Смелость андрея. Жизненный путь Андрея Болконского

Все знают о смирении, но мало кто может вспомнить хотя бы 10 героев русской литературы, которые смирились со своей судьбой. Все говорят о гордости, но на ум приходит всего несколько гордых персонажей из литературы. Все знают о романе «Война и мир», но кто читал его полностью? Многомудрый Литрекон собрал все эти сложные темы, постарался разобраться в них и сделать их понятнее для Вас.

Смирение

  1. Марья Болконская . Яркий пример смирения в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» - это княжна Марья Болконская. Девушка беспрекословно выполняла все поручения и желания своего отца, терпела его сложный характер. Николай Болконский сам читал письма, которые приходили его дочери, контролировал каждый её шаг. В начале романа Марья — уже взрослая девушка, но она не замужем, потому что её отец против этого. Он не разрешает ей посещать балы и мероприятия, он хочет, чтобы дочь всегда была рядом. И Марья подчиняется отцу, потому что любит его и не может покинуть. Она уверена, что отец лишь делает вид, что не нуждается в ней, но на самом деле старик души не чает в дочери и боится ее потерять. Поэтому героиня совершила христианский подвиг — не оставила желчного и язвительного отца, а пожертвовала ради него всем, что сама имела. В конце романа Толстой награждает свою героиню за смирение - Марья выходит замуж за Николая Ростова, она счастлива в браке, вместе с Николаем воспитывает детей.
  2. Андрей Болконский (сцена с дубом). Встреча с дубом для князя Андрея - переломный момент в его жизни. Первый раз дуб встретил героя угрюмым и сердитым видом. Он не хотел видеть «ни весны, ни солнца». Дуб совсем не вписывается в красивый весенний пейзаж. Также себя ощущает и Болконский в обществе, он чувствует себя лишним, его не занимают разговоры, которые ведутся в светском кругу. Но вторая встреча с дубом заставляет Андрея задуматься. Дуб предстает перед ним обновлённым красавцем. Теперь дерево казалось оживлённым и наполненным силой. Глядя на этот дуб, Болконский понял, что жизнь ещё можно изменить, что нельзя мириться с этой апатией, которую он чувствует. В этой ситуации смирение не помогло бы герою в жизни - Андрей бы завял так, как старый дуб в их первую встречу. Но Болконский нашёл в себе силы не мириться с таким состоянием и изменил свою жизнь. Он сделал предложение Наташе и вновь возродился для любви.
  3. Соня Ростова. Самый явный образец смирения в романе - образ Сони. Девушка - сирота, она родственница Ростовых, живёт с ними, является частью их семьи, но, несмотря на это, всегда как бы уходит на второй план. Героиня влюблена в своего троюродного брата - Николая Ростова, но графиня против их отношений, так как девушка не богата, а семья переживает не лучшие времена (хоть к самой Соне старшая Ростова относится неплохо). Соня испытывает самые искренние и чистые чувства к Николаю, однако скромная и застенчивая девушка не может бороться за свою любовь, понимая то, что она вредит своим благодетелям. В конце романа Ростов женится на Марье Болконской, а Соня, смирившись с тем, что ей не суждено быть с Николаем, и отпустив его, живёт в доме мужчины, которого она всё ещё любит и лишь молча наблюдает за его счастливой семейной жизнью. Эта жертва демонстрирует силу смирения, ведь Соне дорого дался отказ от помолвки, который она собственноручно отправила Николаю. Но любовь к семье Ростовых вынудила ее встать на сложный путь, требующий немало выдержки — отказ от своего счастья.
  4. Пьер Безухов. Многие скажут, что этого доброго и милого героя смело можно назвать смирным, но это не так. Его жена - Элен Курагина - не любит мужа и изменяет ему. Пьер понимает, что этот брак не приносит ему счастья, у него нет настоящей семьи. И герой не готов мириться с этим - он расстаётся с женой, отдав ей часть своего состояния. Никакие уговоры не действуют на него, пока он сам не решает принять свой крест и простить Элен. Но все же и это решение он меняет на скитания в мещанской одежде по захваченной Москве. Еще один пример из биографии Пьера говорит о той же бескомпромиссности. Поиски смысла жизни и правды привели Пьера к масонам. Масонство даёт ему веру в то, что люди ещё могут быть честными, что есть ещё люди, которые делают добро другим безвозмездно. Но оказалось, что многие из его братьев в масонстве вступили туда лишь для связи с влиятельными людьми. Даже здесь Безухов столкнулся с лицемерием и ханжеством. Не желая больше иметь ничего общего с такими людьми и мириться с такими нравами, Пьер отходит от масонства. В характере героя нет истинного смирения, он постоянно бунтует против несправедливости и зла, но внешне он производит впечатление апатичного человека, который согласится на все, что угодно. Внешность бывает обманчива, и настоящее смирение следует искать в делах, а не в манере поведения.
  5. Смерть Андрея Болконского. Как мы знаем, излишняя и навязанная гордость разрушила счастье Андрея. Узнав о неудавшемся побеге невесты с другим мужчиной, он в гневе разорвал помолвку, ведь его самолюбие было очень задето. Ему предпочли подлеца, который даже не планировал жениться. Он думал, что в его положении можно быть только смешным. Словом, раздувшаяся гордость отравила его жизнь. Он стал желчным, нервным и замкнутым. Одержимость местью Анатолю едва не замещает все жизненные планы героя. Но Бородинское сражение становится для него последним. Он находится на линии огня, чтобы поддержать своих солдат, в результате чего получает ранение. Он смело и гордо встречает смерть. Но она все не приходит, а рана очень мучительна. Случайно его карета попадает на двор к Ростовым, и Наташа впоследствии узнает о том, кто в ней. Они встречаются, и только тогда Андрей понимает, как ничтожны были его переживания, как напрасно он обижался на невесту. Любовь к Наташе согревает его. Он сумел подняться над собственной обидой и простил возлюбленную за измену с Анатолем. Это смирение принесло ему облегчение и мудрость, познав которую он уже не мог выжить.

