Лучшие подводники второй мировой. Немецкие подводные асы: рождение традиций Самая результативная советская подводная лодка

17 февраля 1864 года во время гражданской войны в США подводная лодка южан «H. L. Hunley» под командованием 25-летний Джорджа Диксона, входившая в состав флота Конфедерации, потопила пароходо-фрегат северян «Housatonic». Это было первое в мире успешное боевое применение субмарины.

Подлодка «H. L. Hunley» носила имя своего создателя Хораса Л. Ханли. Построена была для прорыва морской блокады портов Конфедерации. Субмарина представляла собой примитивное металлическое сооружение, основу которого составлял обычный паровозный котел. По обоим концам — заостренные конечности, в которых находились балластные цистерны для погружения и всплытия. Гребной винт вручную вращали восемь матросов при помощи гребного вала. Свет в подводном положении давала единственная горевшая свеча, которая одновременно служила и индикатором уровня кислорода внутри субмарины. Вооружение «H. L. Hunley» составляла мина, закрепленная на длинном стальном шесте, находившемся в носу.

Во время испытаний лодка дважды тонула, погубив оба первых экипажа. Третий, состоявший из добровольцев, и повел Диксон в подводную атаку на «Housatonic», находившийся в нескольких километрах от берега. Около 21 часа заряд, который несла «H. L. Hunley», отправил пароходо-фрегат на дно. Но и подводная лодка к причалу не вернулась. Не исключено, что взрыв погубил и ее.

В 1995 году американские исследователи нашли «H. L. Hunley» на дне неподалеку от места ее единственной атаки. Субмарину подняли и отправили в музей.

С тех пор в различных войнах подводники многих стран провели тысячи успешных торпедных атак. Вот пять самых результативных из них.

1. 22 сентября 1914 года, во время первой мировой войны, в проливе Ла-Манш один за другим были уничтожены сразу три находившихся в дозоре британских броненосных крейсера — «Абукир», «Кресси» и «Хог» общим водоизмещением 36 тысяч тонн. Как выяснилось, крейсера потопила германская подводная лодка U-9, которой командовал лейтенант Отто Веддиген.

Первая торпеда в 6.30 утра попала в правый борт «Абукира». Корабль стал быстро тонуть. Командиры двух других крейсеров решили, что «Абукир» нарвался на мину. И поспешили спасать экипаж. Первым к тонущим подошел «Хог». Но едва он начал снимать людей, как и под ним раздались два сильных взрыва. Окутанный паром и дымом, «Хог» в считанные минуты скрылся под водой. Через несколько десятков минут та же участь постигла и «Кресси», который опрокинулся кверху килем и тоже отправился на дно.

В том бою флот Ее Величества лишился 1459 моряков из экипажей всех трех крейсеров — почти столько же, сколько потеряла Англия в самом кровопролитном в истории страны морском сражении — Трафальгарском. А командира «U-9» Берлин наградил Железным крестом.

Любопытно, что менее чем через месяц, 15 октября 1914 года, подводная лодка Отто Веддигена потопила еще один английский крейсер — «Хаук».

2. 7 мая 1915 года самый быстроходный в Атлантике четырехтрубный британский пассажирский корабль «Лузитания», выполнявший, несмотря на войну, обычный рейс Нью-Йорк — Ливерпуль, был внезапно атакован немецкой подводной лодкой. Потом выяснилось, что «Лузитанию» погубила встреча с U-20, которой командовал капитан-лейтенант Вальтер Швигер. Его экипаж в том походе уже успел потопить парусник и два парохода англичан. Неиспользованными оставались всего две торпеды, поэтому лодка возвращалась в свою базу в Вильгельмсхафене.

U-20 шла в надводном положении, когда из тумана на нее выкатила «Лузитания». Судно было столь велико, что Швигеру вначале показалось, будто лес труб и мачт перед ним — это целый конвой. Экстренно погрузившись, германская субмарина попыталась сблизиться с пароходом. Не тут-то было. «Лузитания», опасавшаяся атак из-под воды, выжимала из машин максимум — шла 21-узловым ходом. U-20 не могла дать больше 5 узлов.

Англичан погубил поворот в порт Квинстон. Изменившая курс «Лузитания» оказалась всего в 700 метрах от кравшейся на перископной глубине U-20. Швигеру хватило всего одной торпеды. В корабельном журнале он сделал такую запись: «Отмечено попадание в районе тоннеля гребного вала под мостиком. Необычно сильная детонация, сопровождающаяся большими клубами дыма и обломками. Судя по всему, имел место второй взрыв. Судно замедлило ход и сильно накренилось на правый борт. Корма быстро погружается в воду. На борту царит паника. Спускают шлюпки. Отмечены неудачные попытки спуска на воду груженных людьми шлюпок. Шлюпки с левого борта не могут быть спущены из-за крена».

Через восемнадцать минут пароход затонул, отправив на дно 1198 человек.

3. Осенью 1939 года штаб гитлеровских Кригсмарине под руководством адмирала Карла Деница разработал план нападения на самую охраняемую базу королевского флота Великобритании в Скапа-Флоу. Подходы к ней казались совершенно неприступными, тщательно охранялись сторожевыми кораблями, прикрывались боновыми заграждениями, противолодочными сетями и затопленными вдоль узкого фарватера судами.

Тем не менее, благодаря тщательной аэрофотосъемке лазейка была обнаружена. Через нее в ночь с 13 на 14 ноября через пролив Кирк-Саунд в надводном положении и прокралась в Скапа-Флоу немецкая подводная лодка U-47, которой командовал будущий любимец фюрера капитан-лейтенант Гюнтер Прин. Субмарина не стала погружаться перед атакой. В надводном положении она атаковала стоявший на якорях линкор «Ройял Оук» водоизмещением 27, 5 тыс. тонн. Три торпеды попали в борт линкора. Одна из них вызвала детонацию погребов с боезапасом и корабль быстро затонул. Погибли 833 человек его экипажа. А U-47 благополучно вернулась на базу.

В Германии Прина встретили как героя. Гитлер наградил его Рыцарским крестом с дубовыми листами. На рубке отличившейся лодки нарисовали быка. И командира U-47 стали называть «Бык Скапа-Флоу».

4. 29 ноября 1944 года Япония потеряла только что введенный в строй авианосец «Синано». Заложен он был в 1940 году как один из четырех сверхмощных линкоров типа «Ямато» (полное водоизмещение 72 тысячи тонн, толщина бортовой брони 203 миллиметра). Потом строительство приостановилось. А после битвы с американцами у атолла Мидуэй, в котором Япония понесла тяжелые потери именно в авианосцах, судьба «Синано» круто переменилась. Его решено было достраивать как плавучий аэродром. В эксплуатацию корабль был принят флотом всего за 10 дней до гибели.

На его беду, на переходе в военно-морскую базу Куре курс «Синано» пересекся с курсом подводной лодки ВМС США SS-311 «Арчер-Фиш», которой командовал Джозеф Инрайт. Вечером 28 ноября радиолокационная станция американцев на удалении 12 миль обнаружила шедщий полным ходом японский авианосец. Полночи шла погоня.

В 3.17 минут «Арчен-Фиш» сблизилась с целью на дистанцию залпа и выстрелила шестью торпедами из носовых аппаратов. Четыре заряда угодили в броню правого борта «Синано». Посчитав повреждения неопасными, командир авианосца решил продолжать движение прежним курсом. Однако пробоины оказались слишком велики, а водонепроницаемые переборки не выдержали. Через семь часов после атаки «Синано» затонул в 65 милях от берега. Корабли охранения спасли 1080 человек, 1435 моряков и рабочих сдаточной команды были объявлены пропавшими без вести. Командир корабля капитан 1 ранга Абэ отказался покинуть авианочец и погиб вместе с ним.

За этот успех Джозеф Инрайт был награжден Крестом ВМС.

5. 30 января 1945 года подводная лодка Балтийского флота С-13, которой командовал капитан 3 ранга Александр Маринеско, к северо-западу от Данцигской бухты потопила огромный гитлеровский транспорт «Вильгельм Густлов» (водоизмещение 25 484 тонн). Это судно служило плавбазой 2-й учебной дивизии подводного плавания Кригсмарине. А его выход в море был частью разработанной штабом адмирала Деница операции «Ганнибал».

