Ручные лоси. Ручные лоси В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня

Вариант 1

В каком слове четыре звука?
1) пьёшь 2) вёл 3) моют 4) ёлка

1) тр…нированный, пол…жить

2) отв…нтить, посв…щать

3) в…негрет, л…теть

4) отр…сль, мол…ко

1) распр…деление, пр…образование

2) …десь, бе…словесный

3) прип…рошить, отр…стать

4) сел…дь, от…езд

1) нет задач…, моеш…, блин…чик

2) пишеш……, плющ…, читает…ся

3) пригож…, прос…ба, помощ…ник

4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он

1) р…сти, р…списание, предл…гать

2) обд…раю, выр…сли, зап…рать

3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть

4) зап…реть, насл…диться, под…рить

1) блес…нул 2) чес….ный 3) словес…ный 4) ужас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?

1) душ…й, плеч…м, ключ…м

2) ш…л, под луч…м, камыш…м

3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й

4) овц…й, отсеч…м, кольц…м

1) отдыхать в санатори…

2) бегать по дорожк…

1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т

2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит

3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, ключ…го кустарника

4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м

1) моет…ся, береч…

2) слышит…ся, улыбает…ся

3) стереч…, смеёт…ся

4) береч…ся, записат…ся

1) заб…ру, зам…р, отт…рает

2) обт…реть, расст…лил, выт…рла

3) отп…реть, соб…ратели, бл…стеть

4) заж…гают, зад…рать, отп…раюсь

1) пиш…шь, завис…л, строч…ли

2) кле…ть, терп…шь, отмет…лся

3) наде…мся, ненавид…ли, водолаз всплыва…т

4) чита…м, ка…лся, выйд…шь

1) они терп…т 3) они бре…т

2) они дыш…т 4) они гон…т

1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.

2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.

3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.

4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.

1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.

2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.

3) Ты обязательно напиши письмо.

4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.

Мы пошли туда, где росла на опушке ароматная земляника.

1) повествовательное

2) сложное

3) состоит из двух простых предложений

4) грамматическая основа первого предложения – мы пошли; второго – росла на опушке

1) Я (не)хотела идти домой.

2) Мы (не)могли проехать туда, где были заросли малины.

3) Он (не)писал статью в газету.

4) Мама (не)годовала потому, что я разбил чашку.

А. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога

Б. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.

В. Огромная голова лося возвышалась над камышом.

Г. Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись поло льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошили зима землю снежной шубкой. 4) От дыхает земля, набирает силу.

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.

Вариант 2

В каком слове все согласные звуки мягкие?
1) плывёшь 2) сельдь 3) лечиться 4) оцепить

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) ар…мат, отр…сль

2) нас…лить, зал…жить

3) раскр…шить, нас…рить

4) прил…жу, перел…мить

3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) пост…рать, оп…реться

2) пр…красный, пр…сесть

3) ро…пись, и…бежать

4) зап…рать, обж…гать

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?

1) скрипуч…, косич…ка, павил…он

2) стереч…, задач…, матер…ю

3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся

4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?

1) вып…чка, заб…раться, выг…рать

2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена

3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть

4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком слове пропущена непроизносимая согласная?

1) извес…ный 2) ужас…ный 3) соглас…ный 4) опас…ный

7. В каком ряду во всех словах пропущена буква е или ё?

1) уч..ный, ключ…м, стереж…м

2) саранч…й, ш…фёр, над плащ…м

3) печ…нка, зеркальц…м, над страниц…й

4) с карандаш…м, плеч…м, нож…м

8. Укажите существительное с окончанием –е?

1) стоять возле акаци …

2) возле коллекци…

3) пройти по дорог…

4) в тетрад…

9. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?

1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м

2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м

3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле

4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

10. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?

1) крадёт…ся, улыбат…ся

2) стрич…, моет…ся

3) опасает…ся, подстрич…

4) копат…ся, учит…ся

11. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) ст…лить, бл…стательный, подж…гать

2) ж…чь, выд…рал, зап…рал

3) бл…стят, оп…рся, изм…рять

4) прим…рение, заб…ру, вы…реть

12. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?

1) верт…шь, терп…шь, посе…шь

2) слыш…шь, увид…шь, ед…м

3) пиш…шь, накле…м, собака куса…т

4) обид…т, раскрас…т, прикле…ть

13. В каком глаголе пишется окончание –ют?

1) они повес…т 3) они просмотр…т

2) они стел…т 4) они бормоч…т

14. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).

1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.

2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.

4) В домах горел свет и веселились люди.

15. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.

2) Вы знали о случившемся?

3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.

4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

16. Найди ошибку в характеристике предложения.

Бабушка испекла пирог и поставила его на стол, чтобы он остыл.

1) повествовательное

2) сложное

3) состоит из двух предложений, связанных при помощи интонации

4) грамматическая основа первого предложения – бабушка испекла и поставила,; второго – он остыл.

17. В каком примере «не» пишется слитно?

1) Я (не)мог купить новый автомобиль.

2) Все старались говорить тихо, потому что мне (не)здоровилось.

3) Спортсмены (не) будут участвовать в соревнованиях.

4) Ему (не)нравится, когда кто – то разговаривает громко.

18. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?

А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.

Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом про летит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

19. Определите стиль речи данного отрывка.

1) научный 3) художественный

2) публицистический 4) разговорный

20. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3 - го предложения.

_____________________________________________________________

21. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

_________________________________________________________________

Солнце в виде большого раскаленного золотистого шара стояло в голубой выси безоблачного неба. Отвесные его лучи накаливали неподвижный воздух, заливали блеском словно дремлющий океан. Ни один парус не белеет на горизонте. Порой опустится на воду стайка белоснежных альбатросов поохотится за рыбой, тяжело подымется и, расправив свои вдвое сложенные крылья, быстро скроется из глаз.

Среди торжественной тишины океана раздается плеск и шум выпущенной китом струи, и морской великан, показав из воды свою черную спину, снова исчезнет в глубине океана.

Матросы охотились на акул, пуская в них остроги или опуская в воду большой толстый корабельный крюк с насаженным на него куском солонины. Раз удалось острогой поймать одно из этих чудовищ, особенно ненавидимое моряками. Громадную акулу, пронзенную острогой, с трудом вытащили на палубу. По просьбе доктора вскрыли желудок, и в нем оказалось множество рыб, недавно проглоченных.

Когда убитую акулу выбросили за борт, она мгновенно была разорвана несколькими другими акулами, вертевшимися у борта. (149 слов.)

По К. Станюковичу.