Гордость

    1. Андрей Болконский . Андрей унаследовал от своего отца такое качество как гордость. В начале романа он стремится добиться людской любви, славы и известности, поэтому он идёт на войну, замышляя свой Тулон и тайно поклоняясь военному таланту Наполеона. Но во время Аустерлицкого сражения его мировоззрение круто меняется. Глядя на бескрайнее небо, герой осознает всю ничтожность своих желаний, личность Наполеона теперь теряет для него бывшую привлекательность. На войне нельзя делать карьеру, ведь к очередному званию люди его статуса идут по трупам и людскому горю. Но нельзя сказать, что после этого сражения Болконский лишился гордости. Он лишился эгоизма и гордыни, той, что нравственно губит человека. Это помогло ему выбрать мир, а не войну, и он своими преобразованиями в хозяйстве облегчил жизнь многим простым людям.
    2. Николай Болконский, отец Андрея . Князь Николай Болконский – гордый и честный мужчина. Для него самым важным было сохранить свою честь и достоинство. Своему сыну он с детства прививал чувство патриотизма, учил быть благородным, отстаивать свою точку зрения. Дочь он муштровал так, чтобы можно было тоже гордиться ею. Старший Болконский — довольно своенравный герой и кажется грубым, но перед смертью он понимает свои ошибки и извиняется перед дочерью за своё жесткое отношение к ней. Читатель понимает, что за его грубостью и, порой, даже жестокостью, скрывалась любовь к родным людям, но именно гордость мешала ему показать ее. Поэтому в семье были натянутые и холодные отношения. Герой довольно поздно понял, что гордость и заносчивость не должны были мешать его теплому общению с детьми. Он же боялся проронить слезинку, провожая сына на войну, чтобы не показаться смешным. Его сдержанность стала причиной взаимного охлаждения и тайного страдания детей, которые не чувствовали любви отца.
    3. Элен Курагина . Элен – отрицательный персонаж в романе. Она — эгоистичная, меркантильная и ветреная девушка. Если характеру Андрея Болконского присуща гордость, то характеру Элен – гордыня. Она изменяет своему мужу и даже не скрывает этого, героиня считает это нормальным. Она открыто заявляет Пьеру, что не любит его, а, когда они расстаются, требует у Безухова внушительного содержания. Надменность в обращении с мужем она объясняла так, что он не был достоин ее изначально, и он обязан счастью иметь ее в женах лишь огромному наследству. Слыша его упреки, Элен даже задумывалась об их содержании, ведь в ее мировоззрении правота была только на ее стороне. Еще бы, она купается во внимании, избалована мужчинами, поэтому считает, что гордыня — это клюк к успеху. В конце романа Толстой наказывает Элен за её гордыню и эгоизм – героиня умирает из-за болезни, мучаясь и будучи одинокой в роковой час. Даже добрый Пьер не жалеет об ее кончине.
    4. Николай Ростов . Николай – добрый, честный и порядочный юноша, но он также и не обделён такими качествами, как гордость и независимость. Он часто кидается из крайности в крайность, с упорством доказывает свою точку зрения в спорах, дорожит честью. Весьма показательным является эпизод, когда он, еще молодой юнкер, обличает вора, уважаемого и знатного офицера, который пользовался своим положением, чтобы красть деньги. Тогда он настоял на его увольнении, хотя все вокруг были против Ростова и хотели замять дело. С огромным трудом его уговорили извиниться перед командиром, с которым у него произошло объяснение насчет воровства. И все же полковая общественность положительно относится к Ростову, потому что он благородный и воспитанный, он любит свою семью. И отношение общества даёт герою повод немного возгордиться собой, но эта гордость не выливается в резко отрицательное качество. Она, скорее, служит неким контрастом, чтобы напомнить читателю, что абсолютно идеальных людей не бывает. Так, разорившийся Николай был готов пожертвовать своим счастьем с Марьей только потому, что считал недостойной женитьбу богатой невесте в своем положении. Лишь благодаря самой Марье в конце романа мы видим Николая счастливым – у него прекрасная семья: любящая и преданная жена, дети, для которых Ростов старается сделать всё самое лучшее.
