Сценарий мероприятия по творчеству шварца. Евгений шварц - биография, информация, личная жизнь

22 ноября 2016 года в Детском отделе МБУК «Орловская МЦБ» прошла викторина по «Сказке о потерянном времени», посвящённая 120-летию со дня рождения Е.Л. Шварца.

Каждый знает, что время нужно беречь, а не проводить его впустую. Вспомнить о необходимости бережного отношения к своему времени библиотекари пригласили ребят из 2 «Б» класса МБОУ ОСОШ №1 (классный руководитель Самойленко С.Н.). А помогла им задуматься об этом «Сказка о потерянном времени» Е. Шварца.

Заведующая Детского отдела Ичева И.В. познакомила учащихся со сказочником и настоящим волшебником, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Участники встречи рассказали, что они прочитали многие сказки этого писателя, а также ответили на вопрос: «За что вы любите сказки Шварца?» Ребята собирали пословицы, отвечали на вопросы викторины и сделали для себя главный вывод: не нужно понапрасну терять время.

Е.Л. Шварц в книге «Сказка о потерянном времени» соединил мир фантазии и реальности. Ребята активно обсуждали темы, актуальные во все времена и согласились, что данная сказка повествует о детях, которые пренебрежительно относились к своему времени, и практически потеряли его. Ребята рекомендуют прочитать эту сказку всем школьникам, она многому может научить.

Сказки Е.Л. Шварца воспевают самые прекрасные свойства души - верность, доброту, благородство, умение любить близких людей, ценить время.

Большой интерес вызвал просмотренный ребятами мультфильм по сказке Шварца «Два клена».

Ребята с удивлением узнали, что в пьесе Е.Л. Шварца «Красная Шапочка» волк в лесу поставлен на перекрестке, как милиционер-полицейский, чтобы смотреть за порядком, а заяц превращается в преданного рыцаря. Обзорно читатели познакомились с повестями Е.Л. Шварца «Первоклассница», «Приключения Шуры и Маруси».

Многие ребята не захотели расставаться с героями произведений Шварца и взяли для самостоятельного прочтения его сказки, что бы вновь оказаться в стране волшебства и приключений.

Заведующая Д.О. Ичева И.В.

Как странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок…

Евгений Львович Шварц - русский советский прозаик, драматург, поэт, журналист, сценарист. Знаменитый и всеми любимый сказочник, покоривший в том числе и взрослых читателей. Автор более двадцати пьес, а также сценариев к кинофильмам. Мыслитель, сумевший в своих пьесах передать трагичность переживаемого времени и одновременно веривший в неизбежность торжества добра.

Читать в библиотеке ЛитРес*

Биография Евгения Шварца

В начале жизни

Родился будущий писатель 9 (21) октября 1896 г. в Казани в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая работала акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Жизни в Казани маленький Женя не запомнил, в раннем детстве он часто вместе с родителями переезжал из одного города в другой, окончательно обосновавшись в Майкопе. Там и прошло детство будущего сказочника. Эти переезды можно смело считать своеобразными ссылками его отца, который часто обвинялся в революционной деятельности и подвергался гонениям.

Молодость Евгения Шварца

После окончания майкопского реального училища в 1914 г. Евгений Шварц уехал в Москву, где стал студентом юридического факультета Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц не получил - уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Постепенно он пришел к осознанию иного своего призвания. Его заворожил театр.

В 1917 г. Евгений Шварц был призван в армию. После Октябрьского переворота он поступил в Добровольческую армию Л. Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию, от которой страдал всю последующую жизнь.

После травмы Евгений был демобилизован. Он поступил в университет в Ростове-на-Дону и твердо решил связать свое будущее с творчеством. Начал играть в театрах-студиях - сначала в Ростове-на-Дону, а с 1921 г. в Петрограде, в «Театральной мастерской». Критики весьма благосклонно отзывались об актерской игре молодого Евгения Шварца и пророчили ему блестящее будущее в театре. Однако после двух лет актерства Евгений оставил сцену, не увидев в своих попытках особенного успеха.

Литературное творчество
Первые шаги в литературе

Начав с должности секретаря у Корнея Чуковского, Шварц влился в литературную среду Петрограда, начал сотрудничество с детскими журналами, подружился с членами литературной группы «Серапионовы братья», привлеченный их экспериментаторством, часто бывал на их заседаниях, участвовал в дискуссиях, но в «братство» так и не вступил. Как и многие обэриуты, писал детские рассказы и стихи для журналов «Чиж» и «Еж», издавал детские книги. Возможно, именно это общение и подвигло Шварца на активную писательскую деятельность. Сначала это были сатирические стихи и фельетоны в газете «Кочегарка», потом в тандеме с М. Слонимским - собственный журнал «Забой». В 1925 г. вышел в свет первый сборник стихотворений Шварца «Рассказ старой балалайки», имевший определенный успех у читателей и критики. Затем были написаны детская сказка для театра «Ундервуд» и пьеса «Клад». Вспоминая общественную обстановку тех лет, Шварц писал: «Противники антропоморфизма сказки утверждали, что и без сказок ребенок с трудом постигает мир. Им удалось захватить ключевые позиции в педагогике. Вся детская литература была взята под подозрение…». В такой атмосфере рождалась драматургия Шварца.

В 1934 г. режиссер Н. Акимов уговорил драматурга попробовать свои силы в комедийной драматургии для взрослых. В результате появилась пьеса «Похождения Гогенштауфена» - сатирическое произведение со сказочными элементами, в котором борьба добрых и злых сил происходила в реалистически описанном советском учреждении.

По сюжетам знаменитых сказок

Свое истинное и неповторимое лицо драматурга-сказочника Шварц обрел, когда начал писать пьесы по известным сюжетам сказок Ганса Христиана Андерсена и Шарля Перро: «Снежная королева», «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка» и другие. Герои его обновленных сказок, живые, непосредственные, смешные, запросто вписываются в детские представления о жизни, согласуются с их небогатым опытом человеческих взаимоотношений. Незаметно он изменил сказочные штампы, сделав быт, поступки и слова героев близкими, понятными, будто и не сказочными вовсе. Кроме всего прочего, все это выглядело очень забавно, остроумно, с едва уловимым подтекстом. Актриса Елена Проклова: «В это тяжелое время он в сердце хранил добро и передавал его другим людям. Для меня Герда была далекой, когда ее читала у Андерсена, и стала близкой, когда я ее играла у Шварца». Дети хохочут над смешными проблемами его сказок, а взрослые могут уловить в них и более глубокий смысл. Знаменитая трилогия «Голый король», «Тень» и «Дракон» написана тоже по мотивам сказок Андерсена. Многие усматривают в ней реакцию на появление фашизма, хотя, возможно, это было очередное переложение сюжетов известных сказок. Одно не вызывает сомнения: эти пьесы стали своевременным антидиктаторским откликом на мировую проблему. Пьеса «Тень» была снята с репертуара сразу после премьеры, так как в ней сказка слишком очевидно приближалась к политической сатире.

Великая Отечественная война

В начале Великой Отечественной войны Шварц в соавторстве с Зощенко написал гротескную антифашистскую пьесу «Под липами Берлина», поставленную в 1941 г. в ленинградском театре комедии. Евгений Шварц пережил наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады. За годы войны он создал несколько лирических пьес, в том числе «Одна ночь» - о защитниках блокадного Ленинграда; «Далекий край» - об эвакуированных детях. Из блокадного Ленинграда Шварц был эвакуирован в Киров (Вятку) и Сталинабад (Душанбе). Работал над пьесой «Дракон», которая была поставлена уже после войны. Спектакль был снят с репертуара сразу после премьеры в Ленинградском театре комедии. Пьеса оставалась под запретом до 1962 г. Ознакомившись с режиссерской экспозицией «Дракона», сделанной Акимовым, Шварц высказал в письме постановщику один из главных принципов своей драматургии: «Чудеса придуманы прекрасно. Но в самом обилии их есть оттенок недоверия к пьесе... Если чудо вытекает из того, что сказано в пьесе, - оно работает на пьесу. Если же чудо хоть на миг вызывает недоумение, требует дополнительного объяснения, - зритель будет отвлечен от весьма важных событий. Развлечен, но отвлечен».

Послевоенные годы

После войны общественное положение драматурга было нелегким. Об этом свидетельствует его Автобиография, написанная в 1949 г., изданная только в 1982 г. в Париже. При жизни Сталина пьесы Шварца не ставились. За возвращение их на сцену выступила в 1954 г. Ольга Берггольц, назвав Шварца на съезде писателей самобытным, своеобразным и гуманным талантом. В 1956 г. был издан первый сборник его пьес, по ним снова начали ставить спектакли - и в СССР, и за рубежом.

