Шмелев в эмиграции. Биография И.С

Среди житейской суеты как-то совсем незамеченным прошел юбилей - 140 лет со дня рождения замечательного русского писателя Ивана Шмелёва...

"Шмелёв теперь — последний и единственный из русских писателей, у которого ещё можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка. Шмелёв изо всех русских самый распрерусский, да ещё и коренной, прирождённый москвич, с московским говором, с московской независимостью и свободой духа"

(А. И. Куприн )


"Более всего я люблю Ивана Сергеевича Шмелева. Это — пламенное сердце и тончайший знаток русского языка. Утробного, земного, земельного и надземного языка, также и все разнообразия русской речи ему ведомы как волшебнику. Он истинно русский человек, и каждый раз, как с ним поговоришь, расстаешься с ним обогащенный — и вновь найдя самого себя, лучшее, что есть в душе.
Шмелев, на мой взгляд, самый ценный писатель из всех нынешних, живущих за границей или там, в этом Чертовом болоте. Там, впрочем, почти никого и нет. А из зарубежных он один воистину горит неугасимым огнем жертвенности и воссоздания, в образах, истинной Руси."

(Константин Бальмонт )



Иван Сергеевич Шмелёв родился 3 октября (21 сентября по ст. ст.) 1873 года в Донской слободе Москвы, в доме по адресу: Б.Калужская, 13, в известной московской купеческой семье Шмелёвых. Семья Шмелёвых была благополучная, православная с патриархальным ладом. Детство Шмелева прошло в тесном общении с мастеровыми, что позволило ему хорошо узнать и полюбить народную, трудовую Россию.
Изначально Шмелёв получал образование на дому, где в роли учителя выступала его мать, которая постепенно вводила юного писателя в мир литературы (изучение Пушкина, Гоголя, Толстого и др.) Далее учится в шестой Московской гимназии. После её окончания, поступает в 1894 году на юридический факультет Московского университета. А затем, спустя 4 года, окончив его, проходит военную службу в течение 1 года и далее служит чиновником в глухих местах Московской и Владимирской губерниях.

Стремление к литературному творчеству пробудилось у Шмелева еще во время обучения в московской гимназии. В 1895 в журнале «Русское обозрение» был напечатан первый рассказ «У мельницы». В том же году, совершая свадебное путешествие на Валаам, Шмелев заехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы получить благословение почитаемого подвижника, иеромонаха Варнавы Гефсиманского. Старец предрек Шмелеву предстоящий ему «крест» страданий, прозрел и укрепил в нем писательский дар, сказав: «Превознесешься своим талантом».
Книга очерков «На скалах Валаама» (1897), описывающая Валаамский монастырь с точки зрения светского туриста, была, по словам Шмелева, наивной, незрелой и не имела успеха у читателя. На 10 лет Шмелев отходит от писательского труда. Окончив в 1898 юридический факультет Московского университета, он служит чиновником в центральных губерниях России. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни. Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, мелкопоместное дворянство», — скажет позднее Шмелёв.

Дореволюционные произведения Шмелева вдохновлены верой в земное счастье людей в радостном будущем, упованиями на социальный прогресс и просвещение народа, ожиданиями перемен в общественном строе России. Вопросы веры, религиозного сознания в это время мало занимают писателя: увлекшись в юности идеями дарвинизма, толстовства, социализма, Шмелев на долгие годы отходит от Церкви и становится, по собственному признанию, «никаким по вере». Однако уже в этот период явственно звучат в его произведениях очень важные для Шмелева темы страдания и сострадания человеку, которые станут определяющими во всем последующем творчестве.

И.С. Шмелев с женой Ольгой Александровной и сыном Сергеем

Февральскую революцию изначально Шмелёв принимает восторженно и с энтузиазмом, как и многие его современники. Он едет в Сибирь, чтобы встретить политкаторжан, выступает на собраниях и митингах, рассуждает о «чудесной идее социализма». Но в скором времени Шмелёву приходится разочароваться в революции, он открывает для себя её чёрную сторону, видит во всем этом насилие над судьбой России. Октябрьский переворот он сразу не принимает и последующие её события повлекли за собой мировоззренческий перелом в душе писателя.

Во время революции Шмелёв уезжает с семьёй в Алушту, где покупает дом с участком земли. Осенью 1920 года Крым был занят красными частями. Трагичной оказалась судьба Сергея — единственного сына Шмелёва. Двадцатипятилетний офицер Русской армии, находясь в госпитале, был арестован. Несмотря на все усилия отца освободить Сергея, он был приговорён к смерти.

Сергей Шмелёв

Это событие, а также пережитый его семьёй страшный голод в оккупированном городе, ужасы массовой резни, устроенной большевиками в Крыму в 1920—1921, привели Шмелёва к тяжёлой душевной депрессии.

Шмелёв не мог принять, когда гибнет всё живое вокруг, происходит повсеместный красный террор, зло, голод, озверение людей. В связи с этими переживаниями, писатель пишет эпопею «Солнце мёртвых» (1924), где раскрывает свои личные впечатления о революции и Гражданской войне. Шмелев рисует торжество зла, голод, бандитизм, постепенную утрату людьми человеческого облика. Стиль повествования отражает запредельное отчаяние, смятенное сознание рассказчика, который не в силах понять, как мог осуществиться такой разгул безнаказанного зла, почему вновь настал «каменный век» с его звериными законами. Рефреном проходит через книгу образ пустых небес и мертвого солнца: «Бога у меня нет. Синее небо пусто…». Эпопея Шмелева, с огромной художественной силой запечатлевшая трагедию русского народа, была переведена на многие языки и принесла автору европейскую известность.

Эмиграция

Писатель тяжело переживал трагические события, связанные с революцией и военными событиями, и по приезде в Москву, он всерьёз задумывается над эмиграцией. В принятии этого решения активно участвовал И.А. Бунин, который звал Шмелёва за границу, обещая всячески помочь его семье. В январе 1923 года Шмелёв окончательно уехал из России в Париж, где прожил 27 лет.

Годы, проведённые в эмиграции, отличаются активной плодотворной творческой деятельностью. Шмелёв публикуется во многих эмигрантских изданиях: «Последние новости», «Возрождение», «Иллюстрированная Россия», «Сегодня», «Современные записки», «Русская мысль» и др.
И все эти годы Иван Сергеевич пертеживал разлуку с родиной. К России он возвращался в своем творчестве.