ИЮЛЬСКИЙ ДЕНЬ

Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Проходит час, другой. Небо темнеет по краям; колючим зноем пышет неподвижный воздух. «Где бы, брат, тут напиться?»- спрашиваете вы у косаря. Сквозь густые кусты орешника, перепутанные цепкой травой, спускаетесь вы на дно оврага. Под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водой свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри поднимаются со дна, покрытого мелким, бархатным мохом. Вы бросаетесь на землю, вы напились, но вам лень пошевельнуться. Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью, вам хорошо, а против вас кусты раскаляются и словно желтеют на солнце. Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли?… Вы выходите из оврага. Но вот слабо сверкнула молния. Кругом еще ярче светит солнце; охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты - все вокруг потемнело. (145 слов.) гт

По И. Тургеневу.

НА РЫБНОЙ ЛОВЛЕ

Июль. Просыпаешься на рассвете, забираешь несложные рыболовные снасти, подготовленные еще вчера, и идешь к реке. Подходишь к берегу - становится светло. Усядешься на заранее облюбованном месте, разбросаешь приманку, насадишь на крючки червей, забросишь удочки и терпеливо ждешь клева.

Погода стоит чудесная. Прозрачный воздух не шелохнется. Все больше и больше алеет восток, а через несколько минут из-за дальнего перелеска показывается ослепительно яркое солнце. Оно поднимается все выше и выше.

Сидишь на берегу, смотришь на голубую гладь реки и внимательно наблюдаешь за малейшим движением поплавка. Вот поплавок чуть заметно стал пошевеливаться. Затем он перевернулся, и от него пошли круги по воде. Настораживаешься. Вдруг поплавок подпрыгнул и, затрепетав, начал тонуть. В этот момент быстро дергаешь леску и видишь повисшую на крючке трепещущую серебристую рыбку. (120 слов.)

ЗАНИМАЙТЕСЬ ГИМНАСТИКОЙ

Встаньте пораньше, проветрите комнату, наденьте легкий спортивный костюм и мягкую обувь, расстелите на полу коврик и приготовьтесь к занятиям гимнастикой.

Если у вас имеется радиоприемник, то гимнастические упражнения лучше всего делать под команду руководителя гигиенической гимнастики по радио.

Семь часов двадцать минут. Все ваши приготовления окончены. Вы слышите веселую, бодрящую музыку, а затем приятный голос: «Станьте прямо, вытяните руки вперед, присядьте, встаньте, опустите руки».

Если радиоприемника нет, то вам следует ознакомиться со школьным комплексом гимнастических упражнений и выполнять их самостоятельно.

Приятно заниматься гимнастикой! Делаешь упражнения и чувствуешь, как у тебя кровь по жилам разбегается.

После занятий гимнастикой не забудьте освежиться под душем или сделать обтирание тела до пояса влажным полотенцем.

Гимнастика закаляет организм, укрепляет здоровье. (115 слов.)

Татьяна, состоявшая в должности прачки, была женщина лет двадцати восьми, маленькая, худая, белокурая, с родинками на левой щеке.

Татьяна не могла похвалиться своей участью. Работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видела. Когда?то она слыла красавицей, но красота с нее скоро соскочила.

Нрава она была смирного, запуганного.

Когда Герасима привезли из деревни, она чуть не обмерла от ужаса при виде его громадной фигуры и старалась не встречаться с ним.

Герасим сперва не обращал на нее особенного внимания, потом стал посмеиваться, когда она ему попадалась, потом и заглядываться на нее начал.

Однажды пробиралась она по двору, осторожно поднимая на растопыренных пальцах накрахмаленную барынину кофту. Кто?то вдруг сильно схватил ее за локоть. Она обернулась и вскрикнула: за ней стоял Герасим. Глупо смеясь и ласково мыча, протягивал он ей пряничного петушка. (131 слово.)

По И. Тургеневу.

Наступает рассвет. Заря разгорается. Проверьте, все ли рыболовные снасти находятся в порядке, оденьтесь потеплее и отправьтесь в поход. В походе участвуют одиннадцать человек. Чувствуют себя все бодро. Внимание каждого из нас было поглощено приготовлениями к предстоящей рыбной ловле.

Мы прошли мимо строящихся дач и вскоре приблизились к песчаному берегу небольшой речки. За речкой расстилались колеблемые ветром поля ржи. Мы предполагали провести время на рыбной ловле до позднего вечера. На берегу нами был разложен костер из собранных в лесу сухих сучьев. День прошел очень удачно. Каждый из нас поймал несколько лещей и по одной щуке.

На обратном пути мы видели, как дровосеки колют и пилят дрова. Солнце клонилось к западу. Мы начали собирать свои вещи, разбросанные на берегу. Черная туча, поднимавшаяся с юга и следовавшая за нами, грозила разразиться проливным дождем. Мы ускорили шаг. (133 слова.)

ПРОГУЛКА

Приготовьтесь с вечера к прогулке, встаньте пораньше и выйдите за город во время восхода солнца. Здесь вы увидите и услышите много интересного.

На лесной опушке по утрам раздается разноголосое пение птиц. Чижи, черные дрозды, синицы и другие птицы соревнуются друг с другом.

Как приятно быть летом в сосновом лесу! Дышишь полной грудью свежим смолистым воздухом и любуешься природой леса.

В здешних лесах водится множество пушных зверей. Местные жители занимаются охотничьим промыслом.

Рядом с лесом по дну песчаного оврага протекает неглубокая речка. В летнее время на берегу этой речки вы встретите много рыболовов.

Один расставляет сеть и ждет добычу, другой удит рыбу, а вот седенький старичок ловит сачком.

Прогулка за город расширяет круг наблюдений и укрепляет здоровье. (116 слов.)

МАТРОС ШУТИКОВ

Шутиков пользовался обшей приязнью. (…) Его веселый, сердечный смех часто раздавался на клипере. Бывало, он что?нибудь рассказывает и первый же заразительно, вкусно смеется. (…)

Помню я, как однажды мы штормовали. Ветер ревел жестокий, кругом бушевала буря, и клипер, под штормовыми парусами, бросало, как щепку. (…) Клипер вздрагивал и жалобно стонал всеми членами, сливая свои жалобы со свистом ветра, завывающего в надувшихся снастях. Даже старики матросы, видавшие всякие виды, угрюмо молчали, пытливо посматривая на мостик, где словно приросла к поручням высокая, закутанная в дождевик фигура капитана, зорко вглядывавшего на беснующуюся бурю.

А Шутиков в это время, придерживаясь одною рукою за снасти, чтоб не упасть, занимал небольшую кучку (…) матросов, с испуганными лицами прижавшихся к мачте, посторонними разговорами. Он так спокойно и просто рассказывал про какой?то забавный деревенский случай и так добродушно смеялся, когда долетавшие брызги волн попадали ему в лицо, что это спокойное настроение невольно передавалось другим и ободряло молодых матросов, отгоняя всякую мысль об опасности. (151 слово.)

По К. Станюковичу.