В этот период его драматургия обогатилась новыми мотивами, в ней усилились лирический элемент, внимание к психологическим и бытовым подробностям жизни современного человека. Эти тенденции нашли воплощение в его новых пьесах, в том числе в пьесе «Обыкновенное чудо» (1956), которая стала, по мнению критиков, самым сильным, самым блистательным произведением Шварца. Он писал пьесу долго и мучительно, изменял названия, переделывал диалоги, добиваясь их глубины и афористичности. Театры на этом спектакле имели аншлаги и неизменный успех. Потому что пьеса - о вечных человеческих ценностях, о справедливых законах, согласно которым добро торжествует, а зло уничтожается.

В 1955-1956 гг. Шварц вел дневниковые записи, ставшие основой его «Телефонной книжки» - уникальной формы мемуаров, изобретенной им самим. Телефонная книжка (впервые полностью опубликована в 1997 г.) - это миниатюрные портреты современников, с которыми сводила Шварца творческая судьба, а также меткие характеристики всевозможных советских учреждений - творческих союзов, издательств, театров, вокзалов и прочего... Цель ведения «Телефонной книжки» Шварц определил в ней же самой: «Я пишу о живых людях, которых рассматриваю по мере сил подробно и точно, словно явление природы. Мне страшно с недавних пор, что люди сложнейшего времени, под его давлением принимавшие или не принимавшие сложнейшие формы, менявшиеся незаметно для себя или упорно не замечавшие перемен вокруг - исчезнут...»

Главной его работой в последние годы жизни стал сценарий «Дон Кихот». По этому сценарию был поставлен отличный фильм, снимавшийся в окрестностях Коктебеля. Он получил всемирное признание…

Евгений Львович Шварц был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1956), а также медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

О творчестве писателя

Представить себе полное собрание сочинений писателя невозможно. Пьесы-сказки Шварца, конечно, знают все. Но они - разве что сотая часть, созданного им. «Пишу все, кроме стихов и доносов», - говорил Чехов, любимый писатель Шварца. Шварц сделал исключение только для доносов.

Евгений Шварц был писатель, очень поздно «себя нашедший». Первые десять лет его жизни в литературе заполнены пробами, попытками, мечтами, домашними стишками, редакционной работой. Это была еще не литературная, а прилитературная жизнь - время поисков себя, поисков своего пути в литературу. О том, что путь этот лежит через театр, он долго не догадывался. Он шел ощупью, он искал, почти не пытаясь печататься. После продолжительных поисков нашел свое место в театре, в драматургии. Работу драматурга Шварц начал со сказок для детского театра. Потом он стал писать пьесы для взрослых, но его пьесы для взрослых - тоже сказки. Он выражал условным языком сказок свои мысли о действительности. Шварц тяготел к сказке потому, что чувствовал сказочность реальности, и чувство это не покидало его на протяжении всей жизни.

К собственным пьесам Шварц относился без всякого придыхания. В пятьдесят лет уверял друзей, что только еще созревает для настоящей литературы. В ответ на похвалы его юмору и стилю признавался, что писать пока учится. А лучшим своим сочинением Шварц считал не «Тень» или «Дракона», хотя и любил их, а драму «Одна ночь» - о том, как переживали блокаду самые обычные, простые ленинградцы. При жизни Шварца она так и не была поставлена: не хватало «героического начала», поэтому не понравилась театральным цензорам, и Шварц - никому не показывавший, как тяжел ему запрет любимой пьесы, - легкомысленно шутил с другом-завлитом: «Надо, наверное, пьесу про Ивана Грозного написать. Назову ее «Дядя Ваня»...

Легкомыслие спасало его всегда. Чего ему стоило это легкомыслие - он не рассказывал никогда, а возможно, не признавался и себе. У него была отличная защита своей внутренней жизни от посторонних взглядов - юмор.

Личная жизнь Евгения Шварца .

По воспоминаниям современников, лучшим доказательством того, что Шварц был хорошим человеком, было то, что его обожали женщины, дети и домашние животные. Как вспоминает один из его друзей, с животными он умел разговаривать.

А с детьми он умел играть, не давя и не унижая их, просто был с ними равным...

Что касается женщин, то они, и правда, обожали Шварца. Никто не умел, как он, говорить комплименты и поднимать настроение. Сочинять дурашливые серенады и радовать неожиданными подарками…

Первой любовью Евгения Львовича была миниатюрная красавица-армянка Гаянэ Халайджиева, актриса того же театра в Ростове-на-Дону, в котором играл и Шварц. Он был безумно влюблен в красавицу, однако та не спешила давать ему согласие на брак. Шварц долго добивался его и добился благодаря своему экстравагантному поступку - в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Евгений и Гаянэ поженились, и в скором времени у них родилась дочь Наталья.

В 1927 г. в жизни Евгения случилась вторая любовь. На одном из литературных собраний Шварц познакомился с братом своего друга Вениамина Каверина Александром. Тот был с красавицей-женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Поначалу их роман был тайной, однако со временем Евгений и Екатерина нашли в себе силы признаться во всем своим половинкам, освободились от прежних браков и соединились. Они прожили душа в душу 30 лет - вплоть до самого последнего вздоха Шварца. Катерина Ивановна любила его всю жизнь и любила не за пьесы - и это Шварц, как ни странно, ценил особенно.

Последние годы жизни и кончина писателя

В 1956 г. в Ленинграде, в Доме Маяковского отпраздновали шестидесятилетие писателя. Актеры и литераторы говорили ему всякие приятности - как всегда на всех юбилеях. И как вспоминают присутствующие, Шварц был весел, оживлен, подвижен, очень приветлив со всеми, скромен и, кажется, доволен. Но вскоре после этого вечера ему стало плохо, и потом становилось все хуже и хуже.

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 г. в Ленинграде от инфаркта на 62-м году жизни. Похоронен на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Земная жизнь сказочника окончилась, но сказка его жизни продолжается. Его сказки читают и смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны, и при этом по-настоящему человечны.

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, - смерть иной раз отступает от них», - написал Евгений Шварц в «Обыкновенном чуде». И действительно -воплощенная в его сказках любовь оказалась бесконечной!

Цитаты и афоризмы от Евгения Шварца

Давайте принимать жизнь такой, как она есть.

В каждом человеке есть что-то живое. Надо его за живое задеть - и все тут.

Умоляю вас, молчите. Вы так невинны, что можете сказать совершенно страшные вещи.

Человека легче всего съесть, когда он болен или уехал отдыхать.

Единственный способ избавиться от драконов - это иметь своего собственного.

Детей надо баловать - тогда из них вырастают настоящие разбойники.

Когда душили его жену, он стоял рядом и все время повторял: «Ну, потерпи, может, обойдется!»

Такая уж должность королевская, что характер от нее портится.

Лучшее украшение девушки - скромность и прозрачное платьице.

Когда теряешь одного из друзей, то остальным на время прощаешь все…

Ничему и никому не верить - это смерть. Все понимать - это тоже смерть. А безразличие - хуже смерти.

Каждая собака прыгает как безумная, когда ее спустишь с цепи, а потом сама бежит в конуру.

Люди не знают теневой стороны вещей, а именно в тени, в полумраке, в глубине и таится то, что придает остроту нашим чувствам.

Высказывания современников о Е. Шварце

Женя Шварц был задумчивый художник, с сердцем поэта, он слышал и видел больше, добрее, чем многие из нас. Он в те годы еще не был волшебником, он еще только «учился», но уже тогда мы видели и понимали, как красиво раскроется его талант.

Живое и тонкое остроумие, насмешливый ум сочетались в нем с добротой, мягкостью, человечностью и завоевывали всеобщую симпатию… Мы любили Женю не просто так, как обычно любят веселых, легких людей. Он хотел «поднять на художественную высоту культуру шутки», как говорил он сам, делая при этом важное, значительное лицо.

Ольга Форш, писатель

На первый взгляд это может показаться удивительным: ведь то, что делал Шварц, было так не похоже, так далеко от чеховских традиций. И, тем не менее, Чехов был его любимым писателем. По многу раз читал он и рассказы Чехова, и пьесы, и письма, и записные книжки… Чехов был для него, как, впрочем, и для многих из нас, образцом не только как художник, но и как человек.

Леонид Пантелеев, писатель

У пьес Евгения Шварца, в каком бы театре они ни ставились, такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста. Когда Шварц написал свою сказку для детей «Два клена», оказалось, что взрослые тоже желают ее смотреть. Когда он сочинил для взрослых «Обыкновенное чудо» - выяснилось, что эту пьесу, имеющую большой успех на вечерних спектаклях, надо ставить и утром, потому что дети непременно хотят на нее попасть. Я думаю, что секрет успеха сказок Шварца заключен в том, что, рассказывая о волшебниках, принцессах, говорящих котах, о юноше, превращенном в медведя, он выражает наши мысли о справедливости, наше представление о счастье, наши взгляды на добро и зло. В том, что его сказки - настоящие современные актуальные пьесы.

