Урок развития речи "изложение по тексту "как состроена изба"". Тема урока

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ

«Однородные члены предложения»

Диктант .

Как состроена изба.

1)Сколько сосновых изб срублено было на Руси! 2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. 3) Да и сейчас вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. 4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале - проще возводить жилье из дерева. 5) Тепло в нем, сухо, чисто.

6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

7) Ты никогда не интересовался, как построена русская изба? 8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. 9) Любопытное сооружение! 10) Концы бревен соединены и держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. 11)В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. 12) Они тоже укрепляют стену.

13) Строят избу из могучих сосновых бревен. 14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми; они стройны, легки, веселы. 15) Все в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. 16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с другою соперничают в изяществе и богатстве наряда.

(По Э. Шиму.)

Грамматические задания

1 вариант

1.Выписать грамматическую основу 11 предложения.

2. Среди предложений 11-16 найдите предложение 2. Среди предложений 1-8 найти предложение с обобщающим словом и однородными членами.Напишите № предложения.

3. В предложениях 1-5 найди слово с чередованием гласных. Выпишите его.

4. Среди предложений 5-10 найдите односоставное безличное предложение. Напишите №.

5.Среди 1-6 предложений найдите сложносочиненное предложение. Выпишите его №.

6. Выпишите из 1 предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.

7. Из предложений 2-6 выписать причастие и разобрать по составу.

8. Подобрать синоним к слову «любопытное» (предложение №9)

1 вариант

1.Шипы спрятаны

3.Вырастают

6.Сколько

7.Став-ящ-их

8.Интересное

2 вариант.

1. Выписать грамматическую основу 2 предложения

2. Среди предложений 1-8 найти предложение с обобщающим словом и однородными членами. Напишите № предложения.

3. В предложениях 11-14 найдите слово -исключение. Выпишите его.
4. Среди предложений 5-12 найдите односоставное назывное предложение. Напишите №.

5. Среди предложений 4-12 найдите сложноподчиненное предложение. Выпишите его №.

6. Выпишите из 5-6 предложений слово, в котором звуков больше, чем букв.

7. Из предложений 9-14 выписать полное страдательное причастие и разобрать по составу.
8. Подобрать синоним к слову «соперничают» (предложение №16)

2 вариант. Ответы.

1.Стучали топоры

3.Деревянные

6.Поколения (поколению)

7.С-плет-енн-ых

8.Соревнуются, состязаются

Крамаренко Н. | Как построена изба | Журнал «Русский язык»...

Как построена изба . Изложение публицистического текста, включающее описание произведения искусства, архитектуры. Сколько основных изб избы , да и сейчас стучат, – вырастают в деревнях румяные смолистые...

Контрольная работа по русскому языку в 8 классе в формате ОГЭ...

«Однородные члены предложения». Диктант . Как состроена изба .7) Ты никогда не интересовался, как построена русская изба ? 8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая.

Xn--j1ahfl.xn > Контрольная работа по

Урок развития речи "Изложение по тексту "Как состроена изба ""

Тема: Изложение «Как состроена изба ». Цели: подготовить учащихся к письменному изложению текста; предупредить речевые, орфографические и пунктуационные ошибки; учить подробно излагать текст, совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль текста.

Infourok.ru > Урок развития речи

Учебно-методический материал по русскому языку на тему...

Строят избу избы избы

Nsportal.ru > Учебно-методический

Выполнить задания надо((1. Укажите номера предложений...

Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы -красавицы и одна с одною соперничают в...

Znanija.com > Выполнить задания надо((1.

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - Урок 4 - ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ...

Урок 61. Контрольный диктант . I. Март - первый весенний месяц.√ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначалеСколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы . Да и сейчас стучат - вырастают в...

Compendium.su > КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ - Урок

Контрольные диктанты по русскому в 8 классе - Русский язык...

Как состроена изба . Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы . Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из...

Mamapapa-arh.ru > Контрольные диктанты по

Вариант №2 Внимательно прочитайте текст и выполните задания...

Сколько сосновых изб срублено было на Руси? 2 Веками стучали топоры плотников, ставящих избы , да и сейчас стучат, вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.6)Ты никогда не интересовался, как построена русская изба , как сложены брёвна? 7)Вроде бы проще некуда.

