Г х андерсен биография литература. Андерсен, ганс христиан

Биография Ганса Христиана Андерсена - тема этой статьи. Годы жизни этого великого писателя - 1805-1875. Ганс появился на свет в Оденсе, датском городе, расположенном на острове Фюн. Фото Андерсена Ганса Христиана представлено ниже.

Отец его был сапожником и мечтателем, больше всего любил мастерить различные игрушки. Он был слаб здоровьем и умер, когда Гансу исполнилось 9 лет. Мария, мать мальчика, работала прачкой. Нужда, которая наступила после смерти мужа, заставила эту женщину отдать сына на суконную фабрику в работники, после чего - на табачную, но здесь он в основном развлекал пением рабочих, а также разыгрывал сценки из Гольберга и Шекспира.

Первое появление на сцене

Ганс Христиан в подростковом возрасте много читал, расклеивал афиши и интересовался театром. В Оденсе летом 1918 года гастролировали актеры из города Копенгагена. Для массовых сцен были приглашены все желающие. Так Андерсен попал на сцену. Усердие его было отмечено, что вызвало у мальчика невероятные мечты и большие надежды.

На фото ниже - дом в Оденсе, в котором жил в детские годы будущий писатель.

Андерсен отправляется покорять Копенгаген, покровительство Сибони

Биография Ганса Христиана Андерсена продолжилась в Копенгагене. 14-летний театрал решил отправиться сюда и предстать перед балериной Шалль, примой местного театра. Он пел и танцевал перед ней. Прима посчитала, что это сумасшедший бродяга. Визит к директору также ничего не дал. Он нашел Андерсена чересчур худым и лишенным внешности, необходимой актеру (уже здесь намечалась написанная им в будущем сказка "Гадкий утенок"). Тогда Ганс отправился к певцу Сибони, которого ему удалось покорить своим пением. Была организована подписка в пользу Андерсена. Сибони стал давать ему уроки пения и музыки. Однако у Андерсена через полгода пропал голос, и певец предложил ему возвращаться домой.

Новые покровители и первый дебют

Ганс обладал невероятным упорством. Он смог найти новых покровителей - поэта Гульдберга, с братом которого он был знаком еще по Оденсу, и танцора Далена. Последний обучал мальчика танцам, а поэт - немецкому и датскому языкам. Ганс Христиан вскоре дебютировал на сцене местного королевского театра, в балете "Армида", исполнив незначительную роль 7-го тролля, которых было всего 8. Он также иногда пел в хоре воинов и пастухов.

Ганс, подружившись с библиотекарем, начал проводить большую часть своего времени среди книг, а также принялся сам сочинять стихи (украшая их без особого стеснения строфами из известных поэтов), после чего - трагедии ("Альфсоль", "Разбойники в Виссенберге"). Первым его редактором и читателем стал поэт Гульдберг.

Обучение в латинской школе и в университете, первые произведения

Театральной дирекции в конце концов удалось выхлопотать королевскую стипендию начинающему драматургу. Он также получил право обучаться бесплатно в латинской школе, где провел 5 лет. В 1828 году Андерсел сдал вступительные экзамены в университет Копенгагена. Он был к этому времени автором двух стихотворений, которые удалось опубликовать, - "Умирающее дитя" и "Вечер".

Из-под его пера через год появляется произведение "Путешествие пешком...", полное юмора и фантазии. В это же время на сцене театра Копенгагена ставится водевиль Андерсена "Любовь на Николаевой башне". Зрители благожелательно встретили эту постановку. Андерсен в 1830 году издает поэтический сборник, в который в качестве приложения была включена сказка "Мертвец".

Первая любовь

В это же время влюбляется писатель Ганс Христиан Андерсен. Сестра одного его университетского приятеля становится причиной ночных бессонниц Андерсена. Эта девушка происходила из бюргерской семьи с умеренными идеалами, в которой достаток ценился превыше всего. Нищий литератор родителям вовсе не пришелся по вкусу. К тому же мать его находилась в богадельне. Дело в том, что Мария после смерти своего второго мужа сильно сдала. Она начала выпивать, и соседи решили поместить женщину в дом призрения.

