Эрмитаж в стиле барокко. Зимний дворец
Эрмитаж — это не только величайший художественный музей, но и главная императорская резиденция на протяжении многих лет. Сегодня я предлагаю осмотреть интерьеры дворца, в том числе и служившие царской семье.
// Часть 38
1. Дворец, в первую очередь — шедевр барокко авторства знаменитейшего Растрелли.
2. Перед ним находится главная площадь города — Дворцовая.
3. Другую сторону площади образует Генеральный штаб со знаменитой сикстигой на арке. Сейчас левое крыло здания принадлежит Эрмитажу, там будут выставлены картины из собраний Щукина и Морозова, а также современное искусство, появятся Музей наград, Музей Гвардии, Комнаты Фаберже.
4. Долгое время главным флагштоком страны был этот.
5. Кровля дворца заставлена многочисленными скульптурами и вазами.
6.
7.
8. В состав музея кроме Зимнего дворца включено несколько зданий. Даже есть крытый переход над каналом — в Эрмитажный театр.
9. Арка переброшена через Зимнюю канавку.
10. Дворовые фасады не уступают парадным.
11.
12. Перво-наперво от входа попадаем на парадную лестницу, называемую Иорданской.
13. Своё название она получила по празднику Крещения, когда по ней спускался крестный ход к Неве, чтобы окунуться в полынью — иордань.
14. Первоначально построенная Растрелли, лестница сгорела в 1837 году и была восстановлена архитектором Стасовым.
15. Потолок лестницы великолепно смотрится фоном для живых цветов.
16. Вообще, гуляя по Эрмитажу, нужно постоянно поглядывать наверх.
17. Абсолютно везде своды покрыты разными, но всегда великолепными орнаментами.
18.
19.
20.
21.
22. Запрокинув голову, незаметно добрались до Белого зала.
23. Он был создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году на месте трёх гостиных.
24. Лоджии Рафаэля созданы в 1780-х годах архитектором Дж. Кваренги о заказу императрицы Екатерины II. Они подражают галерее Ватиканского дворца, расписанной по эскизам Рафаэля.
25. Лоджии расположены в здании Нового Эрмитажа, неподалёку от парадной лестницы.
26. Новый Эрмитаж построен в 1842-1852 годах по проекту немецкого архитектора Леона Кленце.
27. Дальше осмотрим ряд комнат в Старом Эрмитаже, оформленных интерьерами XIX века.
28. В залах без отделки представлена мебель, ковры, картины и пр.
29. Зато оконные рамы и многие стёкла в них — оригинальные, ещё царских времён.
30. Интерьеры оформлены в разных стилях.
31. Строгая классика.
32.
33.
34. Пышное барокко.
35.
36.
37. Имперский стиль Александра I.
38.
39. Готика.
40.
41. Замечательная библиотека в готическом стиле, принадлежавшая Николаю II.
42.
43.
44. Вот гостиная в стиле «второго» рококо.
45.
46.
47. Инкрустированная перламутром столешница.
48.
49. Кроме общего обзора интерьеров интересно также вглядываться в детали.
50. Иногда можно заметить забавные вещи.
51. А вот подчёркнуто русский интерьер.
52. И даже будуар с восточным колоритом.
53. Гербовый зал, готовящийся к очередной выставке.
54. В Большом Тронном, или Георгиевском зале находился главный трон Российской империи.
55. Малиновый будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Он был создан в 1853 году по проекту архитектора Г.А. Боссе в стиле «второго» барокко. Зал поделен на две зоны, разделённые декоративной аркой альков.
56. Прямо над будуаром была комната фрейлин, и императрица могла слышать топот ног детей Екатерины Долгорукой, многолетней любовницы Александра II.
57. Зал поражает богатством отделки, но знание о происходившей здесь семейной драме навевает мрачное настроение.
58. Последний кадр — Висячий сад Малого Эрмитажа. Во время блокады сотрудниками музея здесь был устроен огород, позволивший многим не умереть от голода.
VIII века.
Дерево; резьба, окраска, роспись, золочение.
