100 что делает снегурочка летом. Кто такая снегурочка и откуда она взялась? Истинно русское достояние

Хотите невероятных ощущений? Они гарантированы, если вы попадете в сказку или организуете ее для других. Что может быть чудеснее, когда воплощается в жизнь не только ваша мечта, но мечта близких или знакомых! Если вы всегда хотели побывать в роли Снегурочки, так станьте ею. Есть три пути: обзавестись костюмом и сценарием и устроить праздник для родных и друзей, можно договориться с агентством развлечений о сказочном трудоустройстве на новогодний период (если хотите еще и материальный бонус получить). А можно сделать из этого эксперимента благотворительную акцию – и вам интересно, и другим радостно.

Однако, чтобы быть Снегурочкой, существуют некие правила, которые стоит знать.

1. Для создания нужного образа, совсем не обязательно обливаться холодной водой и выходить на мороз, чтобы заледенеть. Достаточно купить или взять напрокат соответствующий наряд, (если позволяет длина волос) или же воспользоваться готовым париком с белоснежными косичками.

2. Вы когда-нибудь видели печальную, злую или капризную Снегурочку? Кому ж охота столкнуться с таким сказочным персонажем! Поэтому отличное настроение, бодрость духа и откровенная улыбка – обязательные составляющие образа. Новогодняя суета, конечно, изматывает, но внучке Деда Мороза запрещено быть вялой и сонной. Если уж решились ею поработать, то график определите себе сами, а вот темп однозначно должен быть в режиме «энерджайзера».

3. Важно быть не только веселой, но и находчивой. Непосредственность детей не должна ставить вас в тупик – какой бы вопрос они ни задали, надо виртуозно «держать оборону» . Если у вас есть опыт общения с маленькими детьми, это большой плюс. А если нет, можно просто потренироваться заранее – причем не на детях, а на взрослых. Попросите знакомых задавать вам самые неожиданные вопросы – именно на таких и специализируются дети.

4. В продолжение предыдущего пункта не стоит забывать и об умении находить язык с самой разной аудиторией. Ведь могут встретиться и взрослые с непростым нравом или стеснительные и плохо идущие на контакт . Равно как и наоборот – слишком общительные, и тогда возникнет вопрос: кто здесь кого развлекает? Не упускайте инициативу. Не помешает и базовое знание психологии и то, что называют социальным интеллектом, – умение чувствовать людей, понимать их ответные реакции. Ведь праздник – это всегда счастье, а счастье – это когда всем комфортно!

5. Мягкая и нежная, «ледяная девочка» в то же время должна быть активной и креативной – настоящим массовиком-затейником. Основная ее задача – подарить праздник, а значит, по части веселья нужно быть примером для детей и взрослых. Хотите, чтоб вам рассказали стишок за подарок? Ультиматум и шантаж – разве это достойно настоящей Снегурочки? В конце концов, люди не на экзамене, а у себя дома, а вы им: «Расскажи! Покажи! Получи!». Разорвите эту порочную практику и сделайте наоборот: с вас – стишок, с хозяев – блюдо с разносолами.

6. Снегурочка, конечно, красивая женщина. Но если речь об организации досуга в чужой семье, ваша миссия – быть другом семьи, которому всегда рады и которому доверяют.

7. В лучших традициях качественного сервиса позаботьтесь, чтобы ваши подопечные чувствовали себя VIP-клиентами. Когда речь идет о празднике для малышей, важно подарить им настоящую сказку, чтобы у каждого осталось ощущение, что он прикоснулся к чуду. И пусть ни один ребенок не останется обделенным вниманием, даже если обнаружится, что вы впервые видите такое количество детей, каждый из которых ждет от вас чего-то волшебного! Впрочем, взрослых это тоже касается. Если компания большая, пообщайтесь со всеми.

