Чем человек отличается от человекообразных обезьян. Человекообразные обезьяны и человек - сходство и различия

Человекообразные обезьяны или гоминоиды – это надсемейство, к которому относятся самые высокоразвитые представители отряда приматов. К нему относится также человек и все его предки, однако они включены в отдельное семейство гоминид и в этой статье подробно рассматриваться не будут.

Что отличает человекообразную обезьяну от человека? В первую очередь, некоторые особенности строения тела:

    Позвоночник человека имеет прогибы вперёд и назад.

    Лицевая часть черепа человекообразной обезьяны больше, чем мозговая.

    Относительный и даже абсолютный объём мозга значительно меньше, чем у человека.

    Площадь коры головного мозга также меньше, кроме того слабее развиты лобные и височные доли.

    У человекообразных обезьян нет подбородка.

    Грудная клетка у округлая, выпуклая, а у человека плоская.

    Клыки обезьяны увеличены и выступают вперёд.

    Таз более узкий, чем у человека.

    Так как человек прямоходящий, его крестец более мощный, поскольку на него перенесён центр тяжести.

    У обезьяны более длинное тело и руки.

    Ноги наоборот, короче и слабее.

    У обезьян плоская хватательная стопа с большим пальцем, противопоставленным остальным. У человека она выгнутая, а большой палец расположен параллельно другим.

    У человека практически отсутствует шерстяной покров.



Кроме того, есть ряд отличий в мышлении и деятельности. Человек может мыслить абстрактно и общаться при помощи речи. Он обладает сознанием, способен к обобщению информации и составлению сложных логических цепочек.

Признаки человекообразных обезьян :

    крупное мощное тело (гораздо большего размера, чем у других обезьян);

    отсутствие хвоста;

    отсутствие защёчных мешков

    отсутствие седалищных мозолей.

Также гоминоидов отличает их способ передвижения по деревьям. Они не бегают по ним на четырёх лапах, как другие представители отряда приматов, а хватаются руками за ветки.

Скелет человекообразных обезьян также имеет специфическое строение. Череп расположен спереди позвоночника. При этом он имеет вытянутую лицевую часть.

Челюсти крепкие, мощные, массивные приспособленные для разгрызания твёрдой растительной пищи. Руки заметно длиннее, чем ноги. Ступня хватательная, с отставленным в сторону большим пальцем (как на руке у человека).

К человекообразным обезьянам относятся , орангутанги, гориллы и шимпанзе. Первые выделены в отдельное семейство, а оставшиеся три объединены в одно – понгиды. Рассмотрим каждого из них поподробнее.

    Семейство гиббоновые состоит из четырёх родов. Все они обитают в Азии: Индии, Китае, Индонезии, на островах Ява и Калимантан. Окрас их обычно серый, коричневый или чёрный.

Размеры их относительно небольшие для человекообразных обезьян: длина тела самых больших представителей достигает девяноста сантиметров, вес – тринадцати килограмм.

Образ жизни – дневной. Обитают, в основном, на деревьях. По земле передвигаются неуверенно, по большей части на задних лапах, лишь изредка опираясь на передние. Впрочем, спускаются вниз они достаточно редко. Основу питания составляет растительная пища – плоды и листья фруктовых деревьев. Могут также есть насекомых и яйца птиц.

На фото человекообразная обезьяна гиббон

    Горилла – очень большая человекообразная обезьяна . Это самый крупный представитель семейства. Рост самца может достигать двух метров, а вес – двухсот пятидесяти килограммов.

    Это массивные, мускулистые, невероятно сильные и выносливые обезьяны. Окрас шерсти обычно чёрный, у старых самцов может быть серебристо-серая спина.

Живут в африканских лесах и горах. Предпочитают находиться на земле, по которой ходят, в основном, на четырёх лапах, лишь изредка поднимаясь на ноги. Рацион растительный, включает в себя листья, траву, плоды и орехи.

Достаточно миролюбивые, агрессию к другим животным проявляют только в порядке самозащиты. Внутривидовые конфликты происходят, по большей части, между взрослыми самцами из-за самок. Однако обычно они решаются демонстрацией угрожающего поведения, редко доходя даже до драк, а тем более до убийств.

На фото обезьяна горилла

    Орангутанги – самые редкие современные человекообразные обезьяны . В настоящее время они обитают, в основном, на Суматре, хотя раньше были распространены практически по всей Азии.

    Это самые крупные из обезьян, живущих преимущественно на деревьях. Их рост может достигать полутора метров, а вес – ста килограммов. Шерсть длинная, волнистая, может быть различных оттенков рыжего.

Живут почти полностью на деревьях, не спускаясь даже чтобы напиться. Для этой цели они обычно используют дождевую воду, которая скапливается в листьях.

Для ночёвки обустраивают себе гнёзда в ветвях, причём каждый день строят новое жилище. Живут поодиночке, лишь в период размножения образовывая пары.

Оба современных вида, суматранский и климантанский, находятся на грани исчезновения.

На фото обезьяна орангутан

    Шимпанзе – самые умные приматы, человекообразные обезьяны . Они же являются ближайшими родственниками человека в животном мире. Существует два их вида: обыкновенный и карликовый, также называемый . Размеры даже обычного вида не слишком большие. Цвет шерсти обычно чёрный.

В отличие от остальных гоминоидов, за исключением человека, шимпанзе – всеядны. Кроме растительной пищи, они употребляют и животную, добывая её при помощи охоты. Достаточно агрессивны. Часто возникают конфликты между особями, приводящие к дракам и гибели.

