Таинственные рисунки на поверхности земли хорошо видны. Линии и геоглифы наска и пальпа

Плато Пальпа

Плато Пальпа располагается на территории государства Перу (Южная Америка). Оно на 20 км севернее плато Наска, а по площади в два раза его меньше. Примечательно это природное образование геоглифами (геометрическая фигура, выполненная в земном грунте и имеющая длину не менее 4 метров), но пользуется гораздо меньшей популярностью у людей, нежели южный сосед. Объясняется это тем, что Наска было первым. Загадочные рисунки на нём изучают с 1946 года. Пальпа же стало известно широкой общественности в 1993 году, благодаря Эриху фон Дэникену (род. 1935).

Это швейцарец, по образованию уфолог. В 1968 году он издал бестселлер под названием «Колесницы богов? Неразгаданные тайны прошлого». Тираж книги составил 60 миллионов экземпляров. Данная цифра лишний раз подчёркивает, какой огромный интерес испытывают люди к загадкам и тайнам прошлого.

Именно этот человек и обратил внимание общественности на загадочные геоглифы Пальпа, которые по качеству и мастерству исполнения значительно превосходили соответствующие изображения на плато Наска. Создавалось впечатление, что на севере работали мастера с более высокой квалификацией. В то же время существует устойчивое мнение, что рисунки Пальпа по своему возрасту гораздо старше аналогичных творений Наска. Стало быть, живущая в этих местах древняя цивилизация со временем утратила определённые навыки. Такой вывод вызывает множество вопросов, ответов на которые ни у кого нет.

Плоская вершина холма. Природа такого создать не могла

Что бросается в глаза в первую очередь, так это необычные вершины холмов. Они абсолютно плоские. Создаётся впечатление, что все неровности на них срезаны каким-то неизвестным механизмом. В то же время склоны имеют обычный изрезанный природный рельеф. На плоских вершинах и располагаются загадочные линии и полосы. Они пересекаются, накладываются друг на друга. Это наводит на мысль, что вначале создавались одни полосы, а затем, уже на них наносились другие.

Ширина некоторых полос доходит до нескольких сотен метров, а длина достигает 20 км. При этом края идеально параллельные. Но поражают не только геометрические фигуры. На плато имеются антропоморфные геоглифы. Это изображения, напоминающие людей. Таковых на сегодняшний день насчитывается восемь. В наличии также есть изображения зверей и пернатых. Все они обладают разными размерами и выполнены с высоким мастерством.

Антропоморфный геоглиф

Основной же достопримечательностью плато Пальпа являются, пожалуй, очень сложные геометрические изображения. Даже с первого взгляда ни них чувствуется, что в этих творениях заложена какая-то скрытая информация. Вот только какая, для кого и зачем? Это непонятно.

Можно рассмотреть, к примеру, рисунок, состоящий из трёх кругов. Расположены они рядом друг с другом. Два крайних имеют маленькие диаметры, а центральный круг значительно превосходит их по размерам. Друг с другом круги соединены линиями и, таким образом, представляют собой единую композицию. Длина этого изображения составляет километр.

Изображения кругов

В композицию входят два треугольника, наложенные друг на друга и образующие звезду с шестью концами. В центре звезды находятся два круга разного диаметра. Меньший круг лежит в большем. В последнем, в свою очередь, имеются два пересекающихся друг с другом прямоугольника. В них изображён квадрат, а в его центре имеется изображение, напоминающее звезду с 16 лучами. Вокруг этих геометрических рисунков расположены маленькие ямы круглой формы. Некоторые окружности выполнены не сплошными линиями, а аналогичными круглыми ямами.

В километре от этих сложных по форме геоглифов находятся не менее сложные и своеобразные другие рисунки. Они также в комплексе образуют композицию, получившую название «солнечные часы». В центре располагается зигзаг, переходящий в спираль. Она образует шесть витков, по форме соответствующих кругам. Рядом находятся полосы и линии, хаотично пересекающие друг друга. На самом краю композиции имеется рисунок, напоминающий своими очертаниями человеческую голову. Венчают её рога, а под ней изображена змея.

Сложное геометрическое изображение «Солнечные часы»

Изображение данной рептилии нехарактерно для плато Пальпа. Оно также нехарактерно и для рисунков на плато Наска. Змей любили изображать инки. Они их рисовали везде, где только возможно. Особенно любили наносить ядовитых тварей на стены жилых зданий и дворцов. Змея у этой цивилизации ассоциировалась с мудростью и долгожительством.

Вызывает много вопросов ещё один геоглиф. Носит он название «Таблица». И действительно, сверху он очень её напоминает. Располагается таблица на плоской вершине и состоит из 15 продольных и 36 поперечных линий. Причём линии пунктирные, а в местах их пересечения образуются кресты. Рядом находится изображение человека. Его пересекает множество тонких линий. А их, в свою очередь, перекрывает окружность. Вдоль неё располагается восемь квадратов. Что это за композиция, для каких целей сделана – полная загадка.

