Ленд лиз оплачен или нет. Ленд-лиз

Ленд-лиз – программа, по которой США обеспечивали своих союзников во Второй мировой войне всем необходимым – оружием, продовольствием, производственной техникой и сырьём.

Чаще всего, однако, под «ленд-лизом» понимают именно поставки оружия, не уделяя внимания остальным товарам.

Причины и условия

Американское руководство обоснованно считало, что во Второй мировой войне следует помогать тем странам, оборона которых имеет жизненно важное значение для США.

Первоначально в программу ленд-лиза вошли Китай и Британская империя, но затем к ней присоединились и другие страны, в том числе СССР.

Принятый в марте 1941 года Закон о ленд-лизе устанавливал следующие правила поставок:

  • Техника, оружие, продовольствие, материалы и другие товары, использованные или уничтоженные в ходе войны, оплате не подлежали.
  • Оставшиеся после войны товары, если они могут быть пригодны в гражданских целях, оплачивались на основе предоставленных США кредитов.
  • Если США будут заинтересованы в возвращении того или иного товара после войны, он должен быть возвращён.

Таким образом, поставки были своеобразным «подарком» союзникам на время войны, а в мирное время они превращались в товар и могли быть куплены по вполне приемлемым ценам.

Ленд-лиз в СССР

Ленд-лиз в СССР – до сих пор предмет ожесточённых споров между противниками и сторонниками советской власти. Первые заявляют, что без американских поставок СССР вряд ли выиграл войну, а вторые доказывают, что поставки были незначительны и не играли особой роли в борьбе с фашизмом.

И те, и другие жестоко ошибаются. Западная «сверхдержава» организовала масштабные поставки оружия и других товаров в страны Европы по причине того, что ВВП США был в несколько раз выше данного показателя в любой развитой европейской стране, в том числе в СССР.

В Советский Союз были ввезены сотни тысяч тонн груза. Более 12 процентов имевшихся в Красной армии танков и самолётов были американского и британского производства, а бронетранспортёры и вовсе были привозными полностью: в нашей стране такая техника ещё не производилась.

Но были у такого ленд-лиза и слабые места. Во-первых, договоры о поставках оружия и техники выполнялись не полностью. Из 800 самолётов и 1000 танков, предназначавшихся для СССР в 1941 году, было прислано всего 669 самолётов и 487 танков. Ситуация более-менее нормализовалась лишь в 1943 году.

Во-вторых, большое количество иностранной помощи Советскому Союзу не означало лучшего качества. И тут дело не только в том, что США сознательно поставляли не самую современную и лучшую свою технику, но ещё и в том, что американское военное производство вообще отставало от советского и европейского.

СССР и Германия большую часть своих производственных сил в то время вкладывали в разработку оружия, в том числе танков, вследствие чего превзошли в этом все остальные государства; поэтому на фоне советской и немецкой техники американская и даже британская часто выглядела слабой.

Более приемлемая ситуация складывалась с поставками самолётов, менее приемлемая – танков. Доля же противотанковых и зенитных орудий была совсем небольшой, поскольку у СССР было достаточно и своей подобной техники. Стрелковое оружие также поставлялось, но в абсолютно микроскопических масштабах – доля американских «стволов» в Красной Армии составляла менее 1 процента.

Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?

Известно, что большая часть ленд-лизовских поставок пришлась на период после 1943 года, когда в войне наступил перелом. То есть в самый страшный период войны, ранний, помощь союзников была минимальна, а в более успешные годы – не так уж заметна.

Находятся те, кто спрашивает: если союзники производили большое количество оружия, почему они не присылали его больше? На самом деле причина была не в скупости «капиталистических товарищей», а в тоннаже американского и британского грузового флота – он был весьма недостаточен для массовых поставок.

Есть и другая версия, что поставки просто задерживались. И еще одна, американцы выжидали кому помогать, или СССР или Германии. В зависимости от хода войны. Чем больше потерь у сторон, тем больше вложений. У них как всегда расчет.