Конечно, невозможно предугадать все нюансы и накладки, которые могут возникнуть в процессе. Поэтому главное – это отличное настроение, стремление вжиться в образ Снегурочки и желание подарить людям праздник! Тогда у вас все получится.

Солнечный луч греет щеку, теплый сквозняк раздувает шторы, весело щебечут птицы. Передо мной сидит и смеется… Снегурочка. Ее смех действительно напоминает морозный звон серебряных бубенцов. За окном кружатся снежинки. Нет, я не сошла с ума. Это летит тополиный пух! А напротив меня сидит актриса «Детского театра «Вера» Александра Трушкина. И повод для разговора - радостный. В этом сезоне Саша стала Лауреатом областной премии «Нижегородская жемчужина».

- Ты такая юная, а уже можно поздравить с наградой! Сколько лет работаешь в театре?

В «Детском театре «Вера» я работаю 5 лет. До этого были учеба в Нижегородском театральном училище и несколько лет работы в Тульском театре кукол. Отправилась туда вслед за будущим супругом, даже выпускного вечера не дождалась! Вернулись после рождения сына - домой, к родителям. Дома все-таки лучше!

- Первая твоя роль в «Вере» - роль Снегурочки! И теперь это ежегодный труд. Чего в нем больше - радости или обязанностей?

Конечно радости! Да, новогодние праздники - это огромная психофизическая нагрузка, но и очень близкое общение с детьми. Они так ждут праздника, готовятся к нему, и я стараюсь прикоснуться к каждому, поздравить, похвалить. Они смотрят такими восхищенными глазами! Они открыты, искренне верят в Деда Мороза и Снегурочку! Хочется чудеса для них творить! Жаль, нет у меня волшебного посоха…

- В спектакле «Серебряная сказка» М. Бартенева у тебя роль-перевертыш. Из живой девушки Фени твоя героиня превращается в Снегурушку, ледяную красавицу, которую расколдовывают любовью. Чего больше в твоей Снегурочке - льдинок или озорства?

В новогодней сказке не может быть холода! Снегурочка - это скорее связная между детьми и Дедом Морозом, во мне они узнают себя и доверяют.

- В спектакле «Синяя птица» ты играешь Митиль, младшую сестренку главного героя, которого играет 13-летний Володя Малыженков. Как ты сохраняешь такую потрясающую детскость?

Я хотела работать только в театре для детей. Я понимаю их логику поведения, мне они интересны! С Володей было работать совсем не трудно, он впитывал все как губка. Это было взаимное обогащение, я старалась не отличаться от него. Рада, если это получилось!

- При твоем абсолютном положительном обаянии у тебя есть и отрицательные роли: девочка Лелька из одноименной сказки Н. Воронова и Машенька из спектакля «Секрет успеха» по пьесе А. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» - девушка практичная и даже циничная, легко меняющая любовь на достаток и светские удовольствия. Как режиссеры разглядели в тебе это?

Да, роли с отрицательными качествами для меня сложнее. Если я не могу найти оправдания поступкам моей героини, возникает конфликт, я мучаюсь. Пытаюсь понять, как с таким характером я бы поступила в подобной ситуации. Лельку играть трудно и очень интересно! Ее захлестывают эмоции, она взрослеет на глазах!

- Диапазон твоих ролей простирается до мужских: мальчик-паж в «Золушке» Е. Шварца и Федюшка в «Каштанке» А. Чехова. Куда прячется женственность? (Саша смеется).

Один раз, говорят, увлеклась в Федюшке и оговорилась в женском роде. Мне кажется, наоборот, во мне много мальчишеской резкости, в детстве обожала играть в индейцев! Когда играешь ребенка важно, чтобы они узнавали себя. Я наблюдаю за сыном. В моих героях его счастье, его задор, его наивность.

- Как девочка Снегурочка управляется с семьей и бытом?

В театре забываются все домашние дела и проблемы! Если репетирую, то порой забываю позвонить, пообедал ли сын, проверить, чем он занимается после школы…

- Ты строгая мама?

