Характеристика героев по произведению Джека Лондона «Мартин Иден. Джек Лондон

Мартин Иден

МАРТИН ИДЕН (англ. Martin Eden) - герой романа Джека Лондона «Мартин Идеи» (1909), простой матрос и рабочий, который становится известным писателем. Его жизненный путь сходен с тем, что прошел и сам Джек Лондон. Роман, соединивший романтическую и реалистическую традиции, посвящен борениям духа личности незаурядной, высокоодаренной, дерзновенной. Это герой, силой своей натуры словно предназначенный противостоять вызову жизни. Подобно Дж.Лондону, М.И. вырос в бедности, среди людей, находящихся в самом низу общественной лестницы. Подобно же своему создателю, в котором с ранней молодости пробудилось страстное желание пробиться «наверх», к материальным и духовным благам общества, М.И. испытывает неудовлетворенность своим положением, хочет избежать жалкой участи людей, в среде которых он живет, и ставит перед собой задачу изменить предначертанную ему происхождением судьбу. Он отказывается безропотно принять свою бедность, незначительность, отсутствие надежд на будущее. К кардинальному решению о перемене своей участи подвигла М.И. любовь. Он, неотесанный матрос, стремится завоевать любовь девушки из общества. Благодаря случайному стечению обстоятельств, познакомившись с семейством банкира Морза, М.И. влюбляется в его дочь Руфь. Она для М.И.- олицетворение чистоты и одухотворенности, всего того, к чему его неодолимо и властно влечет пробуждающийся в нем художник. Предпринимая свое «восхождение», М.И. движим высокими помыслами. Его стремление завоевать себе место наверху стимулируется не столько материальными интересами и честолюбивыми помыслами, сколько потребностью в знании, культуре, мечтой о красоте отношений между людьми. Обратившись к чтению и самообразованию, приобщаясь к сфере культурных ценностей, М.И. поначалу беспрестанно сравнивает два мира. Если тот, который дан ему от рождения, видится теперь засасывающей трясиной, то новый, едва приоткрывшийся перед ним, манит, как светлая солнечная даль. Дж. Лондон, которого всегда притягивали мужественные натуры, наделяет М.И. недюжинной силой и несокрушимой волей. Вдохновленный любовью, М.И. с энтузиазмом устремляется на завоевание нового мира. Осознание своего художественного предназначения и утверждение его в буржуазном мире, где мерилом достижений служит деятельность финансиста, требует от М.И. огромной выдержки и стойкости. В стране, где возник и столь распространен культ «self-made man», желание М.И. выдвинуться, занять более высокое социальное положение не могло не рассматриваться как естественное и похвальное. Но его стремление к писательству видится окружению Руфи едва ли не сумасбродством. Отнюдь не одобряет его и сама Руфь, которая только заставляет себя смириться с его писательской «лихорадкой», думая, что со временем она неизбежно пройдет и тогда Мартин образумится. М.И. пишет рассказы, повести, стихи, рассылая их в различные редакции и издательства. Но рукописи неизменно возвращаются. Ему действительно требуется большая выдержка, чтобы, не потеряв веры в себя, продолжать писать. Упорствуя в этом стремлении, М.И. обрекает себя на отчаянную нужду, терпит лишения. Нередко, потратив последние деньги на марки, чтобы в очередной раз отправить свои сочинения, он остается голодным. В надежде разобраться, почему написанное им отвергается, М.И. часами просиживает в читальном зале, придирчиво сравнивая напечатанное в журналах со своими рассказами. В глазах М.И. журнальное сочинительство - мелочно, ограниченно и без сомнения ориентировано на добропорядочных господ, кровь которых не волнуют мятежные чувства. Все эти писания бесконечно далеки от той действительной жизни, из самой гущи которой он вышел, все они - безжизненны, фальшивы и пресны. Для прямой, честной натуры М.И. сделки с совестью невозможны. Лондон раскрывает через образ М.И. свое понимание миссии писателя. Его герой отказывается следовать расхожим литературным образцам. Он так же, как и сам Лондон, отказывается встать «в ряды умных посредственностей» и потворствовать «бесхарактерным, ожиревшим, трусливым буржуазным инстинктам». Натура незаурядная и дерзновенная, М.И. стремится наиболее полно выразить свою творческую индивидуальность. Он жаждет отыскать в духовной сфере наилучшим образом отвечающую своей натуре стезю и находит ее в философских воззрениях Ницше. При тех исключительных интеллектуальных и физических данных, которыми наделен М.И., трудно было не поддаться искушению вообразить себя «сверхчеловеком». Однако в еще большей степени на «исповедание» ницшеанства М.И. подвигло то, что он воспринял в учении немецкого философа глубоко созвучный ему антибуржуазный пафос. «Ницше был прав Мир принадлежит сильным, которые так же благородны, как и могучи, и которые не барахтаются всю жизнь в болоте купли и продажи», - заявляет он. Торгашеский дух, который М.И., приобщившись к жизни «столпов общества», распознал за внешним лоском и утонченностью, был ему отвратителен. М.И. столкнулся с мелочностью, скудостью духовных интересов. Этому обществу принадлежит и Руфь при всей ее изысканности. Она существует в мире светских условностей и не способна осознать этого. Даже если бы разрыва с Руфью не было, то все равно наступило бы глубокое и острое разочарование М.И. в мире, к которому она всецело принадлежит. К тому моменту, когда - внезапно и ошеломительно - к М.И. пришел писательский успех, от прежних иллюзий не осталось и следа. С горечью герою пришлось осознать подлинное место искусства в этом мире, где оно, в сущности, как и всякий товар,- предмет купли и продажи. Что же касается его успеха, то М.И. понимает: он - не столько следствие его таланта и огромного труда, вложенного в произведения, сколько, как ни обидно это признать,- игра случая. А сам он - «просто баловень судьбы, выскочка, который вторгся на Парнас, воспользовавшись благодушным настроением богов». Успех пришел, когда герой уже, казалось, перешел те пределы, за которыми не извериться в себе невозможно. Успех принес деньги. Но они не могут составить смысл его жизни. Не ради богатства М.И. предпринял свое «восхождение». Он так и не обрел мира высоких помыслов и благородных поступков, того «нового рая», который грезился ему в возвышенных мечтаниях. Вернуться же к себе прежнему, влиться вновь в ту среду, из которой он вышел, также теперь невозможно. Вполне справедливо и в отношении М.И. утверждение Томаса Вулфа, вынесенное в название его романа «Домой возврата нет». Не дано обратить вспять течение времени. Это позднее докажет трагическим исходом своей судьбы еще один американский мечтатель, Джей Гэтсби. Отчужденный от мира простых людей, презирающий мир «высших классов», М.И., попытавшись было найти спасение в заповедном уединении островов южных морей, обрывает свою жизнь, которая стала для него неизбывно, безысходно мучительной. Это тем трагичнее, что гибнет творец, а именно таким явлен в романе М.И., и пройденная им школа труда, познания и творчества описана Дж. Лондоном впечатляюще и убедительно. Это тем трагичнее и потому, что гибнет тот, кому удалось в одиночку одержать победу, завоевать успех. Однако победа этого «одинокого завоевателя» обернулась его поражением, выявив бесперспективность индивидуалистического пути. Ирвинг Стоун, автор художественной биографии Джека Лондона «Моряк в седле» (1938), говорил, что вдохновил его на писательскую деятельность «Мартин Идеи». «Почти во всех странах,- признается он,- я встречал авторов, которые уверяли, что своим побудительным импульсом и твердой решимостью стать писателями они обязаны чтению «Мартина Идена» и других захватывающих романов Джека Лондона». В 1918 году по мотивам романа «Мартин Идеи» В.В. Маяковский написал сценарий «Не для денег родившийся» и сыграл в фильме главную роль.


При тех исключительных интеллектуальных и физических данных, которыми наделен М.И., трудно было не поддаться искушению вообразить себя «сверхчеловеком». Однако в еще большей степени на «исповедание» ницшеанства М.И. подвигло то, что он воспринял в учении немецкого философа глубоко созвучный ему антибуржуазный пафос.

Ницше был прав < ...> Мир принадлежит сильным, которые так же благородны, как и могучи, и которые не барахтаются всю жизнь в болоте купли и продажи.

Торгашеский дух, который М.И., приобщившись к жизни «столпов общества», распознал за внешним лоском и утонченностью, был ему отвратителен. М.И. столкнулся с мелочностью, скудостью духовных интересов. Этому обществу принадлежит и Руфь при всей ее изысканности. Она существует в мире светских условностей и не способна осознать этого. Даже если бы разрыва с Руфью не было, то все равно наступило бы глубокое и острое разочарование М.И. в мире, к которому она всецело принадлежит. К тому моменту, когда - внезапно и ошеломительно - к М.И. пришел писательский успех, от прежних иллюзий не осталось и следа. С горечью герою пришлось осознать подлинное место искусства в этом мире, где оно, в сущности, как и всякий товар,-- предмет купли и продажи.

