Юнгианская песочная терапия. Краткая характеристика юнгианских представлений, имеющих отношение к песочной терапии

Содержание статьи:

Песочная психотерапия - это метод, который детально охарактеризовал Карл Густав Юнг, заключается в работе с песком для решения психологических проблем. Озвученный материал всегда был популярен среди людей, потому что сам по себе он подразумевает доступность его приобретения и эффективность применения в некоторых вопросах. Следует разобраться в озвученном понятии, чтобы в дальнейшем использовать его при работе с детьми.

Описание и задачи песочной психотерапии

Песочная психотерапия для детей - довольно известная методика, которая возникла на базе аналитической психологии. Она позволяет ребенку общаться не только с окружающим миром, но и с самим собой. К тому же при ее использовании возникает реальная возможность снять у депрессивной маленькой особы внутреннее напряжение, что приводит в дальнейшем к повышению самооценки у проблемных детей.

Песочная психотерапия является для малышей естественной игрой, которая не вызывает у них настороженность и чувство страха.

Однако при всей простоте подобной методики во время занятий происходит раскрытие глубинного Я ребенка и даже создание в его воображении целостной картины мира. С помощью создаваемых песочных фигурок дети приобретают немаловажный опыт выхода из кризисных ситуаций путем разрешения проблемы на уровне понимания символики.

Каждое вмешательство во внутренний мир ребенка должно быть однозначно обосновано и регламентировано сведущими в этом вопросе людьми. Специалисты в озвученной области психологии считают использование песочной психотерапии необходимым маневром исключительно в данных случаях помощи детям для решения их проблем:

  • Повышенная тревожность . Ребенок может иметь определенные фобии, что не является отклонением от нормы даже в жизни взрослого человека. Однако подобное попустительство к озвученной проблеме со стороны родителей может закончиться неврозом и нервными тиками у детей, которые начинают интенсивно культивировать свои тайные страхи.
  • Неадекватное поведение . Довольно часто дети позволяют себе демонстрировать свой прямой протест на диктат со стороны взрослых. Однако не всегда малыши или подростки соблюдают рамки дозволенности, которые переходить не следует посредством манипуляций в виде истерик и провокаций для достижения желаемого результата.
  • Заниженная самооценка . Данная душевная патология опасна тем, что влечет за собой большое количество комплексов у ребенка при вступлении его во взрослую жизнь. Песочная психотерапия при этом поможет по максимуму скорректировать самооценку депрессивной маленькой особы.
  • Конфликт с социумом . При озвученной проблеме сложные отношения могут сформироваться как со взрослыми, так и детьми. Ребенок в некоторых случаях вступает в конфронтацию с родителями, представителями педагогического коллектива или ровесниками.
  • Депрессия . В некоторых ситуациях подобное подавленное состояние может привести даже к суицидальным мыслям. Следовательно, успокаивающая песочная психотерапия поможет детям избавиться от озвученной проблемы.
  • Насилие над ребенком . Данная психологическая травма может образоваться вследствие морального или сексуального давления на еще не сформировавшуюся маленькую личность. Одной песочной терапией во многих случаях не обойдешься, но в виде сопроводительной коррекционной методики она очень пригодится.
Перечисленные факторы являются главными причинами того, чтобы родители задумались об освоении подобной техники работы с песком их детьми. Однако в некоторых случаях сам ребенок может захотеть посещать такие увлекательные для него занятия без какой-либо существенной предпосылки для этого. Проводить их в состоянии и сами родители, но лучше все же обратиться за помощью к специалисту на первых порах изучения озвученного метода.

Материал и оборудование для проведения песочной терапии


Любой мастер своего дела знает, как важно при работе использовать качественное сырье для достижения наилучшего результата. Для проведения занятий с песком необходимо предусмотреть следующие составляющие успеха при озвученном процессе:
  1. Стол для выполнения упражнений . В данном случае не обойтись без посещения магазина, где продают материалы для любителей занятий искусством и творчеством. Песочницу лучше выбрать из исходного сырья в виде хвойных пород дерева. Можно сэкономить в этом случае, приобретая продукцию из пластмассы. Однако в данной методике очень важен тактильный контакт ребенка с деревом. Если родители хотят сами проводить дома подобные упражнения и не имеют возможности приобрести песочницу, то огорчаться не стоит. В любом строительном магазине вполне реально приобрести древесину, из которой потом папа или знакомые семьи сделают достойный аналог озвученному серийному товару. Однако следует помнить, что внутренняя часть данной сооруженной своими руками конструкции должна быть окрашена или в синий или в голубой цвет. Психологи убеждены, что именно эти тона помогают ребенку при контакте с песком создавать самые удачные модели композиций. При желании и финансовых возможностях можно подключить своих детей к песочной анимации. Для этого придется приобрести песочницу со специальной подсветкой и прозрачным экраном.
  2. Песок для терапии . Обычно при данной методике работы с детьми используют кварцевый песок, цвет которого может варьироваться от белого до рыжего оттенков. При этом материал для такой психотерапии отличается мягкостью и легко струится в руках малыша. Однако можно заменить его на морской или речной песок, который перед этим тщательно просеивают, промывают и затем просушивают. Если предполагается использование влажного песка, то стоит приобрести специальный пульверизатор. 5-6 килограммов песка вполне хватит, чтобы провести описываемый сеанс.
  3. Фигурки для психотерапии . Фундамент для создания моделей из песка должен быть изготовлен из различных материалов. В данном случае стоит приобрести подобную продукцию из металла, пластмассы, глины и дерева. По форме фигурки могут быть на различную тематику: животные, люди, птицы, персонажи известных произведений. При желании в специальном магазине реально приобрести целые тематические наборы всевозможных предметов для работы с песком. Не стоит при этом забывать и об использовании природных материалов в виде камушков, ракушек, плодовых косточек и веточек.

Методика проведения песочной психотерапии

После приобретения необходимого для занятий материала стоит разобраться в самой схеме предполагаемого мероприятия. Методика в данном направлении включает в себя множество различных вариантов ее воплощения в жизнь.

Разминка при песочной психотерапии


Первые действия на подобных занятиях должны быть четко согласованы и выглядеть следующим образом:
  • Вводный инструктаж . Перед началом ознакомления с новым видом деятельности необходимо заинтересовать ребенка, вызывая у него желание к дальнейшему сотрудничеству. Для этого можно придумать любой образ в виде Песочной Феи или Сыпучего Человечка. Следующий шаг - ознакомление с правилами визита к сказочному персонажу. Необходимо объяснить малышу, что нельзя небрежно относиться к песчинкам. Следовательно, запрещается выбрасывать их за пределы песочницы или брать в рот.
  • Знакомство с песком . Сперва необходимо попросить ребенка высказать свои эмоции после первого тактильного контакта с песком. Он должен сказать, каким почувствовал данное сыпучее вещество и что ощущал при этом соприкосновении. Затем можно поиграть в ручеек, выводя на песке плавные линии. После первого знакомства с описываемым уникальным материалом можно попробовать его на прочность. Для этого необходимо сжать его в кулак, а затем высыпать обратно в песочницу. Следом стоит начать знакомство вслепую, при котором ребенку предлагается закрыть глаза. После этого психолог или кто-то из родителей малыша должен начать сыпать песок на пальчики своего подопечного. Задача детей во время описываемого действия со стороны взрослых - определить и озвучить пальчик, куда попало описываемое вещество.
  • Коллективная оценка ощущений . При данном упражнении однозначно должны присутствовать родители ребенка. Техника выполнения манипуляций под названием «Отпечатки на песке» довольно проста. Необходимо по очереди погружать свои руки в него и затем озвучивать впечатления от совершенного действия.
  • Дождик против агрессии . Особенно тревожным и конфликтным детям пойдет на пользу данное упражнение. При этом ребенку нужно сыпать песок сначала из ладошки в ладошку, а потом в саму емкость для подобных занятий. К этому процессу могут присоединиться родители, которые должны поддерживать свое любимое чадо на протяжении всей психотерапии подобного рода.
  • Ассоциация с животными . Каждый ребенок должен представить себе, как передвигается определенный зверь. При этом нужно имитировать на песке эти перемещения, стараясь добиться во время выполнения упражнения максимальной достоверности.