СРЕДИ ОКЕАНА

Жара тропического дня начинала спадать. (…) Подгоняемый нежным пассатом, клипер нес свою парусину и бесшумно скользил по Атлантическому океану. (…) Куда ни взглянешь, все та же безбрежная водяная равнина, слегка волнующаяся и рокочущая каким?то таинственным гулом, окаймленная со всех сторон прозрачной синевой безоблачного купола.

Пусто кругом.

Изредка разве блеснет под лучами солнца яркой чешуйкой, словно золотом, перепрыгивающая летучая рыбка, (…) раздастся шум водяной струи, выпускаемой китом. (…)

Довольные, что после дневной истомы наступила прохлада, матросы толпятся на баке, слушая песенников, собравшихся у баковой пушки. Завзятые любители, особенно из старых матросов, обступив певцов тесным кружком, слушают сосредоточенно на многих загорелых, обветрившихся лицах светиться безмолвный восторг. (…) Некоторые матросы тихонько подтягивают; другие рассевшись по кучкам, вполголоса разговаривают, выражая по временам одобрение то улыбкой, то восклицанием.

Песня лилась за песнею, напоминая матросам среди тепла и блеска тропиков далекую родину с ее снегами и морозами. (139 слов.)

НА МОСКОВСКОМ МОРЕ

Как заросло Московское море! Увлекательно бродить с ружьем по тенистым потемкам чащобы, слоняться по колыхающимся зеленым коридорам водяных трав. Есть где замаскироваться.

Догорает заря. Смеркается. (…) В воздухе слышится тонкий пересвист. Он предупреждает охотника: «Готовься!» Быстро летит стремительная кряква. (…) Стволы ружья обращены кверху. Охотник прицеливается. А птица не ждет, стремглав несется. Соображаешь, как целиться. (…) Ловишь момент. Определяешь на глаз, насколько нужно вынести мушку вперед утиного носа, чтобы заряд точно угодил в цель. А сумерки уже сгущаются, видишь плохо. (…) Приходится торопиться, учитывать силу ветра, быстроту полета, расстояние до цели. И на все это дается один миг. (…) Удача веселит, но и промах не печалит. (…) Опытные охотники бьют без промаха. Иной раз сам удивляешься: ударишь, глядишь - закувыркалась утка в воздухе. Новичку непостижимым кажется точный снайперский выстрел. Но поражаться тут нечему. Опыт приобретается годами. (130 слов.)

В ЗВЕРИНОМ САДУ

Всмотревшись, куда показывал Тихон, я увидел, что ветки смородинного куста колеблются. Их кто?то нагибал и через несколько секунд снова отпускал. Двигаясь на четвереньках, мы подползли ближе, затем выпрямились за густым кустом и стали наблюдать сквозь ветки.

Светло-рыжий небольшой медведь ел смородину. Он пригибал к себе когтями ветку, потом захватывал зубами ягодную кисть и сдергивал с нее все ягоды одним легким рывком. Стержень кисти и даже зеленые ножки ягод - все оставалось на ветке, в рот к медведю попадали только чистые ягоды. Делалось это быстро и ловко. Обобрав одну ветку, зверь принимался за следующую. Неспелые кисти медведь не трогал, а брал только самые темные. (…)

Не соблюдая больше осторожности, мы вышли из-за куста. Медведь сразу же нас заметил, замер от неожиданности на две-три секунды, а потом побежал прочь, не разбирая дороги и не оглядываясь. (131 слово}

: тест на два варианта.

Задания теста составлены по пройденным темам 1 четверти: «Повторение», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография». Всего 22 вопроса.

Цель : проверить усвоение изученного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю: Согласно:

Директор ЦО № 47 Зав. каф. словесности

Тютрина Н. Г. / _______ Борознёнок С. В./_____

«___»____________2014 «__»___________2014

Контрольная работа за 1 четверть

по русскому языку (тест)

для 6 , Г, Д, Е классов

Составитель:

Владимирова Е.Ю.

г. Иркутск

2013-2014 уч.год

Пояснительная записка

Форма проведения контрольной работы : тест на два варианта.

Задания теста составлены по пройденным темам 1 четверти: «Повторение», «Лексика и фразеология», «Словообразование и орфография». Всего 22 вопроса.

Цель : проверить усвоение изученного материала.

Тест оценивается одной оценкой. За правильный ответ – 1 балл

Оценка «5» - 21-22 балла.

Оценка «4» - 18-20 баллов

Оценка «3» - 11-17 баллов

Оценка «2» - меньше 17баллов

Ответы 1 вариант:

1. За тридевять земель

2. До корней волос

3. то корки до корки

4. как рыба в воде

Ответы 2 вариант:

1. в час по чайной ложке

2. рукой подать.

3. куры не клюют.

4. кожа да кости.

I четверть.

Вариант 1

1)вьюга 2) ехать 3)съесть 4) ель


1) тр…нированный, пол…жить
2) отв…нтить, посв…щать
3) в…негрет, л…теть
4) отр…сль, мол…ко

3. В каком слове в окончании нужно писать и?

1) в рощ… 2) корм…т 3) блиста…т 4) бледне…т


1) нет задач…, моеш…, блин…чик
2) пишеш……, плющ…, читает…ся
3) пригож…, прос…ба, помощ…ник
4) улыбаеш…ся, л…ют, почтал…он


1) р…сти, р…списание, предл…гать
2) обд…раю, выр…сли, зап…рать
3) выт…реть, м…ролюбивый, бл…стеть
4) зап…реть, насл…диться, под…рить

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква о?
1) душ…й, плеч…м, ключ…м
2) ш…л, под луч…м, камыш…м
3) чертеж…м, ш…лк, лапш…й
4) овц…й, отсеч…м, кольц…м


1) отдыхать в санатори…
2) бегать по дорожк…
3) прийти к акаци…
4) прочитать в объявлени…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е (ё)?
1) свеж…го хлеба, крепким кирпич…м, береж…т
2) с чуж…м пальто, осенн…е солнце, сердц… болит
3) пригож…му малышу, ситц…вое платье, колюч…го кустарника
4) круглолиц…му мальчику, в хорош…м настроении, сургуч…м


1) моет…ся, береч…
2) слышит…ся, улыбает…ся
3) стереч…, смеёт…ся
4) береч…ся, записат…ся

1) Без нитки и иголки и шубы не сшить.

2) Век долог, да час короток.

1) вода 2) колба 3) думать 4) длинный

1) ланиты 2) кафтан 3) ветрило 4) чело

13. Какое слово образовано приставочным способом?

1) потемнеть 2) пригородный 3) сотрудник 4) разведка

1) ледокол 2) сокурсник 3) Поволжье 4) столовая

15. Каким способом образовано слово выход?

