Биография есенина когда родился. Биография есенина кратко, самое главное

Одним из ярких представителей Серебряного века является Сергей Есенин, чьи стихи наполнены особым чувством. Прежде всего, в стихах мы видим любовь к деревне и Родине. Давайте познакомимся с писателем и поэтом Сергеем Есениным поближе, изучив кратко его и самое важное из его жизни.

Сергей Есенин краткая биография

Насыщенная и интересная краткая биография Сергея Есенина для детей начинается с его рождения. Появился на свет писатель в деревне Константиново в 1895 году, в Рязанской губернии. Выходец из крестьян, Сергей Есенин, здесь же в деревне, получил начальное образование.

По окончанию церковноприходского учреждения, Есенин направляется в столицу. Работая в мясной лавке, а позже в типографии, Сергей поступает в университет и учится на историко-философском факультете. Закончив учебу, будущий поэт едет в Санкт-Петербург, где в 1916 году его мобилизировали на войну, но попадает он не на фронт, а в санчасть Царскосельского госпиталя. Данный период стал для поэта творческим и плодотворным.

Литературное творчество

Одним из интересных фактов творчества Есенина являются стихи детям, что вышли в печать в 1914 году в печатном издании Мирок. В Петербурге писатель знакомится с Городецким, Клюевым, Блоком и другими участниками литературного объединения, куда входил и Есенин. В 1916 году публикуются первые стихи поэта. Сборник Радуница приносит огромный успех Есенину. Поэт часто читает свои работы на публике, и даже выступает перед императрицей. При этом продолжает работать, издавая такие поэмы, как Инония и Преображение. Отправившись в столицу, Есенин увлекся имажинизмом, написав такие работы как Стихи скандалиста, Москву кабацкую, там же была и работа Исповедь хулигана.

Есенин любил путешествовать. Он побывал на Кавказе, ездил в Крым, был в Соловках, в Ташкенте. Путешествуя, поэт работал над своим произведением Пугачев.

Личная жизнь

Наверное, самым ярким событием в судьбе поэта была встреча с американкой Айседорой Дункан. Спустя полгода после встречи, в 1921 году пара женится. Однако это был не единственный брак поэта. До американки Есенин жил с Изрядновой, в браке с которой у него родился сын. После размолвки с Изрядновой, в 1917 году Есенин женился на Райх. Однако и с ней брак оказался недолгим. Оставив на руках Райх дочь и еще нерожденного сына, поэт увлечен Айседорой Дункан. Пара устроила незабываемое романтическое путешествие, посещая Европу, Канаду и США. Но и этот брак просуществовал недолго, хотя сам период жизни с Дункан подарил миру одни из лучших стихотворений и поэм писателя.

Последней попыткой Есенина создать семью была с внучкой Толстого, но и брак оказался несчастливым. К тому же распадается и кружок имажинистов, а Есенин находится в депрессивном состоянии.

На последнем этапе жизни биографию Есенина пополняет Баллада о двадцати шести и поэма .

В 1925 году поэт попадает в психоневрологическую клинику, где начинает проходить курс реабилитации, но лечение прерывает и направляется в Ленинград. В одной из гостиниц ленинграда и завершается жизнь поэта. Он покончил с собой, не выдержав душевной депрессии.


огромный портрет Сергея Есенина на берегу Оки

В государственном музее-заповеднике С.А. Есенина в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области.
В состав музейный комплекса в селе Константиново вошли крестьянская усадьба Есениных, поместье Л.И. Кашиной с усадебным домом и парком, храм Казанской иконы Божией Матери, здание бывшей второклассной учительской школы в г. Спас-Клепики.

«Не искал я ни славы, ни покоя
Я с тщетой этой слав знаком
А сейчас, как глаза закрываю,
Вижу только родительский дом…»

Есенины поселились в Константиново в 1871 году. Дед поэта купил землю. Мечтал об усадьбе, но денег хватило лишь на небольшой клочок земли. Никита Осипович Есенин построил дом, в котором 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года и родился Сережа Есенин. Старый дом в 1922 году уничтожил пожар. Спустя два года отстроились заново. Этот дом и дошел до наших дней.
Здесь и открыли музей.

Дом стал музеем в 1965 году в день празднования 70-летия со дня рождения Есенина.
Избушка «застыла» в 20-х годах ХХ века, когда в Константиново так любил приезжать поэт.

Белая береза под моим окном...