Суть операции, по словам Деница: «Все имеющиеся в наличии немецкие корабли должны спасать от Советов все, что можно будет спасти». Поэтому неудивительно, что на борту «Вильгельма Густлова» оказались не только 918 гитлеровских подводников, но и 373 женщин-военнослужащих из вспомогательной части флота, 162 раненых военнослужащих, 173 члена экипажа и 4424 беженца. Всего 6050 человек.

В 19 часов после выхода из базы на немецком транспорте на короткое время включили ходовые огни — таким образом капитан «Вильгельма Густлова» пытался помочь обещанным ему кораблям охранения обнаружить пароход. Однако никакого охранения не дождались и в 19.30 немцы огни выключили. Но получаса их сияния хватило оказавшимся поблизости подводникам Маринеско, чтобы разглядеть цель.

После непродолжительной погони в 21.04 С-13 произвела трехторпедный залп. «Вильгельм Густлов» затонул в считанные минуты. С ним погибли, по германским данным, 16 офицеров учебной дивизии, 390 курсантов, 250 женщин-военнослужащих, 90 членов экипажа, а также все раненые. Спасти удалось 876 человек.

Несколько месяцев тому назад, тёплой прошлой осенью, довелось мне сопровождать своего сынишку на какие-то местные соревнования по дзюдо (авт.). Адрес, куда нам с ним нужно было тем утром придти, ни о чём мне не говорил: улица Большая Филёвская, дом 32. Спорткомплекс «Конструктор»… Пока ребятишки разминались в зале, я вышел подышать осенним воздухом. Прошёл до угла здания, мельком оглянулся, и вдруг — словно током ударило: на неприметной мемориальной доске, прикреплённой к стене спорткомплекса, я увидел знакомые фамилии:

«30 января 1934 г. с находившегося на этом месте поля воздухоплавательного дивизиона был осуществлён полёт на рекордную высоту 22000 метров стратостата «Осоавиахим-1» с экипажем стратонавтов: командир-пилот Федосеенко П. Ф., инженер-конструктор Васенко А. Б., научный сотрудник Усыскин И. Д.»

Боже мой, подумалось мне, так это было здесь?! Здесь, в московском районе Кунцево, над обрывом к реке, где теперь зеленеют теннисные корты, где вдалеке, среди деревьев, угадывается футбольное поле и где сейчас, сию минуту, разминаются в зале спорткомплекса детишки? Так это отсюда стартовала в небо та троица, чей полёт закончился одной из самых громких и самых позабытых ныне катастроф 30-х годов?..

Затем цитировался гг. Шаповалом и Золотар"вім в книге о наркомвнуделе Балицком (ОГА СБУ. Киев. Ф. 6. Д. 57428 ФП. Л. 239, 247об., 261.)., изданной в Москве в 2017 году.

Выписка из протокола допроса бывшего начальника административно-хозяйственного отдела НКВД УССР, майора госбезопасности Савелия Циклиса:

«...ВОПРОС: Как расходовался особый фонд- кому выдавались наличные и кому производили на деньги разные покупки?

Понятие «лучшие подводники» неоднозначное и требует пояснения для его правильного понимания. Естественно, что определение «лучшего» проводится по имени командира подводной лодки, имеющего в походе важное, но не все определяющее значение. Экипаж лодки вместе с ее капитаном являются единым целым, поскольку один без другого, не то, что добиться какого либо успеха, но даже выжить в море не смогут. Таким образом, фактически оценивается деятельность всего экипажа, который представляет командир. Критерием для оценки служит суммарный тоннаж потопленных кораблей противника. Иногда для оценки применяют и количество потопленных судов, и время, проведенное в походах, и тысячи миль пройденных подлодками. Однако эти критерии чаще всего используются для квалификационного оценивания в мирное время.

Общепринято считать «подводным асом» или «королем тоннажа» командира подлодки, которая потопила более 100 тысяч тонн корабельного тоннажа. Такими рекордсменами во Второй мировой войне были только немецкие подводники – 34 из них достигли такого результата. Среди подводников других стран лишь около десятка командиров лодок смогли приблизиться к этой цифре, хотя и были самыми результативными в своем флоте.

Кроме высоких личных результатов, немецкие подводники имели и высокую эффективность подводного флота в целом. Они потопили 2603 боевых кораблей и транспортных судов союзников общим водоизмещением 13,5 млн. тонн. Американцы уничтожили 1314 кораблей общим тоннажем в 5,3 млн.т. Британцы – 403 судна тоннажем в 1,42 млн.т. Японцы потопили 184 корабля тоннажем в 907 тыс. т. СССР – 157 судов тоннажем в 462,3 тыс.т.

Вклад «подводных асов» в эту статистику весьма значимый. К примеру, только 5 лучших подводников Германии потопили 174 боевых и транспортных кораблей союзников общим водоизмещением 1,5 млн. т. По тоннажу, это немногим больше чем весь британский подводный флот, и в три раза больше советского.

Высокая результативность немецкого подводного флота была достигнута, в первую очередь, за счет огромного немецкого подводного флота в 2054 подлодки (почти 50% всего подводного флота мира), которые в первой половине войны практически полностью контролировали все морские пути в Европу. Кроме того, успеху способствовала и высокая выучка экипажей, и совершенные подлодки, и невероятная интенсивность их использования в боевых походах. В среднем длительность похода немецкой подлодки составляла 3-6 месяцев, а иногда и 9-10 месяцев в год. А количество походов одной лодки могло достигать и 20 раз. В то время, когда подлодки союзников за время войны максимально выходили в море 5-6 раз. Суммарная же длительность походов редко достигала 3 месяцев за все время войны. Необходимо отметить и высокую ремонтоспособность немецкого подводного флота. Постоянно в строю находилось почти 70% наличного флота, в то время, когда союзники имели на ходу лишь половину флота, а СССР и Япония всего 30%.

Не последнее значение в результативности немцев имела и применяемая тактика подводников – «свободная охота» и «волчьи стаи». Из общей суммы потерь союзников от подводных лодок 61% составляют суда, шедшие вне конвоев; 9% — отставшие от конвоев и 30% — шедшие в составе конвоев. В результате погибло 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота.

За этот успех немецкие подводники заплатили высокую цену: 647 подлодок было уничтожено. Из 39 тысяч моряков-подводников, участвовавших в боевых походах, погибло 32 тысячи. Подавляющее большинство — в последние два года войны.

Ниже приведены данные о командирах подлодок, добившихся самых высоких результатов в своей стране.

Подводники Великобритании

Лейтенант-коммандер. В 1933 году поступил на службу в подводный флот, командовал подлодкой «Н-31», которая затонула в Северном море. С лета 1940 года командовал подлодкой «Upholder», на которой за 15 месяцев совершил 28 боевых походов и потопил 14 кораблей общим тоннажем 93 тыс. т., повредил 3 корабля тоннажем в 33 тыс.т. Среди потопленных кораблей один эсминец и две подлодки противника. За уничтожение хорошо охраняемого крупного итальянского лайнера «СС Конте Россо», Ванклин был награжден высшей британской военной наградой Крестом Виктории. В апреле 1942 года подводная лодка «Upholder» погибла со всем экипажем, предположительно попав на минное поле.