Живут группами, численность которых составляет, в среднем, десять – пятнадцать особей. Это настоящее сложноустроенное общество, имеющее чёткую структуру и иерархию. Обычные места обитания – леса неподалёку от воды. Ареал – западная и центральная часть африканского континента.

На фото обезьяна шимпанзе


Предки человекообразных обезьян весьма интересны и разнообразны. Вообще, ископаемых видов в этом надсемействе гораздо больше чем живых. Первые из них появились в Африке почти десять миллионов лет назад. Дальнейшая их история очень тесно связана именно с этим континентом.

Есть мнение, что линия, ведущая к людям, отделилась от остальных гоминоидов около пяти миллионов лет назад. Одним из вероятных претендентов на роль первого предка рода Homo считается австралопитек – человекообразная обезьяна , жившая более четырёх миллионов лет назад.

Эти существа содержат в себе как архаичные признаки , так и более прогрессивные, уже человеческие. Однако первых значительно больше, что не позволяет отнести австралопитеков непосредственно к людям. Есть также мнение, что это побочная, тупиковая ветвь эволюции, не приведшая к появлению более развитых форм приматов, включая человека.

А вот утверждение, что ещё один интересный предок человека, синантроп – человекообразная обезьяна , уже в корне неверно. Впрочем, не совсем корректно и утверждение о том, что он является предком человека, поскольку этот вид уже однозначно относится к роду людей.

У них уже была развитая речь, язык и своя, пусть и примитивная, но культура. Весьма вероятно, что именно синантроп был последним предком современных homo sapiens. Впрочем, не исключён и вариант, что он, как и австралопитек, является венцом побочной ветви развития.


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточносибирская Государственная Академия Образования»

Человек и обезьяна. Сходство и различия

Выполнила:

Ропель Алина

Группа 2б3

Иркутск 2010


1. Введение

2. Доказательства животного происхождения человека

3. Различия строения и поведения человека и животных

4. Заключение

5. Библиографический список


1. ВВЕДЕНИЕ

Человекообразные обезьяны во многом напоминают человека. Они выражают чувства радости, гнева, печали, нежно ласкают детенышей, заботятся о них, наказывают за непослушание. У них хорошая память, высокоразвитая высшая нервная деятельность.

Ж.Б.Ламарк предложил гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к прямохождению. В результате тело у них выпрямилось, изменилась стопа. Потребность в общении привела к речи. В 1871г. была опубликована работа Ч.Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». В ней он доказывает родство человека с человекообразными обезьянами, используя данные сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии. В то же время Дарвин справедливо считал, что ни одна ныне живущая обезьяна не может считаться прямым предком человека.

сходство различие человек обезьяна


2. ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Человек относится к млекопитающим, так как имеет диафрагму, молочные железы, дифференцированные зубы (резцы, клыки и коренные), ушные раковины, зародыш его развивается внутриутробно. У человека есть такие же органы и системы органов, как и у других млекопитающих: кровеносная, дыхательная, выделительная, пищеварительная и др.

Сходство прослеживается и в развитии зародышей человека и животных. Развитие человека начинается с одной оплодотворенной яйцеклетки. За счет ее деления образуются новые клетки, формируются ткани и органы зародыша. На стадии 1,5-3 месяцев внутриутробного развития у человеческого плода развит хвостовой отдел позвоночника, закладываются жаберные щели. Мозг месячного зародыша напоминает мозг рыбы, а семимесячного - мозг обезьяны. На пятом месяце внутриутробного развития зародыш имеет волосяной покров, который впоследствии исчезает. Таким образом, по многим признакам зародыш человека имеет сходство с зародышами других позвоночных.

Поведение человека и высших животных очень сходно. Особенно велико сходство человека и человекообразных обезьян. Им свойственны одинаковые условные и безусловные рефлексы. У обезьян, как и у человека, можно наблюдать развитую мимику, заботу о потомстве. У шимпанзе, например, как и у человека, различают 4 группы крови. Люди и обезьяны болеют болезнями, не поражающими других млекопитающих, например холерой, гриппом, оспой, туберкулезом. Шимпанзе ходят на задних конечностях, у них нет хвоста. Генетический материал человека и шимпанзе идентичен на 99%.

Обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, в том числе полушария переднего мозга. У человека и обезьян совпадают сроки беременности и закономерности зародышевого развития. С возрастом у обезьян выпадают зубы, седеют волосы. Важным свидетельством животного происхождения человека является развитие признаков далеких предков (волосатость тела, внешний хвост, многососковость) и недоразвитые, утратившие функциональное значение органы и признаки, которых у человека насчитывают свыше 90 (ушные мышцы, дарвинов бугорок на ушной раковине, полулунная складка внутреннего угла глаза, аппендикс и др.).

Самое большое сходство с человеком по таким признакам, как пропорции тела, относительно короткие верхние конечности, строение таза, кисти и стопы, имеет горилла; шимпанзе похожа на человека особенностью строения черепа (большая округленность и сглаженность), размерами конечностей. Орангутанг, как и человек, имеет 12 ребер. Но это не значит, что человек происходит от какого-либо из нынешних видов обезьян. Эти факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны имели общего предка, давшего ряд ответвлений, и эволюция шла в разных направлениях.

Научное изучение интеллекта обезьян началось с Ч. Дарвина. Ему принадлежит книга, которая и в наши дни остается классической в своей области,- «О выражении ощущений у человека и животных» (1872). В ней, в частности, показано, что мимика обезьян сходна с человеческой. Дарвин считал это следствие сходства мускулатуры лица у приматов.

