Где была построена вавилонская башня. Где находится вавилонская башня в какой стране

После окончания Всемирного потопа люди снова начали плодиться, размножаться и наполнять землю. Все они говорили на одном языке и хорошо понимали друг друга. И вот они решили построить башню, которая должна была возвыситься до неба. Для чего? Чтобы стать равными с Богом и при этом оставаться вместе. Этот символ божественной силы человека, как люди думали, должен был быть построен в долине Страны Шинар.

Бог решил наказать их за высокомерие, повлияв на способность людей понимать друг друга. Поэтому он создал путаницу, внезапно разделив человечество на семьдесят разных народов и племен, каждый из которых имел свой собственный язык (отсюда и название Вавилон, что схоже со словом «путаница»).

Когда это произошло, от строительства Башни пришлось отказаться. Народы стали отделяться друг от друга, расходились в разных направлениях и так поселились по всем краям света.

Толкования этой истории

В классических комментариях на эту тему есть множество увлекательных объяснений. Начнем с Талмуда (Сангедрин 109a), где мы находим три варианта трактования:

В Школе рабби Шела учили, что люди строили башню с намерением пронзить небеса топорами, чтобы слить всю воду, содержащуюся в них, и таким образом сделать невозможным для Бога в случае Его гнева навести на мир еще один потоп. (Наверное, причина этого в том, что они решили, что их понимание науки и инженерного дела настолько велико, что они могут посоревноваться с Богом в управлении миром.)

Рабби Ирмия Бар Элазар учил, что на самом деле люди разделились на три группы, и у каждой были свои собственные планы на башню. Первая группа планировала подняться на нее, чтобы быть в безопасности, если наступит еще один потоп. Вторая хотела использовать башню как место, с которого удобнее всего поклоняться звездам. А третья группа фактически собиралась забраться по башне наверх, ближе к небесам, и оттуда сразиться с Богом.

Рабби Натан объяснял, что все помыслы людей, связанные с башней, были исключительно об идолопоклонстве.

Таргум Йерушалми говорит, что башня должна была быть увенчана статуей человека, держащего в руке меч — это настоящий акт неповиновения Богу, которого люди надеялись побороть.

Интересное мнение приводит Мидраш. Он поясняет, что люди боялись, что небеса будут обрушиваться на землю регулярно с периодичностью 1656 лет, потому что Всемирный потоп произошел в 1656 году от сотворения мира. И люди решили просто построить подобие подмостков, чтобы поддержать небеса в следующий раз.

Объясняет сказанное в Мидраше и учение Школы рабби Шела, говоря, что люди воспринимали потоп как естественное явление, которое произошло в результате движения небесных сфер и их расположения в небе. Целью возведения башни было как-то повлиять на потенциальную угрозу того, что они искренне считали естественным погодным явлением.

(15-16 вв.) учит, что план размещения идола на вершине башни был таким, чтобы строение получило всеобщее признание как самый высокий храм и величайший бог в мире, что превратило бы его в центр поклонения для всего человечества — и тогда правитель башни стал бы управлять всем миром.

(13-14 вв.) так же дает ряд пояснений. На начальном уровне он объясняет, что план состоял в том, чтобы построить некий памятник, который будет видно с очень большого расстояния. Люди хотели поселиться вместе и решили, что все они останутся жить рядом с башней и никогда не отойдут от нее. А любой, кто заблудился и отойдет слишком далеко от поселения, сможет вернуться домой, ориентируясь на башню. Однако это противоречило плану Бога, который создал мир, чтобы мы наполняли его и делали его лучше.

Он также предполагает, что люди, возможно, действительно создали первый молниеотвод. Они знали, что Бог обещал не спускать на мир еще одно наводнение и боялись, что вместо этого Он накажет бунтовщиков с помощью огня. Люди надеялись, что башня сможет спасти их от всех подобных ударов с использованием электричества, который сможет послать Бог. (Обратите внимание, что рабейну Бахья жил за много веков до Бенджамина Франклина.)