Змей Горыныч унес царевну далеко-

Миша сильно покраснел-

Я прочитал журнал до конца -

Рита чувствует себя на катке прекрасно -


1) В долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
2) Мы приготовили санки и пошли кататься с горы.
3) Началась метель и снежинки закружились в хороводе.
4) Все жаловались на холод и дождь стучал в окна.


1) Автобус остановился, и все вышли на остановке.
2) В саду у бабушки росли разные цветы астры, тюльпаны и даже розы.
3) Ты обязательно напиши письмо.
4) Лось выскочил на дорогу и пошел по направлению к деревне.


А . При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога
Б . Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где – то на берегу.
В . Огромная голова лося возвышалась над камышом.
Г . Лось был немолодой.

1) А, Б, В, Г 2) Б, Г, В, А 3) А, В, Г, Б 4) В, А, Г, Б

1) Хороши снежные зимы в России! 2) Переливаются на солнце глубокие сугробы, скрылись подо льдом большие реки и маленькие речонки. 3) Припорошила зима землю снежной шубкой. 4) Отдыхает земля, набирает силу.


1) научный 2) публицистический 3) художественный 4) разговорный




Контрольная работа по русскому языку, 6 класс.

I четверть.

Фамилия, имя ученика_________________________ Дата _______

Вариант 2

1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?

1)съехать 2)вьюн 3)съёмка 4)мель

2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль
2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить
4) прил…жу, перел…мить

3. В каком слове в окончании нужно писать е?

1) к ладон… 2) вид…т 3) держ…т 4) бледне…т

4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он
2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся
4) прос…ба, могуч…, отреж…

5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать
2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть
4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква ё(е)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

7. Укажите существительное с окончанием –е?
1) стоять возле акаци …
2) возле коллекци…
3) пройти по дорог…
4) в тетрад…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) уб…ру, зам…р, расст…лается

2) зам…реть, подст…лил, выт…рла

3) выт…рла, изб…рать, бл…стеть

4) разж…гать, выд…рать, вып…рает

9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся
2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич…
4) копат…ся, учит…ся

10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные ?

1) Не строй семь церквей – пристрой семь детей.

2) Наживной рубль дорог, даровой рубль дёшев.

3) Перьями сокол, да умом тетерев.

4) Ворона соколом не бывает.


11. Какое слово не является общеупотребительным?

1) тубус 2) земля 3) говорить 4) птица

12. Какое слово является историзмом?

1) рыбарь 2) глас 3) треуголка 4) очи

13. Какое слово образовано суффиксальным способом?

1) берёзовый 2) неприятный 3) безвольный 4) согласие

14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?

1) сотрудник 2) проходная 3) соучастие 4) юннат

15. Каким способом образовано слово вывод?

1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую

16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:

Петя работал очень медленно -

До города было недалеко -

Денег у купца много -

Маша сильно похудела -

17. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.

18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.

19. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А . Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б . Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В . Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г . Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

20. Определите стиль речи данного отрывка.
1) научный 2) художественный 3) публицистический 4) разговорный

21. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
_____________________________________________________________

22. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.
_________________________________________________________________


РЕШИТЕ ПОЖАЛУЙСТА

Вариант 2
1.Найдите слово, в котором звуков меньше, чем букв?
1)съехать 2)вьюн 3)съёмка 4)мель
2. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) ар…мат, отр…сль
2) нас…лить, зал…жить
3) раскр…шить, нас…рить
4) прил…жу, перел…мить

3. В каком слове в окончании нужно писать е?
1) к ладон… 2) вид…т 3) держ…т 4) бледне…т
4. В каком ряду мягкий знак пишется во всех словах?
1) скрипуч…, косич…ка, павил…он
2) стереч…, задач…, матер…ю
3) успел укрыт…ся, руж…ё, появиш…ся
4) прос…ба, могуч…, отреж…
5. В каком ряду пропущены буквы только в словах с чередующейся гласной корня?
1) вып…чка, заб…раться, выг…рать
2) прим…рение, разв…рить, выкр…шена
3) тр...стинка, ск…зать, выст…рпеть
4) р…сток, заг…р, прик…саться

6. В каком ряду во всех словах пропущена буква ё(е)?
1) свинц…вый, нож…вый, с товарищ…м
2) с лучш…м учеником, хорош…го, с ключ…м
3) щ...голять, стереж…т, в больш…м автомобиле
4) о хорош…м дне, с полотенц…м, круглолиц…ю девицей

7. Укажите существительное с окончанием –е?
1) стоять возле акаци …
2) возле коллекци…
3) пройти по дорог…
4) в тетрад…

8. В каком ряду во всех словах пропущена буква е?
1) уб…ру, зам…р, расст…лается
2) зам…реть, подст…лил, выт…рла
3) выт…рла, изб…рать, бл…стеть
4) разж…гать, выд…рать, вып…рает
9. В каком ряду оба слова пишутся с мягким знаком?
1) крадёт…ся, улыбат…ся
2) стрич…, моет…ся
3) опасает…ся, подстрич…
4) копат…ся, учит…ся

10. В какой пословице все слова, кроме служебных, существительные?
1) Не строй семь церквей – пристрой семь детей.
2) Наживной рубль дорог, даровой рубль дёшев.
3) Перьями сокол, да умом тетерев.
4) Ворона соколом не бывает.

11. Какое слово не является общеупотребительным?
1) тубус 2) земля 3) говорить 4) птица
12. Какое слово является историзмом?
1) рыбарь 2) глас 3) треуголка 4) очи
13. Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) берёзовый 2) неприятный 3) безвольный 4) согласие
14. Какое слово образовано суффиксально- приставочным способом?
1) сотрудник 2) проходная 3) соучастие 4) юннат
15. Каким способом образовано слово вывод?
1) приставочным 2) суффиксальным 3) бессуффиксным 4) переход из одной части речи в другую
16. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами:
Петя работал очень медленно -
До города было недалеко -
Денег у купца много -
Маша сильно похудела -
17. В каком предложении союз «и» связывает однородные сказуемые? (Знаки препинания не расставлены).
1) С вечера подул сильный ветер и началась гроза.
2) Падает снег и деревья укрываются пушистым одеялом.
3) Вот прилетела большая сова и подала голос.
4) В домах горел свет и веселились люди.
18. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
1) С сосны упала шишка и покатилась по земле.
2) Вы знали о случившемся?
3) В тайге обитают ценные звери, соболь, песец, норка.
4) Я забросил удочку и увидел, что рыба клюёт.
19. Прочитай предложения. В какой последовательности их нужно расположить, чтобы получился текст?
А. Это вставал во весь рост отдохнувший лось.
Б. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.
В. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.
Г. Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск.