Он же определил, что мимика, выражение эмоций являются, можно сказать, средством коммуникации. Дарвин заявил и о такой подробности: человекообразная обезьяна способна мимически выражать почти все человеческие эмоции, кроме изумления, удивления и отвращения.

Многие неврологические заболевания человека и шимпанзе и даже других обезьян очень сходны. Сравнительно недавно стало известно, что обезьяна - единственное животное, которое с успехом используется в психиатрических исследованиях: при изучении модели изоляции, фобии, депрессии, истерии, неврастении, аутизма и других черт шизофрении. Удовлетворительную модель психоза человека можно получить при «социальной» изоляции обезьян.

В настоящее время получены важные результаты, уже используемые в практике, по изучению на низших обезьянах модели депрессии человека. Разнообразные формы глубокой депрессии у обезьян, как правило, развивались в результате разлучения обезьян с объектом привязанности, например малыша с матерью, что отражалось тяжело на обоих. Симптоматика депрессии у обезьян во многом параллельна подобным состояниям у детей и взрослых людей: подавленное настроение, расстройство сна, отсутствие аппетита, явное снижение двигательной активности, потеря интереса к играм. Показано, что у детенышей разных видов макак, изолированных от сверстников или от матерей, так же, как у самих самок, развиваются нарушения клеточного иммунитета наподобие тех, которые происходят у взрослых людей после тяжелой утраты. Состояние депрессии у обезьян может длиться годами, а главное, уже во взрослом состоянии животное оказывается биологически неполноценным, излечить же его чрезвычайно трудно. Разлучение вызывает не только депрессию, но и другие расстройства, всякий раз связанные с «персональной» историей жизни каждого индивида.

Эмоции обезьян (не обязательно высших, но и низших!) не просто сходны с человеческими. Они нередко «по-человечески» проявляются, сердце у раздраженного павиана готово выскочить из груди, но он скрывает свое возмущение от других, «спокоен», заторможен, и, наоборот, животное недвусмысленно угрожает противнику, демонстрирует грозные клыки и резко поднимает брови, а изменения в вегетативных функциях отсутствуют. (Можно отметить, что и артериальное давление, и электрокардиограмма, частота сердцебиений у обезьян такие же, как и у человека).

Высшие обезьяны поддаются гипнозу, который можно у них вызвать обычными методами. Недавно показано, что гориллы преимущественно используют правую руку, а это говорит об асимметрии мозга у обезьян, аналогичной ассиметрии мозга человека.

Особенно большое неврологическое и поведенческое сходство человека и высших обезьян установлено в младенчестве и в детском возрасте. Психомоторное развитие у детеныша шимпанзе и ребенка протекает одинаково.

Уникальна неподвижность уха обезьян и человека, почему им приходится, чтоб лучше слышать, одинаково поворачивать голову в сторону источника звука. Доказано, что шимпанзе различает 22 цвета, до 7 оттенков одного тона. Есть данные о сходстве у высших приматов обоняния, вкуса, осязания и даже восприятия веса поднимаемых тяжестей. Изучая различных представителей позвоночных, физиологи прослеживают путь развития и постепенного усложнения высшей нервной деятельности животных, их способность сохранять в памяти, выработанные условные рефлексы.

Можно сказать, что человек, шимпанзе и орангутанг - единственные из всех существ на Земле, узнающие себя в зеркале! Авторы говорят о наличии у узнающих себя обезьян элементарных представлений о собственном «я». Многие считают самоузнавание высшей формой ассоциативного поведения в животном мире. Шимпанзе в разных ситуациях принимает наиболее адекватное решение: великолепно пользуется рычагом, ключом, отверткой, палкой, камнем и другими предметами, ищет и находит их, если они не лежат под рукой.


3. РАЗЛИЧИЯ СТРОЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ

Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.

У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.

Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян - 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.

Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим. Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности - способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества. Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.

4. СХОДСТВА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕКООБРАЗНЫХ ОБЕЗЬЯН

Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

Обезьяны нежно ласкают детенышей.

Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.

У обезьян хорошо развита память.

Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.

Обезьяны имеют конкретное мышление.

Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.

На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов - как у человека.

У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).

У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.

Биохимические доказательства близости человека и обезьян :

степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки - 66 %;

Цитологические доказательства близости человека и обезьян:

у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов - 44;

в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.

Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия - следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которое было написано в 1876-1878 гг. и опубликовано в 1896г. Он впервые проанализировал качественное своеобразие и значение общественных факторов в историческом становлении, человека.

Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке. В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории. Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.

Человек - социальное существо, создавшее величественную цивилизацию.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Панов Е.Н. Зыкова Л.Ю. Поведение животных и человека: сходство и различия. Пущино-на-Оке, 1989.

2. Сифард P.M., Чини Д.Л. Разум и мышление у обезьян // В мире науки. 1993. № 2-3.

3. Столяренко В.Е., Столяренко Л.Д. «Антропология – системная наука о человеке», М.: «Феникс», 2004.

4. Хомутов А. «Антропология», М.: «Феникс», 2004.

5. Хрестоматия по зоопсихологии и сравнительной психологии: Учебное пособие / Сост. М.Н. Сотская МГППУ, 2003.

6. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. «Антропология. Учебник. Издание 4», М.: МГУ, 2005.

7. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. «Социальная антропология», М.: социальная защита, 2004.

