Сооружение мегалитов как защитная реакция культуры Старой Европы. Тайна мегалитов или взгляд с другой стороны Мегалитический период

    Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

    Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

    Нураг у пос. Лоса Центральная башня нурага Сант Антине Торральба Нураг Аррубиу … Википедия

    Индо-Китай - На Индокитайском полуострове, начиная с палеолита, непрерывно шёл интенсивный процесс развития человеческого общества. До II тысячелетия до н. э. полyостров был заселён почти исключительно племенами бродячих охотников и собирателей, не знавших… …

    Республика Мальта, гос во в Юж. Европе, на Мальтийском архипелаге. Название по главному острову архипелага Мальта. Упоминается в XIII в. до н. э. как финик, колония Мелита; по видимому, от и. е. основы *mala, *melu гора, холм. По другим версиям… … Географическая энциклопедия

    Нураг у пос. Лоса … Википедия

    Энеолит в Западной Европе - Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племен характерен значительный объем производства медных изделий. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

Термин не является исчерпывающим, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. В частности, мегалитами называют обтёсанные камни больших размеров, в том числе и не используемые для сооружения погребений и памятников.

Отдельную группу представляют собой мегалитические сооружения, то есть объекты в значительной степени состоящие из мегалитов. Они распространены по всему миру. В Европе, например, это Стоунхендж , сооружения крито-микенской культуры или Египта . В Южной Америке -Мачу-Пикчу , Пума Пунку , Ольянтайтамбо , Писак , Саксайуаман , Тиуанако .

Их общей характерной особенностью являются каменные блоки весом порой более сотни тонн , часто доставленные из карьеров расположенных за десятки километров иногда с большим перепадом высот относительно места стройки. При этом камни обработаны так, что в стык между блоками не может войти бритвенное лезвие .

Как правило мегалитические конструкции не служили жильём , а от периода строительства до наших дней не дошло никаких записей о технологиях и назначении строительства. Отсутствие достоверных письменных источников и тот факт, что все эти сооружения значительно пострадали под воздействием времени, делают задачу их исчерпывающего исследования практически невыполнимой, что, в свою очередь, оставляет обширное поле для различных догадок.

Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они, по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты - общинные сооружения (функция - социализирующая). Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.

Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из более 3000 камней во французском Бретань ), представляли собой важные церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы мегалитов использовались для определения времени астрономических событий, таких как солнцестояние и равноденствие .

Мегалитические сооружения подчинены определенному архитектурному замыслу. По внешнему виду исследователи делят их на три группы:менгиры , дольмены , кромлехи . Сами слова эти пришли к нам из древнего бретонского языка . Это был язык жителей Бретани, полуострова на Северо-западе Франции.

МЕГАЛИТИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ В БРЕТАНИ

Бретань это, безусловно, страна мегалитов. Именно из слов бретонского языка, в конце XVII в., и были составлены названия основных типов мегалитических построек (дольмен: daol — стол, men — камень; менгир: men — камень, hir — длинный; кромлех: кromm — закругленный, lec’h — место). В Бретани эпоха мегалитического строительства началась около 5 000 до Р.Х. и завершилась около2 500 до Р.Х. Строители мегалитов не являлись автохтонным населением Арморики. Они пришли с берегов Средиземноморья, постепенно продвигаясь на северо-запад от южного и западного берегов Иберийского полуострова, густо заселив сначала берег Морбиана, между реками Вилен и Этель, а затем и другие земли нынешней Бретани, поднявшись вглубь полуострова по рекам и продвигаясь вдоль побережья…

ДОЛЬМЕНЫ

Дольмены, обычно представляют собой «ящики», составленные из каменных плит, к которым присоединятся, иногда, длинные или короткие галереи. Они являлись коллективными погребальными камерами, о чем свидетельствуют останки костей и вотивные клады (керамика, украшения, топоры из полированного камня). Дольмены могли быть как отдельностоящими сооружениями, так и входить в состав более сложных конструкций. Рассмотрим некоторые из них.

Каирн


Каирн, это ансамбль галерей и камер, покрытых сверху землей, то есть в данном случае дольмены составляли как бы их скелет. В Бретани сохранилось сравнительно много каирнов, однако на двух из них, являющимися шедеврами мегалитической архитектуры Запада, хочется остановиться подробнее.