Что же касается его успеха, то М.И. понимает: он - не столько следствие его таланта и огромного труда, вложенного в произведения, сколько, как ни обидно это признать,- игра случая. А сам он - «просто баловень судьбы, выскочка, который вторгся на Парнас, воспользовавшись благодушным настроением богов». Успех пришел, когда герой уже, казалось, перешел те пределы, за которыми не извериться в себе невозможно. Успех принес деньги. Но они не могут составить смысл его жизни.

Не ради богатства М.И. предпринял свое «восхождение». Он так и не обрел мира высоких помыслов и благородных поступков, того «нового рая», который грезился ему в возвышенных мечтаниях. Вернуться же к себе прежнему, влиться вновь в ту среду, из которой он вышел, также теперь невозможно.

Отчужденный от мира простых людей, презирающий мир «высших классов», М.И., попытавшись было найти спасение в заповедном уединении островов южных морей, обрывает свою жизнь, которая стала для него неизбывно, безысходно мучительной. Это тем трагичнее, что гибнет творец, а именно таким явлен в романе М.И., и пройденная им школа труда, познания и творчества описана Дж. Лондоном впечатляюще и убедительно. Это тем трагичнее и потому, что гибнет тот, кому удалось в одиночку одержать победу, завоевать успех. Однако победа этого «одинокого завоевателя» обернулась его поражением, выявив бесперспективность индивидуалистического пути.

Жизнь стала для Мартина - как для больного слишком яркий свет, режущий усталые глаза. В каждую минуту бодрствования жизнь ослепительно сверкала вокруг, обдавала слепящим блеском. От этого было больно, нестерпимо больно. Впервые в жизни плыл Мартин первым классом. В плавании его место всегда было в кубрике, либо у штурвала, либо он грузил уголь в черном чреве угольного трюма. В те дни, взбираясь по железным трапам из удушливого жара корабельных недр, он часто мельком видел пассажиров- в белой прохладной одежде, под тентами, которые защищали их от солнца и ветра, они только и делали, что наслаждались жизнью, а подобострастные стюарды исполняли каждое их желание, каждую прихоть, и Мартину казалось, их жизнь- сущий рай. Ну что ж, вот он знаменитость на корабле, в центре внимания, сидит за столом по правую руку от капитана, и рад бы вернуться назад, в кубрик и в трюм, но тщетны поиски утерянного рая. Нового рая он не обрел, а теперь нет возврата и к старому.

2.5 Второстепенные персонажи

Руфь - девушка из состоятельной буржуазной семьи. Мартин, желая стать достойным Руфи, активно берется за самообразование. Руфь, видя в Мартине "дикаря", берет покровительство над его начинаниями.

Рассказывая о первой встречи Мартина и Руфи, Джек Лондон дает портрет героини через восторженное восприятие Мартина, и читатель видит его глазами.

А потом он обернулся и увидел девушку. И вихрь призрачных картин растаял. Он увидел бледное воздушное создание с облаком золотистых волос и одухотворенным взглядом огромных голубых глаз. Он не заметил, что на ней надето, знал только, что одежда была такая же поразительная, как она сама. Хрупкий золотистый цветок на тоненьком стебле. Нет, дух, божество, богиня - земля не могла породить такую возвышенную красоту. Или, выходит, книги не врут, и в высших сферах и впрямь много таких, как она. Ее вполне мог бы воспеть этот малый Свинберн. Видать, когда писал про ту деву, Изольду из книжки со стола, какая-нибудь такая и была у него на уме. Все это он увидел, почувствовал; подумал в одно мгновенье. А меж тем все шло своим чередом. Девушка протянула руку и, прямо глядя ему в глаза, просто, будто мужчина, обменялась с ним рукопожатием. Женщины, каких он до сих пор встречал, жмут руку по-другому. Да по правде сказать, мало кто из них здоровается за руку. Поток воспоминаний, картин - как он знакомился с женщинами - хлынул, грозя его захлестнуть. Но он отмахнулся от них и смотрел на девушку. Отродясь такой не видал. Ему знакомы совсем другие женщины! И тотчас подле Руфи, по обе стороны, выстроились женщины, которых он знал. Бесконечно долгое мгновенье стоял он посреди какой-то портретной галереи, где царила она, а вокруг расположилось множество женщин, и всех надо было окинуть беглым взглядом и оценить, и непреложной мерой была она.

Так рождается любовь и иллюзия Мартина, который мысленно противопоставляет её женщинам, которых он знал до сих пор, женщинам его круга, задавленным тяжелой работой, и тем, что царят в притонах и поджидают моряков в чужих гаванях. Руфь резко выделяется на фоне этих "исчадий ада", и воспоминания Мартина подтверждают верность его заключения.

Она дух, божество, богиня.

Это восторженное восприятие преображает любое движение «божества»: даже то, что Руфь при встрече обнялась и поцеловалась с матерью, служит неискушенному Мартину доказательством возвышенности её чувств. Сам наделенный красотой и силой чувств, Мартин преувеличивает достоинства девушки, которую полюбил. Чтобы «дорасти» до неё, он (предпринимает) прилагает титанические усилия.

Но реальная Руфь, не одухотворенная, а банальная частица своего общества, не в состоянии понять истинной глубины личности полюбившего её человека, не может даже представить себе его творческих возможностей. Высшим достижением для неё является деловая карьера.

Вы никак не можете продать те свои произведения, которые считаете удачными. Я считала и сейчас считаю, что вам всего лучше было бы научиться стенографии - писать на машинке вы умеете - и поступить в папину контору. У вас большие способности, и я уверена, что вы могли бы стать хорошим юристом.

Мартин не знал, что для Руфи "радость творчества" - пустые слова. Она, правда, часто употребляла их, и впервые Мартин услышал о радости творчества именно от неё. Она читала об этом, слышала в лекциях своих преподавателей. Но сама она была чужда всякой оригинальности мысли, всякого творческого порыва и могла лишь повторять то, что заучила с чужих слов. Тем большим потрясением для него было услышать.

В конце концов, ваше творчество было для вас игрушкой, вы достаточно долго забавлялись ею. Пора теперь отнестись серьезно к жизни, к нашей жизни, Мартин. До сих пор вы жили только для себя.

Тем страшнее было его разочарование, когда он понял, что Руфь не то идеальное существо, которое создало его воображение. Она была обычной буржуазной девушкой, с ограниченным кругозором, мелкими духовными интересами. Руфь не способна была стать выше предрассудков своей среды, она не понимала Мартина и не верила в его "сочинительство", потому что оно не приносило дохода. Отвернувшись от Мартина, когда он больше всего нуждался в её поддержке, она пришла искать с ним примирения, как только он стал знаменит и богат. Но Мартин не мог примириться с ней, его божество было повержено, иллюзия развеяна.

Вы чуть не погубили меня, - чуть не погубили моё творчество, моё будущее. Вы стремились запереть меня в тесную клетку. Вы хотели заставить меня преклоняться перед ложными ценностями, навязать мне условную, пошлую мораль. Вы хотели заставить меня бояться жизни, хотели вытравить из меня живую душу.

Это приводит к тому, что Мартин воспринимает Руфь как нечто бесплотное, божественное. Этим автор подчеркивает чистоту и силу его чувств. Мартин Иден видит в Руфь не только женщину, подругу, любовницу и жену, но и мать-покровительницу, духовную воспитательницу и утешительницу. Он с ужасом чувствует, каких человеческих радостей он не получил в детстве. Руфь должна была вдохновлять его на поэзию, литературное творчество. Разрыв Руфи с Мартином, изображенный в романе, перерастает рамки собственно личных отношений героев и становится отражением тех общественных отношений, которые господствуют в буржуазном мире. Ведь дело не просто в том, что Руфь оказывается послушной дочерью, не осмеливается пойти наперекор родителям и порывает всяческие отношения с Мартином. Проблема здесь гораздо глубже. Путы буржуазной морали узкого мирка Морзов оказываются сильнее возвышенного чувства любви - вот в чем общественное звучание разрыва Руфи с Мартином. Любовь в буржуазном мире возможна только в рамках буржуазной морали.

2.6 Эпизодические персонажи

Семья Морзов

Семья Морзов - буржуазная семья, Сына которой Артура, спасает Мартин Иден и попадает к ним в дом.

Здесь важно обратить внимание читателей еще на одно обстоятельство. В конце концов старшие Морзы должны были закрыть глаза на то, что Мартин служил простым моряком и уже только поэтому никак не пара дочери претендующих на интеллигентность добропорядочных буржуа. Главное в другом: Мартина невозможно никакими силами перекроить по образцу Морзов, невозможно заставить бросить свои“никому ненужные писания” и поступить на “нормальную службу”. Социальное происхождение Мартина, его близость к простым людям - вот что не могут переваривать Морзы.

Книги на полках в отцовском кабинете, картины на стенах, ноты на фортепьяно - все это показное, все мишура. К настоящей литературе, настоящей живописи, настоящей музыке Морзы и им подобные слепы и глухи. Но превыше всего этого сама жизнь, а от жизни они безнадежно далеки, понятия о ней не имеют. Они принадлежат к унитарианской церкви, носят маску терпимости, даже некоторого свободомыслия, и однако в своих естественнонаучных взглядах отстали на два поколения: они мыслят на уровне средневековья, а их понятия об основах бытия на земле и о вселенной поразили Мартина чисто метафизическим подходом, столь же молодым, как самый молодой народ на земле, и столь же древним, как пещерный человек, и еще древнее - подобное же мировосприятие в эпоху плейстоцена заставляло первого обезьяночеловека бояться темноты, а первого дикаря-иудея создать Еву из ребра Адама.