Человек и человекообразная обезьяна схожи по строению скелета и внутренних органов. У тех и других имеются 12-13 пар рёбер, 5-6 крестцовых позвонков. Число клыков и челюст-ных зубов также одинаковое. И человек, и обезьяна передви-гаются на задних конечностях. Строение уха, глаз, кожи человека близко к строению этих органов у человекообразных обезьян. Свойственные человеку четыре группы крови встречаются у горилл, шимпанзе, орангутангов.

Выявлено также сходство по внешнему виду хромосом. При окрашивании хромосом человека и обезьян специальным методом на них проявляется тонкая поперечная полосатость, строго специфич-ная для каждой хромосомы. У человекообразных обезьян имеется 48 хромосом. Вследствие соединения двух пар хромосом у человека, его кариотип состоит из 46 хромосом.

Объем головного мозга человека составляет около 1400-1650 см3, а человекообразной обезьяны — 600 см3 (рис. 78). Поверхность коры больших полушарий головного мозга человека равна в среднем 1250 см3. У человекообразных обезьян она меньше примерно в три раза. Ввиду небольшого объёма головного мозга, меньшей, чем у человека, поверхности коры больших полушарий, а также недостаточного развития лобных и височных отделов человекообразные обезьяны не обладают способностью к обобщению и абстрактному мышлению. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Картинки (фото, рисунки)

  • Признаки сходства и отличия человека и человекообразных таблица

  • Признаки отличия человека от человеко

  • Абстракции различной степени сложности (человек, человекообразные обезьяны).

  • Слет человека и обезьяны сравнить

  • Сравнение человека и человекообразных обезьян и шимпанзе бонобо таблица

Тесты

151-01. Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
А) общий план строения
Б) уровень обмена веществ
В) строение передних конечностей
Г) забота о потомстве

151-02. Чем отличается человекообразная обезьяна от человека?
А) строением кисти руки
Б) дифференциацией зубов
В) общим планом строения
Г) уровнем обмена веществ

У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты(-а)
А) условные рефлексы
Б) вторая сигнальная система
В) органы чувств
Г) забота о потомстве

151-04. Человека отличает от человекообразных обезьян наличие
А) заботы о потомстве
Б) первой сигнальной системы
В) второй сигнальной системы
Г) теплокровности

Человек, в отличие от животных, услышав одно или несколько слов, воспринимает
А) набор звуков
Б) местонахождение источника звуков
В) громкость звуков
Г) их смысл

У человека, в отличие от человекообразных обезьян, есть
А) диафрагма
Б) S-образный позвоночник
В) борозды и извилины в конечном мозге
Г) стереоскопическое цветовое зрение

151-07. Речь человека отличается от «языка животных» тем, что она
А) обеспечивается центральной нервной системой
Б) является врождённой
В) возникает осознанно
Г) содержит информацию только о текущих событиях

Человек и современные человекообразные обезьяны сходны тем, что
А) владеют речью
Б) способны к обучению
В) способны к абстрактному мышлению
Г) изготовляют каменные орудия труда

151-09. Отличия человека от человекообразных обезьян, связанные с его трудовой деятельностью, проявляются в строении
А) сводчатой стопы
Б) S-образного позвоночника
В) гортани
Г) кисти

151-10. Чем отличается человек от шимпанзе?
А) группами крови
Б) способностьюк обучению
В) генетическим кодом
Г) способностью к абстрактному мышлению

У человека, в отличие от других животных,
А) развита вторая сигнальная система
Б) клетки лишены жёсткой оболочки
В) есть бесполое размножение
Г) две пары конечностей

У человека, в отличие от других представителей класса млекопитающих,
А) зародыш развивается в матке
Б) имеются сальные и потовые железы
В) имеется диафрагма
Г) мозговой отдел черепа больше лицевого

Сходство обезьяны и человека заключается в
А) одинаковой степени развития коры мозга
Б) одинаковых пропорциях черепа
В) способности к образованию условных рефлексов
Г) способности к творческой деятельности

Какая особенность скелета характерна для человека и человекообразных обезьян, в отличие от других млекопитающих?
А) большой палец руки противопоставлен всем остальным
Б) кисть крючкообразная, со слабо развитым большим пальцем
В) верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти
Г) нижняя челюсть соединена с черепом подвижно

151-15. Какая из перечисленных особенностей строения черепа человека является приспособлением к речи?
А) наличие выступающего подбородка
Б) вертикальный лоб
В) срастание костей черепа
Г) увеличенная по сравнением с лицевой мозговая часть черепа

Дмитрий Поздняков БИОЛОГИЯ оглавление
ЗЗУБРОМИНИМУМ: готовимся к ЕГЭ быстро
«БИОРОБОТ» — это онлайн-тестирование

Группа ученых из университетов США и Великобритании заявила, что в сравнительных исследованиях людей и обезьян ученые систематически недооценивают интеллект последних, необъективно проводят эксперименты и предвзято интерпретируют результаты.

Сравнительная психология занимается эволюцией психики, и для этого в исследованиях часто сравнивают организмы разных видов.

Но результаты исследований в этой сфере стоит интерпретировать с осторожностью, поскольку при проведении экспериментов порой сложно сохранять объективность и обеспечить честные и равные условия участникам. Даже в пределах одного вида существуют сложности: чтобы сравнить интеллект разных групп людей, необходимо учесть все, что на этот интеллект влияет. Когда-то считалось, что это врожденная характеристика, что она передается по наследству, и сравнивать казалось просто. Но еще в 1981 году стало известно, что помимо генов, важную роль играет среда, в которой растет и развивается индивид, его образование, жизненный опыт, здоровье.

