Проблемная ситуация, её характеристики; типы проблемных ситуаций; способы создания. Соотношение проблемной ситуации, задачи, вопроса

Каждый учитель знает, что урок – это основная форма организации обучения в современной школе.

Подготовка учителя к уроку – это планирование урока, продумывание и составление плана и конспекта урока. Безусловно, план урока необходим каждому учителю. Но перед составлением плана урока я всегда задумываюсь. С одной стороны, план урока – это личный документ учителя. С другой стороны, план урока – это мечта учителя, которая завтра будет или осуществлена, или нет.

Несомненно, после хорошего урока у учителя прекрасное настроение.

От чего же зависит успех урока?

Я считаю, что одним из важных условий достижения целей урока математики является развитие мыслительной деятельности учащихся. Конечно, большое значение в вовлечении учащихся в активную мыслительную деятельность имеет методика работы учителя.

Мой опыт работы в школе доказывает, что метод проблемного обучения – это один из важных направлений учебного процесса, потому что он способствует творческому мышлению учащихся, создавая благоприятные условия для индивидуального развития учащихся.

Проблемное обучение, в первую очередь, включает в себя создание проблемных ситуаций.

Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что “начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация”.

Важным элементом проблемной ситуации являются возможности учащихся, т.е. имеющийся у них уровень знаний и интеллектуальные способности.

Т.В.Кудрявцев указывал на то, что “проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, “принятии” и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего”.

Одним из важных условий проявления проблемного обучения является исследовательский характер работы учащихся в процессе обучения.

Основной проблемой обучения является учебная проблема, суть которой состоит в противоречии между прежними знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых недостаточны имеющиеся знания, нужны новые. Процесс приобретения новых знаний путем проблемного обучения связан с постановкой проблемы и ее решением.

При обучении возникают как простые, так и сложные проблемы.

Перед решением сложной проблемы, нужно разделить ее на простые проблемы и решать их последовательно.

Хочу показать это на примере введения понятия смежных углов в курсе геометрии 7 класса.

1. Изображаю на доске несколько углов.

2. Задаю учащимся вопросы:

Что общего у пар углов а) и б)?

Каждая пара углов имеет общую вершину.

Верно. Еще что общего у них?

У них одна сторона общая.

Чем же отличаются пара углов а) от пары углов б)?

В паре углов б) одна сторона одного угла является продолжением стороны другого угла.

Замечательно. Кроме того, пару углов б) называют смежными углами.

Сформулируйте определение смежных углов.

Учащиеся дают определение смежных углов.

3. Предлагаю в тетрадях начертить по две пары смежных углов.

4. Проверяю на доске правильность выполнения отдельных работ.

Проблемное изучение нового учебного материала будет удачным, если ученики вооружены теми знаниями и умениями, которые необходимы при решении данной проблемы. Хочу показать это на примере изучения темы “Площадь треугольника” в курсе геометрии 8 класса.

Задача. Найдем площадь произвольного треугольника.

Урок выведения формулы для нахождения площади треугольника начинаю с самостоятельной работы учащихся.

Ученикам предлагаю задачу:

“Найдите площадь S прямоугольного треугольника, если один из катетов 3 см, а другой – 4 см.”

Анализируя задачу, отдельные ученики догадываются, что они, зная формулу площади прямоугольника, смогут решить эту задачу.

Повторяем теорему о нахождении площади прямоугольника.

Создается проблемная ситуация. Перед некоторыми учащимися возникает учебная проблема: “как вычислить площадь прямоугольного треугольника, зная формулу для нахождения площади прямоугольника?”

Чтобы решить эту проблему, дети предлагают: достроить данный треугольник до прямоугольника.

Объясняется, почему: если прямоугольный треугольник достроим до прямоугольника, то мы получим два равных треугольника, которые равны по двум катетам.

А так как площадь прямоугольника равна произведению его смежных сторон, то площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов. Значит, (см 2).

Теперь обращаю внимание учащихся на то, что решена пока только часть основной проблемы.

При помощи наводящих вопросов ученики находят способ. Они предлагают дополнить остроугольный треугольник до параллелограмма. Дополняем треугольник до параллелограмма. Затем доказываем, что полученные 2 треугольника равна по 3-му признаку равенства треугольников.

Ставлю вопрос: “чему равна площадь любого остроугольного треугольника?”

Ученики отвечают, что площадь любого остроугольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Молодцы!

Решаем следующую учебную проблему: “найти площадь любого тупоугольного треугольника”.

Ученики с этой проблемой справляются быстро.

Теперь уже решаем проблему: “найти площадь произвольного треугольника”.

Учащиеся самостоятельно справляются с этой проблемой.

Ставлю вопрос: “чему равна площадь произвольного треугольника?”

Ученики отвечают, что площадь произвольного треугольника равна половине произведения его основания на высоту.

Это утверждение есть теорема о площади треугольника.

Мы с вами изучили теорему о площади произвольного треугольника.

Задание на дом:

1) ознакомиться с доказательством теоремы о площади треугольника, данным в учебнике (п.52) ;

2) задача № 410, разъясняю условие задачи.

Проблемную ситуацию можно создать, предложив ученикам задачу, для решения которой необходимы новые знания.

Приведу пример.

Перед изучением теоремы о средней линии треугольника рассматривается практическая задача, для решения которой надо уметь найти длину стороны треугольника, зная длину средней линии треугольника.

Задача. ДЕ – средняя длина треугольника АВС.

Определите сторону АВ, если ДЕ=4 см.

Что известно по условию задачи?

Известно, что ДЕ – средняя линия треугольника АВС.

ДЕ = 4 см. Требуется найти длину стороны АВ.

Учащиеся пытаются самостоятельно решить задачу, но затрудняются. Создается проблемная ситуация, в результате которой выясняется, что для решения этой задачи нужны новые знания.

Пользуясь этой теоремой ученики легко решают проблему: АВ = 8 см.

Задание на дом:

1) повторить доказательство теоремы о средней линии треугольника по учебнику (п.62) ;

2) задача № 66 .

Использование методов проблемного обучения на уроках позволяет приобщать детей к работе творческого характера, прививать им навыки самостоятельной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Атанасян Л.С. и др. Геометрия, 7-9/ Учебник для общеобразовательных учреждений.
2. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.
4. Оганесян В.А. и др. Методика преподавания математики в средней школе.
5. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления.

Важнейшей задачей стоящей перед педагогами профессиональной школы является выбор таких технологий обучения, которые бы обеспечивали процесс формирования у учащихся общей и профессиональной компетентности. В современном мире человек должен проявить такие качества личности как продуктивность и оригинальность мышления, изобретательность, умение видеть проблему проявить быстроту умственной реакции, способность к самосовершенствованию в профессиональной деятельности, готовности к конкурентной борьбе. Эти способности по существу являются базовыми для современного специалиста. И стоит отметить, что одними репродуктивными методами, в полной мере, они сформироваться не могут. При традиционном обучении преподаватель сообщает учащимся готовые знания: объясняет, показывает новые объекты учебного материала, приводит примеры, добивается понимания, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер. Учащиеся воспринимают знания, заучивают, воспроизводят, не всегда понимая их необходимость. При этом следует отметить, что репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения, но вместе с тем она не достаточно обеспечивает развитие качеств личности о которых было сказано выше. Одной из возможностей успешно добиваться поставленных задач является применение технологии проблемного обучения.