Рисунки огромны, поэтому увидеть их можно, лишь поднявшись в воздух на самолёте, вертолёте или на воздушном шаре, если таковой имеется под рукой. Для чего же древняя цивилизация делала подобные изображения? Полностью рисунки даже сами художники увидеть не могли, если только у них не было какого-то летательного средства.

Это вызывает недоумение, но ещё больше поражает современного человека точность изображений. Те же окружности имеют идеальную форму. Можно допустить, что древние мастера использовали обычную верёвку. Вбивался колышек, в руки бралась верёвка, привязывалась к нему, и человек рисовал на земле идеальную круглую линию. Таким образом, и создавались шедевры в те далёкие времена.

Объяснение хорошее, но всё упирается в грунт плато. Климат в данной местности сухой, дождей нет, ветров тоже. Оставленный на земле след может сохранять свою форму столетиями. Недаром геоглифы дожили до наших дней. Если древние мастера использовали привычные для современных людей орудия труда, то находились в непосредственной близости от линий и фигур. Соответственно, почва должна хранить на себе следы древних людей.

Но ничего подобного вблизи геоглифов не наблюдается. Почва девственно ровная. Создаётся впечатление, что на неё никогда не ступала нога человека. Так как же делались изображения на грунте? Не мог же древний мастер подлетать к рабочей площадке по воздуху, а затем висеть в специальной люльке над землёй и творить шедевры, чей возраст оценивается в тысячу лет. Никакого разумного объяснения этому на ум не приходит.

Может быть, это инопланетяне изобразили самих себя

Напрашивается только одна версия – инопланетная. Представители с другой планеты посетили Землю, вступили в контакт с местными жителями и почему-то нанесли на грунт загадочные рисунки. Естественно, при этом использовались какие-то неизвестные современному человеку технологии. Видимо для инопланетян рисунки на грунте имели очень большое значение, так как была выбрана соответствующая местность с самым подходящим климатом.

Но плато Пальпа и Наска отнюдь не являются единственными в своём роде. Старожилы этих мест утверждают, что если идти на восток в горы, то можно встретить ещё несколько плато с загадочными геоглифами. По своей форме те более замысловатые и непонятные. Люди науки и туристы, однако, тяготеют пока лишь к плато Наска. Оно самое раскрученное и пользуется популярностью во всём мире. Плато Пальпа и неизвестные высокогорные равнины на востоке пока интереса ни у кого не вызывают. Впрочем, это дело времени. Наступит и их очередь. Но вот поможет ли это раскрыть тайну загадочных рисунков? Тут чёткого и ясного ответа нет.

Каких только чудес в себе не хранит древняя история! Сколько тайн еще не разгадано, и сколько из них не разгадают никогда! Однако, шагая в будущее, люди все глубже понимают прошлое и заменяют догадки и мифы реальной историей. Так, считается, что археологи уже окончательно разрешили загадку, которую таила в себе пустыня Наска. Окраина Перу стала знаменитой еще в 1947 году, когда появились первые научные публикации о непонятных линиях и загадочных рисунках. Позже возникла мысль о том, что это взлетно-посадочные полосы пришельцев. Многие жители планеты такую идею восприняли с интересом. Так и зародился миф.

Тайна геоглифов

Ученые и дилетанты на протяжении десятилетий пытались объяснить происхождение в пустыне геометрических узоров, занимающих площадь практически в 500 квадратных километров. Хотя на первый взгляд вполне понятна история их возникновения в Южном Перу. Пустыня Наска в течение нескольких столетий служила для древних индейцев холстом, на который они зачем-то наносили таинственные знаки. На поверхности лежат темные камни, и если их убрать, обнажатся светлые осадочные породы. Такой резкий контраст цветов и использовали перуанцы для создания рисунков-геоглифов: фоном для изображений служил темный цвет грунта. Пустынные районы они украсили прямыми линиями, трапециями, спиралями и огромными фигурами животных.

Пустыня Наска. Координаты рисунков

Эти знаки настолько огромные, что увидеть их можно только с самолета. Однако каждый желающий сегодня может полюбоваться таинственными символами, не выходя из дома, достаточно запустить на компьютере любую программу, демонстрирующую спутниковые снимки Земли. Координаты пустыни - 14°41"18.31"S 75°07"23.01"W.

В 1994 году необычные рисунки были включены в список памятников, которые составляют Всемирное культурное наследие. И тогда весь мир узнал, где находится пустыня Наска. Люди гадали о том, кому предназначалась таинственная галерея. Находящимся на небе богам, читающим человеческие души? А может, в этой древней стране инопланетяне сооружали когда-то космодром, вот и осталась разметка? Или это первый учебник по астрономии, где ход планеты Венера олицетворяет крыло какой-то птицы? А может, это фамильные знаки, которыми кланы отмечали населенные ими территории? Высказывалось даже предположение, что таким образом индейцы обозначали течение подземных ручьев, якобы это тайная карта водных источников. В общем, гипотез существовало великое множество, лучшие умы соревновались в толковании смысла начертанного, однако факты подбирать никто не торопился. Почти все предположения строились умозрительно - поехать в несусветную даль редко кто решался. Вот и оставалась пустыня Наска (фото ниже) одним из самых загадочных мест планеты, а ее древние жители - одной из наиболее интересных культур доколумбовой Америки.