Но если сложно сравнивать между собой людей, то как быть с межвидовыми различиями? В идеале, сравнивать интеллект детей и обезьян можно только если обезьяны подвержены такому же воздействию среды. В тестах на социальный интеллект (на понимание языка и жестов) отсутствие опыта взаимодействия с человеческими привычками может оказаться особенно важным и значительно повлиять на успех прохождения испытаний.

Исследования с обезьянами, которые росли вместе с людьми, уже проводили, в одном из них ученый Уинтроп Келлог «удочерил» молодую шимпанзе по имени Гуа, которая жила и росла вместе с его маленьким сыном. Однако в настоящее время подобное исследование вряд ли получится повторить и опубликовать из-за этических ограничений.

Это лишь одна из ошибок, которую нашли авторы. Они изучили несколько сравнительных экспериментальных исследований последних десятилетий, которые касались социального интеллекта детей и обезьян и, в частности, их умения интерпретировать и правильно использовать жест, на что-то указывающий (указательный палец, направленный в сторону объекта).

Во всех исследованиях человек превзошел обезьян по результатам теста, и объяснялось это его эволюционной уникальностью. Работы проверялись на соответствие критериям, которые авторы назвали необходимыми для обеспечения объективности эксперимента: это равенство среды, подготовки, протоколов выборки, процедуры тестирования и возраста испытуемых при тестировании.

Среда, в которой обитали испытуемые, была неодинаковой, несоответствие было довольно грубым, безо всяких попыток со стороны экспериментаторов эти условия уравнять. В экспериментах обезьяны сидели в клетках, а дети, разумеется, нет, однако наличие физических барьеров могло негативно повлиять на результат (как это было у собак). Также подопытные животные часто росли в стерильных условиях лабораторий, тогда как дети росли в хороших, способствующих когнитивному развитию условиях.

Этот факт повлиял и на выборку, так как интеллектуальный уровень людей был выше из-за условий среды. Также выборка искажалась дополнительными критериями отбора среди людей: в некоторых исследованиях для участия в тесте ребенок должен был уже делать что-то подобное раньше.

Для обезьян же такого критерия не выдвигали. Что касается подготовки, в исследованиях, связанных с языком и жестами, дети имели намного больший опыт с предметом, чем обезьяны. Различались и процедуры тестирования: в одном из исследований детям, которые не справились с задачей показать пальцем на объект, дали «второй шанс» и позволили ответить, опустив на него ладонь, но все равно сделали вывод о превосходстве человека.


Утверждения о превосходстве человека в прямых сравнительных исследованиях искажены несоответствиями экспериментальных условий.

Слева направо: источник, предполагаемое психическое состояние (р), противоречия (Y = да, N = нет): среда, подготовка к тесту, протоколы выборки, процедуры тестирования, возраст испытуемых при тестировании.

Психические состояния, сверху вниз: визуальное внимание приводит к сбору знаний, оценка внутреннего умственного сосредоточения, понимание коммуникативных намерений, понимание ложных убеждений, понимание внимания как психического состояния, совместная интенциональность, понимание коммуникативных намерений, общая концептуальная основа.

David Leavens, Kim Bard & William Hopkins, Animal Cognition, 2017.

Кроме того, авторы обратили внимание на то, как экспериментаторы интерпретировали результаты: результатом теста всегда был конкретный видимый и измеряемый ответ, но, по их мнению, он свидетельствовал о присущих людям глубинных психических способностях. Например, в одном из исследований дети и обезьяны из семейства гоминид искали спрятанный в одном из контейнеров объект, а экспериментаторы давали подсказки, среди которых было указание на нужный контейнер пальцем.

Дети понимали этот жест лучше обезьян, чаще делали правильный выбор, и исследователи предположили, что это связано с тем, что дети понимают коммуникативные намерения людей, а животные нет. То есть, интерпретация в этих исследованиях не учитывала разницы в условиях проведении эксперимента и зачастую принижала интеллект обезьян.

Неадекватные условия сравнительных исследований приводят к противоречивым результатам.

Результаты всех исследований, которые разбирали авторы, были позднее опровергнуты. В исследовании со спрятанным предметом результаты свидетельствовали о том, что обезьяны не понимают указывающий жест, однако некоторым особям все же удалось это сделать. В другой работе ученые опровергли эти результаты лишь частично, когда установили, что на успешность выполнения такой же задачи влияет дистанция гоминид по отношению к контейнеру.

Так обладают ли обезьяны социальным интеллектом?

В то время как в сравнительных тестах обезьяны не всегда дотягивают уровня годовалого младенца, согласно другим результатам, они соответствуют возрасту двух-трех летнего ребенка, и способны понимать ложные представления других индивидов. Многие исследования свидетельствуют о том, что обезьян можно научить говорить, например, на языке жестов, но их речь остается бедной и не передается дальше.

Чемпионом по освоению человеческого языка среди обезьян считается карликовый шимпанзе Канзи, который мог понимать на слух около трех тысяч слов.

Шимпанзе Уинтропа Келлога достигла определенных успехов, но остановилась в социальном развитии довольно рано, так как оказалась равнодушна к общению со своими новыми родителями.

Резюмируя работу над ошибками, авторы дают несколько рекомендаций по проведению сравнительных исследований. Они упоминают технику перекрестного воспитания, как в эксперименте с шимпанзе Гуа, но, хоть она и решает многие проблемы, связанные с неравными условиями, из соображений этики она не идеальна.