Подводники Германии

Адмирал флотилии. В 1936 г. поступил на подводный флот, служил 1-й помощником на подлодке «U-35». С 1937 г. – командир подлодки «U-23». Произвел на ней несколько минных постановок у берегов Великобритании и потопил 8 судов. С 1940 г. стал командиром «U-99». В первом же патрулировании потопил 11 судов, затем еще 8. Потопил английские вспомогательные крейсера «Патроклес», «Форфар» и «Лориент», а также эсминец «Даринг». Совершил 16 боевых походов. Всего потопил 46 судов общим водоизмещением 273 тыс.т. и повредил 6 судов водоизмещением 38 тыс. т. Являлся самым результативным подводником Германии. Награждён Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Капитан 1-го ранга. В 1933 г. поступил на флот кадетом, совершив 9-месячное кругосветное плавание на легком крейсере «Карлсруэ». Служил на легком крейсере «Кёнигсберг». В 1937 г. переведен в подводный флот. В 1939 г. назначен командиров подлодки «U-9», на которой совершил 6 походов. Потопил французскую подводную лодку «Дорис». С 1940 г. переведен на подлодку «U-138», на которой потопил 4 корабля общим водоизмещением 34,6 тыс. т. В 1940 - 1942 гг. командовал лодкой «U-43» и совершил 5 походов (204 суток в море), во время которых потопил 12 кораблей водоизмещением 64,8 тыс. т. В 1942 – 1943 гг. командуя подлодкой «U-181» совершил 2 похода длительностью в 335 суток. Основными жертвами Люта были не суда в составе конвоев, как у многих других подводников, а самостоятельно идущие корабли. Всего совершил 16 боевых походов. На своем счету имел 46 потопленных кораблей общим водоизмещением 225,8 тыс. т., а также 2 поврежденных корабля общим водоизмещением 17 тыс. т. Имел 2-й результат среди германских асов подводной войны. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами и Бриллиантами.

Капитан 2-го ранга. С 1940 г. командовал подлодкой «U-552», которая атаковал конвой НХ-156. Потопил эсминец США «Ройбен Джеймс». В конце 1941 г. ушел в плавание в район Азорских островов. Совершил 13 боевых походов. За время войны потопил 35 торговых судов, водоизмещением 197 тыс. т. и повредил 4 судна водоизмещением 32 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями и Мечами.

Капитан 2-го ранга. С 1931 г. служил на линкоре «Шлезвиг-Гольштейн». В 1935 г. переведен в подводные силы. В 1936-1938 гг. командовал подлодкой «U-2». В 1938 г. получил лодку «U-38», на которой совершил 9 походов, проведя в море в общей сложности 333 суток. Потопил пароход «Манаар» водоизмещением 7 тыс. т. В 1941 г. у берегов Африки потопил 8 судов водоизмещением 47 тыс. т. Совершил 9 боевых походов. Всего за время военных действий потопил 34 корабля общим водоизмещением 187 тыс. т. и повредил 1 корабль водоизмещением 3,7 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Капитан 1-го ранга. В 1925 г. поступил на флот кадетом, через четыре года был произведен в лейтенанты. Служил на торпедных катерах. В 1935 г. переведен в подводный флот. Командовал подводными лодками «U-19» и «U-11». В 1939 г. назначен командиром подводной лодки «U-25», на которой совершил 3 похода, проведя в море 105 суток. С 1940 г. командовал подлодкой «U-103». На этой лодке провел 4 похода, длительностью 201 сутки. Всего совершил 7 боевых походов. За время военных действий потопил 35 кораблей общим водоизмещением 180 тыс. т. и повредил 5 кораблей водоизмещением 14 тыс. т. Награжден Рыцарским крестом с Дубовыми листьями.

Подводники Италии

Карло Фечиа ди Коссато (Carlo Fecia di Cossato) (25.10.1908 — 27.08.1944)

Капитан 2-го ранга. В 1928 году он окончил Военно-морскую академию, служил на подлодках. В начале войны командовал подводными лодками «Ciro Menotti», и «Tazzoli». В 1941 году за один поход потопил три крупных транспорта противника. В 1942 году за два месяца похода уничтожил 6 кораблей союзников, а в следующие два месяца – еще 4. В 1943 году, после подписания Италией перемирия, перешел с подводного флота командующим эскадры торпедных катеров, на которых уничтожил еще 7 кораблей, но уже немецких. Совершил 10 боевых походов на подлодке. Потопил 16 кораблей союзников общим водоизмещением в 86 тыс. т. Награжден Рыцарским Крестом Железного Креста и Золотой медалью Военной Доблести.

Джанфранко Гаццана Приароджа (Gianfranco Gazzana Priaroggia) (30.08.1912 — 23.05.1943)

Корвет-капитан. В 1935 году после окончания Военно-морской академии получил назначения на тяжёлый крейсер «Тренто», а затем перевелся в подводный флот. Служил старпомом на подлодке «Доменико Миллелире», после командовал подводными лодками «Archimede» и «Leonardo da Vinci». За один поход сумел потопить 6 кораблей общим водоизмещением 58,9 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 9 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 76,4 тыс.т. 23 мая 1943 года подлодка «Leonardo da Vinci» была потоплена вместе со всем экипажем в 300 милях к западу от мыса Финистерре кораблями Королевского военно-морского флота. Джанфранко Гаццана Приароджа был посмертно награждён итальянской золотой медалью «За воинскую доблесть», а также Рыцарским крестом Железного креста.

Подводники СССР

Результативность советских командиров подлодок определялась, в отличие от всего мира, не в потопленном тоннаже, а в количестве потопленных кораблей. Не трудно предположить, что делалось это советской идеологической машиной для завуалирования низкой эффективности подводного флота в сравнении с другими странами. Ведь очевидно, что уничтожение крейсера или крупного транспорта и торпедного катера или тральщика имеет большую разницу, как в размере ущерба нанесенного противнику, так и в значении корабля для флота врага. Однако комиссары этой разницы «не видели». Поэтому сравнивали 13 заявленных кораблей Ивана Травкина (командир ПЛ Щ-303, К-52, Балтийский флот) с количеством потопленных кораблей асов подводной войны других стран. И действительно, 13 потопленных кораблей Травкина не так «грустно» смотрятся в сравнении с 16-19 кораблями потопленными англичанами или американцами. Правда, официально Травкину было засчитано 7 потопленных кораблей, хотя фактически он потопил 1 транспорт в 1,5 тыс. т. Исходя из этого, ниже приведем рейтинг советских командиров подлодок в сопоставимых единицах измерения, в тоннаже потопленных кораблей. Естественно, что он абсолютно не совпадает с десятками лет навязываемой нам советской военной статистикой.

Возглавляет список Александр Маринеско, который причинил германскому военному потенциалу наибольший ущерб, в сравнении с другими советскими подводниками.

Капитан 3-го ранга. В 1933 году окончил Одесское мореходное училище и ходил третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот». В 1933 году был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания, которых его назначили штурманом на подлодку Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при учебном отряде подводного плавания, служил помощником командира на подлодке «Л-1», затем командиром на подлодке « М-96», экипаж которой по итогам боевой и политической подготовке в 1940 году занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

В октябре 1941 года Маринеско исключили из кандидатов в члены ВКП(б) за пьянство и организацию в дивизионе подлодок азартных карточных игр. В августе 1942 года лодка «М-96» впервые вышла в боевой поход. По советским отчетам потопила немецкий транспорт, по немецким данным – лодка промахнулась. В ноябре 1942 года лодка вышла во второй поход для высадки группы разведчиков. За этот поход Маринеско получил орден Ленина и звание капитана 3-го ранга. В апреле 1943 года Маринеско назначен командиром подлодки «С-13», на которой он прослужил до сентября 1945 года. В поход подлодка вышла только в октябре 1944 года. Ей удалось повредить транспорт «Зигфрид», водоизмещением 553 т, который в отчете «вырос» до 5 тыс. т. За данный поход Маринеско получил орден Красного Знамени. С 9 января по 15 февраля 1945 года Маринеско находился в своём пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлофф» (25,5 тыс. т) и «Штойбен» (16,6 тыс.т). Таким образом, Маринеско совершив 6 боевых походов потопив два корабля общим тоннажем в 40,1 тыс. т. и повредил один водоизмещением в 553 т.

За две выдающиеся победы в январе-феврале 1945 года все члены экипажа Маринеско были удостоены государственных наград, а подводная лодка «С-13» — ордена Красного Знамени. Сам же командир лодки, попавший в опалу, своей главной награды был удостоен посмертно лишь в мае 1990 года. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза через 45 лет после окончания войны.