Николай Акимов, театральный режиссер

В перестройку решил вернуться к «Дракону», которого когда-то, еще в конце оттепели, поставил в студенческом театре МГУ. Это великая пьеса. Шварц своим памфлетом так глубоко вклинился в нацистское сознание, что оказался на сопредельной территории - большевистской, коммунистической… Он в своей пьесе прикоснулся, чуть ли не ко всем нашим (и не только нашим) болячкам и химерам. Когда долго живешь под драконом, меняется химия мозга, люди зомбированы на много лет вперед. А если посмотреть шире, то дракон - это не только тоталитаризм. У каждого общества есть свои драконы.

Марк Захаров, театральный режиссер

Чудесный писатель, нежный к человеку и злой ко всему, что мешает ему жить.

Илья Эренбург, писатель

Личность исключительная по иронии, уму, доброте и благородству.

Вениамин Каверин, писатель

Список пьес и киносценариев Евгения Шварца

1928 - Ундервуд, пьеса в 3 д.
1932 - Пустяки, пьеса для кукольного театра
1934 - Клад, пьеса в 3 д.
1934 - Голый король, сказка в 2 д.
1934 - Похождения Гогенштауфена, пьеса
1934 - Разбудите Леночку, киносценарий, в соавт. с Н. Олейниковым
1934 - Леночка и виноград, киносценарий, в соавт. с Н. Олейниковым
1936 - Красная шапочка, сказка в 3 д.
1938 - Доктор Айболит, киносценарий
1939 - Снежная королева, сказка в 4 д.
1939 - Кукольный город, пьеса для кукольного театра
1940 - Тень, сказка в 3 д.
1940 - Сказка о потерянном времени, сказка в 3 д.
1940 - Брат и сестра, пьеса
1941 - Наше гостеприимство, пьеса
1941 - Под липами Берлина, пьеса, в соавт. с М. Зощенко
1942 - Далекий край, пьеса
1943 - Одна ночь, пьеса в 3 д.
1944 - Дракон, пьеса в 3 д.
1945 - Золушка, киносценарий
1945 - Зимняя сказка, киносценарий
1946 - Сказка о храбром солдате, пьеса для кукольного театра
1947 - Первоклассница, киносценарий
1947 - Каин XVIII, киносценарий
1948 - Сто друзей, пьеса для кукольного театра
1953 - Два клена, пьеса в 3 д.
1953 - Марья искусница, киносценарий
1954 - Обыкновенное чудо, пьеса в 3 д.
1957 - Поветь о молодых супругах, она же - Первый год, пьеса в 3 д.
1957 - Дон-Кихот, киносценарий

Читайте в Публичке!

Шварц, Е. Л. Пьесы. Сказки. Киносценарии / Е. Л. Шварц; сост. Р. В. Грищенков. - Санкт-Петербург: Кристалл, 2001. - 575 с. : портр. - (Библиотека мировой литературы. Мастера прозы ХХ века). Место хр. КХ; Инв. К-529058

Экранизация произведений Евгения Шварца

Дон Кихот. Сцен. Е. Шварца. Реж. Г. Козинцев. Комп. К. Караев. СССР, 1957. В ролях: Н. Черкасов, Ю. Толубеев, С. Бирман, Г. Вицин, Б. Фрейндлих, Л. Вертинская, Г. Волчек и др.

Золушка. Сцен. Е. Шварца. Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро. Комп. А. Спадавеккиа. СССР, 1947. В ролях: Я. Жеймо, А. Консовский, Э. Гарин, В. Меркурьев, Ф. Раневская, Е. Юнгер и др.

Каин XVIII . Сцен. Е. Шварца, Н. Эрдмана. Реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро. Комп. А. Спадавеккиа. СССР, 1963. В ролях: Э. Гарин, Л. Сухаревская, Ю. Любимов, М. Жаров, А. Демьяненко, Р. Зеленая, Б. Фрейндлих, М. Глузский, Г. Вицин, Б. Чирков и др.

Марья-искусница . По пьесе «Царь-Водокрут». Сцен. Е. Шварца. Реж. А. Роу. Комп. А. Волконский. СССР, 1959. В ролях: М. Кузнецов, Н. Мышкова, Витя Перевалов, А. Кубацкий, Г. Милляр и др.

Первоклассница . Реж. И. Фрэз. СССР, 1948. В ролях: Наташа Защипина, Т. Макарова и др.


Обыкновенное чудо.
Авт. сцен. и реж. Э. Гарин, Х. Локшина. Комп. Б. Чайковский, Л. Рапопорт. СССР, 1964. В ролях: Э. Гарин, А. Консовский, О. Видов, Г. Георгиу, В. Караваева, Е. Весник, Г. Милляр и др.

Обыкновенное чудо . Телефильм. В 2-х сер. Авт. сцен. и реж. М. Захаров. Комп. Г. Гладков. СССР, 1978. В ролях: О. Янковский, Е. Леонов, А. Миронов, И. Купченко, Е. Симонова, А. Абдулов, В. Ларионов, Ю. Соломин, Е. Васильева и др.

Сказка о потерянном времени . Реж. А. Птушко. Комп. И. Морозов. СССР, 1964. В ролях: О. Анофриев, Л. Шагалова, Р. Зеленая, С. Крамаров, С. Мартинсон, Г. Вицин, И. Мурзаева, В. Телегина и др.

Сказка о потерянном времени . Музыкально-кукольный фильм-спектакль. Реж. Д. Генденштейн. СССР, 1990.

Снежная королева . Сцен. Е. Шварца. Реж. Г. Казанский. Комп. Н. Симонян. СССР, 1966. В ролях: В. Никитенко, Лена Проклова, Слава Цюпа, Е. Мельникова, Е. Леонов, Н. Боярский, О. Викландт и др.

Тень. Реж. Н. Кошеверова. Комп. А. Эшпай. СССР, 1971. В ролях: О. Даль, М. Неелова, А. Вертинская, Л. Гурченко, А. Миронов, В. Этуш, З. Гердт, С. Филиппов, Г. Вицин и др.

Тень, или Может быть, все обойдется . Реж. М. Козаков. Комп. В. Дашкевич. СССР, 1991. В ролях: К.Райкин, М. Неелова, М. Дюжева, А. Лазарев, В. Невинный, С. Мишулин, Ю. Волынцев, М. Козаков и др.


Убить дракона
. Сцен. М. Захарова, Г. Горина. Реж. М. Захаров. Комп. Г. Гладков. СССР-ФРГ, 1988. В ролях: А. Абдулов, О. Янковский, Е. Леонов, В. Тихонов, А. Захарова А. Збруев, С. Фарада и др.

Читать в библиотеке ЛитРес*

* Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО



\ Сценарии школьных праздников

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Сценарий для школы "Сказка о потерянном времени" (Е. Шварц)

Сценарий разработала и прислала: Галина

Действующие лица:

Волшебники:

  • Василий Перфирьевич-(В.П. )
  • Михаил Михайлович-(М.М. )
  • Мария Ивановна-(М.И. )

Дети:

  • 1 мальчик-(1м. )
  • 2 мальчик-(2м. )
  • девочка-(Д. )

Другие:

  • Милиционер-(Мил. )
  • Женщина-(Ж.)
  • Дедушка-(Дед. )
  • Таня-(Таня)
  • Коля-(Коля)

Действие 1.

(Сказочный лес. Волшебники идут друг за другом и поют песню.)

Песня волшебников.

Кое-где кое-кто с кой-каким портфелем Шёл однажды кое-как в кой-какую школу, Шёл однажды кое-как и ловил ворон, А за ним - тик-так, тик-так - времени вагон! Припев: А мы всё время убиваем время, Проматываем, прожигаем время. А где берём всё время это время - Об этом мы не скажем никому! И пока ловил ворон кое-кто с портфелем, Кое с чем украл вагон кое-кто с бородкой, А бородку-то ему дал на память он, Чтобы было кой-кому чем ловить ворон! Припев.

(Волшебники шепчутся.)

В.П . - Сверим часы. Пошли!

(Расходятся в разные стороны.)

Действие 2.

Перед школой. Звонок на урок. Ученики бегут в школу.

1 м . - Зубрилы побежали!

(1м. и девочка расходятся в разные стороны. Девочка играет в классики.)

М.И. подглядывает за девочкой.

Появляется 2 м. и разбивает стекло из рогатки. Старик (М.М. ) подглядывает.

1м. кривляется перед витриной. К нему подходит В.П.

В.П. - Ты чего тут делаешь?

1 м. - Я? Ничего.

В.П. - Совсем ничего?

1 м. - Совсем.

В.П. - Совсем, совсем, совсем ничего не делаешь?

1 м. - Да ничего я не делаю.

В.П. - Вот и хорошо. Вот и отлично. Спасибо тебе, мальчик, большое спасибо.

В.П. жмёт руку 1 м. и они превращаются друг в друга.

1 м. - Вот это да! Дяденька, вы фокусник?

В.П. - Фокусник, фокусник. А ну, закрой глаза - ещё не то увидишь!

(1 м. закрывает глаза. В.П. уходит.)

1 м. - Пора? Дяденька, пора?

Пора - не пора, открываю глаза! (замечает бороду)

Ой! Что это? Ой!

(Бежит к милиционеру)

1 м. - Дяденька, кто я?

