Дом Л.Н. Кекушева на Остоженке

Своеобразное здание по адресу улица Остоженка, 21 построено в стиле модерн известным архитектором для своей семьи и записанный на его супругу - Анну Ионовну.

Кекушев создавал это свое творение на основе личного проекта, разработанного еще в 1899 году по заказу компании Саввы Ивановича Мамонтова «Северное домостроительное общество», которое занималось в Москве, помимо прочего, и строительством фешенебельных особняков для последующей их продажи.

Здание напоминает своим чудным видом средневековый замок. Особый романтизм строению придают ассиметричная композиция, расчлененные и разновысотные объемы, островерхая башенка, плоскости узких фасадов и необычно устроенные фронтоны.

Стоит отметить, что зодчий не копировал образцы западноевропейской архитектуры, а только отталкивался от них, трансформируя и стилизуя собственный особняк в формах модерна: создание контрастных масштабов, выделение профилей, утяжеление пропорций, заглубление оконных проемов и декоративных ниш, а также насыщенное использование растительных орнаментов.

Что касается декора особняка по Остоженке, 21, то он весьма оригинален и разнообразен.

Взору представляются сложная ритмичность разнообразных по исполнению окон, контраст фасадной отделки по цвету и обработке поверхности, обрамление оконных проемов с использованием крупной пластики, массивность свода с несколькими колоннами у парадного входа, использование лепнины противоположных цветов - белого и черного, четкая проработка рельефов орнаментальных деталей с изображением растительности.

Изначально, щипец, который находится на уличном фасаде, Кекушев украсил внушительной по размерам скульптурой стоящего льва.

Многие специалисты считают, что ее прообразом стали скульптурные львы на колоннах шлюза венского порта Нюссдорф, созданные Рудольфом Вейером - австрийским скульптором. К сожалению, со временем эта деталь с кекушевского особняка исчезла и ее можно увидеть лишь на старых фотоснимках.

Лев Николаевич со своей женой прожил в этих стенах недолго. В 1906 году в семье случился разлад и архитектор съехал из дома. В 1909 году владение вовсе было продано его супругой и далее в архивных документах оно упоминается как «дом Смитского».

7 декабря 2017 г. в ходе реставрационных работ на крышу особняка Льва Кекушева (Остоженке, 21) была установлена медная скульптура льва, утраченная в начале XX века.
Известно, что Лев Кекушев часто украшал львами свои постройки, это была своеобразная подпись мастера.
Фасад дома, который он спроектировал и построил в 1903 году для своей семьи, тоже когда-то венчала весьма выразительная и запоминающаяся трехметровая скульптура льва, выполненная австрийским скульптором Рудольфом Вейером по аналогии с львами шлюза плотины в Нюссдорфе в Вене (арх. Отто Вагнер).
К сожалению, здание, которое строилось для долгой и счастливой жизни, вскоре стало местом личной трагедии архитектора.
Он развелся со своей женой и навсегда покинул этот дом.
Несколько лет спустя с фасада по неизвестным причинам исчез лев.

Так выглядел особняк А. И. Кекушевой сразу поле постройки (открытка из домашнего архива)

Это мои фотографии, сделанные в 1982 году.

В этом году особняк наконец-то дождался реставрации.
Реставрационные работы проводились под руководством ГлавУпДК.
очень подробная и интересная статья о ходе реставрационных работ.
И лист из проекта:

А на YouTube появилось видео момента установки льва:


В конце 1890-х годов неугомонному Савве Ивановичу Мамонтову пришла в голову мысль строить в черте старой Москвы особняки на продажу. Не под определенного заказчика работать, а строить виллу как произведение искусства. Он даже создал для этого в 1898 году «Северное домостроительное общество».
Идея эта пришла из Европы и связана была именно с развитием модерна – нового архитектурного стиля, программно ориентированного на создание целостной, художественно осмысленной жилой среды. И Мамонтов выбрал для первых построек Общества именно этот стиль, привлекательный для богатых заказчиков, уже повидавших новейшие постройки модных архитекторов Франции и Бельгии. Но в России у этой коммерческой программы были свои особенности. Речь шла о строительстве городских особняков для богатой публики. В этих особняках требовалось создать эстетически продуманную жилую среду, в которой утилитарные вещи были бы подняты до уровня искусства.
И Кекушев, уже до этого много работавший на Мамонтова, даже начал набрасывать проекты этих особняков.
Но в связи с арестом и банкротством Саввы Великолепного в 1899 году, он не смог осуществить свои задумки.

