Школьная энциклопедия. История и развитие романтизма в живописи Романтизм в искусстве кратко































































‹‹ ‹

1 из 62

› ››

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Проследить связь искусств в эпоху романтизма. Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся. Воспитывать культуру слова; интерес к живописи. Цели и задачи:

№ слайда 3

Описание слайда:

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма, альпинизма и пикника, призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией. Пробуждается интерес к фольклору, истории и этнографии, что политически проецируется в национализме. Э. Делакруа «Алжирские женщины 1834 Во время поездки по Северной Африке Делакруа был поражен гаремом, который он посетил в портовом городе Алжире. Бывший корсар, а ныне местный султан, оказал высокую честь европейскому гостю, показав ему свои заповедные владения. Выпавшая на долю Делакруа редкая удача позволила заглянуть ему на святая святых мусульманского мира. По общему мнению, именно в "Алжирских женщинах" Делакруа начал свои эксперименты с цветом. некоторые фрагменты полотна написаны двумя контрастными дополнительными цветами (зеленым и красным). Оно стало вехой в истории изобразительного искусства; от "Алжирских женщин" были в восторге Ренуар, Пикассо и Матисс.

№ слайда 4

Описание слайда:

История происхождения термина Поэт П. А. Вяземский, обращаясь к В. А. Жуковскому, в недоумении спрашивал: «Романтизм, как домовой, многие верят ему, убеждение есть, что он существует, но где его приметить, как обозначить, как наткнуть на него палец?» Как реакция на вырождающийся классицизм в большинстве европейских стран возникает новый стиль – романтизм. Происхождение термина «романтизм» точно не определено. Одни исследователи утверждают, что за основу взято слово «роман». Другие ученые считают, что термин происходит от слова «романс» (от испанского romance -форма средневековой народной песни). Родиной романтизма по праву можно назвать Францию. Его появление явилось результатом разочарования в прежних идеалах устройства мира.

№ слайда 5

Описание слайда:

Слово «романтизм» восходит к латинскому Romanus – римский, т.е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически-неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» и «романический» воспринимались в качестве синонимов.

№ слайда 6

Описание слайда:

Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном з новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры. Воронцовский дворец. Крым, Украина. Образец романского архитектурного стиля.

№ слайда 7

Описание слайда:

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

№ слайда 8

Описание слайда:

Понятие романтизма порой подменялось понятием романтики, что по сути своей неверно. Безусловно, между романтикой и романтизмом много общего: восторженное отношение к действительности, понимание исключительной роли личности, неудовлетворенность жизнью и оторванность от нее, устремленность к некоему несбыточному и таинственному идеалу. Романтика является основой романтизма в искусстве, а потому это более емкое и широкое понятие по сравнению с романтизмом.

№ слайда 9

Описание слайда:

Романтический взгляд на жизнь зачастую определяют мировоззрение художника, составляет основу создания его произведений. В этом смысле романтизм можно рассматривать как некое универсальное качество, пронизывающее различные исторические эпохи и художественные стили. Следовательно, романтизм – это не только художественный стиль искусства, но и способ познания действительности отражения мира. Романтикам действительно важна была не столько сама идея, сколько сила и средства ее выражения.

№ слайда 10

Описание слайда:

Французский поэт Шарль Бодлер подчеркивал, что романтизм заключается «в восприятии мира, а вовсе не в выборе сюжетов». А по мнению А. А. Блока, романтизм стремился стать и стал «новой формой чувствования, новым способом переживания жизни».

№ слайда 11

Описание слайда:

Исторические корни романтизма Исторические корни романтизма следует искать в трудах немецких философов: И.Канта, Ф.Шеллинга и Г.Гегеля. Выдвигая идею изменчивости, подвижности и текучести, они рассматривали весь мир, природу и человека как вечное течение творческого духа, оживляющего мёртвую природу. По их мнению, не существует застывшей жизни, постоянных форм, непререкаемых догматов и вечных истин. Есть жизнь, вечно обновляющаяся, полная движения и контрастов. Труд И.Канта И. Айвазовский «Ночь. Голубая волна» Холст, масло.

№ слайда 12

Описание слайда:

Как же искусство ответило на вызов, брошенный философами? Один из главных теоретиков поэт и критик Август Шлегель выдвинул тезис о том, что на смену старому классицисткому искусству должно прийти новое, смело нарушающее прежние законы и принципы. Это искусство позволит художнику запечатлеть свободный порыв свободного духа, неповторимость и исключительность собственного Я, индивидуальное видение картины мира. Т. Гиртин «Белый дом в Челси» Акварель.

№ слайда 13

Описание слайда:

«Романтик живёт не в обыденности, но создаёт свой собственный, выдуманный мир, построенный по собственным законам». Август Шлегель (1767-1845) И. Айвазовский «Девятый вал»

№ слайда 14

Описание слайда:

Эстетические принципы романтизма 1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. 2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). 3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. 4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. 5. Экзотика дальних стран Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке – например, на Востоке и в Америке, или, для русских – на Кавказе или в Крыму.

№ слайда 15

Описание слайда:

Романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

№ слайда 16

Описание слайда:

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

№ слайда 17

Описание слайда:

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки.

№ слайда 18

Описание слайда:

Значение романтизма ценность отдельной человеческой личности и полная свобода художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Ф. Шеллинг Итак, романтизм начала XIX века сумел отразить всю сложность переходной исторической эпохи от классицизма к реализму. Он провозгласил ценность отдельной человеческой личности и полную свободу художественного творчества от сковывающих его норм и правил. Главным связующим началом романтизма стала формула Ф. Шеллинга о «раскованности человеческого духа».

№ слайда 19

Описание слайда:

Романтизм – неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. Романтизм – неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные определенными культурными традициями. Так, например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он появился в смешанном виде гораздо позднее, органически вобрав в себя черты классицизма.

№ слайда 20

Описание слайда:

В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например появился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера Рихард Вагнер В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 20-м годам, а к середине XIX века он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например появился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX века. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна.

№ слайда 21

Описание слайда:

Изобразительное искусство романтизма В истории мировой живописи романтизм составил яркую и блистательную эпоху. Живописные полотна Т.Жерико и Э.Делакруа (Франция), Ф.Гойи (Испания), Д.Тернера, Д.Констебла, У.Блейка (Англия), К.Фридриха (Германия), С.Щедрина, О.Кипренского, К.Брюллова и И.Айвазовского (Россия) – лучшее, что создано в эпоху романтизма. Свободные от всяческих догм, доктрин и школ, художники подчинялись только зову собственной души, уделяли особое внимание выразительному показу чувств и переживаний человека. Любимыми выразительными средствами романтической живописи становится колорит, освещение, внимание к деталям, эмоциональность манеры, мазка, фактуры. Художники часто прибегают к языку намеков и символов, приглашая зрителей дорисовать в воображении все остальное.