Милиционер - Простите, дедушка, не понял?

(1 м. разворачивается и уходит, плача. Садится на скамейку. К нему подходит М.И. - девочка.)

М.И. - Что, допрыгался?

1 м. - Дяденька, это Вы?

М.И. - Дяденька? А с тобой который работал?

1 м. - Где он, который худой?

М.И. - Слушай меня. Ты как ленился? Я спрашиваю - время ты как профукивал?

1м. - Да ничего я не делал! Я с отражением играл.

М.И. - Да ты что! А во что?

1м. - Во всё. Язык ей показывал.

М.И. - Надо-же! Талантливо! А моя бездарь - на одной ножке скакала.

(Бежит девочка, превращенная в старуху.)

Д. - А ну, держи её! Держи, кому говорю?

(М.И. из-за угла)

М.И. - Привет бабушке!

Д. - Лопух! Растяпа!

1м. - Ты чего?

Д. -Расчевокался! Кричали тебе - держи.

1м. - А чего она такого сделала?

Д. - Тебе-то ничего, а мне - чего. Я какая? Видишь?

1м. - Противная.

Д. - Что?

1м. - А какая?

Д. - Старая. А какая была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Нормальная - молодая. А какая она была?

1м. - Откуда я знаю?

Д. - Старая! А какой сделалась?

1м. - Слушай! Мой тоже стариком был. И тоже молодым стал. А я?

Д. - Я? Я? Давай - за мной!

(Уходят)

Д. - Умные какие - детей в стариков превращать! Со мной такие фокусы не пройдут!

1м. - Точно! И у меня фокусник был.

(Подходят к забору. За ним - стройка. Смотрят в дырку в заборе. Разбивается стекло. Бежит М.М. с рогаткой. За ним милиционер. М.М. пролезает в забор.)

Мил. - Где мальчик?

1м. - Там. В лесу.

Д. - Какой он мальчик? Он один из них. Ловите его.

(Мил. смотрит через забор - стройка.)

Мил. - Да где ж там лес-то? Эх, старость - не радость.

(Дети проверяют)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Дошло.

Д. - А до меня - нет. Лезь за мной.

1м. - Страшно!

Д. - Ну, где ты там? Давай быстрее сюда. Ты что, хочешь навсегда стариком остаться?

(1м. перелезает через забор. Они оказываются в сказочном лесу)

Д. - Теперь дошло?

1м. - Нет.

Д. - Они здесь живут.

Видишь, как намусорили? Что, у них, дежурных что ли нету?

(Подходят к часам, которые идут в обратную сторону)

Действие 3.

(В доме волшебников)

В.П. - Вы меня просто удивляете, Марь Иванна! Какое легкомыслие - подойти и выболтать все наши секреты.

М.И. - Да будет Вам, Василий Парфирьич.

М.М. - (поет) А мы всё время

Убиваем время…

В.П. - Михал Михалыч, ну прекратите, наконец, своё дурацкое пение.

Вы, Марь Ивана, простите, только о себе думаете. Вы же ему подсказали, что мы его время украли. Более того - Вы ему самую суть раскрыли.

М.И. - Это какую же, какую?

М.М. - (поет) А вот какую (2 раза)

Я вот кукую (2 раза)

В.П. - Это я или Вы спрашивали его - как он ленился? Это я или Вы дали ему возможность догадаться, что только у лентяев и можно украсть время?

М.М. - (поет) Только у лентяев (2 раза)

Можно времечко украсть.

В.П. - Михал Михалыч, да прекратите Вы своё пение или нет?

М.М. - (поет) Лопнуло терпение -

Прекращаю пение. (разбивает стекло в домике)

В.П. - Намёк я Ваш понял, Михал Михалыч, но между прочим колотить стёла и витрины лучше в лесу, а не в городе, где мы с вами работаем, и где сегодня Вы троих навели на наш след. А что, если они сюда заявятся? А?

М.И. - Ну и зануда Вы, Василий Парфирьич.

В.П. - А. Так, по-вашему я - зануда?

М.И. - Да, да!

В.П. - А знаете ли вы, что лентяи сейчас на вес золота? Это вам не 10 лет назад! Лентяй другой пошёл. Он для чего с уроков удирает? Чтобы в окна из рогатки стрелять? Нет, дорогие, нет! Он теперь хобби занимается.

М.И. - Ха-ха-ха! Хобби!

В.П. - Разве с таким лентяем поработаешь? Он тебе ни минуты не даст.

М.И. - Да ну Вас! В кои-то веки я с лоботрясом поговорила - а уж крику-то, крику! Что же по-вашему - они вот так прямо и догадались, что надо найти третьего, попасть в кой-какой тупик, кой на что влезть, и кой куда заглянуть. Найти в кой-каком лесу кой-какую избушку и кой-какие часы перевести в кой-какую сторону. Тьфу! С Вами сама занудой станешь.

М.М. - А пробьёт 12 (2 раза)

Их время станет нашим навсегда! (разбивает стекло)

Д. - Попасть в кой-какой тупик.

1м. - Попали.

Д. - Залезть кой-куда.

1м. - На забор.

Д. - Кой-куда спрыгнуть.

1м. - В лес.

Д. - Найти кой-какую избушку.

1м. - Нашли.

Д. - И кой-какие стрелки перевести в кой-какую сторону. За мной!

1м. - Куда?

Д. - Искать третьего.

(убегают)

Действие 4.

(В городе)

Подходят к женщине.

1м. - Простите, дедушка…

Ж. - Кто? Дедушка? Какой я вам дедушка? Ещё скажите - бабушка! Нахальство какое.

Подходят к дедушке.

Д. - Дедушка, Вы настоящий или с Вами тоже работали?

Дед. - Простите, что значит - настоящий? А какой же я, по-вашему, деревянный?

1м. - Настоящий.

Д. - Да.

2м. - (в виде дедушки) А, ну-ка, мальчик, переведи меня через дорогу.

Коля - Пожалуйста.

2м. - Молодец! Иди - уроки учи. Отличником будешь.

2м. - (смеётся) А, ну-ка, девочка, переведи меня на другую сторону.

Таня - Сейчас, дедушка.

2м. - Эх, старших не уважаешь! Торопишься куда-то. С ноги сбиваешься. Веди назад!

(Подходят 1м. и Д. )

Д. - Дедушка шутит. Ты иди, девочка, иди. Мы сами его переведём.

2м. - Эй, старики, вы чего?

(Разговор на скамейке)

2м. - Нет, старики, это не для меня. Кое-куда идти, кое-чего переводить. А для чего? Снова уроки зубрить, контрольные писать, диктанты! Да мне это вот как надоело. Давайте, старики, так - время каждый сам терял - пускай каждый сам себе его и возвращает.

(Все молчат)

Мы что - в молчанку играем?

Ну, как хотите.

Ну, старики, не жмите на психику.

В общем - я пошёл, старики. (Встаёт, делает 2 шага вперёд - оборачивается)

Нет, я серьёзно. Я ведь уйду. Ну, чего расселись - сидите, а время-то не ждёт. Айда в ваше кой-куда!

Действие 5.

(Сказочный лес)

В доме волшебников -

В.П. - (в телефонную трубку) Алло! Вася, это я Парфирьич.

М.И. - (крутит обруч)

М.М. -(бегает с пистолетом) Та-та-та-та-та!

Дети подходят к часам и поворачивают стрелки в обратную сторону. В доме все замирают на месте. Часы бьют 12 раз. Волшебники превращаются в стариков, а дети - в детей.

Дети - (хором) УРА!

Действие 6.

Перед школой. Звенит звонок. Школьники бегут в школу. Сзади идут 2м. , Д, 1м. 1м. останавливается перед витриной и начинает по привычке кривляться. Вдруг видит в отражении бороду.

1м. - Ой! Ой-ой-ой! (бежит в школу) Машет рукой.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ «СКАЗКА ГРЕЕТ СЕРДЦЕ» (О ТВОРЧЕСТВЕ Е,Л, ШВАРЦА)

Звучит музыка из фильма «Обыкновенное чудо» Небольшая комната в гостинице, в южной стране, две двери: одна в коридор, другая на балкон | сумерки | на диване сидит ученый, молодой человек двадцати шести лет | он шарит рукой по столу – ищет очки.

СЛАЙД 1

УЧЁНЫЙ: Когда теряешь очки, это, конечно, неприятно. Но вместе с тем и прекрасно – в сумерках вся моя комната представляется не такою, как обычно. Этот плед, брошенный в кресло, кажется мне сейчас очень милою и доброю принцессою. Я влюблен в нее, и она пришла ко мне в гости. Она не одна, конечно. Принцессе не полагается ходить без свиты. Эти узкие, длинные часы в деревянном футляре – вовсе не часы. Это вечный спутник принцессы, тайный советник. Его сердце стучит ровно, как маятник, его советы меняются в соответствии с требованиями времени, и дает он их шепотом. Ведь недаром он тайный. И если советы тайного советника оказываются гибельными, он от них начисто отрекается впоследствии. Он утверждает, что его просто не расслышали, и это очень практично с его стороны. А это кто? Кто этот незнакомец, худой и стройный, весь в черном, с белым лицом? Почему мне вдруг пришло в голову, что это жених принцессы? Ведь влюблен в принцессу я! Я так влюблен в нее, что это будет просто чудовищно, если она выйдет за другого.