Идея это уже была подхвачена Яковом Рекком, который возглавил в 1898 году «Московское Торгово-строительное акционерное общество».
И вот была куплена старинная усадьба на Поварской и в 1903 году по проекту Льва Николаевича начали строить два особняка, между переулками Скарятинским и Скатертным. М.В. Нащокина предполагает, что проекты этих особняков Кекушев начинал делать еще для Мамонтова.
В 1904 году особняки были уже построены и готовы к заселению.

Таким это место было с 1904 по 1915 год, когда, по некоторым данным, архитектор Мотылев перестроил фасады первого, ближнего к нам особняка, в неоклассическом стиле и полностью убил можно сказать весь дом Понизовского.
А до этого это был уголок чистого франко-бельгийского модерна в Москве. По моему мнению нереально красивый квартал...

Льва Кекушева современники считали самым ярким художником европейского направления, превзошедшим даже Франца Шехтеля. Я с ними согласна. Шехтель блестящий архитектор, декоратор, график. Он строил театральные декорации, грандиозные конечно, из своих особняков. А Кекушев мыслил объемами, приемами, категориями модерна. Хотя в истории ему повезло гораздо меньше. Из всех его работ остались крохи.

Блестящий эрудит, знаток мирового искусства, отличный рисовальщик и мастер историко-архитектурных стилизаций, Кекушев был королём эпатажа. Для фабриканта Грачёва он построил виллу в Ховрине - вариацию на тему казино в Монте-Карло, возведённого французом Шарлем Гарнье. Своему собственному дому в Глазовском переулке придал черты брюссельского отеля "Тассель" - детища Виктора Орта, основоположника бельгийского ар нуво.

Но вернемся к особняку, чей облик почти не изменился с 1904 года.


Сложная объемная композиция дома, характеризуемая монолитностью взаимопересекающихся объемов, занимает угол участка и формирует таким образом фасад и улицы Поварской, и Скарятинского переулка. Кекушев всегда делал сложные объемы у особняков. Он не строил коробки, которые потом просто отделывал в стиле модерн.



Это основной принцип изнутри-снаружу, когда внутренние помещения, их планировка заставляли более динамично строить фасады и объемы внешней архитектурной композиции дома.
Планы зданий теряли простоту геометрических построений, становились сложными, многофигурными, отражающими внутреннюю динамику объемов.
Простоте и гармонической прозрачности форм классической архитектуры модерн противопоставляет сложную фигуративность.
Тут надо конечно еще отметить, что модерн пользовался самыми передовыми материалами и технологиями в строительстве. Изобретение железобетона, пластические свойства которого помогли делать такие легкие и текучие линии, характерные для стиля модерн. Он создавал образ гибкого и прочного, эластичного и упругого, податливого и жесткого материала, позволил охватывать обширные пространства, выдерживать огромную нагрузку, создавать крупные формы, гибкие сочленения, легкие воздушные конструкции, без того, чтобы мельтешить декором и опорами. Железобетон существенно облегчил конструкцию и вместе с тем начал зримо показывать ее работу.



Среди произведений Кекушева этот особняк занимает особое место благодаря разнообразию элементов его внешнего и внутреннего декоративного убранства.

Центром композиции с Поварской улицы на фасаде сделано трехчастное окно, второго этажа


объединенное арочной нишей, над архивольтом которой помещено панно, изображающее фигурки голеньких путти, занятых разнообразными занятиями в сфере искусства, накрытое крупным арочным козырьком.



Сверху этот козырек до революции еще венчала скульптура


богини Авроры, разбрасывающей цветы, - символ радости и благополучия. У ее ног баловались маленькие путти, один из которых, как водится, пускал мыльные пузыри, символизирующие быстротечность жизни. Но за век, прошедший с постройки здания, Аврора исчезла.

И вот игра этих разных объемов и декор как будто изливался сверху вниз такой мощной водяной струей...



Эти крупные капли снизу поддерживающие панно. Струящаяся обработка своеобразного "десюдепорта" архивольта над окном... А потом эта волна разбивается о декоративный балкон


причудливо и богато декорированный уже созревшими маковыми головками и листьями аканта



чудесные оконные переплеты, которые никогда у Кекушева не повторялись.
Надо сказать, что тут нет такой распространенной кекушевской детали на переплете, как стекающая капля. Потому что тут мощный поток орнамента и линий, и на окнах они бы были уже лишние.
Надо еще отметить, что столярка оконная делалась Кекушевым из очень качественного материала лиственницы и они не гниют уже больше 100 лет.