№ слайда 22

Описание слайда:

Эжен Делакруа. Автопортрет. Фрагмент. 1835-1837 годы. Лувр. Париж. ДЕЛАКРУА Эжен французский живописец и график, виднейший представитель французского романтизма в изобразительном искусстве. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно-напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по колориту произведениях.

№ слайда 23

Описание слайда:

Эжен Делакруа. Автопортрет в костюме Гамлета. 1821 г. Собрание Жамо, Париж. Посмотрите на «Автопортрет Эжена Делакруа в костюме Гамлета» и вы поймете, насколько ярко в нем выражена романтическая мечта художника, как контрастны и противоречивы столкновения идеала и действительности. Словно с театральных подмостков он созерцает раскинувшиеся перед ним «развалины мира». Его затуманенный взгляд скользит куда-то вдаль, мимо зрителя. Бледное лицо печально и задумчиво, пальцы нервно сжимают рукоять кинжала. Рефлексирующий свет выхватывает из темноты окутанный клубящимся туманом траурный костюм художника.

№ слайда 24

Описание слайда:

Эжен Делакруа. Портрет Фредерика Шопена. 1838 г. Лувр, Париж. Запечатленный миг творческого порыва и вдохновения предстает перед нами и в романтическом портрете великого композитора Фридерика Шопена. Измученное, скорбное лицо пианиста становится подлинным символом романтической концепции, требующей, чтобы человек целиком и полностью посвятил себя творчеству. Редкостный дар Делакруа позволил уловить сложнейшее состояние души композитора, его одухотворенность и страдание, грусть и вдохновение.

№ слайда 25

Описание слайда:

Эжен Делакруа. Марокканец, седлающий коня. 1855 год. Эрмитаж. Петербург. Жажда вырваться из рамок обыденности влекла романтиков в экзотические страны. В 1832 в составе французского посольства Делакруа едет в Марокко. Результатом были сотни зарисовок, десятки картин, запечатлевших страну, ее жителей, костюмы, обычаи, в том числе «Марокканец, седлающий коня»

№ слайда 26

Описание слайда:

и знаменитые «Алжирские женщины». Написанная широкими рельефными мазками, картина представляет собой подлинное пиршество цвета. Эжен Делакруа. Алжирские женщины.

№ слайда 27

Описание слайда:

Эжен Делакруа. Свобода на баррикадах. 1830 год. Лувр. Париж. Вершиной героического периода романтизма в живописи стала «Свобода, ведущая народ», написанная под впечатлением восстания в Париже в июле 1830. Хотя в картине немного персонажей, создается впечатление, что баррикаду защищает весь Париж. На башне Собора Парижской Богоматери реет трехцветное знамя, такое же в руках прекрасной женщины, олицетворяющей Свободу. Делакруа чувствует себя плотью от плоти свободной Франции, недаром он поместил себя среди защитников баррикады. Его влекут яркие характеры, драматические судьбы, пафос борьбы человека с обстоятельствами, стихиями

№ слайда 28

Описание слайда:

Смысловым центром картины становится фигура Свободы прекрасной женщины с трехцветным знаменем в руке. В едином порыве она увлекает за собой восставших, придавал силы раненому солдату, воодушевляя на подвиг детей и взрослых.

№ слайда 29

Описание слайда:

Эжен Делакруа. Резня на Хиосе. 1824 год. Лувр. Париж. Эжен Делакруа. Греция, умирающая на развалинах Миссолунги. 1827 год. Музей изящных искусств в Бордо. Борьбе греков за национальную независимость посвящены картины «Резня на острове Хиос» и «Греция на развалинах Миссолунги»

№ слайда 30

Описание слайда:

Франсиско Гойя. Автопортрет. Висенте Лопеса-и-Портанья. Портрет Франциско Гойи. 1826 год. Холст. Прадо, Мадрид. ГОЙЯ Франсиско Хосе де (1746-1828), испанский живописец, гравер. Свободолюбивое искусство Гойи отличается смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией, остротой характеристики

№ слайда 31

Описание слайда:

Франсиско Гойя. Автопортрет. Замечательную галерею портретов своих современников создал великий испанский художник Франсиско Гойя (1746-1828). В них он прежде всего хотел передать внутренний мир человека, его чувства и переживания. Будучи придворным художником короля, он вынужден был писать многие портреты на заказ, но это не помешало ему создать глубокие и проникновенные произведения. Часто ему приходилось «заглядывать под маску», чтобы разглядеть истинную сущность человека

№ слайда 32

Описание слайда:

Франсиско Гойя. Герцогиня Альба. Даже мельчайшие детали не ускользали от внимательного взгляда Гойи. Полностью потеряв слух в 1792 г., он еще пристальнее всматривается в лица своих современников и анализирует их характеры. Короли и светские красавицы, философы и ценители искусств, поэты и ученые, актрисы, тореро, простолюдины и нищие становятся героями его полотен. Он создает яркие и запоминающиеся образы, иногда прекрасные и чарующие.

№ слайда 33

Описание слайда:

Франсиско Гойя. Сатурн пожирает одного из своих детей. 1819-1823 годы. Прадо. Мадрид. а порой зловещие и отталкивающие.

№ слайда 34

Описание слайда:

Франсиско Гойя. Портрет доньи Исабели Ковос де Порсель. 1806 г. Национальная галерея, Лондон. Красивая, очаровательная донья Исабель Ковос де Порсель запечатлена на портрете, который художник не случайно считал одной из лучших своих работ. Несомненно, перед нами личность яркая и незаурядная, уверенная в своей красоте и полная собственного достоинства. В ее облике выразительно подчеркнуты горделивая осанка, естественность и живость. Легкий поворот головы, непокорные пряди золотистых волос, полуоткрытые губы, мечтательный взгляд придают образу особую прелесть и очарование. Матовый персиковый румянец щек контрастирует с блеском черной шелковой мантильи и кружев, под которыми неожиданно вспыхивает красное платье. Несомненно, перед нами настоящая испанка, яркое романтическое воплощение испанского национального характера.

№ слайда 35

Описание слайда:

Франсиско Гойя. Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года. 1814 г. Прадо, Мадрид Картина «Расстрел повстанцев» явилась обвинительным актом художника злу и насилию. Ничего не слыша вокруг, он явственно ощутил реальные масштабы народной трагедии. Темная, беспросветная ночь опустилась на пустырь площади Манклоа в Мадриде. Здесь 3 мая 1808 г. безликая, серая толпа солдат выполнила страшный приказ - расстреляла без суда и следствия ни в чем не повинных людей. Контрасты света и тени усиливают драматизм происходящего. В эти последние минуты перед смертью их мысли и чувства напряжены до предела. До крови сжаты кулаки не покорившихся, до боли закушены пальцы в немом и отчаянном крике. Застыл в последней судороге убитый, ощупывает землю смертельно раненный. Монах в серой рясе сдержанно взывает к Богу. Кто-то отшатнулся, закрывая лицо руками...