75х37х37
Государственный Эрмитаж
Столик происходит из собрания известного петербургского коллекционера Ю.Э. Озаровского. Начав собирать коллекцию в конце 1890-х годов, Ю.Э. Озаровский создал в своем небольшом доме в Соляном переулке в Петербурге частный музей под названием «Старый домик. Экскурсоводом был сам хозяин - великолепный рассказчик, страстный любитель старины, автор ряда публикаций об антикварном рынке того времени. Этот столик «в стиле рококо упомянут в путеводителе «Старый домик Ю.Э. Озаровского
Столик туалетный
Санкт - Петербург. Середина Х VIII века.
Дерево; резьба, золочение, окраска; обивка - штоф.128х175х65
Государственный Эрмитаж
Подобные «стильные вещи, предназначавшиеся для парадных анфилад, как правило, задумывались архитекторами одновременно с остальными деталями убранства: дверьми, люстрами, паркетами, резными картушами, обрамлениями зеркал и десюдепортов.
Основное внимание мастера сосредоточено не на удобстве, а на декоративных качествах канапе: сиденье слегка приподнято, что придает особую монументальность. Вместо обычной в барочной мебели для сидения мягкой спинки в резном фигурном обрамлении мастер украшает всю ее поверхность обильной орнаментикой, в которой преобладают мотивы раковин. Блеск позолоты оттеняет зеленая окраска фона резьбы. Обивка под цвет окраски выполнена из зеленого штофа нескольких оттенков.
Характерные контрастные сопоставления форм, масс, фактур отражены и в своеобразных картушах на спинке, которым придана объемность за счет специальных подложек. Мягкий матрац, который клали на сиденье, не сохранился.
Стол-консоль
Санкт - Петербург. Середина XVIII века
дерево; резьба, золочение, окраска
150х92х57
Государственный Русский музей
В эпоху барокко в России все чаще появляется мебель, выполненная в технике наборного дерева. Однако, в отличие от сложных сюжетных композиций западноевропейских образцов, русские ремесленники нередко использовали в декоре повторяющийся геометрический рисунок. По своему виду и технике он был чрезвычайно близок к узорным орнаментам паркетных полов, поскольку исполнителями, как правило, явились те же мастера «наклейной работы.
С 1750-х годов для столичной наборной мебели становится типичным включение в мозаичный орнамент деталей из моржовой кости. Именно в Петербург во время сезонных заработков отправлялось большинство северных мастеров-косторезов, отлично владевших техникой маркетри. Среди них особенно выделялся мастер костяных дел Осип Дудин, который, судя по его объявлению в «Санкт - Петербургских ведомостях за 1761 и 1764 годы, умел делать не только различные изделия из кости, но и «шкатулы, баулы, кабинеты из разных дерев. До нашего времени сохранились уникальные образцы корпусной мебели, поверхность которых полностью покрыта тонкими резными костяными пластинами со сквозным узоров наподобие ажурного кружева или снежной изморози.
Особым видом декорировки являлась и лаковая роспись. Еще с петровских времен на восточный манер отделывались целые кабинеты ли. Как их тогда называли, «лаковые каморы. Как правило, их украшали подлинные образцы китайского искусства, в значительном количестве переправляемые в Москву, Петербург, другие города России через Кяхту и Иркутск. Однако появлялись и предметы, сделанные в подражание им в стиле «шинуазри. Примером такой мебели может служить кабинет белого расписного лака, выполненный в 1759 году «лакирным мастером Кондором (по другим документам - Конрадом) по заказу великой княгине Екатерины Алексеевны для «Эрмитажа в Ораниенбауме.
Сам факт существования в Петербурге налаженного производства наборной и лакированной мебели свидетельствует о появлении в столице уже в середине ХVIII века мастеров, способных производить самые модные предметы обстановки. Помимо приезжих «вольных ремесленников их исполняли и казенные столяры ведущих петербургских ведомств, прежде всего Канцелярии от строений.
Крупнейшая в стране строительная организация, где были сосредоточены наиболее значительные силы мастеровых, Канцелярия сделалась для них своеобразной Академией художеств. Ведомство постоянно заботилось и о будущих кадрах. Дети всех ремесленников обучались грамоте в специальной школе, а с двенадцати лет каждого воспитанника начинали приобщать к какому-либо ремеслу. 11
По объему выполнявшихся работ и штату ремесленников с Канцелярией могла сравниться лишь Адмиралтейств-коллегия, в которой на 1751 год, согласно ведомостям относящейся к ней Партикулярной верфи, числилось семьсот пятьдесят пять охтинских «переведенцев; из них умеющих изготавливать художественную мебель - отделки домов знати, поскольку еще в петровское время жившие на Охте ремесленники зарекомендовали себя как исполнители качественных и относительно недорогих «домов уборов.