балкон поддерживают или стекают с него еще таких 4 струящихся кронштейна и перетикают в ритм окон с закругленными углами и стекающими вниз обрамлениями порталов окон..



подоконники заканчиваются как бахромой такой же волнистой вертикальной отделкой, как архивольт над верхним окном. И все это делает эту композицию необычайно стильной, привлекательной для разгладывания. И если остановится и начать разглядывать от дома не возможно отвести глаз...Потому что одна деталь перетекает в другую, но вместе с тем смотрится это все очень цельно и не дробно.

Тут немного сделаю отступление и процитирую умные высказывания про кривые линии модерна - Знаменитая линия модерна, получившая в архитектуре название по имени бельгийского архитектора, ее популяризировавшего, – "линия Орта", – была следствием преодоления в математике XIX века геометрии Евклида.
Евклидовое пространство, построение которого, опиралось на прямые линии, на самом деле было идеализацией, результатом абстрагирования от реального пространства.
Реальное пространство определяется кривой, а не прямой линией.



В XIX в. появляется Гауссова геометрия, способная описывать кривизну, которая противопоставила себя евклидовой как более сложная система. Поэтому доминирующая линия модерна – это кривая, "серпантинная" линия – живая, энергичная, вьющаяся, танцующая. В иконографии модерна она ассоциировалась с морской волной, полётом драпировки в танце или хлестким удар бича, в орнаментах – с вьющейся растительностью или паутиной ограды.



Справа гармоничный полукруглый объем зимнего сада. С почти сплошным остеклением для максимального использования солнечного света.



Притом стекла расположены под углом.
Они были все травленные. Тоже уникальное изобретение модерна.
Сейчас с каждым годом кол-во травленных стекол тут сокращается.


Промежутки между окнами оформлены своеобразными полуколоннами-пилястрами по которым стекает орнамент удивительно изящный. Как венок каштановых листьев на капители потом ствол тонкого одуванчика и изящнейший "носик" базы. Но окончательно он не стечет, потому что, углы венков и орнамент снизу как бы цепляются за бока полуколонны и останавливают этот стремительный бег.
Все это поддержано подоконными розетками, такими же как под центральным балконом.

Над этим всем возвышается дымоход в английском стиле


на нем Кекушев сделал маску льва. Свою "подпись". Он был утрачен со временем.
И когда особняк реставрировали, то поместили туда такой же тритоноцветок как с другого боку.


Сбоку над окнами идет орнамент из трех белых плоских полосок с пчелиными или осиными гнездами..



это как ноты и кажется музыка веселая зашифрована в этом орнаменте


И декоративный как бы замковый камень, удивительно изящного тягучего орнамента.
Такая нега и спокойстиве, что на нем невольно останавливаешь взгляд.

Очень удивительно и символично расположил архитектор моих любимых Лорелей по разным углам здания.


Лорелея на углу Скарятинского и Поварской встречает рассвет. Она с открытими глазами. На нее падает свет в первой половине дня.



А Лорелея с заднего фасада с опущенными глазами - солнце садится - наступает ночь



Удивительный и задний фасад дома





Задний фасад уже более строгий - это более приватная часть здания.
Массивная входная дверь как вход в замок, мощная защита от невзгод и напастей.

К сожалению у меня нет фотографий конюшен и служб с удивительной лошадкой над воротами. Лестница, которая окнами выходит во двор имела витраж удивительным образом сохранившийся
Благодаря журналу SALON

Парадная лестница имеет скульптурный кекушевкий львиный декор перил.

Вот это витраж был заделан и раскрыт на свой страх и риск предыдущим послом Новой Зеландии.

Вообще конечно нужно ему сказать спасибо не только за реставрацию и сохранение этого чуда модерна, но и за популяризацию его. Потому что книга М.Нащокиной про этот особняк вышла при непосредственном его участии.

холл..

стекла зимнего сада изнутри..

вот она лошадка над конюшней или гаражом...



невозможно остановится хочется рассматривать и рассматривать.
Ну разве не прелесть этот тритон лапками и пастью удерживающий гирлянду цветов - символ благополучия.