Самая известная книга Шмелева — «Лето Господне». Обращаясь к годам детства, Шмелев запечатлел мировосприятие верующего ребенка, доверчиво принявшего в свое сердце Бога. Крестьянская и купеческая среда предстает в книге не диким «темным царством», но целостным и органичным миром, полным нравственного здоровья, внутренней культуры, любви и человечности. Шмелев далек от романтической стилизации или сентиментальности. Он рисует подлинный уклад русской жизни не столь давних лет, не затушевывая грубых и жестоких сторон этой жизни, ее «скорбей». Однако для чистой детской души бытие открывается прежде всего своей светлой, радостной стороной. Существование героев неразрывно связано с жизнью церковной и богослужением. Впервые в русской художественной литературе столь глубоко и полно воссоздан церковно-религиозный пласт народной жизни. В психологических переживаниях, молитвенных состояниях персонажей, среди которых и грешники, и святые, открывается духовная жизнь православного христианина.
Смысл и красота православных праздников, обычаев, остающихся неизменными из века в век, раскрыты настолько ярко и талантливо, что книга стала подлинной энциклопедией русского Православия. Удивительный язык Шмелева органически связан со всем богатством и разнообразием живой народной речи, в нем отразилась сама душа России. И. А. Ильин отмечал, что изображенное в книге Шмелева — не то, что «было и прошло», а то, что «есть и пребудет… Это сама духовная ткань верующей России. Это — дух нашего народа». Шмелев создал «художественное произведение национального и метафизического значения», запечатлевшее источники нашей национальной духовной силы».

Живое соприкосновение с миром святости происходит и в примыкающей к «Лету Господню» книге «Богомолье» (1931), где в картинах паломничества в Троице-Сергиеву лавру предстают все сословия верующей России. Подвижническое служение «старца-утешителя» Варнавы Гефсиманского воссоздано Шмелевым с признательной любовью.

Роман «Няня из Москвы» (1934), написанный в излюбленной Шмелевым форме сказа (в которой писатель достиг непревзойденного мастерства), — это повествование бесхитростной русской женщины, попавшей в бурный водоворот событий истории ХХ в. и оказавшейся на чужбине. Глубокая вера, внутреннее спокойствие, безграничная доброта и духовное здоровье позволяют Дарье Степановне трезво оценивать все происходящее с людьми и страной. В простых словах няни о грехе и воздаянии открывается смысл страданий России как необходимой и спасительной кары для ее очищения.

Поэтический очерк «Старый Валаам» (1936) вводит читателя в мир православного русского монастыря, рисует жизнь, погруженную в атмосферу святости. Со светлой грустью вспоминая свою юношескую поездку на остров, Шмелев показывает, как монашеское бытие озаряет человеческую жизнь светом вечности, претворяет скорбь в высокую радость. Образы Святой Руси наполняют также очерк «Милость прп. Серафима» (1935) — о том, как Шмелев был спасен от смертельной болезни после горячей молитвы к батюшке Серафиму Саровскому, и повесть «Куликово поле» (1939) — о чудесном явлении в Советской России прп. Сергия Радонежского, ободряющего и укрепляющего оставшихся там христиан.

В Париже Шмелёв начинает тесно общаться с русским философом И.А. Ильиным. На протяжении долгого времени между ними велась переписка (233 письма Ильина и 385 писем Шмелёва). Она является важным свидетельством политического и литературного процесса времён русской эмиграции первой волны.
На чужбине, сошлись три русских Ивана - Иван Шмелёв, Иван Ильин и Иван Бунин - в чьих сердцах навсегда осталась любовь к России.

Но критиков раздражал патриотизм и национальная устремленность творчества писателя. «Черносотенной полицейщиной» окрестила эмигрантская пресса роман «Солдаты», где достойно показаны царские офицеры. Видный критик русского зарубежья Г. Адамович преследовал Шмелева оскорбительными, игриво-глумливыми рецензиями. Шмелеву не могли простить «православные русские традиции… то, что он осмелился встать на защиту исторической России против революции».

Среди друзей и единомышленников Шмелева можно назвать И. Ильина, семью генерала А. Деникина, Н. Кульмана, В. Ладыженского, К. Бальмонта, А. Куприна.

Как на родине, так и в эмиграции на Шмелева одно за др. обрушивались «предельные испытания». В 1936 умерла жена Шмелева Ольга Александровна, его верная спутница, и с этого момента он несет крест одиночества. Это был непоправимый и непереносимый удар для Ивана Сергеевича. Нельзя было даже себе представить, как он будет жить без нее... Тихая, спокойная, вечно работающая, беззаветно любящая, она была другом его жизни, его помощницей, нянькой, сестрой милосердия. Он не умел дня прожить без нее.
И вот... Пришлось жить, болеть, работать годы в полном, горчайшем одиночестве... Только глубокая вера спасала писателя.

Шмелев страдал тяжелой болезнью, обострения которой не раз ставили его на грань смерти. Материальное положение Шмелева порой доходило до нищенства. Война 1939—45, пережитая им в оккупированном Париже, клевета в печати, которой недруги пытались очернить имя писателя, усугубляли его душевные и физические страдания.

Престарелого писателя обвиняли чуть ли не в сотрудничестве с нацистами (он публиковался в изданиях, которые потом стали считаться коллаборционистскими, однако вряд ли пожилой писатель мог разбираться в таких вещах). Но ведь Шмелёв всегда был добрым, сострадательным человеком. По воспоминаниям современников, Шмелев был человеком исключительной душевной чистоты, не способным ни на какой дурной поступок. Ему были присущи глубокое благородство натуры, доброта и сердечность. О пережитых страданиях говорил облик Шмелева — худого человека с лицом аскета, изборожденным глубокими морщинами, с большими серыми глазами, полными ласки и грусти.

Ксения Деникина, жена генерала Деникина вспоминала:
...Когда началась последняя война, И.С. очень тяжело это переживал. Я приведу несколько слов из его писем от 1939 года, которые звучат, как будто они написаны сейчас: "Я знаю: чистая наша Россия будет. Увенчанная страдалица... Теперь уже открылись глаза мира и все понятно. Будем же верить, что отыщется затерянный путь к правде, что истинная Россия себя найдет... Идет новое поколение, молодое, хватившее всего и дерзкое. Да будет приход его под знаком Господним!"

Неважно, что не одобряют Шмелева многие суровые критики, что находят в нем недостатки, что доказывают, будто он не на высоте классических образцов.

