Проект по технологии портрет моей школы. Проект по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Портрет человека"

Тема:

Выполнила: учащаяся 6 «Б» класса МОУ Катуаровская СОШ Финаева Юлиана
Руководитель: Чиквасова Екатерина Александровна
2018 год
  1. Введение
  2. Загадочная «Джоконда»
  3. Практическая работа
  4. Выводы
  5. Список используемых источников
Введение
Цель проекта:
Написать «живой» портрет
Задачи проекта:
  • изучить историческое развитие жанра «портрет»;
  • изучить феномен произведения Л. Да Винчи «Мона Лиза»;
  • выяснить художественные приёмы позволяющие портрету «ожить»;
  • попытаться написать «живой» портрет;
  • подведение итогов проделанной работы в форме защиты проекта.
Возникновение жанра «портрет»

Какой характер, какая целая жизнь тут написалась.

(В.В. Стасов в письме к Репину)

Становление жанра «портрет» происходило на протяжении нескольких веков. Самыми первыми предпосылками изображения открываются для человека ещё в Древнем мире. Однако портрет в привычной для нас форме появляется спустя многие тысячелетия. Первыми изображениями являются религиозные образы. Основным видом изобразительного искусства является икона.

И конопись - (икона и пис а ть) - иконописание, богословие в красках - вид религиозной живописи, основанной на Предании Христианской Церкви и Священного Писания. Иконопись создает священные изображения, которые призваны молящихся возводить от образа к первообразу, от сюда и частое название иконы - образ , говоря современным языком, проекция духовного мира в материальном.

Иконопись зародилась ещё в апостольские времена. В первом веке от Рождества Христова, по преданию Церкви, первая икона была написана самим апостолом Лукой на простой деревянной столешнице. Этот образ стал именоваться образом Вышгородской, а затем Владимирской иконы Божией Матери Умиление, названной так после перевезения иконы св. князем Андреем Боголюбским во Владимир. С первых веков Христианства, ещё во время гонений, христиане начали изображать символами основы своей веры. Свидетельством тому являются росписи в римских катакомбах, дошедших до наших дней.

К XVIII веку иконопись начала претерпевать стилистические изменения. Появилась тенденция к большей реалистичности, за стремлением иконописцев преодолеть иконописную условность и подчинить композиции реалистическим законам, начала ускользать духовная составляющая иконописных образов. Появились так называемые парсуны - иконописное изображение живых людей, прародители портрета.

Парсуна появляется в переходный период русской истории, во время преобразования средневекового мировоззрения и складывания новых художественных идеалов. Первые русские парсуны создаются, скорее всего, мастерами Оружейной палаты Московского Кремля в XVII в. Наиболее известным автором парсун считается Симон Ушаков. По стилю, приемам и материалам живописи парсуны первоначально ничем не отличаются от икон, выполняются на иконных досках с ковчегом. Иногда пишется такой составляющий элемент иконы, как нимб вокруг головы персонажа. Во второй половине XVII в. парсуна часто пишется на холсте в технике масляной живописи, хотя манера исполнения продолжает содержать иконописные традиции. В парсуне портретное сходство передается весьма условно, часто используются атрибуты и подпись, позволяющие идентифицировать изображенного. Персонажами являются, прежде всего, цари, князья, военачальники, церковные иерархи. К концу XVII в. обязательным для художников становится сходство человека с нарисованным образом. Художники начинают писать портреты с натуры, а не как раньше по памяти. Художники начали рисовать людей с их переживаниями и эмоциями, а не только святых угодников. И церковь с этим смирилась. Временем окончательного превращения парсунной живописи в западноевропейский живописный портрет считаются 1760-е гг., однако, в провинции техника парсуны существовала и в более поздний период.

Следующим этапом развития становится портрет, который активно развивается в XVIII в. В этот период особенно усиливается интерес к человеческой личности. Задача создания портрета заставляет нас по-новому увидеть человека, открыть его для себя. Портрет – образ определённого реального человека. Смысл портрета – в интересе именно к личности, наделённой индивидуальными качествами, а не чинами, званиями и титулами. Именно в портретном жанре были достигнуты подлинные вершины художественности. Далеко не сразу были найдены приёмы изображения, отличные от парсунной живописи. В этот период решается проблема сходства и индивидуализации в портрете. Во второй половине века становятся разнообразными портреты, в которых мы уже можем видеть изображения человека в привычной для него домашней обстановке. Портрет того времени начинает решать роль не сословного различия, а воплощает внутренний мир и общечеловеческие достоинства…

Для нас всегда важно «похож» или «не похож» человек. Соответствуют ли воспроизведённые черты лица пропорциям, принятым в художественном мире. Переданы ли особенности поведения изображаемого, его темперамент, манера, поза… Ещё важнее сходство внутреннего мира, то есть характер портретируемого – вдумчивого или деятельного, властного или робкого. Радуется ли этот человек или грустит, любит или наоборот ненавидит? В портрете виден чувственный мир человека, и художник понимает его по-своему, не относится безучастно, равнодушно. Раскрывая портретный образ, художник раскрывается сам. Художник своим чувством организует язык изобразительного искусства, строит свой образ при помощи эмоций, стремиться воплотить свои представления о портретируемом и находит нужные средства выразительности. Это и есть основная задача создания образа.