Крупнейшие ведомства - Канцелярия от строений, Адмиралтейств-коллегия, Академия наук и Каморцалмейстерская контора, ведавшая внутренним убранством императорских резиденций, опосредованно влияли на общую художественную направленность петербургского мебельного искусства. Как ведущие архитекторы, так и вдохновившие из «команды мастера-ремесленники были постоянно заняты не только государственными заказами, но и многочисленными частными работами в домах состоятельных жителей столицы.
Кроме того, с ними были тесно связаны и цеховые ремесленники, периодически привлекавшиеся к совместным подрядным работам.
Все эти сведения заставляют с большой осторожностью отнестись к известному высказыванию Екатерины II: « Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы, комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. 13 На основаниях этих слов обычно делается вывод, что количество мебели в жилых помещениях середины XVIII века, даже во дворцов по желанию Елизаветы Петровны одновременно строилось сразу несколько. Однако для личных покоев всегда можно было купить мебель на собственные деньги, не дожидаясь разрешения императрицы. Поэтому в конце концов молодая великая княгиня Екатерина Алексеевна (будущая императрица) стала сама заниматься обстановкой отведенных ей комнат, и, как видно из ее «Записок, вполне успешно. 15
Надо заметить, что мебели, которую изготавливали или продавали в столице, хватало не только петербуржцам, но и жителям других городов России. Бывали случаи, когда знатный вельможа делал сразу несколько копий для различных владений, как, например, граф А.П. Бестужев-Рюмин, который построил себе дом в Москве в 1753 году «по самому точному образцу существовавшего его дома в Петербурге: все комнаты здесь были расположены точно так, как и в петербургском доме. 16
Как следствие усилившейся деятельности по убранству интерьеров в 1731 году издается в Москве при Сенате специальный «Пошлинный тариф, в котором упоминается немало «домовых уборов и различных дорогих материалов, ввозимых из-за границы. Тут есть, в частности, ореховое дерево в «досках, красное, «желтое и «синее дерево «в поленьях, стекла «французские, «гамбургские и «любские (то есть из Гамбурга и Любека). Среди предметов мебели особенно выделены столы и стулья «всяких рук, кабинеты, «шкатулы, геридоны, кроватные уборы, расписные и лаковые доски, а также горки под «ценинную (фарфоровую) посуду.
Однако совершенно ясно, что большинство москвичей, так же как и жителей провинциальных городов, были далеки от модных нововведений, обставляя свои дома при помощи доморощенных умельцев. Вот как описывает А.Т. Болотов увиденную им по возращении из Петербурга в 1750 году «наилучшею и первейшую комнату в своем имении: «В переднем углу стоял длинный стол, в другом была матери моей кровать, в третьем печь и подле нее широкая скамья, а в четвертом стоял на лавках так почерневший шкафчик. Что надлежало разве скоблить ножом, чтоб узнать, что он был некогда крашен красками. 17
Зато зять Болотова обустроил свой дом с гораздо большим комфортом; он создал специальные мастерские, где работали крепостные «резчик, кузнец, слесарь, седельник, несколько человек ткачей, портных, сапожников и других тому подобных мастеровых и рукодельных людей. 18 С началом правления Екатерины II, когда многие дворяне, освободившись от обязательной воинской службы, вернулись в свои имения, процесс обустройства стал заметно интенсивнее, а русское мебельное искусство приблизилось к своему наивысшему подъему.
Канапе
Санкт - Петербург. Середина Х VIII века
Дерево; резьба, золочение; обивка - вышивка шерстью крестом. 129х294х54
Государственный Эрмитаж
Канапе эпохи барокко присуща некоторая гипертрофированность форм, сложность изменчивого силуэта, броская полихромность. В данном случае обивка искусно составлена из нескольких вышивок более раннего времени.
Торшер
Санкт - Петербург. Около 1762.
Дерево; резьба, золочение. 474х140х90
Государственный Эрмитаж
Шестиярусный на двадцать девять свечей торшер со скульптурными фигурками путти является уникальным образцом первоначального убранства Зимнего дворца, выполненного по проектам Растрелли. Пышная резная орнаментика, стремление под декорировкой скрыть конструкции изделия, воспринимавшегося неразрывно с остальным резным убранством интерьера, - характерные черты парадной мебели эпохи барокко.
