Мусульманские памятники из гранита. Мусульманские памятники на могилу

В нашей многонациональной стране уживется множество культур и религий, которые отличаются в том числе и традициями захоронения. Так, будучи на кладбище можно даже по оформлению памятника легко определить, представитель какой религии покоится на этом месте. Интересно отметить, что практически любое мусульманское захоронение можно отличить от прочих не только по надписям на арабском языке, но и по знаку полумесяца, почти неизменно сопровождающего оформление памятного надгробия последователя пророка Мухамеда. Что же означает этот символ?

Сегодня полумесяц со звездой неизменно ассоциируется с Исламом

Значение полумесяца

Самая распространенная легенда гласит, что полумесяц увидел во сне правитель небольшого на тот момент государства Осман, и приняв его за благое знамение, сделал символом своего рода. И действительно, потомки Османа создали большую империю, а также положили начало исламской культуре.

Согласно другому приданию полумесяц "спас" Византию от нашествия македонцев. Войско намеревалось взять город под покровом ночи, но осветившая небо луна не дала планам македонцев свершиться. С тех пор жители Византии - нынешнего Стамбула, прославляли полумесяц, изображая его сперва на монетах, а после и на флаге города.

Таким образом, полумесяц не является религиозным символом - о нем нет упоминаний в Коране или Сунне. Но он олицетворяет собой целую культуру, принадлежность к огромной нации, и хотя этот знак не имеет как такового сакрального смысла, для мусульман он является благоприятным и почитаемым.

Полумесяц со звездой изображаются на памятнике сверху посередине или немного сбоку - так, как они видны на небе

Самый распространенный и, пожалуй, самый красивый способ изображения этого знака - это гравировка.

Оформление памятника полумесяцем

Традиционно мусульманские памятники принято оформлять сдержанно, формы надгробий обычно выбираются стандартные, без излишних украшений, или же с верхней гранью, оформленной в виде верхушки мечети. Кораном не поощряется нанесение на памятник портрета усопшего, но современные духовные наставники мусульманства иногда закрывают на это глаза.

В России бок о бок живут люди разных религиозных убеждений, поэтому и наши кладбища, с конфессиональной точки зрения, в большинстве своем смешанные. Нередко на них рядом можно увидеть христианские и мусульманские могилы. Они отличаются друг от друга лишь некоторыми особенностями оформления, в частности, - тем, как выглядят в обоих случаях надгробья.

Тонкости оформления

Прежде всего, памятник мусульманина выглядит очень лаконично, ведь традиции и законы ислама не разрешают чрезмерно украшать могилу. Согласно верованиям, излишняя красота, богатые склепы, разнообразие во внешнем виде надгробий вносят раздор среди умерших правоверных на небесах и мешают им наслаждаться благоденствием, дарованным Аллахом.

Поэтому шариатом предписывается, чтобы все памятники правоверных были строгими и сдержанными в оформлении, лишены излишней красивости.

Например, такие надгробья почти не бывают украшены рисунками. Мечеть разрешает гравировать на женских стелах букет цветов, в котором число бутонов обычно соответствует количеству детей в семье. Мужские же обелиски отмечаются символическим мусульманским полумесяцем. Кроме этого, на современных мусульманских памятниках нередко встречаются изображения, характеризующие прижизненную деятельность усопшего (если покойный был машинистом ж/д поезда, то это может быть показано через рисунок локомотива; памятник водителя украшается картинкой автобуса, хозяина чайханы - пиалой с паром от чая). На старых же надгробьях иногда выбивали лишь орнамент растительного или геометрического характера.

Еще одна тонкость художественного решения мусульманского мемориала связана с тем, что ислам запрещает размещать на месте захоронения фото умершего. Однако взаимопроникновение разных культур, характерное для наших дней, начинает постепенно разрушать строгость данного канона. Поэтому портреты на мусульманских памятниках можно теперь увидеть все чаще. Фотографии могут быть выполнены в виде гравировки на черном памятнике из габбро-диабаза. Часто встречаются и медальоны из фотокерамики, особенно на мраморных монументах.

Надписи на исламских надгробьях все же бывают скорее традиционными, чем нет. Это прежде всего имена и годы жизни умерших и - иногда - суры Корана, выполненные арабской вязью. Светские же эпитафии не приветствуются и на типичные мусульманские стелы не наносятся.

