Маленькие люди в преступлении и наказании. Тема маленького человека в романе федора достоевского преступление и наказание

(347 слов) В своём творчестве Ф.М. Достоевский часто уделял особое внимание проблемам и страданиям обычных людей. Писатель всегда стремился познать русский народ, выявить его достоинства и оправдать недостатки. Именно это мы и видим в романе «Преступление и наказание». Все герои произведения — бедные, забитые, ничем не примечательные люди, но писатель постепенно раскрывает читателю этих персонажей, заставляя его по-новому посмотреть на мир в целом.

Первоначально мы не видим ничего положительно в Петербурге Достоевского, городе сумасшедших. Полубезумный студент Родион Раскольников, одержимый идеей собственного превосходства над окружающими, проститутка Соня, безработный пьяница Мармеладов, его высокомерная жена Катерина, озлобившаяся на весь мир и прочие эпизодические персонажи создают перед нами ужасную картину безнравственности, жестокости и равнодушия. Раскольников жестоко убивает старуху-процентщицу, Мармеладова толкает приёмную дочь на панель, а её муж обворовывает собственную семью, чтобы напиться в грязном кабаке. Кто-то пожалел бы несчастных, кто-то отнёсся бы к ним с призрением, но только не Достоевский. Казалось бы, низкие люди демонстрируют нравственные качества, достойные страдальцев. Ужасные условия толкают их на страшные вещи, очерняют их души и ожесточают сердца, но под всей этой грязью и мерзостью скрываются настоящие подвижники. Отчаявшаяся Соня Мармеладова пошла на панель, чтобы прокормить семью, но даже в таком унизительном положении она сохранила в своём сердце веру в бога. Именно она своей любовью помогла Родиону освободиться от заблуждений и обрести душевный покой. Сам Раскольников, голодая, помогает деньгами семье Мармеладовых, даже не рассчитывая ничего за это получить, до событий романа он без страха бросился в горящий дом, чтобы спасти ребёнка. Презиравшая мужа Мармеладова, когда с ним случилось несчастье, не отходила от него до самой смерти и искренне горевала о нём. Но наиболее ярко нравственность простых русских людей раскрывается во время поминок в память о Мармеладове. Когда Лужин, желая уязвить Раскольникова, обвиняет Соню в воровстве, Катерина, Родион и совершенно чужой человек Лебезятников до последнего защищали честь бедной девушки. Когда же обман Лужина стал явным, возмущению всех присутствующих гостей не было предела. Подлец был немедленно изгнан.

Каждое творение Достоевского наполнено жалостью к человечеству, но в тоже время он искренне верит, что именно русские люди, сохранившие в себе человечность и искреннюю веру, смогут изменить мир и принести на землю мир и любовь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В своём социально-психологическом романе «Преступление и наказание» Достоевский раскрывает одну из главных тем своего творчества - тему «маленького человека». Мне кажется Достоевский хочет показать, что несправедливость Петербуржского общества приводит к делению людей на власть имеющих и на людей низких сословий, «маленьких людей». Таким образом Семен Мармеладов, Катерина Ивановна, Сонечка, даже сам Родион представляют собой людей униженных и оскорбленных.

Давайте начнем с Мармеладова. Он, некогда титулярный советник, «всегда уважал образованность, соединенную с сердечными чувствами». Но что же сделала с ним судьба? Мармеладова настигла нищета. Мармеладов был слабым человеком, он не мог обеспечить свою семью ничем. Работу он потерял из-за сокращения штатов, новую найти он не мог, да и пить было легче, чем что-либо делать. Так он спился и был постоянным посетителем пивнушек Петербурга. Он не появлялся дома, чтобы не выслушивать упреки жены, которые, как он сам понимал, были справедливы. Я считаю, он сам себя ненавидел, и он хотел бы изменить свою жизнь, но ему не хватило силы воли, чтобы справиться с ударами судьбы.

Что касается Катерина Ивановны, то, лично я не считаю её падшей женщиной. На мой взгляд, она стала заложницей обстоятельств: муж пьет, денег нет, детей надо воспитывать и кормить. Всё это повлияло на ее физическое и психологическое здоровье. Но, несмотря на это и будучи особой образованный и штаб-офицерской дочерью, она была довольна города, не терпела оскорблений Лебезятникова и Амалии Липпевехзель. Она любила чистоту, была трудолюбива и даже по ночам стирала вещи мужа и детей, чтобы те на следующий день ходили в чистом. Я считаю, что ее жизнь была полна несправедливостей и страданий, которых она не заслужила.

А Соня, эта бедная милая девочка, сколько она перенесла за свои 18 лет жизни! Соня не могла терпеть упреки мачехи и у неё был единственный выход. Она пошла по желтому билету, чтобы спасти свою семью. Но как же дорого это ей стоило. Мало того, что она «обслуживала» людей, так ещё и частенько выслушивала оскорбления со стороны людей вышестоящих. Единственным спасением Сони и других «маленьких людей» в этом романе является вера – вера в Бога, вера в лучшие времена.

