О каком городе писал паустовский. Константин георгиевич паустовский - биография, информация, личная жизнь

Константин Паустовский является классиком в литературе двадцатого века. Все произведения с удовольствием читают взрослые, и дети они олицетворяют человеческое и писательское благородство. Родился Паустовский в Москве в интеллигентной семье, театралов любящих играть на рояле и петь. Умер в семьдесят шесть лет. Учился в Киеве в классической гимназии. Его родители развелись и ему, пришлось подрабатывать преподавателем.

После окончания гимназии, он поступил в Киевский университет на юридический факультет, но мечтал стать писателем. Для себя он решил, для писательской деятельности нужно "уйти в жизнь" и приобрести жизненный опыт. В Москве, он работает вагоновожатый, за тем устраивается санитаром на тыловой поезд, сменяет много разных профессий, был даже рыбаком на Азовском море.

В свободное, от работы время писал рассказы. Во время революции трудился в Москве в газете репортером и описывал события. Во время Отечественной войны он военный корреспондент. После войны Паустовский занимается литературной деятельности и пишет: романы, повести, а также рассказы и сказки для детей. Книга "Рассказы и сказки о животных и природе". В неё вошли известные рассказы:

  • Похождения жука-носорога;
  • Квакша;
  • Стальное колечко;
  • Барсучий нос и другие произведения.

Читать биографию Паустовского для 3 класса

Константин Георгиевич Паустовский родился на свет 31 мая 1892 года в Москве. Вырос в семье Георгия Максимовича Паустовского и Марии Григорьевны Паустовской, имел двух братьев и сестру. В 1904 году поступил в Киевскую гимназию. Любимым предметом в гимназии была география и литература.

В 1912 году, много раз поменяв места жительства и школы, юноша начинает обучение на историко-филологическом факультете Киевского университета, оканчивает 2 курса. После начала первой мировой войны переводится в Московский университет, но вскоре оставляет его и начинает работать. Сменив множество профессий, устраивается санитаром на фронт, участвует в отступлении русской армии. После гибели братьев возвращается в Москву к матери и сестре, но долго там не задерживается. Молодой человек путешествует по всему югу России, два года живёт в Одессе, работая в газете “Маяк”, а затем покидает Одессу, уезжает на Кавказ, также посещая северную Персию.

В 1923 году возвращается в столицу. Пару лет работает редактором в телеграфном агентстве и начинает печататься. 1930-ые годы также проводит в путешествиях по стране, выпуская множество очерков, повестей. Во времена Великой Отечественной войны становится военным журналистом, служит на Южном фронте. В августе 1941 года завершает службу ради работы над пьесой для Московского художественного театра, переезжает в Алма-Ату, где садится за написание пьесы “Пока не остановится сердце” и романа “Дым отечества”.

В 1950-ые годы живет в Москве и в Тарусе, становится одним из составителей сборников “Литературная Москва” и “Тарусские страницы”. После получения всемирного признания путешествует по Европе, проживает на острове Капри. В 1966 году подписывает письмо деятелей науки и культуры о недопустимости реабилитации Сталина. Умирает 14 июля 1968 в Москве после затяжной болезни астмой.

Для детей 3 класс, 4 класс, 5 класс.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Екатерина II

    Императрица Екатерина 2 Алексеевна в истории носит имя Великая. Она была рассудительным человеком, в важных решениях не руководствовалась сердцем, была начитанной и умной, она очень многое сделала для становления России.

  • Лесков Николай Семёнович

    Родился писатель в Городе орле. Семья у него была большая, из детей Лесков был самым старшим. После переезда из города в село, в Лескове стали формироваться любовь и уважение к русскому народу.

  • Житие Николая Чудотворца и биография краткое содержание

    Великий служитель и угодник Господа, Николай Чудотворец, известен многими чудесами своими и милосердием к людям. Он исцелял больных, спасал людей от бед и неоправданных обвинений.

  • Маршак Самуил Яковлевич

    Самуил Яковлевич Маршак - русский поэт, драматург, переводчик, литературный критик, сценарист, автор популярных детских книг. Родился в 1887 году 22 октября в городе Воронеже, в семье мастера-самоучки, одаренного химика Якова Мироновича Маршака

  • Сальвадор Дали

    Всемирно-известный художник и творческий деятель Сальвадор Дали появился на свет в 1904 году 11 мая в небольшой провинции Фигерас. Глава семьи работал нотариусом и был уважаемым человеком.

Константин Георгиевич Паустовский - русский советский прозаик и драматург. Он родился в Москве в семье железнодорожного статистика Георгия Максимовича Паустовского. Семья имела украинско-польско-турецкие корни. Дед писателя был казаком с украинским происхождением, мама была турчанкой, бабушка писателя по матери - полькой. У Константина было двое старших братьев - Борис и Вадим, сестра Галина.

В 1898 году семья вернулась из Москвы в Киев, где в 1904 году Константин Паустовский поступил в Первую киевскую классическую гимназию. Любимым предметом во время обучения в гимназии была география. После распада семьи (осень 1908 года) он несколько месяцев жил у дяди, Николая Григорьевича Высочанского, в Брянске и учился в брянской гимназии.