Мог ли Советский Союз вообще обойтись без ленд-лиза? Вроде бы, мог. Достаточно было перераспределить собственные производственные мощности. Однако для этого пришлось бы мобилизовать огромное количество рабочей силы, что означает ослабление армии. Напомним, Америка была союзником СССР.

Можно было бы и закрыть на отсутствие нужной техники глаза, но тогда армия также была бы ослаблена. Война для СССР обернулась бы ещё более затяжным конфликтом, Советская Армия все равно бы выиграла войну, возможно позже. Р. Шервуд (американский историк) цитировал Гарри Гопкинса, который не считал американскую помощь важной в победе СССР над фашизмом. Он сказал: "Победа была достигнута героизмом и кровью русской армии".

Выгода американцев

Многие политологи, да и сами политики не скрывают выгоды штатов от поставок не совсем нового и исправного оружия. Но долг свой со времен 2 Мировой войны от России они получили. Истощенный и разрушенный СССР не смог его отдать, да и всякие другие причины были, напряженное отношение например, между двумя странами. Нажились сполна.

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.

В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, оружие и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.

Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год

После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса , чтобы выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным . По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, хотя одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё бо льшие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР было проведено 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они направлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.

Авиатехника в рамках программы ленд-лиза

С нач. 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь»), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.

Генерал А.М. Королёв и генерал-майор Дональд Коннели пожимают руки на фоне поезда, пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу

Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей. Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество переданных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В большей степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в историю как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова оказалась бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Франклина Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. Иосиф Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Франклина Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Андрей ЧАПЛЫГИН

Начнем с того, что золотом СССР расплачивался за пре-ленд-лиз, а также за товары и материалы закупленные у союзников кроме ленд-лиза. Со стороны современных русских форумных “специалистов” утверждается, что СССР расплачивался золотом за ленд-лиз и после 1941 года, не делая разницы между собственно ленд-лизом и пре-ленд-лизом, а также совершенно сознательно опуская тот факт, что Советским Союзом во время войны осуществлялись покупки вне рамок ленд-лиза. Как пример своей правоты такие “специалисты” широкого профиля приводят затонувший британский крейсер “Эдинбург” перевозивший примерно 5,5 тонн золота в 1942 году. И, как они утверждают, это была плата СССР союзникам за полученную военную технику по ленд-лизу.

Но дело в том, что после этого, со стороны таких “специалистов”, наступает гробовое молчание. Почему? Да потому, что СССР не мог расплачиваться золотом за поставки по ленд-лизу в 1942 году – соглашение о ленд-лизе предполагало, что материально-техническая помощь будет поставляться советской стороне с отсрочкой платежа. 465 слитков золота общим весом 5536 килограмм, погруженные на крейсер “Эдинбург” в Мурманске в апреле 1942 года были оплатой Советского Союза Англии за вооружение, поставляемое сверх оговорённого соглашением о ленд-лизе перечня.

Но, получилось так, что это золото до Англии не доплыло. Крейсер “Эдинбург” получил повреждение и был затоплен. А, Советский Союз, еще в годы войны получил страховку в размере 32,32% от стоимости золота, выплаченную Британским бюро страхования от военных рисков. Кстати все перевозимое золото, пресловутые 5, 5 тонн, по ценам того времени стоили чуть более 100 миллионов долларов.

Сравним с общей суммой оказанной помощи по ленд-лизу в 10 млрд. долларов, о чем ни в СССР ни в России, конечно же говорить не любят, но при этом, делая большие глаза, туманно намекают, что это была просто астрономическая сумма.

Однако на этом история золота “Эдинбурга” не закончилась.

В 1981 году английская кладоискательская фирма “Джессон Марин Рикавериз” заключила договор с властями СССР и Великобритании о поиске и подъеме золота. “Эдинбург” лежал на глубине 250 метров. В тяжелейших условиях водолазы успели поднять 5129 кг. Согласно договору 2/3 золота получил СССР, 1/3 – Великобритания. Минус оплата фирме за осуществленную операцию по подъему золота.

