В каком городе родился бах. Бах Иоганн Себастьян

31 марта 1685 г. в г. Эйзенах появился на свет мальчик, которого назвали Иоганном. Малыш был младшеньким, восьмым ребенком в семье. Его папа, музыкант-профессионал, Иоганн А. Бах, занимался игрой на скрипке и организацией концертов в богатых домах. Именно он стал первым учителем музыки для своего младшего сына. В одночасье девятилетний гений лишился матери, Элизабет Леммерхирт, а еще год спустя – отца. Осиротевшего Иоганна взял под свое крыло старший брат, Иоганн Кристоф. Он работал и органистом в церкви, и учителем музыки в соседнем городе Ордруф. Благодаря Кристофу, Иоганн оказался в гимназии, где занялся изучением латыни, богословия и истории.
Важно! С помощью старшего брата он освоил клавир и орган, но ему этого было недостаточно. По ночам под светом луны, втайне от Кристофа, Иоганн переписывал из его тетради ноты произведений известных композиторов. Когда Кристоф узнал об этом, он отобрал у братца ноты и наказал его. Но зрение будущего великого композитора и органиста уже было основательно подпорчено.

Самостоятельная жизнь

Жить отдельно от родственника Иоганн Себастьян стал в пятнадцать лет, когда переехал в Люнебург. После окончания в 1703 году гимназии Бах мог бы поступить в университет, но ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. Впоследствии он сменил немало городов, но отовсюду уезжал, так как нигде ему не могли предложить достойной оплаты за его труд.

Мюльхаузен

В этом городке Бах оказался в 1706 г. после победы в конкурсе на место органиста храма Святого Власия. Ему предложили прекрасное жалование, но при этом было строгое условие: музыкальное сопровождение для служб должно быть серьезным, без прикрас.
Важно! Иоганн Себастьян как новый органист был очень уважаем городскими властями: ему помогли выполнить реконструкцию органа в церкви, а также хорошо заплатили за кантату, написанную им для чествования нового консула.
Здесь же Бах взял в жены свою кузину Марию Барбару, с которой у них позже родилось семеро детей.

Веймар

В 1708 году на выступлении Иоганна Себастьяна оказался герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Он был настолько впечатлен его игрой, что сразу же предложил ему стать придворным музыкантом и городским органистом. Причем жалование предполагалось гораздо более высокое, чем на прежнем месте. Именно в этом городе немецкий композитор написал лучшие свои партитуры для клавира и органа. В 1714 г. Бах получил новое назначение – стал вице-капельмейстером. Одна из его прямых обязанностей - постоянное обновление церковной музыки. А современники тем временем очень любили слушать игру Баха, о нем знали далеко за пределами города. В 1717 г. освободилось место капельмейстера, о котором так мечтал музыкант, но его получил совсем молодой и неопытный претендент. Иоганн Себастьян посчитал оскорблением такое отношение к своей персоне и попросил о немедленной отставке.

Кётен

В 1717 г. Иоганн переехал в новый городок – Кётен. Там он занимает почетную должность - капельмейстера при дворе князя Ангальта Кетенского. После прошедших реформ в церквях исполняли только псалмы, поэтому композитору предстояло заниматься написанием мирской музыки. Здесь положение Баха очень изменилось: у него было хорошее жалование, а князь относился к нему по-дружески. Он очень много сочинял в эти годы. Музыкант занимался с учениками, и для того, чтобы эффективнее их обучать, он написал “Хорошо темперированный клавир”. В этот сборник входили фуги и прелюдии, всего сорок восемь произведений в 2 томах. Но хорошая жизнь композитора закончилась после женитьбы князя. Юной супруге не нравился ни Бах, ни его произведения. Иоганну Себастьяну пришлось перебираться на другое место. К тому моменту умерла его первая жена. В 1721 г. он стал супругом во второй раз, женившись на молодой певице Анне Магдалене Вильке. В этом браке появилось еще тринадцать детей.

Последние годы жизни И. С. Баха

Несмотря на то, что в течение последних лет у И. С. Баха стремительно ухудшалось зрение, он продолжал творить. Только теперь его произведения записывал зять. В Лейпциге в 1750 г. Баху были сделаны две офтальмологические операции, но они только ухудшили положение. 18 июля 1750 г. у него случился удар, а через десять дней композитор скончался. Похоронен он был в Лейпциге, но за могилой долгое время никто не ухаживал. Затерянная могила была обнаружена в 1894 г., после чего останки были перенесены в церковь Святого Иоанна, где гений служил почти три десятка лет. Несмотря на то, что храм разбомбили во время Второй мировой войны, останки композитора обнаружили в 1949 г. и перезахоронили в церкви Св.Фомы.

Творчество И. С. Баха

На протяжении всей жизни композитор занимался сочинением музыки для органа. Современники отзывались о нем как о виртуозном органисте и преподавателе. К тому же он помогал строить органы, настраивать и проверять новые инструменты. Не забывал Иоганн и о музыке для клавесина, которым владел в совершенстве. Произведения И. С. Баха предназначены не только для соло-инструментов, но и для исполнения ансамблями:
  • Каноны;
  • Сюиты для виолончели;
  • Ричеркары;
  • Произведения для лютни;
  • Оркестровые сюиты;
  • Партиты и сонаты для скрипки и для флейты.

Вокальный жанр представлен следующими произведениями:
  • Кантатами;
  • Пассионами;
  • Ораториями;
  • Магнификатами;
  • Ариями;
  • Мессами;
  • Песнями;
  • Хоралами;
  • Мотетами.
Всего за жизнь им было написано более тысячи произведений.
  • Раньше в хорах при церквях пели только мужчины, но Бах изменил это положение. Именно его супруга стала первой женщиной, которая пела в церковном хоре;
  • Композитор не брал плату, когда давал частные уроки;
  • Немецкий музыкант любил посещать захолустные церкви, переодевшись бедным преподавателем;
  • Все работы в полном составе были опубликованы лишь через двести лет после смерти композитора.
Еще больше интересной информации об И. С. Бахе и его творчестве вы найдете в видео ниже.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ОВЕН

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: НЕМЕЦ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: БАРОККО

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВАРИАЦИИ ГОЛЬДБЕРГА» (1741)

ГДЕ ВЫ СЛЫШАЛИ ЭТУ МУЗЫКУ: В ФИЛЬМЕ «МОЛЧАНИЕ ЯГНЯТ». КОГДА ДОКТОР ГАННИБАЛ ЛЕКТОР СОВЕРШАЕТ ДВА КРОВАВЫХ УБИЙСТВА.

МУДРЫЕ СЛОВА: «В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОГО. ПРОСТО НАДО ПОПАДАТЬ В НУЖНУЮ КЛАВИШУ В НУЖНЫЙ МОМЕНТ. И ИНСТРУМЕНТ ВСЕ САМ СЫГРАЕТ».

Наверное, не удивительно, что отец Иоганна Себастьяна Баха был музыкантом - в маленьких немецких селениях сыновья часто шли по стопам отцов в профессиональном смысле. Однако знаменательно то, что дед Баха, прадед, многочисленные дяди, племянники, двоюродные и троюродные братья тоже были музыкантами. Семья столь крепко держала в руках местный музыкальный бизнес, что когда в 1693 году в дворцовом оркестре образовалась вакансия, оттуда потребовали не скрипача или органиста, но «кого-нибудь из Бахов».

В свою очередь Бах определил по музыкальной части четырех сыновей, зятя и внука. Он также оставил будущим поколениям совершенно невероятное музыкальное наследие. Многие годы Бах писал по кантате в неделю - кроме концертов, канонов, сонат, симфоний, прелюдий и партит, которые он писал в свободные минуты. Этот человек мог сочинить цикл «Искусство фуги» из 15 фуг и четырех канонов исключительно ради интеллектуального упражнения.

Жизнь Баха не отличалась драматизмом и блеском, он никогда не путешествовал, не выступал перед толпами слушателей, он даже никогда не покидал своей малой родины в Южной Германии. Верно, у него нашлось время, чтобы дважды жениться и завести двадцать детей, но в остальном его жизнь была до отказа заполнена преподаванием, дирижированием и сочинением музыки.