Рэсс Бриссенден

Теперь, когда журналы и издательства готовы были печатать все, что ни выходило из-под пера Мартина Идена, он вдруг потерял всякое желание писать. Его мысли были заняты одним - как понять все то, что произошло с ним, что вообще происходит в человеческой жизни.

На Мартина очень сильно повлияли два события - разрыв с Руфью и самоубийство Рэсса Бриссендена, с которым Мартин как-то познакомился у Морзов. Поначалу Бриссенден показался Мартину бледным и неинтересным. Но беседы с больным чахоткой поэтом вскоре убедили его в обратном: в тщедушном поэте “был огонь, необычайная проницательность и восприимчивость, какая-то особая свобода полета мысли... Его умственный взор проникал словно чудом в какие-то далекие,недоступные человеческому опыту области, о которых, казалось, нельзя было рассказать обыкновенным языком”.

Короче говоря, Бриссенден показался Мартину личностью бесцветной, пустой, не стоящей внимания. Час спустя он решил, что Бриссенден вдобавок невежа - шастает по комнатам, глазеет на картины, а то возьмет со стола или вытащит с полки книгу или журнал и уткнется в них. Под конец, забыв, что он в гостях, в чужом доме, никого не замечая, уселся в глубоком моррисовском кресле и углубился в вытащенный из кармана тоненький томик. Читал и рассеянно поглаживал, ерошил волосы. За весь вечер Мартин еще только раз взглянул на него- он шутил с несколькими молодыми женщинами и явно их очаровал.

Очень быстро у Мартина сложилось впечатление, что Бриссенден знает все на свете, что это второй настоящий интеллектуал, которого он встретил в своей жизни. Но он заметил в Бриссендене и то, чего лишен был профессор Колдуэл, - огонь, поразительную чуткость и прозорливость, неукротимое пламя гения. Живая речь его била ключом.

Молодые люди подружились, часто проводили время вместе, ходили в социалистический клуб. Мартин уговорил Бриссендена отослать в редакцию одного из журналов его поэму “Эфемерида”. Получив согласие журнала на публикацию поэмы, Мартин отправляется к Бриссендену, чтобы сообщить ему радостную весть. Но в гостинице, где жил поэт, ему сообщили, что он пять дней тому назад покончил с собой. Оглушенный этим известием, Мартин все же нашел в себе силы, чтобы снова писать дни и ночи напролет. Но писал он “словно в оцепенении, перестав воспринимать окружающий мир...”. Закончив повесть, названную им “Запоздалый”, он перестает писать.

Эпизодических персонажей в романе «Мартин Иден» не много, но те персонажи хорошо подчеркивают главного персонажа, появляется контраст на котором показано общество через эпизодических героев.

Мартин Иден живет в рабочем классе, поэтому сначала романа показана жизнь матросов, что помогает понять характер и жизненное положение главного героя. А потом же в противовес рабочим показан высший класс общества, что показало читателю само стремление Марка Идена, к чему он хотел стремиться и из-за чего начал свое духовное и культурное совершенствование.

2.7 Композиция романа и его художественные особенности

Джек Лондон сумел создать за свою недолгую, но удивительно яркую жизнь художественный мир, в полной мере отразивший своеобразие его самобытной личности, эволюцию идейно-эстетических взглядов, мир, позволяющий говорить о нем как о писателе, воплотившем на страницах своих произведений дух своего времени. О чем бы ни писал Лондон в своих произведениях, он так или иначе всегда стремился открыть для себя и читателей свою страну, понять причины явлений в современной жизни, их национальную специфику и значение в общечеловеческом контексте.

В центре созданной им художественной системы - Человек, чья жизнь обусловлена сложными общественными конфликтами, отразившими основные тенденции социально-политической и культурной жизни рубежа Х1Х-ХХ веков, а также представленная в плане межличностных отношений. Лондон уже в начале своего творческого пути приходит к выводу, что человек и цивилизация неразрывно связаны, их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, человек - это связующее звено между миром природы, частью которого он является, и миром цивилизации.

Нет, не по душе ему карьера мистера Батлера. В конце концов было в таком успехе что-то жалкое. Тридцать тысяч в год, конечно, хорошо, но больные кишки и неспособность радоваться простым человеческим радостям начисто обесценивают этот роскошный доход.

Центральной в его творчестве становится проблема «человек - природа - цивилизация», в осмыслении которой Дж. Лондон развивает открытые им в еще в начале творческого пути мотивы и темы, с другой - обнаруживает новые приоритеты, что позволяет, на наш взгляд, выявить особенности его художественного мира, обозначить роль писателя в литературном процессе США рубежа Х1Х-ХХ веков.

Впитав в себя традиции американской и западноевропейской (английской, прежде всего) литератур, обнаружив исключительный интерес к философским, культурологическим вопросам, Дж. Лондон, тем не менее, явил в своем творчестве собственную «философию жизни», которая во многом стала основой, базисом его художественного мира. Для него, как писателя, понятие «философия творчества» и «писательская философия жизни» - это естественное выражение эмоционального и одновременно аналитического творческого мировосприятия. Он вырабатывал свой стиль, ориентируясь на мастерство предшественников и современников, прежде всего Г. Мелвилла, Дж. Р. Киплинга, Дж. Конрада, Р.Л. Стивенсона; рассматривал литературный процесс как часть общественной жизни, полагая, что он напрямую зависит от уровня развития общества и тех законов, по которым развивается современная цивилизация.

То была очень обычная узость мышления - те, кто ею страдают, убеждены что их цвет кожи, их верования и политические взгляды - самые лучшие, самые правильные, а все прочие люди во всем мире обделены судьбой.

В качестве основополагающего принципа структурирования своего художественного мира писатель выдвигал требование отображения правды жизни, верности факту (но не фактографичность), представленному в свете авторского воображения; творческой фантазии, роль которой он высоко ценил, что обусловило в его творчестве синтез двух начал - документального и художественного, характерных для литературы США в целом (это ярко представлено в художественной публицистике писателя). Важным принципом изображения Лондон также полагает движение авторской мысли от частного к универсальному, в чем он видел залог художественной точности.

Эстетическая программа Дж. Лондона наглядно отражает сложный синтез реалистического, романтического и отчасти натуралистического начал, определяющих своеобразие его художественного мира, что, в свою очередь, напрямую соотносится с такими важными стилистическими критериями, как соединение публицистического и художественного компонентов, следование факту и обращение к фантазии, синтез аналитического, художественно-образного и медитативно-философского уровня повествования.

Художественный образ мира в его произведениях отражает сознание писателя-романтика, для которого важно выразить определенное чувство, и писателя-реалиста, стремящегося познать истинные причины происходящего («Северные рассказы», «Лунная долина», «Межзвездный скиталец» и др.).

Видеть высокий нравственный идеал, вырастающий из клоаки несправедливости; расти самому, и глазами, ещё залепленными грязью, ловить первые проблески красоты; видеть, как из слабости, порочности и скотской грубости рождается сила, и правда, и благородство духа.

В своем творчестве Дж. Лондон, не сформулировав определенного, собственного, понимания сути и характера цивилизации, тем не менее, сумел отразить общие тенденции развития цивилизации, характер путей формирования законов ее существования, представив человека как объект и субъект цивилизационного процесса («Железная пята», «Алая чума» и др.).

Читаешь его и словно выходишь из какого-то тесного закоулка на широкое лоно морей, забираешь грудью соленый воздух и чувствуешь, как крепчают мускулы, как властно зовет вечно невинная жизнь к работе и борьбе. (Леонид Андреев)

Джек Лондон писатель, который хорошо видел, глубоко чувствовал творческую силу воли и умел изображать волевых людей. (Максим Горький)

Земной поклон этому удивительному художнику за веру в человека, в то время когда, казалось, в человечестве испарилось и выдохлось, пропало навеки героическое начало. (Александр Куприн)

Джек Лондон обладал талантом видеть то, что в настоящий момент скрыто от большинства людей, и научным знанием, позволяющим заглядывать в будущее, он предвидел события, разворачивающиеся в нашу эпоху. (Анатоль Франс)

2.8 Читательское восприятие

История становления личности - тема всегда интересная и практически никого не оставляет равнодушным. Умело рассказанная, эта история может стать второй кожей читателя, привлекательной одежкой, примеряемой перед зеркалом. Взгляд на поступки и мысли героя, а вместе с ним и автора, сквозь призму собственных суждений - дело увлекательное и заманчивое, хоть и таит в себе немалые подвохи и трудности. Объективность легко меняется на субъективность, легко и непринужденно замыливаясь в свете симпатии или антипатии. После прочтения последней страницы романа "Мартин Иден" хочется снова и снова перечитывать, чтобы понять, чтобы опять ухнуть в глубину омута души такого человека, оказавшегося холоднючей полыньей.