Загадочная «Джоконда»

Как-то мы с классом изучали творчество Леонардо да Винчи. Мы знакомились с картиной «Мона Лиза (Джоконда)». Это очень загадочная, живая картина. Настроение Джоконды меняется на глазах: изначально её взгляд нам кажется сосредоточенным, задумчивым или напряжённым, иногда даже рассеянным. Если смотреть на нее хмурым взглядом –она посмотрит так же, а вот если улыбнуться ей –она улыбнется в ответ. На смену лёгкой иронии приходит открытая доброжелательность и участие. Все это очень настораживает. Мы смотрели на фотографию картины, и возникает вопрос: «Что тогда вытворяет настоящая картина?»

В портрете художник смог передать образ, эпоху и самую загадочную улыбку. Над портретом Л. да Винчи работал четыре года. Во время работы он приглашал шутов, певцов и музыкантов. Это было необходимо, чтобы художник мог увидеть эмоции и смену настроении на лице Моны Лизы.

В портрете Леонардо изобразил человека, лицо которого передаёт чувство собственного достоинства. Многие до сих пор думают – в чём секрет неувядающей славы этого произведения? Учёные догадываются, что тайну в себе скрывает загадочная улыбка Джоконды. В уголках рта на портрете мы замечаем лёгкие тени создающие иллюзию, то появляющейся, то исчезающей улыбки.

Во всей живописи в мире, я думаю, что нет подобного образа, создающего улыбку «живых» глаз. Глядя на картину, мы замечаем загадочную смену настроения Моны Лизы. Художник обладал особой техникой изображения портрета маслом. Приём заключался в том, что он наносил поверх высохшего масляного слоя несколько десятков слоёв прозрачных и полупрозрачных красок. От этого создавался эффект воздушной дымки и неясной размывчатости, который создавал образ загадочности. Так же я прочитала, что на особое восприятие картины влияет композиция и колорит картины. Ведь Мона Лиза сидит на фоне прекрасного пейзажа, который богат своим разнообразием. И из-за просторного изображения на дальнем плане сам портрет воспринимается большим по размеру, чем он есть на самом деле.

Я вдохновилась необычайной красотой картины и хочу сама попробовать нарисовать «живой портрет».

Практическая часть

В качестве натурщицы я выбрала свою маму, потому что в мое свободное время она была дома, и можно было легко заниматься живописью с натуры. Свою работу я начала с легких штрихов простым карандашом, затем начала прорисовывать контуры и черты лица (это был первый день моей работы). С каждым днем я дорисовывала черты лица, делая их конкретнее. Вскоре я закончила графический эскиз. Затем я начала накладывать краски. Сначала наложила фон, позже закрасила волосы. В следующий день мне пришлось накладывать базовый цвет кожи лица и шеи. На модели я разглядела свет и тень, все это я нанесла на картину. Так поэтапно я писала картину. Как мне кажется самой интересной и загадочной частью лица были глаза, которые я рисовала постепенно, всматриваясь в их блеск и радужку, чтобы правильно наложить цвет.

Вскоре базовые оттенки были нанесены, и я приступила к наложению второго слоя. Нужно было разглядеть мельчайшие детали, как вдруг появились трудности с освещением. Оно должно было быть одинаковым, но сделать это не получалось, потому что я писала портрет в домашних условиях. Вскоре я нашла решение этой проблемы и продолжила свою работу. После того, как я наложила второй слой, осталось нарисовать ресницы и наложить блики.

Наконец моя работа была закончена!

В заключении хочется сказать, что написание картины было довольно сложным и утомительным, но я справилась. У меня все получилось! Я очень горжусь этой длительной работой, а главное результатом!

Вывод:

На основе сделанного проекта я узнала историю возникновения портрета. Приблизилась к отгадке известнейшей работы Леонардо да Винчи «Мона Лиза (Джоконда)» и какие техники живописи применял художник для передачи «живого» образа. Все это помогло нарисовать мне «живой портрет». Мне было интересно изучать новый материал, а главное ставить перед собой новые цели и реализовывать их.

Список использованных источников
  1. Г.И. Данилова Мировая художественная культура 10 класс. От истоков до XVII века – М.: изд-во Дрофа, 2011.
  2. Живопись XIX – начала XX веков из собрания музея-заповедника «Абрамцево». Каталог выставки. – М.: изд-во «Феория», 2010.
  3. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб.для общеобразоват. организаций/ Л. А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 175с.: ил.

    http://magisterikon.ru/istoriya-ikonopisi

Проект на тему:

Портрет слова надежда.

Выполнила ученица 8 «б» класса

БОУ СОШ №14

Пыжикова Валерия.

Г. Новочеркасск.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Толковый словарь Ожегова.

Надежда 2. - вера в возможность осуществления чего-нибудь радостного, благоприятного
Пример: Есть надежда на выздоровление. В надежде на благоприятный исх- тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие
Пример: Сын - н. семьи.
***
од
(испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подает надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретет необходимые или ценные качества).

Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка.