Крыльцо в доме Есенина


Сени

Серп, коромысло, ступа, ухват, самовар. Простой крестьянский быт, присущий всем деревням того времени. И уже чисто есенинское: сразу за дверью – знаменитый «ветхий шушун» матери, Татьяны Федоровны. В горнице часы, подаренные отцу Александру Никитичу купцом Крыловым за долгую и безупречную службу…


Внутри дома


Спальня


Памятник Есенину около его дома


Памятный камень со строками его стихов

А вот амбар, расположенный неподалеку, – здание историческое. Сидя в этом амбаре, Есенин любил писать стихи. И первые строчки были написаны в 8 лет.

«Вот уже вечор.
Роса блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве…

Дом священника Иоанна Смирнова , который венчал родителей поэта, крестил маленького Сергея Есенина и с которым поэт состоял в переписке, когда покинул родное село


Дом священника Иоанна Смирнова


Внутри дома Иоанна Смирнова


Русская печь


Лежанка на печи

Казанской иконы Божией Матери
Дом священника, как и дом Есениных, расположен прямо напротив церкви. Здесь крестили Сергея Есенина.


В 1990 году по просьбе жителей села Константиново церковь Казанской иконы Божией Матери возвращена верующим. С января 2004 года в ней регулярно проводятся богослужения.


Часовня на берегу Оки


Незабываемые Есенинские места

Есенин не был обычным крестьянским ребенком. Читал с пяти лет. И в доме всегда находилось, что почитать. «Книга не была у нас исключительным и редким явлением, как в других избах, – вспоминал поэт. Насколько я себя помню, помню и толстые книги в кожаных переплетах». Земская, а затем и церковно-учительская школа. Получив диплом «учителя школы грамоты», в 17 лет молодой поэт перебирается в Москву. Но в Константиново приезжает часто.
Земская и второклассная учительская школы – неотъемлемая часть «Есенинских мест».


Земская школа, где учился Сергей Есенин, начиная с 1904 года. Оригинальное здание до наших дней не дошло, и было заново отстроено в 1994 году


Внутренние помещения школы.

Есенин Сергей Александрович (1895 - 1925) - русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики. Среди биографий поэтов особое место занимают жизнеописания тех гениев, чья кончина была трагической. Краткая биография Есенина относится именно к этой категории.

Краткая биография Есенина

Есенин справедливо ставится на один пьедестал с величайшими поэтами России: Пушкиным, Лермонтовым, Блоком и Ахматовой. Прочитав краткое изложение его биографии вы поймете, почему это так.

Детство и юность

Родился Сергей Есенин в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С детства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг.

Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно-учительскую школу в Спас-Клепиках. В 1912 году Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец.

Работал в типографии, вступил в литературно-музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского. Кружок Сурикова серьезно повлиял на биографию Есенина, сформировав многие взгляды будущего поэта.

Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г.

В 1915 году он едет в Петроград, где знакомится с выдающимися литературными деятелями: А. Блоком, С. Городецким, Н. Клюевым и другими.

Годы творчества

Спустя некоторое время выходит первый сборник его стихов под названием «Радуница». Интересен факт, что Сергей Есенин сотрудничал с эсеровскими журналами. В них были напечатаны такие поэмы, как «Преображение», «Октоих» и «Инония».

Портрет Есенина

В марте 1918 г. поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. Имажинизм – это литературное направление в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа.

В 1919 - 1921 много путешествовал. Он ездил на Соловки, в Мурманск, с восторгом посещал Кавказ (который в свое время сыграл большую роль в биографии Пушкина) и Крым. Параллельно Есенин работал над драматической поэмой «Пугачев». Весной 1921 г. отправился в Оренбургские степи и добрался до Ташкента.

В 1922 - 1923 вместе с жившей в Москве американской танцовщицей Айседорой Дункан, которая стала женой Есенина, побывал Европе: он посетил Германию и Францию, Италию и Бельгию, Канаду и США.

В 1924 - 1925 трижды гостил в Грузии и Азербайджане, где работал с особенным рвением и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину» и «Персидские мотивы».

Октябрьская революция серьезно повлияла на Есенина, впоследствии сыграв, возможно, роковую роль в его биографии. Отношение к ней он выразил в своем творчестве и весеннюю радость освобождения, и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.

Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Есенин признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде.

Трагическая смерть Есенина

По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился).

Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20-го века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, причем возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его творчество.