Героя книги сложно назвать идеальным, да и не является он таковым, и, что немаловажно, не нуждается в такой оценке. Его жизнь - напряженная, сложная, неоднозначная, неоднородная - захватывает и не отпускает. Он, как случайно выросший среди толпящихся полевых трав и цветов подсолнух, вырвавшийся вверх, к солнцу, необычный и чужой среди окружающих, новых ему людей. Ему искренне сопереживаешь и жалеешь, что нет рядом учителей, помощников и соратников: кто-то не оказался рядом, а кого-то он, ослепший, оттолкнул и не принял. За него безумно обидно, что возвысившись надо многими, оказался под палящими и сжигающими лучами солнца, к которому так рвался. Упорство, сила, воля, твердость в достижении целей Мартина восхищают и зажигают внутри порывы к действиям, вот только завеса глубокого и беспросветного одиночества - этого удела всех талантливых людей - перекраивает светлые качества, превращая их в упертость, самонадеянность, высокомерие, слепоту и слабость.

Окружающие его люди, как полевые цветы вокруг ребенка солнца, не так ярки, не так высоки. Но Мартин своим бездействием так и не смог окружить себя или найти такое окружение, где он был бы "своим парнем". Вернее не так: где был своим - убежал, где можно было найти или увидеть - не искал и не видел. Утонув в своих идеях, упрямо толкая себя к ним, Мартин превратился в машину с бронированным панцирем, сгорая в лучах собственных идей и собственного "Я", а достигнув, доплыв до намеченного берега, понял, что остался (опять же, видя все вокруг, как свое отражение в зеркале) совершенно один, надо всем окружающим, совершенно непонятый никем, потерявший свою нить в жизни, покинутый даже мальчишкой в широкополой шляпе.

Талант писателя, думается мне, заключается в том, чтобы не заставить читателя посмотреть внутрь выдуманного героя, не вынудить думать мыслями персонажа, а в том, чтобы, сопереживая и соприкасаясь с идеей автора, заглянуть в себя, встряхнуть все застоявшееся и залежавшееся внутри себя.

3. Заключение

Мною был проанализирован роман Джека Лондона «Мартин Иден». Охарактеризованы основные герои - Мартин Иден, Руфь, Артур и другие.

Выделены следующие темы: тема любви, общества, образования, стремления, гуманности и тема самосовершенствования.

Роман было очень интересно читать, написан легко, доступно, но в то же время с очень глубоким смыслом. Автору очень хорошо удавалось заключить в какой-то мимолётной фразе, а то и в одном слове, целый мир. Читатель невольно становится участником событий, появляется стойкое впечатление, что он находится в нескольких шагах от героев, и наблюдает всё это вживую - настолько красочны и понятны образы, показанные автором.

Этот роман произвёл на меня неизгладимое впечатление, заставил меня над многим задуматься, пересмотреть свои взгляды на жизнь. Эта книга стала моей самой любимой книгой; книгой, которую можно читать бесконечное количество раз, и каждый раз она будет также непредсказуема, поучительна и интересна.

4. Библиография

1. История зарубежной литературы / Под. ред. Н. А Соловьевой. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Джек Лондон «Мартин Иден» / пер. Б. Лившица. - М. : Эксмо, 2009.

3. Хроника мировой культуры / гл. ред. С. В. Стаховский. - М. : Белый город, 2001.

Подобные документы

    Джек Лондон как талантливый художник и трагическая личность, краткий биографический очерк его жизни. Творчество Джека Лондона, этапы его пути к роману-исповеди "Мартин Иден" как к истории взлета и трагедии художника, главного конфликта его души.

    контрольная работа , добавлен 29.09.2011

    Изучение трагедии творческой личности в романе Дж. Лондона "Мартин Иден". Рассмотрение особенностей литературного стиля Ги де Мопассана в создании психологического портрета при помощи художественной детализации. Критический анализ новеллы "Папа Симона".

    контрольная работа , добавлен 07.04.2010

    Мировоззрение и эстетические взгляды писателя-ницшенианца Джека Лондона. Остросовременное содержание и тема искусства в романе "Мартин Иден". Образ главного персонажа и раскрытие бесконечно повторяющейся драмы. Трагедия художника в окружающем мире.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2011

    Рассмотрение проблемы взаимоотношений главного героя романа Джека Лондона "Мартин Иден" с представителями буржуазного общества. Убеждения и мировоззрение Д. Лондона. Особенности индивидуализма главного героя. Приемы и способы формирования образа.

    курсовая работа , добавлен 16.06.2012

    Особенности творчества У. Шекспира - английского поэта. Художественный анализ его трагедии "Гамлет, принц Датский". Идейная основа произведения, его композиция и художественные особенности. Характеристика главного героя. Второстепенные персонажи, их роль.

    реферат , добавлен 18.01.2014

    Биография, жизненный путь и творчество С. Моэма, философское мировоззрение, роль и место писателя в литературоведческом процессе Англии в конце ХІХ-начале ХХ веков. Идейно-художественный анализ и лингвистический аспект романа "Разукрашенный занавес".

    курсовая работа , добавлен 02.04.2009

    Изучение факторов, повлиявших на написание исторического романа "Унесенные ветром" американской писательницей Маргарет Митчелл. Характеристика героев романа. Прототипы и имена персонажей произведения. Исследование идейно-художественного содержания романа.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Изучение истории создания романа "Воскресенье", его места в творчестве Л.Н. Толстого. Характеристика художественной и идейно-тематической специфики романа в контексте философских течений эпохи. Анализ проблем, затронутых писателем в своем произведении.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2011

    Раскрытие психологизма романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Художественное своеобразие романа, мир героев, психологический облик Петербурга, "духовный путь" героев романа. Психическое состояние Раскольникова с момента зарождения теории.

    реферат , добавлен 18.07.2008

    Тема религии и церкви в романе. Раскрытие темы греха в образах главных героев (Мэгги, Фиона, Ральф), в их мыслях, отношениях и способностях чувствовать свою греховность, вину. Анализ образов второстепенных героев романа, раскрытие в них темы покаяния.

Я ведь только варвар, получающий первые впечатления от цивилизации
Джек Лондон, «Мартин Иден»

В 1908 году в журнале «Pacific monthly» появилась публикация романа Джека Лондона «Мартин Иден». В произведении описывается творческий путь молодого писателя, сумевшего благодаря упорному труду и необъятной творческой энергии достичь успеха в своем мастерстве, стать интеллектуалом, добиться всеобщего признания. Особенностью романа стало не только отражение пороков высшего общества, но и демонстрация наличия среди мнимой «интеллигенции» настоящих, незаурядных умов того времени.

Моряк, представитель рабочего класса. На протяжении романа мы наблюдаем эволюцию персонажа, его внутренний рост. От простого рабочего Мартин дорастает до известного писателя, но какой ценой? Его путь не назовешь простым и полным только лишь радостей. Это был тернистый путь, полный лишений и страданий, в результате которого герою открылись многие истины. В частности, он начинает осознавать, что девушка, которую он любил всем сердцем, на самом деле не верит в него и готова подчиниться своим родителям, убедив себя в том, что Идену никогда не достичь успеха в писательском мастерстве.

Этот герой смел, открыт для обучения, полон сил и энергии, его можно назвать целеустремленным и уверенным в себе. Он вынослив, способен спать лишь по 6 часов в сутки, все остальное время посвящая работе. Держит слово, помогает нуждающимся. Не боится высказывать собственное суждение. Может постоять за себя и тех, кто ему дорог.

Любовь к Руфь многое переменила в герое, и именно благодаря ей он стал меняться как внутренне, так и внешне. Многие положительные черты прежнего Мартина Идена — моряка остались при нем (как, например, доброта, открытость, готовность прийти на помощь беззащитному и проч.) и к ним еще добавились аккуратность, изысканность манер, отказ от вредных привычек; речь персонажа стала более отточенной и логичной. Этот образ не может не вызвать нашего восхищения. Однако есть и обратная сторона медали. Мартин Иден, по утверждению самого Джека Лондона, – индивидуалист (индивидуализм в «Словаре русского языка» С.И.Ожегова под редакцией Н.Ю.Шведовой – «1. нравственный принцип, ставящий интересы отдельной личности выше интересов общества; 2.стремление к выражению своей личности, своей индивидуальности, к противопоставлению себя другим»). Такая позиция, в конечном счете, приводит героя к гибели. Поскольку он верил только в себя и единственной поддержкой в его судьбе были лишь любовь к Руфи Морз и дружба с Рассом Бриссенденом, то разлад с возлюбленной и смерть друга (Бриссенден окончил жизнь самоубийством) окончательно подорвали жизненные силы Мартина и привели его к гибели.

Он не всегда находил поддержку среди народа, хотя простые работяги любили его просто за то, что он существует, и его бывшие товарищи каждый раз радовались его возвращению. Конечно, не обходилось и без стычек. Однако среди людей, с которыми Мартин вырос, ему всегда было намного спокойнее, чем с представителями интеллигенции. Впрочем, большинство старых товарищей понятия не имели о том, что юноша пишет. И он сам не стремился рассказывать об этом всем. Работы Идена видели преимущественно издатели журналов и газет, Руфь и Бриссенден, а также кое-что слышали о них сестры Мартина и их мужья (на самом деле, из них всех только Гертруда с пониманием отнеслась к творчеству брата).