Осенью 1909 года он возвратился в Киев и, восстановившись в Александровской гимназии (при содействии её преподавателей), начал самостоятельную жизнь, зарабатывая репетиторством. Через некоторое время будущий писатель поселился у своей бабушки, Викентии Ивановны Высочанской, переехавшей в Киев из Черкасс. Здесь, в маленьком флигеле на Лукьяновке, гимназист Паустовский написал свои первые рассказы, которые были опубликованы в киевских журналах. Окончив гимназию в 1912 году, он поступил в Императорский университет св. Владимира в Киеве на историко-филологический факультет, где проучился два года. В общей сложности более двадцати лет Константин Паустовский, «москвич по рождению и киевлянин по душе», прожил на Украине. Именно здесь состоялся как журналист и писатель, о чём не раз признавался в автобиографической прозе.

С началом Первой мировой войны К. Паустовский переехал в Москву и перевёлся в Московский университет на юридический факультет, но вскоре был вынужден прервать учёбу и устроиться на работу. Работал вагоновожатым трамвая, потом санитаром на одном из поездов. Поезд развозил раненых по тыловым городам.

Во время гражданской войны К. Паустовский возвращается на Украину, куда снова перебрались его мать и сестра. В Киеве в декабре 1918 года он был призван в украинскую армию гетмана Скоропадского, а вскоре после очередной смены власти был призван в Красную Армию - в караульный полк, набранный из бывших махновцев. Несколько дней спустя один из караульных солдат застрелил полкового командира и полк был расформирован.

Впоследствии Константин Георгиевич много ездил по югу России, жил два года в Одессе, работая в газете «Моряк». В этот период Паустовский подружился с И. Ильфом , И. Бабелем (о котором позже оставил подробные воспоминания), Э.Багрицким , Л. Славиным . Из Одессы Паустовский уехал на Кавказ. Жил в Сухуми, Батуми, Тбилиси, Ереване, Баку, побывал в северной Персии. В 1923 году Паустовский вернулся в Москву. Несколько лет работал редактором РОСТА и начал печататься.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда», журналов «30 дней», «Наши достижения» и других, много путешествовал по стране. Впечатления от этих поездок воплотились в художественных произведениях и очерках. В 1930 году в журнале «30 дней» впервые были опубликованы очерки: «Разговор о рыбе» (№ 6), «Погоня за растениями» (№ 7), «Зона голубого огня» (№ 12).

С 1930 года и до начала 1950-х годов Паустовский проводит много времени в селе Солотча под Рязанью в мещёрских лесах. В начале 1931 года по заданию РОСТА он едет в Березники на строительство Березниковского химкомбината, где продолжает начатую в Москве работу над повестью «Кара-Бугаз». Очерки о Березниковском строительстве вышли небольшой книгой «Великан на Каме». Повесть «Кара-Бугаз» была дописана в Ливнах летом 1931 года, и стала для К. Паустовского ключевой - после выхода повести он оставил службу и перешёл на творческую работу, став профессиональным писателем.

В 1932 году Константин Паустовский побывал в Петрозаводске, работая над историей Онежского завода (тема была подсказана А.М. Горьким). Результатом поездки стали повести «Судьба Шарля Лонсевиля» и «Озёрный фронт» и большой очерк «Онежский завод». Впечатления от поездки по северу страны легли также в основу очерков «Страна за Онегой» и «Мурманск».

По материалам поездки по Волге и Каспию был написан очерк «Подводные ветры», напечатанный впервые в журнале «Красная новь» № 4 за 1932 год. В 1937 году в газете «Правда» вышел очерк «Новые тропики», написанный по впечатлениям нескольких поездок в Мингрелию.

Совершив поездку по северо-западу страны, посетив Новгород, Старую Руссу, Псков, Михайловское, Паустовский пишет очерк «Михайловские рощи», опубликованный в журнале «Красная новь» (№ 7, 1938 г.).

В это время писатель открыл для себя под самой Москвой неведомую и заповедную землю - Мещёру. В десятках своих восхитительных рассказов он воспел эту рязанскую сторону. О любимой им Мещёре Паустовский писал: «Мещёре я обязан многими своими рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещёрская сторона».

С началом Великой Отечественной войны Паустовский, ставший военным корреспондентом, служил на Южном фронте.

В середине августа Константин Паустовский вернулся в Москву и был оставлен для работы в аппарате ТАСС. Вскоре по требованию Комитета по делам искусств был освобождён от службы для работы над новой пьесой для МХАТа и эвакуировался с семьёй в Алма-Ату, где работал над пьесой «Пока не остановится сердце», романом «Дым отечества», написал ряд рассказов. Постановку пьесы готовил московский Камерный театр под руководством А. Я. Таирова, эвакуированный в Барнаул. В процессе работы с коллективом театра Паустовский некоторое время (зима 1942 и ранняя весна 1943 гг.) провёл в Барнауле и Белокурихе. Этот период своей жизни он назвал «Барнаульские месяцы». Премьера спектакля по пьесе «Пока не остановится сердце», посвящённой борьбе с фашизмом, состоялась в Барнауле 4 апреля 1943 года.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления времён оттепели «Литературная Москва» (1956) и «Тарусские страницы» (1961). Более десяти лет вёл семинар прозы в Литературном институте им. Горького, был заведующим кафедрой литературного мастерства. Среди учащихся на семинаре Паустовского были: Инна Гофф , Владимир Тендряков , Григорий Бакланов , Юрий Бондарев , Юрий Трифонов , Борис Балтер , Иван Пантелеев .

