Нить Ариадны: Путеводитель ~ Германия ~ Мюнхен ~ Старая Пинакотека. Старая и новая пинакотека, пинакотека современности, мюнхен Картины рубенса в мюнхенской галерее

В славном городе Мюнхене есть три замечательных музея, несущих одно общее название: "Пинакотека". За два дня я успела осмотреть половину старой и новую Пинакотеки. Пинакотеку модерна осилить уже не успела из-за недостатка времени.

Пинакотека (фр. pinacotheque, от греч. πιναχουηκη, πιναξ - доска, картина и υηκη - хранилище) - у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами. Ещё на рубеже III-II вв. до н. э. был составлен первый каталог этой пинакотеки, автором которого был Полемон Илионский. Кроме афинской подобные пинакотеки существовали и в других местах в Греции, например, в Герайоне - храме Геры на острове Самос.

Древние римляне использовали этот термин для обозначения комнаты, в которой находились произведения искусства.

Начиная с периода Ренессанса, название пинакотека стало использоваться для обозначения коллекций произведений живописи, открытых для публичного посещения. В наши дни пинакотеками называют картинные галереи.

«Старая Пинакотека» (нем. Alte Pinakothek) - картинная галерея в Мюнхене. Является одной из самых известных галерей мира. В ней представлены произведения мастеров Средневековья до середины XVIII столетия.

Почти уже обычное для меня предупреждение для тех, кому траффик дорог: очень много фотографий и информации. Перед вами предстанет очень много работ великих и известных, так и малоизвестных мастеров из старой Пинакотеки. Я специально убрала с фотографий рамы. На это было пару причин. Первая - кривые ручки и вторая - многие картины приходилось снимать под загадочным углом, т.к. по-другому они жутко отсвечивали. Сначала я пыталась как-то все каталогизировать для постов, но мой сайт, где я выкладываю фотографии решил все за меня. Он отсортировал мне фото в алфавитном порядке по именам художников. Так и поступим. Да, и мне очень помогала Википедия. Много информации из нее, хотя скажу честно: львиную долю тектстов приходилось переводить с немецкого, т.к. русский сегмент Вики почему-то слабо интересуется художниками и скульпторами. Если я брала фотографию из Википедии, то под ней стоит указание. Все остальные фотографии - сделаны мной.

Король Баварии Людвиг I приобретал многочисленные художественные произведения. Все эти работы находились в разных дворцах и были недоступны для посещения. Людвиг I не только систематизировал свою собирательскую деятельность, но также, считая своей обязанностью приобщить к искусству народные массы, поручил архитектору Лео фон Кленце строительство музея. Музей был заложен в 1826 г., а уже в 1836 г. строительство было завершено. Хотя вход в музей по воскресеньям был свободный, многие жители Мюнхена поначалу предпочитали посещению музея пикник на лужайке у его входа. Во время Второй мировой войны «Старая пинакотека» сильно пострадала и была восстановлена в 1952-1957 гг.


« » на Яндекс.Фотках

В старой пинакотеке размещено около 700 полотен. Вход в музей стоит 13 евро и шатайся хоть целый день. Фотографировать можно, но без вспышки. Строгие линии залов, темные цвета стен, чтобы картины лучше были видны. Бродить там можно целый день. Я сообразила одеть сапоги на каблуках и через четыре часа осмотра могла исключительно ковылять, как на ходулях. Граждане девушки! Мой вам большой совет: при посещении художественных галерей - одевайте обувь на низкой подошве.

Из зала в зал, из зала в зал - в этом музее не найти скульптур, графики либо предметов прикладного искусства или старинной мебели. Здесь аскетично, строго, тихо, здесь только полотна, здесь ничто не отвлекает от самого главного - от созерцания. Ничто не рассеивает внимания и не отвлекает, не надо переключать восприятие с одного вида искусства на другой.

Я устала и присела на банкетку. Попыталась почитать ЖЖ с мобильного. Тут же нарисовалась строгая тетя, осведомившая меня, что звонить и посылать смс тут нельзя. На мои возражения, что я не звоню и ничего не посылаю на фиг, было замечено, что стыдно при таком количестве гениальных работ рассеиваться на сатрапские бирюльки современности. Я устыдилась и на бирюльку больше времени не тратила.

Самая большая беда в старой Пинакотеке - это очень слабое освещение для фотографирования и размеры картин, развешанных от уровня носа до потолка. Все-таки в 15-18 веках у людей была явная гигантомания. Хотя, если бы ее не было, не видать нам сегодня великолепных работ, разглядывать которые нужно исключительно с расстояния 5-10 метров. Поражает трудолюбие и удивительное чувство гармонии художников.

1. Адриен Браувер (Adriaen Brouwer) (1605/06, родился предположительно в Оденарде, Бельгия - похоронен 1 февраля 1638 года в Антверпене) - фламандский художник.

Из Википедии

О детстве и юношестве художника известно очень мало. Родился в семье ремесленника. Его отец занимался росписью картонов для ковров. Оденардские ковры ценились во всей Европе. С детства будущий художник помогал отцу в мастерской, рисуя причудливые узоры будущих ковров. Предполагается, что в 1621 г. он покинул Бельгию, а в 1631-1632 г. художник переехал в Антверпен.

Браувер учился живописи у художника Франса Халса и в 1630 г. его принимают в антверпенскую гильдию художников св. Луки. Несмотря на фламандское происхождение, Браувер ипытывал большое влияние голландской живописи и был далек от пышной барочной фламандской школы. Несмотря на это, картины Браувера очень ценил Рубенс, который приобрёл у него несколько полотен для своей художественной коллекции и старался оказывать «неисправимому гуляке» свое покровительство. В 1633 г. Браувер арестован испанскими властями. Точная причина его ареста не известна, возможно он был арестован за участие в гентском восстании 1631 года. С 1634 г. и вплоть до своей смерти от чумы в январе 1638 г. Браувер проживал у антверпенского гравера Паулюса Понтиуса.