(Рабби Нафтали Цви Йеуда Берлин, глава знаменитой Воложинской ешивы 19 века) делится увлекательным и весьма поучительным взглядом на ситуацию. Он объясняет, что люди поколения Вавилонской башни были первыми социальными инженерами, которые надеялись создать утопическое общество, где все жили и мыслили как единый организм. Они боялись, что если отдельные люди образуют свои колонии и города, они будут развивать свою собственную культуру и уникальный образ жизни. А им хотелось, чтобы все жили в одной контролируемой среде, где можно было бы контролировать, чтоб все человечество оставалось культурно однородным. Башня служила базой, вокруг которой могли бы поселиться все люди их планируемой колонии — никто не покидал бы своих ближайших окрестностей. Проблема этого плана заключалась в том, что это был первый шаг к тираническому государственному режиму, в котором не допускалось никаких свободы слова и самовыражения, и именно поэтому Бог разделил всех на отдельные народы.

Некоторые мудрецы объясняли этот эпизод нашей истории следующим образом: люди задумывали построить башню, которая стала бы памятником, вдохновляющим их на общую цель — выживание. Они хотели «сделать себе имя» — обеспечить долгую память о себе на протяжении поколений.

В чем они ошибались?

Именно в том, что они видели выживание как самоцель. Давайте сделаем себе имя, сказали они, давайте сделаем все, чтобы будущие поколения читали о нас в своих книгах по истории. Для этих людей сама по себе жизнь была неким идеалом, а само выживание — добродетелью.

Это стало началом конца. Природа не терпит пустоты, что справедливо и для духовных реальностей: если наша душа или наши намерения не наполнены неким положительным содержанием, в конечном итоге создавшаяся пустота заполнится чем-то негативным. Когда нечто святое лишают его истинного высшего смысла, это неизбежно приводит к созданию Вавилонской башни.

7 чудес света. Вавилонская башня.


Вавилонская башня.

Вавилонская башня (ивр. מִגְדָּל בָּלַל‎ Мигда́ль Баве́ль) — башня, которой посвящено библейское предание, изложенное во 2 главе «Ноах»(стихах 11:1-11:9) книги Бытие.

Вавилонская башня не входит в «официальный» список чудес света. Однако она — одно из самых выдающихся сооружений Древнего Вавилона, а ее название и поныне является символом сумятицы и беспорядка.


Jan Collaert 1579г.

Согласно древней библейской легенде, после Всемирного потопа, более четырех тысяч лет тому назад все люди жили в Месопотамии (с востока люди пришли на землю Сеннаар) , то есть в бассейне рек Тигра и Евфрата, и все говорили на одном языке. Так как земля этих мест была очень плодородна,то люди жили богато. Они решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя».


Marten Van Valckenborch I (1535-1612)

Для сооружения монументального строения люди использовали не камень, а необожженный кирпич-сырец, для соединения кирпичей применялся вместо извести битум (горная смола). Башня все росла и росла в высоту.


Theodosius Rihel 1574-1578г.

Наконец Бог разгневался на неразумных и тщеславных людей и наказал их: он заставил строителей говорить на разных языках. От этого глупые гордецы перестали понимать друг друга и, побросав свои орудия, прекратили строительство башни, а потом разошлись в разные стороны Земли. Так башня оказалась недостроенной, а город, где происходило строительство и смешались все языки, назвали Вавилоном. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.


Фреска 1100г.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.).

Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов.

При раскопках в Вавилоне немецкому ученому Роберту Кольдевею удалось обнаружить фундамент и руины башни. Та башня, о которой говорится в Библии, была, вероятно, разрушена еще до, эпохи Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, которую воздвигли в память о первой. Согласно Кольдевею, она имела квадратное основание, каждая сторона которого равнялась 90 метрам. Высота башни тоже была 90 м., первый ярус имел высоту 33 м., второй - 18, третий и пятый - по 6 м., седьмой - святилище бога Мардука - был высотой в 15 м. По нынешним меркам сооружение достигало в высоту 30-этажного небоскреба.

Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

Башня стояла на левом берегу Евфрата на равнине Сахн, что буквально переводится как - «сковорода». Она была окружена домами жрецов, храмовыми сооружениями и домами для паломников, которые стекались сюда со всей Вавилонии. Описание Вавилонской башни оставил Геродот, который основательно осмотрел ее и, может быть, даже побывал на ее вершине. Это единственное документальное описание свидетеля-очевидца из Европы.


Tobias Verhaecht, The Tower Of Babel.

Вавилонская башня представляла собой ступенчатую восьмиярусную пирамиду, обложенную снаружи обожженным кирпичом. При этом каждый ярус имел строго определенный цвет. На вершине зиккурата находилось святилище, выложенное синими изразцами и украшенное по углам золотыми рогами {символ плодородия). Оно считалось местом обитания бога Мардука - покровителя города. Кроме того, внутри святилища находились золоченые стол и ложе Мардука. На ярусы вели лестницы; по ним поднимались религиозные процессии. Зиккурат был святыней, принадлежавшей всему народу, он был местом, куда стекались тысячи людей для поклонения верховному божеству Мардуку.

Верхние площадки зиккуратов использовались не только в культовых, но и в практических целях: для обзора воинами-стражниками окружающей местности. Кир, завладевший Вавилоном после смерти Навуходоносора, был первым завоевателем, оставившим город неразрушенным. Его поразили масштабы Этеменанки, и он не только запретил что-либо разрушать, но приказал соорудить на своей могиле памятник в виде миниатюрного зиккурата, маленькой Вавилонской башни.


Hendrick III van Cleve (1525 - 1589)

И все-таки башня была вновь разрушена. Персидский царь Ксеркс оставил от нее только развалины, которые увидел на своем пути в Индию Александр Македонский. Его тоже поразили гигантские руины — он тоже стоял перед ними как завороженный. Александр Македонский намеревался построить ее снова. «Но, — как пишет Страбон, — этот труд требовал много времени и сил, ибо руины пришлось бы убирать десяти тысячам людей два месяца, и он не осуществил свой замысел, так как вскоре заболел и умер».


Lucas van Valckenborch 1594г.


Lucas van Valckenborch 1595г.

В настоящее время от легендарной Вавилонской башни остались только фундамент и нижняя часть стены. Но благодаря клинописным табличкам имеется описание прославленного зиккурата и даже его изображение.


Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня 1564.

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).


Фреска Вавилонской башни из венецианского собора Сан-Марко.

В Ираке до сих пор существуют башни такого типа- очень высокие, ступенчатой или спиралевидной формы. В самом же Вавилоне о башне почти ничего не напоминает, там сохранились только часть стены и фундамент, а так же прекрасные древние рельефы царского дворца в раскопках.

Нынешнее здание Европейского парламента спроектировано по образцу картины с изображением недостроенной Вавилонской башни, написанной в 1563 году Питером Брейгелем Старшим. Девиз Европейского парламента на французском: «Много языков — один голос» искажает смысл библейского текста. Здание построено так, чтобы производить впечатление недостроенного. На самом деле — это завершённое сооружение Европейского парламента, строительство которого было закончено в декабре 2000 года.

В Библии история строительства Вавилонской башни подается как притча о пагубности чрезмерной гордыни. Бог наказал говоривших на одном языке потомков Ноя, которые хотели достичь небес, тем, что заставил их говорить на разных языках. Строители лишились способности понимать друг друга, перессорились, и башня так и не была достроена. Но так ли это на самом деле?

Вавилонская башня в фантазии художника

Начнем хотя бы с того, что историки теперь не сомневаются: Вавилон существовал на самом деле. Это был один из самых великих и могущественных древних городов. Он находился в Месопотамии, к юго-западу от современного Багдада. Его название (Баб-Элои) переводится как «Врата Бога». Население города составляло более миллиона человек. С XIX по VI век до н.э. — этот город был столицей Вавилонии.