смеется

Прелесть всех этих выдумок в том, что едва я надену очки, как все вернется на свое место. Плед станет пледом, часы часами, а этот зловещий незнакомец исчезнет.

шарит руками по столу

Ну, вот и очки.

СЛАЙД 2 . РАЗДАЁТСЯ БОЙ ЧАСОВ, ВЫХОДЯТ ВЕДУЩИЕ.

ВЕДУЩИЙ: Добрый день, дорогие друзья! Часы предупредили о начале нашей литературной гостиной. Самое дорогое для человека - время. Не будем терять ни минуты. Сегодня мы с вами будем говорить о волшебнике, точнее сказочнике, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

СЛАЙД 3

ВЕДУЩИЙ: Сказка – это ведь самое первое, самое древнее, самое вечное, самое тайное, а, значит, и не контролируемое сверху, место встречи новенькой человеческой души с вечным человеческим словом.

ВЕДУЩИЙ: Сказка опирается на вечные истины, которые потому и вечные, что живут вне политики, вне конкретного времени. Эти истины – законы, по которым должны развиваться нормальные человеческие взаимоотношения во всех нормальных обществах.

ВЕДУЩИЙ: Законы эти, если верить Шварцу, таковы:

Добро – всегда побеждает. Не сразу, конечно. Но где-то поближе к финалу – непременно!

ВЕДУЩИЙ: Истина в представлении писателя – тоже обязательно, пусть и в самом конце сказки, но торжествует. А негодяи – непременно получают по заслугам. Торжество этих законов – вот цель общества. Их соблюдение должно быть нормой жизни.

ВЕДУЩИЙ: Великий советский сказочник Евгений Шварц запомнился своими потрясающе добрыми и реалистичными изложениями известных сказок мировых классиков. Из - под его пера вышло более 20 сказочных пьес для кукольного, драматического театров и кинофильмов.

ВЕДУЩИЙ: Если найдется человек, которому кажется, что он не знаком с творчеством Евгения Львовича Шварца, переубедить его не стоит никакого труда. Достаточно лишь произнести волшебные слова: "Снип-снап-снурре, пурре-базелюрре!", и он воскликнет: "Да это же "Снежная королева" Андерсена!". Так-то оно так, да не совсем… Дело в том, что нет в сказке великого датчанина никаких "пурре-базелюрре", как нет в "Снежной королеве" и образа сказочника, эти слова произносящего. Нет там и мрачного Советника со второй коронной фразой о том, что он "а) отомстит, б) скоро отомстит и в) страшно отомстит".

СЛАЙД 4.

ВЕДУЩИЙ: Продолжим дальше копаться в вашем подсознании… "Я не волшебник, я только учусь", "Какое сказочное свинство!"… Не спешите приписывать эти крылатые выражения Шарлю Перро. В его "Золушке" этого нет и в помине. Все дело в том, что, вспоминая и "Золушку", и "Снежную королеву", вы вспоминаете в первую очередь не книжки, а "важнейшее из искусств" - кино.

ВЕДУЩИЙ: Но мало кто помнит, что оба замечательных фильма снимались именно по сценариям Евгения Шварца, изрядно преобразившего, а точнее сказать - обогатившего классические сюжеты.

СЛАЙД 5.

Золушка входит в королевский замок, навстречу ей устремляется король. Он бежит так быстро, что великолепная мантия развевается за королевскими плечами.

Король. Здравствуйте, неизвестная, прекрасная, таинственная гостья! Нет, нет, не делайте реверанс на ступеньках. Это так опасно. Не снимайте, пожалуйста, перчатку. Здравствуйте! Я ужасно рад, что вы приехали!

Золушка. Здравствуйте, ваше величество! Я тоже рада, что приехала. Мне очень нравится у вас.

Король. Ха-ха-ха! Вот радость-то! Она говорит искренне!

Золушка. Конечно, ваше величество.

Король. Идемте, идемте.

Он подает руку Золушке и торжественно ведет ее.

Король. Старые друзья – это, конечно, штука хорошая, но их уж ничем не удивишь! Вот, например, кот в сапогах. Славный парень, умница, но, как приедет, сейчас же снимет сапоги, ляжет на пол возле камина и дремлет. Или мальчик с пальчик. Милый, остроумный человек, но отчаянный игрок. Все время играет в прятки на деньги. А попробуй найди его. А главное, у них все в прошлом. Их сказки уже сыграны и всем известны. А вы… Как король сказочного королевства, я чувствую, что вы стоите на пороге удивительных сказочных событий.

Золушка. Правда?

Король. Честное королевское!

ПЕСНЯ ЗОЛУШКИ

ВЕДУЩИЙ : Как странно, что Евгений Шварц жил в XX веке. Казалось, он мог приятельствовать с Андерсеном или братьями Гримм. А он выбрал для себя время, когда особенно боялись сказок. В середине 20-х считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать свой сказочный мир было почти безумием.

СЛАЙД 6.

ВЕДУЩИЙ : Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным–давно, в 1896 году, а другим сведениям в 1895 появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября родился сказочник – волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц.

СЛАЙД 7.

ВЕДУЩИЙ : Отец Жени – Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. ВЕДУЩИЙ : Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.

ВЕДУЩИЙ : С раннего детства Женя признавал только те выдуманные истории, которые имели счастливый финал. Этим очень разумно пользовалась мама. Когда наступал час приема ненавистной пищи, например, обеда, мама всегда в это время импровизировала как бы некую сказку. Когда обед приближался к середине, в маминой сказке тотчас обнаруживался какой-нибудь несчастный герой на утлом суденышке в бушующем море-океане. А дальше будущему сказочнику предъявлялся ультиматум: «Доедай все до конца! Если хоть что-нибудь останется на твоей тарелке, они там все на судне утопнут в море!» И несчастный Женя подчищал свою тарелку до полного сияния, только чтобы все у всех и всегда кончалось хорошо.

СЛАЙД 8.

ВЕДУЩИЙ : Уже в детстве, утверждает легенда, маленький Женя умел видеть жизнь как череду забавных или грустных историй. Согласно многим источникам, характер у мальчика был сложный. В нем странным образом как-то сочетались открытость и ранимость, скрытность и болезненная обидчивость. В три года научился читать, еще раньше – мечтать, чуть позже решил стать «романистом», и, обладая развитым воображением, выдумывал различные истории, иногда пугая самого себя до полусмерти.

ВЕДУЩИЙ : Однажды, мама спросила пятилетнего Женю, кем он станет, когда вырастет? «Я от застенчивости лег на ковер, повалялся у маминых ног и ответил полушепотом: „Романистом“. В смятении своем я забыл, что существует более простое слово – «писатель». Но я не сомневался, что буду писателем...

СЛАЙД 9

УЧЕНЫЙ : В семь лет мне выписали еженедельный журнал «Светлячок», издаваемый неким Федоровым-Давыдовым. Он меня не слишком обрадовал. Был он тоненький. От номера до номера проходило невыносимо много времени. Неделя в те времена казалась мне бесконечной. А кроме всего я жил сложно, а журнал был прост».

ВЕДУЩИЙ : Конечно, с ребенком, живущим так «сложно», родителям было непросто. Рассказывают, что были у маленького Жени брючки. Когда он из них вырос, мама, естественно, решила брючки выбросить. Не тут-то было. Будущий писатель возмутился: как же так? Столько лет брючки старались, работали на Женю, бегали вместе с ним на свидания к соседскому петуху, и вот теперь мама их выбрасывает?! Нет, так не по-людски с любимыми вещами не расстаются! И Женя похоронил любимые брючки, а на могиле произнес в качестве прочувствованного слова монолог Отелло над погубленной им Дездемоной.

ВЕДУЩИЙ : Ясно было, что добром подобные истории не кончатся. Быть беде. В смысле, быть в семье Шварцев – писателю.

СЛАЙД 10.

ВЕДУЩИЙ : Детские годы и юность драматурга прошли в городе Майкоп. Эти места он всегда вспоминал с исключительной нежностью.

СЛАЙД 11.

ВЕДУЩИЙ : Своими писательскими амбициями Женя достал своих родителей, и как только мальчик с грехом пополам в 1912 году окончил реальное училище в Майкопе и дорос из Жени до Евгения, они отослали его в Москву на юридический факультет Университета изучать перспективную, как им казалось, профессию юриста. Два года Шварц честно пытался одолеть юридическую науку, но через два года, так и не сдав экзамен по специальности «римское право», вернулся домой. Перед приездом он отправил родителям знаменитую телеграмму: «Римское право умирает, но не сдается!»

СЛАЙД 12.

Так Шварц пополнил список сказочников – неудавшихся юристов: Шарль Перро, братья Гримм и Эрнст Теодор Амадей Гофман.