В целом, нельзя сказать, чтобы народ представлял для Мартина некую особую ценность. Это произошло, вероятно, по той причине, что Иден разочаровался в обществе в целом. Его устройство оказалось совершенно неправильным: несправедливым, полным лести и ханжества, лишений и напускной важности. А за масками образованных интеллигентов обнаружились самые обыкновенные, не способные высказать собственное мнение, лицемеры. Им могут дать фору философы, люди «из настоящего теста», к которым Идена в свое время привел Расс Бриссенден. Таким образом, участь Мартина оказалась весьма трагична, поскольку в его жизни произошел слом стереотипов, с которым он не смог совладать.

Главные герои

  1. Руфь Морз — возлюбленная Мартина, бакалавр искусств, по сути своей является лишь мещанкой, неспособной принять жизнь такой, какая она есть. Ее можно смело назвать мнимой представительницей рефлексирующей интеллигенции. Руфь копается в себе, пытаясь определить, что же она чувствует по отношению к жениху. Поначалу физическая сила юноши, его облик влекут героиню, но, тем не менее, она не способна вполне адекватно оценить свое чувство. Это была лишь страсть, не более. Ведь если бы Руфь по-настоящему любила Мартина, она бы не оставила надежду на то, что рано или поздно он добьется успеха и сделает писательство своей профессией. От любви до ненависти, как известно, один шаг, и то же самое происходит с героиней. Ей неприятна мысль о том, что ее «возлюбленный» не желает найти себе постоянную работу, отказываясь от места, предложенного Мартину отцом девушки (ее собственная мечта – чтобы Мартин стал адвокатом). Однако Руфь нельзя назвать отрицательным персонажем – в ней много доброго, светлого, искреннего. В самом начале романа героиня помогает Мартину, корректирует ошибки в его речи, дает книги для прочтения. Ей не чуждо сочувствие — она искренне жалеет Лиззи Конноли, когда они с Мартином случайно встречают ее на улице, или когда Мартин заболел гриппом – она приезжает его проведать. Однако поразителен тот факт, что, даже видя, в каком он состоянии – он был очень слаб и бледен – Руфь заставила его пообещать ей, что он откажется от курения и побреется. Неужели нельзя было вместо этого вызвать врача, или хотя бы прислать ему, столь обессиленному, еды! К концу романа героиня, впрочем, довольно сильно меняется. Она поступает достаточно смело, придя к Мартину и заявив о своем намерении отказаться от принципов буржуазии. Образ Руфи очень неоднозначный, хотя мы не можем судить ее — во многом виновато окружение девушки; если бы она выросла в рабочей семье, как Лиззи Конноли, возможно, она была бы совсем другой, и не меняла бы своих убеждений слишком быстро (девушка поддалась влиянию родителей и расторгла помолвку, но после того, как жених прославился, вернулась к нему).
  2. Лиззи Конноли — девушка из рабочих, по-настоящему полюбившая Мартина Идена. С ней герой мог бы стать по-настоящему счастлив! Однако из-за душевной «болезни» он не смог с ней остаться – в нем что-то перегорело, он перестал чувствовать вкус жизни, хотя, возможно, Лиззи и было дано это исправить. Она была готова даже умереть за Мартина — так сильно было ее чувство к нему. Героиня любила в нем человека, не смотрела на то, известен он или нет, есть ли у него постоянное место работы и стабильный заработок. Нет – она была выше всего этого, и хотела разделить все горести и радости вместе с любимым мужчиной – чего, к сожалению, так и не произошло. Образ простой, искренней и самоотверженной девушки с окраин противопоставлен типажу фальшивой, манерной и непостоянной Руфи. Автор видит идеал женщины в доброте и преданности, а не в умении производить впечатление. А по-настоящему добродетельные люди, по мнению Лондона, имеют весьма скромное происхождение, обязывающее их к труду, а не дарующее бесплодную праздность.
  3. Профессор Колдуэлл – преподаватель английской филологии, оказавший влияние на Мартина Идена. Это первый настоящий интеллектуал, которого Мартин повстречал у Морзов. Его доводы герой считает достаточно интересными и достойными внимания. «Знаешь, это такой блестящий ум, такой интеллектуал, первый раз я с таким разговаривал», — отмечает Мартин. Но профессор – исключение из всего окружения Морзов, только он один, по мнению Идена, способен был на великое свершение, но побоялся это сделать: «Понимаешь, мне показалось, он проник в самую суть жизни и отчаянно испугался того, что увидел, и сам перед собой притворяется, будто ничего этого не видел», — рассуждал юноша. По утверждению В.Н.Богословского, профессор Колдуэллл соглашается с главным героем в том, что в университете нельзя высказывать радикальные мысли, а также Мартин вынуждает Колдуэллла признаться, что преподаватели университета недостаточно следят за развитием современной науки и занимаются исключительно классикой. Также интересно отметить, что в Америке некогда жил и писатель с такой же фамилией, как и у профессора в романе «Мартин Иден» — Эрскин Колдуэлл, и В.Н.Богословский пишет, что этот автор в своих произведениях – так же, как и Лондон, Драйзер и Стейнбек – затрагивал тему бесчеловечного труда.
  4. Расс Бриссенден — лучший друг Мартина и, как следствие, единственный из всех, кто по-настоящему понимал героя. Бриссенден является социалистом, и хочет, чтобы Мартин присоединился к социалистическому движению, потому и знакомит героя с «людьми из настоящего теста», философами из народа. Как отмечает исследователь Филип Фонер, только Расс признает талант Идена, а также предсказывает юноше разочарование, когда вершина писательской карьеры будет достигнута, и уже не останется ничего из того, что привязывало бы его к жизни. Он же предрекает, что Мартину придется претерпеть много несчастий по вине женщин. Главный герой видит в товарище «второго настоящего интеллектуала» после профессора Колдуэлла. Сам по себе молодой социалист положительно отличался от профессора: «Но он заметил в Бриссендене и то, чего лишен был профессор Колдуэлл, — огонь, поразительную чуткость и прозорливость, неукротимое пламя гения. Живая речь его била ключом».
  5. Гертруда и Бернард Хиггинботем, Мэриан и Герман Шмидт — сестры Мартина и их мужья. Если говорить о сестрах, то Гертруда гораздо более благосклонна к Мартину, нежели Мэриан. Ранние рассказы брата пронимают Гертруду до слез. Миссис Хиггинботтем даже несколько раз приглашала Мартина Идена на обед и предлагала дать брату денег. Ее сердце доброе, она жалеет Мартина, хотя ей самой приходится несладко, поскольку она находится в рабской зависимости от своего эгоистичного и заносчивого мужа, Бернарда Хиггинботема. Последний недолюбливал также и главного героя, завышая последнему цену за жилье и коммунальные услуги, когда юноша еще жил у них. Мэриан же стыдится своего брата, поскольку он посвятил ей стихи, не понравившиеся ее жениху, а впоследствии и мужу, Герману. «Он говорит это неприлично, не…непристойно», — всхлипывает она. К слову, мистер Шмидт и в дальнейшем продолжал люто ненавидеть Мартина – до тех пор, пока он не стал известен (как и многие другие, впрочем). Как видим, даже среди родных людей герой практически не встречает сочувствия.
  6. Мария Сильва — женщина, у которой Мартин снимал жилье. Очень добрая героиня, ее дети не раз заступались за квартиранта, когда соседские мальчишки начинали обзывать его. Она прощала ему долги за жилье, иногда кормила, а как-то раз даже угостила вином. Герой помогает Марии и тем самым сполна расплачивается с ней – выкупает для нее молочную ферму, о чем Мария всегда мечтала.
  7. Джо — знакомый Идена. Вместе с ним Мартину пришлось пережить не самые приятные минуты совместного каторжного труда в прачечной, где героям приходилось с утра и до ночи стирать, гладить, крахмалить белье. Он поражает будущего писателя своей силой и быстротой работы. Джо – изобретатель; ему принадлежит идея о создании улучшенной модели стиральной доски, состоящей из «втулки от фургонного колеса и поршня, соединенных с пружиной над баком». В душе он бунтарь: когда в один из дней принесли лишний узел фасонного дамского белья, то Джо поначалу собирался пойти и высказать все, что он думает, своему начальнику, «жирному голландцу». Однако почти сразу же он «подчиняется судьбе» и продолжает усердно выполнять свое дело. Вместе с Мартином ушел с прачечной и отправился бродяжничать, а впоследствии снова повстречался с Иденом в Сан-Франциско. Тогда бывший напарник выкупил для Джо у одного француза хорошо оборудованную прачечную, чтобы его знакомый более ни в чем никогда не нуждался.
  8. Критика

    Анализом романа Джека Лондона «Мартин Иден» занимались такие ведущие специалисты, как А.А.Аникст («Очерк развития литературы в США»), И.И.Анисимов («Середина века»), М.Горький, А.П.Чехов («М.Горький о литературе»), В.Н. Богословский («Джек Лондон»), К.И.Чуковский («Лица и маски»), Ф.Юнг («Джек Лондон как поэт рабочего класса») и др. Особо среди них следует выделить исследователей Ф.Фонера и В.Н.Сушкову, которые с особой тщательностью подошли к исследованию произведения и высказали довольно интересные мысли по его содержанию.