Путешествие по Германии и творческий кризис

Возлюбленная Андерсена отказала ему, отдав предпочтение сыну аптекаря. Для того чтобы вылечить Ганса от любви, Коллин, его состоятельный покровитель, отправил его в путешествие по Германии. Андерсен привез оттуда книгу "Теневые картины" (год создания - 1831), которую он написал под влиянием творения Гейне "Путевые картины". В этом произведении Ганса пока еще робко, но уже зазвучали сказочные мотивы.

Продолжим описывать жизнь и творчество Ганса Христиана Андерсена. Безденежье и творческий кризис заставили его приняться за составление либретто по произведениям В. Скотта, что очень не понравилось критике. Ему стали напоминать все чаще, что он - сын сапожника, и не следует заноситься. Андерсену в конце концов удалось вручить королю Дании вторую свою книгу стихов "Фантазии и эскизы". Он сопроводил свой подарок прошением о пособии для совершения заграничной поездки. Просьба была удовлетворена, и писатель в 1833 году отправился в Италию и Францию. В богадельне за время этого путешествия умерла его мать. Глаза ей закрыли чужие руки.

Встреча с Гейне

Андерсен в Париже встретился с Гейне, своим кумиром. Знакомство, правда, ограничилось несколькими прогулками по бульварам Парижа. Андерсен восхищался этим человеком как поэтом, однако отнесся настороженно к нему как к атеисту и вольнодумцу. В Париже Ганс начал писать драму в стихах "Агнета и Водяной", законченную в Италии.

Роман "Импровизатор"

Италия послужила сценой действия для написанного в 1935 году романа "Импровизатор". Он был переведен в 1844 году в России, получил рецензию самого В. Белинского. Правда, похвалы удостоились лишь итальянские пейзажи, блестяще написанные Андерсеном. Русский критик, можно сказать, раскусил главного героя, не подозревая при этом того, насколько тот биографичен. Ведь не "восторженный итальянец", а сам Ганс Христиан мучился зависимостью от меценатов, и именно он расстался "по недоразумению" со своей первой возлюбленной.

Вторая влюбленность

Со второй девушкой, которая тронула сердце Андерсена, - дочерью Коллина, его покровителя, также не вышло ничего, кроме братской любви. Сам Коллин покровительствовал ему охотно, но вовсе не желал заполучить поэта в зятья. Ведь Ганс Христиан Андерсен, творчество и положение которого интересовали лишь ценителей искусства, был человеком с весьма неустойчивым будущим. Поэтому для своей дочери заботливый отец выбрал адвоката.

Последняя попытка жениться

Еще одна женщина, на которой итальянский поэт из произведения "Импровизатор" решил жениться, также появилась в судьбе его автора. Это Иенни Линд, певица, которую называли "шведским соловьем". Познакомились они в 1843 году, в котором появилась на свет сказка "Соловей".

Знакомство это состоялось во время гастролей певицы в Дании. Слово "любовь" вновь замелькало в дневнике Андерсена, однако дело не дошло до устных объяснений. Иенни на прощальном банкете произнесла тост в честь писателя, предложив ему стать ее "братом". На этом закончил свои попытки жениться Ганс Христиан Андерсен, творчество и биография которого нас интересуют. Видимо, он опасался, что Мадонна накажет его за "светскую дорогу жизни". Личная жизнь Ганса Христиана Андерсена, к сожалению, не сложилась.

Первые сказки

Еще один роман вышел после "Импровизатора" - "Только скрипач" (в 1837 году). Между двумя романами появились 2 выпуска "Сказок, рассказанных детям". Никто не обратил внимания в то время на эти произведения, которые создал Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых интересующего нас писателя, однако, не должна упускать этот важный момент. Вскоре появился на свет и третий выпуск. В сборники вошли ставшие классикой сказки: "Русалочка", "Принцесса на горошине", "Огниво", "Новое платье короля" и другие.