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Получив возможность путешествовать по Европе, он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах. Отправившись в 1956 году в круиз вокруг Европы, он посетил Стамбул, Афины, Неаполь, Рим, Париж, Роттердам, Стокгольм. По приглашению болгарских писателей К. Паустовский посетил Болгарию в 1959 году. В 1965 году некоторое время жил на о. Капри. В том же 1965 году был одним из вероятных кандидатов на Нобелевскую премию в области литературы , которая в итоге была присуждена Михаилу Шолохову . В книге «Лексикон русской литературы ХХ века» , написанной известным немецким славистом Вольфгангом Казаком , по этому поводу сказано: «Запланированное вручение Нобелевской премии К. Паустовскому в 1965-м не состоялось, так как советские власти начали угрожать Швеции экономическими санкциями. И таким образом вместо него был награждён крупный советский литературный функционер М. Шолохов».

Долгое время Константин Паустовский болел астмой, перенёс несколько инфарктов. Тринадцать последних лет своей жизни Константин Георгиевич Паустовский провёл в Тарусе, маленьком городке Средней России, где он пользовался уважением и любовью жителей, стал первым «почетным гражданином» города. Здесь им были написаны повести «Время больших ожиданий», «Бросок на юг», главы из «Золотой розы», множество новелл и статей: «Наедине с осенью», «Уснувший мальчик», «Лавровый венок», «Избушка в лесу», «Городок на реке».

Писатель скончался 14 июля 1968 года в Москве, прожив долгую творческую жизнь. Согласно завещанию, Константина Георгиевича Паустовского похоронили на городском кладбище Тарусы.

В 2010 году в Одессе был открыт первый памятник писателю. Скульптура представляет собой бюст писателя в образе египетского сфинкса.

Фантастическое в творчестве автора : Это рассказ «Доблесть» , в котором действует установка под названием «экран тишины» , заглушающая любые звуки. К профильным для сайта произведениям также относятся сказки

На сайте, посвященном Паустовскому, аж 4 варианта его биографии. Это не потому, что жизнь его была полна тайн и мистификаций и биографы расходятся в деталях. А потому что эта жизнь была очень богатой событиями. И вообще их, жизней, было как бы две: реальная и – романная, та, что описана в автобиографическом шеститомнике «Повесть о жизни». «Рядом с действительностью всегда сверкал для меня, подобно дополнительному, хотя бы и неяркому свету, легкий романтический вымысел, - признавался Паустовский. - Он освещал, как маленький луч на картине, такие частности, какие без него, может быть, не были бы и замечены…» Но даже если где-то вымысел и «блистает», то всё равно чувствуешь: все это – истинная правда.

Константин Паустовский родился в Москве в 1892 году. Отец был железнодорожным статистиком, семья часто переезжала и наконец осела в Киеве. Здесь Паустовский окончил знаменитую первую гимназию. Рос в атмосфере любви к искусству, театру, музыке, к книгам. Но родители разошлись, и он уже в старших классах вынужден был зарабатывать репетиторством. Первый рассказ опубликовал в выпускном классе гимназии. Учился на естественно-историческом факультете Киевского университета, на юридическом факультете Московского университета. И всё-таки истинным своим призванием считал писательство. Он понимал, что «без жизненного опыта пути к писательству нет», и решил «уйти в жизнь, чтобы все знать, все почувствовать и всё понять». В Москве работал вагоновожатым трамвая. Когда началась первая мировая война, стал санитаром санпоезда. Работал на металлургическом заводе в Брянске, на котельном заводе в Таганроге, в рыбачьей артели на Азовском море. В свободное время начал писать свою первую повесть «Романтики», которая вышла в свет только в 1930-х в Москве. После начала Февральской революции уехал в Москву, стал работать репортером в газетах. Потом Киев, Одесса, Кавказ… Вернувшись в Москву, служил редактором РОСТА. Одна за другой вышли книги «Встречные корабли», «Кара-Бугаз», «Колхида». Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом. После войны побывал во Франции, Италии, Турции, Греции, Швеции, Чехословакии. Умер в 1968-м в Москве, похоронен в Тарусе…

Это – схема его жизни. Во всей полноте она раскрывается на страницах цикла «Повесть о жизни». И эта жизнь – достоверная, но в то же время осененная крылом сказки.

К. Г. Паустовский. Фото ок. 1915 г.