№ слайда 36

Описание слайда:

О.А.Кипренский. Автопортрет. Русские портретисты также создали немало живописных портретов своих современников. Романтический портрет стал настоящим признанием художника Ореста Адамовича Кипренского (1782-1836). Что же особенно привлекало современников в его портретах, ведь в русской школе было немало корифеев портретной живописи? Чем так покорил зрителей талантливый мастер? На большинстве созданных им портретов лежит печать необычности, подчас загадочности. Художник не ставит перед собой цель дать достоверную, точную характеристику героев. Главное для него - передать томление героя по далекому, порой несбыточному идеалу, воплотить внутренний разлад души, неудовлетворенность, трагическую надломленность, затаенную печаль и дух сомнения. Вот почему в галерее портретных образов значительное место занимают мечтатели, люди высоких и благородных стремлений, которым чужды обыденность и повседневность.

№ слайда 37

Описание слайда:

№ слайда 38

Описание слайда:

О.А.Кипренский. Портрет Е.В.Давыдова. 1809 г. ГРМ. С-Петербург Одним из самых ярких и глубоких романтических портретов О. А. Кипренского является портрет Е. В. Давыдова, двоюродного брата поэта и гусара. Это образ человека бурной и героической эпохи, требующей «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Перед нами противоречивая личность, в характере которой соединились внешняя бравада и воинская удаль лихих гусар, чувство долга и душевное благородство, дух весельчака и сосредоточенность глубоко мыслящего человека. Это естественный, живой человек, особенно высоко ценящий личную свободу и независимость. Художником удачно найдена взаимная гармония оттенков цветов: желтоватого тона лица, ярко-красного мундира, белых лосин, золотых позументов, серебряных шнуров портупеи и черного лака сапог, динамизм образу придает романтический пейзаж: Давыдов стоит возле сломанного дерева, испытавшего на себе силу ветра и молнии. Над ним сгущаются клубы белых облаков, несущихся по синему небу.

№ слайда 39

Описание слайда:

О.А.Кипренский. Карандашные портреты героев Отечественной войны 18112 г. ГРМ. Санкт-Петербург. Кипренскому принадлежит серия карандашных портретов героев Отечественной войны 1812 г. Легкий и виртуозный карандаш художника отмечает в облике этих людей черты высокого интеллекта, готовность к подвигу и благородство души. С увлечением он рисует поколение победителей, героических «детей 1812 года» в военных мундирах, ополченских фуражках и походных плащах.

№ слайда 40

Описание слайда:

А. С. Пушкин. Портрет работы О. А. Кипренского. 1827, Третьяковская галерея. Москва. Будучи современником Пушкина, он создал целую галерею образов, входящих в близкое окружение поэта: П. А. Вяземского, Н. И. Гнедича, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, К. Ф. Рылеева, В.А.Жуковского. Ему принадлежит знаменитый портрет А. С. Пушкина (1827) - «питомца чистых муз», исполненный творческого порыва и вдохновения

№ слайда 41

Описание слайда:

О. А. Кипренский. «Портрет Е. С. Авдулиной». 1822-23. Русский музей. Замечательны и женские портреты художника. Молодые дамы, запечатленные на них, кокетливо-милы и чувственны, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны. Портреты Е. Растопчиной и Е. Авдулиной принадлежат к подлинным шедеврам Кипренского.

№ слайда 42

Описание слайда:

К. П. Брюллов. Автопортрет. 1848 г. Немного найдется художников, способных выдержать сравнение с живописными портретами Карла Павловича Брюллова (1799-1852). Среди множества очень разных по манере исполнения портретов (их около восьми десятков) Брюллов особенно выделял портреты людей, близких ему духовно. Лучшие из них - портреты поэтов В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и Т. Г. Шевченко, баснописца И. А. Крылова, поэта, переводчика и издателя А. Струговщикова, скульптора И. Витали, археолога М. Ланчи. для него не имела значения внешняя красота портретируемого, гораздо важнее была внутренняя красота, жизнь души человеческой. К лицам прекрасным, но бездушным художник оставался холоден к безразличен.

№ слайда 43

Описание слайда:

К.П.Брюллов. Портрет Н.В.Кукольника. 1836 г. Одним из шедевров К. П. Брюллова стал портрет писателя Н. В. Кукольника, особенно популярного в начале ХIХ в. Автор пяти романов, 26 повестей, шести драм и множества стихотворений, среди которых известный романе «Сомнение» на музыку М. И. Глинки, он испытывал глубокое внутреннее разочарование, чувствовал приближение забвения и пустоты. Все реже его узнавали в толпе на Невском в черном романтическом платье, в цилиндре и с тростью в руках. Лучшая пора жизни, кажется, уже миновала.. - Брюллов показывает человека настороженного, замкнувшегося в своих мыслях и переживаниях. Вечно сомневающийся, недоверчивый, остро чувствующий трагический разлад мечты и действительности, - настоящий романтический герой. Его мучает сознание собственной ненужности, ощущение бесплодности борьбы.

№ слайда 44

Описание слайда:

К. П. Брюллов. «Последний день Помпеи». Знаменитая картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» была написана в 1830-1833 гг. На этом эпическом полотне живописец запечатлел гибель города Помпеи вследствие извержения вулкана Везувий в 79 году н.э. В своей картине Брюллов использует смелую для своего времени цветовую гамму. Самое пристальное внимание обращает живописец на воздушное перспективу – ему удается создать ощущение глубокого пространства. Перед нами – целое море людских страданий. В час настоящей трагедии обнажаются человеческие души. Вот мужчина, защищающий своих близких, отчаянно поднял руку, словно пытаясь остановить стихию. Мать, страстно обняв своих детей, с мольбой о пощаде глядит на небо. Вот сыновья на своих плечах пытаются унести слабого старика-отца подальше от опасности. Молодой юноша уговаривает упавшую мать собраться с силами и бежать. В центре картины – погибшая женщина и младенец, тянущийся к безжизненному телу матери.

Описание слайда:

Теодор Жерико. Плот «Медузы». 1819 г. Лувр. Париж. В яростной борьбе со стихией человек нередко проявляет чудеса мужества и героизма. драматическая сцена скитаний потерпевших бедствие среди волн бушующего океана передана в картине французского художника Теодора Жерико (1791-1824) «Плот «Медузы». В основе сюжета - реальное событие июля 1816 г, когда потерпел крушение и затонул известный фрегат «Медуза». В течение двенадцати дней чудом спасшиеся люди неистово боролись за жизнь, Вдруг они увидели на горизонте, в узком просвете между сумрачяыми облаками, едва различимую точку далекого корабля. В отчаянном и страстном порыве изможденные и обессиленные люди тянутся к ней, хватаясь друг за друга. Они приподнимаются, ползут на коленях, жадно вытягивают вперед руки к спасительному кораблю. Мощный порьтв чувств и отчаяния неудержимо нарастает, он передан в фигуре негра, забравктегося на бочку. Поддерживаемый руками людей, он яростно машет красным платком, пытаясь подать знак кораблю.

