Объясни пословицу сметка дороже богатства что значит. Мастер - класс "золотые россыпи"

Чудесный мир классики.

Лев Николаевич Толстой, "Как мужик убрал камень ".

Введение

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.

Сегодня мы будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами.

Что такое басня?
Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова)
- В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.)

А что басни высмеивают?

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

Чему учат басни?

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков.

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

А откуда же к нам пришли басни?

Немного истории

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем этого времени является полулегендарный Эзоп (6 век до н.э.). .

Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

http://www.chitalnya.ru/upload3/105/df80059eda349a377a692a66ddcc89fa.jpg

Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.»

http://www.stihi.ru/pics/2015/12/16/2245.jpg

Послушайте запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/1/120.jpg

Словарная работа

Инженер - специалист с высшим техническим образованием.
Порох - взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток - машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка - вымысел, изобретение.

Чтение с комментированием
Прочитайте 1 часть. (На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить?)
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров? Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится? (Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его и что это будет стоить восемь тысяч рублей; другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей.)
-Что предложил 1 инженер? (...камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его...)
-Что предложил 2 инженер? (...под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень...)
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть. (А один мужик сказал: «А я уберу камень и возьму за это сто рублей!»)
-Что предложил мужик? (...«Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю»...) -Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка

В чём же мораль басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы)
Пословицы

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

Итоги

Познакомились с басней Льва Толстого "Как мужик убрал камень ". Отметили, что басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это мораль басни

ИСТОЧНИК

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/03/17/winrar_zip_archive.zip

http://download.myshared.ru/_rHUfm-FNK_8zAsOSbXKeQ/1462694858/195359.ppt

http://www.planetaskazok.ru/ltolstoyskz/kakmuzhikubralkamentolstoyl

Задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую теперь называют устным народным творчеством.

Горели рукописи, в пепелища превращались библиотеки с поэтическими шедеврами, только память народную не смогли уничтожить никакие лихолетья истории. Она сохранила, донесла до нас « Золотые россыпи».

    Сказка сопровождает человека всю жизнь: в раннем детстве нам рассказывали их родители; став постарше, мы с удовольствием читаем их сами, а затем будем рассказывать своим детям и внукам.

    Сказки бывают разные, есть сказки, в которых действуют такие герои как Василиса Премудрая, Баба Яга – это волшебные сказки.

Сказки похожие на басни – сказки о животных.

Сказки, где речь идёт о быте дореволюционной России – бытовые сказки.

Бытовая сказка, как показывает её содержание и её герои – самая молодая. А вот волшебная сказка зародилась так давно, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

* Вы, конечно, хорошо знаете сказки, и я, думаю, вы меня поддержите. Я буду читать начало сказки, а вы её продолжайте.

1.По щучьему веленью

*По моему прошенью.

2. Сивка – Бурка, вещий каурка

* Стань передо мной, как лист перед травой.

3. Несёт меня лиса, в далёкие леса

* За быстрые реки,

За высокие горы.

4. Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитися

* Ваша мать пришла, молочка принесла.

5. Кто, кто в теремочке живёт?

* Кто, кто в невысоком живёт?

5. Поди туда, не зная куда

Принеси то, не зная что.

6. Скоро сказка сказывается

Да не скоро дело делается.

    Не только интерес, не только развлечения есть в сказках. « Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», - писал великий поэт. Действительно, в сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, чаще всего это дружеский совет. Выберите из предложенных пословиц, ту пословицу, в которой отражён смысл сказки.

1.Сказка «Каша из топора»

*Смётка дороже богатства.

2.Сказка « Лиса и Журавль».

* За добро и добром платят.

3. Иван – крестьянский сын и Чудо – юдо.

* Своя земля и в горсти мила.

4. Сказка « Царевна – лягушка»

* Не дорого начало, а похвален конец.

    Русская народная сказка – глубочайший источник воспитания душевных качеств человека. Чтобы ответить на вопрос: «Чему учат сказки?» мы вырастим древо Мудрости. А дерево, как известно, красно своими плодами. Какие плоды созреют на этом дереве? Ответим на этот вопрос вместе.

Я буду называть сказку, а вы вспоминаете те лучшие душевные качества человека, которые в ней отражены.

    «Марья – краса – долгая коса»

**Храбрость, смелость, любовь.

    « Петушок – золотой гребешок»

**Верность, дружба.

    «Василиса Премудрая»

**Смекалка.

    «Гуси – лебеди»

**Послушание и терпение.

    «Морозко»

**Доброта и трудолюбие.

Действительно, это невероятная страна фантазий и чудес, учит человека быть добрым и отзывчивым, честным и порядочным.