Браувер писал жанровые сцены из крестьянской жизни, крестьянские танцы, игроков в карты, курильщиков, бражников и драки, которые отличаются живостью и гениальностью замысла. Однако при жизни художника его полотна не были в цене, поэтому он испытывал нужду, так что его домашнее имущество было взыскано в пользу его кредиторов. Что самое удивительное, Браувер никогда не ставил даты создания на своих картинах. Большинство полотен Браувера хранится в мюнхенской Пинакотеке, в Санкт-Петербурге, Мадриде, Дрездене и Вене.

Браувер умер в возрасте 32 лет в Антверпене и был похоронен в общей могиле. Позднее, при содействии членов гильдии был перезахоронен 1.02.1638 г. на территории церкви кармелитов.


« » на Яндекс.Фотках
Крестьяне в таверне, играющие в карты


« » на Яндекс.Фотках
Пьющие и курящие крестьяне


« » на Яндекс.Фотках
Питейное заведение


« » на Яндекс.Фотках
Деревенский квартет


« » на Яндекс.Фотках
Драка между пятью крестьянами


« » на Яндекс.Фотках
Двое дерущихся

2. Альбрехт Альтдорфер (Albrecht Altdorfer) - немецкий художник, мастер живописных картин и гравюр на исторические и религиозные сюжеты. Самым известным произведением Альтдорфера стала грандиозная картина «Битва Александра». Глава и самый выдающийся представитель Дунайской школы живописи.

Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 г. в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина. В 1491 г. Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город. В 1505 г. Альбрехт возвращается и восстанавливает своё гражданство в родном городе. В 1506 г. Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера. Умер Альтдорфер 14 февраля 1538 года. Первые известные исследователям живописные работы художника датированы 1507 г.

(Из Википедии)

«Битва Александра» - также известна под названием "Битва при Иссе".

Картина создавалась в 1528-1529 гг. по заказу герцога Баварии Вильгельма IV как одно из восьми первоначально задуманных герцогом полотен, изображающих битвы античности. В 1800 году мюнхенское собрание было разворовано французскими солдатами и более 70 полотен были доставлены во Францию. «Битва Александра» пришлась по вкусу Наполеону и находилась в ванной комнате дворца Сен-Клу, где ее и обнаружили прусские войска в 1814 году.

На полотне изображено сражение между македонской армией Александра Великого и персидским войском царя Дария. Художник изобразил сражающихся в современных его эпохе доспехах. На переднем плане сошлись греки и персы. Греков можно узнать по бело-голубым доспехам. Персы сражаются в красном облачении, на некоторых из них надеты тюрбаны.

Особенностью картины является ландшафт с заходящим солнцем и восходящей луной. В центральной части картины мы видим колесницу Дария, преследуемую Александром. В левой части картины возвышается гора с замком. На заднем плане представлена восточная часть Средиземного моря с островом Кипр, за ним Красное море, правее Альтдорфер изобразил Египет с дельтой Нила, которую можно узнать по семи рукавам.

В воздухе свободно парит табличка с латинской надписью. В русском переводе: "Александр Великий победил последнего Дария, после того как были убиты 100000 пеших персидских воинов и более 10000 всадников и взяты в плен мать, супруга и дети короля Дария, в то время как Дарий скрылся с 1000 всадников."


« » на Яндекс.Фотках
Лиственный лес со Св. Геогром

3. Джованни Антонио Каналь (Giovanni Antonio Canal, известный также под именем Canaletto - Каналетто) - итальянский художник, глава венецианской школы ведуистов, мастер городских пейзажей в стиле барокко. Прозвище Каналетто кроме Антонио Каналя носил и его племянник, Бернардо Белотто, также знаменитый пейзажист.

(Из Википедии)

Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника. В 1719 г. посетил Рим, где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Паоло Паннини. После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камерой-обскурой * (см.сноску)

Многие работы Каналетто были с успехом проданы англичанам, приезжавшим в Венецию для обучения. В 1740 г. этот источник дохода исчез: началась война за австрийское наследство, и британцы стали реже приезжать на континент. В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. В этот период в его творчестве появляется вторичность, техника перестает нравиться заказчикам. В 1755 г. художник возвращается в Венецию. В 1763 г. его избирают в Венецианскую академию художеств. Каналетто умер 19 апреля 1768 г. в родной Венеции.


« » на Яндекс.Фотках
Santa Maria della Salute und die Riva degli Schiavoni in Venedig

4. Бартоломе́ Эсте́бан Мури́льо (исп. Bartolomé Esteban Murillo) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы.

(Из Википедии)

Родился в Севилье, в конце декабря 1617 года. Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в её неудовлетворительности. Желание отделаться от неё и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, доставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. В 1645г. Мурильо вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Уже в этих произведениях, несмотря на тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер Мурильо, берущего натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа.

Мурильо писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием «Уличных ребятишек» - мальчиков и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п.


« » на Яндекс.Фотках
Дети, едящие паштет


« » на Яндекс.Фотках
Неприятная процедура

5. Я не знаю, что курил автор сего поста, когда обрабатывал фотографии, но имя художника, создавшего это полотно в первой половине 17 века - он написал совершенно неправильно. Поэтому рассказывать нечего. Но картина мне очень нравится, поэтому пущай будет.


« » на Яндекс.Фотках

6. Франческо Гварди (Francesco Guardi) (5 октября 1712, Венеция - 1 января 1793, там же) - итальянский художник, представитель венецианской школы ведуистов.

Портрет Франческо Гварди кисти Пьетро Лонги (Из Википедии)

Об этом художнике известно достаточно мало, во всяком случае я мало что нашла в атласе из Пинакотеки. Долгое время работал в мастерской своего брата Джованни Антонио Каналь (см. номер 3) и был мало кем замечен. Впервые стал самостоятельно работать с 1750 года и еще долгое время в его работах просматривалось влияние брата. Так же как и Каналь, Гварди привлекают венецианские и фантастические мотивы. Считается одним из последних представителей классической венецианской школы живописи.