Творческий расцвет

На конец 30-х, а также 40-е годы пришелся творческий расцвет Андерсена. Появились такие его шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (написан в 1838 году), "Гадкий утенок" и "Соловей" (в 1843), "Снежная королева" (в 1844 году), в следующем - "Девочка со спичками", затем - "Тень" (1847 год) и другие.

Андерсен в это время вновь посетил Париж (в 1843 году), где встретился вновь с Гейне. Тот приветствовал его уже как равного, был в восторге от сказок Андерсена. Ганс стал европейской знаменитостью. Он стал называть с тех пор сборники своих произведений "Новыми сказками", подчеркивая тем самым то, что они адресованы и детям, и взрослым.

В 1846 году создал автобиографию, названную "Сказкой моей жизни", Ганс Христиан Андерсен. Биография для детей и взрослых написана чистосердечно и откровенно. О себе Андерсен очень трогательно рассказал в третьем лице, будто создавая очередную сказку. И действительно, слава пришла к этому писателю сказочным непредусмотренным путем.

Два любопытных эпизода из жизни Андерсена

Биография Ганса Христиана Андерсена отмечена одним забавным случаем. Он произошел в 1847 году, во время путешествия Ганса в Англию. Писатель, осмотрев старинный замок, решил оставить свой автограф в книге посетителей. Вдруг к его спутнику, важному пожилому банкиру, обратился привратник, посчитав, что это Андерсен. Узнав, что ошибся, привратник воскликнул: "Такой молодой? А я думал, что писатели лишь к старости становятся знаменитыми".

Англия подарила еще одну приятную встречу датскому сказочнику. Он познакомился здесь с Диккенсом, автором "Сверчка на печи" и "Оливера Твиста", которых он очень любил. Выяснилось, что Диккенс любит сказки и рассказы Ганса Христиана Андерсена. Поскольку писатели не знали языков друг друга, они изъяснялись жестами. Растроганный Диккенс на прощание долго махал платком Андерсену с пристани.

Завершение жизненного пути

В последнюю очередь, как это нередко бывает, признание к этому писателю пришло на родине. Скульптор показал ему проект: облепленный ребятишками со всех сторон Андерсен. Однако Ганс заявил, что сказки его адресованы и взрослым, а не только детям. Проект переделали.

Фото Андерсена Ганса Христиана, датированное июлем 1860 года, представлено ниже.

В 1875 году, 4 августа, несколько месяцев после юбилейных торжеств, во сне ушел из жизни великий сказочник. Этим событием завершилась биография Ганса Христиана Андерсена. Однако сказки его и память о нем продолжают жить и по сей день.

Знаменитый датский сказочник Ханс Христиан Андерсен родился весенним, погожим днём 2 апреля 1805 году в Однесе, который находится на острове Фюн. Родители Андерсена были небогатые. Отец Ханс Андерсен был башмачником, а мать Анна Мари Андерсдаттер работала прачкой, и также была не из знатной семьи. С самого детства она бедствовала, прося подаяние на улице, а после смерти ее похоронили на кладбище для бедных.

Тем не менее, в Дании «ходит» легенда о том, что Андерсен имел королевское происхождение, ведь в своей ранней биографии он не раз упоминал о том, что в детстве ему приходилось играть с самим принцем датским Фритсом, который в итоге стал королём Федериком VII.

Согласно фантазии Андерсена, их дружба с принцем Фритсом продолжалась на протяжении всей жизни и до самой смерти Фритса. После смерти монарха только родственники и он был допущен к гробу покойного короля…

А послужили возникновению таких фантазийных мыслей у Андерсена, рассказы его отца, будто он является неким родственником самого короля. С раннего детства у будущего писателя проявлялась большая склонность к мечтательности и буйное воображение. Он не раз делал в доме импровизированные домашние спектакли, разыгрывал разные сцены, которые вызывали смех и издевательство со стороны его сверстников.