Вице-адмирал. В 1932 году окончил Военно-морском училище, затем Училище береговой обороны Морских Сил РККА, а в 1936 году прошел обучение в Учебном отряде подводного плавания. Во время войны командовал подводной лодкой «К-1» на Северном флоте. Участник 13 боевых походов, провёл 172 суток в море. Выполнил одну торпедную атаку, 13 минных постановок. Уничтожил 6 транспортов и 2 боевых корабля противника общим тоннажем 18,6 тыс.т. Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного знамени, орденом Нахимова II степени, двумя орденами Отечественной войны и орденом Красной звезды.

Капитан 1-го ранга. В 1931 году окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе, служил на подводной лодке «Пантера». По окончании в 1940 году Военно-морской академии служил на подлодке «Л-3» на Балтийском флоте. Под командованием Грищенко подлодка «Л-3» совершила одну успешную торпедную атаку, а на поставленных ее минах подорвалось 5 транспортов. В целом подлодка потопила 6 кораблей общим тоннажем в 16,4 тыс. т. Награжден 9-ю орденами, в т.ч. двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и тремя орденами Отечественной войны.

Вице-адмирал. В октябре 1942 года организовал перевод шести подводных лодок с Тихоокеанского флота — на Северный. В число этих лодок вошла и «С-56». Переход через 9 морей и 3 океана протяжённостью около 17 тысяч миль завершился в марте 1943 года в Полярном. Под командованием Щедрина «С-56» совершила 8 боевых походов и потопила 2 транспорта и 2 боевых корабля общим тоннажем в 10,1 тыс. т. За успешное командование кораблём и проявленные мужество и героизм Щедрин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда» и ордена Ленина.

Подводники США

В начале войны военная статистика ВМС США вела учет потерь противника и результативности боевых действий собственных сил по общепринятой системе – подтверждении заявлений командования своих войск. Однако такая статистика не отражала реальной картины, что негативно отражалось на планировании войсковых операций и даже справедливости награждения своих воинов. Поэтому в январе 1943 года командованием всех видов вооруженных сил США был сформирован Совместный комитет по оценке военно-морского флота (JANAC), который на основании 12 различных источников информации формировал статистические отчеты. На сегодняшний день эти отчеты считаются максимально объективными и практически не подвергались корректировки с получением новой информации. В 1947 году JANAC сформировал отчет о рейтинге результативности командиров подлодок ВМС США. В методику расчета рейтинга были заложены не только данные о потопленном тоннаже кораблей противника, но и их количество, время, потраченное на атаку одной цели, количество и дальность походов, количество торпед выпущенных на одну цель и т.д. В результате оценивалось фактическое мастерство подводников, практически, исключая везение и удачу. Ниже приведены данные о подводниках возглавляющих этот рейтинг.

Ричард О’Кейн (Richard Hetherington «Dick» O’Kane) (02.02.1911 – 16.02. 1994)

Капитан 1-го ранга. В 1934 году окончил Военно-морскую академию США. Первые годы службы провел на тяжелом крейсере «Честер» и эсминце «Пруитт». В 1938 году окончил школу подводного плавания и был назначен штурманом на подлодку «Wahoo». С 1943 года приступил к командованию подлодкой «Tang», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 24 корабля противника общим тоннажем в 93,8 тыс. т. В рейтинге командиров подлодок ВМС США занимает первое место по результативности. Награжден Почетной Медалью, тремя Военно-морскими крестами и тремя Серебряными звездами.

Капитан 1-го ранга. После окончания Военно-морской академии в 1935 году служил на броненосце «Айдахо». В 1938 году закончил обучение в школе подводного плавания и с конца 1941 года командовал подлодкой «Pompano», на которой совершил три боевых похода до ее серьезного повреждения. После командовал новой подлодкой «Seahorse», на которой за один боевой поход потопил 4 судна общим водоизмещением в 19,5 тыс.т. за что, получил свой первый Военно-морской крест. Всего совершил 5 походов, во время которых уничтожил 19 кораблей противника общим тоннажем в 71,7 тыс.т. Был награжден четырьмя Военно-морскими крестами и признан вторым командиром подлодки в США по результативности.

Капитан 3-го ранга. В 1930 году окончил Военно-морскую академию. До начала войны служил на крейсерах и авианосцах, а затем на подводных лодках класса «R» и «S». В течении года на подлодке «Wahoo» совершил 5 боевых походов, во время которых потопил 19 кораблей общим тоннажем в 54,7 тыс.т. В 1943 году лодка с Мортоном пропала без вести. Был награжден Военно-морским крестом, тремя Золотыми звездами и Крестом за выдающиеся заслуги.

Евгений Беннетт Флэкки (Eugene Bennett Fluckey) (05.10.1913 — 28.06. 2007)

Контр-адмирал. В 1935 году закончил Военно-морскую академию и был направлен на службу на линкор «Nevada», затем переведен на эсминец «McCormick». В 1938 году поступил в школу подводного плавания, после окончания, которой служил на подлодках «S-42» и «Бонита». С января 1944 года по август 1945 года командовал подлодкой «Barb», на которой совершил 5 боевых походов, потопив 16 кораблей общим тоннажем в 95 тыс.т. В числе уничтоженных кораблей — японские крейсер и фрегат. Награжден Почетной медалью и четырьмя Крестами военно-морского флота. В рейтинге результативности американского флота занимает четвертое место.

Контр-адмирал. В 1930 году окончил Военно-морскую академию и был направлен на линкор «Nevada». Затем служил на эсминце «Rathburne». После окончания школы подводного плавания служил на различных подлодках первым помощником, а в 1938 году был назначен командиром старого эсминца «Reuben Джеймс». В 1941 году был переведен на должность командира подлодки «S-20». В 1942 году получил новую подлодку «Harder», на которой совершил 6 боевых походов, потопив 16 кораблей противника общим тоннажем в 54 тыс. т. В рейтинге результативности ВМС США занимает пятое место. Награжден Почетной медалью и Серебряной звездой.

Капитан 2 ранга. В 1933 году он окончил Военно-морское училище в Аннаполисе и стал кадровым морским офицером. В годы войны командовал подводной лодкой «Archerfish», которая 28 ноября 1944 года обнаружила японский авианосец «Shinano» с боевым охранением. Авианосец водоизмещением 71,9 тыс.т. считался самым крупным авианосцем в мире до 1961 года, когда США построили первый атомный авианосец. Инрайт атаковал авианосец четырьмя торпедами, которые попали в нос корабля. За успешную операцию был награжден Военно-морским крестом. И хотя Джозеф Инрайт не вошел в первые числа рейтинга самых результативных подводником США, эго атака считается одной из самых удачных в морских сражениях.

Оценивая результативность американских подводников нельзя не отметить и экипаж подлодки «Flasher», который под командованием двух командиров возглавляет рейтинг самой результативной подлодки ВМС США. Эта подлодка уничтожила 21 корабль противника общим тоннажем в 104,6 тыс. т. Об этих капитанах информация ниже.

Контр-адмирал. В 1934 году окончил Военно-морскую академию. Командовал подлодкой «Sturgeon». С 25 сентября 1943 года по 31 октября 1944 года командовал подлодкой «Flasher», на которой потопил 15 боевых кораблей и транспортов противника водоизмещением 56,4 тыс. тонн. Был награжден Военно-морским крестом и Серебряной Звездой.

Капитан 1-го ранга. В 1936 году окончил Военно-морскую академию и служил на линкоре «Миссиссипи». После окончания школы подводного плавания был назначен капитаном подлодки «Skipjack». С 31 октября 1944 года по март 1946 года командовал лодкой «Flasher», на которой потопил 6 кораблей тоннажем 43,8 тыс. т. Всего совершил 5 боевых походов. Был награжден Военно-морским крестом.

Подводники Японии

Вице–адмирал. После окончания Военно-морской академии продолжил обучение в школе подводного плавания. С 1935 года в качестве офицера служил на подлодках. В 1940 году был назначен командиром подлодки «I-21». Участвовал в нападении на Перл-Харбор. За два боевых похода потопил суда противника общим тоннажем в 44 тыс.т. Всего совершил 11 боевых походов и потопил 10 транспортных кораблей союзников общим тоннажем в 58,9 тыс.т. 29 ноября 1943 года подводная лодка «I-21» погибла со всем экипажем у атолла Тарава, предположительно от атаки палубного самолета «TBF Avenger» с конвойного авианосца «Chenango».