1) А, Б, В, Г 2) В, А, Г, Б 3) Г, Б, А, В 4) Б, Г, А, В
Прочитайте текст и выполните задания.
1) Вот простучал по сухому дереву дятел. 2) По всему лесу слышна дробь лесного барабанщика. 3) С шумом пролетит рябчик, поднимется из снежной пыли глухарь. 4) Стайка веселых клестов расселась на ветках ели. 5) Стоишь и любуешься, как ловко они вонзают свои клювики в шишки, выбирают из них семена.

20. Определите стиль речи
данного отрывка.
1) научный 2) художественный 3) публицистический 4) разговорный

21. Выпишите грамматическую основу (основы) из 3-го предложения.
_____________________________________________________________

22. Укажите, в каком предложении встретилось слово с чередующейся гласной корня? Запишите номер предложения и это слово.

Лось

Лось - самый могучий зверь из семейства оленей. Живет он в смешанных лесах вблизи рек, озер и болот. У него большие лопатообразные рога, горбатый, отвислый нос, очень чуткие уши и короткий хвост. Несмотря на кажущуюся неуклюжесть, лось силен, быстр, подвижен.

Длинные крепкие ноги помогают ему преодолевать лесные завалы и буреломы. К водопою он идет осторожно, то и дело прислушиваясь к звукам и шорохам. При ходьбе его широкие копыта раздваиваются и не дают могучему зверю увязнуть и провалиться в топких болотах.

Лоси с удовольствием гложут осиновую кору, щиплют ивняк по берегам рек, осоку, мох. В мелких речных заводях он едят листву и корешки водных растений.

Великан-лось миролюбив, но если на него внезапно нападут волки, то он грозно фыркает, бьет их тяжелыми копытами и поддевает рогами.

Весной у лосихи родятся один или два длинноногих оранжевых лосенка. Пока мать кормит их молоком, беззащитные малыши следуют за ней по пятам. К осени лосята подрастут и будут жевать траву и искать грибы на опушке леса.

А. Барков

РУЧНЫЕ ЛОСИ

Несколько лет назад юным биологам Московского зоопарка был поручен уход за двумя лосями-сосунками, только что пойманными в лесах Кировской области. Лосят поили молоком из рожков, и дввочки-юннатки заботились о них не хуже опытных нянек.

Когда эти лоси подросли, юннаты стали приучать их к уздечке и упряжке. Приручить лосей оказалось делом нетрудным: они были удивительно податливы. Оказалось, что выросшие в зоопарке лоси очень спокойны и не боятся уличного шума больших городов. Только однажды запряжённые в санки лосята вдруг понесли, оборвали постромки и смяли своих растерявшихся, воспитательниц.

В другом случае лосей испугал... обыкновенный заяц беляк. Дело в том, что на воле заяц жалобно кричит только тогда, когда на него нападает враг, например, страшная рысь или другой хищный зверь. Весь животный мир воспринимает заячий крик как сигнал о надвигающейся опасности. Так случилось и в этот раз: кто-то из юных биологов поднял зайца за уши и задние ноги, чтобы пересадить в другую клетку; заяц закричал. Лоси услышали этот сигнал издали и понеслись подальше от «опасного» места. Что заставило молодых лосей остерегаться заячьего крика, которого они никогда не слыхали? Врождённый рефлекс, переданный по наследству. Вообще же лось чрезвычайно спокоен и очень скоро становится ручным.

В селе Афанасьеве Горьковской области колхозники как-то поймали молодого лося и предложили его Московскому зоопарку. В ожидании приёмщика, приезд которого задержался, колхозники отвели лосю стойло в конюшне и заботливо за ним ухаживали. Вскоре лось так свыкся с новым своим положением, что стал свободно разгуливать по сельским улицам, всегда возвращаясь в отведённое ему помещение. Попытка выгнать лося в лес не увенчалась успехом: через полчаса он вновь вернулся в селение и сам вошёл в своё стойло.

Другой приручённый лось жил на Оби, в районе Демьянки. Там на нём перевозили грузы, а иногда он, неся на спине груз, ходил с охотниками в лес, где и ночевал вместе с людьми у костров.

Такая лёгкость приручения лося представляет большой интерес. Лось - крупное скороспелое животное, обладающее к тому же огромной силой. Его мясо по вкусу и питательности не уступает коровьему. Кстати, корова приносит по одному телёнку, а лоси чаще всего приносят их по два.

Но приручённый лось был бы очень полезен не только как мясное животное, - его с успехом можно использовать и для перевозки грузов или обслуживания населения в таёжной полосе. В тайге мало травы, которая необходима лошадям, нет и ягеля, которым питаются олени, мало проезжих дорог. Зато там сколько угодно молодых древесных побегов, а они-то и составляют основную пищу лосей. Благодаря длинным ногам лось не завязает в трясине и легко одолевает глубокие снега, а бегает он быстрее рысистой лошади. Летом лось мало страдает от москитов, комаров и слепней, так как в его коже возникает весной масса потовых желёзок, пропадающих к зиме.

Насекомые дышат брюшком через поры, расположенные по бокам сегментов. Если эти дыхальца замазываются бурым жиро-потом, обильно смазывающим шерсть лося, то кровососы погибают от удушения.

П. Мантейфель

В лес по рога

В начале зимы лоси сбрасывают рога. Рога у них отпадают, как сухие сучки от дерева. Не нужны они больше лосям; бои осенние кончились, к чему теперь лишнюю тяжесть носить всю зиму. А к осени, к новым турнирам, новые рога вырастут, еще больше и крепче старых.

Там, где много в лесах лосей, можно весной ходить в лес по рога, как ходят в лес по грибы и по ягоды. Красивые и большие рога попадаются иногда. На стену повесить - залюбуются все.

Н. Сладков

Лось

Первыми его заметили дети.

Лось, лось на дороге! - закричали они и бросились к нему.

Лось шел из лесу в село. Увидев детей, бежавших навстречу, он остановился. Не испугался, не повернул назад и не убежал, а остался стоять, пока его не окружила шумная ватага.

Ой, он плачет! - всплеснула ладонями Даша, и ребята, увидев слезы в больших печальных глазах лося, притихли.

Да он ранен! - воскликнул Максим. - Вон у него какая щепа в лопатке!

От охотников, от волков ли, преследовавших его, спасался лось, неизвестно; только, убегая от гибели, он загнал себе под кожу на лопатке щепу величиной с ладонь. От боли лось плакал.

Он пришел за помощью, - сказал Костя. - Надо позвать ветеринарного фельдшера Иван Иваныча... Охраняйте его тут от собак, а я сбегаю за Иван Иванычем.

Костя побежал и вскоре вернулся с Иваном Ивановичем.

Тот осмотрел рану и покачал головой:

Ну и угораздило же тебя, беднягу!

Что - не помочь? - с тревогой смотрел на Ивана Ивановича Костя.

Можно попробовать, - ответил фельдшер. - Да стерпит ли сам лось-то... - Стерпит, стерпит! - закричали ребята. - Он затем и пришел к людям...