Технология проблемного обучения - одна из ведущих педагогических технологий по следующим причинам:

Она позволяет организовать самостоятельную деятельность учащихся по усвоению новых знаний;

Эффективность проблемного обучения проявляется в формировании творческого, критического мышления;

Помогает усилить взаимосвязь между теорией и практикой;

Стимулирует познавательную активность учащихся, формирует интерес к учебному материалу.

Суть проблемного обучения заключается в создании проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности учащихся и педагога.

Остановимся на основном понятии проблемного обучения: проблемной ситуации.

Проблемная ситуация - это условия, возникающие тогда, когда для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходимых операций у учащихся не хватает знаний или известных способов действий, т. е. у них возникает интеллектуальное затруднение. Проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную задачу. Проблемная задача предполагает постановку вопросов: «Как разрешить возникшее противоречие? Чем объяснить его?». Серия проблемных вопросов трансформирует проблемную задачу в модель поиска решения, где рассматриваются различные пути, способы и средства решения. Итак, проблемный метод предполагает следующие шаги: проблемная ситуация → проблемная задача → модель поисков решения → решение.

Рассмотрим основные способы создания проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при наличии противоречия между фактами или явлениями и отсутствием у учащихся знаний для их теоретического обоснования.

2. Использование учебных ситуаций, которые возникают при выполнении учащимися практических заданий. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной цели, но они не знают способа решения задачи.

3. Постановка учебных проблем на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Например, это любая исследовательская работа во время учебной практики, так как при этом используются знания в новых условиях.

4. Выдвижение гипотезы; формулировка выводов, их опытная проверка.

5. Создание ситуации выбора. При этом сравниваются, противопоставляются факты, формулируются выводы.

6. Ознакомление учащихся с историческими фактами. Таким образом, они сталкиваются с проблемными ситуациями, имеющими место в процессе становления изучаемой ими теории.

7. Организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при отработке навыков, повторении учебного материала и т. д.) В этом случае следует использовать факты имеющие связь с изучаемым предметом.

Приведу примеры создания проблемных ситуаций на уроках экономических и бухгалтерских дисциплин.

1. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Организационно-правовые формы предприятий». Перед учащимися ставится вопрос:

«Можно ли создать предприятие, если капитала для его создания недостаточно?»

В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. В ходе обсуждения учащиеся приходя к определенному выводу: если существует риск невозврата кредита, то предприниматель может создать предприятие с помощью компаньонов.

2. При изучении темы «Определение чистого дохода предприятия» учащимся предлагается самостоятельно определить размер дохода, при этом они еще не знают способы решения поставленной задачи. Таким образом, создается проблемная ситуация, но с помощью инструкционной карты, где приведены статьи доходов и расходов, учащиеся способны решить задачу.

3. Во время учебной практики по предмету «Финансовый учет» учащимся предлагаются различные производственные ситуации по ведению учета на предприятии на основе их теоретических знаний: заполнение первичной документации, учетных регистров, работа в программе «1С Бухгалтерия». Таким образом, используется возможность применения знаний в новых условиях, что стимулирует познавательную активность учащихся.

4. В ходе изучения темы «Финансовая устойчивость предприятия» выдвигается гипотеза о зависимости финансовой устойчивости от наличия собственного капитала. При выполнении практических заданий эта гипотеза находит свое подтверждение, и учащиеся самостоятельно делают вывод.

5. На уроках по предмету «Экономика организации» учащиеся ставятся перед необходимостью анализа фактов, их сопоставления. При этом также возникает проблемная ситуация. Например, при изучении следующих тем: «Анализ доходности хозяйствующего субъекта», «Анализ состояния собственного и заемного капитала» и др.

6. При изучении темы «Инфляция и ее виды» проблемная ситуация создается при ознакомлении учащихся с историческими фактами. Приводятся примеры видов инфляции в различных государствах в разные периоды времени и различные методы борьбы с этим явлением.

8. При решении задач на уроках финансового учета по темам «Учет заработной платы», «Учет расчетов с покупателями и заказчиками», «Учет расчетов по налогам» и др. используются понятия полученные на уроках по предмету «Налоги и налогообложение». Таким образом, создается проблемная ситуация на основании межпредметных связей.

Структура выглядит следующим образом:

1. Вводно-мотивационный этап.

2. Актуализация опорных знаний учащихся.

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

4. Формирование умений и навыков.

При проведении вводно-мотивационного этапа педагог настраивает учащихся на продуктивную деятельность в ходе всего урока.

Понятие актуализации существенно отличается от обычного репродуктивного повторения. Ее цель состоит в том, чтобы активизировать работу памяти и подготовить опорные знания для успешного усвоения новых знаний. Актуализация также должна возбуждать интерес к рассматриваемой проблеме, создавать эмоциональный настрой, определять готовность учащихся к восприятию нового материала. Виды деятельности учащихся на данном этапе: устное или письменное изложение, ранее приобретенных знаний; самостоятельная работа; тестовый опрос; решение задач. На этапе актуализации чаще всего и создается проблемная ситуация.

Усвоение новых знаний и способов действий. Уже в названии этого структурного элемента отражено его содержание, именно здесь усваиваются новые знания, раскрывается сущность новых понятий и способы умственной деятельности учащихся. Деятельность преподавателя на этом этапе должна быть направлена на создании проблемной ситуации (если она не возникла на этапе актуализации), формулировка учебной проблемы, управление деятельностью учащихся.

Формирование умений и навыков. Глубокое и прочное усвоение знаний происходит лишь в процессе применения их на практике, поэтому это важнейший этап урока. Здесь происходит отработка знаний, формирование умений и навыков, а также умственных и практических действий. К третьему этапы обычно относят и проверку правильности решения учебной проблемы.

Поскольку показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности то естественно, что они и представляют внутреннюю структуру проблемного урока:

1) Возникновение проблемной ситуации и постановка проблемы.

2) Выдвижение предположений и обоснований гипотезы.

3) Доказательство гипотезы

4) Проверка правильности решения проблемы. Именно наличие этой внутренней структуры и отличает проблемный урок от традиционного.

Таким образом, структура проблемного урока представляет собой сочетание внутренних и внешних процессов обучения и создает возможность управлении самостоятельной деятельностью учащихся.

