Мумия. Как сделать мумию Как делают живых людей в мумий

Мумия, Древний Египет - об этом слышал, наверное, каждый. Столько тысячелетий пронеслось над седыми массивами гробниц и пирамид, а они до сих пор притягивают и завораживают людей со всего света. Загадочность, мрачность, необыкновенный расцвет ремесел, развитая медицина, изысканная культура и богатая мифология - все это делает древнюю страну живой и интересной.

Для чего мумифицировали умерших

Надо сказать, что мумии Древнего Египта (фото многих из них заставляют содрогнуться) - это отдельное явление, до сих пор вызывающее горячие споры. Можно ли выставлять их в музеях? Ведь как-никак это все же тела покойников… Как бы там ни было, туристы во многих странах мира могут пойти и посмотреть на давно умерших людей, чьи земные оболочки частично спасены от тлетворного влияния времени. Зачем же их создавали? Дело в том, что древние верили в существование человека после смерти непосредственно в месте его захоронения. Именно поэтому строились роскошные гробницы и пирамиды для царей, которые наполняли всем, что могло пригодиться им после смерти. И по этой же причине египтяне старались сохранить от разрушения само тело усопшего. Для этого была изобретена мумификация.

Процесс создания мумии

Мумификация - это консервация трупа при помощи специальных методик и препаратов при сохранении целостности его внешней оболочки. Уже во времена 2-й и 4-й династий тела стали обматывать бинтами, сохраняя от разложения. С течением времени мумия (Древний Египет преуспел в их создании) стала изготавливаться гораздо сложнее и изощреннее: из тела удаляли внутренности, а для консервации применяли особые растительные и минеральные препараты. Считается, что во времена 18-й и 19-й династий искусство мумификации достигло подлинного расцвета. При этом надо сказать, что мумия (Древний Египет создал немало их) могла быть изготовлена несколькими способами, которые различались сложностью и стоимостью.

Свидетельства историка

Историк Геродот рассказывает, что бальзамировщики опрашивали родных покойного, предлагали им на выбор несколько методов консервации тела. Если выбирался дорогой вариант, то изготавливалась мумия таким образом: сначала удалялась часть мозга (через ноздри при помощи железного крюка), впрыскивался специальный раствор, вырезались органы брюшной полости, тело промывалось пальмовым маслом и натиралось благовониями. Живот заполнялся миррой и другими благоухающими веществами (ладан не использовали) и зашивался. Тело помещали на семьдесят дней в натровый щелок, затем доставали и обматывали бинтами, смазывая вместо клея камедью. Все, готовая мумия (Древний Египет демонстрирует их немало) отдавалась родным, помещалась в саркофаг и хранилась в усыпальнице.

Если родственники не могли оплатить дорогой способ консервации и выбирали тот, что подешевле, мастера поступали следующим образом: органы не вырезались, просто в тело впрыскивалось кедровое масло, разлагающее все внутри, и сам труп также помещался в щелок. Через определенный срок иссушенное и лишенное внутренностей тело возвращали родственникам. Ну а совсем дешевый метод, для бедняков - это впрыскивание в живот сока редьки и после лежания в щелоке (те же 70 дней) - возвращение родным. Правда, Геродот не знал или не описал пару важных моментов. Во-первых, ученым до сих по не очень понятно, как египтяне умудрялись высушивать тело, делая это крайне искусно. Во-вторых, из тела никогда не удалялось сердце, а остальные внутренности помещались в специальные сосуды, хранившиеся в усыпальнице рядом с мумией.

Конец мумификации

Надо сказать, что мумификация очень долго сохранялась в Египте и практиковалась даже после введения христианства. Согласно доктринам христианства, тело после смерти сохранять не нужно, однако священники не смогли внушить это своей пастве. Лишь пришедший позднее ислам положил конец созданию мумий. Сейчас фото мумии Египта непременно украшает каталог любого крупного музея, в котором есть отдел этого древнего государства.

Обычай сохранять тела своих предков свойственен многим народов — от южноамериканских индейцев до азиатских кочевников. Он связан с представлениями людей о загробной жизни и их естественным желанием увековечить память о себе. В данной статье пойдет речь о египетских мумиях — ведь в древнем Египте их производство было поставлено “на поток”. При слове “мумия” мы думаем о Египте. При слове “Египет” вспоминаем мумий. Что же такого интересного и захватывающего может быть в обычном, казалось бы, забинтованном трупе?