ОТЛИЧНАЯ ИДЕЯ: ДАВАЙТЕ НАЗОВЕМ ЕГО ИОГАННОМ!

Для Иоганна Себастьяна, родившегося в 1685 году в немецком городке Эйзенахе, имя Иоганн было такой же неизбежностью, как и музыкальная карьера. Его отец, прадед, семеро дядей и четверо из пяти братьев носили это имя; не забудем и сестру Иоганну и еще одного брата, нареченного, как ни странно, Иоганнесом.

Тихое, благополучное детство Баха закончилось в 1694 году, когда его мать, Елизавета, скоропостижно скончалась; отец последовал за ней в могилу менее чем через год. Себастьяна взял к себе старший брат Иоганн (само собой разумеется) Кристоф, обитавший в городке Ордруф. Иоганн Кристоф был уважаемым органистом, учившимся вместе с Иоганном Пахельбелем (автором знаменитого «Канона ре мажор»).

Отношения между братьями нельзя назвать безоблачными. Себастьян мечтал добраться до собрания музыкальных опусов, подаренных Кристофу Пахельбелем, но старший брат держал эти чрезвычайно ценные нотные рукописи запертыми в шкафу. Впрочем, Себастьян сообразил, как добраться до вожделенной музыки: просунув руку сквозь решетчатую дверцу шкафа, он вытаскивал ноты. Каждую ночь он подворовывал нотные листы у старшего брата, а затем тайком, при лунном свете, их переписывал. Так продолжалось около полугода, пока Кристоф не догадался, что происходит, и не запер рукописи понадежнее. Заодно он отобрал у Баха копии.

НЕУЖИВЧИВЫЙ МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК

Трудовую деятельность Бах начал в 1702 году, получив место органиста в городе Арнштадте. В его обязанности входило дирижировать хором и оркестром, причем многие исполнители были старше него - ситуация, которая порой сильно осложняла дело. Некий двадцатитрехлетний оркестрант затеял потасовку с Бахом на рыночной площади в отместку за то, что Бах обозвал его «козлиным фаготистом».

Из Арнштадта Бах отправился в Мюльхаузен, затем в Веймар и везде служил органистом и дирижером. По пути он женился на троюродной сестре Марии Барбаре Бах, с которой прижил семерых детей. А кроме того, он заработал репутацию вздорной примадонны. К примеру, он выкидывал такие номера: испрашивал четырехнедельный отпуск и не появлялся на работе четыре месяца, а однажды Бах, сдернув с головы парик, запустил им в органиста с воплем: «Ты бы лучше сапоги тачал!» Когда в 1717 году ему предложили престижное место при дворе князей Ангальт-Кётенских, он закатил такой скандал в Веймаре, требуя немедленного увольнения, что обиженные городские чиновники засадили его в тюрьму почти на месяц. Никогда не унывающий Бах воспользовался свободным временем, чтобы написать первую часть «Хорошо темперированного клавира».

КОНТРАПУНКТОМ ПО УШАМ

В Кётене Бах наконец состоялся как композитор. Его излюбленным приемом стал контрапункт - композиционная форма, доминировавшая в эпоху барокко. В контрапункте берется не один мелодический голос, а два или более, и звучат они, то наслаиваясь друг на друга, то контрастируя один другому. (Если вы видели мюзикл «Музыкальный человек», вы слышали контрапункт. У двух песен - «Лида Роуз» и «Сказать тебе?» - совершенно разные мелодии, но поют их одновременно.) Контрапункт породил свод сложных композиционных правил, а также строго определенные музыкальные формы. Бах все это усовершенствовал, сочетая математическую точность с поразительной изобретательностью.

В Кётене Баха постиг тяжкий удар: возвратившись из кратковременной поездки, он обнаружил, что в его отсутствие жена внезапно умерла. И опять он не поддался унынию; не прошло и года, как он был по уши влюблен в сопрано по имени Анна Магдалина Вильке. Пристроив ее в придворный хор и добившись для нее жалованья, в три раза превышавшего заработок оркестранта, Бах женился на Анне Магдалене. Она была младше него на семнадцать лет. Когда в княжестве Анхальт-Кётенском разразился бюджетный кризис, чета Бахов решила, что им пора двигаться дальше.

ФЕНОБАРБИТАЛ? ДИМЕДРОЛ? НЕТ, «ВАРИАЦИИ»!

Они осели в Лейпциге, где Бах получил место кантора в церкви Св. Фомы. Так начался наиболее плодотворный период его жизни. Он выдавал по кантате в неделю - на каждое воскресенье своя особая музыка с вокалом, - создав таким образом пять полных циклов церковной музыки. Кроме того, он написал «Страсти по Матфею», «Страсти по Иоанну» и «Рождественскую ораторию».

ПЕРВУЮ ЧАСТЬ «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННОГО КЛАВИРА» БАХ СОЧИНИЛ ЗА РЕШЕТКОЙ.

Иного рода заказ поступил ему от графа Германа фон Кейзерлинга, страдавшего хронической бессонницей. Кейзерлинг пожелал, чтобы его пианист по имени Иоганн Готтлиб Гольдберг, учившийся у Баха, играл хозяину на ночь что-нибудь такое, чтобы тот сумел заснуть, и Бах снабдил бывшего ученика «Вариациями Гольдберга».

Очаровательная история - и, скорее всего, совершенно недостоверная. «Вариации» были написаны, когда Гольдбергу было всего четырнадцать лет, и вдобавок эту музыку трудно назвать расслабляющей. По всей вероятности, Бах предполагал, что это произведение будет использоваться как упражнение в контрапункте, и Гольдберг был одним из первых, кто его исполнил. По мнению знатоков, «Вариации Гольдберга» - величайший шедевр Баха для клавишных.

СМЕРТЬ ВООБРАЖАЕМАЯ И РЕАЛЬНАЯ

В Лейпциге Бах оставался до конца жизни, хотя в поздние годы его феноменальная производительность несколько замедлилась. Он не мог удержаться от ссор с начальством - вражда по поводу того, кто должен выбирать гимны для воскресных служб, длилась три года. В 1749 году городской совет Лейпцига начал подбирать ему замену, хотя Бах был жив и вполне здоров - и весьма недоволен тем, с каким нетерпением ждут его кончины.

К тому времени Бах казался анахронизмом, а контрапункт с его точностью и строгостью считали безнадежно устаревшим. Но композитор упрямо гнул свою линию. В «Искусстве фуги» он исследовал возможности одной- единственной мелодии и даже вплел в эту музыку себя самого, сочинив тему, основанную на нотах, которые обозначаются буквами, составляющими его фамилию, - ВАСН (в немецкой нотной записи «В» означало си-бемоль, «А» - ля, «С» - до, «Н» - си мажор).

Фуга «ВАСН» резко обрывается. Согласно легенде, Бах рухнул замертво, сочиняя ее. Истина несколько сложнее. В конце 1740-х у композитора начало портиться зрение. Весной 1750 года он обратился к «достославному окулисту» (а точнее, патентованному шарлатану) доктору Джону Тейлору, проводившему операции на глазах. С Бахом Тейлор достиг того же результата, что с Генделем: кратковременное возвращение стопроцентного зрения, а затем полная слепота. После операции Бах, лишившись всяких сил, прожил еще несколько месяцев, пока его не поразил инсульт. 28 июля он умер.

НОТЫ С МАСЛОМ

Казалось, музыка Баха обречена на гибель вместе с ее автором. При жизни композитора мало что было напечатано, а остальное глубоко закопано в церковных библиотеках. От забвения Баха спас подарок, преподнесенный Феликсу Мендельсону на его четырнадцатый день рождения, - рукописная копия «Страстей по Матфею». Бабушка Мендельсона выкупила эти ноты у композитора Карла Фридриха Цельтера, преподававшего юному Феликсу игру на фортепиано. Цельтер говорил, что нашел эту партитуру несколькими годами ранее в сырной лавке, где в нее заворачивали масло. Многие музыковеды полагают, что Цельтер приврал ради красного словца, а на самом деле ноты «Страстей» достались ему по наследству от одного из учеников Баха.