При использовании технологии проблемного обучения большое значение имеет оптимальное сочетание методов обучения и форм организации учебного процесса. Из всего многообразия методов обучения наиболее приемлемой я считаю следующую классификацию:

1.Метод проблемного изложения учебного материала, который в возможен в двух видах:

А) монологическое изложение-преподаватель объясняет сущность новых понятий, фактов, делая это используя проблемную ситуацию. Форма организации учебного процесса - лекция. Например, лекция на тему «Расчет сдельной оплаты труда» начинается с вопросы «Как бы вы могли справедливо распределить заработную плату в своей бригаде?»

Б) метод диалогического изложения - учитель формулирует проблему, но ее решение находит с учащимися, они должны активно участвовать в обсуждении, выдвигать свои гипотезы самостоятельно делать выводы. Основные формы - беседа, рассказ.

2.Частично-поисковый метод заключается в следующем, преподаватель подбирает систему проблемных вопросов, которые должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся. Кроме этого нужно придумать и наводящие вопросы которые помогут сделать выводы. Формы организации - семинары, практические работы.

3. Самостоятельная исследовательская деятельность организуется преподавателем, с этой целью учащимся предлагаются теоретические или практические задания с высоким уровнем проблемности. Задания выполняются ими самостоятельно, но при этом контроль преподавателя не исключается. Формы организации могут быть самыми разнообразными: экскурсия и сбор фактов, подготовка доклада, курсовая работа.

Таким образом, проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений), логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации)

Список используемой литературы

1. Басова Н. В. Педагогика и практическая психология. Ростов-на-Дону - 1999г.

2. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. - М., 1983.

3. Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М., 1985.

4. Кудрявцев Т. В. Проблемное обучение: источник, сущность, перспективы. - М.: Знание 1991.

5. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 1974.

6. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. № 1.

7. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Мастерство, 2002.

Компетентность и конкурентоспособность, творческий потенциал и мобильность, стремление к самосовершенствованию определяют сегодня психологическое и материальное благополучие специалиста, его уверенность в будущем. В этих условиях выпускнику колледжа необходимо прочно овладеть основами предстоящей трудовой деятельности, обеспечивающими дальнейший карьерный, профессиональный и личностный рост. Поэтому в последнее время акцент в определении целей профессиональной подготовки смещается с усвоения студентами знаний, умений, навыков на формирование профессиональной компетентности выпускников, которое становится базисным для формирования стратегии профессионального образования, выбора подходов, методов и средств обучения. В первую очередь данное обстоятельство проявляется в изменении подходов к пониманию качества подготовки специалистов, которое определяется сегодня тем, насколько продуктивно использует выпускник полученные теоретические знания. В этом случае опираться на объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы обучения уже нельзя.

На первом этапе мы ознакомились с широким кругом инновационных технологий обучения, выявив наиболее приемлемую для эффективного изучения своего предмета, углубленно изучили технологию проблемного обучения. На втором этапе посещались уроки преподавателей, работающих по данной технологии. На третьем этапе проектировали и реализовали технологию проблемного обучения экономики в колледже.

Общеизвестно, что изучение одного и того же по научному содержанию материала можно осуществлять по-разному с точки зрения применяемых методов, средств и организационных форм. Применение данной технологии дает возможность способствовать развитию аналитических способностей и воспитывать живой интерес к самостоятельному поиску информации.

Так, систематически применяя прогрессивные методы активизации познавательной деятельности , позволяющие включать обучаемых в процесс творческого усвоения знаний, можно способствовать развитию творческих способностей студентов. Наоборот, в случае ограничения изложения материала традиционными приемами без создания проблемных ситуаций потенциальные развивающие возможности занятий используются не в полной мере. Реализация на практике идеи взаимосвязи обучения с научным поиском породила своеобразную дидактическую систему, которую назвали проблемным обучением, так как основные ее элементы – учебная проблема и проблемная задача.

Анализ показывает, что применение технологии проблемного обучения требует их особой организации, отражается на выборе методов и приемов обучения, а также влияет на структуру и в определенной мере содержание излагаемого учебного материала. Поэтому есть все основания трактовать проблемное обучение как современную дидактическую систему, имеющую особую технологию.

Творческое усвоение знаний и способов деятельности обучающимися предполагает:

· самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

· видение структуры объекта, подлежащего изучению;

· видение новой функции знакомого объекта;

· умение видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску;

· умение комбинировать ранее известные способы решения в новый способ;

· умение создавать оригинальный способ решения при известных других и т. д.

Необходимо также подчеркнуть, что проблемность является неотъемлемой чертой педагогического процесса. Однако проблемным является далеко не всякое занятие. Все зависит от того, каков объем методов и организационных форм, свойственных проблемному обучению, используется на занятии.

Проблемная ситуация осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий. Проблемная ситуация – источник мышления. Но из этого не следует, что всякое психологическое затруднение непременно побуждает мышление. Так, если человека, не изучавшего экономику, спросить: «Необходимо ли в период экономического кризиса увеличивать налоговую нагрузку на экономических агентов?» – процесс мышления не возникнет, потому что у субъекта нет для этого необходимых исходных данных. Чтобы проблемная ситуация стала источником мышления, она должна быть принята субъектом к решению. А это возможно, если у субъекта имеются достаточные исходные знания, отвечающие предметному содержанию ситуации.

Кроме того, проблемная ситуация может возникнуть:

· когда обучающиеся встречаются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;

· когда имеются противоречия между теоретически возможным путем решения и его практической неосуществимостью;

· вследствие противоречия между практически доступным результатом и отсутствием знаний для теоретического обоснования;

· если обучаемый не знает способа решения поставленной задачи, не может дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т. е. осознает недостаточность прежних знаний для такого объяснения. В этом случае проблемная ситуация перерастает в учебную проблему.

Наш опыт показывает, что наиболее эффективными являются те проблемные ситуации, которые выявлены, описаны и подготовлены к анализу самими студентами в рамках производственной практики.

Учебная проблема – это проблемная ситуация, принятая субъектом к решению на основе имеющихся у него средств (знаний, умений, опыта поиска). Учебная проблема обычно выражается в форме вопроса. Признаки учебной проблемы: наличие проблемной ситуации, определенная готовность субъекта к поиску решения, возможность неоднозначного решения.

Проблемная задача представляет собой учебную проблему, решаемую при заданных условиях или параметрах. Примером проблемной задачи может быть такое задание: определите как изменится уровень инфляции в экономике РФ, если ЦБ РФ увеличит объем денежной массы в стране соответственно увеличению ВВП РФ. (Разумеется, такое задание будет проблемным, если ответ еще неизвестен студентам). Всякая учебная проблема и проблемная задача являются искусственной дидактической конструкцией, поскольку они специально строятся в учебных целях.

Постановка проблемной ситуации, создание условий для ее перехода в учебную проблему, конструирование проблемной задачи - это лишь начальный момент в проблемном обучении. Далее студенты под направляющим воздействием преподавателя должны самостоятельно выполнить следующие творческие мыслительные операции:

· выдвинуть возможные варианты решения познавательной деятельности, высказать гипотезы;

· теоретически или практически проверить гипотезы;

· сформулировать познавательный вывод.