Канапе
Санкт - Петербург. По проекту Ф.Б. Растрелли. 1750-е
Дерево; резьба, золочение; обивка - штоф
123х229х69
Царское Село
Выполнено по проекту Растрелли для обстановки парадных залов Большого Царскосельского дворца под руководством австрийского резчика-скульптора И.Ф. Дункера
Стулья
|
Россия. 1750-1760-е
Дерево; резьба, окраска, золочение; обивка - штоф 105х54х48
Государственный Эрмитаж
Стул в центре публикуется впервые
Окрашены «на ореховый колер. Верх спинки, ножки и царга украшены резными золочеными рокайлями. Рельефные контуры конструкции выделены позолотой. На оборотной стороне спинок стульев вырезаны латинские литеры: D, G, L. Если предположить, что это обозначение последовательности изготовления стульев, то можно сделать вывод, что их было по крайней мере четырнадцать. Подлинная обивка стульев представляет собой вышитые накладки, закрепленные на штофной ткани. Это не что иное, как детали от отделки кроватного ламбрекена. Выйдя из моды или износившись, стоивший немалых усилий и кропотливого труда вышитый «кроватный убор аккуратно разрезался и становился украшением мебели. Подобные примеры не единичны и указывают на то, что обивка может быть не только более позднего, но и гораздо более раннего происхождения, чем сама вещь в целом.
Резные спинки стульев
Санкт - Петербург. Вторая треть XVIII века
Орех, дуб; резьба; обивка - кожа. 95х51х42
Государственный Эрмитаж
Стул и кресло справа публикуются впервые.
Стул из обстановки парадных интерьеров усадьбы графа А.Р. Воронцова
Середина XVIII века
Дерево; резьба, золочение, окраска. 110х48х58
Кресло из обстановки парадных интерьеров усадьбы графа А.Р. Воронцова
Россия. Владимирская губерния Усадьба Андреевское
Мастерские графа А.Р. Воронцова
Середина XVIIIвека
Дерево; резьба, золочение, окраска. 120х57х60
Государственный музей архитектуры
Паркет из западного китайского кабинета Большого дворца в Петергофе .
|
Общий вид и фрагменты
Санкт - Петербург. Мастер О. Дудин
Около 1777
Дерево; кость, фольга; рельефная и ажурная резьба, гравировка. 94х86,4х39
Частное собрание
Бюро - кабинет с верхней откидной крышкой и четырьмя выдвижными ящиками имеет пять бронзовых ключевин, две бронзовые боковые ручки для переноса кабинета, шесть костяных ручек для выдвигания ящиков да - на кронштейнах, поддерживающих откидную доску. Кабинет обложен костяными пластинами, прикрепленными к деревянной основе с помощью клея и тонких костяных шпилек.
Поверхность кабинета украшена тридцатью шестью рельефными пластинами, двадцать их которых в черных рамках. На восьми пластинах портретные изображения русских императоров и императриц ХVIII столетия.
Фасад кабинета, помимо пластин с портретными изображениями, украшен еще двенадцатью рельефными пластинами.
Все тридцать шесть рельефных изображений декорированы пластинами ажурной сквозной резьбы растительного характера с фигурами птиц и животных. Под которые подложена цветная фольга: зеленого, красного и золотистого цвета. Остальные пластины с изображениями цветов, травяного орнамента, цветов и деревьев в вазонах, которыми обложен кабинет - бюро, выполнены в технике гравировки.
Эти рисунки нанесены на костяные пластинки неглубоко прорезанными линиями, штрихами и сеткой и протравлены зеленой, коричневой, красной или черной краской. Резьба по кости в северных областях России существовала с давних пор, но наибольшую популярность и распространение, костяные изделия получили по второй половине ХVII века. Существовало несколько центров костяного искусства: на севере - Холмогоры, Архангельск, в центре, в Москве - Оружейная палата (в ХVII столетии), но после основания. Санкт - Петербурга, в первой половине ХVIII века происходит перераспределение художественных сил страны, и к середине века наиболее искусные мастера трудятся в столице. Их работы формируют спрос на костяные изделия. Мастера-косторезы заполняют рынок мелкими поделками: ларцами, шкатулками для рукоделия, туалетными коробочками, гребнями.