    Известный американский историк и литературовед Филип Фонер посвятил творчеству Джека Лондона целую книгу – «Джек Лондон – американский бунтарь». Автор отмечает, что писатель неоднократно повторял следующее – «Мартин Иден» является самой неверно истолкованной из всех его книг. Как уже было сказано выше, герой — убежденный индивидуалист, по мнению самого его создателя (а не социалист, как казалось многим читателям и исследователям). Вот цитата Д. Лондона, приводимая Ф.Фонером в его книге: «Я писал «Мартина Идена» не как автобиографию, не как притчу о том, какой страшный конец уготован неверующему, но как разоблачение этого самого милейшего принципа индивидуалиста – подобно дикому зверю драться за свое место под солнцем, — в рядах поборников которого мистер Браун занимает не последнее место».Чарльз Браун – это священник, с которым у автора романа возникли разногласия по поводу трактовки произведения. Так, Ч.Браун во время проповеди в Окленде 16 января 1909 года заявил, что герой Лондона терпит поражение в жизни потому, что ему, как социалисту, «недоставало веры в бога».

    Филип Фонер утверждает, что упрекать критиков за непонимание идеи «Мартина Идена» трудно, поскольку даже сегодня читатель менее всего способен распознать на страницах данной книги намерение автора разгромить индивидуализм. В романе настоящих социалистов (призванных противопоставить свои идеи этому заблуждению) не так уж много: первый – Расс Бриссенден, присутствовавший на собрании в квартире у Крейса (профессора, выгнанного из университета), а второй – это оратор на воскресном вечере оклендского социалистического клуба. Д.Лондон не сообщает, что оратор в оклендском клубе символизирует своим видом эксплуатацию рабочего класса при капитализме, и он даже не раскрывает, что именно понравилось Мартину в этом человеке. По этой причине не так удивителен тот факт, что многие читатели из этой сцены вынесли представление о социалистах как об изрядных «чудаках».

    Также Ф.Фонер утверждает, что, хотя «Мартин Иден» многими рассматривается как наиболее зрелое произведение Лондона, и хотя данная книга прекрасно отобразила тернистый путь рабочего к образованию, писательскому ремеслу и успеху, все же во многих отношениях она — наименее удавшаяся работа из всех его произведений. Хотя бы по той простой причине, что время от времени исследователи обращаются к ней и пытаются доказать положения, которые являются прямо противоположными тем, которые стремился выразить сам автор.

    Исследователь Валентина Николаевна Сушкова в своем учебном пособии «Четыре классика американской литературы (Марк Твен, Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй) сравнивает образ Мартина Идена и самого автора – Джека Лондона. При этом критик отмечает, что не стоит уподоблять образ героя его создателю в полной мере. Это не дубликат писателя, так как сам автор изменился, потеряв свою наивность и целостность, которые, в свою очередь, присущи Мартину Идену.

    Сушкова утверждает, что Мартин Иден – это не только Джек Лондон в прошлом, но и Джек Лондон в будущем, и что, возможно, этим романом творец предрекает свою собственную трагическую участь.

    Проблематика

    В романе рассматриваются животрепещущие проблемы:

    1. любви – например, характерно описание зарождающейся в душе Руфи Морз любви к Мартину Идену – герой «пробудил в ней девичьи страхи, взволновал душу, заставил трепетать от незнакомых мыслей и чувств». В то же время и сам Мартин испытывает нечто похожее к Руфи: «Он не сводил с нее глаз и слушал ее, и дерзкие мысли рождались у него в голове». Это была взаимная страсть, желание быть рядом друг с другом. Но было ли это настоящее чувство? Мартин на подозрения Руфи о том, что матрос заводит себе в каждом порту по жене, отвечает, что только ее одну он по-настоящему полюбил, и полюбил впервые. Тем не менее, в процессе чтения выясняется, что герой полюбил не саму Руфь, а ее обожествленный, идеальный образ. Настоящей оказывается любовь Лиззи Конноли, но и ей не суждено стать основой семьи. Простая девушка из рабочей семьи готова отдать жизнь ради любимого, однако, к сожалению, Мартин не может сделать ее счастливой, поскольку он «болен», ему уже ничего не нужно от жизни.
    2. счастья – Герой спал всего по пять часов в сутки, работая при этом по девятнадцать часов, прикреплял к зеркалу списки новых слов и постепенно заучивал их; читал преуспевающих авторов и старался запомнить их приемы, чтобы самому в дальнейшем достичь успеха. Его воля к победе, достижению собственной цели не может не вызвать уважения. Однако образование не принесло ему счастья, также с его помощью он не принес счастья другим. Напротив, у моряка Мартина была душевная гармония, а вот у писателя Идена ее уже не стало. Поэтому весь его труд не принес блага даже ему самому, не то, что обществу.
    3. лицемерия – поначалу мы видим негативное отношение окружающих к Мартину и его работе. И затем мы замечаем, как резко меняется их мнение, когда он становится знаменитым и уважаемым писателем.
    4. денег и славы – Мартин Иден – индивидуалист, и он хочет начать зарабатывать своим ремеслом, прося у возлюбленной, Руфи, два года, за которые он успеет, по его мнению, достичь успеха. Эта амбициозность, равно как и желание прославиться, на самом деле понятны и достойны уважения. Юноша никогда не жаловался на судьбу, а просто шел к своей цели, пусть маленькими шажками, но шел, и, в конечном счете, добился того, чего хотел – получил признание, хороший заработок, любовь читателей, популярность в прессе. Только, к сожалению, такой успех уже не мог вызвать особой радости у Мартина – по причине глубокого разочарования героя в жизни.
    5. мелочности и подлости мирового устройства – можно вспомнить случай, когда Мартин отправился в редакцию «Трансконтинентального», чтобы получить свой заслуженный гонорар в пять долларов, и выбил его с большим трудом, поскольку работники редакционной коллегии делали вид, что у них совершенно нет наличных денег. Или тот факт, что издательства после приобретения Мартином всеобщей известности стали мигом печатать то, что прежде отвергали. В этом выражается не только лицемерие, но и подкупность печатных изданий – скорее всего, они стремились напечатать то, что ранее не желали, так как в обществе работы Идена вызвали настоящий фурор.
    6. ложных стереотипов – например, вот какое открытие сделал для себя Мартин, узнав семейство Морзов получше: «К настоящей литературе, настоящей живописи, настоящей музыке Морзы и им подобные слепы и глухи».
    7. смысла жизни – Поначалу смысл жизни Мартина заключался в Руфи, в его творчестве, в его друзьях и родных. Постепенно, достигнув вершин мастерства в писательском деле, герой начинает разочаровываться в них, он заболевает «душевно» и более не может быть спокоен. Он не устает повторять, что его работа «была уже сделана», его великие произведения – написаны прежде, чем получили признание и публикацию. Не сумев примириться с обществом, слишком жестоким, продажным и мелочным, мужчина не видит иного выхода, как покончить жизнь самоубийством. Ницшеанство и индивизуализм привели героя в тупик и не дали ему стимула жить дальше.

    Смысл книги

    Основной идеей романа является утверждение простой, но необходимой истины: только через упорный труд человек может достичь чего бы то ни было. Но при этом нельзя быть ярым индивидуалистом, не имея опоры и поддержки в лице народа, либо единомышленников и близких людей, иначе судьба может сложиться трагически, как это и произошло с Мартином. Герой не думал о благе общества, он хотел изменить к лучшему лишь себя. В этом писатель усматривал эгоизм и малодушие, которые, укоренившись в лидерах мнений, разрушат социум, отделив людей друг от друга. Потому Лондон и счел необходимым развенчать эту модную на тот момент точку зрения.

    Индивидуалист, видя проблемы окружающего мира, игнорирует их, не пытается исправить ситуацию, концентрируясь только на личностном росте. Но если так поступят все передовые мыслители, художники, общественные деятели, то новой религией умов и сердец станет равнодушие, а тысячи менее сознательных, менее сильных людей станут его безвольными жертвами. Этому исходу писатель противопоставляет мораль социализма, которая предусматривает свободу, равенство и братство для всех граждан.

    Что такое синдром Мартина Идена?

    Как отмечается в «Новом иллюстрированном энциклопедическом словаре» под редакцией В.И.Бородулина, А.П.Горкина, А.А.Гусева, Н.М.Ланда и др., роман Джека Лондона повествует о судьбе писателя из народа, пришедшего к трагическому разочарованию в современной цивилизации и ее интеллектуальной элите. В этом и состоит синдром Мартина Идена – когда человек стремится к какой-то цели, а по достижении ее начинает осознавать, что жить ему больше незачем, что все, что он когда-то любил и во что верил – ложь, миражи, что не стоят никакого внимания.

    Проблема Мартинов в том, что они неспособны понять – жизнь состоит из удач и неудач, в ней много как хорошего, так и плохого, и в случае успешного достижения какой бы то ни было цели у человека появляется стимул для того, чтобы развиваться дальше, достигать новых высот. Всегда есть то, ради чего стоит жить и бороться – хотя бы ради народа, как утверждал сам Джек Лондон. Мысль о том, что он может принести пользу людям и своему отечеству долгое время удерживала писателя от того, чтобы покончить жизнь самоубийством.