Правда сказки

Читая первый раз «Повесть о жизни», ошеломленно думала: неужели все это правда?! Разве мыслимо, чтобы на долю одного человека выпало столько испытаний и приключений? Тем более что сам Паустовский, по воспоминаниям современников, не обладал богатырским здоровьем, был человеком застенчивым и, похоже, не очень «пробивным». Но в «Повести о жизни» он оказывается в центре важнейших событий российской истории. Он был на том спектакле, на котором студент Богров застрелил Столыпина. В осенние дни революции 17-го года его чуть не расстреляли по ошибке большевики, брали в заложники анархисты, призывали в полк гетмана Скоропадского. На маленьком украинском полустанке мимо него пронесся поезд махновцев, и на его глазах Махно застрелил – просто так – начальника станции. Он жил в Тифлисе у коллекционеров, которые собирали работы никому тогда не известного нищего художника Пиросмани, и спал посреди этих холстов. Было ли это на самом деле или это плод гениального писательского воображения? А собственно, так ли это важно? Главное – дух, а не буква. А дух времени в этой книге есть. К тому же это ведь не мемуары, а художественное произведение. В нём возможен вымысел. Недаром любимым писателем Паустовского был великий литературный мистификатор Стендаль. Паустовский преклонялся перед его фантазией.

Кто-то сказал, что Паустовский написал практически о всех выдающихся людях своего времени. Кажется, он был знаком со всеми легендарными личностями ХХ века. И создал – иногда с помощью всего нескольких фраз – живые и запоминающиеся образы. На страницах его книг встретишь Бунина, Гиляровского, Осоргина, Булгакова, Волошина, Грина, Северянина, Багрицкого, Бабеля… Судьбы людей Паустовский не приукрашивал, но рассказывал о них так, чтобы самое главное в их характере стало выпуклым, отчётливым. И чтобы всё это рождало в читателе чувства добрые.

Вот история Екатерины Десницкой (у Паустовского – Весницкой), которую полюбил сиамский принц Чакрабон, воспитывавшийся в Пажеском корпусе в Петербурге, и увез на свою родину. Паустовский превратил эту историю в прекрасную и трагическую сказку. Что с того, что в реальности Катюша Десницкая так и не стала сиамской королевой и не была отравлена завистливыми придворными, а дожила до старости со вторым мужем-американцем? Запоминается не та, реальная, история, а – придуманная Паустовским. Потому что в ней есть место благородству, вечной любви и тоске по родине.


Автограф писателя. 1940-1950 гг.

«Я не променяю среднюю Россию...»

Произведения Паустовского входят в наше сознание с раннего детства. Сначала, конечно, сказки. «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Стальное колечко», «Похождения жука-носорога» - от них тепло и радостно в любом возрасте. Школьные диктанты и изложения до сих пор сплошь – из Паустовского. И это понятно: его лаконичный и ёмкий, отточенный стиль заключает в себе полноту и богатство русского языка. Читайте Паустовского – увидите, какой у нас полнокровный, гибкий и музыкальный язык, когда он очищен от современных иноязычных и жаргонных уродливых наростов… Потом приходит время рассказов из мещерского цикла: «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Жильцы старого дома», «Золотой линь», «Заячьи лапы»… Теперь в школьной программе есть и «Старый повар», и «Телеграмма», и «Разливы рек» - классика! Но Паустовский – это россыпи ещё десятков трогательных и сильных рассказов, повестей, очерков. Он ненавидел прямолинейную назидательность в литературе и не был яростным проповедником любви к родине и родной природе. Но каждая строчка его книг исподволь, ненавязчиво свидетельствует именно об этом. Паустовский любил Россию – всю, с её революционными рабочими и кроткими полесскими крестьянами, с вольнодумными студентами и мудрыми профессорами, с тихими схимниками и буйными поэтами. «Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность Неаполитанского залива с его пиршеством красок я отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном берегу Оки или за извилистую речонку Таруску - на ее скромных берегах я теперь часто и подолгу живу».

Поклон великой актрисы

Книгами Паустовского зачитывались не только в Советском Союзе. Его называла своим любимейшим русским писателем голливудская звезда Марлен Дитрих. Будучи в Москве, она призналась в этом со сцены московского Дома литераторов и добавила, что больше всего любит рассказ «Телеграмма». Паустовский был в зале, и сидящие вокруг зааплодировали, побуждая его подняться на сцену. И тут Марлен Дитрих молча встала перед ним на колени…

Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель; современные читатели в большей степени знают такую грань его творчества, как повести и рассказы о природе для детской аудитории.

Родился Паустовский 31 мая (19 мая по ст. ст.) 1892 года в Москве, его отец был потомком казацкого рода, работал железнодорожным статистиком. Их семья была довольно творческой, здесь музицировали на рояле, часто пели, любили театральные постановки. Как говорил сам Паустовский, отец был неисправимым мечтателем, поэтому места его работы, и соответственно, проживания все время менялись

В 1898 г. семья Паустовских оседает в Киеве. Себя писатель называл «киевлянином по душе», с этим городом были связаны многие годы его биографии, именно в Киеве он состоялся как литератор. Местом учебы Константина была 1-ая киевская классическая гимназия. Будучи учеником последнего класса, он написал свой первый рассказ, который был напечатан. Еще тогда к нему пришло решение быть писателем, но он не мыслил себя в этой профессии без того, чтобы накопить жизненный опыт, «уйти в жизнь». Это пришлось ему сделать еще и потому, что отец бросил семью, когда Константин учился в шестом классе, подросток был вынужден заботиться о поддержании родных.