Одним из величайших правителей Вавилонской империи был халдейский царь Навуходоносор II (по вавилонскому произношению — Набу-Кудур-Уцур). Он правил в Вавилонии с 605 по 562 год до н.э.. Отстроил Вавилон, разрушенный многочисленными набегами воинственных соседей, проложил каналы, вырыл озера и водохранилища, основал несколько городов. Скончался в Вавилоне в 562 году до н.э.

При нем и была построена Вавилонская башня. Она представляла собой зиккурат, храм бога Мардука, и внешне выглядела, как семиступенчатая пирамида высотой 90 м. Известно, что ее развалины видел Александр Македонский, завоевавший Вавилон. Он приказал снести остатки «башни», чтобы отстроить на этом месте главное святилище своей империи.

За что вроде бы и поплатился. Существует легенда о том, что все завоеватели, разрушавшие Вавилон и похищавшие из храма золотую статую Мардука, умирали насильственной смертью. Не избежал этой участи и великий полководец. Смерть настигла его в возрасте чуть больше 30 лет, вскоре после того, как по его приказу были разобраны остатки зиккурата.

Зиккурат в Уре

К подобным преданиям можно относиться по-разному, но в то, что подобные проклятия могут действовать, верят многие исследователи. Мы не будем спорить с ними, а лишь скажем, что Вавилонская башня была не единственной в своем роде.

В Междуречье, по берегам Тигра и Евфрата, на плодородной равнине Месопотамии, около 5500 лет назад стали возникать цветущие государства. Среди них были Шумер и Аккад, населенные воинственными и изобретательными народами, создавшими первую в мире систему письма и начавшими строить впечатляющие ступенчатые сооружения из камня высотой в десятки метров. Каждая такая башня служила святилищем местного бога с храмом наверху — как бы посадочной площадкой для его путешествий с небес на землю.

Самым крупным был зиккурат Этеменанки на берегу Евфрата в Вавилоне, столице Навуходоносора II (630—562 гг. до н.э.). Почти наверняка это и был прототип Вавилонской башни.

Слово «этеменанки» переводится как «дом, связующий землю и небо». Библия производит название Вавилона от ивритского слова «бабель» — «мешанина». Но на самом деле речь идет о местном словосочетании «Баб-Илу» — «врата Бога».

Так что, возможно, сама мысль о путанице языков, помешавшей строить башню, — появилась как результат неверной лингвистической трактовки, затем обыгранной авторами Ветхого Завета.

Зиккураты строили из кирпичей, поскольку ни дерева, ни подходящего камня в Месопотамии не хватало. Это сказано и в Библии: «И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней и асфальт вместо извести».

Асфальт — это битум, связующий и кровельный материал, завозившийся с Иранского нагорья и широко применявшийся в регионе. Археологические данные и хроники говорят, что многие зиккураты ярко расписывались и украшались изразцами и позолоченными скульптурами. Вавилонский текст описывает Этеменанки «сияющим от голубой глазури».

Всего известно около 30 зиккуратов, построенных в разных городах Месопотамии в период с 2200 по 500 год до н.э. Однако если египетские пирамиды за века почти не изменились, то вавилонские башни проверку временем не выдержали. Причем виновата в том не столько природа, сколько люди.

Они попросту растащили кирпичи на другие постройки, а остальное довершила эрозия. От Этеменанки остался лишь контур каменного фундамента — засыпанный землей и заросший бурьяном.

Основание Этеменанки и его изображение на табличке

Однако в эпоху своего строительства Этеменанки был одной из величайших в мире построек. Причем пирамиду неоднократно перестраивали, в последний раз при Навуходоносоре II в VI веке до н.э. По его свидетельствам и отзывам других вавилонских царей, стороны основания башни были длиной до 90 м, высота — такой же. Сохранившиеся остатки фундамента подтверждают эти габариты.