1) Ожидание чего-либо благоприятного, в сочетании с уверенностью в его
осуществлении.
2) То, на что можно
надеяться, опереться, положиться; оплот.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка.

1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного,
благоприятного. Есть надежда на выздоровление. В надежде на благоприятный исход
(испытывая надежду на что-н.).
Питать надежду (надеяться на что-н.). Подает
надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретет
необходимые или
ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).
2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын - н. семьи. * Вся надежда на кого (что) (разг.) помочь, выручить может только кто
(что). Опаздываю, вся надежда на такси.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

тщетная надежда

порождать надежду оправдать надежды

ЭТИМОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Происходит от православной формы *na-dedi̯a, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. надежа , ст.-слав. надежда ( др.-греч. ἐλπίς ); прост. русск. надёжа , белор. надзёжа , болг. наде́жда , устар. польск. nadziewać «надевать на себя». Из *na-dedi̯a от на- и děti ( деть ), от праслав. формы *dedi̯ǫ, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. дѣти , дѣѭ, стар.деждѫ, русск. деть , дену, укр. дíти, дíну, болг. дя́на «кладу», сербохорв. дjе̏не̑м, дjе̏ти, словенск. dė́nem, dė́ti, чешск. ději, dít «деть», словацк. diať , польск. dzieję, dziać «делать, девать», в.-луж. dźeć «прясть, ткать», н.-луж. źaś — то же. Праслав.*dedi̯ǫ восходит к праиндоевр. *d h eh -

ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКАЯ СТРАНИЦА.

Надежда - эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании желаемого события и предвосхищающее вероятность его свершения.

Надежда - психосоциальное качество, сопряженное с чувством базисного доверия, служащее фундаментом для осознания смысла своего существования.

Надежда - это состояние души, - доверие жизни и ожидание от нее только приятных сюрпризов.

Надежда - это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

Надежда - это добродетель, общая для всех религий и тесно связанная с понятием веры; утратить надежду означает пошатнуться и в вере.

Надежда - это самый оптимистичный способ понимания мира.

СОЧЕТАЕМОСТЬ.

С лово «надежда» сочетается с прилагательными.

Например:

. большая надежда

. великая надежда

. истовая надежда

. огромная надежда

. страстная надежда

. твердая надежда

И т.п.

Также слово надежда сочетается с сущ.

Например:

надежда на такси

вся надежда на сестру

надежда на пятерку

остров надежды

И т.п.

ИСКУССТВОВЕДЧИСКАЯ СТРАНИЦА.

в котором используется слово надежда:

Промелькнул за годом год,
И за цепью дней минувших
Улетел надежд блеснувших
Лучезарный хоровод…

Также это слово присутствует в стихотворении Окуджава Булата Шалвовича:

Надежда, белою рукою

сыграй мне что-нибудь такое,

чтоб краска схлынула с лица,

как будто кони от крыльца.

Сыграй мне что-нибудь такое,

чтоб ни печали, ни покоя,

ни нот, ни клавиш и ни рук...

И ещё во многих других книгах и стихотворениях присутствует это замечательное слово надежда.

НАДЕЖДЫ СБЫВАЮТСЯ!

НАДЕЖДА, КАК ЛУЧ СОЛНЦА ПРОБИВАЮЩИЙСЯ ЧЕРЕЗ ТУЧИ.

СВЕТ НАДЕЖДЫ!

Структура сценария педагогического проекта:
Автор проекта: Кипко Татьяна Владимировна, преподаватель художественных дисциплин.

Место работы:

Место реализации проекта: ГОУ СПО ЯНАО «Ямальский многопрофильный колледж»

Тема проекта: "Портреты нашего времени"

Предметное направление: История искусств, станковая живопись

Тип проекта: групповой, творческий, информационный, практико-ориентированный

Доминирующие методы в проекте : исследовательский, творческий.

Участники проекта: педагог по истории искусств, педагог по станковой живописи, студенты 15-17 лет, ямальские художники-портретисты, родители.

Сроки реализации: проект краткосрочный – три недели.

Предварительная работа: беседы со студентами о видах и жанрах искусства; изучение истории искусств по рабочей программе учебной дисциплины третьего поколения на основе ФГОС, начиная с первого года обучения на художественном факультете; рассматривание иллюстраций, открыток; просмотр видео фильмов о западно - европейском искусстве и отечественном искусстве; посещение виртуальных выставочных залов музея с картинами художников; знакомство с творчеством ведущих художников Ямала в выставочных залах «Арт-центра» и «Музейно-выставочного комплекса им. Шемановского» г. Салехарда; последовательное выполнение программных заданий учебной дисциплины «живописи» и учебной дисциплины «рисунок» в течение первого, второго, третьего и четвертого семестра.

Форма коллективной деятельности: совместно-индивидуальная.

Ресурсы:


  • Временн ы е: Для реализации проекта необходимо 6 лекционных часов по истории искусств(6 часов в неделю), 24 часа на выполнение «этюда головы натурщика в сложном повороте»(12 часов в неделю)

  • Информационные: проект направлен на сбор информации о конкретном объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Для реализации проекта педагоги подготовили сообщения, доклады, мультимедиа интерактивные презентации.

