Светское общество в изображении л. н

1. «Война и мир» — роман-эпопея.
2. Замысел и история появления произведения.
3. Петербуржцы и москвичи в романе.
4. Значение произведения для понимания общества XIX века.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка...
М.Ю.Лермонтов

«Война и мир» Л. Н. Толстого — одно из величайших произведений, вошедшее в мировую классику литературы. Над романом велась долгая и кропотливая работа. Писатель начал его в 1863 году, а закончил только через шесть лет — в 1869 году. За это время роман подвергался многократным исправлениям и несколько раз, практически с нуля, переписывался.

О замысле романа можно судить по следующему письму, адресованному А. И. Герцену и датированному 1861 годом: «Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России...». Однако первоначальная идея расширялась и видоизменялась со временем (дневниковая запись Толстого): «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам... В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».

В этом романе, называемом также романом-эпопеей, автору удалось досконально точно, живо и вместе с тем интересно передать жизнь русского дворянства первой половины XIX века. Немалая роль отводится и описанию светского общества, на тот момент поделенного на два сильно отличающихся друг от друга и постоянно враждующих между собой «лагеря» — московский и петербургский.

Санкт-Петербург, являющийся в то время столичным городом, и по сей день отличается своей строгой и холодной красотой. Он неприветлив, неприступен и прекрасен. Он в одном ряду с европейскими городами, так как сам по себе является окном в Европу. Высшее общество Петербурга представляет собой особый, замкнутый и обособленный ото всех мир со своими законами и порядками. Нравы и обычаи членов этого общества ориентированы на европейские традиции. Но первое, бросающееся в глаза отличие таких людей — крайняя неестественность мыслей, слов, жестов. Представители этого круга слишком сильно привыкли к тому, что выход в общество — это игра, где надо держать лицо и нельзя проявлять искренние эмоции и чувства. Неслучайно князь Василий, имеющий к этой категории людей прямое отношение, неоднократно сравнивается с актером.

Основной и излюбленный вид интеллектуального времяпрепровождения петербургского общества — так называемые салоны. В них велись беседы обо всем и ни о чем одновременно: обсуждались знакомые, политики и императоры, новости войны и культуры. Естественно, что общение велось «на высшем уровне» и малознакомому человеку могло показаться, что вещи, обсуждаемые этими людьми, очень важны и серьезны, а сами беседующие — начитанны и умны. Однако это не так, ведь не случайно сам автор сравнивает один из таких салонов мадам Шерер с «говорильной машинкой». Есть в этих приемах нечто равнодушное, механическое, действующее без эмоций по заданной оператором программе.

Умного, пытливого и живого человека подобное времяпроведение не сможет удовлетворить — в нем слишком мало души и действительно важных слов. Однако людям, составляющим основу этого общества, подобные развлечения необходимы. У подобных салонных завсегдатаев такая манера поведения и общения распространяется и на семейную жизнь, лишенную тепла и понимания и преисполненную механического холодного расчета. Типичная петербургская семья — «клан» Курагиных.

Совсем иначе представлено общество московское. Несмотря на некоторую схожесть с петербургским, московские дворяне вызывают большую читательскую симпатию. Первое упоминание московского высшего света — описание дома Ростовых. Утренний прием гостей, приуроченный к именинам, с одной стороны напоминает посиделки у Шерер — те же сплетни, а также пустые разговоры и обсуждение важных дел. Масштабы разговоров меньшие, как и меньшее количество притворного удивления и коварства, которые полностью уходят из помещения с приходом детей. Дети приносят с собой счастье, непосредственность, свет и чистоту и вместе с ними начинают радоваться жизни и взрослые.

На приеме полностью проявляются основные качества московского высшего общества— радушие, семейность, хлебосольство. Общество Москвы напоминает одну большую семью с общими бедами и радостями. Здесь все обо всех знают и прощают друг другу мелкие прегрешения, хотя могут и прилюдно отругать. Так, естественная для Москвы, в питерском обществе выходка Наташи Ростовой будет абсолютно неприемлема. Московский свет ближе народу, помнит и чтит его традиции. Симпатии автора — на сторон москвичей, не даром ведь Ростовы живут именно в Москве. И хотя москвичам тоже свойственны недостатки (то же сплетничество), Толстой не заостряет на них внимание.