« » на Портрет Франсуа Буше кисти Густава Лундберга (Из Википедии)

Буше был удостоен множества почестей, включая звание придворного художника (1765 год). Поклонницей Буше была фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, которую он запечатлел на нескольких портретах. Лучшие работы Буше отличаются необыкновенным очарованием и совершенным исполненением.

Франсуа Буше родился в Париже 29 сентября 1703 года. Его отец, Николя Буше, был художником. Он зарабатывал на жизнь рисованием гравюр и узоров для вышивки. С ранних лет Франсуа помогал отцу в мастерской.

Отец, обнаружив у своего сына талант, определил его в ученики к Франсуа Лемуану. У Лемуана Буше провёл несколько месяцев и вспоминал о нём впоследствии без большой благодарности.

В семнадцать лет Буше поступил в мастерскую гравёра Жана-Франсуа Карса, что позволило ему самостоятельно зарабатывать на жизнь, а также завести полезные знакомства - с высокопоставленными клиентами своего наставника.

В 1723 году Франсуа Буше победил в конкурсе на Римскую премию Королевской академии живописи и ваяния. Эта победа давала ему право на обучение в Риме, но в итальянском филиале академии не нашлось для победителя вакантного места. Отправиться в путешествие по Италии молодому художнику удалось лишь в 1727 году.

Вернувшись из Италии, Буше почти сразу же стал кандидатом в Королевскую академию по отделению исторической живописи, а уже в 1734 году его утвердили как полноправного члена академии.

В 1733 году он женится на семнадцатилетней прелестнице Мари-Жанн Бюзо, с которой написаны многие «нимфы» Буше. Чуть позже он стал преподавать в академии, сначала как ассистент, а затем - как мастер. Но несмотря на это Буше в то время был ограничен в средствах. В 1761 году - он становится её ректором, в 1765 году - директором. Своей карьерой Буше обязан не только своему таланту, но и покровительству маркизы де Помпадур, всесильной фаворитки Людовика XV.

Лучи света, проходя сквозь отверстие диаметром приблизительно 0,5–5 мм, создают перевёрнутое изображение на экране. На основе камеры-обскуры были сделаны некоторые фотокамеры.

Первые камеры-обскуры представляли собой затемнённые помещения (или большие ящики) с отверстием в одной из стен. Упоминания о камере-обскуре встречаются ещё в IV веке до н. э. - последователи китайского философа Мо Ди - моисты - описали возникновение перевернутого изображения на стене затемнённой комнаты. Упоминания о камере-обскуре встречаются и у Аристотеля. Судя по всему, первым использовал камеру-обскуру для зарисовок с натуры Леонардо да Винчи. Он также подробно описал её в своём «Трактате о живописи».

(Из Википедии)

Все, первая часть прогулки закончена. У меня вопрос: это кому-нибудь надо, интересно? Мне продолжать? А то сами знаете, сколько времени уходит на такой пост, а у меня его мало. Вдруг это никому не интересно, а я тут распинаюсь. Я серьезно, я не кокетничаю!

Старая пинакотека в Мюнхене (Мюнхен, Германия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Поклонники и ценители живописи наверняка знают, а возможно, и бывали в одной из крупнейших в мире картинных галерей - расположенной в Мюнхене Старой пинакотеке. Без преувеличения можно утверждать, что те знатоки искусства, которым ещё не посчастливилось побывать здесь, точно мечтают о том, чтобы пройтись по залам галереи и увидеть хранящиеся в ней сокровища.

Кстати, странное слово «пинакотека» имеет греческие корни и означает «хранилище для досок или картин».

К слову, в Мюнхене есть не только Старая, но и две Новых пинакотеки. Из названия становится понятно, что в Старой пинакотеке, о которой, собственно, и пойдет речь, хранятся произведения художников, живших во времена Средневековья и до 18 века. А вот в новых пинакотеках хранятся картины, принадлежащие кисти мастеров, живших уже в 19-20 веках и даже наших современников.

Посетители могут побывать в 19 огромных залах и 49 кабинетах, в которых выставлены почти 700 картин.

Огромная коллекция картин Старой пинакотеки в Мюнхене была собрана по большей части представителями легендарной династии Виттельсбахов, которые на протяжении 700 лет правили Баварией. Один из ее потомков по-прежнему живет во дворце Нимфенбург, залы и комнаты которого также являются настоящими произведениями искусств. Стоимость этой коллекции, по мнению искусствоведов, просто невозможно установить.

Посетители могут побывать в 19 огромных залах и 49 кабинетах, в которых выставлены почти 700 картин, среди которых и полотна Рафаэля, и Леонардо да Винчи, и Альбрехта Дюрера, и Босха, и Рембранта, и Рубенса, а также лучшие образцы испанской, французской, голландской и итальянской живописи, и самой обширной является коллекция полотен, написанных немецкими художниками.

В Старой пинакотеке два этажа, оформленных в духе аскетизма, дабы ничто не отвлекало пришедшего сюда созерцать шедевры. На первом этаже, в правом крыле, находятся работы немецких мастеров и фламандских художников 16-17 в., на втором этаже - работы немецких (Дюрер, Грюневальд) и нидерландских художников (Ханс Мемлинг). В четвертом и пятом зале выставлены работы итальянских живописцев 15, 16 в., в шестом-восьмом зале - фламандские мастера 17 века, в девятом - голландские мастера 17 века. В правом крыле - французские (17-18 век), итальянские мастера (18 века) и испанские художники (Эль Греко, Мурильо).

Старая пинакотека открыта ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00, а во вторник - с 10:00 до 20:00. Билет обойдётся в 7 EUR (льготный - 5 EUR). Обратите внимание: приносить с собой в музей бутылки с жидкостью нельзя.

Как добраться

Старая Пинакотека располагается севернее Музейного квартала по адресу: Barerstrasse, 27 (вход со стороны Theresienstrasse). Выходной день - понедельник. Проехать можно на трамвае (27), автобусом (154) или на метро (2, 8) до ост. Konigsplatz.