Построенный около 4 700 до Р.Х., этот доисторический некрополь мог подвергнуться уничтожению уже в наше время: он был сознательно превращен в каменный карьер для устройства туристической дороги в l955 и только вмешательство одного из самых известных бретонских археологов профессора Пьера-Ролана Жио (Giot) остановило это технократическое варварство.
Если быть точным, то монумент в Барненез является сооружением из двух каирнов. Он имеет, в общей сложности, 72 метра в длину и от 20 до 25 метров в ширину и включает в себя одиннадцать дольменов (в данном случае представляющих собой отдельные камеры) от каждого из которых к выходу тянется галерея, длинной от 7 до 12 метров. Первый каирн (А) был построен около 4 350 до Р.Х., а второй (Б) — около 4 100 до Р.Х.

Некрополь в Барненез является одним из самых древних архитектурных сооружений на Земле. Старше Стоунхенджа, Нью-Грейнджа, египетских пирамид…

Карин на острове Гавринис

Этот памятник мегалитического искусства, построенный около 4 000 лет до Р.Х., замечателен своим внутренним оформлением. Сам каирн устроен не сложно: тринадцатиметровый коридор ведет в погребальную камеру. Однако стены его расписаны удивительными рисунками, скорее абстрактного, чем конкретного характера, высеченными на камне. Среди элементов причудливого орнамента присутствуют спиральные, крестообразные и другие элементы.

Крытая аллея

Существует разновидность дольменов, которая называется крытыми аллеями. Крытая аллея, это ряд дольменов, составляющих галерею, которая может заканчиваться камерой, не превышающей своей шириной галереи, либо слепым концом. Выглядит это следующим образом:

Дольмен с галереей

В отличие от крытой аллеи, дольмен с галереей, как, например, знаменитый Стол Торговцев (Table de Marchands) в Локмариекере (на фото), представляет собой круглую или квадратную погребальную камеру, к которой ведет длинный коридор, являющийся, так сказать, проходом из мира живых в мир мертвых (и обратно наверное:)). План дольменов этого типа может дополняться за счет боковых комнат (дольмен в Кериаваль, около Плуарнеля).

Итак, ничто так не отличается от дольмена, как другой дольмен. Причем здесь описаны не все виды подобных сооружений. Существуют также коленные дольмены, трансепт — дольмены (крестообразные) и некоторые другие. Откровенно говоря, некоторые названия пришлось придумывать в процессе работы над статьей, так как в русском языке они просто отсутствуют, а дословный перевод с других языков обычно не отражает сути описываемых здесь предметов.

Как мы уже знаем, дольмены, являются одновременно склепами и надгробными памятниками, о чем свидетельствуют кости и вотивные склады (украшения, полированные топоры, керамика и т.д.) найденные там. Речь идет о следах, захоронений, в основном коллективных, небольших или колоссальных, первоначально покрытых камнями (каирны) или землей (курганы), и несомненно снабженных дополнительными конструкциями из дерева. Бретонские вариации дольменов очень многочисленны, и их архитектура изменялась с течением времени. Наиболее древние, были большого размера, но погребальные камеры в них были сокращены; это позволяет предположить, что они были предназначены для некоторых, наиболее значительных деятелей племени. Со временем, объем дольменов сократился, в то время как размеры погребальных камер выросли, и они стали настоящими коллективными могилами. В местечке Шоссе-Тиранкур (Chaussée-Tirancourt), в Парижском Бассейне, во время исследования подобного захоронения, археологи обнаружили около 250 скелетов. К сожалению, в Бретани, кислотность почвы часто приводит к уничтожению костей. В бронзовом веке, захоронения снова становятся индивидуальными. Позже, во времена римского владычества, некоторые дольмены были приспособлены для удовлетворения религиозных нужд завоевателей, о чем говорят найденные в них многочисленные терракотовые статуэтки римских божеств.

Как строили дольмены? Если сопоставить тяжесть и громоздкость этих каменных конструкций с техническим арсеналом их создателей, то можно только снять шляпу перед их упорством и находчивостью. Было это приблизительно так…


Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Шаг 5

Шаг 6

Итог

Таким образом, мы уже знаем кое-что об одном из видов мегалитической архитектуры. Пора перейти к следующему, не менее интересному.

МЕНГИРЫ

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими. «Рекордсменом», был Men-er-Hroech (Камень Фей), из Локмариакера (Морбиан), который был разрушен около 1727 г. Самый большой осколок его равнялся 12 м., а в целом виде, он достигал 20 м. в высоту, при приблизительном весе в 350 т. В настоящее время, все самые крупные менгиры Франции, находятся в Бретани:

— менгир в Керлоас (Финистер) — 12 м.