1816 год стал тяжёлым для молодого Андерса, у него умер отец и ему пришлось самому зарабатывать на пропитание. Трудовую жизнь он начал с подмастерья у ткача, после он работал помощником портного. Продолжилась трудовая деятельность мальчика на сигаретной фабрике…

С раннего детства мальчик с большими голубыми глазами имел довольно таки замкнутый характер, он всегда любил сидеть где - то в уголке и играть в кукольный театр (любимую свою игру). Любовь к театру кукол он пронёс в душе на протяжении всей его жизни…

С раннего детства Андерсен отличался эмоциональностью, вспыльчивостью и надмерной восприимчивостью, что приводило к физическим наказаниям в школах того времени. Такие причины заставили мать мальчика отдать его в еврейскую школу, где не практиковалось проведение разного рода экзекуций.

Поэтому Андерсен навсегда сохранил связь с еврейским народом, прекрасно знал его традиции и культуру. Он даже написал несколько сказок и рассказов на еврейские темы. Но, к сожалению, их не перевели на русский язык.

Юность

Уже в возрасте 14 лет мальчик отправился в столицу Дании Копенгаген. Отпуская его так далеко, мать очень надеялась, что он в скором времени вернётся обратно. Покидая свой дом, мальчик сделал своего рода сенсационное заявление, он сказал: «Я еду туда, чтобы стать знаменитым!». А также он хотел найти работу. Она должна быть ему по душе, то есть работа в театре, который ему так нравился, и который он очень любил.

Средства на поездку он получил по рекомендации человека, в доме которого он не раз устраивал импровизированные спектакли. Первый год жизни в Копенгагене не продвинул мальчика к мечте работать в театре. Он как - то пришёл на дом к известной (в те времена) певице и в растроганных чувствах начал просить ее помочь ему устроиться на работу в театр. Чтобы избавиться от странного и неуклюжего подростка, дама пообещала содействовать ему. Но так и не выполнила данного обещания. Спустя много лет она как - то признается ему, что в тот момент она приняла его за человека, у которого помутился разум…

В те годы сам Ганс Кристиан был долговязым, неуклюжим подростком с длинным носом и тонкими конечностями. По сути, он являлся аналогом Гадкого Утёнка. Но он обладал приятным голосом, которым излагал свои просьбы, и то ли поэтому, или просто из жалости, Ганса все-таки приняли в лоно Королевского театра, несмотря на все свои внешние недостатки. К сожалению, ему давали роли второго плана. Успеха в театре он не достиг, а с ломкой голоса (возрастной) его в скором времени и вовсе уволили…

Но Андерсен в то время уже сочинял пьесу, которая имела пять актов. Он написал королю ходатейственное письмо, в котором убедительно просил монарха дать деньги на издание его труда. В книгу входили также стихи писателя. Ганс сделал все, чтобы книга покупалась, то есть провёл рекламные акции в газете, анонсируя издание, но ожидаемых продаж не последовало. Но сдаваться он не хотел и понёс свою книгу в театр, надеясь поставить спектакль по своей пьесе. Но и тут его ожидала неудача. Ему отказали, мотивируя отказ полным отсутствием профессионального опыта у автора…

Тем не менее, ему дали шанс и предложили учиться. Потому что уж очень сильное у него было желание проявить себя неординарно…

Людьми, которые сочувствовали бедному подростку, была направлена просьба самому королю Дании, в которой они просили разрешить подростку учиться. И «Его Величество» прислушался к просьбам, разрешив Гансу учиться в школе, сначала в городе Слагельсе, а после в городе Эльсиноре, причём за счёт государственной казны…

Такой поворот событий, как ни кстати, подошёл талантливому подростку, потому что теперь ему не нужно было думать о том, как заработать на пропитание. Но наука в школе далась Андерсену нелегко, во - первых он был значительно старше учеников, с которыми учился, и испытывал некий дискомфорт по этому поводу. Также он все время подвергался нещадной критике со стороны ректора учебного заведения, по поводу которой он слишком переживал…. Очень часто он видел этого человека в своих кошмарных снах. После он скажет о годах, проведённых в стенах школы, что это была самая мрачная пора в его жизни…