СЛАЙД 13.

ВЕДУЩИЙ : В 1917 году Шварц переезжает в Ростов-на-Дону, там его застает революция, а вслед за ней – гражданская война, которая именно в этих краях как раз и начиналась.

ВЕДУЩИЙ : Начинал свой путь в искусстве Шварц – актером. Он приехал из Москвы, вот собственно на что ушли два года учебы в Московском университете, ярким, темпераментным, как сейчас сказали бы, шоуменом, способным держать внимание любой публики каким угодно текстом, а иногда и вовсе без оного. Была у него коронная сценка-импровизация «Заседание суда». Да, это было настоящее, как и положено, заседание суда, с монологами адвоката, прокурора, свидетелей защиты и обвинения, все как у людей.

ВЕДУЩИЙ : Только все участники судебного заседания были не люди, а собаки. Евгений Львович выходил на сцену кабаре и лаял за своих персонажей. Но лаял строго по системе Станиславского. Вживаясь в каждого персонажа. Поэтому за грозного прокурора – лаял так, а за мудрого судью – иначе. Успех этого номера был грандиозный.

СЛАЙД 14.

ОТРЫВОК ИЗ «СКАЗКИ О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ВЕДУЩИЙ : Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и все время отставал, и по русскому письменному, и по

арифметике, и даже по пению. «Успею! - говорил он в конце первой четверти. - Во второй вас всех догоню». А приходила вторая - он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да и опаздывал и не тужил. Все "успею" да "успею". И вот однажды пришел Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием.

Вбежал в раздевалку. Шлепнул портфелем по загородке и крикнул:

ПЕТЯ: Тетя Наташа! Возьмите мое пальтишко!

А тетя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:

ТЁТЯ НАТАША: Кто меня зовет?

ПЕТЯ: Это я. Петя Зубов.

ТЁТЯ НАТАША: А почему у тебя сегодня голос такой хриплый?

ПЕТЯ: А я и сам удивляюсь. Вдруг охрип ни с того ни с сего.

ВЕДУЩИЙ: Вышла тетя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:

ТЁТЯ НАТАША: Ой!

ПЕТЯ (испуганно): Тетя Наташа, что с вами?

ТЁТЯ НАТАША: Как что? Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.

ПЕТЯ: Какой же я дедушка? Я - Петя, ученик третьего класса.

ТЁТЯ НАТАША: Да вы посмотрите в зеркало!

ВЕДУЩИЙ: Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что

превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросли у него окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо. Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода. Крикнул он басом:

ПЕТЯ: Мама!

Бежит и думает:

ПЕТЯ: "Ну, уж если и мама меня не узнает, тогда все пропало".

ВЕДУЩИЙ: Прибежал Петя домой и позвонил три раза. Мама открыла ему дверь.

Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.

МАМА: Вам кого, дедушка?

ПЕТЯ: Ты меня не узнаешь?

МАМА: Простите, нет.

ВЕДУЩИЙ: Отвернулся бедный Петя и пошел куда глаза глядят. Идет он и думает.

ПЕТЯ: Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков,

ни друзей... И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики -

те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен,

когда всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут -

ведь я всего только три года работал. Да и как работал - на двойки да на

тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик? Чем же все это кончится?

ВЕДУЩИЙ : Главная мысль сказки: “…ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет”.

ВЕДУЩИЙ : А чем закончится сказка, вы знаете, когда её прочитаете.

СЛАЙД 15.

ВЕДУЩИЙ : А мы продолжаем вам рассказывать сказку о жизни Евгения Львовича. В 1917 году Шварц был призван в армию. Когда случился Октябрьский переворот, Евгений Львович вступил в ряды Добровольческой армии. Он получил сильную контузию при штурме Екатеринодара и был демобилизован. Травма не прошла для его здоровья бесследно – тремор рук сопровождал писателя до конца его дней.

СЛАЙД 16.

ВЕДУЩИЙ : В 1921 Евгений Львович приехал в Петроград. Вскоре он оставил сцену и стал секретарем у знаменитого Корнея Чуковского, помогая ему в литературных вопросах. В 1923-1924 годах Шварц писал фельетоны для изданий Донецка, взяв псевдоним Дед Сарай.

ВЕДУЩИЙ : В 1924 писатель начал работать в детской редакции Госиздата, помогая молодым авторам сделать первые шаги в литературе. Он принял участие в создании и работе изданий «Еж» и «Чиж».

ВЕДУЩИЙ : Первая отдельная книга Шварца - сборник стихов «Рассказ старой балалайки» - появилась лишь в 1925 году. Вдохновленный этим успешным дебютом, писатель посвятил детям сказку для театра «Ундервуд», пьесу «Клад» (о «юных разведчиках народного хозяйства»).

СЛАЙД 17.

ВЕДУЩИЙ : Но вершиной его творчества, несомненно, стали переложения сюжетов Андерсена: «Принцесса и свинопас», «Красная шапочка», «Золушка», «Снежная королева», на которых выросло не одно поколение детей. Под пером Шварца герои не просто становятся более «живыми». Они органично сочетаются с реальным миром.

ОТРЫВОК ИЗ ПЬЕСЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА»

Дом бабушки Красной Шапочки. Бабушка сидит у окна, вяжет.

Бабушка. Выдумали! Тридцать семь и два, даже полтора, так изволь в кровати лежать. Ха! Не на таковскую напали. Горло, так и быть, завязала, а в кровать – нет! Скорее лопну, а в кровать не лягу. Я уж сегодня и на речку сбегала, и за грибами сбегала, и пыль обмела, и чай вскипятила, и даже на гитаре поиграла. Старинный романс. (Поёт.) «Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять». Хе-хе-хе! Красной Шапочке об этом не скажу все-таки. Боюсь – заругает. Она строгая у нас. Она…

Вдали раздается крик: «Помогите!» Бабушка вскакивает.

Бабушка. Что такое? Никак, на помощь зовут? (Выглядывает из окна. В руках ее ружье.) Кто там кричит?

Волк (вбегает) . Ой, помогите, ой!

Бабушка. Что такое? Почему такое?

Волк. За мною волк гонится…

Бабушка. Ничего! Сейчас я его застрелю.

Волк. Ах, нет, нет! Вы сами как хотите, а я очень боюсь! Спрячьте меня под кровать. Прошу.

Бабушка. Экий ты какой! Ну, иди в дом!

Видна комната. Волк входит в комнату.

Бабушка. Ну, лезь под кровать.

Волк (басом) . Брось ружье!

Бабушка. Что такое?

Волк. А то! ( Выбивает у бабушки ружье лапой. Открывает гигантскую свою пасть. Проглатывает бабушку.)

Бабушка (из волчьего живота) . Да ты, никак, меня надул. Ты волк?

Волк. А ты думала? Ха-ха-ха! Где твои очки? Вот они. Где чепчик? Вот он. Очень хорошо! Ха-ха-ха!

Бабушка. Не смейся, ты меня трясешь.

Волк. Ладно!

Бабушка. Я знаю, что ты задумал! Ты задумал Красную Шапочку съесть!

Волк. Обязательно.

Бабушка. Только попробуй! Я ей крикну: уходи, съест!

Волк. А я сейчас тремя одеялами укроюсь, – она и не услышит.

Бабушка. Не смей!

Волк укрывается двумя одеялами.

Бабушка. Не смей!

Волк укрывается еще одним одеялом. Бабушку не слышно.

Волк. То-то, замолкла. Ну и жарко же под тремя одеялами. Эй, ты там, бабушка! Не смей меня бить кулаком в живот. Что? И каблуком не смей. Никак, идет! Идет! Воу!

Красная Шапочка вбегает. Видна под окном. В руках у нее букет цветов.

Красная Шапочка. Ну, птицы, до свиданья, дорогие. Спасибо вам за помощь, друзья.

Птицы. Мы подождем! Мы боимся! Нам кажется…

Красная Шапочка. Нет, нет, улетайте! (Вбегает в дом и останавливается, пораженная.)

Птицы. Смотрите на окна. Она испугалась! Подождем, подождем! Посмотрим, посмотрим…

Красная Шапочка. Бабушка, отчего ты такая белая?

Волк. Оттого, что больная.

Красная Шапочка. Бабушка, отчего у тебя такой странный голос?

Волк. Оттого, что горло болит.

Красная Шапочка. Бабушка, а отчего у тебя сегодня такие большие глаза?

Волк. Чтобы тебя получше видеть.

Красная Шапочка. Бабушка! А отчего у тебя такие большие руки?

Волк. Чтобы тебя покрепче обнять. Подойди сюда.

Красная Шапочка. Бабушка! А отчего у тебя такие большие зубы?

Волк (ревет) . Чтоб съесть тебя! (Проглатывает девочку. Укладывается на постели, сбросив с себя все одеяла.)

Птицы отчаянно кричат.

Волк. А-ха-ха! Наконец-то! Молодец! Съел! Победил!

Красная Шапочка. А кто здесь еще у волка в животе?