Согласно древним авторам, на вершине находился роскошный храм бога Мардука с его золотой статуей, весившей, судя по размерам, более 20 тонн. Первоначально Мардук был местным божеством Вавилона. Но когда этот город стал столицей всего юга Месопотамии, Мардук превратился в верховного бога целого региона. Отсюда и его величественность.

Однако даже Мардук не защитил зиккурат от разрушения, когда в конце V века до н.э. Вавилония превратилась в одну из провинций захватившей ее Персидской державы. В 331 году Александр Великий, выгнавший персов отсюда, хотел было реконструировать Этеменанки в прежнем виде. Он сровнял прежнюю постройку с землей лишь потому, что собирался возвести на ее месте новую башню.

Подготовкой площадки занимались два месяца около 10 000 человек, но затем от затеи пришлось отказаться. У Александра нашлись более важные дела — надо было продолжать войну с неугомонными персами. Разбив персидскую армию, Александр вернулся в Вавилон, но заболел и в 323 году умер.

В какой стране располагалась вавилонская башня? Существует ли она сейчас и где находятся ее остатки? Разбираемся вместе с ЭГ.

Название города Вавилон упоминается в священных книгах - Библии и Коране. Долгое время считалось, что на самом деле его вообще не существовало, а привычные и сегодня метафоры про башню и столпотворение взялись из легенд.

Несколько веков жители Ирака даже не подозревали, что холмы у окраины современного города Эль-Хилла, в ста километрах от Багдада, скрывают развалины первого в мире мегаполиса и той самой Вавилонской башни. Но в XIX веке нашелся человек, который открыл миру тайну древних развалин. Это был археолог из Германии Роберт Кольдевей .

Как птица Феникс

Справка: Вавилон (в переводе – «врата богов») основан не позже третьего тысячелетия до нашей эры, располагался на юге Древней Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата), в области Аккад. Шумеры, один из древнейших народов, поселившиеся здесь, называли его Кадингирра. Город не раз переходил из рук в руки при нашествиях многочисленных завоевателей. В - I тыс. до н. э. он стал главным городом созданного амореями Вавилонского царства, где жили потомки шумеров и аккадцев.

Царь Хаммурапи (1793 -1750 гг. до н. э.) из династии амореев, завоевав все значимые города Месопотамии, объединил большую часть Двуречья и создал государство со столицей в Вавилоне. Хаммурапи - автор, по сути, первого в истории законодательного кодекса. Написанные клинописью на глиняных табличках законы Хаммурапи дошли до нашего времени.

При Хаммурапи Вавилон стал быстро расти. Здесь строилось много защитных сооружений, дворцов, храмов. Богов у вавилонян было много, а потому и храмы возводились в честь богини врачевания Нинисины, бога Луны Нанны, бога грозы Адада, богини любви, плодородия и власти Иштар и других шумеро-аккадских божеств. Но главным был Эсагил - храм, посвященный покровителю города богу Мардуку.

Однако боги не спасали Вавилонию от нашествий захватчиков. В конце XVII века до н. э. Вавилонское царство завоевали хетты, в начале XVI века до н. э. оно перешло к касситам, в XIII веке им стали править ассирийцы, в VII-VI - халдеи, а в IV веке до н. э. город Вавилон стал столицей державы Александра Македонского . Завоеватели не щадили города и потому Вавилон не раз подвергался разрушению, чтобы в конце концов, как птица Феникс, снова возродиться из пепла.


Город чудес

Считается, что наибольшего расцвета Вавилон достиг при халдейском царе Навуходоносоре II , который правил между 605 и 562 годами до н.э. Он был старшим сыном Набопалассара , основателя нововавилонской династии.

С малых лет Навуходоносор («первенец, посвященный богу Набу»), показал себя отличным воином. Его армия покорила несколько небольших государств на территории современного Ближнего Востока, а всё, что было там ценного, везли в Вавилонию. В том числе бесплатную рабочую силу, превратившую пустыню в оазис с многочисленными каналами.

Навуходоносор усмирял непокорных иудеев, которые то и дело бунтовали против Вавилонии. В 587 году вавилонский царь разрушил Иерусалим и его главный храм Соломона, забрал из храма священные сосуды и переселил евреев под свой присмотр.