Путь к разгадке

С 1997 по 2006 годы ученые самых разных областей знаний проводили в перуанской пустыне тщательное исследование. Факты, которые были ими собраны, напрочь развенчали все объяснения эзотериков. Никаких космических тайн не осталось! Оказалась вполне земной пустыня Наска. Рисунки ее тоже говорят о земном, даже слишком земном. Но обо всем по порядку.

Экспедиция в Перу

В 1997 году организованная немецким археологическим институтом экспедиция стала изучать геоглифы и культуру жителей Наска в окрестностях населенного пункта Пальпа. Место выбрали исходя из того, что оно находится в непосредственной близости от селений, где жили древние индейцы. «Чтобы понять значение рисунков, необходимо всмотреться в людей, создававших их», - говорили ученые.

Исследование ландшафта

В рамках проекта были изучены климатические особенности данной местности. Это и внесло ясность в происхождение символов. Раньше на месте, где сейчас раскинулась пустыня Наска, был ровный степной участок. Он образовался из котловины, разделяющей Анды и Береговую Кордильеру (еще одну горную цепь). Во времена плейстоцена она была заполнена осадочными породами и галечником. Вот и появился идеальный «холст» для нанесения всевозможных рисунков.

Пару тысячелетий назад здесь росли пальмы, паслись ламы, а люди жили, как в райском саду. Там, где сегодня простирается пустыня Наска, раньше случались даже сильные ливни и потопы. Но примерно в 1800 г. до н. э. климат стал значительно суше. Засуха выжгла травяную степь, поэтому людям пришлось расселиться в долинах рек - естественных оазисах. Но пустыня продолжила наступление и вплотную подобралась к горным хребтам. На 20 километров в сторону Анд сдвинулся ее восточный край, и индейцы были вынуждены уйти в горные долины, расположенные на высоте 400-800 метров над уровнем моря. А когда климат стал еще суше (около 600 г. новой эры), культура Наска и вовсе исчезла. Остались от нее только начертанные на земле таинственные знаки. Благодаря крайне сухому климату они сохранялись тысячелетиями.

Пустыня Наска. Рисунки

Изучив среду проживания творцов загадочных геоглифов, исследователи смогли их истолковать. Самые ранние линии появились около 3800 лет назад, когда в районе города Пальпа возникли первые поселения. Южные перуанцы свою «картинную галерею» создавали на открытом воздухе, среди скал. Они вырубали и процарапывали на коричнево-красных камнях различные узоры, химер и людей, и животных. «Революция в искусстве» произошла в перуанской пустыне где-то в 200 г. до н. э. Художники, которые раньше покрывали картинами только скалы, взялись разукрашивать наибольшее полотно, данное им самой природой, - простирающееся перед взором плато. Здесь мастерам было где развернуться. Но вместо фигуративных композиций теперь искусники отдавали предпочтение линиям и геометрическим фигурам.

Геоглифы - часть ритуала

Так для чего же создавались данные знаки? Уж точно не за тем, чтобы мы ими сегодня любовались. Ученые полагают, что рисунки были частью «святилища», это так называемые церемониальные фигуры, имеющие сугубо мистическое значение. Геофизики исследовали почву вдоль линий (их глубина составляет почти 30 сантиметров) и выявили, что она сильно уплотнена. 70 геоглифов, изображающих каких-то существ и животных, значительно вытоптаны, как будто веками тут ходили толпы людей. На самом же деле здесь проводились разные празднества, связанные с культом воды и плодородия. Чем плато становилось суше, тем жрецы чаще совершали магические церемонии, дабы призвать дождь. Из десяти трапеций и линий девять обращены в сторону гор, туда, откуда приходили спасительные осадки. Волшебство долгое время помогало, и несущие влагу тучи возвращались. Однако в 600 г. новой эры боги совсем разгневались на поселившихся в этом краю людей.

Развенчание мифа

Наибольшие рисунки в пустыне Наска появились в то время, когда дожди почти прекратились. Скорее всего, люди таким образом просили сурового индейского бога внять их страданиям, они надеялись, что хоть такие сигналы он заметит. Но бог оставался глух и слеп к мольбам. Дожди не шли. В конце концов индейцы оставили родной край и отправились искать цветущую страну. А через пару столетий, когда климат стал мягче, пустыня Наска вновь обрела жителей. Тут поселились люди, которые ничего не знали о предыдущих хозяевах этих земель. Только уходившие вдаль линии на земле напоминали о том, что когда-то здесь человек пытался заговорить с богами. Однако уже был забыт смысл рисунков. Сейчас лишь ученые начинают понимать причину появления этих письмен - громадных знаков, готовых, кажется, пережить вечность.