При изображении светского общества автор постоянно прибегает к приему «отстранения», позволяющему взглянуть на героев с новой, не рассмотренной ранее стороны. Так и французский язык в речи героев является таким же приемом «отстранения», позволяющим точнее передать мысли и эмоции общества. Говорившего в основном на французском и немецком.

Роман-эпопея создавался уже во второй половине XIX века, то есть автор не мог быть свидетелем описываемого им временного периода и пользовался сочинениями литераторов, историческими документами. Именно по этой причине изображение общества в произведении является и традиционным, и революционно новым. Благодаря мастерски созданным характерам героев и верно описанным деталям светской жизни, роман «Война и мир» стал своеобразной энциклопедией русского дворянства первой четверти XIX века.


Петербург


московское светское общество

Мысль народная» в романе «Война и мир».

Роман «Война и мир» был задуман как роман о декабристе, возвращающемся после амнистии в 1856 году. Но чем больше Толстой работал с архивными материалами, тем больше он понимал, что, не рассказав о самом восстании и, глубже, о войне 1812 года, нельзя написать этого роман. Так замысел романа постепенно трансформировался, и Толстой создал грандиозную эпопею. Это рассказ о подвиге народа, о победе его духа в войне 1812 года. Позже, говоря о своем произведении, Толстой писал, что главная мысль романа - «мысль народная» . Она заключается не только и не столько в изображении самого народа, его быта, жизни, а в том, что каждый положительный герой романа в конце концов связывает свою судьбу с судьбой нации. На страницах романа, и особенно во второй части эпилога, Толстой говорит о том, что до сих пор вся история писалась как история отдельных личностей, как правило, тиранов, монархов, и никто до сих пор не задумывался над тем, что является движущей силой истории. По мысли Толстого - это так называемое роевое начало, дух и воля не одного человека, а нации в целом. И насколько силен дух и воля народа, настолько вероятны те или иные исторические события. Так, победу в Отечественной войне Толстой объясняет тем, что столкнулись две воли: воля французских солдат и воля всего русского народа. Эта война была справедливой для русских, они воевали за свою Родину, поэтому их дух и воля к победе оказались сильнее духа и воли французов, поэтому победа России над Францией была предопределена.
Война 1812 года стала рубежом, испытанием для всех положительных героев в романе: для князя Андрея, который чувствует необыкновенный подъем перед Бородинским сражением, веру в победу; для Пьера Безухова, все мысли которого направлены на то, чтобы помочь изгнанию захватчиков, - он даже разрабатывает план убийства Наполеона; для Наташи, отдавшей подводы раненым, потому что не отдать их было нельзя, не отдать было “стыдно и гадко”; для Пети Ростова, принимающего участие в военных действиях партизанского отряда и погибающего в схватке с врагом; для Денисова, Долохова, даже для Анатоля Курагина. Все эти люди, отбросив все личное, становятся единым целым, участвуют в формировании воли к победе. Эта воля к победе особенно ярко проявляется в массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска (вспомним купца Ферапонтова, который, поддав шись какой-то неведомой, внутренней силе, велит все свое добро раздать солдатам, а что нельзя вынести - поджечь) в сцене подготовки к Бородинскому сражению (солдаты надели белые рубахи, как бы готовясь к последней схватке) в сцене боя партизан с французами. Тема партизанской войны занимает особое место в романе. Толстой подчеркивает, что война 1812 года, действительно, была народной, потому что сам народ поднялся на борьбу с захватчиками. Действовали уже отряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса Давыдова, создают свои отряды и герои романа - Денисов и Долохов. Жестокую, не на жизнь, а на смерть войну Толстой называет “дубина народной войны”:
«Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие» .

Мысль семейная» в романе «Война и мир».

Участвует пять главных семей: Ростовы, Болконские, Курагины, Друбецкие и Безуховы. Также в романе упоминаются и другие, менее яркие семьи: Берги, Карагины, Долоховы и т.д.

Ростовы: граф Ростов, графиня Ростова, Вера, Николай, Наташа, Петя, Соня.