Таким образом, мало того, что перевозимое “Эдинбургом” золото не было платой за ленд-лиз, мало того, что это золото, так и не доплыло до союзников, а треть его стоимости была возмещена СССР еще в годы войны, так, еще спустя сорок лет, когда это золото подняли, то большую его часть вернули СССР.

Что самое интересное и заслуживающее самого пристального внимания, так это то, а чье это было золото, которым расплачивался СССР с союзниками?

Следуя простой логике, мы вправе думать, что СССР мог расплачиваться своим и только своим золотом. И никак иначе. Но, как говорится, так да не так. И дело тут в следующем – во время Гражданской войны в Испании, 15 октября 1936 г. Кабальеро и Негрин официально обратились к Советскому Союзу с просьбой принять на хранение примерно 500 тонн золота.

А уже 15 февраля 1937 года был подписан акт о приемке 510,07 тонн испанского золота, которое и было переплавлено в золотые слитки с советским клеймом. Получила ли Испания назад свое золото? Нет. Поэтому даже то золото, которым Советским Союз расплачивался во время Второй мировой войны со своими союзниками, скорее всего…было испанским. Что очень хорошо характеризует рабоче-крестьянскую власть страны Советов.

Кто-то может сказать, что это простые домыслы и советское руководство самое честное, самое интернациональное, только и думающее о том, как бы это помочь всем нуждающимся в мире. Примерно так и подается помощь республиканцам в Испании во время Гражданской войны. Помогал СССР то помогал, да не бескорыстно. Когда дело касалось денег, то все капиталисты мира просто плакали от зависти, видя, как СССР оказывает “безвозмездную и бескорыстную” помощь революционным рабочим и крестьянам в Испании.

Так Москва выставила Испании счет за размещение и хранение золотого запаса, услуги советских советников, летчиков, танкистов, переводчиков и механиков. Были учтены расходы на проезд туда и обратно советских военнослужащих и их семей, выплата суточных, жалование, затраты на размещение, содержание, лечение в госпиталях и пребывание в отпусках советских военных и членов их семей, расходы на погребение и пособия вдовам военных, обучение испанских летчиков в Советском Союзе, строительство и переоборудование аэродромов на контролировавшейся республиканцами территории, где проходили тренировочные полеты. За все это было заплачено испанским золотом.

К примеру, общая сумма поставленной из СССР с сентября 1936 по июль 1938 г. только материальной части составила 166 835 023 доллара. А за все отправки в Испанию с октября 1936 по август 1938 г. республиканские власти полностью оплатили всю сумму задолженности Советскому Союзу в 171 236 088 долл.

Прибавив стоимость военного имущества, отправленного в конце 1938 – начале 1939 г. в Испанию из Мурманска через Францию (55 359 660 долл.), получим итоговую сумму стоимости военно-технических поставок. Она варьируется от 222 194 683 до 226 595 748 долл. В связи с тем, что груз последней поставки полностью не был доставлен по назначению и часть его возвратили на советские военные склады, то итоговая цифра стоимости военных грузов, доставленных в республиканскую Испанию, составляет 202,4 млн. долл.

Так неужели, после того, как СССР “прикарманил” испанское золото и оказал “бескорыстную” помощь республиканцам, он будет вести себя с американцами и англичанами, в вопросах оплаты ленд-лиза и иной полученной помощи, как то иначе? Нет. Далее, на конкретном примере это будет продемонстрировано.

Как СССР союзникам технику и оборудование возвращал.