Пустыня Наска находится на юге Перу, в 450 километрах от Лимы. Это регион проживания преинкской цивилизации Наска (I-VI века нашей эры).

Народ Наска вел войны и занимался торговлей, но основной деятельностью для них была рыбалка и земледелие. Помимо этого Наска были прекрасными художниками и архитекторами - мы можем судить об этом по найденным керамическим изделиям этой культуры и руинам древних городов. Сохранилось множество свидетельств высокого уровня развития этой цивилизации, главными из которых, несомненно, являются Линии Наска - огромные геоглифы в пустыне, видные только с высоты птичьего полета.

Что посмотреть

Линии Наска

Гигантские рисунки в пустыне, изображающие животных и разные предметы - Линии Наска - были обнаружены в 1926 году. Исследователи предполагают, что геоглифы были созданы в 300-800 годах цивилизацией Наска. Их называли “самым огромным календарем мира”, “самой гигантской книгой об астрономии” - точное их назначение остается неизвестным.

Площадь территории, на которой расположены Линии Наска, занимает 500 км2 и находится в пустыне, где дожди идут всего полчаса в году. Именно этот факт позволил геоглифам сохраниться до наших дней.

Впервые эти рисунки были описаны в 1548 году, но многие годы никто не обращал на них серьезного внимания. Возможно это было связано с тем, что хорошенько рассмотреть их можно только с высоты, а летать на самолетах над пустыней начали значительно позже. В начале 40-х годов XX века во время строительства Панамериканского шоссе один американский профессор, приглашенный для изучения гидрологии побережья, регулярно летал над долинами на небольших самолетах. Именно он обратил внимание на странные линии, складывающиеся в огромные рисунки. Открывшееся зрелище потрясло и поразило его. Профессор Косок и другие ученые посвятили многие годы исследованию этих линий. Им удалось обнаружить связь расположения линий с солнцем в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также указания на луну, планеты и яркие созвездия. Казалось, что цивилизация Наска устроила здесь гигантскую обсерваторию.

Техника создания геоглифов была очень проста: с почвы срезался верхний потемневший слой и складывался здесь же, вдоль образовавшей светлой полосы, создавая обрамляющий линии валик более темного цвета. Со временем цвет линий потемнел и стал менее контрастным, но мы все равно можем видеть рисунки, оставленные цивилизацией Наска.

Как посмотреть
В Наске есть несколько компаний, совершающих экскурсионные рейсы на небольших самолетах над пустыней. Такую , так как из-за количества желающих осмотреть Линии мест на нужную дату в последний момент может не оказаться.

Альтернативный способ увидеть линии - подняться на обзорную площадку на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость подъема 2 соля (20 рублей), но вы сможете увидеть лишь 2 рисунка.

Линии Пальпа (Palpa Lines)

В отличие от рисунков Наска, Линии Пальпа состоят больше из изображений человека и геометрических рисунков. Согласно археологическим исследованиям Линии Пальпа относятся к более раннему периоду, чем Линии Наска. Пролетая нал Линиями Пальпа можно увидеть изображение Пеликана, изображение женщины, мужчины и мальчика, которых археологи прозвали “Семьей”. Одна из Линий Пальпа представляет собой изображение Колибри - похожее на один из геоглифов Линий Наска. Другая Линия читается археологами как изображение Собаки возле Площади. Возле города Пальпа можно увидеть знаменитое изображение Солнечных часов и Туми - ритуального ножа.

Руины Кауачи (Cahuachi)

Самым главным и могущественным городом цивилизации Наска был Кауачи (Cahuachi) - город в долине Наска, в 24 км от современного города Наска. Здесь до сих пор ведутся раскопки. На сегодняшний день от города остались:

  • Центральная Пирамида высотой 28 метров и шириной 100 метров, состоящая из 7 ступеней. Здесь проводились религиозные церемонии.
  • Ступенчатый Храм высотой 5 и шириной 25 метров
  • 40 строений из адоба (необожженного кирпича)

Рядом с городом находился некрополь, в котором ученые нашли нетронутые захоронения с различными предметами, которые было принято класть в могилы (посуда, ткани, украшения и др.). Все находки можно увидеть в Археологическом Музее Антонини (Museo Arqueológico Antonini) в Наске.

Некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla)

Некрополь Чаучилья находится в 30 км от города Наска. Это единственное место в Перу, где можно увидеть мумии древней цивилизации непосредственно в могилах, где они были найдены. Это кладбище использовалось с III по IX века н.э., но основные захоронения относятся к 600-700 годам. Мумии хорошо сохранились благодаря засушливому климату пустыни, а также технологии бальзамирования, которую использовали Наска: тела умерших людей заворачивались в хлопковую ткань, расписанную красками и пропитанную смолами. Именно смолы помогали избежать разлагающего действия бактерий.
Некрополь был обнаружен в 1920 году, но официально признан археологическим памятником и взят под охрану только в 1997 году. До этого он многие годы страдал от мародеров, которые растащили значительную часть сокровищ Наска.