Нет. Я уверена, что уважение на уровне «Я старше, я умнее» долго не продержится. Ребенок быстро взрослеет. Чтобы сохранить его доверие, надо общаться на равных, а не давить авторитетом. Стараюсь быть для сына другом.

- Что Снегурочка делает летом?

Готовится к следующему Новому году! И вспоминает прошедший! На последней «елке» меня актеры разыграли. Отправляя Тотошку домой, я стукнула волшебными золотыми туфельками и… со сцены исчезли все, даже Дед Мороз. Такого я от него не ожидала! Я так растерялась, что даже предательски потекли слезы. Воплощенный кошмар актеров: ты стоишь на пустой сцене перед полным зрительным залом и не знаешь, что делать. Я зажмурила глаза, прошептала: «Вернитесь, пожалуйста!» и стукнула золотыми каблучками! И они вернулись!

В России без Снегурочки не обходится ни один Новый год. Эта сказочная красавица является воплощением чистоты, юности, веселья и делает зимний праздник более ярким и радостным.

С самого детства мы привыкли видеть ее рядом с Дедом Морозом на всех новогодних мероприятиях, но мало кто из нас задумывался, где же родители Снегурочки. Попробуем разобраться!

  • Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?
  • Кто родители Снегурочки и где они сейчас?
  • Кто автор сказки про Снегурочку?
  • Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Кто такая Снегурочка и откуда она взялась?

В фольклоре с давних пор упоминаются три сказочных героя, принимающих непосредственное участие в новогодних празднествах – Дед Мороз, Снеговик и Снегурочка. И если добрый старик имеет своих прототипов во многих других странах мира, то у милой светловолосой девушки такого прообраза не существует ни в мифологии, ни в легендах и сказках иных народов.

Снегурочка – это исконно русское достояние, своего рода ангел, способный уговорить даже застенчивого ребенка не робеть перед Дедом Морозом и рассказать стишок или спеть песенку.

Существует несколько версий происхождения Снегурочки. Одна из них связана с древним славянским обрядом похорон Костромы – ритуального персонажа, символизирующего плодородие. По другой версии, истоки появления снежной красавицы восходят к языческим поверьям о мифологическом боге вод и ночного неба – Варуне, который в некоторых легендах является прообразом Деда Мороза.

Считается, что Снегурочка – это воплощение скованных льдом речных вод, таящих в себе наступление теплых весенних дней.

Кто родители Снегурочки и где они сейчас?

Хотя в народном фольклоре Снегурочка была известна еще в языческие времена, впервые о ней заговорили по всей стране во второй половине XIX века, когда в России была опубликована сказка о девочке Снегурке, или Снежевиночке, вылепленной из снега. Согласно этой истории, когда-то в одном русском селе жили крестьянин Иван и жена его Марья. В их доме всегда царили мир и любовь, однако прожили они вдвоем до самой старости, так и не сумев обзавестись детьми.

Однажды зимой в их селе выпало много снега. Иван и Марья вышли во двор и принялись лепить снежную куклу. Неожиданно Снегурочка зашевелилась, словно живая, и семейная пара приняла это чудо как благословение Бога, пославшего им ребенка. Сказка имеет печальный финал: прыгая с подружками через костер, снежная девочка растаяла.

Однако со временем ее образ прижился в народном сознании, а с конца XIX века стал активно использоваться в сценариях на новогодних елках. Поскольку Иван и Марья были обычными людьми, состарившись, они умерли, поэтому Снегурочка теперь сирота.

Кто автор сказки про Снегурочку?

Впервые сказку о Снегурке и ее родителях-стариках в 1869-м записал в своих трудах «Поэтические воззрения славян на природу» выдающийся русский собиратель фольклора Александр Афанасьев.

У автора есть и языческий вариант появления зимней героини, согласно которому Снегурочка – это снежная нимфа. Она рождается в начале зимы из снега, а с приходом весенних деньков испаряется и забирает с собой желания сельских жителей.