Наверное, мы никогда не узнаем точной причины смерти выдающегося русского поэта. Однако его творчество живо до сих пор, и оказывает огромное влияние на формирование личности русского человека.

Его стихи просты и изящны, как все гениальное.

Последний стих Есенина

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

Если вам нравится жизнь замечательных людей вообще, и их краткие биографии в частности, - добро пожаловать на InFAK.ru . Подписывайтесь на сайт в любой социальной сети. Развивайтесь с нами!

Творчество Есенина занимает важное место в отечественной литературе. Поэт написал множество замечательных стихов, проникнутых любовью к Родине и восхищением красотами природы. Тема народа также занимает видное место в его стихотворениях. Взгляды автора эволюционировали с возрастом: если сначала он писал преимущественно о простой крестьянской жизни, то в более позднее время городская тематика, восточные мотивы, философские размышления также стали звучать в его поэзии.

Юность

Годы жизни Есенина - 1895-1925 - это было переходное время в отечественной истории, которое отразилось и на культуре. Рубеж веков обозначился активным творческим поиском среди интеллигенции, в центре которых оказался и поэт. Он родился в простой крестьянской семье в Рязанской губернии. Мальчик обучался в земском училище, потом - в местной школе.

После окончания учебы в 1912 году он перебрался в Москву, где работал в типографии. В 1913 году он поступил в университет на историко-философское отделение. Его творческая карьера началась в следующем году с публикации в журнале первых стихотворений. В 1915 году он переехал в Петроград, где он завел знакомства с современными поэтами.

Начало карьеры

Годы жизни Есенина пришлись на время перемен в литературе. Многие авторы искали новые способы выражения своих мыслей в поэзии и прозе. Поэт принадлежал к имажинизму, представители которого делали упор на изображение художественных образов. Сюжет и идейная наполненность отошли на второй план. Есенин активно развивал идеи этого течения в своих ранних произведениях.

Жизнь в 1920-е годы

В первую половину 1920-х годов вышло несколько сборников его стихотворений, в которых отразились особенности его писательского стиля: преимущественный интерес к крестьянской тематике и описание русской природы.

Но уже в 1924 году он порвал с имажинистами из-за разногласий с А. Мариенгофом. Поэт много путешествовал по стране. Он бывал на Кавказе, в Азербайджане и Ленинграде. Он не раз посещал свое родное село Константиново. Его впечатления отразились в его новых произведениях.

Личная жизнь

С. Есенин, биография которого является предметом настоящего обзора, был трижды женат. Его первой женой была З. Райх, известная актриса, которая впоследствии вышла замуж на знаменитого театрального режиссера В. Мейерхольда. В браке у них родилось двое детей. Но уже в 1921 году (через четыре года после женитьбы) пара рассталась.

В следующем году поэт женился второй раз. В этот раз его супругой стала знаменитая американская балерина А. Дункан (разработала новый вид свободного танца, в котором подражала древнегреческой пластике). Вместе с ней путешествовал по Европе и США Есенин. Биография поэта данного периода была насыщена новыми событиями. Он побывал в нескольких странах. Но второй брак оказался еще более коротким, чем первый: пара рассталась в 1923 году. В третий раз поэт женился в 1925 году на внучке Л. Толстого - Софье. Но этот брак также оказался неудачным. Поэт уехал в Ленинград, где умер в декабре этого же года.

Ранние стихотворения

Творчество Есенина началось в 1914 году. Его первые стихотворения были посвящены описанию деревни, села, крестьянского быта и природы. К этому времени относятся такие его известные произведения, как «С добрым утром!», «Край любимый» и многие другие. Их особенностью является то, что в них автор рисует картины мирной жизни сельского населения, восхищается красотами деревенского пейзажа.

Черты имажинизма особенно четко прослеживаются в его ранней лирике. Поэт соединяет образы природы и деревенского быта. Творчество Есенина раннего периода проникнуто тонким лирическим чувством любования деревенскими картинами. Любовная лирика также занимает важное место в его произведениях рассматриваемого периода ("Хороша была Танюша"). Автор умело подражает фольклорному языку и народным песням.

Стихи 1917-1920-х годов

Произведения поэта указанного периода отличаются тем, что в них появился мотив грусти, тоски. Если в первых стихотворениях поэт рисовал радостные красочные картины природы, то в более поздний период он не только восхищается, но и размышляет о тяжелой участи русского народа, а также рассуждает о превратностях собственной судьбы («Я покинул родимый дом»).