Он - Богоищущая душа, последний писатель той исконной русской жизни, в которой, невзирая на прогресс, большие города и всякую современную технику и комфорты, жила еще российская кондовая душа со своим стремлением к праведному. Он - нам понятный и наш родной писатель.

Иван Сергеевич Шмелёв умер в 1950 году в результате сердечного приступа. Смерть писателя, так любившего монастырскую жизнь, стала глубоко символичной: 24 июня 1950 года, в день именин старца Варнавы, который ранее благословлял его «на путь», Шмелёв приезжает в русский монастырь Покрова Божией Матери в Бюсси-ан-От и в тот же день умирает.
Рассказывают, что писатель тихо сидел в трапезной монастыря, тихо заснул... и больше не проснулся. Говорят, такую смерть Господь посылает праведникам, много страдавшим при жизни...

Иван Сергеевич Шмелёв был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. В 2000 году было выполнено заветное желание Шмелёва: прах его и его жены перевезён на родину и погребён рядом с могилами родных в московском Донском монастыре.

Упокой, Господи, душу раба Твоего Иоанна.

Представитель консервативно-христианского направления русской словесности.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Наступление немецких войск под Москвой писатель воспринял как вступление преподобного Сергия Радонежского в свою вотчину; окружение советских армий – как осуществление тех надежд на духовное воскресение России, которые излил в упомянутой здесь повести «Куликово Поле» (о явлении Преподобного в советском Загорске).

    Творчество

    Раннее творчество

    Первые литературные опыты Шмелёва относятся ещё ко времени обучения в Московской гимназии. Его первым опубликованным произведением стала зарисовка «У мельницы» 1895 года в журнале «Русское обозрение» ; в 1897 году в печати появился сборник очерков «На скалах Валаама», вскоре запрещённый царской цензурой.

    В 1907 году Шмелёв, в то время чиновник во Владимирской губернии, вёл активную переписку с Максимом Горьким и отправил ему на рецензирование свою повесть «Под горами». После положительной оценки последнего Шмелёвым была закончена повесть «К солнцу», начатая ещё в 1905 году, за ней последовали «Гражданин Уклейкин» (1907), «В норе»(1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Для произведений писателя этого периода характерны реалистическая манера и тема «маленького человека ».

    В 1909 году Шмелёв вступил в литературный кружок «Среда» . В 1911 году в печати появилась его повесть «Человек из ресторана». С 1912 года Шмелёв сотрудничает с Буниным , став одним из учредителей «Книгоиздательства писателей в Москве », с которым его последующее творчество было связано на протяжении многих лет.

    В 1912-14 годах было издано несколько его повестей и рассказов: «Виноград», «Стена», «Пугливая тишина», «Волчий перекат», «Росстани», посвящённые описанию быта купечества, крестьянства, нарождающейся буржуазии. Впоследствии вышли два сборника прозы, «Лик скрытый» и «Карусель», а также сборник очерков «Суровые дни» (1916); за ними последовали повесть «Как это было» (1919), повествующая о событиях Гражданской войны, и рассказ «Чужая кровь» (1918-23).

    Творчество 1920-1930 годов

    Новый период в творчестве писателя начинается после его эмиграции из России в 1922 году.

    «Солнце мёртвых» (1923).

    Творчество первых лет эмиграции представлено в основном рассказами-памфлетами : «Каменный век» (1924), «Два Ивана» (1924), «На пеньках» (1925), «Про одну старуху» (1925); для этих произведений характерны мотивы критики «бездуховности» западной цивилизации и боль за судьбу, постигшую родину писателя после Гражданской войны.

    В произведениях, написанных спустя несколько лет: «Русская песня» (1926), «Наполеон. Рассказ моего приятеля» (1928), «Обед для разных», - на первый план выходят картины «старого житья» в России вообще и Москве в частности. Для них характерны красочные описания религиозных празднеств и обрядов, прославление русских традиций. В 1929 году вышла книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. В 1930 году был опубликован лубочный роман Шмелёва «Солдаты», сюжетом для которого послужили события Первой мировой войны .

    Наибольшую известность принесли Шмелёву романы «Богомолье » (1931) и «Лето Господне » (1933-1948), дающие широкую картину быта старой, «патриархальной» России, Москвы и любимого писателем Замоскворечья. Эти произведения были весьма популярны в среде русского зарубежья .

    Последний период творчества

    Для последнего периода жизни Шмелёва характерны тоска по родине и тяга к монастырскому уединению. В 1935 году в печати появился его автобиографический очерк «Старый Валаам» о его давней поездке на остров Валаам, спустя год был выпущен построенный на «сказе» роман «Няня из Москвы» (1936), написанный от лица пожилой русской женщины Дарьи Степановны Синициной.

    В послевоенном романе 1948 года «Пути небесные» о судьбах реальных людей, инженера В. А. Вейденгаммера, религиозного скептика, и послушницы Страстного монастыря Дарьи Королёвой, нашла отражение «тема реальности Божьего промысла в Земном Мире». Роман остался неоконченным: смерть не позволила писателю завершить его третий том, поэтому в печать вышло лишь два первых.

    В 1931 и 1932 годах был номинирован на Нобелевскую премию по литературе .

    Постановки и экранизации

    • Немой советский фильм Якова Протазанова «Человек из ресторана » (1927).
    • «Человек из ресторана» поставлен в 2000 году режиссёром Мариной Глуховской в Омском государственном камерном театре «Пятый театр» .
    • Рисованный мультфильм «Моя любовь» по роману «История любовная» создан в 2006 году ярославцем Александром Петровым .
    • «Человек из ресторана» поставлен в 2015 году режиссёром Егором Перегудовым в театре «Сатирикон».

    Библиография

    Сочинения Шмелёва

    • На скалах Валаама, М.,1897
    • По спешному делу, 1906
    • Вахмистр, 1906
    • Распад, 1906
    • Иван Кузьмич, 1907
    • В новую жизнь. М., 1907
    • В норе, 1909
    • Под небом, 1910
    • Они и мы. М., 1910
    • Патока, 1911
    • На морском берегу. М., 1913
    • В деревне. Пг.-М., 1915
    • Карусель, М.,1918
    • Пугливая тишина. М., 1918
    • Суровые дни, 1916
    • Лик скрытый, М.,1917
    • Степное чудо, сказки, 1921
    • Неупиваемая чаша. Париж, 1921
    • К светлой цли. М.-Пг., 1923
    • Догоним солнце. М., 1923
    • Это было. Берлин, 1923
    • Виноград. М.-Пг., 1924
    • Каменный век, 1924
    • На пеньках, 1925
    • Про одну старуху, Париж, 1927
    • Въезд в Париж, 1925
    • Русская песня, 1926
    • Забавное приключение. М.-Л., ГИЗ, 1927
    • Наполеон. Рассказ моего приятеля, 1928
    • К солнцу. М.-Л., ГИЗ, 1929
    • Лето Господне . Праздники. Белград, 1933
    • [Богомолье ], Белград,1935
    • Лето Господне , Нью-Йорк, 1944
    • Родное, 1935
    Иван Сергеевич Шмелёв ( - ), русский писатель.