    Однако Мартин не таков. Высшая, глобальная цель – служение народу — не была для него источником силы и жизненной энергии. Его отрадой были личные страсти, но как бы дороги они ни были сердцу, их масштаб не сопоставим с судьбой нации или борьбой с социальными катаклизмами, а ведь именно эти вопросы должны занимать интеллигенцию, по мнению Лондона. Нравственный долг писателя – подняться над суетой, превозмочь собственные амбиции и служить искусству ради просвещения и воодушевления широких народных масс. Поскольку Мартин это так и не осознал, в его душе наступил кризис разочарования. Всю жизнь, весь талант он бросил к ногам мелочных любовных переживаний, им посвятил всего себя.

    Но не надуманная ли у него болезнь? Ведь, как мы выяснили, у героя все-таки оставались еще люди – такие, как Джо, Мария, Гертруда или Лиззи Конноли – ради которых стоило жить и бороться, и такому сильному и умному человеку, как Мартин Иден, это точно было под силу.

    Что общего у Мартина Идена и Страшилы?

    Мартин много учился, чтобы стать образованным человеком, и кому-то, возможно, покажется, что он поначалу был не таким уж умным, его кругозор был уже или что-то подобное. Возможно, в этом есть доля правды, но тут можно посмотреть и с другой стороны. Вспомним «Волшебника Изумрудного города» Александра Мелентьевича Волкова (либо «Волшебника страны Оз» Лаймена Фрэнка Баума), где Лев, Страшила и Дровосек уже изначально обладали теми качествами, которые якобы подарил им добрый Гудвин. Нет! На самом деле у Льва изначально есть смелость, у Страшилы – острый ум, у Дровосека – доброе сердце. Но им не хватало веры в себя. Гудвин подарил им ее. А Мартин приобрел ее сам, когда стал обучаться. А обучаться он стал, потому что влюбился. Ради любимых мы готовы пойти на многое, и Мартин не стал исключением.

    Выводы

    Произведение это очень яркое, насыщенное цитатами, с жизнеспособными образами, как рабочих, так и представителей интеллигенции. Многие из персонажей вызывают отклик в нашей душе, а текст читается на одном дыхании. Мы видим эволюцию души героя, который из простого моряка вырос до высокоинтеллектуального, красноречивого, начитанного человека. Этот путь был тернистым и полным преград – Мартин подолгу голодал, спал всего лишь по пять-шесть часов в сутки, работал не покладая рук, и безустанно рассылал рукописи по журналам и издательствам. Слава подкралась к молодому писателю несвоевременно, и когда предстала перед Иденом во всей своей красе, то у него уже не оставалось никаких сил и никакого энтузиазма, чтобы принять ее с восторгом. Что-то перегорело в его душе, он разочаровался в жизни; «Моя работа была уже сделана», — не перестает повторять он, тем самым подчеркивая, как мелочно и глупо общество, в котором ему поневоле приходилось вращаться. Роман заставляет нас задуматься о том, ради чего мы живем, и предупреждает, что жизнь часто бывает непредсказуемой. От безвестности до известности лежит не один шаг, это понятно, но порой то, как к человеку приходит слава, и какой ценой, заставляет многих ужаснуться и отшатнуться от исполнившейся мечты.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Мартин Иден» («Martin Eden») — роман Д. Лондона. Опубликован 1909 г. Автобиографический роман, в котором писатель попытался создать правдивую исповедь и как бы предсказать свое будущее через судьбу вымышленного персонажа. Поразительно, что во многом писатель предугадал собственный жизненный финал.

Мартин Иден — alter ego Лондона, повторяющий его путь и наделенный многими чертами его душевного склада. По своей структуре это типичный американский «роман успеха», в котором, впрочем, предвосхищается структура романа об «американской трагедии», получившая яркое воплощение в «Американской трагедии» Т. Драйзера. Выходец из социальных низов, охваченный жаждой успеха, Мартин Иден олицетворяет идеологию социал-дарвинизма Г. Спенсера — английского философа, оказавшего сильное влияние на взгляды и философию Лондона. В частности, писателю импонировала идея Спенсера о том, что человек развивается от низших форм жизни к состоянию социальной гармонии благодаря абсолютному индивидуализму. Последнее убеждение с неизбежностью привело Лондона (и его автобиографического героя) к ницшеанству, к вере в торжество интеллекта и воли сверхчеловека. Собственно весь путь Мартина Идена — это попытка достичь уровня ницшеанского «сверхчеловека» в рамках личной судьбы. Мартин Иден полон решимости выбиться «в люди» — добиться славы, богатства, любви. Случайно познакомившись с Руфью, дочерью банкира Морза, Мартин Иден ставит себе целью завоевать девушку, ибо Руфь и ее семья в глазах простого парня из низов является воплощением того манящего мира, к которому он стремится. Мечтая о писательском успехе, Мартин надеется, что обретя на литературном поприще славу и деньги, он тем самым получит и Руфь.

Однако его ждет жестокое разочарование: Руфь и ее близкие не понимают и не принимают идеализма Мартина и относятся к его мечте об успехе как к глупому сумасбродству. Но и Мартин, ближе знакомясь с миром Морзов, с ужасом обнаруживает духовную ущербность «высшего класса». Прототипом Руфи была подруга Джека Лондона по университету Мейбл Эпплгард, которую будущий писатель воспринимал как идеал культурности господствующего класса, идеал женщины. Финал его увлечения Мейбл оказался драматичным — он обнаружил в возлюбленной меркантилизм, нечестность, мелочность, ханжество. Аналогичное открытие ждет и Мартина Идена.

Герой романа делает и еще одно болезненное открытие: успех, к которому он стремился, оказывается не плодом упорного труда, не наградой за талант и труд, а лишь подарком случая, шуткой фортуны. И когда к нему пришла долгожданная слава, он уже не был рад ей, потому что в его душе произошел фатальный перелом.

Мартин Иден — герой-одиночка, который, по сути, явился отрицанием спенсеризма и ницшеанства, потому что, сумев возвыситься над своим социальным окружением, став хозяином своей судьбы, он потерпел моральное фиаско: его материальная победа не принесла ему душевного комфорта. Он убегает в южные моря в тщетной надежде обрести там успокоение. Но в итоге обретает лишь смерть в океане.

Как писал американский критик Р. Спиллер, «в поражении Мартина как в фокусе отразилась трагедия его эпохи» — коллизия оптимистических обещаний современной науки и реальности социального бытия, резко контрастировавшего с умозрительными философскими схемами и идеологическими мифами. В этом смысле «Мартин Иден» Лондона предвосхитил многие великие американские романы XX века, начиная с «Американской трагедии» и «Великого Гэтсби» Ф. Скотта Фицджералда.

Первая экранизация — в России «Не для денег родившийся» (1918 г.) по сценарию В.В. Маяковского (он же исполнил и главную роль). В американском фильме (1942 г.) режиссера С. Салкоу заглавную роль сыграл Г. Форд. В 1976 г. А.В. Эфрос поставил радиоспектакль «Мартин Иден» с В.С. Высоцким и О. Яковлевой в главных ролях.

Автор анализирует непревзойденное произведение Джека Лондона "Мартин Иден", опираясь на следующую схему: информация об авторе, заглавие, хронотоп, тема, идея, тематический словарь, структура повествования, главные герои, анализ вокабуляра. Материал может быть полезен студентам факультета иностранных языков, а также всем, кто интересуется литературой и английским языком.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Jack London 1876-1916 THE ANALYSIS OF THE NOVEL “Martin Eden” made by Darya kuzmina

Martin Eden The story under analysis is titled ‘Martin Eden’. The author of this literary work is Jack London , the novelist and short-story writer of the 20th century. Jack London was one of the most remarkable authors in the world in his lifetime. He was famous for his romantic tales of adventure mixed with elemental struggles for survival. London"s works, all hastily written, are of uneven quality. The best books are the Klondike tales, which also include "White Fang" (1906) and "Burning Daylight" (1910). His most enduring novel is probably the autobiographical "Martin Eden" (1909), but the exciting "Sea Wolf" (1904) continues to have great appeal for young readers.

S etting The setting reveals features of the characters. Description of domestic interiors is another aid which points out the social class and background. The scene is laid in the USA, as the author uses the American words: ‘ cavort’,’gang -plank’ and depicts actions in the city, called San Francisco. The story is set at the end of the 19 th - beginning of the 20 th century, because we observe the bourgeois class which was the ruling upper class of a capitalist society.

The subject The subject taken up in the story is Martin Eden’s struggles to rise above his destitute, proletarian circumstances through an intense and passionate pursuit of self-education, hoping to achieve a place among the literary elite. His principal motivation is his love for Ruth Morse. Because of the fact that Eden is a rough, uneducated sailor from a working-class background and the Morses are a bourgeois family, a union between them would be impossible until he reached their level of wealth and refinement. The following raw of thematic vocabulary helps us to gain a better understanding of the topic: copious, intercourse, abnegation, connotation, salutary and so on.