Как бы то ни было, юный Мендельсон немедленно проникся сочинением Баха и в 1829 году, в возрасте двадцати лет, сумел организовать исполнение «Страстей» в Берлине. Мендельсон не мог удержаться от искушения подправить музыку Баха: он сократил длительность произведения с трех часов до двух, заменил клавишные органом и в целом смягчил барочность партитуры. Бах был бы огорчен теми буйно-романтическими «Страстями», которые представил на сцене Мендельсон, но берлинская публика была в упоении. Тут же началась охота за другими припрятанными сокровищами Баха, и с той поры его музыка - обязательное блюдо в концертных залах всего мира. Неплохо для человека, никогда не выезжавшего из своей южно-немецкой провинции.

БАХОВ МНОГО НЕ БЫВАЕТ

От двух жен у Баха было общим счетом двадцать детей; правда, лишь половина из них дожила до взрослого возраста. Из шестерых сыновей только один, Готфрид Генрих, не стал профессиональным музыкантом - по-видимому, из-за отставания в умственном развитии.

Еще один сын, Готфрид Бернхард, подавал большие надежды. Бах использовал свои связи, чтобы добыть Готфриду место органиста в Мюльхаузене, однако спустя несколько месяцев он снова приехал в Мюльхаузен с постыдной миссией заплатить долги сына. Пребывание на втором месте работы, в Зангерхаузене, закончилось еще хуже - Готфрид попросту исчез, оставив после себя кучу долгов. Целый год родные не получали от него никаких известий, а затем им сообщили, что он умер в Йене, куда явился поступать на юридический факультет университета.

К счастью, четверо других сыновей Баха не проявляли склонности к эксцессам. Вильгельм Фридеман, Карл Филипп Эммануил, Иоганн Кристоф Фридрих и Иоганн Кристиан - все сочиняли музыку. Произведения В.Ф. и И.К.Ф. сегодня редко можно услышать, однако И.К. и К.Ф.Э. при жизни были широко известны и считались куда более значительными композиторами, чем их отец. С тех пор ситуация резко поменялась.

ПАРШИВАЯ ОВЦА В СТАДЕ БАХОВ?

И последний Бах, о котором стоит упомянуть: якобы двадцать первый отпрыск великого композитора с инициалами П.Д.К. На самом деле П.Д.К. - выдумка музыкального сатирика Петера Шикеле; этот розыгрыш Шикеле длит не один год, периодически «обнаруживая» неведомые доселе сочинения П.Д.К. и представляя их на суд публики. Исполнение, как правило, сопровождается изрядной дозой музыковедческой абракадабры.

Шикеле делит творчество П.Д.К. на три периода: «первый всплеск», «погружение» и «покаяние». Поскольку у П.Д.К. куда ловчее получается воровать музыку у других, нежели сочинять свою собственную, его произведения представляют собой попурри из самых разных стилей и жанров - барочного контрапункта, романтических мелодий, ренессансных мадригалов, музыки кантри и даже рэпа. Среди наиболее популярных - «Увертюра 1712 года», «Тварь Эдип», «Темпераментный клавир» и «Серенада для целой прорвы духовых и ударных».

ГОЛЬДБЕРГ ПО ГУЛЬДУ

Одним из самых знаменитых интерпретаторов Баха в двадцатом веке был канадский пианист Гленн Гульд. Родившийся в 1932 году в Торонто, Гульд еще в раннем детстве обнаружил выдающийся музыкальный талант, а в пятнадцать лет он уже выступал с концертами. За два десятилетия концертной деятельности Гульд объехал всю Северную Америку и Европу, поражая публику как невероятной техникой игры, так и своей эксцентричностью. На сцену он выходил, закутанный в сто одежек, - Гульд боялся сквозняков. Публику он предпочитал не замечать, за роялем раскачивался и подпрыгивал, а также напевал себе под нос, немилосердно фальшивя.

Гульд жаловался, что не может спать в незнакомом месте, и в 1964 году он прекратил давать концерты. Многие оркестры вздохнули с облегчением. Гульд изводил дирижеров, настаивая на иной, не общепринятой, трактовке музыкального произведения; ему было крайне трудно угодить с роялем, и он тратил кучу времени, приспосабливая к инструменту свой табурет особой конструкции. Он также мог отменить выступление чуть ли не в день концерта. Целиком переключившись на работу в студии, Гульд принялся записывать клавишные сочинения Баха, в том числе «Вариации Гольдберга» - в двух вариантах. На большинстве записей слышны «напевы» пианиста, несмотря на героические усилия звукоинженеров убрать этот «довесок». Но какая разница, если Гульд играл Баха как никто другой, а его поклонники во всем мире провозгласили эти записи канонической интерпретацией шедевра Баха.

Гульд был отъявленным ипохондриком. Однажды он засудил фирму «Стейнвей и сыновья» за то, что их коммерческий директор похлопал пианиста по плечу немного более размашисто, чем следовало. Гульд назвал это нападением и заявил, что с тех пор его мучают непрерывные боли в плече и позвоночнике. Однако свое пятидесятилетие пианист встретил в поразительно добром здравии. Тем сильнее был шок в обществе, когда всего несколько дней спустя у Гульда случился обширный инсульт. Из комы он не вышел и умер 4 октября 1982 года. Его записи, в частности обе версии «Вариаций Гольдберга», остаются невероятно популярными.

Юхан Себастьян Вельхавен (1807–1873) Весенняя ночь Ночи весенней смутные сны Дарят долинам покров тишины, Реки протяжные песни поют В ритме ночных колыбельных минут. Словно в идиллии, Молят у лилии Эльфы: «Позвольте остаться нам тут!» Скоро взойдет молодая луна, Свет

Это ты, Себастьян! Дети мои заразились любовью к Великобритании сразу, как только стали что-то понимать. А скорей всего, это была врожденная любовь. И у сына, и у дочери. Сын поступил на переводческий и уже этим летом караулил падающие звезды – загадать конкретное желание –

Себастьян Брант Себастьян Брант. Худ. А. Дюрер, ок. 1520 г.Среди вечных тем наиболее популярны возвышенные: о бренности или вечности жизни, пределах Вселенной и познания, бессмертии души, борениях добра и зла… Но, как свидетельствует жизненный опыт, не менее неизбывны темы,

СЕБАСТЬЯН БРАНТ (ок. 1458-1521) Германия вступила в эпоху гуманизма на сто лет позже Италии, примерно в 1430-х годах. Гуманистическое движение здесь опиралось на достижения передовой итальянской культуры, но уже с первых шагов стала намечаться и его собственная специфика:

КАЛЬВИН ЖАН (ИОГАНН) (род. в 1509 г. – ум. в 1564 г.) Деятель Реформации, основоположник кальвинизма. С 1541 г. фактический диктатор Женевы, ставшей центром Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.Движение Реформации, начавшееся во втором десятилетии XVI в.,

СЕБАСТЬЯН КОУ (родился в 1956 г.) Если начать вспоминать с античных времен, то имена пар, состоящих из отца и сына и добившихся большого успеха, можно записать на булавочной головке, причем на ней останется еще достаточно места для текста «Отче наш», Господней

Иоганн Себастьян Бах Типичный случай Среди несгораемых партитур классической музыки бесспорными лидерами во всем, что касается огнеупорности, жаропрочности и других добродетелей такого рода, уже давно признаны партитуры, подписанные именем Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Мяэ - Георгиевский кавалер Август Порк ведет нас в привокзальный район, во двор небольшого домика, почти по соседству с кварталом, где сейчас окружена последняя в этом районе группировка противника. За домиком блиндаж. Спустились по узенькому ходку вниз, в

Бах Себастьян Полное имя – Иоганн Себастьян Бах (род. в 1685 г. – ум. в 1750 г.) Один из величайших представителей мировой гуманистической культуры, творчество которого является вершиной философской мысли в музыке. Свободно соединяя черты не только разных жанров, но и

Гутенберг Гензфляйш Иоганн (род. между 1394–1399 гг. или в 1406 г. – ум. в 1468 г.) Великий немецкий изобретатель, разработавший технические основы книгопечатания (изобрел печать с наборных литер, инструмент для отливки литер, типографский сплав, сконструировал печатный станок

Иоган Себастьян Бах. Его жизнь и музыкальная деятельность Биографический очерк С. А.

Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор и музыкант эпохи Барокко, собравший и совместивший в своем творчестве традиции и наиболее значимые достижения европейского музыкального искусства, а также обогативший все это виртуозным применением контрапункта и тонким чувством совершенной гармонии. Бах – это величайший классик, оставивший огромное наследие, которое стало золотым фондом мировой культуры. Это музыкант–универсал, в своем творчестве охвативший почти все известные жанры. Создавая бессмертные шедевры, он каждый такт своих композиций превращал в маленькие произведения, объединяя их затем в совершенные по форме бесценные творения исключительной красоты и выразительности, которые ярко отображали многообразный духовный мир человека.

Краткую биографию Иоганна Себастьяна Баха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Баха

Иоганн Себастьян Бах родился в немецком городке Айзенах в пятом поколении семьи музыкантов 21 марта 1685 г. Необходимо отметить, что музыкальные династии были довольно распространены в то время в Германии, и талантливые родители стремились развить в детях соответствующие дарования. Отец мальчика – Иоганн Амброзиус – был органистом в церкви Айзенаха и придворным концертмейстером. Очевидно, что именно он давал первые уроки игры на скрипке и клавесине маленькому сыну.


Из биографии Баха мы узнаём, что в 10 лет мальчик потерял родителей, но не остался без крова над головой, ведь он был восьмым и самым младшим в семье ребенком. О маленьком сироте позаботился уважаемый органист Ордруфа Иоганн Кристоф Бах, старший брат Иоганна Себастьяна. Среди прочих своих учеников Иоганн Кристоф обучал и брата играть на клавире, но рукописи современных композиторов строгий учитель надежно прятал под замок, дабы не испортить вкус юных исполнителей. Впрочем, замок не помешал маленькому Баху познакомиться с запретными произведениями.


Люнебург

В 15-летнем возрасте Бах поступил на обучение в престижную Люнебургскую школу церковных певчих, которая находилась при храме св. Михаила, и в то же время благодаря своему прекрасному голосу юный Бах смог немного подрабатывать в церковном хоре. Кроме этого в Люнебурге юноша познакомился Георгом Бёмом, известным органистом, общение с которым оказало влияние на раннее творчество композитора. А также неоднократно путешествовал в Гамбург, чтобы послушать игру крупнейшего представителя немецкой органной школы А.Рейнкена. К этому же периоду относятся первые произведения Баха для клавира и органа. После успешного окончания школы Иоганн Себастьян получает право поступления в университет, но из-за недостатка денежных средств у него не было возможности продолжать образование.

Веймар и Арнштадт


Свою трудовую деятельность Иоганн начал в Веймаре, где его приняли в придворную капеллу герцога Иоганна Эрнста Саксонского в должности скрипача. Однако, это продолжалось не долго, так как такая работа не удовлетворяла творческим порывам молодого музыканта. Бах в 1703 году, не задумываясь, соглашается на переезд в г. Арнштадт, где ему в храме св. Бонифация изначально была предложена должность смотрителя органа, а затем и пост органиста. Приличное жалование, работа всего три дня в неделю, хороший модернизированный инструмент, настроенный по новейшей системе, все это создавало условия для расширения творческих возможностей музыканта не только как исполнителя, но и композитора.

В этот период он создает большое количество органных произведений, а также каприччио, кантаты и сюиты. Здесь Иоганн становится настоящим экспертом органов и блестящим виртуозом, игра которого вызывала безудержный восторг у слушателей. Именно в Арнштадте раскрывается его дар импровизации, который очень не нравился церковному руководству. Бах всегда стремился к совершенству и не упускал случая познакомиться с знаменитыми музыкантами, например с органистом Дитрихом Букстехуде, который служил в г. Любек. Получив четырехнедельный отпуск, Бах отправился послушать великого музыканта, игра которого настолько впечатлила Иоганна, что он, забыв про свои обязанности, задержался в Любеке на четыре месяца. По возвращении в Арндштадт возмущенное руководство устроило Баху унизительное разбирательство, после которого ему пришлось покинуть город и искать новое место работы.

Мюльхаузен

Следующим городом, на жизненном пути Баха был Мюльхаузен. Здесь в 1706 году он выиграл конкурс на место органиста в храме св. Власия. Его приняли с хорошим жалованием, но и с определенным условием: музыкальное сопровождение хоралов должно быть строгим, без всякого рода «украшений». Власти города в дальнейшем с уважением относились к новому органисту: они одобрили план по реконструкции церковного органа, а также выплатили хорошее вознаграждение за сочиненную Бахом праздничную кантату «Господь – мой царь», которая была посвящена церемонии вступления в должность нового консула. Пребывание в Мюльхаузене в жизни Баха ознаменовалось счастливым событием: он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре, которая впоследствии подарила ему семерых детей.


Веймар


В 1708 году великолепную игру мюльхаузенского органиста услышал герцог Эрнст Саксен-Веймарский. Под впечатлением от услышанного, знатный вельможа сразу предложил Баху должности придворного музыканта и городского органиста с жалованием значительно превышающем прежнее. У Иоганна Себастьяна начался Веймарский период, который характеризуется как один из самых плодотворных в творческой жизни композитора. В это время он создает большое количество композиций для клавира и органа, среди которых сборник хоральных прелюдий, «Пассакалья c-moll», знаменитая «Токката и фуга d-moll », «Фантазия и фуга C-dur» и много других величайших произведений. Следует также отметить, что к этому периоду относится и сочинение более двух десятков духовных кантат. Такая эффективность в композиторском творчестве Баха была связано с назначением его в 1714 году вице – капельмейстером, в обязанности которого входило регулярное ежемесячное обновление церковной музыки.

В то же время современников Иоганна Себастьяна больше восхищало его исполнительское искусство, и он постоянно слышал реплики восхищения в адрес своей игры. Слава о Бахе, как виртуозном музыканте быстро распространялась не только по Веймару, но и за его пределами. Однажды дрезденский королевский капельмейстер пригласил его, померятся силами с французским прославленным музыкантом Л.Маршаном. Однако музыкального состязания не получилось, так как француз, услышав игру Баха на предварительном прослушивании, тайно, без предупреждения покинул Дрезден. В 1717 году веймарский период в жизни Баха подошёл к концу. Иоганн Себастьян мечтал получить место капельмейстера, но когда это место освободилось, герцог предложил его другому, совсем молодому и неопытному музыканту. Бах, посчитав это за оскорбление, попросил о немедленной своей отставке и за это на четыре недели попал под арест.


Кётен

Согласно биографии Баха в 1717 году он покидает Веймар, чтобы устроится в Кётене придворным капельмейстером у князя Леопольд Ангальта Кётенского. В Кётене Баху предстояло писать мирскую музыку, поскольку вследствие реформ в церкви исполняли только псалмы. Здесь Бах занял исключительное положение: как придворному дирижеру ему хорошо платили, князь обращался с ним как с другом, и композитор отплатил за это прекрасными сочинениями. В Кётене у музыканта было много учеников, и для их обучения он составил «Хорошо темперированный клавир ». Это 48 прелюдий и фуг, которые прославили Баха как мастера клавирной музыки. Когда князь женился, молодая княжна выказала неприязнь и к Баху, и к его музыке. Иоганну Себастьяну пришлось искать другую работу.