  • Интеллектуальные (экспертные): За подготовкой и реализацией проекта следят методисты колледжа.

  • Человеческие (кадровые): преподаватель истории искусств, преподаватель станковой живописи; два ямальских художника-портретиста.

  • Организационные («административный» ресурс): реализация проекта должна быть согласованна с педагогическим советом кафедры художественных дисциплин, с заведующей кафедры живописи; план проекта должен быть внесен в примерную рабочую учебную программу дисциплины «история искусств» и в примерную рабочую учебную программу дисциплины «живопись», по специальности среднего профессионального образования 071001 «Живопись (по видам)»

  • Материально-технические, финансовые: учебный кабинет «истории искусств», оснащенный видео и мультимедиа аппаратурой, художественная мастерская, оснащенная профессиональными мольбертами.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Живопись».

  • Оборудование учебного кабинета (художественная мастерская): посадочные места, мольберты по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; тумбы постановочные; комплект учебно-наглядных пособий; классная доска; демонстрационные стенды.

  • Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; телевизор и DVD, видео и DVD фильмы; музыкальный центр, проектор.

Целевая аудитория : 20 студентов второго курса среднего профессионального образования, художественной специальности и их родители. Предполагаемое количество участников: 44 человека

Продукт студенческой деятельности: выполненный на холсте масляной краской этюд головы натурщика (одного из родителей каждого студента) в сложном повороте и демонстрация студенческих картин на выставке «Портреты нашего времени»

Актуальность исследования.

Гармония в природе вызывает в человеке положительные эмоции. Испытывая духовное наслаждение, мы наполняемся энергией, дающей нам силы осуществлять задуманное.

Живопись является образом, пропущенным через призму души художника и запечатленным на холсте. Картины способны вдохновлять, успокаивать и радовать.

Живопись учит смотреть и видеть

Искусство пробуждает у студентов среднего профессионального образования эмоционально-творческое начало. С помощью живописи студенты учатся понимать гармонию природы. Изучение живописи формирует у ребят ценностные ориентиры. Позволяет научиться понимать, что изображено на картине и с какой целью. Высказывать свое собственное мнение. Умение анализировать произведение изобразительного искусства.

Научиться уважительно относиться к себе и окружающим людям, ценить жизнь, прочувствовать важность своего существования помогает уникальный жанр живописи – портрет.

В изобразительном искусстве портрет - это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, реального, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека». Портрет - это повторение в пластических формах, линиях и красках живого лица, и одновременно при этом его идейно-художественная интерпретация.


У фотографов тоже есть свои средства, но они "фиксируют", а не "создают".

Живопись раскрывает перед ребенком красоту окружающего мира, приобщает его к нравственно-эстетическим идеалам общества.

Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый интеллектуально-эмоциональный труд души.

На сегодняшний момент люди все больше испытывают нетерпение друг к другу. В обществе растет напряжение, которое стремительно продвигает нас к массовым конфликтам. Незаметно подкрадывается третья мировая война. Поскольку студенты ежедневно наблюдают поведение людей в обществе, часто встречают на своем пути недоброжелателей. Из всех СМИ на неокрепшую психику ребенка обрушиваются сведения о массовых беспорядках и убийствах в разных странах, о террористических актах, направленных на истребление человечества, считаю, существует острая необходимость обратить внимание подростков на ценность каждой человеческой жизни. Следует познакомить и приобщить подрастающее поколение к красоте лирического портрета человека. Этот процесс возможен при ознакомлении студентов с портретной живописью художников Ямало-Ненецкого автономного округа и с творчеством художников вошедших в историю отечественного искусства.

Для благополучия человека недостаточно только физического здоровья, прекрасного образования и профессиональной подготовки. Нужно еще и духовно-нравственное здоровье.

в жизни человека и социума значительную опасность представляет вся совокупность факторов – от геологических до социальных.
Первая группа – геофакторы. Она включает всю совокупность геологических причин, начиная со стихийных катастроф и заканчивая нехваткой или избытком воды, тепла, энергии.
Вторая группа – биофакторы, начиная с отсутствия хлеба насущного и заканчивая эпидемиями. Основные группы опасностей, скрывающиеся здесь: голод, истощение почв, эпидемии. Наконец, третья группа – социофакторы. Они включают: экономические факторы, начиная с несправедливой экономики и неправильно организованного труда; войны, в результате войн исчезали целые народы;
духовно-нравственные факторы, смена или отсутствие духовно-нравственных ценностей.
И если мы посмотрим на погибшие цивилизации, то увидим, что причиной их угасания стала духовно-нравственная деградация. Духовная смерть наступает только при стечении определенных социальных обстоятельств. Поэтому Древний Рим погиб, а Древний Китай нет.
Совокупность духовно-нравственных факторов является причиной абсолютной гибели человека и социума: если человек или общество поражены духовно-нравственным кризисом и не могут преодолеть его, то они гибнут, так как не могут воспроизвести себя.

Абсолютный характер носит духовная смерть в человеке и социуме в случае их духовно-нравственной деградации. При этом духовное умерщвление запускает и механизмы физического уничтожения человека и человечества.