Исследования, проводимые студентами, в ряде случаев выходят за рамки учебных занятий и приобретают научно-практическую ценность. Таковы, например, курсовые работы , основанные на изучении экономических показателей предприятий Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района , работа в творческой группе, дидактические игры «Рынок труда», «Международная торговля», «Планирование поставок» (Защита учебно-исследовательской работы студентов), «Защита проектов» и т. д. Знание сущности проблемного обучения преподавателями колледжа, несмотря на существующие разные подходы к такому обучению и его многим граням, диктуется не только тем, чтобы повысить информативность процесса обучения вообще, но и подготовить каждого специалиста к творческому осуществлению своих обязанностей и научно-обоснованному подходу к решению проблем, выдвигаемых жизнью.

На основании вышеизложенного преподаватель, опираясь на достоинства проблемного обучения как системы или отдельные методы и приёмы этой системы, в конечном итоге выработает у будущих специалистов чёткое представление о логике исследовательского поиска, его этапах, о необходимости при решении любой проблемы стремиться к построению наибольшего количества гипотез. Главной линией проблемного обучения в колледже должна быть установка на раскованность мышления студентов, отход от излишней стандартизации в подходах к решению различных задач, которой, к сожалению, ещё иногда страдает обучение. Естественно, эта раскованность ни в коей мере не должна скатываться до уровня отрицания ради отрицания, демагогического дискутирования. Она должна служить прежде всего пробуждению неисчерпаемого творческого потенциала личности, в основе деятельности которой лежит созидание. Эффективность проблемного обучения во многом зависит от мастерства преподавателя, а также от готовности к проблемному обучению самих студентов. Предпосылкой успешности проблемного обучения является степень сформированности у студентов основных логических приемов: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Однако при подготовке учащихся по рабочей профессии наблюдаются трудности в применении технологии проблемного обучения. Это связано со спецификой содержания изучаемого материала и общих задач профессиональной подготовки, которые чаще всего не требуют высоких интеллектуальных и аналитических способностей. Кроме того, учащиеся НПО имеют низкий уровень подготовленности и низкую степень сформированности логических приемов. В стандарте НПО существует недостаток-отсутствие часов на самостоятельную подготовку. Ограничение самостоятельности приводит к тому, что учащиеся умеют решать только готовые, кем-то поставленные задачи и не способны к самостоятельному анализу реальных условий, выявлению проблемы, творческому подходу к своим действиям. Анализ опыта работы убеждает в том, что наши мысли и взгляды иногда становятся мыслями и убеждениями учащихся и даже манера изложения, обобщения, доказательств и аргументации порой используются ими в качестве эталона. Однако обучение должно стимулировать и направлять мыслительную деятельность учащихся, делать их не просто свидетелями, соучастниками дискуссии и поиска. Без внесения элементов проблемности осуществить это невозможно.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Проблемное обучение на уроках экономики как средство формирования социальных и профессиональных компетенций. Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. (Э. Хаббард, английский литератор) Новые социально экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач. Стратегические направления развития образования зафиксированы в «Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни». В наш век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. Сделать это при сохранении традиционных методов обучения, когда ученик выступал в роли послушного «винтика» невозможно. Современных учеников трудно сегодня удивить. Объем информации увеличивается, усвоить ее всю невозможно, к тому же она устаревает. Мы это должны осознать, понять и признать творческую природу личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. Ребенка развиваем не мы, а он развивает себя сам. При таком подходе знания, умения, навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится развитие способностей и творческих возможностей ученика. Процесс приобретения знаний, формирования умений и навыков превращается из цели в средство развития личности ребенка. Данная концепция может быть решена путем введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника. Экономика это наука особенная. Являясь теоретической дисциплиной, она в тоже время в высшей степени практическая наука. Курс экономики в техникуме предназначен не только и не столько восполнить дефицит знания фундаментальных экономических концепций и законов, т.е. теории ради теории, сколько создать условия для прикладного использования экономики в ситуации выбора рационального решения среди многих альтернатив. Одновременно с обучением приобретаются как социальные, так и профессиональные компетенции, что актуально в связи с требованиями, которые предъявляются сегодня выпускнику профессионалу.

2 По словам Т.Л. Кудрявцева «Основу проблемного обучения составляет понятие проблемной ситуации и способы ее разрешения». Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций, в ходе решения которых ученик овладевает содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Проблемность базируется на противоречиях, возникающих в процессе изучения окружающих предметов, явлений и т.п.. Ученый, изобретатель это противоречие обнаруживает сам, опираясь на глубокие знания, опыт и т.д.. Противоречие вызывает у него определенное психологическое состояние, связан с желанием установить причины имеющейся несоответствия - проблемную ситуацию. Возникает замысел, проблема, решая которую, ученый открывает новые закономерности, законы и др. Заметить такие противоречия в материале ученик не сможет. Ему надо помочь. Лучшим средством для этого служит задача, вызывает у учащихся теоретическое или практическое затруднение, связанное с определенными противоречиями. Такую задачу называют проблемным. Оно может быть представлено в форме вопроса, задачи или практической задачи. Процесс обучения, моделирует в своих существенных чертах процесс продуктивного мышления и направлен на открытие учащимися новых знаний и способов действий, называют проблемным. Его сущность заключается в постановке перед учащимися системы проблемных задач, осознании, восприятии и решении их в ходе совместной деятельности учащихся и учителя. Наука доказала, что источником возникновения проблемных ситуаций и движущей силой их решения есть противоречия. Психологи установили, что благоприятные условия для творческого мышления складываются тогда, когда человек сталкивается с противоречиями, которые она не в состоянии объяснить на основе имеющихся знаний и опыта, когда перед ней возникает проблема, которую необходимо решить. Умственное затруднение преодолевается напряженной работой мышления, активными поисками выхода из ситуации. Мышление активизируется при сопоставлении имеющихся знаний с новыми обстоятельствами, при желании понять причины и суть новых фактов и явлений, объяснить противоречия. Итак, проблемные ситуации в процессе обучения возникают, когда ученики сталкиваются с противоречивыми факторами, заложенными в предметах и явлениях природы, или с несоответствием между известными знаниями или способами действия и неизвестными, то есть теми, которые нужно получить в процессе познания. Типы проблемных ситуаций, применяемых в обучении. На основе противоречий можно выделить ряд таких проблемных ситуаций:

3 1. Когда идет поиск путей использования имеющихся знаний в новых условиях. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Спрос, предложение, рыночная цена». После того, как на уроке были рассмотрены главные экономические факторы (цена одного товара, цены других товаров, доходы покупателей, вкусы на предпочтения покупателей, ожидания покупателей), проиллюстрирован закон спроса на примере с автомобилями (при падении цены с 1200 тыс. руб. до 700 тыс. руб. величина спроса на автомобили увеличилась на 200 штук, а при увеличении цены с 1200 до 1700 тыс. руб. - уменьшилась на 500 штук) преподаватель поставил перед обучающимися вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по той же цене, что и раньше, покупатели согласятся приобрести больше блага (автомобилей)?" Перед обучающимися встала проблема, которая заинтересовала их. Им нужно использовать приобретенные уже знания в новых условиях. Каковы же эти условия? Им на помощь приходит преподаватель, применяя корректирующую информацию, и приводит пример увеличения спроса (не величину спроса, а самого спроса) на автомобили. С помощью преподавателя обучающиеся приходят к выводу, что в таких случаях должно произойти событие, которое сделало бы это благо более привлекательным для покупателей, чем раньше. Какое же это событие? Так, в годах многие банки стали предоставлять желающим автокредиты на привлекательных условиях и, следовательно, количество желающих приобрести автомобили резко возросло. Следующий вопрос: «Может ли возникнуть ситуация, когда по сниженной цене, покупатели откажутся приобрести больше блага (автомобилей)?" В 2009 году в мире разразился нефтяной кризис, вызванный сокращением поставок нефти с Ближнего Востока. Нефть очень подорожала, а вместе с тем поднялась цена на бензин. Пользование автомобилями стало очень дорогим удовольствием. Тогда граждане, которые использовали автомобиль в основном для личных поездок, а также небогатые граждане отдали предпочтение велосипедам, городскому транспорту, а не затратам на бензин. 2. Когда имеются противоречия суждений. В обучении основам экономики часто приходится объяснять учебный материал, в котором сталкиваются суждения «возможно-невозможно», «рационально-нерационально», «влияет на процесс положительно или отрицательно» и др.. Проблемные ситуации такого типа играют важную роль в формировании активной мыслительной деятельности учащихся. Примером такой ситуации может быть фрагмент урока по теме «Предприятие и собственность. Формы собственности и организационные

4 формы предприятия». Учитель ставит перед учениками проблемный вопрос: «Как создать предприятие из-за недостатка капитала?» Для подготовки обучающихся к решению различных ситуаций по данной проблеме преподаватель подчеркивает, что довольно часто встречаются ситуации, когда для реализации идеи нужны значительные оборотные средства, а в предприятии их нет. В этом случае возможны два варианта действий: взять в дело компаньонов и воспользоваться их деньгами, или обратиться в банк с просьбой предоставить кредит. Обучающиеся привлекаются к решению двух ситуаций и приходят к определенному выводу. Ситуация первая. Банк может отказать в кредите, то время, затраченное на запрос кредита, окажется потерянным, а производство простаивать или сорвется выгодная сделка. Ситуация вторая. Предположим, что банк кредит выдал. Но значительную сумму не так уж просто будет вернуть, особенно если она нужна на длительное время (для приобретения станков, а за каждый день пользования кредитом придется платить банку проценты). Вывод. Если предприниматель не уверен в возможности быстрого возврата кредита, то он берет в дело компаньонов, становятся совладельцем бизнеса. Таким способом возможно создание предприятия. 3. Когда обучающиеся сталкиваются с ситуацией, в которой с разнообразных знаний или способов действия нужно выбрать необходимые. Этот тип проблемной ситуации очень часто возникает при выполнении практических работ, в процессе закрепления учебного материала и т.д.. Например, в процессе выполнения практической работы «Определение структурных элементов производства» обучающимся предлагается выбрать факторы производства (земля, труд, капитал, способности к предпринимательству, информация) в таких производственных ресурсов: Мини-пекарня «Дока-пицца» (капитал). Вода на Малковском водохранилище (земля). Описание метода обработки цветных металлов (информация). Шахтеры шахты «Бошняково» (труд).

5 Документация на новую технологию производства цемента (информация). Рыболовный траулер (капитал). 4. Когда возникают затруднения влиянием «психологического барьера» предыдущего опыта. Известная психологическая закономерность - влияние предыдущего опыта на процесс усвоения новых знаний и способов действия, в научной литературе встречается под названиями «психологический барьер» предыдущего опыта, «явление интерференции» и «явление отрицательного переноса». Поскольку эта закономерность в учебном процессе выступает как препятствие, затруднение на пути к новому, то следует пользоваться понятием «психологический барьер предыдущего опыта». Суть этого психологического явления заключается в том, что выработанные в процессе практической деятельности умения и навыки тормозят установление новых способов действия. Обучающиеся не могут освободиться от привычных способов действия и пойти путем новых, оригинальных решений. Различают два вида этого явления: ассоциативное и репродуктивное торможения. Репродуктивное торможение наблюдается тогда, когда вместо нового способа выполнения действия проявляется другой, ранее усвоенный. Оно может использоваться для создания проблемных ситуаций только в том случае, когда возникает необходимость его предотвратить. Ассоциативное торможение проявляется при замене ранее усвоенных способов действия новыми. Это - весьма эффективное средство создания проблемных ситуаций. Движущей силой преодоления влияния «психологического барьера» предыдущего опыта является борьба присущих ему противоположных тенденций - к сохранению (фиксации приобретенного) и до его изменения (модификации). Это противоречие, при соответствующих условиях, - источник создания проблемных ситуаций. При обучении экономике такие ситуации возникают очень часто, особенно при выполнении практических заданий. Преподавателю важно видеть их проявление и при необходимости уметь их обострять или снимать путем своевременного вмешательства. Актуализация необходимых знаний и способов действия способствует созданию проблемных ситуаций такого типа. Расширение предыдущих представлений, знаний и умений по вопросам, которые рассматриваются, применение конкретизированных установок предотвращают проявления «психологического барьера» предыдущего опыта. Могут быть и другие типы проблемных ситуаций.

6 Чтобы создать проблемную ситуацию, надо поставить перед обучающимися такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого они открывают для себя новые знания или способы действия. Это первое условие создания проблемной ситуации. Кроме нее нужно выполнить еще ряд условий: 1. Проблемное задание, на основе которого создается проблемная ситуация, должно основываться на тех знаниях и умениях, которыми обладают обучающиеся, задача может вытекать из содержания материала, который изучается, быть логически связана с ним. 2. Выполнение проблемного задания должно вызвать у обучающихся потребность в новых знаниях или способах действия. Наблюдения показывают, что без учета интересов и потребностей обучающихся организовывать проблемное обучение невозможно. Поэтому каждое запланированное проблемное задание необходимо проанализировать как из профессиональной, так и мотивационной стороны. 3. Проблемные задачи, которые преподаватель планирует решить на уроке, должны быть обобщающими. Переход от одной проблемной ситуации к следующей, которая содержит новые знания или способ действия, должен предусматривать обеспечение дальнейшего развития действий и мышления обучающихся. 4. Важным условием успешного создания проблемных ситуаций является правильное и умелое формулировка проблемной задачи. Формулируя проблемные задания, не следует употреблять слов, смысл которых обучающиеся понимают плохо. В конце каждого занятия проводится рефлексивный алгоритм: Что я узнал нового Я думал иначе Что я хотел бы узнать, рассмотреть более подробно Как я оцениваю свою работу на занятии Это помогает при планировании следующих уроков. Домашнее задание, как правило продолжение темы урока, включает задания для более глубокого изучения проблемы (изучение материалов СМИ, интернет ресурсов, документов или учебно научной литературы, исследование и анализ ситуации на основе опросов и т.д.)

