Основные даты жизни и творчества. Род некрасовых

С биографией известного человека обычно знакомятся по хрестоматийным статьям. Между тем в жизни великих людей есть немало интересного. Вспомним, чем удивил современников и потомков русский поэт

Учеба в гимназии

В одиннадцать лет Николая вместе со старшим братом отправили в Ярославль в гимназию. Сначала Некрасов сидел в первых рядах среди лучших учеников. Но вскоре об успехах пришлось забыть. Мальчику не нравилась зубрежка и рутина, царившие в гимназии. К тому же приставленный к барчукам дядька совершенно не занимался их воспитанием, и они месяцами могли не появляться на занятиях. Зато Николай сразу же стал душой компании.

Ни для кого не секрет, что детство Некрасова Николая Алексеевича прошло рядом с крестьянскими ребятишками. Он сделал в лазейку, через которую выбирался из сада и бежал к приятелям. Кстати, со многими из них он общался уже юношей, когда приезжал в Грешнево из Петербурга. И теперь на переменах он собирал вокруг себя гимназистов и начинал рассказывать истории о своей жизни в деревне. М. Горошков, учившийся вместе с Некрасовым, вспоминал, что уже тогда все высказывания будущего поэта были о народе.

Пора ученичества

Всем известен Некрасов-поэт, но мало кто знает, что после неудачного издания первого сборника стихов «Мечты и звуки» Николай Алексеевич написал немало рассказов и повестей, печатавшихся в «Литературной газете» и «Пантеоне». Основу большей части из них составили петербургские мытарства юноши, вызывавшие в то время живой отклик у разночинцев. Местом действия других произведений стали южные страны с графами, герцогами, красавицами и т.п. Уже получив признание, Николай Алексеевич Некрасов, творчество которого представлено поэтическими жанрами, просил издателей не печать его прозу, за исключением, может быть, «Петербургских углов» и «Тонкого человека».

Некрасов-театрал

В 1841 году в «Литературной газете» появляется водевиль «Утро в редакции». Некрасов написал его довольно легко, опираясь в работе на повесть Нарежного В. Вскоре прошла премьера спектакля в Александрийском театре. За первым последовали еще три водевиля. И хотя они пользовались успехом, после 45-го года Некрасов-поэт на несколько лет совсем отказался от этого жанра. Последним же драматургическим произведением Николая Алексеевича стала неоконченная «Медвежья охота» (1867).

Любовный треугольник

Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова на долгие годы оказалась связана с семьей Панаевых. Супруги были не очень счастливы в браке, а Авдотья Яковлевна всегда пользовалась успехом в свете. Начинающий поэт и редактор «Современника» долго добивался внимания красавицы. Наконец, Авдотья Яковлевна ответила Николаю Алексеевичу взаимностью, вероятнее всего, в 1847 году. В течение шестнадцати лет они жили в гражданском браке - Панаевы так и не оформили развода - чем вызывали немало пересудов. В отношениях Некрасова и Панаевой было много счастливых моментов, о чем свидетельствует любовная лирика самого писателя. Однако в силу трудного характера и патологической ревности Николая Алексеевича, к которым позже добавилась тяжелая болезнь, между ними часто возникали ссоры, накалившиеся до предела к 55-му году. И хотя в последующие годы Некрасов и Панаева все еще жили вместе, прежнего взаимопонимания между ними уже не было. Окончательный разрыв произошел в 1863 году.

Дети Некрасова

Николая Алексеевича всегда привлекали ребятишки крестьян. Приезжая в Грешнево, он очень любил наблюдать за их игрой и общением. Однако со своими не везло. Первый ребенок Некрасова и Панаевой умер в 49-м через несколько часов после рождения. Второй сын, Иван, прожил четыре месяца. Его смерть стала одной из причин ухудшения отношений между поэтом и его возлюбленной в 55-м году.

Роман вдвоем

Приводя интересные факты из жизни Некрасова, можно вспомнить произведение «Три страны света». В 48-м году, когда в стране усилилась реакция, а «Современник» оказался на грани закрытия, Николай Алексеевич предложил Авдотье Яковлевне вместе писать роман. Многие отнеслись к этой идее скептически, тем более что ничего подобного в русской литературе не было. Однако соавторы определили замысел произведения, набросали сюжет, и произведение действительно появилось на свет. На протяжении нескольких месяцев 48-49 годов оно печаталось в «Современнике», что решило проблему с его наполнением.