    Давно забыты первоосновы сказки – жизнь и представления древнего человека. Сейчас всё другое! Другая жизнь идёт по Земле, а сказка живёт!

Назовите современные предметы, которые пришли к нам из сказки.

Гусли – самогуды - * магнитофон.

Молодильные яблочки - * крем для лица.

Печка Емели - * автомобиль.

Бурёнушка Крошечки Хаврошечки - * стиральная машина и утюг.

Перо Жар – птицы - * электричество.

Чудо – зеркальце – * спутниковая связь и телевидение.

Клубок с нитками - * компас.

Ковёр – самолёт - * авиалайнер.

*В современной жизни сохранился принцип: чтобы что – то получить, что – то заслужить, надо хорошо потрудиться, пройти испытания. По этой схеме строится и учёба, и спорт, и карьера взрослых. На этом стоит и православие.

*Перед нами каждый день, как в сказке, стоит выбор: какими нам быть? Побеждая в себе лень, трусость, эгоизм, нетерпение мы совершаем большое чудо – становимся лучше и добрее, обретая смысл всей нашей жизни.

    Спасибо за внимание!

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.
Цели:

    познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.
Планируемые результаты:

    Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

    Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

    Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Д елать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

    Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. У мение работать в паре и в группах.

    Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя . 2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника . 3. Учиться работать по предложенному учителем плану .
Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания. Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество) - Назовите жанры устного народного творчества(народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

    Без хорошего труда нет плода. Терпенье и труд все перетрут. Кончил дело - гуляй смело. Любовь к труду - у людей на виду .(пословицы о труде)
На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. (скороговорка)
    Солнышко- ведрышко,
Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! (потешка)
Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали - улетели. (прибаутка)
- А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)
А какого вида сказка? (о животных) Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод. III. Речевая разминка.
- Прочитать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1) Кланяется, кланяется, Придёт домой - растянется. (Топор) - Отгадайте загадку. -Научитесь её читать скороговоркой. - Что такое топор и для чего он нужен?
Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают И ставят на плиту вариться. И что тут может получиться? (каша) – слайд №2 - Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)
- А можно ли из топора сварить кашу? (нет) -А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.
IV . Словарная работа. ( слайд №3 )

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка- приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

Варево- горячее жидкое кушанье.

Чулан- помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить- прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка – смекалка.(сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

- Какое чувство вызвала у вас эта сказка? - Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку? - А кто автор этой сказки? Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра. - Назовите героев сказки. -Куда шёл солдат? (домой) - Почему он постучался, именно в эту избу? (крайняя) -Как старуха откликнулась на просьбу солдата?(прикинулась сиротой) -Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота- ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3 - Что придумал солдат?(обмануть старуху) - Как он это сделал? (сварил кашу из топора)
VI.Физминутка.
По дорожке, по дорожке Скачем мы на правой ножке. (Подскоки на правой ноге.) И по этой же дорожке Скачем мы на левой ножке (Подскоки на левой ноге.) По тропинке побежим, До лужайки добежим. (Бег на месте.) На лужайке, на лужайке Мы попрыгаем, как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.) Стоп. Немного отдохнем. И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)
VII.Закрепление изученного.
    Повторное чтение сказки.
- Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.(Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям) - Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.) Как вы понимаете это выражение? Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
2. Работа с пословицами. (по группам)
    Если сила не возьмёт, смекалка выручит. Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит. Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)
- Составить пословицы из отдельных слов. - Один ученик у доски (Смётка дороже богатства) - Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнение.
VIII . Рефлексия.(слайд №5 ) -Выбери и продолжи любое предложение.
    На сегодняшнем уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за …… После урока мне захотелось…… Сегодня я сумел…..
IX. Итог урока.

-С какой сказкой познакомились?(«Каша из топора») К какому виду сказок она относится? (бытовая) Что вы узнали о бытовой сказке? (Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться к выразительному чтению сказки по ролям.

Тема : Русская народная сказка «Каша из топора.»

Цель : Сформировать представление о бытовых сказках.

Задачи : 1.Формиролвание грамотного чтения, как основы информационной компетентности.

2 Формирование учебного сотрудничества, как основы коммуникативной компетентности.

3. Привитие духовно – нравственных ценностей,как основы личностной компетентности.

Тип урока: урок решения новой задачи

Форма урока. Деревенские посиделки

Технология . Личностно – ориентированного обучения, направленного на культурологический подход.

Методы и приемы. Проблемный, диалоговый, игровой, опорных знаков. Словесные, наглядные, работа с учебником.

Ход урока .

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Орг.момент

Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.

В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.

Добрый день, друзья. Сегодня мы собрались на наши деревенские посиделки, чтобы новое узнать и себя показать.