    Известность. Революция. Отъезд.

    После всего пережитого Шмелев похудел и постарел до неузнаваемости. Из прямого, всегда живого и бодрого человека превратился - в согнутого, седого старика. Его голос стал глухим и тихим. От созерцания на лице появились глубокие морщины, грустные серые глаза потухли и глубоко запали.

    «Я все потерял. Все. Я Бога потерял и какой я теперь писатель, если я потерял даже и Бога. С большой ли, с малой буквы - бог (Бог) - он нужен писателю, необходимо нужен. Мироощущение на той или иной религиозной основе - условие, без чего нет творчества ».

    В эмиграции

    «Солнце мертвых»

    «Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю Европу, лихорадочно переводится на «большие» языки... Читал ее за полночь, задыхаясь.

    О чем книга И. С. Шмелева?

    О смерти русского человека и русской земли.

    О смерти русских трав и зверей, русских садов и русского неба.

    О смерти русского солнца.

    О смерти всей вселенной, - когда умерла Россия - о мертвом солнце мертвых...».

    После выхода этого романа вернуться в Россию было уже нельзя. «Доживаем дни свои в стране роскошной, чужой. Все – чужое. Души-то родной нет, а вежливости много… »,- писал Шмелев о своей жизни в Париже в письме к Куприну .

    Чувством утраты родины и светом воспоминаний пронизаны сборники рассказов и очерков «Про одну старуху. Новые рассказы о России», «Степное чудо, сказки», «Свет разума. Новые рассказы о России», «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», «Родное. Про нашу Россию. Воспоминания, рассказы», «Няня из Москвы».

    Произведения Шмелева появлялись в газетах «Возрождение», «Руль», «Сегодня», «Последние новости», «За свободу», в журналах «Русская мысль», «Окно», «Иллюстрированная Россия», наиболее значительные - в «Современных записках» («Про одну старуху», «На пеньках»; романы «История любовная»; «Солдаты»). В ив два сборника, включавшие, главным образом, дореволюционные сочинения Шмелева, были изданы в СССР .

    «Лето Господне» и «Богомолье»

    С болью узнавал Иван Сергеевич о разрушениях московских святынь, о переименовании московских улиц и площадей. Но тем ярче и бережней он стремился сохранить в своих произведениях то, что помнил и любил больше всего на свете.

    Писатель обрел и своего читателя - верующего русского изгнанника, и своего критика. Наиболее глубокое и тонкое прочтение Шмелева дал И.Ильин :

    «Шмелев прежде всего русский поэт по строению своего художественного акта, своего содержания, своего творчества. В то же время он - певец России, изобразитель русского исторического, сложившегося душевного и духовного уклада, и то, что он живописует, есть русский человек и русский народ - в его подъеме, в его силе и слабости, в его умилении и в его окаянстве. Это русский художник пишет о русском естестве» ; в его образах «раскрывается та художественно-предметная глубина, которая открывала Шмелеву доступ почти во все национальные литературы...»

    Характеристика Ильина относится прежде всего к произведению «Лето Господне» (первые главы - , ч. 1. , полное изд. ). В соответствии с церковным календарем Шмелев воссоздал в ней неизменный круг бытия «святой Руси»: повседневную жизнь большого купеческого дома и работников, почитающих этот дом как свой собственный, религиозные и семейные праздники, крестные ходы , Масленицу и Великий пост , паломничество к Святой Троице … Жажда праведности составляет, по Шмелеву, коренную черту всего русского обихода.

    Укрепленный в своей вере чудом исцеления в году от тяжелой язвенной болезни по молитвам преподобного Серафима Саровского , Шмелев отдает все свои силы и талант тому, чтобы «оповестить» людей об истинности веры православной.

    Несмотря на все тяготы, эмигрантская жизнь Шмелевых в Париже по-прежнему напоминала жизнь старой России с годовым циклом православных праздников , с многими постами , обрядами, со всей красотой и гармонией уклада русской жизни.

    Параллельно Шмелев работал над книгой «Богомолье» ( , ) - о духовном притяжении главной русской святыни, обители Живоначальной Троицы в Сергиевом Посаде . Шмелев показывает особую Русь: очерченный православием круг повседневной жизни русского человека охранителен для души, все бытие России «взято духом» (И.Ильин). Язык книги - московский говор, многоцветный, образный, богатый метафорами, с церковной и народно-поэтической символикой.

    «Пути небесные»

    В «Путях Небесных», в последнем своем незаконченном романе писатель излагает в художественной форме святоотеческое учение, описывая практику каждодневной борьбы с искушениями, а также молитвы и покаяния. Иван Шмелев планировал создать ряд книг «Путей Небесных». В них он хотел описать историю и жизнь Оптиной пустыни , поскольку по его замыслу один из героев собирался стать насельником этой обители.

    Критикам произведение казалось падением творческого дарования Шмелева, его упрекали в сентиментальности, лубочности, религиозном мистицизме . В нем Шмелев отказывается от формы сказового повествования, от красочной метафорической речи, от всякой символики, не связанной с главной его темой - искуплением греха путем самопожертвования.

    Отношение к Европе и политические взгляды

    «Европеизмом» тяготился религиозно настроенный Шмелев, внутренне устремленный к «невидимой» и «народной» России.

    «Счастливы писатели с душой крепкой, - писал Шмелев В.Ф.Зеелеру 10 февраля 1930 г. - А у меня она вся изранена, вся прорвана. Воздуха мне нет, я чужой здесь, в этой страшной шумом Европе. Она меня еще больше дырявит, отбивает от моего. Хоть в пустыню беги - на Афон - ищи Бога, мира, покоя души» .

    Не принимал Шмелев Европу еще и оттого, что в - -е гг. во Франции и других странах заметно усилился дух «левизны»; увлечение «социализмом» , охватившее значительную часть западной интеллигенции, вело к политическому признанию Советской России и нередко - примирению с тем, что в ней происходило. В программной статье «Душа Родины» Шмелев поддержал чуждого ему «демократа» Милюкова , осудившего Лигу прав человека за признание большевизма .