    5. Вера Ростова. Старшая дочь Ростовых кажется будто лишней в этой простой семье. Причиной этого является строгость её матери. Когда Вера была ребёнком, графиня Ростова не проявляла достаточно любви к своей дочери, поэтому девушка отдалилась от семьи. Среди родственников героиня чувствует себя отстранённо, но не особо старается что-то с этим сделать – она гордая и самостоятельная девушка. Веру нельзя назвать отрицательным персонажем, она, скорее, жертва обстоятельств. Она прячет все свои чувства за маской ледяной красавицы и не может поделиться своими переживаниями даже с родными. Гордость совсем не помогает девушке, а отягощает её жизнь.
    6. Марья Болконская . Марья – чистая и благородная героиня. Она отзывчивая и милая и, на первый взгляд, в ней совсем отсутствует всякая гордость. Но на самом деле, Марья не лишена как гордости, так и самоуважения. К девушке сватается Анатоль Курагин – эгоистичный и легкомысленный молодой человек. Он не любит Марью и хочет жениться лишь из-за денег. Его больше привлекает мадемуазель Бурьен – компаньонка Болконской. О симпатии Курагина к Бурьен догадывается граф Болконский и говорит своей дочери: «Этот болван о тебе не думает <…> нет у тебя гордости!». Но, когда Марья увидела Бурьен в объятиях Анатоля, она не смирилась с поведением молодого человека. Когда её отец и Василий Курагин попросили дать ответ на предложение, она отказалась, хоть и планировала изначально согласиться, ведь боялась не получить второго предложения из-за отдаленности от света и своей неказистой внешности. Марья уважает себя, но проявляет гордость только в крайних случаях из-за природной деликатности. Еще один эпизод не менее показателен в этом отношении: когда компаньонка предложила княжне просить заступничества у французских генералов, она с негодованием отказалась. Марье была свойственна гордость за свою фамилию. Поэтому можно сказать, что героиня, помимо скромности и смирения, обладает ещё самоуважением и гордостью, но не выставляет их напоказ.

Наверное, каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что такое настоящая храбрость. Я думаю, что это черта характера сильного и благородного человека, проявляющаяся в способности преодолевать волевыми усилиями чувство страха перед чем-то новым, неизвестным, сложным, позывать смелость при выполнении опасных и рисованных действий. Но всегда ли решительные и бесстрашные поступки являются проявлением истинной храбрости и чести, или это может оказаться всего лишь расчётливостью, направленной на достижение только своей личной выгоды? Для ответа на этот вопрос обратимся к произведениям русской классической литературы.

Один из главных героев романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» - Андрей Болконский – проходит долгий путь идейно-нравственных исканий, на котором ему случается проявить как настоящую храбрость, так и показную браваду. На поле Аустерлица князь Андрей проявляет небывалую смелость: перед лицом смертельной опасности, не замечая снарядов и пуль, летевших на него, он со знаменем в руках побежал на врага, вдохновив других солдат снова ринуться в бой. Но был ли это поступок, совершённый из благородных побуждений? К сожалению, нет.