Дети заходят в класс под музыку в русских старинных костюмах и рассаживаются по местам.

2. Проверка домашнего задания

Вижу, что вы пришли не с пустыми руками ко мне в гости. Давайте посмотрим на ваши рисунки и послушаем чтение к ним.

Какие работы вам понравились и почему?

Дети читают отрывки и показывают свои рисунки.

Дети анализируют и оценивают друг друга.

3. Речевая разминка.

Прочитайте текст на доске и определите его жанр.

Кланяется, кланяется,

Придет домой - растянется.

Молодцы, ребята, хорошо потрудились и знаете жанры устного народного творчества. А как называется жанр, с которым вы работали на прошлом уроке?

Это загадка.

Это топор.

Дети читают.

Это была сказка.

4. Введение в тему.

Сегодня мы на наших посиделках продолжим знакомиться с этим жанром. Узнаем про новый вид сказки, познакомимся с ее признаками и будем совершенствовать свою технику чтения.

А что вы знаете о сказках?

На слайде вы видите героев сказок и предметы. Распределите их по видам сказок

К какому виду сказки вы отнесли картинку солдата и старика?

А сейчас поработаем со словарем.

Найдите в словаре понятие «Бытовая сказка»

Давайте вспомним, с каким бытовым, деревенским предметом вы уже сегодня встречались?

По предложенным картинкам определите, как называется сказка.

Ребята, а как вы думаете, можно ли на самом деле сварить кашу из топора?

В бытовых сказках много слов, которые вышли из употребления, не соответствует современности. Такие слова называются устаревшими. А сможете ли вы, поработав в группах, объяснить значение этих слов.

Служивый

Побывка

Вдоволь

Варево

Чулан

Сдобрить

Котел

Коли

Этакую

Сметка

Я тоже полистала «Толковый словарь» С.И. Ожегова и даю вам их точное значение. Прочитайте их.

Кому показалась эта работа трудной, покажите карточку со знаком вопроса. А если эта работа показалась вам интересной, покажите карточку с восклицательным знаком. Во внимание принимаются оба знака одновременно.

Сказки бывают о животных, волшебные, (бытовые), авторские народные. «Кластер»

Ребята выполняют работу и обосновывают свое решение.

Ребята рассуждают и доказывают свое мнение. Мы не можем отнести этих героев к сказкам о животных, волшебные сказки имеют в своем содержании чудеса и волшебные предметы. Здесь жизнь простых людей. Поэтому отнесем этих героев к виду бытовой сказки.

Обучающие работают со словарем и находят значение понятия «бытовая сказка»

Это был топор.

«Каша из топора»

Это не реально, но в сказках такое возможно.

Ребята работают в группах, а за тем каждая группа дает пояснение по трем словам.

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому–нибудь на короткое время.

Вдоволь - достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлебка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить – прибавить к еде что нибудь для вкуса.

Котел – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Сметка – смекалка.

Ребята сигнализируют свое отношение к работе карточками.

5. Первичное чтение текста

Потрудились вы не плохо. Пора и честь знать –сказку надо нам читать,

А теперь усаживайтесь по удобней и прослушайте сказку в исполнении артистов театра. (аудиозапись). А после прослушивания скажите, что вам понравилось в этой сказке?

Физкультминутка.

Русские солдаты свои мужеством, отвагой и силой защищали свою Родину, её народ. А народ воспевал их в своих песнях.

Послушайте одну из них и покажите движения, которые легко выполнять под музыку.

Ребята слушают и отвечают на вопрос.

Ребята выполняют движения под русскую народную песню «Солдатушки…»

6.Вторичное чтение текста

Хорошо мы отдохнули и на место все вернулись. Ребята, где происходили события этой сказки?

Кто является главным героем сказки?

Вы без труда дадите правильные ответы, если прочитаете эту сказку в режиме жужжащего чтения.

Ребята читают сказку жужжащим чтением.

7. Первичная ступень анализа сказки.

Хорошо мы пожужжали и,конечно, всё узнали.

Где происходили события сказки?

А сейчас поработайте в парах и расскажите друг другу последовательность действий и событий в сказке.

Все действия сказки происходят в деревне, в крайней избе.

Здесь не один главный герой, а два. Это старуха и солдат.

8. Вторичная ступень анализа сказки.

Куда шёл солдат? Дайте ответ предложением из текста.

Почему он постучался именно в эту избу?

Прочитайте, что попросил солдат у старухи с порога?

Как обратился он к старухе?

Как старуха откликнулась на просьбу? Почему? (прочитайте)

Как вы понимаете слово сирота?

Что придумал солдат?

Как он это сделал?

Какой был солдат, что вы можете про него сказать?