В 1911 г. Паустовский - студент историко-филологического факультета Киевского университета, где он проучился до 1913 г. Затем он перевелся в Москву, в университет, но уже на юридический факультет, хотя не доучился до конца: учеба была прервана Первой мировой войной. Его, как младшего сына в семье, не призвали в армию, но он работал вагоновожатым на трамвае, на санитарном поезде. В один день, находясь на разных фронтах, погибли два его брата, и из-за этого Паустовский приехал к матери в Москву, но пробыл там лишь некоторое время. В тот период у него были самые разные места работы: Новороссийский и Брянский металлургические заводы, котельный завод в Таганроге, рыбацкая артель на Азове и др. В часы досуга Паустовский работал над первой своей повестью, «Романтики», на протяжении 1916-1923 гг. (опубликована она будет в Москве лишь в 1935 г.).

Когда началась Февральская революция, Паустовский вернулся в Москву, сотрудничал с газетами в качестве репортера. Здесь же встретил Октябрьскую революцию. В послереволюционные годы он совершил большое количество поездок по стране. В гражданскую войну писатель оказался на Украине, где его призвали служить в петлюровскую, а затем в Красную армию. Затем на протяжении двух лет Паустовский жил в Одессе, работая в редакции газеты «Моряк». Оттуда, увлекаемый жаждой дальних странствий, он отправился на Кавказ, жил в Батуми, Сухуми, Ереване, Баку.

Возвращение в Москву состоялось в 1923 г. Здесь он работал редактором РОСТА, а в 1928 г. вышел его первый сборник рассказов, хотя раньше публиковались некоторые рассказы и очерки по отдельности. В этом же году он написал первый роман - «Блистающие облака». В 30-ые гг. Паустовский - журналист сразу нескольких изданий, в частности, газеты «Правда», журналов «Наше достижение» и др. Эти годы также наполнены многочисленными путешествиями по стране, которые дали материал для многих художественных произведений.

В 1932 г. выходит его повесть «Кара-Бугаз», ставшая переломной. Она делает писателя известным, кроме того, с этого момента Паустовский решает стать профессиональным писателем и оставляет работу. Как и прежде, писатель много путешествует, за свою жизнь он объездил практически весь СССР. Его излюбленным уголком стала Мещера, которой он посвятил немало вдохновенных строк.

Когда началась Великая Отечественная война, Константину Георгиевичу также довелось побывать во многих местах. На Южном фронте он работал военным корреспондентом, не оставляя занятий литературой. В 50-ые гг. местом жительства Паустовского были Москва и Тарус на Оке. Послевоенные годы его творческого пути ознаменованы обращением к теме писательского труда. На протяжении 1945-1963 гг. Паустовский работал над автобиографической «Повестью о жизни», и эти 6 книг были главным произведением всей его жизни.

В середине 50-х гг. Константин Георгиевич становится писателем с мировым именем, признание его таланта выходит за границы родной страны. Писатель получает возможность отправиться в путешествие по всему континенту, и он с удовольствием ею пользуется, съездив в Польшу, Турцию, Болгарию, Чехословакию, Швецию, Грецию и др. В 1965 г. довольно длительный срок проживал на острове Капри. В этом же году он был номинантом на получение Нобелевской премии по литературе, но в итоге ее был удостоен М. Шолохов. Паустовский - кавалер орденов «Ленин» и Трудового Красного знамени, был награжден большим количеством медалей.

Дед писателя Максим Григорьевич Паустовский был солдатом, а бабушка Гонората до принятия христианства носила имя Фатьма, и была турчанкой. По воспоминаниям Константина Паустовского его дед был кротким синеглазым стариком, любившим петь надтреснутым тенором старинные думки и казацкие песни, и рассказывавшим много невероятных, а подчас и трогательных историй «из самой что ни на есть происшедшей жизни».

Отец писателя Георгий Паустовский был железнодорожным статистиком, за которым среди родственников установилась слава легкомысленного человека, с репутацией фантазера, который, по словам бабушки Константина, «не имел права жениться и заводить детей». Он происходил из запорожских казаков, переселившихся после разгрома Сечи на берега реки Рось около Белой Церкви. Георгий Паустовский долго не уживался на одном месте, после службы в Москве жил и работал в Пскове, в Вильно и позже осел в Киеве, на Юго-Западной железной дороге. Мама писателя Мария Паустовская была дочерью служащего на сахарном заводе, и обладала властным характером. Она очень серьезно относилась к воспитанию детей, и была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них «что-нибудь путное».

У Константина Паустовского были два брата и сестра. Позже он о них рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии. В отряде из попавшегося мне засаленного обрывка газеты я узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах два мои брата. Я остался у матери совершенно один, кроме полуслепой и больной моей сестры». Сестра писателя Галина умерла в Киеве в 1936 году.