Игры детей с песком


После разминочных упражнений пришло время немного побаловаться с песком и дополнительными предметами. Сделать это можно следующим образом, используя при игре фигурки:
  1. Прятки . Цель данного способа нахождения контакта с ребенком - узнать о причинах его внутреннего дискомфорта. При этом нужно предложить ему из 12 предлагаемых предметов выбрать несколько (2-3 штуки). Затем малыш должен зарыть в песок выбранные фигурки, скрывая до последнего свое предпочтение от взрослого. После сокрытия предметов ребенку на ощупь нужно найти их и рассказать о каждой находке психологу и родителям.
  2. Игра в ассоциации . При помощи песка и фигурок детям предлагается построить композицию на определенную тему. При этом ребенок должен объяснить, почему сделанное его собственными руками выглядит именно таким образом. Пофантазировать дети любят на темы об их будущем, семье, друзьях и существующих профессиях.
  3. Песочные картины . В данном случае выражение «замок на песке» не будет выглядеть безосновательным фактором. Можно попробовать предложить ребенку поиграть в увлекательную игру со взрослыми. Многие дети с увлечением смотрят фильмы на историческую тему, поэтому им не составит труда описать по мере своих возможностей замок тех времен со всеми его рыцарскими атрибутами.

Анализ песочных композиций


При рассмотрении связи сознательного с бессознательным не следует думать, что сооруженные ребенком композиции лишены смысла. Территорию самой песочницы можно условно разделить на две части. В верхней можно наблюдать то, что дети четко воспринимают в действительности. В нижней начинается «мертвая» зона подсознания, которая не видна невооруженным глазом постороннему наблюдателю.

Расшифровка некоторых песочных композиций может выглядеть следующим образом:

  • Расположение предметов . Определенное размещение фигурок может многое рассказать о том, кто их сконструировал по данной структуре. Предмет в центре композиции всегда нужно ассоциировать с самим ее маленьким автором. Вторая выложенная фигурка однозначно имеет сопоставление с каким-либо значительным в жизни ребенка событием. При закапывании в песок какого-либо предмета психологу и родителям малыша стоит задуматься о том, что вероятно так дети расправляются с пугающим их фактором.
  • Мотивация . Если малыш находится в депрессивном состоянии, то он выберет первые попавшиеся ему фигурки и будет вяло реагировать на придумывание какой-либо ситуации в игре. В состоянии повышенной агрессии или при обостренном чувстве справедливости ребенок охотно поддержит психолога и даже сам будет развивать предлагаемые темы касательно борьбы добра со злом.
  • Характеристика темперамента . У многих людей вызывает изумление тот факт, что по расположению секторов в песочной психотерапии можно вычислить озвученный аспект у подрастающего поколения. Если ребенок предпочитает действовать в верхней части песочницы, то можно предполагать в нем преобладание романтической натуры. Обычно этот фактор наблюдается у меланхоликов, которые подвержены некоторой мечтательности. При расположении фигурок в нижней части песочницы можно предположить детей, которые не привыкли идеализировать происходящие вокруг них события. Это стопроцентные сангвиники с соответствующей для них манерой поведения.
Символизм в песочной терапии не менее важен, чем само проведение данной процедуры. При построении определенных композиций можно увидеть гораздо большее, чем при разговоре по душам с ребенком.

Что такое песочная терапия - смотрите на видео:


Песочная психотерапия - это не просто метод выявить причины дисфункции в организме детей. При озвученной методике и психологи, и родители могут четко осознать причину проблемы у ребенка. Не нужно бояться новых решений в этой области, потому что именно они несут в себе довольно перспективные пути борьбы со множеством душевных недугов у подрастающего поколения.

Психосоматические расстройства у детей являются довольно частой причиной обращения за врачебной и психологической, психотерапевтической помощью. (Захаров А.И., Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С., Николаева В.В., Арина Г.А.). Эти состояния распространены в детском возрасте и во многом это связано с тем, что ребёнок, сталкиваясь с разнообразными внешними факторами, а именно, стрессом, изменением жизненных условий, фрустрирующими ситуациями, и особенно, сталкиваясь с внутренними факторами, а именно, внутрипсихическими конфликтами, связанными со сложностями в эмоционально-личностном развитии, часто использует тело через соматизацию как способ снятия эмоционального напряжения. (Арина Г.А., Николаева В.В., Шур М., Александер Ф., Винникот Д.В. и др.) Поэтому в различных состояниях от бронхиальной астмы и сахарного диабета до моторных тиков и головных болей можно обнаружить и проанализировать психологические причины их возникновения и течения.

Соответственно, метод психотерапии, который позволит проработать и смягчить психосоматические состояния, напрямую должен иметь дело с эмоциональными процессами, позволять различным частям психики, личности, особенно, неосознаваемым проявляться во вне. Юнгианская песочная терапия[i] , наряду с игротерапией , как раз и представляет из себя такой подход, который в невербальной форме с помощью игры с песком и перестановки миниатюрных фигурок, а также через построение песочных картин позволяет проникнуть в глубинные слои психики, в бессознательные эмоции. Метод даёт возможность определить, увидеть в самой постройке, в проявленной художественной форме, эмоциональное состояние самого ребёнка, характер отношений между сознанием и бессознательным, между Эго и Самостью. Работа с песком, как и спонтанная игра, позволяет найти внутри психики силы, движущие её к исцелению и интеграции, разрешению конфликта, стоящего за психосоматическим симптомом.

Такая яркость и образность метода, включающего в себя самостоятельную и никем не навязанную игру ребёнка с песком, дополняется сопровождающими вопросами и комментариями особого рода со стороны терапевта. Техническая простота sandplay не должна вводить в заблуждение, потому что глубина и мощность метода очень велика и необходимо специальное обучение и собственный терапевтический опыт, чтобы интегрирующие символы и энергии психики, выраженные в картине могли бы быть использованы вами как терапевтом для оздоровления, для поддержания трансформации души у вашего клиента, ребёнка или взрослого. Психолог, работая в технике sandplay, должен быть способен создать такое безопасное пространство, в котором ребёнок мог бы проявлять себя сознательно и бессознательное, и все то, что бы он создавал, делала или выражал словами в терапевтическом кабинете в течение сессии шло бы ему на пользу, участвовало бы в разрешении его проблем.

Популярными методами работы психолога с психосоматическими состояниями являются телесно-ориентированная терапия, арт-терапии, гештальт-подход и др. Каждый из них по- своему прорабатывает определённые стороны соматизации. Арт-терапия позволяет образам, сопровождающим соматизацию, быть выраженными во вне, например, на бумаге. Телесная терапия позволяет развернуться тактильному языку и регулярно сбрасывать замороженную и фиксированную энергию психики через освобождение тела. Гештальт-терапевт ориентирует клиента на освобождение от эмоций здесь и сейчас, ведёт клиента к гармонизации его одномоментного состояния, настраивает человека на прислушивание к своим процессам.

Юнгианская песочная терапия сочетает в себе все перечисленные аспекты технически иным образом. Она также включает в себя выражение спонтанных образов, освобождение тела и тактильный контакт, гармонизацию чувств и ощущение, проживание каждого момента построения композиции и игры, при этом все это реализуется на основе бессознательного символизма, целостного психотелесного символизма психики. Укрепление оси Эго-Самость (целостная психика), нормализация её функционирования в процессе прохождения песочной терапии, даёт ребёнку возможность развиваться, находить баланс между инстинктивными, спонтанными и управляющими, направляющими силами души(Нойманн Э.).

Для иллюстрации будут рассмотрены несколько песочных композиций и игровых построек детей с психосоматическими симптомами, проходившими аналитическую психотерапию.