— менгир в Каелонан (Кот-д`Армор) — 11,20 м.

— менгир в Пергаль (Кот-д`Армор) — 10,30 м.

Существуют, так же, менгиры, выстроенные в линию, (назовем это условно ряды камней) иногда в несколько параллельных рядов. Самый грандиозный ансамбль такого рода, находится в Карнаке, и насчитывает около 3 000 (!) менгиров

Карнак (департамент Морбиан)

КАРНАК (Carnac), безусловно, является наиболее знаменитым мегалитическим ансамблем Бретани и одним из двух (наряду со Стоунхенджем) в мире. Бретань, да и Францию тоже менгиром не удивишь, однако Карнак поражает воображение немыслимой концентрацией этих памятников на сравнительно небольшой территории. Первоначально в Карнакском комплексе насчитывалось около 10 000 (!) монументов разной величины. В наше время их осталось приблизительно 3 000. Этот комплекс мегалитов (в основном кромлехи и менгиры) конца неолита — начала бронзового века (кон. третьего — второе тыс. до Р. Х.) включает в себя 3 мегалитические системы:

Менек — западная часть карнакского комплекса. Включает в себя 1 099 менгиров в одиннадцати линиях, протяженностью около 1200 метров.

Кермарио — около 1 000 менгиров в десяти линях длиной в 1 км. В юго-западной части, ансамбль дополнен дольменом.

Керлескан — 555 менгиров в тринадцати линиях, протяженность которых составляет 280 метров. На западе эти линии предваряет кромлех их 39 камней. Наиболее высота наиболее крупного менгира в Керлескан, составляет 6,5 метров.

К 5 000 г до Р.Х., стоянки расположенные в острове Оэдик (Hoedic) в Морбиане показывают существование небольших человеческих групп живущих, главным образом, охотой, рыболовством и сбором моллюсков. Эти человеческие группы хоронили своих мертвецов, прибегая в некоторых случаях к особому ритуалу. Покойник снабжался в путь не только изделиями из камня и кости, украшениям из раковин, но и увенчивался чем-то вроде «короны» из оленьих рогов. В эту эпоху, называемой мезолитом, уровень моря был приблизительно на 20 метров ниже современного. Начиная с приблизительно 4 500 лет до нашей эры, в Карнаке появляются первые мегалиты (что наблюдалось к тому времени и в других областях нынешней Бретани).

Попытаемся реконструировать способ возведения менгиров:

Шаг 1

Шаг 2

Шаг 3

Шаг 4

Предназначение менгиров, которые не являются надгробными памятниками, остается загадкой. Из-за отсутствия инструкции по употреблению, оставленной строителями для будущих поколений, археологи осторожно манипулируют несколькими гипотезами. Эти гипотезы, не исключающие друг друга, варьируются в каждом конкретном случае и зависят от самых разных факторов: менгиры изолированные или нет; ряды камней составлены из одного ряда или нескольких, более или менее параллельных; менгиры ориентированные читаемым способом, и т.д. Некоторые могли отмечать территорию, указывать на могилы, или относится к культу вод.

Но гипотеза наиболее часто высказываемая, относится к нескольким большим, сориентированным между востоком и западом рядам камней. Есть предположение, что это атрибуты cолярно — лунного культа, вкупе с сельскохозяйственными методами и астрономическими наблюдениями, и собиравшие возле себя, большие скопления людей, например во время зимнего и летнего cолнцестояний. «Направление некоторых блоков согласно привилегированным направлениям, поддается анализу, подчеркивает Мишель Ле Гоффи, бретонский археолог, и когда случаи повторяются, иногда по четко отслеживаемой системе, с полным правом можно думать, что это не случайно. Это почти точно во многих случаях, как в Сен-Жюст и в Карнаке. Но сомнения будут существовать всегда, из-за отсутствия прямых доказательств. Археологические находки среди рядов камней — действительно очень туманны, было найдено немного глиняной посуды и обработанных кремней, но остатки ритуальных костров, датирующихся тем же временем, что и возведение мегалитов, позволяют думать, что они находились вне зоны проживания.»

КРОМЛЕХИ


В качестве примера кромлеха можно привести такую общеизвестную постройку как Стоунхенж.