Второе сочинение, «Мертвое озеро», оказалось менее удачным - поэт почти не принимал участия в его создании - большая занятость в журнале практически не оставляла свободного времени.

Страсть к картам

Род Некрасовых был старинным, но обедневшим. Как-то в разговоре отец привел интересные факты из жизни. Некрасова, как оказалось, не случайно тянуло к картам. Прапрапрадед Николая Алексеевича проиграл семь тысяч душ крепостных, прапрадед - две, дед - одну. А у отца поэта состояния уже почти не осталось. Так страсть к игре стала причиной того, что некогда богатая семья потеряла свое благополучие.

Для Николая Алексеевича все началось в 1854 году, когда он и Панаев стали членами Английского клуба. С этой поры поэт часто проводил вечера за столом, покрытым зеленым сукном. Люди, игравшие вместе с Николаем Алексеевичем, отмечали, что он никогда не терял выдержки и самообладания. Всегда взвешивал свои шансы и умел в нужный момент остановиться. Вероятно, потому его дела шли куда лучше, чем у предков - он выигрывал довольно крупные суммы. Полученные деньги шли на обеспечение достойного помощь родным, включая отца, и сотрудникам «Современника».

Псовая охота

Интересные факты из жизни Некрасова связаны с охотой. Это было одно из любимейших занятий его отца, и мальчик еще в детстве бродил вместе с ним по лесам и полям. Настоящая страсть к псовой охоте пробудилась после первой поездки Николая Алексеевича в родное Грешнево. Знакомые поэта рассказывали, что его петербургская квартира являлась настоящим хранилищем ружий и трофеев, главным из которых были чучела медведицы с двумя детенышами. Охота Николая Алексеевича в Грешневе, а позже в купленном им имении Карабиха всякий раз превращалась в настоящий праздник. Легко представить, насколько широким был размах в тот памятный день, когда поэту удалось добыть сразу трех медведей.

Пристрастие к охоте закончилось неожиданно. Как-то Фекла Викторова, нареченная Зинаидой, нечаянно выстрелила в любимого пса Николая Алексеевича, Кадо. На слова, что он ее, наверное, никогда не простит, поэт ответил: «Ты сделала это не нарочно. А где-то каждый день людей специально убивают». Вернувшись домой, поэт повесил свое ружье и больше уже к нему не притрагивался. А на могиле любимого Кадо Николай Алексеевич установил гранитную плиту.

Зинаида Николаевна Некрасова

Серьезные, длительные отношения у поэта сложились с тремя женщинами. Но только одна из них стала его официальной женой. Это была двадцатитрехлетняя простая девушка, с которой Некрасов познакомился в 1870 году. Ее имя, Фекла, не нравилось Николаю Алексеевичу, и он стал называть ее Зинаидой, заодно заменив и отчество: Анисимовна на Николаевна. Некрасов научил ее грамматике, французскому, музыке. Девушка полюбила верховую езду и охоту и часто составляла компанию поэту.

Будучи уже тяжело больным, поэт предложил ей обвенчаться, чем вызвал гнев всех своих родственников. Они, кстати, так и не приняли Зинаиду, а после смерти Николая Алексеевича наряду с имуществом отобрали и право на принадлежавшие ей «Последние песни» Некрасова.

Венчание состоялось на дому в апреле 77-го года, за несколько месяцев до смерти поэта.

Таковы интересные факты из жизни Некрасова Николая Алексеевича.

Краткая биография Николая Некрасова

Николай Некрасов – русский поэт, писатель, публицист и классик русской литературы. Кроме этого, Некрасов был революционером-демократом, руководителем журнала «Современник» и редактором журнала «Отечественные записки». Наиболее известным произведением писателя является поэма-роман «Кому на Руси жить хорошо».

Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Немирове в дворянской семье. Детские годы писатель провел в Ярославской губернии. В возрасте 11 лет он поступил в ярославскую гимназию, где учился на протяжении 5 лет.

Отец писателя был довольно деспотичным человеком. Когда Николай отказался стать военным по настоянию отца, то его лишили материальной поддержки.