Болконские: Николай Болконский, Андрей, Лиза Болконская (Мейнен, жена Андрея, «маленькая княгиня», племянница Кутузова), Марья, Николенька, мадемуазель Бурьен.

Курагины: князь Василий, княгиня Курагина, Эллен Курагина, Ипполит Курагин, Анатоль Курагин.

Друбецкие: Анна Друбецкая, Борис Друбецкой.

Шенграбен и Аустерлиц в романе «Война и мир».

Роль эпилога.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведениях Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского роль эпилога чрезвычайно велика:

* эпилог логически завершает сюжет произведения.

Философская позиция Толстого настолько отдалена от сюжета произведения, что могла бы существовать самостоятельно, в качестве философского трактата. Сюжетная развязка (первая часть эпилога) занимает существенно меньшую часть эпилога. С войны прошло 7 лет. Марья вышла за Ростова, их счастье основано на постоянно духовной работе Марии. Николая восхищает ее ум и душа. Николай хорошо управляет имением, Соня живет с ними. В Наташе не было видно души, а только лицо и тело. Главное для нее – служение мужу и семье. Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что все готово к перевороту. Пьер уверяет, что нужно организовать общество, может быть даже и нелегальное, чтобы приносить пользу. Николай с этим не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить - ни на секунду не задумаюсь и пойду». Пьера ждут новые испытания. Испытания, связанные с участием Пьера в политическом кружке. (Как мы понимаем, Пьер станет декабристом, примет участие в восстании на Сенатской площади.) Так Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими.

(Сон Николеньки) Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска и радостно приближались к цели. Но вдруг перед ними в грозной позе появляется дядя Николай, готовый убить первого, двинувшегося вперед. Николенька оборачивается и видит, что рядом с ним стоит уже не дядя Пьер, а отец - князь Андрей и ласкает его. Мальчик так толкует этот сон: «Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Во второй части Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы. Толстой задается глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей?” И дает на него ответ: “Законы необходимости”. Его позиция – фатализм. По мнению Толстого, человек - лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки - осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно. Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).

Представлена широкая философская позиция. Для подтверждения своей позиции во второй части эпилога он не использует сюжетного материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части “Войны и мира”.

Философия истории.

Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» было задумано как повествование о жизни некоторых вымышленных героев из высшего общества, но постепенно оно превращалось в эпопею, включающую не только описания реальных событий начала XIX века, но и целые главы, задача которых - донести до читателя философские воззрения автора. Обращаясь к изображению истории, Толстой был вынужден знакомиться с разнообразными материалами по интересующей его эпохе. Позиция ни одного из современных писателю ученых не могла удовлетворить человека, желавшего во всем «дойти до корня». У автора «Войны и мира» постепенно складывается своя концепция исторического развития; которую было необходимо изложить, чтобы открыть людям «новую истину», сделать яснее логику романа.

Одной из первых проблем, с которой столкнулся писатель, стала оценка роли личности и масс в истории. И если в начале создания «Войны и мира» основное внимание уделялось отдельным героям, то по мере изучения войны 12-го года Толстой все больше убеждался в определяющей роли народа. Во второй части эпилога основная мысль, которой проникнуто все повествование, была сформулирована так: «...чем непосредственнее люди участвуют в совершении действия, тем менее они могут приказывать и тем их большее число... чем меньше то прямое участие, которое люди принимают в самом действии, тем они больше приказывают и тем число их меньше...» Идея о том, что действия масс определяют историю, находит подтверждение во многих эпизодах романа. Так, победу в Шенграбенском сражении русским войскам приносят отнюдь не удачные распоряжения князя Багратиона, который «...только старался делать вид, что все, что делалось по необходимости, случайности и воле частных начальников... делалось... согласно с его намерениями», а действия «маленького» капитана Тушина, а также осознание всеми необходимости этого боя для спасения армии. Тогда же, когда рядовой солдат не видел цели сражения, как это было при Аустерлице, на неблагоприятный исход не могло повлиять ни знание немецким командованием местности, ни продуманная диспозиция, ни присутствие императоров. Особенно хорошо видно определяющее значение духа войска в Бородинском сражении, когда русские смогли доказать свое моральное превосходство над врагом, несмотря на интриги в штабе Кутузова и неудобство позиции.