Кромлехами, называют ансамбли менгиров стоящих, чаще всего, кругом или полукружьем и соединенных каменными плитами лежащими сверху, однако встречаются менгиры, собранные в прямоугольник (как в Сrucuno, Mорбиан). На маленьком островке Эр Ланник (Er Lannic), в заливе Морбиана, располагается «двойной кромлех» (в форме двух соприкасающихся кругов).
______________________

Сравнительная таблица количества мегалитических сооружений во Франции и Бретани.

Менгиры

Кромлехи

Ряды камней

Дольмены

Всего во Франции

Более 2200

4500

Финистер
Морбиан
Атлантическая Луара
Иль-де-Вилэн
Кот-д`Армор

Мегалиты каменные постройки из гигантских блоков, созданные без применения связующих растворов. Эти сооружения представляют собой одну из величайших загадок древности, которую не удается решить до сих пор.

Различают несколько типов мегалитов: дольмены, менгиры и кромлехи. Древность этих сооружений, как и их масштабы, невольно заставляют задуматься кто и зачем создавал эти сооружения, что это была за цивилизация? Проблема заключается в том, что возраст древнейших мегалитов составляет более 7000 лет, а это тот пласт истории, который для науки покрыт туманом. Игнорирование древнейших преданий о Всемирном потопе привело научный мир в недоумение, закрыло глаза на очевидные факты и привело к многочисленным противоречиям в исторической науке. Однако многие ученые осознают это и во всеуслышанье говорят о необходимости пересмотра истории человечества.

Мегалитические храмы

Считается, что большинство мегалитов представляют собой мегалитические храмы культовые сооружения. Наиболее известные мегалиты, конечно же, ассоциируются со Стоунхенджем и Карнаком. Некоторые сооружения выглядят примитивно, иные же достаточно утонченны. Нужно, однако, иметь в виду, что храмами эти сооружения можно называть условно, поскольку не доказано, что они действительно предназначались для культовых целей. Зато есть доказательства необычных свойств, по крайней мере, некоторых из таинственных сооружений. Так, известный всем Стоунхендж содержит в себе камни, которые в определенное время излучают мощный электрический импульс. Никто пока не знает, откуда берется энергия для импульсов, но понятно одно, что это не простое нагромождение камней они расположены в заданном, точном порядке. В упомянутых мегалитах исследователями были установлены поразительные закономерности, описываемые рядами камней: начиная от радиусов орбит тел Солнечной системы, и заканчивая математическими функциями.

Храмы Мальты

Существует место не столь известное, как Стоунхендж, однако обладающее существенно более древними мегалитами Мальта. Мальта известна своими курортами, но вот о древних храмах Мальты мало кто слышал. Мегалитические храмы Мальты даже по официальным научным оценкам построены 5,5 7 тысяч лет назад.

Люди-великаны

Самой большой проблемой для науки является объяснение способов постройки мегалитических сооружений. Ведь строительство из каменных блоков, вес которых составляет десятки тонн, а длина 8 м даже с современной техникой осуществить проблематично. В случае же Мальты мы имеем дело с комплексами сооружений. Очевидно, что строители не испытывали серьезных затруднений с технологической стороны. У них были и средства доставки этих блоков и необходимые инструменты обработки, и нужные навыки. Их знания, видимо, качественно отличались от современных, так как они использовали энергии, о которых современная наука только догадывается. И не случайно серьезные ученые еще до находок в Боржомском ущелье пришли к выводу о том, что люди-великаны. о которых говорят многочисленные предания не вымысел. Именно великаны являются строителями этих таинственных построек, назначение которых возможно так и не будет нами понято до конца.

культура мегалитов это:

Смотреть что такое культура мегалитов в других словарях:

Культура Лос-Мильярес — Сосуд культуры Лос Мильярес с типичным глазообразным мотивом. Юго восток Испании, халколит Лос Мильярес, Los Millares название археологического городища медного века, давшего название одноименной археологической культуре. Расположено в … Википедия

Культура Вила-Нова-де-Сан-Педру — Не следует путать с Культура Вилланова. Карта культуры Вила Нова де Сан Педру и близлежащих регионов … Википедия

Культура торре — Основные типы сооружений на Сардинии и Корсике … Википедия

Культура талайотов — Талайот на Майорке Талайот на Сон Серра, Майорка Главный вход в поселение Сес Паиссес, Майорка … Википедия

Мегалитическая культура — Мегалитическое захоронение в Бретани Аналогичное захоронение в Буррене, Ирландия Мегалиты. XV в. Культура инков. Наука и культура. Архитектура и изобразительное искусство Архитектура. История архитектуры стран Латинской Америки расчленяется на 3 периода: древний, … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