Успехи остальных подводников Японии не превышали 50 тысяч тонн.

И в заключение. Проведенный анализ боевой деятельности подводных флотов во время войны, показывает, что на долю лучших подводников, которые составляли приблизительно 2% от общей численности подлодок, приходится около 30 % общего потопленного тоннажа кораблей. Таким образом, во время Второй мировой войны, среди всех видов вооруженных сил, именно категория «лучших подводников» оказалась наиболее результативной и эффективной. Недаром ведь именно к подводникам во всех странах относятся с наибольшим уважением и почитанием.

Подводные лодки диктуют правила в морской войне и заставляют всех безропотно соблюдать заведенный порядок.


Тех упрямцев, что рискнут пренебречь правилами игры, ожидает скорая и мучительная смерть в стылой воде, посреди плавающих обломков и пятен нефти. Лодки, вне зависимости от флага, остаются опаснейшими боевыми машинами, способными сокрушить любого противника.

Предлагаю вашему вниманию небольшой рассказ о семи наиболее удачных проектах субмарин военных лет.

Лодки типа Т (Triton-class), Великобритания
Количество построенных субмарин - 53.
Водоизмещение надводное - 1290 тонн; подводное - 1560 тонн.
Экипаж - 59…61 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м (клепаный корпус), 106 м (сварной корпус).
Скорость полная в надводном положении - 15,5 узлов; в подводном - 9 узлов.
Запаса топлива 131 тонн обеспечивал дальность плавания в надводном положении 8000 миль.
Вооружение:
- 11 торпедных аппаратов калибра 533 мм (на лодках подсерий II и III), боекомплект - 17 торпед;
- 1 х 102 мм универсальное орудие, 1 х 20 мм зенитный «Эрликон».


HMS Traveller


Британский подводный Терминатор, способный «выбить дурь» из головы любого врага с помощью носового 8-торпедного залпа. Лодкам типа «Т» не было равных по разрушительной мощи среди всех субмарин периода ВМВ - этим объясняется их свирепый облик с причудливой носовой надстройкой, где разместились дополнительные торпедные аппараты.

Пресловутый британский консерватизм остался в прошлом - британцы одними из первых оснастили свои лодки гидролокаторами ASDIC. Увы, несмотря на свое мощное вооружение и современные средства обнаружения, лодки открытого моря типа «Т» не стали самыми эффективным среди британских субмарин Второй мировой. Тем не менее, они прошли захватывающий боевой путь и добились ряда замечательных побед. «Тритоны» активно использовались в Атлантике, в Средиземном море, громили японские коммуникации на Тихом океане, несколько раз отметились в стылых водах Арктики.

В августе 1941 года в Мурманск прибыли субмарины «Тайгрис» и «Трайдент». Британские подводники продемонстрировали мастер-класс своим советским коллегам: за два похода было потоплено 4 вражеских парохода, в т.ч. «Байя Лаура» и «Донау II» с тысячами солдат 6-ой горнострелковой дивизии. Тем самым моряки предотвратили третье немецкое наступление на Мурманск.

Среди других знаменитых трофеев лодок типа «Т» числятся немецкий легкий крейсер «Карлсруэ» и японский тяжелый крейсер «Асигара». Самураям «посчастливилось» познакомиться с полным 8-торпедным залпом подлодки «Тренчент» - получив 4 торпеды в борт (+ еще одну из кормового ТА), крейсер быстро опрокинулся и затонул.

После войны мощные и совершенные «Тритоны» еще четверть века стояли на вооружении Королевских ВМС.
Примечательно, что три лодки этого типа в конце 1960-х приобрел Израиль - одна из них, INS Dakar (бывш. HMS Totem) погибла в 1968 году в Средиземном море при невыясненных обстоятельствах.

Лодки типа «Крейсерская» серии XIV, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 11.
Водоизмещение надводное - 1500 тонн; подводное - 2100 тонн.
Экипаж - 62…65 чел.

Скорость полная в надводном положении - 22,5 уз.; в подводном - 10 уз.
Дальность плавания в надводном положении 16500 миль (9 уз.)
Дальность плавания в подводном положении - 175 миль (3 уз.)
Вооружение:

- 2 х 100 мм универсальных орудий, 2 х 45 мм зенитных полуавтоматов;
- до 20 мин заграждения.

…3 декабря 1941 года немецкие охотники UJ-1708, UJ-1416 и UJ-1403 забросали бомбами советскую лодку, попытавшуюся атаковать конвой у Бустад-сунд.

Ганс, ты слышишь эту тварь?
- Найн. После серии взрывов русские залегли на дно - я засек три удара о грунт…
- Сможешь определить, где они сейчас?
- Доннерветтер! Они продуваются. Наверняка решили всплыть и сдаться в плен.

Немецкие моряки ошиблись. Из морских глубин на поверхность поднялся МОНСТР - крейсерская субмарина К-3 серии XIV, обрушившая на противникашквал артиллерийского огня. С пятого залпа советским морякам удалось потопить U-1708. Второй охотник, получив два прямых попадания, задымил и отвернул в сторону - его 20 мм зенитки не могли конкурировать с «сотками» светского подводного крейсера. Раскидав немцев, как щенков, К-3 быстро скрылась за горизонтом на 20-узловом ходу.

Советская «Катюша» была феноменальной лодкой для своего времени. Сварной корпус, могучее артиллерийское и минно-торпедное вооружение, мощные дизели (2 х 4200 л.с.!), высокая надводная скорость 22-23 узла. Огромная автономность по запасам топлива. Дистанционное управление клапанами балластных цистерн. Радиостанция, способная передавать сигналы с Балтики на Дальний восток. Исключительный уровень комфорта: душевые кабины, рефрижераторные цистерны, два опреснителя забортной воды, электрокамбуз… Две лодки (К-3 и К-22) были оснащены ленд-лизовскими гидролокаторами ASDIC.

Но, как ни странно, ни высокие характеристики, ни мощнейшее вооружение не сделали «Катюши» эффективным - помимо тёмной с атакой К-21 на «Тирпиц», за годы войны на лодки XIV серии приходится всего 5 успешных торпедных атак и 27 тысяч бр. рег. тонн потопленного тоннажа. Большая часть побед была одержана с помощью выставленных мин. Притом, собственные потери составили пять крейсерских лодок.


К-21, Североморск, наши дни


Причины неудач лежат в тактике применения «Катюш» - могучим подводным крейсерам, созданным для просторов Тихого океана, пришлось «топтаться» в мелководной Балтийской «луже». При действиях на глубинах 30-40 метров огромная 97-метровая лодка могла удариться носом о грунт, в то время как её корма все еще торчала на поверхности. Немногим легче приходилось морякам-североморцам - как показала практика, эффективность боевого применения «Катюш» осложнялась слабой подготовкой личного состава и безынициативностью командования.

А жаль. Эти лодки рассчитывались на большее.

«Малютки», Советский Союз
Серия VI и VI-бис - построено 50.
Серия XII - построено 46.
Серия XV - построено 57 (в боевых действиях приняли участие 4).

ТТХ лодки типа М серии XII:
Водоизмещение надводное - 206 тонн; подводное - 258 тонн.
Автономность - 10 суток.
Рабочая глубина погружения - 50 м, предельная - 60 м.
Скорость полная в надводном положении - 14 уз.; в подводном - 8 уз.
Дальность плавания в надводном положении - 3380 миль (8,6 узлов).
Дальность плавания в подводном положении - 108 миль (3 узла).
Вооружение:
- 2 торпедных аппарата калибра 533 мм, боекомплект - 2 торпеды;
- 1 х 45 мм зенитный полуавтомат.


Малютка!


Проект мини-субмарин для быстрого усиления Тихоокеанского флота - главной особенностью лодок типа М стала возможность транспортировки по ж/д в полностью собранном виде.