№ слайда 50

Описание слайда:

Уильям Тёрнер. Кораблекрушение. Природная стихия огня, воды и снежной бури пронизывает полотна замечательного английского пейзажиста-романтика Уильяма Тёрнера. Лучшие картины художника «Кораблекрушение», « Пожар лондонского парламента», «Дождь, пар, скорость» дают яркое представление о мощи природы в ее самых романтических и величественных Проявлениях. Человек, попавший в фантастический мир, созданный воображением художника, нередко ощущает свое бессилие и незначительность перед бесконечностью мироздания.

№ слайда 51

Описание слайда:

Уильям Тёрнер. Пожар лондонского парлпмента. Тёрнер был убежден, что воспроизведение картин разбушевавшейся природной стихии способно наиболее полно и ярко передать смятение человеческого сердца, порыв его духа и мысли. «Пейзажи-катастрофы» и «пейзажи-очарования», удивительным образом сотканные с помощью света и цвета, создавали фантасмагорические зрительные эффекты.

№ слайда 52

Описание слайда:

К. Д. Фридрих. Закат солнца. Совершенно иные подходы в изображении мира природы можно наблюдать в произведениях немецкого художника Каспара Давида Фридриха (1774-1840). Он любил писать горные, морские и лесные пейзажи, давая почувствовать безграничность и беспредельность высей и далей. Необъятные просторы с царящей в них тишиной завораживают зрителя, настраивают его на молчаливое общение с природой. Если он вводит в свои пейзажи человека, то создается впечатление, что человек заброшен сюда какими-то случайностями или превратностями судьбы. Мы почти никогда не увидим его лица, чаще он показан со спины.

№ слайда 53

Описание слайда:

К. Д. Фридрих. Монах на берегу моря. 1808-1809 гг. Государственный музей, Берлин Удивительно проста и одновременно грандиозна картина «Монах на берегу моря». Почти всю ее композицию составляют разноцветные горизонтальные полосы. Внизу узкая полоска почти белого прибрежного песка, затем - черно-синего, свинцово-серого моря и затем - светлеющего в вышине мрачного неба. Линия горизонта уводит взгляд зрителя вдаль, в самую глубину картины, открывая беспредельность мироздания. На этом необычном фоне художник изображает маленькую фигурку монаха, оказавшегося один на один е величественной Природой. Одинокий монах-скиталец воплощает романтический идеал художника, раскрывает тему трагической затерянности человека в бесконечном пространстве.

№ слайда 54

Описание слайда:

«И. К. Айвазовский». Портрет работы А. Тыранова. 1841 год. Русская пейзажная живопись первой половины ХIХ в. развивалась в русле романтизма. Вольная стихия природы выступала как олицетворение духа свободы и независимости. Иван Константинович Айвазовский вошел в историю мировой живописи как «моря пламенный поэт». Этой теме он посвятил всю свою жизнь и не изменял ей никогда. В созданных маринах он остался верен романтическому идеалу прекрасной и одухотворенной природы. Если в молодые годы его больше интересовала безмятежная тишина моря, то позднее он обращается к образу могучей, разбушевавшейся стихии, предвещающей грандиозные катастрофы.

№ слайда 55

Описание слайда: Описание слайда:

Описание слайда:

ЩЕДРИН Сильвестр Феодосиевич, российский художник, крупный представитель романтизма, выдающийся мастер пейзажной светописи.

№ слайда 60

Описание слайда:

Таким образом, светопись русской живописи народилась в Италии, в искусстве Щедрина. Особого художественного совершенства мастер достиг в циклах «Гавани в Сорренто» - светоносные красочные гаммы, гармоничные сочетания пейзажных и жанровых мотивов (Щедрин не любил полной безлюдности, человек у него всегда присутствует, хотя бы в виде следов своих трудов и дней) формируют здесь радостные образы «полуденного рая» -впрочем, вполне реального и лишенного чрезмерной, отвлеченной идилличности. С. Ф. Щедрин. «Вид в Сорренто». 1826 год. Третьяковская галерея.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Искусство романтизма формируется в полемике с классицизмом. В социальном аспекте появление романтизма связывают с Великой французской революцией XVIII в., он возникает как реакция всеобщего воодушевления по поводу ее начала, но и как глубокое разочарование в возможностях человека при ее поражении. Более того, немецкий романтизм позднее считали бескровным вариантом Французской революции.

Как идейно-художественное течение романтизм заявляет о себе в первой половине XIX в. Он возникает в первую очередь как литературное направление - здесь активность романтиков высока и успешна. Не менее значительна музыка того времени: вокал, инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара. Однако в изобразительных и пространственных искусствах романтизм проявил себя менее ярко и по количеству созданных произведений, и по их уровню. Живопись романтизма доходит до уровня шедевров в Германии и Франции, остальная Европа отстает. Об архитектуре романтизма и говорить не принято. Некоторое своеобразие здесь обнаруживает только садово-парковое искусство, да и то романтики развивают здесь идею английского ландшафтного, или природного, парка. Есть место также некоторым неоготическим тенденциям романтики видели свое искусство в ряду: готика - барокко - романтизм. Такой неоготики немало в славянских странах.

Изобразительное искусство романтизма

В XVIII в. термин "романтический" обозначал "странный", "фантастический", "живописный". Несложно заметить, что слова "романс", "роман" (рыцарский) этимологически очень близки.

В XIX в. термин трактовали как название литературного течения, противоположного по своим установкам классицизму.

В изобразительных искусствах романтизм интересно проявил себя в живописи и графике, менее отчетливо - в скульптуре. Наиболее последовательная школа романтизма сложилась во Франции, где шла упорная борьба с догматизмом и отвлеченным рационализмом в официальном искусстве в духе академического классицизма. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Он обучался у мастеров классицизма, но, сохранив от классицизма тяготение к обобщенно героизированным образам, Жерико впервые выразил в живописи чувство конфликтности мира, стремление к экспрессивному выражению значительных событий современности. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Герои классицизма таких чувств не испытывали или не выражали их публично и не эстетизировали уныние, растерянность, тоску. Живописные полотна художников романтизма написаны динамично, в колорите преобладает темный тон, который оживляется интенсивными цветовыми акцентами, стремительными пастозными мазками.

Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников. Одно из главных произведений Жерико - картина "Плот Медузы". В ней он изображает реальные факты, но с такой силой обобщения, что современники увидели в ней не образ одного конкретного кораблекрушения, но всей Европы, находящейся в отчаянии. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Художник показывает сложную гамму человеческих чувств - от мрачного отчаяния до бурного взрыва надежды. Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени.