Цены

на памятники для мусульман не отличаются от стоимости таких же по параметрам христианских надгробий.

Форма обелиска, изготовленного по законам шариата, должна быть строгой, сдержанной. Обычно это вертикальный прямоугольник с закругленным, по типу чалмы, навершием с минимумом украшений. Всевозможные барельефы, сложные резные модели, прочие скульптурные излишества исключаются. Эти ограничения делают среднюю цену монумента весьма умеренной.

Например, комплект такого гранитного памятника со стелой высотой 80 см с постаментом (тумбой) и цветником стоит около 11500 руб. Если высота увеличивается до 1 м, то цена будет около 15000 руб. При стеле в 120 см с полировкой со всех сторон - около 29000 руб. Если родственники желают облагородить место захоронения мемориальным комплексом, то цены на него оговариваются индивидуально.

Мусульманские памятники на могилу выбирают очень тщательно. Это единственное, что родственники и друзья умершего могут сделать для него. При оборудовании могилы и оформлении надгробного камня мусульмане руководствуются законами Шариата, которые четко регламентируют похоронно-погребальные обряды. Правоверные готовятся к смерти заранее, осознавая ее неизбежность и примиряясь с нею. Они собирают деньги и подбирают вещи, необходимые для проведения ритуала погребения. Считается, что, если человек заранее побеспокоится о своих похоронах, ему будет ниспослана высшая благодать.

Древние традиции захоронения в исламе

На заре распространения ислама совершение ритуальных обрядов во время захоронения мусульман, посещение и почитание их могил были запрещены. Погребальные традиции были характерны для арабской культуры во времена язычества (джахилия). Несмотря на запрет, древние языческие обряды проникли в ислам. Они переплелись с религиозными элементами и стали неотъемлемой частью культуры многих мусульманских общин.

По мере укрепления позиций ислама опасения о возрождении язычества и многобожия стали постепенно рассеиваться. Поэтому отношение к погребальным традициям стало менее строгим. Запрет на посещение могил мусульман был отменен самим пророком Мухаммедом. Он считал, что поход на кладбище напомнит людям о смерти и заставит их задуматься о своей жизни. Хотя посещение могил больше не порицалось, почитание умерших осталось под запретом.

Мусульманские богословы раннего периода осуждали любые проявления почитания усопших. Запрещалось совершать паломничество к могилам уважаемых мусульман, возводить над местом их захоронения мавзолеи и мечети, поклоняться им и просить у них покровительства. Согласно верованиям, крупные и богато украшенные монументы вносят раздор среди умерших, лишая их заслуженного блаженства. Поэтому все ранее созданные постройки на кладбищах были разрушены.

Так же строго законы ислама регламентировали действия правоверных по отношению к их умершим родственникам. Они запрещали мусульманам собираться возле места захоронения и проводить жертвоприношения на кладбищах. Мусульманские авторитеты порицали оформление надгробных холмов материалами, при изготовлении которых использовался огонь (гипс, цемент). Огонь является самым известным видом наказания в Аду. Он может навлечь на умершего адские муки.

На могиле мусульманина разрешалось поставить памятный знак в виде камня или надгробной плиты.

Традиции ислама предписывают не оставлять надписей, изображений и узоров на надгробном сооружении.

Поверхность могильного холма или надмогильной плиты может находиться над уровнем земли на высоте не выше 4 пальцев. Такой высоты достаточно, чтобы можно было обнаружить могилу. Покрытие могилы должно быть идеально ровным.

Место для мусульманской могилы

Могилу (кабр) выкапывают на ближайшем к месту смерти мусульманском кладбище. Хоронить мусульманина среди иноверцев нельзя. Если жена правоверного принадлежала к другой вере, ее хоронят отдельно.

Место для захоронения подбирают с учетом того, чтобы лицо умершего было повернуто в сторону Киблы. Кибла является символом единобожия и ислама. Направление лица усопшего в сторону Священной мечети является признаком его поклонения Аллаху. Традиция направлять лицо умершего и лицевую часть надгробного камня в сторону Мекки до настоящего времени исполняется неукоснительно.

Могилу нужно расположить таким образом, чтобы к ней можно было свободно пройти, не наступая и не переступая захоронения других людей.