70 лет длилось «вавилонское пленение» евреев – столько им было отмерено, чтобы осознать свои ошибки, раскаяться в грехах перед Богом и опять обратиться к вере своих предков. Вернуться домой им было позволено, когда персидский царь Кир завоевал Вавилонию.

Как ни странно, но в своих мемуарах Навуходоносор отмечал, что больше всего он гордится отстроенными городами и дорогами, которые в них пролегают. Вавилону позавидовали бы многие современные города. Он стал крупнейшим мегаполисом Древнего мира: в нем было миллион жителей.

Здесь сосредоточилась международная торговля, процветали наука и искусства. Его укрепления были неприступны: со всех сторон город окружили стенами толщиной до 30 метров с башнями, высокими валами, емкостями с водой.


Красота Вавилона поражала воображение. Улицы были вымощены плиткой и кирпичом, вырезанными из редких горных пород, дома знати украшены огромными барельефами, а стены многочисленных храмов и дворцов – изображениями мифических животных. Чтобы соединить Восточный и Западный районы города, Навуходоносор решил построить мост через реку Евфрат. Этот мост длиной в 115 метров и шириной в 6 метров со съемной частью для прохождения кораблей – инженерное чудо того времени.

Отдавая дань городу, царь не забывал и о своих нуждах. Он как сообщает древний источник, немало постарался, чтобы «выстроить дворец для жилища моего величества в Вавилоне».

Во дворце был тронный зал, пышно украшенный изображениями колонн и пальмовых листьев, выполненных цветной эмалью. Дворец был настолько хорош, что его прозвали «Чудо человечества».

На севере Вавилона, на специально созданных каменных возвышениях, имевших вид гор, Навуходоносор выстроил дворец для своей жены Аманис . Она была родом из Мидии и скучала по привычным местам. И тогда царь велел украсить дворец пышной растительностью, чтобы это напоминало зеленые оазисы Мидии.

Привезли плодородный грунт и посадили растения, собранные со всех концов света. Воду для орошения поднимали на верхние террасы специальными насосами. Спускавшиеся уступами зеленые волны были похожи на гигантскую ступенчатую пирамиду.

Вавилонские «висячие сады», положившие начало легенде о «висячих садах Семирамиды» (легендарной азиатской завоевательницы и царицы Вавилона, жившей в другой период), стали седьмым чудом света.


Пиры Валтасара

Навуходоносор II правил Вавилонией более 40 лет, и казалось, ничто не может помешать городу процветать и дальше. Но иудейские пророки еще за 200 лет предсказали ему падение. Это произошло во времена правления внука Навуходоносора II (по другим источникам - сына) Валтасара .

Как свидетельствует библейская легенда, в это время к стенам Вавилона подошли войска персидского царя Кира. Однако вавилонян, уверенных в крепости стен и защитных сооружений, не очень это волновало. Город жил роскошно и весело. Иудеи вообще считали его безнравственным городом, где царит распутство. Царь Валтасар собрал на очередной пир не менее тысячи человек и приказал подать гостям вино в священных сосудах из Иерусалимского храма, использовавшихся раньше только для служения Богу. Вельможи пили из этих сосудов и насмехались над Богом иудеев.

И вдруг в воздухе появилась человеческая рука и начертала на стене непонятные слова на арамейском языке: «Мене, мене, таке, упарсин». Пораженный царь позвал пророка Даниила , который еще юношей попал в вавилонский плен, и попросил перевести надпись. Она гласила: «Исчислено, исчислено, взвешено, разделено», Даниил пояснил, что это послание Бога Валтасару, в котором предсказана скорая гибель царю и его царству. Никто не поверил предсказанию. Но оно сбылось той же октябрьской ночью 539 года до н. э.