7 Принципы значимости учебной деятельности имеют большое значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет обучающимся почувствовать эту значимость. Преподавателю необходимо научить наблюдать, сравнивать, делать выводы, это способствует подведению обучающихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ситуация успеха «Я нашел!» очень важна как при индивидуальной так и при групповой работе обучающихся. Кроме того, в результате проблемного обучения обучающиеся приобретают профессиональные компетенции, которые помогут в решении производственных ситуаций, а также необходимые коммуникативные и творческие навыки.


Тема 3. ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК КАК ВЕДУЩИЙ ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ. Согласно идеологии ФГОС ОО ведущим типом урока в современной школе становится проблемный урок.? Что такое проблемный урок?

МОУ «Лицей 26» г. Подольска Сучкова Т.А., учитель математики Теория и практика проблемного обучения по математике Сегодня стало очевидным, что ориентация деятельности образовательных учреждений только

Самоанализ урока. Урок проходил в 4 классе, предмет математика, в классе 6 человек, на уроке присутствовало 6 человек. Тема урока: «Нахождение нескольких долей целого», это первый урок в теме, где предусматривается

Технология проблемно-ического обучения XXI век век высоких компьютерных технологий. Современный ребѐнок живѐт в мире электронной культуры. Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает

Проблемное обучение на уроках географии. Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи

Дёмина Анастасия Алексеевна учитель математики Попова Елена Ивановна учителя математики, Челюбеева Дарья Геннадьевна учитель информатики Гирфанова Роза Григорьевна учитель начальных классов Пензина Елена

Сы, протекающие в объектах, а также установить взаимосвязи между отдельными структурными компонентами изучаемого объекта, реализующими различные информационные процессы. Д. А. Коханов ПРИМЕНЕНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

LOGO ФГОС Современный урок С Е М И Н А Р У Р О К 1 «Урок это основной участок учебновоспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся

Типология уроков (ФГОС) Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается

Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности обучающихся. Типология уроков важная дидактическая проблема. Она должна

Типология уроков (ФГОС) Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении создание условий для проявления познавательной активности учеников. Главная методическая цель достигается следующими

Опорная таблица к анализу урока (Конаржевский Ю.А.) Организационный этап I. Дидактическая задача этапа - подготовить учащихся к работе на уроке. 2. Содержание этапа: взаимные приветствия учителя и учащихся;

Описание передового педагогического опыта «Использование интегрированных уроков в процессе обучения математики» Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет меня задуматься над тем, как

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС 1. Структура урока усвоения новых знаний: 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем

Матрица педагогического анализа урока Уровень 1. Организация начала урока, постановка учебных задач урока, в т. ч. частных и промежуточных Ситуативный Педагог начинает урок без предварительной организации

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «APRIORI. CЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU 4 2018 ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ

Раздел. Начальная школа. Учитель Билык Светлана Викторовна «Эффективность урока как качество повышения образования». Моя главная педагогическая задача обучение учащихся, способных применять свои знания

Урок английского языка в 6-ом классе по теме «Образование форм Past Simple Tense у правильных глаголов» в системно-деятельностном подходе Составила: учитель английского языка МАОУ«Гимназия 2» Швецова А.Г.

Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности Основные виды УУД Вид УУД Содержание Виды заданий Личностные Самоопределение: мотивация учения, формирование основ гражданской

Технология проблемного обучения на уроках информатики Составитель: Домрачева Надежда Александровна Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки образования в высших

Урок иностранного языка в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Буробина Елена Вячеславовна, учитель английского языка МАОУ «Гимназия

ГБОУ Белгородская коррекционная школа-интернат 23 Выступление на МО Тема: «Развитие познавательного интереса обучающихся, как одно из условий повышения качества учебного процесса» Подготовила: Ершова Е.Л.

Какие ресурсы развивающего обучения могут обеспечить поддержку преемственности обучения и развития ребенка? Воронина О.Г., старший преподаватель кафедры начального образования Федеральные государственные

Технологическая карта урока Ф.И.О. педагога: Буренова Татьяна Александровна Предмет: литература Класс: 11 Тип урока: урок развития речи. Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Н. С. Мальцева (Екатеринбург) Сегодня приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя

Приемы создания проблемной ситуации на уроках истории (Данная статья направлена на публикацию в районный Методический вестник, выпускаемый ТИМО Советского района и размещена на сайтах www. kadetsamara.

Выступление на заседании МО учителей начальных классов по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках различной целевой направленности» Системно-деятельностный подход это такой метод,

Барычева Анна Валентиновна, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, старший преподаватель кафедры технологии и общетехнических дисциплин, тел. 8-917 4156717, эл. почта: [email protected]

К.Д.Ушинский писал: Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву одна из труднейших и важнейших задач дидактики. Подолянская Н.В., учитель математики

2016 «Проектноисследовательская деятельность на уроках математики» Из опыта работы учителя математики «Переясловской ООШ 9» Поляковой Л.Н. Не секрет, что использование различных технологий приобретает

Крашенинникова Елена Владимировна преподаватель Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Соликамский автомобильно-дорожный колледж» г. Соликамск Пермского края ИМУЩЕСТВО И

Сербаева Ирина Алексеевна Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа 2 им. В. Маскина ж.-д. ст. Клявлино, муниципальный район Клявлинский,

Тема урока. Сложение целых чисел. 6 класс, учитель Травина О.Н. МОУ СОШ 1 Цель урока: создать условия для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Сложение целых чисел»,

Методика проблемного урока Квинтилиан (ок.35-95 гг.) «Ребенок должен бороться за то, чтобы достичь успеха в учении, но следует делать так, чтобы он очень хотел его достичь». С.Л.Рубинштейн «Для того чтобы

«Знания дети удивления и любопытства.» - Луи де Бройль Трефиленкова Н. Б. учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 14, г. Сергиев Посад Проблемное обучение это тип развивающего обучения, в котором

Технологическая карта урока математики по ФГОС, 5 класс. Тема: Метод проб и ошибок. Тип урока: повторение пройденной темы. Цели деятельности педагога: Формирование способности учащихся к новому способу

Я иду на урок физики: целеполагание Е.Н. Долгих, кандидат педагогических наук, ведущий методист по физике и дистанционному обучению Объединённой издательской группы «ДРОФА» «ВЕНТАНА» Цель это планируемый