Князь Андрей мечтал о своём Тулоне, личном подвиге, и даже в момент своего героического поступка он думал только о предстоящей славе. Настоящую же храбрость Андрей Болконский проявил в Бородинской битве. В ней он участвует уже не ради своих амбиций и удовлетворения честолюбия, а ради народа, Родины, готовый отдать за них свою жизнь. Это был его настоящий, полный истинной храбрости подвиг.

Другим аргументом может служить поведение русских солдат во время Шенграбенского сражения. В суматохе и панике, перед лицом надвигающегося врага, осталась лишь одна рота, сохранившая свою организованность – рота Тимохина, сумевшая произвести перелом в битве. Капитан Тимохин повёл себя бескорыстно – героически: с решительностью и даже отчаянностью он набросился на французов. Во имя общего блага он был готов пожертвовать собой, лишь бы заставить противника отступить. Не таков Долохов, который, в противовес Тимохину, думал только о себе и своей славе. Да, он бежал в атаку со своим командиром, но только ради возвращения своего офицерского звания. В этом эпизоде очень ярко виден весь контраст истинной и ложной храбрости.

Ещё одним аргументом может являться сопоставление двух героев повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» – Гринёва и Швабрина. Первый готов пожертвовать собой в битве за крепость, под страхом смерти, рискуя жизнью, он остаётся верен присяге и прямо высказывает свою позицию Пугачёву. Второй же, испугавшись за свою жизнь, переходит на сторону врага. На фоне поведения Швабрина храбрость Гринёва раскрывается ещё полнее.

Все эти аргументы ещё раз убеждают читателя в том, что проявить настоящую, не осквернённую тщеславными побуждениями храбрость, остаться смелым и решительным перед лицом опасности может только поистине благородный человек.

Андрей Болконский - образ, воплотивший в себе лучшие черты представителей передового дворянского общества своего времени. Этот образ находится в многообразных связях с другими персонажами романа. Андрей многое унаследовал от старого князя Болконского, будучи истинным сыном своего отца. Он родствен по духу своей сестре Марье. Он дан в сложном сопоставлении с Пьером Безуховым, от которого отличается большей реалистичностью и волей.

Младший Болконский соприкасается с полководцем Кутузовым, служит у него адъютантом. Андрей резко противостоит светскому обществу и штабному офицерству, являясь их антиподом. Он любит Наташу Ростову, он устремлен к поэтическому миру ее души. Герой Толстого движется - в результате упорных идейных и нравственных исканий - к народу и к миросозерцанию самого автора.

Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. Собирающихся в салоне он презрительно называет "глупым обществом".

Андрею нерадостно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти".

Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. По убеждению Андрея, большие возможности открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия. Сражения 1805 года явились для Болконского выходом из тупика.

Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова.

Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Ульмское поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Я обратил внимание на то, что Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров.

Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Он лелеет мысль о славе, похожей на ту, которая досталась Наполеону во французском городе Тулоне, которая вывела бы его из рядов неизвестных офицеров. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. Шенграбен, однако, не стал еще для Болконского его Тулоном.

Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает, и вот уже Кутузов пишет его отцу, что сын старого князя Болконского "пал героем".

Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания: "Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал... не так, как мы бежали, кричали и дрались... Совсем не так ползут облака по этому высокому, бесконечному небу". Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт со щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.

С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Boт прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему cам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом". Теперь князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и эта становится важным этапом в духовных поисках героя.

Вот князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено nepeжить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".

В Богучарово приезжает Пьер, и между друзьями происходит важный разговор на пароме. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе".

Обосновавшись в деревне, князь Андрей осуществляет заметные преобразования в своих имениях. Триста душ крестьян он перечисляет в "вольные хлебопашцы", в ряде имений заменяет барщину оброком. Он выписывает в Богучарово ученую бабку для помощи родильницам, а священник за жалование обучает крестьянских детей грамоте. Как мы видим, он сделал для крестьян гораздо больше, чем Пьер, хотя и старался, главным образом, "для себя", для своего душевного успокоения.

Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. По дороге к Ростовым он увидел старый дуб, который "один не хотел подчиняться обаянию весны", не желал видеть солнце. Князь Андрей чувствует правоту этого дуба, которая гармонировала собственным его настроениям, полным отчаяния. Но в Отрадном ему посчастливилось повстречаться с Наташей.