Поэтому для благополучной жизни человеку и обществу необходимо заботиться не только о физическом, экономическом, интеллектуальном, социальном благополучии, но и о духовно-нравственном здоровье.
Человек и общество должны быть настроены на их постоянное развитие.
Человек и социум должны целенаправленно формироваться и духовно, и нравственно.
А это предполагает соответствующее духовно-нравственное воспитание. Поэтому оно должно осуществляться столь же системно и целостно, как и другие виды воспитания. Чтобы человек трудился, его надо научить трудиться, дать трудовое воспитание. Телесное развитие человека невозможно без физического воспитания, художественное – без эстетического.
Таким образом, для успешного развития человека необходимо его системное духовно-нравственное воспитание и, значит, в системе российского образования должна быть создана целостная сфера духовно-нравственного воспитания.

В следствие всех выше перечисленных доводов и фактов, считаю, своевременной и актуальной работу над педагогическим проектом на тему: «Портреты нашего времени», соединяющую в себе воспитательную, познавательную, и художественно-творческую направленность. Через взаимодействие и объединение различных областей знаний происходит формирование целостного видения проблемы.

Готовность прочувствовать «родственность человеческих душ», выражать трепетное отношение к людям своей страны и населению планеты – это те глубокие нравственные и эстетические чувства, которые необходимо пробудить в каждом студенте.

Объект исследования: процесс развития художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Предмет исследования: развитие художественных способностей студентов средне профессионального учебного заведения посредством проектной деятельности.

Педагогическая цель : Сформировать у студентов художественную культуру и развивать художественные способности, приобщать студентов к культуре своего края, пробудить в студентах их собственное творчество через освоение художественного опыта деятелей искусства реализуя поисково-творческий, информационный, практико-ориентированный проект «Портреты нашего времени».

Задачи:


  • формировать нравственно-эстетическое отношение к окружающей действительности средствами искусства;

  • привить студентам чувство патриотизма, любви к родине и понимание ценности каждой человеческой жизни;

  • познакомить студентов с творчеством художников – портретистов;

  • развивать познавательные, коммуникативные и творческие умения студентов в совместной деятельности;

  • совершенствовать творческие умения студентов через показ - выставку продуктов студенческой поисковой и продуктивной деятельности;

  • знать методы ведения живописных работ;

  • художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

  • в результате освоения проекта обучающийся должен уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академической живописи;

  • новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с
родителями.

Гипотеза исследования: процесс развития нравственно-эстетических чувств и художественных способностей студентов будет эффективным, если участие студентов, родителей, педагогов и ямальских художников - портретистов в проекте «Портрет нашего времени» будет рассматриваться как одно из важнейших условий взаимодействия и сотрудничества. Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социально - культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга социально - культурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Ожидаемый результат и социальный эффект: результаты-продукты, новые, материальные объекты, которые появятся в ходе реализации проекта: методическая разработка карт уроков, творческая интерактивная презентация творчества художника И.Н. Крамского, выставка портретов родителей, выполненных студентами для выставки «Портреты нашего времени». Результаты-эффекты, социальные, культурные, психологические изменения, которые произойдут вследствие реализации проекта «Портрет нашего времени», всеми участниками процесса. Этот проект будет способствовать развитию неравнодушного отношения к людям родной земли; умения работать в коллективе, познавательной активности, сформирует у студентов навыки продуктивной и исследовательской деятельности, самостоятельности, творчества. Результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Высокая степень достижения поставленных целей и задач соответствует количественной и качественной оценке результатов. Успешно реализованный проект гарантирует хорошее обучение студентов средне профессионального образования в колледже. Степень освоения программы проекта включает следующие уровни: ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

Перспективы дальнейшего развития проекта: Возможно применение проекта в детских художественных школах, программа проекта может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной курсовой подготовке незанятого населения.

Дидактический смысл проектной деятельности: использование исследовательских методов (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения); анализ полученных данных, обсуждение методов исследования, оформление и выставки конечных результатов(портретов), подведение итогов, выводы.

Принципы реализации проекта:


  • педагогический проект - разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.

  • обязательность в выполнении всех заданий в определенные программой проекта сроки;

  • взаимопомощь в работе;

  • тщательность и добросовестность в выполнении работы;

  • свобода в выражении мыслей, идей.
План реализации проекта (план-график подготовки, этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием ответственных за каждое мероприятие).

  1. Тема: « Русское искусство середины и второй половины XIX века; Русское искусство последней трети XIX века »
Тема рассчитана на 4 часа.

Вид занятий : лекция.


  1. Тема: « Задачи портретной живописи. Знакомство с творчеством ямальских художников портретистов »
Тема рассчитана на 2 часа.

Вид занятий: лекция.

Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств


  1. Тема: « Этюд головы натурщика в сложном повороте »
Тема рассчитана на 24 часа.

Вид занятий: рисование с натуры.