Мы можем видеть, как в каждой символической композиции (на ковре или в песочнице) проявляется проблема ребёнка, внутрипсихический конфликт. В них также отражается стадия трансформации психики, на которой находится ребёнок. Анализируя постройки можно обнаружить интегрирующие силы, факторы исцеления, позволяющие понять, куда движется терапевтический процесс с этим ребенком.

То есть по крайней мере выделяются три пласта анализа символического материала ребёнка:

  • Внутрипсихическая проблема, конфликт, недостаток эмоционального развития
  • Стадия трансформации, зачатки разрешения конфликта или преобразования дефекта
  • Факторы исцеления, описывающие прогноз терапевтической работы и эмоционально-личностного развития (телеологическая, проспективная составляющая).

Мальчик, 9 лет, хронические моторные тики. В терапии находился два года, после полугода работы моторные тики пропали как симптом, аналитическая работа продолжалась с эмоционально-личностной сферой, со структурой Эго и процессами самоидентификации и самоидентичности.

Постройка и игра на ковре. "Дом лягушек". На ковре мальчик построил дом, внутри дома обустроил комнаты, выделил столовую, ванну, спальню. В этом доме живут маленькие лягушата, а снаружи дома находятся две большие лягушки-женщины, которые держат в руках мечи. Большие лягушки охраняют дом. Строительство и обустройство дома-это характерный мотив на определённом этапе терапии данного клиента, когда тики как телесный симптом уже отступили.

О чем же говорит нам эта композиция? Мы видим здесь по крайней мере три важных символа. Это дом сам по себе, маленькие лягушки-дети и большие лягушки женщины-защитники.

Как выражается проблема мальчика на этой картинке?

Построение дома в игре обозначает желание обрести свой внутренний дом, как то укрепить и обустроить своё внутренне пространство, внутренний контейнер для эмоций, ощущений, желаний и мыслей. Этот дом очень женский, очень материнский, что может говорить о ключевой проблеме мальчика-проблеме идентичности. Как будто этот ребёнок не может ответить нам на вопрос, мальчик он скорее или девочка, так как он, вероятно, сейчас бессознательно идентифицирован с матерью, как ребёнок не разрешивший ещё эдипов конфликт. Женская идентичность в нем ещё укоренена и можно сказать, что есть определённые сложности в прохождении эдипальной стадии, а его мужская идентичность находится в тени, она не проявлена в достаточной степени. Если говорить об этиологии его состояния, то конечно, эта особенность связана со сложностями во взаимоотношениях с матерью, прежде всего связана с очень сильным симбиозом, слиянием между ними. Поэтому ребёнок и идентифицирует себя с материнской фигурой.

Ещё одна проблема этого клиента-сложности в управлении и переживании агрессии, агрессивные влечения излишне заблокированы и переживаются как разрушительные. И действительно моторные тики часто сопровождаются подавленной агрессией, агрессивные энергии не могут сублимироваться и укреплять Эго, а соматизируются в телесный симптом. Символически трудности интеграции агрессии выражаются в том, что именно женская фигура наделяется агрессивными элементами и в композиции не представлены персонажи, от которых необходима защита. Можно также сказать, что в композиции мы видим тему непроявленности Тени. Лягушки защищают, но мы не видим врагов, которые нападают. Т.е. не осуществились в достаточной степени теневые проекции на кого-то. Классик психосоматических исследований во французском психоанализе Джойс Макдугалл указывает, что экономия на проекциях есть характерная черта психики с психосоматической структурой, в этом случае архаические бессознательные теневые содержания не могут выразить себя с помощью проекций и поэтому выражаются телесным путём (МакДугалл Дж.). А это препятствует дифференциации, развитию бессознательного, затрудняет эмоциональное становление личности.

Ещё один важный вопрос в том, идентифицирует себя ребёнок с лягушатами или взрослыми лягушками? Это вопрос идентичности, как связаны эти разные части психики, обозначенные маленькими лягушатами детьми и взрослыми лягушками защитниками? Расщепление на такие пары фигур отражает во многом страх взросления, трудности взросления, бессознательный страх перед будущими бурями подросткового возраста.

Давайте посмотрим на эту композицию с точки зрения стадий трансформации. О каких трансформационных психических процессах эта композиция говорит? Ребёнок построил эту композицию уже после того, как соматический симптом угас, но его структура психики все ещё не достаточно крепкая, чтобы гарантировать, что эти тики не вернутся. Поэтому мальчик ещё нуждается в психотерапевтической работе, в проработке различных аспектов внутреннего пространства.

Лягушки как герои (героини)-это довольно странный выбор, лягушка не герой победитель, это не рыцарь, не пират, не мальчик. Мы можем только вспомнить сказку о царевне-лягушке, где эта лягушка-одна из главных героинь, а также можно вспомнить немецкую сказку Братьев Гримм "король-лягушонок, или Железный Гейнрих", где лягушонок-это заколдованный принц, который должен быть расколдован девочкой принцессой. Можем ещё вспомнить современный мультик "Принцесса и лягушка".Это странный образ для идентификации и он неантропоморфный (не человекоподобный). Лягушка-это низшее животное, не млекопитающее, а земноводное, т.е. способное жить и на земле и в водной среде. Можно представить себе, что мальчик должен идентифицировать себя со львом, носорогом, драконом, а трудно представить, как идентифицировать себя с лягушкой. Но почему же этот образ появляется?

Лягушка в данном случае представляет из себя такую часть психики ребёнка, которая способна находиться в среде сознания и в среде бессознательного (и на земле, и в воде), и таким образом отражает уже достигнутую определённую степень интеграции психики, пройденную низшую алхимическую трансформацию. Эта интеграция позволяет использовать психике ребёнка энергию и сознания и бессознательного и обмениваться ею.

Что ещё важно указать, что лягушка является и примитивной проекцией телесного образа мальчика, бессознательного образа тела. В алхимии мы встречаем гравюры, где лягушка или жаба участвуют в процессах преображения низшей материи в золото. Это переходный этап, на котором уже некоторая бессознательная и телесная интеграция случилась, поэтому симптом ушёл, но Я ребёнка ещё не крепилось в достаточной степени.

Обустройство дома-говорит о процессе, стадии освоения внутреннего пространства, когда ребёнок узнает себя, как он устроен, что с ним происходит в разные моменты и это процесс такой проработки своего места, своего внутреннего пространства. Этот этап предшествует возможности снова войти в эдипальный конфликт и проработать его, переосмыслить отношения между полами, развить свою самоидентичность, сексуальную идентичность.

Можно сказать таким образом, что эта композиция характерна для фаллической стадии психосексуального развития, она отображает нам внутреннюю фаллическую Мать ребёнка, подготовку к переходу к эдипальной стадии.

В чем мы видим в композиции факторы исцеления? В ней заложено движение на овладение агрессией, появляются фигуры, которые владеют и управляют мечами, на развитие внутреннего пространства, развитие возможности заботиться о себе (укрепление контейнера и внутренней матери, это как большие лягушки заботятся о маленьких) и здесь заложен вектор интеграции примитивных эмоций и ощущений, а не соматизации через тело. Это даёт и будет давать ребёнку возможность лучше понимать, что он испытывает, какие чувства, что он может сделать с этими эмоциями, как он может их назвать, выразить, и самое главное осмыслить-т.е. использовать эмоции как сигналы о том, что с ним происходит, что происходит в его внутреннем мире.

Мы видим таким образом, что использование игрушек и игра сама по себе, позволяют ребёнку создавать такие интегрирующие символы, развивать их. Спонтанная игра показывает, на какой стадии находится ребёнок и она говорит о том, какие интерпретации может сделать психотерапевт, для того, чтобы способствовать развитию ребёнка и преодолению его проблем.

Случай 2. Девочка, 7 лет, нарушение поведения, агрессия во вне, переедание как психосоматический симптом. "Город грязи".

Оральный психосоматический симптом-стремление к еде, неутолимый голод, желание есть. Само по себе переедание часто связано с тем, что пища бессознательно приравнена к хорошему внутреннему объекту, пища является эквивалентом любви. Как будто бы девочка может поглощать хороший объект через пищу, но имеет затруднения делать это не буквально, символически, эмоционально.