Неглубокие могилы

Как и всякий другой народ, имеющий развитую систему мифов и религиозных верований, египтяне испокон веков ощущали сильную потребность поступить со своими усопшими братьями и сестрами как-нибудь по-особенному. Славяне сжигали своих мертвецов, викинги отправляли их в последнее плавание на лодках, австралийские аборигены частично съедают своих покойников, после чего развешивают их останки на деревьях, а некоторые индусы до сих пор хоронят усопших только ночью, причем предварительно оплевывают их (в прямом смысле этого слова).

Древние египтяне проявили в этом отношении похвальную оригинальность — они быстро сообразили, что климат их страны дает им прекрасную возможность сохранять умерших в первозданном виде посредством естественной мумификации .

При определенных условиях (сухой воздух, хорошее проветривание и повышенная температура) может произойти естественная мумификация. Еще один благоприятный фактор — слабый жировой слой (алкоголики, дети и пенсионеры имеют повышенные шансы на мумификацию). Кожные покровы трупа становятся плотными, коричневыми, ломкими. Внутренние органы полностью высыхают, резко уменьшаются в размерах и представляют собой сухие бесформенные образования в виде пленок.

Трупы новорожденных при благоприятных внешних условиях могут полностью мумифицироваться в течение 3-4 недель. Для мумификации трупа взрослого человека необходимо значительно большее время — до 3-4 месяцев, а некоторые авторы считают, что для этого необходимо не менее 6-12 месяцев. Трупы в состоянии мумификации сохраняются неопределенно долгое время.

Погребальный обряд додинастического Египта (4 тысячелетие до нашей эры) был до безобразия прост: усопшего укладывали в позу эмбриона (ноги согнуты в коленях, подбородок подтянут к коленям, руки сложены на груди), заворачивали в ткань и закапывали в песок. В могилу также помещались простейшие предметы домашнего обихода.

Из-за отсутствия влаги и высоких температур тело человека, похороненного подобным образом, быстро высыхало. Облик очень сильно изменялся, труп деформировался — однако процесс гниения не происходил, поэтому умерший отлично сохранялся на протяжении многих столетий.

Примечательно, что захоронения богатых и знатных людей отличались от мест упокоения бедняков разве что количеством бытовой утвари, а также (позднее) — каменной или деревянной облицовкой стен могилы.

Соль — белая смерть

Постепенно естественная мумификация (высыхание) трупов перестала устраивать египтян, и они перешли к более сложному и надежному процессу бальзамирования — то есть химическому сохранению тела.

Наивысшего совершенства это искусство достигло примерно в 16 веке до нашей эры. Монополией на бальзамирование владели жрецы — самое влиятельное и просвещенное сословие древнего Египта.

Процесс разложения (гниения) быстрее всего сказывается на внутренних органах умершего. При бальзамировании их следовало удалить в первую очередь. Это помогало очистить душу усопшего от дурного влияния органов пищеварения — считалось, что внутренности загрязняли плоть, а через нее и астральное тело человека.

Мозг усопшего извлекался железным крючком через ноздри (для этого также использовались специальные ложки). Остатки мозговой ткани уничтожались с помощью специальных едких растворов.

Ритуальным каменным ножом делался разрез в паху, через который извлекались все внутренности, кроме сердца и почек. Тело тщательно вычищали и промывали пальмовым вином.

Сердце оставлялось покойному для прохождения последнего испытания — “психостасии”. Оно осуществлялось перед лицом бога Осириса в зале Двух Истин. На одну чашу весов клалось сердце умершего, а на другую — легчайшее Перо Истины, символ Маат — богини порядка и справедливости. Бог мудрости, счета и письма Тот записывал результат взвешивания. Если перо оказывалось тяжелее сердца, то человек попадал в “райские кущи”. Если сердце было отягощено грехами, то его владельца съедало чудовище Амт (лев с головой крокодила).

В 125-й “Книге мертвых” (своде священной литературы, состоящем из 186 не связанных между собой свитков) перечисляются основные человеческие грехи (так называемая “отрицательная исповедь”). Для райской жизни по египетским представлениям нужно быть покорным и терпеливым, не красть, не посягать на храмовое имущество, не восставать, не возводить хулу на фараона, а главное — быть чистым сердцем (“я чист, я чист, я чист” — так должен сказать умерший на суде).


Следующий этап бальзамирования — обработка натроном (солью, получаемой из высохших пустынных озер). Это была смесь из хлорида, карбоната и сульфата натрия, а также нитратов калия.

Прежде ученые предполагали, что умершего помещали в жидкий раствор натрона, однако сейчас установлено, что для процесса консервации тканей использовалась только сухая соль. Ее воздействие было настолько сильным, что у трупа вскоре отваливались ногти — именно поэтому их прикрепляли к пальцам покойного проволокой, или на них надевали специальные наперстки.