Лейпциг

В Лейпциге, куда Бах переехал в 1723 г., он достиг вершины своей карьерной лестницы: его назначили кантором в церкви св. Фомы и музыкальным директором всех церквей города. Бах занимался обучением и подготовкой исполнителей церковных хоров, подбором музыки, организацией и проведением концертов в основных храмах города. Возглавляя с 1729 г. Музыкальную коллегию, Бах стал устраивать по 8 двухчасовых концертов светской музыки в месяц в кофейне некоего Циммермана, приспособленной под выступления оркестра. Получив назначение на должность придворного композитора, Бах передал руководство Музыкальной коллегией своему бывшему ученику Карлу Герлаху в 1737 г. В последние годы Бах часто переделывал свои ранние произведения. В 1749 г. он заканчивает Высокую мессу си-минор , некоторые части которой были написаны им 25 лет назад. Композитор умер в 1750 г., работая над «Искусством фуги».



Интересные факты о Бахе

  • Бах был признанным специалистом по органам. Его приглашали проверять и настраивать инструменты в различных храмах Веймара, где он прожил довольно долго. Каждый раз поражая клиентов удивительными импровизациями, которые он играл, чтобы услышать как звучит нуждающийся в его работе инструмент.
  • Иоганну было скучно во время службы исполнять однообразные хоралы, и он не сдерживая творческий порыв, экспромтом вставлял в установленную церковную музыку свои небольшие украшающие вариации, что вызывало большое недовольство начальства.
  • Более известный своими религиозными произведениями, Бах преуспел и в сочинении светской музыки, о чем свидетельствует его «Кофейная кантата». Бах представил это полное юмора произведение как небольшую комическую оперу. Изначально называясь «Schweigt stille, plaudert nicht» («Умолкни, прекрати болтать»), она описывает пристрастие лирического героя к кофе, и, не случайно, эта кантата была впервые исполнена в Лейпцигском кофейном домике.
  • В 18 лет Бах очень хотел получить место органиста в г. Любек, которое в то время принадлежало знаменитому Дитриху Букстехуде. Ещё одним претендентом на это место был Г. Гендель . Главным условием для занятия этой должности была женитьба на одной из дочерей Букстехуде, но так жертвовать собой ни Бах, ни Гендель не решились.
  • Иоганну Себастьяну Баху очень нравилось переодеваться бедным учителем и в таком виде посещать маленькие церквушки, где он просил у местного органиста немного поиграть на органе. Некоторые прихожане, слыша необыкновенно прекрасное для них исполнение, испуганно уходили со службы, думая, что у них в храме в виде странного человека появился сам дьявол.


  • Российский посланник в Саксонии Герман фон Кейзерлинг попросил Баха написать произведение, под которое он смог бы быстро засыпать крепким сном. Так появились «Гольдберговские вариации», за которые композитор получил золотой кубик, наполненный сотней луидоров. Эти вариации и поныне являются одним из самых лучших «снотворных».
  • Иоганн Себастьян был известен современникам не только как выдающийся композитор и виртуозный исполнитель, а также человек с очень тяжелым характером, нетерпимый к ошибкам других. Известен случай, когда публично оскорбленный Бахом за несовершенное исполнение фаготист, набросился на Иоганна. Состоялась настоящая дуэль, так как оба были вооружены кинжалами.
  • Увлекающийся нумерологией Бах любил вплетать числа 14 и 41 в свои музыкальные произведения, потому что этим числам соответствовали первые буквы имени композитора. Кстати, свою фамилию Бах тоже любил обыгрывать в сочинениях: нотная расшифровка слова «Бах» образует рисунок креста. Именно этот символ является самым важным для Баха, считающего неслучайными подобные совпадения .

  • Благодаря Иоганну Себастьяну Баху в церковных хорах сегодня поют не только мужчины. Первой женщиной, которая запела в храме, стала жена композитора Анна Магдалена, обладающая прекрасным голосом.
  • В середине 19 века немецкие музыковеды основали первое Баховское общество, основной задачей которого было издание произведений композитора. В начале двадцатого века общество самораспустилось и полностью собрание сочинений Баха опубликовали лишь во второй половине двадцатого века по инициативе Баховского института, созданного в 1950 году. В мире на сегодняшний день в общей сложности существует двести двадцать два Баховских общества, Баховских оркестра и Баховских хора.
  • Исследователи творчества Баха выдвигают предположение, что великий маэстро сочинил 11200 произведений, хотя наследие, известное потомкам, включает в себя только 1200 композиций.
  • На сегодняшний день существует более пятидесяти трех тысяч книг и различных публикаций о Бахе на разных языках, издано около семи тысяч полных биографий композитора.
  • В 1950 г. В. Шмидером был составлен нумерованный каталог работ Баха (BWV– Bach Werke Verzeichnis). Этот каталог несколько раз обновлялся по мере уточнения данных об авторстве тех или иных произведений и, в отличие от традиционных хронологических принципов классификации работ других известных композиторов, этот каталог построен по тематическому принципу. Произведения под близкими номерами принадлежат к одному жанру, а вовсе не написаны в одни годы.
  • Произведения Баха: «Бранденбурский концерт № 2», «Гавот в форме рондо» и «ХТК» были записаны на Золотую пластинку и в 1977 году запущены с Земли, прикрепленные к космическому аппарату «Вояджер».


  • Всем известно, что Бетховен страдал от потери слуха, но мало кто знает, что Бах на склоне лет ослеп. Собственно, неудачная операция на глазах, выполненная хирургом-шарлатаном Джоном Тейлором, и стала причиной смерти композитора в 1750 году.
  • Иоганн Себастьян Бах был похоронен неподалеку от храма Святого Фомы. Спустя некоторое время через территорию кладбища проложили дорогу и могила была утеряна. В конце 19-го века при проведении реконструкции церкви останки композитора нашли и перезахоронили. После Второй мировой войны в 1949 году мощи Баха были перенесены в здание церкви. Однако, из-за того, что могила несколько раз меняла место, скептики подвергают сомнениям, что в захоронении находится прах именно Иоганна Себастьяна.
  • На сегодняшний день во всем мире выпущено 150 почтовых марок, посвященных Иоганну Себастьяну Баха, 90 из них издано в Германии.
  • К Иоганну Себастьяну Баху - великому музыкальному гению, с большим почитанием относятся во всем мире, памятники ему установлены во многих странах, только в Германии насчитывается 12 монументов. Один из них находится в местечке Дорнхайм недалеко от Арнштадта и посвящен свадьбе Иоганна Себастьяна и Марии Барбары.

Семья Иоганна Себастьяна Баха

Иоганн Себастьян принадлежал к крупнейшей немецкой музыкальной династии, родословную которой принято отсчитывать от Фейта Баха, простого пекаря, но очень любящего музыку и прекрасно исполняющего народные мелодии на своем любимом инструменте – цитре. Это увлечение от основателя рода передалось его потомкам, многие из них стали профессиональными музыкантами: композиторами, канторами, капельмейстерами, а также самыми разными инструменталистами. Они расселились не только по Германии, кое-кто даже уехал за границу. В течение двух сотен лет музыкантов Бахов стало так много, что их именем стали называть любого человека, чье занятие было связано с музыкой. Самыми известными предками Иоганна Себастьяна, произведения которых дошли до нас были: Иоганес, Генрих, Иоганн Кристоф, Иоганн Бернгард, Иоганн Михаэль и Иоганн Николаус. Отец Иоганна Себастьяна – Иоганн Амброзиус Бах тоже был музыкантом и служил органистом в Айзенахе, в городе, где родился Бах.