Законы ислама запрещают наступать не только на чужую могилу, но и на место, где похоронен родственник.

Ислам разрешает хоронить в одной могиле двоих умерших. Повторное захоронение осуществляют, когда находящийся в могиле труп полностью истлеет (через 50 лет). Между телами нужно сделать перегородку из земли или каменных плит. Без крайней необходимости не хоронят в одной могиле умерших одного пола или женщину и мужчину, которые являются друг для друга махрамами (брак между ними запрещен).

Как сооружают мусульманские могилы

Традиционная могила мусульманина содержит углубление, в которое укладывают тело (ляхд). Глубина могилы должна быть такой, чтобы в нее полностью поместился человек с поднятыми вверх руками (около 225 см). Однако если нет возможности вырыть такую яму, можно использовать менее глубокую. Главное, чтобы ее глубина была достаточной для того, чтобы до тела не добрались животные.

Длина могилы должна немного превышать рост почившего.

Ширина ямы обычно составляет половину ее длины (80–100 см). Яма должна быть достаточно широкой для того, чтобы в нее могли спуститься люди, которые осуществляют погребение.

На стороне, которая находится ближе к Кибле, располагают ляхд. Его высота составляет 55 см, а ширина — 50 см. При этом часть ляхда находится в нише за пределами погребальной ямы. Ниша углублена в стену на 25 см. Ляхд также находится ниже пола могилы на 20 см.

Если грунт рыхлый, стенку ляхда укрепляют каменной или деревянной стеной. Необходимо также укрепить потолок в нише. Труп прикрывают более тонкой плитой, чтобы земля не засыпала тело. Под голову и спину покойника подкладывают камни или землю, чтобы его лицо было направлено на Киблу. При этом правая щека умершего должна быть плотно прижата к земле.

Вместо ляхда сооружают шикку. Шиккой называется выемка на дне ямы, напоминающая канаву. По ее бокам устанавливают каменные или деревянные стены. Сверху шикку закрывают плитами и засыпают могилу землей.

Поверхность надгробного холма не должна находиться ниже уровня земли. Если почва неплотная, нужно насыпать на могилу больше земли. Когда она просядет, холм над могилой останется.

На могилу укладывают 2 камня - на уровне головы и ног.

Сверху надгробный холм посыпают щебнем, затем брызгают на него воду, чтобы камешки плотно прижались к земле. Это позволит сделать поверхность могилы ровной.

Современные погребальные традиции в исламе

Хотя надписи на надгробных камнях в исламе запрещены, разрешается указать на могиле имя умершего, чтобы можно было найти его могилу. В современном мире мусульманские богословы менее строго относятся к запрету использования изображения людей и фотографий на надгробных сооружениях.

Согласно верованиям ислама, изображение людей и животных заставляет верующих забыть о Боге и провоцирует безумие. Правоверные начинают поклоняться не Аллаху, а изображенным людям и животным. Но в последнее время мечеть стала разрешать делать на надгробиях изображения людей и устанавливать их фотографии. По настоянию родственников может быть выполнено даже изображение животных.

Несмотря на смягчение правил погребального ритуала, большинство мусульманских памятников имеют лаконичный вид. Наиболее распространенной является монолитная плита, верхушка которой выполнена в форме купола мечети или минарета. Кроме имени и даты смерти усопшего, на камне гравируют слова пророка или выдержки из мусульманских сур арабской вязью.

На памятнике умершей женщине изображают скромные растительные орнаменты, а также тематические композиции, характеризующие род деятельности покойной.

На женских надгробиях вырезают рисунок в виде шляпки или платка. На них часто изображают букет, в котором находится столько цветов, сколько родила и вырастила женщина детей.

Надгробные усопших мужчин имеют изображения минаретов, мечети или тематические картинки, связанные с родом деятельности умершего. Верхняя часть надгробия на мужской могиле может быть выполнена в виде мужского головного убора — тюрбана. Она свидетельствует о высоком социальном положении усопшего. Признаком достатка является украшение на плите в виде фески.

На надгробиях часто изображают религиозные символы и обереги, символизирующие приверженность усопшего исламу. На погребальных плитах устанавливают символы ислама — полумесяц и звезду. При этом лучи полумесяца направлены справа налево. Часто используются при оформлении погребальных плит геометрические орнаменты в восточном стиле и рамки.