В 17 лет писатель перебрался в Петербург, где для того, чтобы выжить, писал стихи на заказ. В этот период он познакомился с Белинским. Когда Некрасову было 26 лет, вместе с литературным критиком Панаевым, выкупил журнал «Современник». Журнал быстро набирал обороты и имел большое влияние в обществе. Однако в 1862 году правительство запретило его издавать.

Во время работы в «Современнике», в свет вышло несколько сборников стихов Некрасова. Среди них и те, которые принесли ему известность в широких кругах. Например, «Крестьянские дети» и «Коробейники». В 1840-х годах Некрасов также стал также сотрудничать с журналом «Отечественные записки», а в 1868 году арендовал его у Краевского.

В этот же период он написал поэму «Кому на Руси жить хорошо», а также «Русские женщины», «Дедушка» и ещё целый ряд сатирических произведений, включая популярную поэму «Современники».

В 1875 году поэт неизлечимо заболел. В последние годы он работал над циклом стихов «Последние песни», который посвящал своей супруге и последней любви Зинаиде Николаевне Некрасовой. Писатель скончался 8 января 1878 года и был похоронен на петербургском Новодевичьем кладбище.

Некрасов, Николай Алексеевич - Личная жизнь

Некрасов, Николай Алексеевич
Личная жизнь

С. Л. Левицкий. Фотопортрет Н. А. Некрасова


Личная жизнь Николая Алексеевича Некрасова складывалась не всегда удачно. В 1842 году, на поэтическом вечере, он повстречал Авдотью Панаеву (ур. Брянская) - жену писателя Ивана Панаева.

Авдотья Панаева, привлекательная брюнетка, считалась одной из самых красивых женщин Петербурга того времени. Кроме этого, она была умна и была хозяйкой литературного салона, который собирался в доме её мужа Ивана Панаева.

Её собственный литературный талант привлекал в кружок в доме Панаевых молодых, но уже популярных Чернышевского, Добролюбова, Тургенева, Белинского. Её мужа, писателя Панаева, характеризовали как повесу и гуляку.




Дом Краевского, в котором размещалась редакция журнала «Отечественные записки»,
а также находилась квартира Некрасова


Несмотря на это, его жена отличалась порядочностью, и Некрасову пришлось приложить немалые усилия к тому, чтобы привлечь внимание этой замечательной женщины. В Авдотью был влюблён и Фёдор Достоевский, однако взаимности добиться ему не удалось.

Поначалу Панаева отвергла и двадцатишестилетнего Некрасова, также в неё влюблённого, отчего тот едва не покончил с собой.



Авдо́тья Я́ковлевна Пана́ева


Во время одной из поездок Панаевых и Некрасова в Казанскую губернию Авдотья и Николай Алексеевич всё же признались друг другу в своих чувствах. По возвращении они стали жить гражданским браком в квартире Панаевых, причём вместе с законным мужем Авдотьи - Иваном Панаевым.

Такой союз продлился почти 16 лет, до самой смерти Панаева. Всё это вызывало общественное осуждение - про Некрасова говорили, что он живёт в чужом доме, любит чужую жену и при этом ещё и закатывает сцены ревности законному мужу.



Некрасов и Панаев.
Карикатура Н. А. Степанова. «Иллюстрированный альманах»,
запрещенный цензурой. 1848


В этот период от него отвернулись даже многие друзья. Но, несмотря на это, Некрасов и Панаева были счастливы. Ей даже удалось от него забеременеть, а Некрасов создал один из лучших своих стихотворных циклов - так называемый (многое из этого цикла они писали и редактировали вместе).

Соавторству Некрасова и Станицкого (псевдоним Авдотьи Яковлевны) принадлежит несколько романов, имевших большой успех. Несмотря на такой нестандартный образ жизни, эта троица оставалась единомышленниками и соратниками в деле возрождения и становления журнала «Современник»

В 1849 году у Авдотьи Яковлевны от Некрасова родился мальчик, однако он прожил недолго. В это время заболел и Николай Алексеевич. Предполагают, что именно со смертью ребёнка связаны сильные приступы гнева и перемены настроения, которые в дальнейшем привели к разрыву в их с Авдотьей отношениях.