Вообще художники и архитекторы модерна выступали с идеей преобразования окружающего мира посредством красоты.
Этот особняк великого архитектора Московского модерна Льва Николаевича Кекушева полностью отвечает этой идее. Каждый штрих, каждая деталь его настолько красивы, что и мир вокруг кажется красивее и лучше, и люди не могут быть злыми, корыстными и кровожадным.
Хамству и стяжательству не место рядом с таким совершенством красоты.

Красота - спасет мир.

И да я знаю, что горизонт завален, качество фото не ахти. Но что имеем то и показываем.
Фото кстати собирала года три, чтобы на пост собрать.
Это же посольство - фотографировать было нельзя.

UPS/ Вот фото лошадки мне подарили довольно крупное



Спасибо большое автору снимка:)

На Октябрьской улице микрорайона Мамонтовка города Пушкино расположен выделяющийся на фоне дачных построек старинный дом. Облик этого особняка производит противоречивое впечатление. С одной стороны, это рубленный и даже несколько грубоватый на вид терем, а, с другой стороны, дом украшен изящными плавными линиями и формами, в которых узнается утонченный стиль модерн. Огромное окно той части особняка, которая напоминает башню, убеждает, что это действительно постройка модного в начале прошлого века архитектурного направления.

В конце XIX - начале XX века активно строились новые ветки железных дорог, благодаря чему в ближайших окрестностях Москвы наметился настоящий «дачный бум». Дач и особняков в стиле модерн вдоль новых транспортных магистралей было построено немало. Однако дом в Мамонтовке - это не просто одна из рядовых чудом уцелевших старинных дач, а работа знаменитого московского архитектора Льва Николаевича Кекушева. Этот зодчий стал автором около сотни проектов и зданий, многие из которых считаются сегодня ключевыми памятниками раннего модерна в России.

Лев Кекушев - загадочная фигура в истории архитектуры. Даже формальные сведения его биографии покрыты туманом. Известно, например, что будущий зодчий появился на свет в Вильно в 1862 году, но сам Кекушев указывал в документах другие год и место своего рождения. Еще более таинственными остаются обстоятельства смерти архитектора. Зодчий, чьими московскими купеческими особняками восхищалась столица в начале 1900-х годов, после 1912 года неожиданно и бесследно пропал, так что у современных исследователей до сих пор нет бесспорных данных о месте, причине и времени ухода из жизни архитектора. По одной из версий Кекушев окончил свои дни в психиатрической больнице.

Пожалуй, самая известная работа Льва Кекушева в Москве - особняк его супруги Анны на Остоженке. За этим домом, видимо, благодаря его необычному облику, напоминающему маленький средневековый замок, закрепилась репутация прообраза дома главной героини романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Особняк Миндовского, дом Листа, доходный дом Исакова, городской дом Коробкова - эти и другие работы Кекушева навсегда прославили архитектора и являются сегодня настоящими украшениями столицы. Элегантные особняки строились, как правило, для богачей отнюдь не аристократического происхождения, а для выбившихся в миллионеры промышленников, фабрикантов и разбогатевших купцов, в руках которых во второй половине XIX века оказались огромные капиталы.

Подмосковные постройки Кекушева, однако, не всегда могли похвастаться тем же размахом и красотой, что его столичные работы. Дача в Мамонтовке, тем не менее, занимает особое место в творчестве зодчего, поскольку материалом для нее послужило дерево, в то время как в Москве зодчий чаще строил из кирпича, камня и других материалов. Наиболее известная московская работа Кекушева из дерева - это дом Носова, расположенный недалеко от метро Электрозаводская. Конечно, трудно сравнивать этот деревянный особняк со скромной подмосковной дачей А.И. Ермакова - помощника ивантеевского фабриканта В.А. Лыжина. Купец-старообрядец Василий Дмитриевич Носов обладал несравненно большим бюджетом для постройки дома, чем Ермаков. Тем не менее, отдаленное сходство между двумя этими разными постройками заметить нетрудно.