Жерико успел проявить себя как мастер портретного жанра. Здесь он также выступает как новатор, определяя образную специфику портретного жанра. В "Портрете двадцатилетнего Делакруа" и в автопортретах выражено представление о романтическом художнике как о независимом творце, яркой, эмоциональной личности. Он закладывает основы романтического портрета - впоследствии одного из самых успешных романтических жанров.

Приобщился Жерико и к пейзажу. Путешествуя по Англии, он был поражен ее обликом и отдал дань ее красотам, создав множество пейзажных картин, написанных как маслом, так и акварелью. Они богаты по цвету, тонки по наблюдениям, не чужды социальной критики. Художник назвал их "Большая и малая английская сюиты". Как характерно для романтика назвать изобразительный цикл музыкальным термином!

К сожалению, жизнь Жерико оказалась короткой, но он положил начало славной традиции.

С 1820-х гг. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла. Делакруа обладал страстным темпераментом, мощной творческой фантазией и высокой работоспособностью. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Первая картина, которую он выставил, изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Следующим полотном "Резня на Хиосе" он откликнулся на реальные события, связанные со страданиями греков от турецкого ига. Здесь он открыто выразил свою политическую позицию, приняв в конфликте сторону греков, которым он сострадал, - тогда как французское правительство заигрывало с Турцией.

Картина вызвала и политические, и искусствоведческие нападки, особенно после того, как Делакруа под влиянием творчества Констебла переписал картину в более светлых тонах. В ответ на критику художник создает полотно "Греция на развалинах Миссолунги", в котором вновь обращается к животрепещущей теме борьбы Греции за освобождение от турецкого ига. Эта картина Делакруа более символична, женская фигура с поднятой рукой в жесте не то проклятия захватчикам, не то в призыве к борьбе, олицетворяет всю страну. Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника.

В поисках новых героев, сильных личностей Делакруа часто обращается к литературным образам Шекспира, Гете, Байрона, Скотта: "Тассо в доме умалишенных", "Смерть Сарданапала", "Убийство епископа Льежского"; делает литографии к "Фаусту", "Гамлету", выражая тончайшие оттенки чувств героев, чем заслужил похвалу Гете. Делакруа подходит к художественной литературе так, как его предшественники подходили к Священному Писанию, делая из него бесконечный источник сюжетов для картин.

В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Над реалистически изображенными фигурами участников революционной борьбы, бедных, в основном молодых людей, воодушевленных борьбой, парит великолепная женщина, напоминающая "гениев" Веронезе. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. Это не просто аллегория свободы в духе классицизма, это - высокий символ революционного порыва. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры - так она притягательна. Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной.

Как настоящий романтик, Делакруа путешествует по экзотическим странам: Алжиру, Марокко. Из путешествия он привозит пять картин, среди которых "Львиная охота в Марокко", видимо, дань любимому Рубенсу.

Делакруа много работает как декоратор, создавая монументальные произведения в Бурбонском и Люксембургском дворцах, парижских церквях. Он продолжает работать в жанре портрета, создавая образы людей эпохи романтизма, например Ф. Шопена. Творчество Делакруа принадлежит к вершинам живописи XIX в.

Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. И если немецкая романтическая литература действительно составляет целую эпоху, то об изобразительных искусствах этого не скажешь: в литературе были "Буря и натиск", а в изобразительных искусствах - идеализация семейного патриархального быта. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т.п. Ему принадлежат также многочисленные рисунки на темы сказок и народных песен, сделанные в суховатой манере.

Но есть одна масштабная фигура в немецком романтизме, которую нельзя обойти. Это Каспар Давид Фридрих (1774- 1840). Он был пейзажистом, учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее поселяется в Дрездене, занимается преподаванием.

Его пейзажная манера оригинальна, картины запоминаются с первого знакомства, в них чувствуется, что это пейзажи художника-романтика: они последовательно выражают специфику романтического мироощущения. Он писал ландшафты южной Германии и Балтийского побережья, поросшие лесом дикие скалы, пустынные дюны, замерзшее море. Люди иногда присутствуют на его картинах, но мы редко видим их лица: фигуры, как правило, обращены к зрителю спиной. Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий. И хотя он отражает жизнь достаточно точно, искусство Фридриха не реалистично. Это отпугивало в недавнем прошлом советских искусствоведов, о художнике мало писали, почти не было его репродукций. Сейчас ситуация переменилась, и мы можем наслаждаться глубокой одухотворенностью его картин, меланхолической отстраненной созерцательностью пейзажей Фридриха. Четкая ритмика композиции, строгость рисунка соединяются в его работах с контрастами светотени, богатой световыми эффектами. Но порой Фридрих доходит в своей эмоциональности до щемящей тоски, ощущения бренности всего земного, до оцепенения мистического транса. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Его наиболее удачные работы - "Гибель "Надежды" во льдах", "Монастырское кладбище под снегом", "Месса в готической руине", "Закат на море" и др.

В русском романтизме в живописи есть много противоречивого. К тому же долгие годы считалось, что хороший художник - реалист. Вероятно поэтому утвердилось мнение, что О. Кипренский и А. Венецианов, В. Тропинин и даже А. Куинджи - реалисты, что нам представляется неверным, они - романтики.

Искусство, как известно, чрезвычайно многогранно. Огромное количество жанров и направлений позволяет каждому автору в наибольшей степени реализовать свой творческий потенциал, а читателю дает возможность выбрать именно тот стиль, который ему по душе.

Одним из самых популярных и, без сомнения, прекрасных течений искусства является романтизм. Это направление приобрело широкое распространение в конце XVIII века, охватив европейскую и американскую культуру, но позднее дойдя и до России. Основные идеи романтизма - стремление к свободе, к совершенству и обновлению, а также провозглашение права человеческой независимости. Это течение, как ни странно, широко распространилось абсолютно во всех основных видах искусства (живопись, литература, музыка) и приобрело поистине массовый характер. Поэтому следует более подробно рассмотреть, что такое романтизм, а также упомянуть его самых известных деятелей, как зарубежных, так и отечественных.

Романтизм в литературе

В этой сфере искусства подобный стиль изначально появился в Западной Европе, после буржуазной революции во Франции 1789 г. Основной идеей писателей-романтиков стало отрицание действительности, мечты о лучшем времени и призыв к борьбе за смену ценностей в обществе. Как правило, основной герой - это бунтарь, действующий в одиночку и ищущий правды, что, в свою очередь, делало его беззащитным и растерянным перед окружающим миром, поэтому произведения авторов-романтиков зачастую пропитаны трагизмом.

Если сравнивать это направление, например, с классицизмом, то эпоха романтизма отличалась полной свободой действий - писатели не стеснялись использовать самые разные жанры, смешивая их воедино и создавая уникальный стиль, в основе которого так или иначе лежало лирическое начало. Действующие события произведений были наполнены необыкновенными, порой даже фантастическими событиями, в которых напрямую проявлялся внутренний мир персонажей, их переживания и мечты.