Edu.znate.ru > Вариант №2 Внимательно

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ - Русский язык 8 класс

^ КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы

Lit-yaz.ru > КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ -

I. Работа по теме урока | Как состроена изба

Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идеюКак состроена изба . (1) Сколько с..сновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали т..поры плотников ставящих избы .

Mydocx.ru > I. Работа по теме урока | Как

Промежуточный контролный диктант по русскому языку 5-8 классы

Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы -красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152) По Э. Шиму.

EduContest.net > Промежуточный контролный

Тема урока. Развитие речи. Изложение публицистического текста...

Русскую избу по праву относят к числу подлинно классических произведений архитектуры». (И. Маковецкий). Искусству постройки избы и посвящена глава из книги Э. Шима, отрывок из которой является текстом изложения. IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

Testsoch.com > Тема урока. Развитие речи.

Контрольные диктанты 1 - стр. 2

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ . 1. Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.*Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы . Да и сейчас стучат – вырастают в...

Textarchive.ru > Контрольные диктанты 1 -

Ответы@Mail.Ru: Переедите кодировку на рус яз

Сколько основных изб срублено было на � уси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы , да и сейчас стучат, – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева.

Touch.otvet.mail.ru > Ответы@Mail.Ru: Переедите

Контрольный диктант в 8 классе № 13 | Сборник диктантов по...

Цель: проверить знания, умения и навыки учащихся на конец 3-й четверти по теме «Осложнённое предложение. Предложение с обособленными членами предложения». Содержание контрольного диктанта направлено на выявление уровня развития умений...

Tak-to-ENT.net > Контрольный диктант в 8

Контрольные диктанты 8 класс

Контрольные диктанты 8 класс. I. Глазами художника Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне 3 был поражен собором СвятогоК несчастью, мы еще попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались.

Lib.repetitors.eu > Контрольные диктанты 8

Тексты диктантов для 8 класса

Тексты диктантов для 8 класса. Автор публикации: Пилюгина Л.Н.Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы .Казанский собор, созданный по образцу знаменитого собора Св. Петра, находящегося в Риме, построен только...

Docbaza.ru > Тексты диктантов для 8

Как устроена русская изба

Lanasvet1991.blogspot.com > Как устроена русская

Диктант по русскому языку за 3 четверть 8 класс

Диктант . Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимымиС раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским...

Rusteacher.ru > Диктант по русскому языку

Контрольные диктанты - Диктанты по русскому языку 8 класс...

Контрольные диктанты

Shcoole.do.am > Контрольные диктанты -

Контрольные диктанты - Диктанты по русскому языку 8 класс...

Контрольные диктанты . I. Глазами художника. Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне 3 был поражен собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать. Как известно, Лондон - город туманов. В тот день туман был таким густым, что...

Shcoole.do.am > Контрольные диктанты -

Евгений Осетров - Живая древняя Русь. Книга для учащихся - стр 24

Очень интересны крестьянские избы и амбары. Перенесемся мысленно на лесистые берега Северной Двины.Словом, северная изба производит впечатление вековечной прочности, она олицетворяет победу сильного, мужественного человека над суровой природой.

Profilib.org > Евгений Осетров - Живая


Вариант №2 Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А6, В1 -в14. Как состроена изба

Отметка по 5-балльной шкале

Часть 2.

Вариант № 2

Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А6, В1 -В14.

Как состроена изба

1) Сколько сосновых изб срублено было на Руси? 2)Веками стучали топоры плотников, ставящих избы, да и сейчас стучат, вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.

3)Это и понятно: в богатых лесом краях проще возводить жилье из дерева. 4)Тепло в нем, сухо, чисто.

5)Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников. 6)Ты никогда не интересовался, как построена русская изба, как сложены брёвна? 7)Вроде бы проще некуда. 8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. 9)Не дворец, не высотный дом, - малый терем-теремок. 10)Но и он любопытное сооружение.

11)Вот задумайся: как, например, стены держатся? 12)Ведь выращены без гвоздей, без скоб и железных болтов, а стоят неколебимо! 13)Тут первая плотничья хитрость: концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. 14)В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. 15)Они тоже укрепляют стену.

16)А приметь, как все рассчитано, рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху - тоньше и тоньше. 17) Одно бревно уложено комлем направо, второе комлем - налево. 18)От этого стена ровная и устойчивая.