В погоне за компактностью пришлось пожертвовать многим - служба на «Малютке» превратилась изнурительное и опасное мероприятие. Тяжелые бытовые условия, сильная «болтанка» - волны безжалостно швыряли 200-тонный «поплавок», рискуя разломать его на части. Малая глубина погружения и слабое оружие. Но главной заботой моряков была надежность подлодки - один вал, один дизель, один электродвигатель - крохотная «Малютка» не оставляла шансов беспечному экипажу, малейшая неисправность на борту грозила гибелью для субмарины.

Малыши быстро эволюционировали - ТТХ каждой новой серии в разы отличались от предыдущего проекта: улучшались обводы, обновлялось электрооборудование и средства обнаружения, уменьшалось время погружения, росла автономность. «Малютки» серии XV уже ничем не напоминали своих предшественников VI и XII серии: полуторакорпусная конструкция - цистерны балласта были вынесены за пределы прочного корпуса; ГЭУ получила стандартную двухвальную компоновку с двумя дизелями и электромоторами подводного хода. Количество торпедных аппаратов увеличилось до четырех. Увы, серия XV появилась слишком поздно - основную тяжесть войны вынесли на себе «Малютки» VI и XII серий.

Несмотря на свои скромные размеры и всего 2 торпеды на борту, крохотные рыбки отличались просто ужасающей «прожорливостью»: всего за годы Второй мировой советские субмарины типа М потопили 61 судно противника суммарным тоннажем 135,5 тысяч брт, уничтожили 10 военных кораблей, а также повредили 8 транспортов.

Малышки, изначально предназначенные только для действий в прибрежной зоне, научились эффективно воевать в открытых морских районах. Они наравне с более крупными лодками резали вражеские коммуникации, патрулировали у выходов из вражеских баз и фьордов, ловко преодолевали противолодочные заграждения и подрывали транспорты прямо у пирсов внутри защищенных вражеских гаваней. Просто удивительно, как краснофлотцы смогли воевать на этих хлипких корабликах! Но они воевали. И победили!

Лодки типа «Средняя» серии IX-бис, Советский Союз
Количество построенных субмарин - 41.
Водоизмещение надводное - 840 тонн; подводное - 1070 тонн.
Экипаж - 36…46 чел.
Рабочая глубина погружения - 80 м, предельная - 100 м.
Скорость полная в надводном положении - 19,5 узлов; в подводном положении - 8,8 узлов.
Дальность плавания в надводном положении 8000 миль (10 узлов).
Дальность плавания в подводном положении 148 миль (3 узла).

«Шесть торпедных аппаратов и столько же запасных торпед на удобных для перезарядки стеллажах. Две пушки с большим боекомплектом, пулеметы, подрывное имущество… Одним словом, драться есть чем. А 20-узловая надводная скорость! Она позволяет обогнать практически любой конвой и атаковать его повторно. Техника хороша...»
- мнение командира С-56, Героя Советского Союза Г.И. Щедрина



«Эски» отличались рациональной компоновкой и сбалансированной конструкцией, мощным вооружением, отличными ходовыми и мореходными качествами. Изначально немецкий проект фирмы «Дешимаг», доработанный под советские требования. Но не спешите хлопать в ладоши и вспоминать «Мистраль». После начала серийного строительства серии IX на советских верфях, немецкий проект был пересмотрен с целью полного перехода на советское оборудование: дизели 1Д, оружие, радиостанции, шумопеленгатор, гирокомпас… - в лодках, получивших обозначение «серия IX-бис», не было ни одного болта зарубежного производства!

Проблемы боевого применения лодок типа «Средняя», в целом, были аналогичны крейсерским лодкам типа К - запертые на кишащем минами мелководье, они так и не смогли реализовать свои высокие боевые качества. Гораздо лучше обстояли дела на Северном флоте - в годы войны лодка С-56 под командованием Г.И. Щедрина совершила переход через Тихий и Атлантический океаны, перейдя из Владивостока в Полярный, став впоследствии самой результативной лодкой ВМФ СССР.

Не менее фантастическая история связана с «бомбоулавливателем» С-101 - за годы войны на лодку немцами и союзниками было сброшено свыше 1000 глубинных бомб, но всякий раз С-101 благополучно возвращалась в Полярный.

Наконец, именно на С-13 добился своих знаменитых побед Александр Маринеско.


Торпедный отсек С-56


«Жестокие переделки, в которые попадал корабль, бомбежки и взрывы, глубины, далеко превышающие официальный предел. От всего защитила нас лодка…»


- из воспоминаний Г.И. Щедрина

Лодки типа Gato, США
Количество построенных субмарин - 77.
Водоизмещение надводное - 1525 тонн; подводное - 2420 тонн.
Экипаж - 60 чел.
Рабочая глубина погружения - 90 м.
Скорость полная в надводном положении - 21 уз.; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания в надводном положении 11 000 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 96 миль (2 уз.).
Вооружение:
- 10 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 24 торпеды;
- 1 х 76 мм универсальное орудие, 1 х 40 мм зенитный автомат «Бофорс», 1 х 20 мм «Эрликон»;
- одна из лодок - USS Barb была оснащена реактивной системой залпового огня для обстрела побережья.

Океанские подводные крейсеры типа «Гэтоу» появились в самый разгар войны на Тихом океане и стали одним из наиболее действенных инструментов ВМС США. Они намертво перекрыли все стратегические проливы и подходы к атоллам, перерезали все линии снабжения, оставив японские гарнизоны без подкреплений, а японскую промышленность - без сырья и нефти. В схватках с «Гэтоу» Императорский флот лишился двух тяжелых авианосцев, потерял четыре крейсера и чертову дюжину эсминцев.

Высокая скорость хода, убойное торпедное оружие, самые современные радиотехнические средства обнаружения противника - радар, пеленгатор, гидролокатор. Дальность плавания, обеспечивающая боевое патрулирование у берегов Японии при действии с базы на Гавайях. Повышенный комфорт на борту. Но главное - отличная подготовка экипажей и слабость японских противолодочных средств. В результате «Гэтоу» безжалостно крушили все подряд - именно они принесли из синих морских глубин победу на Тихом океане.

…Одним из главных достижений лодок «Гэтоу», изменившим весь мир, считается событие 2 сентября 1944 г. В тот день субмарина «Финбэк» засекла сигнал бедствия с падающего самолета и, после многочасовых поисков, обнаружила в океане испуганного, и уже было отчаявшегося пилота. Спасенным оказался некто Джордж Герберт Буш.


Рубка подлодки «Флэшер», мемориал в г. Гротон.


Список трофеев «Флэшер» звучит, как флотский анекдот: 9 танкеров, 10 транспортов, 2 сторожевых корабля суммарным тоннажем 100 231 брт! А на закуску лодка прихватила японский крейсер и эсминец. Удачливая, чертовка!

Электроботы типа XXI, Германия

К апрелю 1945 г. немцы успели спустить на воду 118 субмарин серии XXI. Однако, лишь две из них смогли достигнуть оперативной готовности и выйти в море в последние дни войны.

Водоизмещение надводное - 1620 тонн; подводное - 1820 тонн.
Экипаж - 57 чел.
Рабочая глубина погружения - 135 м, предельная - 200+ метров.
Скорость полная в надводном положении - 15,6 уз., в подводном положении - 17 уз.
Дальность плавания в надводном положении 15 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 340 миль (5 уз.).
Вооружение:
- 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 17 торпед;
- 2 зенитных автомата «Флак» калибра 20 мм.


U-2540 "Вильгельм Бауэр" на вечной стоянке в Бремерхафене, наши дни


Нашим союзникам крепко повезло, что все силы Германии были брошены на Восточный фронт - фрицам не хватило ресурсов, чтобы выпустить в море стаю фантастических «Электролодок». Появись они на год раньше - и все, капут! Очередной перелом в битве за Атлантику.

Немцы догадались первыми: все, чем гордятся кораблестроители других стран - большой боекомплект, мощная артиллерия, высокая надводная скорость 20+ узлов - имеет мало значения. Ключевые параметры, определяющие боевую эффективность субмарины, - её скорость и запас хода в подводном положении.