Дача Ермакова роботы Кекушева неслучайно расположилась недалеко от железнодорожной станции Мамонтовка. В 1890-е годы архитектор познакомился с предпринимателем и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым, который предложил Льву Николаевичу заняться проектированием построек Северной железной дороги. Вологодско-Архангельская железная дорога была масштабным начинанием, и Мамонтов искал архитектора, который бы взялся создать единый облик различных железнодорожных сооружений: станций, водонапорных башен, депо, изб для сторожей и других хозяйственных построек. Так появились на этой ветке вокзал в Мытищах, станция в Сергиевом Посаде, к сожалению, не сохранившаяся, и часть крыла здания Ярославского вокзала в Москве работы Льва Кекушева.

Исследователь наследия знаменитого московского архитектора Мария Нащокина отмечала, что все эти железнодорожные постройки были выполнены из дерева и намеренно совмещали в себе черты модерна московских купеческих особняков и традиционные формы добротных домов Архангельска и Вологды, куда вела строящаяся транспортная магистраль. «Открытые рубленные из бревен стены, высокие вальмовые кровли, широкие оконные проемы и немногочисленные декоративные детали - резные кронштейны, простые наличники… эти элементы были присущи абсолютному большинству возведенных сооружений». Все станции на Вологодско-Архангельской дороге, по воспоминаниям путешественников, были окрашены в желтый цвет. Многие признаки железнодорожных построек мы найдем в облике дачи Ермакова в Мамонтовке, в том числе и желтый цвет, которым выкрашена фасадная часть с огромным окном и навершием в виде башни.

В 1990-е - 2000-е годы в Пушкино и окрестностях было уничтожено пожарами впечатляющее количество значимых деревянных памятников: дача Владимира Маяковского на Акуловой горе, здание Летнего театра в Пушкино, церковь Гребневской иконы Божией Матери в поселке Клязьма, сказочная дача Александренко и другие. Хотелось бы верить, что дом Ермакова работы Льва Кекушева избежит этой же участи и останется на долгие годы редким подмосковным памятником талантливому архитектору.

December 7th, 2017

В течение всего 2017 года часто упоминалось имя архитектора Льва Николаевича Кекушева, ведь в этом году исполнилось 155 лет со дня его рождения. В Москве сосредоточены многие великолепные здания, построенные Кекушевым, - это и особняки, и доходные дома, и общественные здания. Год плавно движется к своему завершению, и сейчас уже можно посмотреть, что было сделано и что делается для сохранения наследия зодчего. Самое важное, что к юбилею приурочили реставрацию четырёх его шедевров - особняка Миндовского на Поварской, дома самого архитектора на Остоженке, Никольских торговых рядов и доходного дома Быкова.

Лев Николаевич Кекушев родился 19 февраля 1862 года, предположительно в Вильно. Отец его был офицером, что известно из воспоминаний его сына. Известно также, что он учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге, затем переехал в Москву. Довольно быстро Лев Кекушев приобрёл известность и крупные заказы. У него даже появился свой фирменный знак - статуя или барельеф льва.

В 1893 году Кекушев основал собственную архитектурную фирму и с этого времени начал работать самостоятельно. В 1893-1898 годах состоял московским участковым архитектором. В августе 1898 года был уволен со службы согласно поданному прошению. С 1899 года Кекушев возглавлял архитектурную контору Московского торгово-строительного акционерного общества, по заказам которого возвёл ряд особняков и доходных домов в Москве и Тамбове. В 1899 году Кекушев выиграл конкурс на проект гостиницы "Метрополь". Впоследствии проекты Кекушева, Валькота и других победителей конкурса были соединены в один, а потом еще раз изменены, когда родилась идея разместить на фасаде "принцессу Грезу".

Помимо архитектурной практики, Лев Николаевич в течение двух лет (1898-1899) преподавал в Императорском Московском Техническом училище, с этого же времени и вплоть до 1901 года вёл занятия в Строгановском училище. В 1901-1904 годах преподавал в Московском инженерном училище путей сообщения. В 1890-е годы совместно с И. А. Ивановым-Шицем проектировал инфраструктуру Вологодско-Архангельской (Ярославской) железной дороги, впоследствии расширил здание Ярославского вокзала.
Расцвет творчества Кекушева и московского модерна в основном пришёлся на 1900-1903 годы. Кекушев построил такие разные здания, как Иверские торговые ряды на Никольской, особняк Носова на Электрозаводской, здание железнодорожного вокзала в Царицыне, особняк И. А. Миндовского на Поварской. Длительное время помощником Кекушева работал архитектор С.С. Шуцман. После революции 1905 года общественное мнение повернулось в сторону неоклассики, но Кекушев не изменил своему стилю. Рубежом, после которого имя Кекушева перестало упоминаться в профессиональной печати, стал 1912 год; этим же временем датированы последние проекты зодчего. Достоверных сведений о дате, месте и обстоятельствах смерти знаменитого архитектора нет. Согласно воспоминаниям сына, Николая, на момент его поступления в 1912 году в кадетский корпус, отца уже не было в живых. Дочь Кекушева указывает датой смерти 1917 год.
Давайте ещё раз посмотрим на 16 самых известных зданий Льва Николаевича Кекушева в Москве .