Бабушка. Кто же, как не бабушка!

Красная Шапочка. Он и тебя съел? Ты, бабушка, не бойся, – мы спасемся.

Бабушка. Учи меня… Будто я не знаю.

Волк. Тише вы там! Не мешайте мне спать!

Бабушка. Отстань! Что это? Он тебя с корзинкой проглотил? Дай-ка мне кусочек пирога. Спасибо. Внучка! Да ты, никак, плачешь?

Красная Шапочка. Это я не от страху, бабушка, а мне обидно, что он меня перехитрил.

Бабушка. Сейчас он тебя, а потом ты его. Ты не плачь, ты думай, как нам спастись.

Красная Шапочка. Я знаю, как нам спастись! Птицы, сюда! Скорее!

Птицы. Ты жива? Девочка! Ты жива?

Красная Шапочка. Да, птицы. Как можно скорее летите все на восток и на восток. На перекрестке двух дорожек стоит человек. Расскажите ему все. Летите! Скорей!

Птицы. Летим. ( Улетают.)

Бабушка. Красная Шапочка, ты на меня не сердишься?

Красная Шапочка. За что?

Бабушка. Я компресс сняла. Уж очень тут жарко.

Красная Шапочка. Давай я завяжу. Сейчас же. Нас очень скоро спасут, а ты простудишься. Нас очень скоро спасут. Слышишь?

СЛАЙД 18.

ВЕДУЩИЙ : Первой супругой Евгения стала Гаянэ Халайджиева. Она была актрисой театра в Ростове-на-Дону. Шварц долго добивался согласия на брак и добился благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Пара поженилась и в скором времени у них родилась дочь Наталья.

ВЕДУЩИЙ : «Увы, – вспоминал потом Евгений Львович, – наш брак оказался неудачен, потому, наверное, что совершился не на небесах, а в воде ледяного Дона».

СЛАЙД 19.

ВЕДУЩИЙ: В 1927 году Евгений познакомился с братом своего друга на одном из литературных собраний. Тот был с женой Екатериной, которая с первого взгляда покорила сердце сказочника. Долгий тайный роман с Екатериной Ивановной мучил Евгения Шварца, который не хотел причинять боль близким. Однако, в конце концов пара освободилась от прежних браков и соединилась. С Екатериной Евгений прожил 30 лет, до последнего своего вздоха.

ДУЭТ ЭМИЛЯ И ЭМИЛИИ

СЛАЙД 20.

ВЕДУЩИЙ : С началом Великой Отечественной войны Евгений Шварц стал активным борцом против фашизма. В 1941 году вышла его пьеса «Под липами Берлина» (в соавторстве с М. Зощенко). Он вел радиохроники, для которых писал статьи, рассказы, песни, фельетоны, стихи.

СЛАЙД 21.

ВЕДУЩИЙ : Неизвестно, подвиг ли Шварца приход фашизма к власти на создание замечательной трилогии («Голый король», «Тень», «Дракон») или она стала просто продолжением пересказов Андерсена. Да, впрочем, и неважно, что послужило стимулом к написанию этих пьес. Несомненно то, что они занимают место в ряду лучших антифашистских, антидиктаторских произведений.

СЛАЙД 22.

ВЕДУЩИЙ : В 1944 году начинается работа над самым личным, исповедальным произведением, сочинение которого заняло десять лет. Название менялось несколько раз: «Медведь», «Веселый волшебник», «Послушный волшебник», «Безумный бородач», «Непослушный волшебник»… Пока, наконец, не получилось изящно и просто - «Обыкновенное чудо». Пьесу ставили во многих театрах страны - и каждый раз с неизменным успехом.

ВЕДУЩИЙ : После войны Евгений Шварц продолжил работу в кинематографе. Наиболее значимые его работы того времени: «Золушка», «Первоклассница», «Марья-искусница», «Дон-Кихот». Сценарии ко всем этим фильмам писал Шварц. В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская, Янина Жеймо, Толубеев, Черкасов, Гарин и другие.
ВЕДУЩИЙ
: Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины Иосифа Сталина.

ВЕДУЩИЙ : «На свете есть вещи, которые производятся только для детей: пищалки, скакалки, лошадки...

ВЕДУЩИЙ : Другие вещи фабрикуются только для взрослых: танки, бомбы, спиртные напитки и папиросы.

ВЕДУЩИЙ : Однако трудно определить, для кого существуют солнце, море, цветущая сирень, ягоды, фрукты..?

ВЕДУЩИЙ : Вероятно - для всех! …Так и с драматургией. У сказок и пьес Евгения Шварца …такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста.

СЛАЙД 23.

ВЕДУЩИЙ: Земная жизнь сказочника окончилась 15 января 1958 года. Но сказка его жизни продолжается. Его сказки смотрят и дети, и взрослые. Они по-прежнему актуальны. И при этом по-настоящему чело-ВЕЧНЫ.

МУЗЫКА

УЧЁНЫЙ: Шварц жил в сложные времена, когда такие понятия как жалость, сострадание, сочувствие считались устаревшими. Но сказочник Шварц остался одним из немногих, кто продолжал наивно настаивать: http://www.skazka.com.ru/bio/evgenii-shvarc

Людмила Рыбакова

«ДВА КЛЕНА» Сценарий театрального представления по одноименной сказке Е. Л. Шварца для детей подготовительной группы

21 октября 2016 года исполняется 120 лет со Дня рождения писателя-сказочника Евгения Львовича Шварца.

Евгений Шварц – один из немногих писателей, чьи сказки сопровождают человека в течение всей его жизни. В детстве нас захватывают волшебные сказки - «Золушка», «Новые приключения кота в сапогах», «Царь Водокрут». В юности, писатель говорит с нами о любви в «Обыкновенном чуде».

В зрелости заставляет думать и понимать о многом в сказках, ставшими притчами - «Тень», «Голый король», «Каин – ХY111», «Дракон».

Каждому возрасту своя сказка!

Пьеса-сказка «ДВА КЛЕНА» была написана Е. Шварцем в 1953 году, но не утратила своей актуальности и в наше время, потому что учит:

Слушаться родителей (непослушание двух братьев привело к беде и принесло горе и маме и детям);

Только любовь и забота мамы способна помочь детям в трудную минуту, и об этом надо помнить всегда;

Быть добрым, сочувствовать, сострадать и помогать слабому, попавшему в беду;

Труд, знание и умение, смекалка, находчивость помогает людям не отчаиваться, а идти к своей цели до конца.

Как ты относишься к окружающим, так и к тебе будут относиться и взрослые и дети. Сделаешь одно доброе дело, и оно вернется к тебе в десяти кратном размере.

Люби природу, бережно относись к ней. («Не обижайте нас! Не забывайте, что мы живые. Не разучитесь говорить по-нашему, когда домой вернетесь», - просят деревья сыновей, вновь ставшими людьми.

Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию Театральное представление по мотивам одноименной сказки Е. Шварца «ДВА КЛЁНА» (для детей подготовительной группы).

СПЕКТАКЛЬ «ДВА КЛЕНА» (по мотивам одноименной пьесы-сказки Е. Л. Шварца)

Действующие лица (все роли исполняют дети):

Василиса – работница, её сыновья: Федор, Егорушка, Иванушка; Баба Яга, Медведь, Котофей Иванович, Шарик, Мыши, Избушка

Декорация: Дом Василисы, перед домом скамья. Лес. (Плоскостные деревья). Поляна. Большое бревно (скамейка, задрапированная тканью). Два клена – нарисованы на плоском картоне в форме тампарески. Мельница – картонный макет. Сундук. Мешки.

Увертюра. Мелодия «В гостях у сказки». Открывается занавес.

Сцена 1. Лес.

Медведь, кот, собака сидят на бревне, ведут разговор.

Медведь: Как нас баба Яга к себе в избушку взяла,

В работу определила, не поила и не кормила.

Кот: Ни разу не похвалила,

Только ругала да корила.

Шарик: Лишь себя злодейка любит,

А другого – то погубит

Т. Морозова «Бабка Ёжка» (минусовка). Из леса выходит Баба Яга с метелкой (любуется на себя в зеркало)

Баба Яга: Я бабулечка, Я –Ягулечка!

Полюбуйтесь все…красотулечка!

Хороша я, хороша! раскрасоточка-душа!

(зверям): А вы вон убирайтесь,

На глаза не попадайтесь!

Что в вас проку, одна безделица. (выметает их метлой)

(задумывается) : А прислуживать мне будет

Василиса –рукодельница.

Заманить бы ее побыстрей (думает)

Украду я ее сыновей!

Она искать их отправится,

Да сама ко мне и явится!

(радостная уходит)

Сцена 2 Изба Василисы и ее детей. Перед избой сидит Ваня, он «делает из прутика дудочку».

Русская народная мелодия «Ах вы, сени!» Выходят 2 брата Федор, Егор. Они играют в догонялки и дразнят друг друга.


Егор: Федя-редя, съел медведя!