Романтизм как жанр живописи

Изобразительное искусство также попало под влияние романтизма, причем его движение здесь основывалось на идеях известных литераторов и философов. Живопись как таковая полностью преобразилась с приходом этого течения, в ней стали появляться новые, совершенно необычные образы. Темы романтизма затрагивали неизведанное, включая дальние экзотические страны, мистические видения и грезы и даже мрачные глубины человеческого сознания. В своем творчестве художники во многом опирались на наследие давних цивилизаций и эпох (Средневековье, Древний Восток и пр.).

Направленность этого течения в царской России также была иной. Если европейские авторы затрагивали антибуржуазные темы, то русские мастера писали на тему антифеодализма.

Тяга к мистике была выражена значительно слабее, чем у западных представителей. Отечественные деятели по-иному представляли себе, что такое романтизм, что в их творчестве прослеживается в виде частичного рационализма.

Эти факторы и стали основополагающими в процессе зарождения новых веяний в искусстве на территории России, и благодаря им мировое культурное наследие знает русский романтизм именно таким.

1.1 Основные черты романтизма

Романтизм – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже XVIII-XIX вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда "странное", "фантастическое", "живописное". В начале XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу "классицизм" – "романтизм", направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое "естественное" и "разумное". Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной "разуму", будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, "простым", доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, "возвышенной" тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится "болезнью века". Героям многих романтических произведений свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема "страшного мира", свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом "черном жанре" (в предромантическом "готическом романе" – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в "драме рока", или "трагедии рока", – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана, Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов "страшному миру", – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, "к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого" (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (Шатобриан, В.А.Жуковский). У других "мировое зло" вызывало протест, требовало отмщения, борьбы (ранний А.С.Пушкин). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое "подражание природе" противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа, основоположником которого считается В.Скотт, и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце XVIII – нач. XIX вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке – например, на Востоке и в Америке, или, для русских – на Кавказе или в Крыму. Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм XIX в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие "субъективного человека".

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель, Д.Юм, И.Кант, Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, "живое одеяние Божества").

Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

1.2 Романтизм в России

К началу второго десятилетия XIX века романтизм занимает ключевое место в русском искусстве, обнаруживая более или менее полно свое национальное своеобразие. Чрезвычайно рискованно сводить это своеобразие к какой-либо черте или даже сумме черт; перед нами скорее направление процесса, а также его темп, его форсированность - если сравнивать русский романтизм со старшими "романтизмами" европейских литератур.

Эту форсированность развития мы уже наблюдали на предыстории русского романтизма - в последнее десятилетие XVIIIв. - в первые годы XIXв., когда происходило необычайно тесное переплетение преромантических и сентиментальных тенденций с тенденциями классицизма.

Переоценка разума, гипертрофия чувствительности, культ природы и естественного человека, элегический меланхолизм и эпикуреизм сочетались с моментами систематизма и рациональности, особенно проявлявшимися в сфере поэтики. Упорядочивались стили и жанры (главным образом усилиями Карамзина и его последователей), шла борьба с излишней метафоричностью и витиеватостью речи ради ее "гармонической точности" (определение Пушкиным отличительной черты школы, основанной Жуковским и Батюшковым).

Убыстренность развития наложила свою печать и на более зрелую стадию русского романтизма. Уплотненностью художественной эволюции объяснимо и то, что в русском романтизме трудно распознать четкие хронологические стадии. Историки литературы делят русский романтизм на такие периоды: начальный период (1801 - 1815), период зрелости (1816 - 1825) и период его послеоктябрьского развития. Это примерная схема, т.к. по крайней мере два из этих периодов (первый и третий) качественно неоднородны и им не свойственно то хотя бы относительное единство принципов, которое отличало, например, периоды иенского и гейдельбергского романтизма в Германии.

Романтическое движение в Западной Европе - прежде всего в немецкой литературе - начиналось под знаком полноты и цельности. Стремилось к синтезу все то, что было разобщено: и в натурфилософии, и в социологии, и в теории познания, и в психологии - личной и общественной, и, конечно, в художественной мысли, объединявшей все эти импульсы и как бы сообщавшей им новую жизнь.

Человек стремился слиться с природой; личность, индивидуум - с целым, с народом; интуитивное познание - с логическим; подсознательные стихии человеческого духа - с высшими сферами рефлексии и разума. Хотя соотношение противоположных моментов представлялось подчас конфликтным, но тенденция к объединению рождала особый эмоциональный спектр романтизма, многокрасочный и пестрый, при преобладании яркого, мажорного тона.

Лишь постепенно конфликтность элементов переросла в их антиномичность; идея искомого синтеза растворилась в идее отчуждения и противоборства, оптимистическое мажорное настроение уступало место чувству разочарования и пессимизма.

Русскому романтизму знакомы обе стадии процесса - и начальная и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевропейских литератур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.

Важнейший общественно-политический фактор, повлиявший на формирование романтизма, - это декабризм. Преломление декабристской идеологии в плоскость художественного творчества - процесс чрезвычайно сложный и длительный. Не упустим, однако, из виду, что он приобретал именно художественное выражение; что декабристские импульсы облекались во вполне конкретные литературные формы.

Нередко "литературный декабризм" отождествляли с неким внеположенным художественному творчеству императивом, когда все художественные средства подчинены внелитературной цели, проистекающей, в свою очередь, из декабристской идеологии. Эта цель, это "задание" якобы нивелировали или даже отодвигали в сторону "признаки слога или жанровые признаки". В действительности же все было гораздо сложнее.

Специфический характер русского романтизма наглядно виден в лирике этой поры, т.е. в лирическом отношении к миру, в основном тоне и ракурсе авторской позиции, в том, что принято называть "образом автора". Посмотрим на русскую поэзию под этим углом зрения, для того чтобы составить себе хотя бы беглое представление об ее разнообразии и единстве.

Русская романтическая поэзия выявила довольно широкий спектр "образов автора", то сближающихся, то, наоборот, полемизирующих и контрастирующих друг с другом. Но всегда "образ автора" - это такая конденсация эмоций, настроений, мыслей или бытовых и биографических деталей (в лирическое произведение как бы попадают "обрывки" авторской линии отчуждения, более полно представленной в поэме), которая вытекает из оппозиции окружению. Связь индивидуума и целого распалась. Дух противостояния и дисгармонии веет над авторским обликом даже тогда, когда сам по себе он кажется незамутненно ясным и цельным.

Преромантизм знал в основном две формы выражения конфликта в лирике, которые можно назвать лирическими оппозициями - элегическую и эпикурейскую форму. Романтическая поэзия развила их в ряд более сложных, глубоких и индивидуально-дифференцированных.

Но, как ни важны указанные выше формы сами по себе, ими, разумеется, не исчерпывается все богатство русского романтизма.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: Концепция, содержание и морфология мультимедийного комплекса для общеобразовательной школы. – СПб.: Астерион, 2004. – 279 с.