Ответственный за мероприятие: преподаватель живописи


  1. Открытие выставки студенческих картин «Портреты нашего времени»
Ответственный за мероприятие: преподаватель истории искусств, преподаватель живописи.
Конспекты образовательных ситуаций:

Приложение 1. Технологическая карта урока; 1.1 Презентация к уроку; 1.2 Презентация к уроку

Приложение 2. Технологическая карта урока; 2.1 Презентация к уроку

Приложение 3. Технологическая карта урока; 3.1 Презентация к уроку

Распределение деятельности участников проекта «Портреты нашего времени»


Этапы

Деятельность студентов

Деятельность преподавателя истории искусств

Деятельность преподавателя живописи

Деятельность

родителей



Место и способ проведения

  1. Выявление проблемы

Вживаются в

ситуацию.

Осознают и личностно

принимают

проблему.

Предлагают варианты

решения.


Формулирует

проблему.

Побуждает студентов к решению

проблемы.

Предлагает варианты

решения.


В кабинете под руководством

Преподавателя истории искусств.



  1. Планирование работы над проектом

Определяют направления деятельности по разрешению проблемы. Намечают этапы осуществления проекта

Подводит итог обсуждению. Помогает спланировать

деятельность, ее конечный продукт.



В кабинете под руководством преподавателя истории искусств, дома с родителями.

  1. Практическая деятельность по решению
проблемы

Находят и систематизируют информацию. Изучают натуру (лица своих родителей) и выполняют этюды головы на тему: «Портреты нашего времени»

Организует знакомство студентов с портретной живописью знаменитых русских художников XIX века; организует знакомство студентов с творчеством ямальских художников-портретистов

Организует занятия по живописи, курирует выполнение портретов родителей

Активно помогают своим детям в написании портрета. Один из родителей позирует своему ребенку для портрета на выставку «Портреты нашего времени»

На уроках – лекциях в кабинете истории искусств под руководством преподавателя истории искусств

На практических занятиях по станковой живописи в мастерской

руководством

преподавателя живописи, совместно с родителями.


  1. Презентация результатов деятельности
Студентов

Выставка «Портреты нашего времени»



Оформляют портреты родителей Готовятся к представлению продуктов деятельности и презентуют их.

Помогает в организации презентации результатов проекта на тему: «Портреты нашего времени»

Организует презентацию – выставку студенческих работ на тему: «Портреты нашего времени»

Поддерживают детей, отмечают значимость решения данной проблемы через презентацию продуктов их деятельности.

В выставочном зале Ямальского многопрофильного колледжа под руководством

Преподавателя живописи.


Литература:


  1. Андроникова М. Об искусстве портрета. - 1975.

  2. Андроникова М. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. - 1980.

  3. Андроникова М. Портрет и портретное сходство // Художник. - 1974. - № 10.

  4. Аникушин М. О портретном творчестве // Художник. - 1973. - № 3.

  5. Басин Е. Я. К определению жанра портрета // Советское искусствознание. - М., 1986. - В. 20.

  6. Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // В кн. Сборники Московского Меркурия по истории литературы и искусства. 1. М., 1917, с. 163-172; в кн. Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. М., 1970, с. 342-351.

  7. Габричевский А. Г. Портрет как проблема изображения // Искусство портрета. - М., 1928.

  8. Евреинов Н. Н. Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизма в искусстве) // Оригинал о портретистах / Сост., подготовка текста и коммент. Т. С. Джуровой, А. Ю. Зубкова и В. И. Максимова. - М.: Совпадение, 2005. - 399 с. - ISBN 5-86402-146-6

  9. Зингер Л. С. О портрете. Проблемы реализма в искусстве портрета. - М., 1969.

  10. Зингер Л. С. Очерки теории и истории портрета.

  11. Зингер Л. С. Путь к портрету-типу // Художник. - 1980. - В. 9.

  12. Искусство портрета / Под ред. А. Г. Габричевского. - М., 1928.

  13. Кисунько В. Портрет - пластический образ времени // Художник. - 1977. - № 2.

  14. Китайские трактаты о портрете. - Л., 1971.

  15. А. Лактионов. Техника портрета http://artpage.ru/advice/tehnika_portreta .

  16. Проблемы портрета. - М., 1974. - (Материалы научной конференции, 1972).

  17. Романычев А. Возможности портрета // Художник. - 1973. - В. 6.

  18. Сидоров А. А. Портрет как проблема социологии искусств (опыт проблематического анализа). - Искусство, 3. М., 1927, кн. 2-3, с. 5-15.

  19. Стасевич В. Н. Искусство портрета. - М., 1972.

  20. Тухенгольд Я. А. «О портрете», 1912 // Аполлон, 1912. № 8, с.33-52; В кн. «Проблемы и характеристики», Пг., 1915).

  21. Фриче В. Социология искусства, глава «Портретный жанр». М.-Л., 1926, с. 144-150
Ссылки:

  1. http://www.bibliotekar.ru/kKramskoy/

  2. http://www.artvek.ru/kramskoy.html

  3. http://www.artsait.ru/art/k/kramskoy/main.htm

  4. http://www.kramskoy.info/content/view/401/26/


Паспорт проектной работы Тема: «Портрет –зеркало души. Руководитель и консультант проекта – Малинина Галина Павловна, учитель технологии МБОУ СОШ 10 Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: ИЗО Учебные дисциплины близкие, к теме проекта: история, литература, искусство, МХК. Возраст учащихся, на который рассчитан проект: лет Авторы проекта: Ученица 6 класса Абашина Светлана, учащиеся 7 класса Дзюба Мария, Пожарова Алина. Тип проекта: творческий Продукт проекта: написание портретов ученицей 6 класса МБОУ СОШ 10 Абашиной Светланой.