Предполагается, что тело лежало в солях 70 дней. Число 70 у египтян считалось священным — именно столько дней богиня Исида собирала куски разрубленного бога Осириса, прежде чем мумифицировать его.

После этого покойного обмывали водой и высушивали на солнце. Череп набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Существовал и более “продвинутый” вариант — голову наполняли нагретой смолой, заливаемой в нос через воронку.

Египтяне считали, что человек, подобно луковице, состоит из нескольких “слоев” (иначе говоря — душ). В этом они были рекордсменами — сложно найти еще одну религию, в которой говорится, что у человека целых семь душ.

Первая оболочка человека — Сах . Это вещественное тело человека. Оно ест, пьет, загрязняет по ходу дела себя и другие оболочки. Именно поэтому во время мумификации египтяне извлекали печень, желудок и так далее. Таким образом, древние восстанавливали “экосистему” Сах.

Вторая оболочка — Ка. Это эфирное тело, душа-двойник человека. После смерти египтянина Ка обитала в гробнице, принимая подношения. В случае опасности Ка, недолго думая, покидала мумию и вселялась в статую-копию.

Третья оболочка — Ба . Это сущность человека, его душа. Ба была не у всех, считалось, что душой обладают боги, фараоны и первосвященники. Остальных великие боги обделили Ба.

Четвертую, пятую и шестую оболочки человека звали одинаково — Эб . Но роли у всех Эб были разными. Четвертая вмещала сознание человека, пятая была ответственна за место и время рождения человека и его недуги. Можно назвать ее судьбой. Шестая — душа-смысл. Позволяла человеку следить за ходом мыслей.

Седьмую оболочку звали Ах , и она была частью основы Вселенной.

Внутренние дела

Особый интерес представляет собой то, как бальзамировщики поступали с изъятыми из трупа внутренностями.

Для каждого умершего изготавливались специальные сосуды — канопы . Их крышки были выполнены в форме голов сыновей бога Гора.

Канопов было четыре штуки. В первый, увенчанный человеческой головой (изображающей бога Имсета), помещалась печень . Второй сосуд, с крышкой в форме головы шакала (бог Дуамутеф) содержал желудок . Третий — с обезьяньей головой (бог Хапи) предназначался для легких . И, наконец, четвертый сосуд с головой ястреба на крышке (Кабек-Сневеф) хранил кишечник .

Таким образом органы покойного отдавались под защиту божественных существ, чтобы человек на том свете не чувствовал голода или жажды.

Канопы могли быть разного размера (от 10 сантиметров в высоту и более). Их изготавливали из алебастра, известняка, базальта и глины.

Мумии в компьютерной игре Diablo 2.

Миниатюрные изображения канопов вкладывались в соответствующие полости тела. Потом труп набивался бинтами, пропитанными смолой.

Разрезы, сделанные для удаления органов из трупа, первоначально не зашивались — их края просто стягивали друг к другу и склеивали воском или смолой. Однако позднее (с 1700 года до нашей эры) бальзамировщики начали сшивать их. В любом случае поверх разреза клалась пластина из воска или металла.

Красота — страшная сила

После проведения всех этих процедур жрецы получали “продукт”, который вряд ли был способен вызвать священный трепет у людей. Тело усопшего теряло 75% веса, кожа резко меняла цвет (неизбежное последствие бальзамирования), щеки вваливались, зубы выпирали наружу. Иными словами, мумия была, мягко говоря, страшненькой.

Ввиду этого особо остро вставал вопрос о восстановлении внешнего облика усопшего. Наибольшее внимание уделялось лицу. Щеки набивали опилками, чтобы восстановить их полноту. В веки вставляли льняные прокладки. В некоторых “провисших” местах под кожу вводились те же самые льняные бинты или смесь масла с содой.

Позднее (1100 год до нашей эры) деформированные тела стали исправлять смолой. Ее вводили в горячем состоянии. Она заполняла все полости и, застывая, фиксировала их в нужном положении.

Глаза мумий были обычно закрыты, поэтому льняных бинтов под веками было вполне достаточно. Однако иногда в глазницы вставлялись маленькие луковицы или камни, что придавало мумии более естественный вид.

Последняя стадия подготовки тела к загробной жизни — пеленание . Именно бинты составляют основу “имиджа” мумии. Считается, что среди жрецов, занимавшихся бальзамированием, имелись специалисты по бинтованию отдельных частей тела. Каждый палец ноги или руки бинтовался отдельно. Затем бинтами покрывалась вся конечность целиком. Перед пеленанием тела его покрывали особой туникой, на лицо клали квадратный кусок ткани, поверх которой бинтами делались ровные спиральные витки.