В Киеве Константин Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Константин был вынужден самостоятельно зарабатывать себе на жизнь и учебу репетиторством. В автобиографическом очерке «Несколько отрывочных мыслей» в 1967 году Паустовский писал: «Желание необыкновенного преследовало меня с детства. Мое состояние можно было определить двумя словами: восхищение перед воображаемым миром и - тоска из-за невозможности увидеть его. Эти два чувства преобладали в моих юношеских стихах и первой незрелой прозе».

Огромное влияние на Паустовского, особенно в годы юности, оказало творчество Александра Грина. О своей юности позже Паустовский рассказывал: «Учился я в Киеве, в классической гимназии. Нашему выпуску повезло: у нас были хорошие учителя так называемых «гуманитарных наук» - русской словесности, истории и психологии. Литературу мы знали и любили и, конечно, больше времени тратили на чтение книг, нежели на приготовление уроков. Лучшим временем - порой безудержных мечтаний, увлечений и бессонных ночей - была киевская весна, ослепительная и нежная весна Украины. Она тонула в росистой сирени, в чуть липкой первой зелени киевских садов, в запахе тополе и розовых свечах старых каштанов. В такие весны нельзя было не влюбляться в гимназисток с тяжелыми косами и не писать стихов. И я писал их без всякого удержу, по два- три стихотворения в день. В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян. О рабочих, о пролетариате говорили редко. В то время при слове «пролетариат» я представлял себе огромные и дымные заводы - Путиловский, Обуховский и Ижорский, - как будто весь русский рабочий класс был собран только в Петербурге и именно на этих заводах».

Первый небольшой рассказ Константина Паустовского «На воде», написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе «Огни» в 1912 году. После окончания гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет, летом по-прежнему подрабатывая репетиторством. Первая мировая война заставила его прервать учебу, и Паустовский стал вожатым на московском трамвае, а также работал на санитарном поезде. В 1915 году с полевым санитарным отрядом он отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии. Он рассказывал: «Осенью 1915 года я перешел с поезда в полевой санитарный отряд и прошел с ним длинный путь отступления от Люблина в Польше до городка Несвижа в Белоруссии».

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. В течение года работал на металлургических заводах в Екатеринославе и Юзовке и на котельном заводе в Таганроге. В 1916 году он стал рыбаком в артели на Азовском море. Живя в Таганроге, Паустовский начал писать свой первый роман «Романтики», который был опубликован в 1935 году. Этот роман, содержание и настроение которого соответствовали его названию, был отмечен авторским поиском лирико-прозаической формы. Паустовский стремился создать целостное сюжетное повествование о том, что ему довелось увидеть и почувствовать в юности. Один из героев романа, старый Оскар, всю жизнь противился тому, что его пытались превратить из художника в добытчика. Основным мотивом «Романтиков» была судьба художника, который стремился преодолеть одиночество.

Февральскую и октябрьскую революции 1917 года Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти он начал работать журналистом и «жил напряженной жизнью газетных редакций». Но вскоре писатель уехал в Киев, куда перебралась его мать, и пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду таких же, как и он, молодых писателей. Прожив два года в Одессе, Паустовский уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом - в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию. О том времени, и своих странствиях писатель писал: «В Одессе я впервые попал в среду молодых писателей. Среди сотрудников «Моряка» были Катаев, Ильф, Багрицкий, Шенгели, Лев Славин, Бабель, Андрей Соболь, Семен Кирсанов и даже престарелый писатель Юшкевич. В Одессе я жил у самого моря, и много писал, но еще не печатался, считая, что еще не добился умения овладевать любым материалом и жанром. Вскоре мною снова овладела «муза дальних странствий». Я уехал из Одессы, жил в Сухуме, в Батуми, в Тбилиси, был в Эривани, Баку и Джульфе, пока, наконец, не вернулся в Москву».

Константин Паустовский. 1930-е годы.

Вернувшись в 1923 году в Москву, Паустовский начал работать редактором РОСТА. В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 году вышел первый сборник рассказов Паустовского «Встречные корабли». В том же году был написан роман «Блистающие облака». В этом произведении детективно-авантюрная интрига сочеталась с автобиографическими эпизодами, связанными с поездками Паустовского по Черноморью и Кавказу. В год написания романа писатель работал в газете водников «На вахте», с которой в то время сотрудничали Алексей Новиков-Прибой, одноклассник Паустовского по 1-й Киевской гимназии Михаил Булгаков и Валентин Катаев. В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты «Правда» и журналов «30 дней», «Наши достижения» и других изданий, побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах - по сути, объездил всю страну. Многие впечатления этих поездок «по горячим следам», описанные им в газетных очерках, воплотились позже в художественных произведениях. Так, герой очерка 1930-х годов «Подводные ветры» стал прототипом главного героя повести «Кара-Бугаз», написанной в 1932 году. История создания «Кара-Бугаза» подробно описана в книге очерков и рассказов Паустовского «Золотая роза» в 1955 году - одном из самых известных произведений русской литературы, посвященных осмыслению природы творчества. В «Кара-Бугазе» Паустовскому рассказаk о разработке залежей глауберовой соли в заливе Каспия также поэтично, как о странствиях юноши-романтика в своих первых произведениях. Преображению исторической действительности, созданию рукотворных субтропиков посвящена повесть «Колхида» в 1934 году. Прототипом одного из героев Колхиды стал великий грузинский художник-примитивист Нико Пиросмани. После выхода в свет «Кара-Бугаза» Паустовский оставил службу и стал профессиональным писателем. Он по-прежнему много ездил, жил на Кольском полуострове и на Украине, побывал на Волге, Каме, Дону, Днепре и других великих реках, в Средней Азии, в Крыму, на Алтае, в Пскове, Новгороде, в Белоруссии и других местах.