    Шмелев подвизался и в журнале «Русский колокол» Ивана Ильина , в одном из немногих изданий в русской эмиграции, имеющих патриотический и православный уклон. Он особенно был захвачен в конце 1920-х гг. программой русского духовного Возрождения, которую пытался развернуть в своих выступлениях в журнале И.А.Ильин, и склонен был видеть в нем национального духовного лидера.

    «...Можно зажечь молодые (да и старые) души, - восторженно писал Шмелев И.А.Ильину 24 сентября г. из Капбретона, - […] Ну, буду и я подпевать. Ищите же, ищите помощников! Надо создавать Орден, Союз русских строителей! Да, русских каменщиков (не масонов, черт возьми, а ревнителей!). Именно - Святой Союз нужен! […] Подумайте о сем! Вы для сего и живете, я чувствую. И это не фашизм будет, а русская духовная дружина. Цель - беспредельна и высока - до Бога! Во имя - Ее, России»

    В годы войны Шмелев, один из немногих русских эмигрантов, остался в оккупированном Париже , опубликовал несколько статей в пронемецком “Парижском вестнике”, чем навлек на себя обвинения в коллаборационизме.

    Последняя воля

    24 июня г. Шмелев переехал в обитель Покрова Пресвятой Богородицы в Бюси-ан-От в 140 километрах от Парижа. В тот же день сердечный приступ оборвал его жизнь. Монахиня матушка Феодосия, присутствовавшая при кончине Ивана Сергеевича, писала: «…человек приехал умереть у ног Царицы Небесной под ее покровом ».

    Иван Сергеевич Шмелев писал: «Да, я сам хочу умереть в Москве и быть похороненным на Донском кладбище, имейте в виду. На Донском! В моей округе. То есть если я умру, а Вы будете живы, и моих никого не будет в живых, продайте мои штаны, мои книжки, а вывезите меня в Москву» .

    Мечта православного писателя, коренного москвича Ивана Шмелева осуществилась: 30 мая года его прах обрел покой в родной Москве, на кладбище Донского монастыря рядом с могилой отца. Перед погребением останков Ивана Шмелева и его жены Ольги Александровны Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отслужил панихиду .

    В апреле года внучатый племянник Шмелева Ив Жантийом-Кутырин передал Российскому фонду культуры архив Ивана Сергеевича Шмелева.

    Памятник-бюст православного писателя Шмелева торжественно был открыт 29 мая 2000 года в старом столичном районе Замоскворечья , где прошло его детство.

    Произведения

    • На скалах Валаама, 1897
    • По спешному делу, 1906
    • Вахмистр, 1906
    • Распад, 1906
    • Иван Кузьмич, 1907
    • Под горами, 1907
    • Гражданин Уклейкин, 1907
    • В норе, 1909
    • Под небом, 1910
    • Патока, 1911
    • Человек из ресторана, 1911
    • Виноград, 1913
    • Карусель, 1916
    • Суровые дни, 1917
    • Лик скрытый, 1917
    • Неупиваемая чаша, 1918
    • Степное чудо, 1919
    • Это было, 1919
    • Солнце мертвых, 1923
    • Как мы летали, 1923
    • Каменный век, 1924
    • На пеньках, 1925
    • Про одну старуху, 1925
    • Въезд в Париж, 1925
    • Солдаты, 1925
    • Свет разума, 1926
    • История любовная, 1927
    • Наполеон, 1928
    • Богомолье, 1931
    • Рассказы(Забавное приключение, Москвой, Мартын и Кинга, Царский золотой, Небывалый обед, Русская песня), 1933
    • Лето Господне, 1933-1948
    • Родное, 1935
    • Старый Валаам, 1935
    • Няня из Москвы, 1936
    • Иностранец, 1938
    • Мой Марс, 1938
    • Рождество в Москве, Рассказ делового человека, 1942-1945
    • Пути небесные, 1948

    Литература

    • Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений
    • Русская газета в Париже. 1924. № 6. 11 февраля. С.2-3.

      Ильин И.А.Собр. соч. // Иван Ильин, Иван Шмелев. Переписка двух Иванов (1927–1934). М., 2000. С.65-66.

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни Шмелёва Ивана Сергеевича

    Родился Иван Сергеевич Шмелёв в 1873 году 21 сентября (3 октября) в Кадашёвской слободе Замоскворечья. Отец писателя, Сергей Иванович, был из купеческого сословия. Он был подрядчиком, владел большой артелью плотников, содержал банные заведения. Семья Шмелёвых была религиозная и патриархальная.

    Годы ученья и первые литературные опыты

    Сначала Иван получал домашнее образование, в роли учителя была его мать, а затем он учился в шестой Московской гимназии. Окончив гимназию, Шмелёв в 1894 году поступил в Московский университет для обучения на юридическом факультете. «У мельницы», первый рассказ Шмелёва, вышел в 1895 году в журнале «Русское обозрение». Вместе с Ольгой Александровной, своей молодой женой, в октябре 1895 года Шмелёв поехал на Валаам в свадебное путешествие. После этой поездки Иван Сергеевич написал очерки «На скалах Валаама». Эта книга по распоряжению Константина Петровича Победоносцева, обер-прокурора Синода, была задержана цензурой. В 1897 году значительно исправленное произведение продавалось неудачно и Шмелёв отказался на какое-то время от занятий литературой.

    После окончания в 1898 году университета Шмелёв прошёл военную службу, затем служил чиновником несколько лет. Шмелёв поселился в Москве, получив отставку в 1907 году.

    Активная литературная деятельность

    Иван снова занялся литературным творчеством. Его произведения, которые он написал в период 1906-1907 годов, сразу после первой русской революции («Распад», «Вахмистр», «По спешному делу») получили особую популярность. Он начал печататься в журналах «Русская мысль», «Русское богатство», в сборниках издательства «Знание», которое организовал Максим Горький. В 1911 году Иван Сергеевич написал одно из своих самых ярких произведений – повесть «Человек из ресторана», которая имела значительный успех у демократической публики.

    Иван Сергеевич Шмелёв стал в 1912 году членом-вкладчиком в новом издательстве – «Книгоиздательстве писателей Москвы» (в нём состояли также Викентий Вересаев, Борис Зайцев). Именно в этом издательстве вышло 8-митомное собрание сочинений писателя.