Иван Иванович положил на землю свой чемоданчик, открыл. Из желтой резиновой «груши» он прыснул на рану марганцовкой; потом, с опаской косясь на громадные рога, слегка дернул щепу. Лось стерпел боль; только вскинул голову. Щепа подалась, и Иван Иванович, дернув сильней, вынул ее совсем.

Лось стоял - и только по дрожи, пробегавшей по его телу, можно было догадаться, как трудно ему терпеть боль.

Иван Иванович еще раз прыснул на рану из резиновой спринцовки - для дезинфекции, чтоб рана не загноилась, - и сказал:

Ай да молодчина - стерпел боль нестерпимую!

Ай да умница! - похвалила лося Даша. - Догадался ведь прийти за помощью к людям...

У лося дрогнули большие губы, точно он хотел произнести что-то в ответ. Осторожно ступив, он шумно, облегченно вздохнул и, поворотив к опушке, медленно пошел в лес.

Дети долго шли за ним. Оглянувшись в последний раз, лось вошел в густой подлесок и скрылся из виду.

Л. Нечаев. «Ноев Ковчег»

Про кабана и лося

В последние годы кабанов стало больше в наших лесах. Поэтому увидеть их следы не так уж трудно. Тяжёлые коротконогие кабаны избегают мест с глубоким снегом. Если снег глубже 30—40 сантиметров, это для них уже плохо. Иногда можно наблюдать, как кабаны по таким трудным участкам пробираются гуськом. Впереди самый большой, самый сильный прокладывает дорогу, а за ним идут все остальные. Летом кабаны кормятся по ночам, а днём отлёживаются прямо на земле в густых зарослях. Зимой наоборот. Ночами греются в своих убежищах. Не на снегу лежат, а на специально натасканных ветках, сухих листьях, хвое, траве. Если очень холодно, залегают в эти «гнёзда» группами и плотнее друг к другу прижимаются. А кормятся днём. Едят веточки, из-под снега выкапывают жёлуди, орехи, зелёную травку. Если мышь попадётся, полёвка, насекомые какие-нибудь в лесной подстилке, всё съедают...

Мощный лосиный след трудно с чем-либо перепутать. Лось действительно лесной великан. Вес его обычно достигает 400 килограммов. Такому зверю нужно много еды. Летом добывать её несложно. А вот зимой... Медленно (особенно по глубокому снегу) бродят лоси среди кустарников и молодых деревьев, объедая их ветви. Если встретят поваленную осину, обгладывают кору. Весь этот корм малопитательный. Учёные подсчитали: за сутки лось может съесть больше 1700 веточек!

Время от времени лось отдыхает, закопавшись в рыхлый снег. А потом снова за еду. День ли, ночь ли — для лося неважно: он живет по собственному расписанию.

Плешаков

Хитрость

Наши домашние питомцы тоже частенько беззастенчиво обманывают нас. Один любитель собак был убежден, что они приобретают эту привычку, подражая нам, людям. Это представление ошибочно. Просто мы постоянно общаемся со своими питомцами и имеем возможность обнаружить обман. Подсмотреть, как обманывают друг друга дикие звери, удается редко. Вот какими притворщиками могут быть лоси.

Во время войны, когда охотники ушли на фронт, в некоторых северных областях европейской части нашей страны поголовье лосей значительно возросло. Вслед за этим увеличилась и численность волков, которые не ограничивались нападением на диких копытных и были не прочь совершать набеги на хлева. Пришлось организовать отстрел волков.

Одна из охотничьих бригад, вызванная в Вологодскую область, сразу же отправилась в луга на разведку. Вскоре охотники обнаружили следы небольшого лосиного стада, на которое напали волки. По следам на снегу охотники определили, что волков было пять: два матерых и три молодых зверя. Видимо, это была семья.

Сначала волки не очень спешили, но вскоре им удалось отбить от стада лосенка, и тогда они увеличили темп. Следы рассказали, как дальше разворачивались события. Через некоторое время на помощь малышу кинулся взрослый лось. Он бросился наперерез волкам, видимо, хотел преградить им путь, но вдруг сильно захромал и, пробежав несколько десятков метров, остановился на трех ногах у могучей сосны.

Волков соблазнила возможность получить больший запас мяса, и они, бросив лосенка, окружили взрослого. Снег вокруг сосны был весь истоптан, видно было, что сохатый, стоя задом к сосне, успешно отбивался и ранил, хотя и не очень сильно, одного из волков. По следам трудно было определить, сколько времени длилась схватка, но, видимо, долго. А потом лось внезапно прорвал кольцо окружения и большими прыжками понесся вдогонку за стадом, не обнаруживая и намека на хромоту. Совершенно очевидно, что это была тактическая хитрость.

Б. Сергеев, доктор биологических наук

Интернет-журнал «В мире животных» Николая Дроздова. Рубрика «Живая азбука» буква «Л»

ЛОСЬ

Рога лося очень тяжелые! Однажды я нашел в тайге лосиный рог с двадцатью отростками. До лагеря мне надо было возвращаться по лесу и болоту около тридцати километров. Подержал я этот рекордный рог в руках и положил на землю. Груза и так «под завязку», и дотащить такой рог до лагеря было невозможно. До сих пор вспоминаю этот красавец-рог!

Если рог в лесу лежит, вы думаете, что-то случилось с его хозяином? Не беспокойтесь - все в порядке! У лося, как и у других оленей, рога отрастают каждый год. Сначала они мягкие, а потом твердеют. Рога нужны самцам для турнирных боев во время гона - так у них называются лосиные свадьбы. Проходят эти турниры с августа по ноябрь. А в декабре громадные рога у лосей сами отваливаются! Представляете, какое облегчение!

Но ведь у лося есть враги - это медведи и волки. Зимой, когда лосям трудно бегать по глубокому снегу, волки стаями охотятся на них. А медведь-шатун, который не уснул на зиму, преследует лося в одиночку. Рога пригодились бы лосю для защиты? Нет. Оказывается, у лося главное оружие защиты - не рога, а передние ноги. Вы знаете, что лошадь брыкается задними ногами, и к ней лучше сзади не подходить. А вот к лосю лучше не подходить спереди - он бьет передней ногой как копьем. Копыта острые, волка насквозь прошибают, да и медведю не поздоровится.

Но если лось ручной, его не только погладить можно, но и верхом на нем прокатиться! Конечно, повидать ручного лося в тайге не просто, а вот мне повезло! Я был в далеком таежном заповеднике на реке Печоре. И там есть уникальная лосиная ферма. Когда у ручной лосихи родится лосенок, сотрудница заповедника начинает ухаживать за ним, кормит его из бутылочки. И лосенок считает ее своей матерью. Любит ее преданно, ни на шаг не отходит. И даже когда взрослым станет, спустя несколько лет встретив ее, сразу узнаёт свою «мать» - по голосу и по запаху. Зрение у лосей слабое, хотя глаза очень большие и красивые.