Федя: Егор- мухомор, проглотил забор!

Егор: А что, пойдем в лес, Федя,

Может увидим медведя!

Федя: А что, пойдем в лес, Егор,

Найдем мухомор! (оба берут корзинки, готовы уйти)

Иван: Мама в лес ходить не велела!

Егор и Федя: А мы уже большие, -

И тебе до этого нет никакого дела!

Иван: У матушки надо спроситься!

Егор и Федя: А мы быстро, и без спроса

Сумеем возвратиться. (уходят)

Сцена 3. Поляна. Федя и Егорушка собирают грибы.

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского. Налетает БЯ и подхватывает их- они держатся за ее метлу и крича «Мама!» улетают с ней. Прилетели.

Баба Яга: Превращу вас в клены – крона высокая,

Не найдет вас мать одинокая!

Сцена 4. Изба Василисы. Из дома выходит Василиса и Иван

Василиса: Ты, Ванюша здесь оставайся,

Да братишек своих дожидайся.

Иван: Ты возьми меня, матушка тоже!

Василиса: Нет, нельзя, это не гоже!

Через лес я пойду, через поле,

Не унять материнское горе! (прощаются)


Сцена 5. В лесу.

Василиса идет и зовет: Федя! Егорушка!

Под мелодию «Вдоль по Питерской» идет Медведь.

Василиса: Кто там по лесу ходит,

Между сосен бродит?

Места себе не находит?

Медведь: Это я Медведь Бабы Яги. Ты меня не бойся, не беги.

Обманом меня Баба Яга заманила и держит! (плачет)

Василиса: Не плачь, Мишенька, я тебя медом угощу,

Да только весь дать не могу,

Сыновьям несу! Не видал ли ты детей моих?

(Медведь отрицательно качает головой).

Придется у Бабы Яги расспросить про них!

Где ее избушку мне найти?

Медведь: Яги дома нет. Она в пути.

А избушка сама сюда явится,

Поскольку гуляет где хочет,

Где ей самой нравится!

(Зовет избу): Цыпа-цыпа-цыпа!

Берегись, курьи ножки бегут по дорожке!

Чужого в дом не пускают: затопчут, растолкают

Русская народная мелодия «Светит месяц» Появляется избушка, она кудахчет

Василиса: А я лаской их обогрею,

О многом спросить сумею:

Ой вы ноженьки куриные,

Крылышки почти орлиные,

Как пройдетесь по дороженьке,

Затанцуют ваши ноженьки!

Ох, дивится народ, восхищается!

До чего же ваш танец всем нравится!

Танец Избушки Русская народная мелодия «Светит месяц»

Из избы выходит Баба Яга. Звучит «Баба Яга» П. Чайковского

Баба Яга: Ну, здравствуй, Василиса!

Ты, говорят, большая мастерица:

И готовить, и прясть умеешь

И в хозяйстве разумеешь!

Мне послужи-ка,

Воды с болотца принеси-ка!

Василиса: Не слуга я тебе, Ягусечка,

И слугой мне не быть, бабусечка!

Баба Яга: Коли так разговор поведешь,

То сынков своих никогда не найдешь!

Василиса: За детей все отдать я готова!

Верни мне Федю и Егора!

Баба Яга: Возвратить не обещаю,

А послушать разрешаю!

(хлопает 3 раза в ладоши)

2 Клена: Мама, мама, помоги! От Яги убереги!

Мы домой хотим, домой!

Нас возьми скорей с собой!

Василиса (бегает, ищет детей, подбегает к 2 кленам):

Феденька! Егорушка! Отзовитесь!


Баба Яга: Молчать! Запрещаю отвечать!

(Василиса плачет. Баба Яга смеется.)

Баба Яга: Делай, что я прикажу.

У меня лишь 3 заданья,

Что потребует старанья.

Коль тебя я похвалю…(задумывается)

То детишек отпущу!

Что, согласна ты?

Василиса: Согласна!

Баба Яга: Очень рада! Это мне как раз и надо!

Баба Яга: Вот амбарчик.

Перебрать тебе велю,

А к утру и посмотрю!

А еще, чуть не забыла:

Мельницу построй на диво.

Перемелешь все зерно,

Утром посмотрю в окно!

Ну а этом сундуке золото хранится (открывает)

Нету золота, не стало!

Все украли! все пропало!

Медведь: Верно, ты, Яга забыла,

Сама золото зарыла!

Баба Яга: Ой и точно!

Ты сундук отыщи

И ко мне притащи!

До свидания,

Опять полечу я отдыхать!

А уж утром прилечу,

Над тобой похохочу…(улетает)

Василиса: Что же, время дорого, пора за дело приниматься!

Медведь: Нам не справиться вдвоем! Кота и собаку позовем!

Шарик! Котофей Иванович, пожалуйте сюда!

Василиса: (гладит по головке) : Какие вы хорошие Шарик! Котофей Иванович

Медведь: Что Василиса скажет, то и делайте

Василиса: Ты Шарик, золото ищи!

Ты котик, мышек позови: зерно перебрать,

Да и нам некогда скучать:

Мы с Михайло Потапычем пойдем мельницу строить. (уходят)

Котофей Иванович: Мышки, мышки, быстро к нам!

Я задание вам дам!

Вот амбарчик.

Здесь зерно перепуталось давно:

Рожь да пшеница, ячмень да чечевица.

Перебрать я вам велю,

А к утру и посмотрю!

Русская народная мелодия «Гусачок» Танец-импровизация «Мышки перебирают зерно в мешки»

Русская народная мелодия «Полянка». Импровизация «Строим меленку». Василиса и Медведь имитируют постройку мельницы. и выносят из не мешки с мукой.

Русская народная мелодия «А я золото хороню». Импровизация «Шарик в поисках мешка с золотом»

(Шарик бегает и подбегает к большому камню, старается его сдвинуть с места)

Навстречу Шарику выходит Иван.

Иван: Кто ты, песик?

Шарик: Шарик я!

Иван: Не видал ли мою маму?

Может знаешь, где она?

Василисою зовут.

Шарик: Братья с мамой вместе тут!

(Шарик хочет поднять большой камень, под ним сундук с золотом.)

Шарик: Помоги, Ванюша мне, а иначе быть беде.

(Оба поднимают камень и достают оттуда сундук с золотом)

Под мелодию «Вдоль по Питерской» идет Медведь и несет мешки с мукой.

Медведь: Мы работали весь день.

Отдохнем, присядем в тень

Василиса: Клены ласково шумят,

Отдохнуть и мне велят (садится под кленами)

(Ваня видит маму и обнимает ее)

Ваня: Мама! Дома я не мог остаться,

Решил в дорогу собираться:

Маму милую нашел…

Василиса: Молодец, что ты пришел!

Звучит «Баба Яга» П. Чайковского Выходит незаметно Баба Яга. Смотрит кругом и видит, что все сделано

Баба Яга: Всё успела? … все смогла …

Но хвалить не буду я.

Спрячу с златом сундучок,

Не найдешь его, дружок. (убегает с сундуком)

Ваня: Стой, Яга, сундук отдай!

Баба Яга: А, попался! Так и знай!

Никого я не люблю,

Зло и пакость лишь творю!

Василиса: Я исполнила заданья –

Ты исполни обещанье!

Баба Яга: Ха-ха-ха. Еще заданье – дополнительное!

Пока солнышко не село,

Ты его исполнишь смело.

Разыщи своих сынков…

Не найдешь, так будь здоров! (убегает)


Василиса (подходит к 2кленам):

Шелест нежный кленов этих говорит мне:

Это дети заколдованы стоят,

Я нашла своих ребят!

Как же чары злые снять?

Как мне их расколдовать?

Кот, Шарик и Медведь: Цып –цып-цып! Приди, избушка

Принеси живой воды,

Что хранится у Яги.

Русская народная мелодия «Светит месяц» Появляется Избушка, отдает ведро с живой водой.

Василиса поливает 2 клена водой, «мальчики оживают» (выходят из тампаресок, обнимают Василису.

Василиса: Вы, сыночки мои,

Голубочки мои,

Как я рада опять

Всех вас вместе обнять!


Иван: Мама, милая, родная,

Самая лучшая и дорогая. (обнимает маму)

Егорушка: Всю любовь и заботу мамы

Сбережем, сохраним навсегда мы! (обнимает маму)

Федя: Мы любовь твою не забудем,

Огорчать нашу маму не будем! (обнимает маму)

Выходят все участники спектакля.


Заключительные слова всех героев сказки:

Пусть в семье будет мир и удача,

Слезы радости, счастья – не прячем!

Всем хотим сказать по секрету,

Что запомним мы сказочку эту!

Чтобы не было горя, печали,

Мама, ты прости, что тебя огорчали!

И не в сказке, а в жизни мы скажем

Навсегда с нами мамочка наша!

Русская народная мелодия. Общая Пляска.

Тематика сказки актуальна и может быть использована на Праздниках: Осени, 8 Марта, День Матери, День Семьи, в работе Театрального кружка.

Спасибо за внимание!