По мнению Толстого, задача личности состоит в том, чтобы не мешать естественному ходу истории, «роевой» жизни народа. Это понимает Багратион, и доказательством может служить его поведение во время Шенграбенского сражения, это знает Кутузов, чувствующий момент, когда необходимо дать грандиозное сражение, позволяющий себе принять решение об оставлении Москвы, видящий смысл только в войне освободительной. Главное отличие «светлейшего» от Наполеона не в бездеятельности русского командующего, а в осознании стариком того, что его приказы не являются определяющими, для хода истории.

Говоря о позиции Толстого по поводу роли личности в истории, мы неминуемо приходим к описанию противоречий в концепции автора «Войны и мира».

С одной стороны, один из основополагающих тезисов - «человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общественных целей». По мнению Толстого, естественно то, что «большая часть людей того вре-, мени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего». С другой стороны, все герои романа разделены на две группы. К первой из них принадлежат все те, кому небезразлична судьба Родины, чья жизнь переворачивается во время войны 1812 года, чей «личный интерес» непосредственно связан с «общим ходом дел». Это старый князь Болконский, собирающий ополчение, готовящийся к защите Лысых Гор от французов, Ростовы, отдающие свои подводы под раненых, Петя, Николай, Андрей, Пьер, видящие цель своей жизни в участии в Отечественной войне.

Ко второй половине относятся те, чья жизнь не изменяется с началом войны, никак от нее не зависит. Это псевдопатриоты из петербургского салона А. П. Шерер и посетители дома Элен, симпатизирующие Наполеону и французам, Берг, озабоченный покупкой шифоньерки во время оставления жителями Москвы, Борис, интересующийся только повышением по службе. Все они осуждаются автором именно за безразличие к общему делу. Идеальной же личностью становится Кутузов, понимающий глубокий смысл происходящего.

В эпопее важное место отводится рассуждениям об общем характере развития жизни. Говоря об этой части историко-философских отступлений романа, часто употребляют термин «фатализм». Законы истории пока недоступны людям, поэтому возникает понятие судьбы, фатума," которое заменяет собой всю совокупность непознанных причин.

Светское общество в романе «Война и мир».

В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Петербург - столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.

Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Анны Павловны Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья - семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество , которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить" (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом «отстранения», давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» позволяет судить о том, что представляло из себя русское общество в начале ХIХ века.

Писатель показывает читателю не только представителей высшего общества, но и московского и поместного дворянства, создает удивительные образы крестьян. Таким образом, практически все социальные слои России представлены в романе.

Картины русского общества в романе «Война и мир»

Исторические личности

  • император Александр I,
  • Наполеон,
  • Кутузов,
  • маршалы Франции,
  • генералы русской армии.

Показывая исторических личностей, Толстой авторски пристрастен: для него истинно исторической, величественной личностью является Кутузов. И император Александр, и Наполеон прежде всего думают о себе, своей роли в истории, поэтому их роль в настоящей истории призрачна. Кутузов же ощущает веяние провидения, подчиняет свою деятельность службе Отечеству. Толстой пишет:

«Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Поэтому велик Кутузов и ничтожны Наполеон и ему подобные.

Образы русских дворян в романе «Война и мир»

Раскрывая образы русских дворян, писатель использует любимый им прием контраста. Петербургское дворянство, высший свет Петербурга противопоставлены московскому и поместному дворянству стремлением к собственной выгоде, карьере, узким личным интересам.

Олицетворением такого общества становится салон Анны Павловны Шерер, описанием вечера у которой начинает роман. Сама хозяйка и ее гости уподобляются мастерской, где шумят машины, крутятся веретена. Поведение Пьера, его искренность кажутся завсегдатаям салона невоспитанностью.

Символом лживости высшего света становится и семья Курагиных. Внешняя красота — это необязательно атрибут красоты внутренней. Красота Элен и Анатоля скрывают их хищническую натуру, которая направлена только на получение собственного удовольствия. Женитьба Пьера на Элен, лже-любовь Наташи к Анатолю — ошибки, за которые платят разочарованием в жизни, ломкой судьбы.