Достаточно просто процитировать ряд советских документов, которыми обменивались между собой советская и американская сторона, в ходе переговоров об урегулировании вопросов, связанных с оплатой ленд-лиза после войны. Но для начала лучше привести выдержку из докладной записки министра иностранных дел СССР Громыко А.А., из которой становится понятно, почему именно советская сторона всеми возможными способами скрывала от своих бывших союзников, количество сохранившейся техники и оборудования:

Докладная записка заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко председателю Совета министров СССР И.В. Сталину о переговорах с американцами по урегулированию расчетов по Ленд-Лизу

“Если в переговорах исходить из приведенных расчетов глобальной суммы возмещения, основанных на размерах остатков ленд-лизовских поставок в CССР, нам пришлось бы сообщить американцам сведения о наличии у нас таких остатков, что является нежелательным по следующим соображениям: американцы могут потребовать от нас затем расшифровки остатков по отдельным группам, в частности по оборудованию. Получив от нас такого рода сведения об остатках предметов гражданского характера, американцы могут, ссылаясь на статью V Соглашения от 11 июня 1942 года, предъявить к нам требование о возврате наиболее ценных для нас предметов”.

Таким образом, Сталин и советское партийное руководство, уже после войны, старались любыми способами избежать возврата полученной в долг техники и оборудования. Именно поэтому до сих пор все исследователи сталкиваются со следующей проблемой – известно сколько техники, вооружения и оборудования в СССР поставили союзники по антигитлеровской коалиции и на какую примерно сумму, но при этом нет никаких точных данных о количестве всей оставшейся техники и оборудования после окончания Второй мировой войны у Советского Союза, которую он должен был вернуть.

Поэтому с одной стороны ни самой техники и оборудования Советский Союз не вернул, ни тем более, не выплатил за нее ни одной копейки союзникам. А пропагандисты, что тогда в СССР, что сегодня в России получили удобный аргумент, доказывая, что помощь союзников в войне по ленд-лизу была несущественной.

Хотя, зная, что СССР скрывал данные о количестве полученной помощи, мы, вправе, верить американским и английским данным о количестве всего поставленного оборудования, вооружения и материалов в СССР и на основе этих данных делать выводы, касательно того, насколько сильно эта полученная по ленд-лизу помощь помогла СССР в войне против Германии.

Как пример такого сокрытия данных и сознательных махинаций со стороны советского руководства можно привести выдержки из дневника советско-американских переговоров по урегулированию нерешенных вопросов Ленд-Лизу (г. Вашингтон) проводимых 13.01.1950.

“Что касается фабрик, поставленных по ленд-лизу, то Панюшкин спросил Уайли, не имеет ли он в виду заводское оборудование, поставленное в счет кредитного соглашения от 15 октября 1945 года.

На это Уайли ответил, что это те заводы, которые были поставлены Советскому Союзу по ленд-лизу, но не использовались для военных целей.

В ответ на это Панюшкин сказал, что во время войны нет заводов, которые не имели бы никакого отношения к войне”.

Насколько “изящно” советское руководство вычеркнуло из списка оплаты или возврата целые заводы!!! Оно попросту заявило, что все используемое в СССР оборудование имело отношение к войне, а значит не является оборудованием гражданского назначения, которое пришлось бы возвращать по условиям ленд-лиза, а если оно признается таковым и СССР сообщает о его непригодности, то в придачу за это оборудование по условиям ленд-лиза советскому руководству не надо платить!

И так по всему списку военной техники, оборудования или материалов. И, если СССР смог целые заводы оставить себе, то не стоит и говорить о каких-то: машинах, самолетах, кораблях или станках. Все это стало резко советским.

А, если американцы все же проявляли настойчивость в вопросе с каким-нибудь наименованием техники или оборудования, то советская сторона всячески затягивала переговорные процессы, занижала стоимость данного наименования или попросту объявляла его непригодным, а следовательно не обязательным к возврату.

Про американские поставки в СССР в годы Великой Отечественной войны известно практически каждому. В памяти сразу всплывают «студебеккеры» и американская тушёнка, прозванная советскими солдатами «второй фронт». Но это, скорее, художественно-эмоциональные символы, являющиеся на самом деле вершиной айсберга. Целью же настоящей статьи автор ставит создание общего представления о ленд-лизе и его роли в Великой Победе.