Творчество Есенина становится более многообразным. Он все чаще пишет стихотворения, проникнутые философскими размышлениями о жизни («Вот оно, глупое счастье»). Однако в указанный период стихотворения поэта по-прежнему сохраняют свой радостный настрой. Поскольку автор развивал принципы имажинизма, то в его стихах образы природы играют определяющую роль («Закружилась листва золотая»).

Любовная лирика

Эта тема занимает одно из главных мест в его творчестве. Есенин о любви писал в контексте описания природы. Например, в знаменитых «Персидских мотивах» тема Родины находится в центре внимания автора, несмотря на то что сюжет произведений и их героини посвящены Востоку.

Одно из лучших стихотворений цикла - «Шаганэ ты моя, Шаганэ». По форме напоминает песню. И хотя его действие разворачивается в Иране, и поэт обращается к восточной женщине, тем не менее он все время вспоминает Россию и сравнивает природу Шираза с Рязанскими просторами.

Любовная поэма

Есенин о любви сочинил достаточно много произведений. Отдельно следует упомянуть его крупные поэтические сочинения на данную тему. Одно из наиболее известных называется «Анна Снегина».

Эта поэма интересна тем, что она повествует не о зарождении любви, а о воспоминаниях, связанных с ним. Поэт встречается с женщиной, которую когда-то очень любил, и эта встреча заставляет заново пережить лучшие чувства своей юности. Кроме того, данное произведение раскрывает те глубокие перемены в деревне, которые произошли во второе десятилетие 20 века. Таким образом, автор прощается не только со своей первой любовью, но и с юностью и прежней жизнью.

О природе

Многие стихи Есенина посвящены описаниям картин родной природы. В них поэт восхищается красотами деревенского пейзажа. Таково, например, его знаменитое стихотворение «Береза». Простое по композиции, красивое по языку, оно отличается особенной лирической проникновенностью. Для произведений автора раннего периода характерно обилие необычных метафор, оригинальных сравнений, которые придают его языку выразительность и звучность. Так, стихи Есенина о различных природных явлениях (зимних метелях, дожде, снегопаде, ветрах) благодаря его необычным лексическим оборотам проникнуты особенно теплым чувством к родной деревне.

Раннее произведение поэта «Вот уж вечер. Роса…» рисует картину сельского пейзажа. Автор не только с любовью описывает красоту окружающего мира, но и передает читателям то умиротворение, которое чувствует сам при вечерней тишине.

Стихотворения о животных

Лирика Есенина отличается большим многообразием. Автор затрагивал в своем творчестве самые разные темы, однако все его сочинения характеризуются одной особенностью: любовью к Родине и русской природе. На фоне этой основной идеи особенно трогательными получались его произведения про животных.

Одно из наиболее известных - стих «Дай, Джим, на счастье лапу мне». Это произведение посвящено собаке известного актера В. Качалова. В нем автор описал светский салон артиста и как бы противопоставил ему образ собаки, которая в его представлении символизирует естественную природу. Лирика Есенина про животных, как правило, имеет конкретного адресата. Например, произведение «Ах, как много на свете кошек» посвящено сестре автора Александре. Это одно из самых трогательных и грустных произведений поэта, в котором он вспоминает свое детство.

О России

Родина в творчестве Есенина занимает главное место. Идея любви к стране, ее природе, людям, деревне, селу красной нитью проходит через все его произведения. Одно из самых важных произведений в его творчестве на эту тему - «О Русь, взмахни крылами». В нем поэт не только описывает природу страны, но и пишет о том трудном историческом пути, который она прошла на протяжении своего существования. Автор верит в светлое будущее страны, он надеется на лучшую судьбу и говорит, что русский народ справится с любыми испытаниями.

То, как представлена Родина в творчестве Есенина, - это, пожалуй, самая важная часть школьного урока по изучению поэзии автора. Еще один знаменитый стих на данную тему - произведение «Руси». В нем поэт оживляет природу и подчеркивает ее таинственность и загадочность, в которых, по его мнению, заключается все ее очарование.