Отправившись санитаром на первую мировую войну, будущий писатель встретился с сестрой милосердия Екатериной Загорской, о которой рассказывал: «Её люблю больше мамы, больше себя... Хатидже - это порыв, грань божественного, радость, тоска, болезнь, небывалые достижения и мучения…». Почему Хатидже? Екатерина Степановна проводила лето 1914 года в деревушке на крымском берегу, и местные татарки звали её Хатидже, что по-русски означало «Екатерина». Летом 1916 года Константин Паустовский и Екатерина Загорская обвенчались в родной для Екатерины Подлесной Слободе в Рязани близ Луховиц, а в августе 1925 года в Рязани у Паустовских родился сын Вадим. Он позже в течение всей жизни бережно хранил архив родителей, кропотливо собирал материалы, касавшихся родословной Паустовских - документы, фотографии и воспоминания. Он любил путешествовать по тем местам, где бывал его отец и которые были описаны в его произведениях. Вадим Константинович был интересным, самозабвенным рассказчиком. Не менее интересными и содержательными были и его публикации о Константине Паустовском - статьи, очерки, комментарии и послесловия к произведениям отца, от которого он унаследовал литературный дар. Вадим Константинович много времени как консультант посвящал литературному музею-центру Константина Паустовского, был членом общественного совета журнала «Мир Паустовского», одним из организаторов и непременным участником конференций, встреч, музейных вечеров, посвященных творчеству его отца.

В 1936 году Екатерина Загорская и Константин Паустовский расстались, после чего Екатерина призналась родственникам, что развод мужу дала сама, так как не могла вынести, что тот «связался с полькой», имея в виду вторую жену Паустовского. Константин Георгиевич продолжал заботиться о сыне Вадиме и после развода. Вадим Паустовский о разрыве своих родителей так написал в комментариях к первому тому произведений отца: «В «Повести о жизни» и других книгах отца отражено много событий из жизни моих родителей в ранние годы, но, конечно, далеко не все. Двадцатые годы оказались для отца очень важными. Сколь мало он печатался, столь много писал. Можно смело сказать, что тогда то и был заложен фундамент его профессионализма. Первые его книги прошли почти незамеченными, потом сразу последовал литературный успех начала 1930-х годов. И вот в 1936 году, после двадцати лет совместной жизни, мои родители расходятся. Был ли удачным брак Екатерины Загорской с Константином Паустовским? И да, и нет. В молодости была большая любовь, которая служила опорой в трудностях и вселяла веселую уверенность в своих силах. Отец всегда был скорее склонен к рефлексии, к созерцательному восприятию жизни. Мама, напротив, была человеком большой энергии и настойчивости, пока ее не сломила болезнь. В ее независимом характере непонятным образом сходились самостоятельность и беззащитность, доброжелательность и капризность, спокойствие и нервозность. Мне рассказывали, что Эдуард Багрицкий очень ценил в ней свойство, которое называл «душевная самоотверженность», и при этом любил повторять: «Екатерина Степановна - фантастическая женщина». Пожалуй, к ней можно отнести слова В.И.Немировича Данченко о том, что «русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла увлечься так беззаветно, как талантом». Поэтому брак был прочен, пока все было подчинено основной цели - литературному творчеству отца. Когда это наконец стало реальностью, сказалось напряжение трудных лет, оба устали, тем более что мама тоже была человеком со своими творческими планами и стремлениями. К тому же, откровенно говоря, отец не был таким уж хорошим семьянином, несмотря на внешнюю покладистость. Многое накопилось, и многое обоим приходилось подавлять. Словом, если супруги, ценящие друг друга, все же расстаются, - для этого всегда есть веские причины. Эти причины обострились с началом серьезного нервного истощения у мамы, которое развивалось исподволь и начало проявляться именно в середине 30-х. У отца следы трудных лет тоже сохранились до конца жизни в виде тяжелейших приступов астмы. В «Далеких годах», первой книге «Повести о жизни», немало сказано о разрыве родителей самого отца. Очевидно, есть семьи, отмеченные такой печатью из поколения в поколение».

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская на узкоколейке в Солотче. В окне вагона: сын писателя Вадим и приемный сын Сергей Навашин. Конец 1930-х годов.

С Валерией Валишевской-Навашиной Константин Паустовский познакомился в первой половине 1920-х годов. Он был женат, она была замужем, но они оба оставили свои семьи, и Валерия Владимировна вышла замуж за Константина Паустовского, став вдохновительницей многих его произведений - например, при создании произведений «Мещерская сторона» и «Бросок на юг» Валишевская явилась прообразом Марии. Валерия Валишевская была сестрой известного в 1920-е годы польского художника Сигизмунда Валишевского, чьи работы находилось в собрании Валерии Владимировны. В 1963 году она передала более 110 живописных и графических работ Сигизмунда Валишевского в дар Национальной галерее в Варшаве, оставив у себя самые любимые.