Для более состоятельных покупателей они изготавливают настольные кабинеты, туалеты, бюро. Самым дорогостоящим было изготовление предметов мебели, когда деревянный остов облицовывали костяными пластинами, украшенными тончайшей резьбой.
Бюро-кабинет
Санкт - Петербург. Мастера Адмиралтейств-коллегии. 1750-е.
Дерево; резьба, золочение, полихромная окраска.
Государственный Эрмитаж.
Картуш - один из редких подлинных образцов убранства петербургских интерьеров эпохи барокко. Сочная объемная резьба контрастирует с гладким средником, на котором помещен расписной герб графа П.И. Шувалова.
Позолота, как это характерно для ХVIII века, нанесена на плотный слой левкаса и красного полимента - клеевого состава, служащего для более крепкого приклеивания листочков золотой фольги к поверхности резьбы. Некоторые детали (плоды и цветы в венках, фигурки путти, женские полуфигуры) расписаны прямо по позолоте; обнаженные участки тела - в бледно-розовый цвет, волосы - в темный, выделены глаза, ресницы, брови, нанесены румяна на щеки. Подобный прием раскраска «под натуру был особенно типичен для корабельной резьбы XVIII века, которую выполняли мастера Адмиралтейств-коллегии.
Кабинет
Санкт - Петербург. Мастер Ф. Кондор 1759
Дерево; роспись по лаку, резьба. 234х91х57
Ораниенбаум
Бюро было сделано на заказ для юной великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрица Екатерины II), о чем имеется запись в ее расходной книге: «Лакировалному мастеру Кондору за сделанный им в1759 году в Ораниенбаумской Ермитаж лакированной кабинет - 600 (рублей) - сумма по тем временам весьма значительная. Для сравнения, месячный оклад «кабинетного дела мастера Ф. Мартынова в Канцелярии от строений составлял сто восемьдесят рублей.
Танцевальный зал Большого дворца в Царском Селе
|
Архитектор Ф.Б. Растрелли. 1750-е
Задуманный Растрелли зал стал «визитной карточкой эпохи императрицы Елизаветы Петровны. По-барочному вытянута форма зала (ширина 17, длина 47 метров), фактурное и цветовое разнообразие в отделке, многократно отраженной зеркалами в резных золоченых рамах, создают мажорно-приподнятое настроение.
Зимний дворец в Санкт-Петербурге : история и современность. Кто создавал проекты и строил, почему не все владельцы любили квартировать во дворце?.
Главная и самая большая резиденция русских царей, Зимний дворец , — творение архитектора Бартоломео Франческо Растрелли (1700 — 1771). Итальянского парижанина, придавшего Санкт-Петербургу столь узнаваемый парадный облик.
Внушительное здание дворца одним своим фасадом отражающееся в глади Невы, а другим выходящее на громадную внушает трепет гигантским размахом. Россияне же при взгляде на него ощущают законную гордость за Родину! На 210 метров вытянулось каре вдоль набережной — 175 метрам равняется его ширина!
Краткое описание
Сохранившийся комплекс Зимнего дворца выстроили в середине XVIII века в архитектурном стиле барокко. Отличающимся пышностью и богатством деталей. Первоначально и интерьеры оформили в ровно таком же стиле. Сегодня выглядящим избыточно пафосно.
В 70-х годах столетия, при Екатерине II, внутри появились более скромно отделанные помещения. Зато, впрочем, более изящные и стильные — их создавали архитекторы Иван Егорович Старов и Джакомо Кваренги.
Точное количество внутренних залов нигде не сообщается: их приблизительно около 1 100. Не стоит думать, что это в подметки не годится, скажем, Мадридскому королевскому дворцу. Просто площадь и высота (на 2 этажа) парадных залов царской резиденции не имеет прецедентов в Европе… и мире.
- Общая площадь помещений составляет приблизительно 60 000 м2
Заметим, что дворец не всегда был окрашен в бирюзово-белые цвета. После пожара 1837 года его, например, перекрасили в песочно-охристый. Белые колонны и архитектурный декор первоначально выделялись на фоне стен, но впоследствии все закрасили «под песчаник».
Архитектор Карл Иванович Росси при возведении Главного штаба предлагал выкрасить все здания на Дворцовой площади в строгий серый цвет с выделением декора и колонн белым. Должно было получится крайне торжественно… но проект не получил одобрения.