Доталайотская культура — Кораблеобразное жилище на Мальорке. К тому же времени относятся кораблеобразные гробницы, именуемые навета Реконструкция балеарского козла Myotragus balearicus Поздемная гробница на Мальорке Д … Википедия

Астурийская культура — возникла на территории Испании после 5000г. до н.э. По своим характеристикам она была эпипалеолитической, то есть сохраняла пережитки палеолита в окружении мезолитических культур. Датировка основана на стратификации, за исключением Англии, где мегалиты относятся к эпохе неолита. Мегалитические памятники особенно многочисленны и разнообразны в Бретани. Также большое число мегалитов встречается на средиземноморском побережье Испании, в Португалии, части Франции, на западном побережье Англии, в Ирландии, Дании, на южном побережье Швеции и в Израиле. В начале XX века было распространено мнение, что все мегалиты принадлежали к одной глобальной мегалитической культуре, но современные исследования и методы датировки опровергают это предположение.

Типы мегалитических сооружений:

менгир — одиночный вертикально стоящий камень
кромлех — группа менгиров, образующая круг или полукруг
дольмен — сооружение из огромного камня, поставленного на несколько других камней
таула — каменное сооружение в форме буквы «Т»
трилит — сооружение из каменной глыбы, установленной на два вертикально стоящих камня
сейд — в том числе сооружение из камня
каирн — каменный курган с одним или несколькими помещениями
крытая галерея
лодкообразная могила
Ну и теперь по существу вопроса:

1. Мегалиты — это прежде всего астрономические сооружения. То есть сооружения для целей контроля окружающей среды. С их помощью наши предки определяли время для сельскохозяйственных работ, циклы животноводства, свадьбы и прочую ритмику жизни в гармонии с природой.

2. Мегалиты — это сооружения, созданные коллективным трудом свободных людей. В этом их главное отличие от пирамид и прочих гигантских и бессмысленных сооружений так называемых цивилизаций.

Большинство мегалитов в России и Украине обнаружены мальчишками. Официальная наука никогда не искала мегалиты и всегда проявляет полную беспомощность в их изучении. Евро-центричность наших общественных наук и святая вера в прогрессивность рабовладельческих обществ всегда приводит в тупик при встрече с мегалитами.

Источники: www.objectiv-x.ru, universal_ru_de.academic.ru, earth-chronicles.ru, iskatel.info, www.liveinternet.ru

Через Средиземноморье на дальний Северо-Запад и север Европы распространялось в поздненеолитическую эпоху и иное население - оно связывалось с культурой мегалитов.

Мегалитическая культура все еще исследована довольно слабо. Разбросанные на широкой территории культовые сооружения из огромных камней (до 12 м в высоту), дольмены (каменные столы) и кромлехи (выложенные камнем кольца) неизменно разжигали воображение любителей. Но сама широта их распространения от Испании, Франции (прежде всего Бретани), Британских островов и севера, вплоть до Белого моря (где и поныне морские отливы обнажают мегалитические лабиринты, о природе которых краеведы ничего не знают), Северной Африки, Причерноморья, юга Индии и даже Японии существенно затрудняла анализ. И именно широта распространения мегалитов заставляла многих исследователей принимать версию о стадиальном развитии, а не о расселении родственных племен и языков, к тому же культ камня естественен для неолита, и он действительно принимал отличающиеся друг от друга формы.

Определенный урон серьезному исследованию вопроса нанесла нацистская и расистская немецкая историография, в соответствии с которой смешение культур шнуровой керамики и мегалитов привело к появлению «индогерманцев», «истинных арийцев» и т.п. Эта тенденция в науке вызывала иную позицию: стремление доказать, что население мегалитической культуры вообще было неиндоевропейским, да к тому же выяснилось, что распространялась культура с юга на север, а не наоборот.

Так же как и в культурах шнуровой керамики, в большинстве районов распространения культуры мегалитов отмечается один и тот же антропологический тип населения: это средиземноморско-атлантический европеоид, характеризующийся высоким ростом, длинноголовостью, но, в отличие от культур шнуровой керамики, чрезвычайно узким лицом. В Скандинавии и до сих пор смешиваются в основном два названных типа (причем они не дают промежуточных вариантов). Но, что важно, мегалитический тип не имеет отношения к германцам.