Для мусульманской традиции не характерно писать на памятниках слова любви и скорби. Умирая, мусульманин возвращается к Аллаху. Поэтому выражение сожаления в связи со смертью не одобряется в исламе. Оно расценивается как недовольство волей Аллаха.

Изготовление надгробного памятника

Готовый памятник изготовят на заказ сотрудники фирм, которые оказывают различные ритуальные услуги. Состоятельные мусульмане заказывают памятники из гранита и мрамора. Предпочтение отдается черным плитам. В исламе черный цвет имеет особый статус, поскольку это цвет Священного камня Каабы. Пророк Мухаммед носил одежду черного цвета. Именно такое одеяние было на нем в день завоевания Мекки. Черный является цветом аббасидских халифов. Он символизирует силу, величие и могущество. Мусульмане стараются придать надгробному камню сходство с монолитным камнем Священной Каабы, который служит напоминанием о вечности загробной жизни.

Надписи на камне делают вручную, с помощью лазера или на фрезерном станке.

Ручная гравировка - самая трудоемкая и дорогая. Ее несомненным достоинством является долговечность. Прочитать написанное на надгробном камне при ручном способе нанесения фраз можно будет даже через несколько тысяч лет. Лазерная гравировка позволяет быстро и легко создавать сложные изображения с мельчайшими деталями. На фрезерном станке вырезают надпись и изображение немного дольше, чем с помощью лазера. Однако написанное после фрезерной гравировки сохраняется гораздо дольше, чем при лазерной обработке.

Более дешевым вариантом мусульманского надгробного сооружения является конус из металла с полумесяцем на вершине. На него помещают табличку с указанием имени и даты смерти усопшего.

Установка надгробного камня

Фирма, которая изготавливает надгробные сооружения, обычно и устанавливает их. Монтажные работы входят в стоимость услуг по изготовлению. Однако можно установить надгробие самостоятельно.

Для проведения строительных работ требуется получить разрешение у руководства кладбища. Наиболее подходящим периодом для установки могильной плиты является теплое время года с апреля по октябрь. Однако в некоторых случаях приходится выполнять работы зимой. В таком случае нужно обратиться к специалистам, которые имеют опыт установки памятников в холодное время года.

Чтобы надгробие простояло длительное время, не упало и не покосилось, на могиле создают цементную основу. После похорон должно пройти не менее 1 года. За это время земля просядет и приобретет устойчивость.

Чем крупнее камень, тем больше потребуется материала для создания массивного каркаса.

Могильные памятники даже весьма скромных размеров очень тяжелые. Вес надгробия среднего размера колеблется в пределах 120–200 кг. Поэтому для установки могильной плиты необходим труд нескольких человек.

Место на захоронении расчищают, делают углубление и формируют в нем подушку из бетона. Можно использовать цемент, щебень и песок. Если сооружение крупное, подушку укрепляют арматурой. При изготовлении цементной или бетонной основы в нее помещают вертикальные штыри. Позднее на них закрепляется памятник.

При установке памятного надгробия обязательно надо пользоваться строительным уровнем.

Мусульманские мазары

Мазаром называется могила мусульманского святого (авлия). Культура поклонения могилам святых и почитаемых людей начала развиваться в исламе с X века благодаря суфизму. Суфизм является эзотерическим течением в исламе. Оно проповедует аскетизм и духовность. Путь духовного совершенства суфия лежит через полное подчинение учителю и выполнение всех его наставлений.

Суфии верят, что молитвы, переданные через духовных наставников-посредников, имеют большую силу, чем обращенные непосредственно к Аллаху. Стараясь оказать почившим наставникам максимальный почет, их последователи сооружают на могилах мавзолеи (мазары). Традиция постройки на местах захоронений культовых сооружений появилась в исламе благодаря влиянию тенгрианства - древней языческой культуре тюрков. Языческое происхождение имеет и современный символ ислама — полумесяц со звездой.

Традиционный мусульманский мазар представляет собой помещение с четырехугольным основанием. Его венчает сферический купол. Постройка может быть очень большой, состоящей из нескольких помещений. Ее ограждают забором. Рядом с мазаром расположен вертикально установленный шест (туг). На вершине туга может находиться фигура раскрытой ладони, бутона или перекладина с прикрепленным к ней треугольным куском материи. Поскольку особенно почитаемые мазары расположены далеко от населенных пунктов, туги используются в качестве ориентира. Они помогают путникам обнаружить мазар. Мавзолеи выполняют функции мечети.