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    Шмелёв написал замечательный сборник рассказов в годы 1-ой мировой войны – «Суровые дни».

    В годы революций

    Иван Сергеевич восторженно принял Февральскую революцию, но к Октябрьской отнёсся с истинной непримиримостью. В рассказе «Неупиваемая чаша» проявилась и растерянность писателя, в эти дни так часто обуревавшая его. В период 1918-1923 годов Шмелёв написал цикл из 7-ми сказок, а также рассказ «Чужой крови» по материалам Первой мировой войны.

    В 1918 году осенью писатель уехал в Алушту. В 1920 году Сергей, его сын, возвратился из Добровольческой армии Деникина и стал проходить в госпитале Феодосии лечение от туберкулеза. В 1920 году, в ноябре, Сергея арестовали чекисты и больной юноша провёл около трех месяцев в душных арестантских подвалах, а в начале 1921 года, в январе, его расстреляли без суда. Иван Сергеевич долгое время не знал о происшедшем и надеялся на лучшее. Только в 1922 году некий человек засвидетельствовал гибель сына писателя.

    Эмиграция

    Грозные события этого времени Иван Сергеевич отразил в автобиографической повести с названием «Солнце мертвых», вышедшей в 1923 году. Шмелёв и его жена в конце 1922 года уехали сначала в Берлин, а уже потом через два месяца добрались до Парижа. За границей Шмелёв часто печатался, произведения выходили одно за другим (всего было написано и издано более двадцати книг). Писатель наконец-то обрёл своего верного читателя – верующую русскую эмиграцию.

    Тем не менее, писатель среди русской эмиграции жил беднее всех – его семье часто недоставало денег даже на отопление, на новую одежду. Иван Сергеевич не искал себе покровителей, он не хотел и не умел заискивать перед издателями.

    В 1934 году Шмелёв заболел тяжёлым желудочным заболеванием, ему грозила операция, он не мог решиться... Ивану Сергеевичу приснился сон, он увидел рентгеновские снимки с подписью «Св. Серафим» и в этот же день врач объявил ему, что операция не требуется. Шмелёв счёл, что ему помог выздороветь преподобный Серафим Саровский. Он написал очерк после этого в 1935 году – «Милость преподобного Серафима».

    Конец творчества и жизни

    После того, как его супруга в 1936 году скончалась, Шмелёв посетил находившийся в те годы на территории Эстонии Псково-Печерский монастырь. Иван Сергеевич Шмелёв умер от сердечного приступа в 1950 году 24 июня при посещении обители Покрова Божьей Матери, находившейся в 140 километрах от Парижа в Бюсси-ан-Отт. Он хотел там получить благословение для продолжения работы над своей книгой «Пути небесные». Великого русского писателя перезахоронили по инициативе русской общественности в мае 2011 года в Москве в некрополе Донского монастыря.



    Родился Иван Сергеевич Шмелев 21 сентября (3 октября) 1873 года в Москве, в семье подрядчика-старообрядца. Прадед торговал в Москве посудным и щепным товаром; дед продолжал его дело и брал подряды на постройку домов. «Отец, - писал И.С. Шмелев, - ...строил мосты, дома, брал подряды по иллюминации столицы в дни торжеств, держал купальни, лодки, бани, ввел впервые в Москве ледяные горы, ставил балаганы... Последним его делом был подряд по постройке трибун для публики на открытии памятника Пушкину... я остался после него лет семи» (« Автобиография» // Рус. лит-ра. 1973. № 4. С. 142).

    Своему отцу, Сергею Ивановичу, И.С. Шмелев посвятил проникновенные страницы в книгах «Богомолье» и «Лето Господне» . Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью («В доме я не видел книг, кроме Евангелия»,- вспоминал в автобиографии И.С. Шмелев). Неотъемлемой чертой этой патриархальности была любовь к родной земле и ее истории. Патриархальны, религиозны были и слуги, рассказывавшие маленькому Ване истории об иконах и подвижниках, сопровождавшие его в путешествии в Троице-Сергиеву лавру. Позднее писатель посвятит одному из них, старому «филенщику» Горкину, лирические воспоминания детских лет.

    Совсем иной дух, чем в доме, царил на замоскворецком дворе Шмелевых, куда со всех концов России в поисках заработка стекались рабочие-строители. «Ранние годы,- вспоминал И.С. Шмелев,- дали мне много впечатлений. Получил я их "на дворе"... Это была первая прочитанная мною книга - книга живого, бойкого и красочного слова. Здесь, во дворе, я увидел народ... Двор наш для меня явился первой школой жизни - самой важной и мудрой» (Там же. С. 142-143). Сознание мальчика, т.о., формировалось под разными влияниями: «наш двор» стал для И.С. Шмелева первой школой правдолюбия и гуманизма, что во многом предопределило характер его дальнейшего творчества и позицию автора - защитника обиженных и угнетенных («Гражданин Уклейкин» (1908), «Человек из ресторана» (1911); «Неупиваемая чаша» (1918); «Наполеон» (1928), и др.). В его семье ощущались - и чем дальше, тем больше - веяния культуры, образования, искусства. В этом была заслуга матери, Евлампии Гавриловны (купеческой дочери, урожденной Савиновой, закончившей один из моск. институтов благородных девиц).

    Дошкольное обучение И.С. Шмелева проходило в частном пансионе, затем он учился в 6-й московской гимназии. Учебе мешали чтение приключенческих романов и увлечение театром. Побудительную роль в страсти к «сочинительству» сыграл А.П.Чехов (очерк «Как я встречался с Чеховым» , 1934). Случайные встречи маленького гимназиста через много лет стали казаться И.С. Шмелеву судьбоносными в выборе пути писателя - страдальца, заступника народного. В гимназических буднях светлым лучом выделялся преподаватель словесности Ф. Цветаев, оценивший способности пятиклассника и давший ему свободу писать о чем он хочет. Под влиянием Цветаева расширился кругозор И.С. Шмелева-гимназиста, обогатился его духовный мир. «Короленко и Успенский закрепили то, что было затронуто во мне Пушкиным и Крыловым, что я видел из жизни на нашем дворе. Некоторые рассказы из "Записок охотника" соответствовали тому настроению, которое во мне крепло,- отмечал он в автобиографии.- Это настроение я назову - чувством народности, русскости, родного. Окончательно это чувство во мне закрепил Толстой» (Рус. лит-ра. 1973. № 4. С. 144). Гимназист Иван Шмелев сочинял роман из эпохи Ивана Грозного, стихи на 30-летие освобождения крестьян, драму, в которой «он» и «она» умирали от чахотки, и т.д. Первый успех пришел, когда в дни подготовки к выпускным экзаменам Иван Шмелев почувствовал необыкновенный прилив творческого возбуждения и за один вечер написал большой рассказ «У мельницы» (напечатан в июле 1895 в журнале «Русское обозрение»).