Завершив свою учёбу в 1827 году, он так и не смог осилить правописание, и до конца жизни делал в письме грамматические ошибки…

В личной жизни ему так же не повезло, он никогда не был женат и не имел своих детей…

Творчество

Первый успех писателю принёс фантастический рассказ под названием «Пешее путешествие от канала Холмен к восточной оконечности Амагера», который был опубликован в 1833 году. За это произведение писатель получил вознаграждение (от короля), которое позволило ему осуществить путешествие за границу, о котором он так мечтал…

Такой факт стал импровизированной стартовой площадкой для Андерсона и он начал писать много разных литературных произведений (в том числе и знаменитые «Сказки», которые его прославили). Ещё раз писатель делает попытку найти себя на театральных подмостках в 1840 году, но вторая попытка, как и первая, не приносит ему полной сатисфакции…

Но зато на писательском поприще он имеет определённый успех, издав свой сборник под названием «Книга с картинками без картинок». Также имели продолжение и «Сказки», которые в 1838 году вышли вторым выпуском, а в 1845 году появились «Сказки – 3»…

Он становится знаменитым писателем, причём известным не только в своей стране, а и в странах Европы. Летом 1847 года он смог впервые посетить Англию, где его встретили триумфально…

Он и дальше старается писать пьесы, романы, стараясь прославиться, как драматург и романист. В то же время он ненавидит свои сказки, которые и принесли ему истинную славу. Но тем не менее сказки из подего пера появляются снова и снова. Последняя сказка, которая была им написана, появилась в период Рождества 1872 года. В том же году по неосторожности писатель упал с кровати и сильно покалечился. Ему так и не удалось оправиться от полученных при падении травм, (хотя прожил после падения ещё целых три года). Скончался знаменитый сказочник летом 1875 года 4 августа. Похоронен он на кладбище Ассистэнс («Assistens») в Копенгагене…

Сочинение

Скандинавский фольклор был той драгоценной средой, которая питала литературную сказку, в том числе и творчество великого датского сказочника X. К. Андерсена, финляндского писателя С. Топелиуса и шведской писательницы С. Лагерлёф. Творчество Ханса Кристиана Андерсена - Чане Кристиан одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы А1Х века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.

Сказки Андерсена занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20-70-х годов XIX века. «Для нас, датчан,- говорил датский писатель-коммунист X. Шерфиг,- Ханс Кристиан Андерсен является подлинно национальным, самобытным писателем, неотделимым от наших родных цветущих островов. В нашем сознании он неразрывно связан с историей Дании, с ее традициями, природой, характером народа, с его своеобразной склонностью к юмору».

Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые. Популярные в России XIX века, они живы и поныне в Советском Союзе. Светлые образы сказок Андерсена, их большие гуманистические идеи особенно близки советскому читателю. Празднование 150-летия со дня рождения Андерсена, состоявшееся 2 апреля 1955 года по решению Всемирного Совета Мира, явилось свидетельством огромного международного значения наследия писателя.

Андерсен - демократ и гуманист, мировоззрение которого складывалось под сильным влиянием традиций Просвещения и современных ему политических событий в Европе; он приветствовал Июльскую революцию во Франции и воспевал «древо свободы», выросшее в Париже. Сочувственно относился он к революционным событиям в Италии, Швейцарии, Греции и к крестьянскому движению у себя на родине. Однако патриархальность Дании того времени, о которой еще Ф. Энгельс писал, что нигде, кроме этой страны, не существует «такой степени нравственного убожества, цеховой и сословной узости...» \ заставила Андерсена настороженно принять события 1848 года и первые шаги рабочего движения в Дании в начале 70-х годов.