Путники могут остановиться и помолиться в мазаре.

Если ранее мазары устанавливали только на могиле авлия, в настоящее время мавзолеи устанавливают на могилах умерших родственников. Состоятельные люди заказывают массивные сооружения, напоминающие мечети или дворцы. Для постройки усыпальниц используют дорогие материалы (мрамор, гранит). Мазары украшают куполами, барельефами, полумесяцами, арками, колоннами, вычурными навершиями, парапетами и мазарными плитами.

Хотя Коран запрещает тратить деньги на возведение дорогих и массивных культовых сооружений, правоверные стараются продемонстрировать свою состоятельность, проявляя почтение к своим умершим родственникам.

Мусульманские саркофаги

Чтобы почтить память усопших родственников, на мусульманских могилах устанавливают богато украшенные саркофаги. Такое сооружение выглядит достойно и богато. Установка саркофага не осуждается исламскими авторитетами.

Верхней части мусульманского саркофага придают заостренную форму, традиционную для мусульманской культуры. Сооружение покрывают плиткой с изящным и сложным орнаментом. Используются характерные для ислама цвета. Особо почитаемым среди правоверных является зеленый цвет. Он отождествляет зеленое знамя пророка. Синий и фиолетовый считаются цветами тени. Они символизируют мистическое созерцание и приобщение к божественной сущности. Для украшения саркофагов используют белый цвет — любимый цвет пророка.

Он является символом святости и достоинства.

Подбирая расцветку облицовочного материала, надо отдавать предпочтение узорам с чистыми, светлыми и сияющими оттенками. Блеклые и замутненные цвета связывают с несчастьями и нищетой. Коричневые и серые оттенки не используются при оформлении мусульманских надгробных сооружений.

Мусульманские похоронные традиции сильно отличаются от привычных для европейцев погребальных ритуалов. Эти различия лежат не только в предписанных религией ритуалах, но также и в отдельных нюансах, таких как похоронное одеяние (саван) и процедура омовения. Как ни странно, мусульманская могила также непохожа на европейскую: различия есть не только в надгробных памятниках, но даже в форме самой могилы.

Обычно мусульман хоронят на отдельных участках общегородских кладбищ, либо на специальных мусульманских кладбищах. Коран запрещает хоронить мусульман вместе с иноверцами, хотя исключения могут делаться при захоронении супруги умершего мусульманина. Мусульманские кладбища традиционно обносятся оградой, призванной защитить могилы от животных.

По традиции могила в исламе роется глубиной не менее 1,5 метров, а желательно глубже – до двух метров. Длина и ширина должны быть такими, чтобы в ней мог расположиться не только умерший, но также и человек, который будет его укладывать. На дне могилы сооружается боковая ниша (ляхд), куда укладывается тело покойного. Покойного кладут на правый бок, лицом в сторону Мекки, после чего ляхд закрывают необожжённым кирпичом. Иногда ляхд могут заложить обожжённым кирпичом или досками, однако использование подобных материалов не одобряется, так как они часто служат в качестве декоративных. В самой нише важно сделать подпорки, чтобы избежать обрушения почвы.

В устройстве мусульманской могилы есть различные нюансы. Например, в случае рыхлой и сыпучей почвы ляхд можно не делать, вместо него используется углубление в центре могилы или захоронение гробом (при этом дно гроба посыпают землей). Могилу принято засыпать той же землей, что была из неё выкопана, при этом возвышение должно быть небольшим – не более 17 см. Также существует традиция делать возвышение в форме полумесяца, чтобы отличить мусульманские могилы от христианских.

Мусульманские надгробия

Мусульманские памятники на могилу также отличаются от принятых в европейских культурах. Посетитель мусульманского кладбища не может не заметить, что все надгробия обращены фасадом в сторону Мекки. Это сделано не только в соответствии с правилами шариата, но также и для того, чтобы пришедшие на кладбища знали направление для молитвы.