К.Г.Паустовский и В.В.Навашина-Паустовская. Конец 1930-х годов.

Особое место в творчестве Константина Паустовского занимал Мещерский край, где он подолгу жил один или с друзьями-писателями – Аркадием Гайдаром и Рувимом Фраерманом. О любимой им Мещере Паустовский писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России - и только ей - я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью», «Ильинский омут». Среднерусская глубинка стала для Паустовского местом своеобразной «эмиграции», творческим - а возможно, и физическим - спасением в период сталинских репрессий.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них был «Снег», написанный в 1943 году, и «Дождливый рассвет», написанный в 1945 году, которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления «Литературная Москва» в 1956 году и «Тарусские страницы» в 1961 году. В годы «оттепели» Паустовский активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей Исаака Бабеля, Юрия Олеши, Михаила Булгакова, Александра Грина и Николая Заболоцкого.

В 1939 году Константин Паустовский познакомился с актрисой театра имени Мейерхольда Татьяной Евтеевой - Арбузовой, которая стала в 1950 году его третьей женой.

Паустовский с сыном Алешей и приемной дочерью Галиной Арбузовой.

До знакомства с Паустовским Татьяна Евтеева была женой драматурга Алексея Арбузова. «Нежность, единственный мой человек, клянусь жизнью, что такой любви (без хвастовства) не было еще на свете. Не было и не будет, вся остальная любовь - чепуха и бред. Пусть спокойно и счастливо бьется твое сердце, мое сердце! Мы все будем счастливы, все! Я знаю и верю...» - писал Константин Паустовский Татьяне Евтеевой. У Татьяны Алексеевны была дочь от первого брака – Галина Арбузова, а Паустовскому она родила сына Алексея в 1950 году. Алексей рос и формировался в творческой атмосфере писательского дома в сфере интеллектуальных поисков молодых писателей и художников, но не был похож на «домашнего» и избалованного родительским вниманием ребенка. С компанией художников он бродил по окрестностям Тарусы, исчезая порой из дома на два, на три дня. Он писал удивительные и не всем понятные картины, и умер в возрасте 26 лет от передозировки наркотиков.

К.Г.Паустовский. Таруса. Апрель 1955 год.

С 1945-го по 1963-й годы Паустовский писал свое главное произведение - автобиографическую «Повесть о жизни», состоящую из шести книг: «Далекие годы», «Беспокойная юность», «Начало неведомого века», «Время больших ожиданий», «Бросок на юг» и «Книга скитаний». В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание, и писатель начал часто путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и других странах. В 1965 году Паустовский жил на острове Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и других произведений. В том же 1965 году чиновникам из Советского Союза удалось изменить решение Нобелевского комитета о присуждении премии Константину Паустовскому и добиться ее вручения Михаилу Шолохову.

Константина Паустовского большинство современных читателей знает как певца российской природы, из-под пера которого вышли замечательные описания юга и средней полосы России, Причерноморья и Окского края. Однако мало кому сейчас известны яркие и захватывающие романы и повести Паустовского, действие которых разворачивается в первой четверти XX века на фоне грозных событий войн и революций, социальных потрясений и надежд на светлое будущее. Всю жизнь Паустовский мечтал написать большую книгу, посвященную замечательным людям, не только знаменитым, но и безвестным и забытым. Он успел опубликовать лишь несколько набросков коротких, но живописных биографий писателей, с которыми был либо хорошо знаком лично - Горький, Олеша, Пришвин, Грин, Багрицкий, либо тех, чье творчество особо его очаровало - Чехов, Блок, Мопассан, Бунин и Гюго. Всех их объединяло «искусство видеть мир», так ценимое Паустовским, жившим не в лучшее для мастера изящной словесности время. Его писательская зрелость пришлась на 1930-е и 1950-е годы, в которые Тынянов нашел спасение в литературоведении, Бахтин - в культурологии, Паустовский же - в изучении природы языка и творчества, в красотах лесов Рязанщины, в тихом провинциальном уюте Тарусы.

К.Г.Паустовский с собакой. Таруса. 1961 год.

Константин Георгиевич Паустовский умер в 1968 году в Москве и, согласно завещанию, был похоронен на городском кладбище Тарусы. Место, где находится его могила, - высокий холм, окруженный деревьями с просветом на реку Таруску, - было выбрано самим писателем.

О Константине Паустовском и Екатерине Загорской была подготовлена телевизионная передача из цикла «Больше, чем любовь».

В 1982 году о Константине Паустовском был снят документальный фильм «Константин Паустовский. Воспоминания и встречи».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовила Татьяна Халина

Использованные материалы:

К.Г. Паустовский «Коротко о себе» 1966 г.
К.Г. Паустовский «Письма из Тарусы»
К.Г. Паустовский «Чувство истории»
Материалы сайта www.paustovskiy.niv.ru
Материалы сайта www.litra.ru