И вот он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Когда, возвращаясь домой, он вновь повстречался со старым дубом, он обратил внимание, как тот преобразился - раскинув шатром свою сочную зелень, колыхался в лучах вечернего солнца, Оказывается, "жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь, - думал он, - чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".

Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека".. Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.

И вот он на балу, где вновь встречает Наташу. От этой девочки на него повеяло чистотой и свежестью. Он понял богатство ее души, несовместимое с искусственностью и фальшью. Ему уже ясно, что он увлечен Наташей, а во время танца с нею "вино ее прелести ударило ему в голову". Далее мы с увлечением следим за тем, как развивается история любви Андрея и Наташи. Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом".

Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. На второй план отошли все мелочные заботы, в частности, стремление вызвать Анатоля на дуэль. К Москве подходил Наполеон. На пути его армии оказались Лысые Горы. Это был враг, и безучастно к нему Андрей относиться не мог.

Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан Делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!"

Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска.

В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца. И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни.

Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, сделаю то, чем бы даже он был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.

Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа - Андрея Болконского.

На первых же страницах романа перед нами предстаёт князь Андрей Болконский. Один из главных героев романа и, без сомнения, один из любимых героев Л. Н. Толстого. На протяжении всего романа Болконский ищет своё предназначение в жизни, пытаясь выбрать дело, которому следовало бы отдать все свои силы.
Эгоистические интересы, светские интриги, притворство, наигранность и неестественность поведения, ложный патриотизм правят миром богатых. Андрей же человек чести, и для него неприемлемы подобные мелкие поползновения, неблагородные устремления. Именно поэтому он быстро разочаровался в светской жизни. Не принесла ему счастья и женитьба. Болконский стремится к славе, без которой, по его мнению, настоящий гражданин, радеющий за своё Отечество, жить не может. Кумиром для него являлся Наполеон.
В своих честолюбивых устремлениях, князь Андрей тоже, надо признать, становится безгранично эгоистичным. Ему не жаль пожертвовать всем самым дорогим в жизни ради минут славы и торжества над людьми: «Я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно».
В Андрее от природы заложено такое качество, как истинно болконская гордость, унаследованная им от отца, от предков. Но он стремится к славе не только для себя, он хочет принести пользу своему Отечеству, русскому народу. В день Аустерлицкого сражения Болконский во время паники на глазах у М. И. Кутузова со знаменем в руках увлёк в атаку целый батальон. Андрея ранят. Рушатся все его честолюбивые планы. И только теперь, когда он такой беспомощный и покинутый всеми лежит на поле, он обратил своё внимание на небо, и оно вызвало в нём искреннее и глубокое потрясение: «Как же я не видел раньше этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё это пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба».
Вся жизнь в один миг промелькнула перед глазами. Болконский по-другому посмотрел на своё прошлое. Теперь Наполеон со своим мелким тщеславием ему кажется ничтожным обыкновенным человеком. Князь Андрей разочаровывается в своём герое. В душе Болконского совершается переворот, он осуждает свои недавние ложные устремления к славе, понимает, что отнюдь не она является главным стимулом человеческой деятельности, что существуют более возвышенные идеалы.
После Аустерлицкой кампании князь Болконский решил никогда больше не служить на военной службе. Он возвращается домой с совершенно изменённым, несколько смягчённым и одновременно тревожным выражением лица. Но судьба мстит ему за чрезмерную гордость. Умирает его жена от родов, оставив ему сына Николушку. Теперь Болконский решает всего себя посвятить семье и жить только для неё. Но в то же время покоя не даёт мысль, что человек не должен жить для себя.
Встреча Андрея Болконского с Пьером Безуховым выводит его из тяжёлого душевного состояния. Пьер убеждает Болконского, что жить надо для всех людей. Весной Болконский едет по делам имений своего сына. Проезжая через лес, где всё уже зеленело, только один дуб старым, эдаким сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами, князь Андрей думал: «Жизнь кончена…» Но на обратном пути, увидев, что даже это дерево зазеленело, Андрей решил, что ничего ещё не закончилось в тридцать один год.
Теперь Андрей стремится принять участие в тех делах, которые делаются во благо Отечества, осуждает свою эгоистичность, размеренную жизнь, ограниченную пределами семейно-родового гнезда. Болконский приезжает в Петербург, попадает в круг Сперанского и принимает участие в разработке проекта по отмене крепостного права в России. Сперанский произвёл на Андрея неизгладимое впечатление своим умом, он оказался человеком, умеющим к любой проблеме, любому государственному вопросу найти правильный подход. Но как только Волконский встречает на балу Наташу Ростову, он как бы прозревает. Она напомнила ему о настоящих ценностях жизни. Андрей не только разочаровывается в Сперанском, но и начинает презирать его. Исчезает недавний интерес к государственным делам. «Разве всё это может сделать меня счастливее и лучше?»
Наташа как бы возрождает Болконского для новой жизни. Он безумно влюбляется в неё, но что-то говорит ему, что их счастье невозможно. Наташа тоже любит Болконского, правда он ей кажется сухим, разочарованным, одиноким, между тем как она сама энергичная, молодая, весёлая девушка. Они как два полюса, и их, пожалуй, невозможно соединить. Наташа не понимает, зачем князь отложил их свадьбу на целый год. Этой отсрочкой он спровоцировал её измену. И опять чисто Болконская гордость не позволяет Андрею простить Наташу, понять её. В разговоре с Пьером Болконский сказал: «Я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить, я не могу». В этот момент перед нами предстаёт тот Болконский, каким мы узнали его в начале романа, такой же жестокий эгоист. Болконский заставляет себя забыть о Наташе.
Однако война 1812 года многое изменила в этом человеке. Она пробудила в нём патриотические чувства, он пытается помочь Отечеству, воюет за спасение своей Отчизны. Но судьба складывается так, что Андрея ранят, и он произнесёт: «Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух».
Но когда Андрей почувствовал, что смерть совсем близко, что жить осталось ему не долго, он перестал бороться, утратил всякую надежду, не хотел никого видеть.
Андрей Болконский умер не только от раны. Его смерть в известной мере связана с особенностями характера, с мировоззрением, с отношением к обществу людей. На закате жизни он стал, по сути, почти идеальным человеком, лишённым недостатков: всех любил, всех простил. А всепрощение, жертвенность, непротивление злу насилием, проповедь всеобщей любви мешают человеку жить привычной земной жизнью, ибо, чем человек совершеннее по своим моральным качествам, тем он уязвимее. И поэтому скорее может погибнуть.