Ислам поощряет скромность и сдержанность правоверных, а потому мусульманские могильные памятники почти никогда не бывают броскими и помпезными. Хотя сейчас надгробия есть на большинстве мусульманских могил, в течение многих веков они считались излишеством. Как правило на надгробии пишется имя покойного и его годы жизни. На мусульманских памятниках на могилу фото или портрет усопшего обычно не размещают, так как Коран запрещает изображения людей. Допустимыми украшениями считается полумесяц или скромный орнамент, а также текст в виде аятов – строк из Корана. Специализированные компании в Москве предлагают установить мусульманские памятники на могилу; цены различаются в зависимости от материала и выбранного оформления. Используются гранит и темный мрамор, в то время как менее обеспеченные мусульмане нередко ставят железный конус с полумесяцем или же ограничиваются небольшой мемориальной табличкой.

На сайте сайт можно заказать мусульманский памятник на кладбище из любого цвета гранита и мрамора. Образцы изделий представлены на фото. Изготовление - в кратчайшие сроки, цена умеренная.

В Исламе верят, что усопший правоверный принадлежал Аллаху при жизни, а сейчас он просто к нему возвращается, чтобы получить вечное благоденствие. Смерть - это неизбежность, отношение к ней в значительной мере фаталистическое. Жалеть не о чем. Поэтому мусульманские похороны проходят сдержанно, без открытых проявлений скорби. Плакать разрешается только детям и женщинам.

Мусульманский памятник на могилу делается из этих же соображений, в отличие от православных и католиков, для которых красивый, богато украшенный монумент является свидетельством почтения к умершему. С точки зрения последователей Ислама, уважение к покойному надо выказывать в усердных молитвах о нем, а не в трате больших денег на роскошную стеллу. Шариат запрещает возводить гробницу, мавзолей с полумесяцем на шпиле, склеп. Считается, что пышные украшения памятника и сооружения над ним будут причиной ссор между покойными. Это помешает им наслаждаться благоденствием, которое дарует Аллах человеку после смерти.

Мусульманский памятник на кладбище должен быть скромным, без изысканных архитектурных форм и лепных украшений. Чаще всего его выполняют в виде прямоугольной вертикальной плиты, в верхней части обычно закругленной или в форме купола мечети. Памятник может быть изготовлен из любого вида гранита и мрамора на Ваш выбор. Заказав мусульманский памятник из цветного гранита, Вы получите простое и лаконичное изделие. Таким образом, Вы не только выделите могилу близкого человека на фоне остальных, но и соблюдите все каноны мусульманских традиций. Ведь предназначение памятника - указать на место захоронения, и не более того.

Обозначение места, где был похоронен умерший, памятником на могиле делается согласно хадису (тексту о каком-либо эпизоде из жизни Пророка), где говорится следующее. После смерти Усмана ибн Мазуна, Мухаммад поставил камень туда, где тело предали земле. После чего сказал - теперь он всегда будет знать, где покоится брат. Другая причина в том, что наступать на могилы правоверных в Коране запрещено. Поэтому такие места отмечают памятниками, чтобы не нарушать каноны Священной Книги.

Столь же лаконичным, по заветам Пророка, должно быть и оформление мусульманского памятника. Сегодня мечеть разрешает изображать на стеле краткую надпись - имя и фамилию усопшего, даты его рождения и смерти, а также некоторые символы. Для мужских - звезда и полумесяц, для женских - цветы. Их число соответствует количеству детей.

Фотографий на мусульманском памятнике быть не должно, как и надписей о скорби родственников, обещаний долго сожалеть об уходе из жизни покойного. В Исламе верят, что изображения животных и людей приводят к тому, что правоверные забывают об Аллахе и становятся безумными. Они начинают поклоняться этим самым изображениям и не желают чтить Истинного Бога. Правда, современные служители Ислама относятся к данному запрету не слишком строго.

Запрещение выгравировать на надгробной плите слова из Священной Книги сейчас тоже соблюдается далеко не всегда. В последнее время на мусульманских памятниках все чаще можно увидеть изречения из Корана на арабском языке. Среди богословов этот вопрос до сих пор остается спорным. Как утверждают противники надписей, по исламскому учению писать на погребальных камнях аяты и суры нельзя. Пройдет много времени, плиты могут упасть, когда-нибудь вообще сровняются с поверхностью. Чужие люди, по незнанию, будут наступать на присыпанные землей памятники и тем самым осквернять слова Пророка.