Дунечка и Пульхерия Александровна также являются униженными и оскорбленными, так как им пришлось терпеть клевету Марфы Петровны, а потом и оскорбления Лужина. И они ничего не могли с эти поделать. Основной чертой всех «маленьких людей» в произведении Достоевского является беспомощность. Они все подвергаются угнетению со стороны более влиятельных личностей, но ничего не могут с этим поделать.

Ну и наконец Родион Раскольников, бедный бывший студент, запутавшийся в самом себе. В его мыслях он был Наполеоном, великим человеком, но на самом то деле он относится к разряду «маленьких людей». Хоть он умен и образован, но ему не хватает того, что присуще достойным людям – цели. У Родиона не было главной цели в жизни, он плыл по течению судьбы, учиться он не хотел, работать тоже, любовь он не искал. Он хотел легким путем нажиться, а что делать дальше он и сам не понимал. С мыслями о убийстве старухи, он забыл, для чего он живет.

В завершении хочется упомянуть, что сам Достоевский не был из круга этих «маленьких» людей, но он смог так понять их судьбы и душевные переживания, что невольно начинаешь понимать, что Достоевский – мастер в раскрытии тайн человеческой души.

Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя».

Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну за другой раскрывает писатель перед нами картины беспросветной нищеты.

Вот бросается с моста женщина, «с желтым, продолговатым испитым лицом и впавшими глазами». Вот идет по улице пьяная обесчещенная девочка, а за ней следует жирный франт, который явно охотится за нею. Спивается и кончает с собой бывший чиновник Мармеладов, которому «некуда идти» в жизни. Измученная нищетой, погибает от чахотки его жена, Екатерина Ивановна. Соня идет на улицу торговать своим телом.

Достоевский подчеркивает власть среды над человеком. Бытовые мелочи становятся у писателя целой системой характеристик. Стоит только вспомнить, в каких условиях приходится обитать «маленьким людям», и становится понятно, почему они такие забитые и униженные. Раскольников живет в комнатке с пятью углами, похожей на гроб. Жилище Сони – одинокая комната со странным острым углом. Грязны и ужасны трактиры, в которых под крики пьяных можно услышать страшные признания обездоленных людей.

Кроме того, Достоевский не просто изображает бедствия «маленького человека», но и вскрывает противоречивость его внутреннего мира. Достоевский был первым, кто вызвал такую жалость к «униженным и оскорбленным» и кто безжалостно показал соединение в этих людях добра и зла. Очень характерен в этом отношении образ Мармеладова. С одной стороны, нельзя не испытывать сочувствия к этому бедному и измученному человеку, задавленному нуждой. Но Достоевский не ограничивается умильным сочувствием к «маленькому человеку». Сам Мармеладов признается, что его пьянство окончательно погубило его семью, что старшая дочь вынуждена, была пойти на панель и что семья кормится, а он пьет именно на эти «грязные» деньги.

Противоречива и фигура его жены Екатерины Ивановны. Она старательно хранит воспоминания о благополучном детстве, о своей учебе в гимназии, где танцевала на балу. Она вся отдалась стремлению не допустить окончательного падения, но неродную дочь все же послала заниматься проституцией и тоже принимает эти деньги. Екатерина Ивановна своей гордыней стремиться укрыться от очевидной истины: ее дом разорен, а младшие дети, возможно, повторят судьбу Сонечки.

Тяжела судьба и семьи Раскольникова. Его сестра Дуня, желая помочь брату, служит гувернанткой у циника Свидригайлова и готова выйти замуж за богача Лужина, к которому испытывает чувство отвращения.

Мечется по безумному городу герой Достоевского Раскольников и видит только грязь, горе и слезы. Этот город настолько бесчеловечен, что кажется даже бредом безумца, а не реальной столицей России. Поэтому не случаен и сон Раскольникова перед преступлением: пьяный парень под хохот толпы насмерть забивает маленькую, тощую клячонку. Этот мир страшен и жесток, в нем царят нищета и порок. Именно эта клячонка становится символом всех «униженных и оскорбленных», всех «маленький людей» на страницах, над которыми глумятся и потешаются сильные мира сего – Свидригайлов, Лужин и им подобные.

Но Достоевский не ограничивается этим утверждением. Он отмечает, что именно в головах униженных и оскорбленных рождаются мучительные мысли о своем положении. Среди этих «бедных людей» Достоевский находит противоречивые, глубокие и сильные личности, которые в силу некоторых обстоятельств жизни запутались в себе и в людях. Безусловно, наиболее разработанным из них является характер самого Раскольникова, чье воспаленное сознание создало противоречащую христианским законам теорию.

Характерно, что одна из самых «униженных и оскорбленных» – Соня Мармеладова – находит выход из, казалось бы, абсолютного тупика жизни. Не изучая книг по философии, а просто по зову сердца она находит ответ на те вопросы, которые мучают философа‑студента Раскольникова.