Сегодня Зимнему дворцу вернули исторический колор: бирюзовые стены с белыми колоннами и желтым архитектурным декором.
- Интересно, что до второй половины XIX века в Санкт-Петербурге не строились здания, по высоте превышавшие Зимний дворец, то есть 23.5 метра!
В Зимнем дворце, а также пристроенных к нему позднее Малом, Старом и Новом Эрмитажах размещены коллекции . И одного самых больших в мире, разумеется. Собрание насчитывает более 3 млн. единиц хранения!
Помимо гигантского собрания картин и скульптур, гобеленов и ваз, ювелирных украшений и Египетской коллекции, посетители могут увидеть оригинальное убранство парадных и жилых анфилад.А равно залов для приемов и балов, камерных помещений для работы и повседневной жизни царственных особ, их родственников и гостей.
История и архитектура
Первоначально на месте, где находится Зимний дворец, располагался особняк адмирала Федора Матвеевича Апраксина. Что вполне логично, ведь поблизости расположено и Адмиралтейство, строившее российский флот.
По воспоминаниям современников, адмиральская усадьба была самой большой и красивой во всем Петербурге. После же смерти флотоводца здания и земли отошли малолетнему императору Петру II, поскольку Апраксины приходились родственниками Романовым.
Первый Зимний дворец
в Санкт-Петербурге был возведен в глубине участка между Невой и Миллионной улицей. В 1712 году деревянное двухэтажное здание перестроили в камн. В качестве свадебного подарка его преподнес царю Александр Данилович Меншиков.
В 1716-1720 году резиденцию перестроили и расширили по проекту архитектора Георга Маттарнови. Строительство велось, в том числе, на насыпной территории, отвоеванной у Невы.
Второй Зимний дворец находился там, где сегодня высится Эрмитажный театр. Интересно, что при перестройке 1783-1787 годов бережно сохранили личные покои Петра I и Екатерины Алексеевны на первом этаже.
Петр переехал в зимнюю резиденцию из своего в 1720 году. И здесь же в 1725 году первый император России и умер (28.01 -8.02 по новому стилю).
В 1732-1735 году для императрицы Анны Иоанновны выстроили третий дворец. По проекту, созданному отцом Франческо Растрелли, Карло Бартоломео. Он был куда размашистей петровской резиденции. И располагался главным образом по другую сторону Зимней канавки, ближе к Адмиралтейству.
Эпоха Елизаветы Петровны
Во времена дочери Петра, обожавшей роскошь, к палаццо вовсю пристраивали флигеля и служебные корпуса. Комплекс разрастался вне всякого генерального плана. И все больше походил на какой-нибудь стамбульский Топкапы, нежели на европейскую резиденцию. В итоге решили, что это недостойно великой империи и приступили к постройке нового дворца.
Сохранившийся до наших дней комплекс выстроен по проекту архитектора Растрелли-сына. Заложили его при императрице Елизавете Петровне (1754 год) и в основном закончили (1762 год) лишь при Екатерине II.
Сохранившееся здание считается пятым Зимним дворцом. Поскольку на время его строительства для проживания Елизаветы Петровны был выстроен четвертый — деревянный.
Он находился чуть поодаль: на Невском проспекте, между Мойкой и Малой Морской улицей. Строительство временной резиденции велось весной-летом 1755 года и было закончено к ноябрю.
Личные покои царицы располагались вдоль Мойки, окна выходили на Строгановский дворец. Стоящем на другом берегу реки.
Флигель в котором жил наследник престола, будущий Петр III, со своей женой Екатериной Алексеевной (будущая Екатерина II), вытянулся вдоль Малой Морской улицы.
При Екатерине II
В 1764 году императрица Екатерина II купила коллекцию, положивших начало всемирно известному собранию Эрмитажа. Первоначально полотна размещались в личных покоях дворца и не были доступны для осмотра. А название произошло получило от французского l’Ermitage, то есть «уединенный».
- Достройка, переделка (Екатерина не жаловала «золотую» пышность своей предшественницы) и расширение дворца продолжалось во все царствование Екатерины Великой (1762-1796)
От времени этой императрицы сохранилось мало — при Николае I внутренние интерьеры основательно перестроены. О преференциях и вкусах блестящей екатерининской эпохи свидетельствуют разве что
- великолепные Лоджии Рафаэля, созданные по точнейшим копиям, прибывшим из Папского дворца в Ватикане;
- и роскошная Большая дворцовая церковь, в точности воссозданная Стасовым после пожара 1837 года.