И, наконец, финальный штрих к портрету мумии — расписная маска (либо простая деревянная табличка, прикрепляемая поверх головы), передающая черты лица умершего.

После того как мумия была готова, ее упаковывали в “картонаж ” — несколько десятков льняных или папирусовых простыней, пропитанных смолой или соком акации. Высыхая, картонаж становился крепким, как дерево. Его укладывали в два (и более) ящика из кедра или сикоморы, входивших один в другой на манер матрешки. Ящикам придавались очертания человеческого тела (на них наносился рисунок, изображающий лежащего покойного в полный рост). Такие ящики археологи называют “антропоидами ”. Если покойный происходил из богатой или знатной семьи, его мумию помещали в саркофаг из мрамора, гранита, известняка или сланца.

Эконом-класс

Вышеописанный способ мумификации был самым трудоемким и стоил умопомрачительных денег. Поэтому полный комплект загробных услуг могли позволить себе лишь немногие египтяне.

Для людей среднего класса, желавших пожить нормальной жизнью в потустороннем мире, существовал “бюджетный вариант” бальзамирования.

С помощью специальной трубки в брюшную полость мертвеца впрыскивали кедровое масло. Внутренностей не извлекали. Все отверстия тела закупоривали, чтобы масло не вытекло, и клали тело в натровый щелок на 70 дней.

По истечении срока масло выпускали. Действовало оно очень сильно, за указанное время просто-напросто растворяло органы. В результате внутренности выходили наружу однородной массой. Щелок же разлагал жир — и от человека оставался иссушенный скелет, обтянутый кожей, иначе говоря — мумия.

В принципе, можно было поступить совсем уж дешево и сердито — заменить кедровое масло на сок редьки. Такая “третьесортная” мумия не могла сохраняться в течение тысяч лет, поэтому ее хоронили в обычной могиле.

Во время мумификации в тело нередко вкладывали искусственное сердце в виде изваяния скарабея с начертанными на нем заклинаниями. Амулет скарабея пеленался над сердцем мумии. Амулет должен был обеспечить умершему благоприятные показания о его земных деяниях на Загробном Суде (про процедуру психостасии было сказано выше).

Непосредственно перед похоронами следовало необходимо провести процедуру “открывания рта” покойного (в буквальном смысле слова). Для этого использовался специальный железный инструмент — “мештиу”. Открывание рта считалось необходимым условием для потусторонней жизни.

Последний приют

Египтяне считали, что страна мертвых находится на западе (ведь именно там заходит солнце), поэтому похороны происходили на западном берегу Нила. Это был вход в “другую землю”. Самых влиятельных усопших туда отвозили на огромных ладьях.

“Жилища для вечности”, как называли египтяне свои гробницы, представляли обширные города мертвецов, лежавшие к западу от городов живых людей. Там, где Ливийская горная цепь близко подходит к Нилу, гробницы высекались в скале (характерно для верхнего Египта). В Мемфисе и в других местах, где условия местности были иные, гробницы возводились на земле, причем строители всегда заботились о том, чтобы разливы Нила не достигали городов мертвых.

Одно из самых знаменитых кладбищ — это так называемая Долина Царей. Она расположена в горах за древним городом Фивы. Здесь, в рукотворных пещерах-гробницах, хоронили лишь фараонов и наиболее влиятельных жрецов.

Во все времена находились предприимчивые люди, которым не давали покоя сокровища египетских гробниц. Возникали целые “мафиозные синдикаты”: деревни, которые промышляли налетами на города мертвых. Они действовали настолько успешно, что до нашего времени не дошло практически ни одного нетронутого захоронения.

Сам себе мумия

В 9 веке тибетский монах Кукай основал собственную школу Сингон и начал проповедовать там идею “Сокусин Дзёбуцу” — т.е. “Стать Буддой в собственном теле”.

Подвижники Кукая проводили сложную психологическую подготовку (молитвы и медитации), после чего приступали к финальному этапу жизни, длившемуся не менее тысячи дней. Условиями этого этапа были неподвижность, полная отрешенность, созерцание, особый режим дыхания. В диету включали все уменьшающиеся порции еды. Пища была пресной, из нее старались исключить питательные вещества.

Со временем организм праведника начинал пожирать собственные ткани. К концу фазы от человека оставались кожа и кости. Когда фанатик умирал, гнить было уже нечему. Труп помещали в сухое место, чтобы ускорить обезвоживание оставшихся тканей. Никакой дополнительной обработке мумия не подвергалась.