    Осенью 1894 Иван Шмелев поступает на юридический факультет Московского университета. В молодости его убеждения круто менялись от истовой религиозности к сугубому рационализму в духе шестидесятников, от рационализма - к учению Льва Толстого, к идеям опрощения и нравственного самоусовершенствования. В университете неожиданно для себя серьезно увлекается ботаническими открытиями К. Тимирязева. Затем новый прилив религиозности, связанный с женитьбой на Ольге Александровне Охтерлони, дочери генерала, героя обороны Севастополя в Крымскую войну 1853-1856 г.г. После их путешествия (август 1896) в Валаамский Преображенский монастырь на северо-западе Ладоги написаны очерки «На скалах Валаама» (1897). Изданная за счет автора, обезображенная цензурой книга раскупалась плохо. Перерыв в творчестве затянулся на целое десятилетие.

    После окончания университета (1898) и года военной службы И.С. Шмелев 8 лет служит чиновником по особым поручениям Владимирской казенной палаты Министерства внутренних дел. Годы эти обогатили его знанием уездной России. «Я знал столицу, мелкий ремесленный люд, уклад купеческой жизни,- отмечал И.С. Шмелев - Теперь я узнал деревню, провинциальное чиновничество, фабричные районы, мелкопоместное дворянство» (Там же. С. 145). В уездных городках, фабричных слободках, пригородах, деревнях встречает писатель прототипов героев многих своих повестей и рассказов 1900-х гг.: «По спешному делу» (1907), «Гражданин Уклейкин », «В норе» (1909), «Под небом» (1910), «Патока» (1911). Сюда доходили раскаты приближающейся революции. «Я был мертв для службы,- рассказывал И.С. Шмелев критику В. Львову-Рогачевскому.- Движение девятисотых годов как бы приоткрыло выход. ...Новое забрезжило передо мной, открывало выход гнетущей тоске. Я чуял, что начинаю жить» (Львов-Рогачевский В. Новейшая рус. лит-pa. М., 1927. С. 276). Основные произведения И.С. Шмелева, написанные до «Человека из ресторана », - «Вахмистр» (1906), «Распад» , «Иван Кузьмич» (1907), «Гражданин Уклейкин » - прошли под знаком 1-й русской революции. Одновременно или чуть позже он создает проникнутые оптимизмом рассказы для детей «К солнцу» (1907), «Полочка» (1909), «Светлая страница» (1910), а также рассказы о животных «Мэри» (1907), «Последний выстрел» (1908), «Мой Марс» (1910).

    В 1907 оставляет службу, чтобы целиком отдаться литературной работе и переезжает в Москву. В 1909 становится активным участником литературного кружка «Среда» и встречает дружескую поддержку В. Короленко и М. Горького. «Вы яркой чертой прошли в моей деятельности...- писал М. Горькому И.С. Шмелев 5 декабря 1911, - и если суждено мне оставить стоящее что-либо... то на этом пути многим обязан я Вам!» (Архив А. М. Горького. ИМЛИ). В 1910 И.С. Шмелев входит в товарищество «Знание», а в 1912 становится членом-вкладчиком Книгоиздательства писателей в Москве, в котором выходит первое его Собрание сочинений в 8 томах (1912-1914), в нем публикуются рассказы и повести «Стена» , «Пугливая тишина» , «Росстани» , «Виноград» , упрочившие положение И.С. Шмелеву в литературере как крупного писателя-реалиста.


    1-ю мировую войну И.С. Шмелев воспринял как тяжелое испытание для русского народа, откликнувшись на нее циклом рассказов под заглавием «Суровые дни» , к которому тематически примыкает рассказ «Забавное приключение» (1917). Февральскую революцию 1917 писатель встретил поначалу восторженно, в качестве корреспондента газеты «Русские ведомости», совершив поездку в Сибирь для встречи амнистированных политзаключенных. Но суровая реальность отрезвила писателя. «Глубокая социальная и политическая перестройка сразу вообще немыслима даже в культурнейших странах,- утверждал он в письме к сыну, офицеру-артиллеристу Добровольческой армии,- в нашей же и подавно, некультурный, темный вовсе народ наш не может воспринять идею переустройства даже приблизительно» (30 июля 1917; Отдел рукописей ГБРФ). И.С. Шмелев резко отрицательно отнесся к Октябрьскому перевороту. В 1918 он уезжает в Крым, где пишет «тихую книгу» о крепостном художнике («Неупиваемая чаша», 1918), осуждает войну как массовый психоз здоровых людей (повесть «Это было» , 1919, изд. в 1922), показывает бессмысленность гибели цельного и чистого прямодушного Ивана в плену, на чужой стороне («Чужой крови» , 1919-1922). Во всех произведениях этих лет уже ощутимы отголоски позднейшей проблематики И.С. Шмелева-эмигранта.

    С приходом Красной Армии в Крым его сын Сергей, офицер армии А. Деникина, в ноябре 1920 был арестован и расстрелян. Расстрел как офицеру запаса царской армии угрожал и самому И.С. Шмелеву. 22 ноября 1922 он с женой выехал в Берлин. За рубежом писатель создает ряд произведений, пронизанных чувством трагической безысходности: «Солнце мёртвых» (1923), «Каменный век» (1924) и др. Его повесть - «эпопея» «Солнце мертвых » переведенная на многие иностранные языки, вызвала восторженные отзывы Т. Манна, А. Амфитеатрова, принесла И.С. Шмелеву европейскую известность. Совсем иной тональностью отличается его роман «История любовная» (1927, отд. изд. 1929). В круг друзей И.С. Шмелева входили А. Куприн, генерал А. Деникин, А. Карташев, философ и критик И. Ильин, К. Бальмонт.