Город грязи-это пространство, где живут чёрные женщины. Они чёрные, потому что они все облеплены грязью, в городе находятся их дома и в центре находится источник грязи, куда они регулярно ходят и купаются. Источник находится в кратере потухшего вулкана. Символизм грязи позволяет нам говорить, что эта песочная композиция конечно отражает символы анальной стадии психосексуального развития. Мы видим, что в центре сендплей вулкан, источник грязи, и туда приходят женщины. И грязь здесь воспринимается позитивно. Можно быть грязным, можно получать удовольствие от грязи. Триумф анального удовольствия, которое вероятно в семье и внутреннем мире девочки запретно, табуировано, невозможно. У клиентки мало возможностей для позитивного фантазирования, что она плохая, проживания этого. Как будто картинка отражает такое плохое Я девочки, от которого она получает удовольствие. Но это удовольствие невозможно проявить и интегрировать с другими частями жизни, тк в композиции вся песочница занята городом грязи, другое пространство там не представлено.

Купание в источнике символически представляет из себя обновление, удовольствие, регресс и расслабление, растворение (solutio как алхимическая операция). Этот образ отражает также и возможность получать удовольствие от тела, намекает на скрытую мастурбацию и фантазирование. Это все говорит о большом желании получать удовольствие от тела, о нужности данного удовольствия для психики. Переедание пище тоже намекает нам на запрещённые удовольствия. Жёсткое супер-эго девочки препятствует интеграции её телесности и примитивной сексуальности, и эта клиентка также застряла перед эдипальной стадией, не разрешила эдипальный конфликт, не вышла из него. Поэтому она регрессирует к некоторым компромиссным доступным оральным и анальным удовольствиям (зацикленность на еде, агрессивное поведение). Эти же вещи подтверждаются отсутствием в композиции мужских образов, все фигуры-это женщины. Как будто бы мужской мир не понятен, опасен, не представим. Также ни одна из героинь в этой постройке не является главной, ведущей, т.е. непонятно с какой фигурой может идентифицировать себя девочка, много женских фигур представляют из себя опору для идентификации.

Фактор исцеления в данном примере лежит в области нормализации асоциальности (неправильное поведение, запретные удовольствия). В этой асоциальности находятся возможности выражать и интегрировать агрессию к матери, желание претендовать на отца и тем самым развивать свою женскую идентичность, не боясь потерять опору в отношениях между родителями.

Случай 3. Мальчик 6 лет, атопический дерматит на руках. Очень бедная композиция, кратер в левом нижнем углу песочницы и в нем закопан вытянутый яйцевидный голубой камень, который там спрятан. Мальчик никак не комментирует композицию. Камень в кратере вызывает такие ассоциации как ребёнок внутри материнской утробы и отражает выраженное желание мальчика снова стать маленьким, вернуться к маме в живот. Данное желание ребёнок высказывает спонтанно после постройки в песке. Эта песочница отражает желание мальчика к большому регрессу, к слиянию с матерью, где мать представляет из себя мать-утробу, мать-грудь. Это очень примитивный архаический оральный образ. Быть в животе у матери, никогда с ней не расставаться и разговаривать со всеми из живота-так мальчик озвучивает свои фантазии и их же как мы видим он предварительно выразил в образах песочницы.

Такое желание говорит нам о симбиотическом стремлении и о том, что в течение первого года жизни по каким-то причинам ребёнок был лишён эмоционального материнского пространства, возможно потому что мать находилась в послеродовой депрессии или была зачарована какими-то другими людьми, отдавала свою эмоциональную энергию им, а не сыну, тем самым закрепила это неутолённое, в тот период жизни, нормальное стремление к регрессу и слиянию(Эльячевв К., Штерн Д., Винникот Д.В., Дольто Ф.)

Аллергический дерматит образно говорит нам о том, что как будто бы аллергию вызывает внешний мир, любая возможность отделения от матери. Регрессивное стремление к слиянию отрицает какое-либо разделение с матерью и тогда вероятность потерять мать была бы равна нулю. Как будто бы мальчик не может брать (руки) из внешнего мира, он не хочет отвязаться от матери. (Марти П., Дольто Ф.)

Для такого клиента возможность иметь собственное пространство, внутри терапии, пространство песочницы жизненно необходимо, потому что в своём регрессивном стремлении он готов отказаться от себя. С одной стороны это всемогущество-я буду внутри матери и я буду как мать, а другой стороны это отказ от себя. Психологическая работа с таким ребёнком должна быть связана с укреплением его пространства, с возможностью для него фантазировать, выражать себя в рисунке, игре, песке, создавать такую продукцию бессознательного, которая показывала бы ему самому, что он существует как субъект, давала бы ему возможность приобрести это чувство субъектности.

Психосоматическая симптоматика говорит о выраженной эмоциональной слабости мальчика, как будто бы мальчик отказывается развиваться, так как развитие представляет из себя смерть слияния с матерью, приравнено к потери матери.

Все эти примеры показывают нам, что психологическая работа должна в своей глубине базироваться на работе с бессознательным, на возможности дать бессознательным конфликтам и фантазиям проявиться и быть понятыми психотерапевтом и на возможности контейнировать их различными способами, через игру, целостные символы, через словестную интеграцию, с помощью процессов переноса-контрпереноса и конечно, через осмысление их в голове терапевта в форме интерпретаций. Именно такая работа даёт возможность понять, что стоит за телесными симптомами у тех или иных пациентов, создать стратегию по проработке сложностей ребёнка и трансформации его психики, сформулировать подходящие рекомендации для родителей. Композиции ярко показывают, что происходит во внутреннем мире ребёнку, куда должно двигать его развитие и как мы как терапевты можем создать им подходящие условия, чтобы их развитие реализовалось, прорабатывать их бессознательные фантазии и конфронтировать их, как например в последнем случае, показывать, что эти фантазии не соответствуют реальности. Композиции учат нас интерпретировать те психические содержания, которые стоят за симптомом, вызывают его и указывают на то, что нужно для укрепления структуры Эго. Ребёнок в процессе психотерапии приобретает такое Эго, которое даёт ему защиту от соматизации в случае стресса, конфликтов, фрустрации или перехода с одного возрастного этапа на другой. Sandplay и игровая терапия дают нам богатые возможности для работы, как и аналитическая интерпретация игры и песочных картин.

Список литературы:

  1. Аммон Г. Психосоматическая терапия. С-П.: Речь, 2000 г.
  2. Александер Ф. Психосоматическая медицина. М.: Эксмо-Пресс, 2002 г.
  3. Андропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. М.,2000
  4. Арина Г.А. Психосоматический симптом как феномен культуры. // Те­лесность человека: междисциплинарные исследования. М., 1991 г.
  5. Баллинт М., Базисный дефект. М.,2002
  6. Винникот Д.В. Маленькие дети и их матери. М.1997
  7. Винникотт Д.В. Пигля. М.: Класс, 1999 г.
  8. Винникотт Д.В. Переходные объекты и переходные явления: исследования первого "не-я" предмета. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  9. Винникотт Д.В. Использование объекта. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  10. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002 г.
  11. Д.В. Винникот и аналитическая психология. Сборник., КДУ, 2009
  12. Вудман М. Страсть к совершенству. М.,2006
  13. Вудман М. Сова была дочерью пекаря. М.,2009
  14. Дольто Ф. На стороне ребенка. СПб., 1997 г.
  15. Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997 г.
  16. Дольто Ф. Бессознательный образ тела.,2006
  17. Дольто Ф. Психоанализ и педиатрия., 2006
  18. Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей. СПб., 1993
  19. Журнал практической психологии и психоанализа. Вып. С 2000 по 2013 год
  20. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб, 2000
  21. Килборн Б. Исчезающие люди: стыд и душевная боль. М., 2007
  22. Кляйн М. Психоаналитические труды. Тома 1,2,5,6
  23. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. СПб., 1997 г.
  24. Кляйн М. Айзекс С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе. М., 2001 г.
  25. Колоскова М.В. Онтогенез телесности и развитие общения: на пути к разделению Я — не-Я. // Телесность человека: междисциплинарные ис­следования. М., 1991, с. 70-80
  26. Кристалл Г. Интеграция и самоисцеление. Аффект. Травма. Алекситимия. М.,2006
  27. Лёйнер Х.: Психотерапия базисных расстройств при помощи символдрамы. (Пер. с англ. Д.Г. Залесского, И.И. Нагорной) Сборник "Из архива Ханскарла Лейнера", Киев, 2000
  28. Лёйнер X.: Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М., "Эйдос" 1996
  29. Лёйнер X.: Основы глубинно-психологической символики, Журнал практического психолога, 1996, №3, 4
  30. МакДугалл Дж. Театр души. Иллюзия и правда на психоаналитической сцене. СПб, 2002
  31. МакДугалл Дж. Театры тела. М.,2007
  32. МакДугалл Дж. Тысячеликий Эрос. СПб.,1999
  33. Мартин П., де М"Юзан М. Оперативное мышление. Статья из сборника: Антология современного психоанализа. М.: И-т РАН, 2000 г.
  34. Марти П. Аллергические объектные отношения//сборник Психология и психопатология кожи, М.,2011
  35. Мать. Дитя. Клиницист. М.,1994
  36. Николаева В.В. О психологической природе алекситимии. // Телес­ность человека; междисциплинарные исследования. М., 1991
  37. Нойманн Э. "Ребёнок", 1970
  38. Нойман Э. Происхождение и развитие сознания. М.,1998
  39. Обухов Я.Л.: Значение первого года жизни для последующего развития ребёнка (обзор концепции Д. Винникотта), "Школа здоровья", 1997, №1
  40. Обухов Я.Л. Символдрама. Кататимно-имагинативноая психотерапия детей и подростков. М., 1997 г.
  41. Психология телесности. Хрестоматия. М., 2005
  42. Пайнз Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.,1997
  43. Старшенбаум Г.В. "Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела". М., 2005.
  44. Стерн Д. Межличностный мир ребёнка. Спб,2006
  45. Фон Франц М-Л. Феномены тени и зла в волшебных сказках. М.,2010
  46. Фон Франц М-Л. Архетипические паттерны в волшебных сказках. М.,2007
  47. Французская Психоаналитическая школа СПб.,2004
  48. Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. 1,2 тома. М., 1999 г.
  49. Фрейд З. Из истории одного детского невроза.
  50. Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия. СПб., 2001 г.
  51. Штерн Д. Дневник младенца. М., 2001 г.
  52. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М., 2001 г.
  53. Эльячефф К. Затаённая боль. М., 1999 г.
  54. Юнг К.Г. Конфликты детской души. М.,1995 г.
  55. Юнг. К.Г. Символы трансформации. М.,2008 г.

Юнгианская песочная терапия даёт терапевтическую возможность клиенту выразить свой внутренний мир, а также архетипический мир души с помощью построения символических картин внутри деревянного песочного подноса и игры с миниатюрными фигурками и природными материалами, камнями, водой, песком и др.

Психоаналитическая игровая терапия даёт возможность ребёнку создавать символическую игру, которая представляет из себя актуальную продукцию бессознательного, нуждающуюся в своевременных интерпретациях со стороны аналитика или психолога.

Самость- архетип целостности — наипол­нейшего человеческого потенциала и единства личности как цело­го. Самость представляет из себя регулирующий центр психического.

Подробнее в Блюм Г. Психоаналитические теории личности, М.,1996, Макдугалл Дж. Тысячеликий Эрос. СПб,1999

Данная черта характерна для детей с психосоматичекими состояниями, о чем упоминают различные авторы (Макдугалл Дж., Винникот Д.В. и др.), их агрессия, особенно, агрессия к Матери, длительно остаётся неинтегрированной.

Тень- спрятанные или бессознательные аспекты психологической структуры личности, её негативная сто­рона, обычно отвергаемая сознательным эго, но оказывающая воздействие на мышление и поведение человека. Сумма всех неприятных личностных качеств, что-то примитивное, инфантильное, не приспособленное. Задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им её наличия, в обретении способности интегрировать её в Я и сосуществовать с ней.

Оригинальное название: The Princess and the Frog, 2009, США, режиссёр: Рон Клементс, Джон Маскер

Лягушка, животное относящееся к луне, связано с дождём, символизирует плодородие, плодовитость, эротизм, олицетворяет также тёмную и недифференцированную первоматерию, элемент водянистости и изначальную слизь, основу сотворённой материи, является женским символом.


Юнгианская песочная терапия: избавление от проблем и познание себя в творчестве

Одним из наиболее комфортных и эффективных психотерапевтических методик, существующих в рамках арт-терапии, является песочная терапия, основанная на аналитических идеях Карла Густава Юнга.

Юнгианская песочная терапия стала востребованной и достигла широкой распространенности в психотерапевтических кругах. Она обрела популярность у клиентов и завоевала признание у психологов, благодаря тому, что метод:

  • является прекрасным и увлекательным способом познания своей личности;
  • дает шанс открыть свое глубинное «Я» и проявить подлинные, ранее неведанные таланты;
  • быстро и просто помогает избавиться от внутреннего напряжения, нервозности;
  • позволяет преодолеть робость и неуверенность, устранить тревоги и страхи;
  • предоставляет уникальную возможность восстановить целостность и гармонию внутреннего мира;
  • обеспечивает новыми функциональными инструментами для познания окружающего мира;
  • наделяет конструктивными навыками для противодействия жизненным трудностям.

  • В продуктах творчества на песке получают символическое отражение существующие у личности преграды, трудности, проблемы, обретают «реальную форму» волнения, страхи, комплексы. В процессе сеансов песочной терапии мешающие человеку ограничения и разрушающие обстановки покидают мир подсознания, как бы воплощаясь в создаваемых работах. Благодаря этому у творца появляется возможность удобным способом разрешить имеющийся конфликт и достичь психического исцеления. Удивительный эффект песочной терапии по Юнгу основан на хорошо изученных способностях психики: когда пугающие эмоции и разрушающие чувства находят отражение в реальном мире, то есть материализуются, становятся зримыми, осязаемыми, тогда индивидуум начинает взаимодействовать со своими воплощенными в жизнь переживаниями как с реальными объектами.

    Творчество на песке, как метод психотерапии, разработанный Дорой Калфф, базируется на естественных способах избавления от разрушающих ощущений, к которым прибегала каждая личность в свои детские годы: самовыражение в игре. Практически каждый из нас, будучи ребенком, любил создавать волшебный мир на песке. Мы воплощали свои смелые фантазии и дивные грезы, возводя сказочные песочные замки на морском побережье или берегу реки. Мы создавали странные фигурки в песочнице, наделяя их магическими качествами. Таким образом, в работах на песке юная особа смело выражала свои чувства, проявляла отношение к миру, тем самым не давая возможности тревогам и переживаниям отложиться глубоко в подсознательной сфере и сохраняя стабильное психоэмоциональное равновесие.

    Для работы с взрослой аудиторией последователи юнгианской песочной терапии используют стандартный набор инструментов:

  • поднос из дерева, дно и бортовые конструкции которого имеют небесно-лазурный цвет, символизирующий водную гладь и безоблачное небо;
  • ослепительно-чистый, сверкающий песок, цвет которого уже сам улучшает настроение и позволяет достичь гармонии;
  • вода;
  • коллекция форм фигурок небольших размеров.

  • Имеющиеся в наборе фигурки для песочной терапии представляют собой миниатюрную копию имеющихся в реальном мире объектов: как живых существ, так и предметов, создаваемых человеком. Каждая копия живого объекта наделена своеобразными чертами и качествами: она может быть ужасной или красивой, отталкивающей или привлекательной, доброй и злой, смелой или трусливой, грустной или веселой. В коллекции для песочной терапии присутствуют звери и птицы, дома и сооружения, предметы мебели и домашнего обихода, музыкальные инструменты и экипировка, одежда и продукты питания. В наборе для песочной терапии также имеются фигурки мифологических, фантастических объектов, как отрицательных, так и положительных персонажей: монстров, чудовищ, демонов и ангелов, волшебниц, фей.