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Старая пинакотека — это одна из крупнейших картинных галерей мира. Расположена Старая пинакотека в Мюнхене, столице Баварии, на юге Германии, в районе Максфорштадт (Maxvorstadt). Этот музей изобразительного искусства содержит живописное собрание европейских мастеров от средневековья до XIX века.

Согласно названию, что в переводе означает «собрание картин», в пинакотеке хранятся только произведения живописи.

После потрясений французских революций король Людвиг I Баварский (Ludwig I. von Bayern) решил сделать королевскую коллекцию искусства доступной для общественности. Специально для этой цели Людвиг I решает построить королевскую картинную галерею и поручает создать достойный проект придворному архитектору Лео фон Кленце (Leo von Klenze).

В 1826 году начались строительные работы. К моменту их завершения здание королевской картинной галереи считалось крупнейшим в мире музейным строением и стало впоследствии образцом для музеев по всему миру. Именно Лео фон Кленце выполнил впоследствии здание Нового Эрмитажа в Санкт — Петербурге.

Лео фон Кленце спланировал пинакотеку, свой шедевр архитектурного искусства, одновременно роскошно и функционально. Большие, дополнительно освещенные верхними окнами и стеклянными крышами залы сочетаются с кабинетными комнатами северного крыла здания.

Основу экспозиции картинной галереи составили работы, выполненные специально под заказ еще Вильгельмом IV и, позже, Максимилианом I — Альбрехта Альтдорфа, Петера Поля Рубенса, Альбрехта Дюрера. Внук Максимилиана I, Максимилиан II, будучи губернатором Антверпена, приобрел большое количество картин голландских и фламандских мастеров. После объединения Баварии с Пфальцем коллекция картин пополнилась работами Рафаэля, Рембрандта, Буше и других художников.

Во время строительства здания королевской галереи Людвиг I через своих агентов по искусству активно скупает картины великих мастеров, отдавая предпочтение старым немецким художникам и работам итальянского возрождения. Так в 1827-1828 годах были приобретены коллекции братьев Сублиц, Буиссер, графов Валленштейн, в Италии приобретена работа Рафаэля «Мадонна с занавеской».

В 1836 году пинакотека была открыта, тогда, конечно, без приставки «старая», она была единственная. Это гораздо позже появятся Новая пинакотека и Пинакотека современности .

Само название «пинакотека» было выбрано Людвигом I и означает, в переводе с древнегреческого — «собрание картин».

Во время Второй мировой войны здание пинакотеки серьезно пострадало от бомбежек. Картины, к счастью, были к тому времени эвакуированы. Проект восстановления здания Старой пинакотеки, осуществленный в 1957 году, предполагал нарочитое использование кирпича отличающегося от того, который был использован в основном здании. Такая реставрация вызвала споры общественности, но все же так и осталось здание с пятнами времен войны.

Картины Старой пинакотеки в Мюнхене

Из многотысячного собрания музея в постоянной экспозиции 19 залов и 47 кабинетов на двух этажах представлены 700 полотен.

Немецкая живопись XIV — XVII веков

Одним из главных шедевров Старой пинакотеки является работа Альфреда Дюрера «Автопортрет в одежде, отделанной мехом» (1500). Необычный ракурс, цвета, а главное, взгляд изображенного мужчины приковывает внимание. Выполненный 28-летним художником на доске, автопортрет напоминает изображение Христа. В собрании музея представлена большая коллекция Альфреда Дюрера, ведь он был родом из Баварии, Нюрнберга.

Работа Альфреда Альтдорфа «Битва Александра» («Alexanderschlacht / Schlacht bei Issus») из исторического цикла, написанная в 1524 году, и сегодня поражает масштабностью изображения и необычностью красок.

Работы старых голландских мастеров

В Старой Пинакотеке собраны работы практически всех «старых голландцев». Наибольшей популярностью пользуется фрагмент работы Иеронима Босха «Страшный суд». Кроме того, здесь представлены полотна Rogier van der Weyden, Dirk Bouts, Hans Memling и других мастеров.

Фламандская живопись XVI — XVII веков

Собрание фламандской живописи музея очень значительно, и включает работы Pieter Brueghel, Jan Brueghel, Antonis van Dyck, Adriaen Brouwer и других мастеров.

Особое место в коллекции Старой Пинакотеки занимает полотно Брейгеля старшего Питера «Страна лентяев». Картина полна иронии и сатиры. Прежде чем попасть в Страну лентяев, нужно проесть гору из каши. В правой части картины изображен новый счастливчик, проваливающийся в страну с молочной рекой, что изображена на горизонте. Повсюду — готовая еда и питье — бегающий жареный поросенок с вилкой в боку, яйцо, уже вскрытое, с ложкой внутри бежит навстречу, на крыше домика — тарелки с пирогами. В центре изображения валяются объевшиеся представители трех сословий — рыцарь, крестьянин, священнослужитель. Брейгель обличает в своей картине смертные грехи.

Старая Пинакотека располагает 72 полотнами Петера Пауля Рубенса. Это самая крупная в мире коллекция работ Рубенса, его работы занимают четыре зала. Многие работы были в свое время выполнены Рубенсом специально на заказ баварских герцогов Виттельсбахов.

Знаменито огромное (6 метров на 4,6 метра) полотно Рубенса «Страшный суд». Оно было выполнено по заказу герцога Вольфганга Вильгельма для алтаря дворцовой церкви в Нойбурге на Дунае. Однако, из-за обилия обнаженных фигур, из церкви картина была удалена.

Еще одним шедевром коллекции Старой пинакотеки считается автопортрет кисти Рубенса. В автопортрете Рубенс изобразил себя со своей первой супругой Изабеллой Брант. Искусствоведы видят в манере, нетипичной для Рубенса, сходство с картиной Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини». Необычным в портрете было многое — и крупное изображение во весь рост, и непринужденность поз, и равноправное изображение обоих супругов, на одном уровне. Критики называют это полотно «портрет брака».

Голландская живопись XVII века

Центральным пунктом собрания голландской живописи в стиле барокко являются ранние работы Рембрандта «Автопортрет», «Святое семейство», «Снятие с креста».