1. Первой самостоятельной работой Кекушева в Москве стал, возможно, небольшой особняк А.И. Обуховой в Малом Козловском переулке. Уже в этой постройке заметны некоторые характерные черты творческого почерка зодчего.


Особняк А. И. Обуховой, Малый Козловский переулок, 4. 1891

2. Первым по времени произведением московского модерна и одним из первых сооружений в этом стиле в России считается особняк в Глазовском переулке, 8. Известно, что особняк Кекушев строил для себя, но Адольф Лист, зять и кузен промышленника Г.И. Листа, восхищённый постройкой, предложил за него такую цену, что архитектор не смог отказаться.


Особняк О. А. Листа, Глазовский переулок,8. 1898-1899

Крупная каменная кладка цоколя, индивидуальный рисунок рам каждого окна, арочные ниши, утрированная угловая колонка - эти характерные "кекушевские" приёмы были впервые применены архитектором при постройке этого особняка.

3. Жилой дом на Поварской улице известен как второе по времени произведение модерна в Москве. Сейчас имеет статус объекта культурного наследия регионального значения.


Особняк М.С. Саарбекова, Поварская улица, 24. 1899-1900 . Фото NVO

4. Особняк Т.И. Коробкова на Пятницкой улице Лев Кекушев перестраивал в 1899-1900 годах. Асимметричное здание, имеющее чешуйчатый купол и выразительный скульптурный декор, образующий козырёк над входом, в 2015 году отреставрировано и является объектом культурного наследия федерального значения. В ходе реставрации зданию вернули его первоначальный цвет - лиловый.


Особняк Коробковой, Пятницкая, 33-35. 1899-1900 . Фото: Юрий Потехин

5. Проект Ново-Никольских торговых рядов выполнен архитектором Л.Н. Кекушевым по заказу Петербургского общества страхования, для посетителей ряды были открыты в 1903 году после завершения отделки интерьеров. Центральный купол здания гармонично сочетался с башней колокольни расположенного рядом Заиконоспасского монастыря. Фасады строения имели огромные окна с дубовыми рамами, маленькие колонны, обрамляющие окна третьего этажа, изящный лепной декор в виде маскарон.


Ново-Никольские (Иверские) торговые ряды, Никольская улица 5/1, Москва. 1899-1900

В настоящее время архитектурный памятник принадлежит Государственному историческому музею, идёт реставрация Никольских рядов.

6. Уже после публикации первых проектов гостиницы "Метрополь", появилось множество заказчиков домов в модном стиле того времени. В городе строились здания, ориентированные на декоративность и живописность. В их числе - четырехэтажный доходный дом Бочаровых по проекту Кекушева.


Доходный дом Бочаровых, Гоголевский бульвар, 21. 1902

Несмотря на позднейшие пристройки, фасад дома сохранился до наших дней почти без изменений. Скульптур сов несут выступы эркеров на своих крыльях.

7. Реконструкция ресторана Прага была завершена Кекушевым в 1902 году. На этой фотографии - здание после этой реконструкции.


Арбат, 2. 1902

Впоследствии здание еще трижды перестраивалось. Более привычный для нас облик ресторан получил в 1914 году, когда был надстроен по проекту Адольфа Эрихсона, тогда и появилась колоннада на крыше. Так "Прага" выглядит сегодня.

8. В истории Москвы был короткий период, когда в центре стали строить небольшие комфортабельные виллы-усадьбы. Такой особняк был построен в 1903 году по проекту Л.Н. Кекушева. Принадлежал он старообрядческому купеческому роду Носовых.


Особняк Носова, ул. Электрозаводская, 12, стр. 1. 1903 . Фото: Маргарита Федина

Процесс возрождения этого памятника истории и культуры начался в начале 90-х годов прошлого столетия по инициативе Российской государственной юношеской библиотеки и на средства Министерства культуры Российской Федерации.