    В отличие от иных психотерапевтических методов юнгианская песочная терапия отличается рядом очевидных выгод:

  • возможностью подбора своей коллекции фигурок с учетом особенностей каждого клиента;
  • простотой проводимых манипуляций и отсутствием необходимости для получения каких-то специальных навыков;
  • вероятностью не просто создания самобытного «песочного мира» каждым пациентом, но и возможностью вносить коррективы, изменения, разрушать или дополнять конструкцию.

  • Во время сеансов юнгианской песочной терапии клиенту предлагается создать свой неповторимый мир из песка, дать ему и каждому персонажу наименование, рассказать историю «их жизни». При этом персона может самостоятельно составлять свой арсенал фигурок, выбирая из предложенных вариантов те, которые ему симпатичны или, наоборот, пугают.

    Еще одним достоинством песочной терапии по Юнгу является то, что человек может создавать объемный мир, наделять своих персонажей особенными чертами, «общаться» со своими героями, их «воспитывать», «обучать». Создание на песке свободного и защищенного мира, в атмосфере которого воплощен весь понимаемый и неосознаваемый опыт индивидуума – перенос драмы из внутреннего мира в сферу реальности. То есть такой метод позволяет открыто выражать свои ощущения, не стесняясь своих чувств и не боясь быть непонятым окружающими. Любой травматический опыт индивида находит отражение в продуктах творчества на песке, при этом происходит оценка и исследование проблемы с другой точки зрения, глубокое переосмысление и иная интерпретация.

    Стоит отметить позицию психотерапевта во время сеанса юнгианской песочной терапии. Он не авторитарный руководитель, а активный наблюдатель, внимательный спутник, наблюдательный сопровождающий. Психотерапевт не вмешивается в процесс творчества и не направляет клиента по какому-то определенному сценарию. Он мудрый попутчик и свидетель процесса творения.

    Секрет успеха песочной терапии по Юнгу базируется на трех китах:

  • использование для самовыражения творчества, где нет ограничений и запретов;
  • возвращение в мир игры, благодаря которому можно легко отыскать оптимальные и адекватные решения трудных задач;
  • инсценировка желаемого, воплощение в жизнь фантазий человека.
  • Карл Густав Юнг (рис. 18) - один из учеников Зигмунда Фрейда, который, в конечном счёте, достаточно сильно разошёлся во взглядах со своим учителем. При этом создал своё направление, которое дало основу, дало начало, толчок для развития целого ряда техник, в том числе и техник, связанных с терапией искусством.

    Рис. 18. Американский психолог Карл Густав Юнг

    Первая техника, о которой пойдет речь песочная юнгианская терапия.

    Песочная терапия (Sandplay) - один из самых интересных методов, возникший в рамках аналитической психологии. Песочная терапия - уникальный способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира (рис. 19).

    Рис. 19. Внешний вид песочницы в песочной терапии.

    Теоретическую основу песочной терапии создают идеи К. Г. Юнга и сформулированные им принципы аналитической психологии.

    Такие же принципы реализуются и в замечательном направлении арт-терапии. Арт-терапия - метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приемы и разные виды творчества. Термин «арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З.Фрейда и К-Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, радость и т. д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.

    Основная техника арт-терапевтического воздействия – это техника активного воображения. Она открывает клиенту неограниченные возможности для самовыражения и самореализации в продуктах его творчества при активном познании своего «Я». В ходе творческого процесса клиент имеет возможность не только исследовать стороны своей личности, узнавать о себе что-то новое, но и продвигаться в решении своих задач и проблем.



    Процесс арт-терапии позволяет клиенту через продукт его творчества прикоснуться к своему бессознательному, проявить неосознаваемое, сделать его видимым и доступным для управления, изменения, исследовать свои чувства, осознать и переработать на новом уровне свой прошлый опыт, получить новый опыт.

    Задачи арт-терапии:

    l получение материала для психодиагностики и определения стратегии терапии

    l акцентирование внимания клиента на его чувствах

    l создание условий для социально приемлемого выхода подавляемой агрессии и других негативных чувств

    l освоение навыка расслабления, концентрации на процессе, самоконтроля, самонаблюдения

    l развитие творческих способностей и собственного потенциала

    С чем может работать арт-терапия:

    l повышенная тревожность, страхи, кризисные состояния, внутри- и межличностные конфликты,

    l неадекватная самооценка и неуверенность в себе

    l невротические и посттравматические расстройства, депрессии, сниженное настроение, психосоматика, травмы, потери, семейные отношения и мн.другое.

    Арт-терапия эффективно работает в консультировании и терапии взрослых, детей, подростков, в индивидуальном или групповом формате. Данный метод не имеет ограничений и противопоказаний.

    Некоторые виды арт-терапии (рис. 20).:

    l изотерапия

    l куклотерапия

    l сказкотерапия

    l кинотерапия

    l гримотерапия

    l маскотерапия

    l музыкальная терапия

    l танцевально-двигательная арт-терапия

    l телесная арт-терапия

    l фототерапия

    l работа с глиной и тестом

    l песочная арт-терапия

    l фелт-терапия

    l ландшафтная арт-терапия и многие другие

    Рис. 20. Слева направо: куклотерапия, мандалотерапия, фелт-терапия

    С точки зрения представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные возможности арт-терапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации и установления отношений со значимыми другими (родственниками, детьми, родителями, сверстниками, сослуживцами и т.д.). Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышают самооценку клиента и степень его самопринятия и самоценности.

    По мнению К. Юнга, искусство, особенно легенды и мифы и арт-терапия, использующая искусство, в значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".

    Те же слова можно в полной мере отнести к другой методике, также уходящей корнями в аналитическое направление психологии – символдраме (кататимно-имагинативной психотерапии).

    Кататимно-имагинативная психотерапия – метод глубинно ориентированной психотерапии, разработанный известным немецким психиатром и психотерапевтом профессором Ханскарлом Лейнером (рис.21). Более 50-десяти лет метод успешно используется в европейских странах для оказания эффективной помощи пациентам с невротическими, посттравматическими, психосоматическими, аффективными и личностными расстройствами.

    Рис. 21. Основатель символдрамы немецкий психиатр, психотерапевт, профессор Ханскарл Лёйнер

    Амулет «Глаз Гора» (рис.22), был выбран профессором Ханскарлом Лёйнером в качестве символа, созданного им метода символдрамы.

    Сегодня лунный глаз Гора, смотрящий в бессознательное, символизирует удивительную способность символдрамы заглядывать в глубины человеческой души, возвращать человеку ощущение целостности и внутреннего единства

    Рис. 22. Глаз Гора

    Понятие «кататимный» в переводе с греческого языка - «идущий от сердца» и означает связь с эмоциональной сферой человека. Термин указывает на то, что содержание представляемого образа определяется преимущественно актуальными в данный момент эмоциональными переживаниями. «Имагинативный» означает, что в методе терапевтически используются имагинации (образные символизации – особый продукт воображения, похожий на сновидения, которые видит пациент).

    Метод символдрамы базируется на принципах глубинной психологии.

    В нем используется особый метод работы с воображением для того, чтобы вывести на поверхность, сделать наглядными бессознательные желания человека, его фантазии, конфликты и механизмы защиты, а так же отношения переноса и контрпереноса

    Симводрама способствует их переработке как на символическом уровне, так и в процессе психотерапевтической беседы, анализа.

    Цель представления образов (имагинации) – получение проективного материала для диагностики актуального психологического и соматического состояния пациента, его коммуникативных стратегий, бессознательных конфликтов отношений, бессознательных фантазий, механизмов защиты и др.