158 цип обучения, предписывающий формировать спиралевидный характер процесса обучения путем преодоления противоречий, связанных с несогласованностями, непониманием и другими разрывами в процессе обучения,

Системно-деятельностный подход в обучении Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, это ускорение

Белякова Светлана Евгеньевна преподаватель информатики и ИКТ Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты «ЛОКОН» г. Санкт-Петербург

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ Классификация методов обучения географии Методы обучения необходимы для того, чтобы обеспечить усвоение всех компонентов содержания географического образования, способствовать

Саулич Л.И. ГУО «Подсвильская средняя школа Глубокского района» (РБ, Глубокский район, Витебская область) ТЕХНОЛОГИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ Не существует скольконибудь достоверных тестов

Главные цели проблемного обучения: -развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений; -усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Введение Развитие необходимых практических умений и навыков важнейшая задача современной школы. Воспитание у учащихся сознательного отношения к труду, стремления к самостоятельному овладению знаниями,

Конспект урока по МХК Учитель (ФИО) Воловельская Лилия Фаатовна Предмет МХК Класс 8 Тема урока Древнеегипетская цивилизация (урок 6) Тип урока (по дидактической цели и способу проведения): урок общего

В.А. Далингер Омский государственный педагогический университет Электронный научный журнал «Вестник Омского государственного педагогического университета» Учебно-исследовательская деятельность учащихся

«Индивидуальная работа на уроках технологии» Как считает доктор педагогических наук О. Е. Лебедев, «главная цель школьного образования - достижение учащимися уровня образованности, соответствующего их

Рабочая программа «Экономика» 10 класс (профильный уровень) Требования к уровню подготовки Личностным результатом обучения является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,

Организация самостоятельной работы студентов Нормативная база самостоятельной работы Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования Основная профессиональная

Варакута Елена Александровна учитель начальных классов МОАУ СОШ 10 «Центр образования» г. Нефтекамск, Республика Башкортостан ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Аннотация:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы КОММЕРЧЕСКО-БАНКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ 6 (ГБОУ СПО КБК 6) Технологическая

Требования к современному уроку по ФГОС Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер. В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя. Осуществляется практический, деятельностный

Проверочная работа по обществознанию 1 вариант 1. Для какой экономической системы не характерно государственное регулирование цен на товары и услуги? 1) командной 2) традиционной 3) рыночной 4) административной

Семинар практикум для педагогов МБДОУ 1 «Родничок» (работаем по ФГОС ДО) Направление по ФГОС ДО: Тема: «Проблемное обучение средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника» «Построение

Шкоркина Елена Михайловна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 6 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Личностно - ориентированное обучение на уроках математики. Дерик, Т.Ю учитель математики МБОУ «СОШ 3», Нефтеюганск Общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами. На

Предмет математика класс 2 г Тема урока Место урока по теме (в разделе/главе) Закрепление изученного по теме «Умножение и деление» «Умножение и деление» 18 из 20 Тип урока Форма урока, форма учебной деятельности,

М у н и ц и п а л ь н о е б ю д ж е т н о е о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о е у ч р е ж д е н и е «С р е д н я я о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я ш к о л а 4 г. Б е л ё в а Т у л ь с к о й о б

УДК 159.9 Белановская Е.Е. ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ БНТУ, Минск Преподавание основ психологии и педагогики в высшем учебном

ФИО: Батищева Ирина Александровна Технологическая карта урока Место работы: МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова Должность: учитель русского языка и литературы. Предмет: русский язык. Класс: 5. Тема:

Рабочая программа дополнительного образования «Основы экономической науки» 9-11 класс Составитель: к.э.н. Телепченкова Н.В. Москва, 2016 год 1 Содержание Пояснительная записка к программе дополнительного

Системно-деятельностный подход в обучении как средство повышения качества образования Народная мудрость Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь. (Русская

Мотивация учебной деятельности Цель это предвидимый результат. Мотив - побуждение к достижению цели. Типы мотивации учебной деятельности, связанной с результатами учения 1. Мотивация, которая условно может

План выступления студента на защите квалификационной работы

Необходимо помнить, что какой бы великолепной и качественной ни была квалификационная работа, без квалифицированного и успешного ее представления невозможно получить высокую оценку. Оценка в значительной мере зависит и от того, как работа будет представлена и защищена.

В своем выступлении студент должен изложить:

Актуальность и обоснование выбранной темы,

Объект и предмет исследования,

Гипотезу исследования,

Цель и задачи исследования,

Базу исследования ВКР и методы исследования,

Полученные результаты, подтверждая и демонстрируя их наглядно (презентация),

Общее заключение по исследовательской работе.

В ходе сообщения необходимо сделать упор на следующие моменты:

Выделение перспективных и плодотворных направлений в дальнейшем изучении темы,

Представление самостоятельно сделанных выводов, отражающих содержание, значимость и практическую результативность работы,

Дальнейшие перспективы развития тематики данного исследования, подтверждая их наглядными схемами, таблицами, рисунками, графиками.


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Примерные вопросы для бакалавров к государственному экзамену «Теория и практика социальной работы»

1. Система управления социальной работой в России, как совокупность различных организационных форм.

2. Социальная технология: понятие, типы, виды.

3. Соотношение теории и практики в социальной работе.

4. Эксперимент как исследовательский метод и его применение в социальной работе: проведение эксперимента, план проведения, ошибки в эксперименте.

5. Управление конфликтами в организациях социальной работы.

6. Методология социальной работы (объект, предмет, принципы и методы).

7. Социальная работа как один из видов социальных технологий.

8. Особенности структурно-функционального построения социальных служб.

9. Функции управления в организациях и учреждениях социальной сферы.

10. Организационные структуры управления. Их достоинства и недостатки применительно к организациям социальной сферы.

11. Понятия, виды, особенности управленческих функций, их связь с организационной структурой. Методы реализации функций.

12. Девиантное поведение и социальная работа с лицами девиантного поведения.

13. Сущность социальной терапии и ее разновидности.

14. Понятия, виды, классификация социальных служб в России.

15. Профессиограмма специалиста по социальной работе.

16. Личностный потенциал специалиста по социальной работе.

17. Профессионально важные качества специалиста по социальной работе.



19. Социальная адаптация личности как центральная проблема современной социальной работы.

20. Реформирование системы социальной работы в России.

21. Социальная работа в структуре социальных наук.

22. Технология регулирования процессов социальной адаптации.

23. Нравственно-гуманистический характер социальной работы.

24. Социальная политика: сущность, этапы развития, теоретические модели.

25. Становление системы социального обслуживания населения в современной России.

26. Психологические методы исследования в социальной работе: психоаналитические методы, методы гуманистической психологии., методы измерения (тестирование) и его применение в социальной работе.

27. Диагностика и анализ конфликтов.

28. Нормативно-правовые основы социальной работы.