Итальянская живопись периода c XIV по XVIII век

Экспозиция итальянской живописи начинается с периода итальянской готики. Среди прочих интересных работ здесь размещено знаменитое полотно Джотто «Тайная вечеря».

Из коллекции периода итальянского ренессанса предметом особой гордости музея являются работы Тициана «Мадонна с младенцем на закате», «Земная любовь или Ванитас», Рафаэля Санти «Святое семейство Каниджани», «Мадонна Темпи», Сандро Боттичелли «Оплакивание Христа».

Старая пинакотека обладает единственной картиной Леонардо да Винчи — «Мадонна с гвоздикой». Да Винчи выполнил эту работу, когда ему было 19 лет, еще не выработав собственного стиля, поэтому первоначально, еще при покупке, картину отнесли перу другого мастера.

Испанская живопись XVI — XVII веков

Среди шедевров испанской живописи в коллекции Старой Пинакотеки следует особо отметить работы Эль Греко «Совлечение одежд с Христа» и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса «Портрет молодого человека».

Французская живопись XVII и XVIII веков

Особое место в коллекции французской живописи занимают работы Николя Пуссена «Вакх и Мидас», Жана Батиста Симеона Шардена «Женщина, чистящая репу» и Леопольда фон Боде «Сага о Пипине и Берте».

Режим работы

Все Пинакотеки Мюнхена работают 6 дней в неделю, выходной — в разные дни. В Старой пинакотеке выходной день — понедельник.

  • вторник — с 10.00. до 20.00.
  • среда — воскресенье — с 10.00. до 18.00.
  • понедельник — не работает.

Особый режим работы:

  • В фашингдинстаг, карнавальный вторник (Faschingsdienstag) — последний вторник Великого поста по католическому календарю, 1 мая, 24 и 25 декабря и 1 января — музей закрыт.
  • В остальные праздничные дни Старая пинакотека работает с 10.00 до 18.00 часов.

Стоимость билета

В Старой пинакотеке существует несколько вариантов билетов.

Стандартные билеты:

  • Взрослый — 7 евро,
  • со скидкой — 5 евро,
  • в воскресенье — 1 евро,
  • дети в возрасте до 18 лет — бесплатно.

Комбинированные билеты:

  • билет в пять музеев на 1 день (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 12 евро,
  • билет в пять музеев на два дня с любым днем посещений (Старая пинакотека, Новая пинакотека, Пинакотека современности, музей Брандхорст и собрание Шака) — 29 евро.

Обратите внимание: Каждое воскресенье билет в Старую пинакотеку стоит всего 1 евро. В предложение не включены временные экспозиции и аудио гид.

На приобретение билета со скидкой имеют право:

  • лица старше 65 лет при предъявлении паспорта,
  • студенты при предъявлении студенческого билета международного образца,
  • учащиеся на языковых курсах Гёте — института при предъявлении ученического билета,
  • группы от 15 человек.

Как добраться

На общественном транспорте

Старая пинакотека находится в центральной части города, до нее удобно доехать на любом виде общественного транспорта.

  • На трамвае (Tram): маршруты 27, 28 — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken)
  • На метро (U-Bahn): линия U2 — до остановки Кёнигсплац (Königsplatz) или Терезиенштрассе (Theresienstraße), линии U3 или U6 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz) или Университет (Universität), линии U4 или U5 — до остановки Одеонсплац (Odeonsplatz)
  • На автобусе: маршрут 100 Музеймслиние (Museumslinie) или маршрут 58 (CityRing) — до остановки Пинакотеки (Pinakotheken).

На автомобиле

Если вы приехали на автомобиле, будьте готовы к тому, что до ближайшей парковки не менее одного километра.

Парковки в районе Старой пинакотеки

Tiefgarage in der Amalienpassage

Подземный гараж в торговом центре «Амалиен пассаж», рассчитан на 250 мест, работает круглосуточно.

Адрес: Türkenstraße 84.

  • каждые полчаса — 1,50 евро,
  • максимальный дневной тариф — 24,00 евро.

Salvator Garage (Сальватор гараже)

Наземная парковка на 365 мест.

Адрес: Salvatorplatz 1.

  • 1 час — 3,00 евро,
  • 2 часа — 6,00 евро,
  • 3 часа — 9,00 евро,
  • 4 часа — 12,00 евро,
  • 5 часов — 15,00 евро,
  • 6 часов — 18,00 евро,
  • 24 часа — 20,00 евро.

От обеих парковок до Старой пинакотеки — примерно 12 минут ходьбы пешком.

На такси

До Старой Пинакотеки удобно доехать на такси Uber или München Taxi.

Пинакотека (Мюнхен) — одна из известнейших картинных галерей мирового уровня, в которой представлено более 700 живописных шедевров 14-21 столетий, которые написали самые знаменитые мастера: Леонардо да Винчи, Рафаэль, А. Дюрер, И. Босх, Альтдорфер, В. Тициан, С. Боттичелли, Ф. Гойя и др.

История создания коллекции

Старая пинакотека в Мюнхене (Alte Pinakothek) — это популярный и известный музей, в котором находится 9 тыс. картин художников Европы 14-18 веков. Отличительная особенность музея происходит от его названия. Пинакотека (греч. «картинная галерея») — место, где выставляются исключительно картины.

Коллекцию живописных полотен начал собирать в 1528 году баварский герцог Вильгельм IV фон Виттельсбах, который захотел украсить летний павильон своей мюнхенской резиденции картинами по историческим мотивам. Самой первой была написана «Битва Александра», посвященная сражению Александра Македонского с персидским войском царя Дария. Затем коллекцию стали пополнять и другие члены семьи Виттельбахов.

Уже к концу 17 века собрание по своей значимости становится одним из выдающихся в Европе. В частности, к нему прибавились работы фламандских художников, которые собрал баварский курфюрст Макс Эммануил (1679-1726).