С рождения Андрей сталкивается со сложностями. Он родился в богатой привилегированной семье аристократа из старинного и знатного рода. Однако его мать, видимо, умерла, когда он был совсем мальчиком, так как о ней вообще не упоминается в романе. Отец же не отличался внимательностью и заботливостью. Это был жесткий и упрямый человек, что тяготило Андрея в детстве. Со временем их отношения становятся более напряженными, мальчик уже не пытается завоевать расположение отца, и любые попытки сблизиться и пообщаться заканчиваются скандалами. Также у Андрея есть сестра Марья. Несмотря на то, что она не была внешне привлекательной, ее сердце было полно любви и доброты. С братом у нее сложились теплые близкие отношения, которые сохранились до самой смерти героя.

Внешность (цитатная характеристика)

Автор описывает его как человека невысокого, но очень красивого. “Князь Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами”. Толстой не дает подробного описания, указывая лишь на реакцию других героев, которые считают Андрея Болконского очень красивым и грациозным. "...Женское общество, свет радушно принимали его, потому что он был жених богатый и знатный...".
Важно! Андрей был очень привлекателен. Лев Толстой не раз отмечает его красоту и притягательность для других людей, особенно женщин.

Черты характера Андрея Болконского

Говоря о сложном характере отца, можно было бы подумать, что и Андрей был непростым героем. Однако в нем не было радикальной жесткости.
Важно! В характере героя преобладают положительные свойства: он благородный и целеустремленный.
Андрей может завоевать авторитет у собеседника и вызывает уважение у каждого, в том числе у тех, кому не нравится. Он может себя достойно вести как на светском приеме, так и в компании товарищей по армии.