В начальный период Второй мировой войны в США действовал так называемый акт о нейтралитете, согласно которому единственной возможностью оказания помощи любой из воюющих сторон была продажа вооружения и материалов исключительно за наличный расчёт, причём транспортировка также возлагалась на заказчика - система «плати и забирай» (cash and carry). Основным потребителем военной продукции в США тогда стала Великобритания, но очень скоро она исчерпала свои валютные средства. В то же время президент Франклин Рузвельт отлично понимал, что в сложившейся ситуации наилучшим выходом для США является всемерная экономическая поддержка стран, воюющих против нацистской Германии. Поэтому он фактически «продавил» 11 марта 1941 года в конгрессе «Закон по обеспечению защиты Соединённых Штатов», именуемый также актом о ленд-лизе. Теперь любой стране, чья оборона признавалась жизненно важной для США, и стратегическое сырьё предоставлялось на следующих условиях:

1. Оружие и материалы, утраченные в ходе боевых действий, не подлежат оплате.

2. Оставшееся после окончания войны имущество, пригодное для гражданских целей, должно быть полностью или частично оплачено на основе предоставляемых США долгосрочных кредитов.

3. Неутраченное оборудование после войны должно быть возвращено США.


Иосиф Сталин и Гарри Гопкинс, 1941 год


После нападения Германии на СССР Рузвельт направил в Москву своего ближайшего помощника Гарри Гопкинса, так как хотел выяснить, «как долго продержится Россия». Это было важно, так как в США в то время превалировало мнение, что сопротивление СССР не сможет оказать существенного сопротивления немцам, и поставленное оружие и материалы просто попадут к противнику. 31 июля состоялись встречи Гарри Гопкинса с Вячеславом Молотовым и Иосифом Сталиным. По их итогам американский политик отбыл в Вашингтон с твёрдым убеждением, что быстрой победы у немцев не будет и что поставка вооружений Москве способна оказать существенное влияние на ход боевых действий.

Однако включение СССР в программу ленд-лиза произошло только в октябре-ноябре 1941 года (до этого момента все американские военные поставки наша страна оплачивала). Столь длительный промежуток времени Рузвельту потребовался для преодоления сопротивления достаточно большого числа американских политиков.

Подписанный 1 октября 1941 года первый (Московский) протокол предусматривал поставку самолётов (истребителей и бомбардировщиков), танков, противотанковых и зенитных орудий, грузовых автомобилей, а также алюминия, толуола, тротила, нефтепродуктов, пшеницы и сахара. Далее количество и номенклатура поставок постоянно расширялись.

Доставка грузов проходила по трём основным маршрутам: тихоокеанскому, трансиранскому и арктическому. Наиболее быстрым, но одновременно и опасным был арктический маршрут в Мурманск и Архангельск. Проводка судов осуществлялась британским флотом, а на подходах к Мурманску охранение усиливалось кораблями советского Северного флота. Поначалу немцы практически не обращали внимания на северные конвои - столь велика оставалась их уверенность в скорой победе, но, по мере того как боевые действия приобретали затяжной характер, германское командование стягивало на базы в Норвегии всё большие силы. Результат не заставил себя долго ждать.

В июле 1942 года германский флот в тесном взаимодействии с авиацией практически разгромил конвой PQ-17: погибло 22 транспортных судна из 35. Тяжёлые потери, а также необходимость привлечения большого количества кораблей для проводки судов со снабжением для осаждённой Мальты, а затем и подготовки высадки в Северной Африке вынудили англичан прекратить проводку северных конвоев до наступления полярной ночи. Начиная с 1943 года баланс сил в арктических водах постепенно начал смещаться в сторону союзников. Конвоев стало больше, а их проводка сопровождалась меньшими потерями. Всего же по арктическому маршруту в СССР 4027 тыс. т грузов. Потери не превысили 7% от общего количества.