Какой была старуха, что вы можете про неё сказать?

А сейчас поработав в парах, определите черты характера старухи и черты характера солдата.

Шёл солдат на побывку.(Выборочное чтение.)

Эта изба была крайней, а солдат очень устал и был голоден.

А нет ли у тебя,хозяюшка, перекусить чего?

Он назвал её хозяюшкой.

С уважением,почитанием.

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

Человека, который живёт один и никто ему не помогает, называют сиротой.

Он решил сам сварить кашу.

Он видел,что старуха врёт ему и решил обхитрить старухе. Предложил её сварить кашу из топора.

Он внимательный, сообразительный.

Она жадная, скупая.

Работая в парах, находят черты характера главных героев. (по карточке)

9.Обобщение прочитанного

Подведите итог: назовите основные черты характера героев.

Кто вам больше нравится и почему?

Как вы относитесь к старухе, к солдату?

Что бы вы посоветовали героям сказки?

Русский народ всегда славился своим гостеприимством. А особенно такими были деревенские люди. Когда они уходили на работу дом оставляли открытым, а на столе еду для дорожных людей.

А сейчас прочитайте пословицу.

Как понимаете слово «сметка»?

Как вы ее понимаете?

Мне нравиться неунывающи солдат. Он находит выход из трудной ситуации, но при этом он не обижает человека.

Старуха мне не нравиться. Она жадная, умеет притворятся и очень глупая, кашу из топора не сваришь.

Нельзя быть скупым и жадным. Сегодня ты помог другому человеку, а завтра помогут тебе.

Спасибо солдату. Он наелся сам и старуху накормил без споров и возражении. Все остались довольными.

Дают свои ответы.

Метка дороже богатства.

Сметка – это смекалка.

Если ты смекалистый человек, то ты всегда будешь счастливым. Ты найдёшь выход из любой трудной ситуации.

10. Вырази-

тельное чтение

А сейчас нас ждёт интересная работа. Мы поработаем над выразительным чтением сказки. Попробуем передать интонацией, жестами, мимикой сюжет сказки по частям. Посмотрите на страницу 44 (на слайд) . Каким способом удобно читать сказку?

Чтобы вам было лучше понять, я обозначила разными цветами текст каждого героя и автора.

Сколько человек для этого нужно?

С какой интонацией читает каждый герой сказки?

Аналогично ведётся работа по странице 45.

Чтение по ролям.

Слова солдата приветливо, с просьбой?

Слова старухи спокойно, без эмоции.

Дети читают, затем анализируют чтение.

11. Домашнее задание.

Скажите, чему учит сказка. Назовите главных героев сказки. Какой герой положительный? Какой отрицательный? Почему?

Чему учились на уроке?

Чему научились?

Что у вас получились? А что нет?

С какой сказкой познакомились?

– К какому виду сказок она относится?

– Что вы узнали о бытовой сказке?

А сейчас с помощью сигнальных карточек покажите свое отношение к уроку.

Дома чтение по ролям. Стр.44-46.и работа в рабочей тетради.

Спасибо вам за работу и помощь на уроке.

Ответы детей.

Мы познакомились со сказкой «Каша из топора»

Это бытовая сказка.Главные герои люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка

Ребята показывают карточки.

Ребята выходят из класса под музыку.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Разделы: Начальная школа

Урок русской литературы во 2-м классе

1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.

2. Прививать интерес к чтению.

3. Работать над выразительностью чтения.

4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Работа над навыком чтения:

  • самостоятельное чтение;
  • чтение скороговоркой;
  • выразительное чтение соседу.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,

пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

А какую хочешь сказку, внучок?

Бабушка, а разве сказки бывают разные?

А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)

Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?

“Сказка - ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)

Чему может научить сказка?

(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка.

(Ответы учеников учитель пишет на доске)

Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.

Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)

3. Первичное чтение.

Назовите главных героев сказки?

4. Самостоятельное чтение.

Отметьте при чтении непонятные слова.

ПОБЫВКА – короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.

СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат

ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела

ПРИМЕТИЛ – обратил внимание

ДИВИТСЯ – удивляется

Почему в сказке так много устаревших слов?

Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.

В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)

Кто вам больше понравился? Почему?

Какая это сказка? Ответ обосновать .

Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.

(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.

Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?

Какую пословицу можно подобрать к сказке?

1. Догадка не хуже разума.

2. Смётка дороже богатства.

3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.

(Работа над содержанием пословицы)

Обобщение:

Какие бывают сказки?

Назовите особенности бытовой сказки.

Домашнее задание: (по выбору)

  • выразительное чтение;
  • пересказ;
  • попробовать сочинить бытовую сказку.