Поэтому ее можно заменить адекватным обучением для прохождения теста: например, если ребенок в возрасте девяти месяцев может ориентироваться по жестам взрослых (если жест указывает на объект поблизости), то и обезьяну следует учить не менее девяти месяцев.

Кроме того, следует быть строже с объяснением поведенческих результатов и полагаться только на те переменные, которые можно наблюдать и измерять. А выборку нужно делать более равной и сбалансированной, больше внимания уделяя влиянию среды.

Мы уже писали о статусе человека в мире приматов, а также об успехах приматов в изучении языка, и описывали сравнительное исследование, в котором обезьяны справляются с задачей на ложные представления. Различия между человеком и обезьяной найдены и на уровне мозга: у людей пластичность мозга оказалась выше.

По мнению большинства антропологов, главным стимулом для развития умственных способностей у приматов являются сложные общественные отношения.

Анна Зинина
N+1

Основные статьи: Доказательства происхождения человека от животных, Эволюция человека, Этапы эволюции человека, Биологические особенности человека

Сходства человека и чело-векообразных обезьян

Человек и человекообразная обезьяна схожи по строению скелета и внутренних органов.

У тех и других имеются 12-13 пар рёбер, 5-6 крестцовых позвонков.

Число клыков и челюст-ных зубов также одинаковое. И человек, и обезьяна передви-гаются на задних конечностях. Строение уха, глаз, кожи человека близко к строению этих органов у человекообразных обезьян. Свойственные человеку четыре группы крови встречаются у горилл, шимпанзе, орангутангов.

Выявлено также сходство по внешнему виду хромосом.

При окрашивании хромосом человека и обезьян специальным методом на них проявляется тонкая поперечная полосатость, строго специфич-ная для каждой хромосомы. У человекообразных обезьян имеется 48 хромосом. Вследствие соединения двух пар хромосом у человека, его кариотип состоит из 46 хромосом.

Человекообразные обезьяны, как и человек, выражают чувства радости, тревоги, обиды, гнева.

Отличия человека от человекообразных обезьян

Объем головного мозга человека составляет около 1400-1650 см3, а человекообразной обезьяны — 600 см3 (рис. 78). Поверхность коры больших полушарий головного мозга человека равна в среднем 1250 см3. У человекообразных обезьян она меньше примерно в три раза. Ввиду небольшого объёма головного мозга, меньшей, чем у человека, поверхности коры больших полушарий, а также недостаточного развития лобных и височных отделов человекообразные обезьяны не обладают способностью к обобщению и абстрактному мышлению.

Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Если каждый вид человекообразных обезьян по некоторым признакам приближается к человеку, то по другим признакам — от него отдаляется. Например, горилла похожа на человека общей пропорциональностью тела, строением кисти руки, шимпанзе — строением костей черепа, размерами конечностей, орангутанг — наличием 12 пар рёбер, гиббон — плоской грудной клеткой, но все они резко отличаются от человека по другим признакам.

Картинки (фото, рисунки)

Материал с сайта http://WikiWhat.ru

На этой странице материал по темам:

  • Какой признак для человека и человекообразных обезьян является общим?

  • Сходства и различия морфологические человека и обезьян

  • Что отличает человека от человекообразных обезьян

  • Поразительное сходство человека и обезьяны фото

  • Чем человек отличается от человекообразных обезьян

Человек и обезьяна. Сходство и различия

Различия строения и поведения человека и животных

Наряду со сходством человек имеет определенные отличия от обезьян.

У обезьян позвоночник дугообразный, а у человека он имеет четыре изгиба, придающие ему S-образную форму. У человека более широкий таз, сводчатая стопа, смягчающая сотрясение внутренних органов при ходьбе, широкая грудная клетка, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения мышц и внутренних органов.

Ряд особенностей строения человека связан с его трудовой деятельностью и развитием мышления. У человека большой палец на руке противопоставлен другим пальцам, благодаря чему рука может выполнять разнообразные действия. Мозговая часть черепа у человека преобладает над лицевой в связи с большим объемом головного мозга, достигающего примерно 1200- 1450 см3 (у обезьян — 600 см3), на нижней челюсти хорошо развит подбородок.

Большие отличия обезьян от человека обусловлены приспособлением первых к жизни на деревьях. Эта особенность, в свою очередь, ведет ко многим другим. Существенные отличия человека от животных, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности — способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества.

Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.

Сходства человека и человекообразных обезьян

Одинаковое выражение чувств радости, гнева, печали.

Обезьяны нежно ласкают детенышей.

Обезьяны заботятся о детях, но и наказывают их за непослушание.

У обезьян хорошо развита память.

Обезьяны способны использовать предметы природы как простейшие орудия.

Обезьяны имеют конкретное мышление.

Обезьяны могут ходить на задних конечностях, опираясь на руки.

На пальцах у обезьян, как у человека, ногти, а не когти.

У обезьян 4 резца и 8 коренных зубов - как у человека.

У человека и обезьян общие болезни (грипп, СПИД, оспа, холера, брюшной тиф).

У человека и человекообразных обезьян сходное строение всех систем органов.

Биохимические доказательства близости человека и обезьян :

степень гибридизации ДНК человека и шимпанзе равна 90-98 %, человека и гиббона - 76 %, человека и макаки — 66 %;

Цитологические доказательства близости человека и обезьян:

у человека 46 хромосом, у шимпанзе и мартышек по 48, у гиббонов — 44;

в хромосомах 5-й пары хромосом шимпанзе и человека имеется инвертированный перицентрическии участок

Все перечисленные факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны произошли от общего предка и позволяют определить место человека в системе органического мира Человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, виду человек разумный.

Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия — следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека. Труд-ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека.

На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", которое было написано в 1876-1878 гг.

Решительный шаг для перехода от обезьяны к человеку был сделан в связи с переходом наших древнейших предков от хождения на четвереньках и лазания к прямой походке.

В трудовой деятельности развилась членораздельная речь и общественная жизнь человека, вместе с которыми, как говорил Энгельс, мы вступаем в область истории.

Если психика животных обусловлена только биологическими законами, то человеческая психика является результатом общественного развития и воздействия.

Северный олень, популяция
Доказательство животного происхождения человека
Особенности поведения приматов
Охрана и привлечение хищных птиц
Хищные птицы
Человекообразные обезьяны
Интеграция, организация стада
Семейство тушканчиковых
Характеристика грызунов

Вопрос 1. Охарактеризуйте систематическое положение человека в животном мире.
Человек относится к типу Хордовых, подтипу Позвоночных, классу Млекопитающих, подклассу Плацентарных, отряду Приматов, подотряду Человекоподобных (антропоиды-Высшие обезьяны) приматов, надсемейству Высших узконосых обезьян, семейству Гоминид (Людей),единственному роду Человек (Homo) с единственным видом Человек разумный (Homo Sapiens).
Кроме подотряда антропоидов, к приматам относят еще лемуров и долгопятов.

Вопрос 2. Укажите признаки человека как представителя класса млекопитающих.
Человека можно отнести к классу Млекопитающие по следующим признакам:
семь шейных позвонков;
волосяной покров, потовые и сальные железы кожи;
хорошо развитые губы и мускулистые щеки;
диафрагма и альвеолярные легкие;
ушная раковина и три слуховые косточки среднего уха;
одна дуга аорты (левая) и безъядерные эритроциты;
теплокровность;
молочные железы, забота о потомстве;
сходство в развитии зародыша.

Вопрос 3. Какие признаки являются общими для человека и человекообразных обезьян?
Человека с человекообразными обезьянами (понгидами) роднят большая величина тела, отсутствие хвоста и защечных мешков, хорошее развитие мимической мускулатуры, сходная структура черепа и скелета вообще. Кроме того, общими у людей и человекообразных обезьян являются группы крови и резус-фактор, сходство хромосом (из 23 хромосом 13 сходны с шимпанзе), различные заболевания, длительный срок беременности и продолжительный препубертатный (дорепродуктивный) период. Объединяет их и высокий уровень развития высшей нервной деятельности, способность к быстрому обучению, способность использовать орудия, хорошая память, богатые эмоции. В качестве примера можно привести эксперименты по обучению человекообразных обезьян языку глухонемых, в ходе которых гориллы и шимпанзе усваивали до 200-300 слов-жестов. Геном человека и шимпанзе совпадает на 98,5%.

Вопрос 4. Перечислите особенности строения, присущие только человеку.
Существуют отличия человека от животных.
Человек - социальное существо, производящее орудия труда, использующее их для воздействия на природу. Человек имеет высокоразвитый мозг, обладает сознанием, мышлением, членораздельной речью и рядом анатомических особенностей, возникших в связи с трудовой деятельностью, свойственной только человеку. Отличия связаны с направлением эволюции. Человек и человекообразные обезьяны - две ветви отряда приматов, которые в сравнительно недавнее время отделились от общего родословного ствола.
Для человека характерно:
1. Приспособление к прямохождению. Позвоночник приобрел S-образную изогнутость, стопа имеет куполообразную форму. Это главные приспособления, обеспечивающие амортизацию ударов и сотрясений тела при ходьбе, прыжках, что важно для защиты головного мозга. Большой палец ноги выполняет функцию опоры. Таз шире, он принимает на себя давление органов в вертикальном положении. Грудная клетка плоская, сжата с боков, в связи с давлением, которое внутренние органы оказывают на ребра, вследствие горизонтального положения туловища при ходьбе. Мозговая часть черепа увеличилась и преобладает над лицевой. Отсутствуют надбровные дуги. Челюсти и жевательная мускулатура развиты слабее. В нижнем отделе тела особенно развиты ягодичные, четырехглавая, икроножная, камбаловидная мышцы. Последствия прямохождения связаны с ограничением быстроты передвижения, гипертонией, неподвижным крестцом, расширением вен на ногах, остеохондрозом.
2. Наличие гибкой кисти руки - органа труда, приспособленного к сложным движениям. Кисть человека специализирована как хватательный орган, хорошо подвижен большой палец. У человека руки короче ног.
3. Хорошо развит мозг. У человека сильно развиты височные, лобные и теменные доли, где находятся главнейшие центры высшей нервной деятельности. Поверхность мозга - 1250 см2. Поверхность коры в лобном отделе вдвое больше, чем у высших обезьян. Характерно появление речи, отвлеченное мышление, сознание.
4. Кожа, лишенная шерсти, стала гигантским рецепторным полем, способным приносить в мозг ополнительную информацию. Это послужило фактором интенсивного развития мозга. "Полысение" кожи - последняя биологическая предпосылка для становления человека как творческого социального существа.