Сам Иоганн Себастьян был отцом большого семейства: от двух жен у него родилось двадцать детей. Первый раз он женился на своей возлюбленной кузине Марии Барбаре - дочери Иоганна Михаэла Баха в 1707 году. Мария родила Иоганну Себастьяну семерых детей, трое из них умерли в младенческом возрасте. Сама Мария тоже прожила не долгую жизнь, она скончалась в возрасте 36 лет, оставив Баху четверых малолетних детей. Бах очень тяжело переживал потерю жены, но через год опять влюбился в юную девушку Анну Магдалену Вилькен, с которой познакомился при дворе герцога Ангальт-Кетенского и сделал ей предложение. Несмотря на большую разницу в возрасте девушка согласилась и очевидно, что этот брак был очень удачным, так как Анна Магдалена подарила Баху тринадцать детей. Девушка отлично справлялась с хозяйством, заботливо относилась к детям, искренне радовалась успехам мужа и оказывала большую помощь в работе, переписывая его партитуры. Семья для Баха была большой отрадой, он много времени отдавал воспитанию детей, занимаясь с ними музыкой и сочиняя специальные упражнения. По вечерам семейство очень часто устраивало импровизированные концерты, которые доставляли всем радость. Дети Баха от природы имели великолепные данные, но четверо из них обладали исключительной музыкальной одаренностью - это Иоганн Кристоф Фридрих, Карл Филипп Эмануэль, Вильгельм Фридеманн и Иоганн Кристиан. Они тоже стали композиторами и оставили свой след в истории музыки, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в искусстве исполнения.

Творчество Иоганна Себастьяна Баха


Иога́нн Себастья́н Бах был одним из самых плодовитых композиторов, его наследие в сокровищнице мировой музыкальной культуры насчитывает около 1200 бессмертных шедевров. В творчестве Баха был один единственный вдохновитель – это Создатель. Иоганн Себастьян посвящал ему почти все свои произведения и в конце партитур всегда подписывал буквы, которые являлись аббревиатурой слов: «Во имя Иисуса», «Иисус помоги», «Одному богу слава». Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Бах был очень верен своему религиозному мировоззрению и никогда ему не изменял. По рассуждениям композитора, даже самая небольшая инструментальная пьеска должна указывать на мудрость Творца.

Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.

Музыканты по всему миру исполняют музыку Баха и со многими его произведениями начинают еще знакомиться с самого детства. Например, каждый маленький пианист, обучающийся в музыкальной школе, обязательно имеет в своем репертуаре пьесы из « Нотной тетради Анны Магдалены Бах» . Затем изучаются маленькие прелюдии и фуги, далее идут инвенции, а в конечном итоге « Хорошо темперированный клавир» , но это уже высшая школа.

К известным произведениям Иоганна Себастьяна также относятся «Страсти по Матфею », «Месса си - минор», «Рождественская оратория», «Страсти по Иоанну» и, несомненно, «Токката и фуга ре-минор ». А кантата «Господь - мой Царь» и в нынешнее время звучит на праздничных службах в храмах в разных уголках мира.

Фильмы о Бахе


Великий композитор, являясь крупнейшей фигурой в мировой музыкальной культуре, всегда привлекал к себе пристальное внимание, поэтому по биографии Баха и о его творчестве написано очень много книг, а также сняты художественные и документальные фильмы. Их достаточно большое количество, но наиболее значимыми из них считаются:

  • «Тщетное путешествие Иоганна Себастьяна Баха к славе» (1980, ГДР) - биографический фильм рассказывает о непростой судьбе композитора, который всю жизнь странствовал в поисках «своего» места под солнцем.
  • «Бах: Борьба за свободу» (1995, Чехия, Канада) - художественный фильм, повествующий об интригах во дворце старого герцога, завязавшихся вокруг соперничества Баха с лучшим органистом оркестра.
  • «Ужин в четыре руки» (1999, Россия) - художественная кинокартина, которая показывает так и не состоявшуюся в реальности, но столь желанную встречу двух композиторов – Генделя и Баха.
  • «Меня зовут Бах» (2003) – фильм переносит зрителей в 1747 г., в то время, когда Иоганн Себастьян Бах прибыл ко двору Прусского короля Фридриха ІІ.
  • «Хроника Анны Магдалены Бах» (1968) и «Иоганн Бах и Анна Магдалена» (2003) - в фильмах показаны отношения Баха с его второй женой, способной ученицей своего мужа.
  • «Антон Иванович сердится» - музыкальная комедия, в которой есть эпизод: Бах является главному герою в сновидении и рассказывает, что писать бесчисленные хоралы ему было ужасно скучно, и он всегда мечтал написать веселую оперетту.
  • «Молчание перед Бахом» (2007) – фильм - мюзикл, который помогает погрузиться в мир музыки Баха, перевернувшей существовавшее до него представление европейцев о гармонии.

Из документальных фильмов о знаменитом композиторе необходимо отметить такие киноленты как: «Иоганн Себастьян Бах: жизнь и творчество, в двух частях» (1985, СССР); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Немецкие композиторы» 2004, Германия); «Иоганн Себастьян Бах» (серия «Знаменитые композиторы» 2005, США); «Иоганн Себастьян Бах – композитор и богослов» (2016, Россия).

Музыку Иоганна Себастьяна, наполненную философским содержанием, а также имеющую на человека большое эмоциональное воздействие, режиссеры очень часто использовали в саундтреках к своим фильма, например:


Отрывки из музыкальных произведений

Фильмы

Сюита № 3 для виолончели

«Расплата» (2016)

«Союзники» (2016)

Бранденбургский концерт № 3

«Сноуден» (2016)

«Разрушение» (2015)

«В центре внимания» (2015)

«Джобс: Империя соблазна» (2013)

Партита № 2 для скрипки соло

«Антропоид (2016)

«Флоренс Фостер Дженкинс» (2016)

Гольдберговские вариации

«Альтамира» (2016)

«Энни» (2014)

«Привет Картер» (2013)

«Пять танцев» (2013)

«Сквозь снег» (2013)

«Ганнибал: Восхождение» (2007)

«Крик совы» (2009)

«Бессонная ночь» (2011)

«К чему-то прекрасному» (2010)

«Капитан Фантастик (2016)

«Страсти по Иоанну»

«Что-то наподобие ненависти» (2015)

«Эйхман» (2007)

«Космонавт» (2013)

Месса си-минор

«Я, Эрл и умирающая девушка» (2015)

«Елена» (2011)

Несмотря на перипетии, Иоганн Себастьян Бах написал огромное количество удивительных сочинений. Дело композитора продолжили его знаменитые сыновья, но никто из них так и не смог превзойти отца ни в сочинительстве, ни в исполнении музыки. Имя автора страстных и чистых, невероятно талантливых и незабываемых произведений стоит на вершине мира музыки, а его признание как великого композитора продолжается и по сей день.

Видео: смотреть фильм о Иоганне Себастьяне Бахе

Биография Иоганна Себастьяна Баха: самое главное. Читайте краткую биографию Баха в сегодняшней статье.

Биография Баха: краткое содержание – самое главное

Профайл:

  • Иоганн С. Бах – немецкий композитор, органист, педагог.
  • Направление в музыке: симфонии, фуги, произведения для оркестров и хоров, мессы си минор, пассионаты.
  • Дата рождения: 31 марта 1685 года.
  • Место: г. Эйзенах, Германия (Тюрингия).
  • Дата смерти: 28 июля 1750 г.
  • Место: Лейпциг. Похоронен в церкви Святого Фомы.

Бах: основные факты

Родился в известной музыкальной семье. Был самым младшим из 8 детей. Отец поддерживал всех отпрысков, оплачивая обучение и продвигая давний музыкальный род. Огромное влияние имели церковные и местные власти, приглашавшие отца, а позднее сыновей, для исполнения основных произведений. Обобщенное число аудитории: 6 тысяч жителей городка.

В 9-ти летнем возрасте И. Бах лишился матери, а через год отца . Воспитанием занялся старший брат, Иоганн Кристоф. Вместе изучали произведения Пахельбеля, Фроберга. Брали уроки у Беме. Знакомились с популярными аристократами: Рейнкеном, Букстехуде.

В 15 лет переезжает в Люксембург , посчитав себя самостоятельным. Учился в школе Святого Михаила и активно читал литературу. Полученное самообразование возымело плоды: получил право поступить в университет, но не воспользовался им – надо было зарабатывать деньги. Начал карьеру придворного музыканта , играл на органе в церкви Св. Бонифация. Постепенно к Баху приходила слава.