2-х часовая экскурсия с гидом - 30 Солей

Входной билет в Некрополь - 5 Солей

Заповедник Сан-Фернандо (Bahía de San Fernando)

Примерно в 80 км от Наски находится заповедник, очень похожий на Паракас. Здесь также можно увидеть пингвинов, морских львов, дельфинов, разных птиц. А кроме того, в Сан-Фернандо встречается андская лисица, гуанако и кондоры.

Сюда трудно добраться и здесь почти не бывает туристов. В Сан-Фернандо можно провести время наедине с природой и Тихим океаном!

Акведуки Кантайок (Cantayoc)

Наска были очень развитой цивилизацией. В условиях пустыни, где река наполняется водой лишь на 40 дней в году, земледельцы Наска нуждались в системе, позволяющей иметь воду в течение всего года. Они решили эту проблему, создав великолепную систему акведуков. Одни их них - Акведуки Кантайок (Cantayoc) находятся менее чем в 5 км от города Наска и представляют собой цепочку спиралевидных колодцев.

Когда ехать

Наска находится в пустыне, где почти всегда сухо и солнечно. С декабря по март самое в этом регионе самое жаркое время, средняя дневная температура держится в районе 27С. С июня по сентябрь - самые холодные месяцы года, когда дневная температура составляет всего 18С.

Как добраться до Наски

Наска находится в 450 километрах южнее Лимы. Доехать сюда можно самостоятельно на машине по шоссе Панамерикана, или одним из многочисленных автобусов, которые идут в этом направлении. Автобусная поездка займет 7 часов.

Под плато Наска подразумевается равнина, располагающаяся на возвышенности. Местность эта имеет, как правило, ровный или волнистый, слабо расчленённый рельеф. От других равнинных пространств Наска отделено явными уступами. Находится это природное образование в Перу, в его южной части, в 450 км к юго-востоку от Лимы, столицы страны. Однако, примечательна эта территория не своим необычным расположением, отличают ее рисунки Наска , расположившиеся на территории в 80 километров. Эти изображения или как их еще называют линии Наска , выполнены в причудливой форме: от очертаний животных, пауков и птиц, до геометрических фигур. Рисунки в пустыне Наска являются одной из важнейших загадок для современного исследовательского сообщества. Десятки деятелей ежедневно бьются в пока бесцельных попытках ответить хоть на какие-то вопросы, касающиеся загадочных изображений.

Наска - геоглифическая территория.

Территория плато обширна и простирается на многие километры. Эта долина долгое время считалась безжизненной, однако, исследователи ошибались, но об этом позже. Координаты Наска , где располагаются геоглифы: 14° 45′ южной широты и 75° 05′ западной долготы. Форма у плиты Наска вытянутая. С севера на юг длина достигает приблизительно пятидесяти километров, с запада на восток от 5 до 7 километров. Местность Наска практически не заселена людьми и отличатся крайне сухим климатом.

Зима на огромной площади Наска продолжается с июня по сентябрь. Все потому, что в Южном полушарии времена года не совпадают с оными в полушарии Северном. При этом температура в Наска никогда не опускается ниже 16-ти градусов по Цельсию. Летом температура стабильна и держится в районе 25-ти градусов по Цельсию. Дожди, несмотря на близкое расположение океана, - для Наска большая редкость. Ветра также практически отсутствуют. Рек, ручьев или озер в окружении Наска нет и с такими условиями быть не может. О наличии воды в этих землях сигнализируют лишь многочисленные русла давным-давно высохших рек Наска и не менее многочисленных высохших каналов.

Не менее важной составляющей этого региона, чем долина Наска, является город с соответствующим названием. Он был основан испанцами в 1591 году. В 1996 году город был полностью уничтожен сильнейшим землетрясением. Но, к счастью, жертв было мало, так как толчки начались в полдень и люди были подготовлены. Всего во время землетрясения Наска погибло 17 человек. И около 100 тысяч человек осталось без крыши над головой. На сегодняшний день город Наска полностью отстроен. На его территории были построены многоэтажные дома, а центр города Наска теперь украшает красивейший сквер.

Однако, местность эта примечательна далеко не городом или равниной , а таинственными геоглифами, линиями и рисунками, нанесенными, как считается, умелыми человеческими руками. Однако, последнее высказывание является весьма и весьма спорным. Существует популярная теория касательно Наска, согласно которой линии на плато были нанесены далеко не человеком, а инопланетным разумом или какими-то другими неизвестными силами.

Потрясающие воображение рисунки в пустыне Наска.

Всего на территории плато специалистами было обнаружено 13 тысяч всевозможных линий и полос. В науке этим рисункам существует свое название - геоглифы (геометрические фигуры причудливой формы, выполненные в земном грунте и имеющие длину не менее четырех метров). В нашем случае рисунки в пустыне Наска представляют собой неглубокие и длинные, различной ширины канавки, прорытые в почве, представляющей собой смесь песка и глины. Неглубокие по меркам Наска - это от 15 до 30 см. А вот длина отдельных линий доходит до нескольких километров: самые длинные достигают 10 километров в длину. Поражает и ширина рисунков в пустыне Наска: В отдельных случаях она колеблется от 150 до 200 метров.