К началу 18 века музей уже имел произведения выдающихся живописцев Италии, Испании, Германии и Нидерландов. Затем произошло дальнейшее увеличение коллекции:

  • в 1777 г. к нему присоединены картины из Мангеймской галереи;
  • в 1803 году — 1 500 произведений живописи, которые ранее находились в церквях и монастырях;
  • 1806 г.— добавлены коллекции Дюссельдорфа и произведения из замка Карлсберг.

Для размещения картин был построен отдельный зал во дворце Шляйсхайм.

Строительство здания Пинакотеки

Годы правления Людвига I Баварского (1825-1848) — знаменательный период в истории Мюнхенской галереи. В это время им были приобретены известные работы немецких и нидерландских художников 15 в., итальянские полотна эпохи Ренессанса.

Для размещения такой богатой коллекции уже назрела необходимость в сооружении специального здания и размещения там произведений в хронологическом порядке.

Людвиг I решил, что его частное собрание произведений искусства достойно стать достоянием общественности, чтобы Мюнхен считался известным в мире центром живописи и других искусств.

План галерейного здания был спроектирован архитектором Лео фон Кленцем в стиле Ренессанса. Торжественная закладка фундамента здания произошла в апреле 1826 г. в день рождения любимого Людвигом художника Рафаэля Санти. Король Баварии распорядился назвать музей греческим словом «пинакотека».

Старая Пинакотека (Мюнхен) была построена уже к 1836 г., и тогда же Людвиг издал указ о бесплатном посещении всеми желающими музея в воскресные дни. Однако первые годы горожане не столько посещали музей, сколько устраивали на лужайке перед галереей пикники.

В старой Пинакотеке располагаются исключительно произведения живописи, начиная от Средних веков и заканчивая эпохой Просвещения. Здание ее довольно мрачное и серое, внутри залы также почти ничем не украшены. Полное отсутствие убранства сделано специально для того, чтобы посетители не отвлекались от главной цели посещения музея — созерцания шедевров мирового искусства живописи.

На протяжении 19-20 веков коллекция Пинакотеки продолжала расширяться за счет приобретения произведений живописи тех времен, для которых было построено в 1853 г. здание новой Пинакотеки.

Война и восстановление музеев

В годы 2-й Мировой войны Пинакотека (Мюнхен) сильно пострадала при налетах англо-американской авиации. Сами картины уцелели, т. к. были заблаговременно сложены в подземных убежищах. Здание старой Пинакотеки восстановили только к 1963 году.

А вот здание новой Пинакотеки (см. фото) разрушено было почти полностью, и восстановить его не представлялось возможным. Новую Пинакотеку полностью перестроили по проекту архитектора А. Бранкаса, и открылась она только в 1981 году.

Здание необычное, имеет множество эркеров и полуциркульных оконных арок, которые в свое время вызывали общественные споры и различные мнения. Однако внутри залы великолепны, особенно получило положительные отзывы предусмотренное архитектором верхнее освещение.

Сейчас здесь выставлено 550 картин и скульптуры 19-20 веков.

Коллекции старой Пинакотеки

Экспозиция размещена в двухэтажном здании, на первом этаже которой в левом крыле происходят временные, часто меняющиеся выставки. Среди живописцев, которых представляет старая Пинакотека (Мюнхен),— картины фламандских и немецких художников 15-17 вв.: П. Брейгеля, Л. Кранаха и др. (правое крыло).

На втором этаже — коллекции северного Возрождения: картины голландца Л. ван Лейдена, Рембрандта; Дюрера и С. Лохнера; итальянских мастеров Боттичелли, Рафаэля, Леонардо да Винчи; фламандских Ван Дейка, Рубенса.

В правом крыле можно увидеть коллекции живописи эпохи Барокко и Рококо, среди которых Эль Греко и Мурильо, а также другие итальянские, французские и немецкие художники.

Шедевры Старой Пинакотеки

Многие произведения известных художников представляет старая Пинакотека (Мюнхен): шедевры 15-18 веков, каждый из которых имеет свою историю.

Например, картина «Мадонна с гвоздикой» была случайно куплена у торговца, и только позднее выяснилось, что она принадлежит кисти юного Леонардо да Винчи. Сейчас это единственное полотно мастера, находящееся на территории Германии. Цветок гвоздики, который держит Дева Мария, — символ бессмертия.

Работы Франсуа Буше «Портрет мадам де Помпадур» (1758) и «Отдыхающая девушка» (1752) изображают фаворитку Людовика 15-го, которая была знаменитой красавицей с безупречным вкусом, и Луизы О"Мерфи, придворной дамы, которая в будущем также стала фавориткой короля.

Работы ван Дейка «Автопортрет» (1619) и «Сусанна и старцы» (1622), мастера придворного портрета и религиозных картин.

Произведение П. Рубенса «Страшный суд» (1617) повествует о важном событии: когда люди с рассказом о своей жизни, допущенных грехах и больших достижениях предстают перед Богом, чтобы определить свою дальнейшую судьбу — путь в рай или ад. Это одно из самых больших полотен в мировой истории размером 610 х 460 см, под которое специально спроектирован зал музея.

В картине «Смерть Сенеки» (1613) знаменитый нидерландский художник П. Рубенс рассказывает об историческом факте, произошедшем с известным мыслителем Сенекой, которому в наказание за предательство приказал покончить жизнь самоубийством. достойно выслушал это решение и вместе с женой приготовился принять свою смерть.

Новая Пинакотека: история

Новая Пинакотека в Мюнхене была основана в 1846 г. в качестве продолжения старой и вначале содержала произведения искусств 18 века. Король Греции Отто продолжил дело своего отца и сформировал экспозицию из работ художников мюнхенской живописной школы. Известный пейзажист К. Ротман специально для галереи написал 23 больших полотна с изображением и посвящением Греции.

В 1909 г. в коллекцию были добавлены работы французских импрессионистов (Сезанн, Мане, Гоген и др.).

В новой Пинакотеке собраны произведения искусства 19-20 веков эпох романтизма, классицизма и реализма. Всего в запасниках находится 3 000 картин и 300 скульптур, из которых в 22 залах выставлено 550 живописных полотен и 50 работ скульпторов.