Сущность высшего света проявляется в отношении к войне 1812 года. Петербург во время Бородинского сражения больше занят тем, кого из двух претендентов на ее руку выберет княгиня Безухова, Элен, при живом муже. Патриотизм этого общества выражается в отказе от французской речи и неумении говорить по-русски. Лживость этого общества отчетливо видна в поведении князя Василия Курагина во время борьбы за назначение Кутузова командующим русской армией. Курагины, Берги, Друбецкие, Ростопчин даже в войне ищут только выгоды, им чужд истинный патриотизм, единение нации.

Близки к народу дворяне московские и поместные. Москва относится к войне 1812 года по-иному. Дворяне собирают ополчение, охваченные единым порывом патриотизма, встречают они императора Александра. Пьер снаряжает целый полк ополченцев, требует, чтобы подводы, которые предназначены для перевозки вещей при отступлении, были отданы раненым. Толстой любуется единым семейным домом, где господа и слуги представляют единое целое (сцены именин в доме Ростовых, охоты и танца Наташи в доме у дядюшки Ростовых).

Образы народа, купечества «Войне и мире»

Для каждого из любимых героев Толстого человек из народа становится мерилом истины:

  • для Андрея Болконского это встреча с Тушиным в Шенграбенском сражении,
  • для Пьера — с Платоном Каратаевым в плену,
  • для Денисова — с Тихоном Щербатым в партизанском отряде.

Единение нации представлено и образом москвичей, в частности московской барыни, которая покидает город

«со смутным сознанием, что она Бонапарту не слуга».

Купеческое сословие представлено в романе персонажем Ферапонтовым, который открывает свои амбары жителям и солдатам при отступлении из Смоленска с криком:

«Все бери…Решилась Расея».

Чрезвычайно интересны образы крестьян. Толстой показывает многообразие русских народных характеров.

  • Это Тихон Щербатый — «самый нужный человек в отряде» Денисова, человек, который пешком может пройти столько же, что и конный, вытащить лошадь из болота, взять пленного.
  • Это только упомянутая писателем старостиха Василиса, возглавившая партизанский отряд.
  • Это капитан Тушин, маленький, невзрачный, благодаря которому удалось спасти русскую армию в Шенграбенском сражении.
  • Это капитан Тимохин, незаметный труженик войны, на котором держится русская армия.
  • Это философ и мудрец Платон Каратаев, противоречивость образа которого до сих пор смущает критиков. Платон был хорошим солдатом, но и плен он воспринимает как данность, как жизнь, при этом сохраняет чувство собственного достоинства.

Толстой не был бы Толстым, если бы не показал противоречивость отношений крестьян к нашествию. Бунт богучаровских крестьян, их нежелание идти в неволю, говорит о надеждах крестьянства на освобождение от крепостного права.

«В «Войне и мире», — скажет Толстой, — я любил мысль народную».

Русские семьи в романе

Но немаловажную роль в романе играет и мысль семейная. Толстой считает семью основой государства.

Семьи Ростовых, Болконских, в конце романа семьи Пьера и Наташи, Николая и Марьи — это нравственный идеал семьи, где есть родство душ, единение и взаимопонимание.

Именно в этих семьях вырастают талантливые дети, основа будущего России.

Писал, что его роман —

«картина нравов, построенная на историческом событии».

Роман дает очень многое для понимания загадок русской души и русского национального характера, удивительной силы нации, народа в широком понимании при глубоких национальных потрясениях.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Знакомство читателей с высшим обществом происходит уже на первых страницах романа Толстого «Война и мир», когда мы оказываемся в салоне А.П. Шерер. Мы не можем не заметить иронического авторского отношения к неискренности, показной чопорности, манерности гостей этой гранд-дамы. Светская львица Анна Павловна, как это и было принято в свете, очень строго подошла к подбору гостей для своего великолепного вечера: «Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидеть его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное».

Выбор гостей объясняется не их человеческими качествами или уровнем интеллекта, а знатностью и богатством. Виконт и аббат на этом светском вечере являются некоторым десертом и служат для придания ему значимости, великолепия, весомости, точно так же, как экзотические заморские фрукты служат для украшения стола.