Так вот на этой ферме я не только гладил лосей, но и ездил на них верхом, а потом и на санях, запряженных лосем. Никакого сравнения с лошадью! Лось несет всадника через болото, бурелом и валежник - только смотри сам не свались, а уж лось принесет тебя куда нужно!

Лосенок

Лосенок, какой смешной! Губы толстые, ноги длинные и тонкие — кажется, что они вот-вот переломятся.

Но лосёнок уже бегает за лосихой. Пока лосиха-мама кормит его молоком, но скоро лосёнок научится жевать траву, осиновые листочки, грибы.

Г. Снегирев

Ушастик

Я взял свою удочку и пошёл к реке. Было раннее утро. Солнце ещё не нагрело старую корягу, откуда я всегда удил.

Река в этом месте была порожиста, неспокойна. Сильный поток грохотал и искрился водяной пылью. Торчащие из воды каменные глыбы покрывались белыми хлопьями пены.

Здесь, в шумном потоке, хорошо ловилась форель - красивая рыба с весёлыми красными пятнышками по бокам. Не успел я размотать леску, как вдруг сквозь шум реки послышался крик. Крик, полный отчаяния.

„Что это?" - вздрогнул я и глянул вверх по реке. Быстрое течение несло прямо на пороги что-то тёмное, живое.

И тут в потоке я разглядел два больших уха. И глаза, широко раскрытые; они словно просили: „Помогите, помогите!".

Это был ещё совсем маленький лосёнок . Не рассчитала, верно, лосиха силы детёныша, сама перешла реку, а лосёнка подхватило течением.

Лосёнка несло и крутило. Ушастая голова то выныривала, то снова скрывалась в бурлящей воде. Ещё немного, и лосёнок погибнет. Что было делать?

Но тут лосёнка подхватило волной и выкинуло на большой плоский камень. Камень стоял посередине реки, в брызги, разбивая набегавшую воду.

Лосёнок лежал на мокром камне, вытянув передние ножки, и не шевелился.

Держись, малыш! - крикнул я.

И скорей побежал к дяде Архипу. У него была крепкая лодка, и он хорошо знал всё опасные места на реке.

Скоро мы были на берегу.

Лосёнок потряхивал головой и пытался встать, но слабые ноги не держались на скользком камне. Лосёнок тревожно следил за нами.

Ловко правя лодкой, дядя Архип медленно приближался к камню, а я всё думал: хоть бы лосёнок не прыгнул от нас в воду.

Но лосёнок будто ждал нас. Когда лодка стукнулась бортом о камень, он весь подался вперед, и мы втащили его.

Дядя Архип грёб, а я гладил дрожащего лосёнка, успокаивал его. Он был неуклюжий, на высоких светлых ножках и очень забавный.

На берегу, заслышав далёкий зов лосихи-матери, лосёнок вздохнул глубоко и радостно фыркнул.

Дядя Архип ласково потрепал ухо лосёнка и легонько подтолкнул его:

Ну, беги, малыш! Ищи мать.

Лосёнок дёрнул маленьким хвостиком и неуверенно заковылял к лесу.

Где-то совсем рядом вновь затрубила лосиха. Улыбнулся дядя Архип доброй улыбкой и сказал:

Зовёт своего ушастика. Сынок ведь...

Н. Мендельсон

Встреча в ночи

Старый лесник налёг на вёсла. Невдалеке что-то тяжёлое грохнулось в воду и двинулось вперёд. В камыши испуганно, припадая на передние ноги, заходил лось. Не заметив опасности, великан обессилено упал в заросли и жалобно застонал.

Иван Максимович понял, что зверь был ранен. Огромная голова лося возвышалась над камышом. При лунном свете матовым серебром отливали его мощные, окладистые рога. Лось был немолодой. Ему в жизни пришлось выдержать не один бой, но сейчас он может попасть в руки браконьеров, которые притаились где-то на берегу. Охотник решил защитить зверя.

Медленно тянулась ночь. Изредка моросил дождь. Прислушиваясь к стону лося, человек сидел не шелохнувшись.

Когда занялась заря, охотника разбудил всплеск. Это вставал во весь рост, отдохнувший лось. Человек свистнул, и лось, откинув на спину гордую голову, помчался через камыши в лес.

По К. Абатурову

Неожиданное купание

Возвращаясь с охоты, я набрел на лесное озерцо и решил на берегу немного отдохнуть. Я уселся на стволе дерева. Тишина была необыкновенная.

Но вот из чащи за озером послышался треск. Из лесу выскочил лось и большими скачками понесся ко мне. Я поднялся с дерева и только тогда увидел, что на спине у него распластался какой-то пятнистый зверь. Лось со всего размаха прыгнул в воду и скрылся с головой. Когда он показался из воды, на спине уже не было зверя. Охотницей была крупная рысь. Она быстро приплыла к берегу и скрылась в лесу.

Лось переплыл озеро, вышел из воды, постоял, оглянулся назад и спокойно пошел в лес. Видно, он не раз спасался в озере от хищников!

Н. Никольский

На лесной дороге

Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины.

Выбежал из лесу лось.

Смело перебегает широкую наезженную дорогу.

Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.

Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.

Люди не трогают, не обижают лосей.

Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.

Никого не боятся лоси в лесу. Смело бродят по лесным полянам, переходят широкие просеки и наезженные дороги, нередко подходят близко к селениям и шумным городам.

И. Соколов-Микитов

Лоська. Первое знакомство

С самого утра все не ладилось. Скисло молоко, не привезли вовремя мяса. Голодный молодняк пищал на разные голоса, а тут еще принесли лосенка. До этого я выкармливала волчат, лисят, выдр и многих других зверей. Лосят же совсем не знала, что с ним теперь делать. И вот он стоит передо мной, такой маленький, желтенький, похожий на теленочка, с большими, как у осла, ушами, с вытянутой мордой и совсем-совсем незнакомый. Поместила я его в загон.

Загон был большой, удобный, с маленьким домиком, где лосенок мог укрыться от дождя. Первое мое с ним знакомство оказалось не из удачных. Как только я вошла, малыш насторожил большие четкие уши и отбежал. Напрасно я его звала, манила молоком - лосенок от меня бегал и никак не хотел подходить. Пришлось отложить знакомство до следующего раза.

На другой день, сильно проголодавшись за ночь, мой новый питомец оказался сговорчивей. Запах теплого молока из бутылки раздражал аппетит. Лосенок вертелся около меня, жалобно кричал, взять же соску сначала не решался. Тогда я пустилась на хитрость: села на корточки, вытянула руку с бутылкой и сидела тихонько, не шевелясь. Обычно это очень помогает. Человек становится как будто меньше, не так страшен, и зверь подходит смелей. Подошел и лосенок. Подошел осторожно, ступая на самые кончики копытцев, смешно вытягивая шею. Понюбхал соску, лизнул и вдруг, забрав почти все горлышко бутылки в рот, вкусно зачмокал. В молоке забулькали пузырьки. Я давно встала, а Лоська все пил и пил.