Фото: Маргарита Федина

9. На Остоженке три рядом стоящих дома связаны с именем Льва Кекушева - №№ 17, 19, 21. Наиболее известен, как адрес архитектора Кекушева, - дом по Остоженке, 21.


Остоженка, 17, 19, 21. 1901-1903

До сих пор за более чем вековую историю в здании были лишь ремонты. Сейчас дом находится на реставрации, реставраторы обещают вернуть особняку первоначальный вид, в том числе водрузить на место отличительный знак Льва Кекушева - бронзового льва на фронтоне.

И вот, в комментариях мне уже сообщили, что льва только что установили!


ФОТО: ГлавУпДК при МИД России

10. Дом №17 построен в 1901 году совместно с архитектором С.С. Шуцманом. Фасад здания довольно скромный, но благородный, имеются и характерные кекушевские черты.

11. Следующий дом №19, построен в 1902 году. Первый этаж арендовал Грязнов для чайного магазина, два верхних этажа сдавались внаём.

12. Дом № 42 на Поварской изначально выглядел не так, как сейчас. Угловую башню венчал единственный в Москве четырехгранный купол с глубоким карнизом, покрытый листовой медью. По периметру он был окружен широкой площадкой. При перестройке купол был утрачен, и теперь его можно увидеть только на старых фотографиях. Необычной была и отделка фасадов, построенная на контрасте серого гранитного цоколя и светлой облицовочной плитки стен.


Особняк М. Г. Понизовского, Поварская, 42. 1902

В 1914-1915 годах осуществлена полная классическая переработка фасадов. В результате перестроек здание лишилось почти всех примет стиля модерн, сохранив от замысла Л.Н. Кекушева лишь ступенчатую объёмно-пространственную композицию.

13. Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке был построен Московским торгово-строительным акционерным обществом по проекту Л.Н. Кекушева в 1904-1906 годах.


Доходный дом И.П. Исакова на Пречистенке, 28. 1904-1906

Центральная часть здания выделена небольшим заглублением фасада, четырьмя парными балконами, окружёнными кованными решётками.

14. Особняк Миндовского построен по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества с целью его дальнейшей перепродажи.

Дом возведён во франко-бельгийской интерпретации стиля модерн. Со стороны Скарятинского переулка фасад дома с ровным ритмом окон имеет по бокам два эркера.

15. Этот четырёхэтажный особняк в центре Москвы появился в 1909 году по проекту Льва Кекушева. Изначально это был доходный дом, на первом этаже которого располагались магазины. Для своего времени технология его строительства считалась передовой - были использованы железобетонные перекрытия и металлические опоры, хорошо сохранившиеся по сей день. Здание отличали сложные фигурные оконные переплеты с уникальными дутыми стеклами, которые за счет игры света напоминали с улицы витражи. Также фасад украшали своеобразные волны (элементы декора плавно переходили в основные линии) и творческий автограф Льва Кекушева - лепная львиная маска, какую мастер оставлял практически на всех своих проектах.


2-я Брестская улица, дом 19/18. 1909 . Фото: oldmos.ru . Фотограф: Дмитрий Лубовский

Комплексная реставрация доходного дома Быкова началась в 2013 году, когда здание получило статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время практически завершена реставрация фасадов, начинается восстановление внутренних помещений. Планируется, что все уцелевшие детали интерьера соберут вместе в одной-двух комнатах на втором этаже. После реставрации дом будет жилым. Во всей своей красоте дом, как обещают московские власти, должен предстать в 2019 году.


Фото: Агентство городских новостей "Москва"

16. Ресторан Эльдорадо построен в 1908 году архитектором Н.Д. Поликарповым по проекту, разработанному Л.Н. Кекушевым. Строительство ресторана "Эльдорадо" могло стать одним из крупных проектов Кекушева.


Бывший ресторан Эльдорадо, Красноармейская улица, 1. 1908

Первоначальный авторский замысел, осуществлённый другим зодчим со значительными изменениями, сейчас читается в сложном и оригинальном пространственном решении. По-видимому, Кекушев не смог закончить этот проект, так как с середины 1900-х годов уже отошёл от активной творческой деятельности, а примерно с 1912 года полностью её прекратил.

P.S. В 1930 году, прогуливаясь по улицам Москвы, Луи Арагон заметил: "Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности…"