«Москва кабацкая»

Так поэт назвал цикл своих стихотворений, посвященных его городской жизни. В них тема города занимает центральное место, но вместе с тем поэт все время вспоминает деревню, которая резко противопоставляется бурной Москве. Тема хулигана является связующим звеном всех стихотворений. Одно из них - «Я обманывать себя не стану». В нем поэт пишет о своей тоске и скуке из-за того, что он прослыл хулиганом. Это произведение - признание поэта в том, что неловко и неуютно среди людей и что он быстрее и легче находит общий язык с дворовыми собаками. Жизнь и творчество Есенина были очень тесно связаны с его путешествиями и поездками по разным городам России. Рассматриваемый цикл - это описание целого периода в его биографии.

О жизни

Одно из самых известных стихотворений рассматриваемого сборника - «Не жалею, не зову, не плачу». В нем поэт подводит итог своей жизни и творческой карьере. Несмотря на молодой возраст, автор как бы прощается с природой, Родиной. Он пишет о своем прошлом со светлой, почти радостной грустью. Такие трогательные образы, как яблоня, розовый конь, клены, снова возвращают поэта и читателя к знакомым, ранним мотивам лирики поэта.

Стих «Мир мой таинственный, мир мой древний» посвящен описанию городского пейзажа. В нем поэт описывает трудные условия жизни в городе. Главный образ, который представлен в стихотворении, - это образ зверя. Поэт приветствует его как старого знакомого, обращаясь к нему как к другу. Вместе с тем автор вновь вспоминает прожитую жизнь и пишет о близкой смерти.

Обращение к матери

В 1924 году поэт после долгого отсутствия вернулся в родную деревню. Вдохновленный знакомыми пейзажами, он написал новое стихотворение, которое стало знаковым в его творчестве, - «Письмо матери». Есенин данный стих написал очень простым, доступным языком, который приближен к разговорному. Он приветствует свою мать, искренне желает ей добра, счастья.

Вторая часть стихотворения посвящена описанию его тяжелой жизни. Он пишет о своей бурной жизни в городе и трогательно признается в своей любви к ней и к родной деревне. Это произведение также проникнуто горечью и тоской. Своеобразному подведению итогов своего творчества посвящено стихотворение «Письмо матери». Есенин в нем не только обращается к ней, но и пишет о своей тоске, которую не может утешить даже его слава.

Значение

Творчество поэта оказало заметное влияние на отечественную поэзию первой половины 20 века. Следует отметить, что многие авторы рассматриваемого времени писали на крестьянскую и народную тему, однако только Серей Александрович добился такого большого влияния в отечественной литературе. Он одним из первых поднял и развил тему деревенского и сельского быта в своей поэзии. После него советские поэты стали писать про деревню и жизнь простого народа. Самый яркий пример - поэты-шестидесятники.

Показателем популярности его призведений является тот факт, что многие его стихи переведены на иностранные языки, некоторые из них положены на музыку, звучали в совестких фильмах. Помимо работы над стихотворениями, автор много внимания уделял теоретическим разработкам принципов стихосложения.

Он и в более поздний период своего творчества придавал большое значение образности и символике, однако стал наполнять произведения философским содержанием. Сергей Есенин, факты из жизни которого показывают незаурядность его личности, - видный представитель имажинизма.