    Полученный материал используется в терапевтическом процессе для построения терапевтических гипотез и создания программы коррекции психологического состояния пациента в соответствии со сформулированным запросом

    На данный момент символдрама – оригинальный самостоятельный метод с осмысленными, согласующимися между собой теорией (классический и современный психоанализ, юнгианский анализ) и практикой, которая постоянно пополняется и расширяется за счет обмена опытом использующими метод психотерапевтами.

    Сегодня символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран

    Символдрама – это важный инструмент в арсенале практикующего психотерапевта и психолога-консультанта. Она хорошо сочетается с классическим психоанализом, юнгианской психотерапией, психодрамой, гештальт-терапией, игровой терапией, телесно-ориентированной терапией.

    К юнгианским и символическим методам можно отнести достаточно популярный сегодня метод терапевтических метафорических карт (рис. 23).

    Рис.23. Колоды метафорических карт

    Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Некоторые наборы карт совмещают картинку с надписью, другие включают отдельно карты с картинками и карты со словами. Совмещение слов и картинок создает игру смыслов, обогащающуюся новыми гранями при помещении в тот или иной контекст, изучения одной или другой темы, актуальной для человека в настоящее время.

    Это проективная психологическая методика: важен не заложенный изначально исследователями смысл, а душевный отклик каждого отдельного человека на попавшуюся ему картинку. В одной и той же картинке разные люди увидят совершенно разные феномены, в ответ на стимул вынесут всякий свое внутреннее содержание актуальных переживаний.

    Игровые методики частично также базируются на юнгианской концепции личности. К таковым можно отнести, например, современное направление терапевтических игр (тета-игр).

    Игра эффективно используется для достижении жизненных целей, разрешения внутренних и внешних конфликтов, для повышения эмоционального тонуса, при терапии неврозов (психогенных и ноогенных), фобий, ипохондрии и тревожных расстройств, ПТСР, дистресса, в паллиативной помощи, для облегчения течения болезни, в процессе восстановления после травм, операций и заболеваний, при реабилитации химически зависимых.

    Тэта-игра помогает достичь поставленных целей, разобраться в причинах неудач и научиться управлять своим внутренним миром. В процессе игры происходит интеграция диссоциированных, и примирение враждующих субличностей, вследствие чего разрешаются внутренние конфликты, создающие невротические помехи к достижению жизненных целей.

    Игра является естественной терапевтической средой и может содействовать избавлению от психических недугов. Психотерапия традиционно ориентируется на пациента, homo patiens, или "человека страдающего". Развивая метод игровой терапии для взрослых, названный нами "терапевтическая трансформационная игра", мы рассматриваем пациента как homo ludens.

    Три основные компонента тэта-игры: группа, юмор, воображение .

    Группа. Психология давно рассматривает группы как терапевтическую среду для взрослых. Общение в группе может вселить в человека надежду, способствовать социализации, обеспечивать эмоциональную поддержку, помогать установить связь с другими людьми. Игра в группе противодействует социальной изоляции. Людям нравится проводить время вместе и действовать сообща. Виктор Франкл, Абрахам Маслоу, Карл Юнг и другие теоретики личности отстаивают нашу социальную природу, настаивая на том, что человеческая личность развивается внутри социальных систем. Группа дает почувствовать себя неотъемлемой частью чего-то большего. Формат групповой игры способствует социализации, развивает навыки общения, взаимопомощи, альтруизма, дает почувствовать дружескую поддержку. Игроки обретают уверенность в собственных силах, дистанцируются от ситуаций и состояний, вызывающих психический дискомфорт.

    Юмор. Юмор называют "социальной смазкой" за его способность уменьшать межличностную напряженность и укреплять связи между людьми. Юмор в незапамятные времена появился вместе с игрой. Начиная с Фрейда, психотерапевты интересовались применением юмора в терапевтическом процессе. Юмор снимает тревогу и беспокойство, способствует разрядке накопившегося эмоционального напряжения. Юмор уменьшает влияние стресса и помогает взглянуть на ситуацию по-другому, создавая здоровую отстраненность от травмирующих событий. Смехом можно снизить остроту любой серьезной ситуации. Платон писал: «Без смешного нельзя познать серьезного; и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если только человек хочет быть разумным». Юмор повышает эффективность передачи сообщения от терапевта к клиенту. Так же как эмпатия демонстрирует уровень заботы и понимания, так и использование юмора может упрочить связь между психотерапевтом и клиентом, юмор укрепляет терапевтический альянс. Умение смеяться над своими промахами и делать их предметом собственных шуток свидетельствует о здоровой самооценке. Чувство юмора отличает человека от других живых существ. Ганс Селье, исследователь стресса, говорил: "Ничто не устраняет неприятные мысли более эффективно, чем приятные мысли".

    Воображение. Воображение не знает никаких пределов. Воображение является бесконечным пространством реализации человеческой свободы. Логотерапевт Виктор Франкл, находясь в концентрационном лагере, воображал себя свободным человеком. Он мог в воображении перенестись в университетскую аудиторию, и как бы со стороны увидеть себя свободного, пережившего все ужасы заключения и рассказывающего студентам об уроках лагерной жизни. Игра изменяет психическое состояние человека и позволяет выйти за пределы ограничений существующей реальности, за границы собственной идентичности, которая в случае невротического расстройства отождествляется с симптомом или негативным "Я"-образом. Игра протекает в особом времени, а точнее, в счастливом безвременье. Такая потеря чувства времени, как известно, свойственна счастливым людям или заигравшимся детям. Игра - это выход из мира обыденности в мир свободы, в мир, где все возможно. Воображение помогает человеку, страдающему неврозом, стать кем-то другим, совершить самотрансценденцию - выход за пределы невротических ограничений.

    Сегодня важно исследовать феномен игры с психологических позиций: очевидно, что направление игровой психотерапии взрослых в скором времени займет полноправное место наряду с традиционными формами психологической помощи. "У каждого времени свои неврозы - и каждому времени требуется своя психотерапия", - говорил Виктор Франкл. Метод организации терапевтического процесса в форме игры, на наш взгляд, соответствует запросу времени и отвечает сущностной потребности человека в свободе быть "человеком истинно играющим" независимо от возраста, вопреки страданиям и ограничениям жизни.

    Формат настольных тэта-игр (рис. 24,25) идеально подходит для игровой терапии взрослых. Игровой комплект легко может уместиться на столе в психологическом кабинете.

    Рис.24. Настольная игра “Пантеон”

    Рис. 25. Клиенты в процессе игры “Мастер двух миров”

    Потребность в игре заложена в человека генетически, как способность ходить, говорить или видеть. Игра сопровождает нас на протяжении всей жизни. Игра позволяет нам эффективнее работать и получать от жизни гораздо больше удовольствия. Игра повышает нашу открытость переменам, улучшает нашу способность учиться. Так что прежде чем утверждать, что игра - это не серьезно, стоит подумать, что игра не означает легкомыслие. Мы не должны испытывать чувство вины за то, что дано нам природой.

    Еще одно направление, основанное на игре, и ставшее уже классическим – психодрама. Психодрама - метод психотерапии и психологического консультирования, созданный Якобом Морено. Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира человека. Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама - это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрамасихологичес), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

    “Двоюродный” психодраме метод – театротерапия, метод, основанный на использовании тренинговых техник русской психологической театральной школы.

    Театротерапия - это интегративная психотерапевтическая методика, ценность которой в том, что она соединяет:

    Телесно-ориентированные техники

    Техники тренировки вербальной и невербальной коммуникации

    Техники расслабления и концентрации внимания, техники управления многоплоскостным вниманием

    Техники тренировки памяти

    Техники работы с воображением

    Техники адаптации в пространстве и предлагаемых обстоятельствах

    Техники видения партнера, эффективного целенаправленного взаимодействия с партнером

    Техники, настроенные на реализацию творческого ресурса (два пласта работы: первый - на тренинге, второй - более комплексный, глубокий – в мастерской). Причем это можно осуществлять в разных “ролях”: актера, режиссера, помрежа, художника по костюмам, работника сцены и т.д. Каждый может найти свое место, что эффективно в свете системной семейной работы и осознания своего места в семье. Здесь же пациент может попробовать себя на любых позициях, что поможет ему идентифицировать, осознать и попытаться повлиять на то место, которое он занимал в своей дисфункциональной семье.