Кроме линий на территории плато были найдены и всевозможные фигуры, хорошо известные каждому человеку из геометрии - треугольники и четырёхугольники. Некоторые рисунки в пустыне Наска являются трапециями, так как у них только две стороны параллельные. Таких творений неизвестного происхождения на плато насчитывается около семисот. Есть также фигуры, напоминающие собою животных: обезьяны, птицы, касатки, ламы и прочие обитатели флоры и фауны. Единичные рисунки в пустыне Наска изображают рыб, пауков, ящериц и акул. Их немного в общей сумме не более сорока.

Фигуры поражают воображение огромнейшими размерами, но понять их истинное предназначение люди не в состоянии. Очевидно, что разгадка может таиться в недрах равнины, а значит, чтобы понять, кто и зачем сотворил рисунки в пустыне Наска, необходимо начать раскопки. Проблема заключается в том, что археологические раскопки здесь запрещены, так как равнина имеет статус сакральной зоны. Вот и остается загадка рисунков в пустыне Наска неразгаданной. И что-то подсказывает, что останется она такой еще очень и очень долго, пока научное сообщество не одумается.

Загадочные линии Наска.

Однако, какой бы сакральной не являлась эта земля, а человеческое любопытство никогда ни перед чем не останавливалось и останавливаться не собирается. Первый человек, страдающий “пороком” любопытства, оказался в этих запретных землях в 1927-ом году. Им был археолог из Перу Мехия Торибио Хесспе. Линии Наска он изучал с предгорий, окружающих плато.

В 1930-ом году загадочный участок земли, где находятся линии Наска , антропологи изучили с высоты птичьего полета, облетев на самолёте. Ими, по сути, и был подтвержден факт наличия линий в Наска. Вплотную же изучить столь уникальные творения археологи получили возможность лишь в 1946 году. Но это была не целенаправленная государственная или исследовательская программа с соответствующим финансированием, а отдельные экспедиции ученых-энтузиастов.

Выяснилось, что линии Наска и мелкие траншеи наши далёкие предки или инопланетные сущности, не суть, делали путём удаления поверхности глиняного почвенного слоя, богатого оксидом железа. С участка линий Наска был практически полностью удален гравий, а под ним находится грунт светлого цвета. В результате чего линии Наска и стали такими броскими и в тоже время долговечными.

Светлый грунт местных земель, окружающих рисунки на плато Наска, может похвастаться высоким содержанием извести. На открытом воздухе он практически моментально затвердевает и формирует долговечный защитный слой, прекрасно предотвращающий эрозию. По этой причине загадочные линии Наска сохранились в своей первозданной форме на протяжении тысячелетий, по крайней мере, таково мнение исследователей. Долговечности линий Наска также способствовало отсутствие ветров, как таковых, осадков и стабильная температура воздуха. Если бы климат был иным, то данные рисунки исчезли бы с лица земли задолго до их обнаружения.

Однако они есть и своим наличием озадачивают вот уже не одно поколение исследователей, археологов и просто ученых со всего мира. Официальная наука, давно сформировавшая свое отношение к линиям Наска, утверждает, что все эти геоглифы, линии и рисунки были созданы во времена цивилизации Наска. Существовала эта древняя империи, как предполагается, в период с 300 года до нашей эры по 800 года уже нашей эры. Значительная часть ученых сходится во мнении, что большинство рисунков как раз таки и было создано в этот период продолжительностью в 1100 лет. Считается, что Цивилизация Наска имела очень развитую культуру, золотой век которой приходится на 100-200 года нашей эры.

Плато Наска и его мистическая цивилизация.

Цивилизация Наска канула в небытие предположительно в конце 8 века. Причиной этому якобы стали наводнения, с которыми плато Наска столкнулось ближе к концу первого тысячелетия. Воды затопили и уничтожили сельскохозяйственные угодья древнего народа. Часть людей погибла от голода, остальные были вынуждены покинуть неблагополучную землю. Через несколько столетий плато Наска заселили инки. Однако, это уже был совсем другой, да и другая культура, в обычаи которой уж точно не входило рисование гигантских линий на земле.

Ну что же, допустим древний народ плато Наска действительно создал загадочные творения на это земле, но зачем они были созданы, а самое главное, как аборигены могли сделать на пересечённой местности траншеи длинною в несколько километров. Даже используя современные методики и приспособления, крайне сложно провести по земле идеальную прямую линию протяженностью, скажем, в 5-8 километров.

В соответствии же с теорией ученых, все это ими было сделано на раз-два. Плато Наска за какие-то столетия превратилось из безжизненной долины в наиболее причудливую и богатейшую на геоглифы территорию на всей Земле. Первыми поселенцам были пересечены овраги и возвышенности, но при этом их геометрические линии, геоглифы Наска , оставались идеально правильными, а края были строго параллельными, что видится невероятным. Кроме полос и траншей в плато Наска неизвестные мастера создали также и фигуры различных животных. С воздуха они видятся хоть и причудливо, но легко узнаваемо. Опять же, как первым людям в этих землях удалось с такой точностью изобразить, скажем, колибри - категорически неясно.