Менее опасным был тихоокеанский маршрут, по которому доставили 8376 тыс. т. Перевозки могли осуществляться лишь судами под советским флагом (СССР в отличие от США в то время с Японией не воевал). Далее полученный груз приходилось везти железнодорожным транспортом практически через всю территорию России.

Определённой альтернативой северным конвоям служил трансиранский маршрут. Американские транспортные суда доставляли грузы в порты Персидского залива, а далее они доставлялись в Россию с помощью железнодорожного и автомобильного транспорта. С целью обеспечения полного контроля над транспортными путями в августе 1941 года СССР и Великобритания оккупировали Иран.

Чтобы увеличить пропускную способность, провели масштабную модернизацию портов Персидского залива и Трансиранской железной дороги. Также компания «Дженерал моторс» построила в Иране два завода, на которых производилась сборка предназначенных для поставки в СССР автомобилей. Всего за годы войны на этих предприятиях изготовили и отправили в нашу страну 184 112 автомобилей. Общий грузопоток через порты Персидского залива за весь период существования трансиранского маршрута составил 4227 тыс. т.


Авиатехника в рамках программы ленд-лиза


С начала 1945 года, после освобождения Греции, стал функционировать и черноморский маршрут. Этим путём СССР получил 459 тыс. т грузов.

Кроме отмеченных выше, существовало ещё два воздушных маршрута, по которым в СССР «своим ходом» перегонялись самолёты. Наибольшую известность получил воздушный мост «Алсиб» («Аляска - Сибирь), по которому перебросили 7925 самолётов. Также самолёты перелетали из США в СССР через Южную Атлантику, Африку и Персидский залив (993 самолёта).

Долгие годы в трудах отечественных историков указывалось, что поставки по ленд-лизу составляли всего около 4% от общего объёма продукции советской промышленности и сельского хозяйства. И, хотя не имеется оснований подвергать сомнению достоверность этой цифры, тем не менее «дьявол кроется в деталях».

Хорошо известно, что прочность цепи в целом определяется прочностью самого слабого звена. Поэтому, определяя номенклатуру американских поставок, советское руководство стремилось в первую очередь закрыть «слабые места» в армии и промышленности. Особенно ярко это прослеживается при анализе объёмов поставленного в СССР стратегического сырья. В частности, полученные нашей страной 295,6 тыс. т взрывчатых веществ составили 53% от всех произведённых на отечественных предприятиях. Ещё более впечатляющим выглядит такое соотношение по меди - 76%, алюминию - 106%, олову - 223%, кобальту - 138%, шерсти - 102%, сахару - 66% и мясным консервам - 480%.


Генерал А.М. Королев и генерал-майор Дональд Коннели, пожимают руки на фоне поезда,пришедшего в рамках поставок по ленд-лизу.


Не менее пристального внимания заслуживает и анализ поставок автомобильной техники. Всего СССР получил по ленд-лизу 447 785 автомобилей.
Показательно, что советская промышленность за годы войны изготовила только 265 тыс. автомобилей. Таким образом, количество полученных от союзников машин более чем в 1,5 раза превысило собственное производство. К тому же это были настоящие армейские автомобили, приспособленные к эксплуатации во фронтовых условиях, в то время как отечественная промышленность поставляла армии обычные народно-хозяйственные машины.

Роль ленд-лизовских автомобилей в боевых действиях трудно переоценить. В немалой степени они обеспечили успех победных операций 1944 года, вошедших в историю как «десять сталинских ударов».

Немалая заслуга союзных поставок и в успешном функционировании в годы войны советского железнодорожного транспорта. СССР получил 1900 паровозов и 66 дизель-электровозов (особенно наглядно эти цифры выглядят на фоне собственного производства за 1942–1945 годы в 92 локомотива), а также 11 075 вагонов (собственное производство - 1087 вагонов).