В 1707 году обручился с кузиной, Марией Барбаре , которая родила музыканту 4-х детей. В 1720 году молодая жена умирает, а И. Бах вскоре женится повторно , чтобы дать детям необходимое материнское тепло на Анне Магдалине – девушке с прекрасным голосом, которую органист умело пристроил в мужской хор, положив традицию смешанного состава. От второго брака у Баха было 13 детей.

В 1723 году получил должность кантора хора в церкви Св. Фомы . Нельзя не отметить, что на это повлияло исполнение знаменитых «Страстей по Иоанну». Последующие годы были весьма продуктивными: курировал хор, сочинял музыкальные произведения, активно привлекал аудиторию. В 1729 году становится руководителем Музыкальной коллегии, основанной в 1701 году его другом, Георгом Телеманом. Исполнял роль дирижера на концертах. Ставил новые творческие задачи: писал, в основном, камерную музыку от души, вкладывал свой вкус вопреки приевшимся предпочтениям городской аудитории. Виртуоз мог поступиться любыми взглядами, но не вкусовыми предпочтениями в музыке.

18 июля прозрел на краткий миг, но затем случился удар. Пролежав 10 дней в предсмертных мучениях, умер 28 июля 1750 года, в Лейпциге . Похоронен в церкви Святого Иоанна – место его постоянной работы более 20 лет.

↓ Пишите в комментариях, какие интересные факты Вы знаете об И. Бахе? Оцените статью!

(1 оценили, оценка: 5,00 из 5)

Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach; 21 марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах - 28 июля 1750, Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) - великий немецкий композитор XVIII века. Прошло уже более двухсот пятидесяти лет со дня смерти Баха, а интерес к его музыке всё возрастает. При жизни композитор не получил заслуженного признания.

Интерес к музыке Баха возник почти сто лет спустя после его смерти: в 1829 году под управлением немецкого композитора было публично исполнено величайшее произведение Баха - "Страсти по Матфею". Впервые - в Германии - было издано полное собрание баховских сочинений. А музыканты всего мира играют музыку Баха, поражаясь её красоте и вдохновению, мастерству и совершенству. "Не ручей! - Море должно быть ему имя ", - сказал о Бахе великий .

Предки Баха издавна славились своей музыкальностью. Известно, что прапрадед композитора, булочник по профессии, играл на цитре. Из рода Бахов выходили флейтисты, трубачи, органисты, скрипачи. В конце концов каждого музыканта в Германии начали называть Бахом и каждого Баха - музыкантом.

Детство

Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Эйзенахе. Иоганн Себастьян Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха и Элизабет Леммерхирт. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Брат определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке.

Но тот был нечуткий музыкант. Однообразно и скучно шли занятия. Для пытливого десятилетнего мальчика это было мучительно. Поэтому он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. Шесть месяцев длилась эта утомительная работа, она сильно повредила зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребенка, когда брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные ноты.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Начало поры скитаний

В пятнадцать лет Иоганн Себастьян решил начать самостоятельную жизнь и переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию и получил право поступить в университет. Но Баху не пришлось использовать это право, так как нужно было добывать средства к существованию.

В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города в город, меняя место работы. Почти каждый раз причина оказывалась одна и та же - неудовлетворительные условия работы, унизительное, зависимое положение. Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но также итальянских и французских композиторов. Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися музыкантами, изучить манеру их исполнения. Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного органиста Букстехуде.

Так же неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, Бах с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал им слепо подражать. Обширные и глубокие знания помогали ему совершенствовать и отшлифовывать свое композиторское мастерство.

Талант Себастьяна Баха не ограничивался этой областью. Он был лучшим среди своих современников исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым. Это вынуждены были признать даже его соперники.

Рассказывают, что Бах был приглашён в Дрезден, чтобы участвовать в состязании со знаменитым в то время французским органистом и клавесинистом . Накануне состоялось предварительное знакомство музыкантов, оба они играли на клавесине. В ту же ночь Маршан поспешно уехал, признав тем самым неоспоримое превосходство Баха. В другой раз, в городе Касселе, Бах изумил своих слушателей, исполнив соло на педали органа. Такой успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. На вопрос, как он достиг такого совершенства, композитор ответил: "Мне пришлось усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же ".

Арнштадт и Мюльхаузен (1703-1708)

В январе 1703 года, после окончания учёбы, он получил должность придворного музыканта у веймарского герцога Иоганна Эрнста. Неизвестно точно, что входило в его обязанности, но, скорее всего, эта должность не была связана с исполнительской деятельностью. За семь месяцев службы в Веймаре распространилась слава о нём как об исполнителе. Бах был приглашён на должность смотрителя органа в церковь Св. Бонифация в Арнштадте, находящемся в 180 км от Веймара. С этим старейшим немецким городом у семьи Бахов были давние связи. В августе Бах занял пост органиста церкви. Работать ему приходилось три дня в неделю, а жалование было относительно высоким. Кроме того, инструмент поддерживался в хорошем состоянии и был настроен по новой системе, расширявшей возможности композитора и исполнителя.

Семейные связи и увлечённый музыкой работодатель не смогли предотвратить напряжение между Иоганном Себастьяном и властями, возникшее через несколько лет. Бах был недоволен уровнем подготовки певцов в хоре. Кроме того, в 1705-1706 годах Бах самовольно отлучился в Любек на несколько месяцев, где он познакомился с игрой Букстехуде, что вызвало недовольство властей. Первый биограф Баха Форкель пишет, что Иоганн Себастьян прошёл более 40 км пешком, чтобы послушать выдающегося композитора, но сегодня некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению.

К тому же начальство предъявило Баху обвинения в «странном хоральном сопровождении», смущавшем общину, и в неумении управлять хором; последнее обвинение, видимо, имело под собой основания.

В 1706 году Бах решает сменить место работы. Ему предложили более выгодную и высокую должность органиста в церкви Св. Власия в Мюльхаузене, крупном городе на севере страны. В следующем году Бах принял это предложение, заняв место органиста Иоганна Георга Але. Его жалование по сравнению с предыдущим было повышено, а уровень певчих был лучше. Четыре месяца спустя, 17 октября 1707 года Иоганн Себастьян женился на своей кузине Марии Барбаре из Арнштадта. Впоследствии у них родилось шестеро детей, трое из которых умерли в детстве. Трое из выживших - Вильгельм Фридеман, Иоганн Кристиан и Карл Филипп Эммануил - стали впоследствии известными композиторами.

Городские и церковные власти Мюльхаузена были довольны новым служащим. Они без раздумий одобрили его план реставрации церковного органа, требующий больших затрат, а за публикацию праздничной кантаты «Господь - мой царь», BWV 71 (это была единственная напечатанная при жизни Баха кантата), написанной к инаугурации нового консула, ему дали большое вознаграждение.

Возвращение в Веймар (1708-1717)

Проработав в Мюльхаузене около года, Бах вновь сменил место работы, возвращаясь в Веймар, но на этот раз получая место придворного органиста и устроителя концертов - намного более высокую позицию, чем прошлая его должность в Веймаре. Вероятно, факторами, заставившими его сменить место работы, стали высокое жалованье и хорошо подобранный состав профессиональных музыкантов. Семья Баха поселилась в доме всего в пяти минутах ходьбы от герцогского дворца. В следующем году родился первый ребёнок в семье. В это же время к Бахам переехала старшая незамужняя сестра Марии Барбары, которая помогала им вести хозяйство до самой своей смерти в 1729 году. В Веймаре у Баха родились Вильгельм Фридеман и Карл Филипп Эммануил. В 1704 году Бах познакомился со скрипачом фон Вестхофом, который оказал большое влияние на деятельность Баха. Произведения фон Вестхофа вдохновили Баха на создание его сонат и партит для скрипки соло.