У Андерсена не было четкой и определенной политической программы, он стоял на общегуманистнческой позиции. Писатель не принимал участия в борьбе за конституцию у себя на родине, хотя сочувственно относился к передовым идеям эпохи. Он боролся за этический идеал справедливости, добра, любви и человеческого достоинства. Эти просветительские и гуманистические принципы Андерсен положил в основу своего творчества. В самом начале литературного пути писатель следовал традициям романтической школы, но уже в конце 20-х годов выступил против чрезмерной фантастики немецкого романтизма в творчестве его датских эпигонов. В дальнейшем Андерсен требовал, чтобы литература правдиво отражала жизнь.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе. Отец его был башмачником, мать - прачкой; мальчик посещал школу для бедняков, а в 1818 году переехал в Копенгаген, где пытался стать певцом и балетным актером. В 1823 году будущий писатель поступил в школу в Слагельсе, затем в Хельсингёре, в 1828 - в университет в Копенгагене. С начала 30-х годов занимался профессионально литературной деятельностью и много путешествовал. Особое влияние на мировоззрение Андерсена оказало путешествие во Францию, Швейцарию и Италию, Грецию и Испанию. Писатель был членом оппозиционного общества борьбы за свободу печати в Дании. Он читал свои произведения в «Союзе рабочих», а в 1867 году был избран почетным гражданином своего родного города Оденса. К концу жизни великий сказочник стал подлинно народным писателем Дании.

Андерсен начал писать еще в начале 20-х годов и пробовал свои силы в жанрах лирики, романа, драматургии, путевого очерка, биографического этюда и т. д. Даже в самых первых его стихотворениях отчетливо видны мотивы будущих сказок («Русалка с острова Самсё», «Хольгер-Датчанин», «Снежная королева» и т. д.), а позднее его патриотизм («Дания - моя родина») и сочувствие свободолюбивым идеалам («Часовой», «Шильонский замок»).

Большой интерес представляют романы Андерсена «Импровизатор» (1835), затем «О. Т.» (1836), в которых отразился неосуществленный замысел произведений об Июльской революции.

Основная часть наследия Андерсена - его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835-1842; «Новые сказки», 1843-1848; «Истории», 1852-1855; «Новые сказки и истории», 1858-1872), сделавшие его имя всемирно известным.

Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля», «Калоши счастья» и др.).

Своеобразие этих замечательных сказок заключается в том, что Андерсен, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.). Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.