В 1873 году драматург Александр Островский, впечатленный рассказами Афанасьева, создал пьесу «Снегурочка», в которой описал зимнюю красавицу как бледнолицую девушку со светлыми волосами, одетую в шубку с меховой оторочкой, шапку и рукавички. В этом произведении автор представил Снегурку 15-летней дочерью Деда Мороза и Весны-Красны, отпустивших ее к людям в слободку Берендеевку под присмотром Бакулы-бобыля.

Как и в сказании Афанасьева, в пьесе Островского Снегурочка растаяла, но уже по другой причине – от яркого солнечного луча, который навел на нее мстительный и злобный бог плодородия Ярило.

Кем Снегурочка приходится Деду Морозу?

Если верить пьесе Островского, то Дед Мороз приходится Снегурочке отцом, однако в 1935 году, после того, как в СССР официально разрешили праздновать Новый год, их стали принимать за дедушку и внучку. В педагогических пособиях по проведению новогодних мероприятий юная красавица выступает помощником старика и его посредником в играх с малышами на елке.

Кто придумал называть Снегурочку внучкой Мороза, до сих пор неизвестно, однако их первый совместный выход в свет состоялся в 1937 году в Доме Союзов Москвы, и с тех пор так уж повелось, что добрый старик приходится девушке дедом.

Место рождения Снегурочки

Легенда гласит, что место рождения Снегурочки – Берендеево царство в Костромской области. В Ярославской губернии, которая граничит с Костромской областью, есть деревня Берендеевка. По преданию, именно там живет Снегурочка.

7 317

Конечно, наши самые любимые персонажи новогоднего праздника – это Дед Мороз и Снегурочка. Но если некие подобия нашего русского языческого Бога Деда Мороза под разными именами существуют во многих странах, то Снегурочка – наше чисто русское достояние, порождение великого и щедрого истинно русского духа.

Мы давно уже привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй русской Богини на новогодних торжествах и каждый раз с удовольствием скандируем: «Снегурочка! Снегурочка! Снегурочка!» И даже трудно представить, что на наш зов может никто не откликнуться.

А вот что известно о Снегурочке из других, более ранних источников.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Сказки о Снегурке были исследованы А. Н. Афанасьевым во втором томе его труда «Поэтические воззрения славян на природу» (1867).

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей Афанасьева, пишет пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Имеет вид прекрасной бледной светловолосой девушки. Одета в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Первоначально пьеса не имела успеха у публики.

В 1882 году Н. А. Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

История Снегурочки. Снегурочка - русский новогодний персонаж. Она – уникальный атрибут образа Деда Мороза. Ни один его из младших или зарубежных собратьев не имеет такого милого сопровождения.

Образ Снегурочки – символ застывших вод. Это девушка (а не девочка) – вечно юная и жизнерадостная языческая Богиня, одетая только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается, хотя с середины XX века в ее одежде иногда стали использовать и голубые тона. Её головной убор – восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом. Современный костюм Снегурочки чаще всего соответствует историческому описанию. Нарушения цветовой гаммы встречаются крайне редко и, как правило, оправдываются отсутствием возможности изготовить «правильный» костюм.

Образ Снегурочки не зафиксирован в древнем русском народном обряде. Снегурочка – сравнительно недавнее достижение русской культуры.

Ныне часто фигурирует глубоко ошибочное, антинаучное мнение, будто образ нашей Снегурочки возник из образа некой языческой богини зимы и смерти Костромы.

Здесь вспомним, что в исторической науке существует термин «кабинетная мифология», в которой известные разрозненные факты искусственно «притягиваются за уши», мощно дополняются собственной фантазией «исследователя», и в результате возникает квазиисторическое сочинение в стиле фэнтези, не имеющее ничего общего с реальностью. Зачастую, такие ученые-мифологи работают под заказ властей – местных или государственных.