Упомянутая колибри, к слову, как и многое Наска, в длину достигает пятидесяти метров. Другая птица-рисунок, кондор, имеет длину в 120 метров. А паук, схожий на своих сородичей, обитающих в джунглях Амазонки, может похвастаться 46-ти метрами длины. Примечательно то, что все эти шедевры плато Наска можно увидеть лишь, поднявшись высоко в воздух или взобравшись на какую-нибудь гору, которых, к сожалению, поблизости нет. С земли и небольших возвышенностей эти рисунки неразличимы и представляют собой простой набор линий и траншей. Конечно, можно разобрать отдельные силуэты и штрихи, однако, полная картина видна только с воздуха.

Очевидно, что никаких летательных аппаратов у цивилизации, заселявшей плато Наска, не было. Ни воздушных шаров, ни самолетов, ни тем более ракет в доисторические времена не существовало. Так как же они могли воссоздать свои рисунки с такой точностью, не имея возможности оценить проделанную работу и обнаружить недочеты, чтобы их исправить?! Это остается такой же тайной, как и функционал изображений плато Наска.Зачем их создавали? Неужели просто ради эстетической красоты или может в каких-то религиозных целях? Вопрос, вопрос и еще один вопрос без ответа.

Современному человеку вообще трудно понять логику далёких предков. Мы не понимаем людей живших сто лет назад, куда нам до осознания мотивов тех, кто жил тысяч, две тысячи лет тому назад. Вполне возможно, что все линии и изображения плато Наска вообще не имеют никакой практической составляющей? Древний народ создавал их, чтобы показать, что способен на это. Но зачем было тратить столько сил и времени на самоутверждение?! Не легче ли было развязать очередную войну, в древности вроде бы это было куда более распространенной практикой?!

Рисунки Наска и связанные с ними теории.

Ученых уверенных в том, что за созданием таинственных рисунков на территории плато стоит человек, не меньше чем тех, кто полагает, что рисунки Наска были созданы инопланетной расой. По их мнению, все изображения и линии на плато являются ничем иным, как взлетно-посадочными полосами. Версия, затрагивающая Перу, плато Наска, конечно же, имеет право на жизнь, неясным остается то, почему у космических кораблей пришельцев не было вертикального взлёта, или зачем создавать взлетные полосы в причудливой форме земных животных? Если уж хотели выделиться таким способом, почему бы не сделать парочку рисунков Наска в форме фауны, обитающей в вашем мире? Однако, лучше на этом не сосредотачиваться, ибо теории и догадки, касающиеся мотивов инопланетных творцов, видятся еще более призрачными, чем мотивация первых людей.

Лучше обратить внимание вот на что: рисунки Наска в форме животных, птиц и насекомых были созданы гораздо раньше, чем просты треугольники и прочие геометрические фигуры. Это не подтвержденный факт, теория пока находится в разработке, однако, даже сейчас большая часть ученых сходится во мнении, что это так, сложные рисунки Наска были созданы раньше простых изображений и траншей. Как бы там ни было, напрашивается простой вывод: неужели неизвестные мастера вначале сделали более сложные формы, очевидно создававшиеся в несколько этапов, а уж потом другие люди начали упражняться в нанесении прямых линий и трапеций. Или может за долгие столетия, требовавшиеся на создания рисунков, которыми славится пустыня Наска на карте , мастера древней цивилизации утратили технологии или попросту забыли как создавать сложные изображения? Все это очередные вопросы, ответы на которые мы, по всей видимости, получим очень и очень не скоро, если вообще когда-нибудь получим.

В тоже время в научном сообществе остаются единичные деятели полагающие, что все рисунки Наска делались в один и тот же период. Но вот в чем ученые согласны, так это в идеи, что отдельные представители древнего народа Наска обладали знаниями по астрономии.

Например, Мария Райхе (1903-1998) - немецкий математик и археолог, занимавшаяся загадочными линиями почти 50 лет, в свое время утверждала, что рисунок Наска в форме огромного паука очень напоминает звездное скопление в созвездии Ориона. К фигуре ведут три прямые линии, они предположительно служили для отслеживания изменения склонений трёх наиболее ярких звезд в Поясе Ориона: Альнитак, Альнилам и Минтака.

Есть и еще одна очень занимательная теория, затрагивающая фигуры Наска. Археолог Йохан Рейнхард, являющийся американцем по происхождению, считает, что линии и фигуры животных являлись частью религиозных обрядов или, по крайней мере, были сооружены для каких-то религиозных нужд. Фигуры животных, насекомых и птиц предположительно были связаны с поклонением богам. При помощи рисунков Наска люди просили у небожителей воду для орошения своих земель. Не совсем ясно, как именно проходил этот обряд, но и не суть важно, куда важнее имел ли он вообще место? Очевидно, что древний народ был послушниками языческой веры и как в любом подобном вероисповедании культ богов занимает центральное место не только в религии, но и в повседневной жизни людей. Вполне вероятно, что цивилизации Наска действительно проводила некие обряды по поклонению своим божествам, вот только доказать это практически невозможно.