Творчество Ханса Кристиана Андерсена одно из самых значительных явлений в истории датской и мировой литературы XIХ века. Автор многочисленных произведений в различных жанрах, он достиг вершины в своих сказках, ибо необычайно велики гуманистическое, идейное и эстетическое значение этих сказок, раскрывающих мир больших и чистых человеческих чувств, глубоких и благородных мыслей.
Сказки Андерсена - одно из значительнейших явлений мировой литературы XIX века. Они занимают важное место в истории национальной культуры Дании, так как писатель вложил в них глубокий конкретно-исторический смысл. В его произведениях дана широкая критика датского общества 20—70-х годов XIX века.
Сказки Андерсена дороги и понятны людям разных возрастов, разных эпох, разных стран. Они способствуют формированию детского сознания, воспитывают в духе демократизма. Глубокое философское содержание видят в них взрослые.
Необыкновенная, увлекательная фабула соединяется в сказках Андерсена с высокими нравственными идеалами, простодушная наивность переплетается с глубокой жизненной мудростью, реальная действительность - с вдохновенным поэтическим вымыслом, благодушный юмор - с тончайшей иронией и сарказмом. Удивительное смешение забавного и серьезного, смешного и печального, обыденного и чудесного составляет особенность стиля Андерсена. Его сказки, подлинно демократические по всему строю мыслей и чувств, проникнуты верой писателя-гуманиста в грядущее торжество социальной справедливости, в победу доброго, истинно человеческого начала над силами зла.
Жизнь Андерсена проходила в странствиях. Страной, явившейся в глазах путешественника земным воплощением Эдема, стала Италия. Действие многих его сказок и историй разворачивается в Италии или переносится туда («Дюймовочка», «Русалочка» и др.). Будучи в Германии, беседовал он с Якобом Гриммом. Сказки братьев Гримм повлияли на его творчество: следы влияния особенно отчетливы в сказках «Большой Клаус и Маленький Клаус», «Огниво», «Голубой огонь». Жанр сказки стал для Андерсена универсальной формой эстетического постижения действительности. Именно он ввел сказку в систему «высоких» жанров.
Основная часть наследия Андерсена — его сказки и истории (сборники: «Сказки, рассказанные детям», 1835—1842; «Новые сказки», 1843—1848; «Истории», 1852—1855; «Новые сказки и истории», 1858—1872), сделавшие его имя всемирно известным.
«Сказки, рассказанные детям» (1835—1842) основаны на переосмыслении народных мотивов («Огниво», «Дикие лебеди», «Свинопас» и др.), а «Истории, рассказанные детям» (1852) — на переосмыслении истории и современной действительности. При этом даже арабские, греческие, испанские и иные сюжеты обретали у Андерсена колорит датской народной жизни.
Пользуясь народными датскими сюжетами и создавая новые оригинальные сказки, Андерсен внес глубоко актуальное содержание в свои произведения, отразил в них сложные противоречия современной ему действительности («Маленький Клаус и Большой Клаус», «Принцесса на горошине», «Новое платье короля» (любимая сказка Льва Толстого), «Калоши счастья» и др.).
В ранних сказках Андерсен особенно близок фольклорным источникам. «В первом выпуске,- писал он в автобиографии,- находились сказки, слышанные мною в детстве; я же только записал их». Но в действительности дело не ограничилось простой записью. Писатель преобразовал каждый сюжет, подчиняя его своей собственной художественной манере. С первых же строк в произведении развертывается стремительное действие и перед глазами читателя возникает живой образ героя. Андерсен сознательно подчеркивал в народных сказочных сюжетах социальный подтекст, еще более усиливал присущий народному творчеству оптимизм. Когда лихой солдат из сказки «Огниво» одолел злого короля и его советников, «весь народ закричал: «Служивый, будь нашим королем и женись на прекрасной принцессе!»
Маленький Клаус благодаря природному уму и находчивости решительно расправляется со своим мучителем - жадным и завистливым богачом Большим Клаусом, и в тоне автора чувствуется удовлетворение («Маленький Клаус и Большой Клаус»).
Необыкновенная сила самоотверженной любви Элизы к своим братьям помогает ей выдержать все испытания и одержать победу над злыми чарами. При этом среди врагов доброй девушки мы видим не только сказочную королеву-колдунью, но и обыкновенного католического епископа («Дикие лебеди»).
Творческий расцвет Андерсена, сделавший его королем сказочников, пришелся на конец тридцатых и сороковые годы. Появляются такие шедевры, как "Стойкий оловянный солдатик" (1838), "Соловей", "Гадкий утенок" (обе - 1843), "Снежная королева" (1844), "Девочка со спичками" (1845), "Тень" (1847), "Мать" (1848) и другие.