В следующую кормежку он подошел смелей, дал погладить свою мордашку, а к концу дня подбегал уже сам.

Друзья (стр.154)

Вообще Лоська привык ко мне очень скоро. Уже через несколько дней ходил за мной, как за матерью, и без меня скучал: бродил из угла в угол, протяжно кричал и все смотрел в ту сторону, откуда я обычно появлялась. Зрение у Лоськи было плохое. Если я надевала незнакомое ему платье, он долго приглядывался и принюхивался, прежде чем узнавал меня. Зато чутье и слух у него были хорошее. Стоило ему издалека услышать мой голос, как он бросился навстречу, ласкался. Ласкался Лоська очень трогательно: клал мне на плечо голову и нежно пощипывал губами щеку. В такие минуты я готова была сделать ему все, все на свете и любила его, как ни одно животное.

Не было дня, что бы я пришла своему любимцу без гостинцев. Делилась с ним завтраком и обедом. Чего он только не ел: конфеты, сахар, пирожки и бутерброды. Одним словом, все, что получал из моих рук.

Помню, один раз он заболел. С каждым днем ему становилось все хуже, а он ничего не хотел принимать. Лекарство закатывали в хлебном шарике, разбавляли молоком, но чутье у лося хорошее, и обмануть его не удалось. Тогда дать лекарство взялась я. Не прятала его, не старалась даже отбить запах - просто вылила его на хлеб и стала упрашивать Лоську, съесть. Долго не соглашался Лоська. Нюхал, фыркал, отворачивался. Несколько раз брал в рот, выбрасывал. И все-таки съел. А из чужих рук не брал даже корм. Возможно, потому что я готовила ему всегда сама. Выбирала еду по его лосиному вкусу. Его вкус взял не всякий. Маленьким он очень любил морковку, сухари. Когда же подрос, он стал, есть овес, отруби, хлеб. Сена не ел совсем. Ел сушеные ветки осины или дуба. К концу зимы их обычно не хватало, но для Лоськи они всегда были в запасе.

В. Чаплина. Четвероногие друзья. Симферополь, 1964

Лосенко Сашка

Сашка сначала был маленьким, легким и рыжим. Таким легким, что его свободно поднимал восьмилетний Игорь. Худенькое ребристое Сашкино туловище еле держалось на тонких и прямых, как палки, ногах.

Когда Сашка вслед за ребятами вошел первый раз во двор дома, где жили Юрка и Вовка Егоровы, ему был, оказал далеко не радушный прием: собака Джек ощетинилась, залаяла зло и неистово и все пыталась сорваться с цепи. Куры закудахтали, замахали крыльями, давая тем самым понять, что или они уйдут со двора, или пусть убирается непрошеный гость. Даже добродушная с виду хавронья захрюкала как-то недовольно.

Бабушка Мария Васильевна, услышав переполох во дворе, поспешила выйти на крыльцо. Увидев внучат своих, на руках у которых было какое-то маленькое животное, бабушка замахала руками:

Опять какую-нибудь собаку подобрали на дороге?! Отнесите сейчас же, где была!

Да это ж не собака, бабушка! - закричали наперебой Юрка и Вовка. - Это лосенок. Он у озера в кустах лежал. Подошли к нему, погладили, а он за нами и пополз. Одна нога у него повреждена, мы ему имя придумали - Сашка.

На шум вышел отец — Иван Алексеевич Егоров, здешний председатель колхоза.

Лосенок? Как же он от лосихи отстал? А может, она на время отошла от теленка. Вот счастье, что вас не увидела.

Мы, папка, от него побежали, а он за нами ползет. До железнодорожной насыпи полз, а там ему трудно стало. Мы на руки его и взяли.

Сашку оставили во дворе. Бабушка Мария Васильевна поворчала, но пошла все-таки и купила соску, сварила манную кашу, Иван Алексеевич отправился договариваться с охотниками о том, как «прописать» лосенка на время.

Юрка. Вовка и братишка их - Игорек стали мастерить для Сашки жилье на террасе.

Но ночью лосенок с террасы сбежал и улегся спать на открытом возвышенном месте двора. Джек ворчал и громыхал цепью, а гость чутко водил длинными ушами.

У Сашки был хороший аппетит. Вскоре он только за завтраком, кроме веток осины, стал, есть кашу или похлебку. Завтракая или обедая, он не жадничал. Около него вертелись куры и, забыв о первом своем недовольстве, растаскивали кашу и хлеб. К осине они были равнодушны. Свинья хавронья в такие минуты тоже подлизывалась к лосенку, нежно похрюкивая и покручивая хвостиком. Сашка делился обедом и с ней. Даже Джек со временем привык к новому жильцу, и хотя особых признаков дружбы не выказывал, но уже не ершился и не рычал, как прежде.

Но искренне и бескорыстно дружили с Сашкой ребята, особенно Игорь. Когда взрослые уходили на работу, во дворе Егоровых становилось шумно. За веселый, любопытный нрав теленка любили и взрослые.

Сашка очень быстро рос. А быстрее всего росли у него ноги. К концу лета Игорь, уже не сгибаясь, мог пройти у него под брюхом. Лосенок похорошел. Нога у него зажила, рыжая шерсть вылезла, вместо нее появилась блестящая темноватая, на шее обозначился загривок.

Однажды Сашка перемахнул через полутораметровую изгородь и очутился на улице. Неизвестно, что бы он сделал дальше, если б не испугался проходящей машины и не вернулся снова во двор.

В другой раз бычок забрался в огород, открыв мордой крючок на дверке. Поел ягоды на шиповнике, обглодал деревья и съел семенные огурцы.

Бабушка заохала. А Иван Алексеевич в этот день долго говорил с охотоведом по телефону:

Пора в заповедник, на лосиную ферму. Там он не пропадет. Пристанет к стаду.

Грузовая машина забрала Сашку солнечным утром и повезла в лес. Лосенок стоял в кузове спокойно, как будто чувствуя, что его везут в родную стихию. Бабушка Мария Васильевна и Игорь печально смотрели вслед. Вовка поехал провожать найденыша вместе с егерями. Юрки не было: уехал учиться в город.

На лесной поляне Сашку осторожно по сходням свели с машины. Вовка в последний раз кормил его хлебом. Лосенку прикрепили к уху алюминиевое кольцо с номером, на шею повесили колокольчик и хлопнули по спине. Сашка окинул грустным взглядом Вовку, егерей и пошел быстрыми шагами в лес, хватая на пути листья с кустов орешника.