Краткая биография Сергея Есенина.
Родился Сергей Александрович Есенин 21 сентября (4 октября) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина Александра Есенина. Мать будущего поэта, Татьяна Титова, была выдана замуж помимо своей воли, и вскоре вместе с трехлетним сыном ушла к родителям. Затем она отправилась на заработки в Рязань, а Есенин остался на попечении бабушки и дедушки (Федора Титова), знатока церковных книг. Бабушка Есенина знала много сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она давала "толчки" к написанию первых стихов.
В 1904 году Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.
В 1910-1912 Есенин довольно много пишет, и среди стихов этих лет уже встречаются вполне сложившиеся, совершенные. Первый сборник Есенина "Радуница" вышел в 1916 году. Песенный склад стихов, вошедших в книгу, их бесхитростно-искренние интонации, мелодика, отсылающая к народным песням и частушкам, - свидетельство того, что пуповина, связывающая поэта с деревенским миром детства, была еще весьма прочна в период их написания.
Само название книги Радуница нередко связывают с песенным складом стихов Есенина. С одной стороны, Радуница - это день поминовения усопших; с другой - это слово ассоциируется с циклом весенних народных песен, которые издавна назывались радовицкими или радоницкими веснянками. По сути одно и не противоречит другому, во всяком случае, в стихах Есенина, отличительная черта которых - потаенная грусть и щемящая жалость ко всему живому, прекрасному, обреченному на исчезновение: Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвести и умереть... Поэтический язык уже в ранних стихах поэта своеобразен и тонок, метафоры порой неожиданно выразительны, а человек (автор) чувствует, воспринимает природу живой, одухотворенной (Там, где капустные грядки… Подражание песне, Выткался на озере алый свет зари..., Дымом половодье зализало ил. ., Хороша была Танюша, краше не было в селе. .).
После окончания Спасо-Клепиковского училища в 1912 Есенин вместе с отцом приезжают в Москву на заработки. В марте 1913 Есенин вновь отправляется в Москву. Здесь он устраивается помощником корректора в типографию И.Д. Сытина. Анна Изряднова, первая жена поэта, так описывает Есенина тех лет: "Настроение было у него упадочное - он поэт, никто не хочет этого понять, редакции не принимают в печать, отец журит, что занимается не делом, надо работать: Слыл за передового, посещал собрания, распространял нелегальную литературу. На книги набрасывался, все свободное время читал, все свое жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить... ". В декабре 1914 Есенин бросает работу и, по словам той же Изрядновой, "отдается весь стихам. Пишет целыми днями. В январе печатаются его стихи в газете "Новь", "Парус", "Заря"..."
Упоминание Изрядновой, о распространении нелегальной литературы, связано с участием Есенина в литературно-музыкальном кружке крестьянского поэта И. Сурикова - собрании весьма пестром, как в эстетическом, так и в политическом отношениях (его членами состояли и эсеры, и меньшевики, и большевистские настроенные рабочие). Ходит поэт и на занятия народного университета Шанявского - первого в стране учебного заведения, которое можно было бесплатно посещать вольнослушателям. Там Есенин получает основы гуманитарного образования - слушает лекции о западноевропейской литературе, о русских писателях.
Тем временем стих Есенина становится все увереннее, самобытнее, порою его начинают занимать и гражданские мотивы (Кузнец, Бельгия и др.). А поэмы тех лет - Марфа Посадница, Ус, Песнь об Евпатии Коловратке - одновременно и стилизация под древнюю речь, и обращение к истокам патриархальной мудрости, в которой Есенин видел и источник образной музыкальности русского языка, и тайну "естественности человеческих отношений". Тема же обреченной скоротечности бытия начинает звучать в стихах Есенина той поры в полный голос:

Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.

Известно, что в 1916 в Царском Селе Есенин посетил Н. Гумилева и А. Ахматову и прочел им это стихотворение, которое поразило Анну Андреевну своим пророческим характером. И она не ошиблась - жизнь Есенина действительно оказалась и скоротечной, и трагичной...
Тем временем Москва кажется Есенину тесной, по его мнению, все основные события литературной жизни происходят в Петербурге, и весной 1915 поэт решает перебраться туда.
В Петербурге Есенин посетил А. Блока. Не застав того дома, он оставил ему записку и стихи, завязанные в деревенский платок. Записка сохранилась с пометкой Блока: "Стихи свежие, чистые, голосистые... ". Так благодаря участию Блока и поэта С. Городецкого Есенин стал вхож во все самые престижные литературные салоны и гостиные, где очень скоро стал желанным гостем. Стихи его говорили сами за себя - их особая простота в совокупности с "прожигающими" душу образами, трогательная непосредственность "деревенского паренька", а также обилие словечек из диалекта и древнерусского языка оказывали на многих вершителей литературной моды завораживающее действие. Одни видели в Есенине простого юношу из деревни, по мановению судьбы наделенного недюжинным поэтическим даром. Другие - например, Мережковский и Гиппиус, готовы были его считать носителем спасительного, по их мнению, для России мистического народного православия, человека из древнего затонувшего "Града Китежа", всячески подчеркивая и культивируя в его стихах религиозные мотивы (Иисус-младенец., Алый мрак в небесной черни., Тучи с ожереби) (Ржут, как сто кобыл.).
В конце 1915 - начале 1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий. Довольно близко сходится в это время поэт и с Н. Клюевым, выходцем из крестьян-старообрядцев. Вместе с ним Есенин выступает в салонах под гармошку, одетый в сафьянные сапожки, голубую шелковую рубашку, препоясанную золотым шнурком. Роднило двух поэтов действительно многое - тоска по патриархальному деревенскому укладу, увлечение фольклором, древностью. Но при этом Клюев всегда сознательно отгораживался от современного мира, а мятущегося, устремленного в будущее Есенина раздражали наигранное смирение и нарочито-нравоучительная елейность своего "друга-врага". Неслучайно несколько лет спустя Есенин советовал в письме одному поэту: "Брось ты петь эту стилизационную клюевскую Русь: Жизнь, настоящая жизнь Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества..."
И эта "настоящая жизнь Руси" несла Есенина и его попутчиков на "корабле современности" все дальше. В разгаре. Первая мировая война, по Петербургу расползаются тревожные слухи, на фронте гибнут люди: Есенин служит санитаром в Царскосельском военно-санитарном госпитале, читает свои стихи перед великой княгиней Елизаветой Федоровной, перед императрицей. Чем вызывает нарекания со стороны своих петербургских литературных покровителей. В том "глухом чаду пожара", о котором писала А. Ахматова, все ценности, как человеческие, так и политические, оказались перемешаны, и "грядущий хам" (выражение Д. Мережковского) возмущал не меньше, чем благоговение перед царствующими особами...
Сначала в революционных бурных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земли и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами. / Встает иная степь... (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,
Я - большевик.