19) Обычная древесина сосны не употребляется для художественных поделок. 20)Но посмотри, как использовали нашу простую сосну русские мастера. 21)У нас на Севере стоят огромные двухэтажные избы. 22)Стены их сложены из могучих сосновых бревен. 23)Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, - наоборот, они стройные, легкие, веселые. 24) Деревянная резьба украшает и крыльцо, и наличники окон, и балкончики.

25)Стоят на деревенской улице избы-красавицы, словно под кружевными накидками, и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

26)Поэтому русская крестьянская изба в равной степени может считаться памятником и строительного искусства, и народного быта, и народного художественного творчества. (По Э. Шиму)

К каждому заданию А1 - А6 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Ответы на задания А1 - А6 напишите.

1) чтобы придать тексту разговорную интонацию.

2) чтобы показать, что изба это разумное, тщательно продуманное, выверенное во всех деталях сооружение.

3) чтобы убедить нас в том, что избу строить очень легко.

4) чтобы убедить читателя в том, что избу нужно строить сообща.

А2. Какое высказывание искажает содержание текста?

1) Изба - это сооружение, которое не требует высокого мастерства.

2) Избы на Руси должны быть двухэтажными.

З) Русская крестьянская изба - памятник строительного искусства.

4) На смену деревянным строениям должны приходить бетонные высотные здания.

А4. Укажите, в каком значении употребляется слово «пятистенка » (предложение № 2)

1) большая изба, разделенная капитальной стеной

3) изба, выстроенная из толстых брёвен

4) деревянный дом

А5. Какое предложение содержит информацию о плотницком опыте русского народа.

1) 4 2) 5 3) 6 4) 7

А6. Укажите предложение, в котором содержится МЕТАФОРА.

1) 1 2)3 3) 6 4) 9

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Из предложения 23 выпишите антонимы .

________________________________________________________________________

В2. Из предложений 21 - 24 выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

В3. Из предложений 19 – 22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от звонкости / глухости звука, обозначаемого следующей после приставки буквы.

В4. Из предложений 1 – 4 выпишите слово, правописание Н в котором определяется правилом: «В кратком причастии пишется одна буква Н ».

_________________________________________________________________________

В5. Из приведенного ниже предложения 22 выпишите все цифры, при помощи которых пронумерованы занятые, выделяющие вводное слово .

Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми,(1) наоборот,(2) они стройны,(3) легки,(4) веселы.

________________________________________________________________________

В6. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы), обозначающую (- ие) запятую (- ые), между частями сложносочиненного предложения.

А приметь, (1)как все рассчитано, (2)рассортировано: снизу самые толстые бревна, кверху - тоньше и тоньше.

Стоят на деревенской улице избы-красавицы,(3) словно под кружевными накидками,(4) и одна с одною соперничает в изяществе и богатстве наряда.

В7. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (- ы), обозначающую (- ие) запятую (- ые), между частями сложноподчиненного предложения.

Веками стучали топоры плотников, (1)ставящих избы (2), да и сейчас стучат, вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки.

А приметь, () как все рассчитано, (3) рассортировано: снизу самые толстые бревна,(5) кверху - тоньше и тоньше.

__________________________________________________________________________

В8. Замените словосочетание из предложения 13, построенное на основе подчинительной связи согласования « ПЛОТНИЧЬЯ ХИТРОСТЬ», синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ . Напишите получившееся словосочетание.

_______________________________________________________________________

В9. Из предложения 24 выпишите грамматическую основу .

_________________________________________________________________________

В10. Среди предложений 9 - 13 найдите предложения с однородными членами . Напишите номера этих предложений.

__________________________________________________________________________

В11. Среди предложений 1 - 4 найдите предложение с обособленным определением

__________________________________________________________________________

В12. Укажите количество грамматических основ в предложении 8.

__________________________________________________________________________

В13. Среди предложений 5 -8 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

_________________________________________________________________________

В14. Среди предложений 5 – 10 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными . Напишите номер этого предложения.

Часть З

Используя прочитанный текст части 2, выполните одно из заданий: С2.1 или С2.2

С2.1 Напишите сочинение-рассуждение «Роль синонимов в речи» .

С2.2 Напишите сочинение-рассуждение.

Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «Русская крестьянская изба в равной степени может считаться памятником и строительного искусства, и народного быта, и народного художественного творчества».

КАК СОСТРОЕНА ИЗБА

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат - вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале - проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!

Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.

Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152 слова)

(По Э. Шиму.)

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать - художница-любительница, отец - известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)

(По Э. Патсон)

История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.