Для некоторых это может показаться изощренным способом самоубийства (если кто-то сядет в теплое сухое место и будет отказываться от еды, то он умрет и высохнет независимо от своего вероисповедания), но для буддиста подобная диета — вполне реальный шаг в пустоту.

Сувениры со смыслом

Посещая Египет в качестве туриста, очень важно знать истинное ритуальное предназначение приобретаемых сувениров (чаще всего это различные статуэтки).

  • Кошка — священное животное, символ домашнего уюта и здоровья. Она должна сидеть “на земле” или на тонкой подставке. Если кошка сидит на постаменте — это надгробная статуя. С таким же успехом вы можете повесить у себя на стене похоронный венок.
  • Скарабей — знак удачи. Однако если у него нет лапок, то он выполняет те же функции, что и кошка на постаменте. Такого можно подарить разве что своему заклятому врагу.
  • Фараон, имеющий прямую бороду (или если фигурка находится в движении) обозначает, что это изображение делалось с живого фараона. Если же его борода закручена или заплетена в косичку, то это — посмертная маска.
  • Канопы (из камня или алебастра) — весьма популярный египетский сувенир. Покупая его, задумайтесь — стали бы вы хранить дома миниатюрные гробы?
  • Базальт, оникс и алебастр — самые “безопасные” с мистической точки зрения материалы. Ни в коем случае не следует покупать вещи из гранита — считается, что этот материал вытягивает из человека энергию.

Разное.

  • Исследователи подсчитали, сколько стоит тот или иной способ египетской мумификации в современной валюте. Первый (самый дорогой) — 1200 долларов, второй — 300 долларов, третий — 75 долларов. Однако реальная цена гораздо выше — американская фирма “Summon” из Солт-Лейк-Сити предлагает всем желающим пройти после смерти мумификацию. Услуга стоит $60000 (в стоимость входит саркофаг из бронзы). Собственник лондонских магазинов “Harrods” (и отец последнего друга принцессы Дианы) египетский миллионер Мохаммед аль Файед намерен стать клиентом данной фирмы. Он рассчитывает поместить свою мумию в стеклянном саркофаге на вилле под Парижем.
  • Противоречивый 20 век подарил миру настоящую сенсацию из области бальзамирования — в 1924 году советские профессора Воробьев и Збарский осуществили мумификацию тела председателя Совнаркома РСФСР Владимира Ульянова (Ленина). Как бы мы ни относились к данному факту, следует признать его уникальность. Воробьеву и Збарскому удалось то, чего не могли сделать даже древние египтяне с их тысячелетней практикой мумификаций — ученые смогли сохранить прижизненную окраску тканей и максимальное портретное сходство с живым объектом.
  • Рядом с пирамидами стоит гигантская статуя льва с головой человека, изображающая, по всей видимости, царя Хефрена (Хафра) и выполняющая охранные функции. Арабы называли его Абул Хол — “Отец Ужаса”, египтяне — “Хор эм Ахет” (Хор в горизонте). Некоторое время назад ученые проанализировали следы эрозии на сфинксе и сделали сенсационное заявление о том, что эта статуя гораздо старше пирамид. Ее приблизительный возраст — 12000 лет. Ясновидящий Эдгар Кейси предсказал, что под левой передней лапой сфинкса есть тайник, в котором спрятана ценная информация (возможно — летопись Атлантиды). Геодезические исследования выявили, что там действительно имеются пустоты (тоннели?) и некая металлическая масса (медь или бронза).
  • В 1993 году немецкие ученые обнаружили в пирамиде Хеопса ранее неизвестный коридор (вернее, узкую щель между каменными блоками) длиной в 65 метров, заканчивавшийся каменной плитой. В 2002 году туда запустили специально сконструированного робота. Он смог просверлить плиту и обнаружил за ней комнату (вдумайтесь — она стояла нетронутой 4,5 тысячи лет), в одной из стен которой имелась дверь. Пока создается новый робот, способный открыть ее, ученые гадают — что может быть спрятано в этом тайнике? Вариантов множество — от несметных сокровищ до инженерных схем строительства пирамид.
Отсюда.
Настроение сейчас - находительское

Мумификация - это постепенное удаление влаги из тела умершего, чтобы предотвратить его разложение. В Древнем Египте этот процесс занимал около 70 дней. I Жрецы-бальзамировщики вынимали печень, легкие, желудок и внутренности и складывали их в четыре небольших сосуда, так называемые канопы. Потом эти сосуды клали в могилу возле мумии. Жрецы также вынимали мозг, но оставляли сердце, чтобы его потом взвесил бог Анубис. Они обмывали тело пальмовым вином, а затем, чтобы удалить из тела влагу, обмазывали природной солью, так называемым натроном. Через 40 дней бальзамировщики натирали кожу маслами и благовониями, заворачивали тело в белую ткань и насыпали опилки и песок, чтобы придать ему определенную форму, Затем слой за слоем «пеленали» тело бинтами, пропитанными смолами. Между полосками материи вкладывали магические заклинания и талисманы на счастье. И наконец гроб с мумией плотно закрывали.