В исторической науке «кабинетная мифология» не вчера возникла и не завтра исчезнет. Во всех науках всегда были и есть любители посочинять отсебятину, не связанную с действительностью. Связь образа русской Снегурочки с Костромой была «найдена» костромскими краеведами, когда власти Костромы решили объявить свои места родиной Снегурочки.

Заметим, что якобы «древний» обряд, связанный с образом , был впервые отмечен и описан только в XIX веке, так что древность сведений о нем весьма невелика. Много позже из этих описаний местные костромские «кабинетные мифологи» сделали выводы, будто миф о Снегурочке возник из «древнего» славянского обряда похорон Костромы, который проводился крестьянами в местностях вокруг города Кострома.

Но рассмотрим, кто такая Кострома в этом обряде.

Слово «Кострома» имеет один корень со словом костер. По описаниям исследователей XIX века, в конце зимы чучело Костромы в разных деревнях крестьяне в окрестностях города Костромы хоронили по-разному. Соломенное чучело, изображавшее Кострому, радостно, с улюлюканьями и прибаутками или топили в реке, или сжигали.

Из добросовестных описаний исследователями XIX века видно, что обряд уничтожения чучела Костромы до мелочей повторяет существовавший с глубокой древности обряд праздничного уничтожения весной чучела надоевшей злой Зимы-Марены, в разных местностях также именуемой Морена, Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара.

Из описаний обряда отчетливо видно, что богиня зимы Кострома - не отдельное самостоятельное божество, а всего лишь местное (локальное) костромское имя общеславянской Марены (Мораны), языческой богини смерти, зимы и ночи.

Морана (Марана, Кострома…) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть - черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь.

Множественность в русском языке имен Мораны-Костромы не удивительна. В XIX веке на Руси еще существовало множество местных особенностей русского языка, к середине ХХ века практически исчезнувших из-за введения единого стандартизованного образования. Например, один и тот же древний языческий праздник урожая, традиционно отмечаемый в день осеннего равноденствия, в разных местностях России именовался Вересень, Таусень, Овсень, Усень, Осень, Радогощь.

Сожжение чучела Зимы (Марены, Костромы и т.д.) – это проводы надоевшей зимы, практиковавшиеся по весне у всех народов Европы, включая славян, у которых в дохристианские времена существовала общая религия друидов/волхвов (у славян языческие священнослужители-друиды именовались «волхвы»).

В дохристианские времена чучело Зимы уничтожали утоплением в воде или сжиганием в день весеннего равноденствия во время языческого праздника Комоедицы (см. подробности). Позднее, когда победившая христианская церковь под страхом тяжкой кары запретила языческую Комоедицу и ввела взамен христианский праздник Масленицу (в Европе именуемый «карнавал»), чучело Зимы люди стали уничтожать в последний день Масленицы.

Обряд сожжения на Комоедицу в день весеннего равноденствия (позднее в христианские времена – в последний день Масленицы) чучела надоевшей Зимы-Марены (а не Масленицы, как некоторые ошибочно полагают) был призван обеспечить плодородие земель.

Конечно, нет никаких оснований ассоциировать образ нашей русской Снегурочки с образом древней злой и жестокой богини зимы, смерти и ночи Мораны (Костромы) – это всего лишь нелепые антинаучные натяжки излишне остроумных костромских краеведов, действовавших под заказ местных властей.

Бессмысленны и попытки искать корни родства Снегурочки в дохристианской мифологии славян, которая к XIII веку была полностью и невосстановимо уничтожена церковниками, и о которой ныне практически ничего неизвестно.

В жестокие средневековые времена внедрения христианства на завоеванной и порабощенной пришлыми скандинавскими бандитами-варягами (викингами) Руси русский народ лишился и своей мифологии, и древней славянской рунической письменности, а вместе с рунической письменностью – и всех своих исторических хроник, которые вели волхвы. Именно тогда история, верования и обычаи славян дохристианских времен в течение нескольких веков старательно уничтожались церковниками и варяжскими властями и стали неведомыми.