В отличие от своих сверстников, «Элетробот» был ориентирован на постоянное нахождение под водой: максимально обтекаемый корпус без тяжелой артиллерии, ограждений и платформ - все, ради минимизации подводного сопротивления. Шноркель, шесть групп аккумуляторных батарей (в 3 раза больше, чем на обычных лодках!), мощные эл. двигатели полного хода, тихие и экономичные эл. двигатели «подкрадывания».


Кормовая часть U-2511, затопленной на глубине 68 метров


Немцы просчитали все - весь поход «Электробот» двигался на перископной глубине под РДП, оставаясь труднообнаружимым для противолодочных средств противника. На большой глубине его преимущество становились еще более шокирующим: в 2-3 раза больший запас хода, при вдвое большей скорости, чем у любой из субмарин военных лет! Высокая скрытность и впечатляющие подводные навыки, самонаводящиеся торпеды, комплекс самых совершенных средств обнаружения… «Электроботы» открыли новую веху в истории подводного флота, определив вектор развития субмарин в послевоенные годы.

Союзники не были готовы к встрече с подобной угрозой - как показали послевоенные испытания, «Электроботы» в несколько раз превосходили по дальности взаимного гидроакустического обнаружения американские и британские эсминцы, охранявшие конвои.

Лодки типа VII, Германия
Количество построенных субмарин - 703.
Водоизмещение надводное - 769 тонн; подводное - 871 тонна.
Экипаж - 45 чел.
Рабочая глубина погружения - 100 м, предельная - 220 метров
Скорость полная в надводном положении - 17,7 уз.; в подводном положении - 7,6 уз.
Дальность плавания в надводном положении 8 500 миль (10 уз.).
Дальность плавания в подводном положении 80 миль (4 уз.).
Вооружение:
- 5 торпедных аппаратов калибра 533 мм, боекомплект - 14 торпед;
- 1 х 88 мм универсальное орудие (до 1942 года), восемь вариантов надстроек с 20 и 37 мм зенитными установками.

* приведенные ТТХ соответствуют лодкам подсерии VIIC

Самые эффективные боевые корабли из всех, когда-либо бороздивших Мировой океан.
Относительно простое, дешевое, массовое, но при этом отлично вооруженное и смертоносное средство для тотального подводного террора.

703 подводные лодки. 10 МИЛЛИОНОВ тонн потопленного тоннажа! Линкоры, крейсеры, авианосцы, эсминцы, корветы и субмарины противника, нефтеналивные танкеры, транспорты с самолетами, танками, автомобилями, каучуком, рудой, станками, боеприпасами, обмундированием и продовольствием... Ущерб от действий немецких подводников превышал все разумные пределы - если бы не неисчерпаемый промышленный потенциал США, способный компенсировать любые потери союзников, немецкие U-боты имели все шансы «задушить» Великобританию и изменить ход мировой истории.


U-995. Грациозный подводный убийца


Зачастую успехи «семерок» связывают с «зажиточным временем» 1939-41 гг. - якобы при появлении у союзников конвойной системы и гидролокаторов Асдик, успехи немецких подводников закончились. Совершенно популистское утверждение, основанное на неверной интерпретации «зажиточных времен».

Расклад был прост: вначале войны, когда на каждую немецкую лодку приходилось по одному противолодочному кораблю союзников, «семерки» чувствовали себя неуязвимыми хозяевами Атлантики. Именно тогда появились легендарные асы, потопившие по 40 судов противника. Немцы уже держали победу в руках, когда союзники внезапно выставили по 10 противолодочных кораблей и 10 самолетов из расчета на каждую действующую лодку Кригсмарине!

Начиная с весны 1943 г., янки и британцы начали методично заваливать Кригсмарине противолодочной техникой и вскоре добились великолепного соотношения потерь - 1:1. Так и воевали до конца войны. У немцев корабли закончились быстрее, чем у их противников.

Вся история немецких «семерок» - грозное предупреждение из прошлого: какую угрозу представляет субмарина и насколько велики затраты на создание эффективной системы противодействия подводной угрозе.


Стёбный американский плакат тех лет. "Бейте по болевым точкам! Приходите служить на подводный флот - на нашем счету 77% потопленного тоннажа!" Комментарии, как говорится, излишни

В статье использованы материалы из книги "Советское подводное кораблестроение", В. И. Дмитриев, Воениздат, 1990 год.

Пять лучших подводных лодок, построенных в XX веке, выбрали эксперты американского военно-аналитического (NI). Для составления своего рейтинга издание задавало специалистам следующие вопросы: была ли та или иная субмарина для своего времени наилучшей по критерию «эффективность-стоимость» и насколько инновационной была конструкция.

Немецкие хищники в Атлантике

На первое место NI ставит германские субмарины типа U-31 времен Первой мировой войны. Строительство этих лодок велось на судоверфи «Германия» в Киле (всего 11 штук). Субмарины заложены в 1912-1913 годах, спущены на воду в 1914 году.

Лодки этого типа активно участвовали в боевых действиях. За время службы из 11 построенных лодок восемь были потеряны. При этом сами субмарины типа U-31 повредили или отправили на дно 856 судов общим тоннажем более 2 млн тонн. Эти лодки изменили представление о значении подводного флота и стали грозным оружием, способным парализовать судоходство одним известием о том, что они вышли в очередной поход.

Среди этой серии подводных лодок наиболее известны три субмарины — U-35 под командованием Лотара фон Арно де ла Перьера, самого результативного подводника всех времен, U-39 Вальтера Форстмана и U-38 Макса Валентинера.

Безусловный лидер — подводная лодка U-35, уничтожившая 224 торговых судна общим водоизмещением более полумиллиона тонн.

Однако подлодки типа U-31 были скорее эволюционным, а не революционным этапом подводного судостроения. Они кардинально не отличались от своих предшественников и преемников. Тем не менее лодки U-31 поставили Великобританию на грань выхода из Первой мировой войны. Только вступление в конфликт Соединенных Штатов в сочетании с развитием инновационной тактики конвоев для флота Соединенного Королевства создало трудности в германской подводной войне. Три выживших лодки типа U-31 были захвачены союзниками после окончания Первой мировой войны.

Живучие американцы в Тихом океане

На второе место среди выдающихся субмарин эксперты ставят американские подводные лодки типа Balao. Эти субмарины были построены в 1942-1947 годах. Всего верфи США передали для ВМФ страны 122 такие подлодки. Они воевали в годы Второй мировой войны на Тихом океане против японской империи.

В то время японская промышленность очень сильно зависела от доступа к природным ресурсам Юго-Восточной Азии. Прекратить доставку этих материальных средств на японские острова означало фактически выиграть войну на Тихом океане. И хотя военный подводный флот США был относительно невелик, управлялся без ясного понимания большого будущего субмарин на этом театре военных действий, имел на вооружении плохие торпеды, в конечном счете подлодки, построенные уже во время войны, уничтожили практически весь японский торговый флот.

Война на Тихом океане требовала от субмарин большой дальности действия и, соответственно, лучших условий для обитания экипажа, чем в относительно небольшой по размеру Северной Атлантике. Как и их предшественники класса Gato, субмарины Balao были менее маневренными, чем германские подлодки VII серии, но они компенсировали этот недостаток прочностью корпуса и в целом очень высоким качеством конструкции. Но главное, по сравнению с германской подводной лодкой VII серии субмарины типа Balao имели больший радиус действия, артиллерию более крупного калибра, большее количество торпедных аппаратов и более высокую скорость надводного и подводного хода. С другой стороны, лодки Balao действовали в гораздо более выгодных условиях, чем германские субмарины. Противолодочная оборона японцев была слабее.

Самая большая победа Balao на Тихом океане — потопление подводной лодкой Archerfish японского авианосца «Синано» водоизмещением 58 тыс. тонн.

Только 11 из 122 лодок Balao были потеряны в ходе войны на Тихом океане, две — уже в результате аварий и катастроф в послевоенное время. После Второй мировой войны подводные лодки этого класса были переданы нескольким дружественным Соединенным Штатам флотам и продолжали служить еще в течение многих десятилетий. Одна из них, бывшая американская Tusk, до сих пор частично используется Тайванем под именем Hai Pao.