Плохая работа

Не все бальзамировщики хорошо выполняли свою работу. Раздувшееся и растрескавшееся лицо - результат того, что было взято слишком много наполнителей.

Сыновья Хора считались хранителями различных органов тела: Имеет - печени, Хапи - легких, Дуамутеф - желудка, Кебехсенуф - кишечника. Потому крышки сосудов изготавливались в виде голов cooтветствующих божеств.

Приспособления для работы

Жрецы-бальзамировщики мумифицировали тела при помощи специальных инструментов и материалов в предназначенных для этого помещениях.

Глаза бога

В последние годы Древнего Египта мастера стали придавать глазам живое выражение с помощью накладки на глазницу из золотых пластин.

Освежитель воздуха

Во время изготовления мумии жрецы жгли ладан и старались работать как можно быстрее.

Замещая Анубиса

Главный жрец, который отвечал за бальзамирование, надевал маску шакала. Так он изображал Анубиса, бога мертвых и мумификации.

Безделушки наудачу

Считалось, что после смерти покойному будет сопутствовать удача, если рядом с телом положить заговоренные фигурки - амулеты. Бальзамировщики вкладывали их между бинтами.

Искусство бальзамирования

В жарком и сухом воздухе Египта тела неплохо сохранялись, но от работы бальзамировщиков также зависело очень многое. Лучшие образцы мумификации тел относятся к периоду Нового царства.

Сокровище гробницы

В гробнице Тутанхамона нашли много прекрасных золотых украшений. Этот сокол был на груди у мумии.

Первая мумия

Согласно легенде, Ра послал Осириса и Исиду в Египет, чтобы они научили людей добрым делам. Осирис был убит его завистливым братом Сетом, который разрезал тело на четырнадцать кусков и разбросал их по всей стране. Исида собрала части тела и при помощи магии связала их вместе полосками материи. Так была сделана первая египетская мумия. После этого Исида, превратившаяся в птицу, обхватила Осириса крыльями и вдохнула жизнь в тело мужа.

Понятие «мумификация» известно с древних времен. Этот обряд был тесно связан с религиозными воззрениями египтян о переходе человека после смерти в потусторонний мир и вечной жизни души. Считалось, что египетские фараоны имеют не человеческое, а божественное происхождение. Для них строились просторные украшенные гробницы, самыми яркими примерами из которых могут служить Пирамиды Гизы в Египте.

Вместе с мумифицированным телом представителя династии в усыпаььницы помещались все богатства и предметы, которые могли потребоваться в потусторонней жизни: украшения, золото, предметы интерьера, колесницы. Одна династия хоронилась в одном склепе или месте. На юге Египта рядом с Луксором находятся массовые захоронения и .

Некрополи древних Фив — Долины Царей и Цариц

Долина Царей, расположенная на территории древней столицы Египта Фивы, представляет собой огромный некрополь гробниц представителей мужской половины династии фараонов. Всего в восточной Долине Царей обнаружено около 80 захоронений царей Древнего Египта.

Долина Цариц, ранее название «Долина Детей», объединяет некрополь, высеченный в восточной части древней столицы Египта Фивы, где покоятся останки жён фараонов, их детей, жрецов и высокопоставленных чиновников. Одной из самых ярких гробниц считается высеченная в скале усыпальница . Она щедро украшена изображениями, повествующими о жизни и достоинствах царицы, а также ее значении для мужа, фараона Рамзеса II. Смерть настигла царицу, когда она находилась на пятом месяце беременности. Мумия ее была перевезена и хранится в Брюсселе, а мумифицированное тело не ожденного ребенка осталось в этой гробнице Древнего Египта.

Древние Фивы остаются одним из самых обширных мест проведения археологических исследований, которые не приостанавливаются ни на один день с момента случайного обнаружения гробниц и мумий фараонов Египта учеными братьями Расулами в 1871 году.