Кир взял город хитростью: он приказал отвести воды реки Евфрат в специальный канал и по осушенному руслу проник в Вавилон. Валтасара убили персидские воины, Вавилон пал, его стены были разрушены. Позже его завоевали арабские племена. Слава великого города канула в Лету, сам он превратился в руины, и «ворота богов» навсегда закрылись для человечества.

Была ли башня?

Многие европейцы, посещавшие Вавилон, искали следы башни, о которой рассказывала библейская легенда.

В 11 главе книги «Бытие» содержится предание о том, что задумали сделать потомки Ноя, спасшиеся после Великого потопа. Они говорили на одном языке и, двигаясь с востока, пришли на равнину в земле Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где и поселились. А потом решили: наделаем кирпичей и построим «себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли».

Башня всё росла, поднимаясь в облака. Наблюдавший за этим строительством Бог заметил: «вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать».

Ему не понравилось, что люди возомнили вознести себя выше неба, и он решил смешать их язык, чтобы они перестали понимать друг друга. Так и случилось.

Строительство замерло, поскольку все стали говорить на разных языках, люди были рассеяны по всей земле, а городу, где Господь «смешал язык всей земли», было дано имя Вавилон, что обозначает «смешение». Таким образом, первоначально «вавилонское СТОЛПО-ТВОРЕНИЕ» - это создание высокого сооружения, а не куча-мала и неразбериха.

Повествование о Вавилонской башне, наверное, так бы и осталось преданием, если бы во время раскопок Вавилона не обнаружили следы колоссального сооружения. Это были развалины храма.

В Древней Месопотамии строили храмы, совершенно не похожие на привычные европейские, - высоченные башни, которые назывались зиккуратами. Их вершины служили площадками для религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Среди них выделялся вавилонский зиккурат Этеменанки, что означало «Дом, где сходятся небеса с землею». Его высота – 91 метр, он имел восемь ярусов, семь из которых шли по спирали. Общая высота составляла около 100 метров.

Подсчитали, что для строительства башни понадобилось не менее 85 млн кирпичей. На верхней площадке возвышался двухэтажный храм, к нему вела монументальная лестница.

Наверху располагалось святилище, посвященное богу Мардуку, и предназначенное для него золотое ложе, а также золоченые рога. У подножия Вавилонской башни, в Нижнем храме, стояла статуя Мардука из чистого золота, век ее составлял 2,5 тонны.

Предполагают, что храм существовал еще во время правления Хаммурапи, его не раз разрушали и перестраивали. Последний раз – при Навуходоносоре. В 331 году до н. э. по приказу Александра Македонского башня была разобрана, ее собирались реконструировать, Но смерть Александра Великого помешала осуществить этот план. На память человечеству остались только величественные развалины и библейские легенды.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ - важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (11. 1-9).

Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес, сделаем себе имя,- говорили они,- прежде нежели [в МТ «чтобы не»] рассеемся по лицу всей земли» (Быт 11. 4). Однако строительство было пресечено Господом, Который «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и рассеялись по земле (Быт 11. 8). Город получил название «Вавилон ». Таким образом, рассказ о Вавилонской башне (Быт 11. 9) строится на созвучии древнееврейского названия «Вавилон» и глагола «смешивать». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод (Ios. Flav. Antiq. I 4. 2; Epiph. Adv. haer. I 1. 6).

Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим»; из него вычленились индоевропейские (яфетические), хамито-семитские, алтайские, уральские, дравидийские, картвельские и другие языки. Последователями этой теории были такие ученые, как В.М. Иллич-Свитыч, И.М. Дьяконов , В.Н. Топоров и В.В. Иванов. Кроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы. В дальнейшем эта идея, выраженная в другой форме у апостола Павла, стала одной из основ христианской антропологии (Кол 3. 11).

В христианской традиции Вавилонская башня - символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Антитезу Вавилонской башни представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (Деяния 2. 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии.

Образ «города и башни» в книге Бытие отразил целый комплекс мифологических универсалий, например, идею «центра мира», которым должен был стать построенный людьми город. Исторически засвидетельствованные храмы Месопотамии действительно выполняли эту мифологическую функцию (Oppenheim. P. 135). В Священном Писании строительство Вавилонской башни описано с позиций Божественного Откровения, в свете которого оно есть прежде всего выражение человеческой гордыни.