Обратимся к реальной истории происхождения нашей русской Снегурочки.

Известно, что боги когда-то родятся, некоторое время живут в сознании людей, а потом умирают, стираясь из памяти.

В великой русской культуре XIX века произошло чудо рождения новой Богини, которая уже никогда не исчезнет из памяти русского народа, покуда наш русский народ будет существовать.

Для понимания этого русского культурного явления не следует ошибочно полагать, что новых богов способен создавать лишь хитроумный еврейский народ, а другие народы в своем творчество и традициях должны непременно плясать под дудку только еврейских религиозных фантазий. Как показывает история культуры XIX и XX веков, русские люди тоже не лыком шиты. Было бы неплохо, если бы и в нынешнем XXI веке русские об этом не забывали.

С древнейших времен люди делали подобия человека из разных материалов (т.е. скульптуры), иногда воображая свои скульптуры ожившими (вспомним древний миф о Пигмалионе и Галатее).

Образ ожившей ледяной девочки частенько встречается в северных сказках. В записанном исследователями русском фольклоре XIX века Снегурочка тоже фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Наиболее вероятно, русская народная сказка о Снегурочке была сочинена где-то в середине XVIII века, возможно, под влиянием северных сказаний, пришедших через русских северных поморов, а затем интерпретировалась в устном творчестве различных рассказчиков. Так на Руси появились варианты этой волшебной сказки.

В русских народных сказках Снегурочка чудесным образом возникает из снега именно как живой человек. Славянской Богиней Снегурочку сделал в 1873 году великий русский драматург А. Н. Островский, подарив ей в родители славянских богов Деда Мороза и Весну-Красну. А у богов, как известно, рождаются боги.

Русская сказочная Снегурочка – персонаж удивительно добрый. В русском фольклоре нет даже намеков на что-то отрицательное в характере Снегурочки. Напротив, в русских сказках Снегурочка предстает как абсолютно положительный персонаж, но попавший в неудачные окружающие условия. Даже страдая, сказочная Снегурочка не проявляет ни одной отрицательной черты.

Порожденная творчеством русского народа сказка о Снегурочке - явление уникальное во всем мировом сказочном творчестве. В русской народной сказке «Снегурочка» нет ни одного отрицательного персонажа! Такого нет ни в одной другой русской сказке и в сказках иных народов мира.

Изумительная русская культура XIX века породила еще одно подобное уникальное произведение - оперу «Иоланта», в которой тоже нет ни одного отрицательного персонажа, и вся фабула тоже строится на борьбе добрых благородных героев с неблагоприятными природными обстоятельствами. Вот только в опере «Иоланта» герои (с помощью достижений науки) побеждают, а в народной сказке «Снегурочка» героиня гибнет под воздействием неодолимой силы земной природы.

Современный образ языческой Богини Снегурочки, имя которой однокоренное со словами «снеговик» и «снег», - сравнительно недавнее порождение великой русской культуры XIX века.

Наша божественная русская Снегурочка возникла как литературный персонаж.

Первоначальное исследование народных сказок о Снегурке провел А. Н. Афанасьев (см. второй том его труда «Поэтические воззрения славян на природу», 1867 год).

Под влиянием сведений о сказочной снежной девочке, полученных от Афанасьева, в 1873 году А. Н. Островский пишет поэтическую пьесу «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь славянских богов Деда Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время праздничного ритуала почитания вступающего в свои права славянского бога весеннего солнца Ярилы в День весеннего равноденствия (в день начала астрономической весны, который у наших древних предков-язычников был и первым днем Нового года).

Позже писатели и поэты превратили Снегурочку во внучку - боги не рождаются в результате единичного творческого акта отдельной личности, а всегда кумулируют в себе многие идеи народа.