The message The novel belongs to the genre of KÜ NSTLERROMAN – in English means “artist’s novel” – such kind of novel tends to show the formation and development of an artist. The message of the story may be found in dreams, aims which can be true . Goals that get reached are those that are firm, well-defined, and to which the individual is truly and completely committed. The hero is a sailor and laborer whose endurance and intellectual curiosity lead him to educate himself so that he may share what he conceives to be the fine, high-thinking life of the wealthy bourgeoisie. He is inspired by Ruth Morse, a college-trained society girl, to him a symbol of what he considers are the values of her class. He becomes a writer, expressing the view of life to which his reading of Spencer has guided hi m. The novel teaches us to be determined, decisive and take the matter in our hands, to struggle for our purpose and never back down. To sum up, the moral reflected in the proverb: “Climb high, climb far, your goal the sky, your aim the stars”. The message is expressed implicitly, i.e. indirectly, and has a complex analytical character, being created by the interaction of numerous implications which the different elements of the literary work have .

The exposition The exposition takes place at the beginning of the story, where the author gives us preliminary information about the protagonist of the story. Martin Eden as a sailor. He is rough and uneducated from a working class background. He makes the acquaintance of Ruth who is from a bourgeois family. It casts light on the circumstances influencing the development of characters.

The climax Climax of the story is rather unexpected. One publishing house decided to publish a limited edition of a critical-philosophical book "The Shame of the Sun.” The book caused a sensation. It was noticed and appreciated by leading writers. The controversy around it creates Martin’s "name." He became famous.

The denouement The denouement is quite unpredictable. The unexpected success of Martin does not bring satisfaction. After the death of Brissenden he decides never to engage in writing activities. Meanwhile , Ruth Morse agrees to marry him. At this point, Martin realizes that he doesn’t love her any more, that he "loved the bright and radiant image, and not a bourgeois girl." He denies her offer. The suicide of Brissenden , the loss of affiliation with his own class, and the contempt for the values of the class to which he has climbed rob him of zest for living. He makes a voyage to the South Seas, and, his will to live destroyed, jumps from the ship and drowns.

The protagonist The protagonist is Martin Eden, the antagonist is his beloved. Martin is a very industrious person. He works like a beaver in order to improve his speech and pronunciation. He reads a lot of books. The character is portrayed dynamically, as later he undergoes changes. He becomes a successful writer. The author uses direct characterization, he evaluates the protagonist himself. The major character is represented through his behavior, speech, lifestyles and thoughts. Martin is a round character who reveals various sides of his personality. He is brave and hesitant, sensitive and unyielding. Contradictory features within a character make him true-to-life and convincing.

Martin Eden is a 21-year-old man from the working class. He has no family support and has spent much of his life earning money as a sailor. During his first appearance we see him as an utterly awkward and uncouth man in an old salty clothes, with a rough speech and scars on his skin. But being introduced to a middle-class life he becomes obsessed with becoming its part, one of those intelligent men. He studies hard and reads a lot, he buys new clothes and learns how to speak correctly. But it corresponds only to situations with the middle-class society. When he’s in society of ordinary workers he becomes again a person whom he used to be before meeting the Moarse’s . So, he is torn between two different worlds and he doesn’t fit in any of them completely. His mood also changes throughout the whole novel.

At the beginning of the novel we see him as a lively and inspired man unknown to everybody but closer to an end, when he has already become famous, he is frustrated and devastated. He loses his inspiration and interest in life. The life of wealthy people seems for him too “machinery” and he claims that he doesn’t want to be a machine, deprived of simple pleasures of life. That leads him to a decision to buy a small lonely island and commit suicide on the way there, jumping into the ocean. So,we can see him from different sides of his character. The author doesn’t evaluate him by himself but shows him through his actions giving us a chance to estimate him on our own.

The antagonist His beloved is depicted through her appearance: she was a pale, ethereal creature ,with wide spiritual blue eyes and a wealth of golden hair. She likes her family and class, ‘worshipping at the shrine of the established’ and financially successful, deserts him, believing him a failure when magazines will not buy his writing, and is outraged by the notoriety attaching to a newspaper’s false accusation that he is a socialist. When one of his books makes him wealthy and famous, she attempts to resume their engagement, but his love is killed by recognition that she really admires only his acclaim and financial success. She is a realistic character but the girl who is not worthy of our positive estimate. She is a flat or simple character.

Ruth Morse is a 24-year-old woman from an upper middle class family. She majored in English at U.C. Berkeley and began tutoring Martin Eden. Throughout their tutoring sessions, Ruth stressed to Martin the importance of grammar and constantly corrected his language use. Ruth felt both attraction and disgust for Martin. He was different from other men she met and he was poor so she knew that marrying him wouldn’t be appropriate for her family. Throughout an action she seems to have changed in reader’s eyes as he gets to unfold her character deeper. At the beginning she appeared to be a delicate and intelligent woman but her deeds and words showed that she had had a limited imagination and didn’t known how to apply her knowledge in life. She didn’t believe in Martin’s ability and wanted him to go to school, than college and than become a lawyer at her father’s firm. That would give him a chance to become equal to her. She left Martin when he was accused and rumored for his views and came back when he became a famous writer and acquired some wealth . It gave Martin a chance to see that her feeling weren’t real and became a reason for their complete break up.

Minor Characters: Russ Brissenden Martin Eden first meets Russ Brissenden during a dinner at Morse’s. Martin notices him wandering around the party and takes quite an interest in him, observing Russ for some time throughout the event. Russ becomes Martin"s friend and seems to be the only one who understands him when it comes to his writing. Russ Brissenden , being a writer himself, understands and admires Martin Eden"s writings and together they are able to share long conversations. Russ starts serving as a mentor to Martin by teaching him more about grammar, writing and of politics. He introduces Martin to a group of intellectuals in the "working-class ghetto" of San Francisco, and after experiencing their conversations Martin states that those kind of people make life worthwhile. Soon Russ Brissenden commits suicide and in a way he also serves as someone Martin Eden aspires to be in life and in death.

The conflict We may observe the external conflict “man against man” - between Martin and Ruth. His love is pure and pellucid but Ruth Morse breaks their engagement, and he sees her at last in her true light. Finally, Ruth comes to him and offers to be his mistress if he will only forgive her for breaking their engagement. But there is no love of life left in Martin; his enthusiasms are all burned out. They have different views and values, so cannot come to understanding. There is another conflict “man against society” or man against the established order in the society, Martin fights his social environment openly, and we notice a conflict between the individual and the established order: a conflict ofpoverty , injustice and inequality.

Topical vocabulary The story is full of emotionally-colored words words: ethereal, sublimated, plethora, virility, loftiness, terror, collide, trepidation, liable, frightened, fearful, observant There some international words: egoism, positive, technique, moment and so on. P hrasal verbs: come back, turn out, run down, take out, break out, to see through, tilt up, sink down, hold on, chance upon Proper names: Martin Eden , Ruth Morse, Russ Brissenden , Lizzie Connolly, Arthur Morse, Swinburne

Synonyms: awkward-uncouth, harsh-rough, spacious - wide transparent-clear, celestial –spiritual, eternity-immortality, fame-eminence, profound-deep, solace –consolation Antonyms: pale-dark, harsh-delicate, heave – lunge, wide-narrow, liable-facetious, dead-alive, good-bad Toponyms: Old Mexico, South-Sea-Island, Salina Cruz, Oakland, Berkley Slang: fellow, an’, ain’t , gimme , “he’s ben drinkin ” Idioms: to turn one’s mind, to be out of place, get one’s nerve

Stylistic devices … she was a spirit, a divinity, a goddess… ; The wide rooms seemed too narrow for his rolling gait… ; The sweat burst through his skin of his forehead in tiny beads, and he paused and mopped his bronzed face with his handkerchief; He was surrounded by the unknown, apprehensive of what might happen, ignorant of what he should do, aware that he bore himself awkwardly, fearful that every attribute was afflicted; … into his eyes came a fighting light; He didn’t know painting. He had been brought up… . He had seen oil paintings… . He glanced around… ; … his eager eyes… He glanced at the titles, read fragments of text, caressing the volume with his eyes and hands, and, once, recognized a book he had read. Under that muscled body of his he was a mass of quivering sensibilities; At the slightest impact of the outside world upon his consciousness, his thoughts, sympathies, and emotions leapt and played like lambent flame; And “Mister!” “It was brave of you–” Here was something to live for, to win to, to fight for – ay, and die for.

Quotes “But I am I. And I won"t subordinate my taste to the unanimous judgment of mankind” “limited minds can recognize limitations only in others.” “Culture and collars had gone together, to him, and he had been deceived into believing that college educations and mastery were the same things.” “He was a man without a past, whose future was the imminent grave and whose present was a bitter fever of living.”

Test yourself! 1. When was the novel “Martin Eden” written? 2. Did Martin Eden gain recognition in his lifetime or posthumously? 3. Have you ever read any of his novels or short stories? 4. Is the title of the novel suggestive? 5. When and where is the scene laid? 6. What is the main theme/message/topical vocabulary of the novel? 7. What is the plot structure of the novel? 8. Who are the main characters? 9. What is the conflict based on?