Иногда сказки превращаются в целые повести, в которых фольклорная основа сочетается со свободным вымыслом. В «Снежной королеве», как и в других сказках, высокая нравственная идея вытекает из самого сюжета. В сердце маленького Кая попадает осколок дьявольского зеркала. «Отражаясь в нем, все великое и доброе казалось ничтожным и скверным, все злое и худое выглядело еще злее, и недостатки каждой вещи тотчас бросались в глаза». Но Герда не может оставить друга в беде. Чтобы освободить его от колдовства, она выдерживает немыслимые испытания, обходит босиком полсвета. И когда мальчик и девочка вернулись из холодной Лапландии в родной дом, они почувствовали себя совсем взрослыми.
Размышления о собственной необыкновенной судьбе определили характер многих героев Андерсена — маленьких, беззащитных в огромном мире, средь закоулков которого так легко затеряться. Стойкий оловянный солдатик, Дюймовочка, Герда, Трубочист, Ромашка — эти и другие герои воплощают авторский идеал мужества и веры в добро.
Всемирно известная сказка «Стойкий оловянный солдатик» - печальная история беззаветной любви одноногого оловянного солдатика к картонной танцовщице полна глубокого гуманистического смысла. Награда Стойкому оловянному солдатику — возможность взглянуть на прелестную танцовщицу и сгореть то ли от огня печки, то ли от любви; гибель обоих воспринимается не как трагедия, а как торжество любви. Эта сказка звучит как гимн человеческому достоинству и самоотверженности. Игрушки ведут себя, как люди, они наделяются разумом и чувствами.
Своеобразие замечательных сказок Андерсена заключается в том, что он, с одной стороны, необычайно очеловечил, приблизил к жизни самые фантастические персонажи своих произведений («Дюймовочка», «Русалочка»). С другой стороны, он придал фантастичность обыкновенным, реальным предметам и явлениям. Люди, игрушки, предметы домашнего обихода и т. д. становятся героями его произведений, переживают невиданные волшебные приключения («Бронзовый кабан», «Штопальная игла», «Воротничок» и т. д.).
Неувядаемую прелесть придают сказкам андерсеновский юмор и живой разговорный язык. Необычайно велика в них и роль рассказчика. Сказочник выработал свою манеру повествования — непосредственно-наивную, мягко-ироничную. Его рассказчик умеет любоваться всем тем, что нравится детям, оставаясь при этом взрослым. Рассказчик является носителем этического идеала Андерсена, выразителем его кредо, образцом его положительного героя. Он раскрывает бедственное положение народа и осуждает его поработителей, он обличает пороки светского общества.
Андерсен становился европейской знаменитостью: его сказки сдали экзамен на вечность в столице мировой культуры - Париже. С тех пор Андерсен стал называть свои сборники "Новые сказки", подчеркивая, что они адресованы не только детям, но и взрослым. Ведь именно взрослые оценили философскую сатиру "Нового платья короля" и "Тени", антиобывательский пафос "Дюймовочки", поднятые проблемы искусства в "Соловье".Действительно, сказки Андерсена многожанровы. Так, "Штопальная игла", "Жених и невеста", "Воротничок", "Свинья-копилка", "Истинная правда" близки к басне; "Старый дом", "Девочка со спичками" по сути новеллы; "Новое платье короля", "Снежная королева" - философские притчи.
Андерсен не берет на себя миссию морализатора, хотя его сказки и истории в высшей степени поучительны. Они развивают в читателе неизменную любовь к жизни, мудрость по отношению ко злу, формируют то гармоничное состояние духа, которое и является залогом счастья. Философия жизни выражается в словах сказочника: «Нет на свете такого человека, которому бы хоть раз в жизни не улыбнулось счастье. Только до поры до времени счастье это скрывается там, где его меньше всего ожидают найти».
В России сказки Андерсена появились в середине 40-х годов 19в. благодаря профессору Петербургского университета П. А. Плетневу, опубликовавшему первые переводы. Это были сказки «Лист», «Бронзовый кабан», «Роза с могилы Гомера», «Союз дружбы». И вот уже более столетия они наводят на размышления не только детей, но и взрослых. Их герои, сюжеты, положения подарили нам афоризмы и поговорки, метафоры и аллегории, темы и философские обобщения... Голый король ("А король-то голый!"), гадкий утенок, ставший прекрасным лебедем, принцесса на горошине, бедный Кай, верная Герда, бессердечная Снежная королева, стойкий оловянный солдатик, нежная Дюймовочка... - в нашей культуре они стали устойчивыми образами, которые можно встретить в самых разных текстах: художественных, публицистических, критических, научно-популярных. Андерсену, как никому в мире, удалось в сказке выразить целую философию жизни, оттого его книги сопровождают нас от колыбели до мудрых седин.