Эпоха Романтизма

Общая характеристика (В.Е.Черва)

Основные памятники (В.Е.Черва, М.Н.Шеметова)

Пример характеристики памятника (В.Е.Черва)

Биография творческой личости (В.Е.Черва)

Библиография (В.Е.Черва)

Примерные вопросы к контрольному тесту (В.Е.Черва, Ю.В.Лобанова)

5.4. Эпоха Романтизма

5.4.1. Общая характеристика

Романтизм – идейное и художественное движение в Европейской культуре конца XVIII – 1-й половины XIX в. Это эпоха буржуазных революций, политических и экономических переворотов в Европе, характеризующаяся критичностью по отношению к современной ему действительности и вместе с тем к отвергнутой ею социальным и политическим принципам прошлого XVIII в. (эпоха Просвещения). Романтизм как особый вид мировоззрения стал одним из наиболее сложных и внутренне противоречивых явлений в истории культуры. Разочарование в идеалах Просвещения, в результатах Французской буржуазной революции 1789 г. предопределили пессимистический взгляд на общественное развитие; умонастроения «мировой скорби» сочетались в Романтизме со стремлением к гармонии миропорядка. Отвергая рационализм и механицизм просветителей, романтики, тем не менее, сохраняли основополагающие понятия предшествующей эпохи: «естественный человек», взгляд на природу как на великое благое начало, стремление к справедливости и равенству.

В художественной культуре крушение надежд на свободу, всеобщий мир и общественное благополучие обусловили основной мотив того периода, имевший принципиальное значение для эстетики Романтизма – «крушение иллюзий». Другой важный мотив художественной деятельности, порожденный разладом идеала с действительностью, невозможностью достигнуть идеалов, – «двоемирие», т.е. уход от действительности в иллюзорный мир мистики, идеализированной древности или далеких, экзотических для Европы стран. Таким образом, у романтиков мировая гармония оказалась нарушенной. Мир распался на категории, противопоставленные друг другу: жизнь земная и жизнь вечная, Бог и дьявол, герой и толпа, настоящее время и далекое прошлое, прекрасное и уродливое, идеал и обыденность.

В связи с новым миропониманием в эпоху Романтизма постепенно изменялось и понимание личности, соотношение значимости личности и общества для культуры. В отличие от классицизма, акцентировавшего природное сходство всех людей, т.е. приоритет общего, романтизм ставил во главу угла индивидуальную непохожесть . Отсюда понимание романтической личности как одинокой, непонятой, бунтующей (активно или пассивно) против всех и вся, исполненной гордыни, бросающей вызов Богу, обществу, толпе.

В художественной культуре романтизм стал реакцией на рационалистическую эстетику классицизма. Однако нельзя говорить о том, что романтизм в искусстве полностью отвергает достигнутое в классицизме: романтизм оставляет стилевые основы классицизма, переосмысливая язык художественных форм, а также идейную направленность искусства. Несмотря на кажущуюся «полярность» взглядов классицизма и романтизма на человека и его место в мире, представление о личности конца XVIII – начала XIX в. предполагает сочетание рационалистического идеала человека эпохи Просвещения с обязательным сведением всего частного, субъективного к общему, надличностному и некоего романтического «налета». Наиболее яркое выражение такое представление получило в лирике – самом субъективном роде литературы, ставшей выразителем романтических тенденций в искусстве.

Романтизм как стиль в искусстве появился сначала в литературе, а потом и в других видах искусства. Даже само понятие «романтизм» пришло из литературы и произошло от эпитета «романтический» (впервые как литературный термин было введено Новалисом). До XVIII в. этот эпитет указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках, в частности, на занимательность, множество приключений и событий. В конце XVIII в. «романтическое» стало пониматься более широко: не только как авантюрное, занимательное, но и как старинное, самобытно народное, далекое, наивное, фантастичное, духовно возвышенное, призрачное, а также удивительное, пугающее. Именно поэтому романтики нередко идеализировали прошлое, пытались вдохнуть новую жизнь в мифы и библейские сказания. Фантастика становится контрастом к реальности.

Кроме литературы (в особенности лирики) еще одним видом искусства, в котором романтические тенденции воплотились в полной мере, была музыка. Индивидуализм, пустивший ростки еще в сентиментализме, в романтическую эпоху достиг невиданных размеров. Вследствие этого резко возрос статус личности, художника-творца. Личная судьба, личная драма приобрели общечеловеческое звучание, поэтому в эпоху Романтизма особую популярность приобрели произведения с исповедальными мотивами. Музыка же в любом своем проявлении – «исповедь души». Не случайно И.И.Соллертинский называл музыку «звучащей автобиографией», «своего рода симфоническим, вокально-песенным, фортепьянным дневником».

В отличие от литературного романтизма, появившегося в конце XVIII в., музыкальный романтизм проявил себя только во втором десятилетии XIX в. Показательно, что термин «романтическая музыка» принадлежит Э.Т.А.Гофману, писателю и композитору, самим своим творчеством символизировавшему весьма важный для романтической эстетики союз литературы и музыки. Если в эпоху Возрождения главным видом искусства была живопись, а основные идеи эпохи Просвещения нашли свое отражение в театре, то романтическая эстетика на первое место выдвинула литературу и музыку. Причем сами романтики не пришли к единому мнению относительно того, какой же из этих видов искусства занимает более высокое положение в «иерархии» искусств, а идея союза литературы и музыки выдвинула на первое место такие «синтетические» жанры, как опера, программная музыка, романс-песня. В области инструментальной музыки, менее подверженной идеям романтизма, важнейшей стала фортепьянная миниатюра, способная создать беглую зарисовку настроения, пейзажа, характерного образа. В живописи главным романтическим жанром можно считать портрет, в котором основным стало выявление ярких характеров, напряжения духовной жизни, мимолетного движения человеческих чувств, а также автопортрет, который почти не встречался в XVIII в. Многие черты, присущие романтической живописи, нашли свое продолжение в более поздних стилевых направлениях, например, мистицизм и сложный аллегоризм – в символизме , повышенная эмоциональность и импульсивность – в экспрессионизме .

Характеризуя западноевропейский романтизм, Иванов-Разумник делил его на три разновидности: немецкий, английский и французский, охарактеризовав их соответственно как логический, или романтизм мысли, этический, или романтизм воли, и эстетический, или романтизм чувства.