Наблюдая за движением звёзд, Леверье, французский астроном, обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с той расчётной, которая у него должна быть. По мнению учёного, она содержала хотя и незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Это было фактом, требующим объяснения. Как истинный учёный, Леверье не мог не задуматься над этим. И он нашёл объяснение. Астроном предположил, что эти отклонения являются следствием воздействия на Уран планеты, пока неизвестной учёным. Именно она, ещё более далёкая от Солнца планета, по мысли учёного, заставляет Уран «вести себя» не по звёздным законам.

По отклонениям в орбите астроном установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии учёные, используя расчёты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету) точно в указанном месте звёздного неба. Так планета, вначале открытая учёным « на кончике пера», затем уже была поймана путём наблюдения в телескоп. (143 слова)

(По Н. Шанскому.)

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе. (148 слов)

(По Э. Патсон)

В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сеттер, а тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней… (140 слов)

(По Л. Андрееву)

Глазами художника

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон - город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон - город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.(141 слово)

(По А. Воловик)

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов) (По В. Арсеньеву)

Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звёзды - это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.

Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.(156 слов) (По М. Гумилевской)

Незнакомая усадьба.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.(138 слов)

(По А. Чехову)

I этап – теоретический.

Задание:каждая группа с помощью теоретика представляет правила:1-я группа – ОЧП и пунктуация при них; 2-я группа – обобщающие слова при ОЧП; 3-я группа – грамматические нормы при употреблении ОЧП (теоретик заранее составляет памятку «Ошибки в сочетаниях однородных членов» и раздает ее представителям других групп).

II этап – практический (задание для практиков).

1-я группа.

Задание: расставить знаки препинания, подчеркнуть ОЧП, выделить союзы.

1. Челкаш был бос в старых плисовых штанах без шапки в грязной ситцевой рубашке с разорванным воротом.

2. Надвинулась туча скоро пошел дождь однако ненадолго.

3. Выражение не то чтобы жалости а сумрачной озабоченности появилось на лице генерала.

4. Целую жизнь потом он если не рассказывал то вспоминал эту историю.

5. Я понял уезжая тогда из гор что бывают в горах и снег и дожди и туманы и снежные бури.

6. По склонам стояли багровые рябины и издали были похожи на пылающий костер.

7. Сущность человека лучше всего благодарнее и совершеннее всего выражается через его деяния через его труд и творчество.

8. Никогда ни при каких обстоятельствах не разрешай себе ни зазнайства ни чванства.

9. Как мороз ни скрипуч да не больно жгуч.

10. Радостно моложе было и на небе и на земле и в сердце человека.

2-я группа.

Задание:расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

1. Все волновало нежный ум цветущий луг луны блистанье в часовне ветхой бури шум старушки чудное преданье.

2. В лесу и на полях все было занесено снегом.

3. Белые облака бор тянущийся по обеим сторонам дороги шум горной реки текущей невдалеке все это не могло не радовать глаз и слух путешественника.

4. Небо становилось разноцветное белесое розовое красное малиновое.

5. Тут Соловей являть свое искусство стал защелкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался...

6. И лошади и покрытые рогожками извозчики и дома улицы все было мне особенно мило и значительно.

7. В окна проникал свет то ли сияние неба то ли сияние озера.

8. Вдруг все вокруг и это серое выцветшее небо и лесистые бугры и застывшие в вечном поклоне ели и голодный беркут стало для меня дорого.

9. Боры и дубравы березняки с живописными озерами и старицами все больше привлекают горожан.

10. Загорелое его лицо было типично для туземцев выдающиеся скулы маленький нос глаза с монгольской складкой век и широкий рот с крепкими зубами.

3-я группа.

Задание: используя материалы памятки «Ошибки в сочетаниях однородных членов», отредактировать упр. 284.

II. Взаимозадания.

Оппоненты предлагают представителям других групп задания (работа группы целиком).

Домашнее задание: § 40–46, упр. 280; подготовиться к контрольной работе по разделу «Однородные члены предложения».

Урок 60

Контрольная работа по разделу
«Однородные члены предложения»
(комплексный анализ текста)

Цели: закрепить умение комплексного анализа текста; проконтролировать степень усвоения учащимися материала об однородных членах предложения и обобщающих словах, пунктуации при них.

Тип урока: контрольный.

Ход урока

Комплексный анализ текста по теме «Однородные члены предложения».

