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова - не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с теорией разумного эгоизма Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип - человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но, по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев - основные в романе. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт - убийство, совершенное молодым человеком под влиянием своих идей. Суть романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” - социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на два лагеря: на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Разделение это происходит не по материальному, а по нравственному признаку: “...кто крепок и силен умом и духом, тот... и властелин!”. Герой признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, - это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?”. Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния и воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применяется в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это Лужин и Свидригайлов. Экономическая теория Лужина на первый взгляд ничего не имеет общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. И Лужин, и Раскольников допускают пролитие крови, но если Раскольников может убить во имя будущего, во имя блага тысяч людей, то Лужин допускает пролитие крови во имя личной выгоды. Свидригайлов живет по принципу вседозволенности. Он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она.

Композиция романа также подчинена развенчанию теории героя. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять - наказанию. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Композиция связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресе нии Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй - ее читает Соня, третий - в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня Лазарь воскрес.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в своем понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти (и идет) на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Мне всегда было интересно: на чем основан выбор литературных произведений, обязательных для изучения в школе? Кто включил, например, в программу десятого класса четырехтомную эпопею «Война и мир», которую редкий филолог может прочитать до конца, не пропустив ни одну страницу? Я сильно подозреваю, что Сергей Бондарчук снял свою блестящую экранизацию по просьбам учителей, или, во всяком случае, учитывая их пожелания.

Как мне кажется, особенно не повезло моему любимому писателю – Федору Михайловичу Достоевскому. Причины, по которым еще Министерство Народного Образования СССР выбрало для изучения на уроках литературы роман «Преступление и наказание», мне абсолютно непонятны. То ли высокопоставленные педагоги решили, что детективная фабула романа заинтригует подростка? То ли посчитали, что «деткам» будут интересны рассуждения Раскольникова о сверхчеловеке и «твари дрожащей»? То ли предположили, что советские ученики с увлечением будут читать историю проститутки Сонечки Мармеладовой (а ведь партийные лидеры делали вид, что в СССР секс отсутствует)? Про проповедь смирения я промолчу, так как это характерно для всего творчества Федора Михайловича.

Я прекрасно помню шутку нашей учительницы литературы, когда мы, наконец, приступили к изучению этого романа: «Читать его – наказание, а не читать – преступление». И вот, хоть убейте, я вполне согласна с этим мнением. Более того, совсем недавно я перечитала это произведение Достоевского вместе с дочерью (ей уже 16 – как быстро летит время!) и ни на йоту не изменила своего отношения.

Как мне кажется, «Преступление и наказание» — самый неровный роман в творчестве Федора Михайловича, при этом чрезвычайно затянутый. Даже ранние повести писателя, такие как «Белые ночи», «Бедные люди» и другие, производят намного более целостное впечатление, не говоря уже о том, что такие работы писателя, как «Идиот», «Братья Карамазовы», «Игрок», захватывают гораздо сильнее.

Здесь же детективный сюжет присутствует лишь формально – ведь интриги, кто убил старушку в «Преступлении и наказании», не существует, а следователь Порфирий Петрович не столько собирает улики, сколько ведет психологическую игру. Кстати, как мне кажется, именно эта сюжетная линия и является самой неудачной, чрезвычайно затягивая роман. А может, я ошибаюсь? Ведь в школьном возрасте я пропускала и рассуждения Раскольникова, которые сейчас я «проглатывала» со все нарастающим интересом (возможно, сыграла роль и мое знакомство с творчеством Ницше, в школе же «теория сверхчеловека» была лишь весьма абстрактным понятием).

И, конечно, Достоевский верен себе: в этом романе присутствуют потрясающие сцены, невероятный накал чувств, высоты человеческого духа, соседствующие с его низостью. Как и в других романах Федора Михайловича, в «Преступлении и наказании» мы найдем яркие натуралистические сцены (конечно же, убийство старухи-процентщицы), трогательные истории (судьба жертвенной Сонечки Мармеладовой), самые разнообразные психологические типы, описанные с выразительными деталями.

Однако, как мне кажется, именно в этом произведении положительные персонажи чрезвычайно «ходульны» и совершенно не остаются в памяти (прежде всего, это касается студента Разумихина и упоминавшегося уже Порфирия Петровича), в отличие от «великолепных» злодеев. Во время «школьного» изучения я практически не обратила внимания на сюжетную линию, связанную со Свидригайловым, а ведь этот порочный человек (своего рода отрицательный двойник Раскольникова), мучимый совестью за свои преступления — трагичнейший персонаж этого произведения.

Словом, нельзя отрицать то, что в «Преступлении и наказании» присутствуют гениальные эпизоды — безумная Катерина Ивановна, выведшая детей плясать на улицу, по моему мнению, один из сильнейших эпизодов мировой литературы. Однако, в целом не могу назвать роман гениальным из-за его неоправданной затянутости и уже упоминавшейся чрезмерной неровности. Конечно, это произведение Достоевского должен прочитать каждый, но, как мне кажется, не в подростковом возрасте и не в рамках школьной программы.