Некоторые ученые стремились вынести мегалитическую культуру вообще за пределы индоевропейской языковой группы. Однако имеется большое количество аргументов в пользу их именно индоевропейской принадлежности. В литературе обсуждалось, например, происхождение суффикса «itani», увязываемого в областях мегалитической культуры с названиями разных племен и народов («мавритани», «британи» и др.). В Европе культура мегалитов существовала с III тыс. до н.э. до начала железного века (около 700 г. до н.э.). На территории Франции, например, под слоем кельтской топонимики ясно просвечивается более древний индоевропейский слой.


Проблему истоков мегалитической культуры на археологическом материале наиболее основательно поставил А.И. Маркович. Он обосновал гипотезу некоторых французских и немецких ученых о пиренейской, «иберийской» прародине этой культуры.

Истоки пиренейской культуры мегалитов восходят к культуре гротов - захоронений в искусственных пещерах (которые, в свою очередь, восходят к культуре верхнего палеолита этих областей). Древнейшие погребения такого типа датируются примерно концом V тыс. до н.э. Распространяется эта культура по прибрежной полосе в областях, богатых песчаником или иным видом камня. В III тыс. до н.э. начинается распространение культуры на север Европы, а также на восток Средиземным морем. Следы этой культуры обнаруживают по побережью Северной Африки, на островах Корсика и Сардиния, некоторых прибрежных районах юга Италии и далее на восток Средиземноморья. Есть определенные доказательства связи ее с крито-микенской культурой начала II тыс. до н.э.

К Черному морю население мегалитической культуры вышло в то время, когда проливов Босфора и Дарданеллы еще не было, а Черное море соединялось со Средиземным рекой, протекавшей северо-западнее по Фракии -\ именно вдоль этой бывшей реки и отложились первые причерноморские дольмены. Далее культура распространяется на территории Болгарии, юга Украины, Крыма, Таманского полуострова и узкой приморской полосой до Абхазии.

Западный Кавказ принял мигрантов из Средиземноморья уже на рубеже III - II тыс. до н.э., в эпоху энеолита. Здесь пришлое население, естественно, вступает в контакты с местным. По расчетам В.И. Марковина, «примерно к 1400 - 1300 гг. до н.э. их (дольмены. - А. К.) перестали строить, причем строительство дольменов раньше прекращается на территории Абхазии, а затем в Прикубанье».

Прекращение сооружения мегалитов в Абхазии может быть связано с отливом населения в Индию, а две ветви, проявляющиеся около этого времени -иранская и индоарийская, - отражают неоднородность самого причерноморского населения. И это могло быть не первое переселение индоевропейцев на территории Ирана и Индии. И, конечно, существенно, что европеоидный тип населения Индии восходит главным образом к мегалитической культуре.

Переплетение потомков культур шнуровой керамики и мегалитов просматривается и в Западной Европе: культура «воронко-видных кубков», восходящая к мегалитической, в конце III тыс. до н.э. надвигается от Северного моря и Прибалтики к Приднепровью. И на северном побережье Черного моря мигранты мегалитической культуры соприкасались и смешивались с местными - поздней ямной и катакомбной, и такое смешение проходило достаточно легко благодаря родственным языкам.

Как уже говорилось, культура мегалитов не имеет отношения к германскому этногенезу. Зато кельтский этногенез связан с ней довольно тесно. Культура мегалитов является самым мощным подслоем современных кельтских народов: бретонцев, ирландцев, уэльсцев, шотландцев. Именно на этих территориях, равно как и на некоторых недавно ассимилированных зонах прежнего кельтского расселения (о. Мен и др.), сохраняется наибольшее количество мегалитических сооружений, они носят здесь наиболее многообразный характер и до недавнего времени воспринимались как священные культовые сооружения. Однако антропологически кельты в основном относятся к другим индоевропейским типам, в частности к населению культуры ко-локоловидных кубков, которая распространялась в начале II тыс. до н.э. из той же Иберии одной ветвью по побережью океана на север, другой - в Центральную Европу, где она станет элементом славянского этногенеза.