Он пишет несколько небольших поэм: Преображение, Отчарь, Октоих, Иония. Многие строки из них, звучавшие порою вызывающе скандально, шокировали современников:

Языком вылижу на иконах я
Лики мучеников и святых.
Обещаю вам град Инонию,
Где живет божество живых.

Не менее знаменитыми стали строки из поэмы Преображение:

Облаки лают,
Ревет златозубая высь...
Пою и взываю:
Господи, отелись!

В эти же революционные годы, во времена разрухи, голода и террора Есенин размышляет об истоках образного мышления, которые видит в фольклоре, в древнерусском искусстве, в "узловой завязи природы с сущностью человека", в народном творчестве. Эти мысли он излагает в статье Ключи Марии, в которой высказывает надежду на воскрешение тайных знаков древней жизни, на восстановление гармонии между человеком и природой, при этом полагаясь, все на тот же деревенский уклад: "Единственным расточительным и неряшливым, но все же хранителем этой тайны была полуразбитая отхожим промыслом и заводами деревня".
Очень скоро Есенин понимает, что большевики - вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин "понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не "великая бескровная", а началось время темное и беспощадное... ". И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы - имажинистов. (ИМАЖИНИЗМ [от французского image - образ] - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах "Сирена" (Воронеж) и "Советская страна" (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства "Имажинисты", "Чихи-Пихи", книжной лавки и небезызвестного в свое время литовского кафе "Стойло Пегаса". Позднее имажинистами выпускался журнал "Гостиница для путешествующих в прекрасном", прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.
Теория Имажинистов основана принципом поэзии, провозглашает примат "образа как такового". Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. "Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов" ("Декларация" имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл "внутренней формой слова". "Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии". "Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова". Если в практической речи "понятийность" слова вытесняет его "образность", то в поэзии образ исключает смысл, содержание: "поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова" (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: "смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа" (Шершеневич, 2Ч2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим "каталогом образов", естественно не укладывается и в правильные метрические формы: "vers libre образов" требует "vers libre’a" ритмического: "Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов" (Мариенгоф). "Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять" (Шершеневич)).
Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: "Искусство, построенное на содержании... должно было погибнуть от истерики". В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Тягостное чувство раздвоенности, невозможность жить и творить, будучи оторванным, от народных крестьянских корней вкупе с разочарованием обрести "новый град - Инонию" придают лирике Есенина трагические настроения. Листья в его стихах шепчут уже "по-осеннему", свистят по всей стране, как Осень, Шарлатан, убийца и злодей и прозревшие вежды. Закрывает одна лишь смерть...
Я последний поэт деревни - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 он признавался: "Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думал... Тесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взрывают эти мосты из-под ног грядущих поколений".
В то же время Есенин работает над поэмами Пугачев и Номах. Фигурой Пугачева он интересовался уже несколько лет, собирал материалы, мечтал о театральной постановке. Фамилия же Номах образована от имени Махно - руководителя Повстанческой армии в годы Гражданской войны. Оба образа роднит мотив бунтарства, мятежного духа, свойственный фольклорным разбойникам-правдоискателям. В поэмах явственно звучит протест против современной Есенину действительности, в которой он не видел и намека на справедливость. Так "страна негодяев" для Номаха - и тот край, в котором он живет, и вообще любое государство, где... если преступно здесь быть бандитом, / То не более преступно, чем быть королем...
Осенью 1921 в Москву приехала знаменитая танцовщица Айседора Дункан, с которой вскоре Есенин сочетался браком.
Супруги отправляются за границу, в Европу, затем в США. Поначалу европейские впечатления наводят Есенина на мысль о том, что он "разлюбил нищую Россию, но очень скоро и Запад, и индустриальная Америка начинают казаться ему царством мещанства и скуки.
В это время Есенин уже сильно пьет, часто впадая в буйство, и в его стихах все чаще звучат мотивы беспросветного одиночества, пьяного разгула, хулиганства и загубленной жизни, отчасти роднящие некоторые его стихи с жанром городского романса. Недаром еще в Берлине Есенин пишет свои первые стихи из цикла Москва кабацкая:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут.
Под гармоники желтую грусть...