Сегодня же внимание исследователей со всего мира сосредоточено не на рисунках Наска и даже не на загадках, их окружающих. Пока люди предполагают и угадывают, над плато нависла серьёзная экологическая угроза. Вырубка лесов, загрязнение окружающей атмосферы меняют не в лучшую сторону сбалансированный и практически неизменный климат равнины. Плита Наска сталкивается с проблемами: всё чаще идут дожди, возникают оползни и прочие несчастья, так или иначе воздействующие на целостность изображений. Это очень серьезная угроза и если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет, а может и меньше, рисунки Наска будут навсегда утеряны, и тогда можно не сомневаться, что ответы, на поставленные исследовательским сообществом вопросы, никогда не будут получены. Мы так наверняка и не узнаем, кто и зачем сотворил это без преувеличения чудесное и неповторимое явление.

Геоглифы Наска в Перу, созданные за множество столетий до расцвета империи Инков являютсся самым важным доказательством существования загадочной древней культуры на территории Перу. Эти линии и геоглифы,нарисованы одной непрерывной линией, расположены на плато Наска и достигают десятков метров в длину, поэтому видны только из воздуха.

Немецкий ученый Фон Даникен в своей книге «Ответ Богам” утверждает, что эти линии были созданы как сигналы для посадки космических кораблей пришельцев. А немецкий доктор археологии Мария Райхе назвала эти узоры странным подтверждением существования древнейшей Перуанской культры:

«Линии Наска не что иное, как задокументированная история древней перуанской науки. Древние обитатели Перу создали свой собственный алфавит чтобы описывать самые важные астрономические события. Линии Наска – страницы книги, написанной на этом странном алфавите”

С воздуха можно наблюдать за различными фигурами, такими как большие гигантские пауки, ящерицы, ламы, обезьяны, собаки, колибри, и т.д., не говоря уже о зигзагах и геометрических проектах. Есть много оставшихся без ответа вопросов относительно этих линий. Например как они остаются неповрежденными после сотен лет, или как их удалось создать в таких размерах, точно воссоздав все пропорции

В 1927 году Меджиа Хеспе, ученик знаменитого Хулио Тельо, отца перуанской археологии, сообщил о таинственных непонятных геоглифах на территории перуанского плато. Изначально этому не придали никакой важности, ученые занимались исследованиями других более значимых участков, таких как Мачу-Пикчу

В этом же году в Перу прибыл исследователь из США Пол Косок, которого очень привлекла древнейшая история Перу. В одной из его первых поездок на юг страны он остановился наверху плато и увидел обширные линии с обеих сторон дороги. После тщательного исследования он был поражен обнаружив, что на одной из фигур была отображена идеальная форма полета птицы. Косок потратил на исследование линий Наска почти 20 лет, в 1946 году он вернулся домой, предложив изучать рисунки племен Наска немецкому доктору археологии Марии Райхе. Мария посвятила этой работе всю свою жизнь

Мария Райхе изучала линии Наска в течение 50 лет. Она объяснила, как эти линии использовались древними перуанскими астрономами - они были гигантским солнечным и лунным календарем, укрытым в песке, легендах и мифах местных жителей

Сами линии нанесены на поверхность в виде борозд до 135 сантиметров шириной и до 40-50 сантиметров глубиной, при этом на чёрной каменистой поверхности образуются белые полосы. Также отмечается такой факт: так как белая поверхность нагрета меньше, чем чёрная, то создаётся разница давления и температур, что приводит к тому, что данные линии не страдают в песчаных бурях.

Колибри имеет длину 50 метров, паук - 46, кондор распростерся от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, а ящерица имеет длину до 188 метров. Такие громадные размеры рисунков вызывают восхищение, почти все рисунки выполнены в этом огромном масштабе в одной манере, когда контур очерчен одной непрерывной линией. Истинную форму изображений можно наблюдать лишь с высоты птичьего полёта. Такого естественного возвышения поблизости не существует, зато имеются средней величины холмы. Но чем выше подниматься над плато, тем эти рисунки становятся меньше и превращаются в непонятные царапины.

Среди других животных, запечатленных Наска - кит, собака с длинными ногами и хвостом, две ламы, различные птицы, такие как цапли, пеликан, чайка, колибри и попугай. Из рептилий есть аллигатор, игуана и змея.

На карте расположены все геоглифы, с подробными названиями. Для увеличения кликнуть

Так кто же все-таки создал геоглифы Наска ? Местные жители или пришельцы? Это гигантский солнечный и лунный календарь или ориентиры космического корабля? Узнать ответы на эти вопросы невозможно, так как линии Nazca - одна из самых больших тайн в мире.