Специальное здание для Лоджий вдоль Зимней канавки создал Джакомо Кваренги.
Елизавета въехала в свою новую зимнюю резиденцию задолго до окончания отделки. А вот принимал здание «в эксплуатацию» ее наследник, император Петр II. Обосновавшийся в новых апартаментах в апреле 1762 года.
Анфилада парадных залов занимала всю длину северного, невского фасада дворца. А в северо-восточном ризалите разместилась Посольская или Иорданская лестниц. Напротив нее на Неве на Крещение по традиции прорубали прорубь, в которой освящали воду.
Императрица Екатерина II Зимний дворец, как и свою предшественницу, не очень жаловала. Растрелли немедленно отставили от дел, а работы поручили архитектору Жану-Батисту Валлен-Деламоту. В 1764-1775 годах он в содружестве с Юрием Матвеевичем Фельтеном создал Малый Эрмитаж.
В котором Екатерина устраивала приватные вечера и хранила художественные коллекции. Для прогулок императрицы обустроили Висячий сад.
Роскошный Павильонный зал в торце здания, выходящем на Неву, создали позже, в середине XIX века по проекту Андрея Ивановича Штакеншнейдера. В нем сегодня находятся знаменитые часы в виде павлина и уникальная древнеримская мозаика.
От Павла до Николая II
Павел I вынуждено жил в Зимнем дворце, пока строили его собственную резиденцию, Михайловский замок. А вот два последующих императора: Александр I и Николай I, квартировали преимущественно здесь.
Первый любил путешествовать и потому не видел особой разницы, где ему проживать. Второй же буквально олицетворял себя с мощью России. И не мог помыслить жить в каком-либо ином, меньшем, дворце. Большинство сохранившихся парадных и жилых интерьеров относится ко времени правления Николая I.
В первой трети XIX века по проекту архитектора Карла Ивановича Росси создали Военную галерею в память о героях Отечественной войны, и ряд других помещений.
Пожар 1837 года и восстановление
Кстати, именно при Николае I, в 1837 году, в Зимнем дворце случился грандиозный пожа. После которого резиденцию восстанавливали буквально с нуля. Трагический инцидент случился вид незадолго до Рождества, вечером 17 декабря (29 по новому стилю). Причиной предположительно стал возгорание в печной трубе.
При восстановлении применялись новаторские для того времени строительные решения. В частности, железные балки в перекрытиях, и новые системы дымоходов. И, возможно, поэтому дворец после ремонта сохранился в неизменном облике — уж слишком роскошными получились парадные интерьеры…
Работами по восстановлению руководили: Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов. Кстати, брат знаменитого живописца, написавшего эпический «Последний день Помпеи». Ежедневно на стройке трудилось свыше 8 тысяч человек.
Большая часть залов получила иное убранство в стиле зрелого русского ампира. Интерьеры стали намного роскошнее, чем прежде.
При Александре II жилые залы Зимнего дворца основательно переделали, оформив их по моде того времени.
Следующие два царя предпочитали здесь не жить. Александр III с семьей по соображениям безопасности уехал за городом. А когда выезжал из Большого Гатчинского дворца, останавливался в Аничковом на Невском проспекте.
Его старший сын, Николай II, в основном использовал Зимний для роскошных балов. Хотя на втором этаже западной анфилады сохранились и личные апартаменты последнего императора.
Бывавшие в Санкт-Петербурге иностранные государи обычно жили здесь, как в отеле. Под нужды очередного гостя отводились целые анфилады залов. Также в императорской резиденции квартировали и великие князья — места хватало всем.
Зимний дворец: залы
Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.
Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…
Невская парадная анфилада
Ее начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.
За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.
Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.
Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.
Восточная анфилада
Парадные помещения (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.
Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.
Практическая информация
Адрес: Россия, г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб.32
Время работы: 10:30 — 18:00: вторник, четверг, суббота, воскресенье; 10.30-21.00: среда, пятница. Понедельник — выходной день
Цены на билеты: 600 рублей — взрослый (400 — для граждан РФ и Республики Беларусь), дети до 18 лет, студенты и пенсионеры РФ проходят бесплатно!
Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org
Добраться до Зимнего дворца можно пешком от станций метро «Адмиралтейская» или «Невский проспект»: 5-10 минут: смотрим .