Брак с Дункан вскоре распался, и Есенин вновь оказался в Москве, не находя себе места в новой большевистской России.
По свидетельству современников, когда он впадал в запои, то мог страшно "крыть" советскую власть. Но его не трогали и, продержав некоторое время в милиции, вскоре отпускали - к тому времени Есенин был знаменит в обществе как народный, "крестьянский" поэт.
Несмотря на тяжелое физическое и моральное состояние, Есенин продолжает писать - еще трагичнее, еще глубже, еще совершенней.
Среди лучших стихов его последних лет - Письмо к женщине, Персидские мотивы, небольшие поэмы Русь уходящая, Русь бесприютная, Возвращение на Родину, Письмо матери (Ты жива еще, моя старушка?.), Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать...
И, наконец, стихотворение "Отговорила роща золотая", в котором сочетаются и истинно народная песенная стихия, и мастерство зрелого, много пережившего поэта, и щемящая, чистая простота, за которую его так любили люди, вовсе далекие от изящной словесности:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом...

28 декабря 1925 года Есенина нашли мёртвым в ленинградской гостинице «Англетер». Последнее его стихотворение - «До свиданья, друг мой, до свиданья…» - было написано в этой гостинице кровью. По свидетельству друзей поэта, Есенин жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать кровью.
По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии (через месяц после лечения в психоневрологической больнице) покончил жизнь самоубийством (повесился). Ни современниками события, ни в ближайшие несколько десятилетий после смерти поэта других версий события не высказывалось.
В 1970-1980-е годы, преимущественно в националистических кругах, возникли также версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства: на почве ревности, корыстной почве, убийстве сотрудниками ОГПУ. В 1989 году под эгидой ИМЛИ имени Горького была создана Есенинская комиссия под председательством Ю. Л. Прокушева; по её просьбе был проведён ряд экспертиз, приведших к следующему выводу: «опубликованные ныне „версии“ об убийстве поэта с последующей инсценировкой повешения, несмотря на отдельные разночтения…, являются вульгарным, некомпетентным толкованием специальных сведений, порой фальсифицирующим результаты экспертизы» (из официального ответа профессора по кафедре судебной медицины, доктора медицинских наук Б. С. Свадковского на запрос председателя комиссии Ю. Л. Прокушева). В 1990-е годы различными авторами продолжали выдвигаться как новые аргументы в поддержку версии об убийстве, так и контраргументы. Версия убийства Есенина представлена в сериале «Есенин».
Похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

Творчество Сергея Александровича Есенина , неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.
Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.
В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная,искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир,тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека,слишком долго остававшегося в"узком промежутке"старых чувств и воззрений.И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина- "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств,они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях- отчаяние,тлен,безысходная грусть.Сергей Есенин прежде всего- певец Руси,и в его стихах,
по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух",в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия:"Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время("Преображение","Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями.Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал:"Мать моя родина, я-большевик!" Но Есенин, как он сам писал,воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном","больше стихийно,чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции,о будущем,о социализме. В поэме"Инония"он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас,злачные нивы,
С стадом буланых коней.
С дудкой пастушеской в ивах
Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии,естественно,не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат,деревню вёл за собой город."Ведь идёт совершенно не тот социализм,о котором я думал",-заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать"железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую,уходящую"деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной,нищей,обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период.Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство",-писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы,настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье,верой в любовь и будущее.Прекрасное стихотворение"Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь-как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось петь и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких,глубоко волнующих страниц истории советской литературы.Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта,для которого самым дорогим на всей планете была Русь...