Ф. М. Достоевский создал яркое полотно безмерных человеческих мук, страдания и горя. Пристально вглядываясь в душу «маленького человека», он открыл в ней залежи душевной щедрости и красоты, не сломленные тяжелейшими условиями жизни. И это было новым словом не только в русской, но и в мировой литературе.

(349 слов) Сюжет романа «Преступление и наказание» неразрывно связан с его главным героем, Родионом Раскольниковым: мы наблюдаем за тем, как он переживает по поводу принятия решений, определяющих его дальнейшую судьбу. Выбирая свой путь, он общается с разными людьми. Эти взаимоотношения влияют на его выбор. Именно на характеристиках отдельных второстепенных персонажей я бы хотела остановиться.

Почти все образы героев, которых Ф.М. Достоевский в романе приближает к Родиону Раскольникову, построены на критериях единого типажа –маленького человека. В отечественной литературе словосочетание «маленький человек» определяет тип персонажей, не способных противостоять жизненным катаклизмам и занимающих низкий чин по службе. Они ограничены скромными потребностями и еще более скромными возможностями. В «Преступлении и наказании» автор гиперболизирует проблему этих людей, помещая их на самое дно: герои прожигают дни в нищете и не имеют шанса вернуться к нормальному образу жизни.

Героем, наиболее ярко отразившем в себе черты маленького человека, является Семен Мармеладов. Его история способна вызвать у читателя, как сожаление, так и недопонимание. Хотя господин Мармеладов и живет на грани нищеты, при этом имея кучу долгов, оправдать проблему героя сложно. Отставной чиновник сам довел себя до этого состояния. Даже не собираясь искать выход из сложившийся ситуации, он нашел успокоение в алкоголе. Не обращая внимания на детей и жену, Мармеладов растрачивал последние копейки на себя и на свои порочные желания. Герой жаловался на то, что дома его никто не ждет, но это была лишь его вина.

Но Ф.М. Достоевский вводит в свой роман образ Мармеладова не только, чтобы поразить читателя его несчастьем: в произведении знакомство с отставным чиновником должно раскрыть у Родиона положительные черты характера. Рассказ Семена Мармеладова о его «пропитой» жизни вызывает у главного героя недоумение. Бывший студент не понимает поступков «маленького человека», что еще раз доказывает то, что душа Раскольникова до сих пор жива и способна к возрождению. Кроме того, горе этой семьи подталкивает Родиона к убийству, оправдывая жертву во благо.

Конечно же, Семен Мармеладов не является единственным героем романа, на чьей судьбе оставлена печать «маленького человека». Кроме него, чертами распространенного образа обладает Соня Мармеладова, ее мачеха, Разумихин, Дуня и многие другие. Перед этими героями стоит лишь одна главная цель – разбудить в Родионе противоречивые чувства, являющиеся психологическими двигателями сюжета.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кого же подразумевали писатели, называя так какой-то обобщенный образ своего героя? Это человек, который не мал по своему объему или росту, в русской литературе так называют человека, который может быть одет небогато, но главное, он тихий и забитый, запуганный вышестоящими чиновниками.

До Федора Достоевского таких героев описывали такие писатели, как Александр Пушкин в своем произведении «Станционный смотритель», Николай Гоголь в рассказе «Шинель». Но глубже всего проник в эту тему и показал «маленького человека» именно Достоевский в своем глубоко психологическом романе «Преступление и наказание».

Главный герой попытался хотя бы что-то изменить, вырваться из бедности, он боролся, когда другие просто сложили свои руки. Но, к сожалению, он тоже «маленький человек». Сонечка тоже относиться к таким людям, но она борется и вместе с Раскольниковым побеждает. Ей пришлось нелегко: пройти голод, оказаться на панели, чтобы выжить и остаться при этом нежным и милым существом. Соня на протяжении всего романа покоряется своей судьбе, но смириться до конца с таким положением вещей она не может. Поэтому она и ищет свой мир, где сможет найти спасение.

Соня Мармеладова находит свой мир, который поддерживает ее в жизни, не может сломать ее, как это сделали родители - это мир Бога. И несмотря даже на то, что и Соня, и Родион - это «маленькие люди», но они смогли проявить себя, смогли бороться за свое существование, а не ничтожно прозябать и влачить свое жалкое существование. Они родились в семьях, где были обречены стать «маленькими» людьми, поэтому и проходили путь этих самых «маленьких людей», покоряясь, так как их этому учили жизнь. Но в какой-то момент они решили не покориться и восстать над этой ужасной реальностью.

Соня не только сама пыталась найти новую жизнь, поверить в нее, но и помогала в этом Родиону. Он наконец-то приобрел веру в новую жизнь, в то, что впереди будущее будет лучше, чем настоящее. И начинает новая история в жизни этих людей, где их ждет обновление и перерождение. Так Достоевский показал, как может «маленький человек» нравственно переродиться. И эту спасению, по мнению автора, можно найти, лишь имея веру в Бога, ведь это самый справедливый суд.