Анну Павловну Шерер Толстой сравнивает с «хозяином прядильной мастерской», который методично рассадил своих «работников по рабочим местам», где каждый выполняет свое задание, а сам ходит по мастерской, следя за порядком. Толстой пишет: «… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Все здесь роскошно, чопорно, как–то неестественно. Поэтому так и пугает Шерер новый гость – «массивный, толстый» Пьер Безухов, «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи". Толстый, большой, немножко неуклюжий, такой неизящный и неаристократичный, он совсем не знает светских манер и не умеет вести себя в свете. Анна Павловна испытывает страх еще и перед «умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной». Вот что пугает людей, вращающихся в светских кругах: настоящий, живой ум, непосредственность, простота.

А Пьер еще очень наивен. Это настолько добрый человек, что у него не возникает даже мысли о плохих людях. Он не может допустить, что в светском обществе могут быть люди, подобные холодному, расчетливым князю Курагину и его дочери Элен. Или беспринципному и подлому Анатолю, который, не задумываясь, разрушает жизнь человека. Или Бергам с их циничной жизненной формулой: «всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше тебя, потому что тогда только есть приятность от знакомств» и чтоб подольше не было детей, поскольку «надо жить для общества».

Наивный Пьер еще искренно верит, что на этом вечере собрались по-настоящему интеллигентные люди, «и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза»: «он все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать». Пьер с надеждой ждет «чего-нибудь особенно умного».

Пройдет время, и в роковой для России день- день Бородинского сражения – здесь тоже соберется высшее общество, чтобы приятно провести время, продемонстрировать на публике новые наряды и высказать громкие признания в любви к России. У гостей Шерер не хватило такта в страшный для России день не устраивать великолепного вечера из уважения к тем людям, которые сейчас там, где льется кровь, раздаются стоны и плач умирающих. Но Толстой пишет: «У Анны Павловны 26-ого августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образу преподобного угодника Сергия».

Прочесть это письмо было поручено князю Василию, который прославился «своим искусством чтения». Чтение этого письма «имело политическое значение». И эти люди, утопающие в роскоши, еще имели совесть осуждать Кутузова! Получая тревожные вести о положении дел войны с французами, представители светской знати вздыхали и говорили: «Каково положение государя!». Теперь они уже «не превозносили, как третьего дня, а … осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя». А между тем, весь патриотизм этих людей сводится к тому, что они отказываются на какое-то время говорить на французском языке и штрафуют тех, кто это правило нарушал, в пользу нужд русской армии.

Представители высшего общества рассматривают брак между людьми, прежде всего, как взаимовыгодный, социальный союз. Вот мы вместе с Наташей Ростовой радуемся ее первому балу, ее первой большой любви, ее успеху. И вот Перонская комментирует: «Это миллионерка – невеста. А вот и женихи». В числе ухажеров – Борис Друбецкой. Все поклонники некрасивой девушки желают лишь выгодного брака, невзирая на отсутствие хоть какой-то симпатии к девушке.

Князь Василий, решив выдать Элен замуж за богатого Пьера, устраивает этот брак, которому суждено стать несчастным. Он ведет себя как тонкий психолог, стратег. Князь Василий забывает о том, что семейный союз двух людей - это еще и духовный союз, взаимопонимание.

К сожалению, даже в чудесной семье Ростовых вершатся такие браки! Даже в этой семье, где царят уют, полное взаимопонимание, искренняя, горячая привязанность друг к другу. Николенька и Соня с детских лет влюблены в друг друга, они поклялись в верности. Но чудеса бывают только в сказке. Соня живет в семье Ростовых, ни в чем не нуждается, она полноправный член этого дружного семейства. Но все таки она – бесприданница, у которой ничего нет. Дела же Ростовых находятся не в очень хорошем состоянии, и этот брак может вообще погубить их.

Ростовым нужны деньги. Граф и графиня выражают протест против женитьбы Николеньки на Соне, и он женится на Марье Болконской. Конечно, Марья оказалась чудесной девушкой. Марья и Николай по-настоящему полюбили друг друга, создали хорошую семью, но факт остается фактом: в высшем свете неприемлемы невыгодные браки.

Отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по-настоящему любят свою Россию.