Мумификации в Древнем Египте подвергались не только тела людей, но и животных. В гробницах фараонов обнаруживали мумии кошек. Они считались священным животным, обеспечивающим магическую защиту своих хозяев и дома от нечистой силы. Олицетворяли собой красоту, изящество и ум.

Благодаря известному и широко применяемому в Древнем Египте искусству мумификации и в наше время можно увидеть нетронутые временем тела правителей старейшей цивилизации, их свиту и животных.

Музеи мумий Древнего Египта

В в Каире туристам и исследователям предоставлена возможность посетить зал «Королевские мумии», где представлены сохраненные благодаря процессу бальзамирования тела династии фараонов: Аменхотепа III, Рамзеса II, Рамзеса III, Рамзеса IV, Рамзеса V, Рамзеса VI, Сети I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сиптаха, Тийе, Меренптах и других членов царской семьи. Здесь же можно увидеть глиняные сосуды с маслами и благовониями, которые использовались при мумификации в Древнем Египте. Удивительно, но их свойства и запах остались неизменными на протяжении тысячелетий.

Искусство древнеегипетской мумификации также представлено в Египетском музее Барселоны в Испании. Коллекция экспонатов времен Древнего Египта дополнена предметами одежды и быта, аксессуарами, статуями, свитками рукописей. Всего их насчитывается более 600.

В Отделе искусств Древнего Египта в Эшмоловском музее, Великобритания, хранится одна из самых больших коллекций мумий кошек.

Обширный некрополь, где были обнаружены мумии, находится в Египта. В подземных гробницах хранились не только мумифицированные останки царей, но и животных. В частности, в Саккаре исследовали нашли 24 саркофага, помеченных маркировкой о захоронении быков. Такие обычаи связаны с духовными верованиями древних египтян о священной природе некоторых животных, как например, быка Аписа.

Как проводили мумификацию древние египтяне?

Как и большинство услуг в Древнем Египте, качество мумификации напрямую зависело от финансовой состоятельности умершего. Из тел представителейдинастии и высших сановников внутренние органы удалялись через небольшие надрезы. Отверстия заполнялись масляной смесью. Через несколько дней жидкость сливалась.

Для чиновников низшего звена в Древнем Египте такая процедура при мумификации была недоступна.

После удаления внутренних органов из тела, они помещались в сосуды, заполненные специальными бальзамами, где и хранились в той же гробнице рядом с . Древние египтяне верили в то, что после смерти дух возвращался к телу умершего. А для последующей жизни в другом мире ему требовались все органы жизнедеятельности. Для того чтобы предотвратить быстрый распад тканей и завершить мумификацию тело подвергалось процессу сушки. Оно оставалось нетронутым 40 дней. После удаления всех органов, за исключением сердца, в тело, для поддержания его формы, заливалась смесь соединений натрия. Его состав добывался на берегах Нила. Натрием покрывалось также все тело фараона, жреца или мумифицируемого животного. Затем над телом работали парикмахеры и косметологи. Затем бальзамировщики наносили на тело слой влагостойкой смолы из натуральных веществ, таких как масла, пчелиный воск, смолы сосны. Затем мумию обматывали бинтами. Как заключительный этап, на мумию наносили маску и помещали ее в саркофаг.

Весь процесс мумификации в Древнем Египте занимал 70 дней.

Мумификацией в Древнем Египте занимались только жрецы, владеющие определенными знаниями и имеющими соответствующий сан. Ее проведение требовало навыков в этом виде искусств.

Древние египтяне скрывали их метод проведения мумификации, и никаких записей об этом не было найдено в достоверных источника. Однако ученые выяснили, как выглядела применяемая ими технология. Они отметили, что песок сушит тело и не позволяет разлагаться тканям и тем самым способствует естественной мумификации в условиях засушливого климата Египта. В Долине Царей в Египте можно увидеть множество простых отверстий в песке и скалах. В них были обнаружены мумии граждан, которые могли позволить себе такую роскошь, как собственную гробницу во времена Древнего Египта.

Видео о мумификации в Древнем Египте

Когда речь заходит о мумиях, то многие в первую очередь вспоминают древний Египет, фараонов, тела которых сохранились до сегодняшнего дня, и голливудский блокбастер «Мумия». Но на самом деле мумии – это не только Древний Египет и Голливуд. В нашем обзоре малоизвестные, а порой и просто невероятные факты о мумиях.

1. Что такое мумия


Мумия - это тело человека или животного, которое предохранено от разложения путем удаления внутренних органов, обработки содой (декагидратом карбоната натрия) и смолой, после чего было завернуто в бинты.