    Театротерапевтические методики можно условно разделить на театротерапевтический тренинг и театральную мастерскую. В арсенале театротерапевта тренинговые упражнения из предметов “Мастерство актера” и “Техника речи” классической театральной школы . Техники мастерства актера необходимы для развития психофизического раскрепощения, многоплоскостного внимания, повышения концентрации, активизации воображения, обучения комплексному взаимодействию с партнером. Речевые техники помогают также психофизическому раскрепощению, активизации вербальной составляющей взаимодействия с партнером, умению точно выражать словом свои мысли или чувства, улучшению технических характеристик речи, способствуют избавлению от страха публичного выступления, самопрезентации.

    Рис. 26. В процессе театротерапевтического тренинга

    Профессиональная подготовка артиста по К.С. Станиславскому состоит из двух этапов: работа актера над собой и работа актера над ролью. Первая часть актуальна для терапевта при создании театротерапевтического тренинга, вторая – при работе в терапевтической театральной мастерской.

    Задачи театротерапевтического тренинга (рис.26):

    Снятие психофизических зажимов

    Тренировка и укрепление многоплоскостного внимания

    Знакомство с Я (Кто Я и чего хочу здесь и сейчас?)

    Идентификация Я (Я и Я, Я и партнеры, Я и Мир), управление своим местом в разных системах

    Формирование навыков эффективной адаптации и адекватного поведения (“Я в предлагаемых обстоятельствах”).

    Второй этап театротерапии – это театротерапевтическая мастерская (рис.27). Это уже некое ограниченное пространство, в котором участники театра - терапевтической группы, обычно в клинических условиях, ставят какие-то небольшие этюды. И это пространство является для них зоной безопасности. Театротерапевтическая мастерская – это обычно метод, который используется в клинических условиях, так как в отличие от тренинга требует более продолжительной работы. Часто – это клиники по лечению зависимостей. В клинике театротерапевическая мастерская – это отдельная комната со своей атмосферой, где пациенты смогут репетировать, готовить простейший реквизит, организовывать свой рабочий творческий климат. Речь здесь, в основном, не идет о постановке спектаклей (хотя при длительном пребывании в клинике и это возможно).

    Рис.27. Показ в театротерапевтической мастерской

    Речь идет о работе, которую обычно выполняют студенты 1-2 курса театрального института – это этюдная работа. Она тем хороша, что в этюдном варианте можно проиграть любые темы (и это в первую очередь необходимо использовать для непрямой терапии индивидуальных ситуаций, особенно в контексте особенностей семейной системы конкретного пациента).

    В рамках традиционного актерского показа можно периодически (чтобы все желающие смогли попробовать себя) проводить показ учебных актерских работ.
    Такое действо будет иметь хороший терапевтический эффект, выполняя функцию “подчеркивания” нового этапа, в котором каждый пациент прошел свой творческий путь, научился новым способам взаимодействия в рамках системы – театрального коллектива.

    Такой показ помогает выработать организованность, собранность, умение быть здесь и сейчас, работать в коллективе, нести определенную, заранее оговоренную нагрузку в рамках коллективных взаимосвязей.

    Если речь идет о клинике по лечению зависимостей, то после показа можно добавить так называемый блок “Костер”. Это – опыт празднования, “отмечания” успеха – без алкоголя, в атмосфере единства, в идеале – с персоналом клиники, который до этого был зрителем. Готовят, накрывают на стол “у костра”, убирают сами пациенты. Таким образом, они получают опыт единства, взаимного принятия и взаимной необходимости – опыт счастья без “помощи” химических веществ. Этот психологический “якорь” является мощным завершающим аккордом театротерапевтической работы.

    Театротерапевтические методики хороши тем, что используют холистический подход, работая не с проблемой, а с клиентом или пациентов в целом, как с личностью, делая акцент, не на трудностях, а на сильных сторонах личности. Клиенты в процессе театротерапии начинают чувствовать самоценность, у них изменяется самоощущение, появляется смелость в том, чтобы пробовать новые способы общения, взаимодействия с собой, миром и людьми.

    Театротерапия включает в своей арсенал активную работу с телом. Такая работа является основой телесно-ориентированной терапии, которая представлена в различных вариантах.

    Психолог, арт-терапевт, член Российской арт-терапевтической ассоциаци.

    Песочная терапия – это вид психологической помощи, где главным инструментом выступает психологическая песочница стандартного размера 50х70х8 см чаще с речным песком.

    Есть два основных направления в песочной терапии: юнгианская песочница и песочница сказкотерапевта. Общим в этих двух направлениях является одинаковый размер и цвет (голубой внутри) песочницы и многообразие маленьких игрушек.

    Юнгианская песочница

    Как понятно из названия в основе лежит теоретический фундамент Карла Густава Юнга. Однако разработал этот метод не сам Юнг, а его ученица Дора Калф. В оригинале этот метод называется "Sandplay therapy" – достаточно глубокий и длительный метод работы. Клиент может работать как в сухом, так и в мокром песке.

    Обычно у психолога есть 2 песочницы на выбор: сухая и мокрая или, точнее будет сказать, влажная. Маленькие игрушки отражают все сферы жизни человека – не только реальной, но и фантазийной. Обычно клиент интуитивно выбирает игрушки и располагает их на песке. Внешне это выглядит просто игрой и человек незнающий может не понять, что на самом деле происходит.

    В действительности песочная терапия похожа на дайвинг – когда мы смотрим на поверхность воды, мы не видим ничего особенного, но стоит надеть маску, гидрокостюм, запастись кислородом и начать погружение, как через какое-то время нам открывается удивительный мир. Так и в песочной терапии мы не спешим и погружаемся на глубину постепенно и аккуратно, и точно так же как в дайвинге нам открывается удивительный мир клиента или наш собственный, если клиентом являемся мы сами.

    Песочный терапевт при этом может быть инструктором, который следит за безопасностью, обращает внимание клиента на особенно красивых и необычных рыб, кораллы и водоросли, а когда приходит время, показывает, что пора всплывать на поверхность.

    Так человек знакомится со своим внутренним миром, своим бессознательным. Он может найти там как клад, так и затопленный корабль. Метафорам и символам здесь отводится большое значение, так как каждая фигурка, поставленная в песочницу, имеет свой символизм, смысл и историю. И если клиент готов, то психолог всегда может эту историю рассказать. Игрушки не оказываются случайно в песочнице и все истории так же имеют отношение к процессу клиента.

    Песочница сказкотерапевта

    В песочнице сказкотерапевта клиентами чаще (но, не всегда!) оказываются дети. Есть такая классическая техника для работы в песке, которую любят детские психологи – "построение мира". Эту технику предложила Маргарет Ловенфельд в середине ХХ века и многие специалисты уже тогда заинтересовались ей.

    Сегодня же эта техника очень распространена и любима психологами. "Построение мира" используют как в групповой работе, так и в индивидуальной.

    Инструкция очень проста: ребенку предлагается построить свой мир в песочнице, используя имеющиеся игрушки. Эта техника очень диагностична для психолога и позволяет проводить коррекционную работу. Кроме того, ее можно повторять и видоизменять под конкретную задачу.

    В том числе работу с песком применяют и в педагогических целях, изучая с детьми дошкольного возраста темы окружающего мира, или знакомят с буквами и цифрами, которые можно рисовать на песке.

    В последние 10 лет в России стала популярна песочная арт-терапия или рисование песком. Первоначально световые песочницы с песком предлагались больше для развлечения детей, где они могли поиграть или посмотреть театр на песке. Сегодня же все чаще такие песочницы появляются в кабинетах у психологов и в детских садах. Световые песочницы могут использоваться для развития мелкой моторики, воображения, мышления, изучения заданных тем.

    Также арт-терапевты могут работать с такой песочницей, как с объектом, где ребенок или взрослый может выразить себя через рисование на песке. И здесь включается все многообразие классической арт-терапии.