Другим аспектом рассказа о Вавилонской башне является указание на перспективы прогресса человеческой цивилизации, и в то же время в библейском повествовании присутствует отрицательное отношение к урбанизму месопотамской цивилизации (Nelis J. T. Сol. 1864).

Образ Вавилонской башни, несомненно, обнаруживает параллели с месопотамской традицией храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения из нескольких террас, расположенных одна над другой (их число могло достигать 7), на верхней террасе находилось святилище божества (Parrot. Р. 43). Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства, где в отличие от большинства других государств Древнего Переднего Востока в качестве основного материала использовались высушенный на солнце или обожженный кирпич и смола (ср.: Быт 11. 3).

Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти так называемый «прообраз» Вавилонской башни в одном из раскопанных зиккуратов, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука (Jacobsen. P. 334), который имел шумерское название «e-temen-an-ki» - храм краеугольного камня неба и земли.

Найти остатки Вавилонской башни пытались уже в XII веке. Вплоть до конца XIX - начала XX веков с ней отождествляли 2 зиккурата, в Борсиппе и Акар-Куфе, на месте древних городов, находившихся на значительном расстоянии от Вавилона (в описании Геродота город имел столь большие размеры, что мог включать оба пункта). С зиккуратом в Борсиппе Вавилонскую башню отождествляли раввин Бенджамин из Туделы, дважды посетивший Вавилонию (между 1160-1173 годами), немецкий исследователь К. Нибур (1774 год), английский художник Р. Керр Портер (1818 год) и другие. В Акар-Куфе Вавилонскую башню видели немец Л. Раувольф (1573-1576 годы), купец Дж. Элдред, описавший в конце XVI века руины «башни». Итальянский путешественник Пьетро делла Валле, составивший первое подробное описание городища Вавилона (1616 года), считал Вавилонскую башню самым северным из его холмов, который сохранял древнее название «Бабил». Попытки найти Вавилонскую башню в одном из 3 теллей - Бабиле, Борсиппе и Акар-Куфе - продолжались до конца XIX века.

В начале ХХ века границы Древнего Вавилона были выявлены и соседние города уже не воспринимались как его части. После раскопок К. Дж. Рича и Х. Рассама в Борсиппе (городище Бирс-Нимруд, 17 км юго-западнее Вавилона, II-I тысячелетия до Р.Х.) стало ясно, что в связи с Вавилонской башней речь не может идти о ее зиккурате, входившем в храм богини Набу (старовавилонский период - первая половина II тысячелетия до Р.Х.; перестройка в нововавилонский период - 625-539 годах). Г.К. Роулинсон отождествил Акар-Куф с Дур-Куригальзу, столицей царства касситов (30 км к западу от Вавилона, основан в конце XV - начале XIV веков, уже в XII в. до Р.Х. оставлен жителями), что исключило возможность его зиккурат, посвященный богу Энлилю (раскопан в 40-х годах XX века С. Ллойдом и Т. Бакиром), считать Вавилонской башней. Наконец, раскопки Бабиля, самого северного из холмов Вавилона, показали, что он скрывает не зиккурат, а один из дворцов Навуходоносора II.

Найти Вавилонскую башню внутри Вавилона было одной из задач, поставленных перед германской экспедицией Р. Кольдевея (1899-1917 годы). В центральной части города были открыты остатки фундаментной платформы, которые в 1901 году отождествили с основанием зиккурата Этеменанки. В 1913 году Ф. Ветцель осуществил зачистку и обмеры памятника. Его материалы, опубликованные в 1938 году, стали основой новых реконструкций. В 1962 году Ветцель завершил исследования памятника, а Х. Шмид провел детальный анализ собранных за столетие материалов и опубликовал (1995 год) новую, более обоснованную периодизацию и реконструкцию зиккурата Этеменанки.