Передовые подлодки Третьего рейха

На третье место американские специалисты поставили германские подводные лодки серии XXI. Это была субмарина с революционной для своего времени конструкцией, оказавшая значительное влияние на все послевоенное подводное судостроение.

В период с 1943 по 1945 год на верфях Blohm & Voss в Гамбурге, AGWeser в Бремене и F. Schichau в Данциге были спущены на воду 134 субмарины этого типа. Из них верфи сдали флоту 119, и еще 15 остались недостроенными.

Некоторые новшества этого проекта стали революционными.

Субмарины XXI первыми в мире получили электромеханическую систему заряжания торпедных аппаратов, гидроакустический комплекс, позволяющий атаковать без визуального контакта, увеличенные аккумуляторные батареи, каучуковое покрытие корпуса, затрудняющее работу гидролокаторов противника, а также устройство пузырьковой завесы.

Шпангоуты этих лодок впервые были вынесены наружу прочного корпуса, что позволило увеличить пространство внутри лодки и упростить проведение всевозможных коммуникаций и размещение оборудования. Впервые подлодки проектировались для подводного плавания в течение всего автономного похода.

Океанская подводная лодка XXI серии была первой подводной лодкой, способной развивать более высокую подводную скорость, чем надводную. На ней отказались от палубного орудия в обмен на скорость и скрытность. Лодки XXI серии развивали под водой скорость до 17,5 узла — почти вдвое больше, чем обычные субмарины. Планировалось, что они будут действовать почти исключительно в погруженном состоянии.

Лодка данного типа могла идти полным ходом под водой четыре часа подряд, преодолевая 65-70 миль (вместо 12 миль за 1,5 часа подводного хода на восьми узлах лодок серии IX). Этого вполне хватало для того, чтобы произвести атаку вражеского конвоя и надежно оторваться от преследования кораблей противолодочной обороны.

Союзники по антигитлеровской коалиции захватили уцелевшие германские лодки XXI серии, используя их как в качестве образцов для своих собственных проектов, так и в целях разработки более совершенных технологий и методов противолодочной борьбы.

Немецкая субмарина XXI серии стала основой для советской подводной лодки проекта 613.

Она же стала основой для большой флотилии китайских подводных лодок.

Атомные аргументы Вашингтона

На четвертое место среди выдающихся субмарин всех времен и народов эксперты поставили американские подводные лодки типа « ». Это первый в истории проект атомных субмарин, оснащенных баллистическими ракетами. Пять подводных лодок этого типа были переданы в боевой состав ВМС США с 1959 по 1961 год.

При создании лодок «Джордж Вашингтон» за основу взяли проект атомной торпедной лодки «Скипджек». Такой подход переоборудования субмарины из одного класса в другой, имевший место и в советском подводном флоте, позволил сократить сроки постройки и сэкономил финансовые средства. В корпус субмарины за рубкой был вставлен 40-метровый ракетный отсек, в котором были размещены 16 пусковых ракетных шахт.

Сегодня считается как само собой разумеющееся, что наиболее распространенная форма современного ядерного сдерживания — атомная подводная лодка с баллистическими ракетами, способными гипотетически уничтожить десяток городов любого из континентов. Эти ПЛАРБ составляют самую защищенную часть ядерной триады сдерживания, поскольку найти и уничтожить подводную лодку до того, как она запустит свои баллистические ракеты, очень трудно.

До 1967 года субмарины «Джордж Вашингтон» и однотипные с ней американские подводные лодки были единственными в своем классе. «Их неуклюжие советские коллеги несли только по три ракеты и вынуждены были всплывать, чтобы произвести ракетный пуск», — пишет The National Interest.

Общая компоновка лодок типа «Джордж Вашингтон» с вертикальными шахтами, размещенными позади рубки, оказалась чрезвычайно удачной и стала классической схемой для подводных стратегических ракетоносцев.

На основе этой схемы в СССР были построен проект 667А, который по аналогии с «прототипом» называли в советском флоте «Иван Вашингтон».

Головная субмарина проекта 667А вступила в строй в 1967 году. Первая британская субмарина аналогичного класса Resolution была передана флоту в 1968 году, а французская Redoutable — в 1971 году. Китай в конечном итоге последовал примеру остальных ядерных держав, хотя первые подлинно современные подводные ракетоносцы только недавно введены в боевой состав китайского флота. Первый подводный ракетоносец Индии Arihant, по плану, будет передан флоту в следующем году.

Голливудские лодки для специальных операций

На пятом месте эксперты поместили многоцелевую атомную подлодку ВМС США «Лос-Анджелес». Эти подводные атомоходы строились самой массовой серией. Всего американскому флоту были переданы 62 субмарины этого типа. Первая из своей серии вступила в строй 13 ноября 1976 года, последняя (USS «Cheyennе») — 13 сентября 1996 года. Корабли строились компаниями Newport News Shipbuilding и General Dynamics Electric Boat Division.

Сейчас в строю 41 подлодка типа «Лос-Анджелес». Они до сих пор составляют основу подводного флота США. Лодка «Лос-Анджелес» увековечена в романах «Охота за « » и одноименном фильме с Шоном Конерри.

Среди перечня задач этих многоцелевых подлодок — борьба с субмаринами и надводными кораблями противника, нанесение ударов, минирование, поисково-спасательные операции, разведка и специальные операции, в том числе переброска спецподразделений.

В 1991 году во время войны в Персидском заливе с двух лодок класса «Лос-Анджелес» впервые в истории был произведен залп крылатых ракет морского базирования по береговым объектам противника. Подводная лодка, запустив ракеты «Томагавк», продемонстрировала совершенно новые средства войны в распоряжении США.

Последние лодки класса «Лос-Анджелес», как ожидается, будут сняты с вооружения в 2020-х годах, хотя дата может быть отсрочена. К тому времени новые субмарины будут значительно превосходить по своим возможностям лодки типа «Лос-Анджелес». Тем не менее эти атомоходы составляли основу подводных сил самого мощного военно-морского флота в течение почти пяти десятилетий.

Утешительные призы для СССР

Помимо пяти призовых мест американские эксперты решили учредить и поощрительные премии. В число номинантов попали три советские подводные лодки, две американские, две британские, одна японская и одна германская.

Прежде всего внимание заслужила советская атомная подлодка проекта 941 «Акула» — тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения. Это самые большие в мире подлодки.

Не обошли вниманием американские специалисты и советские подводные атомоходы проектов 705, 705К «Лира» — небольшие высокоскоростные лодки с титановым корпусом. Эти подводные суда не имели аналогов по скорости и маневренности и были предназначены для уничтожения субмарин противника.

Вспомнили и современные российские дизель-электрические подлодки проекта 636 «Варшавянка», одна из которых в прошлом году отметилась залпом ракетами «Калибр» из Средиземного моря, а также ее предшественников — лодки советского проекта 877 «Палтус».

Среди утешительных номинаций и американские ракетоносцы типа «Огайо» — серия из 18 американских стратегических подводных лодок третьего поколения, вступивших в строй с 1981 по 1997 год. С 2002 года это единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами системы «Трайдент», оснащенными разделяющимися головными частями с индивидуальным наведением.

В конце списка японские подводные лодки типа I-201, также известные как «Сен Така», — серия быстроходных японских дизель-электрических подводных лодок периода Второй мировой войны. Спроектированные в 1943-1944 годах, они стали одними из самых быстроходных подводных лодок своего времени. Всего в серии планировалось построить 23 лодки, первая из которых была заложена в марте 1944 года, однако строительство большинства из них было отменено. Начата была постройка лишь восьми кораблей этого типа, из которых три были завершены до окончания войны. Из-за позднего появления ни одна из этих подводных лодок не участвовала в боевых действиях.

Немецкие подводные лодки времен Второй мировой войны типа VII стали самым крупносерийным типом подлодок в истории. Из заказанных 1050 субмарин в строй вошли 703 лодки семи модификаций.