Параллельно функционировал и «обратный ленд-лиз». За годы войны союзники получили от СССР 300 тыс. т хромовой и 32 тыс. т марганцевой руды, а также древесину, золото и платину.

В ходе дискуссий на тему «Мог ли СССР обойтись без ленд-лиза?» сломано немало копий. Автор полагает, что, скорее всего, мог. Другое дело, что сейчас не представляется возможным подсчитать, какова была бы цена этого. Если объём поставленного союзниками вооружения в той или иной степени вполне мог бы быть компенсирован отечественной промышленностью, то в отношении транспорта, а также производства ряда видов стратегического сырья без поставок союзников ситуация очень быстро перешла бы в критическую.

Недостаток железнодорожного и автомобильного транспорта запросто мог бы парализовать снабжение армии и лишить её мобильности, а это, в свою очередь, снизило бы темпы проведения операций и увеличило рост потерь. Нехватка цветных металлов, особенно алюминия, привела бы к снижению выпуска вооружений, а без поставок продовольствия гораздо сложнее было бы бороться с голодом. Наверняка наша страна смогла бы выстоять и победить даже в такой ситуации, но определить, насколько возросла бы цена победы, не представляется возможным.

Программа ленд-лиза прекратилась по инициативе американского правительства 21 августа 1945 года, хотя СССР и обращался с просьбой продолжить поставки на условиях кредита (предстояло восстанавливать разрушенную войной страну). Однако к тому времени Ф. Рузвельта уже не было среди живых, а в двери громко стучалась новая эпоха «холодной войны».

Во время войны оплаты поставок по ленд-лизу не производились. В 1947 году США оценили долг СССР за поставки в 2,6 млрд долларов, но год спустя сумму снизили до 1,3 млрд долларов. Планировалось, что погашение будет производиться в течение 30 лет с начислением 2,3% годовых. И.В. Сталин эти счета отверг, сказав, что «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью». В качестве обоснования своей точки зрения СССР приводил прецедент списания долгов за поставки по ленд-лизу другим странам. К тому же И.В. Сталин вполне резонно не хотел отдавать средства разорённой войной страны потенциальному противнику по Третьей мировой войне.

Соглашение о порядке погашения долгов удалось заключить лишь в 1972 году. СССР обязался уплатить до 2001 года 722 млн долларов. Но после перечисления 48 млн долларов выплаты вновь прекратились в связи с принятием США дискриминационной поправки Джексона - Вэника.

Вновь этот вопрос подняли в 1990 году на встрече президентов СССР и США. Были установлены новая сумма - 674 млн долларов - и срок окончательного погашения - 2030 год. После распада СССР обязательства по этому долгу перешли к России.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что для США ленд-лиз явился прежде всего, по словам Ф. Рузвельта, «выгодным вложением капитала». Причём следует оценивать не прибыли непосредственно от поставок, а многочисленные непрямые выгоды, которые получила американская экономика после завершения Второй мировой войны. Истории было угодно распорядиться, чтобы послевоенное благополучие США в немалой степени оказалось оплачено кровью советских солдат. Для СССР же ленд-лиз стал практически единственным способом снизить количество жертв на пути к Победе. Вот такой «брак по расчёту»…

Россия до сих пор платит по ленд-лизу

Несмотря на то, что война закончилась 67 лет назад, а с ней прекратились и поставки по ленд-лизу, мы всё ещё не рассчитались с США за военную технику и вооружения, продовольствие и снаряжение, запчасти и ГСМ... Окончательный срок погашения нашего долга – 2030 год .

Как это может быть?

Справедливости ради, отметим, что благополучная рассчиталась со своим долгом по ленд-лизу перед и Канадой только 29 декабря 2006 года. Так, может быть, правы те, кто считает ленд-лиз кабалой , долю поставок в общем объёме – незначительной, а получаемые образцы техники и вооружения – устаревшими?