    Вершиной творчества И.С. Шмелева явились произведения 30-х гг.- «Лето Господне: Праздники - радости - скорби » (1933-48), «Богомолье » (1935), а также тематически близкий к ним сборник «Родное» (1931). В 1936 выходит его роман, построенный в перекличке с «Человеком из ресторана », на сказе, - «Няня из Москвы» (1936). До конца дней И.С. Шмелев работает над эпопеей о религиозных испытаниях русской души «Пути небесные» (Т. 1 - 1935-1936; Т. 2 - 1944-47, отд. изд. 1948; Т. 3 не окончен), над новвеллой «Солдаты» , «Иностранец» (не окончены).

    Когда началась 2-я мировая война, остался в Париже. Первое время И.С. Шмелев питал иллюзии, что Германия освободит Россию от большевизма; выступал в русских газетах «Новое слово» (Берлин), в антикоммунистической газете «Парижский вестник» и хотя он не затрагивал в своих материалах политических тем, это сотрудничество дало основание обвинить его в коллаборационизме. «Фашистом я никогда не был и сочувствия фашизму не проявлял никогда»,- писал И.С. Шмелев (Русская мысль, 31 мая 1947 ). Перенеся тяжелую операцию, он решает поселиться близ православного монастыря в Бюсси-ан-От, в 140 км от Парижа, и 24 июня 1950 приезжает в монастырь. В тот же день сердечный приступ обрывает его жизнь. Похоронен писатель на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

    В начале творческого пути И.С. Шмелев близок писателям-реалистам, группировавшимся вокруг издательства «Знание». В рассказах и повестях «Иван Кузьмич », «Гражданин Уклейкин » и, наконец, «Человек из ресторана » звучит резкое недовольство жизнью и поднимается тема «маленького человека». «Хотелось бы, - писал М. Горькому И.С. Шмелев, раскрывая замысел "Человека из ресторана ",- выявить слугу человеческого, который по специфической деятельности как бы в фокусе представляет всю массу слуг на разных путях жизни» (Письмо от 22 декабря 1910. Архив А. М. Горького. ИМЛИ). О глубоко гуманистическом характере «Человека из ресторана » сказал К. Чуковский: «Шмелев написал, совершенно по-старинному, прекрасную волнующую повесть, т.е. такую прекрасную, что ночь просидишь над нею, намучаешься и настрадаешься, и покажется тебе, что тебя кто-то за что-то простил, приласкал или ты кого-то простил» (Чуковский К. Рус. лит-pa в 1911 // Ежегодник газ. «Речь», 1912). В прозе 1912-1916 г.г. писатель обращается к новым жизненным пластам - он пишет о разложении дворянской усадьбы («Пугливая тишина », «Стена »), драматической разъединенности интеллигенции с «простым» человеком («Волчий перекат» ), тихом житье-бытье прислуги («Виноград »), последних днях богатого подрядчика, переоценивающего прошлое перед лицом смерти («Росстани »).

    В дореволюционную пору И.С. Шмелев не создал своей особенной манеры, что отмечалось критикой «От растянутости к сжатости - такова общая формула эволюции стиля и формы у Шмелева»,- заметил в обобщающей статье о нем А. Дерман (Рус. записки. 1916. №6. С. 83). И.С. Шмелеву далеко до классической четкости и ясности бунинских описаний, до проникновенного, заражающего своим настроением лиризма Б. Зайцева, до полугротескной выпуклости чудовищных фигур Л. Толстого или Е. Замятина. Но порою И.С. Шмелев достигает почти равенства с каждым из этих писателей: лирика или пейзаж «Под небом » и «Волчьего переката » достойны Зайцева, неторопливая, спокойная четкость «Пугливой тишины », «Леса» равна бунинским, соперничал в свое время с «Уездным » Замятина сказ «Человека из ресторана» , могли быть написаны Чеховым «Лихорадка» и «Подёнка» , Горьким - «Распад », вошли в незабываемый «железный фонд» русской литературы «Человек из ресторана », «Гражданин Уклейкин », достойны этого - «Росстани », «Забавное приключение » (Горбачев Г. Реалистическая проза 1910-х и творчество Ивана Шмелева // Шмелев Ив. Забавное приключение. Рассказы. М., 1927. С. 12).

    «Свое», лирическое, сказовое И.С. Шмелев обретает уже в «Неупиваемой чаше » и «Чужой крови », однако с наибольшей силой сокровенно шмелевское раскрывается в его эмигрантском творчестве и прежде всего в «Богомолье » и «Лете Господнем ». «Великий мастер слова и образа, И.С. Шмелев создал здесь в величайшей простоте утонченную и незабываемую ткань русского быта, в словах точных, насыщенных и изобразительных… здесь все лучится от сдержанных, не проливаемых слез умиленной благодатной памяти. Россия и православный строй ее души показаны здесь силою ясновидящей любви. Эта сила изображения возрастает и утончается еще оттого, что все берется и дается из детской души, вседоверчиво разверстой, трепетно отзывчивой и радостно наслаждающейся» (Ильин И. А. Творчество И. С. Шмелева // Ильин И. А. О тьме и просветлении. Мюнхен, 1959. С. 176) Отстаивается и кристаллизуется язык прозы писателя. «Шмелев теперь - последний и единственный из русских писателей, у которого можно учиться богатству, мощи и свободе русского языка»,- сказал Куприн (Куприн А. И. К 60-летию И. С. Шмелева // За рулем [Париж] 1933. 7 дек.). Как и дореволюционное творчество И.С. Шмелева, его произведения эмигрантской поры отмечены крайней неравноценностью. Рядом с поэтической «Историей любовной » создается на материале 1-й мировой войны романтическая «Солдаты» (1925, отд. главы публ. с 1924), вслед за лирическими очерками автобиография характера («Родное », «Старый Валаам» , 1935, отд. Изд. 1936) появляется растянутое повествование «Пути небесные » (1937-48) - о крахе научного скептицизма в столкновении с высшим разумом. Но все в этих книгах проникнуто мыслью о России и любовью к ней. Велико значение лучших книг И.С. Шмелева о старой, отошедшей России - купеческой, мещанской, фабричной. Однако наибольшее признание пришло к писателю благодаря интересу к народному сознанию на религиозные темы. «Так претендент на светского "учителя жизни",- писал А. Карташев,- превратился в учителя церковного. У людей на ночном столике наряду с молитвословом и Евангелием лежат томики "Лета Господня ", как прежде лежали "Жития " Святого Дмитрия Ростовского. Это уже не литература. Это "душа просит". Это утоление голода духовного» [Карташев А. Певец Святой Руси (памяти И. С. Шмелева) // Возрождение [Париж] 1950. №10. С. 157].


    О.Н. Михайлов

    Из биографического словаря "Русские писатели ХХ века"