Познакомиться с историей возникновения портрета Познакомиться с историей возникновения портрета Сформировать свое отношение к портрету Сформировать свое отношение к портрету Формировать отношение к увиденному Формировать отношение к увиденному проанализировать литературу по данной теме определить основные этапы работы над портретом Теоретический экспериментальный


Многие великие умы человечества размышляли о тайнах и законах красоты, о природе прекрасного. Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии). Портре́т (фр. Portrait) изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности, в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии фр.живописи графики гравюры скульптуры фотографии полиграфии




Виды портрета Автопортрет Автопортрет Портрет – картина, жанровый портрет Портрет – картина, жанровый портрет Парадный портрет Парадный портрет Камерный (психологический портрет) Камерный (психологический портрет) Семейный портрет Семейный портрет Исторический портрет Исторический портрет ВИДЫ ИСКУССТВ: ВИДЫ ИСКУССТВ: живопись, графика, скульптура живопись, графика, скульптура


Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур. Первые портреты были созданы египтянами. Они выполняли религиозно- магическую функцию: душа умершего должна была покинуть тело, а затем вернуться после судилища богов к мумии своего владельца и поселиться в нём навечно. Необходимо было соблюдать и портретное сходство, чтобы душа могла отыскать то тело, из которого она вылетела. Конечно, огромные величественные изваяния создавались для увековечивания облика не простых людей, а правителей- фараонов, наместников бога на земле. Одним из известных портретов того времени является портрет Нефертити (около 1360 года до н.э.). Обыкновенные люди увековечивались в виде небольших скульптур.


Без всякого сомнения, ее можно назвать одной из самых известных женщин древности, воплотившей в своем нетленном образе идеалы женственности. Она, почитавшаяся как живая богиня современниками, проклятая и забытая потомками, вновь "царствует" в нашем мире, напоминая о нескончаемой борьбе человека со временем и провозглашая неизменный идеал красоты. Ее звали Нефертити.


Фаюмские портреты созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте IIII веков н. э Они представляли собой надгробные изображения, выполненные в технике энкаустики энкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. ээнкаустики погребальные портреты Римском Египте IIII веков н. э


ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ Древние греки тоже писали, но больше любили лепить портреты, но изображенные на них люди напоминали богов и героев из мифов. В Древней Греции создавались идеализированные скульптурные портреты поэтов, философов, общественных деятелей. Авторы стремились подчеркнуть круг занятий портретируемого, его общественную функцию, но не заботились о сохранении индивидуальных чёрт изображаемого человека (Гомер как поэт, Перикл как стратег).




Западная Европа Рембрандт 1654 Величайший расцвет портретной живописи приходится на XVII век, подаривший миру таких великих мастеров, как голландцы Рембрандт Харменс ван Рейн и Франс Гальс, фламандец Антонис ван Дейк и испанский художник Диего де Сильва Веласкес.


Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме одно из известнейших произведений русского художника Ивана Петровича Аргунова. Аргунов, сам происходивший из крепостных графа Шереметева, стремился показывать в портретах природную красоту и достоинство человека вне зависимости от его сословной принадлежности. Образ крестьянки в этой работе художника передан с пронзительной правдивостью и искренней симпатией. Наряд крестьянки Московской губернии (расшитый золотыми нитями кокошник, красный сарафан, тонкая белая рубаха, яркие украшения), а также бесхитростность и отсутствие всякой манерности говорят о крестьянском происхождении натурщицы. Её мягкие черты лица, приветливая чуть заметная улыбка и спокойная поза всё подчёркивает скромность, открытость и доброту женщины из народа. Портрет отличается чёткостью рисунка, строгостью форм, продуманным соотношением цветов, характерными для классицизма, который явственно проявляется в зрелом творчестве Аргунова Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма Ивана Петровича Аргунова ШереметеваМосковской губернии классицизма


Боровиковский Владимир Лукич Боровиковский Владимир Лукич Портрет М.И.Лопухиной 1797 Боровиковский Владимир Лукич. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать, молчать


Николай Заболоцкий ПОРТРЕТ Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.


Крамской И. «Христос в пустыне» "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. "На сорок дней и ночей Христос удалился в пустыню от людей, от суеты мира с тем, чтобы в одиночестве и молчании подготовить себя для своего последнего Крестного пути -- собственным страданием искупить грехи людей. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Так повествует Евангелие. Картину "Христос в пустыне" И.Н.Крамской считал главным своим произведением. Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"". Он поставил перед собой "дерзкую" задачу -- переосмыслить традиционное воззрение на образ Христа. "Это моя первая вещь. которую я работал серьезно, писал слезами и кровью... Она глубоко выстрадана"".


Вывод: «В хорошем портрете, написанном талантливым художником, можно увидеть лик эпохи». Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир. Одно из важнейших качеств портрета – сходство изображения с моделью. Однако художник передаёт не только внешний облик портретируемого, но и его индивидуальность, а также типичные черты, отражающие определённую социальную среду и эпоху. Портретист проникает внутрь души человека, раскрывает его характер, чувства и взгляды на мир.


«Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» «Они думают, что я схватываю только черты их лиц, но я без их ведома спускаюсь в глубину их души и овладеваю ею целиком» Латур Латур

Калюжный Евгений

Руководитель проекта:

Киреева Елена Владимировна

Учреждение:

МБОУ СОШ №2 МО г. Горячий Ключ Краснодарского края

Данный исследовательский проект по обществознанию "Социальный портрет класса" нацелен на формирование представления о важных составляющих социальной зрелости: успеваемости и оценки социального положения. Пытаюсь подтолкнуть школьников к мыслям о развитии своих способностей.

Данный исследовательский проект на создание социального портрета класса построен на анкетировании учащихся 5 класса и всестороннем анализе его результатов.


В рамках исследовательской работы по обществознанию на тему "Социальный портрет класса" для 5 класса были разработаны и подобраны интересные вопросы для анкет социальной направленности, сформулированы позитивные установки в отношении будущего школьников.

Введение
1. Основная часть
1.1. Анализ анкетирования учеников 5-Б класса.
Заключение.

Введение

Задача проекта заключается в том, чтобы обеспечить школьнику комфортное преодоление возрастного этапа и сформировать позитивные установки в отношении своего будущего, подтолкнуть к мыслям о развитии своих способностей и талантов, а также эффективному взаимодействию детей, родителей и педагогов. Нужно использовать такие методы и подходы, которые позволят избежать негативных сценариев в жизни.

Цель исследовательского проекта сформировать представление о таких важных составляющих социальной зрелости как успеваемость, оценка своего социального положения.

  • здоровье;
  • хорошие отношения с родителями;
  • наличие близких друзей.

Отмечается, что отличительной чертой современного школьника является стремление совмещать учебу с работой.

У всех ребят высокая мотивация к обучению. Основным мотивом при этом служит получение в будущем интересной профессии .

Анализ анкетирования учеников 5-Б класса


В проекте участвовали 29 человек моего класса.
  • 9 ребят из многодетных семей.
  • 14 имеют одного брата или сестру.
  • 6 воспитываются без братьев и сестер.

Примерно поровну разделились ребята с решением заканчивать 11 или 9 классов, но что интересно, в семьях, где воспитывается 1 ребенок, процент намерения заканчивать 11 классов в 2 раза выше, чем в многодетных семьях.

Все дети - 29 человек мотивированы на получение высшего образования!

2/3 класса уже знают, кем хотят быть. Возможно, в нашем классе учатся будущие знаменитые врачи, учителя, успешные военные и дипломаты, известные актеры и футболисты.

Большинство ребят нашего класса планируют получить дальнейшее образование в крупных городах, таких как Москва или Краснодар.

Любимым предметом ребята выделили физкультуру. ИЗО, технологию, но что удивило и обрадовало, очень многим нравится математика.



Почти все дети ходят на дополнительные занятия и кружки - 95 %
70% - английский язык;
20% - спорт;
10% - детская школа искусств и др.

Английский язык изучают все. Только один ребенок из анкетируемых изучает два иностранных языка.

В вопросе «Что важнее для тебя в школе - учеба или общение с одноклассниками? » выяснилось, что 30% ребят ходят в школу за знаниями, 30% - за общением, оставшиеся 40% - за тем и другим.

«Если бы у тебя была возможность обучаться самому дома, воспользовался бы ты этой возможностью? » - мнения поделились 50% на 50 %.

Интересно то, что те, кто хочет ходить в школу, честно сказали, что ходят туда из-за общения с друзьями.

В результате анкетирования выяснилось , что у 90% ребят есть обязанности в доме: уборка, мытье посуды, покупка продуктов, вынос мусора, выгул питомца.

В свободное время примерно 60% ребят играют в компьютерные игры и смотрят фильмы, остальные 40% любят гулять, рисовать, читать, кататься на велосипеде, делать поделки.

А вот зарабатывать на карманные расходы, совмещаю работу с учебой, хочет 2/3 класса. Интересно то, что основной возраст 11-12 лет!

Жизненные приоритеты распределились следующим образом:


На первом месте - здоровье, в основном это выбор мальчиков, девочки выбирают счастливую семейную жизнь.
На втором месте преобладают хорошие отношения с родителями. На третьем месте для большинства важно наличие близких друзей.

Согласно данному анкетированию 90% детей учатся хорошо, 6 % отлично, 4% удовлетворительно оценили себя. Выяснилось то, что на отлично учатся те, у кого сформирован каллиграфический почерк, все они любят читать книги. И ни один из ребят не указал, что в свободное время сидит за компьютером. Они в свободное время они гуляют, общаются, мастерят.

Большинство ребят, а это 96%, свободно чувствуют себя в школе и классе. Могут свободно выражать и отстаивать свою точку зрения.

Основная мотивация к учебе для ребят моего класса, это получение в будущем интересной профессии, с помощью которой можно будет зарабатывать.

О своем будущем задумываются 30% детей, они знают, чем будут заниматься, и уверены в своем завтрашнем дне.
50% думают, но пока не определились, кем они будут,
20 % не строят пока планов на будущее.