Картины новой Пинакотеки

Самые знаменитые шедевры, которые представляет новая Пинакотека (Мюнхен), — картины:

  • «Ваза с подсолнухами» В. Ван Гога (1888) — является изображением символа оптимизма и творческой мысли человека, подарок зрителю небольшого кусочка солнца.
  • «Бедный поэт» К. Шпицвега (1839) — описывает беспорядок и странную обстановку в жилище одинокого поэта, увлеченного своим творчеством настолько, что не видит окружающей его обстановки.

  • «После штормовой ночи» Ю. К. К. Даля (1819) — картина пропитана последствиями крушения, оставшимися после шторма, и, вместе с тем, воспевает возрождение в виде луча света.
  • «Дон Кихот» Оноре Домье (1868) символизирует одиночество героя, которого художник специально написал без лица.

Пинакотека современности

Третья, самая современная часть галереи (открыта с 2002 года) — Пинакотека современности (Мюнхен), которая посвящена сегодняшним искусствам. Она включает 4 самостоятельных музея:

  • Коллекция произведений современного искусства, входящая в Баварское собрание живописи.
  • Государственный музей прикладного искусства.
  • Архитектурный музей — рассказывает, в основном, о 19-21 вв., экспозиция часто меняется (500 тыс. чертежей и планов, созданных архитекторами в разное время, а также 100 тыс. фото архитектурных решений).
  • Государственное графическое собрание Мюнхена (350 тыс. гравюр и 45 тыс. чертежей).

Здание Пинакотеки современности возведено по проекту архитектора Ш. Браунфельса на частные пожертвования. Оно просторно и светло, в центре его — двусферная ротонда, в двух направлениях от которой расходятся широкие лестницы, направляющие посетителей к экспозиции.

В подземной части располагается дизайнерская коллекция, на 1-м этаже представлена архитектурная и графическая коллекции, а также временные выставки.

Западное крыло содержит собрание классического модерна, восточное — рассказывает о направлениях современного искусства: экспрессионизм, кубизм, фовизм, баухауз, сюрреализм, поп-арт, минимализм и др.

Все коллекции были собраны во второй половине 20 века как пожертвования коллекционеров, переданных в подарок музею. Последний дар — собрание немецкого и североамериканского искусства 1960-90х гг. — был передан в 2006 г. Э. и М. Штоффелями.

В коллекции представлены работы знаменитых художников: А. Матисса, Ф. Леже, Сальвадора Дали, П. Пикассо и др. Также здесь есть зал с фотоработами современных фотографов.

Пинакотеки в Мюнхене: часы работы, цены

Все три Пинакотеки расположены недалеко друг от друга, в воскресенье действует цена 1 €, но в этот день музеи переполнены туристами.

Адреса: улица Barer Straße 27, 29, 40, Мюнхен (Пинакотека). Часы работы:

  • Старая — 10.00 до 18.00, вторник до 20.00, выходной понедельник.
  • Новая — 10.00 до 18.00, среда до 20.00, выходной вторник.
  • Пинакотека современности — с 10.00 до 18.00, в четверг до 20.00, без выходных.

В обычные дни стоимость в Пинакотеке различается:

  • Старая — цена билета 4 €.
  • Новая — 7 €.
  • Пинакотека современности — 10 €.

Адрес: Германия, Мюнхен
Дата основания: 1836 год
Начало строительства здания: 1826 год
Окончание строительства здания: 1836 год
Координаты: 48°08"53.8"N 11°34"11.9"E

Содержание:

Краткое описание

Столица Баварии славится на весь мир своими роскошными замками, дворцами и резиденциями. Достопримечательностей и памятников истории и архитектуры в уютном Мюнхене просто не счесть.

Одной из главных его достопримечательностей является Старая пинакотека, посетить которую мечтают сотни тысяч ценителей живописи по всему миру. Многие туристы довольно часто задают своим гидам вопросы: «Что вообще означает слово пинакотека? Почему бесценные полотна художников хранятся в здании, носящем странное, на первый взгляд, название?». Ответы на все вопросы, связанные с музеем картин в Мюнхене, довольно прозаичны: пинакотека – это греческое слово, которое можно дословно перевести на русский язык, как «хранилище для досок или картин». Дело все в том, что первая часть слова обозначает в греческом языке и «доску», и «картину», однако во всем мире пинакотеками принято называть именно коллекции живописи.

К слову, в Мюнхене есть не только Старая, но и две Новых пинакотеки. Из названия становится понятно, что в Старой пинакотеке, о которой, собственно, и пойдет речь, хранятся произведения художников, живших во времена Средневековья и до 18-го века. А вот в новых пинакотеках хранятся картины, принадлежащие кисти мастеров, живших уже в 19-20-хх веках и даже наших современников. Перед тем, как рассказать об истории, архитектуре, внутреннем интерьере здания и о наиболее ценных экспонатах, хранящихся в нем, хотелось бы уточнить, что пинакотеки есть не только Мюнхене, но и в Ватикане , Болонье и многих других европейских городах.

Если быть предельно точным, то можно сказать, что пинакотека в Мюнхене обозначает даже не само здание музея, а коллекцию картин, стоимость которых просто невозможно установить. По мнению современных искусствоведов полотна Рафаэля, некоторых немецких художников просто бесценны и не имеют права находиться в одной из частных коллекций, они должны принадлежать народу. «Народу Баварии!», - уточняют гордые жители Мюнхена. Естественно, в этом нет ничего удивительного, ведь огромная коллекция картин, известная во всем мире под названием Старая пинакотека в Мюнхене, была собрана по большей части представителями легендарной династии Виттельсбахов , которые на протяжении 700 лет правили Баварией. Один из ее потомков по-прежнему живет во дворце Нимфенбург , залы и комнаты которого также являются настоящими произведениями искусств.