2. Mum - значит воск

Слово "мумия" происходит от средневекового латинского слова "mumia", заимствованного от средневекового арабского "mūmiya" и от персидского "mum" (воск), что означало забальзамированное тело, а также бальзамирующее вещество на основе битума.

3. Разнообразие мумий


Археологи обнаружили множество мумий животных, включая шакалов, кошек, бабуинов, лошадей, птиц, песчанок, рыб, змей, крокодилов, бегемотов и даже льва.

4. Анубис

Некоторые люди задаются вопросом, почему было найдено так много мумий шакалов. Объяснение этому довольно простое - богом мумификации был Анубис, египетский бог с головой шакала.

5. Искусство мумификации

Древние египтяне начали делать мумии около 3400 г. до н.э., но им потребовалось почти восемьсот лет, чтобы понять, что если вынуть внутренние органы, мумия будет сохраняться, а не гнить. Со временем мумификация стала очень сложным и длительным процессом, который длился до семидесяти дней.

6. Геродот - первый человек, описавший мумификацию


Первым человеком, который очень подробно написал о процессе мумификации, был греческий историк Геродот. Случилось это после того, как он посетил Египет около 450 до н.э.

7. Племя чинчорро

Несмотря на то, что мумии почти исключительно связывают только с Египтом, южноамериканское племя чинчорро было первым, которое начало делать мумии. Согласно последним археологическим свидетельствам, самые старые мумии чинчорро датируются седьмым тысячелетием до н.э., что в два раза старше первых египетских мумий.

8. Рентгеновский снимок мумии

Первые современные научные экспертизы мумий начали проводить в 1901 году, проведенное профессорами английского языка при правительственной школе медицины в Каире. Первый рентгеновский снимок мумии был сделан в 1903 году, когда профессора Графтон Эллиот Смит и Говард Картер использовали единственный рентгеновский аппарат в Каире на то время, чтобы изучить мумию Тутмоса IV.

9. Классика

Не все мумии были завернуты в одном и том же положении. Например, подавляющее большинство фараонов были расположены в положении лежа с руками, скрещенными на груди. Именно это положение чаще всего показывается в фильмах и популярных средствах массовой информации.

10. Осирис

Согласно египетской мифологии, бог Осирис был первой мумией в истории. Однако, его останков не было найдено.

11. Загробное гостеприимство

Именно по этой причине, после того, как мумия была вся закутанная в бинты, ее покрывали специальной тканью с нарисованным изображением Осириса. Это делалось для того, чтобы египетский бог подземного мира был добрым и гостеприимным к умершим.

12. Были-бы деньги

Многие люди ошибочно полагают, что мумифицировали только фараонов. В действительности же мумифицировали тех, кто мог себе это позволить.

13. Все свое возьму с собой

Древние египтяне верили, что вещи, которые были захоронены в гробнице вместе с мумией, помогут покойнику в жизни после смерти. Таким образом, все ценное для покойных хоронили вместе с ними. Это были предметы искусства, артефакты, сокровища и драгоценности.

14. Защита от воров

Была также предусмотрена защита от воров - древнеегипетские мифы предупреждали, что на гробницы и их содержание было наложено проклятие, которое поразит всех, кто войдет в них. Утверждалось, что ряд археологов, которые обнаружили некоторые из этих захоронений, быть поражены тотальным невезением, а некоторые даже умерли при необычных обстоятельствах.

Тем не менее, эти проклятия не смогли предотвратить разграбление множества могил и воровства драгоценных украшений и других дорогих предметов, которые "сопровождали" мумий в загробную жизнь.

15. Сомнительное развлечение

Кроме того, в викторианскую эпоху, разворачивание мумий стало популярным занятием на вечеринках. Хозяева, которые проводили званый ужин, покупали мумию, а гости могли во время вечеринки развернуть ее.

16. Незаменимый лекарственный компонент

В викторианские времена, мумии считались незаменимым компонентом во многих лекарствах. Большинство именитых врачей уверяли своих пациентов, что порошок из мумий или растертые мумии обладают удивительными целебными свойствами.

17. Рамсес III боялся рептилий

Рамсес III боялся рептилий. Именно по этой причине его мумия была найдена с одетым амулетом, который должен был защищать его от змей в загробном мире.

18. Вместилище интеллекта и эмоций

Единственный органом, который древние египтяне оставляли внутри мумии, было сердце. В то время сердце считалось центром средоточий интеллекта и эмоций - качеств, которые нужны были мертвым и в загробной жизни.

19. Прибыльный бизнес

Мумии были очень прибыльным бизнесом в древнем Египте. В процессе подготовки мумии использовались много рабочих: от бальзамировщиков и хирургов до священников и книжников.