Воспитанный в аристократической семье, он отличается безупречными манерами и умеет вести себя в высшем обществе. Все тонкости этикета, нюансы общения отточены до мельчайших деталей. Однако это общество не вызывает у Андрея симпатии. Его очень надоели все традиционные, предсказуемые и скучные встречи. Он чувствует себя запертым без возможности выйти. Как человек честный и прямой он не может спокойно чувствовать себя в мире, где правят лицемерие и ложный патриотизм.
Важно! В начале повествования Андрею не чуждо желание успеха на службе, однако, он хочет славы и признания не столько для себя, сколько для того, чтобы иметь возможность нести благо народу.
Несмотря на свои достоинства, Болконский все же отличается некоторой грубостью и высокомерием. Иногда он позволяет себе игнорировать людей, недостойное поведение, выражать невербальные знаки пренебрежения (взглядом, улыбкой и т.п.), а иногда и неприятные высказывания.
Важно! Это человек, который несколько запутался и потерял внутренние ориентиры. Как и многие дворяне, он полон исканий смысла жизни, своего места в ней.
Этот герой очень сдержан, веселым его не назовешь - чаще его лицо остается беспристрастным. При этом Андрей очень добр и великодушен по отношению к любому, независимо от социального статуса.

Отношения князя с женщинами

Андрей Болконский появляется перед нами уже женатым мужчиной, у которого должен родиться первенец. Он женился на Лизе Мейнен, которая была племянницей Кутузова. Он считает свою жену бездушной и глупой куклой. Этот брак для героя не является счастливым. В родах Лиза умирает, и на руках Андрея остается младенец Николенька, воспитанием которого он занимается вместе с сестрой Мари. После смерти Лизы Болконский мучается от чувства вины перед женой, которую не ценил при жизни. Андрей всегда имел успех у женщин, но долгое время не думал о том, чтобы жениться снова. Однако на балу он встречается с Наташей Ростовой. Герой влюбляется в нее и получает взаимность – Наташе импонирует красота и галантность кавалера. Общение с Наташей пробуждает в сухом и черством характере героя самые светлые черты, он хочет быть любимым, ценит каждый момент жизни. Болконский делает предложения Наташе, и ее родители соглашаются, но отец заставляет его отложить женитьбу на год. Андрей согласился и уехал за границу. А Наташа знакомится с Анатолем Курагиным и безумно влюбляется в него, планируя побег. Андрея это глубоко ранит. Гордый и принципиальный, после этого он постоянно ищет встречи с Курагиным, чтобы отомстить ему.

Военная служба Болконского

Андрей Болконский с детства мечтает о военной службе. Его героем был Наполеон, и он жаждет подобной славы и почестей. Он принимает участие в боях под Аустерлицем, в решающий момент проявляя себя героем, совершая подвиг. Он спасает батальон и ведет его в бой смело и без тени сомнения, стремясь защитить Родину. В этом бою он получает тяжелую рану и, истекая кровью, лежит на поле боя. Это событие кардинально меняет его взгляды. Он понимает, насколько не важна и бессмысленна война. Тогда же рушится героический образ Наполеона – Андрей видит, как его кумир улыбается, разглядывая поле с мертвыми и ранеными солдатами, и это вызывает у него отвращение. Смерть жены заставляет его отказаться от службы. Он возвращается и решает посвятить свою жизнь семье. Болконский встречается со своим другом и осознает, что можно приносить пользу Родине не только на поле боя. Он активно занимается разными проектами, которые принесут благо народу, например, в составлении плана отмены крепостного права.

После расторжения помолвки с Ростовой он возвращается на фронт, чтобы отвлечься. Это место где, как ему кажется, его ценят по достоинству, и где он может послужить простым и понятным патриотическим целям. Военные товарищи отзываются о нем по-разному: одни - глубоко ему симпатизируют, другие - считают негодяем. Однако на войне Болконский однозначно проявляет себя как человек очень смелый и мужественный. Его считают очень толковым офицером. Он принимает участие в битве под Бородино, и она становится его последним сражением. После ранения он долго пребывает на грани жизни и смерти. Андрей не хочет умирать, но со временем покоряется смерти. Он покидает столицу с Ростовыми. В этот момент он встречается с Наташей и примирился с нею. Именно гибель становится решающим этапом становления его личности. Перед смертью Андрей много понимает и достигает наивысшей точки – он всех любит и всех прощает. Андрей Болконский – один из самых приятных и трогательных героев романа Толстого. Он не является идеальным, как любой человек, он имеет свои достоинства и недостатки, но благородство, справедливость и доброта заставляют симпатизировать этому герою. Чтобы запомнить всю информацию, просмотрите видео, в котором приведены итоги и сравнение образа Андрея Болконского и его друга.