В 1862 году умер Иван Панаев, а вскоре от Некрасова ушла Авдотья Панаева. Однако Некрасов помнил её до конца жизни и при составлении завещания упомянул её в нём Панаевой, этой эффектной брюнетке, Некрасов посвятил много своих пламенных стихов.

В мае 1864 года Некрасов отправился в заграничную поездку, которая продолжалась около трёх месяцев. Жил он преимущественно в Париже вместе со своими спутницами - родной сестрой Анной Алексеевной и француженкой Селиной Лефрен (фр. Lefresne), с которой он познакомился ещё в Петербурге в 1863 году.




Н.А. Некрасов в период "Последних песен"
(картина Ивана Крамского, 1877-1878)


Селина была обычной актрисой французской труппы, выступавшей в Михайловском театре. Она отличалась живым нравом и лёгким характером. Лето 1866 года Селина провела в Карабихе. А весной 1867 года она отправилась за границу, как и в прошлый раз, вместе с Некрасовым и его сестрой Анной. Однако на этот раз она в Россию больше не вернулась.

Однако это не прервало их отношений - в 1869 году они встретились в Париже и весь август провели у моря в Диеппе. Некрасов остался очень доволен этой поездкой, поправив также и своё здоровье. Во время отдыха он чувствовал себя счастливым, причиной чему была и Селина, которая была ему по душе.



Селина Лефрен


Хотя её отношение к нему было ровным и даже чуть суховатым. Вернувшись, Некрасов ещё долго не забывал Селину и помогал ей. А в своём предсмертном завещании назначил ей десять с половиной тысяч рублей.

Позже Некрасов познакомился с деревенской девушкой Фёклой Анисимовной Викторовой, простой и необразованной. Ей было 23 года, ему уже 48. Писатель водил её в театры, на концерты и выставки, чтобы восполнить пробелы в воспитании. Николай Алексеевич придумал ей имя - Зина.

Так Фёкла Анисимовна стала называться Зинаидой Николаевной. Она учила наизусть стихи Некрасова и восхищалась им. Вскоре они обвенчались. Однако Некрасов всё же тосковал по своей прежней любви - Авдотье Панаевой - и одновременно любил и Зинаиду, и француженку Селину Лефрен, с которой у него был роман за границей.

Одно из самых своих знаменитых стихотворных произведений - «Три элегии» - он посвятил только Панаевой.

Следует также упомянуть о страсти Некрасова к игре в карты, которую можно назвать наследственной страстью семьи Некрасовых, начиная с прадеда Николая Некрасова - Якова Ивановича, «несметно богатого» рязанского помещика, который довольно быстро лишился своего богатства.

Впрочем, и вновь разбогател он достаточно быстро - одно время Яков был воеводой в Сибири. В результате страсти к игре его сыну Алексею досталось уже одно только рязанское имение. Женившись, он получил в качестве приданого село Грешнево. Но уже его сын, Сергей Алексеевич, заложив на срок ярославское Грешнево, лишился и его.

Алексей Сергеевич, когда рассказывал своему сыну Николаю, будущему поэту, славную родословную, резюмировал:

«Предки наши были богаты. Прапрадед ваш проиграл семь тысяч душ, прадед - две, дед (мой отец) - одну, я - ничего, потому что нечего было проигрывать, но в карточки поиграть тоже люблю».

И только Николаю Алексеевичу первым удалось переломить судьбу. Он также любил играть в карты, но стал первым - не проигрывавшим. В то время, когда его предки проигрывали, - он один отыгрывал и отыграл очень много.

Счёт шёл на сотни тысяч. Так, ему весьма крупную сумму проиграл генерал-адъютант Александр Владимирович Адлерберг, известный государственный деятель, министр Императорского Двора и личный друг императора Александра II.

А министр финансов Александр Агеевич Абаза проиграл Некрасову больше миллиона франков. Николаю Алексеевичу Некрасову удалось вернуть Грешнево, в котором он провёл своё детство и которое было отобрано за долг его деда.

Ещё одним увлечением Некрасова, также передавшимся ему от отца, была охота. Псовая охота, которую обслуживали два десятка доезжачих, борзятников, выжлятников, псарей и стремянных, была гордостью Алексея Сергеевича.