Страница 2 из 4

Наиболее распространенный вид мегалитических сооружений - дольмены (от бретонского dol - стол и men - камень). Это в большинстве случаев коллективные, предназначенные для погребения членов отдельных родов, реже - индивидуальные гробницы, сложенные из больших каменных глыб или плит, поставленных на ребра вертикально или слегка наклонно и покрытых одной или несколькими плитами сверху, наподобие крышки стола, отчего и происходит название «каменный стол». В некоторых дольменах плита, закрывавшая вход, имеет большое круглое или овальное отверстие. Многие дольмены были засыпаны сверху землей, так что оставался свободным лишь вход, но за редкими исключениями насыпи не сохранились до наших дней, они осели. В некоторых областях мегалитические гробницы украшены резным, гравированным или рисованным орнаментом в виде спиралей, лент или прямоугольных мотивов. Наиболее знаменитые образцы подобных орнаментированных гробниц Гавр Инис и Морбиган во Франции и Нью-Грендж (New Grange) в Ирландии. В Бретани и на Марне встречаются символические изображения части человеческих фигур - голова, руки, грудь, иногда некоторые принадлежности костюма - пояса, ожерелья, гривны, оружие - кинжалы.

Дольмены широко распространены в мире. В Европе они встречаются на севере территории ФРГ, в Дании, Южной Скандинавии, Голландии, Англии, Шотландии, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Болгарии. Старейшие европейские дольмены относятся к IV тысячелетию до н.э., позднейшие - 2400-2000 гг. до н.э. .

К некоторым дольменам вели небольшие коридоры, сложенные из крупных каменных плит и засыпанные землей, так называемые гробницы с ходом. В Южной Франции и на Пиренейском полуострове местами коллективных погребений служили также «крытые галереи» (allees couvertes) - удлиненные (15-20 м) коридоры из камней.

Позднейшим типом мегалитических сооружений, относящимся уже к эпохе бронзы, являются небольшие подземные гробницы в виде ящиков из каменных плит, так называемые цисты, или кисты. В полном смысле слова их уже нельзя назвать мегалитическими, так как их размеры не позволяют говорить о «больших» камнях.

Иногда к мегалитическим постройкам относят крепости, жилища и другие сооружения из каменных глыб или плит сухой кладки (так называемые циклопические постройки).

Возведение мегалитических построек представляло для первобытной техники сложнейшую задачу. Вес покровных плит достигает 40 и более тонн, а вес отдельно стоящих камней - иногда 100 или даже 300 тонн. В некоторых случаях, например для сооружения Стонхенджа, камни доставляли почти за 200 км. Кроме ряда приспособлений - подсыпки земли, установки рычагов, вальков и т. п., для сооружения мегалитических построек необходимо было соединение больших масс людей. Эти постройки возводились целыми родами или даже племенами. Несомненно, что связанная с возведением мегалитических построек большая затрата сил целой общины требовала специальной организации. Таким образом, общая черта всех носителей мегалитических культур состоит в том, что на их хозяйственную и общественную структуру оказывали сильное влияние культовые, религиозные представления. Мы не знаем, какие идеи сформировали явление, которое можно было бы назвать «мегалитической религией». Культ солнца? Культ богини-матери? При отсутствии письменных источников эта загадка, по-видимому, не может быть решена. В качестве элементов «мегалитической религии», кроме основного - коллективных погребений (в различных каменных сооружениях и естественных гротах), можно назвать почти повсеместно находимые изображения женского божества (статуэтки, иногда статуи-менгиры), символы в виде изображения двух глаз (находимые в различных местах от Сицилии до Скандинавии), храмы (на Британских островах, на Мальте, в Бретани). Но даже признавая наличие каких-то общих элементов в различных мегалитических обществах, нельзя не заметить чрезвычайного разнообразия в их проявлении. Поэтому высказываемая некоторыми исследователями мысль о распространении «мегалитических идей» некими «миссионерами», следовавшими вместе с торговцами, выглядит не только неоправданной модернизацией процессов, протекавших 5 тыс. лет назад, но и беспочвенной по самим фактам, которые нам известны.

Вопрос о происхождении мегалитических построек сложен и до сих пор не решен. Монтелиус, Софус Мюллер, Гернес и другие считали, что мегалиты возникли под влиянием древних египетских каменных гробниц и постепенно распространились по морскому побережью от Африки до Скандинавии. Некоторые немецкие ученые считали родиной мегалитов Северную Европу и в частности Скандинавию, а их строителями - «праиндогерманцев», но новые датировки окончательно опровергли эту точку зрения. Наиболее древние (вторая половина IV тысячелетия до н.э.) мегалиты в Западной Европе появились в Испании (культура альмерии) и Португалии (культура дольменов) .