В Веймаре начался длительный период сочинения клавирных и оркестровых произведений, в которых талант Баха достиг расцвета. В этот период Бах впитывает музыкальные веяния из других стран. Произведения итальянцев Вивальди и Корелли научили Баха писать драматические вступления, из них Бах почерпнул искусство использования динамичных ритмов и решительных гармонических схем. Бах хорошо изучил работы итальянских композиторов, создавая переложения концертов Вивальди для органа или клавесина. Идею написания переложений он мог позаимствовать у сына своего работодателя, наследного герцога Иоганна Эрнста, композитора и музыканта. В 1713 году наследный герцог вернулся из зарубежной поездки и привёз с собой большое количество нот, которые показал Иоганну Себастьяну. В итальянской музыке наследного герцога (и, как можно видеть из некоторых произведений, самого Баха) привлекало чередование соло (игры одного инструмента) и тутти (игры всего оркестра).

Кётенский период

В 1717 году Бах с семьёй переехал в Кётен. При дворе принца Кётенского, куда он был приглашён, не было органа. Старый хозяин не хотел его отпускать, а 6 ноября 1717 года даже арестовал за постоянные просьбы об отставке, но уже 2 декабря отпустил на свободу «с изъявлением немилости ». Леопольд, князь Ангальт-Кётенский, нанял Баха на должность капельмейстера. Князь, сам будучи музыкантом, ценил талант Баха, хорошо ему платил и предоставлял большую свободу действий. Однако князь был кальвинистом и не приветствовал использование утончённой музыки на богослужениях, поэтому большинство кётенских работ Баха были светскими.

Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах всё свободное время отдавал творчеству. Созданные в это время произведения для клавира представляют собою вторую после органных сочинений вершину в его творчестве. В Кётене были написаны двухголосные и трехголосные инвенции (трехголосные инвенции Бах называл "симфониями ". Эти пьесы композитор предназначал для занятий со своим старшим сыном Вильгельмом Фридеманом. Педагогические цели руководили Бахом и при создании сюит - "Французских" и "Английских". В Кётене Бах закончил также 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием "Хорошо темперированный клавир". В этот же период была написана и знаменитая "Хроматическая фантазия и фуга" ре минор.

В наше время инвенции и сюиты Баха стали обязательными пьесами в программах музыкальных школ, а прелюдии и фуги "Хорошо темперированного клавира" - в училищах и консерваториях. Предназначенные композитором для педагогической цели, эти произведения представляют, кроме того, интерес и для зрелого музыканта. Поэтому пьесы Баха для клавира, начиная со сравнительно нетрудных инвенции и кончая сложнейшей "Хроматической фантазией и фугой", можно услышать на концертах и по радио в исполнении лучших пианистов мира.

7 июля 1720 года, во время того как Бах находился за границей с князем, внезапно умерла его жена Мария Барбара, оставив четырёх малолетних детей. В следующем году Бах познакомился с Анной Магдаленой Вильке, молодой высокоодарённой певицей (сопрано), которая пела при герцогском дворе. Они поженились 3 декабря 1721 года. Несмотря на разницу в возрасте - она была младше Иоганна Себастьяна на 17 лет, - их брак, по всей видимости, был счастливым. У них родилось 13 детей.

Последние года в Лейпциге

Из Кётена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Ему пришлось принять стеснительные для себя условия. Наряду с обязанностями преподавателя, воспитателя и композитора были и такие предписания: "Не выезжать из города без разрешения господина бургомистра ". Как и прежде, ограничивались его творческие возможности. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы "не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение ". Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным - своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.

Так было и на этот раз. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), "Страсти по Иоанну", "Страсти по Матфею", Мессу си минор. "Страсти", или "пассионы"; по Иоанну и Матфею - это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея. Месса близка по содержанию "Страстям". В прошлом и месса и "страсти" представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и "Страсти" Баха - это монументальные произведения концертного характера. В их исполнении участвуют солисты, хор, оркестр, орган. По своему художественному значению кантаты, "Страсти" и Месса представляют собою третью, самую высокую вершину творчества композитора.

Церковное начальство было явно недовольно музыкой Баха. Как и в прежние годы, её находили слишком яркой, красочной, человечной. И действительно, музыка Баха не отвечала, а скорее противоречила строгой церковной обстановке, настроению отрешенности от всего земного. Наряду с крупными вокально-инструментальными произведениями Бах продолжал писать музыку для клавира. Почти в одно время с Мессой был написан знаменитый "Итальянский концерт". Позже Бах закончил второй том "Хорошо темперированного клавира", куда вошли новые 24 прелюдии и фуги.

В 1747 году Бах посетил двор прусского короля Фридриха II, где король предложил ему музыкальную тему и попросил тут же что-нибудь на неё сочинить. Бах был мастером импровизации и сразу исполнил трёхголосную фугу. Позже он сочинил целый цикл вариаций на эту тему и послал его в подарок королю. Цикл состоял из ричеркаров, канонов и трио, основанных на продиктованной Фридрихом теме. Этот цикл был назван «Музыкальным приношением».

Помимо огромной творческой работы и службы в церковной школе, Бах принимал активное участие в деятельности "Музыкальной коллегии" города. Это было общество любителей музыки, которое устраивало концерты светской, а не церковной музыки для жителей города. С большим успехом Бах выступал в концертах "Музыкальной коллегии" как солист и дирижер. Специально для концертов общества он написал много оркестровых, клавирных и вокальных произведений светского характера. Но основная работа Баха - руководителя школы певчих - приносила ему одни огорчения и неприятности. Средства, отпускавшиеся церковью на школу, были ничтожны, и певчие мальчики голодали, были плохо одеты. Невысок был и уровень их музыкальных способностей. Певчих нередко набирали, не считаясь с мнением Баха. Оркестр школы был более чем скромен: четыре трубы и четыре скрипки!

Все прошения о помощи школе, поданные Бахом городскому начальству, оставались без внимания. Отвечать же за всё приходилось кантору.

Единственной отрадой были по-прежнему творчество и семья. Подросшие сыновья - Вильгельм Фридеман, Филипп Эммануил, Иоганн Христиан - оказались талантливыми музыкантами. Еще при жизни отца они стали известными композиторами. Большой музыкальностью отличалась Анна Магдалена Бах, вторая жена композитора. Она обладала прекрасным слухом и красивым, сильным сопрано. Хорошо пела и старшая дочь Баха. Для своей семьи Бах сочинял вокальные и инструментальные ансамбли.

Со временем зрение Баха становилось всё хуже. Тем не менее, он продолжал сочинять музыку, диктуя её своему зятю Альтникколю. В 1750 году в Лейпциг приехал английский офтальмолог Джон Тейлор, которого многие современные исследователи считают шарлатаном. Тейлор дважды прооперировал Баха, но обе операции оказались неудачными, Бах остался слепым. 18 июля он неожиданно ненадолго прозрел, но уже вечером с ним случился удар. Бах умер 28 июля; возможно, причиной смерти стали осложнения после операций. Оставшееся после него состояние было оценено в более чем 1000 талеров и включало 5 клавесинов, 2 лютневых клавесина, 3 скрипки, 3 альта, 2 виолончели, виолу да гамба, лютню и спинет, а также 52 священные книги.

Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Печально сложилась судьба жены и младшей дочери Баха. Анна Магдалена умерла десять лет спустя в доме призрения для бедных. Младшая дочь Регина влачила нищенское существование. В последние годы её тяжелой жизни ей помогал .

Фотографии Баха Иоганна Себастьяна

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Лол (Москва)

2016-12-05 16:26:21

Денчег (Далеко)

Тру стори)

2016-11-30 20:17:03

Андрюха Нпрг

2016-10-02 20:03:06

Андрюха Нпрг

2016-10-02 20:02:25

Игорь Чекрыжов (Москва)

Такие великие композиторы, как И.С. Бах, появляются только раз в 1000 лет. Мое мнение – ему нет равных в музыке, построении мелодии, глубине переданных чувств. До чего великолепны его ария из оркестровой сюиты №3, контрапункт 4 (искусство фуги). Даже по этим двум произведениям его можно считать великим композитором.

2016-03-29 15:00:10

Настя (Иваново)

2015-12-22 09:32:29

Мапп (Seul)

2015-12-14 20:24:50