Германия того времени – раздробленная страна, не имеющая возможности принимать активное участие в колонизации Востока, у нее недостаточно ресурсов, чтобы без чьей-либо помощи вести войны в Европе. Однако именно в Германии складываются многие философские школы и учения – она не способна на активные и решительные действия, но обладает мощным идейным потенциалом. Для немецкого романтизма характерны меланхолия, созерцательность, мистико-пантеистические настроения. Немецкий романтизм обращается к мифам, легендам, преданиям и сказаниям своего народа, что отражено и в литературе, и в музыке, и в живописи этого периода. Э.Т.А.Гофман пишет сказки, используя многие мотивы немецкого фольклора, его опера «Ундина» также обращается к народным преданиям. Творчество Р.Вагнера почти полностью уходит своими корнями в германскую мифологию, героический эпос («Лоэнгрин», «Парсифаль», «Кольцо нибелунга» и т.п.) и легендарное прошлое своей страны («Летучий голландец», «Тангейзер» и др.). К.М.Вебер (опера «Вольный стрелок») также обращается к преданиям своего народа.

К началу XIX в. Австрия была огромной империей, включавшей Венгрию, Чехию, север Италии, юго-восток Баварии, поэтому национальный состав ее был разнообразным: чехи и венгры, словаки и хорваты, румыны и украинцы, поляки и итальянцы, причем собственно австрийцы и немцы составляли одну треть населения. Традиции, обычаи, фольклор и особенности художественного творчества каждого из этих народов воздействовали на формирование специфических черт австрийской культуры. Однако все эти народы объединяла династия Габсбургов. В отличие от Германии, в которой народы с развитой национальной культурой не имели единого государства и поэтому стремились к созданию национального государства как залога сохранения своей культуры, народы Австрийской империи жили в рамках единого государства, которое формировалось задолго до промышленной революции по династическому принципу и не отождествлялось ни с одним из народов, находившихся под его властью. В связи с тем что немецкий язык был родным для членов правящей династии, он рассматривался ими в качестве официального языка страны и наиболее предпочтительного средства межнационального общения ее обитателей. Возможно, именно поэтому многие черты, присущие художественной культуре Германии, были характерны и для Австрии. Например, отношение к природе как прибежищу от бед цивилизации, утешению, исцелению мятущегося человека ярко отражены в произведениях Ф.Шуберта (например, вокальный цикл «Прекрасная мельничиха»), в творчестве которого душевные переживания личности тесно связаны с образами природы.

В отличие от Германии, Англия того времени была передовой страной с богатыми политико-экономическими традициями и с формой правления, на которую равнялась вся Европа, считая ее наиболее удачной (парламентская монархия). Однако, как показывает история искусства, Англия романтического периода не создала сколько-нибудь интересной музыки, и достижения романтизма претворены в двух видах искусства: литературе и живописи. Главными темами английского романтизма стали размышления о романтической личности, герое своего времени, а также о том, какими моральными качествами должен этот герой обладать (например, в произведениях Дж.Г.Байрона «Чайльд Гарольд», «Дон Жуан» и в «Эндимионе» Дж.Китса). В английской романтической живописи преобладал пейзаж как отражение духовной чистоты и великих возможностей «естественного человека» (например, пейзажи Дж.Констебла).

Французский романтизм был ярким отражением событий 1789 г., т.е. Великой французской революции. Именно поэтому из всех региональных вариантов романтизма французский – самый действенный и активный, самый эмоционально насыщенный. Он дал множество имен в различных видах искусства. Так, в литературе одним из наиболее видных романтиков, первым сформулировавшим основные характеристики французского романтизма (предисловие к драме «Кромвель»), был В.Гюго, другим – А. де Мюссе, прославившийся своим произведением-исповедью «Исповедь сына века». В музыке великим новатором стал Г.Берлиоз, одним из первых создавший жанр программной симфонии («Фантастическая симфония») и реформировавший средства музыкальной выразительности. Французские художники также реформируют художественно-выразительные средства: динамизируют композицию, объединяя формы бурным движением, используют яркий, насыщенный колорит, основанный на контрастах света и тени, теплых и холодных тонов.

Американский романтизм вследствие многих причин не представлял собой единой картины. Отсутствие глубоких национальных корней, географическая отдаленность от европейских стран, мозаичность созданной на новом материке культуры, а также озабоченность установлением независимости от Европы предопределили свой собственный путь американского романтизма. В первую очередь, это попытка найти корни своей культуры в недрах культуры аборигенов – индейцев. Именно поэтому многие деятели искусства, в частности литературы, обращаются к идеализации жизни индейцев, их образа (Ф.Купер, Г.Лонгфелло). Другие интересуются природой этой благодатной земли, а значит, одним из самых распространенных романтических жанров становится пейзаж.

Общеизвестно, что русский романтизм существенно отличался от западноевропейского. Россия рубежа XVIII–XIX вв. в своем экономическом развитии еще не «догнала» Европу, не пережила своей буржуазной революции, поэтому российской культуре были чужды трагизм и безнадежность «мировой скорби», «уход» в идеализированное средневековье, характерные для немецкого, французского и английского романтизма. Говоря о западноевропейских традициях в русском романтизме, заметим, что настроения, характерные для Европы конца XVIII в., в России стали актуальными в связи с двумя событиями русской истории – Отечественной войной 1812 г. и декабристским восстанием. Отечественная война способствовала росту национального самосознания, а восстание декабристов явилось своего рода разрешением революционной ситуации, подобной западноевропейской. Вот почему ранний русский романтизм, расцвет которого пришелся на второе десятилетие XIX в., в отличие от западноевропейского, был «более оптимистичным, активным, наступательным» (Г.Гуковский). Российская культура переживала пору революционного подъема во всех сферах культуры. Еще одним существенным различием между западноевропейским и русским романтизмом было то, что основной движущей социальной силой Европы было третье сословие, а в России это были дворяне, – поэтому русский романтизм часто называют «дворянским». Действительно, наиболее значительные явления в области русской культуры первой половины XIX в. происходили в дворянской среде. Даже борьба за отмену крепостного права велась в основном дворянами.

В это время в общественном сознании России обострилась культурная оппозиция Петербурга и Москвы. Напомним, что еще в XVIII в. Москва противопоставила реакционному классицистскому Санкт-Петербургу передовой в то время сентиментализм. В начале XIX в. именно в Москве появились первые ростки романтизма. Более патриархальная Москва обращалась в основном к пассивному направлению Романтизма, главной идеей которого был уход в идеализм, в то время как петербургская культура отражала его активное революционно-просветительское, коллективное начало. Культура пушкинского Петербурга оставалась по сути своей обращенной к достижениям западноевропейского Просвещения, т.е. к неким умозрительным сентенциям относительно преобразования общества, в то время как московский сентиментализм перерос в романтизм, поставив на первое место творческую личность.

Романтизм стал последним общеевропейским стилем в искусстве. Однако, наряду с общими чертами, нужно отметить, что каждая страна создавала свой неповторимый, самобытный романтический колорит. Это связано с тем, что рамках Романтизма, инициировавшего бурный рост национального самосознания, создается огромное множество национальных художественных школ, каждая из которых обладает своеобразием идей, сюжетов, излюбленных жанров, а также особой национальной стилистикой.