Не представляют единую культуру, их создавали различные общины, и «мегалитическая» керамика в различных местах очень разная. Очевидно, причиной их сооружения является общая религиозная идея, зародившаяся в сходных социальных и географических условиях: попытка создать для умершего неразрушаемый, вечный дом. Погребения в дольменах должны были заменить погребения в специально вырытых или природных пещерах, которые и служили образцом для мегалитических гробниц. Еще Г. де Мортилье доказывал, что в дольменах нашла продолжение традиция хоронить в жилищах, в том числе в искусственных или естественных пещерах, служивших жилищами и одновременно местами погребения. Круглые отверстия во входной плите дольмена, вероятно, должны были служить, по представлениям древних, для входа и выхода души умершего, а также для доставки умершему еды и питья.

Однако гипотеза о независимом зарождении идеи мегалитов в различных, малосвязанных между собой обществах не исключает возможности заимствования этой идеи и даже образцов построек одним обществом у другого. Чаще всего саму идею коллективных погребений, реализованную в мегалитических сооружениях, выводят из Восточного Средиземноморья. В этой области известны могилы, перекрытые уступчатым фальшивым сводом (толосы), в которые вели каменные входы (дромосы). Сходные постройки наряду с другими мегалитическими сооружениями встречаются на Пиренейском полуострове, который считается древнейшей западноевропейской областью мегалитических построек, и даже в Ирландии и Шотландии. Однако эта форма построек известна на западе с III тысячелетия до н.э., а в Эгейском мире появляется в развитом виде лишь около 1600 г. до н.э. Можно думать, что толосы ведут свое происхождение от более ранних круглых могил, но не обязательно от могил с ложным сводом . Словом, у нас нет оснований отрицать возможность зарождения идеи мегалитических построек в Восточном Средиземноморье, но нет и доказательств того, что эта идея пришла в Западную Европу оттуда . Мысль о едином народе - строителе мегалитов окончательно опровергнута открытиями последних лет. Осталось лишь предположение о диффузии идеи мегалитов. Земледельческо-скотоводческие племена, оставившие после себя мегалитические постройки в Южной Англии и во Франции, отличались культурой от племен, населявших Юго-Восточную Норвегию и северные районы территории ГДР и ФРГ и также возводивших мегалитические постройки. Вообще, мегалитические культуры в северном направлении от Средиземноморья становятся более бедными в отношении архитектурных форм, разнообразия инвентаря и количества металла. Кроме того, южные мегалитические культуры - более древние, и это свидетельствует о том, что идея мегалитических построек распространялась с юга на север.

Вернемся к культуре СУМ, вопрос о которой послужил поводом для рассказа о мегалитах вообще. Культура СУМ интересна тем, что здесь наглядно прослеживается возможность перехода от погребений в естественных пещерах к мегалитическим сооружениям. Погребения этой культуры находят в естественных пещерах, искусственных пещерах, высеченных в меловых скалах, или гробницах-галереях.

Искусственные пещеры представляли собой выдолбленные в слоях мела камеры размерами около 4x4 м, в которые вел наклонный вход (дромос). На стенах некоторых гробниц бывают высечены схематические фигуры человека с топором (или просто топор, а иногда и другие предметы), подобные тем, которые изображают статуи - менгиры Южной Франции . В гробницах находят до 40 и более костяков, лежащих в вытянутом положении (иногда они носят следы пребывания в огне). Есть более тщательно отделанные камеры, в которых помещено только восемь костяков, а погребальный инвентарь богаче. Можно предположить, что это погребения «вождей» Назад к тексту

14. Вопрос о распространении мегалитических построек с Востока рассматривается в обширной литературе. Однако он не может быть решен только на европейском материале. Мегалитические постройки известны в разных странах мира (кроме Австралии), и сторонники теории распространения их из единого центра не могут объяснить, как они проникли, скажем, в Корею и другие удаленные от Ближнего Востока страны. Идея о приходе мегалитических культур в Европу из Восточного Средиземноморья связана с общей концепцией развития европейской, особенно неолитической, культуры под влиянием творческих импульсов, идущих с Востока. Одним из таких импульсов якобы было распространение по морским путям идеи мегалитов и вместе с ней металла в Европе. См.: A. Varagnac. Die Verbreitung des Megalithglaubens uber See. Das Chalkolithikum. - В кн.: Der Mensch der Urzeit. Dusseldorf - Koln, 1960, стр. 375-380.

15. Одни считают эти фигуры изображением вооруженной топором богини погребений, другие - изображением женского предка, родоначальницы.