Толстой вспоминал, что на написание ро-
мана «Война и мир» его вдохновила «мысль
народная». Именно у народа Толстой учился
сам и советовал это делать другим. Поэтому
главными героями романа у него являются
выходцы из народа или те, кто близко стоял
к простым людям. Не отрицая заслуги дво-
рянства перед народом, он делит его на две
категории. К первой категории относятся те,
которые по своему характеру, взгляду, миро-
воззрению близки народу или же через ис-
пытания приходят к этому. Лучшими пред-
ставителями дворянства в этом отношении
являются князь Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья
Болконская. Но есть и другие представители
дворянства, так называемое «светское обще-
ство», которые составляют особую касту. Это
люди, которые признают лишь несколько
ценностей: титул, власть и деньги. Только
тех, кто имеет в наличии одну или все из пе-
речисленных ценностей, они пускают в свой
круг и признают своими. Светское общество
насквозь пустое, так же как пусты и ничтож-
ны его отдельные представители, люди без
каких-либо моральных или нравственных ус-
тоев, без жизненных целей. Так же пуст и
ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на
это, они имеют большую силу. Это та вер-
хушка, которая управляет страной, те люди,
которые вершат судьбы сограждан.
Толстой старается в романе показать всю
нацию и всех ее представителей. «Война и
мир» начинается со сцен, рисующих высшее
дворянское общество. Автор показывает в ос-
новном современность, но затрагивает и про-г
шлое. Толстой рисует вельмож этой уходя-
щей эпохи. Граф Кирилл Безухов - один из
их представителей. Безухов богат и знатен,
у него хорошее имение, деньги, власть, кото-
рые получены от царей за мелкие услуги.
Бывший фаворит Екатерины, кутила и раз-
вратник, он всю жизнь посвятил наслаждени-
ям. Ему противостоит старый князь Болкон-
ский - его ровесник. Болконский - верный
защитник отечества, которому он служил
верой и правдой. За это он неоднократно
был в опале и в немилости со стороны власть
имущих.
Антинародность, полное пренебрежение
нуждами простых людей, жажда наживы -
таковы отличительные черты высшего дво-
рянского общества. Эти черты присущи и гос-
тям фрейлины Шёрер, и посетителям фран-
цузского салона графини Безуховой. Здесь
царят эгоистичность, корыстолюбие, карье-
ризм и интриганство. Светские разговоры -
не что иное, как обыкновенное злоязычие,
нередко переходящее в клевету. За маской
добродушия скрываются лицемерие и притвор-
ство, ставшие привычкой. Все нормальные че-
ловеческие чувства искажены, все пропитано
ложью, от дружбы и любви осталась лишь ви-
димость. Истоки морального разложения выс-
шего общества Толстой видит в паразитизме
и праздности. Он не зря всех его представите-
лей называет трутнями. Салтыков-Щедрин,
давая характеристику роману «Война и мир»,
заметил: «А наше так называемое «высшее об-
щество» граф лихо прохватил».
«Светское общество» даже с наступлени-
ем войны 1812 года мало изменилось: «спо-
койная, роскошная, озабоченная только при-
зраками, отражениями жизни, петербургская
жизнь шла по-старому; и из-за хода этой
жизни надо было делать большие усилия,
чтобы сознавать опасность и то трудное поло-
жение, в котором находился русский народ.
Те же были выходы, балы, тот же француз-
ский театр, те же интересы дворов, те же ин-
тересы службы и интриги…» Изменились раз-
ве что разговоры - больше стали поговари-
вать о Наполеоне и патриотизме.
На верхушке дворянского общества нахо-
дился император Александр I. Александр I по-
казан именно таким, каким его представляло
большинство дворян. Но в облике императора
уже проступают черты двуличия, позерства и
той жеманной чувственности, в которой льсте-
цы усматривали проявление «высокой душю
царя. Подлинный облик Александра I особен-
но ярко показан в сцене приезда царя в армик
после разгрома оккупантов. Кутузова царь за-
ключает в объятия, сопровождая их злобный
шипением: «Старый комедиант». Толстой счи-
тает, что верхушка нации омертвела и теперь
живет «искусственной жизнью». Все прибли-
женные царя ничем не отличаются от него са-
. мого. Страной управляет кучка иностранцев,