29. Методы социально-экономической помощи и категории населения, имеющие на нее право.

30. Комплексный и системный подход в социальной работе.

31. Использование количественных социологических методов в социальной работе: проблема достоверности и репрезентации исследование, расчет выборочной совокупности, виды опросов и построение анкеты.

32. Конфликты в социально-трудовой сфере. Забастовка: этапы и формы урегулирования.

33. Технологии социальной работы с пожилыми людьми.

34. Технологии группового решения проблем.

35. Теория и технологии социальной работы с инвалидами.

36. Семья как центральный объект социальной работы.

37. Специфика технологий медико-социальной работы.

38. Техники консультирования в социальной работе.

39. Использование качественных методов в социальной работе: метод глубинного интервью и метод фокус-группы.

40. Технологии социально-профилактической работы по месту жительства и на производстве.

41. Теория и технологии социальной работы с женщинами.

42. Методы экспертной оценки и экспертного интервью и их использование в социальной работе.

43. Теория и технологии социальной работы с мигрантами.

44. Теория и технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями.

45. Теория и технологии социальной работы с молодежью.

46. Теория и технологии социальной работы с женщинами.

47. Медиация и ее роль в социальной работе.

48. Стили управления в социальной организации.

49. Теория и технологии социальной работы с осужденными и бывшими осужденными.

50. Адресная модель социальной работы: сущность и особенности использования в современной России.

51. Патерналистская модель: сущность и особенности использования в современной России.

52. Зарубежные модели социальной работы.

53. Социально-психологические технологии социальной работы.

54. Социально-бытовые технологии социальной работы.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Проблемная ситуация № 1 . В Комплексный центр социального обслуживания населения г. N поступил звонок от некой гражданки о том, что в ее доме проживает семья, в которой ребенок голодает и плохо одет. На поступивший звонок выехал социальный работник Центра. Во время социального рейда в доме не было продуктов питания вообще.

Мать не обменяла старый паспорт. Подросток также не имеет паспорта.

Было принято решение взять семью на патронаж.

Причина и обстоятельства постановки на учет: ребенок голодает; мать имеет психическое заболевание, стоит на учете в диспансере. Мать нигде не работает.

Неполная семья, 1 ребенок, которому сейчас уже 14 лет.

План работы с семьей на 2008 год:

1. Оказание помощи продуктами; 2. Помощь в обмене старого паспорта матери, в получении паспорта подростку; 3. Запрос в диспансер, состоит ли на учете мать; 4. Консультация по постановке матери на учет в Центр занятости населения; 5. Выдача МДК (муниципальная дисконтная карта) на приобретение продуктов питания.

Сложность в решении данной проблемы состоит в том, что женщина имеет психическое заболевание, а сотрудники Центра не знали какое именно заболевание и как вести себя в данной ситуации. На запрос в диспансер о том, какое психическое заболевание имеет клиент, был получен ответ, что они не имеют право разглашать врачебную тайну, так как диагноз пациента является частью врачебной тайны.

Основные законы, на основании которых была решена данная проблемная ситуация:

1. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124 (с изменениями от 21 декабря 2004 г.);

2. ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195;

3. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120 (в ред. от 29. 12. 2004г.);

4. ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг.

5. Закон Новосибирской области от 5 декабря 1995 г. N 29-ОЗ "О социальной помощи населению на территории Новосибирской области" (с изм. и доп. от 9 февраля 2005 г.)


ПРИЛОЖЕНИЕ С

Примерные вопросы для дипломников к государственному экзамену «Социальная работа в регионе»

1. Регион как политико-правовая и социально-экономическая система. Условия и факторы возникновения региональных систем.

2. Субъекты социальной политики региона.

3. Цели и задачи региональной социальной политики.

4. Формы и механизмы реализации региональной социальной политики.

5. Особенности социально-экономического развития Сибирского федерального округа.

6. Социальная инфраструктура Сибирского федерального округа.

7. Финансовое обеспечение социальной политики в регионе.

8. Специфика социально-экономических проблем коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.

9. Приоритетные направления социальной политики в Новосибирской области.

10. Региональные целевые программы как система мер по решению задач социальной политики.

11. Характеристика городских и областных целевых программ, регулирующих направления социальной работы с семьей и детьми (на примере г. Новосибирска и НСО).

12. Характеристика деятельности общественных организаций в сфере социальной работы в Сибирском регионе.

13. Службы социальной реабилитации населения в Сибирском регионе.

14. Характеристика основных субъектов социальной работы с безработными гражданами в Сибирском регионе.

15. Социальная работа с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в НСО и г. Новосибирске.

16. Социальные гарантии для молодежи и молодой семьи в регионе.

17. Характеристика трудоизбыточных и трудодефицитных регионов РФ.

18. Особенности регионального рынка труда в Сибирском федеральном округе.

19. Особенности регионального рынка труда федеральных округах РФ.

20. Семья в Сибирском регионе и Новосибирской области: основные статистические показатели (статистика браков и разводов, абортов и рождаемости, структура семьи).

21. Социально-демографическая характеристика Сибирского региона.

22. Условия и порядок присвоения почетного звания ветеран труда Новосибирской области и меры их социальной поддержки.

23. Организационные основы защиты прав детей в регионе.

24. Молодежный парламент Новосибирской области как субъект и объект молодежной политики в регионе.

25. Социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области.

26. Город в системе региона: характеристика мегаполисов, больших и малых городов.

27. Характеристика миграционных процессов в федеральных округах РФ.

28. Характеристика муниципальной социальной политики.

29. Субъекты социальной политики в Новосибирской области и г. Новосибирске.

30. Система социальной защиты населения г. Новосибирска.

31. Особенности регионализации в России.

32. Теория регионалистики.

33. Социальное положение этносов Сибирского региона.

34. История волонтерства в России. Особенности формирования волонтерского движения в регионе.

35. Характеристика основных групп волонтерских движений и форм волонтерской деятельности в регионе.

36. Характеристика городской целевой программы «О муниципальной поддержке национально-культурных автономий и организаций в городе Новосибирске» на 2004-2006 годы от 17.09.2003 № 300.

37. Характеристика городской целевой программы «Формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в г. Новосибирске на 2004-2006 годы» от 11.12.2003.

38. Характеристика областной целевой программы «Создание механизмов обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы» от 27.05.2004.

39. Характеристика областной целевой программы «Старшее поколение» на 2004-2008 годы от 02.10.2003.

40. Характеристика областной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера на 2004-2006 годы» от 02.10.2003.

41. Характеристика закона Новосибирской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области» от 23.12.2004 № 253-ОСД.

42. Характеристика программы социально-экономического развития Новосибирской области на среднесрочную перспективу (2004-2008 годы) от 07.07.2004 № 215-ОСД.


ПРИЛОЖЕНИЕ D

Этапы подготовки и защиты квалификационной работы студента-выпускника

Подготовительный этап