I вариант

5. Постройте схему предложения 14.

(1) Март первый весен(н)ий месяц. (2) Назван он так в честь миф..логического бога войны Марса, который (в)начале просл..влялся древними римлянами как бог з..мледелия и скот..водства.

(3) Название сохр..нилось у многих народов. (4) На Русь оно пр..шло из Византии.

(5) Издавн.. март отличался праз(д)никами и обрядами. (6) На Руси к праз(д)нику вып..кали печен..е в виде жаворонков олиц..творяющих пр..ход весны. (7) Строили (не)приступные снежные или ледян(н)ые крепости. (8) Встречающие весну д..лились на две группы. (9) Одна защ..щала крепость другая ее штурмовала. (10) Смех шутки не см..лкали ни на минуту (в) течени.. всего дня.

(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвр..щаются морозы. (13) И все(же) мало(помалу) снег тает. (14) Повсюду по овражкам по склонам холмов бл..стят на солнце сливаясь в (не)большие болотца ручейки. (15) В лесных ч..щобах на опушках рощ(ь) везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег освоб..ждая из снежного плена дерев..я. (134 слова.)

(По материалам «Календаря».)

II вариант

1. Вставьте пропущенные буквы.

2. Вставьте пропущенные знаки препинания.

3. Укажите номера предложений, в которых встречаются однородные члены предложения.

4. Укажите номера предложений, в которых встречаются обобщающие слова при однородных членах.

5. Постройте схему предложения 4.

Как состроена изба

(1) Сколько с..сновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали т..поры плотников ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – выр..стают в деревнях румян(н)ые смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях в Карели.. в Сибир.. на Урал.. проще возводить жил..е из дерева.



(5) Тепло в нем сухо чисто.

(6) Из века в век стучали т..поры и от поколения к поколению склад..валось м..стерство умельцев-плотников.

(7) Ты (ни)когда (не)интересовался как состроена рус(с)кая изба? (8) Наложены бревна одно на другое пробиты окошки (с)верху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соед..нены «в лапу» держатся друг за дружку словно пальц.. сплетен(н)ых рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревян(н)ые шипы. (12) Они то(же) укрепляют стену.

(13) Строят избу из могучих с..сновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми они стройны ле..ки веселы. (15) Всё в них украшено деревян(н)ой р..зьбой и крыльцо и наличники и б..лкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и б..гатстве н..ряда. (152 слова.)

(По Э. Шиму.)

Ключ.

I вариант

(1) Март – первый весенний месяц. (2) Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. (3) Название сохранилось у многих народов. (4) На Русь оно пришло из Византии.

(5) Издавна март отличался праздниками и обрядами. (6) На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. (7) Строили неприступные снежные или ледяные крепости. (8) Встречающие весну делились на две группы. (9) Одна защищала крепость, другая ее штурмовала. (10) Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

(11) В России март не всегда бывает теплым. (12) Иногда в начале месяца возвращаются морозы. (13) И все же мало-помалу снег тает. (14) Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. (15) В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. (16) Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

3. 2, 5, 7, 10, 14, 15.

II вариант

Как состроена изба

(1) Сколько сосновых изб срублено было на Руси! (2) Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. (3) Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. (4) В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жилье из дерева. (5) Тепло в нем, сухо, чисто.

(6) Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

(7) Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? (8) Наложены бревна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. (9) Любопытное сооружение! (10) Концы бревен соединены «в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетенных рук. (11) В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. (12) Они тоже укрепляют стену.

(13) Строят избу из могучих сосновых бревен. (14) Но избы не выглядят мрачными и тяжелыми, они стройны, легки, веселы. (15) Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники, и балкончики. (16) Стоят на деревенской улице избы-красавицы, и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда.

3. 4, 5, 8, 10, 14, 15, 16.

Урок 61

Работа над ошибками

Цель: проследить частотные ошибки и поработать над их исправлением.

Тип урока: коррекционный.

Ход урока

Коллективная работа над часто встречающимися ошибками.

Индивидуальная работа над допущенными ошибками.

Домашнее задание: закончить работу. Словарное слово:соотечественник.

Урок 62

Сравнительная характеристика двух знакомых лиц,
особенности строения текста

Цели: закрепить и отработать умения создавать текст – сравнительную характеристику, опираясь на правила сравнения, устанавливая между объектами сходство (общее) и различие, строить высказывание на основе типовой схемы.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Работа со словарным словом: соотечественник.