Вопрос 5. Какое
Увеличение размера и усложнение структуры мозга обеспечили человеку возможность развития множества функций, таких как высокоорганизованная нервная деятельность, способность к обучению, наличие большого объема памяти и сложных эмоций, речи. Также они способствовали возникновению абстрактного мышления и способности к труду. Центры, связанные с органами чувств, обеспечивают тончайший анализ зрительной и слуховой информации, что позволяет нам воспринимать и понимать мимику и речь. Двигательные центры мозга осуществляют чрезвычайно точное и оперативное управление мышцами пальцев, голосовых связок и т. д. Во многом именно развитие мозга позволило человеку достичь той высокой ступени эволюционного развития, кото-рую он сейчас занимает.

Наличием четырехкамерного сердца;2)прямохождением;3)наличием сводчатой стопы; 4)наличием ногтей; 5)S-образным позвоночником; 6)заменой молочных зубов на постоянные.

а) 1,4,6; б) 3,4,6;

в) 2,3,5; г) 2,5,6;

6.Укажите отряды класса Земноводные–

Отряд Чешуйчатые; 2)отряд Хвостатые; 3)отряд Хищные; 4)отряд Бесхвостые; 5)отряд Черепахи; 6)отряд Безногие.

а) 1, 3, 5; б) 1, 2, 6;

в) 1, 3, 4; г) 2, 3, 5;

Укажите растения отдела Мохообразных-

Кукушкин лен; 2)щитовник мужской; 3)асплениум; 4)сфагнум; 5)венерин волос; 6)маршанция.

а) 1, 3, 5; б) 1, 5, 6;

в) 1, 4, 6; г) 2, 3, 4;

8.Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам–

Развитие семян у голосеменных растений;2)развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания; 3)образование сочной мякоти у плода бешеного огурца; 4)выделение душистым табаком пахучих веществ; 5)двойное оплодотворение у цветковых растений; 6)появление у растений механических тканей.

а) 1, 3, 4; б) 1, 5, 6;

в) 2, 3, 4; г) 2, 4, 5;

9. Укажите виды наследственной изменчивости–

Мутационная; 2)модификационная; 3)комбинативная; 4)цитоплазматическая; 5)групповая;6)определенная.

а) 1, 2, 4; б) 1, 3, 4;

в) 1, 4, 5; г) 2, 3, 5;

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят -

Остаток третьего века у человека; 2)отпечатки растений на пластах каменного угля; 3)окаменевшие остатки папоротников; 4)рождение людей с густым волосяным покровом на теле; 5)копчик в скелете человека; 6)филогенетический ряд лошади.

а) 1,4,6; б) 1,3,4;

в) 2,4,5; г)2,3,6;

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых

следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

1 .Материалом для эволюции служит естественный отбор.

2. Совокупность растений одного вида, искусственно созданная человеком, называется порода.



3. При аутосомно – доминантном типе наследования признак встречается как у мужчин, так и у женщин.

4. Разнообразие фенотипов, возникающих у организмов под влиянием условий внешней среды, называется комбинативная изменчивость.

5 .Аллополиплоидия – кратное увеличение числа хромосом у гибридов, полученных в результате скрещивания разных видов.

6 .При созревании яйцеклетки на каждую полноценную клетку образуется три направительных тельца.

7. Полость внутри бластулы называется бластомер.

8. В сперматогенезе в фазе роста число хромосом и молекул ДНК равно 2п4с.

9. Кодовой единицей генетического кода является нуклеотид.

10. Цикл Кребса происходит на мембране митохондрий.

11. В растительной клетке присутствуют полуавтономные органоиды: вакуоли и пластиды.

12. Центромера – это участок молекулы ДНК эукариот.

13. Число митохондрий в клетке зависит от ее функциональной активности.

14 .В клетках простейших отсутствует клеточная стенка.

15. Наиболее распространенными моносахаридами являются сахароза и лактоза.

16. По типу питания взрослая беззубка является биофильтратором.

18. У рыб отсутствует способность к аккомодации.

19. Большая часть клеток камбия откладывается в сторону древесины.

20. Если цветы собраны на боковых осях, то такие соцветия называют сложные.

Часть 4.Установите соответствие. Максимальное количество баллов, которое можно набрать –25.

Установите соответствие между признаком растения и отделом, к которому он относится

Признаки растения Отдел

А. В жизненном цикле доминирует гаметофит 1. Мохообразные

Б. В жизненном цикле доминирует спорофит 2.Голосеменные

В. Размножение спорами

Г. Наличие хорошо развитой корневой системы

Д. Формирование пыльцевых зерен.

Установите соответствие между примером и фактором среды.

Примеры Факторы среды

А. Химический состав воды 1.абиотические факторы Б. Разнообразие планктона 2.биотические факторы

В. Влажность, температура почвы

Г. Наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых

Д. Засоленность почвы.

Установите соответствие между особенностями процессов биосинтеза белка и фотосинтеза

Особенности процессов Процессы

А. Завершается образованием углеводов 1. биосинтез белкаБ. Исходные вещества - аминокислоты2. фотосинтез

В. В основе лежат реакции матричного синтеза

Г. Исходные вещества – углекислый газ и вода

Д. АТФ синтезируется в ходе процесса.

А Б В Г Д

Матрица ответов 11 класс

Часть 1.

б б а б г в а а в б
а г в г г в г б б б
в а г б г в г а г г
б а в а б

Часть 2.

д г б б в д в б б г

Часть 3.

- - + - + + - + - -
- - + + - + - + + +

Часть 4.

А Б В Г Д
А Б В Г Д
А Б В Г Д
А Б В Г Д
А Б В Г Д

Максимальное количество баллов –100