Старая пинакотека в Мюнхене - история коллекции и строительство здания

Свою длинную историю уникальная коллекция картин ведет еще со времен правления Вильгельма IV, который заказал известным художникам написать полотна, относящиеся к древней истории человечества. За работу в 1529 году взялись гениальные художники Фазелен, Альтдорфер, Бехам, Брёя и Бургкмайр. На первой картине, с которой и началась коллекция, было изображено легендарное сражение между Александром Македонским и Дарием. Написал эту прекрасную картину, которая и до сих пор продолжает радовать ценителей прекрасного, художник Альтдорфер, уже успевший на тот момент прославиться своими полотнами религиозной и военной тематики.

К слову, именно Альтдорфера современные специалисты считают основоположником и самым ярким представителем, так называемой, «школы Дунайской живописи». Как известно из документов, рассказывающих об истории коллекции, Вильгельм IV был настоящим ценителем произведений искусств, и кроме заказанных картин приобрел полотна работы Альбрехта Дюрера.

Как уже говорилось выше, Вильгельм IV лишь положил начало огромной коллекции, которую в наши дни может увидеть любой желающий. После него коллекция постоянно пополнялась: во времена, когда Пфальц был объединен с Баварией, для пинакотеки были отобраны лучшие картины из других городов, которые чудом удалось спасти во время захвата Дюссельдорфа, Манхайма и Цвайбрюкена французскими войсками.

В 19-м веке коллекционирование прекрасных полотен продолжил король Людвиг I, которого и по сей день считают настоящим искусствоведом. Он лично принимал участие в работе по систематизации, уже огромной к тому времени коллекции, и продолжал приобретать самые лучшие и самые ценные картины не только в Германии , но и по всему Старому Свету . Удивительно, но баварский король, который наслаждался великолепными полотнами в своем дворце, принадлежащим кистям величайших художников, осознавал, что вся эта красота и великое искусство не должно принадлежать только ему.

Людвиг I – один из немногих правителей, который безмерно любил свой народ. Чувство эгоизма никогда не было присуще Людвигу I, и он поручает талантливому архитектору Лео фон Кленце разработать план здания музея, в котором бы можно было выставить на всеобщее обозрение шедевры живописи. В 1826 году началось масштабное строительство здания, которое и получило впоследствии название «Старая пинакотека» . Стоит отметить, что все работы были завершены в рекордно короткие для тех времен сроки: уже в 1836 году в новое здание стали переносить из королевского дворца первые картины. Желая привить своим подданным чувство прекрасного, король издает указ, что в каждое воскресенье вход в пинакотеку будет свободным. Справедливости ради стоит отметить, что жители Мюнхена не спешили увидеть картины, большинство из них были безмерны рады тому, что на живописной лужайке перед входом в пинакотеку им позволялось проводить шумные пикники.

Вторая Мировая война, во время которой пострадала большая часть памятников истории и архитектуры Германии, не обошла стороной и Старую пинакотеку в Мюнхене. Бомбардировки, попадания снарядов и пуль серьезно разрушили здание музея. Практически все картины во время кровопролитных боев, проходивших на территории Германии, были надежно спрятаны. Здание Старой пинакотеки удалось полностью восстановить реставраторам только в 1957 году. Работы продолжались более пяти лет.

Нет ничего удивительного в том, что музей, в котором находилась бесценная коллекция картин, так долго ждал своей очереди на реставрацию. После страшной войны пришлось из руин восстанавливать и Рейхстаг , Шарлотенбургский дворец и другие, не менее значимые для каждого немца, памятники. Однако те страшные времена уже остались в далеком прошлом, и сейчас старая пинакотека является одним из самых интересных мест для жителей Мюнхена и десятков тысяч туристов, приезжающих осмотреть достопримечательности столицы Баварии.

Старая пинакотека в Мюнхене - бесценная коллекция

В наши дни, посетитель, пришедший в здание Старой пинакотеки, может побывать в 19 огромных залах и 49 (!) кабинетах , в которых выставлены те самые уникальные картины, собиравшиеся на протяжении многих веков династией Виттельсбахов. Почти 700 картин доступны для ознакомления, среди этого огромного количества произведений искусств и полотна Рафаэля, и та самая первая картина из коллекции, в которой Александр Великий бился с Дарием. Описать все экспонаты коллекции, естественно, в одном материале не получится. Стоит лишь отметить, что в собрании картин широко представлена Испанская и Французская живопись, Голландская и Итальянская живопись и, конечно же, самой обширной является коллекция полотен, написанных немецкими художниками. Как уже говорилось выше, Старая пинакотека в Мюнхене в своих стенах хранит только картины, написанные до 18-го века .

Отдельного внимания заслуживает картина, названная «Мадонна с гвоздикой». Наверное, это один из самых ценных экспонатов, хотя, будет не лишним повториться, оценить в денежном эквиваленте полотна из Старой пинакотеки невозможно. Полотно «Мадонна с гвоздикой» была тщательно изучена специалистами при помощи ультрасовременных технологий и, как оказалось, она принадлежит самому Леонардо да Винчи. Как только эта новость облетела мир, в Мюнхен устремилось множество поклонников гениального художника и ученого, ведь согласно официальным данным, эта картина является единственной в Германии, которую написал Леонардо да Винчи.

При описании Старой пинакотеки нельзя не остановиться и на работах Альбрехта Дюрера, самыми знаменитыми из которых являются его собственный автопортрет и картина под название «Четыре апостола». Есть в Старой пинакотеке Мюнхена и «страшное место», возле которого практически всегда можно встретить огромные толпы туристов. На этом месте висит картина под названием «Страшный суд», принадлежащая кисти Иеронима Босха, получившего уже при жизни прозвище: «профессора кошмаров». Это полотно, выполненное в темных тонах, заставляет задуматься о жизни после смерти, многие туристы утверждают, что при его осмотре мурашки покрывают все тело. Ужасные чудовища, которых смог воплотить на картине Босх, терзают грешников. Искусствоведы говорят, что все монстры, изображенные на «страшном суде», это воплощение настоящих кошмаров, терзавших многих людей. Наверное, Босх, еще в далеком 1480-м году, по рассказам своих знакомых воспроизводил на холсте их самые страшные видения.