Лирическая, красивая история про Снегурочку многим понравилась. Известный меценат Савва Иванович Мамонтов захотел поставить ее на домашней сцене Абрамцевского кружка в Москве. Премьера состоялась 6 января 1882 года.

Эскизы костюмов для нее выполнил В.М. Васнецов (в светлом сарафане с обручем или повязкой на голове), а три года спустя знаменитый художник делает новые эскизы уже для постановки одноименной оперы Н.А. Римского-Корсакова, созданной на основе пьесы Н.А. Островского.

К созданию внешнего облика Снегурочки имели отношение еще два известных художника. М.А. Врубель в 1898 году создал образ Снегурочки для декоративного панно в доме А.В. Морозова (в белой, сотканной из снега и пуха одежде, подбитой горностаевым мехом). Позднее, в 1912 году, свое видение Снегурочки представил Н.К. Рерих (в меховой шубке), участвовавший в работе над постановкой драматического спектакля о Снегурочке в Петербурге.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX - начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. История о девушке из снега, пришедшей к людям, становилась все более популярной и очень хорошо «вписалась» в программы городских рождественских елок.

Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

В период репрессий 1927–1935 годов Снегурочка вдруг пропала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми.

В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов. Любопытно, что на ранних советских изображениях Снегурочка чаще изображена маленькой девочкой, в виде девушки ее стали представлять позднее. Почему – до сих пор неизвестно.

В военный период о Снегурочке вновь забыли. В качестве обязательной постоянной спутницы Деда Мороза она возродилась лишь в начале 1950-х благодаря усилиям детских классиков Льва Кассиля и Сергея Михалкова, которые писали сценарии для кремлевских елок.

Дед Мороз и Снегурочка вошли в общественную жизнь страны как обязательные атрибуты встречи наступающего Нового года. С тех пор на Снегурочку каждый Новый год перекладываются обязанности, с которыми на американской и западноевропейской рождественской елке Санта Клаус успешно справляется сам. А под Новый Год часто Снегурочками работали студентки театральных ВУЗов и актрисы. В самодеятельных постановках на роль Снегурочек выбирали старших девочек и молодых женщин, чаще светловолосых.

Следуя нашей чудесной русской новогодней традиции, сейчас европейского новогоднего Деда тоже начала сопровождать прекрасная внучка.

Ненормированный рабочий день. Да, этих дней в году не много. Но расписание каждого из них с утра до вечера заполнено. А заказчики появляются задолго до самого праздника. Зато работа не скучная и неоднообразная – ведь каждый день нужно выступать перед новыми людьми, а это очень интересно. Хотя некоторые трудности можно встретить и здесь – ведь к каждому человеку нужно найти свой подход и порадовать именно его особым способом.

Сложнее всего каждый год удивлять заказчиков. Снегурочке нужно не просто уметь водить хороводы вокруг и знать несколько новогодних песенок.

А как приятно ощущать, что тебя везде ждут! В каждой квартире, в каждом коллективе – везде тебе радуются.
Аккуратной нужно быть с реквизитом – дети то и дело норовят проверить: а настоящая ли Снегурка к ним прибыла, и тянут за косу, шубку, рукавички.

Так что же нужно, чтобы стать настоящей новогодней Снегурочкой и уже в этом году приносить в дома людей сказку?

Во-первых, нужно обладать коммуникабельностью, ответственностью, организаторскими способностями, уметь общаться с детьми и незнакомыми людьми, творчески мыслить. Конечно, внешность должна быть подходящей для образа внучки Деда Мороза. Во-вторых, нужно быть готовой к следующим неудобствам: ненормированному рабочему дню и невозможности планировать свое личное время, работать в выходные и, особенно, в праздничные дни. Наконец, чтобы попрактиковаться и понять наверняка, можете ли вы стать Снегурочкой, попробуйте исполнить новогодние мечты своих близких, устроить для них праздничное представление и порадовать своих домочадцев.