Отец поэта давно простил своего отпрыска и не без ликования следил за его творческими и финансовыми успехами. И сын до самой смерти отца (в 1862 году) приезжал к нему в Грешнево каждый год. Некрасов посвятил псовой охоте весёлые стихи и даже одноимённую поэму «Псовая охота», воспевающую удаль, размах, красоту России и русской души.

В зрелом возрасте Некрасов пристрастился даже к медвежьей охоте («Весело бить вас, медведи почтенные…»).

Авдотья Панаева вспоминала, что, когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы - везлись дорогие вина, закуски и просто провизия. С собой даже брали повара. В марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи - Савушка («сплошавший на сорок первом медведе») из «В деревне», Савелий из «Кому на Руси жить хорошо».

Также поэт любил охотиться на дичь. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Ходил он на охоту и с «первым охотником России» Иваном Тургеневым, с которым они долгое время дружили и переписывались.

Некрасов в своём последнем послании Тургеневу за границу даже просил того купить ему в Лондоне или Париже ружьё Ланкастера за 500 рублей. Однако их переписке было суждено прерваться в 1861 году. Тургенев не ответил на письмо и ружья не купил, а на их многолетней дружбе был поставлен крест.

И причиной тому были не идейные или литературные разногласия. Гражданская жена Некрасова, Авдотья Панаева, ввязалась в тяжбу о наследстве бывшей жены поэта Николая Огарёва. Суд присудил Панаевой иск на 50 тысяч рублей. Некрасов оплатил эту сумму, сохранив честь Авдотьи Яковлевны, но тем самым его собственная репутация пошатнулась.

Тургенев выведал у самого Огарёва в Лондоне все хитросплетения тёмного дела, после чего порвал все отношения с Некрасовым. Некрасов-издатель разошёлся и с некоторыми другими старыми друзьями - Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. В это время он и переключился на новую демократическую волну, исходившую из стана Чернышевского - Добролюбова.



Зинаида Николаевна Некрасова (1847-1914)
- супруга русского поэта Николая Алексеевича Некрасова


Ставшая в 1870 году его поздней музой Фёкла Анисимовна, наречённая Некрасовым на благородный лад Зинаидой Николаевной, также пристрастилась к увлечению мужа, к охоте. Она даже сама седлала лошадь и ездила с ним на охоту в рейт-фраке и в брюках в обтяжку, на голове - циммерман. Всё это приводило Некрасова в восторг.

Но однажды во время охоты на Чудовском болоте Зинаида Николаевна случайно застрелила любимого пса Некрасова - чёрного пойнтера по кличке Кадо. После этого Некрасов, посвятивший охоте 43 года своей жизни, навсегда повесил ружьё на гвоздь

Н иколай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.

«Всё, что, жизнь мою, опутав с детских лет, проклятьем на меня легло неотразимым…»

Николай Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю - 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии. Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью посессионера из Херсонской губернии. Родители были против брака красивой и образованной девушки с небогатым на тот момент военным, поэтому молодые обвенчались в 1817 году без их благословения.

Впрочем, семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге, которую называл «затворницей». Тягостная атмосфера, царившая в семье, оказала влияние на творчество Некрасова: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей. Федор Достоевский говорил: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь» .

Константин Маковский. Портрет Николая Некрасова. 1856. Государственная Третьяковская галерея

Николай Ге. Портрет Николая Некрасова. 1872. Государственный Русский музей

Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца - селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову.

Дела в родовом имении были сильно запущены, дошло даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника. Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, -
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Первые годы в Петербурге

В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились - в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург , где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу.

В Петербурге юный Некрасов через своего товарища по гимназии познакомился с несколькими студентами, после чего понял, что образование интересовало его больше, чем военное дело. Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без финансовой помощи. Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать. Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог оплачивать ее и оказался на улице, а затем попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка - писал за небольшую плату прошения и жалобы.

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден. К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова. Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи». Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н.Н.

Книга «Мечты и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой отзывался о начинающем поэте весьма благосклонно, а Виссарион Белинский назвал его стихи «вышедшими из души». Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе. Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности. Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: создал водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и «Феоктист Онуфриевич Боб», повесть «Макар Осипович Случайный» и другие произведения.

Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»

Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877. Государственная Третьяковская галерея

Николай Некрасов и Иван Панаев. Карикатура Николая Степанова, «Иллюстрированный альманах». 1848. Фотография: vm.ru

Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .

Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров , Иван Тургенев , Александр Герцен , Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин . Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» - сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский , Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой . Приложение впервые вышло в январе 1859 года, а последний его номер был выпущен в апреле 1863-го, через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, закрылся и сам журнал «Современник».«Кому на Руси жить хорошо» .

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права - примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания. По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения. При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем. Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования - «Пир на весь мир» - к открытому финалу.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы только три фрагмента поэмы - первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти автора, да и то с существенными цензурными сокращениями.

Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.

Николай Алексеевич Некрасов — это поэт и публицист, который занял особое место среди писателей реалистов девятнадцатого века, который изображал правдивые картины жизни простых людей. Некрасов, чью мы рассмотрим кратко, выделяя самое важное, использовал в своих работах фольклор, песенные интонации, показывая все богатство простого крестьянского языка, тем самым делая свои произведения понятными для народа.

Николай Алексеевич Некрасов самое главное

Некрасов Н.А. — классик, который в свое время стал руководителем Современника, под его редакцией выпускался журнал Отечественные записки. Это революционер-демократ, написавший множество замечательных произведений, среди которых известная работа .

Детство

Однако начнем рассматривать краткую биографию Некрасова по порядку с его начала жизненного пути. Родился писатель в украинском городе Немиров. Случилось это в ноябре 1821 года. Родился он в семье мелкопоместного дворянина, однако детство его прошло в Грешнево, куда мальчик в возрасте трех лет переехал с родителями в родовое поместье отца. Здесь и прошло детство писателя.

Школа и университет

В 11 лет мальчика отдают в Ярославскую гимназию, где будущий писатель впервые пробует писать. Он пишет небольшие сатирические стихотворения из-за которых часто происходят конфликты с преподавателями.

В гимназии Николай Алексеевич проучился пять лет, после чего отец захотел отдать его в военное училище. Однако у Некрасова были другие планы, не совпадающие с отцовскими. Наперекор отцу, будущий писатель поступает в университет, но экзамены сдать не получилось, поэтому он посещает филологический факультет, как вольнослушатель. Отец же из-за своевольства сына, лишает его финансовой поддержки, поэтому Некрасову приходится работать. Он пишет для разных издательств стихотворения, получая за свою работу совсем маленькие деньги, которых едва хватало на жизнь.

Литературная деятельность и творчество

В 1838 году Некрасов впервые публикуется. Его стихотворение Мысль вышло в журнале Сын отечества. Позже его стихи печатают и в других издательствах, а уже в 1840 году на свои собственные сбережения Некрасов публикует сборник Мечты и звуки. Правда, его раскритиковали, поэтому сборник был уничтожен самим поэтом.

После критики стихотворных работ, писатель пробует себя также в прозе, пишет рассказы, пьесы, описывая реальную жизнь народа. Продолжает писать и антикрепостнические стихи, которые запрещались цензурой.

С 1846 и по 1866 гг. вместе с Панаевым Николай арендует Современник, где активно собирались революционные демократичные идеи. Здесь собирались произведения молодых писателей, печатались многие знаменитые писатели, пока в 1866 году его не закрыло правительство.

Далее Некрасов работает редактором в журнале Отечественные записки. В это время как раз и выходит его знаменитая поэма под названием Кому на Руси жить хорошо. Кроме того он печатает поэмы Дедушка, Русские женщины, пишет Современники.

Творчество последних его лет жизни пропитано элегическими мотивами. Одной из последних работ, что вышли в печать был цикл стихотворений Последние песни.

Закончилась жизнь Николая Алексеевича, его биография и творчество в 1877 году в декабре. Умер писатель в Петербурге.

Если говорить о биографии Некрасова кратко, выделяя интересные факты, то стоит упомянуть его личную жизнь. Как известно, у него было несколько любовных связей, среди них стоит выделить Авдотью Панаеву, которая считалась самой красивой женщиной города. Жили они в гражданском браке, который многие осуждали. У них был общий ребенок, который умер в раннем возрасте. Когда Панаева ушла от Некрасова, он увлекся француженкой Селин Лефрен. Позже он познакомится с простой крестьянкой, с которой и обвенчается. Однако любить всю свою жизнь он будет лишь одну единственную и это была Панаева.