Оплачено кровью

Закон о ленд-лизе был принят конгрессом США 11 марта 1941 года. По нему Америка передавала своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Предполагалось, что «поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырьё, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате». Платить нужно было лишь за то , что оставалось после войны в целости и могло быть использовано странами – получательницами помощи. Таким образом, никаких оплат ленд-лиза во время войны не было. Правда, существовала какая-то хитрая схема «обратного ленд-лиза», по которой СССР отправлял в золото , платину , древесину, марганцевые и хромированные руды и т.п. Больше похоже на бартер, но это казуистика международных договоров.

После окончания войны был определён объём поставок США по ленд-лизу в СССР: он составил 11,3 млрд. долларов США. (По данным из других источников – около 10 млрд. долларов.) Американцы попросили частично оплатить гражданские поставки, находившиеся на складах на 2 сентября 1945 года. Поскольку СССР не сообщил своих данных инвентаризации, американцы оценили эти поставки в 2,6 млрд. долларов, а через год сократили эту сумму вдвое. Но, как сказал Сталин, «СССР сполна расплатился по долгам ленд-лиза кровью» .

Китай платить не будет

К лету 1941-го в Иране сложилась весьма напряжённая обстановка. Учитывая, что Гитлер планировал поход на Индию с последовательным захватом ближневосточных стран, Иран был наводнён немецкой агентурой. 25 июля в Иран вступили с юга британские войска, с севера – советские и одновременно устранили всю известную агентурную сеть Германии.

В ходе подготовки к приёму ленд-лизовских грузов, порты в Хорремшехре, Бандар-Шахпуре и Басре были реконструированы, на берегах Персидского залива возвели крупные сборочные авиационные и автомобильные заводы, полевые склады для комплектования и обработки грузов. Союзники также модернизировали необходимые им шоссейные и железные дороги, построили аэродромы. Прежде всего, была реконструирована железная дорога от Персидского залива до Тегерана и на базе просёлочных дорог построены современная автомагистраль с твёрдым покрытием, станции технического обслуживания. Из и были доставлены сотни дизельных локомотивов, тысячи грузовых вагонов и платформ, а также грузовых автомобилей.

Самолёты первое время собирали в Маргиле и Шуайбе, а после создания авиабазы в Абадане для перегона сформировали 2 советских авиаполка, укомплектованных опытными лётчиками-фронтовиками. Часть машин направлялась разобранными и собиралась уже в СССР.

Группой американских военных специалистов, отправленных в , руководили русские. Контролировал перевозки южным путём ни кто иной, как Анастас Иванович Микоян – зампред Совнаркома СССР. На сборочных заводах работали местные жители – арабы и персы, администрация состояла из американцев и англичан, а принимали продукцию советские военные специалисты.

В марте 1943 года надзор за Трансиранской железной дорогой и портами Персидского залива взяли на себя американцы. С середины года заработали сборочные предприятия в местечках Эш-Шуайба (на юго-западе от Басры, Ирак) и Андимешк, что на Трансиранской железнодорожной магистрали. Сразу поток увеличился – с юга стало поступать до 10 000 автомобилей в месяц. Только автосборочный завод в Андимешке отправил в СССР около 78 000 машин – вот что значит американская технология масс-продакшн! Всего же южным путём мы получили две трети ленд-лизовских автомобилей.

Однако у трансиранского маршрута, как и у арктических конвоев, были свои недостатки: во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию). Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация. С удалением фронта от границ СССР этот путь потерял своё значение, и в 1945-м ленд-лизовские грузы пошли через Чёрное море.

Закончить хочется выдержкой из статьи Уилсона , профессора Канзасского университета: «То, что Америка пережила во время войны, в корне отличается от испытаний, выпавших на долю её главных союзников. Только американцы могли назвать «хорошей войной» , поскольку она помогла значительно повысить жизненный уровень и потребовала от подавляющего большинства населения слишком мало жертв…»