которым нет никакого дела до России. Мини-
стры, генералы, дипломаты, штабные офице-
ры и другие приближенные императора заня-
ты собственным обогащением и карьерой.
Здесь царит та же ложь, те же интриганство,
приспособленчество, что и везде. Именно Оте-
чественная война 1812 года показала настоя-
щую сущность представителей власти. Лож-
ный патриотизм их прикрыт громкими сло-
вами о родине и народе. Но их бездарность
и неумение управлять страной хорошо видно
в романе.
В «Войне и мире» представлены все слои
московского дворянского общества. Толстой,
характеризуя дворянское общество, стре-
мится показать не отдельных представите-
лей, но целые семьи. Ведь именно в семье за-
кладываются как основы добропорядочности
и нравственности, так и духовной пустоты и
праздности. Одной из таких семей является
семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин
занимает достаточно высокий пост в стране.
Он министр, призванный заботиться о наро-
де. Вместо этого все заботы старшего Кура-
гина направлены на самого себя и на собст-
венных детей. Его сын Ипполит - дипломат,
который совершенно не умеет говорить по-
русски. При всех его тупости и ничтожестве
он жаждет власти и богатства. Анатоль Ку-
рагин не лучше брата. Единственным его
развлечением являются кутежи и попойки.
Кажется, что этот человек совершенно ко
всему безразличен, кроме потворства собст-
венным прихотям. Его друг Друбецкой - по-
стоянный спутник Анатоля и свидетель его
темных делишек.
С этими людьми мы знакомимся уже на
первых страницах романа, где Толстой опи-
сывает посетителей и завсегдатаев салона
Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и
холодный и расчетливый проходимец Васи-
лий Курагин, который ищет ловкие ходы
«к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-
толь, которого сам отец называет «беспокой-
ным дураком», и разрушители чуж.их судеб
Ипполит и Элен. Элен - первая красавица
города, но при этом холодный и душевно пу-
стой человек. Она осознает свою красоту и
выставляет ее напоказ, позволяя любовать-
ся. Но эта женщина далеко не так безобидна,
как может показаться на первый взгляд. Ав-
тор подчеркивает улыбку Элен - она «неиз-
менна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой
Прекрасной, античной героиней, из-за кото-
рой началась Троянская война. Элен также
приносит одни неприятности. Позже она,
воспользовавшись доверчивостью Пьера, за-
манит его в свои сети и женит на себе.
В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Ан-
дрея Болконского. Автор противопоставляет
этих живых людей мертвому высшему свету.
Мы понимаем, что Пьер попал в общество, ко-
торому он чужд и которое совсем не понимает
его. Только вмешательство Андрея помогает
избежать скандала.
Борис Друбецкой - еще один представи-
тель высшего дворянского общества. Он один
из тех, которые придут на смену старшему
поколению. Но автор рисует его таким же да-
леким от народа, как и всех остальных. Борис
заботится лишь о своей карьере. У него хо-
лодный ум и трезвый рассудок, он точно зна-
ет, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель
и добивается ее. Даже на войне Друбецкой
думает о наградах и продвижении по службе,
желает «устроить себе наилучшее положе-
ние, особенно положение адъютанта при важ-
ном лице, казавшееся ему особенно заманчи-
вым в армии». Знакомства он тоже заводит
только те, которые выгодны ему. Вспомним,
как отвернулись Друбецкие от Ростовых, ког-
да те оказались разорены. Это несмотря на
то, что когда-то семьи были дружны.
Высшая знать отличается от народа даже
своим языком. Язык дворянской знати - это
офранцуженный язык. Он такой же мерт-
вый, как и все общество. В нем сохранились
пустые штампы, раз и навсегда сложившие-
ся выражения, готовые обороты, которые
применяются в удобных случаях. Люди на-
учились скрывать свои чувства за расхожи-
ми фразами.
Таким образом, рисуя дворянское общест-
во, Толстой показывает его бездеятельность
и неспособность управлять страной. Дворян-
ская знать изжила себя и должна уйти со сце-
ны истории. Необходимость и неизбежность
этого убедительно показала Отечественная
война 1812 года.